Анализ стихотворения О, как безумно за окном Блока

Анализ стихотворения «О, как безумно за окном» Блока

Ранее творчество Александра Александровича Блока характеризуется большой чувственностью и эмоциональностью. Примером тому служит стихотворение «О, как безумно за окном» – прекрасный образец философской лирики. Представляем краткий анализ «О, как безумно за окном» по плану, с помощью которого можно лучше подготовиться к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, как безумно за окном. .

История создания – Стих написан в 1899 году, в период творческих исканий и любовных переживаний поэта. Опубликован в сборнике стихотворений «Ante Lucem».

Тема стихотворения – Одиночество лирического героя, которое подчеркивается разбушевавшейся погодой.

Композиция – Кольцевой тип композиции.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Метафоры«бороться с мраком и дождем», «и сожаленье гонит прочь —

в объятья холода сырого. ».

Эпитеты«ужасна», «злая».

Инверсия«несутся тучи».

Олицетворения«безумно ревет», «бушует буря», «ветер воет».

История создания

В студенческие годы Блок примкнул к течению символистов, но до этого он занимался активным поиском себя в поэзии, постоянно экспериментируя с жанрами и стилями. Итогом этих поисков стал сборник стихотворений «Ante Lucem», опубликованный в 1899 году. Среди прочих произведений в него вошел стих «О, как безумно за окном», в котором сквозь призму разбушевавшейся природы показаны душевные терзания юного поэта.

К тому времени Блок была давно безнадежно влюблен в Любовь Менделееву, которая впоследствии стала его супругой. Однако начальный этап их отношений не предвещал столь благополучной развязки. После трогательного признания в чувствах последовала продолжительная разлука, ставшая для Александра настоящим испытанием.

Внутренние переживания поэта нашли свое отражение в строчках стихотворения «О, как безумно за окном». Они в полной мере отражали его душевное состояние, помогали справиться с последствиями личной драмы.

Центральная тема произведения – одиночество лирического героя, чья мятущаяся душа никак не может найти успокоения. Ему близки страдания скитальцев, у которых нет дома, нет надежного убежища, где можно было бы скрыться от разыгравшейся стихии. Терзаемый душевными муками, герой мечтает разделить их участь, и это стремление гонит его навстречу буре.

В какой-то мере он даже завидует несчастным, которые испытывают лишь физические страдания от непогоды. Рано или поздно буря пройдет стороной, и на ясном небе вновь появится солнце, в то время как его душевное ненастье может длиться целую вечность.

Композиция

В небольшом произведении, состоящим из двенадцати строк, автором сделан акцент на описании страшной бури – с него берет начало стихотворение, им же и заканчивается.

Кульминацией повествования служит восклицание лирического героя, пожелавшего разделить участь тех несчастных, которые вынуждены оставаться один на один со стихией.

Замкнутость автора на своих тяжелых душевных переживаниях как нельзя лучше подчеркивает кольцевая композиция стиха.

Стихотворение «О, как безумно за окном» написано в жанре философской лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Произведение Блока отличается большой эмоциональной выразительностью. Этот эффект был достигнут поэтом за счет использования восклицательных конструкций, многочисленных глагольных форм, прекрасно передающих буйство разыгравшейся стихии.

Также в стихотворении немало метафор (« бороться с мраком и дождем», «и сожаленье гонит прочь — в объятья холода сырого.

Картина яростной бури встает перед глазами читателя благодаря повторению одних и тех же слов (дождь, ветер, безумно, ночь, бушует), а также ассонансам на буквы «о» и «у», позволяющих явственно услышать шум дождя и завывание ветра.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. Краткий анализ стихотворения А.Блока «О, как безумно за окном…»

Изобразительные средства поэтической речи

u0418u0441u0442u043eu0440u0438u044f u0441u043eu0437u0434u0430u043du0438u044f u2013 u0421u0442u0438u0445 u043du0430u043fu0438u0441u0430u043d u0432 1899 u0433u043eu0434u0443, u0432 u043fu0435u0440u0438u043eu0434 u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u043au0438u0445 u0438u0441u043au0430u043du0438u0439 u0438 u043bu044eu0431u043eu0432u043du044bu0445 u043fu0435u0440u0435u0436u0438u0432u0430u043du0438u0439 u043fu043eu044du0442u0430. u041eu043fu0443u0431u043bu0438u043au043eu0432u0430u043d u0432 u0441u0431u043eu0440u043du0438u043au0435 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0439 u00abAnte Lucemu00bb.

u0422u0435u043cu0430 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u2013 u041eu0434u0438u043du043eu0447u0435u0441u0442u0432u043e u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u043fu043eu0434u0447u0435u0440u043au0438u0432u0430u0435u0442u0441u044f u0440u0430u0437u0431u0443u0448u0435u0432u0430u0432u0448u0435u0439u0441u044f u043fu043eu0433u043eu0434u043eu0439.

u041au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0446u0438u044f u2013 u041au043eu043bu044cu0446u0435u0432u043eu0439 u0442u0438u043f u043au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0446u0438u0438.

u0416u0430u043du0440 u2013 u0424u0438u043bu043eu0441u043eu0444u0441u043au0430u044f u043bu0438u0440u0438u043au0430.

u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u043du044bu0439 u0440u0430u0437u043cu0435u0440 u2013 u0427u0435u0442u044bu0440u0435u0445u0441u0442u043eu043fu043du044bu0439 u044fu043cu0431 u0441 u043fu0435u0440u0435u043au0440u0435u0441u0442u043du043eu0439 u0440u0438u0444u043cu043eu0432u043au043eu0439.

u041cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u044b u2013 u00abu0431u043eu0440u043eu0442u044cu0441u044f u0441 u043cu0440u0430u043au043eu043c u0438 u0434u043eu0436u0434u0435u043cu00bb, u00abu0438 u0441u043eu0436u0430u043bu0435u043du044cu0435 u0433u043eu043du0438u0442 u043fu0440u043eu0447u044c u2014

u0432 u043eu0431u044au044fu0442u044cu044f u0445u043eu043bu043eu0434u0430 u0441u044bu0440u043eu0433u043e. u00bb.

u042du043fu0438u0442u0435u0442u044b u2013 u00abu0443u0436u0430u0441u043du0430u00bb, u00abu0437u043bu0430u044fu00bb.

u0418u043du0432u0435u0440u0441u0438u044f u2013 u00abu043du0435u0441u0443u0442u0441u044f u0442u0443u0447u0438u00bb.

u041eu043bu0438u0446u0435u0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u2013 u00abu0431u0435u0437u0443u043cu043du043e u0440u0435u0432u0435u0442u00bb, u00abu0431u0443u0448u0443u0435u0442 u0431u0443u0440u044fu00bb, u00abu0432u0435u0442u0435u0440 u0432u043eu0435u0442u00bb.

