Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

Анализ стихотворения Блока «Сумерки, сумерки вешние»

1) Дата написания и публикация.

Стихотворение «Сумерки, сумерки вешние…» написано А. А. Блоком 16 августа 1901 года.

2) Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

Данное стихотворение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме», который считается первым творением поэта. Этот цикл вдохновлен Любовью Дмитриевной Менделеевой, женой А. А. Блока. Во всех стихотворениях поэт обращается к образу женщины, которая олицетворяет идеал вечной женственности, красоты, гармонии.

В предложенном для анализа лирическом произведении

Примечательным является тот факт, что эпиграфом к стихотворению служат строки из последней строфы произведения А. Фета «Вдали огонек за рекою…». Сравнение, сопоставление вышеупомянутых стихотворений показывает линию преемственности – импрессионизм, психологический подтекст, ощущение сложной жизни души, которую невозможно выразить словами. То есть то, что характерно именно для поэзии А. Фета, за которым в 1870–1880-е гг. закрепилась нелестная, с точки зрения демократической, народнической интеллигенции, репутация представителя

Стихотворение А. А. Блока «Сумерки, сумерки вешние…» принадлежит к течению символизма.

3) Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура).

Жанр произведения можно определить как любовная лирика.

4) Основная тема.

Тема любви, раздумий лирического героя.

5) Смысл названия.

Само по себе стихотворение не имеет определенного, конкретного заглавия. Принято называть произведение по первым его строкам. «Сумерки, сумерки вешние…». Это заглавие заведомо настраивает читателя на что-то таинственное, нежное, восхитительное. Как нам уже известно, слово «вешние» происходит от существительного «весна». Весна – это время года, когда природа и чувства человека будто пробуждаются от долгого сна, забытья. Так происходит и в стихотворении «Сумерки, сумерки вешние…», где лирический герой надеется на скорую, долгожданную встречу с возлюбленной.

6) Лирический сюжет и его движение.

Поэтический сюжет у А. А. Блока повторяет фетовский (стихотворение «Вдали огонек за рекою…»): весенний вечер и предчувствие свидания «там, на другом берегу».

В основе сюжета лежит встреча, точнее сказать ожидание встречи. Это становится импульсом к лирическому переживанию. Сюжет ослабленный.

7) Композиция. Наличие обрамления.

Стихотворение состоит из четырех катренов. В начале произведения присутствует эпиграф (строчки из стихотворения А. Фета как уже упоминалось ранее). Композиция кольцевая.

8) Основные настроения, тональность стихотворения.

Стихотворение вызывает у читателя смешанные чувства. С одной стороны, присутствует ощущение спокойствия, умиротворенности. С другой стороны, душу терзает тревога, пугает неизвестность, неопределенность дальнейших событий.

9) Ведущие лейтмотивы. Основные слова, их передающие.

Автором использованы следующие образы: сумерки, волна, песня, берег. Все это в совокупности создает атмосферу вечера, романтическую обстановку.

Также присутствует образ плачущей души одинокой, скорее всего так поэт называет возлюбленную лирического героя.

10) Лирический герой, его своеобразие.

Роль лирического героя в данном стихотворении выполняет сам А. А. Блок, поэтому позиция автора и героя совпадает. Герой обеспокоен. В стихотворении А. Блока (1901) чувство более сдержанное, менее определенное, цель вовсе не ясна, есть только предчувствие встречи, причем таинственной – с плачущей душой одинокой; поэтический мир не столь яркий: сумерки, отзвуки, отблески, хладные волны. Неопределенные местоимения (что-то, кто-то) передают именно «надежды нездешние».

Размер: Интонация самоуглубленного, элегического раздумья создается трехстопным дактилем.

12) Рифмовка, характер рифмы.

В стихотворении чередуются дактилическая и мужская рифмы. Рифма не всегда точная. Рифмовка в произведении – перекрестная.

13) Лексика. Языковые выразительные средства.

Эпитет: «сумерки вешние», «хладные волны», «надежды нездешние», «песня далекая», «душа одинокая».

Олицетворение: «волны бегут на песок», «плачет душа одинокая».

Перифраз: «душа одинокая» — значение: девушка.

Также употребляются славянизмы («хладные») и неопределенные местоимения (что-то, кто-то).

14) Поэтический синтаксис.

Риторический вопрос: «Тайна ль моя совершается, ты ли зовешь вдалеке?».

Умолчание: «Кто-то навстречу – бегу…» .

Инверсия: «Сумерки вешние», «плачет душа одинокая».

Неполные предложения с рядом однородных членов: например, «Отблески, сумерки вешние, клики на том берегу» и т. д..

Эллипсис: «в сердце – надежды нездешние».

Неоднократно используется тире (долгая пауза): «Но различить — не могу», «кто-то навстречу — бегу».

Все вышеперечисленные лексические и синтаксические средства выразительности языка помогают более полно описать обстановку (весенний вечер), эмоции и чувства героя, его душевные переживания.

15) Звукопись, фонетическая окраска стиха.

Аллитерация: повторение шипящих звуков (преимущественно «с», «ш», «ч»). Ярким примером этого служит первый катрен и не только:

Сумерки, сумерки вешние,

Хладные волны у ног,

В сердце — надежды нездешние,

Волны бегут на песок.

Читатель слышит легкий шум весеннего свежего вечера, плеск моря, посторонние незначительные шорохи.

16) Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

Автор стремится показать нам переживания, которые испытывает влюбленный человек. «В сердце надежды — нездешние» — именно эти строки позволяют это понять.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Мандельштама «Сумерки свободы» Изначально Мандельштам встретил приход к власти большевиков радостно. В революции он видел возможность для кардинальных перемен, тотального обновления всех жизненных сфер. При этом уже в книге «Tristia», изданной в 1922 году, появились мотивы разлуки, увядания, скорби, расставания. Поэт понял, что Великая Октябрьская революция в первую очередь принесла разруху, что построение нового мира началось с полного […].

Анализ стихотворения Ахмадулиной «Сумерки» Стихотворение Б. Ахмадулиной «Сумерки» начинается с пространного рассуждения о блаженной свободе, которую несут сумерки человеку. В это время становятся невидимыми внешние признаки эпохи: «Ни в сырости, насытившей соцветья, ни в деревах, исполненных любви, нет доказательств этого столетья, — бери себе другое — и живи». Именно в сумерки лирическая героиня способна мысленно перенестись в прошлое и […].

Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки» Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя. В подобном ключе выдержано стихотворение «Сумерки», созданное в […].

Анализ стихотворения Блока «Русь» Стихотворение «Русь», вошедшее во второй том лирики Блока, написано в 1906 году. Здесь поэт поднимает одну из центральных тем зрелого творчества — тему родины. Стихотворение пронизано духом древности. Автор уводит читателя в те далекие времена, когда «разноликие народы» водили «ночные хороводы». Лирический герой видит в своей Руси какую-то непостижимую тайну, загадку: Ты и во сне […].

Анализ стихотворения Блока «Утро в Москве» «Утро в Москве» (1909). В стихотворении отразилось чувство радости земной жизни. Лирический герой счастлив от сознания того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя. Любовь ассоциируется у Блока с беззаботностью юности, с ранним утром, с необъяснимой легкостью. Через обращение к раннему […].

Анализ стихотворения блока «Осенний день» Произведение А. А. Блока «Осенний день» написано 1 января 1909 года. Анализ данного стихотворения показывает, что оно продолжает важную для писателя тему быта простого человека и волнения за судьбу России. В «Осеннем дне», как и в одном из наиболее известных стихотворений Блока «Россия», появляется образ бедной, угнетенной страны. Лирический герой делится с товарищем своим восприятием […].

Анализ стихотворения Блока «Да так диктует вдохновенье» «Да. Так диктует вдохновенье» (1911-1914). В стихотворении выражено неприятие Блоком «ужасов жизни», «страшного мира», в котором погрязло настоящее: Всю жизнь жестоко ненавидя И презирая этот свет, Пускай грядущего не видя, Дням настоящим молвив: нет! По мысли А. Блока, поэт должен выражать открыто свое несогласие существующему миропорядку, стереть «румяна жир­ные» лживой жизни: На непроглядный ужас жизни […].

Анализ стихотворения Блока «Ночь улица фонарь аптека» Стихотворение было написано А. А. Блоком 10 октября 1912 года на его квартире в Петербурге. Оно вошло в поэму «Пляски смерти», включенную в цикл «Страшный мир». Спустя несколько дней Блок показал стихи В. Гиппиусу, и тот был поражен мрачностью произведения. Стихотворение можно отнести к философской лирике. Лирический герой размышляет в нем о жизни. Она представляется […].

Александр Блок — Сумерки, сумерки вешние: Стих

Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце — надежды нездешние,
Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далекая,
Но различить — не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.

Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовешь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.

В сердце — надежды нездешние,
Кто-то навстречу — бегу…
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу.

  • Следующий стих → Александр Блок — Твоё лицо мне так знакомо
  • Предыдущий стих → Александр Блок — Странных и новых ищу на страницах

Читать похожие стихи:

  1. Александр Блок — В сумерки девушку стройную
  2. Александр Блок — Петербургские сумерки снежные
  3. Константин Фофанов — Сумерки бледные, сумерки мутные
  4. Александр Блок — Седые сумерки легли
  5. Александр Блок — Там сумерки невнятно трепетали
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который все-таки пытается ответить Блок: «Дождешься ли?» Мечты.

Герой на берегу, волны у ног холодные — не переплыть. А на том берегу слышна песня. Чувствует герой, что одинокая душа плачет там. Вот только слов не разобрать…

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

Может быть, это его любимая, его судьба? У героя «нездешние надежды», то есть ему мечтается о чем-то не с этого простого берега, возможно, что и не из России, что, вообще, не с этой…

Романтическое ощущение наполняет стихотворение, загадочность… «Тайна свершается» — это непривычное сочетание показывает, что происходит удивительное. Бывает, что мы простые и знакомые вещи вдруг в один миг мы воспринимаем как нечто загадочное. Видишь красоту в привычном, радуешься полноте ощущений…

В стихотворении развивается действие, все ускоряется. Тихие сумерки, убаюкивающие волны… К ним добавляется тревожащая песня, дальше — неверное движение лодки.

И вот кто-то уже идет герою навстречу. Логично, что этот тот

В финале загадка так и не раскрыта. Опять сумерки опустились, будто занавес. На том берегу шум… Кто-то окликает беглянку? Или гостья на лодке приснилась поэту?

