Анализ стихотворения На железной дороге Блок

Александр Блок — На железной дороге: Стих

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока

Стихотворение «На железной дороге» (1910 г.) входит в цикл Блока «Родина». Поэт изобразил не просто случайный эпизод гибели женщины под колесами паровоза. Это символический образ тяжелой русской судьбы. Блок указывал, что сюжет основан на трагической истории гибели Анны Карениной.

Из содержания произведения нельзя понять, кем была женщина при жизни и к какому относилась сословию. По некоторым деталям можно заключить, что не к высшему. Цветной платок и косы могут указывать на крестьянку. К тому же железнодорожная станция располагается «за ближним лесом», женщина прекрасно слышит звук приближающегося паровоза.

Несомненно лишь то, что героиня глубоко несчастна. Приходить на станцию ее заставляют страдания и надежда на счастье. Перед прибытием паровоза женщина всегда сильно волнуется и старается придать себе более привлекательный вид («нежней румянец», «круче локон»). Такие приготовления характерны для девушки легкого поведения. Но вряд ли железнодорожная платформа подходящее место для поиска клиентов.

Блок предлагает читателю самому «дорисовать» судьбу женщины. Если это крестьянка, то она может пытаться вырваться из деревенской жизни. Автор особо выделяет мимолетную улыбку гусара, которая на мгновенье подарила девушке надежду. Эта сцена напоминает «Тройку» Некрасова. Разница лишь в средстве передвижения.

Но дня проходят за днями, а пассажирам проходящих паровозов нет никакого дела до одинокой девушки. Ее молодость безвозвратно проходит в тоске и бесполезном ожидании. Героиня приходит в отчаяние, ее бесконечные «поклоны» и «жадные взоры» не приводят ни к какому результату. Подруги, вероятно, уже давно нашли себе спутников жизни, а она до сих пор живет в своем воображении. В таком состоянии она принимает решение о самоубийстве. Железная дорога забрала у нее молодость, пускай забирает и ее жизнь. Физическая смерть больше не имеет значения, так как девушка уже давно «любовью… раздавлена». Она испытала настоящую боль при жизни.

В последней строфе автор предупреждает: «Не подходите к ней с вопросами, вам все равно…». Казалось бы, это мертвой девушке уже «все равно». Но Блок специально заостряет на этом внимание. Люди посудачат и разойдутся по своим делам, забыв о случившемся. А девушка испила чашу страданий до конца. Смерть стала для нее облегчением. Обсуждение ее судьбы и мотивов, толкнувших на самоубийство, станет осквернением памяти чистой души.

Стихотворение «На железной дороге» заставляет задуматься о причинах, толкающих молодых и здоровых людей на самоубийство. В христианстве это считается страшным грехом. Но к такому шагу может привести обычное равнодушие окружающих, которые в нужный момент не захотели поддержать отчаявшегося человека.

Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока

Строки произведения «На железной дороге» сжимают сердце, рисуя в воображении читателя жуткие картины. В школе стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем прочитать краткий анализ «На железной дороге» по плану. Он поможет быстро подготовиться к уроку.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На железной дороге.

История создания – написано в июне 1910 под впечатлением от произведений Л. Толстого, вошло в цикл «Родина».

Тема стихотворения – судьба женщины, ставшей жертвой любви.

Композиция – Стихотворение А. Блока по смыслу делится на части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Формально произведение поделено на девять катренов.

Жанр – элегия с элементами сюжетной лирики.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры«ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».

Эпитеты«цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон», «кусты блеклые», «рука небрежная».

История создания

Анализируемое произведение А. Блок создал в середине июня 1910 г. Тогда он был впечатлен романами Л. Н. Толстого «Воскресение» и «Анна Каренина», поэтому основой сюжета анализируемого стихотворения стала смерть женщины, измученной любовью и осуждениями общества. Нельзя считать «На железной дороге» подражанием, ведь А. Блок оригинально интерпретировал образ и судьбу погибшей.

К написанию произведения подтолкнул и случай, очевидцем которого стал Блок. Как-то во время поездки на поезде поэт увидел юную девушку, которая чем-то отравилась. Окружающие не спешили помочь ей, а лишь поглядывали на девушку с любопытством. Поэт не мог просто забыть об увиденном, он навеки запечатлел этот случай в своем блокноте и в литературе.

В произведении А. Блок раскрыл тему гибели молодой женщины из-за несчастной любви. Главная проблема определила и систему образов. В центре стихотворения – мертвая молодая женщина. О ее смерти рассказывает лирический герой. Это рассказчик, который наблюдает за событиями со стороны, но позволяет себе проявлять эмоции и обращаться к обществу, приказывая ему не беспокоить погибшую.

Сначала А. Блок подает портрет женщины, которая лежит «рву некошеной» . Эта художественная деталь показывает, что никто не спешит забрать труп. О причинах можно только догадываться. Героине даже глаза никто не закрыл, поэтому кажется, что она живая. Смерть не смогла стереть с нее молодость и красоту.

Далее поэт рассказывает, как женщина приходила на станцию, пробираясь через лес. Здесь она с волнением ожидала кого-то. Ее глаза провожали каждый вагон. Сонные люди выглядывали из окон, но не было среди них того, кого ждала женщина. На нее засматривались гусары, но красавица, погруженная в свои мысли, не обращала на это внимание. В последних катренах автор приоткрывает тайну страданий героини. Ее юность умчалась, мечты оказались пустыми, а в том месте, где раньше было сердце, теперь отзывалась тоска. На станции несчастная женщина провела много часов в ожидании. Не выдержав душевной боли, она бросилась под колеса.

В завершении рассказа лирический герой обращается к толпе: «Не подходите к ней с вопросами» . Он понимает, что это дорвет сердце женщины.

