Анализ стихотворения Блока Родина

Анализ стихотворения «Россия» Блока

Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично. Краткий анализ “Россия” по плану поможет ученикам 5 класса понять, в чем эта нетипичность заключается. Разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал при объяснении темы на уроке литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Россия.

История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.

Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.

Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты“золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.

Метафоры“крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.

Сравнение“как слезы первые любви”.

История создания

Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил ее не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он все же не мог ее не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, – как раз об этом.

К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое все же возможно.

“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907-1916 лет написания.

Основная тема произведения – любовь к своей стране. Она может быть несовершенной, в ней многое не так, как хотелось бы, но поскольку это твоя Родина, ты просто не можешь ее не любить.

Композиция

Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.

И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

Несмотря на общий лиризм произведения, он имеет явно гражданский характер: поэт в нем высказывает не только свою позицию касательно любви к Родине, но и недовольство тем, как она живет, и желание перемен. Использованный для передачи этих мыслей и чувств, такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, делает стихотворение одновременно ритмичным и ясным.

Средства выразительности

Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слезы первые любви”.

С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.

Анализ стихотворения «Россия» (А. Блок)

Александр Александрович Блок – один из величайших русских поэтов, символист. В родной стране он застал множество потрясений, несколько режимов, но независимо от политических условий он всегда с любовью относился к родной земле, с болью переживая все ее жертвы и потери и искренне радуясь ее победам.

История создания

Многие произведения поэта посвящены России. Среди них – цикл «На поле Куликовом», поэма «Двенадцать», стихотворения «Русь моя, жизнь моя…», «Русь», а также знаменитое стихотворение «Россия», лирический шедевр Александра Блока.

Стихотворение было написано в 1908 году, в первый постреволюционный период. В это время писатель переживал внутренний кризис, разочарование монархической властью и результатами первой революции. Постепенно взгляд поэта на политическую ситуацию меняется, Блок начинает больше симпатизировать революционерам и их благородным целям. Тем не менее, неизменным остается отношение автора к просторам родной России, ее людям и истории. Свою бесконечную любовью к «нищей России» автор выразил в стихотворении «Россия».

Жанр, направление, размер

Произведение можно отнести к жанру гражданской лирики. Однако, несмотря на отчетливо звучащий социальный протест, стихотворение очень поэтично. Благодаря четырехстопному ямбу с перекрестной рифмовкой оно звучит светло и легко.

Стихотворение представляет собой обращение автора к родной земле, искренний, открытый разговор с ней. Текст наполнен множеством разных тропов; поэт не отступает и от принципов символизма, в стихотворении он создает загадочный и крайне индивидуальный образ своей страны.

Образы и символы

  • В центре произведения – образ России, который достигает невероятной выразительности благодаря намеку на сравнение с девушкой, чья «разбойная краса» и «прекрасные черты» затуманены горькой заботой тяжелых дней.
  • В стихотворении поэт использует символы, расширяющие смысловое поле текста. Неизменно присутствует в тексте символ пути, распутья. России предстоит выбрать свою дорогу, неровную, с множеством развилок. Дорога – это судьба, паломничество, движение к лучшей жизни, к своему предназначению. Однако путь этот долог и сложен; но России, встретившей новый век, не избежать его.
  • Для лирического героя же дорога легка, прежде всего, потому, что освещена любовью к родине и надеждой на долгожданные счастливые перемены. Для него Россия – возлюбленная, самая первая и долгая любовь.
  • Образ России, созданный Блоком, удивительно лиричен и красочен. Несмотря на патриотический пафос произведения, оно больше напоминает письмо к возлюбленной, немного грустное, но неизменно нежное.

Темы и проблемы

Кончено, основной темой стихотворения является любовь к родной земле. Несмотря ни на что, автор остается верен своей Родине, всей душой поддерживая ее в трудные времена. Мотив самоотверженной любви к Родине и патриотизма звучит в блоковской «России» наиболее явно.

Тревога за судьбу России — это основная проблема стихотворения. Автор переживает за будущее и настоящее, обращает внимание на социальную незащищенность родины, которую он отождествлял с народом. Его Русь — это бедная, измученная трудом женщина. Такой поэт и видел свою страну и стремился открыть власть имущих глаза на ее лохмотья. Несмотря ни на что, он не ропщет и несет крест — то есть терпит трудности без ропота.

Лирический герой показывает пример самоотверженной любви к отечеству, со всеми его недостатками; он верит, что любовь проявляется совсем не в жалости («тебя жалеть я не умею»), а в преданности и искреннем деятельном сочувствии.

Основная идея

Поэт утверждает невозможность отстраниться от жизни своей страны, упрекать ее в минуты неудач и горестей. Он призывает с состраданием и любовью относится к родине, утверждая ее особую роль в жизни каждого человека: родина – мать, родина-друг, родина – возлюбленная. Каждый из нас должен нести свой крест и идти по дороге, как бы ни вязли спицы. Родина утешит нас пути и развеет тоску. Это и есть смысл и главная мысль стихотворения Блока «Россия».

Патриотизм стал сквозным мотивом в творчестве Блока, его основополагающей ценностью и идеей.

