Анализ стихотворения Блока В ресторане

«В ресторане» анализ стихотворения Блока по плану кратко – жанр, разбор, художественные приемы

Одно из самых сложных произведений Блока, стихотворение “В ресторане” наполнено множеством смыслов. Лучше понять его поможет краткий анализ “В ресторане” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 11 классе как основной материал или в качестве дополнительной информации.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.

История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.

Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.

Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.

Сравнения“золотой как небо”, “словно сон мой”.

Метафоры“небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

История создания

Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.

Лирический герой, стремившийся к недосягаемому идеалу, разочарован тем, что не может найти его в реальном мире. Женщина, которая казалось ему прекрасной и далекой, на деле оказывается такой же продажной, как и все в этом мире.

Основная тема этого произведения – разочарование в любви, которое очень остро испытывает лирический герой. Очевидно, что когда-то он был настроен романтически, но это прошло.

Композиция

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Это лирическое стихотворение с философскими элементами, где герой опосредованно, через символы и образы, передает свои чувства и рассказывает о разбитом сердце. Такой жанр идеально подошел Блоку для воплощения его идеи.

Трехстопный анапест с перекрестной рифмовкой делает этот литературный шедевр совершенным с точки зрения формы. Все части стихотворения гармонично связаны между собой.

Средства выразительности

Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:

  • Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
  • Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
  • Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

Анализ стихотворения «В ресторане» (А. А. Блок)

Самым «романтичным» поэтом Серебряного века смело можно считать Александра Александровича Блока. Большинство стихов поэта посвящены теме Любви. Многомудрый Литрекон представляет анализ по плану одного из произведений Александра Александровича «В ресторане» и предлагает ознакомиться с данным разбором в этой статье.

История создания

Стихотворение «В ресторане» написано 19 апреля 1910 года. Для Александра Александровича этот год оказался непростым. У него очень сложные отношения в семье:

«Люба довела маму до болезни… Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей…»

В этом же году от оспы умирает В. Ф. Комиссаржевская, уходит из жизни М. А. Врубель, уходит Л. Н. Толстой. Также в 1910 году «на сцену» выходит русский футуризм, а значит символизм отходит на второй план. Но только не для Блока!

Разбираемое стихотворение является неким переосмыслением «Незнакомки». Многие источники сообщают, что «В ресторане» посвящено актрисе, танцовщице Ольге Афанасьевне Судейкиной.

Очень интересен тот факт, что для своего мужа, художника Сергея Судейкина, она была «мечтой», обожаемым, «бесплотным объектом». Подобные отношения сложились и в семье Блоков. Любовь Дмитриевна была для Блока живым воплощением Прекрасной Дамы, которую он всю жизнь воспевал в своих произведениях. Также имеется предположение, что данное стихотворение посвящено отнюдь не Судейкиной, а жене одного из артистов, Марии Дмитриевне Нелидовой.

Стихотворение «В ресторане» является составной частью цикла «Страшный мир». Данный цикл отличается особым трагизмом, неким страхом перед жизнью, перед пошлостью современного мира.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «В ресторане» похоже на воспоминания автора, его раздумья. Поэт излагает свои мысли, припоминая значимые нюансы той самой встречи, мимолетные взгляды, облаченные в вуаль тоски, какой-то безысходности. Всё это близко к такому жанру лирики, как элегия.

Хочется отметить, что подавляющее большинство стихотворений Александра Александровича имеет философский оттенок. Написанные поэтом произведения посвящались отнюдь не многим женщинам, а одной единственной Прекрасной Даме, воплощению Вечной Женственности, о которой существовала теория у философа Владимира Соловьева, с которой, отчасти был согласен и Блок.

Свою «Прекрасную Даму» Александр Александрович рассмотрел в Любови Дмитриевне Менделеевой, которая стала его женой, музой, вдохновительницей.

Блок – поэт-младосимволист. Но данное определение очень узкое. Что касается Александра Александровича, то он «просто» символист, то есть символизм – это образ жизни Блока, его мироощущение.

«Символистом можно только родиться» (А. А. Блок)

Встреча, жизнь с Менделеевой были пронизаны тайными нитями символизма. Для самой Любови Дмитриевны это было не в радость. Ей не хватало Блока-мужа, она жила с Блоком-творцом, относившимся к ней как к «символу», а не как к женщине. Вскоре она не выдержала и попыталась уйти от него, но от любви не уйдёшь.

Размер стихотворения «В ресторане» – чередование четырехстопного анапеста с трехстопным. Рифмовка перекрестная, со сменяющими друг друга женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «В ресторане» состоит из 6 строф. Композиция – кольцевая.

