Анализ стихотворения Блока Россия 8 класс

Анализ стихотворения «Россия» (А. Блок)

Александр Александрович Блок – один из величайших русских поэтов, символист. В родной стране он застал множество потрясений, несколько режимов, но независимо от политических условий он всегда с любовью относился к родной земле, с болью переживая все ее жертвы и потери и искренне радуясь ее победам.

История создания

Многие произведения поэта посвящены России. Среди них – цикл «На поле Куликовом», поэма «Двенадцать», стихотворения «Русь моя, жизнь моя…», «Русь», а также знаменитое стихотворение «Россия», лирический шедевр Александра Блока.

Стихотворение было написано в 1908 году, в первый постреволюционный период. В это время писатель переживал внутренний кризис, разочарование монархической властью и результатами первой революции. Постепенно взгляд поэта на политическую ситуацию меняется, Блок начинает больше симпатизировать революционерам и их благородным целям. Тем не менее, неизменным остается отношение автора к просторам родной России, ее людям и истории. Свою бесконечную любовью к «нищей России» автор выразил в стихотворении «Россия».

Жанр, направление, размер

Произведение можно отнести к жанру гражданской лирики. Однако, несмотря на отчетливо звучащий социальный протест, стихотворение очень поэтично. Благодаря четырехстопному ямбу с перекрестной рифмовкой оно звучит светло и легко.

Стихотворение представляет собой обращение автора к родной земле, искренний, открытый разговор с ней. Текст наполнен множеством разных тропов; поэт не отступает и от принципов символизма, в стихотворении он создает загадочный и крайне индивидуальный образ своей страны.

Образы и символы

  • В центре произведения – образ России, который достигает невероятной выразительности благодаря намеку на сравнение с девушкой, чья «разбойная краса» и «прекрасные черты» затуманены горькой заботой тяжелых дней.
  • В стихотворении поэт использует символы, расширяющие смысловое поле текста. Неизменно присутствует в тексте символ пути, распутья. России предстоит выбрать свою дорогу, неровную, с множеством развилок. Дорога – это судьба, паломничество, движение к лучшей жизни, к своему предназначению. Однако путь этот долог и сложен; но России, встретившей новый век, не избежать его.
  • Для лирического героя же дорога легка, прежде всего, потому, что освещена любовью к родине и надеждой на долгожданные счастливые перемены. Для него Россия – возлюбленная, самая первая и долгая любовь.
  • Образ России, созданный Блоком, удивительно лиричен и красочен. Несмотря на патриотический пафос произведения, оно больше напоминает письмо к возлюбленной, немного грустное, но неизменно нежное.

Темы и проблемы

Кончено, основной темой стихотворения является любовь к родной земле. Несмотря ни на что, автор остается верен своей Родине, всей душой поддерживая ее в трудные времена. Мотив самоотверженной любви к Родине и патриотизма звучит в блоковской «России» наиболее явно.

Тревога за судьбу России — это основная проблема стихотворения. Автор переживает за будущее и настоящее, обращает внимание на социальную незащищенность родины, которую он отождествлял с народом. Его Русь — это бедная, измученная трудом женщина. Такой поэт и видел свою страну и стремился открыть власть имущих глаза на ее лохмотья. Несмотря ни на что, он не ропщет и несет крест — то есть терпит трудности без ропота.

Лирический герой показывает пример самоотверженной любви к отечеству, со всеми его недостатками; он верит, что любовь проявляется совсем не в жалости («тебя жалеть я не умею»), а в преданности и искреннем деятельном сочувствии.

Основная идея

Поэт утверждает невозможность отстраниться от жизни своей страны, упрекать ее в минуты неудач и горестей. Он призывает с состраданием и любовью относится к родине, утверждая ее особую роль в жизни каждого человека: родина – мать, родина-друг, родина – возлюбленная. Каждый из нас должен нести свой крест и идти по дороге, как бы ни вязли спицы. Родина утешит нас пути и развеет тоску. Это и есть смысл и главная мысль стихотворения Блока «Россия».

Патриотизм стал сквозным мотивом в творчестве Блока, его основополагающей ценностью и идеей.

Средства выразительности

Невероятно поэтичный образ Родины рисует Александр Блок в своей «России». Он использует самые разные тропы, в том числе:

  • эпитеты («золотые годы», «расхлябанные колеи», «стертые шлеи»),
  • метафоры («какому хочешь чародею отдай разбойную красу», «песни ветровые», «крест свой бережно несу»),
  • сравнения («как слезы первые любви»»).

Также автор использует синтаксические приемы, например, ряды однородных членов предложения («лес, да поле, да плат», «не пропадешь, не сгинешь ты»), которые придают певучесть и плавность слогу.

«Стихотворение А. Блока «Россия», его историческая тема, современное звучание и смысл». 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: любовь к Родине , А.А. Блок , «Россия»

Цель урока: совершенствование умения анализа художественного произведения, формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций школьников.

Задачи урока:

а) продолжить знакомить учащихся с личностью А. Блока, дать понятие о ее многогранности;
б) познакомить с творчеством поэта, с патриотической направленностью его поэзии;
в) продолжить работу над литературоведческими понятиями “тема”, “идея”, “композиция”, тропы.

а) развивать умение читать и анализировать поэтические тексты;
б) развивать творческие способности;
в) расширить детский кругозор.

