Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» (А. Блок)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 01.06.2020 · Обновлено 01.06.2020

Александр Блок является выдающимся русским поэтом-лириком, который творил в эпоху крушений, революций и войн. Основными темами его творчества стали тема любви, которая со временем претерпевает некие изменения, тема Родины и народа, тема войны и революции. Вся лирика поэта очень разнообразна, но воспринимается как единое целое. Сам поэт все свои произведения разделил на три книги, которые отличаются основным мотивом, пронизывающим каждую из них. Второй том включает 8 циклов, одним из которых является «Разные стихотворения». Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», относящееся к данному циклу, Многомудрый Литрекон подверг полному анализу по плану и предлагает его Вашему вниманию.

История создания

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» написано 5 августа 1905 года, когда Россию душила Первая революция, вот-вот могла начаться гражданская война. Поэт с болью отнёсся к расстрелу рабочих у Зимнего дворца, он искренне сочувствовал пострадавшим, скорбел по погибшим.

Это стихотворение также является откликом души автора на события Русско-японской войны, отражением его переживаний по поводу поражения нашего флота в Цусимском проливе, поражения наших, русский солдат…

Помимо этого, в данный период у Блока случился конфликт, разногласия с другом и единомышленником, писателем и поэтом Андреем Белым, что потом случалось периодически, но никогда не разрушало их крепкой дружбы.

Этот период также является переломным в творчестве поэта. Лирический герой, находящийся в гармонии со всем миром, влюблённый и мечтательный, переходит в состояние страдания и мучения, которое следует из окружающего, ныне царствующего разлада и хаоса в России.

Жанр, направление, размер

Произведение «Девушка пела в церковном хоре» написано в стансовой жанровой форме. Отличительной чертой данного жанра является обособленность, законченная мысль каждой отдельной строфы, которые воедино собирает идея. Настроение, обычно, у данных композиций задумчивое, грустное.

Александр Блок относится к младосимволистам, но занимает среди них особое место. Характерные черты данного направления у автора немного изменены, скорректированы, что и представляет его индивидуальный почерк. Александр Александрович создал собственную систему символов, которая отражает устремлённость автора к идеалу, к прекрасному.

С течением времени в творчестве автора начинают преобладать социальные движения, связанные с революцией, что просматривается и в данном стихотворении.

Размер стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» – четырёхударный дольник с односложными и двусложными межударными интервалами. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка – перекрёстная.

Композиция

Стихотворение «Девушка пела…» состоит из 4 строф, каждая из которых имеет законченную мысль, отдельные образы, что характерно для данного жанра. Каждому четверостишию можно присвоить слово, отражающее его смысловую нагрузку:

  1. 1-я строфа – молитва,
  2. 2-я строфа — песня,
  3. 3-я строфа – иллюзия,
  4. 4-я строфа – осознание.

Композиционно можно разделить произведение на две части, которые противопоставлены друг другу. Первая часть – это первые три строфы, которые несут в себе надежду, свет, а вторая часть – это четвёртая строфа, точнее две крайние строки, которые полностью противоположны настроению и мысли предыдущих строф.

Но, при более точной расшифровке стихотворения, можно заметить не два, а три фрагмента композиции.

  1. Первая часть – это льющаяся молитва, её содержание и её «внешние» характеристики.
  2. Вторая часть – это люди, стоящие в Храме, их вера в лучшее.
  3. Третья часть – это истина, противоположная их надеждам.

Образы и символы

«Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов». (А. А. Блок)

Лирическим героем является человек, который пришёл в Храм, который со стороны наблюдает описанную картину. Он нейтральный, мы не можем представить, ощутить его характер, его особенные, выдающиеся черты не проявлены. Он будто окошко, через которое читатель может заглянуть в те события, которые описывает автор.

Безусловно, в стихотворении «Девушка пела…» имеются слова-символы, через которые автор пытается передать общую ориентацию стихотворения, его смысл и настроение.

  • Девушка (что характерно, в белом платье) – это символ надежды, чистоты. У Александра Александровича каждый употребляемый цвет несёт определённую характеристику. Белый цвет автор часто применяет как ауру, атмосферу. В воображении читателя сначала предстаёт просто девушка, затем, по ходу развития действия, автор обращает внимание на делать: «луч сиял на белом плече», далее, уже нет отдельной девушки, но есть «белое платье», которое пело в луче. Создаётся впечатление, что луч, который является символом духа, символом того, что молитва услышана, окутал всю девушку и «освятил» её в глазах лирического героя. Теперь она – это связующая ниточка между земным и божественным.
  • Корабли являются образом всех людей, которые ушли на войну, а также символом веры в то, что наступят лучшие времена.
  • Купол олицетворяет Самого Бога.
  • Также в лирике Блока особое место занимают звуки. У автора звук – это отдельная единица, а точнее материал, который он использует для объединения всего происходящего, что и определяет характер и настроение картины, её объем и полноту.
  • В данном стихотворении таким материалом является молитва, пение. Пела девушка, пел её голос, пело «белое платье» — просматривается некая градация происходящего, некая звуковая нега охватывает всех и вся. Но потом все присутствующие в храме, читатель будто просыпаются, слыша, как плачет ребёнок. Пение завораживает, дарит надежду слушающим, слышащим, но тихий плач ребёнка возвращает к реальности.
  • Ребёнок – это особенный символ. Ребёнок – это безгреховная душа, чистота. Он приближен к Божественному миру ( «только высоко, у Царских Врат,
    Причастный Тайнам»), ему открыта тайна «о том, что никто не придет назад», но он не в силах передать это знание людям, поэтому лишь плачет, что символизирует сожаление Самого Бога.

