Анализ стихотворения Осенняя воля Блока

«Анализ стихотворения А.А. Блока «Осенняя воля»»

Тема родины у Блока приобретает мощное звучание к концу его творчества, однако стихи о родине встречаются и в самых первых его сборниках (“Ante lucem”, “Распутья”). Стихотворение 1905 года “Осенняя воля”, включённое поэтом во второй том его стихов, стоит в преддверии цикла “Родина” (1907–1916), целиком написанного о чувствах поэта к России.

Уже первая строка “Осенней воли” отсылает читателя к русской поэтической традиции размышлений о месте человека в природе, о его чувствах к ней: это парафраз строки Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”. Переклички с этим лермонтовским стихотворением мы встречаем и дальше в “Осенней воле”: появляется тема одиночества, пустыни (герой оказывается один в безлюдном пустынном пространстве), дороги (у Лермонтова герой выходит “на дорогу”, у Блока — “на путь знакомый”), песни (герой Лермонтова хочет “день и ночь” слушать “сладкий голос”, поющий про любовь, герой Блока — “голос Руси пьяной”, он слышит “нищего, распевающего псалмы”, поёт “про свою удачу”).

Есть желание слиться навек с природой, противопоставленное смерти: у Лермонтова герой хочет “забыться и заснуть! // Но не тем холодным сном могилы…”, а так, чтобы рядом

…вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Блоковский герой хочет навсегда соединиться с нею и не может этого не сделать:

Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

В обоих стихотворениях герой сначала созерцает и описывает природу, потом обращается к своим чувствам и желаниям. Говоря о себе, герои обоих стихотворений переходят на просторечие: “Жду ль чего? Жалею ли о чём?” (Лермонтов), “Запою ли про свою удачу, // Как я молодость сгубил в хмелю…” (Блок).

Однако у этих двух стихотворений есть очень важное различие: если у Лермонтова описывается какая-то абстрактная земля, “пустыня”, которая “внемлет Богу”, на которой лежит некий божественный отпечаток, и этой землёй можно только восхищаться, противопоставляя себя ей (Лермонтов использует нарочито разные стили, когда говорит о земле и о герое), и “искать свободы и покоя” в ней, то у Блока желанная земля — это его родина, его родная земля — Русь — и родная природа, которую можно просто любить.

Какой же предстаёт Русь в “Осенней воле”? В этой родине нет никаких элементов современной Блоку действительности: в ней почти нет людей (только одинокий “нищий, распевающий псалмы” и “много нас — свободных, юных, статных”, которые умирают без любви к родине — в финале стихотворения), нет города, фабрик, рабочих, бедняков, блудниц — того, о чём Блок писал в предыдущих своих стихах. То есть родина в этом стихотворении — это некий универсум, где возможен контакт любящей души с природой. Здесь нет даже Бога — только герой и “дали необъятные”. Однако родина в “Осенней воле” — это не только простор. В стихотворении есть детали, показывающие “страны родимой нищету”: пустынный путь, “жёлтой глины скудные пласты”, нищий, “мокрые долы”. Создаётся скудный, однообразный пейзаж, рождающий только уныние и грусть. Это чувство в своём восприятии родины Блок считает очень важным, неотъемлемым от образа родины: не случайно рядом стоят строки “Над печалью нив твоих заплачу” и “Твой простор навеки полюблю”, слова “жить” и “плакать” в последней строке стихотворения. Тем не менее на этом тусклом фоне есть яркие пятна, выделенные цветом и эмоциями, интонацией: есть красный цвет “густых рябин в проезжих селах” во втором четверостишии, в третьем герою “призывно машет” узорный, “цветной рукав”, а рядом “пляшет // И звенит, звенит, в кустах пропав”, его веселье.

На этом причудливом фоне стихотворения ярче проступают и черты родины, и взаимоотношения героя с нею. Герой видит, что его родина — земля нищая, сирая, пьяная; и просторечие, которым герой заговорил о себе, нужно затем, чтобы показать не бездну между нею и собой, а близость и сходство с ней: его песня перекликается с песнями родины, его “молодость в хмелю” — с “пьяной Русью”, отдыхом “под крышей кабака”. Описание родины наполнено множеством конкретных деталей: “битый камень”, “упругие кусты”, “густые рябины в проезжих селах”, кабак, “нищий, распевающий псалмы”; появляются реальные черты русской жизни: бедность, кабак, тюрьма, песни, пьянство. Это напоминает нам строки из стихотворения Лермонтова “Родина”:

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужиков.

Сходство строк лермонтовской “Родины” и блоковской “Осенней воли” очевидно: герой видит и любит в родине природу и отдельные стороны русской жизни: сельский быт, пьяных мужиков, песни, дорогу. Однако есть и отличие: Блок не только не поэтизирует простую русскую жизнь, но и не описывает её так подробно, как Лермонтов, у него почти совсем нет людей. Зато в приметах этой жизни у Блока проявляются удаль, разбой, которых нет у Лермонтова: “разгулялась осень в мокрых долах”, герой “молодость сгубил в хмелю”. Появляется и “окно тюрьмы”, которая немыслима в лермонтовской “Родине”.