Или песни тоже не было…

«Редеет облаков летучая гряда» анализ стихотворения Пушкина История создания Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» написано в имении братьев Давыдовых Каменке . Пушкин приехал туда в ноябре 1820 года по приглашению генерала Н. Н. Раевского, героя 1812 года.

Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты Литературная газета в школе I. Актуальность работы Работа по изданию школьной газеты «Литературное кафе» особенно актуальна сегодня в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В производстве.

Лихоносов В. И. биография Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области. Отец погиб на фронте в 1943 году. Мать — малограмотная крестьянка. Детство провел под Новосибирском. В 1961.

«Снежные горы» анализ стихотворения Тютчева Лирика Федора Ивановича Тютчева хорошо известна широкому читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи этого русского поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Как не.

Сочинение я гражданин российской федерации 1)Я — Гражданин Российской Федерации. Как гордо это звучит. Но все ли имеют право носить это звание? На мой взгляд, каждый должен оправдать и подтвердить свое право именоваться Гражданин. Я.

Арсеньев В. К. биография АРСЕНЬЕВ Владимир Клавдиевич , российский исследователь Дальнего Востока, географ и писатель. Исследовал Юж. Приморье , горы Сихотэ-Алиня . Один из создателей краеведческого направления в отечественной научно-художественной литературе. Книги «По Уссурийскому.

Сочинение на тему Моя родина Беларусь Я родился и живу в красивой и свободной стране. Моя родина богата лесами, полями и реками. Живут в Белоруси хорошие добрые люди. Детей воспитывают и растят в любви и уважении.

Аксинья — характеристика персонажа Произведение: Тихий Дон Аксинья — казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова. А. — воплощение порыва, страсти, инстинктов. Героине досталась нелегкая судьба. В 16 лет ее изнасиловал отец. Нелюбимый Степан.

Принцип релятивности поэтики ОБЭРИУ Принцип релятивности стал важным характернейшим признаком поэтики ОБЭРИУ, при котором различные элементы текста — от персонажа до пространственно-времен-нбй структуры оказываются нестабильными, все время трансформируясь на протяжении произведения. Один из наиболее.

Конспект урока окружающего мира для 1 класса «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида» Города Чебоксары Чувашской Республики Конспект урока окружающего мира для 1 класса «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Ложкова Вера Мироновна 2015г., Чебоксары Программное содержание.

Общие вопросы к стране Индонезия 1. Назовите самые крупные острова Индонезии. Используя физическую карту мира, назовите самые крупные острова Индонезии. Учтите, что остров Калимантан имеет и другое название — Борнео, которое вы можете встретить на.

Твір на тему Дон Кіхот Іспанська література на початку 17 століття подарувала нам образ Дон Кіхота — незграбного лицаря на охлялому коні. Проте цей образ навіки став уособленням шляхетності, чесності й людяності. Цьому бідному гідальго.

Математичне кафе Королівський смак» гра — віторина, 10 клас Мета: Ø Активізувати діяльність учнів Ø Розвивати вміння формувати і доносити думку, моделювати ситуацію Ø Розвивати творчий інтерес до математики Ø Розвивати кругозір учнів Ø Виховувати стійкість, винахідливість, любов до.

Образ Луки в драме М. Горького «На дне» Носитель философии «утешительной лжи» в пьесе М. Горького «На дне» . В системе персонажей пьесы М. Горького «На дне», ставшей попыткой автора найти ответ на вопрос о смысле жизни человека.

Сочинение Что такое Доброта 9 класс 15.3 Что же это за понятие? Доброта — это гуманность к людям, любовь и забота к окружающим. Явный признак доброты — это сознательное проявление добра, полезных дел, не требующих что-либо взамен.

Ошибки в выборе профессии 1. Отношение к выбору Профессии, как неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные.

Отражение в поэме Данте «Божественная комедия» нового гуманистического взгляда на человека и его ценности Вершиной творчества Данте является «Божественная комедия». Поэма написана как странствие поэта по загробному миру. Проводником Данте в этом путешествии является поэт, автор «Энеиды», Вергилий. В произведении это символ разума, направляющего.

Стенд Поскольку очередные номера журнала «Новое литературное обозрение» — 91-й и 92-й поступили в нашу редакцию разом, не cтану их разъединять и в обзоре. В первую очередь отмечу проблему, которая вообще.

Судьбы взрослых ткут подростки Валентин Берестов Валентин Дмитриевич Берестов был человеком, которого в Москве 1970-1990-х годов, не только в литературной, но и в школьностуденческой, в музейной, в гуманитарной, кажется, знали все. Он оказывался желанным.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткое изложение текста Стихотворения В дороге Я за то глубоко презираю себя… Перед дождем Тройка Вчерашний день, часу в шестом… Несжатая полоса Замолкни, Муза мести и печали… Поэт и Гражданин Тишина Размышления у.

Конспект урока для 1 класса «Если ребенок боится» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 163» Г. Саратова Конспект урока для 1 класса «Если ребенок боится» Подготовила Педагог-психолог Цыцаркина Владислава Валерьевна Г. Саратов 2015 г. Детские.

Джонатан Свифт биография Детство Джонатан Свифт родился в Ирландии в 1667. Его родители принадлежали к числу английских колонизаторов, которых ненавидело коренное население. Поэтому будущий писатель чувствовал себя на родине, как на чужбине. С.

День толерантности в школе. Сценарий «Ты и я — мы оба разные, ты и я — мы оба классные». Материал для проведения дня толерантности в школе Толерантность — это качество личности человека. Оно проявляется тогда.