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» относится к философской лирике Александра Блока.

Для этого этапа творчества поэта (1904 – 1907 гг.) характерно столкновение идеального мира с реальностью, земного и неземного. Эта тенденция просматривается в произведении «Девушка пела…»: молитва, воздушный, лёгкий образ девушки, Храма и печальная реальность.

Основная тема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» – столкновение реальности и идеала. Основная проблема — это совсем неоправданные потери войны, революции, неоправданные ожидания. Стихотворение представлено в светлых красках. После прочтения первых строф переполняют приятные ощущения, чувство тихой радости, надежда. После последних строк этот вкус никуда не уходит, а лишь дополняется печалью и скорбью, такой же тихой, тонкой, как и радость в первых строфах.

Обобщая настроение данного произведения, можно передать такими словами как светлая печаль или тихая скорбь.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Девушка пела…» очень созвучна с темой. Автор хотел донести нам идею, что никакие завоевания, покорения не могут сравниться с человеческой жизнью. Да! Стремиться к лучшему – это естественно, это прекрасно, но не такой ценой.

Автор очень болезненно воспринял события революции, «Кровавое воскресенье», войну. Одним из произведений, отражающим, передающим эту авторскую боль, скорбь, стало стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Смысл его — показать приоритет человеческой жизни над глобальными процессами и идеями. Все это происходит для и ради людей, значит, именно они являются главной ценностью, которую нужно беречь. Это стихотворение является одним из самых печальных произведений автора.

Средства художественной выразительности

Всё стихотворение построено на антитезе: противопоставление светлой надежды и печальной реальности.

  1. В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре» большое количество эпитетов, что помогает отчётливо понять настроение стихотворения: «чужой край», «белое плечо», «белое платье», «тихая заводь», «усталые люди», «светлая жизнь», «голос сладок», «луч тонок».
  2. Метафоры: «усталые в чужом краю», «корабли, ушедшие в море», «пел голос», «белое платье пело».
  3. Автором, для создания особого эффекта размытости границ, используется метонимия: «О всех усталых в чужом краю», «О всех, забывших радость свою», «Так пел ее голос», «Как белое платье пело в луче».
  4. Автором использована анафора:

«О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою»,

«И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,»

«Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди»

«И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат».

  1. Блок применил синтаксический параллелизм:

«О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою»

«И голос был сладок, и луч был тонок»

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, как и другие произведения Блока, полностью соответствует устоям символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты – это строки, посвященные революционным выступлениям и расстрелам. Краткий анализ “Девушка пела в церковном хоре” по плану, использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять поэта и настроение его эпохи.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.

История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных восстаний в стране. Также на поэта повлияли и рассказы о Цусимском сражении, поскольку именно в это время завершилась поражением русско-японская война.

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощенная в молитве невинной девушке, и заведомая обреченность этой молитвы.

Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое и чистое будущее, воплощенуню в образе чистой душой девушки. Вторая часть полностью ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость бренной жизни, которая стоит на крови и страданиях.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты“чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.

Метафоры“пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

История создания

Ранняя поэзия Блока проникнута революционными идеями и мятежным духом. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на эмоциях, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела сокрушительное поражение. Будучи патриотом, Блок тяжело переживал не просто поражение флота, но и гибель огромного количества русских солдат.

Основная идея стихотворения – надежда и ее тщетность. Первая выражается в образе невинной девушки, которая молитва так искренне, что все, кто ее слушает, начинают верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций. Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком молятся, назад уже не вернется.

Композиция

Стих легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая проникнута светом надежды. В ней чувствуется противопоставление похожей на ангела девушки, поющей о надежде и мире, жестокой реальности с ее кровавыми и беспощадными событиями. Искренность и чистота певицы заставляют находящихся в церкви людей верить в лучшее.

Но уже во второй части Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “ никто не придет назад “. Использованный им образ ребенка – это такой же символ, как и прекрасная девушка. Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь. Кроме того, для автора это ребенок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и ее тяжелым будущим.

Это лирическое стихотворение, в котором поэт выражает собственные эмоции, связанные с жестокостью жизни и людей, которые ведут бессмысленные войны, хотя могли бы быть свободными и жить в мире. Стихотворный размер – дольник.

Средства выразительности

Блок подчеркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:

  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче” .

Но он также использует и другие приемы, например, звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному им эффекту нанизывания.

Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчеркивается эпитетом “белый” , оставляет сильное впечатление.

Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в нем есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостная жестокость – с другой.

«Девушка пела в церковном хоре» – анализ стихотворения А.А. Блока

Краткая характеристика

Ознакомившись со стихом «Девушка пела в церковном хоре», стоит выделить основные анализируемые компоненты. Кратко они будут представлены следующим образом:

  • автор — Александр Александрович Блок;
  • год написания — 1905;
  • событие, которому посвящено произведение, — подавление революционных восстаний (Кровавое воскресенье) и Цусимское сражение;
  • тема — надежда на светлое будущее, понимание обречённости;
  • жанр — лирика;
  • размер стиха — дольник;
  • композиция произведения — двухчастная;
  • эпитеты — «чужой край», «белое платье», «тихая заводь»;
  • метафоры — «корабли, ушедшие в море», «платье пело в луче», «пел её голос».