Герои обоих стихотворений описывают русскую жизнь, как они её видят и чувствуют. Однако если герой Лермонтова — лишь созерцатель, который эту жизнь “встречает по сторонам”, скача по дороге и “взором медленным пронзая ночи тень”, то герой Блока сам участвует в этой жизни, отправляется, как “каменным путём влекомые” нищие и странники, в путь, погружается в эту жизнь.

Эти два стихотворения объединяет и тема странности любви героя к родине. Но любовь эта разная. Лермонтовский герой говорит о своей любви как о не поддающейся никакому разумному истолкованию (“Не победит её рассудок мой”). Он отказывается от любви и уважения к России как к стране, славной своими воинскими победами, к Руси с её “тёмной старины заветными преданьями” и испытывает нелогичную, непонятную привязанность к простой, незаметной жизни в русских деревнях.

Герою Блока, наоборот, именно родина может дать покой и ясность. Он не в силах противиться желанию уйти в эти “дали необъятные” и не знает, как жить без них (“Как и жить и плакать без тебя!”). Родина ему близка, и слиться с нею значит для него соединиться с чем-то родным и давно любимым. Однако он осознаёт, что путь этот гибелен, — недаром в стихотворении так ясно присутствует тема смерти: это не только люди, которые “умирают, не любя”, но и герой, умирающий в любви (о своём пути к родине он говорит: “И земля да будет мне легка!”, а так обычно говорят об умерших — “Да будет земля ему пухом!”).

В желании героя соединиться с родиной есть некоторое противоречие: он ищет покоя, приюта, любви, а устремляется в “дали необъятные”, которые как раз “приютить” не могут. Однако герой осознаёт всё это и своё обращение к родине воспринимает как сознательный выбор (не случайно в названии стихотворения присутствует слово “воля”):

Нет, иду я в путь никем не званый.

Итак, нарочито следуя в своем стихотворении традициям русской поэзии, Блок создаёт совсем новую Русь и спектр чувств к ней. Их причудливое, парадоксальное сплетение лежит в основе построения этого стихотворения. Неясность, “непрозрачность” его смысла подчёркивает странную любовь героя к родине (вспомним, что стихотворение Лермонтова, где говорится о “странном”, не поддающемся логике чувстве, имеет очень чёткую и логичную композицию, герой уже в первых строках стихотворения прописывает, что он любит в родине, а что — нет). “Осенняя воля” начинается с описания тусклой природы, которая так дорога герою, несмотря на ее скудость и сирость. Второе четверостишие раздвигает план стихотворения за рамки конкретного пейзажа, появляются “кладбища земли”. Во втором и третьем четверостишиях добавляются яркие пятна, разнообразящие этот унылый пейзаж. И герой отправляется в путь за “узорным, цветным рукавом”, неизвестно чьим. Желание приблизиться к этому яркому пятну перерастает в желание слиться с природой, появляется сильное интимное чувство и ощущение неотделимости от природы в финале стихотворения.

Всё стихотворение написано пятистопным хореем — размером, традиционно использующимся в русской поэзии для размышлений на философские темы. Выделяется одна строка в последнем четверостишии, написанная трехстопным хореем, — “Умирает, не любя”. Так дополнительно подчёркивается эта “странная любовь” к родине, соединяющая жизнь и смерть, радость и плач.

Очём же это стихотворение? О той сокровенной любви к родине, логически необъяснимой, которая привязывает героя к родине, заставляет любить её земной любовью и одновременно мечтать раствориться в её далях, чтобы сохранить полноту своих чувств к ней.

Анализ стихотворения Блока “Осенняя воля”

Стихотворение Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу.”. Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли.
Как и у М. Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви (“Много нас – свободных, юных, статных – Умирает, не любя.”), и о смерти (“Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли.”).
Мятежный осенний пейзаж заставляет героя задуматься о смысле жизни, о

Отражение чувств и мыслей Блока в его стихах Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он – наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений – символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании.

Сюжет поэмы Блока “Двенадцать”. Ее герои своеобразие композиции Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания.

Творчество Блока в критике и литературоведении МЛ. Волошин: “Поэма “Двенадцать” является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя ни самому себе, ни своим приемам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и – что удивительно.

Образ России в лирике А. Блока Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок “Кругом тонула Россия Блока”, – именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после.

Философская глубина содержания лирики А. Блока Творчество Александра Блока – одно из наиболее значительных явлений русской поэзии. Его стихи продолжают лучшие традиции поэзии XIX века – философская глубина содержания, лиризм и гражданственность, предельная отточенность формы содержат.

Стихотворение из цикла “На поле Куликовом” В этом стихотворении можно выделить две части: первая (3 четверостишия) внешне спокойная, во второй происходят сражения, льется кровь. В первой части время течет лениво, медленно, как река. Но вызов брошен.

Образ Христа в поэме Блока “Двенадцать” Образ Христа в “Двенадцати” связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее – с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со “Скифами”.

