Анализ стихотворения На железной дороге Блок

Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока

Строки произведения «На железной дороге» сжимают сердце, рисуя в воображении читателя жуткие картины. В школе стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем прочитать краткий анализ «На железной дороге» по плану. Он поможет быстро подготовиться к уроку.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На железной дороге.

История создания – написано в июне 1910 под впечатлением от произведений Л. Толстого, вошло в цикл «Родина».

Тема стихотворения – судьба женщины, ставшей жертвой любви.

Композиция – Стихотворение А. Блока по смыслу делится на части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Формально произведение поделено на девять катренов.

Жанр – элегия с элементами сюжетной лирики.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры«ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».

Эпитеты«цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон», «кусты блеклые», «рука небрежная».

История создания

Анализируемое произведение А. Блок создал в середине июня 1910 г. Тогда он был впечатлен романами Л. Н. Толстого «Воскресение» и «Анна Каренина», поэтому основой сюжета анализируемого стихотворения стала смерть женщины, измученной любовью и осуждениями общества. Нельзя считать «На железной дороге» подражанием, ведь А. Блок оригинально интерпретировал образ и судьбу погибшей.

К написанию произведения подтолкнул и случай, очевидцем которого стал Блок. Как-то во время поездки на поезде поэт увидел юную девушку, которая чем-то отравилась. Окружающие не спешили помочь ей, а лишь поглядывали на девушку с любопытством. Поэт не мог просто забыть об увиденном, он навеки запечатлел этот случай в своем блокноте и в литературе.

В произведении А. Блок раскрыл тему гибели молодой женщины из-за несчастной любви. Главная проблема определила и систему образов. В центре стихотворения – мертвая молодая женщина. О ее смерти рассказывает лирический герой. Это рассказчик, который наблюдает за событиями со стороны, но позволяет себе проявлять эмоции и обращаться к обществу, приказывая ему не беспокоить погибшую.

Сначала А. Блок подает портрет женщины, которая лежит «рву некошеной» . Эта художественная деталь показывает, что никто не спешит забрать труп. О причинах можно только догадываться. Героине даже глаза никто не закрыл, поэтому кажется, что она живая. Смерть не смогла стереть с нее молодость и красоту.

Далее поэт рассказывает, как женщина приходила на станцию, пробираясь через лес. Здесь она с волнением ожидала кого-то. Ее глаза провожали каждый вагон. Сонные люди выглядывали из окон, но не было среди них того, кого ждала женщина. На нее засматривались гусары, но красавица, погруженная в свои мысли, не обращала на это внимание. В последних катренах автор приоткрывает тайну страданий героини. Ее юность умчалась, мечты оказались пустыми, а в том месте, где раньше было сердце, теперь отзывалась тоска. На станции несчастная женщина провела много часов в ожидании. Не выдержав душевной боли, она бросилась под колеса.

В завершении рассказа лирический герой обращается к толпе: «Не подходите к ней с вопросами» . Он понимает, что это дорвет сердце женщины.

Анализируемым произведением автор доносит до читателей идею о том, что нельзя играть человеческими сердцами, а также быть равнодушными к чужой беде.

Композиция

Анализированное стихотворение являет собой рассказ лирического героя о судьбе женщины, бросившейся под колеса. Произведение условно делится на смысловые части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Особенность смысловой организации – обрамление: в первом и в последнем четверостишиях А. Блок говорит о мертвой. Текст разделен на девять катренов.

Жанр произведения – элегия, так как поэт раскрывает вечные темы любви и смерти. Все стихи пронизаны грустью. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Поэт использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Языковые средства, использованные А. Блоком, позволяют создать выразительный образ погибшей женщины, усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора. В тексте преобладают эпитеты: «цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон» , «кусты блеклые», «рука небрежная . Метафор меньше, но они помогают расставить идейные акценты: «ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».

Важную роль в создании эмоционального фона играет интонация: в тексте есть оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения.

Анализ стихотворения «На железной дороге» (А.А. Блок)

Далеко не каждый человек сумеет облачить свои размышления и переживания в красивые фразы, чтобы словом выразить человеческие чувства. Поэтов можно сравнить с живописцами. Как одаренные художники, они рисуют проникновенные образы и чувственные символы. Поэты смотрят на нас глазами своих стихотворений, словно желают передать своеобразие бытия. Между тем перед читателями открывается возможность дорисовать в своем воображении целостную картину: судьбу героя, его образ или же тонкости мира вокруг. Именно такую цель ставит перед собой автор. Не всем удается правильно понять мысли, которые хотел донести поэт. Но подробный разбор стихотворения А.А. Блока «На железной дороге» от Многомудрого Литрекона поможет Вам в этом.

История создания

Стихотворение «На железной дороге» было написано Блоком в 1910 году. Этот период жизни поэта ознаменован интересом к творчеству Льва Николаевича Толстого. На момент написания стихотворения Блок перечитывал роман «Воскресенье». Поэтому произведение Александра Александровича напоминает роман Толстого. В нем прослеживаются те же настроения, цвета и тон произведения, а также немаловажную роль сыграл сюжет о Катюше Масловой и Нехлюдове: барин обольстил воспитанницу своих теток, а потом уехал, она же, беременная и жалкая, была выкинута из дома на произвол судьбы. Однако позже тот самый барин в роли присяжного встречает свою Катюшу на суде, где ее, проститутку, обвиняют в убийстве и грабеже. Тут он решает вмешаться в дело и искупить вину, но уже слишком поздно: пробитые годы мучений и стыда навсегда изменили героиню.