«Странник» анализ стихотворения Александра Пушкина История создания Стихотворение «Странник» было написано в 1835 году. Это вольное переложение начала первой главы «Путешествия пилигрима», созданного в 17 веке английским проповедником Джоном Беньяном, который в аллегорической форме описывает.

Анализ стихотворения Рубцова Родная деревня Стихотворение Николая Рубцова с первых же строк пересказывает биографию поэта. Никольское-это село, где вырос Рубцов. После того, как повзрослел, поэт осознал, что малая родина-замечательное место. Во многих своих работах, стоит.

Последний день разбор стихотворения Автор: Блок А. А. Ранним утром, когда люди ленились шевелиться Серый сон предчувствуя последних дней зимы, Пробудились в комнате мужчина и блудница, Медленно очнулись среди угарной тьмы. Утро копошилось. Безнадежно.

Предэкзамеционный стресс Горячая пора вступительных экзаменов в самом разгаре. Около 70 тыс. абитуриентов по всей стране сдали документы для поступления в высшие учебные заведения страны, экзамены пройдут 1 августа. Это серьезная проверка.

О творчестве Г. Ибсена Описание событий в романах и других произведениях Г. Ибсена отразило важнейшие проблемы нравственной жизни рубежа ХIХ-ХХ вв. и заложило фундамент нового европейского театра. В своей художественной эволюции драматург прошел четыре.

Четвертый раздел сборника стихов 1856 г. Новая лирика, новаторство Некрасова На первый взгляд может показаться странным, что именно в четвертом раздел сборника 1856 г. Некрасов решил поместить такие стихотворения, как «Свадьба», «Перед дождем», «Петербургское утро». Казалось бы, более логичным было.

Конспект урока на тему «Здоровье — всему голова» Индюкова Римма Юрьевна, учитель начальных Высшей категории Конспект урока на тему «Здоровье — всему голова» Цели: 1) Показать детям важность сохранения здоровья и его укрепления с детских лет. 2) Воспитывать.

Анализ стихотворения Пушкина Арион Выступление декабристов в 1825 году заставило Александра иначе взглянуть на значение стихов в обществе. Он пришел к итогу, что поэзия может стать оружием, если внести в стих определенные слова с.

Краткая биография Чарльза Диккенса Чарльз Диккенс появился на свет в 1812 году в семье чиновника морского ведомства в городе Портстмут. В возрасте 10 лет его главу семьи за долги посадили в тюрьму, семья оказалась.

Чуковский К. биография Чуковский Корней Иванович 1882 — 1969 Русский писатель, литературовед, фоктор филологических наук. Настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков. Произведения для детей в стихах и прозе построены в виде комической.

Клычков С. А. биография С. А. Клычков Сергей Антонович Клычков июля 1889 — 8 октября 1937) — русский поэт, прозаик и переводчик. Родился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника, старообрядец. Участвовал в.

Том Сойер — характеристика персонажа Произведение: Приключения Тома Сойера Том Сойер — энергичный, остроумный, предприимчивый мальчик двенадцатилетнего возраста, сирота которого воспитывает тетя Полли. Тетя Полли — в общем то, добрая, но при этом строгая и.

«Сергею Есенину» анализ стихотворения Маяковского Трудно себе представить, что Федор Иванович Тютчев посвящал бы стихи Афанасию Фету, а Михаил Лермонтов — Александру Сергеевичу Пушкину. А вот среди поэтов ХХ столетия посвящения друг другу были довольно.

Обдаровані Діти — Майбутнє України! Обдаровані діти Творчий, інтелектуальний потенціал людей є рушієм прогресу суспільства, тому обдарованість необхідно своєчасно виявити і розвивати. Дослідники стверджують, що багато надзвичайно обдарованих людей не реалізували своїх можливостей через несприятливе.

Изучение рассказов В. М. Шукшина в 11-м классе Как обычно, работе на уроках предшествует оформление стенда, посвященного В. М. Шукшину и его творчеству, — это организация выставки его произведений. Одно из непременных условий — участие всех учащихся класса.

Сочинение по картине Левитана Лесистый берег Исаак Ильич Левитан — известнейший русский художник — реалист. Большинство его работ написаны в путешествиях по России. В одном из таких путешествий, Левитан остановился во Владимирской области. Выйдя на прогулку.

Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» «Мертвые души» — это заглавие носит в Себе что-то наводящее ужас. А. И. Герцен Во времена выхода поэмы название «Мертвые души» казалось странным, звучало непонятно. Ведь душа человека бессмертна и.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

Блок. Сумерки, сумерки вешние. Прочтение

29. «Сумерки, сумерки вешние…»

Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла, и огня за рекой?
Фет

Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце — надежды нездешние,
Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далекая,
Но различить — не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.

Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовешь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.

В сердце — надежды нездешние,
Кто-то навстречу — бегу…
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу.
16 августа 1901

И здесь тоже эпиграф – это не ключ к прочтению, а указание на предшествующую сцену. Перечитаем стихотворение Фета полностью:

“Вдали огонек за рекою,
Вся в блестках струится река,
На лодке весло удалое,
На цепи не видно замка.

Никто мне не скажет: «Куда ты
Поехал, куда загадал?»
Шевелись же весло, шевелися!
А берег во мраке пропал.

