Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Анализ стихотворения “Девушка пела в церковном хоре…” А. Блока

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Филологический анализ стихотворения

Александр Блок – крупнейший поэт 20 столетия, начал свой путь как поэт-символист. Если стихотворения «Первой книги» стихотворений проникнуты мистицизмом и далеки от реальной жизни, то, начиная с 1905 года, у Блока обострился интерес к общественной жизни. Русско-японская война, Первая русская революция открыла глаза поэта на реальную действительность. В связи с этим в творчестве Блока второго периода начали звучать мотивы, ведущие его к сближению с народом, родиной и жизнью.
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», написанное в августе 1905 года, вошло в цикл «Разных стихотворений» (1904 – 1905) «Второй книги» Блока. Поэт откликается на военные события русско-японской войны, в которой погибло огромное количество сыновей русской земли, многие были ранены, захвачены в плен.
Тема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» – молитва о погибших и не вернувших с войны, наполненная верой в светлое будущее и надеждой, что она будет услышана. Интересна и необычна идея стихотворения – показать обреченность этой молитвы.
Рассмотрим подробнее стилистику, синтаксис, языковые единицы и образный строй текста.
Стихотворение состоит из четырех абзацев (строф), взаимосвязанных между собой. Каждая строфа имеет смысловую завершенность, что активизирует внимание читателя. Композиционно текст можно разделить на две части. Первые три четверостишия – молитва девушки, проникнутая светлой надеждой и святой верой в то, что всё будет хорошо. Последняя строфа, а, следовательно, вторая смысловая часть, словно отрицает первую, показывая обреченность этой молитвы. Благодаря приему антитезы, перед нами предстает противоречивый мир: земное и божественное, вера в святость молитвы и её обреченность.
Целостность всего текста достигается не только по смыслу. Автор использует семантические повторы: точные лексические повторы («о всех», «луч», «радость», «корабли», «голос», «что», «и»), синонимические повторы («смотрел и слушал», «тихой» – «светлой», «сладок» – «тонок»), корневые повторы («кораблях» – «корабли», «чужой» – «чужбине», «усталых» – «усталые», «на белом» – «белое»).
Таким образом, нетрудно заметить, что стихотворение построено на повторах, и это, безусловно, является одной из сильных позиций данного стихотворения. Именно повторы являются ключевыми словами и составляют семантическую доминанту данного текста.
У стихотворения особый размер – четырехударный дольник. Известно, что дольник занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Таким образом, данное стихотворение имеет ритмическую организацию, но в то же время число безударных слогов между ударными не постоянно. Четырехударный дольник передает взволнованность героини, придает тексту напевность и мелодичность.
В стихотворение Блока чередуется мужская и женская рифма, что придает ему большую музыкальность и плавность (хОре – краЮ, мОре – своЮ, кУпол – плечЕ, слУшал – лучЕ, бУдет – кораблИ, лЮди – обрелИ, тОнок – ВрАт, ребЁнок – назАд). Мужская рифма в конце строфы подчеркивает законченность текста.
Стихотворение имеет перекрестную рифмовку, которая придает ему особую выразительность. В третьей строфе наблюдается неточная рифма:

И всем казалось, что радость буд ет ,
Что в тихой гавани все корабли,
Что на чужбине усталые лю ди
Светлую жизнь себе обрели.