u0426u0435u043du0442u0440u0430u043bu044cu043du0430u044f u0442u0435u043cu0430 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u2013 u043eu0434u0438u043du043eu0447u0435u0441u0442u0432u043e u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f, u0447u044cu044f u043cu044fu0442u0443u0449u0430u044fu0441u044f u0434u0443u0448u0430 u043du0438u043au0430u043a u043du0435 u043cu043eu0436u0435u0442 u043du0430u0439u0442u0438 u0443u0441u043fu043eu043au043eu0435u043du0438u044f. u0415u043cu0443 u0431u043bu0438u0437u043au0438 u0441u0442u0440u0430u0434u0430u043du0438u044f u0441u043au0438u0442u0430u043bu044cu0446u0435u0432, u0443 u043au043eu0442u043eu0440u044bu0445 u043du0435u0442 u0434u043eu043cu0430, u043du0435u0442 u043du0430u0434u0435u0436u043du043eu0433u043e u0443u0431u0435u0436u0438u0449u0430, u0433u0434u0435 u043cu043eu0436u043du043e u0431u044bu043bu043e u0431u044b u0441u043au0440u044bu0442u044cu0441u044f u043eu0442 u0440u0430u0437u044bu0433u0440u0430u0432u0448u0435u0439u0441u044f u0441u0442u0438u0445u0438u0438. u0422u0435u0440u0437u0430u0435u043cu044bu0439 u0434u0443u0448u0435u0432u043du044bu043cu0438 u043cu0443u043au0430u043cu0438, u0433u0435u0440u043eu0439 u043cu0435u0447u0442u0430u0435u0442 u0440u0430u0437u0434u0435u043bu0438u0442u044c u0438u0445 u0443u0447u0430u0441u0442u044c, u0438 u044du0442u043e u0441u0442u0440u0435u043cu043bu0435u043du0438u0435 u0433u043eu043du0438u0442 u0435u0433u043e u043du0430u0432u0441u0442u0440u0435u0447u0443 u0431u0443u0440u0435

u0412 u043au0430u043au043eu0439-u0442u043e u043cu0435u0440u0435 u043eu043d u0434u0430u0436u0435 u0437u0430u0432u0438u0434u0443u0435u0442 u043du0435u0441u0447u0430u0441u0442u043du044bu043c, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0438u0441u043fu044bu0442u044bu0432u0430u044eu0442 u043bu0438u0448u044c u0444u0438u0437u0438u0447u0435u0441u043au0438u0435 u0441u0442u0440u0430u0434u0430u043du0438u044f u043eu0442 u043du0435u043fu043eu0433u043eu0434u044b. u0420u0430u043du043e u0438u043bu0438 u043fu043eu0437u0434u043du043e u0431u0443u0440u044f u043fu0440u043eu0439u0434u0435u0442 u0441u0442u043eu0440u043eu043du043eu0439, u0438 u043du0430 u044fu0441u043du043eu043c u043du0435u0431u0435 u0432u043du043eu0432u044c u043fu043eu044fu0432u0438u0442u0441u044f u0441u043eu043bu043du0446u0435, u0432 u0442u043e u0432u0440u0435u043cu044f u043au0430u043a u0435u0433u043e u0434u0443u0448u0435u0432u043du043eu0435 u043du0435u043du0430u0441u0442u044cu0435 u043cu043eu0436u0435u0442 u0434u043bu0438u0442u044cu0441u044f u0446u0435u043bu0443u044e u0432u0435u0447u043du043eu0441u0442u044c.

u0412 u043du0435u0431u043eu043bu044cu0448u043eu043c u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0438, u0441u043eu0441u0442u043eu044fu0449u0438u043c u0438u0437 u0434u0432u0435u043du0430u0434u0446u0430u0442u0438 u0441u0442u0440u043eu043a, u00a0u0430u0432u0442u043eu0440u043eu043c u0441u0434u0435u043bu0430u043d u0430u043au0446u0435u043du0442 u043du0430 u043eu043fu0438u0441u0430u043du0438u0438 u0441u0442u0440u0430u0448u043du043eu0439 u0431u0443u0440u0438 u2013 u0441 u043du0435u0433u043e u0431u0435u0440u0435u0442 u043du0430u0447u0430u043bu043e u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435, u0438u043c u0436u0435 u0438 u0437u0430u043au0430u043du0447u0438u0432u0430u0435u0442u0441u044f.

u041au0443u043bu044cu043cu0438u043du0430u0446u0438u0435u0439 u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043du0438u044f u0441u043bu0443u0436u0438u0442 u0432u043eu0441u043au043bu0438u0446u0430u043du0438u0435 u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f, u043fu043eu0436u0435u043bu0430u0432u0448u0435u0433u043e u0440u0430u0437u0434u0435u043bu0438u0442u044c u0443u0447u0430u0441u0442u044c u0442u0435u0445 u043du0435u0441u0447u0430u0441u0442u043du044bu0445, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0432u044bu043du0443u0436u0434u0435u043du044b u043eu0441u0442u0430u0432u0430u0442u044cu0441u044f u043eu0434u0438u043d u043du0430 u043eu0434u0438u043d u0441u043e u0441u0442u0438u0445u0438u0435u0439.

u0417u0430u043cu043au043du0443u0442u043eu0441u0442u044c u0430u0432u0442u043eu0440u0430 u043du0430 u0441u0432u043eu0438u0445 u0442u044fu0436u0435u043bu044bu0445 u0434u0443u0448u0435u0432u043du044bu0445 u043fu0435u0440u0435u0436u0438u0432u0430u043du0438u044fu0445 u043au0430u043a u043du0435u043bu044cu0437u044f u043bu0443u0447u0448u0435 u043fu043eu0434u0447u0435u0440u043au0438u0432u0430u0435u0442 u043au043eu043bu044cu0446u0435u0432u0430u044f u043au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0446u0438u044f u0441u0442u0438u0445u0430.

u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u00abu041e, u043au0430u043a u0431u0435u0437u0443u043cu043du043e u0437u0430 u043eu043au043du043eu043cu00bb u043du0430u043fu0438u0441u0430u043du043e u0432 u0436u0430u043du0440u0435 u0444u0438u043bu043eu0441u043eu0444u0441u043au043eu0439 u043bu0438u0440u0438u043au0438. u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u043du044bu0439 u0440u0430u0437u043cu0435u0440 u2013 u0447u0435u0442u044bu0440u0435u0445u0441u0442u043eu043fu043du044bu0439 u044fu043cu0431 u0441 u043fu0435u0440u0435u043au0440u0435u0441u0442u043du043eu0439 u0440u0438u0444u043cu043eu0432u043au043eu0439.

u0421u0440u0435u0434u0441u0442u0432u0430 u0432u044bu0440u0430u0437u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438

u041fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u0411u043bu043eu043au0430 u043eu0442u043bu0438u0447u0430u0435u0442u0441u044f u0431u043eu043bu044cu0448u043eu0439 u044du043cu043eu0446u0438u043eu043du0430u043bu044cu043du043eu0439 u0432u044bu0440u0430u0437u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u044cu044e. u042du0442u043eu0442 u044du0444u0444u0435u043au0442 u0431u044bu043b u0434u043eu0441u0442u0438u0433u043du0443u0442 u043fu043eu044du0442u043eu043c u0437u0430 u0441u0447u0435u0442 u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u043du0438u044f u0432u043eu0441u043au043bu0438u0446u0430u0442u0435u043bu044cu043du044bu0445 u043au043eu043du0441u0442u0440u0443u043au0446u0438u0439, u043cu043du043eu0433u043eu0447u0438u0441u043bu0435u043du043du044bu0445 u0433u043bu0430u0433u043eu043bu044cu043du044bu0445 u0444u043eu0440u043c, u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du043e u043fu0435u0440u0435u0434u0430u044eu0449u0438u0445 u0431u0443u0439u0441u0442u0432u043e u0440u0430u0437u044bu0433u0440u0430u0432u0448u0435u0439u0441u044f u0441u0442u0438u0445u0438u0438.