а) создать атмосферу открытости, сотворчества в общении;
б) формировать умение отстаивать свою позицию;
в) воспитывать любовь к поэзии.

Обеспечение: портрет А.Блока, видеоролик, раздаточный материал.

Тип урока: Комбинированный.

План урока

  1. Слово учителя. Постановка проблемы.
  2. Проблемная ситуация. Познавательные задачи.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Проверка решения. Чтение и анализ стихотворения А.Блока.
  5. Итоги. Введение решения в систему знаний.
  6. Творческая работа.
  7. Домашнее задание

I. Слово учителя. Постановка проблемы.

У: Начать сегодняшний урок мне хочется с вопроса: “Задумывались ли вы когда-нибудь серьезно о таких понятиях как Родина, Отечество, Отчизна, Россия, держава?” Я предлагаю поразмышлять. В этом вам помогут цитаты известных людей.

Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека.
Наполеон Бонапарт

Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ.
Н. Г. Чернышевский

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А. С. Пушкин

Слава жизни. Есть прорывы злого,
Долгие страницы слепоты.
По нельзя отречься от родного,
Светишь мне, Россия, только ты.
К. Д. Бальмонт

У: Из этих высказываний вы будете выписывать слова, связанные с предложенными вам понятиями. Слова, которые вы выпишете, помогут в дальнейшем в творческой работе, которую мы будем выполнять. Чтобы вам было проще работать со словами – ассоциациями, расчертим в тетради небольшую таблицу, состоящую из 3-х столбцов.

СуществительныеПрилагательныеГлаголы

II. Проблемная ситуация.

Д: Читают цитаты, записывают слова в таблицу.

Д: Называют и записывают слова в таблицу на доске, все дополняют в тетради.

У: Ребята, а теперь подберите свои слова-ассоциации, связанные со словами “Родина”, “Отечество”, “Россия”. Какие слова к ним притягиваются?

Д: Дети обдумывают свои ассоциации.

У: Прочитайте свои варианты.

Д: Читают, дописывают на доске и в тетради.

У: Мы часто употребляем такое выражение: “истинный патриот”. А задумываемся ли, что в него вложено, чего оно стоит. Ну а слово “патриот” мы вообще редко используем в своей речи при характеристике какого-либо человека или ситуации. А о ком вы сами сказали или слышали: “Он патриот?” Какой же смысл вложен в эти замечательные слова? Я прошу вас составить предложения, включив эти слова в них:

Быть патриотом – значит .
Услышав словосочетание “русская душа”, я представляю.
Россия для меня.

III. Выдвижение гипотез.

Д: Читают свои высказывания (На этом этапе ученик анализирует свою работу, сопоставляет ее с другими, обогащает свой опыт).

Несколько учеников высказываются. Обсуждают, доказывают свое мнение, приводят доводы.

У: Сверим наше толкование слов с толкованием, которое дается в словаре Ожегова

Д: Сверяют, делают выводы, ключевые слова записывают в таблицу.

У: Мы с вами говорили, что Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве поэта.

IV. Проверка решения.

У: Стихотворение А. Блока, которое мы с вами будем сегодня анализировать, называется “Россия”.

Запишите тему нашего урока:

Стихотворение “Россия”. Его историческая тема, современное звучание и смысл.

У: Записывает тему на доске.

Д: Смотрят видеоролик “Россия” (А.А. Блок).

У: В стихотворении “Россия” поэт делает большой шаг по направлению к реальному, историческому образу России. Найдите эти строки.

Д:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи.

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви.

У: Давайте посмотрим как начинается и заканчивается стихотворение? (Темой дороги, кольцевая композиция)

У: Блок возвращается здесь к лермонтовской традиции. Нетрудно уловить в начальных строчках произведения перекличку с его “Родиной”. Сравним: “Проселочным путем люблю скакать в телеге. ” и “. вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи. ”. Оба поэта рисуют картины, открывающиеся во время движения по русской проселочной дороге. Традиции Гоголя, Некрасова тоже можно здесь уловить

Давайте посмотрим, через какие образы Блок раскрывает образ России в этом произведении?

Д: Через любовь к женщине:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

А ты все та же — лес, да поле,
Да плот узорный до бровей.
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка.

образ “птицы- тройки”:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи.

У: Таким образом, тема этого стихотворения – судьба России, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее своей родины. Определите размер стихотворения (Блоковское стихотворение написано четырехстопным ямбом, который придает всему поэтическому произведению особый ритм, мелодию. Чередование мужской и женской рифмы придает стихотворению плавность и завершенность).

У: Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в этом стихотворении? (Здесь поэтом используется множество ярких эпитетов (“годы золотые”, “спицы росписные”, “расхлябанные колеи”, “нищая Россия”, “песни ветровые”, “разбойную красу”, “в дали дорожной”); метафоры “вязнут спицы”, “плат узорный до бровей”); олицетворения (“одной слезой река шумней”, “блеснет. мгновенный взор”, “звенит . песня”). Все художественно-выразительные средства помогают создать глубокий, емкий, красочный образ России).

У: Как вы считаете, что может подчеркивать неброский колорит стихотворения? (любовь автора к любой России, даже нищей).