Этот краткий анализ может пригодиться на уроках русской литературы. Его можно использовать в качестве основы при написании сочинений или эссе. Однако для полного понимания сути произведения, следует рассмотреть более подробный анализ, чтобы вникнуть в его идею и прочувствовать переживания.

История написания

Знакомясь с творчеством Блока, можно заметить, что его ранние произведения наполнены идеями революции. В них есть что-то мятежное. Не стал исключением и стих «Девушка пела в церковном хоре».

Женщина и её образ отражает скорбь и переживания людей. Вызваны эти эмоции историческими событиями, которые потрясли народ России в 1905 году.

Блок был настоящим патриотом своей родины, поэтому он не мог пройти мимо двух трагедий, которые упоминаются в стихе — расправа над рабочим классом (Кровавое воскресенье) и поражение русских солдат во время Цусимского сражения. Именно эти события и послужили причиной создания стиха, который сегодня стал классикой и достоянием русской литературы.

Суть стихотворения

Основные идеи произведения — надежда, ожидание светлого будущего и понимание того, что всё тщетно. Выражаются они в разных образах:

  • надежда — это невинная девушка, молящаяся настольно искренне, что все вокруг верят в благоприятный исход;
  • обречённость выражена в образе «причастного тайнам» младенца, который плачет «о том, кто не придёт назад».
Читайте также:  Анализ стихотворения Осенняя воля Блока

Сложно сказать, что именно переживали люди, которые своими глазами видели страшные события. Однако можно предположить, что именно такие эмоции они пережили. Сострадая своему народу, именно это и постарался отразить в своём стихе «Девушка пела…» Блок.

Анализ идеи произведения говорит о том, что люди хотели верить в лучшее. Надежда на светлое будущее помогала пережить неспокойные и трагические времена. Однако многие понимали, что домой не вернутся многие солдаты, а восставший народ растоптан и подавлен.

Жанр и композиция

Стихотворение является лирическим. Через его текст автор выражает собственные переживания. Блок выражает суть страданий через образ молитвы, храма, невинной девушки, плачущего младенца. Это усиливает лирическую ноту произведения.

Если говорить о композиции стиха, то легко можно определить, что оно делится на две части. Каждая из них имеет своё настроение. Тропы в первой половине стиха наделены лёгкостью, нежностью, во второй половине — наполнены жестокой реальностью. В стихе используются лексические глагольные повторы и инверсия.

Говоря об общем восприятии произведения, можно утверждать о жестокой драме произведения «Девушка пела в церковном хоре». Блок девочку изображает в роли светлого человека, через голос которого простилается сильная молитва.

Невинность образа заставляет читателя проникнуться и поверить в то, что всё будет хорошо. Однако последняя часть стиха, пусть и в мягкой форме, но указывает на печальный исход военных и политических событий, которыми переполнена жить обычного народа России.

«Девушка пела в церковном фоне» анализ стихотворения Блока по плану кратко – идея, история создания

Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, как и другие произведения Блока, полностью соответствует устоям символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты – это строки, посвященные революционным выступлениям и расстрелам. Краткий анализ “Девушка пела в церковном хоре” по плану, использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять поэта и настроение его эпохи.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.

История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных восстаний в стране. Также на поэта повлияли и рассказы о Цусимском сражении, поскольку именно в это время завершилась поражением русско-японская война.

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощенная в молитве невинной девушке, и заведомая обреченность этой молитвы.

Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое и чистое будущее, воплощенуню в образе чистой душой девушки. Вторая часть полностью ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость бренной жизни, которая стоит на крови и страданиях.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты“чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.

Метафоры“пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

История создания

Ранняя поэзия Блока проникнута революционными идеями и мятежным духом. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на эмоциях, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела сокрушительное поражение. Будучи патриотом, Блок тяжело переживал не просто поражение флота, но и гибель огромного количества русских солдат.

Основная идея стихотворения – надежда и ее тщетность. Первая выражается в образе невинной девушки, которая молитва так искренне, что все, кто ее слушает, начинают верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций. Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком молятся, назад уже не вернется.

Композиция

Стих легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая проникнута светом надежды. В ней чувствуется противопоставление похожей на ангела девушки, поющей о надежде и мире, жестокой реальности с ее кровавыми и беспощадными событиями. Искренность и чистота певицы заставляют находящихся в церкви людей верить в лучшее.

Но уже во второй части Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “никто не придет назад“. Использованный им образ ребенка – это такой же символ, как и прекрасная девушка. Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь. Кроме того, для автора это ребенок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и ее тяжелым будущим.

Это лирическое стихотворение, в котором поэт выражает собственные эмоции, связанные с жестокостью жизни и людей, которые ведут бессмысленные войны, хотя могли бы быть свободными и жить в мире. Стихотворный размер – дольник.

Средства выразительности

Блок подчеркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:

  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

Но он также использует и другие приемы, например, звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному им эффекту нанизывания.

Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчеркивается эпитетом “белый”, оставляет сильное впечатление.

Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в нем есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостная жестокость – с другой.

“Девушка пела в церковном хоре”: анализ стихотворения. Образы и композиция

А. Блок поддерживал идеи революционеров, но позднее у него наступило прозрение. Поэт понял, что такими методами нельзя вершить правосудие, слишком много боли это принесет людям. И это понимание он выразил в своем стихотворении “Девушка пела в церковном хоре”, анализ которого представлен ниже.