  1. 1-я строфа является своеобразным вступлением к дальнейшему увлекательному рассказу. «Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер)…». Данные строки напоминают непринужденную беседу старых друзей, обменивающихся самым сокровенным, личным. Также в данном четверостишье автор упоминает небо, «желтую зарю», чем открывает композиционное кольцо.
  2. 2-я строфа – это начало истории. Поэт окунает читателя в атмосферу того вечера. «Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви…». Автор пишет, что послал «прекрасной даме» бокал шампанского с черной розой. Этот образ можно считать одним из главных образов произведения «В ресторане».
  3. 3-я строфа посвящена даме, описанию её реакции, через которую можно определить её мировоззрение, отношение к жизни.
  4. 4-я строфа – это восприятие происходящего лирическим героем. «И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…». Тонкое, глубокое мироощущение позволяет герою заметить «чуть заметные» нюансы.
  5. 5-я строфа вновь описывает «её». Здесь поэт видит в даме «испуганную птицу», сравнивает её со сном, который прошёл, пишет о «задремавших ресницах». Данное четверостишие является доказательством искреннего увлечения лирического героя описываемой дамой.
  6. 6-я строфа – это завершение мини-романа. Дама ушла. Но «из глуби зеркал… взоры бросала». Этот жест можно расценить как взаимное увлечение лирическим героем, а быть может, это просто благодарность за «комплимент» от незнакомого мужчины. «А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.». Две последние строки возвращают читателя «в ресторан» и замыкают сюжетное кольцо произведения.

Образы и символы

Лирический герой Блока – это «эволюционирующий», меняющийся со временем герой.

Цикл «Страшный мир», к коему относится стихотворение «В ресторане», является составляющей частью третьего тома «Трилогии вочеловеченья». Данный том отличается попыткой принятия окружающей действительности, в отличие от первых двух томов, которые являются отражением идеального мира и проявлением конфликта между реальностью и тем же идеальным миром соответственно. Поэтому все циклы третьего тома имеют легкий отблеск трагичности.

Лирический герой «Страшного мира», в частности, стихотворения «В ресторане», — это человек переживающий, страдающий от осознания своей греховности, страдающий от безысходности, уставший от этого. На фоне безрадостных чувств еле-еле пробивается луч любови. Главным образом произведения является дама.

Проводя параллель между стихотворением «Незнакомка» (2 том, цикл «Горд») и стихотворением «В ресторане» (3 том, цикл «Страшный мир»), можно заметить изменения во взглядах поэта.

Два этих произведения рассказывают о событиях, происходящих в ресторане, но эпизод «Незнакомки» разворачивается в вечернее время суток, тогда как события второго произведения происходят на заре. Это можно связать с мировосприятием поэта в ранние и более поздние годы. Вечер – это тайна, вуаль, прикрывающая «ненужное» в мире, поэтому автор выбрал вечер, который позволяет видеть только желанное. Заря – это символ знания, прозрения, поэтому второй раз поэт выбрал именно это время суток. Сам автор стал опытней, мудрей, «взрослей». «В ресторане» больше нет облака домыслов.

Говоря о схожести двух произведений, нельзя не заметить подобие в системе повествования.

«И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)…»

«Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер)…»

В описании дамы также можно заметить некое подобие.

«Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне…

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами…»

«Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка…»

Все это говорит о новом взгляде на старое, о прозрении.

Стихотворение «В ресторане» наполнено символами, так же, как и «Незнакомка». Метафору «пожар зари» можно рассмотреть как символ отрезвления от опьяняющей мечты, осознание человеческой греховности, то есть и собственной греховности, что не могло не удручать поэта.

Нельзя не обратить внимание на цветовую гамму стихотворения «В ресторане».

«…раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари…»

Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни. Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность.

Читайте также:  Кишечнополостные - сообщение доклад 7 класс биология

Но на небе есть фонари, которые являются символом озарения, истины, символом сердца, символом жизни. То есть в самом начале стихотворения поэт не позволяет ни себе, ни читателю полностью поверить в безнадежность.

«Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи…»

Белая роза – это символ чистоты, непорочности, соответственно черная роза символизирует противоположное. Она всё та же прекрасная роза, но черная, цвета страданий и страха.

Роза в бокале «золотого аи», то есть в бокале игристого вина, шампанского. Золотой цвет у Блока – это цвет любви, красоты, символ девичества и непорочности. Шампанское – это напиток аристократов, символ веселья и роскоши. Соединяя всё это воедино можно сказать, что поэт всё ещё верит, знает о существовании идеала, пусть даже и «омрачённого» реалиями современной жизни.