У: Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Д: Делают вывод, что в стихотворении нищета страны, её убогий вид прогнозируются поэту залогом её будущего просветления. “И невозможное возможно” – считает поэт, намекая на ожидаемые им перемены в судьбе родины. Поэт признаётся в своей любви к этой земле, к её народу, к его традициям и обычаям. “Дорога долгая легка”, если идти по ней вместе с народом – таков смысловой итог стихотворения А.А. Блока.

VI. Творческая работа.

У: В заключение нашего урока вы, ребята, объединитесь по группам и сами напишите небольшое стихотворение по теме нашего сегодняшнего урока – синквейн. Слово “синквейн” произошло от французского числительного “пять”. Это стихотворение, которое состоит из пяти строк, написанных по определенным правилам. При его написании вы можете пользоваться теми словами, с которыми мы сегодня работали, и записи которых у вас сохранились в виде таблицы.

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – 2 прилагательных.
  • 3 строка – 3 глагола.
  • 4 строка – фраза на тему синквейна.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (На работу дается 5-7 минут, затем зачитывается несколько стихотворений, отмечаются наиболее удачные).

VII. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения “Россия” наизусть.

Анализ стихотворения Блока Россия

Октябрьская революция 1917 года повлияла на судьбы и творчество многих поэтов и писателей. Кто-то предпочёл старый режим новому и уехал из страны, оставаясь в душе верным своей Родине. Кто-то, как и А. Блок остался в обновлённом государстве. Патриотизм и любовь к своей России остановили поэта, отвели от возможности уехать в Европу даже после того, как он разочаровался в новой власти и её политике. Однако за несколько лет до революции в обществе уже царила нищета и разруха, которые хоть и пугали Блока, но не настолько, чтобы совершить предательство. И в 1908 году он создаёт одно из самых знаменитейших своих произведений, возглавившего его цикл «Родина».

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

Стихотворение условно можно разделить на две части: первая – это начальное четверостишье отправляет читателя вместе с лирическим героем в сладкие грёзы прошлого. Эпитеты «годы золотые» и «расхлябанные колеи» показывают, что и в лучшие времена в России можно было найти свои изъяны, но это скорее родные и любимые лирическим героем изюминки, нежели чем что-то негативное и откровенно плохое. Потом читатель переносится в настоящее время, в 1908 год, когда люди были истощены и измотаны, а положение самой страны охарактеризовано эпитетом: «нищая Россия». Сравнение «как слёзы первые любви» передаёт незабвенную преданность Родине, умение её любить в самые тяжёлые для неё годы. Метафора: «И крест свой бережно несу» только подтверждает этот тезис.

Образ Родины – двойственен, то она предстаёт перед лирическим героем нищей с «серыми избами», то видится ему девушкой с «разбойной красой» и «платом узорным до бровей». Он находит прекрасное в молодости и свежести. Эта краса непокорная, которая не подвластна даже «чародею», она всесильна.

На протяжении всего стихотворения ясно видится мотив движения, что передаёт размер стихотворения, а именно четырёхстопный ямб с пиррихием. Россия находится в поиске себя и своего пути.

Блок доносит до читателей мысль, что потрёпанная жизнью его Родина жива, и у неё есть будущее, главное верить в неё и не предавать. И тогда и «дорога долгая легка» и «невозможное возможно». Видится новый и светлый мир, способный положить конец страданиям русского народ и самой России.

Анализ стихотворения Россия Блока

Александр Александрович Блок был одним из самых известных, искренних и чувственных поэтов, которые вообще когда-либо существовали во всем мире. Именно данному поэту были доступны темы, которые многие выбирали с опаской, а некоторые поэты вообще их не рассматривали, считая слишком сложными и запутанными.

Александр Александрович всегда с гордостью говорил о своей стране. Он был настоящим патриотом, который с самых ранних лет любил свою судьбу, страну, свою родину. В его произведениях не один раз появлялась тема патриотизма. Но, еще более интересным является то, что в своих произведениях он не только восхищался своей родиной, но и мог показать те проблемы, которые существовали. Надо сказать, именно за это власть всегда с опаской относилась к таким произведениям однако, благодаря поэту смотрела на произведения по другому и принимало правильные решения по устранению проблем, хотя и не всегда.

Знаменитое произведение “Россия”, было написано Александром Александровичем в 1908 году. Основной темой данного стихотворения, безусловно, является тема патриотизма, искреннего отношения к своей родине, к своей стране.

надо сказать, что данное произведение было написано именно в патриотической лирике, что делает его ещё более приближенным к данной теме.

В данном произведении Александр Александрович не стал изменят своим принципам и написал его, так как посчитал нужным. Были показаны и проблемы. и любовь к родине, и чувства, которые в то время испытывал каждый житель страны.

Более того, здесь можно легко заметить попытку осмыслить судьбу своей родины с философской точки зрения.

Общая картина произведения создана конкретными деталями, что позволяет современному читателю более подробно представить себе Россию в то время.

Лирический герой, который присутствует в данном произведении связывает свою судьбу со своей страной, утверждая что каждый человек, проживающий в России, и считающий себя русским должен чувствовать, что он одно целой со своей родиной.

Стихотворение получилось ярким, красочным и запоминающимся. Здесь присутствует большое количество различных литературных приемов, таких как метафоры, эпитеты, красочные прилагательные и так далее.