Сам Блок отмечал, что на сюжетные составляющие повлияла и «Анна Каренина», а точнее ее трагическая гибель. Героиня покончила жизнь самоубийством под колесами поезда.

Также есть мнение, что поэт сам стал свидетелем подобного суицида.

Жанр, направление, размер

Жанр – элегия с элементами сюжетной лирики. Другими словами, это стихотворение однозначно не бессюжетно. Авторские эмоции находят отражение в развитии определенного сюжета, в основе которого лежит судьба несчастной женщины.

Поэзия Александра Александровича Блока относилась к символизму, модернистскому течению, в основе которого находится образ-символ.

Произведение «На железной дороге» написано пятистопным ямбом. Используется перекрестная рифмовка.

Композиция

Данное стихотворение по содержанию делится на две части:

  1. В самом начале автор знакомит нас с некой женщиной, которая была «красивая и молодая», описывает ее при жизни. Можно сказать, что это некая предыстория перед необратимой трагедией. Женщина находится в поиске чего-то или, быть может, кого-то, кто сумел бы изменить ее жизнь.
  2. Размышление о тщетности этих юных грез начинает вторую часть произведения. Автор пишет, что эта девушка — вовсе не исключение, и поезда помнят множество таких взглядов. Минорный финал обрывает судьбу героини — она раздавлена.

Формально стихотворение поделено на девять катренов.

Образы и символы

  • Образ женщины. Как может показаться сначала, лирической героиней выступает глубоко несчастная женщина. Однако она несет в себе образ всей России. Девушка «в цветном платке», с косами, явно не из высшего сословия, скорее всего, крестьянка. Эту часть русского общества и подразумевает автор. «Она раздавлена — все больно» — это фраза передает состояние русской жизни в ту эпоху. Блок переносит тяготы судьбы русского народа на героиню. Образ этой женщины является центральным образом всего стихотворения, а рядом с ней находятся символы явлений из реальной жизни: жандарм с нею рядом отражает жесткий контроль государства, которое выжимает все силы из крестьянского сословия; мотив дороги и дни, проведенные на перроне, отражают мучительные поиски пути и безвыходность ситуации.
  • Дорога и поезд. Поэт приводит ряд и других образов: одушевлялись вагоны, которые «подрагивали и скрипели», гусар, казалось бы, подаривший ей долгожданную улыбку, и люди, которым до нее не было никакого дела. Так, поезд символизирует бесплодно прошедшую юность, гусар — ложную надежду, «сонные из окон» — общество, которому нет дела до судьбы России — той самой женщины в платке.
  • Лирический герой. Конечно же, присутствует и рассказчик, который поведал нам историю о гибели женщины. Образ лирического героя весьма интересен: это неравнодушный человек, который сопереживает героине, понимает ее тоску, но один он беспомощен и может только наблюдать за ней. И все же он пытается вмешаться, видно, что к концу стихотворения накал его эмоций все возрастает, и уже невозможно остаться в стороне. Поэтому герой просит не подходить к женщине с вопросами, ведь он сам ощущает ее боль.

Темы и мотивы

Тематика стихотворения многогранна и богата интересными темами.

  • Основная тема стихотворения — трагическая судьба женщины, которая страдала от безысходности: неслучайно она с надеждой смотрит на поезд, но не может покинуть перрон. Эта женщина заключает в себе надежды и поиски простых молодых людей, которые не в силах найти своего пути, что повергает их в тоску и уныние.
  • Тема любви тоже присутствует в стихотворении. В каждом героиня ищет хотя бы каплю внимания по отношению к себе. Но, к сожалению, ей так и не удалось найти любви и понимания, ведь все, что готово дать ей общество, это ласковая, но мимолетная улыбка гусара.
  • Надежда и юность. «Жадные глаза» молодых людей, бросающих взоры на поезд, отражают пламя желания найти свой путь и обрести себя, но жестокий мир, раздувая этот огонь, выжигает сердца и обрекает их на холод отчаяния.
  • Мотивдороги, традиционный для русской лирики, добавляет стихотворению символизма: железная дорога становится для многих началом пути, но для героини она стала финалом. Динамика поездов контрастирует со статикой женщины: она стоит, а вагоны идут мимо.