Особое место в поэзии Александра Александровича занимают звуки.

«…в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…»

«Зашептались тревожно шелка.»

«И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.»

Пение, грохот, шепот, крики, бренчание, визжание – все эти разноплановые звуки являются символами, позволяющими точнее передать характер происходящего, описать ощущения, чувства автора.

«А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.»

Две последние строки стихотворения тоже можно «расшифровать».

Образ цыган в литературе встречается нередко. Они символизируют свободу, вольнолюбие, независимость. Цыганка – символ радости бытия неиспорченной цивилизацией личности, женской красоты, любви. Упоминание в конце стихотворения о ней является отражением надежды, веры в свои идеалы, веры в Прекрасную Даму.

Темы, проблемы, настроение

Главная тема произведения «В ресторане» — это тема Любви. В поэзии Александра Александровича она занимает главенствующее положение. Эта тема проявляет себя по-разному в каждом новом стихотворении автора, приобретая то возвышенные, неземные черты, то черты трагические.

Проблематика произведения «В ресторане» сводится к некой разочарованности в светлом чувстве, в идеалах. Но поэт будто пытается переубедить себя, читателя в том, что осознал, пытается сказать, что, возможно, мир не такой идеальный, как представлялся изначально, но и не такой мрачный, как может показаться на первый взгляд.

За счет этого настроение стихотворения «В ресторане» волнообразное, послевкусие остается довольно приятным, без нот отчаяния.

Основная идея

Смысл произведения «В ресторане» — это осознание автором неидеальности окружающей действительности, разрушение устоявшихся идеалов поэта.

«Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.»

Данные строки можно считать отражением главной мысли стихотворения «В ресторане», так как они являются симбиозом Блоковских идеалов и Блоковского трагического осознания, являются чем-то новым, более реалистичным и живым. Идеальная любовь омрачена порочной действительностью, но человек может дотронуться до нее в мгновении созерцания красоты, молодости, грации.

Анализ стихотворения «В ресторане» был бы неполным без списка средств художественной выразительности.

Средства выразительности

Обратите внимание на тропы в стихотворении «В ресторане». Главная мысль произведения воплощена в этих художественных средствах выразительности.

  1. Эпитеты: «бледное небо», «переполненный зал», «встретил смущенно и дерзко», «взор надменный», «обратясь намеренно резко», «презрение юное», «иступленно запели», «чуть заметное дрожание руки», «тревожно зашептались».
  2. Сравнения: «золотого, как нёбо», «рванулась движеньем испуганной птицы», «прошла, словно сон мой легка».
  3. Метафоры: «пожар зари», «сожжено и раздвинуто небо», «на желтой заре – фонари», «что-то грянули струны», «глубь зеркал».
  4. Олицетворение: «пели смычки», «запели смычки», «вздохнули духи, задремали ресницы», «зашептались шелка», «монисто бренчало».
  5. Анафора: «Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка…»
  6. На протяжении всего стихотворения встречается инверсия.
  7. Эллипсис: «И на жёлтой заре — фонари».
  8. Аллитерация: «грянули струны», «запели смычки», «вздохнули духи», «задремали ресницы», «зашептались шелка», «монисто бренчало» (повторяющиеся «рычащие», «звенящие» и «шипящие» звуки усиливают эмоциональный окрас произведения, позволяя читателю «глубже окунуться» в смысл стихотворения).

Анализ стихотворения «В ресторане» Блока

Одно из самых сложных произведений Блока, стихотворение “В ресторане” наполнено множеством смыслов. Лучше понять его поможет краткий анализ “В ресторане” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 11 классе как основной материал или в качестве дополнительной информации.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.

История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.

Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.

Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.

Сравнения“золотой как небо”, “словно сон мой”.

Метафоры“небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

История создания

Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.

Лирический герой, стремившийся к недосягаемому идеалу, разочарован тем, что не может найти его в реальном мире. Женщина, которая казалось ему прекрасной и далекой, на деле оказывается такой же продажной, как и все в этом мире.

Основная тема этого произведения – разочарование в любви, которое очень остро испытывает лирический герой. Очевидно, что когда-то он был настроен романтически, но это прошло.

Композиция

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Это лирическое стихотворение с философскими элементами, где герой опосредованно, через символы и образы, передает свои чувства и рассказывает о разбитом сердце. Такой жанр идеально подошел Блоку для воплощения его идеи.

Трехстопный анапест с перекрестной рифмовкой делает этот литературный шедевр совершенным с точки зрения формы. Все части стихотворения гармонично связаны между собой.

