Анализ стихотворения Летний вечер Блока 6 класс

Анализ стихотворения «Летний вечер» Блока

Пейзажи А. Блока восхищают яркими красками и эмоциональным наполнением. Не исключение и «Летний вечер», который изучают в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Летний вечер» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Летний вечер.

История создания – произведение появилось в 1898 г. под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.

Тема стихотворения – летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.

Композиция – Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне».

Эпитеты«последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».

История создания

«Летний вечер» относится к раннему периоду творчества А. Блока. История создания стихотворения связана с пребыванием поэта в родовом имении под Москвой. Произведение Александр Александрович написал в декабре 1898 г. спустя несколько месяцев после поступления в Петербургский университет. Лето этого года юноша провел в имении Шахматово. Безмятежные теплые дни надолго сохранились в его памяти, а позже воплотились в стихотворении.

В произведении развиваются традиционные для литературы летние мотивы. Они тесно переплетаются с эмоциями лирического героя. Сквозь призму его восприятия автор раскрывает тему летнего деревенского вечера.

Фоном для создания пейзажа – поле ржи. И это не удивительно, ведь у многих оно ассоциируется с русской деревней. Поле нежится в последних солнечных лучах, а трава уже «дремотой розовой объята» . Этот цвет намекает на беззаботное, веселое настроение лирического героя.

Пейзаж, воспроизведенный Блоком статичный, поэтому прекрасно передает вечернюю атмосферу. Даже ветерок не тревожит природу. Вокруг царит тишина: смолкли и пернатые и жницы. Детали пейзажной зарисовки подсказывают читателю, что лирический герой наблюдает за августовским вечером.

Последний катрен стихотворения обращен к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой. В этих строках лирическое «Я» призывает забыть о своих печалях и полностью отдаться природе. Он стремится убежать от повседневной серости, рутины. Чтобы сделать это, нужно хоть на миг забыть о своих целях и тревожных мыслях. Последние строки подсказывают, что под маской лирического героя скрывается беззаботный юноша, желающий свободы и приключений. Таким образом, в третьем четверостишии поднимаются две проблемы: душевной свободы от суетной человеческой жизни и единения человека и природы.

В «Летнем вечере» реализуется идея о том, что природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, а также помогает ему почувствовать себя свободным.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Условно его можно поделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне» и эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина» . Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи» . Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.

Анализ стихотворения Блока Летний вечер

Анализ стихотворения Александра Блока «Летний вечер»

17 февраля 2016

Произведение А.Блока «Летний вечер» относится к ярким примерам пейзажной лирики поэта. Писатель восхищался красотой русской земли, ему очень реалистично удалось отобразить красоту природы.

Блок смог увидеть мелкие детали и украсить свое стихотворение слегка уловимыми моментами. В каждом мгновении и детали автор искал знаки. Это произведение не относится к периоду увлечения писателем символизмом. Стихотворение описывает реальную картину летнего вечера.

Произведение было навеяно посещением родового имения в Переделкино. Стихи источают легкость, казалось бы простые рифмы, но как точно передана атмосфера заката. Стихотворение написано в традиционном стиле. Оно динамично и понятно. Каждый наблюдал закат за городом, но вряд ли каждый мог уловить последние лучи на ржаном поле.

Поэт описывает невероятное спокойствие и гармонию природы. Вся природа застыла в ожидании, будто бы каждый листочек наблюдал этот закат и ловил на себе последние отблески солнечного диска. Все звуки, слова и песни замерли, это сравнение усиливает впечатление от прекрасной картины.

Такая атмосфера позволяет забыть обо всех заботах и перенестись в бесконечное лоно природы. Уже ничего так не важно, как равновесие, которое нам дарит природа. И человек как часть этого мира может остаться с ним в гармонии. Произведение дарит такую умиротворенность, что невозможно больше быть частью суеты и бесконечного бега современного общества. Хочется умчаться без цели на коне «Навстречу ночи и луне!».

Появляется безграничное ощущение свободы. Это не просто простор, это свобода от мыслей, поступков и забот. В эти кандалы человек сам себя заковывает, возникают искусственные ограничения. А в природе все так гармонично и понятно. В этот миг заката можно увидеть, как природа засыпает и весь мир, как на ладони, ложится к твоим ногам. Поэт в этом коротком стихотворении смог передать такое важное чувство, которое человечество теряет.

Материальные блага, заботы и обязанности на самом деле не делают жизнь проще и легче. Эти факторы усложняют существование, но Блок дает шанс на короткое мгновенье почувствовать себя другим.

Стихотворение А. Блока “Летний вечер” является представителем жанра пейзажной лирики.

Сюжет произведения повествует о виде летнего, августовского заката в поле. Характер описания спокойный, проникнутый грустью и смутной надеждой. Позднее лето определяется благодаря таким чертам, как: некошеная межа, песня жницы, сжатая рожь. Безличные предложения подчеркивают тишину и спокойствие природы.

Стихотворным размером автором выбран четырехстопный ямб, в первом и третьем четверостишье рифма перекрестная, во втором – парная.