u0422u0430u043au0436u0435 u0432 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u043du0435u043cu0430u043bu043e u043cu0435u0442u0430u0444u043eu0440 (u00abu0431u043eu0440u043eu0442u044cu0441u044f u0441 u043cu0440u0430u043au043eu043c u0438 u0434u043eu0436u0434u0435u043cu00bb, u00abu0438 u0441u043eu0436u0430u043bu0435u043du044cu0435 u0433u043eu043du0438u0442 u043fu0440u043eu0447u044c u2014 u0432 u043eu0431u044au044fu0442u044cu044f u0445u043eu043bu043eu0434u0430 u0441u044bu0440u043eu0433u043e. ), u044du043fu0438u0442u0435u0442u043eu0432 (u00abu0443u0436u0430u0441u043du0430u00bb, u00abu0437u043bu0430u044fu00bb), u043eu043bu0438u0446u0435u0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0439 (u00abu0431u0435u0437u0443u043cu043du043e u0440u0435u0432u0435u0442u00bb, u00abu0431u0443u0448u0443u0435u0442 u0431u0443u0440u044fu00bb, u00abu0432u0435u0442u0435u0440 u0432u043eu0435u0442u00bb).

u041au0430u0440u0442u0438u043du0430 u044fu0440u043eu0441u0442u043du043eu0439 u0431u0443u0440u0438 u0432u0441u0442u0430u0435u0442 u043fu0435u0440u0435u0434 u0433u043bu0430u0437u0430u043cu0438 u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu044f u0431u043bu0430u0433u043eu0434u0430u0440u044f u043fu043eu0432u0442u043eu0440u0435u043du0438u044e u043eu0434u043du0438u0445 u0438 u0442u0435u0445 u0436u0435 u0441u043bu043eu0432 (u0434u043eu0436u0434u044c, u0432u0435u0442u0435u0440, u0431u0435u0437u0443u043cu043du043e, u043du043eu0447u044c, u0431u0443u0448u0443u0435u0442), u0430 u0442u0430u043au0436u0435 u0430u0441u0441u043eu043du0430u043du0441u0430u043c u043du0430 u0431u0443u043au0432u044b u00abu043eu00bb u0438 u00abu0443u00bb, u043fu043eu0437u0432u043eu043bu044fu044eu0449u0438u0445 u044fu0432u0441u0442u0432u0435u043du043du043e u0443u0441u043bu044bu0448u0430u0442u044c u0448u0443u043c u0434u043eu0436u0434u044f u0438 u0437u0430u0432u044bu0432u0430u043du0438u0435 u0432u0435u0442u0440u0430.

«О как безумно за окном…», анализ стихотворения Блока

В представлении большинства читателей ранняя лирика Александра Блока связана со «Стихами о Прекрасной Даме». Однако мало кто знает, что более ранним сборником был «Ante Lucem», что переводится с латыни – «До света». И действительно, все произведения, входящие в цикл (более 50), лишены светлого начала. Уже в названиях звучат мотивы ночи, сна, грозы, одиночества.

Показательным в этом смысле можно считать стихотворение «О, как безумно за окном. » Этому короткому произведению предпослан эпиграф из трагедии английского драматурга Вильяма Шекспира «Король Лир». Это вполне объяснимо: молодой Сашура Блок был увлечен театром. Доподлинно известно, что вместе со своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой они устраивали театральные представления в имении Шахматово, принадлежавшем семье матери Блока. Сам юный Саша Блок представил на сцене образ Гамлета, а Любовь Менделеева – образ Офелии.

Однако это стихотворение, датированное 24 августа 1899 года, посвящено актеру Александринского театра Василию Далматову, воплотившему на сцене данного театра лучшие трагические образы русской и мировой драматургии: Гамлета, Макбета, короля Лира, Иоанна Грозного. Больше всего, однако, Блок был восхищен ролью короля Лира, поэтому первые редакции стихотворения сохранили посвящение Далматову именно в этом образе.

Эпиграф задает основной тон стихотворению: все произведение пронизано состраданием к тем, кто в силу разных обстоятельств лишился крова. Монолог шекспировского героя, откуда взяты строки эпиграфа, обманутого, изгнанного из своего королевства, был призван вызвать участие в сердцах зрителей.

Скорее всего, внешним толчком для появления подобного лирического произведения стало эмоциональное потрясение от игры Василия Далматова. Однако многие исследователи раннего творчества Блока упоминают и скрытый мотив – непростые взаимоотношения с будущей невестой Любовью Менделеевой. За два года Александр написал почти триста стихотворений, но нет ни радости, ни счастья в его стихах, посвященных первой любви. Он будто чувствовал себя изгнанником.

Участием к судьбе изгнанников полон и лирический герой блоковского стихотворения «О, как безумно за окном…». Он признается:

Пейзаж призван подчеркнуть безумство, царящее за окном: бушующая буря, льющий без конца холодный дождь, воющий ветер. Все эти признаки ненастья рождают в душе героя двойственное чувство: с одной стороны, он сочувствует «лишенным крова», таким как шекспировский король Лир, как миллионы бедняков, влачащих жалкое существование в полуразваленных русских избах.

С другой стороны, герой, чувствующий себя в безопасности, мечтает броситься в «объятья холода сырого», чтобы «бороться с мраком и дождем». По мысли автора, именно такое состояние поможет не только испытать счастье борьбы (позже Максим Горький в своей «Песне о Соколе» назовет это «счастьем битвы»), но и разделить участь страдальцев. Ведь, как известно, страданиями совершенствуется душа человеческая.

Лирика Блока – творческое истолкование шекспировской трагедии, а не комментарий к ней. Страстная жажда идеального роднит героя Блока с героем Шекспира. Таким образом, творчество Блока следует рассматривать как движение, вовлекающее читателя в мучительное и страстное его размышление о судьбе человеческой и лице жизни, как своеобразную «историю души поэта».

Для этого поэт-символист использует параллелизм – стилистическую фигуру, состоящую из «рядом идущих» предложений, подчеркивающих сходство образов человека и природы. Бушующая за окном непогода призвана раскрыть бурю, творившуюся в душе лирического героя. Одиночество героя, его духовная «бесприютность» и становится ведущим мотивом этого небольшого произведения.

Повторяющиеся в конце стихотворения первые строки неожиданно меняются к концу: бушующая за окном «буря злая» сменяется бушующим, но изнывающим ветром. Этот образ призван подчеркнуть не столько жалость и сочувствие героя, сколько желание испытать сильное потрясение, способное перевернуть всю его жизнь.

Таким образом, искания юного Александра Блока, сложность его движения к единству с миром, неизбежные потери и обретения – всё это и составляет суть его лирики, всю его душу. Недаром современники Блока, например К. Чуковский, утверждали, что личность поэта оказывала на них просто магнетическое действие: «. В ту пору далекой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».