Средства выразительности

Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:

  • Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
  • Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
  • Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»

Одно из самых сложных произведений Блока, стихотворение “В ресторане” наполнено множеством смыслов. Лучше понять его поможет краткий анализ “В ресторане” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 11 классе как основной материал или в качестве дополнительной информации.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.
История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.

Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.

Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.

Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.

Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

История создания

Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.

Анализ стихотворения А.Блока «В ресторане»

В ресторане
Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на жёлтой заре — фонари. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как нёбо, аи. Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблён». И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки… Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: «Лови. » А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.

Стихотворение А.Блока «В ресторане» написано в 1910 году спустя 4 года после стихотворения «Незнакомка» и 7 лет после выхода в «Северных цветах» поэтического дневника Блока, цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Еще в 1901 году в стихотворении «Предчувствую тебя…», входящем в цикл, поэт пророчески написал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Действительно, образ Прекрасной Дамы с 1901 года в творчестве Блока очень сильно трансформировался. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» мы видим поэтический, идеальный и потому недостижимый образ лирической героини, то в стихотворении «Незнакомка» эта наивность, ирреальность, неопределенность образа Прекрасной Дамы исчезла. Здесь появляется мотив сомнения в реальности образа Прекрасной Дамы:

И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.

Образ таинственной Незнакомки приобретает земные черты: героиня появляется здесь, в ресторане, «медленно пройдя меж пьяными». Пошлость земного мира не вяжется в голове лирического героя с идеальным женским образом. Образ Прекрасной Дамы окончательно приобретает земные черты в стихотворении «В ресторане». Сложные взаимоотношения Блока с женой Л.Д. Менделеевой, многочисленные увлечения обоих супругов «на стороне» не могли не сказаться на мировоззрении А.Блока. Новой музой поэта стала актриса и художница Ольга Судейкина. Несмотря на то что Блок был знаком с ней с самого детства и никогда не воспринимал эту женщину как свою возлюбленную, именно ей он посвящает стихотворение «В ресторане».

Читайте также:  Анализ стихотворения О, как безумно за окном Блока

Поэт описывает вечер в одном из ресторанов. Здесь, уже в полной мере звучат урбанистические мотивы: город с его суетой и порочностью вовлекает героя в водоворот событий, в том числе, и любовных. Перед ним не сон, не видение, а вполне реальная женщина, явно искушенная в любовных делах, ведь каждый новый, полный восхищения взгляд, брошенный в ее сторону, вызывает у нее лишь скуку и обреченность:

Да и сам герой уже явно не бедный монах или рыцарь, каким был в «Стихах о Прекрасной Даме». Нет, это уже вполне респектабельный мужчина, позволяющий себе не только часто бывать в ресторане, но и оказывать знаки внимания понравившимся ему женщинам:

Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи.

Символика, конечно, сохранилась: преобладание желтого («желтая заря») и золотого («золотой аи») у Блока символизирует разрушение. Недаром бледное небо «сожжено пожаром зари», а фонари, горящие на желтом небе, не сливаются с ним, а выделяются ярким пятном – желтое на желтом. Интересно отметить, что теперь герои все время меняются ролями: то он смотрит смущенно, но дерзко, то она демонстрирует растерянность «чуть заметным дрожаньем руки» и «движеньем испуганной птицы». И эта своеобразная дуэль происходит «в переполненном зале», под аккомпанемент целой какофонии звуков: «исступленно запели смычки», «монисто бренчало», «цыганка визжала заре о любви». И все-таки в этом стихотворении, как ни странно, сохранилась связь с «Незнакомкой». Вновь возникают знакомые детали – духи и шелка:

И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Снова герой ощущает нереальность происходящего: «Он был или не был, этот вечер…» А сама героиня возникает как будто во сне: «Ты прошла, словно сон мой легка…» Все это уже было в четыре года назад в «Незнакомке». Однако последнее четверостишие стихотворения «В ресторане» расставляет все на свои места. Начинающееся с противительного союза «но», оно резко контрастирует со всей предыдущей картиной. Счастливое видение оборачивается жестокой явью. Героиня, отражаясь в многочисленных зеркалах, разрушает иллюзию счастья, а призывные взгляды оттуда, «из глуби зеркал», подтверждают теорию о том, что все в этом мире продается и покупается, даже любовь. Визжащая о любви цыганка является достойным завершением эволюции женской героини в стихах Александра Блока. Если в раннем творчестве героиня была сродни богине, ее и увидеть-то можно было только на образах, то есть иконах, то в «страшном мире» предреволюционных лет она действительно «изменила облик» — стала продажной, как впоследствии Катька из поэмы «Двенадцать». В чем причины такого изменения? Возможно, сам поэт со временем разочаровался в любви.