Тема Родины в творчестве Александра Блока К вопросу о родной земле, так или иначе, подходило большинство поэтов, и всякий по-своему постигал известную для старого и малого Родину – Россию. Среди них и Александр Александрович Блок. Одной.

Трагедия любви в лирике Блока В моей душе любви весна Не сменит бурного ненастья. А. Блок Говорят, что каждый мужчина через всю жизнь бережно проносит в своих мыслях и мечтах созданный еще в юношеские годы.

Образы русской природы в стихах А. Блока о России За снегами, лесами, степями Твоего мне не видно лица. Только лъ страшный простор пред очами, Непонятная ширь без конца? А. Блок Тонкий лирик и психолог, Блок удивительно точно и зримо.

Почему Христос? (по поэме “Двенадцать”) Одно не подлежит сомнению: он не имел в виду ничего похожего на традиционное, иконописное изображение Христа. Его Христос – это даже не столько бесплотное видение, сколько некое лирическое представление о.

Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока Печальная доля – так сложно, Так трудно и празднично жить, И стать достоянъем доцента, И критиков новых плодить. Блок Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и.

“Двенадцать” Блок – Александр Блок и революция Блок встретил революцию восторженно и упоенно. Близкий поэту человек писал: “Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами”. В числе очень немногих тогда представителей художественной и научной интеллигенции поэт сразу.

Тема любви в лирике А. Блока (1) Любовная лирика – важная страница творчества любого поэта. В ней он открывает свою душу, говорит о самом сокровенном. В кризисном, катастрофическом XX столетии любовная лирика выражает безмерно усложнившиеся связи между.

Конкретно психологическое и символическое в “Стихах к Прекрасной Даме” Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви. Ты гадаешь – Меня не зови, – Я и сам уж давно ворожу. Блок С самого раннего возраста Александр Александрович Блок увлекся философией.

Стихотворение Блока “О, я хочу безумно жить.” Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все.

Библейские аллюзии в поэме А. Блока “Двенадцать” России суждено пережить муки, Унижения, разделение; но она выйдет Из этих унижений новой и – По-новому – великой. А. Блок Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после.

Образы русской природы в стихах А. Блока Тонкий лирик и психолог, Блок удивительно точно и зримо отражает в своих произведениях картины природы России. Он не идеализирует окружающее. Ему милы убогие и скучные пейзажи родной страны, близка неброская.

Идея “любви ненависти” к жизни в поэзии А. Блока Почти никогда не бывает так, чтобы поэзия не воссоздавала какие-то моменты жизни самого поэта. Человек, который не знал радости любви, не пережил горечи разочарований, не ощутил взлета души, никогда не.

Эволюция темы родины у А. Блока от стихотворений “Осенняя воля” и “Русь” к стихотворениям “Россия” и “Новая Америка” Праздник радостный, праздник великий, Да звезда из-за туч не видна. Ты стоишь под метелицей дикой, Роковая, родная стран Блок Тема Родины явилась основной в творчестве Блока. О чем бы он.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Блока “Осенняя воля”

Анализ стиха «Осенняя воля» Блока А. А

Стихотворение А. А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком философском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли.

Как и у М. Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви, и о смерти.

Мятежный осенний пейзаж заставляет героя задуматься о смысле жизни, о собственном пути в этом мире. Это прежде всего путь поэтического познания окружающего мира. Не случайно стихотворение

А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!». Однако лирический герой

А. А. Блока одинок, его признания в любви обращены к родной земле. Правда, в третьей строфе появляется загадочный женский образ, который призывно машет вдали, но этот образ скорее всего не возлюбленная лирического героя, а та самая Русь, к которой в шестой строфе герой обращается:

Жена моя!». Здесь он еще более тесно свяжет образ родины и возлюбленной.

Интересно также в этой связи сопоставить стихотворение «Осенняя воля» со стихотворением «Осенняя любовь», написанном в 1907 году. Как и первое, второе произведение включает в начальных строфах образ рябины: «Когда в листве сырой и ржавой Рябины заалеет гроздь…» .

1905 год — год первой русской революции. Красный цвет в данном случае воспринимается не только как неотъемлемая особенность осеннего пейзажа, но и как отголосок мятежных кровавых революционных событий. Созвучна с этим настроением и свободолюбивая, почти анархическая позиция лирического героя: «Нет, иду я в путь никем не званый, И земля да будет мне легка!

Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака».

А. А. Блок в стихотворении широко использует повторы и восклицания, риторические вопросы и инверсии. Пейзаж в стихотворении динамичен, олицетворения, цветаст. Кольцевую композицию образует мотив простора. В первой строфе подчеркивается «путь, открытый взорам», в предпоследней — простор, который навеки покорил сердце лирического героя, а в последней — вновь возникает образ необъятных дачей.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

Название стихотворения «Осенняя воля» можно понимать в двух планах: воля — это свобода, которой так наслаждается душа лирического героя, и одновременно волевое усилие, помогающее ему продолжать свой жизненный путь. Произведение отличается проникновенным лиризмом и философским взглядом на мир.

Дайджест:

Анализ стихотворения БЛОКА «К МУЗЕ» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», на­писанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно тради­ционна для русской и мировой поэзии. Поэт. .

Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке…» Цветаева «Имя твое — птица в руке…» . Лирическое произве­дение открывает цикл из шестнадцати стихотворений, посвя­щенный А. А. Блоку. Первое стихотворение написано в 1916 году и посвящено расшифровке имени Блока. Стихотворение. .

Анализ стихотворения Хлебникова «Воля всем» В первой половине 20 века футуризм стал одним из наиболее востребованных литературных течений. Именно футуристы в своей «рубленой» манере писали очень яркие патриотичные стихи, посвященные революции. К числу тех, кто. .

Анализ стихотворения Блока «Я был смущенный и веселый…» В 1906 году жизнь Блока заполнил театр. Началось все осенью с «суббот», в рамах которых актеры общались с поэтами и художниками. Проходили они в репетиционном зале петербургского театра Комиссаржевской, расположенном. .

Анализ стихотворения Блока «Как день, светла, но непонятна…» Любовь Александровна Андреева-Дельмас сыграла важную роль в жизни Блока. Оперная певица, обладавшая красивым голосом и яркой внешностью, очаровала поэта. Сильнейшее впечатление на Александра Александровича производил созданный ей образ Кармен в. .

Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия» Гражданский выбор России, ее дальнейшая судьба особо волновали поэтов «серебряного века», среди которых А. А. Блок — «трагический тенор эпохи», по словам Анны Ахматовой. Тема Родины становится ведущей в лирике. .

Анализ стихотворения Блока «Мне страшно с Тобой встречаться…» Дебютная книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме», создававшаяся в период с 1901 по 1902 год и выдержанная в духе символизма, посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в. .

Анализ стихотворения Блока «Старик» В 1903 году Блок сочетался браком с Любовью Дмитриевной Менделеевой — дочерью знаменитого ученого-химика. Свадьбе предшествовали длительные и порой мучительные для обеих сторон отношения. В период с 1901 по 1902. .

Анализ стихотворения Блока «Как океан меняет цвет…» Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, — Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья. .

Тема России в лирике А. А. Блока Центральная тема творчества. Для А. А. Блока тема России была основополагающей: «Тема о России… Этой те­ме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос. .

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» Блока «Девушка пела в церковном хоре…» . Стихотворение из цикла «Стихи о Прекрасной даме» «Девушка пела в церков­ном хоре…» наполнено символами: «голос, летящий в купол», сияющий луч на белом плече, «белое. .

Анализ стихотворения Блока «Она молода и прекрасна была…» Около восьмидесяти стихотворений, созданных в период с 1898 по 1900 год, Блок объединил в цикл «Ante Lucem». Некоторые из произведений посвящены первой любви поэта — Ксении Михайловне Садовской, с которой. .

Анализ стиха А. А. Фета Очень сложно выбрать какое-нибудь одно или даже два стихотворения Фета, чтобы провести анализ. Однако я не могу проанализировать все стихи этого поэта, поэтому я остановлюсь на одном из всего многообразия. .

Анализ стихотворений Блока Нечаянная радость, Земля в снегу Символический и реалистический пласты стихотворения перепле­таются: конкретные детали ок­ружены символическими образами. В 1910 году А. Блок, написав несколько поэтических циклов: «Нечаянная радость»; , «Земля в снегу»; , готовит к печати. .

Анализ стихотворения Блока «Она, как прежде, захотела…» В 1907 году Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок, брак которой складывался неудачно и счастья ей приносил мало, решила вплотную заняться актерской карьерой. Супруг ее увлечения не одобрял, так как не видел в. .

Анализ стихотворения Блока «Помнишь ли город тревожный…» Ранние стихотворения, написанные в период с 1898 по 1900 год, Блок объединил в цикл под названием «Ante Lucem» . Ряд произведений поэт посвятил Ксении Михайловне Садовской. С ней шестнадцатилетний Александр. .

На тему: ОСЕННЯЯ ФАНТАЗИЯ ОСЕННЯЯ ФАНТАЗИЯ Осенью у меня всегда хорошее настроение. Когда у меня что — то не получается, я смотрю на букет красных и желтых листь­ев, который стоит у меня в комнате. .

Анализ стихотворения Блока «Одинокий, к тебе прихожу…» Произведение, созданное в начале лета 1901 г., вошло в сборник «Стихов о Прекрасной Даме». Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не наделяется сверхреальными чертами, подобающими таинственной. .

Лирический герой Блока Блок — верьте, это настоящее — волей божьей — поэт и человек бесстрашной искренности. М. Горький. Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания шедевра. Ведь. .

Стихотворение А. Блока «Вхожу я в темные храмы.» Символист Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о «Прекрасной Даме». В них — чистая отроческая любовь К прекрасному, рычарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для. .

Лучшие стихотворения Александра Блока «Незнакомка». Стих вошел в сборник «Нежданная Радость» , которую сам Блок оценивал как «переходную книгу», т. е. такую, в которой рядом с мистическими настроениями ожидания вселенского обновления и прихода Прекрасной. .

Анализ стихотворения Блока «Я вышел. Медленно сходили…» Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге «Стихи о Прекрасной Даме». Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих. .

Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» Блок «Мы встречались с тобой на закате…» Это стихотворение Александра Блока относится к циклу «Стихи о Прекрасной Даме». В нем два мотива: мотив встречи, который звучит в первых трех строфах, и. .

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенин «Собаке Качалова» . Именно животное становится единственным другом лирического героя уже в поздний период творчества в стихотворении «Собаке Качалова». Данное произ­ведение начинается с обращения лирического героя к своему четвероногому другу. .

Анализ стихотворения «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» Стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение было написано А. А. Блоком 10 октября 1912 года на его квартире в Петербурге. Оно вошло в поэму «Пляс­ки смерти», включенную. .

Анализ стихотворения Блока «Две любви» Автобиографическая основа произведения несомненна: молодой поэт передает свои чувства, испытанные по отношению к двум женщинам, Ксении Садовской и Любови Менделеевой. С первой из них связано юношеское увлечение Блока. Роман с. .

Анализ «На поле Куликовом» Блока А. А В годы, последовавшие за поражением первой русской революции, Блоком все больше овладевает предчувствие грядущей грандиозной катастрофы, становящееся внутренним пафосом его дальнейшего творчества. Он выступает с докладами и статьями «Народ и. .

Понятие «Родина» у Блока «Родина» для Блока — понятие широкое, поэтому он посчитал возможным включить в цикл «Родина» стихотворения и сугубо интимные, и стихотворения, прямым образом связанные с проблематикой «страшного мира» . В эпоху. .

Анализ стихотворения Блока «В ресторане» Принято считать, что у Александра Блока была всего лишь одна муза — его супруга Любовь Менделеева. Именно этой женщине посвящено подавляющее большинство стихов поэта, который продолжал любить жену даже после. .

Анализ стихотворения Блока «Там — в улице стоял какой-то дом…» Лирический субъект «Стихов о Прекрасной Даме» не всегда соответствует рамкам образа благородного рыцаря, который видит смысл существования в поклонении женскому идеалу. В произведениях, появившихся весной 1902 г., усиливаются дисгармоничные интонации. .

Анализ стихотворения Блока «Моей матери» Александр Блок очень трепетно относился к своей матери Александре Андреевне, считая, что именно она привила ему любовь к литературе и научила ценить жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому неудивительно, что. .

Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…» Стихотворение «О, вещая душа моя…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф. И. Тютче­вым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская. .

Анализ стихотворения «Березы» Рубцова Н. М «Березы» Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза. .

Анализ стихотворения Блока «Одной тебе, тебе одной…» В 1897 году семнадцатилетний Блок испытал первое сильное любовное чувство. Роман закрутился в небольшом немецком городе-курорте Бад-Наугейме, куда молодой поэт прибыл вместе с матерью и тетушкой. В роли возлюбленной выступила. .

Анализ стихотворения Блока «Мчит меня мертвая сила…» Свой первый цикл стихов Александр Блок посвятил Прекрасной Даме, прототипом которой стала его будущая супруга Любовь Менделеева. Отношения с ней складывались весьма непросто, хотя поэт был знаком со своей избранницей. .

Анализ стихотворения Блока «Ворона» В 1913 году Блок выпустил две небольших детских книги: «Сказки» и «Круглый год». Поэту не посчастливилось познать радость отцовства. Поэтому его стихотворения для маленьких читателей основаны на впечатлениях, полученных в. .

Основа конфликта в поэме Блока «Двенадцать» Имя Александр Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, прийдя в Россию из Западной Европы на рубеже 19 и 20 веков, обогатившись достижениями русской стихотворной. .

Воля й любов у лірику Пушкіна Пушкін А. З Воля й любов у лірику Пушкіна 8 жовтня 1824 р. Пушкін писав В. Ф. В’яземській з Михайлівського в Одесу: «Усе, що нагадує мені море, наводить на мене смуток — журчанье. .

Анализ стихотворения Блока «Снежное вино» Взаимоотношения Александра Блока и Любови Менделеевой складывались весьма странным образом. Поэт боготворил свою супругу, но, вместе с тем, предпочитал удовлетворять свои физиологические потребности с другими женщинами, так как считал, что. .

Анализ стихотворения Блока «Когда-то гордый и надменный…» К 1910 году брак Александра Блока и Любови Менделеевой уже фактически распался. Поэт разочаровался в своей музе, которая, в свою очередь, платила супругу той же монетой. Супруги жиль своей жизнью. .

Анализ стихотворения Блока “Осенняя воля

Стихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…” . Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли.

Как и у М. Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви (“Много нас – свободных, юных, статных – Умирает, не любя…”), и о смерти (“Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли…”).

Мятежный осенний пейзаж заставляет героя задуматься о

А. А. Блока одинок, его признания в любви обращены к род­ной земле. Правда, в третьей строфе появляется загадочный женский образ, который призывно

Интересно также в этой связи сопоставить стихотворение “Осенняя воля” со стихотворением “Осенняя любовь” , написан­ном в 1907 году. Как и первое, второе произведение включает в начальных строфах образ рябины: “Когда в листве сырой и ржа­вой Рябины заалеет гроздь…” (Сравним в “Осенней воле”: “Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали”).