Средства выразительности

Невероятно поэтичный образ Родины рисует Александр Блок в своей «России». Он использует самые разные тропы, в том числе:

  • эпитеты («золотые годы», «расхлябанные колеи», «стертые шлеи»),
  • метафоры («какому хочешь чародею отдай разбойную красу», «песни ветровые», «крест свой бережно несу»),
  • сравнения («как слезы первые любви»»).

Также автор использует синтаксические приемы, например, ряды однородных членов предложения («лес, да поле, да плат», «не пропадешь, не сгинешь ты»), которые придают певучесть и плавность слогу.

Анализ Стихотворения А.Блока “Родина” По плану: 1.Год,история создания стиха
2.Тема,идея
3.Рифма,ритм,размер
4.Средство худож.выразительности.

2)u0413u043bu0430u0432u043du043eu0439 u0442u0435u043cu043eu0439 u044du0442u043eu0433u043e u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u043du0435 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0440u0430u0437u043eu0447u0430u0440u043eu0432u0430u043du0438u0435 u0441u043eu0432u0440u0435u043cu0435u043du043du043eu0439 u0435u043cu0443 u0420u043eu0441u0441u0438u0435u0439, u0430 u0438 u043au0430u043a u0431u044b u043fu0440u043eu0440u043eu0447u0435u0441u0442u0432u043e u0435u0435 u0431u0443u0434u0443u0449u0435u0433u043e. u041fu043eu044du0442 u0431u044bu043b u0441u0432u0438u0434u0435u0442u0435u043bu0435u043c u0442u0435u0445 u0434u043du0435u0439 u0438 u0440u0430u0437u043eu0447u0430u0440u043eu0432u0430u043bu0441u044f u0432 u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u043fu0440u043eu0438u0441u0445u043eu0434u0438u043bu043e u0432 u0441u0442u0440u0430u043du0435 u0432u0441u0435 u044du0442u0438 u0433u043eu0434u044b. u0415u043cu0443 u0431u044bu043bu043e u0441u0442u044bu0434u043du043e u0437u0430 u0442u0435u0445, u043au0442u043e u0440u0443u043au043eu0432u043eu0434u0438u043b u0435u0433u043e u0420u043eu0434u0438u043du043eu0439, u0432u043bu0430u0441u0442u044cu044e u0438 u043du043eu0432u043eu0439 u043fu043eu043bu0438u0442u0438u043au043eu0439. u041fu043eu0442u0435u0440u044f u043bu044eu0431u0438u043cu043eu0439 u0420u043eu0434u0438u043du044b u0440u0430u0432u043du043eu0441u0438u043bu044cu043du0430 u0441u043cu0435u0440u0442u0438 u0432 u043fu043eu043du0438u043cu0430u043du0438u0438 u043fu043eu044du0442u0430.

3)u041au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0446u0438u044f u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0432u043bu044fu0435u0442 u0441u043eu0431u043eu0439 u043fu043bu0430u0432u043du0443u044e u0441u043cu0435u043du0443 u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u044f u043fu043eu044du0442u0430 u043eu0442 u0436u0430u0440u043au043eu0433u043e u0441u0442u044bu0434u0430 u043a u0440u0430u0437u043cu044bu0448u043bu0435u043du0438u044fu043c u043e u0431u0443u0434u0443u0449u0435u043c.

u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u043du0430u043fu0438u0441u0430u043du043e u0447u0435u0442u044bu0440u0435u0445u0441u0442u043eu043fu043du044bu043c u044fu043cu0431u043eu043c. u0421u0442u043eu043fu0430 u0434u0432u0443u0445u0441u043bu043eu0436u043du0430u044f, u0443u0434u0430u0440u0435u043du0438u0435 u043fu0430u0434u0430u0435u0442 u043du0430 u0432u0442u043eu0440u043eu0439 u0441u043bu043eu0433.

ufeffu0420u0438u0444u043cu0430 u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u043du0430 u043fu0435u0440u0435u043au0440u0435u0441u0442u043du0430u044f, u0447u0442u043e u043fu043eu0437u0432u043eu043bu044fu0435u0442 u043bu0435u0433u043au043e u0447u0438u0442u0430u0442u044c u0441u0442u0438u0445.

u0420u0438u0444u043cu0430 u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u043du0430 u043fu0435u0440u0435u043au0440u0435u0441u0442u043du0430u044f, u0447u0442u043e u043fu043eu0437u0432u043eu043bu044fu0435u0442 u043bu0435u0433u043au043e u0447u0438u0442u0430u0442u044c u0441u0442u0438u0445.

u041eu0431u0440u0430u0442u0438u043cu0441u044f u043a u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu043cu0443 u0441u0438u043du0442u0430u043au0441u0438u0441u0443

u0412 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u043du0435u0442 u043fu043eu0432u0442u043eu0440u043eu0432 u0438 u0430u043du0430u0444u043eu0440. u041eu0441u0442u0430u043bu044cu043du044bu0435 u0432u0438u0434u044b u0441u0438u043du0442u0430u043au0441u0438u0441u0430 u0442u043eu0436u0435 u043eu0442u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0443u044eu0442, u043au0440u043eu043cu0435 u0438u043du0432u0435u0440u0441u0438u0438: u00abu041du043e u0441u043bu043eu0432u0430 u0433u043eu0440u0434u043eu0433u043e u043eu0442u043du044bu043du0435 u043du0435 u043cu043eu0436u0435u0442 u0432u044bu043cu043eu043bu0432u0438u0442u044c u044fu0437u044bu043au00bb.