Добавьте ссылку на этот материал на страничку социальной сети:

Композиция

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Сравнительный анализ стихотворений А.Блока ‘Незнакомка» и «В ресторане»

Стихотворение «В ресторане» написано поэтом почти ровно на 4 года позже «Незнакомки». Эти два произведения Блока интересно рассмотреть в сравнительном анализе, потому как очевидна эволюция женского образа. При этом обстановка, которая описывается и в которой происходит действие, в том и другом стихотворении очень похожа. Но изменилось восприятие лирическим героем этой обстановки, его мироощущение. Рассмотрим сначала обстоятельства и общую атмосферу, которые сопровождают то или иное стихотворение. И в том, и в другом произведении действие происходит в привычной для Блока обстановке шумных ресторанов, выпивки и развлечений. Можно увидеть общие детали, например в звукописи: в «Незнакомке» раздаётся «женский визг», а во втором стихотворении «цыганка плясала и визжала заре о любви». Сходства можно увидеть и в цветописи: и там, и там доминируют цвета, в произведениях Блока всегда символизирующие безумие и тлетворность — жёлтый, оттенки серого, чёрный. Например, в «Незнокомке» «золотится крендель булочной» и «переулочная пыль», а в «В ресторане» чёрная роза в «бокале золотого, как нёбо, аи» и «жёлтая заря». Но всё-таки, мне кажется, восприятие лирическим героем окружающей обстановки различается: если в «Незнакомке» чувствовалось отвращение к происходящему, то во втором стихотворении чувствуется какая-то безумная динамика, азарт. Из отношения автора следует и различие между женскими образами в этих стихотворениях. В «Незнакомке» образ Прекрасной Дамы резко контрастирует с тлетворной обстановкой вокруг, с этими отвратительными «пьяницами с глазами кроликов», к числу которых невольно можно отнести и самого лирического героя. Но в стихотворении «В ресторане» женский образ, шумная и динамичная атмосфера ресторана будто бы сочетаются и даже дополняют друг друга. Лицо Дамы в «Незнакомке» закрыто тёмной вуалью, в то время как во втором стихотворении героиня из глуби зеркал дерзкие «взоры бросала». Незнакомка была «всегда без спутников, одна», её образ плавный и эфемерный, а героиня «В ресторане» резко и надменно обращается к своему кавалеру: «И этот влюблён». Мы видим, что образ лирической героини в последнем стихотворении значительно приблизился к реальности, в то время как в «Незнакомке» Прекрасная Дама была скорее видением, недостижимой и непостижимой мечтой, гораздо более далёкой от лирического героя.
Сейчас смотрят:
Похожие сочинения

  • «Женские лики» в творчестве Блока
  • «Незнакомка» это полет творческой фантазии …
  • Как решить «поэтическую тайну» стихотворения …
  • Мир реальности в стихе А.Блока «Незнакомка»
  • Мотивы А.Блока стихотворения «Незнакомка»
  • О стихотворении А. Блока «Незнакомка» (1)
  • О стихотворении А. Блока «Незнакомка» (2)
  • Особенности композиции стихотворения А. Блока …
  • Пейзаж лирической драмы “Незнакомка”
  • Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока В …

Средства выразительности

Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:

  • Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
  • Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
  • Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

Анализ поэтического произведения А.А. Блока «В ресторане»

Автор: Guru · Опубликовано 14.11.2020 · Обновлено 15.11.2020

Стихотворения Александра Блока называют одними из самых романтичных произведений Серебряного века. Это связано с тем, что большая часть его творчества, в той или иной степени, затрагивает тему любви. Одним из наиболее ярких подтверждений этому — «В ресторане», написанное поэтом в1910 году.

История создания

Для Блока 1910 год выдался не самым простым. Сложные отношения в семье, больная мать, смерть Л.Н. Толстого и М.А. Врубеля. Кроме того, на сцену литературных подмостков выходит футуризм, чуждый для поэта символиста.

Стихотворение «В ресторане» входит в цикл поэта «Страшный мир» и является своеобразным продолжением его «Незнакомки». Согласно различным данным, есть две версии того, кому оно посвящено. Одни исследователи полагают, что в произведении речь идет о супруге одного из известных артистов того времени Марии Нелидовой, другие считают, что так поэт описывал актрису Ольгу Судейкину.

Размер и жанровая направленность

Своими раздумьями стихотворение напоминает жанр элегии. Оно представляет собой чередование четырех и трехстопного анапеста. Блок как бы вспоминает тот вечер встречи с прекрасной дамой, ее мимолетные взгляды за вуалью тоски. Многие произведения поэта часто обрамлены неким философским окрасом. И понятие «прекрасная дама» носит для него не конкретный образ какой-то женщины, а скорее само понятие женственности, ее идеал.

