Анализ стихотворения Блока Россия 8 класс

Анализ стихотворения «Россия» Блока

Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично. Краткий анализ “Россия” по плану поможет ученикам 5 класса понять, в чем эта нетипичность заключается. Разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал при объяснении темы на уроке литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Россия.

История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.

Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.

Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты“золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.

Метафоры“крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.

Сравнение“как слезы первые любви”.

История создания

Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил ее не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он все же не мог ее не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, – как раз об этом.

К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое все же возможно.

“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907-1916 лет написания.

Основная тема произведения – любовь к своей стране. Она может быть несовершенной, в ней многое не так, как хотелось бы, но поскольку это твоя Родина, ты просто не можешь ее не любить.

Композиция

Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.

И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

Несмотря на общий лиризм произведения, он имеет явно гражданский характер: поэт в нем высказывает не только свою позицию касательно любви к Родине, но и недовольство тем, как она живет, и желание перемен. Использованный для передачи этих мыслей и чувств, такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, делает стихотворение одновременно ритмичным и ясным.

Средства выразительности

Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слезы первые любви”.

С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.

Анализ стихотворения «Россия» 1908 Александра Блока

18 октября 1908

Филологический анализ стихотворения

Стихотворение «Россия», написанное Александром Блоком в 1908 году, входит в цикл стихов «Родина» и подцикл «На поле Куликовом». Цикл «На поле Куликовом» не сразу был оценен и замечен русской критикой: публикация его в 1909 г. в альманахе ««Шиповник» (книга 10) не вызвала заметных критических откликов, как и перепечатка его в сборнике «Ночные часы» (1911) и в третьем томе первой редакции «Лирической трилогии» (1912). И лишь появление его в 1915 г. в сборнике «Стихи о России» заставило увидеть в Блоке поэта общенационального значения. «Последние стихи Блока истинно классичны, — писал Г.Иванов, — но они нисколько не походят на те стихи Брюсова, например, которые «трудно отличить» от Пушкина или Жуковского. Это естественная классичность мастера, прошедшего все искусы творческого пути. Некоторые из них стоят уже на той ступени просветления простоты, когда стихи, как песня, становятся доступными каждому сердцу».

Александр Блок – один из ярких представителей русского символизма, модернистского литературного течения того времени. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ был призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда «музыкальный» и «живописные» элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики (выразительный ассонанс и эффектная аллитерация); расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Это все отразилось и в стихотворение «Россия».

Цикл «На поле Куликовом», в который входит стихотворение «Россия», – высшее поэтическое достижение поэта 1907-1908 гг. Пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода «лирическим историзмом», способностью увидеть в прошлом России свое, близкое – сегодняшнее и «вечное». В своих раздумьях о судьбе Родины Блок обращается к облику старой России, издавна характеризуемой как Россия нищая и униженная. Такой видится она и Блоку.

Кстати, Лермонтов в стихотворении «Родина» тоже обращает свой взор к нищете и бедности его родной земли. Однако Блок, в отличии от Лермонтова, использует прекрасные образы, в то время как Лермонтов лишь реалистически изображает свою Родину.

Стихотворение Блока передаёт конкретные приметы России того времени, в которое оно написано («спицы расписные», «стёртые шлеи», «избы серые»).

Александр Блок продолжает Некрасовскую традицию, изображает единство повседневного («избы серые») и идеального («невозможное возможно»).

С одной стороны, перед читателем изображается конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, Россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей»).

К 1908 году Блок уже пережил личную драму (Менделеева влюбляется в его друга, Александра Белого), также он был потрясен революцией 1905 года, которая принесла только разочарование в жизнь общества, поэтому в стихотворении слышатся грустные мотивы. Образ Прекрасной Дамы, которая стала символом ранних стихов Блока, нашел новое воплощение в этом стихотворении. По мнению Блока, единственная женщина, достойная любви – это родина, Россия.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что тема этого стихотворения – судьба России, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее свое родины. Мотив трагизма проявляется в таких словах, как «слезы», «тоска», «жалеет», «глухая песня», «и крест свой бережный несу». Блок считает, что Родину не выбирают и поэтому любит Россию такой, какая она есть.