Литература. 6 класс

Конспект урока

А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  • поэзия А. А. Блока;
  • пейзажная лирика;
  • средства художественной выразительности.

Аллитерация – вид звукописи, основанный на повторе согласных звуков.

Ассонанс – вид звукописи, основанный на повторе гласных звуков.

Звукопись – повторение одинаковых или близких по качеству звуков в целях придания речи выразительности и образности, создания звуковой картины.

Гипербола – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств предмета или явления.

Драма – один из трёх (наряду с эпосом и лирикой) родов литературы. Драматургические произведения предназначены, как правило, для постановки на сцене. В основе драмы лежит конфликт.

Идея художественного произведения – основная мысль, то, ради чего написано произведение.

Интерьер – в художественном произведении – изображение внутренней обстановки помещения, комнаты, квартиры, дома. Один из способов характеристики героя.

Композиция – строение художественного произведения, расположение его частей.

Кольцевая композиция – одинаковые начало и концовка произведения.

Лирика (поэзия) – один из трёх (наряду с эпосом и драмой) родов литературы. Предмет изображения в лирике – чувства человека, его переживания, духовная жизнь.

Лирический герой – персонаж (герой) отдельного стихотворения или всех произведений поэта. Его личность, чувства, переживания, внутренний мир могут быть тождественны или отличны от личности и духовного мира поэта.

Жнúца – женщина, жнущая (срезающая специальным инструментом – серпом) хлебные злаки (колосья).

Межá – нераспаханная узкая полоса между полями.

Обездоленный – несчастный, лишённый самого необходимого, гонимый.

Список литературы

Обязательная литература

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В.И. Литература. 6-й кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 303 с.
2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6-й кл. – М.: Просвещение, 2018. – 255 с.

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6-й кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2018. – 64 с.

Дополнительная литература
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 365 с.

2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6-м классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Кн. для учителя литературы. – М.: Вербум, 2004. – 214 с.

4. Замышляева А. Н. Литература. 6-й класс. Система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2015. – 308 с.

5. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 6-й класс. – М.: Просвещение, 2006. – 465 с.

6. Крук И. Т. Поэзия Александра Блока. М.: Просвещение, 2007. – 489 с.

7. Орлова В. Н. Александр Блок. – М.: Художественная литература, 2016. – 538 с.

8. Челышева И. Л. Литература. 6-й класс: планы-конспекты уроков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 337 с.

Открытые электронные ресурсы

1. Мастерская «В помощь учителю. Литература». URL: http://center.fio.ru (дата обращения: 26.06.2019).

2. Электронная версия газеты «Литература» (приложение к «Первому сентября»). URL: http://www.1september.ru (дата обращения: 24.06.2019).

3. Электронная версия журнала «Вопросы литературы». URL: http://www.rol.ru (дата обращения: 26.06.2019).

4. Электронная версия журнала «Литература в школе». URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 24.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Александрович Блок почувствовал себя поэтом очень рано. В пять лет он уже бойко сочинял детские стихи. Развитию поэтического таланта Александра способствовало то, что он рос в творческой атмосфере (и его мать, Александра Андреевна Бекетова, и все близкие родственники были людьми одарёнными, пишущими), а также то, что много времени он проводил в родовом имении Шахматово, с 1891 до 1916 года он не пропустил ни одного дачного сезона. Одно из самых ярких воспоминаний юного поэта – как он катается на снопах сжатой ржи. Юный поэт чутко откликался на красоту родных пейзажей и в своих стихотворениях «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» также создал картины родной природы.

Читайте также:  Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блок

Стихотворение «Летний вечер» написано зимой 1898 года в Санкт-Петербурге, но навеяно оно воспоминаниями о лете. Юный поэт окончил гимназию, поступил в Петербургский университет и уехал на летний отдых в Шахматово. Яркие впечатления этого лета через несколько месяцев были воплощены в стихотворении.

Послушаем стихотворение «Летний вечер», представим пейзаж, который описывает лирический герой Блока, и проследим, какими средствами создаёт его поэт.

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей – красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Содержание двух первых четверостишии (строф) относит «Летний вечер» к пейзажной лирике. Лирический герой Блока видит лучи почти зашедшего уже солнца, севшего за сжатые поля с узкими полосками, межу, рощу вдалеке и восходящую над ней луну красного цвета.

Что слышит лирический герой? Песня женщины, жавшей рожь, становится тише. И больше ни звука. Тишина.

Используя существительные, метафоры, эпитет, Блок создаёт картину тихого летнего вечера.

Послушаем последнюю строфу стихотворения.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

Это четверостишье уже не является пейзажной лирикой. Оно передаёт состояние лирического героя, которое созвучно картине тихого летнего вечера. Гармония в природе отражает гармонию в душе героя Блока. Отброшены заботы и печали, нет мелочных целей и устремлений, умиление и тихое восхищение красотой вечера таково, что лирический герой готов умчаться на коне в поля, слиться с тишиной и покоем вечера.

Жанр этого стихотворения – элегия. Несмотря на то что в основе произведения – пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивают к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Последний катрен стихотворения обращён к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой.

Так Блок вводит философскую мысль о бренности, ненужности забот и печалей, о радости ощущения гармонии в природе и умиротворения в душе.

Последняя строфа стихотворения «Летний вечер» относит его к философской лирике и является его основной мыслью (идеей).

Совсем другое по изображённой в нём картине и по настроению героя стихотворение «О, как безумно за окном…».

Оно написано в августе 1899 года и связано с глубокими душевными переживаниями поэта. Он был безнадёжно, как ему казалось, влюблён в Любовь Менделееву. В Шахматове он поставил спектакль по пьесе А. С. Пушкина «Борис Годунов». Менделеева играла Марину Мнишек, а Блок – Лжедмитрия. Впоследствии она вышла замуж за поэта, но в период написания стихотворения ничто не предвещало счастливой развязки.

Стихотворению предшествует эпиграф: слова короля Лира, героя одноимённой трагедии Вильяма Шекспира, о бедных странниках, не имеющих дома и попавших в непогоду.

Эпиграф – изречение, краткая цитата, помещаемая перед произведением или его частью и поясняющая его основную идею, замысел автора.

Вы, бедные, нагие несчастливцы.

О, как безумно за окном

Ревёт, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождём,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишённых крова,

И сожаленье гонит прочь –

В объятья холода сырого.

Бороться с мраком и дождём,

Страдальцев участь разделяя…

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!

Основная тема этого стихотворения, написанного четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, – одиночество лирического героя.

Это небольшое произведение состоит всего из 12 строк. Кульминация в композиции наступает, когда герой эмоционально желает разделить страдания несчастных, попавших в эту бурю. При этом произведение начинается и заканчивается описанием ужасной бури. С помощью глаголов и глагольных форм, метафор и олицетворений, звукописи, эпитетов и эмоционально окрашенных слов автор создал картину бушующей непогоды и передал восприятие её лирическим героем.

Кроме того, стихотворение позволяет нам понять, каково состояние лирического героя.

Итак, в стихотворениях Александра Александровича Блока «Летний вечер» и «О, как безумно за окном…» психологическое состояние лирического героя, его чувства и переживания передаются сквозь призму изображённого пейзажа. Оба стихотворения являются философскими.