События, предшествовавшие созданию стиха

Анализ “Девушка пела в церковном хоре” следует начать с краткой предыстории его создания. Как известно, Блок одобрял идеи и взгляды революционеров. Но после того, как в 1905 году митинги крестьян и рабочих жестоко подавлялись, а революционеры стремились любым способом, не считаясь с людьми, добиться своего, поэт словно прозревает.

Он осознает, что страна вступила на страшный путь, что может начаться Гражданская война. И люди будут готовы причинять друг другу страдания только лишь из-за того, что у них разные убеждения. В то неспокойное для страны время в храмах постоянно проходили службы во спасение Отечества. Возможно, впечатление от одной из таких служб Блок и выразил в своем стихотворении.

Особенности композиции

При проведении анализа “Девушка пела в церковном хоре” следует описать композицию стихотворения. В его основе – антитеза, в которой противопоставлены две части. Одна из них описывает храм, образ девушки и волшебное пение. У людей, услышавших его, появляется надежда на то, что все будет хорошо.

Но второй частью поэт возвращает всех к действительности. Внезапно раздается детский плач. Будто ребенок предчувствует, что не закончились еще страдания людей. Блок уделил большое внимание описанию первой части. Возможно, это было связано с тем, что большинство людей еще не осознавали весь ужас революции. Они продолжали верить в то, что скоро в стране воцарится мир и все будут счастливы.

И лишь немногие, как плачущий ребенок, понимали: не сбудется песня девушки. Людей ждут впереди еще испытания, прежде чем воцарятся спокойствие и порядок.

Звуко-ритмическая сторона произведения

Один из пунктов анализа “Девушка пела в церковном хоре” – это звуко-ритмическая характеристика стихотворения. Оно написано в форме свободного или акцентного стиха, в котором используется чередование разных размеров. Поэтому при чтении, чтобы не нарушать ритмическую целостность, строки, написанные двусложным размером, нужно читать медленнее.

В описании храма и образа девушки поэт прибегает к аллитерации на сонорные звуки и на шипящие. Это создает ощущение тишины при прочтении, чувство успокоения, надежды. Когда поэт описывает плач ребенка, он использует аллитерацию на звонкие согласные. Слушатели от громкого и резкого крика возвращаются в реальность, от которой они сбежали в страну мечтаний, послушав пение девушки.

Образ народа

В описании прихожан можно увидеть образ русского народа, о чем нужно упомянуть в анализе стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”. Люди пришли в храм в надежде, что они найдут здесь покой. Ведь молитва – это все, что тогда оставалось у простых людей, не участвовавших в революции.

И в стихотворении нет четкого разделения среди прихожан. Потому что все, кто находился в храме, они все едины, все равны. Это могли быть семьи, уже потерявшие кого-то из близких. Или родные тех, кто принимал активное участие в событиях революции. А были и такие люди, которые просто молились за будущее своей Отчизны, за весь народ, за то, чтобы воцарился мир.

Поэтому прихожане так внимательно слушали пение девушки. Для них оно стало лучом надежды. Они поверили в то, что их молитва будет услышана. Поэтому тем неожиданнее был крик ребенка в той светлой тишине. Словно только ребенок понимал, что революция тогда только начиналась.

Образ поющей девушки и плачущего ребенка

В анализе “Девушка пела в церковном хоре” Блока следует отметить, что образ девушки, во время пения которую освещает луч, занимает центральное место в стихотворении. Ее песня о кораблях, находящихся в море, является олицетворением надежды на то, что они вернутся обратно. Точно так же, как люди, принимающие участие в революции, вернутся к своим близким.

Ее песня – это луч света, озаривший жизнь всех собравшихся прихожан. Ее пение наполнено верой в лучшее будущее, оно прекрасно, потому что идет от чистого сердца. Люди, уставшие от митингов и гражданской войны, почувствовали спокойствие и мир в своих душах во время церковной службы. Девушка в стихотворении Блока является символом надежды, светлого будущего.

Но лишь ребенку, чистому душой и безгрешному в мыслях, открывается тайна: что еще не конец трагическим событиям. Ребенок предчувствует что-то ужасное впереди, и от непонимания, чего именно, он плачет. Ему жаль того, что светлым надеждам этих людей не суждено сбыться. И поэт, один из немногих, кто понимает причину этого плача, осознает, что митинги 1905 года – это только начало страшных событий революции.

Литературные приемы и тропы

Один из пунктов анализа стиха “Девушка пела в церковном хоре” – это литературные тропы, которые использовал поэт. Блок использовал метафоры, синтаксический параллелизм, эпитеты и анафоры для придания еще большей выразительности образам, чтобы подчеркнуть противопоставление двух частей. Музыкальную окрашенность произведению придают ассонансы, благодаря чему чтение строк получается напевным.

Анализ текста “Девушка пела в церковном хоре” позволяет читателям увидеть стремление поэта показать двойственность этого мира. Это произведение было посвящено жертвам расстрела у Зимнего дворца. Для А. Блока оно было очень дорого, и каждое свое публичное чтение он заканчивал именно этим стихотворением.

Сочинение Анализ по поэме Блока Двенадцать 12 рассуждение

В произведении Александра Александровича Блока описаны события октябрьской революции. Двенадцать красноармейцев патрулируют по городу в комендантское время и сохраняют порядок. В революцию, которая началась в 1917 году, многие люди не захотели принимать новую власть, и перемены им пришлось уехать навсегда из России. Остальные кто остались потихоньку начали приспосабливаться к новым устоям и правилам правительства.