Да что же? Зачем бы не ехать?
Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла, и огня за рекой. “

Неправда ли – фетовская сценка предельно аккуратно встает после предыдущей блоковской. Там «стою на царственном пути» и здесь перед ним намеком, призывом, понуждением: «На лодке весло удалое,/На цепи не видно замка». Там «шумит вода», а над нею «звезда — условный знак в пути» и здесь: «вдали огонек за рекою». Там «к утру» что-то непонятное «надо найти» и тут «никто мне не скажет: “Куда ты поехал?”»
Но там – о растерянности, а здесь о следующем шаге – о решении: «Шевелись же весло, шевелися!» и сзади – удаляющийся берег: «…берег во мраке пропал» . Герой стихотворения Фета плывет, он выбрал действие… Ведь это был, может, последний шанс:

Читайте также:  Кишечнополостные – сообщение доклад 7 класс биология

“Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла, и огня за рекой. “

У Блока стихотворение – продолжение стихотворения Фета там герой – решился. И он плывет на «тот берег». Надо было только решиться… И герой стихотворения Блока тоже – решился!
У Блока стихотворение – продолжение предыдущего: сон – как продолжение прошлого сна… Или это сон – как продолжение яви… Или продолжением сна – явь?!
Картина все та же: там «шумит вода», здесь «хладные волны у ног», но «глухая ночь» прояснилась до «сумерек», да «за чертой», где «смутно теплятся огни» расслышалась «песня далекая»:

Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу

Слов не разобрать, но, может, это:

Тайна… моя совершается,
Ты ли зовешь вдалеке?

И с другого берега к нему:

…Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.

Так, может, все случится сегодня?!

В сердце — надежды нездешние

Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу

Все бесполезно: он – «бежит», но и «волны бегут на песок» – бесконечно, безнадежно.

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги “Стихи о Прекрасной Даме”

Ал. Блок : «Символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия – это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» – рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы – и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом – о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том – потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и – встреча с Видением Лучезарной подруги; и – далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями “Неподвижность”, “Перекрёстки”, “Ущерб” первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.

Вот их краткая сводка:

I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

Данное стихотворение относится ко ДЕСЯТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.

К сцене данного стихотворения относятся ТРИ произведений:

Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который все-таки пытается ответить Блок: «Дождешься ли?» Мечты.

Герой на берегу, волны у ног холодные — не переплыть. А на том берегу слышна песня. Чувствует герой, что одинокая душа плачет там. Вот только слов не разобрать… Может быть, это его любимая, его судьба?

У героя «нездешние надежды», то есть ему мечтается о чем-то не с этого простого берега, возможно, что и не из России, что, вообще, не с этой…

планиды! Появилась и лодка, которая неуверенно плывет — ныряет, качается.

Романтическое ощущение наполняет стихотворение, загадочность… «Тайна свершается» — это непривычное сочетание показывает, что происходит удивительное. Бывает, что мы простые и знакомые вещи вдруг в один миг мы воспринимаем как нечто загадочное. Видишь красоту в привычном, радуешься полноте ощущений…

В стихотворении развивается действие, все ускоряется. Тихие сумерки, убаюкивающие волны… К ним добавляется тревожащая песня, дальше — неверное движение лодки. И вот кто-то уже идет герою навстречу.

Логично, что этот

тот , кто прибыл на лодке, кто пел песню. И герой бросается навстречу, возможно, своей Мечте.

В финале загадка так и не раскрыта. Опять сумерки опустились, будто занавес. На том берегу шум…

Кто-то окликает беглянку? Или гостья на лодке приснилась поэту? Или песни тоже не было…

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения «Сумерки» Ахмадулина Б. А «Сумерки» Стихотворение Б. Ахмадулиной «Сумерки» начинается с пространного рассуждения о блаженной свободе, которую несут сумерки человеку. В это время становятся невидимыми внешние признаки эпохи: «Ни.

Анализ стихотворения Мандельштама «Сумерки свободы» Изначально Мандельштам встретил приход к власти большевиков радостно. В революции он видел возможность для кардинальных перемен, тотального обновления всех жизненных сфер. При этом уже в.

Анализ стихотворения Ахмадулиной Б. А. «Сумерки» Стихотворение Б. Ахмадулиной «Сумерки» начинается с пространного рассуждения о блаженной свободе, которую не­сут сумерки человеку. В это время становятся невидимыми внешние признаки эпохи: «Ни в.

«Сумерки» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение Брюсова «Сумерки» написано в 1906 г., напечатано в сборнике «Все напевы» в цикле «Вечеровые песни». Это первая песнь в цикле. Брюсов любил.

Анализ стихотворения Пастернака «Мне в сумерки ты все — пансионеркою…» Разновидность вечного сюжета о несчастливой любви, осложненная оригинальной образностью и богатым литературным подтекстом, объединяет шесть циклов, созданных автором в рамках поэтической книги «Темы и вариации».

Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки» Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко.

Анализ стихотворения Бунина «Сумерки» В 1899 Иван Бунин женился на Анне Цакни и перебрался в Одессу. Этот брак был непродолжительным, однако поэт сохранил очень теплые чувства к своей супруге.

«Летний вечер» анализ стихотворения Блока Стихотворение А. Блока «Летний вечер» является представителем жанра пейзажной лирики. Сюжет произведения повествует о виде летнего, августовского заката в поле. Характер описания спокойный, проникнутый грустью.