Анализируемым произведением автор доносит до читателей идею о том, что нельзя играть человеческими сердцами, а также быть равнодушными к чужой беде.

Композиция

Анализированное стихотворение являет собой рассказ лирического героя о судьбе женщины, бросившейся под колеса. Произведение условно делится на смысловые части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Особенность смысловой организации – обрамление: в первом и в последнем четверостишиях А. Блок говорит о мертвой. Текст разделен на девять катренов.

Жанр произведения – элегия, так как поэт раскрывает вечные темы любви и смерти. Все стихи пронизаны грустью. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Поэт использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Языковые средства, использованные А. Блоком, позволяют создать выразительный образ погибшей женщины, усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора. В тексте преобладают эпитеты: «цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон» , «кусты блеклые», «рука небрежная . Метафор меньше, но они помогают расставить идейные акценты: «ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».

Важную роль в создании эмоционального фона играет интонация: в тексте есть оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения.

Анализ стихотворения «На железной дороге» (А.А. Блок)

Далеко не каждый человек сумеет облачить свои размышления и переживания в красивые фразы, чтобы словом выразить человеческие чувства. Поэтов можно сравнить с живописцами. Как одаренные художники, они рисуют проникновенные образы и чувственные символы. Поэты смотрят на нас глазами своих стихотворений, словно желают передать своеобразие бытия. Между тем перед читателями открывается возможность дорисовать в своем воображении целостную картину: судьбу героя, его образ или же тонкости мира вокруг. Именно такую цель ставит перед собой автор. Не всем удается правильно понять мысли, которые хотел донести поэт. Но подробный разбор стихотворения А.А. Блока «На железной дороге» от Многомудрого Литрекона поможет Вам в этом.

История создания

Стихотворение «На железной дороге» было написано Блоком в 1910 году. Этот период жизни поэта ознаменован интересом к творчеству Льва Николаевича Толстого. На момент написания стихотворения Блок перечитывал роман «Воскресенье». Поэтому произведение Александра Александровича напоминает роман Толстого. В нем прослеживаются те же настроения, цвета и тон произведения, а также немаловажную роль сыграл сюжет о Катюше Масловой и Нехлюдове: барин обольстил воспитанницу своих теток, а потом уехал, она же, беременная и жалкая, была выкинута из дома на произвол судьбы. Однако позже тот самый барин в роли присяжного встречает свою Катюшу на суде, где ее, проститутку, обвиняют в убийстве и грабеже. Тут он решает вмешаться в дело и искупить вину, но уже слишком поздно: пробитые годы мучений и стыда навсегда изменили героиню.

Сам Блок отмечал, что на сюжетные составляющие повлияла и «Анна Каренина», а точнее ее трагическая гибель. Героиня покончила жизнь самоубийством под колесами поезда.

Также есть мнение, что поэт сам стал свидетелем подобного суицида.

Жанр, направление, размер

Жанр – элегия с элементами сюжетной лирики. Другими словами, это стихотворение однозначно не бессюжетно. Авторские эмоции находят отражение в развитии определенного сюжета, в основе которого лежит судьба несчастной женщины.

Поэзия Александра Александровича Блока относилась к символизму, модернистскому течению, в основе которого находится образ-символ.

Произведение «На железной дороге» написано пятистопным ямбом. Используется перекрестная рифмовка.

Композиция

Данное стихотворение по содержанию делится на две части:

  1. В самом начале автор знакомит нас с некой женщиной, которая была «красивая и молодая», описывает ее при жизни. Можно сказать, что это некая предыстория перед необратимой трагедией. Женщина находится в поиске чего-то или, быть может, кого-то, кто сумел бы изменить ее жизнь.
  2. Размышление о тщетности этих юных грез начинает вторую часть произведения. Автор пишет, что эта девушка — вовсе не исключение, и поезда помнят множество таких взглядов. Минорный финал обрывает судьбу героини — она раздавлена.

Формально стихотворение поделено на девять катренов.

Образы и символы

  • Образ женщины. Как может показаться сначала, лирической героиней выступает глубоко несчастная женщина. Однако она несет в себе образ всей России. Девушка «в цветном платке», с косами, явно не из высшего сословия, скорее всего, крестьянка. Эту часть русского общества и подразумевает автор. «Она раздавлена — все больно» — это фраза передает состояние русской жизни в ту эпоху. Блок переносит тяготы судьбы русского народа на героиню. Образ этой женщины является центральным образом всего стихотворения, а рядом с ней находятся символы явлений из реальной жизни: жандарм с нею рядом отражает жесткий контроль государства, которое выжимает все силы из крестьянского сословия; мотив дороги и дни, проведенные на перроне, отражают мучительные поиски пути и безвыходность ситуации.
  • Дорога и поезд. Поэт приводит ряд и других образов: одушевлялись вагоны, которые «подрагивали и скрипели», гусар, казалось бы, подаривший ей долгожданную улыбку, и люди, которым до нее не было никакого дела. Так, поезд символизирует бесплодно прошедшую юность, гусар — ложную надежду, «сонные из окон» — общество, которому нет дела до судьбы России — той самой женщины в платке.
  • Лирический герой. Конечно же, присутствует и рассказчик, который поведал нам историю о гибели женщины. Образ лирического героя весьма интересен: это неравнодушный человек, который сопереживает героине, понимает ее тоску, но один он беспомощен и может только наблюдать за ней. И все же он пытается вмешаться, видно, что к концу стихотворения накал его эмоций все возрастает, и уже невозможно остаться в стороне. Поэтому герой просит не подходить к женщине с вопросами, ведь он сам ощущает ее боль.
Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Родина

Темы и мотивы

Тематика стихотворения многогранна и богата интересными темами.