4)u042du0442u043e u044du043fu0438u0442u0435u0442u044b: u0438u0437u0431u044b u0441u0435u0440u044bu0435, u0441u043fu0438u0446u044b u0440u043eu0441u043fu0438u0441u043du044bu0435, u043au043eu043bu0435u0438 u0440u0430u0441u0445u043bu044fu0431u0430u043du043du044bu0435, u043fu0435u0441u043du0438 u0432u0435u0442u0440u043eu0432u044bu0435, u0442. u0435. u0440u0430u0437u0434u043eu043bu044cu043du044bu0435, u0442u043eu0441u043au043bu0438u0432u044bu0435, u0437u0430u0434u0443u0448u0435u0432u043du044bu0435 u043fu0435u0441u043du0438, u043au0440u0430u0441u0430 u0440u0430u0437u0431u043eu0439u043du0430u044f, u0447u0435u0440u0442u044b u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du044bu0435, u0434u043eu0440u043eu0433u0430 u0434u043eu043bu0433u0430u044f, u0434u0430u043bu044c u0434u043eu0440u043eu0436u043du0430u044f, u0442u043eu0441u043au0430 u043eu0441u0442u0440u043eu0436u043du0430u044f. u0412u0441u0442u0440u0435u0447u0430u044eu0442u0441u044f u0441u0440u0430u0432u043du0435u043du0438u044f, u043fu043eu0441u0442u0440u043eu0435u043du043du044bu0435 u043du0430 u0435u0434u0438u043du0441u0442u0432u0435 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu043bu043eu0436u043du043eu0441u0442u0435u0439 – u043eu043au0441u044eu043cu043eu0440u043eu043du044b: u00abu0418 u043du0435u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043eu0435 u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043e. (/u0414u043eu0440u043eu0433u0430 u0434u043eu043bu0433u0430u044f u043bu0435u0433u043au0430. u00bb “>]” data-test=”answer-box-list”>

Полный анализ стихотворения Блока “Россия”

Русский поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.) оставил достаточно обширное творческое наследие. Однако не так уж много центральных тем выделяют в его творчестве. Поэт писал о любви – к женщине и к своей Родине. В позднем творчестве Блока эти две темы практически объединяются в одну, а Россия в его стихотворениях предстает перед читателем той самой Прекрасной Дамой из ранних произведений. В данном тексте вы можете найти полный анализ стихотворения Блока “Россия”. Среди стихотворений Блока о России есть такие шедевры, как цикл “Куликово поле”, “Русь” (“Ты и во сне необычайна. “), “Россия” (“Опять, как в годы золотые. “).

Читайте также:  Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блок

Краткий план анализа стихотворения Блока “Россия”

  1. История создания произведения
  2. Строфика стихотворения, его размер, вид рифмы
  3. Средства художественной выразительности. Синтаксические и лексические особенности стихотворения
  4. Тема, идея стихотворения. Мотивы и символы. Особенности композиции

Стихотворение “Россия”: история создания

В 1906 г. Александр Блок окончил Петербургский университет. Этот момент исследователи считают началом его профессионального, зрелого творчества. С 1907 по 1916 год Блок работает над циклом “Родина”, основной мыслью которого становится выражение светлого чувства любви к своей стране. Поэт действительно очень любил Россию, разочаровавшись в 20-х гг. XX в. в произошедшей революции, он не покинул страну, подобно другим представителям русской интеллигенции.

В цикл “Родина” входит и стихотворение “Россия”, написанное осенью 1908 года. По сравнению с другими стихами цикла, это произведение завоевало наибольшую известность у читателей.

Скелет стихотворения: какими средствами создан шедевр?

Итак, стих Блока “Россия”. Анализ стихотворения предполагает освещение его технических особенностей.

В стихотворении шесть строф, каждая из которой представляет четверостишие, кроме заключительной (она состоит из шести строк). Произведение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует перекрестную рифму по следующей схеме: AbAb (прописные буквы подразумевают использование женской рифмы, а строчные – мужской).

Продолжим анализ стихотворения Блока “Россия”. Художественные средства, использованные поэтом, – крайне важная часть анализа, так как позволяет узнать, какие средства языка помогли автору выразить его мысли и чувства.

Выразительные средства, лексические и синтаксические особенности

Блок в своем стихотворении прибегает к использованию эпитетов (красочных определений): “годы золотые”, “нищая Россия”, “разбойную красу”, “прекрасные черты”, “тоской острожной”.

Поэт использует метафоры (троп, основанный на скрытом сравнении): “забота затуманит”, “звенит песня”. Через все стихотворение проходит сравнение России с женщиной. Однако сравнения используются в стихотворении не только на макро-, но и на микроуровне: “как в годы золотые”, “как слезы первые любви”. В пятой строфе используется скрытое сравнение России с рекой и заботы – со слезой. Почти на всем протяжении текста Блок прибегает к инверсии (перестановке слов). В первой строфе присутствуют элементы звукописи, основанной на аллитерации, – повторении согласных звуков.