Александр Александрович Блок использовал такие тропы:

  • олицетворения (“лучи. лежат”, “дремотой. трава объята”);
  • метафоры (“красный диск луны”);
  • эпитеты ( “последние лучи”, “луговые дали”, “вечерней тишины”, “дремотой розовой”);

Стилистические фигуры стихотворения: обращения (“Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне”).

Повествование ведется от лица лирического героя. Лирический герой Блока имеет настроение, связанное с тревогой и душевным непокоем. Пейзаж, наблюдаемый им, является поводом для яркого выражения желания устремиться к своей цели, стать свободным от рутинной жизни. Ключевыми словами, определяющими его настроение, стали существительные: дремота, туман, дали, ночь, луна, закат. Кроме того, в последней строфе возникает резкий подъем, устремление, озвученное с помощью побудительных фраз “Забудь заботы. “, “Умчись без цели. “. В итоге если считать это возбуждение сильным вдохом на полную грудь, то в конце строчка “. навстречу ночи и луне!” является как-бы выдохом, полным печальной мечты и безнадежности.

Литературное направление стихотворения “Летний вечер” – романтизм, о чём говорит одухотворение целительной природы.

Жанр – элегия (грустное настроение, сентиментальное описание природы и неосуществленное стремление к свободе).

Более новые статьи:

«Летний вечер» А.Блок

«Летний вечер» Александр Блок

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

Анализ стихотворения Блока «Летний вечер»

Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали. Однако до наших дней дошли стихотворения этого поэта, в которых он выражал свои мысли прямо и открыто, не впадая в мистицизм и не пытаясь приписывать несуществующие качества предметам и явлениям только потому, что видел в этом некое знамение. Примечательно, что символизмом Блок увлекся в начале 20 века и был верен этому направлению до конца жизни. Однако его ранние стихи лишены налета мистификации, они просты по своему содержанию и не предусматривают двоякой трактовки. К ним, в частности, относится стихотворение «Летний вечер», написанное в 1898 году спустя несколько месяцев после того, как Блок благополучно закончил гимназию и был зачислен в ряды студентов Петербургского университета. Лето поэт провел в Подмосковье, где располагалось родовое имение Шахматово, принадлежащее семье его матери. Воспоминания об этой безмятежной поре оказались настолько сильными и яркими, что уже в Санкт-Петербурге, незадолго до Нового года, было написано стихотворение «Летний вечер», которое поражает своей легкостью, изысканностью и простотой. Это произведение выдержано в духе лучших русских поэтических традиций, в нем присутствует динамика и образность. Но, вместе с тем, стихотворение «Летний вечер» доступно для восприятия любого человека, который хотя бы раз в жизни бывал за городом и мог наблюдать, как размеренно и плавно течет сельская жизнь.

Автор рассказывает о том, как лучи заходящего солнца окрашивают сжатое поле и еще нескошенные луга, даря ощущение спокойствия и умиротворения. В этот час заката кажется, что замирает сама природа – ветер больше не шелестит в листве, не слышно щебета птиц и даже «замирает песня жницы среди вечерней тишины». Однако в душе автора происходит борьба совершенно противоположных чувств. С одной стороны, ему хочется насладиться красотой и безмятежностью летнего вечера, который принес с собой прохладу и терпкий аромат луговых трав. Но при этом внутренний голос словно бы нашептывает поэту: «Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне». И эта противоречивость чувств доставляет Блоку огромное удовольствие. Он по-настоящему свободен и может оседлать коня, чтобы встретить на лугу восход луны, а может любоваться закатом из окна поместья, понимая, что в этот миг весь мир лежит у его ног.

«Летний вечер», анализ стихотворения Блока

Стихотворение А. Блока “Летний вечер” является представителем жанра пейзажной лирики.

Сюжет произведения повествует о виде летнего, августовского заката в поле. Характер описания спокойный, проникнутый грустью и смутной надеждой. Позднее лето определяется благодаря таким чертам, как: некошеная межа, песня жницы, сжатая рожь. Безличные предложения подчеркивают тишину и спокойствие природы.

Стихотворным размером автором выбран четырехстопный ямб, в первом и третьем четверостишье рифма перекрестная, во втором – парная.

Александр Александрович Блок использовал такие тропы:

  • олицетворения (“лучи. лежат”. “дремотой. трава объята” );
  • метафоры (“красный диск луны” );
  • эпитеты ( “последние лучи”. “луговые дали” , “вечерней тишины”. “дремотой розовой” );

Стилистические фигуры стихотворения: обращения (“Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне” ).

Повествование ведется от лица лирического героя. Лирический герой Блока имеет настроение, связанное с тревогой и душевным непокоем. Пейзаж, наблюдаемый им, является поводом для яркого выражения желания устремиться к своей цели, стать свободным от рутинной жизни. Ключевыми словами, определяющими его настроение, стали существительные: дремота, туман, дали, ночь, луна, закат. Кроме того, в последней строфе возникает резкий подъем, устремление, озвученное с помощью побудительных фраз “Забудь заботы. “. “Умчись без цели. “. В итоге если считать это возбуждение сильным вдохом на полную грудь, то в конце строчка “. навстречу ночи и луне!” является как-бы выдохом, полным печальной мечты и безнадежности.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

Литературное направление стихотворения “Летний вечер” – романтизм, о чём говорит одухотворение целительной природы.