Стихотворение, написанное в форме монолога, начинается со слова «опять» (тем самым оказывая первое психологическое воздействие на читателя), как будто Блок хочет вернуть нас назад, и при этом сразу возникает образ Руси-тройки Гоголя. Становится ясно, что Россия не меняется со временем, а остается такой же, как и была.

Текст стихотворения расчленен на строфы, что организует и направляет восприятие читателя. Каждая строфа взаимосвязана с предыдущей, а в совокупности они образуют целостный текст. Деление на строфы обеспечивает выделение важнейших смыслов текста, а также активизирует внимание адресата-читателя. Связность текста стихотворения «Россия» подчеркивается с помощью семантических повторов, а именно: точными лексическими повторами (« Россия , нищая Россия …», «Мне избы серые твои , Твои мне песни ветровые…», «Ну что ж! Одной заботой боле – Одной слезой река шумней…», «Лес, да поле, Да плат узорный до бровей…», « Когда блеснет в дали дорожной… Когда звенит тоской острожной…») и корневыми повторами («Пускай за ман ит и об ман ет… И лишь забота зату ман ит…», «И не возможн ое возможн о…»). С одной стороны, повторы придают напевность стихотворению, с другой – усиливают мотив трагизма. Сильные позиции в тексте занимают первая и последняя строфы: первая. а последняя – это надежда на светлое будущее России; особенно своеобразен оксюморон «невозможное возможно». Эти слова, поставленные рядом, приобретают повышенную семантическую значимость.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Фабрика

Заглавие «Россия» означает адресованность Родине. Оно занимает абсолютно сильную позицию в стихотворении, потому что именно с него начинается знакомство с текстом. Оно вводит читателя в мир произведения и в какой-то мере выражает тему стихотворения.

Несомненно, слова-символы, звукопись и цветопись, а также синтаксическая организация стихотворения «Россия» являются доминантой данного текста, рассмотрение которых позволяет глубже понять систему художественных образов стихотворения и развитие авторской идеи.

В стихотворении Александра Блока мы встречаем слова, которые приобрели под его пером дополнительные семантические и смысловые нюансы. Например, «крест» обретает в данном стихотворении дополнительный смысл: крест как символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Бог обязательно поможет; это надежда на светлое будущее. Россия – это не только страна, но и единственная женщина, достойная любви.

Чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты, Блок использует звукопись, благодаря которой читатель может окунуться в этот «серенький» день российских будней, услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются – в первом; обманет, забота затуманит свои черты – в четвёртом четверостишии); «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину, надежду на светлое будущее.

В цветовом плане стихотворение имеет неброский колорит («избы серые»), что подчеркивает любовь автора к любой России, даже нищей.

Своеобразна тропика «России» Блока. В стихотворении присутствуют только жизнеподобные художественные образы. Например, метафорические эпитеты: «расхлябанные колеи», «дорога долгая», «мгновенный взор», «тоской острожной», «глухая песня», «избы серые», которые делают его более ярким, эстетическим, увиденные картины становятся реальнее. Эпитет «разбойная» к слову «краса» очень важен. В нем выражается непокорность, упрямость, непредсказуемость. В первой строфе употреблен постоянный эпитет «годы золотые», придающий выразительность поэтической речи.

Нетрудно заметить единство временных и пространственных представлений, которые принято называть хронотопом. В «России» представлено настоящее время, о котором говорят глаголы, употребленные в настоящем времени, например: «треплются», «вязнут», «звенит» – и будущее, судить об этом можно по глаголам будущего времени: «заманит», «обманет», «пропадешь», «не сгинешь», «затуманит», «блеснет». Пространство в этом стихотворении – Россия, изображенная Блоком.