В каждом четверостишии нетрудно заметить анафору («о всех», «и», «что»), придающую тексту взволнованность и эмоциональность.
Кроме того, в тексте используется приём многосоюзия. Повторяются сочинительные и подчинительные союзы: « и луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал… И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди… И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко…». Этот стилистический приём создает эффект нанизывания сочинительных и придаточных частей подчинительных предложений. В связи с этим на протяжении всего стихотворения постепенно усиливается эмоциональное напряжение. В первом четверостишии прослеживается бессоюзие, благодаря чему молитва девушки становится более выразительной.
Во втором четверостишие наблюдается инверсия « пел ее голос , летящий в купол», тем самым интонационно выделяющий слово «голос» для последующего причастного оборота, несущего в себе эстетизм.
Своеобразна и временная организация стихотворения. В тексте немного глаголов, что говорит о статичности, отсутствии динамики. Интересно, что в первых трёх строфах (первой смысловой части) использованы глаголы несовершенного вида прошедшего времени («пела», «пел», «сиял», «смотрел и слушал», «пело», «казалось») что указывает на длительность и повторяемость действия. В связи с этим мы словно слышим многократное повторение молитвы. Произнося ее снова и снова, сила просьбы увеличивается, мы словно входим в состояние единения с Всевышним. Время будто замедляется, создавая иллюзию о светлом будущем. Однако во второй смысловой части помимо глаголов прошедшего времени несовершенного вида («был», «плакал») появляется глагол совершенного вида «не придёт» в будущем времени. Он указывает на завершенность действия – молитва услышана Богом. Следует обратить внимание и на то, что в данном случае глагол «не придёт» обозначает не только конец действия, но в то же время и его начало. Таким образом, выражение «никто не придет назад» приобретает дополнительный смысловой оттенок и становится метафорой, предвещающей будущие потрясения 20 столетия.
Художественное время в данном тексте неразрывно связано с художественным пространством. Эту взаимосвязь принято называть хронотопом. В этом стихотворении читатель оказывается вовлеченным в два пространства, границы которых слишком размыты и практически не ощущаемы: с одной стороны, реальное и земное – девушка поет молитву в храме (1 – 3 строфы), с другой стороны – божественное (последняя строфа).
Художественная выразительность и поэтичность текста стихотворения Блока достигается благодаря использованию однородных членов предложения, осложненных причастными оборотами. Автор использует причастные обороты для эстетического воздействия на чувства читателей.
Своеобразна фонетика стихотворения Александра Блока. Аллитерация согласных р , л придает тексту благозвучие и музыкальность, молитва девушки словно произносится нараспев (пе л а, хо р е, уста л ых, к р аю, ко р аб л ях, мо р е, р адость, пе л , го л ос, л етящий, в купо л , л уч сия л , на бе л ом, из м р ака смот р е л и с л ушал, бе л ое п л атье пе л о в л уче, каза л ось, ко р аб л и, уста л ые л юди, свет л ую, об р е л и, с л адок, то л ько). Акцент на шипящие звуки является выражение той тишины, которая всегда царит в храме (деву ш ка, ч у ж ом, у ш ед ш их, забыв ш их, летя щ ий, слу ш ал, лу ч , чу ж бине, ж изнь, При ч астный, ч то, ка ж дый). Для последней строфы характерна аллитерация на звонкие согласные ( г о л ос, с л а д ок, л уч, то н ок, у Царских Вр ат, П р ичаст н ый Тай н а м , п л ака л р е б ё н ок), что придает ощущение надрывности.
Таким образом, мотив обреченности молитвы усиливается с каждой строчкой стихотворения.
Особенна и тропика «Девушка пела в церковном хоре». С помощью перифраз «у Царских Врат» и «Причастный Тайнам» Блок делает текст стихотворения более возвышенным, божественным. Мы понимаем, что Царские Врата – это алтарь в церкви, а Причастный Тайнам – причащенный, т.е. приобщенный душой к высшей природе и к вечной жизни в ней.
Для придания красочности и выразительности автор использует эпитеты: «чужом краю», «голос, летящий в купол», «на белом плече», «в тихой заводи», «усталые люди», «светлую жизнь», «луч… тонок», «голос… сладок». Особенным является эпитет «голос был сладок», показывающий желанность и искренность молитвы.
Метафоры «пел ее голос» и «платье пело» подтверждают всепоглощенность молитвой по погибшим и не вернувшимся, искреннюю веру в ее силу.
Несомненно слова-символы занимают одно из главных мест в стихотворении, являются его доминантой. С помощью символов поэт помогает читателю понять систему художественных образов и развитие авторской идеи.
Дополнительный смысловой оттенок приобретает под пером Александра Блока слово «корабль». Он символизирует всех людей, ушедших на русско-японскую войну и не вернувшихся обратно. «Купол» становится олицетворением самого Бога. Молитва, произносимая девушкой, взывает к Иисусу, поэтому она «летящая в купол», т.е. обращенная к Богу.
Да и сам образ девушки приобретает дополнительную семантическую окраску. Перед нами не просто девушка, а обобщенный образ женщины, ждущей своих сыновей с войны. Блок играет с символикой цвета. Недаром он использует белый цвет: девушка одета в белое платье. Она словно ангел. Через белый цвет автор пытается воздействовать на мысли читателя, чтобы он смог понять чувства самого поэта. Белый цвет – многозначный символ. Однако в данном стихотворении он символизирует нравственную чистоту души, невинность, материнскую заботу, приближенность к Богу.
Образ луча тоже символичен. С одной стороны, луч как символ надежды людей. С другой стороны, луч как подтверждение того, что молитва услышана Богом. Кроме того, луч является связующей ниточкой мира земного и божественного, но она очень хрупка, поэтому «луч был тонок».
Особой символикой обладает образ ребёнка. Вообще, ребёнок – это символ чистой, искренней и безгреховной души. Он оказывается самым приближенным к божественному миру, поскольку проходит обряд Причащения. Ребенок плакал «высоко, у Царских Врат», потому что именно около алтаря (на престоле) проходило таинство принятия Святых Даров (хлеба и вина, которые во время причащения превращались в Тело и Кровь Христовы). Плач ребенка символизирует скорбь и сожаление самого Бога. Он знает, что «никто не придёт назад».
Таким образом, слова-символы, синтаксическая и композиционная организация, семантические повторы являются доминантой стихотворения. Аллитерация, тропика и метрика усиливают эмоциональное воздействие на читателя, придают эстетизм. Благодаря приему антитезы, Александр Блок показывает нам, с одной стороны, святость молитвы и веру в ее исполнение, с другой – ее обреченность, скорбь самого Бога. Блок рисует нам противоречивый мир, наполненный надеждой на светлое будущее, но в то же время жестокостью и злостью.

“Девушка пела в церковном хоре”: анализ стихотворения. Образы и композиция

А. Блок поддерживал идеи революционеров, но позднее у него наступило прозрение. Поэт понял, что такими методами нельзя вершить правосудие, слишком много боли это принесет людям. И это понимание он выразил в своем стихотворении “Девушка пела в церковном хоре”, анализ которого представлен ниже.