Жанр – элегия (грустное настроение, сентиментальное описание природы и неосуществленное стремление к свободе).

Помимо анализа “Летнего вечера” обратите внимание на другие сочинения:

Природа в стихах А. А. Блока: анализ стихотворения “Летний вечер”

Анализ стихотворения “Летний вечер”

Александр Александрович Блок – известный российский поэт, соединивший в своем творчестве русскую классику и новое искусство. Его дореволюционная поэзия отличалась удивительными лирическими пейзажами, в которых автор описывал красоту родного края. Поэт видел в природе бескрайние просторы, которые манили своим величием и неповторимостью. В его стихах присутствует описание дали, которая чарует и обещает необыкновенные красоты, поэт искусно передает это читателю, приглашая в путь. Дореволюционное творчество Блока имеет яркий окрас покоя, мира, наслаждения и прекрасной песни жизни.

Стихотворение «Последние лучи заката», написано в 1898 году, когда он наслаждался природой родного края, когда его увлекала тишина и простор. В этом стихотворении Блок ярко и красочно описывает вечер теплой летней поры, когда «лучи заката лежат на поле сжатой ржи». В описании картины природы летней поры, присутствует некая умиротворенность и благодать, она заполняет собою все вокруг, и луга, и рощи, и людей. Укрывает собою, как бы пряча от неурядиц и тягот судьбы. Это слегка настораживает, будто автор что-то предчувствовал, какую-то беду и хотел все, что дорого его сердцу укрыть, защищая от проблем.

Полная тишина, которая присутствует в этом стихотворении, не один раз отмечается автором: «ни ветерка, ни крика птицы», «и замирает песня жницы среди вечерней тишины». Однако поэт призывает забыть всё: все проблемы, которые нагромоздились и не дают покоя, обстоятельства, которые тянут к себе и все видимые причины для беспокойства. Блок говорит: «забудь заботы и печали». Он не хочет видеть тех проблем, которые уже витают в воздухе и чувствуются многими, предрекая катастрофу.

И дальше поэт продолжает: «умчись без цели на коне в туман и луговые дали, навстречу ночи и луне». Используя описание летней природы, Блок приоткрывает свои внутренние переживания, предлагая укрыться от проблем в более постоянном и незыблемом – чудесной природе бескрайних просторов. Именно там возможно откроются невидимые нити вселенной, которые покажут путь «навстречу ночи и луне».

Послушайте стихотворение Блока Летний вечер

Литература. 6 класс

Конспект урока

А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  • поэзия А. А. Блока;
  • пейзажная лирика;
  • средства художественной выразительности.

Аллитерация – вид звукописи, основанный на повторе согласных звуков.

Ассонанс – вид звукописи, основанный на повторе гласных звуков.

Звукопись – повторение одинаковых или близких по качеству звуков в целях придания речи выразительности и образности, создания звуковой картины.

Гипербола – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств предмета или явления.

Драма – один из трёх (наряду с эпосом и лирикой) родов литературы. Драматургические произведения предназначены, как правило, для постановки на сцене. В основе драмы лежит конфликт.

Идея художественного произведения – основная мысль, то, ради чего написано произведение.

Интерьер – в художественном произведении – изображение внутренней обстановки помещения, комнаты, квартиры, дома. Один из способов характеристики героя.

Композиция – строение художественного произведения, расположение его частей.

Кольцевая композиция – одинаковые начало и концовка произведения.

Лирика (поэзия) – один из трёх (наряду с эпосом и драмой) родов литературы. Предмет изображения в лирике – чувства человека, его переживания, духовная жизнь.

Лирический герой – персонаж (герой) отдельного стихотворения или всех произведений поэта. Его личность, чувства, переживания, внутренний мир могут быть тождественны или отличны от личности и духовного мира поэта.

Жнúца – женщина, жнущая (срезающая специальным инструментом – серпом) хлебные злаки (колосья).

Межá – нераспаханная узкая полоса между полями.

Обездоленный – несчастный, лишённый самого необходимого, гонимый.

Список литературы

Обязательная литература

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В.И. Литература. 6-й кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 303 с.
2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6-й кл. – М.: Просвещение, 2018. – 255 с.

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6-й кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2018. – 64 с.

Дополнительная литература
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 365 с.

2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6-м классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Кн. для учителя литературы. – М.: Вербум, 2004. – 214 с.

4. Замышляева А. Н. Литература. 6-й класс. Система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2015. – 308 с.

5. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 6-й класс. – М.: Просвещение, 2006. – 465 с.

6. Крук И. Т. Поэзия Александра Блока. М.: Просвещение, 2007. – 489 с.

7. Орлова В. Н. Александр Блок. – М.: Художественная литература, 2016. – 538 с.

8. Челышева И. Л. Литература. 6-й класс: планы-конспекты уроков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 337 с.

Открытые электронные ресурсы

1. Мастерская «В помощь учителю. Литература». URL: http://center.fio.ru (дата обращения: 26.06.2019).

2. Электронная версия газеты «Литература» (приложение к «Первому сентября»). URL: http://www.1september.ru (дата обращения: 24.06.2019).

3. Электронная версия журнала «Вопросы литературы». URL: http://www.rol.ru (дата обращения: 26.06.2019).