Продолжим анализ стихотворения Блока “Россия”. Средства выразительности поэт использует различные, в том числе и синтаксические. Среди них – однородные члены предложения (“не пропадешь, не сгинешь”; “заманит и обманет”; “лес, да поле, / Да плат узорный до бровей. “; “избы серые” и “песни ветровые”). Также используется повтор слов (см. вторую строфу: повтор слов “Россия”, “твои”; также см. пятую: “одной заботой” – “одной слезой”). Однородные части сложноподчиненного предложения способствуют появлению анафоры (одинакового начала строк) в заключительной строфе (“когда” – “когда”).

Поэт применяет просторечную лексику: “сгинешь”, “боле”. Использованная в умеренном количестве, она порождает у читателя чувство глубокого слияния со страной, ее стариной, ее народом.

О Русь моя! Жена моя! До боли.

Темой произведения Блока становится судьба родной страны. Поэт сравнивает ее с судьбой женщины.

Нельзя однозначно охарактеризовать эту судьбу. С одной стороны, поэт намекает на ее трагизм: его героиня отдаст себя чародею, который ее “заманит и обманет”.

И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Но, едва намекнув на этот трагизм, поэт тут же жизнеутверждающе замечает:

Ну что ж? Одной заботой бо́ле —
Одной слезой река шумней,
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

Его героиня Россия никогда “не пропадет” и “не сгинет”, какому бы чародею ни отдала она свою “разбойную красу”. Испытания делают ее только сильнее, богаче и краше:

Одной слезой река шумней

Стихотворение буквально напоено любовью и восхищением, которые испытывает лирический герой по отношению к своей Родине. Это не отрешенная созерцательная любовь к родной природе и не горячее патриотическое чувство. Нет, вряд ли эти стихи можно сравнить с гражданской или пейзажной лирикой других поэтов. Скорее они напоминают самого Блока – его стихи, посвященные Прекрасной Даме. Любовь к России здесь – это любовь к женщине. Чувство поэта пропитано любовным очарованием, восторженным любованием и робким трепетом. Блок говорит об этом прямо во второй строфе:

Твои мне песни ветровы́е —
Как слезы первые любви!

Сравним такое отношение к стране с первым стихотворением из цикла “Куликово поле”, где лирический герой восклицает:

О Русь моя! Жена моя!

Образ России наполняет героя силами:

И невозможное возможно,
Доро́га долгая легка́,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.

Точно так же в одном из стихотворений цикла “Куликово поле” герою внушает огромную силу образ женщины, его Вечной Жены.

Сравнение с другими творениями поэта предполагает план анализа. Стихотворение Александра Блока “Россия”, наряду с циклом “Куликово поле” и другими стихами выражает светлое чувство любви к Родине, приближенное к страстной любви к женщине.

Но все же в разных стихах Блока образ Родины преломлен по-разному. Одним из самых известных произведений поэта является стихотворение “Русь”. Здесь в родной стране живут сказочные герои. Описание просторов Родины приближает стихотворение к древним былинным сказам:

Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.

В более позднем стихотворении “Россия” на место сказочных персонажей приходят женщина-крестьянка в платке и обыкновенный русский ямщик. Но сказочные элементы насовсем не исчезают:

Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Птица-тройка, кто тебя выдумал?

Первые две строфы – это своеобразная экспозиция стихотворения, описание любимой страны и чувств поэта. Основная мысль произведения и его кульминация сосредоточена в следующих трех строфах. Заключительное шестистишие играет роль катарсического (то есть просветляющего) завершения.

В первой строфе Блок рисует в воображении читателя картину, перекликающуюся с русской пейзажной живописью (Саврасова, Васильева и др.). Это образ нищей, грязной Родины. Малопривлекательный, казалось бы, образ, однако он глубоко симпатичен автору – и его симпатия сообщается и читателю.

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Связь здесь наблюдается, однако не только с живописью. В поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” есть лейтмотив – дорога, которая на протяжении всей поэмы естественно отождествляется с образом Родины. Первый том “Мертвых душ” завершается лирическим отступлением автора, исполненным глубокой поэтичности и любви к родной земле. Образ России в этом отступлении – это образ “птицы-тройки”, которая величественно несется, оставляя далеко позади за собой другие страны. Неудивительно, что Блок в самом начале своего стихотворении о России вспоминает именно дорогу, плохую, грязную, но пересекающую всю страну. Исследователи не раз отмечали эту связь начала стихотворения Блока и лирического отступления о “птице-тройке” Гоголя.

Стихотворение имеет симметричную структуру: оно начинается описанием дороги и так же завершается:

И невозможное возможно,
Доро́га долгая легка́

Можно сказать, что все стихотворение представляет собой лишь дорожное размышление путешественника. В этом смысле можно провести параллели с лирикой и Пушкина, и Некрасова.

Три времени России

Дорога символизирует обновление. И хотя предметом изображения в стихотворении становится “нищая Россия”, поэт размышляет о ее будущем.

В стихотворении пересекаются все три времени русского языка: настоящее (момент дорожного размышления, запечатленный автором в стихотворении), прошлое (упоминание о золотых годах в первой строфе) и будущее (через трагическое безрассудство родной земли, переданное здесь в образе влюбленной и отдающейся женщины, – к очередному возвышению России, обязанной этим возвышением именно своему безрассудству).

Может быть, поэт, размышляя о будущем своей страны, предвидел предстоящие ей испытания, ведь стихотворение было написано в период между двумя русскими революциями! Во всяком случае поэт до самой смерти считал, что никакие испытания не могут поколебать силы и внутренней красоты его России.