События, предшествовавшие созданию стиха

Анализ “Девушка пела в церковном хоре” следует начать с краткой предыстории его создания. Как известно, Блок одобрял идеи и взгляды революционеров. Но после того, как в 1905 году митинги крестьян и рабочих жестоко подавлялись, а революционеры стремились любым способом, не считаясь с людьми, добиться своего, поэт словно прозревает.

Он осознает, что страна вступила на страшный путь, что может начаться Гражданская война. И люди будут готовы причинять друг другу страдания только лишь из-за того, что у них разные убеждения. В то неспокойное для страны время в храмах постоянно проходили службы во спасение Отечества. Возможно, впечатление от одной из таких служб Блок и выразил в своем стихотворении.

Особенности композиции

При проведении анализа “Девушка пела в церковном хоре” следует описать композицию стихотворения. В его основе – антитеза, в которой противопоставлены две части. Одна из них описывает храм, образ девушки и волшебное пение. У людей, услышавших его, появляется надежда на то, что все будет хорошо.

Но второй частью поэт возвращает всех к действительности. Внезапно раздается детский плач. Будто ребенок предчувствует, что не закончились еще страдания людей. Блок уделил большое внимание описанию первой части. Возможно, это было связано с тем, что большинство людей еще не осознавали весь ужас революции. Они продолжали верить в то, что скоро в стране воцарится мир и все будут счастливы.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

И лишь немногие, как плачущий ребенок, понимали: не сбудется песня девушки. Людей ждут впереди еще испытания, прежде чем воцарятся спокойствие и порядок.

Звуко-ритмическая сторона произведения

Один из пунктов анализа “Девушка пела в церковном хоре” – это звуко-ритмическая характеристика стихотворения. Оно написано в форме свободного или акцентного стиха, в котором используется чередование разных размеров. Поэтому при чтении, чтобы не нарушать ритмическую целостность, строки, написанные двусложным размером, нужно читать медленнее.

В описании храма и образа девушки поэт прибегает к аллитерации на сонорные звуки и на шипящие. Это создает ощущение тишины при прочтении, чувство успокоения, надежды. Когда поэт описывает плач ребенка, он использует аллитерацию на звонкие согласные. Слушатели от громкого и резкого крика возвращаются в реальность, от которой они сбежали в страну мечтаний, послушав пение девушки.

Образ народа

В описании прихожан можно увидеть образ русского народа, о чем нужно упомянуть в анализе стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”. Люди пришли в храм в надежде, что они найдут здесь покой. Ведь молитва – это все, что тогда оставалось у простых людей, не участвовавших в революции.

И в стихотворении нет четкого разделения среди прихожан. Потому что все, кто находился в храме, они все едины, все равны. Это могли быть семьи, уже потерявшие кого-то из близких. Или родные тех, кто принимал активное участие в событиях революции. А были и такие люди, которые просто молились за будущее своей Отчизны, за весь народ, за то, чтобы воцарился мир.

Поэтому прихожане так внимательно слушали пение девушки. Для них оно стало лучом надежды. Они поверили в то, что их молитва будет услышана. Поэтому тем неожиданнее был крик ребенка в той светлой тишине. Словно только ребенок понимал, что революция тогда только начиналась.

Образ поющей девушки и плачущего ребенка

В анализе “Девушка пела в церковном хоре” Блока следует отметить, что образ девушки, во время пения которую освещает луч, занимает центральное место в стихотворении. Ее песня о кораблях, находящихся в море, является олицетворением надежды на то, что они вернутся обратно. Точно так же, как люди, принимающие участие в революции, вернутся к своим близким.

Ее песня – это луч света, озаривший жизнь всех собравшихся прихожан. Ее пение наполнено верой в лучшее будущее, оно прекрасно, потому что идет от чистого сердца. Люди, уставшие от митингов и гражданской войны, почувствовали спокойствие и мир в своих душах во время церковной службы. Девушка в стихотворении Блока является символом надежды, светлого будущего.

Но лишь ребенку, чистому душой и безгрешному в мыслях, открывается тайна: что еще не конец трагическим событиям. Ребенок предчувствует что-то ужасное впереди, и от непонимания, чего именно, он плачет. Ему жаль того, что светлым надеждам этих людей не суждено сбыться. И поэт, один из немногих, кто понимает причину этого плача, осознает, что митинги 1905 года – это только начало страшных событий революции.

Литературные приемы и тропы

Один из пунктов анализа стиха “Девушка пела в церковном хоре” – это литературные тропы, которые использовал поэт. Блок использовал метафоры, синтаксический параллелизм, эпитеты и анафоры для придания еще большей выразительности образам, чтобы подчеркнуть противопоставление двух частей. Музыкальную окрашенность произведению придают ассонансы, благодаря чему чтение строк получается напевным.

Анализ текста “Девушка пела в церковном хоре” позволяет читателям увидеть стремление поэта показать двойственность этого мира. Это произведение было посвящено жертвам расстрела у Зимнего дворца. Для А. Блока оно было очень дорого, и каждое свое публичное чтение он заканчивал именно этим стихотворением.

Анализ стихотворения Блока Девушка пела

«Анализ стихотворения А. Блока “Девушка пела в церковном хоре”»

Стихотворение А. Блока “Девушка пела в церковном хоре” было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны.

Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва – надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого.