Рифма, выбранная для данного произведения, делает его мелодичным и непрерывным.

В целом можно сделать вывод, что основная задумка поэта, вложенная в данное произведение, была выполнена полностью.

Вариант №3

Автор написал данное произведение в 1908 году. Как и во многих стихотворениях, Блок основной темой является родина. Александр пытается понять и осмыслить дальнейшую судьбу Руси.

Произведение берет своё начало с описания дороги и тем же и заканчивается. Автор поместил в строки одни из лучших моментов Руси до будущих событий, которые немного неизвестны словно скрываются за горизонтом.

Насколько слепо автор пронизан любовью к родной земле, что любит её абсолютно любой. Нищая Русь или погружена во мрак и слезы для Блока неважно он влюблен в неё.

Многие произведения автора оживляют Россию, когда он сравнивает родину с женщиной. И женщина эта по-своему закрыта и не изведана, но все же некоторые качества Блок раскрывает. Русь очень чувствительная и проста с другой стороны, а красота её неповторима. К сожалению Александр, описывает и много отрицательных черт в сущности этой женщины, которую он сравнивает с родной землёй. Русь стала нищей и осталась одной против стран, которые хотят окончательно её разорить и разрушить. Автор призывает не жалеть Россию, а наоборот делать все возможное для её спасения и верит в то, что это произойдет и Русь станет прежней, такой сильной и богатой страной.

Погружаясь далее вглубь стихотворения, читатель словно проходит через хронологию событий. Они изначально преподносят Россию в обличие сильной и независимой, а потом слабой и нищей страной, которая потрепана со всех сторон.

Автор очень сильно в строках передал смутные времена Руси. Будто находишься там и ощущаешь грязь под ногами, слышишь, плачь людей и видишь много ужасных вещей. Но далее словно вера в хорошее будущее растет.

Стихотворение исполнено в таком «круговом» стиле. Начало произведения находит себя и в конце в образе дороги. Но, по сути, здесь нет ничего удивительного, автор дает понять, что родина наша постоянно находится в поиске своей лучшей жизни и находится в пути.

Прошло уже немало лет после создания данного произведения, а оно по-прежнему актуально и отображает и теперешние события. Ведь и сейчас от Западных стран зависит немало государств и Россия в том числе. Подводя итог можно сказать, что Блок проповедует только активные действия в изменении положения родного государства к лучшему.

8 класс по плану кратко

Картинка к стихотворению Россия

Популярные темы анализов

Стихотворения о несчастной любви – первое, что приходит на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой. Женщина действительно прославилась благодаря любовной лирике,

Произведение Федора Тютчева « Дым » было написано в 1867 году, как и многие стихотворения поэта, его отличает особый смысл, который хитро замаскирован среди целого мира образов и сюжетных линий. Точно к такой же серии стихов

Как мы знаем из биографии писателя, он восемь лет провёл за границей, в Америке. В стихе мы можем услышать, почувствовать, что он скучал по родине, по родному селу, как он сам выражается. Однако приезжая туда, он понимает,

Произведения Алексея Николаевича Апухтина – это запоминающиеся, чувственные, искренние размышления человека с богатым внутренним миром, который любит свой край, не упуская из виду ни одной детали.

Тему революции использовали в своих произведениях многие писатели, Лермонтов не стал исключением. Михаил Юрьевич не мог находиться в стороне, он все больше начинал задумываться о народном восстании. Вспыхивают крестьянские бунты,

Анализ стихотворения Россия, Блок

Прочитать стих

Краткий анализ

История создания: Это стихотворение написал Александр Блок в 1908 году в ожидании революции. Тогда он смог сильно разочароваться в существующем режиме. Позднее этот стих вошёл цикл под названием “Родина”.

Тема стихотворения: Любовь к Родине, даже если она несовершенна.

Композиция Двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.

Жанр: Гражданская лирика.

Стихотворный размер: Четырехстопный ямб.

Метафоры: “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “крест свой бережно несу”, “звенит тоской острожной”.

Эпитеты: “серые избы”, “расхлябанные колеи”, “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расписные спицы”, “прекрасные черты”.

Сравнение: “как слезы первые любви”.

Полный анализ

1. История создания: Стихотворение было написано в 1908 году, в первый постреволюционный период. В это время писатель переживал внутренний кризис, разочарование монархической властью и результатами первой революции. Постепенно взгляд поэта на политическую ситуацию меняется, Блок начинает больше симпатизировать революционерам и их благородным целям. Тем не менее, неизменным остается отношение автора к просторам родной России, ее людям и истории. Свою бесконечную любовью к «нищей России» автор выразил в стихотворении «Россия».

2. Жанр: Произведение можно отнести к жанру гражданской лирики. Однако, несмотря на отчетливо звучащий социальный протест, стихотворение очень поэтично. Благодаря четырехстопному ямбу с перекрестной рифмовкой оно звучит светло и легко.

Стихотворение представляет собой обращение автора к родной земле, искренний, открытый разговор с ней. Текст наполнен множеством разных тропов; поэт не отступает и от принципов символизма, в стихотворении он создает загадочный и крайне индивидуальный образ своей страны.