«Россия» написана четырехстопным ямбом, который придает легкую напевность и просветленность. В третьей стопе наблюдается пиррихий, что делает стихотворение неповторимым и наполненным задумчивостью.

Благодаря перекрестной рифмовки «Россия» становится похожей на разговор.

Чередование мужской и женской рифмы придает стихотворению плавность и завершенность.

Безусловно, интересен синтаксис стихотворения «Россия». Практически в каждой строфе есть предложения с многоточиями, из чего следует, что автор находился в раздумье, размышлял во время написания стихотворения. Восклицательные предложения придают эмоциональную окраску, воодушевленность.

Кроме того, в «России» наблюдается инверсия: «годы золотые», «треплются шлеи», «вязнут спицы», «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «плат узорный», «дорога долгая», «блеснет взор», «звенит песня» – тем самым, вызывая интонационное выделение ключевых слов.

Последняя строфа особенная, состоит из шести строк. В ней Блок перечисляет черты, присущие России. Дороги, дали, песни ямщика, «мгновенный взор», то есть проникновенность души – всё это чисто российские реалии.

Таким образом, такие языковые средства, как семантические повторы (точные лексические и корневые), слова с приращенными смысловыми и семантическими значениями, аллитерация согласных звуков несут важную смысловую нагрузку в стихотворении «Россия». Тропика, метрика и синтаксис усиливают эмоциональное и эстетическое воздействие на читателя. В данном стихотворении очень удачно сочетается общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, поскольку слова, состоящие из реальных морфем, сочетаются со стилистическими приемами (повторами, метафорами, эпитетами) и с реализацией индивидуально-авторских новообразований, таких как повторы, слова-символы, инверсия, аллитерация. Учитывая общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, приходишь к выводу, что патриотические чувства для лирического героя, который приближен к автору, превыше всего. Россия для Блока – это богоизбранная особенная страна со своей национальной гордостью. Он предсказывает грядущие бури и трагедии Руси, но, несмотря на это, Блок любит Россию и верит в неё.

Анализ стихотворения «Россия» (А. Блок)

Александр Александрович Блок – один из величайших русских поэтов, символист. В родной стране он застал множество потрясений, несколько режимов, но независимо от политических условий он всегда с любовью относился к родной земле, с болью переживая все ее жертвы и потери и искренне радуясь ее победам.

История создания

Многие произведения поэта посвящены России. Среди них – цикл «На поле Куликовом», поэма «Двенадцать», стихотворения «Русь моя, жизнь моя…», «Русь», а также знаменитое стихотворение «Россия», лирический шедевр Александра Блока.

Стихотворение было написано в 1908 году, в первый постреволюционный период. В это время писатель переживал внутренний кризис, разочарование монархической властью и результатами первой революции. Постепенно взгляд поэта на политическую ситуацию меняется, Блок начинает больше симпатизировать революционерам и их благородным целям. Тем не менее, неизменным остается отношение автора к просторам родной России, ее людям и истории. Свою бесконечную любовью к «нищей России» автор выразил в стихотворении «Россия».

Жанр, направление, размер

Произведение можно отнести к жанру гражданской лирики. Однако, несмотря на отчетливо звучащий социальный протест, стихотворение очень поэтично. Благодаря четырехстопному ямбу с перекрестной рифмовкой оно звучит светло и легко.

Стихотворение представляет собой обращение автора к родной земле, искренний, открытый разговор с ней. Текст наполнен множеством разных тропов; поэт не отступает и от принципов символизма, в стихотворении он создает загадочный и крайне индивидуальный образ своей страны.