Вторая же часть: “И только высоко, у Царских Врат, /Причастный Тайнам,- плакал ребенок /О том, что никто не придет назад”, – раскрывает всю безысходную правду. При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, “что никто не придет назад”.

Стихотворение не имеет определённого размера, смешиваются двусложные и трёхсложные размеры (акцентный, или свободный стих) – чтобы не нарушить ритм, приходится двусложные части читать медленнее, нараспев. В первой части, в сочетании с алитерацией на “л” и “р”, на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности.

В стихотворении “девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие невозможно разрешить, его можно лишь охватить единым взглядом.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было на­писано А. А. Блоком в 1905 году, в период первой русской рево­люции, назревавшей гражданской войны. Также исследователи связывают это произведение с событиями русско-японской вой­ны, с Цусимским сражением.

Стихотворение построено по принципу антитезы. Прекрас­ное пение, девушка в белом платье, напоминающая ангела, кра­сота, покой и умиротворенность храма — все это противопостав­лено грубой действительности, ужасам и жестокости времени войн и революций.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Это пре­красная картина, увиденная поэтом в храме:

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Пение девушки становится здесь ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Мотив ушедшего в море корабля предполагает и возвращение его домой. Корабль у Блока — это символ обновле­ния, надежды. Исследователи отмечали, что образ поющей де­вушки переходит в стихотворении в образ поющего голоса, «ле­тящего в купол», а затем — в образ поющего платья: «белое пла­тье пело в луче». Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы. Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни. И мрак этот постепенно рассеивается под воздей­ствием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь.

Вторая часть произведения — это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, пес­ню и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, «Причастного Тайнам», возвращает нас к жестокой реальности. Здесь поэт раз­вертывает библейский фразеологизм: «Устами младенца глаго­лет истина». И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю:

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко у Царских Врат,

Причастный Тайнам, — плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитет («в тихой заводи»), анафору (в каждой строфе), метафору («голос, летящий в купол»). Музыкальность, напевность этого произве­дения создается с помощью многочисленных анафор, ассонан­сов («Девушка пела в церковном хоре»), синтаксического парал­лелизма («И голос был сладок, и луч был тонок…»).

Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. На­писал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту. Каждое свое пуб­личное выступление он заканчивал чтением именно этого сти­хотворения.

Здесь искали:
  • девушка пела в церковном хоре анализ
  • девушка пела в церковном хоре
  • анализ стихотворения девушка пела в церковном хоре

Блок. Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» – лучшее сочинение

Стихотворение Александра Блока “Девушка пела в церковном хоре&#8230-” написано летом 1905 года. Поражение первой русской революции Блок воспринимал как личную трагедию.

Он был сознательным гражданином, события 1905 года затронули его знакомых и родственников, однако как поэт и творческая личность он чувствовал, что царизм изжил себя и ничего прогрессивного он обществу не дает, и кровавое подавление революционного движения угнетало автора.

Стихотворение построено на антитезе двух образов, первый – это прекрасная как ангел девушка, которая поэт в храме божественной красоты песню, второй – младенец как чистое божье творение интуитивно чувствуя, что случилось что-то нехорошее, плачет “у Царских Врат”. Эти два образа отождествляют веру в светлое будущее, надежду и всю правду, боль революции.

Первая часть стихотворения занимает его большую часть. Прихожане слушают в храме девушку, которая поет песню-молитву обо всех, кто покинут свою страну, избегая преследований, образ кораблей символизирует соотечественников, которые оказались в чужих краях.

Люди слушают эту прекрасную песню, смотрят на красивую девушку и кажется, будто ничего плохого в этом мире быть не может. Ее пение вселяет надежду, что все покинувшие родину найдут утешение на чужбине, обретут там покой, а здесь все образуется и жить станет легче, лучше. Нежная песня молодой девушки заставляла забыть обо всех мучениях и лишениях, которые испытали люди, все это забывалось, а сердце наполняла лишь всепоглощающая надежда.

Однако всему этому действу противопоставляется плачущий младенец. Его маленькое сердце испытывает боль, он не подвержен иллюзиям и интуитивно чувствуя, что произошло что-то ужасное, ребенок плачет о тех, кто уже никогда не вернется, о погибших.

Блок показывал скорее свое отношение к происходящему, нежели общественное мнение, это он очень хотел верить в светлое, в хорошее, но понимал все голую неприкрытую правду. А правда была ужасна – революция была жестоко подавлена, и рассчитывать на реформы или положительные изменения в жизни не приходилось.

  • Блок. Анализ стихотворения «В ресторане»

Стихотворение Александра Блока “В ресторане” написано в 1910 году, оно.

Блок. Анализ стихотворения «Осенняя воля»

Александр Блок создал целый ряд удивительных произведений о родине.В.

Блок. Анализ стихотворения «Есть минуты, когда не тревожит…»

Страшные годы, суровые времена, тяжелейшие испытания силы воли и веры.

Блок. Анализ стихотворения «Мне страшно с Тобой встречаться…»

Знаменитый российский поэт Александр Александрович Блок, родился.

Блок. Анализ стихотворения «Ты в комнате один сидишь…»

Необходимо отметить, что Лирика великого русского поэта Александра.

Блок. Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»

Стихотворение Александра Блока “Вхожу я в темные храмы&#8230-” написано.

Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»

Стихотворению Брюсова «Кинжал» предшествуют два стихотворения известных.

Анализ стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”

Надежда – порой единственное, что всегда остается с человеком. Какие бы невзгоды ни происходили в его жизни, сколько боли бы ни принес очередной день, нужно лишь верить в наступление лучшего. Тогда и справляться с трудностями становится хотя бы немного легче.

Именно о надежде рассказывает Александр Блок в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре». Однако автор противопоставляет этому светлому чувству жестокую реальность, настоящий ужас действительности. Кроме того, все произведение пропитано грустью, причем происходит ее градация: от светлой в начале произведения и горькой в конце. С первых строк мы знакомимся с образом девушки, которая поет в церкви. Мы понимаем, что она молится Всевышнему о том, чтобы все те, кто ушел на войну, остались в живых и обрели покой. Блок показывает её, как чистого и светлого ангела, способного в одиночку донести до небес свою мольбу. Её голос преисполнен надежды, она верит и заставляет верить других, что её слова будут услышаны, что больше не будет ни боли, ни смерти. Все люди вокруг окутаны мраком, их души скорбят по ушедшим, им остается лишь уповать на это создание, пытающееся своим пением спасти страждущих. Ей удается обратить на себя внимание этих людей, несмотря на их обреченность, она выступает своего рода посланником, о чем говорят нам и луч, сияющий на её плече, и белое платье. Девушка выступает из беспросветной тьмы, наполнившей сердца народа и желает хоть как-то снять тяжелое бремя, доставшееся не только отсутствующим воинам, но и тем, кто, не переставая, ждет их. В первых трех строфах автор сумел подарить читателю прекрасное чувство, сопровождающее и героев стихотворения: и толпу опечаленных людей, и неземную девушку. Да, и в наших сердцах живет надежда, теперь мы верим, что обязательно всё будет хорошо, и каждый солдат вернется домой, что смерть обойдет стороной любого. Но в последней строфе Блок беспощадно сталкивает нас с жестокой реальностью, разбивает все иллюзии. Спасения не будет. Никто не вернется назад. Впереди лишь смерть и страдания. И что страшнее, знание это нам передает ребенок, беззащитный малыш, который из-за своей святости и невинности посвящен в безжалостную тайну. И он не может ничего сделать, только лишь безотрадно плакать из-за открывшейся горькой правды. Ему не дается вера, её заменило это мучительное пророчество. Ужасает, что ребенок лишен ценнейшего чувства надежды, и поэтому, несмотря на детский возраст, ему суждено страдать сильнее всех.
Для передачи ощущения надрывности поэт использует различные приемы. Ярким средством художественной выразительности здесь является анафора, присутствующая во всех строфах. К тому же, произведение не имеет четко определенного стихотворного размера, что также подчеркивает его напряженный строй.
В одном из своих самых сильных и ранящих в сердце произведений «Девушка пела в церковном хоре» Александр Блок показывает нам двойственность мира, где всякая вера может, в конце концов, оказаться бесполезной, а надежда – абсолютно бессмысленной. Но это не значит, что мы не должны испытывать эти чувства. Наоборот, важна даже небольшая толика убежденности в счастливом будущем. И пусть всё, возможно, осуществится совсем не так, и впереди будут лишь несчастья, даже миг полной уверенности просто необходим.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

Анализ стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”

«Девушка пела в церковном хоре…» А.Блок

«Девушка пела в церковном хоре…» Александр Блок

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо. Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями. Именно в этот период поэтом было создано очень волнующее и трогательное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», в котором автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения .

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов. В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

Самым ярким впечатлением, которое вынес из посещения храма поэт, стало пение девушки в церковном хоре, чей голос, «летящий в купол», дарил надежду всем, кто находился рядом. Девушка пела о «кораблях, ушедших в море» и обо всех «усталых в чужом краю». За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках. О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто. Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей. Поэтому в песне девушки из церковного хора многие услышали обещание того, что «радость будет», и люди, выступившие в защиту своих прав, сложат оружие. Конфликт между правящей элитой и низшими сословиями будет урегулирован, и жизнь войдет в привычное, безмятежное русло.

Однако Александр Блок понимает, что прошлого уже не вернуть, и революция 1905 года является своеобразной «генеральной репетицией» перед кровавой и беспощадной бойней, которая неизбежна когда простым людям нечего терять, кроме собственной жизни. Поэтому автор убежден, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых. Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей и лишающей надежды строчкой — «у Царских Врат, причастный Тайнам, — плакал ребенок о том, что никто не придет назад».

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем. Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.

Послушайте стихотворение Блока Девушка пела

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, как и другие произведения Блока, полностью соответствует устоям символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты – это строки, посвященные революционным выступлениям и расстрелам. Краткий анализ “Девушка пела в церковном хоре” по плану, использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять поэта и настроение его эпохи.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.

История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных восстаний в стране. Также на поэта повлияли и рассказы о Цусимском сражении, поскольку именно в это время завершилась поражением русско-японская война.

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощенная в молитве невинной девушке, и заведомая обреченность этой молитвы.

Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое и чистое будущее, воплощенуню в образе чистой душой девушки. Вторая часть полностью ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость бренной жизни, которая стоит на крови и страданиях.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты“чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.