4. Электронная версия журнала «Литература в школе». URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 24.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Александрович Блок почувствовал себя поэтом очень рано. В пять лет он уже бойко сочинял детские стихи. Развитию поэтического таланта Александра способствовало то, что он рос в творческой атмосфере (и его мать, Александра Андреевна Бекетова, и все близкие родственники были людьми одарёнными, пишущими), а также то, что много времени он проводил в родовом имении Шахматово, с 1891 до 1916 года он не пропустил ни одного дачного сезона. Одно из самых ярких воспоминаний юного поэта – как он катается на снопах сжатой ржи. Юный поэт чутко откликался на красоту родных пейзажей и в своих стихотворениях «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» также создал картины родной природы.

Стихотворение «Летний вечер» написано зимой 1898 года в Санкт-Петербурге, но навеяно оно воспоминаниями о лете. Юный поэт окончил гимназию, поступил в Петербургский университет и уехал на летний отдых в Шахматово. Яркие впечатления этого лета через несколько месяцев были воплощены в стихотворении.

Послушаем стихотворение «Летний вечер», представим пейзаж, который описывает лирический герой Блока, и проследим, какими средствами создаёт его поэт.

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей – красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Содержание двух первых четверостишии (строф) относит «Летний вечер» к пейзажной лирике. Лирический герой Блока видит лучи почти зашедшего уже солнца, севшего за сжатые поля с узкими полосками, межу, рощу вдалеке и восходящую над ней луну красного цвета.

Что слышит лирический герой? Песня женщины, жавшей рожь, становится тише. И больше ни звука. Тишина.

Используя существительные, метафоры, эпитет, Блок создаёт картину тихого летнего вечера.

Послушаем последнюю строфу стихотворения.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

Это четверостишье уже не является пейзажной лирикой. Оно передаёт состояние лирического героя, которое созвучно картине тихого летнего вечера. Гармония в природе отражает гармонию в душе героя Блока. Отброшены заботы и печали, нет мелочных целей и устремлений, умиление и тихое восхищение красотой вечера таково, что лирический герой готов умчаться на коне в поля, слиться с тишиной и покоем вечера.

Жанр этого стихотворения – элегия. Несмотря на то что в основе произведения – пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивают к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Последний катрен стихотворения обращён к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой.

Так Блок вводит философскую мысль о бренности, ненужности забот и печалей, о радости ощущения гармонии в природе и умиротворения в душе.

Последняя строфа стихотворения «Летний вечер» относит его к философской лирике и является его основной мыслью (идеей).

Совсем другое по изображённой в нём картине и по настроению героя стихотворение «О, как безумно за окном…».

Оно написано в августе 1899 года и связано с глубокими душевными переживаниями поэта. Он был безнадёжно, как ему казалось, влюблён в Любовь Менделееву. В Шахматове он поставил спектакль по пьесе А. С. Пушкина «Борис Годунов». Менделеева играла Марину Мнишек, а Блок – Лжедмитрия. Впоследствии она вышла замуж за поэта, но в период написания стихотворения ничто не предвещало счастливой развязки.

Стихотворению предшествует эпиграф: слова короля Лира, героя одноимённой трагедии Вильяма Шекспира, о бедных странниках, не имеющих дома и попавших в непогоду.

Эпиграф – изречение, краткая цитата, помещаемая перед произведением или его частью и поясняющая его основную идею, замысел автора.

Вы, бедные, нагие несчастливцы.

О, как безумно за окном

Ревёт, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождём,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишённых крова,

И сожаленье гонит прочь –

В объятья холода сырого.

Бороться с мраком и дождём,

Страдальцев участь разделяя…

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!

Основная тема этого стихотворения, написанного четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, – одиночество лирического героя.

Это небольшое произведение состоит всего из 12 строк. Кульминация в композиции наступает, когда герой эмоционально желает разделить страдания несчастных, попавших в эту бурю. При этом произведение начинается и заканчивается описанием ужасной бури. С помощью глаголов и глагольных форм, метафор и олицетворений, звукописи, эпитетов и эмоционально окрашенных слов автор создал картину бушующей непогоды и передал восприятие её лирическим героем.

Кроме того, стихотворение позволяет нам понять, каково состояние лирического героя.

Итак, в стихотворениях Александра Александровича Блока «Летний вечер» и «О, как безумно за окном…» психологическое состояние лирического героя, его чувства и переживания передаются сквозь призму изображённого пейзажа. Оба стихотворения являются философскими.

Писатель Константин Паустовский в своём очерке «Александр Блок» писал:

«Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину.

Как передать «хрустальный звон», как говорил Блок, пушкинских стихов, возникающих в нашей памяти совершенно внезапно при самых разных обстоятельствах.

Читайте также:  Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока

Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас ещё нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление, чем оно великолепней, тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами.

Одним из таких прекрасных и во многом необъяснимых явлений нашей русской действительности является поэзия и жизнь Александра Блока…»

Теоретический материал для углублённого изучения

Поэтическое слово всегда очень эмоционально и предельно насыщено в смысловом плане, ведь поэт стремится в стихотворении передать всю гамму чувств своего лирического героя, показать во всей полноте его душевные движения.