Проблемы

  1. Безразличие. Автор решает затронуть очень серьезную проблему — равнодушие людей. Поэт искренне не понимает всеобщего равнодушия к своей стране, родине и к собственной судьбе. Люди ассоциируются у автора с проезжающими мимо вагонами паровоза – «пустынные глаза вагонов». Он тонко передает через переживания и раздумья лирической героини, в душе которой еще теплится надежда на счастливое будущее, свои чувства. Однако «Вам все равно, а ей — довольно», потому стихотворение заканчивается трагично.
  2. Социальная проблематика. Также, как уже говорилось ранее, женщина, вероятно, была крестьянкой. Ее приход на железнодорожную станцию показывает готовность к переменам, но она поддается сомнениям и не может найти опоры: для нее в вагоне нет места. Возможно, поэт хотел показать, как люди хотели вырваться из безысходности своей нищей жизни, что стало еще одной проблемой стихотворения. Также интересно, как он показал проблему социального неравенства в России: как известно, вагоны на поездах были трех классов (первый, второй, третий), поэтому «молчали желтые и синие» (1 и 2 класс — привилегированные сословия), «в зеленом плакали и пели» — в третьем классе ехали люди, похожие на женщину в платке. Они выбрались со своих перронов из последних сил, для них это наверняка последние деньги и важная поездка, поэтому они так эмоциональны. А вот молчание других людей символизирует опять же безразличие.
  3. Безысходность и мотив плена. Героиня ходит по перрону как в клетке. Ее зависимое положение препятствует освобождению и как бы противопоставляется самому пути. Женщина хочет вырваться, но не может покинуть заколдованный круг своей обреченной на прозябание жизни.
  4. Смерть как освобождение. Последним рывком девушки становится прыжок: она раздавлена. Лишь в смерти она обрела спасение от плена. Только так она могла покинуть перрон. Весьма символично, что гибнет она от своей мечты — поезда.
  5. Мотивы тоски и разочарования. Глядя на уходящие поезда, героиня мучилась и была раздавлена уже тогда, когда осознала безвыходность и ужас своего положения.
Читайте также:  Анализ стихотворения Летний вечер Блока 6 класс

Основная идея

Смысл стихотворения «На железной дороге» заключается в трагедии ищущего человека, окруженного всеобщим равнодушием и заключенного в тесные рамки обстоятельств. Неслучайно акцент сделан именно на женской доле: русские писатели всегда с особым трепетом относились к своим героиням, которые были рабами в своих семьях, несмотря на все реформы. Отчаянный бунт и освобождение ценой смерти — это решение не только женщины в цветном платке, но и Катерины из «Грозы», Ларисы из «Бесприданницы», Анны Карениной из одноименного романа и т.д. Но Блок не упрекает ее, вечную страдалицу, а сопереживает ей, воспевает ее горе и оправдывает ее последнее и страшное бегство. Главная мысль произведения — это передача внутреннего мира этой женщины, ее надежды и тоски. После прочтения каждый из нас интуитивно понимает ее и переживает вместе с автором.

Блок добивался того, чтобы каждый читатель задумался о том, сколько молодых людей лишают себя жизни из-за равнодушия окружающих. Он заставляет поразмышлять над проблемами и причинами таких трагических исходов. Самое страшное — это проехать мимо «жадного взгляда».

Если же принять во внимание, что образ женщины ассоциируется у нас с Россией, то смысл стихотворения обретает новые грани. Поэт с помощью интеллектуальной интуиции почувствовал то положение, в котором пребывала Россия. Она и вправду была на грани кардинальных перемен и в безвыходном положении. Застряв во времени, наша многострадальная Родина устала довольствоваться улыбками гусаров и молчанием первого класса. Она бросилась в омут с головой, что и произошло в 1917 году: патриархальная Россия прошлого осталась «под насыпью во рву некошенном».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «На железной дороге» порадуют Вас своим разнообразием:

  • Эпитеты: «походка чинная», «кусты блеклые», «рука небрежная» и так далее;
  • Сравнения: «Лежит и смотрит, как живая»;
  • Олицетворения: «Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели»;
  • Перифраз: «сонные за стеклами», «три ярких глаза набегающих»;
  • Эллипсис: «молчали желтые и синие».

«На железной дороге» А. Блок

«На железной дороге» Александр Блок

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Анализ стихотворения Блока «На железной дороге»

Стихотворение Александра Блока «На железной дороге», написанное в 1910 году, входит в цикл «Одина» и является одной из иллюстраций дореволюционной России. Сюжет, по признанию самого автора, навеян произведениями Льва Толстого. В частности, «Анной Карениной» и «Воскресеньем», главные героини которых погибают, не в силах пережить собственного позора и утратив веру с любовь.

Картина, которую мастерски воссоздал в своем произведении Александр Блок, величественная и печальная. На железнодорожной насыпи лежит молодая красивая женщина, «как живая», однако уже с первых строк явно, что она погибла. Причем, не случайно, а бросилась под колеса проходящего поезда. Что заставило ее совершить этот страшный и бессмысленный поступок? Ответ на этот вопрос Александр Блок не дает, считая, что если при жизни его героиня не была никому нужно, то после ее смерти тем более нет смысла искать мотивацию самоубийству. Автор лишь констатирует свершившийся факт и рассказывает о судьбе той, которая погибла в расцвете сил.