Метафоры“пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

История создания

Ранняя поэзия Блока проникнута революционными идеями и мятежным духом. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на эмоциях, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела сокрушительное поражение. Будучи патриотом, Блок тяжело переживал не просто поражение флота, но и гибель огромного количества русских солдат.

Основная идея стихотворения – надежда и ее тщетность. Первая выражается в образе невинной девушки, которая молитва так искренне, что все, кто ее слушает, начинают верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций. Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком молятся, назад уже не вернется.

Композиция

Стих легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая проникнута светом надежды. В ней чувствуется противопоставление похожей на ангела девушки, поющей о надежде и мире, жестокой реальности с ее кровавыми и беспощадными событиями. Искренность и чистота певицы заставляют находящихся в церкви людей верить в лучшее.

Но уже во второй части Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “ никто не придет назад “. Использованный им образ ребенка – это такой же символ, как и прекрасная девушка. Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь. Кроме того, для автора это ребенок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и ее тяжелым будущим.

Это лирическое стихотворение, в котором поэт выражает собственные эмоции, связанные с жестокостью жизни и людей, которые ведут бессмысленные войны, хотя могли бы быть свободными и жить в мире. Стихотворный размер – дольник.

Средства выразительности

Блок подчеркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:

  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче” .

Но он также использует и другие приемы, например, звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному им эффекту нанизывания.

Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчеркивается эпитетом “белый” , оставляет сильное впечатление.

Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в нем есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостная жестокость – с другой.

Стихотворение А.А. Блока «Девушка пела в церковном хоре. » (восприятие, истолкование, оценка)

Творчество А. Блока с необычайной полнотой вобрало в себя традиции отечественной поэзии, начиная с В. Жуковского, М. Лермонтова, А. Фета, А. Григорьева, Ф. Тютчева, Я. Полонского, и кончая В. Соловьевым. Блок усво-
ил все лучшие достижения русского искусства, приняв от них эстафету гуманизма и высочайшей духовности.
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» является одним из наиболее ярких примеров философской лирики Блока.
Стихотворение было написано в 1905 году и тематически является откликом на события русско-японской войны («в тихой заводи все корабли»). Однако это лишь повод, внешний импульс к размышлениям о предметах более общего характера.
Блок этого периода — это Блок «Незнакомки». Светлый недостижимый идеал, каким в его более ранних стихах был образ Прекрасной Дамы, сделался более реальным. Точнее будет сказать, что в ранних стихах реальность вообще Блока мало интересовала. Он воспевал мир своей мечты. Теперь же его лирический герой сталкивается с окружающей действительностью, и она поражает его своим диссонансом с миром идеальным. В стихах возникает тема двоемирия: мира реального — низменного и пошлого, в котором нет места высоким идеалам, и мира ирреального, мира высокой духовности и светлых идеалов. Этот конфликт (романтический по своей природе) достигает у Блока высочайшего драматизма и накала.
Одним из стихотворений такого плана и является стихотворение «Девушка пела в церковном хоре».
С первых строк перед нами возникает «церковный хор» и — шире — тема христианского милосердия и сострадания.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Перед нами предстает в «очищенном» от богословской шелухи виде один из основных постулатов христианства: вера в лучший, более справедливый и милосердный мир, в гармонию и счастье.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
Поэт не только рисует некую картину, он сопереживает ей, любуется ею. Он словно сам слушает литургию. Кроме того, в образе «девушки из церковного хора» нетрудно увидеть черты все той же Прекрасной Дамы, «Жены, одетой в солнце». Наслаиваясь на христианские мотивы, образ наводит нас на мысль о Богородице. И здесь это в первую очередь сострадающий, утешающий образ.
Однако последним четверостишием Блок резко усиливает тему двоемирия, едва намеченную в стихотворении ранее.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Царские врата — это место в алтаре, которое связано с Рождеством и младенцем-Иисусом. Таким образом, ребенок в стихотворении Блока — это Спаситель. Однако он не назван прямо, в нем подчеркнуты именно человеческие черты, причастность нашему миру. Кроме того, Спаситель здесь — ребенок, то есть крестные муки ему еще предстоят, искупление грехов человеческих — впереди. Казалось бы, сам образ Спасителя должен давать надежду на будущее возрождение, однако у Блока это не так. Младенец-Иисус оплакивает людей, оплакивает мир, который, несмотря на предстоящие ему крестные муки, он не в состоянии спасти. Тема рока, неизбежного конца мира и всей цивилизации занимает в стихотворении центральное место. Следует отметить, что символисты, и в том числе Блок, восприняли идею Ф. Ницше о постепенном вырождении европейской цивилизации и ее неизбежном крушении под ударами диких орд, в которых, в отличие от западного сообщества, сохранились жизненные силы. Дикие племена сметут растленную цивилизацию, и история начнется сначала — до тех пор, пока у новой цивилизации снова не иссякнет внутренняя сила и ее опять не сметут дикие орды. Символисты и другие «декаденты» жили в ожидании краха цивилизации, многие из них считали, что орды придут с востока (напр., В. Соловьев с его идеей «пан- монголизма»),
В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре. » эсхатологические предчувствия (т. е. предчувствия конца мира) подчиняют себе все поэтическое пространство, наполняя его скорбью и безграничным состраданием к обреченным.
Эсхатологические настроения воплотились в творчестве Блока с наибольшей силой по сравнению со всеми его современниками-поэтами. В полный голос они зазвучат в годы революционного террора (поэмы «Двенадцать» и «Скифы»), в период разгула всеразрушающей стихии, которую Блок воспринял как крах всей западной цивилизации, но в то же время и благословил ее именем Христа, искренне считая, что крушение старого мира явится началом новой жизни, нового витка развития человечества.
Стихотворение насыщено метафорами и эпитетами, используется прием метонимии («белое платье пело в луче»). Использует Блок и символы — в основном относящиеся к христианской религии («церковный хор», «купол», «светлая жизнь», «царские врата», «ребенок»).
Творчество Блока оказало огромное влияние на творчество поэтов XX века, став одним из самых заметных явлений в русской лирике эпохи войн и революций.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Россия 8 класс