Таким идеалом для Блока стала его супруга Любовь Дмитриевна Менделеева. Она была для него не столько возлюбленной, сколько символом самой любви. Все их отношения были пропитаны неким символизмом, который затем находил свое отражение в произведениях автора. «В ресторане» также не стало исключением.

Композиция

Данное произведение представляет собой кольцевую композицию, состоящую из шести строф:

  1. В первой строфе упоминаниями о небе и «жёлтой заре» открывается композиционная закольцованность. Здесь идет как бы вступление к последующему повествованию.
  2. Во второй строфе начинается сама история, когда автор посылает даме розу, являющуюся одним из основных символов всего произведения.
  3. Третья строфа описывает реакцию дамы, демонстрирующую ее взгляды на жизнь и мировоззрение.
  4. В четвертой строфе показывается восприятие автором происходящего. Он замечает мельчайшие нюансы: «… Чуть заметным движением руки…».
  5. Пятая строфа снова посвящена даме, ее сравнительному описанию со сном и испуганной птицей, через которое выражается искренняя заинтересованность автора к ее персоне.
  6. Шестая строфа завершает историю и замыкает сюжетное кольцо: » … И визжала заре о любви». При этом дама покидает ресторан, бросая на автора пронзительные взоры, как бы показывая мимолетную взаимную увлеченность ним.

Символы и образы

Как и в других творческих изысканиях поэта, в данном стихотворении наличествует множество различных символов. В частности, «пожар зари» можно расценивать в качестве отрезвляющего символа после пьянящий мечты. «Черную розу в бокале» можно рассматривать, как нечто противоположное белой розе, которая символизирует непорочность и чистоту. При этом роза передается в бокале с «золотым» шампанским, цвет которого символизирует любовь и красоту, а сам игристый напиток — роскошь и веселье. В совокупности все это дает понимание того, что автор все еще верит в идеал любви, пусть и омраченный жизненными реалиями.

Читайте также:  Сочинение Анализ поэмы Блока Двенадцать (12)

Нельзя не отметить и символичность звуков в стихотворении. «Пели смычки», «грянули струны», «зашептались… шелка», «манисто бренчало», «визжала заре» — все эти звуки позволяют символично передать само мироощущение автора и характер происходящего.

Тема и основная идея

Главной темой стихотворения является любовь, красной нитью проходящая через все творчество Блока. Здесь она носит некий волнообразный характер. Автор то разочаровывается в ее идеальности, то снова заставляет себя поверить, что пусть мир и не идеален, но и не так уж плох, если в нем все есть хотя бы намек на взаимность.

Главной идеей «В ресторане» является осознание несовершенства существующих реалий и разрушение сформировавшихся идеалов автора. Строки «Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого, как небо аи» представляют собой визуализацию основной идейной составляющей произведения. Здесь поэт как бы демонстрирует, что порочная реальность омрачила чувственный идеал, но золото игристого вина, все же обрамляет ее своей красотой и вселяет надежду.

Краткое содержание Бондарев Горячий снег для читательского дневника

Действия произведения разворачиваются в военное время. Дивизию полковника Деева отправляют под Сталинград для отпора вражеской группы. Много дней и ночей идет бой. Во время битвы погибают много немецких и советских солдат.

Руководит новой армией генерал Бессонов, жестокий человек. Он думает, что его сын погиб во время битвы и винит себя в этом. Веснин узнает, что сын генерала жив и находится в немецком госпитале, но не решается сообщить об этом Бессонову. Веснин погибает и генерал не узнает правды о своем ребенке. Советским солдатам все же удалось дать отпор врагам. Генерал вручил ордена и медали бойцам за мужество и героизм, которые они проявили в бою.

Произведение учит, что необходимо оставаться человеком в любых ситуациях, иметь чувство жалости даже в военное время. Учит патриотизму, преданности, товариществу.

Читать краткое содержание Горячий снег Бондарева

События произведения разворачиваются во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Дивизию полковника Деева постоянно отправляли охранять Сталинград. В состав дивизии входила батарея под пристальным руководством лейтенанта Дроздовского. Взводом управлял Кузнецов, который ранее учился с Дроздовым в одном училище.

Взвод насчитывал 12 военных, среди всех особо выделялись Нечаев, Чибисов и Уханов.

Сержант Уханов в довоенное время работал в полиции, потом получил образование в Актюбинском училище, там, где учились его командиры. Как-то раз Уханов самовольно покинул взвод и вернулся через окно туалета, все это лично увидел руководителя своего дивизиона. После этого о звании офицера можно было не мечтать. Дроздовский пренебрегал Ухановым, а вот Кузнецов отлично к нему относился.