Образы и символы

  • В центре произведения – образ России, который достигает невероятной выразительности благодаря намеку на сравнение с девушкой, чья «разбойная краса» и «прекрасные черты» затуманены горькой заботой тяжелых дней.
  • В стихотворении поэт использует символы, расширяющие смысловое поле текста. Неизменно присутствует в тексте символ пути, распутья. России предстоит выбрать свою дорогу, неровную, с множеством развилок. Дорога – это судьба, паломничество, движение к лучшей жизни, к своему предназначению. Однако путь этот долог и сложен; но России, встретившей новый век, не избежать его.
  • Для лирического героя же дорога легка, прежде всего, потому, что освещена любовью к родине и надеждой на долгожданные счастливые перемены. Для него Россия – возлюбленная, самая первая и долгая любовь.
  • Образ России, созданный Блоком, удивительно лиричен и красочен. Несмотря на патриотический пафос произведения, оно больше напоминает письмо к возлюбленной, немного грустное, но неизменно нежное.

Темы и проблемы

Кончено, основной темой стихотворения является любовь к родной земле. Несмотря ни на что, автор остается верен своей Родине, всей душой поддерживая ее в трудные времена. Мотив самоотверженной любви к Родине и патриотизма звучит в блоковской «России» наиболее явно.

Тревога за судьбу России — это основная проблема стихотворения. Автор переживает за будущее и настоящее, обращает внимание на социальную незащищенность родины, которую он отождествлял с народом. Его Русь — это бедная, измученная трудом женщина. Такой поэт и видел свою страну и стремился открыть власть имущих глаза на ее лохмотья. Несмотря ни на что, он не ропщет и несет крест — то есть терпит трудности без ропота.

Лирический герой показывает пример самоотверженной любви к отечеству, со всеми его недостатками; он верит, что любовь проявляется совсем не в жалости («тебя жалеть я не умею»), а в преданности и искреннем деятельном сочувствии.

Основная идея

Поэт утверждает невозможность отстраниться от жизни своей страны, упрекать ее в минуты неудач и горестей. Он призывает с состраданием и любовью относится к родине, утверждая ее особую роль в жизни каждого человека: родина – мать, родина-друг, родина – возлюбленная. Каждый из нас должен нести свой крест и идти по дороге, как бы ни вязли спицы. Родина утешит нас пути и развеет тоску. Это и есть смысл и главная мысль стихотворения Блока «Россия».

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю

Патриотизм стал сквозным мотивом в творчестве Блока, его основополагающей ценностью и идеей.

Средства выразительности

Невероятно поэтичный образ Родины рисует Александр Блок в своей «России». Он использует самые разные тропы, в том числе:

  • эпитеты («золотые годы», «расхлябанные колеи», «стертые шлеи»),
  • метафоры («какому хочешь чародею отдай разбойную красу», «песни ветровые», «крест свой бережно несу»),
  • сравнения («как слезы первые любви»»).

Также автор использует синтаксические приемы, например, ряды однородных членов предложения («лес, да поле, да плат», «не пропадешь, не сгинешь ты»), которые придают певучесть и плавность слогу.

«Россия», анализ стихотворения Блока

Тема родины – основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к Родине была «странной». Впервые такое определение использовал Михаил Юрьевич Лермонтов в своем стихотворении «Родина»:

Люблю Отчизну я, но странною любовью…

Он объяснял эту странность тем, что такая любовь у русского человека развивается, скорее, вопреки чему-то, нежели из-за чего-то.

В творчестве поэта ХХ века Александра Блока эта традиция в полной мере воплотилась в его стихотворении «Россия» из цикла «Родина». Правда, самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос: за что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?

В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:

Россия, нищая Россия,
Обетованный край твой щедр!

Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви», а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени – «как слезы первыя любви», что означает «как слезы первой любви». Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.

Следующая строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены. Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.

В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:

Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная», непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты».

Эти прекрасные черты проступают особенно ясно в последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей». Такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту, и уж тем более никогда не шла речь о сексуальности, без которой сейчас не обходится ни одно представление красавицы.