Анализ стихотворения Блока «Я вышел. Медленно сходили…» Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге «Стихи о Прекрасной Даме». Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт.

Анализ стихотворения Блока «Россия» разбор стихотворения Автор: Блок А. А. Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи… Россия, нищая Россия, Мне избы.

«Вешние воды», анализ повести Ивана Тургенева Иван Сергеевич Тургенев занимает в русской литературе почетное место, прежде всего, благодаря своим произведениям крупной формы. Шесть известных романов и несколько повестей дают основания любому.

Анализ стихотворения Блока «Там — в улице стоял какой-то дом…» Лирический субъект «Стихов о Прекрасной Даме» не всегда соответствует рамкам образа благородного рыцаря, который видит смысл существования в поклонении женскому идеалу. В произведениях, появившихся весной.

Анализ стихотворения Блока «Я вам поведал неземное…» В период с 1904 по 1908 год Блок в своем творчестве обращается к теме города. Так возникает одноименный цикл, который впоследствии поэтом дополнялся. В частности.

Анализ стихотворения А. Блока «Россия» В стихотворении «Русь» образ родины, России, видится Блоку в былинно-сказочном ореоле. Это древняя, нетронутая цивилизацией страна, напоминающая исторические картины В. М. Васнецова и И. С.

Анализ стихотворения «Сольвейг» Блока «Сольвейг» (1906). Стихотворение написано под влиянием пьесы норвежского драматурга Ибсена «Пер Гюнт», которая по­строена на фольклорных мотивах. Ее героиня Сольвейг (по — норвежски — солнечный.

Анализ стихотворения «Россия» Блока А. А Стихотворение А. Блока «Россия» — самое известное из цикла «Родина». В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее возрождение. Однако.

Анализ стихотворения Блока «Россия» Александр Блок — один из немногих русских поэтов, который принял октябрьскую революцию, но, разочаровавшись в новом режиме, все же не пожелал покидать родину. Объясняется подобное.

Анализ стихотворения Блока «Из газет» В поэтической книге «Распутья» проявилась характерная черта блоковской лирики — ее социальная чуткость. Безрадостный мир, в котором изнуряющий труд не гарантирует достойного существования, лишен любви.

Анализ стихотворения «На поле Куликовом» Блока А. А Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, — одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Связанный своим содержанием с известным историческим событием — Куликовской битвой.

«Осенний день» анализ стихотворения Блока Произведение А. А. Блока «Осенний день» написано 1 января 1909 года. Анализ данного стихотворения показывает, что оно продолжает важную для писателя тему быта простого человека.

Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате…» Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» было написано А. А. Блоком в 1902 году.

Анализ стихотворения «Россия» Блока Стихотворение «Россия». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Россия» было создано А.А. Блоком в 1908 го­ду. Основная тема его — тема Родины, России. Мы можем отне­сти произведение.

«Россия» анализ стихотворения Блока Тема родины — основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к Родине была «странной». Впервые такое.

Анализ стихотворения Летний вечер Блока Стихотворение, поистине красивое, нежное и такое романтичное, под названием «Вечер» написал Александр Блок. Этот человек не просто стал поэтом, таким великим творческим человеком, казалось —.

Анализ стихотворения Блока «Была ты всех ярче, верней и прелестней…» Осенью 1913 года в петербургском Театре музыкальной драмы состоялась премьера знаменитой оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Партию страстной красавицы-испанки исполняла Любовь Александровна Дельмас — певица почти.

Зимние сумерки Все мы любим лето. Долгие дни, которые нижутся на нитку каникул, словно ровные блестящие жемчужины. И длинные перламутровые вечера с розовыми закатными облаками и чаепитием.

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» Блока «Девушка пела в церковном хоре…» (1905). Стихотворение из цикла «Стихи о Прекрасной даме» «Девушка пела в церков­ном хоре…» наполнено символами: «голос, летящий в купол», сияющий.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

«В ресторане» анализ стихотворения Блока Когда русский поэт Александр Блок создал свой первый сборник — «Стихи о Прекрасной Даме», он написал: Но страшно мне: изменишь облик Ты… Действительно, та наивность.

Анализ стихотворения «Изгнание» Бунин «Изгнание» (1920). Стихотворение является прямым откли­ком поэта на жизнь в изгнании. Бунин эмигрировал из Советской России во Францию в 1920 году. Лирический герой воспринима­ет жизнь.

Анализ стихотворения «Земное сердце стынет вновь…» Блока «Земное сердце стынет вновь…» (1911-1914). В данном стихотворении отразилось трагическое мировосприятие Блока, активное отрицание «страшного мира»: Земное сердце стынет вновь, Но стужу я встречаю грудью.

Анализ стихотворения «Фабрика» (А. Блок)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 23.03.2019 · Обновлено 01.04.2020

Сын Родины. Глашатай революции. Февраль. Радость и волнение. Город. Люди. «Фабрика». Александр Блок. Великая сила существительных. Александр Александрович Блок – яркий поэт Серебряного века, известный каждому особенной, авторской любовью к Родине. Гражданская лирика была, есть и будет отдельным особняком в творчестве любого скульптора слова, а если речь идет о бунте, переменах, предчувствии чего-то нового и долгожданном прозрении народа, мастер Ренессанса своего времени чувствует себя как никогда нужным и вдохновленным.