Писатель Константин Паустовский в своём очерке «Александр Блок» писал:

«Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину.

Как передать «хрустальный звон», как говорил Блок, пушкинских стихов, возникающих в нашей памяти совершенно внезапно при самых разных обстоятельствах.

Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас ещё нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление, чем оно великолепней, тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами.

Одним из таких прекрасных и во многом необъяснимых явлений нашей русской действительности является поэзия и жизнь Александра Блока…»

Теоретический материал для углублённого изучения

Поэтическое слово всегда очень эмоционально и предельно насыщено в смысловом плане, ведь поэт стремится в стихотворении передать всю гамму чувств своего лирического героя, показать во всей полноте его душевные движения.

Чтобы выразить их, поэт прибегает к тропам (употреблению слов в переносном значении) и фигурам речи (речевые обороты, которые в конкретной фразе, предложении приобретают повышенную выразительность и эмоциональность).

Вспомним некоторые виды средств художественной выразительности.

Метафора – средство художественной выразительности, в основе которого лежит перенос значения с одного предмета на другой на основе их сходства. Например: нос корабля, ножка стула, идёт дождь, «объятья холода» (А. А. Блок).

Олицетворение – вид метафоры, изображение неодушевлённых или абстрактных (неконкретных) предметов как живых существ. Примеры: солнце улыбнулось из-за туч, «ветер воет, замирая» (А. А. Блок).

Эпитет – слово, красочно определяющее предмет, подчёркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки, передающее отношение к нему говорящего. Например: золотой человек, золотая осень, ясная улыбка, хмурый взгляд, «буря злая» (А. А. Блок).

Для придания речи выразительности и образности, создания звуковой картины авторы используют звукопись – повторение одинаковых или близких по качеству звуков. Повтор гласных называется ассонансом, согласных – аллитерацией.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

…в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Часто средством выразительности в произведениях, в том числе и в стихотворениях, является их строение, то есть композиция. В стихотворении А. А. Блока «О, как безумно за окном…» она кольцевая: начало и концовка одинаковые.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов

Какими словами или словосочетаниями можно охарактеризовать эмоциональное состояние лирических героев стихотворений А. А. Блока? Рассортируйте утверждения.

Образ лирического героя крайне важен для понимания основной идеи стихотворения. Как и главный герой прозаического произведения, лирический герой поэтического сочинения может быть автобиографичен. Однако его характер бывает не столь явно описан.

Каковы настроение и эмоциональное состояние лирического героя стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» и лирического героя стихотворения А. А. Блока «О, как безумно за окном…»?

Необходимо рассортировать варианты ответов:

стремление слиться с природой

стремление разделить тяжёлую участь людей

Вспомним строки стихотворения «Летний вечер».

Поэтизирование летнего вечера, эффектно подобранные глаголы («замирает», «объята», «умчись»), преобладание прилагательных и существительных придаёт тексту описательный характер – всё говорит об умиротворении и гармонии лирического героя с окружающей природой.

Сравним со стихотворением «О, как безумно за окном…», название которого говорит о непогоде и разбушевавшейся стихии.

Мощь сил природы описана поэтом во всей беспощадности стихии. В этом ему помогает звукопись (резкие, отрывистые слова), действие выражено глаголами: «ревёт», «бушует», «несутся», «гонит прочь», «бороться», «изнывая».

Правильный ответ: настроение и эмоциональное состояние лирического героя стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» характеризуют радость, ощущение гармонии, стремление слиться с природой.

Настроение и эмоциональное состояние лирического героя стихотворения «О, как безумно за окном…» характеризуют сочувствие людям, одиночество, стремление разделить тяжёлую участь ближнего.

Ввод с клавиатуры

Введите с клавиатуры пропущенные в стихотворении слова:

О, как безумно за окном

Ревёт, бушует ____ злая,

Несутся __, льют дождём,

И ветер ___, замирая!

Мы можем вспомнить фрагмент стихотворения Александра Александровича Блока «О, как безумно за окном…». Кто же или что может бушевать за окном? Это буря. Льют дождём, конечно же, тучи. Автор поэтизирует ветер, который воет, замирая.

Презентация к уроку литературы в 6 классе. ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, “О, как безумно за окном. ”
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, “О, как безумно за окном. ” Презентация к уроку литературы в 6 классе. Анализ стихотворения А.А.Блока “Летний вечер”, Самостоятельная работа над стихотворением О, как безумно за окном. “

Скачать:

ВложениеРазмер
урок литературы 6 класс ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, “О, как безумно за окном. ”773.43 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Поэты XX века о Родной природе А.Блок «Летний вечер » ; «О как безумно за окном…»

Александр Александрович Блок

Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи Дремотой розовой объята Трава некошеной межи Ни ветерка, ни крика птицы Над рощей – красный диск луны И замирает песня жницы Среди вечерней тишины Забудь заботы и печали Умчись без цели на коне В туман и луговые дали Навстречу ночи и луне! ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Как называется стихотворение? Какие слова стихотворения, подтверждают это название? лето вечер Поле с жатой ржи Трава некошеной межи песня жницы Лучи заката Дремота, луна Вечерняя тишина Лексика стихотворения Какая картина возникает перед взором читателя?

Как называется картина, которая изображает природу? Пейзаж. Можем ли мы назвать стихотворение А.Блока пейзажной зарисовкой? Почему? Последний летний день Сергей Бойченко

Средства художественной изобразительности Найдите в тексте стихотворения эпитет и метафору Эпитет – ? Эпитет – это красочное, необычное определение . Эпитет обычно выражается именем прилагательным, причастием. Отвечает на вопрос: « Какой предмет?» Метафора – это? Метафора – скрытое сравнение

Эпитет – «Дремотой розовой » Метафора – « Красный диск луны» Что, кроме цвета, могут обозначать определения « красный », « розовый »? «КРАСНЫЙ диск луны» «дремотой РОЗОВОЙ» КРОВАВЫЙ ТРЕВОЖНЫЙ БЕСПОКОЙНЫЙ МЕЧТА ТИШИНА СПОКОЙСТВИЕ Вы обратили внимание на то, что эти слова несут противоположные значения и настроения ПОЧЕМУ? ЧТО ХОТЕЛ ЭТИМ ПОКАЗАТЬ АВТОР ЧИТАТЕЛЮ?

«КРАСНЫЙ диск луны» «дремотой РОЗОВОЙ» КРОВАВЫЙ ТРЕВОЖНЫЙ БЕСПОКОЙНЫЙ МЕЧТА ТИШИНА СПОКОЙСТВИЕ Вы обратили внимание на то, что эти слова несут противоположные значения и настроения ПОЧЕМУ? ЧТО ХОТЕЛ ЭТИМ ПОКАЗАТЬ АВТОР ЧИТАТЕЛЮ? Прочитайте об этом в учебнике на стр. 158 – 159 Ответ на вопрос запишите в тетради.