Кто она была – понять сложно. То ли благородная дворянка, то ли простолюдинка. Возможно, она принадлежала к достаточно огромной касте дам легкого поведения. Однако тот факт, что красивая и молодая женщина регулярно приходила на железную дорогу и провожала взглядом поезда, ища в респектабельных вагонах знакомое лицо, говорит об очень многом. Вполне вероятно, что, как и толстовская Катенька Маслова, она была соблазнена мужчиной, который впоследствии ее бросил и уехал. Но героиня стихотворения «на железной дороге» до последнего момента верила в чудо и надеялась, что возлюбленный вернется и увезет ее с собой.

Но чуда не случилось, и вскоре фигура молодой женщины, постоянно встречающей поезда на железнодорожной платформе, стала неотъемлемой часть унылого провинциального пейзажа. Путешественники в мягких вагонах, несущих их к куда более привлекательной жизни, холодно и безразлично скользили по таинственной незнакомке взглядами, и она не вызывала у них абсолютно никакого интереса, равно, как и пролетающие за окном сады, леса и луга, а также представительная фигура полицейского, дежурившего на вокзале.

Можно лишь предположить, сколько часов, полных тайно надежды и волнений, провела героиня стихотворения на железной дороге. Однако никому не было до нее совершенно никакого дела. Разноцветные вагоны носили вдаль тысячи людей, и лишь однажды бравый гусар одарил красавицу «улыбкою нежную», ничего не значащей и такой же эфемерной, как мечты женщины. Следует учитывать, что собирательный образ героини стихотворения Александра Блока «На железной дороге» является вполне типичным для начала 20 века. Кардинальные изменения в обществе наделили женщин свободой, однако далеко не все из них смогли правильно распорядиться этим бесценным даром. К числу представительниц слабого пола, которые не сумели преодолеть общественное презрение и вынуждены были быть обречены на жизнь, полную грязи, боли и страданий, безусловно, относится и героиня этого стихотворения. Понимая всю безвыходности ситуации, женщина решает покончить жизнь самоубийством, надеясь таким нехитрым образом сразу же избавиться от всех проблем. Однако, по мнению поэта, не так уж важно, кто или что убили молодую женщину в расцвете лет – поезд, несчастная любовь или же предрассудки. Важно лишь то, что она мертва, и эта смерть – одна из тысяч жертв в угоду общественному мнению, которое ставят женщину на гораздо более низкую ступень, чем мужчину, и не прощает ей даже самых незначительных ошибок, заставляя искупать их собственной жизнью.

Анализ стихотворения Блока На железной дороге

Душевное стихотворение Александра Блока “На железной дороге” соединяет в себе двоих литературных героев. С первых же строк чувствуется печаль и тоска по молодой женщине, которая посвятила свою жизнь ожиданию.

Холодному, неизвестному ожиданию. Женщина, под велением любви, приходит на перрон, вглядывается в безмолвные вагоны. В надежде увидеть в них родные глаза. Хочет увидеть знакомый силуэт, выходящий из вагона. Но она встречает поезда, и не находя в них ответа на её ожидание, провожает их с горькой печалью в душе.

Может, кто-то смотрел на неё с окон вагонов, думая о том, долго ли она ждёт, и кого именно. Может любимого, может мать родную, или же ребёнка с долгого путешествия. Но даже тот, кто замечал её, забывал о ней спустя несколько остановок. И то, это очень маловероятно. Ведь Александр Блок в своих строках указывал на то, что её сущность для чужих людей сливалась с обычным пейзажем путешествия. Перрон, какие-то люди, трактир и все. Никому, не до кого нет дела. И никто не замечал её, не замечал её красоты, не замечал её печали в глазах и отсутствие улыбки в столь ранние годы. И может сразу, для неё эти пустые взгляды были обидны, комок обиды вставал в горле от этого равнодушия. Но, скорее всего, в последние минуты это равнодушие было для неё как бальзам на душу. Никто не тревожил старые раны, с них не сочилась кровь, и ей не было больно.

В последних строках стихотворения идёт сравнение железной дороги и женщины. Судьба что одной, что другой наполнена грустью и скорбью по уходящим из их жизней. Они отдают себя полностью, без остатка, но в ответ не получают ничего.

Поезд, в данном случае олицетворяет холодное, бездушной чудовище, которое живёт своей жизнью и не хочет ни с кем контактировать, и дарить радость.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

А она все ждала, ждала, пока могла. Пока тот, кого ждала, был её смыслом существования.

И поэт представляет нам её смерть. Эту бессмысленную смерть молодого человека. Ведь кому она нужна? Неужели страшной старушке Смерти, нужна была именно она? Ведь, как она ещё могла любить, создавать в этом мире гармонию между любовью и ненавистью. Она могла лечить чужие души, но если бы кто-то чуть раньше вылечил её.

Если бы тот, кого так верно ждала, излечил её простуженную, одиноким холодом на перроне, душу. Быть может, тогда её сердце выдержало бы. Но это жестокая жизнь с главным её оружием – разлукой. И нам никуда от этого не убежать, а только пытаться победить.

Анализ стихотворения На железной дороге Блока

Известное и многими любимое произведение, а именно стихотворение великого русского поэта Александра Блока “На железной дороге” было написано и издано в свет в 1910 году. Стоит сразу же заметить то, что данное стихотворение входит в цикл “Одина” и становится одной из самых ярких иллюстраций старой, дореволюционной страны.