В конце вновь звучит мотив пути, дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно». Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней», приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

План-конспект урока А.А. Блок “Биография и Россия”
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
8_klass_blok_biografiya_i_rossiya.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Ярахтина Ольга Сергеевна

Тема: Александр Александрович Блок. «Россия»

  • познакомить учащихся с краткой биографией А. А. Блока;
  • дать анализ стихотворению «Россия»;
  • развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление, эстетический вкус ;
  • воспитывать любовь русской поэзии и родному языку.

Оборудование: портрет А. А Блока.

  1. Орг.момент, приветствие, вступительное слово учителя

Проверить домашнее задание. Провести опрос по пройденному материалу.

На доске висит портрет А. А Блока.

– Чей портрет висит на доске?

– С какими произведениями этого автора, вы познакомились ранее? («Снег да снег», «Зайчик»).

– Сегодня мы познакомимся с биографией А. А Блока, а также с стихотворением «Россия». Выясним чему автор посвятил это произведение и как выразил свои мысли.

2. Изучение биографии

Учащиеся читают доклады по биографии Блока.

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в семье старой русской интеллигенции. Дедушка Александра Андрей Бекетов был ректором Санкт-Петербургского университета. Мать Александра Андреевна с раннего детства прививала мальчику любовь к науке и литературе. Отец варшавский юрист немецкого происхождения Александр Львович Блок прожил в семье недолго, родители развелись, когда Блоку было 9 лет. После мать вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух. Новая семья переехала в Петербург. Там юный Блок оканчивает гимназию, после чего поступает на юридический факультет петербургского университета. Поняв, что юридическая наука ему не интересна, он переводится на славяно-русское отделение историко-филологического факультета.

Своё первое стихотворение поэт написал в 5лет. Если рассматривать творчество Блока в целом, то можно сказать, что они пропитаны патриотизмом, чувством справедливости, верой в мирную жизнь. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, именно ей он посвятил свою первую книгу стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Во время Февральской и Октябрьской революций Блок занимал должность редактора в «Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию противозаконных действий чиновников». Зная засекреченную информацию, Блок издаёт книгу «Последние дни Императорской власти». Блока можно считать истинным патриотом России, он не жалел ни сил, ни времени, ни денег ради ссетлого будущего своей России. К концу своей жизни писатель жил очень бедно, он умер 7 августа 1921года. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище, а со временем прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище.

Первичное чтение произведениями

Учитель читает стихотворение «Россия» наизусть, с выражением.

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу.

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней

А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей.

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика.

3. Проверка первичного восприятия

– Понравилось ли вам стихотворение?

-Чему повященно произведение?

– Что представляли во время прочтения?

– Какие чувства выражает автор в своем стихотворении?

Повторное чтение учащимися

чтение одним учеником.

4. Анализ стихотворения

Произведение написано 18 октября 1908. Этот период в жизни Александра Александровича Блока был особенно плодотворен. Тогда он говорил, что посвящает всю свою жизнь Родине, что все его стихи о России.

Само название стихотворения уже говорит о чём пойдёт речь. Для А. Блока Россия – и мать, и жена, и невеста. Поэт восхищается своей Родиной, её стойкостью перед трудностями, при этом не жалея её «тебя

жалеть я не умею», так как считает Россию великой державой в которую необходимо верить.

-Какие чувства испытывает поэт к России?

– Какие слова выбирает, чтобы передать эти чувства?

– Использует ли поэт олицетворение? Какие?

– Почему меняется настроение поэта? Почему?

-Как понимаете высказывание «И невозможное возможно, дорога долгая легла”?

-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Подготовка к выразительному чтению

Учитель читает стих выразительно, соблюдая логические ударения, указывая паузы, обращая внимание на знаки препинания, соблюдая темп чтения.

Выразительное чтение учащимися на оценку.

месяц рождения поэта.

6. Подведение итогов, домашнее задание, выставление оценок

Выучить наизусть стихотворение «Россия».

Методические комментарии: все запланированные задания были выполнены на уроке, результат оправдывает поставленные ранее цели

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема:” Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762.”.