Самостоятельная работа над стихотворением А.Блока «О как безумно за окном…»

Тест 1. Прочитайте стихотворение А. А. Блока «О, как безумно за окном…» и выполните задания. А1. Какое настроение лирического героя передано в стихотворении? Отчаяние перед грозой Радость встречи с дождём Тревога и жалость к несчастным А2. Ведущей в стихотворении является тема: Узничества Природы Дружбы Свободы А3. Как называется художественно-выразительное средство. Которое используется в следующих стихотворениях: «ветер воет», «ревёт буря», «объятья холода»? Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение А4. Из скольких простых предложений состоит стихотворение А. А. Блока «О, как безумно за окном…»? (первые четыре строки) 1 2 3 4 В1. Какая рифма используется поэтом? В2. В строках «О, как безумно за окном ревёт, бушует буря злая…» используется синтаксический приём, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении. Назовите его. В3. С помощью какой части речи передаётся тревога лирического героя за «людей, лишённых крова»? В4. Укажите художественно-выразительное средство, которое используется поэтом в сочетаниях: «буря злая», «холода сырого» С1. Как соотносятся стихотворения «Летний вечер» и «О. как безумно за окном…»? Тест с сайта nsportal

Домашнее задание: Выучите наизусть одно из стихотворений А.Блока

Анализ стихотворения Блока Девушка пела

«Анализ стихотворения А. Блока “Девушка пела в церковном хоре”»

Стихотворение А. Блока “Девушка пела в церковном хоре” было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны.

Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва – надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого.

Вторая же часть: “И только высоко, у Царских Врат, /Причастный Тайнам,- плакал ребенок /О том, что никто не придет назад”, – раскрывает всю безысходную правду. При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, “что никто не придет назад”.

Стихотворение не имеет определённого размера, смешиваются двусложные и трёхсложные размеры (акцентный, или свободный стих) – чтобы не нарушить ритм, приходится двусложные части читать медленнее, нараспев. В первой части, в сочетании с алитерацией на “л” и “р”, на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности.

В стихотворении “девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие невозможно разрешить, его можно лишь охватить единым взглядом.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было на­писано А. А. Блоком в 1905 году, в период первой русской рево­люции, назревавшей гражданской войны. Также исследователи связывают это произведение с событиями русско-японской вой­ны, с Цусимским сражением.

Стихотворение построено по принципу антитезы. Прекрас­ное пение, девушка в белом платье, напоминающая ангела, кра­сота, покой и умиротворенность храма — все это противопостав­лено грубой действительности, ужасам и жестокости времени войн и революций.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Это пре­красная картина, увиденная поэтом в храме:

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Пение девушки становится здесь ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Мотив ушедшего в море корабля предполагает и возвращение его домой. Корабль у Блока — это символ обновле­ния, надежды. Исследователи отмечали, что образ поющей де­вушки переходит в стихотворении в образ поющего голоса, «ле­тящего в купол», а затем — в образ поющего платья: «белое пла­тье пело в луче». Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы. Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни. И мрак этот постепенно рассеивается под воздей­ствием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь.

Вторая часть произведения — это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, пес­ню и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, «Причастного Тайнам», возвращает нас к жестокой реальности. Здесь поэт раз­вертывает библейский фразеологизм: «Устами младенца глаго­лет истина». И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю:

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко у Царских Врат,

Причастный Тайнам, — плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитет («в тихой заводи»), анафору (в каждой строфе), метафору («голос, летящий в купол»). Музыкальность, напевность этого произве­дения создается с помощью многочисленных анафор, ассонан­сов («Девушка пела в церковном хоре»), синтаксического парал­лелизма («И голос был сладок, и луч был тонок…»).

Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. На­писал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту. Каждое свое пуб­личное выступление он заканчивал чтением именно этого сти­хотворения.

Здесь искали:
  • девушка пела в церковном хоре анализ
  • девушка пела в церковном хоре
  • анализ стихотворения девушка пела в церковном хоре

Блок. Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» – лучшее сочинение

Стихотворение Александра Блока “Девушка пела в церковном хоре&#8230-” написано летом 1905 года. Поражение первой русской революции Блок воспринимал как личную трагедию.

Он был сознательным гражданином, события 1905 года затронули его знакомых и родственников, однако как поэт и творческая личность он чувствовал, что царизм изжил себя и ничего прогрессивного он обществу не дает, и кровавое подавление революционного движения угнетало автора.

Стихотворение построено на антитезе двух образов, первый – это прекрасная как ангел девушка, которая поэт в храме божественной красоты песню, второй – младенец как чистое божье творение интуитивно чувствуя, что случилось что-то нехорошее, плачет “у Царских Врат”. Эти два образа отождествляют веру в светлое будущее, надежду и всю правду, боль революции.

Первая часть стихотворения занимает его большую часть. Прихожане слушают в храме девушку, которая поет песню-молитву обо всех, кто покинут свою страну, избегая преследований, образ кораблей символизирует соотечественников, которые оказались в чужих краях.

Люди слушают эту прекрасную песню, смотрят на красивую девушку и кажется, будто ничего плохого в этом мире быть не может. Ее пение вселяет надежду, что все покинувшие родину найдут утешение на чужбине, обретут там покой, а здесь все образуется и жить станет легче, лучше. Нежная песня молодой девушки заставляла забыть обо всех мучениях и лишениях, которые испытали люди, все это забывалось, а сердце наполняла лишь всепоглощающая надежда.

Однако всему этому действу противопоставляется плачущий младенец. Его маленькое сердце испытывает боль, он не подвержен иллюзиям и интуитивно чувствуя, что произошло что-то ужасное, ребенок плачет о тех, кто уже никогда не вернется, о погибших.

Блок показывал скорее свое отношение к происходящему, нежели общественное мнение, это он очень хотел верить в светлое, в хорошее, но понимал все голую неприкрытую правду. А правда была ужасна – революция была жестоко подавлена, и рассчитывать на реформы или положительные изменения в жизни не приходилось.

  • Блок. Анализ стихотворения «В ресторане»

Стихотворение Александра Блока “В ресторане” написано в 1910 году, оно.

Блок. Анализ стихотворения «Осенняя воля»

Александр Блок создал целый ряд удивительных произведений о родине.В.

Блок. Анализ стихотворения «Есть минуты, когда не тревожит…»

Страшные годы, суровые времена, тяжелейшие испытания силы воли и веры.

Блок. Анализ стихотворения «Мне страшно с Тобой встречаться…»

Знаменитый российский поэт Александр Александрович Блок, родился.

Блок. Анализ стихотворения «Ты в комнате один сидишь…»

Необходимо отметить, что Лирика великого русского поэта Александра.

Блок. Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»

Стихотворение Александра Блока “Вхожу я в темные храмы&#8230-” написано.

Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»

Стихотворению Брюсова «Кинжал» предшествуют два стихотворения известных.

Анализ стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”

Надежда – порой единственное, что всегда остается с человеком. Какие бы невзгоды ни происходили в его жизни, сколько боли бы ни принес очередной день, нужно лишь верить в наступление лучшего. Тогда и справляться с трудностями становится хотя бы немного легче.