История создания

«Распутья» — последний цикл первого тома лирики А. Блока. Его основные темы: нежелание мира понять поэта и маленького человека и истинный смысл бытия в целом. С помощью «Распутий» автор показывает читателю спектр остросоциальных проблем со всеми его мрачными оттенками.

Стихотворение «Фабрика» (точная дата написания – 24 ноября 1903 года, опубликовано в 1904) стало олицетворением общественной правды под царской властью. В России – первые революционные ветры, на душе у Александра – «радостное волнение» пред грядущими событиями. «Фабрика» — творческий катарсис поэта, переход от романтики к злобе дня.

Жанр, направление и размер

Общепризнанным является определение произведения как образец философской лирики. Нет весомых причин приписывать его к гражданской: взгляды Блока не сформированы окончательно, до революции 1905 года еще целых 24 месяца. Однако, на мой взгляд, эти два жанра не могут существовать отдельно друг от друга, ведь судьба народа и государства всегда зависит от философов. Серебряный век знаменит культурными деятелями, параллельно интересующимися общественной жизнью.

Будто утомленные рабочие идут на ненавистную работу, ритмом марша читаются строки стихотворения. Такое настроение создает размер – четырехстопный ямб.

Образы и символы

Абстрактность – основа «Фабрики». Автор не использует конкретные образы. На мой взгляд, иронично показана забавная традиция вешать на стену портрет политических лидеров. Власть — причина беспорядка. Черный – цвет тайны, тьмы.

А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то.

  • Тот, кто следит за жертвами рабочего класса. Тот, чье имя нам не известно. Тот, кто не один в своем роде. Тот, кто вызывает у лирического героя ненависть и разочарование. Это представитель действующей власти, который, купаясь в роскоши, следит за нищетой и угнетением своих рабов, на которых держится его благополучие.
  • Лирический герой абстрагируется от происходящего. Есть капиталисты, есть рабочие, а есть он. Отдельная фигура, смотрящая на всех со «своей вершины».
  • Образ желтых окон. Цвет тепла и уюта в контексте стихотворения превращается в меланхоличное бюрократическое пятно. Желтые окна – символ тогдашних офисов. Очевидно, там сидят тучные бухгалтеры, начальники, бесхребетные и недалекие секретари – все те, кто по сей день нагло обманывают простых людей, «смеются, провожая нищих».
  • Образ рабочих — самый мрачный в стихотворении. Народ гнет «измученные спины», идет на работу как скот на бойню. Настроение этой изможденной толпы — предначертание неминуемого социального взрыва.

Темы и проблемы

Социальная стратификация и губительное влияние власти, народная «слепота» и апатия, желание что-то изменить и одновременная неизбежность. Эти темы и проблемы поднимает А. А. Блок в произведении.

  1. Жизнь рабочего класса — основная тема стихотворения. Поэт в присущей ему символистской манере описывает тяжелую службу рабочих, которые наваливают на измученные спины кули и разбредаются по территории фабрики. Они обречены на нездоровье и раннюю смерть, их условия жизни и труда не идут ни в какое сравнение с тем, как живут те, за желтыми окнами. Начальство никогда не унизится до подобной работы, никогда не спустится из своей башни из слоновой кости. Оно наблюдает свысока.
  2. Социальная несправедливость — основная проблема стихотворения. Автор сталкивает два мира: люди перед глухо запертыми воротами и господа за желтыми окнами. Им не суждено смешаться при существующем укладе, они идут параллельно и не пересекаются. Одни вверху, другие внизу, и так с рождения до самой смерти. Каждый человек является заложником своей касты и не может покинуть ее, как бы ни старался. Даже тяжелый труд не является условием карьерного роста. Только происхождение поможет занять место за желтым окном.

Основная идея

«Фабрика» — пролог новой главы в истории России. Проникновенными строками автор боролся за справедливость, равенство, торжество гуманизма. Страшно осознавать, но хочется верить, что это одновременно и эпилог, ведь описываемые события, образы существуют сегодня. Они продолжат иметь место в государстве, пока народ спит духом и довольствуется тем, что ему дают. Это и есть главная мысль стихотворения «Фабрика».

Борьба! Борьба за свободу, права и человечество. Вот к чему призывает читателя автор строками в готическом стиле. Описывая четкое разделение между холопами и господами, трудом и праздностью, свободой и рабством, он с горькой усмешкой показывает, что сильные мира сего плевать хотели на нищих. Тогда какой же смысл проливать пот и кровь, надрывать спину ради их выгоды?

Средства художественной выразительности

Когда описываешь жизнь простого народа, не нужно эпитетов в стиле Барокко и нарочито торжественных метафор. Прямолинейные высказывания не отвлекают от истины и не создают ложных представлений.

Метафора «черный кто-то» олицетворяет надзирателя. Несколько эпитетов (задумчивые болты, медный голос, измученные спины) помогают художнику нарисовать происходящее и передать атмосферу в нужных оттенках.

Также автор для концентрации читательского внимания использует лексические повторы: «по вечерам — по вечерам»; «а на стене — а на стене».