  • Основная тема стихотворения — трагическая судьба женщины, которая страдала от безысходности: неслучайно она с надеждой смотрит на поезд, но не может покинуть перрон. Эта женщина заключает в себе надежды и поиски простых молодых людей, которые не в силах найти своего пути, что повергает их в тоску и уныние.
  • Тема любви тоже присутствует в стихотворении. В каждом героиня ищет хотя бы каплю внимания по отношению к себе. Но, к сожалению, ей так и не удалось найти любви и понимания, ведь все, что готово дать ей общество, это ласковая, но мимолетная улыбка гусара.
  • Надежда и юность. «Жадные глаза» молодых людей, бросающих взоры на поезд, отражают пламя желания найти свой путь и обрести себя, но жестокий мир, раздувая этот огонь, выжигает сердца и обрекает их на холод отчаяния.
  • Мотивдороги, традиционный для русской лирики, добавляет стихотворению символизма: железная дорога становится для многих началом пути, но для героини она стала финалом. Динамика поездов контрастирует со статикой женщины: она стоит, а вагоны идут мимо.

Проблемы

  1. Безразличие. Автор решает затронуть очень серьезную проблему — равнодушие людей. Поэт искренне не понимает всеобщего равнодушия к своей стране, родине и к собственной судьбе. Люди ассоциируются у автора с проезжающими мимо вагонами паровоза – «пустынные глаза вагонов». Он тонко передает через переживания и раздумья лирической героини, в душе которой еще теплится надежда на счастливое будущее, свои чувства. Однако «Вам все равно, а ей — довольно», потому стихотворение заканчивается трагично.
  2. Социальная проблематика. Также, как уже говорилось ранее, женщина, вероятно, была крестьянкой. Ее приход на железнодорожную станцию показывает готовность к переменам, но она поддается сомнениям и не может найти опоры: для нее в вагоне нет места. Возможно, поэт хотел показать, как люди хотели вырваться из безысходности своей нищей жизни, что стало еще одной проблемой стихотворения. Также интересно, как он показал проблему социального неравенства в России: как известно, вагоны на поездах были трех классов (первый, второй, третий), поэтому «молчали желтые и синие» (1 и 2 класс — привилегированные сословия), «в зеленом плакали и пели» — в третьем классе ехали люди, похожие на женщину в платке. Они выбрались со своих перронов из последних сил, для них это наверняка последние деньги и важная поездка, поэтому они так эмоциональны. А вот молчание других людей символизирует опять же безразличие.
  3. Безысходность и мотив плена. Героиня ходит по перрону как в клетке. Ее зависимое положение препятствует освобождению и как бы противопоставляется самому пути. Женщина хочет вырваться, но не может покинуть заколдованный круг своей обреченной на прозябание жизни.
  4. Смерть как освобождение. Последним рывком девушки становится прыжок: она раздавлена. Лишь в смерти она обрела спасение от плена. Только так она могла покинуть перрон. Весьма символично, что гибнет она от своей мечты — поезда.
  5. Мотивы тоски и разочарования. Глядя на уходящие поезда, героиня мучилась и была раздавлена уже тогда, когда осознала безвыходность и ужас своего положения.

Основная идея

Смысл стихотворения «На железной дороге» заключается в трагедии ищущего человека, окруженного всеобщим равнодушием и заключенного в тесные рамки обстоятельств. Неслучайно акцент сделан именно на женской доле: русские писатели всегда с особым трепетом относились к своим героиням, которые были рабами в своих семьях, несмотря на все реформы. Отчаянный бунт и освобождение ценой смерти — это решение не только женщины в цветном платке, но и Катерины из «Грозы», Ларисы из «Бесприданницы», Анны Карениной из одноименного романа и т.д. Но Блок не упрекает ее, вечную страдалицу, а сопереживает ей, воспевает ее горе и оправдывает ее последнее и страшное бегство. Главная мысль произведения — это передача внутреннего мира этой женщины, ее надежды и тоски. После прочтения каждый из нас интуитивно понимает ее и переживает вместе с автором.

Блок добивался того, чтобы каждый читатель задумался о том, сколько молодых людей лишают себя жизни из-за равнодушия окружающих. Он заставляет поразмышлять над проблемами и причинами таких трагических исходов. Самое страшное — это проехать мимо «жадного взгляда».

Если же принять во внимание, что образ женщины ассоциируется у нас с Россией, то смысл стихотворения обретает новые грани. Поэт с помощью интеллектуальной интуиции почувствовал то положение, в котором пребывала Россия. Она и вправду была на грани кардинальных перемен и в безвыходном положении. Застряв во времени, наша многострадальная Родина устала довольствоваться улыбками гусаров и молчанием первого класса. Она бросилась в омут с головой, что и произошло в 1917 году: патриархальная Россия прошлого осталась «под насыпью во рву некошенном».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «На железной дороге» порадуют Вас своим разнообразием:

  • Эпитеты: «походка чинная», «кусты блеклые», «рука небрежная» и так далее;
  • Сравнения: «Лежит и смотрит, как живая»;
  • Олицетворения: «Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели»;
  • Перифраз: «сонные за стеклами», «три ярких глаза набегающих»;
  • Эллипсис: «молчали желтые и синие».

Анализ стихотворения «На железной дороге» (А. А. Блок)

«Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресения», – такой комментарий дал поэт своему произведению, но анализ стихотворения «На железной дороге» (А. А. Блок) покажет, что оно отражает русскую действительность начала 20 века.