1905 год – год первой русской революции. Красный цвет в данном случае воспринимается не только как неотъемлемая особенность осеннего пейзажа, но и как отголосок мятежных кровавых революционных событий. Созвучна с этим настрое­нием и свободолюбивая, почти анархическая позиция лириче­ского героя: “Нет, иду я в путь никем не званый, И земля да будет мне легка! Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака”.

А. А. Блок в стихотворении широко использует повторы и восклицания, риторические вопросы и инверсии. Пейзаж в стихотворении динамичен (“Ветер гнет упругие кусты”), оли­цетворения (“печаль нив”, “разгулялась осень в мокрых до­лах”), цветаст (“желтая глина”, “красный цвет рябин”). Коль­цевую композицию образует мотив простора. В первой строфе подчеркивается “путь, открытый взорам”, в предпоследней – простор, который навеки покорил сердце лирического героя, а в последней – вновь возникает образ необъятных далей.

Название стихотворения “Осенняя воля” можно понимать в двух планах: воля – это свобода, которой так наслаждается душа лирического героя, и одновременно волевое усилие, по­могающее ему продолжать свой жизненный путь. Произведе­ние отличается проникновенным лиризмом и философским взглядом на мир.

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения А. Блока “Осенняя воля” (комментарий к стихотворению) Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, посвященных России – ее сложной истории.

Анализ стихотворения А. А. Блока “Осенняя воля” Анализ стихотворения А. А. Блока “Осенняя воля” Социально-исторический контекст стихотворения сложен и противоречив. Это время начала страшных и трагических перемен в судьбе России, всего народа, которые не могли не отразиться.

Анализ стихотворения Хлебникова “Воля всем В первой половине 20 века футуризм стал одним из наиболее востребованных литературных течений. Именно футуристы в своей “рубленой” манере писали очень яркие патриотичные стихи, посвященные революции. К числу тех, кто.

Анализ стихотворения Блока “Я, отрок, зажигаю свечи…” Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих. Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого химика сперва не хотела иметь.

Анализ стихотворения Фета “Осенняя роза Личные переживания, связанные с трагической гибелью Марии Лазич, оставили глубокий след в творчестве Афанасия Фета. Чувство угнетения и раскаяния не смогли скрасить ни вполне благополучный брак поэта, ни финансовый достаток.

Анализ стихотворения Блока “О, весна без конца и без краю…” (1) Стихотворение А. Блока “О, весна без конца и без краю…” было написано 24 октября 1907 года, оно входит в цикл “Заклятие огнем и мраком”. Стихотворение наполнено оптимизмом, имеет символическое значение.

Анализ стихотворения Цветаевой “Дикая воля Раннее Творчество Марины Цветаевой до сих пор вызывает споры у литературных критиков. Некоторые из них убеждены, что свои лучшие произведения поэтесса создала на рубеже 1909-1910 годов. Других же больше впечатляет.

Анализ стихотворения Блока “Глушь родного леса Усадьбу Шахматово, расположенную примерно в двадцати километрах от Москвы, дед Блока купил в 1874 году. Поэт отдыхал в ней каждое лето на протяжении практически всей жизни. Родители начали возить его.

Анализ стихотворения А. А. Блока “Незнакомка” Александр Александрович Блок прожил короткую, но яркую жизнь. Как гениальный поэт и мыслитель Блок выражал настроения и взгляды очень многих интеллигентных людей той эпохи и был кумиром современников. Блок хотел.

Анализ стихотворения Блока “Твое лицо мне так знакомо Единственной музой Александра Блока была его супруга Любовь Менделеева, брак с которой не сложился по ряду причин. Тем не менее, именно этой женщине поэт посвятил подавляющее большинство своих лирических стихов.

Анализ стихотворения Блока “Плачет ребенок. Под лунным серпом Стихотворение А. Блока “Плачет ребенок под лунным серпом…” , написано 14 декабря 1903 года и входит в книгу “Стихи о Прекрасной Даме”. Стихотворение можно отнести к раннему периоду творчества Блока.

Анализ стихотворения Блока “Мой остров чудесный Семейная жизнь Александра Блока складывалась весьма непросто, так как поэт считал – любить супругу можно и на расстоянии. Он жил под одной крышей с Любовью Менделеевой несколько лет, но при.

Анализ стихотворения Блока “Вхожу я в темные храмы Любовной лирике в Творчестве Александра Блока отводится ключевое значение. И в этом нет ничего удивительного, так как 17-летний поэт, испытавший сильные чувства к Любови Менделеевой, сумел сохранить их на всю.

Анализ стихотворения Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (2) Стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека…” , созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта. Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность.

Анализ стихотворения Блока “Ты отходишь в сумрак алый Лето 1899 года подарило Александру Блоку множество открытий. Одним из них стало возобновление знакомства с подругой детства, соседкой по загородному имению Любовью Менделеевой, которая к тому времени превратилась в серьезную.