Данный план – конспект используется мной на уроках географии и обучающимися при дистанционном изучении материала.

Урок-экскурсия с фрагментом презентации группового проекта.

Тема: Дни Воинской Славы РоссииУчебные цели: 1. Расширить и укрепить знания учащихся по истории нашей Родины.

Тип урока: урок-игра, урок обобщения и систематизации знаний.

Данный урок разработан для предмета по выбору “Мастерство декоративного оформления” и ставит цель формировать интерес к народным промыслам, продолжить знакомство с хохломским промыслом; учить вы.

План-конспект открытого урока “Неповторимый лик России (Повторение морфологии)” в рамках проекта Ассоциированных школ Юнеско “Сохраним всемирное культурное и природное наследие России”.

«Стихотворение А. Блока «Россия», его историческая тема, современное звучание и смысл». 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: любовь к Родине , А.А. Блок , «Россия»

Цель урока: совершенствование умения анализа художественного произведения, формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций школьников.

а) продолжить знакомить учащихся с личностью А. Блока, дать понятие о ее многогранности;
б) познакомить с творчеством поэта, с патриотической направленностью его поэзии;
в) продолжить работу над литературоведческими понятиями “тема”, “идея”, “композиция”, тропы.

а) развивать умение читать и анализировать поэтические тексты;
б) развивать творческие способности;
в) расширить детский кругозор.

а) создать атмосферу открытости, сотворчества в общении;
б) формировать умение отстаивать свою позицию;
в) воспитывать любовь к поэзии.

Обеспечение: портрет А.Блока, видеоролик, раздаточный материал.

Тип урока: Комбинированный.

План урока

  1. Слово учителя. Постановка проблемы.
  2. Проблемная ситуация. Познавательные задачи.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Проверка решения. Чтение и анализ стихотворения А.Блока.
  5. Итоги. Введение решения в систему знаний.
  6. Творческая работа.
  7. Домашнее задание

I. Слово учителя. Постановка проблемы.

У: Начать сегодняшний урок мне хочется с вопроса: “Задумывались ли вы когда-нибудь серьезно о таких понятиях как Родина, Отечество, Отчизна, Россия, держава?” Я предлагаю поразмышлять. В этом вам помогут цитаты известных людей.

Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека.
Наполеон Бонапарт

Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ.
Н. Г. Чернышевский

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А. С. Пушкин

Слава жизни. Есть прорывы злого,
Долгие страницы слепоты.
По нельзя отречься от родного,
Светишь мне, Россия, только ты.
К. Д. Бальмонт

У: Из этих высказываний вы будете выписывать слова, связанные с предложенными вам понятиями. Слова, которые вы выпишете, помогут в дальнейшем в творческой работе, которую мы будем выполнять. Чтобы вам было проще работать со словами – ассоциациями, расчертим в тетради небольшую таблицу, состоящую из 3-х столбцов.

СуществительныеПрилагательныеГлаголы

II. Проблемная ситуация.

Д: Читают цитаты, записывают слова в таблицу.

Д: Называют и записывают слова в таблицу на доске, все дополняют в тетради.

У: Ребята, а теперь подберите свои слова-ассоциации, связанные со словами “Родина”, “Отечество”, “Россия”. Какие слова к ним притягиваются?

Д: Дети обдумывают свои ассоциации.

У: Прочитайте свои варианты.

Д: Читают, дописывают на доске и в тетради.

У: Мы часто употребляем такое выражение: “истинный патриот”. А задумываемся ли, что в него вложено, чего оно стоит. Ну а слово “патриот” мы вообще редко используем в своей речи при характеристике какого-либо человека или ситуации. А о ком вы сами сказали или слышали: “Он патриот?” Какой же смысл вложен в эти замечательные слова? Я прошу вас составить предложения, включив эти слова в них:

Быть патриотом – значит .
Услышав словосочетание “русская душа”, я представляю.
Россия для меня.