3. Основная идея стихотворения: Автор понимает, что страна, в которой он живет, находится в упадке. Она нищая и серая. Даже когда в России были золотые годы, все равно эта разруха была (упоминание расхлябанных дорог). Александр Блок видит, что Родина постоянно подвергается нападкам со стороны, и она еще не раз будет подвержена им. Устойчивые традиции, которые мешают модернизировать страну – вот залог сильной нации. Автор уже разочарован в революции. Переосмыслив свои идеи о создании нового государства, приходит к осознанию, что Родине нужна патриархальность.

Александр Блок уверен, что какими бы ни были испытания, Россия встанет и будет продолжать жить, ведь внутри серых деревень и плохих дорог, скрывается сила и мощь русского народа. Чтобы лучше разобраться во всех идеях Блока, посмотрите также видео, в котором приведен анализ всех произведений о Родине.

4. Темы и проблемы: Конечно, основной темой стихотворения является любовь к родной земле. Несмотря ни на что, автор остается верен своей Родине, всей душой поддерживая ее в трудные времена. Мотив самоотверженной любви к Родине и патриотизма звучит в блоковской «России» наиболее явно.

Тревога за судьбу России — это основная проблема стихотворения. Автор переживает за будущее и настоящее, обращает внимание на социальную незащищенность родины, которую он отождествлял с народом. Его Русь — это бедная, измученная трудом женщина. Такой поэт и видел свою страну и стремился открыть власть имущих глаза на ее лохмотья. Несмотря ни на что, он не ропщет и несет крест — то есть терпит трудности без ропота.

Лирический герой показывает пример самоотверженной любви к отечеству, со всеми его недостатками; он верит, что любовь проявляется совсем не в жалости («тебя жалеть я не умею»), а в преданности и искреннем деятельном сочувствии.

5. Структура: “Россия” – это произведение патриотической темы. Стихотворение состоит из 6 строф. 5 строф – четверостишия, последняя 6 строфа состоит из 6 строк. Написано произведение четырехстопным ямбом, женской рифмой. Выделяются 2 части произведения. Первая – мрачное описание окружающей действительности лирического героя, и вторая часть – восхваление удивительной силы русского духа и народа перед невзгодами.

Александр Блок через символичность показывает, что неважно, кто стоит у власти, Россия останется такая же – с лесами, полями и с глухой песней ямщика.

6. Выразительные средства: Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слезы первые любви”.
Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.

«Россия» анализ стихотворения Блока по плану кратко – тема, лирический герой, рифма, художественные приемы

Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично. Краткий анализ “Россия” по плану поможет ученикам 5 класса понять, в чем эта нетипичность заключается. Разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал при объяснении темы на уроке литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Россия.

История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.

Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.

Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты“золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.

Метафоры“крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.

Сравнение“как слезы первые любви”.

История создания

Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил ее не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он все же не мог ее не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, – как раз об этом.

К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое все же возможно.

“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907-1916 лет написания.

Основная тема произведения – любовь к своей стране. Она может быть несовершенной, в ней многое не так, как хотелось бы, но поскольку это твоя Родина, ты просто не можешь ее не любить.

Композиция

Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.

И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

Несмотря на общий лиризм произведения, он имеет явно гражданский характер: поэт в нем высказывает не только свою позицию касательно любви к Родине, но и недовольство тем, как она живет, и желание перемен. Использованный для передачи этих мыслей и чувств, такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, делает стихотворение одновременно ритмичным и ясным.

Средства выразительности

Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слезы первые любви”.

С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.

«Ночь, улица, фонарь, аптека». Анализ стихотворения Александра Блока

Меню статьи:

Текст стихотворения

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Историческая атмосфера

Начало 20-го века ознаменовалось растерянностью, озлобленностью и безверием народа. Революционные настроения, гнев, бунт против существующего строя – все это влияло на творчество поэта.

В начале XX столетия существовали два крайних лагеря – грубые материалисты, отказывающиеся от всего духовного и возвышенного, и те, кто полностью оторвался от реальности, предпочитая жить в иллюзиях, мечтах и воздыханиях о высоких мирах.

В юности Александр Блок верил, что возвышенная поэзия спасет мир. В это время поэты писали стихи, в которых все выражалось символически, не было никакой связи с реальным миром, и подобное творчество было востребовано среди высшего общества.

Поэт принадлежал к символистам и пользовался большой популярностью среди барышень и молодых людей из общества. Для Блока, как и для некоторых его современников, это была попытка убежать от жестокой реальности времени, в котором они жили.

В начале XX века многие считали, что город – это скопление всего отрицательного, разрушительного и унылого. Маяковский пишет «Адище города», в котором употребляет эпитеты «у раненного солнца вытекал глаз» а «Ночь излюбилась, похабна и пьяна». В описании Маяковского «дряблая луна» далека от романтического описания. Но и лунный образ Блока в его «Незнакомке» тоже не прекрасен, луна в его стихе «бессмысленно кривится».

История написания стихотворения

Семейная трагедия – смерть отца и смерть сына в 1909 году встряхнула поэта, заставила пересмотреть жизненные ценности и все, во что он верил прежде, и поэт остался ни с чем. Его иллюзии разлетелись, а твердой веры и основания под ними не оказалось.

Как важно проверять свое духовное основание в благоденствии, чтобы не потерпеть крах во время беды!