Основной сюжет данного произведения, как признавался сам автор, был навеян ещё одним великим и знаменитым русским писателем, Львом Толстым.

Картина, которая так полно и живо воспроизводится данным поэтом, является очень, величественной, но при этом весьма печальной.

С первых строк читатели понимают, что на железной дороге лежит молодая, весьма привлекательная девушка, лежит как живая, но тем не менее автор не скрывает, что она уже мертва. При чем она погибла не случайно, а специально бросившись под поезд.

Что же заставило молодую, полную сил, здоровья и красоты девушку совершить этот ужасный поступок? Александр Блок оставляет этот вопрос без ответа, искренне считая, что девушка к сожалению при жизни не была никому нужна, поэтому и после её гибели не стоит говорить об этом, открывая её душу, тем кто не интересовался ей ранее.

Кем была эта героиня данного произведения так же очень сложно понять, так как и здесь автор не заостряет своего внимания.

Что касается литературной составляющей данного стихотворения, то оно построено из 9 строф, каждая из которых содержит по 4 строчки, итого 36 строк, в общей сложности.

Рифма для данного произведения использована перекрестная. Стихотворение наполнено различными литературными приемами, содержит довольно таки много красочных прилагательных, которые делают его запоминающимся, ярким и броским.

В заключении хотелось бы сказать, что можно лишь догадываться, сколько же часов перед своей гибелью провела героиня на железной дороге, о чем она думала, чего боялась и в какую же всё-таки минута решилась на самый страшный, последний поступок в своей жизни. К сожалению, порой многим просто не хватает поддержки и понимания со стороны других людей, и они остаются один на один со своими проблемами, переживаниями, порой не в силах пережить это, решаются на самые ужасные вещи.

Вариант №3

«Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Толстого», – так характеризовал своё стихотворение, в 1910 году Александр Блок. Однако так ли «бессознательно» он заимствован? У Толстого в его романе всё довольно-таки однозначно: трагедия несчастной девушки, причиной которой стал не очень порядочный человек. У Блока же стихотворение двойственное, за женщиной раздавленной и разбитой не только с точки зрения анатомии, но и внутренней составляющей, то есть духовно, скрывается судьба России: «Она раздавлена, всё больно».

В 1910 году русскому народу уже становилось понятно, что что-то идёт не так, что потихоньку неуклонно приближается крах. Поезд всегда аллегоричен в произведения русских классиков. Вот и в стихотворении «На железной дороге» локомотив – символ движения жизни, её быстротечности, невозможности увильнуть или уйти от своей судьбы. А трагедия на одной из станций – это одновременно и обрывание чьей-то жизни и будущий развал Российской Империи.

Условно стихотворение делится на 3 части, поскольку композиция у него кольцевая: первая – повествует о моменте, когда всё случилось. Эпитеты «Красивая и молодая» рисуют картину, только что живой, но через мгновенье уже мёртвой девушки. Потом вдруг лирического героя, который когда-то давно знал эту женщину, одолевают воспоминания. Из них и становится понятно, почему она решилась на такой поступок. Хаотичные и множественные глаголы: «ждала», «шла», «подрагивали» необычайно подробно характеризуют её жизнь «до». Метафора «три ярких глаза набегающих» говорят о приближении конца, развязки. Олицетворение: «вагоны шли», «молчали жёлтые и синие» лишь сгущают краски, делают атмосферу ещё более нагнетающей. Анафора: «Скользнул…» и многочисленные умолчания передают страдания, которые испытывала девушка/Россия, когда её предали.

Вот так и бедная Родина Блока доверилась не тому человеку, который в 1917 году оставил страну без главы у руля. А её бедную охомутали, скрутили и повели под конвоем на глазах у десятка стран. Пока она не бросилась, не погибла, чтобы потом возродится уже под новым названием. Блок, тогда не зная, не загадывать на 10 лет вперёд, очень точно и пророчески описал ситуацию, которая ждала Россию через несколько лет.

Хаотичный ямб, с различными стопами придаёт динамичности и ритма, сюжет летит со скоростью поезда, оставаясь лёгким и не перегруженным лишними деталями.

Стихотворение включено в цикл Блока «Родина», в который он вкладывал всю душу, все переживания о судьбе своей страны и её народа. Россия, недавно молодая и цветущая, нынче, по его мнению, раздавлена и убита.

Тема идея кратко по плану

Картинка к стихотворению На железной дороге

Популярные темы анализов

Зинаида Гиппиус была одним из самых ярких представителей русского символизма. Вместе с супругом Д. С. Мережковским она составила один из самых необычных и продуктивных литературных союзов. Круг ее литературных интересов был чрезвычайно

Слияние человека и природы – тема, которая просматривается в лирике Афанасия Афанасьевича Фета во всем многообразии и многоголосии. Природа становится средством выражения наслаждения, радости, эстетического потрясения поэта.

Брюсов Валерий является одним из самых выдающихся поэтов Серебряного века. Но нужно отметить тот факт, что род его жизнидеятельности был заключен не только в написании стихотворений и других литературных произведений.