Читая стихотворение «На железной дороге», открываешь перед собой страшную картину с молодой мертвой женщиной, лежащей с открытыми глазами «Под насыпью, во рву некошенном…». Первое прочтение у человека, должно быть, вызывает шок, особенно если обратить на него внимание после «Стихов о Прекрасной Даме», где каждый образ и символ окутаны дымкой волнующей тайны любви. «На железной дороге» написано в более зрелом возрасте поэта, в 1910 году. В то время Блок увлекался чтением романов Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и «Воскресение». И конечно, нельзя не отметить схожесть сюжетов и судеб с толстовскими женщинами. Но это только на первый взгляд так. 1910 год – переломный момент в истории России, мимо которого не мог пройти Блок и посвятил своей стране целый цикл стихотворений «Родина», куда и вошло «На железной дороге». Поэтому-то и становится понятно, что смысл его не ограничен несчастной судьбой одной женщины. Блок смотрел шире. И конечно, стихотворение наполнено символикой, которую так любил поэт.

В стихотворении тесно переплетаются несколько тем. Первая и самая поверхностная – это тема смертельной любви женщины, судьбы, загубленной любовью. Но в этой личной трагедии раскрывается трагедия всех русских женщин. И в этом Блок продолжает тему Некрасова, только уже в совершенно иное время, когда, казалось бы, женщинам была дана свобода, им как будто бы даже дали больше прав. Но на самом деле в их жизни мало что изменилось. Да еще не каждая смогла научиться жить по-новому. Вот и вылилось это во всеобщую боль. А женщины все так же продолжали любить и страдать, и иногда эти страдания просто невыносимо было пережить. И самая главная и большая тема – это тема современного русского общества и судьбы России. Одиночество в толпе и равнодушие толпы к жизни и судьбе одного человека – вот главная характеристика людей начала 20 века.

Проблема стихотворения также многогранна. Она – о судьбе русского народа и страны. В судьбе этой несчастной, задавленной «Любовью, грязью иль колесами» Блок видит судьбу и всей России, такой же затоптанной и униженной своим народом. Он также безразличен к родине, как и к этой женщине. В стихотворении читается немой вопрос: а что же дальше? Куда несется Россия в своем разноцветном поезде? Что станет с ней после этих раздоров и гражданских войн? Может быть, останется она лежать в траве, и ни один из ее сынов не подойдет, чтобы прикрыть ей глаза…

Поэтому и идея произведения – призвать народ к переосмыслению отношения к своей умирающей стране.

Композиция тоже подчиняется главной мысли. Стихотворение начинается со строк о лежащей в траве мертвой женщине и завершает его четверостишием о ней же. А между ними – история короткой жизни. Таким образом поэт вовлекает читателя в сюжет произведения, не оставляя его равнодушным к проблеме.

Кольцевой композицией замыкается жизненный круг. Но удивительно то, что в последней строфе поэт пишет об умершей, как о живой, и просит не бередить ее душевные раны вопросами. И это звучит как надежда на то, что еще сможет Россия возродиться, что умирает тело, а душа вечна, и она будет жить, только сейчас это почти невозможно.

Разберем стихотворение подробнее.

Самое жуткое – первое четверостишие. На виду у всех лежит мертвая «красивая и молодая» женщина. «Как живая», – пишет о ней поэт. Наверное, глаза ее остались открытыми, что и создает такое впечатление. И это еще более ужасно, чем если бы она была представлена читателю в гробу в посмертном убранстве. За этой маленькой деталью скрывается огромное одиночество человека, который лежит ненужный никому и на виду у всех.

Следующие две строфы с кинематографичной точностью поясняют нам, как женщина оказалась здесь. Когда-то ходила она к вокзалу «походкой чинною» и ждала с волнением кого-то. Но всякий раз не дожидалась. Многоточием в третьей строфе Блок обрывает хрупкую надежду героини на то, что она сможет дождаться, вероятно, любимого человека. Многоточием обозначено и бесконечное повторение одного и того же. Наверное, каждый день в течение длительного времени лелеяла она в себе надежду и каждый раз как будто умирала, когда поезд равнодушно проходил мимо.

Дальше мы видим образ поезда с разноцветными вагонами. Люди в них едут разные, но всех их объединяет безразличие к картине за окном поезда. Одни молчат, другие поют и плачут, но, хоть и выражают эмоции, все-таки беспокоятся о своих проблемах. Каждый сам за себя.

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

«Ровным взглядом»… Как много трагедии в этом просто словосочетанием, произнесенным без надрыва и громкого страдания. Но именно оно отображает ужас происходящего. Для сонных людей и женщина, и платформа, и жандармы, и кусты – все одинаково, и ко всему они безразличны. Как будто это не женщина – они умерли. Душа закостенела.

Только однажды мелькнула надежда для героини улыбкой гусара из окна, но это был миг, который скрылся за бесконечностью пустых глаз. Анафора в этой строфе только подчеркивает мимолетность надежды:

Скользнул по ней улыбкой нежною…

Скользнул — и поезд в даль умчало.

Пустая надежда не вспыхнула радостью в сердце, не придала сил, а только сделала более невыносимой железную, дорожную тоску, напомнила о безысходности и о пролетевшей мимо, как и поезд, юности. И теперь свистит эта тоска там, откуда вынуто горем сердце. В нем теперь так же пустынно, как и в «глазах вагонов».

Наверное, тоска героини была настолько сильной, что дальше жить она уже не могла, поэтому и бросилась под поезд.

Не подходите к ней с вопросами,

Вам всё равно, а ей — довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — всё больно.

Но даже теперь, когда ее не стало, и никто так и не узнает, чем раздавлена, загублена жизнь, лирический герой призывает не терзать ее душу. Даже сейчас нужно проявить уважение к человеку. И к России.

Как и все произведения Блока, «На железной дороге» богато символами и образами. Так, многострадальная Россия воплощена в образе молодой погибшей женщины, которая совсем недавно была полна надежд и с трепетом в сердце вновь и вновь шла на перрон, чтобы увидеть кого-то.