Став старше и пережив удары судьбы, Блок отказывается от символизма. Стих «Ночь, улица, фонарь, аптека», который он написал в 1912 году – один из первых стихов нового для поэта направления. В стихе явно то, что поэт не верит в вечную жизнь как продолжение физической, не верит в рай и ад, проповедуемые христианством. Даже реинкарнация, существование которой он допускает, не дает ему ни основания для покоя, ни надежды.

Стих, который стал одним из наиболее известных произведений Блока, пугал его друзей и современников своей безнадежностью и безысходностью. Символизм, не имеющий связи с реальностью, больше не привлекал поэта.

Место, описанное в произведении

Блок написал это стихотворение, вошедшее в поэму «Пляски смерти», в Петербурге 10 октября 1912 года, в своей квартире. Блок всегда был очень впечатлительным и конкретным, поэтому предполагают, что данное произведение связано с конкретным местом в Петербурге.

Мост, ведущий на Крестовский остров, обычно по ночам был пустынным и не освещался фонарями и охранялся только одним полицейским. Поэтому он нередко притягивал к себе самоубийц. На углу Большой Зелениной улицы и набережной Малой Невки находилась аптека, в которой нередко оказывали помощь несостоявшимся суицидникам.

Эта аптека навевала мрачные мысли у того, кто знал об этом.
Единственный газовый фонарь, освещавший вход в аптеку, возможно и был тем самым, который упоминается в стихотворении Блока. Темный канал с бликами фонаря, горевшего на берегу, аптека, видевшая немало несостоявшихся самоубийц и набережная, куда попадали те, кому удалось спрыгнуть с моста – все эти места наводили на тягостные думы. И «ледяная рябь» помнила тех, кто ушел из жизни.

Блок любил Петроградскую сторону, и предполагают, что именно эту аптеку поэт увековечил своим произведением.

Тема стиха

Тема стихотворения – мрачная бессмысленность жизни и даже смерти, или реинкарнации.

Судя по стихотворению, поэт отверг позицию христианства, в которой смысл жизни человека в том, чтобы познавать Творца, наслаждаться тем, что Он любит человека и учиться любить Его в ответ. Смысл, который и после смерти продолжается.

Стихотворение Александра Блока “Незнакомка” – портрет начала нового века, нового вита русской литературы. Это произведение – одно из любимых текстов самого автора. Предлагаем читателям ознакомиться с его сюжетом

Подобное отвержение неизбежно приводит человека к пониманию бессмысленности жизни, ведь вечную душу ничто временное не может успокоить по-настоящему. Физический мир стабилен, и это благо для тех, кто живет на земле. Но поэта мысль о том, что, даже вернувшись на землю в другом обличии, он вновь увидит то же самое, приводит в уныние и отчаяние. И даже то, что слова меняются, скорее, добавляет трагичности за счет «мужской рифмы» слова «фонарь» вместо женской рифмы слова «аптека». «Аптека, улица, фонарь»

Символичность стиха позволяет каждому читателю увидеть свои оттенки. Кто-то видит надежду в упоминании фонаря в конце стихотворения, но свое отношение к фонарю поэт высказал раньше:

Как бы читатель не старался найти надежду, вчитываясь в строчки – поэт вряд ли видит ее.

Тема смерти в стихе выводится на более глубокий уровень – духовной смерти. Ведь жизнь без надежды даже в смерти найти избавление – это умирание души. Вера или допущение существования реинкарнации не дает успокоения, ведь поэт уверен, что в этой самое новой жизни не увидит более радостной картины.

Также стихотворение начинает тему страха и отчаяния в творчестве Блока.
«Ночь», «умрешь», «исхода нет», «ледяная рябь».

В дальнейшем Блок все чаще будет писать о страшной российской действительности, ломающей жизни и души с присущей поэту точностью и яркостью. Он не смог принять принципы большевизма, уверенный в мраке того будущего, которое они провозглашали.

Композиция

Композиция стихотворения зеркальная. В конце повторяется первая строка, хотя в ней меняется порядок слов. Именно изменение порядка слов усугубляет безнадежность. Также как реинкарнация ничего не изменит, так и перестановка того, что видит герой не меняет сути – все однообразно, холодно и бессмысленно.

«Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все как встарь»

Слова «начнешь сначала» могут означать и как веру поэта в реинкарнацию, так и образное выражение – влияние символизма в котором он писал прежде.
В начале века город ассоциировался с духовной деградацией на фоне технического прогресса. Достоевский делает город соучастником совершенного героем убийства в романе «Преступление и наказание».

Блок употребляет описание городского пейзажа именно для того, чтобы подчеркнуть свои темные и тяжелые мысли. В его произведении город имеет разрушительное начало.

Поэт утверждает, что все в мире циклично и однообразно:

Стихотворение является развернутой метафорой. Бессмысленность жизненного пути, бесконечная безнадежность существования человека.

В стихотворении две части: в первой поэт говорит о жизни, во второй о смерти. Но в подавленном душевном состоянии он не видит разницы между жизнью и смертью, ведь в этом произведении смерть – это лишь реинкарнация, при которой он вернется опять на то же место в то же время и не важно, в каком обличии.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю

Главный герой

В этом стихотворении главный герой остается «за кадром». Но именно поэт остается главным героем повествования, которое превращено им в метафору.
В юности Блок жил поэзией и был убежден, что именно красота и поэзия спасут мир. Но его убеждения рассыпались, столкнувшись с трагической действительностью. Смерть близких изменила всю жизнь и веру поэта.