Строки последней строфы имеют двойственное толкование. С одной стороны, поэт пишет о силе, внушаемой ему родными краями (см. выше), но с другой – в этих строках он выражает надежду на обновление России. Обновление, которое пока, в бедной повозке, на грязной, плохой дороге, представляется маловероятным.

Анализ стихотворения Блока “Россия” предполагает рассмотрение текста с точки зрения его символики, ведь Александр Александрович Блок является ведущим представителем течения “младших символистов” (одного из ответвлений русского символизма – литературного направления конца XIX – начала XX вв.). Характерной чертой символизма является использование разного рода символики, недосказанности, намеков и т. д. В стихотворении “Россия” роль символа играет дорога.

Мотив вольности в стихотворении “Россия”

Стремление к свободе – характерная черта русского народа, а значит, и России, на которую наложил свой отпечаток многовековой гнет крепостного рабства. Поэтому мотивы бунта, свободы, вольности присутствуют во многих произведениях русских авторов о родной стране.

Александр Блок не исключение. Он касается темы вольности и в стихотворении “Россия”. Ведь краса его Руси – “разбойная”, и “острожной тоской” звенит песня его ямщика.

Заключение

Мы сделали анализ стихотворения “Россия” Александра Александровича Блока.

У крупного поэта весь комплекс выразительных средств, которые он использует, работает на выражение его мысли. Александр Блок – очень крупный поэт, величайший творец. Каждый технический нюанс и художественная деталь, каждая метафора и любое сравнение – это очередной маленький штрих в портрете страстно любимой. нет, не женщины – страны. Родины.

Анализ стихотворения Александра Блока «Россия»

А. Блок — один из немногих поэтов, кто принял революцию 1905 года, а позже и октябрьский переворот. Позже он разочаровался в новом режиме, но не стал покидать Россию. Это поступок стал символом бескорыстной любви к родине, несмотря ни на что.

Александр Блок «Россия»

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.

Краткий анализ

Стихотворение “Родина” написано в 1908 году и входит в одноименный цикл.

Тема стихотворения — любовь к родине, несмотря на ее несовершенства и противоречия.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю

Жанровая характеристика — гражданская лирика.

Композиционные особенности — стихотворение делится на две части: первая содержит 5 четверостиший, вторая — последняя строфа (6 строк).

Размер стихов — ямб четырёхстопный.

Средства выразительности: эпитеты (“годы золотые”, “спицы расписные”, “нищая Россия”, “песни ветровые”, “прекрасные черты”, “прекрасные черты”), метафоры (“Одной слезой река шумней”, “Какому хочешь чародею отдай разбойную красу”), устойчивое выражение (“И крест свой бережно несу”), сравнение (“Как слезы первые любви”).

Развернутый анализ

Тема родины проходит красной нитью через творчество многих русских поэтов. В начале 20 веке, в период поднятия революционных настроений, писатели и поэты поделились на два лагеря — те, кто принимал происходящие события и на тех, кто критиковал революционеров. Каждый творческий человек пытался отразить эти настроения в своем творчестве и тема родины в этот период стала набирать популярность.

Исторические события

В период своего зрелого творчества Блок создает цикл стихотворений о родине, в который и входит произведение, повторяющее название сборника. Стихотворение “Родина” написано в 1908 году, за несколько лет до революции 1917 года. И в этом произведении Блок выразил всю свою любовь к родине.

В 1908 году поэт, как и многие другие представители интеллигенции и народа, ждали перемен в политическом строе. Многие были недовольны царской властью и несправедливостью режима. Подавление революции 1905 года, период реакции, поражение в Японской войне наложили отпечаток на настроения в обществе.

Тема произведения

Стихотворение посвящено теме родины. В произведении показан тот образ России, который представляется лирическому герою. Можно выделить целый ряд особенностей образа. Для лирического героя родина — нищая, со старыми избами и разъезженной дорогой, в которой застревают колеса, на улице повсюду слышны ветровые песни. Герой выражает свое отношение к родине: ему ее не жаль, он готов принимать со всеми несовершенствами. У Блока тема родины тесно переплетается с темой любви к женщине и эти два образа сливаются в один. Поэт сравнивает Россию с доверчивой и простой женщиной, которую легко обмануть. Но такая женщина стойко переносит все тяготы жизни (Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней).

Композиционные особенности

Текст поделен на две смысловые части: первая состоит из пяти катренов, вторая — последние 6 строк. Обе части объединены мотивом дороги, который ярко показан в первой строфе и последней. Но эти образы противопоставлены друг другу. В начале дорога кажется лирическому герою долгой, грязной, непроходимой. А во второй части мотив дороги переплетается с мотивом надежды и возможности невозможного. Так вводится тема предвестия преобразований в стране, которые в скором времени грядут. Лирический герой верит в эти изменения.

Определение жанра

Последняя строфа помогает ввести в стихотворение гражданскую проблематику. Лирический герой выражает свои нежные чувства к родине, но также он недоволен положением страны, тем, что она нищая и бедная. Герой ждет изменений и перемен. Поэтому стихотворение можно отнести к гражданской лирике.

Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

Уникальное стихотворение, написанное в 1898 году, когда Александру Блоку было еще только 18 лет. Ранние работы поэта действительно были написаны еще простым языком, символизм наступил позднее, так же, как наступает утро после ночи в его стихотворении. В юном возрасте, наверное, всегда есть тяга в мистике, которая оправданно царит в природе.