Александр Александрович описывает двенадцать человек, вид у них не дружелюбный, почти у всех бубной туз на спине, а это значит что человек каторжанин. Раньше на каторгу ссылали только людей, которые совершили тяжкие преступления убийства, грабежи и насилие. Как правило, такие люди не с самым радужным и хорошим прошлым, но все они рассчитывают на хорошее будущее.

Красноармейцы обсуждают своего товарища, который вместо того что бы им помогать связался с Катькой, у которой не очень хорошая репутация. Ванька припоминает Катьке, сколько же мужчин трогало ее тело и говорит ей о том, чтобы она сейчас с ним вела себя так же как с ними.

Когда же Ванька и Катька едут с извозчиком они встречают красноармейцев, которые захотели расправиться со своим товарищем, они начали стрелять и прострелили Катьке голову. Ваньке удалось все же убежать, а крики вслед разъярённых товарищей только усилил его страх.

Среди красноармейцев находился Петька, который очень сильно любил ту самую Катьку и прострелил ей голову. Вначале его мучает совесть, но вскоре это проходит и он говорит о том, что он готов убивать и грабить. Александр Александрович олицетворяет их как двенадцать апостолов, они хотят полностью уничтожить старый мир.

Блок пишет о том, что в конце своего пути красноармейцы увидели кого-то впереди и начали стрелять, но как оказалось, это был Христос. Ведь именно Христос отвечал за все человеческие грехи. Красноармейцы пытались отпугнуть старый мир, который Александром Александровичем был представлен в виде паршивого пса. Солдаты и прогоняют и пытаются заколоть штыками, но он все равно увязывается за ними и получается, так что старый мир сзади, а Исус Христос ведет народ в новый мир. Все хотят жить хорошо, и представляет себе каждый по-своему эту жизнь. Блок описал метания людей и переход в новую жизнь. Меняться власть и правительство будет постоянно, но очень жаль, что не всегда учитывается желание народа.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю

Вариант 2

Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.

Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.

Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев. Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.

Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами. Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой. Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.

Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа. Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.

Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.

Вариант 3

В 1917 году в России произошла революция и началась гражданская война. Многие русские поэты посвятили своё творчество этим событиям. Одним из них был талантливый поэт – символист А.А.Блок. Его стихи отличались искренностью, любовью к Родине и честной гражданской позицией. Вместе с народом он поддерживал необходимость грядущих перемен и его волновали все вопросы, поставленные революцией. Под впечатлением всего происходящего, зимой 1918 года он пишет поэму «Двенадцать», посвящённую Октябрьской революции.

Воспринимая революционные перемены как неизбежность, он, в тоже время, задаётся вопросом – готов ли народ построить новое общество, разрушив до основания старое? Тема конфликта между старым и новым миром является главной в поэме. Вихрь революции сметает всё на своём пути. Поэт сравнивает революцию с метелью «Ветер, ветер на всём белом свете». Олицетворением старого мира в поэме являются «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп», а главный символ прогнившего режима – это паршивый пёс «поджавший хвост».

Образы нового мира – это двенадцать красногвардейцев. Число 12 знаменательно в истории многих культур и религий, а в христианстве двенадцать апостолов – сподвижники Иисуса. В событиях, описанных Блоком, патруль красногвардейцев также состоял из двенадцати человек. Они главные герои поэмы и непримиримые борцы против буржуазного строя. Эти люди готовы на жертвы, на кровавый террор, на разрушения, их ничто не может остановить. На фоне «мирового пожара» обесценивается жизнь человека. Один из патрульных из-за ревности убивает свою подругу и сомневается в своём поступке. Но остальные убеждают его «не время расслабляться» и все потери ещё впереди. Блок даёт им меткую характеристику – идут «все двенадцать вдаль ко всему готовых, ничего не жаль». Противоречивое отношение автора к революционному хаосу, выражено в образе старушки. Увидев огромный плакат из ткани, она плачет, ведь сейчас «всякий раздет, разут», лучше бы сделать из плаката портянки ребятам. «Ох, большевики загонят в гроб» – причитает она.

В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям. Буржую, «безмолвному, как вопрос» и попу, который раньше «брюхом шёл вперёд», автор противопоставляет двенадцать красногвардейцев, которые «держат революционный шаг» и уверенно идут к своей цели.

Блок верит в созидание, и не зря в последней главе появляется образ Христа. Этим автор подчёркивает святость и справедливость революции. Идут вперёд «державным шагом» двенадцать апостолов – красногвардейцев … « И в белом венчике из роз, впереди Исус Христос». Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.

Анализ стихотворения Блока Двенадцать

Поэма «Двенадцать» – это поистине великое и уникальное произведение, оно является апогеем творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена переменам, коренным переломам, происходившим в стране, что это некий реквием по государству, по его устоям.

Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам. Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.

В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.

Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.

Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции. По мнению автора любой переворот обладает сильной разрушительной силой, именно поэтому показаны в произведении образы вьюги и ветра, представители всего старого не знают куда деваться, им нет места в новом мире. «Буржуй» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.

Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов. В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.

В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.

Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.

Сочинение по поэме Двенадцать Блока

Александр Блок-величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции. Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен. Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать – являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью. Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Блока Двенадцать

Популярные сегодня темы

По моему мнению, семейное воспитание обладает одним из основополагающих значений для человека. Конечно, если посмотреть на различные социальные институты, то легко увидеть, что они тоже могут преобразовывать

Сборник «Миргород» принято считать продолжением «Вечеров на хуторе близь Диканьки», но чувство пустоты, которую пытаются скрыть за шумом, становится глубже и хроничнее.