Стихотворение «Весенний дождь» было написано в 1857 году. Афанасий Фет создавал его, будучи уже состоявшимся мастером пейзажной поэзии. Данное произведение относится к жанру пейзажной зарисовки. Однако она не так проста,

Анализ стихотворения «На железной дороге» (А. Блок)

Автор: Guru · 12.05.2018

Стихотворение А.А. Блока «На железной дороге» насыщенно художественными деталями, заставляющими читателя содрогнуться. Кинематографическая правдоподобность, с которой выписана каждая строфа, зримо рисует перед нами трагичную картину.

История создания

«На железной дороге» было закончено 14 июня 1910 года и вошло в состав цикла «Родина».

В это время Блок перечитывал «Воскресение» Л.Н.Толстого. Сюжет стихотворения имеет межтекстовую связь с историей Нехлюдова и Катюши Масловой. Здесь можно разглядеть отсылку и к другому, не менее известному роману «Анна Каренина». Однако нельзя сказать, что «На железной дороге» — поэтическое подражание. Автор задействует новые символы, насыщая их блоковским звучанием.

В основе замысла лежит и реальный случай, свидетелем которого оказался Блок. Проезжая мимо железнодорожной станции, он увидел в окно поезда отравившуюся девушку-подростка и местных обывателей, стоящих поодаль и взирающих с мелким любопытством. Блок же видел все изнутри. Он не мог не отозваться сердцем.

Как известно, поэт был очень внимателен и чужд равнодушию. Такой вывод можно сделать из воспоминаний его современников, из того, что было создано Блоком, например, такой статьи, как «Ирония», из его дневников и писем. Автор всегда остро реагировал на любое малейшее изменение миропорядка. Его чуткое сердце, услышавшее музыку революции, было не способно притворяться механическим движком.

Для Блока человеческая жизнь – это жизнь всей страны. В стихотворении «На железной дороге» явно ощущается отождествление бытия отдельной личности и судьбы всей Родины.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «На железной дороге» – лирическое произведение. В нем нашли отражение черты символистского направления.

Прежде всего, следует отметить многозначность каждого образа, появляющегося в произведении, музыкальность слога и философское звучание центральной темы. В концовке этого стихотворения явно прослеживается символистский взгляд на жизненные реалии с точки зрения вечности. Музыкальность, выраженная не только поэтическими приемами, но и сконцентрированная во внутренней энергии «На железной дороге», также роднит это произведение с символизмом.

Блок использует неоднозначный стихотворный размер: чередование пяти- и четырехстопного ямба. «На железной дороге» состоит из девяти катренов. Тип рифмы тоже особенный, первая и третья строки четверостиший срифмованы дактилически. Вторая и четвертая имеют женскую клаузулу. Таким образом, создаётся внутренний ритм, придающий стихотворению волнообразное интонационное звучание.

Композиция

Композиция «На железной дороге» – кольцевая. Стихотворение начинается изображением мертвой девушки, лежащей «под насыпью, во рву некошеном», и заканчивается возвратом к этому же образу. Блок использует кинематографический прием, постепенно отдаляя объектив от главной героини, чтобы показать ее судьбу, а затем вновь возвращаясь к фигуре несчастной девушки. Он создает у читателя ощущение вовлеченности в происходящее. Бытие отдельной героини становится импульсом для того, чтобы задуматься о судьбе Родины.

Кольцевая композиция позволяет Блоку создать образ бесконечности: конец есть начало, а начало есть конец. Однако последние строки оставляют надежду на избавление от этого рока. Мертвая героиня описывается словно живая: «Не подходите к ней с вопросами,/ Вам все равно, а ей — довольно:/Любовью, грязью иль колесами/Она раздавлена — все больно». Создается ощущение, что она все еще может слышать толки и суету вокруг, все еще видит приближающиеся к ней фигуры, все еще различает лица любопытствующих зевак. Мертвый человек выписан, словно существующий между миром дольним и горним. Эта двойственность в том, что плоть принадлежит земле, а душа устремляется в небо, показана омертвевшим, но все же присутствием.

Образы и символы

В стихотворении запрятаны символы, вбирающие в себя суть эпохи.

    Например, в этом катрене: «Вагоны шли привычной линией,/Подрагивали и скрипели;/Молчали желтые и синие;/В зеленых плакали и пели…» — поэт аллегорически обозначает социальное неравенство и вообще полярность восприятия российской действительности того времени разными классами. И при этом подмечает глухое равнодушие к судьбе человека, как высших, так и низших слоев. Кто-то спрятан за маской аристократа, кто-то – за иллюзией о широте собственной души. В любом случае, все одинаковы в одном: никто не замечает человеческого ожидания, никто не протягивает руки. Однако Блок не упрекает людей, он только просит их быть более чуткими хотя бы к ее смерти, раз уж не смогли к жизни. Блок писал так: «Сердце, обливайся слезами жалости ко всему и помни, что никого нельзя судить…»

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Незнакомка

Основная тема стихотворения – это тема одиночества в толпе, трагической судьбы человека, рвавшегося к любви и встреченного лишь холодом внешнего пространства. В канву сюжета вплетена и тема человеческого равнодушия, как результат всеобщего ослепления. Невозможность забыть себя и разглядеть ближнего, неумение выйти из мчащегося неизвестно куда вагона жизни и просто остановиться на мгновение, оглянуться по сторонам, заметить, прислушаться, стать чутким. Закрытость и отдельность каждого порождает всепоглощающую ледяную пустоту, в которую погружается вся страна. Блок проводит параллель между судьбами конкретной героини и России, показывая то, насколько одинокой и обветшалой кажется ему Родина, терпящая столько боли и не находящая на собственных просторах чуткой души.