научная статья по теме ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АЛЕКСАНДРА БЛОКА «ДЕВУШКА ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ. » Народное образование. Педагогика

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АЛЕКСАНДРА БЛОКА «ДЕВУШКА ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ. »»

к АНАЛИЗ 1 ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЕХЗ ТЕКСТА

Лингвопоэтический анализ а.в.белова стихотворения Александра Блока Москва «Девушка пела в церковном хоре. »

Это стихотворение, по мнению ряда исследователей, явилось своеобразным откликом на трагическую гибель русского флота под Цусимой (в мае 1905 г.). а в более широком смысле оно есть ответ на первую русскую революцию. Р. Якобсон в работе, посвященной этому стихотворению, называет его «прорицанием»1. Представляется интересной позиция Якобсона, связанная с жанровой принадлежностью данного текста, которую он определяет как стансы. Заметим, что ни в одном издании стихотворений Блока нет сведений о жанре этого произведения. Однако особенности жанра стансов прямо связаны с содержанием стихотворения. По Квятков-скому, для стансов характерно «спокойное течение стиха, полного мысли»: «Каждый станс — это замкнутая строфа, заключающая в себе ясно выраженную, законченную мысль. После чтения каждого станса предполагается некоторая остановка, пауза, как бы для обдумывания сказанного»2.

Анализируя стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре. », необходимо иметь в виду две важные особенности: во-первых, жанровые признаки текста; во-вто-

1 См.: Якобсон Р. Работы по поэтике. – М., 1987.

г Квятковский А. П. Школьным поэтический словарь. – М., 2000.

рых, то, что «в истории русского символизма поэзия Блока обозначает высшую ступень — наиболее утонченные приемы в пользовании метафорой и символом как способами преобразования действительности и знаменования ее привычными образами — иных реальностей. »3.

Стихотворение имеет обобщенно-символическое значение. Его архитектоника представляет собой переплетение мира конкретного, реального с миром представляемым, невидимым. Символическая многозначность конкретного стихотворения и блоковского поэтического языка в целом менее всего поддается разложению на смыслы. Жирмунский пишет о том, что у поэта «всегда присутствует таинственный двойной смысл, мистический задний фон, который углубляет всякое положение, сообщает ему иную, бесконечную перспективу; и здесь поэт обозначает с помощью метафорического иносказания соприкосновение двух миров, ощущение иной действительности, входящей в этот мир».

И. И. Ковтунова замечает: «В стихах Блока обычно присутствуют детали внешнего мира, взятые из видимой, конкретной, а потому узнаваемой реальности. Но слова, называющие эти детали, могут одновременно быть сложными в нут ре н-

3 Ж и р м V н с к и й В. М. Поэтика русской поэзии. – СПб.. 2001.

ними символами и иметь множество иных смыслов, с первого взгляда не очевидных, но часто внушаемых словесной музыкой и передающих реальность душевной жизни поэта»4.

Двуплановость данного текста состоит в том, что перед нами помимо реальной картины – литургического богослужения в храме — возникает другая картина: образ дали, чужого берега, важного вообще в символике Блока и приобретающего в этом контексте образ земли обетованной (усталые люди Светлую жизнь себе обрели). И этот второй план по значимости становится не менее важным для понимания содержания текста. Между этими мирами возникает глубинная связь, порождающая образ пути, также символический, ибо он воплощает и долгий путь усталых в чужом краю; путь всех кораблей, ушедших в море; путь к тихой заводи, где можно обрести светлую жизнь. Это и путь (молитвенный) к Богу о спасении забывших радость свою, и путь, соединяющий тех, кто там, и тех, кто здесь. Это, наконец, путь очищения совести через покаяние и причастие.

Первое четверостишие открывается простым предложением с однородными дополнениями, структурированными анафорически сочетанием О всех:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.

Поэт сразу показывает эти два мира: зримый (образ поющей девушки, хор, храм) и символический, невидимый. Отметим здесь троекратный повтор определительного местоимения весь во множественном числе, а также синекдоху (целое через его часть): о всех усталых, о всех кораблях, о всех забывших.

* Ковтунова И. И. Поэтика Александра Блока. – М.. 2004. – С. 10.

Песнопение в храме содержит просьбы к Богу о заступничестве за всех мореплавателей и странников. Тревога, волнение передаются психологическими эпитетами усталый, чужой, ушедший, забывший. Так рождается образ дали (корабли, ушедшие в море), чужого берега, чужбины – пространство текста расширяется. Эта широта и противопоставленность родного чужому подчеркивается и антонимически: чужой край – радость своя (забывших радость свою).