Очень символичны и образы поезда и железной дороги. Дорога – это путь, по которому идет Россия, а в поезде – ее народ. Очень красноречиво о социальном неравенстве говорят цвета вагонов и поведение людей в них тоже определяется цветом.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Незнакомка

Само название стихотворения символично и имеет глубокий смысл, несмотря на кажущуюся эпичность. На железной дороге происходит страшное, так же и на пути у России творятся страшные события, а тем временем народ продолжает свой путь.

Тоска и печаль передаются читателю и с помощью других средств художественной выразительности. Стихотворение изобилует эпитетами: «цветной платок», «походка чинная», «нежней румянец, круче локон», «кусты блеклые», «рука небрежная» – все это создает приятный образ женщины, красивой, даже после смерти. И совсем иначе характеризуется поезд с его пассажирами: «ровным взглядом», «жадных взоров». Есть в этом антитеза: страдание и равнодушие. Противопоставлены и вагоны: молчаливые «желтые и синие» первого и второго класса – поющим и плачущим зеленым третьего.

Метафоры «ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто» и метонимия «молчали желтые и синие» создают яркие и выразительные образы блоковской картины действительности.

Звукопись «Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели…» не только участвует в создании реалистичной вокзальной обстановки, но и является вишенкой на торте в создании атмосферы безразличия и растрепанности России.

Много в стихотворении восклицательных предложений и предложений, оборванных многоточием. Они придают произведению эмоциональность и душевный надрыв лирического героя, который не может спокойно видеть, как умирает его родина.

Кто виноват в том, что стало с Россией? Не сам ли народ, так сильно желающий перемен в своей жизни и так неправильно понявший, каким образом нужно менять страну? А теперь он мчится в разноцветном поезде, смотрит безучастным, «пустынным» взглядом на то, что сотворил со своей страной и, наверное, когда-нибудь осознает, что погибла Россия от его же рук. И если города, дома, культуру можно восстановить и перестроить быстро, то латать души человеческие, прежде, чем они захотят сойти с поезда и осмотреться, придется еще очень долго.

Анализ стихотворения Блока «На железной дороге»

В цикле «Родина» Блок поместил и стихотворение «На железной дороге» — о трагической судьбе молодой красивой женщины, раздавленной безотрадной, безнадежной жизнью. В своем «цветном платке, на косы брошенном», она связывается в представлении читателя с излюбленным блоковским образом России — женщины, невесты ( строки «плат узорный до бровей», «призывно машет твой узорный, твой цветной рукав»)! В лирическом произведении описание событий не является самоцелью. Это лишь средство выразить определенные мысли, чувства

Любовная лирика Блока Александр Блок — известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил ли он свой народ? Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти ответы в строках.

И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать») Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, Я больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина! А. Блок Александр Александрович Блок жид и творил на рубеже двух эпох —.

Сочинение О цикле стихов Блока «На Куликовом поле» Для начала расскажу о том, что же все-таки повлияло на основную мысль и предназначение стихов, вошедших в данный цикл. Повлияли в основном две вещи, первое — завоевания русских революций и.

Тема любви в творчестве Блока. Анализ стихотворения Незнакомка Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру.

«.Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа». (Поэма Блока «Двенадцать».) К. Чуковский в статье «Александр Блок как человек и поэт» вспоминает интересный эпизод: «Гумилев сказал, что конец поэмы «Двенадцать» (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное.

Анализ стихотворения Блока «О прекрасной даме» Стихи о «Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его Многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое Гениальное, на мой взгляд, его.

Стихотворение Блока «На железной дороге» (Восприятие, истолкование, оценка) Блок, по свидетельству хорошо знавших его людей, оказывал на окру-жающих колоссальное нравственное воздействие. «Вы больше человека и больше поэта, вы несете не свою, человеческую тяжесть», — писала ему Е. Караваева.

Символика в поэме А. Блока «Двенадцать» По определению, символ — это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других подобных литературных приемов — метафор, гипербол и прочих, символы многозначны, то есть каждый человек воспринимает их.

Художественные особенности лирики Блока О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Александр Блок Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа, Это великий поэт старой, дооктябрьской России.

Своеобразие критической прозы Блока Проза Блока широка по тематическому охвату и многообразна по жанрам. Критические жанры Блока, как и у других критиков, определялись конкретным содержанием его критического творчества, жанрообразующим началом его тематических заданий, ведением.

Интерпретация Блока как поэта контрастов Историзм в мифопоэтическом творчестве нового времени (в широком смысле) и нашего столетия, конечно, не адекватен историзму, лежащему в основе литературно-эмпирических методов. Приметы эпохи сохраняются и в мифопоэтических структурах, но время.

Характеристика образов Гаэтана и Бертрана в драме Блока «Роза и Крест» Блок долго размышлял над образом Гаэтана и создал его в соответствии с эстетическими воззрениями своего синтетического периода. Об этом свидетельствует творческая история драмы. В образе Гаэтана отражен немаловажный момент эволюции.

Анализ стихотворений «Ночь, улица, фонарь аптека», «Поэты», «Друзьям» Блока Кольцевая композиция стихотворения «Ночь, улица, фонарь аптека» подчеркивает бессмысленный круговорот жизни человека и, возможно, всего человечества в целом. Это стихотворение называют самым пессимистическим в мировой литературе. Стихотворение Блока — выражение.

Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, — который раз? А. Блок Поэзию А. Блока дооктябрьского периода характеризу­ет.

Двойственная сторона революции в поэме Блока «Двенадцать» 1. Краткие биографические сведения. 2. Отражение революционной эпохи. 3. Тема революции в поэме. 4. Двойственные стороны революции Блока. 5. Реакция читателей на появление поэмы, и мнение В. В. Маяковского. Блок.

Эпоха «света» в цикле Блока «Стихи о Прекрасной Даме» Наступление эпохи «света» обозначил цикл «Стихи о Прекрасной Даме», который, по словам поэта Н. Гумилева, «дал новый лик любви». Тема любви здесь входила в контекст величественных символистских обобщений, которые переводили.