III. Выдвижение гипотез.

Д: Читают свои высказывания (На этом этапе ученик анализирует свою работу, сопоставляет ее с другими, обогащает свой опыт).

Несколько учеников высказываются. Обсуждают, доказывают свое мнение, приводят доводы.

У: Сверим наше толкование слов с толкованием, которое дается в словаре Ожегова

Д: Сверяют, делают выводы, ключевые слова записывают в таблицу.

У: Мы с вами говорили, что Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве поэта.

IV. Проверка решения.

У: Стихотворение А. Блока, которое мы с вами будем сегодня анализировать, называется “Россия”.

Запишите тему нашего урока:

Стихотворение “Россия”. Его историческая тема, современное звучание и смысл.

У: Записывает тему на доске.

Д: Смотрят видеоролик “Россия” (А.А. Блок).

У: В стихотворении “Россия” поэт делает большой шаг по направлению к реальному, историческому образу России. Найдите эти строки.

Д:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи.

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви.

У: Давайте посмотрим как начинается и заканчивается стихотворение? (Темой дороги, кольцевая композиция)

У: Блок возвращается здесь к лермонтовской традиции. Нетрудно уловить в начальных строчках произведения перекличку с его “Родиной”. Сравним: “Проселочным путем люблю скакать в телеге. ” и “. вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи. ”. Оба поэта рисуют картины, открывающиеся во время движения по русской проселочной дороге. Традиции Гоголя, Некрасова тоже можно здесь уловить

Давайте посмотрим, через какие образы Блок раскрывает образ России в этом произведении?

Д: Через любовь к женщине:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

А ты все та же — лес, да поле,
Да плот узорный до бровей.
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка.

образ “птицы- тройки”:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи.

У: Таким образом, тема этого стихотворения – судьба России, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее своей родины. Определите размер стихотворения (Блоковское стихотворение написано четырехстопным ямбом, который придает всему поэтическому произведению особый ритм, мелодию. Чередование мужской и женской рифмы придает стихотворению плавность и завершенность).

У: Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в этом стихотворении? (Здесь поэтом используется множество ярких эпитетов (“годы золотые”, “спицы росписные”, “расхлябанные колеи”, “нищая Россия”, “песни ветровые”, “разбойную красу”, “в дали дорожной”); метафоры “вязнут спицы”, “плат узорный до бровей”); олицетворения (“одной слезой река шумней”, “блеснет. мгновенный взор”, “звенит . песня”). Все художественно-выразительные средства помогают создать глубокий, емкий, красочный образ России).

У: Как вы считаете, что может подчеркивать неброский колорит стихотворения? (любовь автора к любой России, даже нищей).

У: Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Д: Делают вывод, что в стихотворении нищета страны, её убогий вид прогнозируются поэту залогом её будущего просветления. “И невозможное возможно” – считает поэт, намекая на ожидаемые им перемены в судьбе родины. Поэт признаётся в своей любви к этой земле, к её народу, к его традициям и обычаям. “Дорога долгая легка”, если идти по ней вместе с народом – таков смысловой итог стихотворения А.А. Блока.

VI. Творческая работа.

У: В заключение нашего урока вы, ребята, объединитесь по группам и сами напишите небольшое стихотворение по теме нашего сегодняшнего урока – синквейн. Слово “синквейн” произошло от французского числительного “пять”. Это стихотворение, которое состоит из пяти строк, написанных по определенным правилам. При его написании вы можете пользоваться теми словами, с которыми мы сегодня работали, и записи которых у вас сохранились в виде таблицы.

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – 2 прилагательных.
  • 3 строка – 3 глагола.
  • 4 строка – фраза на тему синквейна.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (На работу дается 5-7 минут, затем зачитывается несколько стихотворений, отмечаются наиболее удачные).

Подготовить выразительное чтение стихотворения “Россия” наизусть.

Читайте также:  Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блок
Ссылка на основную публикацию