Анализ стихотворения Блока “Похоронят, зароют глубоко В 1909 году в жизни Александра Блока произошло два трагических события. Сперва скончался его родной отец, с которым поэт после развода родителей поддерживал отношения, а затем Любовь Менделеева, супруга Блока.

Анализ стихотворение Блока “Русь Александр Александрович Блок – это поистине великий выдающийся поэт XX столетия. Мне кажется, правы те, кто говорили, что истинный поэт-лишь тот, кто живет одной жизнью с Родиной, разделяет ее судьбу.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

Анализ стихотворения Блока “Смятение Не секрет, что семейная жизнь Александра Блока сложилась весьма неудачно. Однако поэт ни разу не пожалел о том, что связал свою судьбу с Любовью Менделеевой, которая стала его музой и.

Анализ стихотворения Блока “Россия” (1) Тема Родины, России имела первостепенное значение в Творчестве Александра Блока. Стихотворение “Россия” начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от.

Анализ стихотворения Блока “Сольвейг В жизни Александра Блока был довольно непродолжительный период, когда он увлекся творчеством зарубежных драматургов и даже сам пытался писать пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха. Любимым автором поэта стал.

Анализ стихотворения Блока “Белой ночью месяц красный Не секрет, что Александр Блок начинал свою литературную карьеру как поэт-символист, придавая огромное значение не столько содержанию, сколько причинно-следственным связям в своих произведениях. Поэтому неудивительно, что многие произведения поэта нужно.

Стихотворение А. А. Блока “Россия” Стихотворение А. А. Блока “Россия” Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тема Родины – тема России – занимала особое место.

Анализ стихотворения Блока “Незнакомка Когда речь заходит о творческом наследии русского поэта Александра Блока, многие нередко вспоминают хрестоматийное стихотворение “Незнакомка” , написанное в 1906 году и ставшее одним из лучших романтических произведений данного автора.

Анализ стихотворения Блока “Бегут неверные дневные тени Александр Блок, бесспорно, обладал даром пророчества, поэтому многие его стихи сегодня можно рассматривать, как зарифмованные предсказания. Касались они не только различных событий, которые впоследствии произошли в России, но и затрагивали.

Анализ стихотворения Блока “Всю жизнь ждала Семейная жизнь Александра Блока с самых первых дней складывалась непросто. Поэт боготворил свою избранницу, однако был убежден, что в браке важен духовный союз, а не физическая близость. В итоге Любовь.

Анализ Стихотворения Александра Блока “Коршун” В биографии Александра Блока давно известно, что он является поэтом, который тесно сотрудничал с советской властью, желавший кардинальных изменений в застоявшемся обществе. Стихотворение “Коршун” было написано в 1916 году, через.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А. БЛОКА (вариант 1) Лирический герой Блока – это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока – живой, яркий характер самого поэта. Лирический герой.

Анализ стихотворения Блока “Я смотрел на слепое людское строение Поэтов Александра Блока и Андрея Белого связывала долгая дружба, черта под которой была подведена в 1907 году. Именно тогда супруга Блока Любовь Менделеева ушла к Белому, и этот любовный треугольник.

Анализ стихотворения Блока “Шли на приступ. Прямо в грудь На рубеже 19 и 20 веков Александр Блок в силу своего юношеского максимализма мечтал о переменах. Как и многие поэты этой эпохи, он хотел изменить мир, сделать его лучше и.

Тема родины в творчестве А. А. Блока Тема родины в творчестве А. А. Блока I. “О Русь моя! Жена моя. ” 1. Обстановка замкнутой дворянской культуры и интеллигентности в семье и окружении – исток поэтического восприятия мира А.

Анализ стихотворения осенняя воля блока. Онлайн чтение книги сборник стихов осенняя воля

Блок писал свою Осеннюю волю в 1905 году, будучи довольно молодым, но все-таки состоявшимся поэтом. Название и содержание стихотворения позволяют трактовать его как своеобразное завещание, но не такое, которое пишет перед отходом престарелый человек, но такое, которое способен написать молодой поэт. Нечто раздольное и своевольное, оно как прощание человека, уходящего на фронт, который может вернуться, а может и не вернуться.

Мотив гибельности и завещания отмечен в двух частях стихотворения, в самом начале, где говорится об осени, которая обнажает «кладбища земли» и в завершении, где поэт просит «приюти ты в далях необъятных» свою родную землю, без которой не может жить. Таким образом стихотворение становится чем-то наподобие песни-мольбы для родной земли или исповеди, в которой поэт открывает собственную душу, предлагает свое видение мира.

Содержательно мы видим фигуру странника – лирического героя, который пребывает в некотором разнузданном положении души, он видит кладбища земли, он привлекается чьим-то цветным рукавом, который призывно машет. Этому страннику будто известен путь и не удивительно, ведь Блок старается тут передать национальный характер, склонный к веселью, но глубоко размышляющий о гибельности всего живого. Весьма характерными являются образы тюрьмы и заточения, в котором пребывает герой и из которого его как бы может вызволить чья-то усмешка.