Нечаев в мирное время был моряком и не пропускал ни одну юбку. Даже находясь на службе, он проявляет симпатию к Зое Елагиной, санинструктору батарее. Девушка была хороша собой и привлекала внимание многих мужчин. Особенно в военное время, когда чувствовала нехватка женского пола.

Чибисов был в плену у фашистов, поэтому многие ему не доверяют, кидают презрительные взгляды на него.

Как-то раз прибыл во взвод Деев с каким-то незнакомым генералом. Позже выяснилось, что это генерал Бессонов Петр Александрович.

Так как военная кухня отставала от солдат, военные вынуждены были употреблять снег вместо воды.

По приказу Сталина дивизия под руководством Деева должна была отправляться на юг для борьбы с немецкой военной группой «Гот». Главнокомандующим новой армии был назначен Бессонов П.А.

Генерал-лейтенант сильно переживал после смерти единственного сына, который погиб на фронте. Его жена Ольга неоднократно убеждала его взять сына к себе на службу, но отец не хотел навязываться. После случившегося, конечно, он сильно жалел.

В ноябре велась битва Сталинградского и Донского фронтов против фашистов. Гитлер приказал начать операцию «Зимняя гроза». Суть ее заключалась в том, чтобы немецкие войска взяли в окружение «Дон». Через пол месяца враги были в 45-и км от города. Теперь Бессонов хотел задержать немцев, которые были совсем рядом со Сталинградом. Армия генерала получила подмогу со стороны танковой дивизии.

Дивизия Деева усердно готовилась к встрече с фашистами. У Кузнецова возникала ностальгия по родным краям, по близким людям. Он представлял, как привезет Зою в свой уютный домик.

Девушка осталась наедине с Дроздовским. Между ними была любовь, но командир свои отношения тщательно скрывал от окружающих. Потому что он опасался того, что Зоя может предать его, как это сделали его покойные родители. Он желал, чтобы любимая доказала свою преданность ему, но Зоя некоторые вещи просто не могла выполнить.

В первом бою погибло много наших солдат. Не смотря на это, генерал Бессонов приказал не отступать, а бороться до победного, при этом новые войска не присылал, оставив их на резерв, чтобы добить врага. Веснин теперь понял, почему Бессонова считали жестоким человеком.

Генералу сообщили, что отечественную армию окружают фашистские войска.

Из контрразведки пришел человек и передал Веснину письмо от немцев, в котором было фото сына Бессонова и указано, что тот находится у них в госпитале. Но Веснин не мог поверить в предательство юноши и послание пока не передавал генерал-лейтенанту.

Веснин погиб во время выполнения служебных обязанностей, а Бессонов таи и не узнал о том, что его сын живой.

Снова начался бой. Чибисов убил человека, приняв его за врага. Затем выяснилось, что это был наш разведчик.

Спустя некоторое время прибыл Дроздовский с Зоей и Рубиным. Все вместе они пошли на помощь разведчику. Они стали замечены фашистами, которые начали обстрел. В результате Зоя была ранение, а Дроздовского контузило. Девушку хотели спасти, но не успели. Кузнецов был расстроен, он плакал и обвинял в случившемся командующего.

Под вечер генерал узнал от немецкого разведчика, что они исчерпали все свои резервы. В этот же день Бессонов узнал о гибели Веснина.

Генерал дал приказ атаковать немцев. В этот момент один из солдат нашел фотографию Виктора, сына Бессонова, но отдать ее струсил.

Наступил финишный момент. Фашисты начали отступать назад, а советские войска окружили их. Бессонов взял награды и отправился вручать их, тем героям, которые мужественно сражались за Родину. Все бойцы взвода Кузнецова получили медали.

Бой продолжался. Приятели Кузнецова сидели и распивали спиртные напитки, опустив в них медали…

Читать краткое содержание Горячий снег. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Бондарев. Краткие содержания произведений

  • Батальоны просят огня
  • Выбор
  • Горячий снег
  • Простите нас

Картинка или рисунок Горячий снег

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Повесть знакомит нас с необыкновенным эпизодом, который произошел с Ковалевым. Как-то завтракая, парикмахер находит в булке хлеба нос, который принадлежал майору.

В произведении рассказ идет о господине, личность которого остается тайной. Этот человек приезжает в меленький городок, название которого автор не озвучил, что бы дать волю воображению читателя. Имя персонажа Павел Иванович Чичиков.

Произведение описывает историю о том, как пожилая пара выхаживала тяжелораненого солдата. В это время они сильно к нему привязываются на фоне недавней потери собственного сына.