А. Блок на момент написания стихотворения как раз находится в родом имении Шахматово, где лунные ночи принесли поэту впечатление. К тому же, Блок испытывал чувства к Любови Менделеевой, влюбленная душа всегда

Пейзаж представляется читателю даже зловещим, темным, однако все не так пугающе. Мистика природы создает напряжение, которое невозможно объяснить. Даже если знаешь, что наступит светлое и теплое утро, все равно ночь-особая атмосфера, она несет за собой что-то таинственное.

Интересно заметить, что то напряжение, которое передает автор в стихотворении, сопряжено не только с мистикой, но и с личными переживаниями поэта о любви, это можно уловить между строк. К тому же, Блок будто чувствует будущие невзгоды

Мольбы услышаны-Блок жениться на любимой женщине, Л. Менделеевой. А. Блок достаточно восприимчивый человек, он верил в высшие силы.

Александр Александрович Блок ясно дает понять в своем раннем творении, что ночь по-своему очаровательна, прекрасна, но она и настораживает, будто в ночном мраке таятся угрозы. Притом поэт не скрывает своих страхов, какого-то трепета перед царством ночи.

Сочинение по картине Летний день. Цветет сирень Копытцевой Майя Кузьминична Копытцева — заслуженный художник Российской Федерации. За годы свой творческой жизни Копытцева создала картины пожалуй почти во всех жанрах изобразительного искусства. Все полотна мастера пропитаны добротой и любовью.

Твір на тему Людина і природа Всі ми звикли до того, що останнім часом людина вважає себе господарем природи, а чи дійсно воно є так? На прикінці двох останніх сторіч ми вже знаємо роль людини всесвіті.

Урок на тему «Спортивные забавы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 27″ г. Юрги» «Спортивные забавы» Подготовили: Воспитатели Надежда Юрьевна Аксенова, Татьяна Сергеевна Фаланина. Город Юрга Цель: Создать радостное.

Сочинение Моя любимая сказка Царевна-лягушка Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать, ведь он.

«Душа моя мрачна» анализ стихотворения Байрона Тема стихотворения : душевные страдания. Литературное направление : романтизм. Жанр : элегия, послание. В мировой литературе Джордж Гордон Байрон известен как яркий новатор, сильный и свободный поэт. Хоть его ранние.

«Ассаргадон» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Ассаргадон» Брюсов написал в 1897 г. Оно было напечатано в сборнике «Книга раздумий», изданном в 1899 г. В этот сборник входили стихотворения четырех авторов. В 1900 г.

УРОК № 7 Тема. Керування виконавцями. Мета: Ознайомити з поняттям «виконавець»; навчити записувати команди для виконавців за допомогою мови стрілок; розвивати в учнів увагу, логічне та образне мислення; закріпити поняття і вміння учнів.

«К самому себе» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение Брюсова «К самому себе» было написано в 1900 г. Оно вошло в сборник «Третья стража», изданный в 1900 г., в цикл «Близким». Литературное направление и жанр Стихотворение.

Конспект урока по истории «В гаванях афинского порта Пирей» Урок 41. В гаванях афинского порта Пирей Цели: контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»; показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить.

Аксаков К. С. биография АКСАКОВ, КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ , русский публицист, критик, поэт, историк, языковед, один из идеологов славянофильства. Сын С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. Родился 29 марта 1817 в с. Ново-Аксаково Бугурусланского.

Литературная критика Важное место в русской литературно-общественной жизни занимала литературная критика. Как соотносятся критика и художественная литература? Казалось бы, не возникает сомнений, что литература первична, а критика вторична, иными словами, что критическая.

Статья про грибы Грибы, что мы о них знаем? 17 08.09 Середина лета, начало грибного сезона. Множество людей устремляется в лес за деликатесной добычей. Традиционно, блюда из грибов занимают на нашем столе почетное.

Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю Михаил Лермонтов — человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека — несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому.

«Светлана», анализ баллады Жуковского Василий Жуковский в начале творческого пути во многом подражал перу немецких и английских поэтов. У Бюргера Жуковский позаимствовал сюжет для баллады «Светлана». Написана она была в 1812 году. Переложив первоисточник.

Рассказ А. Платонова Никита» в 5 классе Возможно, в начальной школе Дети уже встречались с произведениями Платонова . По мультфильму детям знакома сказка А. П. Платонова «Волшебное кольцо». В учебник «Родная речь» включен рассказ А. П. Платонова.

Сочинение по картине Ракши Поле куликово Юрий Ракша — известный советский живописец. За свою жизнь он написал более десяти картин. Некоторые из них хранятся в таких престижных заведениях как Третьяковская художественная галерея. Юрий Ракша также смог.

Мой демон 1 Собранье зол его стихия; Носясь меж темных облаков, Он любит бури роковые, И пену рек, и шум дубров; Он любит пасмурные ночи, Туманы, бледную луну, Улыбки горькие и очи.

Как и где зимуют ежи в природе Скажите, видел ли кто живого ежа? Это такой маленький привлекательный зверек, топает очень громко и смешно так фыркает. Но к осени ежи исчезают. Куда же все — таки исчезают ежи.