Тема родины в поэзии Блока Хорошо известна поэтическая метафора: «Родина-мать». Русские художники часто изображали Родину в виде женщины-матери, например, на плакатах времен Великой Отечественной войны. В литературоведении этот способ называется «олицетворением». Так, образ Правды может.

Начало духовного пути Александра Блока О, весна без конца и без краю — Без конца и без крат мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! А. Блок В целом поэзия Блока воспринимается как.

Образ прекрасной дамы в романтическом мире раннего Блока Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной.

Интимная любовь Блока к России План I. Осмысление прошлого, настоящего и будущего России. II. Сокровенная любовь Блока к Родине. 1. Интимность чувств. 2. Несгибаемость России. 3. «О, Русь моя! Жена моя!» 4. Предчувствие нелегкого пути.

Мое любимое стихотворение («На поле Куликовом») И вечный бой! Покой нам только снится. А. Блок Александр Александрович Блок — замечательный русский поэт. Вступив в литературу отрешенным от жизни лириком, через душевные переживания и коллизии жизни Блок.

Идет безумие любви (по творчеству Блока) В творчестве Блока любовь выступает как чувство, соединяющее мир реальности и мир мечты, идеальный мир. В «Стихах о Прекрасной Даме» поэт воспевает девушку — «молодая, с золотой косою, с ясной.

Лирический герой Блока Блоку — верьте. Это настоящий — волею божией — поэт и человек бесстрашной искренности. М. Горький Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания очеред —.

Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать» Блок встретил революцию восторженно и упоенно. В статье «Интеллигенция и революция», напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте.

Художественные особенности поэмы «Двенадцать» Блока Поэма «Двенадцать» построена на контрастах. Цветовое решение фона напоминает плакат. Основ­ной контраст — это противопоставление черного и белого. Цветовые эпитеты раскрывают непримиримость, трагедийность существования двух миров: «черный ветер», «белый снег».

Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» России суждено пережить муки, Унижения, разделение; но она выйдет Из этих унижений новой и — По-новому — великой. А. Блок Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после.

Родина Блока в цикле «На поле Куликовом» Цикл «На поле Куликовом» — лучшее, что написал Блок о родине, о ее истории и современности, о подвиге служения своей стране. Герой цикла — это борец, воин времен Куликовской битвы.

Христианские мотивы в поэме Блока «Двенадцать» Поэма Блока «Двенадцать» и по сей день вызывает множество споров. Полифоничность ее звучания, множественность концепций восприятия — все это делает поэму загадкой для читателя. Но основным вопросом для читателей поэмы.

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ЦИКЛЕ «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ» А. БЛОКА О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш, путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. А. Блок Александр Александрович Блок — замечательный русский поэт.

«Страшный мир! Он для сердца тесен!» И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельный пожар! А. Блок Поэзия А. Блока — это поистине удивительное.

Почему Христос? (по поэме «Двенадцать») Одно не подлежит сомнению: он не имел в виду ничего похожего на традиционное, иконописное изображение Христа. Его Христос — это даже не столько бесплотное видение, сколько некое лирическое представление о.

Стремление к прекрасному в стихотворении «О весна без конца и без краю» Мечтатель-поэт устремится к Прекрасному, будет искать веры в способность красоты переродить мир. И найдет этот мотив в «Незнакомке». Стихотворение «О, весна без конца и без краю» (1908) в какой-то мере.

Ранняя лирика Сумерки, сумерки вешние. Хладные волны у ног, В сердце — надежды нездешние. Волны бегут на песок. А. Блок Александр Александрович Блок — выдающийся поэт «серебряного века». «Чело века», назовет его.

Стихотворение А. Блока «Вхожу я в темные храмы.» (Восприятие, истолкование, оценка.) Символист Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о «Прекрасной Даме». В них — чистая отроческая любовь к прекрасному, рыцарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для.

Эволюция темы родины у А. Блока от стихотворений «Осенняя воля» Праздник радостный, праздник великий, Да звезда из-за туч не видна. Ты стоишь под метелицей дикой, Роковая, родная стран Блок Тема Родины явилась основной в творчестве Блока. О чем бы он.

Тема «страшного мира» в поэзии Блока «Страшный мир! Он для сердца тесен!» (по лирике Блока) Александр Александрович Блок — поэт — символист. Заставляют читателя задуматься, домыслить до конца, постараться самостоятельно найти ответы на жизненно важные вопросы.

Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Переделать все. Устроить так, чтобы все стало Новым; чтобы лживая, грязная, скучная, Безобразная наша жизнь стала справедливой, Чистой, веселой и прекрасной жизнью. А. Блок Великий русский поэт Александр Блок еще.

Трагедия любви — Блок В ночи, когда уснет тревога И город скроется во мгле — О, сколько музыки у Бога, Какие звуки на земле! Блок Александр Блок — уникальное явление в классической русской поэзии.

Пророчество поэта А. Блока И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи. А. Блок Поэты вообще обладают свойством предугадывать будущее, не только свое личное, но и целой.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

Любовь Блока к России Великому русскому поэту-символисту Александру Блоку выпало жить и творить в непростое время. Стра­ну сотрясали ветры перемен, и перемены эти были неод­нозначны. В это шаткое, неуютное время Блок, так нежно любящий.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Блока «На железной дороге»

Анализ стихотворения Блока В ресторане

Стихотворение Александра Блока «В ресторане» входит в цикл «Страшный мир», где лирический герой – одинокий и отчаявшийся, наблюдает за пугающим и пошлым миром. Оно написано в 1910 году и посвящено Ольге Судейкиной – женщине, с которой у поэта были романтические отношения.