Произведение А. Блока «Россия» написано как следствие мрачных событий смутного времени – первой русской революции. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Употребление глаголов во 2-м лице «начнешь, умрешь» словно обобщает всех людей, ставя их на место поэта. Он уверен, что каждый человек может и должен чувствовать то же, что чувствует он.

По убеждению Блока, мир именно таков, каким он его видит. В данный момент поэт не может предполагать, что его картина мира исказилась тем, во что он верит, и для других людей мир может выглядеть совершенно иначе. Не предполагает, что есть люди, у которых в тот же момент времени есть цель в жизни «…ради которой жить и умереть очень даже стоит…».

Употреблением глаголов во 2-м лице, поэт ставит всех людей на свою ступень, вовлекая в свою философию смерти и бессмысленности жизни.

«Живи еще хоть четверть века
Все будет так. Исхода нет
Умрешь – начнешь опять сначала…»

Несмотря на тяжелые мысли, поэт любил Россию и после революции не уехал за границу. Было это от того, что Блок сделал свой выбор, который состоял в ценности родины или от безразличия и отчаяния – никто не сможет сказать. Но это решение было для поэта губительным. Оно привело его к преждевременной гибели.

С подобными мыслями и настроением поэт создал не одно произведение. Его размышления продолжаются в стихах

«Как тяжко мертвецу среди людей», «Пустая улица. Один огонь в окне», «Старый, старый сон. Из мрака…», «Миры летят. Года летят…».

Стих относится к философской лирике. Лирический герой рассуждает о жизни и смерти.

Написано четырехстопным ямбом.

В последнем слове первой строчки ударение на втором слоге – это женская рифма. Она звучит мягче, последующий монолог звучит легче.

В последней строчке те же слова, но в другом порядке, и заканчивается строчка и весь стих словом «фонарь», имеющим мужскую рифму (ударение на последнем слоге), отчего слово звучит жёстче, резче. После него (по интонации) невозможно продолжение, словно подведен итог. Это почти нивелирует общепринятое упоминание о свете как о выходе, радости и надежде. Поэт и прежде говорит о фонаре «бессмысленный и тусклый свет» и употребление этого слова в конце также сводит на «нет» символ надежды.

Средства выразительности

В стихотворении использованы символы, подчеркивающие тяжелые чувства автора.

“Ночь, улица, фонарь, аптека”.
Жизненный путь, проходящий во мгле, в которой даже фонарь не дает выхода и достаточного света, чтобы разглядеть самое важное.

Эпитет “Ледяная мгла канала» символизирует смерть, холод, страх перед жизнью и смертью.

Также в стихотворении употреблена аллитерация: «бессмысленный и тусклый свет»

Сравнение: «И повторится все, как встарь»
Также мы видим в стихе рефрен – перед глазами героя одна и та же картина на протяжении всей жизни, и даже после смерти.

Внимательный читатель заметит, что поэт отходит от принятого противопоставления тьмы как символа всего отрицательного и света, как символа добра и надежды. Свет в его стихе не сильно отличается от тьмы, он едва рассеивает мрак, потому что «бессмысленный и тусклый».

Поэт попал в замкнутый пространственный круг, в котором предполагает находиться не только через «четверть века», но даже в следующей жизни. По его мнению, пейзаж не изменится никогда, а значит, и ощущения останутся …

Слова «ночь, улица…» являются скорее символами, повторяющегося бесконечного однообразия и безысходности, чем описанием конкретной местности. Хотя Блок всегда придерживался конкретики, даже в символизме.

В стихотворении Александра Блока все существование людей окрашено в темные тона, не имеет радости, смысла и утомительно однообразно. Все мироздание сводится к одной картине – темной улице, тусклому фонарю у аптеки и ледяному каналу.

Особенности стиха

В этом стихотворении Блок отходит от привычного символизма, описывает реальность, хотя и не избегает употребления нескольких символов.

Стих наполнен темными красками, отсутствием смысла и надежды. Он является скорее песнью смерти, чем жизни. Но даже смерть в нем не является чем-то определенным. В «посмертии» опять приходится вернуться в тот же безрадостный и тягостный пейзаж, в ту же бесконечную бессмысленность.

Автор меняет привычные символы. Свет в его стихе уже не является символом надежды и радости, а смерть не избавляет от необходимости смотреть на опостылевшую картину окружающего мира.

Также время не меняет в произведении автора унылый пейзаж, вопреки обычной уверенности людей, что в мире меняется все и «в одну воду родника не войти дважды». Но у Блока картина мире однообразна как зацикленный короткий видеоролик.

В живой природе неизменность картины нереальна, но в городе, среди мостовых и каменных стен это становится возможным. Даже вода в его произведении словно застыла. Она не течет. Поэт видит только рябь и это дополняет иллюзию однообразия картины.

Здесь все кружится на месте: время и вода. Свет изменил свою сущность, смерть перестала быть концом или даже привычным для христианина порогом в вечность и надеждой на встречу с Творцом. Смерть тоже словно свернулась кольцом, возвращая ушедшего к началу.

Автор кружится в этом замкнутом круге и уверен, что все человечество вынуждено совершать эти бессмысленные обороты.