Блок также поднимает тему несбывшейся мечты. Звучание «На железной дороге» трагично именно этой победой жизненных реалий над грезами.

Проблемы

Проблематика «На железной дороге» многогранна: здесь и путь России, и участь русской женщины, и непреодолимость рока.

В стихотворении нет ни одного риторического вопроса, однако, вопросительная интонация ощутима в подтексте произведения. Поэт размышляет над судьбой собственной страны, пытаясь понять, куда и зачем движется все вокруг. Ощущение внешней суеты и внутреннего одиночества создается за счет вокзального антуража. Мелкость человека на фоне огромного пространства, несущихся куда-то поездов, занятых собой людских толп. Проблема безысходности и безвыходности рассматривается на примере отдельно взятой человеческой судьбы.

Основная мысль, которую вкладывает Блок в своё творение, тоже неоднозначна. Каждый символ таит в себе не один смысл.

Главная мысль – осмысление пути Родины. Лирический герой неравнодушен к происходящему. Он пытается призвать людей проявить чуткость и осторожность. Если рассматривать участь героини как символ судьбы России, то можно сказать, что центральная идея этого стихотворения – прислушаться к уже погибающей стране. Это своего рода предчувствие приближающихся событий той эпохи. То, что будет сказано в статье «Интеллигенция и революция» восьмью годами позже, находит отражение уже в этом произведении.

Важно то, что лирический герой также находится среди тех, кто проносился мимо, и только лицезрение гибели взбудораживает все его существо. По сути, все эти художественные детали («чинная походка», «нежней румянец, круче локон» и т.д.) воссоздаются лишь в его воображении. Увидев итог этой печальной повести, он словно пролистывает назад, чтобы осознать ошибку, чтобы прочувствовать всю боль пережитого главной героиней.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности, встречающиеся в данном стихотворении, также многогранны. Здесь и эпитеты «ровным взглядом», «жадных взоров» и т.д., и сравнение «как живая», и антитеза «Молчали желтые и синие;/ В зеленых плакали и пели».

Блок также использует звукопись «Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели», чтобы точнее передать вокзальную атмосферу.

Анафора в шестом катрене «Скользнул по ней улыбкой нежною,/Скользнул — и поезд в даль умчало…» необходима здесь для экспрессивности и подчеркивания мимолетности происходящего. В предпоследнем катрене встречается риторическое восклицание: «Да что — давно уж сердце вынуто!», передающее эмоциональную напряженность стихотворения. В этом же четверостишии Блок вновь использует анафору: «Так много отдано поклонов,/Так много жадных взоров кинуто», которая, в первую очередь, создает нагнетающую интонацию.

Также Блок часто использует тире в середине строки, создавая, таким образом, долгую цезуру, которая акцентирует внимание на сказанном и становится импульсом внутреннего напряжения: «Скользнул — и поезд вдаль умчало», «Вам все равно, а ей – довольно», «…иль колесами/Она раздавлена — все больно».

А. А. Блок «На железной дороге»: анализ стихотворения о судьбе русской женщины

Доступ к стихотворениям поэтов Серебряного века сегодня есть практически у каждого: произведения можно приобрести в виде сборников в книжных магазинах или ознакомиться с их электронными вариантами благодаря помощи Интернета. Однако если прочитать творения великих лириков труда не составляет, то понять их оказывается уже сложнее. Сегодня мы обратимся к произведению такого небезызвестного поэта, как Александр Александрович Блок. «На железной дороге» (анализ стихотворения будет представлен далее) – это творение во всех смыслах любопытное, и вот почему.

Из истории создания: влияние на поэта книг Л. Н. Толстого

Стихотворение «На железной дороге» было создано поэтом в июне 1910 года. Оно имело сразу несколько косвенных источников. Именно в это время Александр Александрович перечитывал роман «Воскресение» Л. Н. Толстого, и в результате собственное творение оказалось как бы бессознательным подражанием одному из эпизодов в истории о Катюше Масловой и Нехлюдове. Однажды девушка, находившаяся на маленькой станции, увидела в проезжающем поезде, в дорогом купе первого класса, его, Нехлюдова, сидящего в комфортном кресле из красного бархата.

Общее настроение стихотворения, его тон и сюжетные составляющие отсылают читателя и к другому роману Толстого – «Анне Карениной», главная героиня которого в результате бросилась под поезд. Связаны темой смерти молодой, красивой русской женщины с трагической судьбой все перечисленные произведения, в том числе и то, которое написал Блок, – «На железной дороге». Анализ стихотворения требует и этих биографических сведений.