Этот роман Федора Михайловича состоит из писем двух его главных героев – Варвары Доброселовой и Макара Девушкина. Они доводятся друг другу дальними родственникам

В этот день, наш пёс выскочил на встречу со своим породистым приятелем. Все встречи у них заканчивались дракой. При этом они не уступали друг другу, и после таких встреч оставались раны.

Краткое содержание Горячий снег Бондарева

В произведении пойдет речь о годах Великой Отечественной войны. А именно о Сталинградской битве, которая имеет переломное значение, в ходе всей военной кампании. Данное произведение написано на основе реальных событий.

Дроздовский и его сокурсники командовали войсками, ранее они учились в одном военном училище. Дроздовский был очень доблестным военным и строго соблюдал дисциплину, поэтому такие же требования предъявлял к своим подчиненным.

Его дивизия получила ответственное военное задание, расположиться на реке и отбить атаку немецких захватчиков, которые продвигали вглубь фронта армию военного генерала Паулюса.

Одним из подразделений командовал Кузнецов, а у него в составе войск был Чибисов. Его все недолюбливали, так как он был в плену у немцев и вернулся оттуда живым.

По мнению многих военных он должен был либо погибнуть, либо с честью закончить свою жизнь, застрелившись. Но так как он этого не сделал, ему никто не доверял.

Кузнецов дружил с Ухановым, но Дроздовский его не воспринимал как равного. Ранее Уханов служил в полиции, но очередное звание ему не назначили, так как он повздорил со своим командиром.

Нечаев был поклонником женского пола и ухаживал за медсестрой Зоей. Но у него ничего не вышло, так как Зое нравился Дроздовский. Ранее в мирное время Нечаев был моряком.

По пути дивизия встретилась с войсками полковника. Один из генералов потерял сына на войне, и все время думал об этом. Далее дивизия продолжила свой путь на лошадях. Полевая кухня отставала, бойцы были голодны, вместо воды им приходилось, есть снег.

Ночью делали привал, но никто из военных не подозревал, что им придётся сразиться с немецкой бронетанковой дивизией. Дроздовский повздорил с Кузнецовым.

В это время шла операция Гитлера под названием « Зимняя гроза». Ее смысл заключался в том, чтобы немецкие войска взяли в окружение «Дон». Этому замыслу Гитлера противостоял Сталинградский и донской фронт.

Армия генерала Бессонова получила помощь и должна была задержать немцев на подступах к Сталинграду. В бою армия Бессонова потеряла много солдат, но генерал не дал команду отступать, а сказал сражаться из последних сил.

И тут Бессонову разведка сообщила, что немцы постепенно сжимают кольцо окружения. Ещё контрразведка принесла данные о том, что сын генерала жив, и находиться в немецком госпитале.

Но человек, принесший эту весть, был убит и генерал так и не узнал, что его сын жив и что он оказался предателем. Опять начались жестокие бои. Чибисов убивает солдата думая, что это немец. А это оказался наш разведчик.

В ходе боев Дроздовский был контужен, Зоя погибла. Ночью от немецкого разведчика генерал Бессонов узнал, что немцы исчерпали свои силы.

Генерал отдал приказ атаковать, немецкие войска в итоге были повержены и окружены. Всем участникам битвы были выданы медали.

В романе показан подвиг русского народа, в самопожертвовании и верности общему делу. Характеры и судьбы героев романа совершенно разные, а общее дело одно победить врага и освободить свою родину от немецких захватчиков.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бондарев. Все произведения

  • Батальоны просят огня
  • Берег
  • Выбор
  • Горячий снег
  • Простите нас
  • Тишина

Горячий снег. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Мальчик рассказывает, что когда он учился в гимназии, у них была любимая собака Жучка. Дети любили собаку, играли с ней и подкармливали. Потом у надзирателя тоже появилась собака

Повествование о Ктулху начинается с того, что при несколько странных обстоятельствах умирает двоюродный дед рассказчика – Джон Энджел. Племяннику приходится разбирать его вещи и в них он находит странную шкатулку, на которой загадочные знаки.

Главный герой юмористической пьесы-шутки Антона Павловича Чехова – Ломов Иван Васильевич. Герой – здоровый и упитанный мужчина тридцати пяти лет. Он приезжает в имение к своему соседу – помещику Степану Степановичу Чубукову.

втор рассказа «Носатик» Г. Скребицкий описывает последние дни осени. Погода располагает в это время к прогулкам по лесу с ружьем по усыпанным листвой тропам. По наблюдениям рассказчика, это самое благоприятное время

Ссылка на основную публикацию