Чтобы выразить их, поэт прибегает к тропам (употреблению слов в переносном значении) и фигурам речи (речевые обороты, которые в конкретной фразе, предложении приобретают повышенную выразительность и эмоциональность).

Вспомним некоторые виды средств художественной выразительности.

Метафора – средство художественной выразительности, в основе которого лежит перенос значения с одного предмета на другой на основе их сходства. Например: нос корабля, ножка стула, идёт дождь, «объятья холода» (А. А. Блок).

Олицетворение – вид метафоры, изображение неодушевлённых или абстрактных (неконкретных) предметов как живых существ. Примеры: солнце улыбнулось из-за туч, «ветер воет, замирая» (А. А. Блок).

Эпитет – слово, красочно определяющее предмет, подчёркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки, передающее отношение к нему говорящего. Например: золотой человек, золотая осень, ясная улыбка, хмурый взгляд, «буря злая» (А. А. Блок).

Для придания речи выразительности и образности, создания звуковой картины авторы используют звукопись – повторение одинаковых или близких по качеству звуков. Повтор гласных называется ассонансом, согласных – аллитерацией.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

…в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Часто средством выразительности в произведениях, в том числе и в стихотворениях, является их строение, то есть композиция. В стихотворении А. А. Блока «О, как безумно за окном…» она кольцевая: начало и концовка одинаковые.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов

Какими словами или словосочетаниями можно охарактеризовать эмоциональное состояние лирических героев стихотворений А. А. Блока? Рассортируйте утверждения.

Образ лирического героя крайне важен для понимания основной идеи стихотворения. Как и главный герой прозаического произведения, лирический герой поэтического сочинения может быть автобиографичен. Однако его характер бывает не столь явно описан.

Каковы настроение и эмоциональное состояние лирического героя стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» и лирического героя стихотворения А. А. Блока «О, как безумно за окном…»?

Необходимо рассортировать варианты ответов:

стремление слиться с природой

стремление разделить тяжёлую участь людей

Вспомним строки стихотворения «Летний вечер».

Поэтизирование летнего вечера, эффектно подобранные глаголы («замирает», «объята», «умчись»), преобладание прилагательных и существительных придаёт тексту описательный характер – всё говорит об умиротворении и гармонии лирического героя с окружающей природой.

Сравним со стихотворением «О, как безумно за окном…», название которого говорит о непогоде и разбушевавшейся стихии.

Мощь сил природы описана поэтом во всей беспощадности стихии. В этом ему помогает звукопись (резкие, отрывистые слова), действие выражено глаголами: «ревёт», «бушует», «несутся», «гонит прочь», «бороться», «изнывая».

Правильный ответ: настроение и эмоциональное состояние лирического героя стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» характеризуют радость, ощущение гармонии, стремление слиться с природой.

Настроение и эмоциональное состояние лирического героя стихотворения «О, как безумно за окном…» характеризуют сочувствие людям, одиночество, стремление разделить тяжёлую участь ближнего.

Ввод с клавиатуры

Введите с клавиатуры пропущенные в стихотворении слова:

О, как безумно за окном

Ревёт, бушует ____ злая,

Несутся __, льют дождём,

И ветер ___, замирая!

Мы можем вспомнить фрагмент стихотворения Александра Александровича Блока «О, как безумно за окном…». Кто же или что может бушевать за окном? Это буря. Льют дождём, конечно же, тучи. Автор поэтизирует ветер, который воет, замирая.

Анализ стихотворения Летний вечер, Блок

Прочитать стих

Краткий анализ

История создания: Произведение было написано в 1898 году под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.

Тема стихотворения: Летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.

Композиция: Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.

Жанр: Элегия.

Стихотворный размер: Четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры: «красный диск луны», «дремотой розовой объята трава», «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «умчись… навстречу ночи и луне».

Эпитеты: «некошеная трава», «розовая дремота», «последние лучи», «вечерняя тишина».

Полный анализ

1. История создания: Стихотворение “Летний вечер” (1898 г.) А. Блок написал, являясь студентом первого курса Петербургского университета. Оно посвящено воспоминаниям о летнем отдыхе в родовом подмосковном имении Шахматово.

2. Жанр: Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

3. Основная идея стихотворения: Природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, помогает ему чувствовать себя свободным.

4. Темы и проблемы: Торжество молодости и ощущение абсолютной свободы. Молодой студент Блок чувствовал в себе переизбыток свежих сил. Отдых в Подмосковье произвел на него огромное впечатление.

Летом 1898 г. он вновь встретился и на этот раз влюбился в свою будущую жену – Любовь Менделееву. Это чувство повлияло на творчество Блока, на некоторое время заставив отойти его от символизма. Поэт описывал свои мысли и ощущения простым и доступным языком.

Блок с восторгом обращает внимание на красоту вечернего пейзажа. Природа уже постепенно погружается в благодатный и заслуженный сон. Воцаряется тишина и умиротворение (“ни ветерка, ни крика птицы”). О присутствии человека напоминает лишь умолкающая вдали “песня жницы”.