Сразу начну свое сочинение с того, в мире современных технологий, невозможно представить свою жизнь без виртуальной реальности. Сейчас, у каждого из нас есть мобильный телефон с выходом в интернет

Центральное место во многих произведениях отечественной и зарубежной классики занимает проблема образования и воспитания. Очень часто из этих проблем выходит третья — проблема самовоспитания.

Вдоль поля шли Иван Иванович Чимша‑Гималайский, ветеринарный врач, с учителем гимназии Павлом Константиновичем Буркиным. Буркин напомнил Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать о своем брате. Но тут начался ливень.

Анализ поэмы «Двенадцать» (А. Блок)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 03.07.2019 · Обновлено 10.12.2020

Исторические темы всегда интересовали литераторов. Писатели двадцатого века особенно откликались на происшествия столетия, ведь это был век глобальных потрясений: две Революции в стране, две мировые войны. Каждый по-своему относился к тем или иным историческим событиям. Однако не все позиции однозначны. Александр Блок в поэме «Двенадцать» показал свой взгляд на революцию 1917 года, а Многомудрый Литрекон поможет Вам увидеть двойственность позиции автора.

История создания

Замысел поэмы «Двенадцать» зародился спонтанно. Александр Блок начал писать поэму лишь спустя пару месяцев после Октябрьской революции. К тому времени уже почти год прошёл после кровавых событий февральской революции, которые привели к краху монархии. Поэт писал поэму «в согласии со стихией», он был весь поглощён революционной песней. Произведение нельзя считать революционными стихами, это строки, наполненные жизнью, передающие внутренний мир автора, его чувства, которые он испытывал в те вьюжные дни. Это подтверждают и рекордно сжатые сроки: Блоку потребовался всего лишь месяц, чтобы создать и подкорректировать поэму.

Произведение было опубликовано 3 марта, по новому стилю, в газете «Знамя труда», в редколлегию которой входили левые эсеры.

Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:

  1. После написания поэмы «12» автор признал, что это было лучшее его творение. В своих дневниках он даже назвал себя гением.
  2. Однако творческая история поэмы «Двенадцать» была такой же революционной, как и само ее содержание. Хвалу революции не приняли ни коммунисты, ни тем более окружение Блока. Как же он, интеллигентный дворянин, мог воспеть красную чуму, да еще и образ Христа замарать? Разумеется, со всех сторон посыпались критические замечания и резкие выпады. Сами же революционеры не приняли похвал и увидели в поэме гнусный поклеп на идейных борцов за справедливость. Словом, музыка революции была понята только самим поэтом.
  3. Но к концу жизни он и сам перестал ее слышать. Так и не получив выездную визу для лечения за границей, «буржуй» Блок проклял свое же творение и даже пожелал перед смертью уничтожить все имеющиеся экземпляры поэмы «Двенадцать». Он горячо раскаивался в написанном, но, как известно, рукописи не горят.

Жанр, направление, размер

Произведение Александра Блока «Двенадцать» принято считать поэмой. Отличительными чертами этого жанра можно назвать стихотворную форму произведения, наличие ярких героев, исторических реалий. В основе повествования лежит одно значительное событие — революция. Также важной чертой поэмы является наличие авторского мнения.

Произведение Блока включает в себя несколько форм народного эпоса. В него входят и частушки, и марш, что отражается на размере стихотворных строк. Поэма написана неоднородно: в пределах одной строфы можно увидеть и анапест, и хорей.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Осенний день

Нельзя однозначно определить и направление, в рамках которое было написано произведение. В поэме присутствуют как черты реализма (изображение реальных исторических событий), так и символизма (через цвета передаётся резкое настроение поэмы — присутствует белый, красный, чёрный). Зато понятно, что Блок был коренным и неисправимым модернистом, то есть стремился выработать новые формы и отрешиться от творческого наследия предков. Ему это удалось: стиль не похож ни на возвышенный слог Пушкина, ни на правду-матушку Некрасова, ни на «чистое искусство» Фета или Тютчева. Блок создал новаторскую и уникальную работу.

Из-за неоднозначности во всем у современников возникал вопрос: «Это сатира на революцию или слава ей?». Блок одновременно изобразил и жестокость красноармейцев, и надежду на счастливое будущее с новыми вождями. Видя полнейшее непонимание со всех сторон, автор вынужден был дать обширный комментарий и сказал, что лишь отдался стихии, никак не оценивая ее порывы. Подробнее об этом Вы можете прочитать в разделе «Идея» и «Критика».

Смысл названия

Смысл заглавия поэмы Блока «Двенадцать» можно интерпретировать по-разному. Прежде всего, число двенадцать связано с количеством красноармейцев, которые патрулировали революционный Петроград. По воспоминаниям современника тех событий — иностранного журналиста Джона Рида — можно убедиться, что по переулкам города действительно «бродили» именно двенадцать красногвардейцев.

Также название может быть связано с поэмой Некрасова, где главными героями были двенадцать разбойников. С этой точки зрения Блок сравнивает красную армию с нечестными, мстительными персонажами, которые сеяли вокруг лишь разрушение. Однако их главарь Кудеяр позже встал на путь истинный и был прощен Богом за все грехи, когда убил пана Глуховского — душителя народа, который не раскаялся в злодеяниях. Возможно, отряд из двенадцати — это и есть потомки Кудеяра, которые сбросили ярмо рабства и получили от Бога своеобразную индульгенцию, а потому ведет их «Исус Христос».