Полный анализ стихотворения “Фабрика” (А. А. Блок)

Полный анализ стихотворения «Фабрика», которое написал А.А. Блок, показывает, что это произведение отличается от его раннего творчества. В нём явно прослеживаются мотивы, которые характерны для его позднего творчества.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности
  6. Основная мысль произведения

История создания

Написано стихотворение 24 ноября 1903 года, оно вошло в заключительный цикл лирики. Основными темами данного цикла были социальные проблемы, которые были очень важны для автора. Блок отличался от многих своей безумной любовью к Родине. Это хорошо прослеживается во всей гражданской лирике поэта. Острое непонимание поэта обществом граничит с философским размышлением на тему бытия.

«Фабрика» стала достаточно памятным стихотворением. Александр испытывал достаточно приподнятые и радостные чувства, в предвкушении грядущих перемен. Данное стихотворение послужило переходом поэта от романтических веяний к суровым реальностям.

Александр Блок был патриотом. Данное время для России стало переломным и далеко не самым простым, поэтому и его творчество подверглось переменам. Люди ещё не могли точно знать, что именно ждет Россию и ждут ли их перемены к лучшему. Но практически все осознавали, что менять существующий строй остро необходимо.

Приступая к написанию «Фабрики», Блок предчувствовал революцию. В дальнейшем Александр Блок будет всеми путями добиваться социальной справедливости и полностью разделять идеи революции.

Тема

Тема в стихотворении поднимается очень актуальная на то время. Здесь показано неравенство слоёв населения, из-за которого в дальнейшем и произошел бунт. На примере жизни самых низов населения, благодаря которым вышестоящий класс живет очень хорошо, Блок показывает свое отношение к такому вот классовому разделению.

Так же поднимается не менее актуальная тема – это человеческая апатия. Когда люди жаждут перемен, но ничего для этого не готовы делать.

Основная проблема, поднятая в данном стихотворении, это жизнь обычных рабочих.

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

В этих строках явно прослеживается то, что обычный рабочий народ обречен на тяжелый ежедневный труд. Постоянное чувство усталости и изнеможения, ранняя смерть от элементарной выработки – это далеко не весь список всех «прелестей» рабочего народа. Так же автор показывает параллельно жизнь людей «за желтыми окнами», которые никогда не опустятся до того, чтобы наваливать куль на свои плечи.

Что этих нищих провели.

Именно на сравнении этих двух классов людей и прослеживается жесткое деление. Так же автор пытается показать, что тяжелый труд не дает на самом деле никаких гарантий карьерного роста. Это две абсолютно разные касты людей, которые существуют в «разных мирах».

По вечерам – по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

Как две параллельные линии, которые никогда не пересекаются. Человек за желтым окном никогда не окажется за забором в толпе рабочих. Точно так же и рабочий человек, который работает всю жизнь не покладая рук, никогда не окажется за желтым окном.

Композиция

Композиция данного произведения достаточно проста. Здесь автор показывает нам два мира, которые существуют параллельно.

Мир рабочего класса, которые трудится без отдыха на благо богачам. И мир тех самых богачей, живущих за желтыми окнами. Они со смехом и глумлением наблюдают за рабочим классом. Ни капли сочувствия или уважения нет в них.

Лирический герой сопереживает рабочему классу, тем бедным людям, которые вынуждены выполнять тяжелый труд на благо довольных богачей.

Это произведение можно отнести по жанру к философской лирике. Хотя в стихотворении встречаются элементы гражданской лирики, но взгляды автора еще к тому моменту были не до конца сформированы.

Для написания автор воспользовался четырехстопным ямбом, который сам по себе задает ритм марша. Этим Блок еще раз доносит до нас настроение нищих.

Серебряный век вообще отличается тем, что его авторы – творческие люди, деятели культуры, параллельно были активными общественными деятелями. Мимо них не проходили государственные проблемы. Они всегда принимали очень активное участие в жизни и проблемах государства.

Средства выразительности

В этом стихотворении Блок практически не прибегает к использованию средств выразительности. Несколько эпитетов были им взяты для того, чтобы подчеркнуть тяжесть того бремени, которое несут на себе нищие. Так же с помощью них он передает отношение лирического героя ко всему происходящему, поскольку в этом произведении он выступает в роли обычного наблюдателя.

Практически отсутствуют в тексте и метафоры, в них нет необходимости. Автор не хочет отвлекать читателя от созерцаемой картины красивыми словарными оборотами.

Основная мысль произведения

Основная мысль данного произведения актуальна и по сей день. Борьба за справедливость и равенство – это то, чего автор хочет добиться от народа. Но пока «нищие» будут покорно гнуть спину перед богатым классом, и зарабатывать им на сытую жизнь, до тех пор наш мир и будет делиться на бедных и богатых.

Автор пытается донести до читателя ту несправедливость и несовершенность нашего мира, что богатым стать нельзя. Им можно только родиться. А бедному рабочему человеку так и суждено умереть ни с чем. Богатая каста передается по наследству, поэтому обычному человеку попасть в мир «желтых окон» не представляется возможным. Это и является главной мыслью стихотворения «Фабрика».

Автор призывает бороться с теми, кто плевать хотел на проблемы низшего класса. Полное безразличие и насмешки – вот что видит рабочий народ от богачей. Так может быть хватит гнуть спины и обеспечивать комфортную жизнь господам? Чем они больше заслуживают такую жизнь? Может, стоит и им взвалить мешки на спины и поработать?

Александр Блок полон революционных идей, к которым он призывает людей. Он хочет, чтобы люди начали себя ценить и уважать. Перестали обеспечивать кому-то комфортное существование ценой своей жизни и здоровья.

Ссылка на основную публикацию