Автор выбирает для прогулки самый таинственный и неуловимый момент перехода дня в ночь, когда “последние лучи заката” внезапно сменяются “красным диском луны”. Лирический герой чувствует свое единение с природой. Он призывает отрешиться от всех человеческих “забот и печалей”. В таком состоянии возникает естественное желание вскочить на горячего коня и начать сумасшедшую поездку “навстречу ночи и луне”.

Склонность Блока к символизму и мистицизму ярко проявится позже, но уже в стихотворении “Летний вечер” присутствуют туманные намеки на это. Природа описана очень изысканно и лирично, но вот абстрактное путешествие верхом явно представляет собой какой-то символ. В этом желании скрывается будущая тяга Блока унестись в мечтах в какой-то другой неведомый мир. В какой-то степени ему это удалось. Широко известна житейская неприспособленность поэта и его “витание в облаках”.

5. Композиция: Композиция стихотворения несложная. Условно его можно поделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

6. Выразительные средства: Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть:

  • метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне»;
  • эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».

Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи». Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.

Анализ стихотворения Блока «Летний вечер»

Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали. Однако до наших дней дошли стихотворения этого поэта, в которых он выражал свои мысли прямо и открыто, не впадая в мистицизм и не пытаясь приписывать несуществующие качества предметам и явлениям только потому, что видел в этом некое знамение.

Примечательно, что символизмом Блок увлекся в начале 20 века и был верен этому направлению до конца жизни. Однако его ранние стихи лишены

Лето поэт провел в Подмосковье, где располагалось родовое имение Шахматово, принадлежащее семье его матери. Воспоминания об этой безмятежной поре оказались настолько сильными и яркими, что уже в Санкт-Петербурге, незадолго до Нового года, было написано стихотворение «Летний вечер», которое поражает своей

Автор рассказывает о том, как лучи заходящего солнца окрашивают сжатое поле и еще нескошенные луга, даря ощущение спокойствия и умиротворения. В этот час заката кажется, что замирает сама природа — ветер больше не шелестит в листве, не слышно щебета птиц и даже «замирает песня жницы среди вечерней тишины». Однако в душе автора происходит борьба совершенно противоположных чувств.

С одной стороны, ему хочется насладиться красотой и безмятежностью летнего вечера, который принес с собой прохладу и терпкий аромат луговых трав. Но при этом внутренний голос словно бы нашептывает поэту: «Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне». И эта противоречивость чувств доставляет Блоку огромное удовольствие. Он по-настоящему свободен и может оседлать коня, чтобы встретить на лугу восход луны, а может любоваться закатом из окна поместья, понимая, что в этот миг весь мир лежит у его ног.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Фета «Летний вечер тих и ясен» Вечер – время подводить итоги дня, время ярких воспоминаний и мечтаний, время надежд на завтрашний день, время, когда природа погружается в тишину. Одним из самых красивых стихотворений о летнем вечере можно по праву назвать стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Летний вечер тих и ясен…». Оно было написано в 1847 году. Строки небольшого по объему стихотворения наполнены […].

Анализ стихотворения Тютчева «Летний вечер» Сегодня мы проведем анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева. Пейзажную лирику данного автора часто сравнивают с творениями не менее вдумчивого и тонкого романтика Афанасия Фета. Прежде чем начать анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева, следует отметить, что в манере написания приведенных выше авторов есть существенное различие. Афанасий Фет через себя пропускает увиденное, ища в милых сердцу пейзажах […].

Летний вечер сочинение Летний вечер — сочинение. Удивительный летний вечер, проведенный в городском парке Начало лета ознаменовалось сладким ароматом цветущих акаций и «свечами» каштанов, приглашающими прохожих на прогулку в городской парк. Прелестный летний вечер, сочинение о котором описывает красоту живописного заката, незаметно опустился на буйные кроны деревьев, на малахитовые шапки кустов, на пестрые бутоны ярких цветов в палисадниках. […].

Сочинение по картине Левитана «Летний вечер» Картины Левитана всегда отличались простотой идей, и мотивов. Своими картинами он заставляет нас увидеть в простых вещах нечто новое. Картина «Летний вечер» является подтверждением. Произведение было создано в 1900 году. На мой взгляд, его картины всегда полны жизни, не смотря на то, что они просты в своем сюжете. Видимо от того, что Левитан был влюблен […].

Анализ стихотворения Ахматовой «Летний сад» Образ сада нередко встречается в лирике Ахматовой. Причем речь идет о стихотворениях разных периодов. Эта особенность позволила Лихачеву назвать Анну Андреевну последним из поэтов, отводивших паркам и садам важнейшую роль в творчестве. По его мнению, в художественном мире Ахматовой сад ассоциировался с Эдемом, выступал в качестве символа «настоящего и счастливого бытия». Стихотворение «Летний сад», датированное […].

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

Анализ стихотворения Блока «Мне снились веселые думы» Болезненные и противоречивые чувства, которые Александр Блок испытывал к Любови Менделеевой, вылились в цикл стихов о Прекрасной Даме, посвященных избраннице. Однако к этому периоду творчества относится и ряд произведений, которые не вошли с сборник, однако так или иначе затрагивали взаимоотношения поэта с Любовью Менделеевой. В 1902 году он написал стихотворение «Мне снились веселые думы…», которое […].