Вера Николаевна — характеристика персонажа Произведение: Гранатовый браслет Вера Николаевна Шеина — княгиня, жена князя Василия Львовича Шеина, возлюбленная Желткова. Живя в, казалось бы, благополучном браке, прекрасная и чистая В. Н. угасает. С первых строк.

«Мы с тобой бестолковые люди» анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» было написано в 1851 г. и напечатано в «Современнике» № 11 за 1851 г. Включено в сборник стихотворений 1856 г. В 1865.

Художественный анализ поэмы «Братская ГЭС» Поэма «Братская ГЭС» была написана Е. Евтушенко в середине шестидесятых годов, по свежим впечатлениям от грандиозной стройки. В ней звучит гордость за людей и страну, осуществляющих такие небывалые проекты. Я.

«Полдень» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник». Стихотворение.

Поляков Ю. биография Родился 12 ноября 1954 года в Москве, в рабочей семье. Отец — Поляков Михаил Тимофеевич, электромонтер. Мать — Полякова Лидия Ильинична, технолог. Супруга — Полякова Наталья Ивановна, программист. Дочь —.

Штольц — характеристика персонажа Произведение: Обломов Штольц Андрей Иванович — друг Обломова, деловой человек. Ш. получил своеобразное воспитание. Русская мать хотела видеть в нем воспитанного, благородного, романтичного юношу. Отец же воспитывал сына как сильного.

Сочинение на тему Рецензия на роман Ч. Т. Айтматова «Плаха» Рецензия на Роман Ч. Т. Айтматова «Плаха» Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, Чтобы оно объяснило нам наше настоящее И намекнуло о нашем будущем. В. Белинский Роман «Плаха» — один из.

Александр Иванович Куприн . Биография Высочайшим образцом реалистического искусства рубежа ХIХ-ХХ веков стало творчество Александра Куприна. Александр Иванович Куприн — известный русский прозаик, стремившийся в своем творчестве обновить эстетические принципы реализма. Куприн, как и Иван.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сольвейг Блока

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордковича А. Г. — скачать бесплатно МОУ: ______________________________________ Наименование образовательного учреждения ________________________________ Рабочая программа По алгебре 7 класс К учебнику Мордковича А. Г. Учитель _______________________________________ _________________________________________________ Местонахождение образовательного учреждения 200 __ -200 __ учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Молодой Лермонтов-романтик Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника . Лермонтовский поэт — «как демон, с гордою душой»; он «меж людей беспечный странник, / Для мира и.

Сладость контрафакта Весной 1831 года двадцатидвухлетний Гоголь, уже два года как петербуржец, решил издать свои повести. Помня печальный опыт с публикацией «идиллии в картинах» «Ганц Кюхельгартен» , обратился за советом к своему.

Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов.

Сочинение на тему Победа и поражение Сочинение №1 краткое Слово победа всегда звучит величественно и царственно. Любой человек любит победу, никто не терпит поражения. Однако мужественно принять поражение — это удел сильных личностей. Победа и поражение.

Сценарий новогоднего праздника «Снежная гостья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7 «Дарование» Сценарий новогоднего праздника «Снежная гостья» Подготовила Музыкальный руководитель Марусева Людмила Тимофеевна Г. Юрга Цель: Развивать музыкальные, сценические и танцевальные.

Страстный герой пушкинского романа «Евгении Онегин» Мне нравились его черты. А. С. Пушкин Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин — светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени.

Цитаты на каждый день Идея ежедневного наполнения блога замечательная, но читателям приходится просматривать много статей, поэтому пытаюсь изменить тактику. Я собрала в одной подборке все, что публиковала, начиная с 1 марта. И теперь буду.

Розвиток мовлення дітей під час праці та режимних моментів виховання У дітей 3-4 років із недорозвинений мовленням трудова діяльність обмежена — вона не виходить за межі сомообслуговування. Дітей привчають самостійно й акуратно їсти, одягатися й роздягатися, прибирати за собою стілець.

Вопросы и ответы к теме «Устное народное творчество» Что такое фольклор и какие его виды вы знаете? Когда люди поют песни? На какие группы можно разделить народные песни? Среди народных песен выделяют песни колыбельные, календарные, обрядовые, исторические и.

Конспект урока по технологии «Овощи в питании. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд из сырых овощей» 5 класс УРОК 3-4 Тема урока: Овощи в питании. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд из сырых овощей. Цель урока : Познакомить учащихся с ролью овощей в питании человека, с классификацией овощей; сформировать.

Разработка урока ОРКСЭ по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя образовательная школа №3 Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Разработчик: учитель начальных классов Капланова Курманбийке Узбековна Г. Сургут, 2014 Конспект урока.

Кадровая справка о руководящих и педагогических работниках Кадровая справка о руководящих и педагогических работниках. ФИО Должность Образование Категория КПК Дата аттестации 1, Конончук Елена Емельяновна Заведующий ГБДОУ Высшее проф. ЛГПИ им. Герцена 1990 педагогика и психологии 1996.