Однако в названии также проявилась неоднозначная позиция Блока. «Двенадцать» означает не только количество разбойников и число красноармейцев, но и дюжину апостолов из Библии. В конце поэмы появляется религиозный образ — «Исус Христос», «в белом венчике из роз». По мнению автора, революция приведёт к воскресению России, к ее духовному преображению. Но и розы не без шипов, поэтому «крови еще будет». Таково символическое значение названия поэмы «Двенадцать».

Композиция

В поэме можно выделить следующие композиционные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.

  1. Экспозиция происходит в первой главе — автор рисует читателям обстановку послереволюционного Петрограда, заснеженного, морозного. Вокруг разносятся крики, проклятья, убийство в этом городе — обыкновенное дело. Все объято атмосферой страха, ужаса. Это время, когда стёрлись границы добра и зла, брат пошёл на брата. В экспозиции мы знакомимся с главными героями произведения — с двенадцатью красноармейцами.
  2. Во второй главе воплощается завязка. Красноармейцы вспоминают Катьку — бывшую девушку одного из них, и предателя-Ваньку, который ушел за сытой жизнью в жандармы. Они считают их изменниками, жаждут совершить расправу.
  3. Далее — развитие конфликта. После этого читатель узнает историю красноармейцев, вникает в суть их общей цели. Они хлебнули горюшка, но теперь хотят расплатиться с кашеварами сполна.
  4. В шестой главе происходит кульминация. Отряд красных встречает Катьку и Ваньку и открывает огонь. Бедная девушка погибает, парень спасается бегством. Блок показал в этой главе все сумасшествие того времени — люди спокойно могут убивать других, желая отомстить.
  5. В развязке представлены переживания героя Петрухи, который совершил выстрел. Он решил посвятить свою жизнь революционной борьбе, поэтому ему приходится идти против моральных ценностей прошлого.
  6. В эпилоге появляется образ Христа, который становится «вожаком» двенадцати красноармейцев. Он ведёт разбойников в новый мир, к новым ценностям.

Суть: о чем поэма?

В морозном Петрограде, разоренном революцией, неспокойно, поэтому улицы патрулируют 12 человек. По пути они видят представителей всех прежних сословий: старую бабку, которой жалко полотнища на знамена, купчиху, разоренного буржуя, жандарма, содержанку и т.д. С каждым из них они обходятся нелюбезно, ведь пришло их время чинить расправу над виновниками прежнего беззакония. Кульминацией является встреча отряда с бывшим другом, ставшим жандармом, и Катькой, его любовницей. Девушка становится жертвой убийства, а ее бывший любовник Петруха сожалеет о содеянном. Но товарищи напоминают ему о неуместности сожалений, и он вновь вступает в строй. Впереди отряда виднеется «Исус Христос», ведущий людей к новым горизонтам, а позади остается шелудивый пес — символ старого времени.

Суть поэмы Блока заключается в неоднозначности революции. Нельзя сказать, что она повлекла за собой только смерть, кровь и разочарование. На обломках прошлого может образоваться прекрасное будущее страны, все ещё может измениться в лучшую сторону. И автор верит в это.

Главные герои и их характеристика

Несмотря на то, что жанр произведения — поэма, в нем не так много героев. Однако образ каждого героя важен для раскрытия смысла произведения «12», для более глубокого понимания авторской позиции.

Система образов в поэме «Двенадцать» опирается на образы-символы: есть представители старого времени (буржуй, шелудивый пес, купчиха и т.д.) и новые люди нового строя (красноармейцы, Исус). Между ними и происходит основной конфликт: вчера и завтра, прошлого и будущего.

Тематика поэмы «Двенадцать» отражает все наиболее дискуссионные вопросы революционного времени:

  1. Основная тема произведения — революция 1917 года. Поэт с разных сторон показывает стихию революции. Это и разрушительная сила, и приятная мелодия. Революция полностью перевернула страну, заставила людей сменить ценности, по-иному относиться друг к другу. Не все приняли эти новшества, но большинство однозначно поддержало долгожданную справедливость.
  2. Тема религии — другой важный пласт произведения. По мнению Блока, только с Божьей помощью происходят все изменения в стране . Неслучайно «двенадцать» готовы идти на «мировую революцию», прося благословение. В конце произведения Исус Христос ведёт красноармейцев под своей опекой. Однако вера являлась опорой прежней власти, поэтому народ показательно отрекается от нее, срывает крест как символ мученичества, а терновый венец становится венчиком из роз. Все это говорит о том, что вера остается, но приобретает иную форму: люди верят в себя и свое светлое будущее, а не в идолов старого мира.
  3. В произведении также звучит тема мести. Месть становится разрушительной силой, которая приводит к гибели. Так, Петруха решается поднять ружьё на свою бывшую девушку Катьку. Он убивает героиню, стремясь осуществить возмездие за то, что та ушла от него.
  4. Тема смены ориентиров неотделима от темы революции. Она воплощается на примере Петрухи. Герою пришлось изменить своё мировоззрение, чтобы «подходить» под эпоху. Парень ожесточился, чтобы не казаться трусом на глазах у своих товарищей. Революция — время глобальных перемен, как в стране, так и в душе отдельного человека. Это период разрушения старого и сооружения нового.
  5. Тема любви тоже заняла свое место в поэме. Если раньше люди были вынуждены продавать свою любовь ради хлеба насущного, то в новом мире нет места низкому расчету и пороку. В то же время ради перемен необходимо отказаться от того, что раньше было любимым и почитаемым. В образе Катьки проглядывает сама «толстозадая» лубочная Русь, которую нужно убить ради ее же блага.
  6. Тема народа раскрывается со всех сторон: у Блока это не единый каркас страны, а разрозненные притоки одной реки. Какие-то из них совсем уже пересохли и скоро перестанут существовать, а какие-то наполнились свежей силой. Будущее есть у простого трудового человека, а вот у его угнетателя больше нет. Жертвой перемен станут и те, кто обслуживал элиту.