Именно о надежде рассказывает Александр Блок в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре». Однако автор противопоставляет этому светлому чувству жестокую реальность, настоящий ужас действительности. Кроме того, все произведение пропитано грустью, причем происходит ее градация: от светлой в начале произведения и горькой в конце. С первых строк мы знакомимся с образом девушки, которая поет в церкви. Мы понимаем, что она молится Всевышнему о том, чтобы все те, кто ушел на войну, остались в живых и обрели покой. Блок показывает её, как чистого и светлого ангела, способного в одиночку донести до небес свою мольбу. Её голос преисполнен надежды, она верит и заставляет верить других, что её слова будут услышаны, что больше не будет ни боли, ни смерти. Все люди вокруг окутаны мраком, их души скорбят по ушедшим, им остается лишь уповать на это создание, пытающееся своим пением спасти страждущих. Ей удается обратить на себя внимание этих людей, несмотря на их обреченность, она выступает своего рода посланником, о чем говорят нам и луч, сияющий на её плече, и белое платье. Девушка выступает из беспросветной тьмы, наполнившей сердца народа и желает хоть как-то снять тяжелое бремя, доставшееся не только отсутствующим воинам, но и тем, кто, не переставая, ждет их. В первых трех строфах автор сумел подарить читателю прекрасное чувство, сопровождающее и героев стихотворения: и толпу опечаленных людей, и неземную девушку. Да, и в наших сердцах живет надежда, теперь мы верим, что обязательно всё будет хорошо, и каждый солдат вернется домой, что смерть обойдет стороной любого. Но в последней строфе Блок беспощадно сталкивает нас с жестокой реальностью, разбивает все иллюзии. Спасения не будет. Никто не вернется назад. Впереди лишь смерть и страдания. И что страшнее, знание это нам передает ребенок, беззащитный малыш, который из-за своей святости и невинности посвящен в безжалостную тайну. И он не может ничего сделать, только лишь безотрадно плакать из-за открывшейся горькой правды. Ему не дается вера, её заменило это мучительное пророчество. Ужасает, что ребенок лишен ценнейшего чувства надежды, и поэтому, несмотря на детский возраст, ему суждено страдать сильнее всех.
Для передачи ощущения надрывности поэт использует различные приемы. Ярким средством художественной выразительности здесь является анафора, присутствующая во всех строфах. К тому же, произведение не имеет четко определенного стихотворного размера, что также подчеркивает его напряженный строй.
В одном из своих самых сильных и ранящих в сердце произведений «Девушка пела в церковном хоре» Александр Блок показывает нам двойственность мира, где всякая вера может, в конце концов, оказаться бесполезной, а надежда – абсолютно бессмысленной. Но это не значит, что мы не должны испытывать эти чувства. Наоборот, важна даже небольшая толика убежденности в счастливом будущем. И пусть всё, возможно, осуществится совсем не так, и впереди будут лишь несчастья, даже миг полной уверенности просто необходим.

Анализ стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”

«Девушка пела в церковном хоре…» А.Блок

«Девушка пела в церковном хоре…» Александр Блок

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо. Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями. Именно в этот период поэтом было создано очень волнующее и трогательное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», в котором автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения .

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов. В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

Самым ярким впечатлением, которое вынес из посещения храма поэт, стало пение девушки в церковном хоре, чей голос, «летящий в купол», дарил надежду всем, кто находился рядом. Девушка пела о «кораблях, ушедших в море» и обо всех «усталых в чужом краю». За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках. О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто. Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей. Поэтому в песне девушки из церковного хора многие услышали обещание того, что «радость будет», и люди, выступившие в защиту своих прав, сложат оружие. Конфликт между правящей элитой и низшими сословиями будет урегулирован, и жизнь войдет в привычное, безмятежное русло.

Однако Александр Блок понимает, что прошлого уже не вернуть, и революция 1905 года является своеобразной «генеральной репетицией» перед кровавой и беспощадной бойней, которая неизбежна когда простым людям нечего терять, кроме собственной жизни. Поэтому автор убежден, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых. Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей и лишающей надежды строчкой — «у Царских Врат, причастный Тайнам, — плакал ребенок о том, что никто не придет назад».

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем. Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.

Послушайте стихотворение Блока Девушка пела

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, как и другие произведения Блока, полностью соответствует устоям символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты – это строки, посвященные революционным выступлениям и расстрелам. Краткий анализ “Девушка пела в церковном хоре” по плану, использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять поэта и настроение его эпохи.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.
История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных восстаний в стране. Также на поэта повлияли и рассказы о Цусимском сражении, поскольку именно в это время завершилась поражением русско-японская война.

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощенная в молитве невинной девушке, и заведомая обреченность этой молитвы.

Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое и чистое будущее, воплощенуню в образе чистой душой девушки. Вторая часть полностью ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость бренной жизни, которая стоит на крови и страданиях.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.

Метафоры – “пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» А. Блока

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам,- плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Филологический анализ стихотворения

Александр Блок – крупнейший поэт 20 столетия, начал свой путь как поэт-символист. Если стихотворения «Первой книги» стихотворений проникнуты мистицизмом и далеки от реальной жизни, то, начиная с 1905 года, у Блока обострился интерес к общественной жизни. Русско-японская война, Первая русская революция открыла глаза поэта на реальную действительность. В связи с этим в творчестве Блока второго периода начали звучать мотивы, ведущие его к сближению с народом, родиной и жизнью. Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», написанное в августе 1905 года, вошло в цикл «Разных стихотворений» (1904 – 1905) «Второй книги» Блока. Поэт откликается на военные события русско-японской войны, в которой погибло огромное количество сыновей русской земли, многие были ранены, захвачены в плен. Тема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» — молитва о погибших и не вернувших с войны, наполненная верой в светлое будущее и надеждой, что она будет услышана. Интересна и необычна идея стихотворения – показать обреченность этой молитвы. Рассмотрим подробнее стилистику, синтаксис, языковые единицы и образный строй текста. Стихотворение состоит из четырех абзацев (строф), взаимосвязанных между собой. Каждая строфа имеет смысловую завершенность, что активизирует внимание читателя. Композиционно текст можно разделить на две части. Первые три четверостишия – молитва девушки, проникнутая светлой надеждой и святой верой в то, что всё будет хорошо. Последняя строфа, а, следовательно, вторая смысловая часть, словно отрицает первую, показывая обреченность этой молитвы. Благодаря приему антитезы, перед нами предстает противоречивый мир: земное и божественное, вера в святость молитвы и её обреченность. Целостность всего текста достигается не только по смыслу. Автор использует семантические повторы: точные лексические повторы («о всех», «луч», «радость», «корабли», «голос», «что», «и»), синонимические повторы («смотрел и слушал», «тихой» — «светлой», «сладок» — «тонок»), корневые повторы («кораблях» — «корабли», «чужой» — «чужбине», «усталых» — «усталые», «на белом» — «белое»). Таким образом, нетрудно заметить, что стихотворение построено на повторах, и это, безусловно, является одной из сильных позиций данного стихотворения. Именно повторы являются ключевыми словами и составляют семантическую доминанту данного текста. У стихотворения особый размер – четырехударный дольник. Известно, что дольник занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Таким образом, данное стихотворение имеет ритмическую организацию, но в то же время число безударных слогов между ударными не постоянно. Четырехударный дольник передает взволнованность героини, придает тексту напевность и мелодичность. В стихотворение Блока чередуется мужская и женская рифма, что придает ему большую музыкальность и плавность (хОре – краЮ, мОре – своЮ, кУпол – плечЕ, слУшал – лучЕ, бУдет – кораблИ, лЮди – обрелИ, тОнок – ВрАт, ребЁнок – назАд). Мужская рифма в конце строфы подчеркивает законченность текста. Стихотворение имеет перекрестную рифмовку, которая придает ему особую выразительность. В третьей строфе наблюдается неточная рифма:

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой гавани все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

В каждом четверостишии нетрудно заметить анафору («о всех», «и», «что»), придающую тексту взволнованность и эмоциональность. Кроме того, в тексте используется приём многосоюзия. Повторяются сочинительные и подчинительные союзы: «и луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал… И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди… И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко…». Этот стилистический приём создает эффект нанизывания сочинительных и придаточных частей подчинительных предложений. В связи с этим на протяжении всего стихотворения постепенно усиливается эмоциональное напряжение. В первом четверостишии прослеживается бессоюзие, благодаря чему молитва девушки становится более выразительной. Во втором четверостишие наблюдается инверсия «пел ее голос, летящий в купол», тем самым интонационно выделяющий слово «голос» для последующего причастного оборота, несущего в себе эстетизм. Своеобразна и временная организация стихотворения. В тексте немного глаголов, что говорит о статичности, отсутствии динамики. Интересно, что в первых трёх строфах (первой смысловой части) использованы глаголы несовершенного вида прошедшего времени («пела», «пел», «сиял», «смотрел и слушал», «пело», «казалось») что указывает на длительность и повторяемость действия. В связи с этим мы словно слышим многократное повторение молитвы. Произнося ее снова и снова, сила просьбы увеличивается, мы словно входим в состояние единения с Всевышним. Время будто замедляется, создавая иллюзию о светлом будущем. Однако во второй смысловой части помимо глаголов прошедшего времени несовершенного вида («был», «плакал») появляется глагол совершенного вида «не придёт» в будущем времени. Он указывает на завершенность действия – молитва услышана Богом. Следует обратить внимание и на то, что в данном случае глагол «не придёт» обозначает не только конец действия, но в то же время и его начало. Таким образом, выражение «никто не придет назад» приобретает дополнительный смысловой оттенок и становится метафорой, предвещающей будущие потрясения 20 столетия. Художественное время в данном тексте неразрывно связано с художественным пространством. Эту взаимосвязь принято называть хронотопом. В этом стихотворении читатель оказывается вовлеченным в два пространства, границы которых слишком размыты и практически не ощущаемы: с одной стороны, реальное и земное – девушка поет молитву в храме (1 – 3 строфы), с другой стороны – божественное (последняя строфа). Художественная выразительность и поэтичность текста стихотворения Блока достигается благодаря использованию однородных членов предложения, осложненных причастными оборотами. Автор использует причастные обороты для эстетического воздействия на чувства читателей. Своеобразна фонетика стихотворения Александра Блока. Аллитерация согласных р, л придает тексту благозвучие и музыкальность, молитва девушки словно произносится нараспев (пела, хоре, усталых, краю, кораблях, море, р адость, пел, голос, летящий, в купол, луч сиял, на белом, из мрака смотрел и слушал, белое платье пело в луче, казалось, корабли, усталые люди, светлую, обрели, сладок, только). Акцент на шипящие звуки является выражение той тишины, которая всегда царит в храме (девушка, чужом, ушедших, забывших, летящий, слушал, луч, чужбине, жизнь, Причастный, что, каждый). Для последней строфы характерна аллитерация на звонкие согласные (голос, сладок, луч, тонок, у Царских Врат, Причастный Тайнам, плакал ребёнок), что придает ощущение надрывности. Таким образом, мотив обреченности молитвы усиливается с каждой строчкой стихотворения. Особенна и тропика «Девушка пела в церковном хоре». С помощью перифраз «у Царских Врат» и «Причастный Тайнам» Блок делает текст стихотворения более возвышенным, божественным. Мы понимаем, что Царские Врата – это алтарь в церкви, а Причастный Тайнам – причащенный, т.е. приобщенный душой к высшей природе и к вечной жизни в ней. Для придания красочности и выразительности автор использует эпитеты: «чужом краю», «голос, летящий в купол», «на белом плече», «в тихой , «светлую жизнь», «луч… тонок», «голос… сладок». Особенным является эпитет «голос был сладок», показывающий желанность и искренность молитвы. Метафоры «пел ее голос» и «платье пело» подтверждают всепоглощенность молитвой по погибшим и не вернувшимся, искреннюю веру в ее силу. Несомненно слова-символы занимают одно из главных мест в стихотворении, являются его доминантой. С помощью символов поэт помогает читателю понять систему художественных образов и развитие авторской идеи. Дополнительный смысловой оттенок приобретает под пером Александра Блока слово «корабль». Он символизирует всех людей, ушедших на русско-японскую войну и не вернувшихся обратно. «Купол» становится олицетворением самого Бога. Молитва, произносимая девушкой, взывает к Иисусу, поэтому она «летящая в купол», т.е. обращенная к Богу. Да и сам образ девушки приобретает дополнительную семантическую окраску. Перед нами не просто девушка, а обобщенный образ женщины, ждущей своих сыновей с войны. Блок играет с символикой цвета. Недаром он использует белый цвет: девушка одета в белое платье. Она словно ангел. Через белый цвет автор пытается воздействовать на мысли читателя, чтобы он смог понять чувства самого поэта. Белый цвет – многозначный символ. Однако в данном стихотворении он символизирует нравственную чистоту души, невинность, материнскую заботу, приближенность к Богу. Образ луча тоже символичен. С одной стороны, луч как символ надежды людей. С другой стороны, луч как подтверждение того, что молитва услышана Богом. Кроме того, луч является связующей ниточкой мира земного и божественного, но она очень хрупка, поэтому «луч был тонок». Особой символикой обладает образ ребёнка. Вообще, ребёнок – это символ чистой, искренней и безгреховной души. Он оказывается самым приближенным к божественному миру, поскольку проходит обряд Причащения. Ребенок плакал «высоко, у Царских Врат», потому что именно около алтаря (на престоле) проходило таинство принятия Святых Даров (хлеба и вина, которые во время причащения превращались в Тело и Кровь Христовы). Плач ребенка символизирует скорбь и сожаление самого Бога. Он знает, что «никто не придёт назад». Таким образом, слова-символы, синтаксическая и композиционная организация, семантические повторы являются доминантой стихотворения. Аллитерация, тропика и метрика усиливают эмоциональное воздействие на читателя, придают эстетизм. Благодаря приему антитезы, Александр Блок показывает нам, с одной стороны, святость молитвы и веру в ее исполнение, с другой – ее обреченность, скорбь самого Бога. Блок рисует нам противоречивый мир, наполненный надеждой на светлое будущее, но в то же время жестокостью и злостью.

История создания

Ранняя поэзия Блока проникнута революционными идеями и мятежным духом. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на эмоциях, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела сокрушительное поражение. Будучи патриотом, Блок тяжело переживал не просто поражение флота, но и гибель огромного количества русских солдат.

Художественные приемы

В своей работе автор использовал разные тропы, которые позволили передать особую атмосферу стихотворения. Это лирическая работа, так как поэт делится личными чувствами и переживаниями. По его мнению, люди могли бы перестать вести бессмысленные столкновения, но они не хотят от этого отказываться.

Ссылка на основную публикацию