Анализ стихотворения Тютчева «Вечер» Какие ассоциации вызывает у человека слово «вечер»? Кто-то сразу представит романтический вечер со свечами и прочими атрибутами свидания. Для кого-то это время таинственных изменений, вызванных полумраком. «Встретимся вечером! » — звучит многообещающе. В природе это время неуловимых изменений, которые невидимы человеческому глазу. Может быть, именно поэтому существует столько произведений, в названии которых упоминается это загадочное […].

Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер» Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой […].

«О, я хочу безумно жить» – анализ стихотворения Александра Блока

В отличие от произведений «Незнакомка» и «Ночь, улица, фонарь…», меньшей популярностью пользуется жизнерадостное творение Блока «О, я хочу безумно жить». Анализ стихотворения, представленный в этой статье, поможет понять, чем выделяются эти строфы среди остальных творений поэта. Так же упоминается история создания и влияние стихотворения на читателя, жившего в разные эпохи.

«О, я хочу безумно жить»

Анализировать произведение невозможно без его прочтения:

Все сущее — увековечить,

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, –

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!

История создания

Начать анализ «О, я хочу безумно жить» Блока нужно с даты написания. Это пятое февраля 1914 года. Едва закончив свой поэтический цикл «Ямбы», Александр Александрович задумался над тем, каким произведением открыть подборку, и в итоге буквально за час написал это стихотворение.

Повлияли на поэта явно назревающая Первая мировая война, усиление революционных настроений, а также возможность призыва в армию. Угнетающая обстановка подействовала на стихотворца, в то время уже склонного к упадническим настроениям в своем творчестве, как и к неожиданным душевным подъемам. Недавно вернувшийся на родину после очередного лечения во Франции, Блок, узнает, что его могут призвать на службу. И если начнется Европейская война, даже привлечь к военным действиям. Молодой человек чувствовал к этому отвращение, и вместе с этим – огромное желание жить свободно. Реальную жизнь поэт называет тяжелым сном, в котором он задыхается, и противопоставляет ей безумное желание жить светло и свободно. Вероятно, так Блок хотел показать, что несмотря на печаль, сквозящую во всех произведениях сборника, в душе он «дитя добра и света». И в поэзии им движет именно стремление освободиться от неприятностей реальной жизни, рассказав о своих чувствах.

Также следует отметить, что в это время Блок был недоволен решением своей сестры Ангелины, с которой был крепко дружен с 1909 года, пойти в монахини и посвятить этому свою жизнь. Когда Ангелина скончалась в 1919 году, Блок посвятил «Ямбы» ее памяти. Анализируя «О, я хочу безумно жить», можно сделать вывод, что эти открывающие стихи сборника неразрывно связаны с его сестрой. В своем дневнике поэт отметил, что «Ангелина начала праветь под влиянием матери». Монашество казалось Блоку таким же удушливым занятием, как и служба в армии.

Анализ

«О, я хочу безумно жить» Блок написал в жанре лирической поэзии в свободной форме, наполнив его философской тематикой личностных размышлений поэта. Сам стихотворец является лирическим героем произведения, жадно мечтающим о полной жизни и свободе, задыхающимся в тяжелом сне реальности. По сюжету стихотворения, этот Поэт надеется, что после его смерти некий «веселый юноша» прочтет стих и поймет, что написал их свободный человек, добрый и со светлой душой, увлеченный не «угрюмством», а именно надеждой избавить от этого «угрюмства» всех и вся, и в первую очередь себя самого. Под «веселым юношей» Блок наверняка подразумевает жизнерадостного человека будущего, свободного от тягот войны и жизненных несчастий. Под «угрюмством» же подразумеваются произведения из сборника «Ямбы», своеобразным предисловием к которым и стал стих Блока «О, я хочу безумно жить».

Анализ с морфологической стороны показывает, что стихотворение написано в размере четырехстопного ямба. Интересно, что первая строфа содержит кольцевую рифму, а две другие – перекрестную.

К выразительным средствам, которые использовал Блок, относятся метафоры («тяжелый сон жизни», «дитя добра и света»), эпитеты («веселый», «безумно»), а также анафора:

Пусть задыхаюсь в этом сне.

Любопытны нарочитые искажения слов, такие как «вочеловечить» (просторечное произношение) и «угрюмство».

Критика

Цикл «Ямбы» был высоко оценен литературными критиками, сам Блок считал его своим лучшим циклом, подвергая все свое творчество критическому анализу. «О, я хочу безумно жить» в 1914 году, отмечалось как «тонкая, философская работа, восхваляющая влияние поэтов на молодые умы и сердца в качестве воплотителей – увековечивающих и очеловечивающих».

После выхода сборника в 1919 году, уже после революции, «О, я хочу безумно жить» анализировалось новой властью и тоже оценивалось высоко. При жизни Блока это стихотворение хвалили за наполненность искренней жаждой к жизни, а также за меткое описание «старого строя» как удушающего сна наяву. К середине двадцатого века в советских учебниках анализ «О, я хочу безумно жить» включал в себя важное упоминание о «веселом юноше», как о главном человеке коммунистического будущего.

Анализ стихотворения Блока О, я хочу безумно жить

Одним из лучших стихотворений, как признавался сам А.А. Блок, было его стихотворение “О, я хочу безумно жить”. Это произведение открывает цикл под названием “Ямбы”. Этот философский стих поднимает проблему предназначения поэта.