Многомудрый Литрекон может назвать еще десяток тем, но нужно ли оно Вам? Если да, напишите об этом в комментариях!

Проблемы

Проблематика в поэме «Двенадцать» образует запутанный клубок неразрешимых противоречий:

  1. На передний план выходит основная проблема жестокости. Двенадцать равнодушно убивают Катьку, Петроград дымится в огне угроз, жертв, всех людей окутал страх. Чтобы добиться своих целей, революционеры идут на самые крайние меры — убийство. Им все равны, им всё равно. Ради мировой революции они готовы сеять всюду хаос.
  2. Проблема разрушения прежних ценностей также находится в центре. В «новый мир» проходят лишь те, кто готов поступиться собственными ориентирами ради построения социалистического общества. Люди забывают о моральных принципах, о нравственности. Они идут с ружьём на своего бывшего товарища.
  3. Нищета страны также отражена в произведении. Блок описывает Россию как запущенный, грязный уголок, внутри которого разруха. Зимой царят суровые морозы, вьюга все сметает на своём пути.
  4. Социальная несправедливость в произведении отражена в своих ужасающих последствиях: люди, задавленные бедностью и бесправием, восстали и готовы утопить прежних хозяев в крови.
  5. Проблема нигилизма столь же остро острит в поэме. Герои лишились авторитетов и принципов, но новые не создали, поэтому их жизнь напоминает распутицу и вьюгу. Ничего не видно, ничего не понятно, ноги скользят. Люди не хотят идти, куда шли, но не знают, куда податься.

Если Вам чего-то не хватает, Многомудрый Литрекон дополнит свой разбор в ответ на Ваш комментарий.

Основная идея

Главная мысль поэмы Блока «Двенадцать» — детальное отражение действительности революционной эпохи с помощью символики. Автор показал ту атмосферу, которой был объят город спустя несколько месяцев после октябрьских событий. Также в поэме Блок выразил свой взгляд на переломный момент страны, стараясь детально изобразить стихию революции. Автор особое внимание уделял речи героев, именно поэтому в тексте можно увидеть много разговорной лексики того периода.

Смысл поэмы «Двенадцать» прокомментировал сам автор в ответ на обвинения в попытках «прислуживаться» большевикам:

В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией, например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы.

Критика

Признать, что поэму «Двенадцать» написал Блок, можно, лишь увидя подпись автора. Такой стиль совершенно не характерен для Блока (первым необычную интонацию заметил Шкловский, стиль поэмы он определил как «блатной»), поэтому произведение вызвало настоящую полемику среди литераторов, политиков, общественных деятелей. Многие из них высказывали своё мнение относительно прочитанной поэмы.

Так, гениальность Блока признавала О.Д. Каменева. Она говорила, что «Двенадцать» — талантливое «изображение действительности», однако признавала, что строки резкие, даже опасные, но изумительно верные и точные. А вот белый генерал и претендент на престол Колчак обещал повесить автора поэмы «12».

Из близкого круга Блока приняли поэму лишь немногие: Мейерхольд, Ольденбург, Есенин. Но даже они читали произведение с испугом, вставляя местами резкие замечания, а иной раз предостерегали автора от «левого уклона».

Андрей Белый прямо говорил поэту о его чрезмерной неосторожности. Он удивлялся «отвагой и мужеством» Блока, но в то же время советовал быть «мудрее».

Но были и те друзья, которые отреклись от знакомства с поэтом и горько сетовали на его предательство. Так, на одном из митингов против красного террора Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье и другие литераторы поддержали скандирование лозунга «Блок — изменник». Ахматова даже отказывалась выступать с коллегой на одной площадке, а ее муж, поэт Гумилев, сказал, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Именно он осуждал Блока за финал его поэмы. Сам автор отпарировал в духе символизма:

Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос.

В предательстве его обвиняли и З. Гиппиус, и И. Бунин. Последний с холодной иронией высмеял отступничество коллеги:

«Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».

К слову, Луначарский действительно оказал Блоку большую услугу в 1919 году, когда поэта арестовали и обвинили в контрреволюционном заговоре. Ему грозила высшая мера, но товарищ Луначарский лично ходатайствовал об освобождении поэта, припоминая ему былые заслуги. С его же помощью он должен был выехать из страны, но бюрократические проволочки обрекли Блока на раннюю смерть в Петербурге. Он умер в 41 год, нуждаясь не только в качественном лечении, но и в питании. Музыка революции кончилась «Голодной песней» из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Продовольственный паек поэта не могли увеличить в течение долгих месяцев обсуждений и заседаний. Возможно, такое отношение власти стало причиной преждевременной смерти Блока.

После написания своего труда Блоку ещё долго придётся доказывать, что его поэма лишена политической направленности. Как одно из последствий — «творческое молчание» литератора. Мнение критиков о поэме «Двенадцать» убедило автора в том, что быть услышанным — не значит быть понятым, и широкое распространение его произведение сыграло с автором злую шутку. Когда он захотел его уничтожить, оно уже было вне досягаемости.

Ссылка на основную публикацию