Второе четверостишие открывает нам реальный мир в деталях и подробностях: голос, купол, луч (дважды), плечо, каждый из мрака, платье:

Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче.

Образ девушки дан через поющий голос (Так пел ее голос – синекдоха) и поющее платье (Как белое платье пело. – метонимия). Троп платье пело усиливается лексическим глагольным повтором и инверсией. Образуется кольцевая структура повторов: Так пел ее голос. Как белое платье пело в луче. Вторая строфа прежде всего раскрывает нам реальный мир, мир в храме — в деталях и подробностях. Вся строфа строится на цветовом контрасте света и мрака. Голос, летящий в купол, и сами хоры — место, где стоят певчие, которые как бы находятся над теми, кто в храме, и свет, ослепительно белый, – это все вверху. Сияющий луч на белом плече рождает, возможно, образ ангела на этом плече, потому что солнечный луч, и без того яркий, еще и сиял на белом плече, — сгущение цветовой гаммы. Эта концентрация вызывает усиление образности. Строка И каждый из мрака смотрел и слушал создает контраст к первой строфе, к анафорическим О всех. Определительное местоимение весь имеет лексическое значение полноты, целостности, нераздельности.

Местоимение каждый этого же разряда, напротив, выражает значение отдельности, ограниченности, и поэтому мрак в данном случае приобретает дополнительный смысл реально большого количества людей, он как бы соткан из всех тех прихожан, которые находятся в храме. При этом каждый из мрака смотрел и слушал, т.е. каждый был устремлен к этому голосу и к этому лучу. В последнем стихе образ поющего белого платья строится на аллитерациях плавного бокового [л]. Отметим, что этот звук употреблен в строфе 15 раз (для сравнения: в первой строфе — 3 раза, в третьей — 6, в четвертой — 7). При этом он поддерживается консонантным повтором пл — пл: платье пело и усиливается в последующем луче.

Но это лишь первый план строфы. За ним, служа ему фоном, возникает иной, потаенный символический смысл стихотворения, который уже ощущался в первой строфе в аллюзиях-намеках — в молитвах о путешествующих и плавающих. Этот смысл ощущается в невидимом образе ангела, в поющем голосе, сияющем луче и в незримом присутствии тех, кто участвует в молитве. В этом четверостишии возникает образ надежды, упования на Бога.

Первые два стиха – простые предложения с инверсией (пел. голос, луч сиял), а два последних стиха -сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. В целом они называют три уровня реального мира. Самый первый, нижний уровень — это те, кто во мраке (каждый из мрака смотрел и слушал). Второй уровень – это хор, поющая в хоре девушка и верхняя часть самого храма. Третий уровень – это уровень, куда возносится молитва всех тех, кто молится. Образ луча, с одной стороны, показывает присутствие небесного мира и внимание, милость к земному, а с другой стороны, символизирует молитвенное обращение, надежду, устремление вверх. Этот подъем духа

подчеркивает и упоминание купола (голос, летящий в купол).

Третья строфа является семантической оппозицией первой. Она открывается безличным предложением И всем казалось, на которое словно нанизаны три однородных придаточных с многосоюзием (по-лисиндетон – что). В этом четверостишии возникает образ светлой жизни, тихой заводи:

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли. Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

Поэт вновь включает в структуру стихотворения определительное местоимение весь во множественном числе, но теперь его обобщающее, целостное значение связывается не с теми, кто далеко на чужбине, а с молящимися в храме. Песнопения и образ поющей девушки преображают мрак. Поэтому всем казалось звучит утверждающе по сравнению с предыдущей строфой (и каждый из мрака), что закрепляется еще одним словоупотреблением: в тихой заводи все корабли.

Особую семантическую роль в этой строфе играет последнее слово обрели. Оно символизирует итог исканий. Казалось бы, это долгожданный венец трудного пути.

В тексте стихотворения формы несовершенного вида имеют значение непредельного действия, передавая созерцательный, медитативный характер содержания: пела, пел, летящий, сиял, смотрел и слушал, пело, казалось, (радость) будет, был (сладок), был (тонок), плакал. Несмотря на то, что среди этих примеров преобладают глаголы прошедшего времени, процесс, ими обозначаемый, воспринимается как протекающий в настоящем. Особенно это наглядно в стихе Так пел ее голос, летящий в купол, в котором причастная форма настоящего времени соседствует с глаголом прошедшего времени. В целом реальный, объективный мир дан через конструкции несовершенно-

го вида. Отметим двуплановость значения (и для реальных людей, и для тех, кого в храме нет) такой словоформы, как (радость) будет. Форм совершенного вида в тексте всего четыре: это причастия прошедшего времени ушедших, забывших в первой строфе, в своей семантике имеющих оттенок отторжения, ухода, невозвратности, а также глаголы в третьем и четвертом стансах – обрели и не придет, которые выступают как контекстуальные антонимы.

Последняя строфа — итоговая -соединяет все семантические нити стихотворения и является определенной разгадкой его внутреннего трагизма. Она открывается анафорическим ы, усиленным многосою-зием:

И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у царских врат. Причастный тайнам, – плакат ребенок О том, что никт

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Ссылка на основную публикацию