Настроение стихотворения – элегическое. Оно пронизано грустью, размышлениями о безответных чувствах.

В данном произведении лирический герой встречается в ресторане с дамой, которая его очаровывает. В её образ автор вкладывает черты Судейкиной, которая была красивой женщиной. Несмотря на то, что она сидит с другим кавалером, он посылает ей черную розу в бокале золотого аи. Блок известен как поэт – символист. Здесь и сам цветок, и сочетание черного с золотом – неспроста. Это будто говорит о какой- то внутренней беде, боли, которая закована во внешний шик и роскошь. Героиня реагирует презрительно на такой жест, но по следующим строкам: «Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала// И, бросая, кричала :« Лови!»» мы видим, что она приняла этот знак внимания ближе, чем могло показаться. Возможно, это значит, что она ощутила ту же печаль, которую чувствует этот человек. Сравнивая её с испуганной птицей, автор намекает на то, что эта женщина способна чувствовать свободу, что ей тесно здесь.

Помимо этого сравнения, поэт использует много других средств, для описания героини : олицетворения (задремали ресницы, зашептались шелка) создают очень живой образ, будто бы все на даме движется; повторы (бросала, бросая взоры) также подчеркивают её выразительность. Синтаксические приемы типа параллелизма «Ты рванулась, ты прошла» тоже описывают живость её образа.

Стихотворение нам открывается потрясающим описанием пейзажа:

«Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.»

Автор уточняет, что не помнит, был ли этот вечер вообще или нет. Смешение сна, иллюзии с реальностью – все это характерно для творчества Блока. Именно поэтому, в пятой строфе, автор сравнивает свою героиню со сном. Она для него тоже – что-то из другого мира.

Финал стихотворения тоже отводит наш взгляд от сцены с героиней. Автор возвращается к описанию окружающей обстановки:

«А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви».

Конечно, мироощущение автора в этом стихотворении совершенно другое, нежели в стихах более раннего цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Да и чувство любви здесь описано по–другому. Это уже поздний Блок. И это произведение является одним из главных, характеризующим его последний этап творчества.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению В ресторане

Популярные темы анализов

В.А. Жуковский писал свои произведения в направлении романтизма. Оно основывается на двоемирии, в котором реальная жизнь противопоставляется идеальному миру, постичь который стремится лирический герой. Значимым стихотворением

Александра Блока не зря называли поэтом-символистом, потому что ему довелось жить именно в то время, когда в обществе яро пересматривались устоявшиеся ценности и менялись главные жизненные принципы. И каково же было удивление

Александрович Бродский, является русским поэтом и писателем, хотя большую часть жизни прожил в Америке. Почти все свои произведения он старался писать, только на русском языке. Хотя в тоже время, занимался переводами и созданием

Николай Гумилев является одним из наилучших поэтов так называемого «серебряного века». Поэт является учеником Иннокентия Анненского. За свою жизнь Николай собрал 6 литературных сборников.

Сергей Есенин – один из тех поэтов 20-го века, кто стал невероятно известен в очень молодом возрасте. Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу” он написал будучи в 26 – летнем возрасте, и уже тогда поэт часто задумывался о прошедшей жизни

Анализ стихотворения «В ресторане» (А. А. Блок)

Еще в своем первом сборнике стихов поэт предчувствовал изменения в своей Прекрасной Даме, которое потом оправдалось; и анализ стихотворения «В ресторане» (А. А. Блок) поможет понять настроение писателя.

Стихотворение «В ресторане» написано Блоком в 1910 году. И с одной стороны, оно тесно перекликается по сюжету и смыслу с блоковской «Незнакомкой», а с другой — является своеобразным продолжением спустя четыре года, но уже оформленным в более четкий и реалистичный сюжет. А он, на первый взгляд, достаточно простой и обыденный. Его некоторая приземленность даже удивляет и дисгармонирует с привычным читателю мировосприятием поэта. Но, чтобы понять истинный смысл одного из самых совершенных произведений Блока, нужно понимать, что он чувствовал в то время, когда писал его.

Мы привыкли считать Л. Менделееву единственной музой поэта. И действительно: именно ей он посвятил большинство своих стихотворений. Но к сожалению, их брак продлился недолго, и очень скоро в семье произошел разлад, неземная любовь Блока изменила ему с его другом и родила ребенка от другого. Блок же был готов к усыновлению, настолько сильно он любил. Поэт и разочаровался в чувстве любви, в образе прекрасной Дамы, и в то же время еще долгое время продолжал страдать из-за измены любимой супруги. Сильные переживания не препятствовали увлечениям Блока и в другими женщинами. Одной из них, которыми поэт восхищался, стала актриса Ольга Судейкина. Блок часто встречал Ольгу на различных театральных и творческих вечерах, но долго не видел в ней свою музу. Но стихотворение «В ресторане» открыто посвящено именно Ольге. Поэт как будто открыл для себя в нем новую Ольгу, с которой долгое время у него была особая духовная связь.

В стихотворении и повторяется, и продолжается тема «Незнакомки». Разочарование в любви и в образе Прекрасной Дамы звучит здесь особенно обостренно. Женский образ, который некогда поэт боготворил, оказался таким же пошлым и продажным, как и многие другие.

Жанр лирического стихотворения отлично гармонирует с сюжетом и композицией произведения Блока, а трехстопный анапест, которым оно написано, помогает плавному переходу от одной части к другой, поэтому и благодаря широкому ряду символов, вполне эпический сюжет не теряет лиризма и блоковской философии о двоемирии.