Отзывы критиков

В. Гиппиус, которому Блок прочитал его, был поражен мрачностью стиха.
И все же «Ночь, улица, фонарь…» – одно из самых известных стихотворений Александра Блока. Его современники приняли стих с удивлением, но он получил много откликов и довольно быстро стал популярным.

“Он делал все — «по-настоящему». Но все же чувствовал — ни на минуту не переставал чувствовать, что это — не то, не настоящее”.

«…каждое из его медленных, скупых слов казалось таким тяжелым, так оно было чем-то перегружено, что слово легкое или даже много легких слов не годились в ответ».

«…встреча, за дружеским ужином у Сологуба, очаровательного поэта, очаровательного хозяина и человека с острым проникновенным умом, явила мне Блока читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит Недосяжимую, и сердце его истекает кровью от любви, которая не столько есть счастье, сколько тяжелое, бережно несомое бремя. Казалось, что Блок поникал, пригибался, что тяжесть, которую он нес, была слишком велика даже и для его сильных рук, даже и для его упрямства, священного, как обеты средневековья».

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» – стихотворение, которое высоко оценивали современники Блока, а сегодня его знают все старшеклассники. В школе оно изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ночь, улица, фонарь, аптека.

История создания – произведение написано в октябре 1912, вскоре оно было включено в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир»

Тема стихотворения – жизнь, по которой человек движется, как по замкнутому кругу.

Композиция – Стихотворение А. Блока – лаконичное философское рассуждение о человеческом бытие. По смыслу оно являет собой единое целое, которое невозможно разделить на части. Особенность композиции – зеркальность, которая проявляется в практически точном повторе первой строки во втором четверостишии. Формально произведение поделено на два катрена.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры«ледяная рябь канала».

Эпитеты«бессмысленный и тусклый свет»

Сравнения«повторится все, как встарь».

История создания

История создания анализированного стихотворения связана с переломными моментами жизни А. Блока. В 1909 году он потерял двух дорогих сердцу людей – отца и сына. Мужчина тяжело переживал удар судьбы, что отразилось и на его творчестве. В нем начинают преобладать философские мотивы, стихи отличаются мрачным настроением.

В октябре 1912 г. поэт пребывал в своей квартире в Петербурге. Здесь он написал анализированное стихотворение. Исследователи утверждают, что создано оно было за любимым столом поэта, который остался ему от бабушки. Одним из первых, кто прочитал произведение, был друг Блока Василий Гиппиус. Его удивил мрачный тон Блоковского творения. Гиппиус пошутил, что возле его дома есть аптека. А. Блок ответил совершенно серьезно: «У каждого дома есть аптека» . Сегодня исследователи творчества поэта выдвинули три предположения о прообразе аптеки, скорее всего, она располагалась возле Мариинского театра.

Вскоре стих был включен в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир».

Литература всех эпох пестреет размышлениями о человеческой жизни, их особенности зависят от исторической и общественной обстановки. На рубеже XIX-XX веков, когда бушевали революции, а мир пленили идеи декаданса, проблема жизни зазвучала по-новому. А. Блок не мог остаться в стороне от этой темы. Его стих «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» относится к философской лирике. Он показывает жизнь, как замкнутый круг, из которого нет выхода. Жизнь и смерть, по мнению поэта, тесно связаны. Автор развивает идею о перерождении человеческой души, которая после физической смерти находит телесную оболочку и снова ступает на тропу страданий. Попытки освободиться из этой клетки – бессмысленный процесс.

В первой строчке стиха лаконично описывается место, которое навеивает лирическому герою мысли о бытие. Особое внимание привлекает аптека. Почему именно о ней упоминает поэт? Возможно, причина кроется в том, что во времена Блока существовали аптеки, в которых спасали самоубийц. Таким образом, в этих мрачных заведениях жизнь встречалась со смертью.

Лирический герой насмехается над людьми, которые пытаются укоротить жизнь или, наоборот, продлить ее. Он считает, что ее продолжительность не имеет значения, ведь после смерти человек ступит на новый круг бытия. И опять его будут терзать бренные мысли, ведь повторится все: « Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь ».

Композиция

Анализированное стихотворение являет собой размышления лирического героя о человеческой жизни. Все его рассуждения вращаются вокруг мотива безысходности, который и соединяет все мысли в единое целое. По смыслу стихотворение не делится. Формальная организация его также проста – два катрена, которые по отдельности теряют смысл. Особенность композиции – зеркальность: почти дословное повторение первой строчки в конце второй строфы.

Жанр произведения – философская лирика. Поэт раздумывает над вечной проблемой жизни и смерти. Размышления эти спокойные, беспристрастные. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использует перекрестную рифмовку АВАВ. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественных средств в стихотворении немного. Для автора главное не украсить текст, а сделать идею произведения понятной для читателя. Тем не менее, в двух катренах он использует метафору – «ледяная рябь канала» , эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет» , сравнение – «и повторится все, как встарь». Языковые средства усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора.

Интонация произведения спокойная, даже эмоционально окрашенные строки автор не усиливает восклицаниями или вопросами. Таким образом, создается эффект размеренного обдумывания проблемы. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите­рации, например, согласной «с»: Бессмысленный и тусклый свет» .

Ссылка на основную публикацию