«Скифы» анализ стихотворения Блока Произведение Александра Блока «Скифы» — это революционно-патриотическая ода, которая состоит из 12-ти строф . Стихотворение написано Разностопным ямбом ; стопа — двухсложная с ударением на втором слоге. Исследователи склонны поставить.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

Родная природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина. Урок в 6-м классе

Презентация к уроку

Цели: ознакомить учащихся с биографией поэтов, творчеством. Подчеркнуть любовь к родной природе. Выработать определенные навыки анализа стихотворений. Формировать читательский интерес к русской поэзии.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийная презентация

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

Чтение эпиграфов к уроку

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова
С.Есенин

. любил природу, долгие пешие прогулки по . деревенским полям. верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги. копать землю, пилить дрова.
В.Орлов

1) Вступительное слово учителя о поэтах.

XX век русской литературы – это период, когда родились выдающиеся поэты, которые до сих пор не канули в бездну, а продолжают волновать современных читателей. Несмотря на все обилие и многообразие современной литературы, творчество этих людей продолжает интересовать нас. А. А. Блок и С.А. Есенин – это гениальные и талантливые поэты XX века и мастера своего слова. Именно они, как никто другой, лучше всех писали о природе и красоте России, сумели помочь нам увидеть окружающий мир по-новому, свежо, заметить необычное в привычных, обыденных вещах.

На уроке мы с вами познакомимся с биографией А.А. Блока и С.Е. Есенина, прочитаем их стихотворения, посмотрим видео о родине С.А. Есенина, а также прослушаем композиции, написанные на стихи поэтов.

2) А. А. Блок (1880-1921)

А.А. Блок родился в Петербурге. В дворянской профессорской семье. Его отец был юристом, профессором Варшавского университета. Мать – дочь знаменитого профессора-ботаника Бекетова. Детство блока прошло в семье деда, поскольку родители разошлись еще до рождения сына. Детство его было безоблачным – он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Блок окончил Введенскую гимназию, затем учился на Историко-филологическом факультете Петербургского университета. В Детские и юношеские годы Блок проводил летние месяцы в подмосковном имении Шахматово. Именно в имении Шахматово он познакомился со своей будущей женой Л.Д. Менделеевой, дочерью великого химика Д.И. Менделеева.

Блок любил родную природу и воспевал ее в своих стихах. В. Орлов писал, что Блок “. любил природу, долгие пешие прогулки по . деревенским полям. верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги. копать землю, пилить дрова. Даже в конце жизни Блок вспоминал свое любимое Шахматово. И многие его стихи, будь то “На лугу”, “Полный месяц встал над лугом. ”, “Уж осень, хлеб обмолотили. ”, “Снег да снег. ”, “Лениво и тяжко плывут облака. ”, “Утихает светлый вечер. ” или другие, созвучны картинам природы, окружавшей его в имении.

Вопрос классу: как вы думаете, какая основная тема стихов А.А. Блока?

Ребята, продолжите ассоциативный ряд:

  • Лето –
  • Вечер –
  • Закат –

Чтение стихотворения “Летний вечер” и прослушивание аудиофайла.

Вопросы классу:

  1. Какое время года рисует поэт?
  2. Как вам кажется, какой месяц лета запечатлен в стихотворении?

Работа в группах. Каждой группе задается вопрос:

  1. Какую картину рисует Блок в этом стихотворении?
  2. Какие художественные приемы используются в стихотворении?
  3. Каково состояние лирического героя? К чему он стремится, что его тревожит?

Заполнение таблицы:

  • Эпитеты:
  • Метафоры:
  • Сравнения:
  • Размер стихотворения:

Задание: придумать дополнительные эпитеты и метафоры к созданной картине.

Задание: зачитать текст в учебнике на с.186-187

Таким образом, мы видим, что Россия для Блока – это необъятные русские дали, бесконечные дороги и кровавые закаты, переживания о великом и бесценном. Мы убеждаемся, что его творчество привлекает нас гармоничностью и музыкальностью речи, что всегда особенно заметно в пейзажной лирике.

3) А. А. Есенин (1895-1925)

3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения С. Есенина. Это замечательный русский поэт XX века. Певец березового ситца занимает особое место в русской литературе. Молодой, смелый, решительный, а порой и отчаянный, он ворвался в мир литературы, как искра, сжигая все на своем пути.

Для начала мы с вами познакомимся с автобиографией поэта. А для лучшего восприятия нам поможет видео о селе. Константиново.

“Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии и Рязанского уезда.

Отец мой – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна. Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три – четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в сорока. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди, иди, ягодка, бог счастья даст”. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю.

Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5”.

Чтение стихотворения и прослушивание композиции “Мелколесье степь да дали”.

Словарная работа

  • Мелколесье –
  • Разливные бубенцы –
  • Чахленькую –
  • Стынь –
  • Звень –

Вопросы к классу:

Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью?

А где здесь метафора?

Найдите олицетворение.

Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств?

Чтение стихотворения “Пороша” с. 190

Давайте попробуем составить синквейн.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Каждому русскому человеку, который любит свою родину, стихи С.А. Есенина должны быть очень близки. Его же Родина — Рязанская земля, которая научила любить и понимать то, что окружает всех нас, — природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы.

IV. Подведение итогов урока

– Что нового вы сегодня узнали о творчестве А.А. Блока и С.А. Есенин?

– Опишите свое настроение, которое осталось после прочтения стихотворений?

(учащиеся отвечают, делаются выводы.)

V. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение

2. Нарисуйте пейзажную зарисовку по мотивам стихотворения

Ссылка на основную публикацию