Как и в большинстве других стихотворений Блока, здесь пересекаются, сталкиваясь, и вновь расходятся два совершенно непохожих мира: реальный и выдуманный. Поэтому, наверное, лирическому герою так сложно понять, существовала ли эта встреча или это был всего лишь красивый сон:

Никогда не забуду (он был, или не был,

Первая строфа взрывается символом пожара, которым «сожжено и раздвинуто бледное небо», а ведь небо в творчестве Блока и всех символистов всегда предвещало появление божественной Прекрасной Дамы. И вдруг оно моментально вспыхивает и сгорает, а на желтой от пожара заре появляются фонари из предметного, приземленного мира. С помощью эпитетов «бледное небо» и «желтая заря» создана картина сгорания мечты, разочарования в ней.

А вслед за молниеносным крушением ирреального мира вечности развивается вполне обычный сюжет, только переполненный символикой, за которой прячется болезненное восприятие лирическим героем действительности.

Я сидел у окна в переполненном зале…

Первая стока второй строфы перекликается со строками «Незнакомки», которая также всегда сидела возле окна среди однообразной безликой толпы. В этом прослеживается одиночество лирического героя в толпе народа.

Метафору «Где-то пели смычки о любви» можно истолковать двояко. Она и предвещает развитие действия в стихотворении. Но еще эта песня слышится как будто в отдалении, она грустная и тоскливая. А может быть, она доносится из другого,идеального, мира, где еще жива любовь?

Под любовную песню смычков рождается в строфе один из самых ярких символов – символ черной розы в бокале с золотым вином, которую лирический герой посылает прекрасной незнакомке:

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, Аи.

Этот поступок достаточно дерзкий, ведь судя по всему, дама пришла в ресторан со спутником. Но черная роза – это не просто провокация. Она символизирует глубокую печаль лирического героя, тоску по ушедшей мечте. Хотя роза, даже черная, остается прекрасным цветком, несмотря ни на что. Этим символом герой дал понять, что образ милой дамы все еще является для него неземным. Неслучайно розу герой преподнес в бокале вина, сравнив его с небом. В этих символах и поступках смешалось земное и небесное, пошлое и вечное: смелый вызов лирического героя и пошлый, и возвышенный, неземной одновременно.

В следующей строфе происходит обмен взглядами и рождение взаимного притяжения:

Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Смущенный от волнения, хотя и дерзкий, взгляд героя встретился с надменным взглядом искушенной мужским вниманием героини. Пресыщенность и некоторая усталость ее от мужского внимания мы видим и в ее словах кавалеру: «И этот влюблен». В них слышится и разочарование в отношениях и чувствах. Как была разочарована в браке и сама Ольга Судейкина.

Но все-таки дама смогла увидеть в лирическом герое не просто очередного поклонника, а родственную душу. Иначе не смогла бы она понять символично подаренную черную розу и попытку героя спасти ее от окружающей пошлости, вырвать из обыденности, которая так угнетала ее. Возможно, она и сама не верит в возможность своего спасения, но презрение юное – это всего лишь маска, скрывающая ранимую душу, и дрожание руки означает волнение от той внезапно грянувшей музыки, которую она слышит вместе с лирическим героем. Иносказанием «грянули струны», «запели смычки» передает Блок настроение мужчины и женщины, отделяя их от толпы, ведь только они вдвоем могут услышать музыку, звучащую в душе.

Прекрасная Дама в ресторане вдруг становится очень похожей на незнакомку: с ароматами шелков и тонкого запаха духов. Образ героини очень образно описан поэтом. Немой вопрос читается в строке «Ты рванулась движеньем испуганной птицы». Она как будто спрашивает: «А что дальше?» Поэт сравнивает движения незнакомки с движениями испугавшейся птицы, но движения, хоть и резкие, все-таки легки, как сон.

Сон тоже символичен. Он уносит лирического героя из грубой реальности к мечте. С помощью олицетворений «вздохнули духи», «задремали ресницы», «зашептались тревожно шелка» приоткрываются читателю тайные уголки души лирического героя.

Но тут же, в последней строфе, как резкое пробуждение ото сна появляется надменный взор незнакомки, который она снисходительно именно бросает лирическому герою из зазеркалья. Союзом «но» начинается строфа и больно и грубо возвращает героя в реальность, снова и снова напоминая о том, что Царицы Небесной не существует, что все эти образы ему только приснились, а на самом деле есть обычная женщина, с легкостью поддающаяся соблазнам пошлого и приземленного общества. И как будто в подтверждение мыслей лирического героя бренчит пренебрежительно ожерелье из драгоценностей и монет, символизируя продажность чувств в этом мире. Так же и цыганка не поет о любви, а «визжит», дополняя атмосферу алчности и аморальности общества, в котором находится герой стихотворения. Поэтому чувство одиночества тем больше обостряется, чем громче и неприятнее звучит музыка ресторана.

Стихотворение «В ресторане» не зря вот уже больше века считается одним из самых загадочных в творчестве А.А. Блока. И это не случайно, ведь идея поэта-символиста о двоемирии рождает совершенно неоднозначные и противоречивые образы, которые можно истолковывать абсолютно по-разному. Посвящается оно существующей в реальности женщине. Но и сюжет стихотворения нельзя рассматривать исключительно как историю знакомства Блока с актрисой. Этот взгляд неправильный и поверхностный, потому что творчество поэта нельзя рассматривать без учета богатой символики, в которой и сосредоточена основная мысль произведений. Но тем более кажется странным стихотворение «В ресторане», где снова читатель видит попытку лирического героя сплести два противоположных мира. Только звучит она громче. Но по-прежнему спасением для поэта становится сон, который может дать ему вдохновение и радость, не существующих в пошлой человеческой жизни. Вот только в ресторане, среди толпы, происходит окончательно пробуждение и разрушение мечты. Поэт бесповоротно разочарован в своих любимых образах. Пожалуй, «В ресторане» можно назвать прощанием с миром мечты поэта, поэтому оно не просто печальное, а звучит, как будто с горестной усмешкой.

Ссылка на основную публикацию