Размышления поэта и реальные случаи женских смертей

Еще одним импульсом к созданию стихотворения послужили личные мысли поэта, которыми он поделился в письме со своим другом, Евгением Ивановым. Александр Александрович писал о том, как безразлично он наблюдал за людьми, словно проносившимися перед ним в поезде. Он же одиноко стоял на платформе и видел их – веселых, грустных, скучных, пьяных… Позже, в 1910 году, и Евгений поделился с поэтом виденной лично им историей о том, как однажды, проезжая мимо Стрельнинских парков, он увидел рядом с канавой молодую девушку, почти подростка (13-15 лет), которая отравилась. Собравшиеся зеваки-дачники стояли поодаль от нее.

Именно сестре Иванова и близкой подруге матери Блока, Марии Павловне, которую поэт безмерно уважал за ее доброту и отзывчивость, и посвящено данное творение.

Блок, «На железной дороге»: анализ стихотворения с точки зрения сюжета

Это лирическое произведение сразу же вводит читателя в мир безысходной тоски. В первой строфе мы уже видим мертвую молодую женщину, и становится жаль, что ее жизнь оборвалась так скоро. Ничто не указывает на насильственную смерть: очевиднее всего, она сама решила прекратить собственное существование. Далее автор описывает, почему так произошло, раскрывая её прошлое. Дело скрывалось в желании девушки любить и быть любимой, но бедная, необразованная, наивная провинциалка, она не могла рассчитывать на серьезное к себе отношение и, регулярно выходившая на платформу в ожидании счастья, оставалась незамеченной. Лишь однажды богатый щеголь-гусар «скользнул по ней улыбкой нежною» – и поезд с ним унесся вдаль. Девушка не смогла вынести мук терзавшегося сердца и порывов горячей юности, в результате чего наложила на себя руки.

Символизм стихотворения

Какие же скрытые смыслы заложил в свое творение Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения поэта-символиста не может не коснуться и этой категории) являет собой систему самых разнообразных смысловых комбинаций. Образы поезда и железной дороги отсылают читателя к мотиву жизненного пути, причем произведение не случайно относится к циклу «Родина», в котором и множество других стихотворений имеют в основе центрального элемента образ дороги. В этой дороге заключается история развития всей страны.

Женский образ – не только олицетворение всех загубленных русских женщин (что представляет собой качественно новый, отличный от предыдущих, взгляд поэта; это очевидно, например, в сравнении с образом Прекрасной дамы), но и символ самой России.

Не случайно девушка отдавала «так много» поклонов проезжающим поездам (мотив идолопоклонничества), не просто так написана строка «Давно уже сердце вынуто!» (мотив жертвоприношения). Все это отсылает читателя к язычеству, столь характерному для начальных этапов становления Руси. Несмотря на трагичный исход, героиня описывается поэтом как живая, а значит, страшного предзнаменования для будущего всего государства Блок не делал. Наоборот, несмотря на ощущение ключевого преломления эпох, он продолжал верить в красоту «нищей России», уважал ее внутреннюю чистоту и святость точно так же, как уважает это в погибшей девушке.

Таким образом, анализ стихотворения «Железная дорога» (Блок), кратко или полно представленный (в зависимости от необходимости), отражает огромную жизнеутверждающую силу.

Тропы и художественно-выразительные средства

Лингвистический анализ стихотворения Блока «На железной дороге» позволяет понять, как широко автор использовал все, находящиеся в его распоряжении, ресурсы. Здесь мы встречаем сравнения («как живая»), эпитеты («походкой чинною», «три ярких глаза»), противопоставления («Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели»: вагоны первых цветов предназначались для представителей высшего света, равнодушных к судьбе страны и жизням окружающих, в то время как в вагонах зеленых цветов ездили обычные люди).

Автор активно прибегает к звукописи («шум и свист»), позволяющей создать, с одной стороны, постоянную напряженность обстановки, а с другой, её рутинность, неизменность («Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели»). Цветопись как бы завершает картину замкнутого, безысходного мира («С кустами блеклыми»). Кого обвинял в создании подобной действительности Александр Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения с точки зрения использования художественных средств позволяет это установить) – это укор всему обществу, стремление приковать внимание всех и каждого к существующим проблемам, особенно же власть имущих. Они называются поэтом «сонными», изображаются как наблюдающие за всем «ровным взглядом».

Размер, ритмика, строфика

Если проводить анализ стихотворения Блока «Железная дорога» по плану, то разбор не может считаться законченным и полным без определения формообразующих составляющих. Так, данное лирическое произведение написано чередующимся пяти- и четырехстопным ямбом, передающим заунывность, размеренность, монотонность неизменной жизни. Общее количество строф – 9, по 4 строки в каждой (всего 36 строк). Кольцевая композиция замыкает историю и возвращает читателя к началу: «Она раздавлена», и её больше не вернуть.

Как же синтаксически выразил главную мысль своего творения А. А. Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения почти подошел к концу) являет читателю множество знаков препинания: через них словно приходится переступать, «спотыкаться», останавливаться. Последняя точка завершающей строфы добавляет резкости заключению стихотворения и является приговором: это финал, ничего уже не вернуть.

Ссылка на основную публикацию