Стихотворение было написано в феврале 1914 года. В нем выражено продолжение темы, которая волновала ещё в свое время Пушкина и Лермонтова. Какую роль выполняет поэт в обществе? Если у Александра Сергеевича и Михаила Юрьевича писатели были пророками, которые способны были просвещать людей, “жечь глаголом”, их глазами на мир смотрел бог, то у Блока поэт совершенно другой. Он становится “угрюмым” одиночкой, который хочет запечатлеть такую непостоянную и двойственную жизнь. Она окутывает герой оковами тяжелого беспробудного сна. В ней лирический герой начинает задыхаться, но, тем не менее, она является смыслом бытия.

Жизнь даётся поэту как дар за его возможность творить и воплощать то, что творится у него в душе. Блок считает, что поэт способен благодаря своим стихам останавливать мгновение и обращать в плоть “безличное”. И несмотря на весь свой пессимизм, герой продолжает действовать и писать, за что, как верит сам автор, ему будут благодарны будущие поколения, которые поймут горечь и печаль героя. И люди, читающие строки, посчитают поэта певцом свободы, “дитёй света и добра”, ведь всю свою жизнь он только и занимался тем, что воспевал лучшие качества в своих стихах и открывал другим людям волшебный мир созвучий и символов.

Это стихотворение доказывает, что для автора – проблема поэта и его места в мире очень важна. А.А. Блок отразил в нем своё видение роли поэзии для общества. Писатель – это в первую очередь человек, который способен по-настоящему увидеть и оценить красоту мира. А затем подарить все прекрасное, написанное в стихах, людям.

Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блока

Стихотворение – это философское размышление о роли поэта в обществе. Своеобразный манифест поэта. Ничего глобально, как у Пушкина и Лермонтова. Он развивает их мысли по-своему. С него начинается стихотворный сборник со странным названием «Ямбы». Ямбом называется один из размеров стиха.

Блока совсем не интересовало, как общество отнесётся к его стихам. Будут ли девицы переписывать их в свои альбомы, глядеть вожделенно на его портрет, караулить его у дверей. Для него было важно, что он рифмует свои мысли на досуге, иногда очень даже завуалировано.

Год написания стихотворения – 1914, февраль. И пусть по Европе «бродит призрак коммунизма». Карл Маркс пишет свой манифест. Не за горами Первая мировая война, которая кардинально изменит жизни не только людей, но и целых государств.

А Блок хочет просто жить, не задумываясь ни о чём. Он мечтает лишь о том, чтобы писать. Увековечивать сущее, очеловечивать безличное, воплощать несбывшиеся мечты. Вот предназначение искусства! Сеять светлое и гуманное. Откуда поэт черпал мысли? Он был таким непрактичным человеком с романтической душой, очень впечатлительной натурой.

Поэтому, его душат серые будни, он как – бы раздваивается. Уходит от повседневной серости в свой созданный мир. Там ему хорошо и комфортно. Там свет, радость, там он счастлив.

Его скрытый двигатель творчества – гуманизм, несущий добро и свет, как Прометей, давший людям огонь. И он надеется, что какой-нибудь юноша уловит этот позитив, несмотря на его «угрюмство», и назовёт его творчество «свободы торжество». Но как Прометей поплатился за свой порыв, так и Блок поплатился за свой.

Он пока ещё не знает об этом, он живёт в своём выдуманном мире иллюзий. А в реальном мире самая большая иллюзия поэта – жить своей жизнью вне общества.

Стихотворение написано ямбом, строчки рифмуются через одну.

Главная мысль стихотворения – надо жить ради высоких целей, реализовывать себя в реальном, а не в выдуманном мире. Стоит следовать голосу собственного сердца. Оно не обманет.

Многие творческие люди нашего времени понимают переживания Блока. Им тоже тяжело находится в современной действительности, они чувствуют себя непонятыми и чужими.

9 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению О, я хочу безумно жить

Популярные темы анализов

Литературное наследие великого русского поэта Сергея Александровича Есенина содержит в себе немало лирических строк о любви, о счастье встреч и о грусти расставаний. Чуть более чем за год до своей смерти, он написал стихотворение

В стихотворении Сергея Есенина “Вот уж вечер. Роса. ” автор занимает место наблюдателя. Удалившись от шума и суеты, он остается наедине с природой. Даже придорожная ива делает его счастливым, будто верный товарищ, подставив плечо.

Константин Дмитриевич Бальмонт – один из первых в России поэтов-символистов. Хотя, в общем понимании, его творчество нельзя было затиснуть в рамки одного конкретного направления. Произведения, созданные в начале творческого пути,

Фет – мастер любовной лирики. Но его не привлекает сюжетное описание любви. Если читатель ищет интеллектуальное начало в любовной лирике, то он может проходить мимо Фета. Здесь другие правила. Здесь на первом плане мимолётные

В творчестве Бориса Пастернака все образы не похожи один на другой. Писатель в своих произведениях никогда не приукрашивает и не дорисовывает. Автор передает на бумаге, то, что видит своими глазами на самом деле,

Ссылка на основную публикацию