Также характерен образ нищего, при этом не просто нищего, а такого, который поет псалмы. Перед нами и сам поэт в образе бродяги, который идет по этой земле, каменным путем-дорогой и не привязан к земному, а душой пребывает на небе, и собственно характер этой земли, этих людей. Здесь характерный герой – нищий, который поет псалмы, святой, которого зовет в дорогу какое-то небесное провидение.

Далее поэт уточняет – он сам выбрал этот путь, «никем не званый» и просит только «и земля да будет мне легка», то есть мы можем видеть тут просьбу о том, чтобы было легко идти по этой земле, но в действительности, перед нами снова мотив гибели. Речь идет о том, чтобы земля, под которой его погребут, была легкой. Снова возникает образ своевольного характера, который идет по этой дороги жизни как обреченный на гибель солдат для которого итог в этой битве известен и он всегда является гибелью.

Итог наполнен светлым пессимизмом. Поэт признается в любви к родной земле и просит не только за себя, просит за всех, кто «умирает не любя…». Ведь не представляется возможным жить без этой земли и если кому-то не удалось осознать любовь к собственной земли, за них попросит поэт, он попросит, чтобы родная земля приютила каждого.

В завершение хотелось бы отметить возможность трактовки названия Осенняя воля как отсылку к какой-то высшей воли, созвучной именно с характером этой земли. Своеобразной воле к радостной гибельности, перманентному ощущению осени и приближения зимы, которое и рождает нищих поющих псалмы и поэтов, отдыхающих под крышами кабаков. Трудно описать такое ощущение, но его попытался, на мой взгляд, передать Блок в своем стихотворении.

Анализ стихотворения Осенняя воля по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зеленый шум Некрасова

Произведение Некрасова Зелёный шум вышло из-под пера поэта во второй половине XIX века и сразу было допущено его публикование в журнале Современник.

Анализ стихотворения Цветы Есенина

Свое произведение Цветы, которое относится к жанру поэмы, Есенин в письмах современникам называл если не лучшим, то одним из лучших. Он считал его творением философским, таким для чтения которого требуется определенное отношение

Анализ стихотворения Мать Бунина

Произведение представляет собой преобразованный драматический лиричный сюжет в виде изображения живописного портретного образа, воссоздающего иконописный облик божьей матери.

Анализ стихотворения Тютчева Фонтан

Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать профессию дипломату и был отправлен в Мюнхен

Анализ стихотворения Певице Фета

Использованные в стихотворении выразительные средства хорошо гармонируют с его названием. Поэт стремился передать словами воздействие другого искусства – музыки.

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.

Кто взманил меня на путь знакомый,
Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Или – каменным путем влекомый
Нищий, распевающий псалмы?

Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю…
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…

Много нас – свободных, юных, статных –
Умирает, не любя…
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

Анализ стихотворения «Осенняя воля» Блока

Стихотворение А. Блока «Осенняя воля» (1905 г.) напрямую связано с революционными событиями в России. В это время поэт окончательно порывает с мистицизмом и обращается к патриотической теме. На первом этапе революционного движения 1905 г. Блок горячо поддерживал стихийные выступления. Он идеализировал революцию и считал, что только так русский народ обретет долгожданную свободу, которую он отождествлял с древнерусской вольницей.

Лирический герой, судя по всему, выходит из заключения («окно тюрьмы»). Возможно, это всего лишь художественный образ, символизирующий обретение внутренней свободы. Так или иначе, для него открыта широкая дорога. На первый взгляд хмурый осенний пейзаж не предвещает ничего хорошего («битый камень», «глины скудные пласты»). Лирический герой отмечает, что непогода «обнажила кладбища земли». Но он обращает внимание на «красный цвет», который несомненно символизирует революционное движение. Именно это позволяет герою веселиться и с надеждой продолжать свой нелегкий путь.

Автор задает себе вопрос: кто побудил его вступить на эту дорогу? Он с гордостью признается, что сам выбрал этот путь. Лирический герой с радостью окунается в грубый мир «Руси пьяной». Он хочет раствориться в огромной массе простого народа, почувствовать на себе его нелегкую жизнь. В произведении появляется мотив бесшабашной удали, который в дальнейшем блестяще разработает С. Есенин.

В последних двух строфах Блок уже прямо выражает свою любовь к родине. Поэт с горечью признает, что на Руси еще слишком много печали и страданий. Это вызывает у него слезы. Но родину нельзя не полюбить. Только в ее «далях необъятных» можно найти покой и понимание.

Произведение «Осенняя воля» очень близко по смыслу и идейной направленности стихотворениям и . Блок развивает тему искренней любви к нищей и серой России, резко отличающуюся от официального казенного патриотизма. Он замечает все недостатки своей несчастной страны, но они только усиливают его трепетное отношение к ней. Новаторскими являются скрытые намеки автора на неизбежность и радостное ожидание грядущей революции. Ведущую роль в ней будут играть все отверженные обществом «свободные, юные, статные» люди, которые не представляют себе жизни без родины.

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.

Кто взманил меня на путь знакомый,
Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Или — каменным путем влекомый
Нищий, распевающий псалмы?

Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю…
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…

Много нас — свободных, юных, статных —
Умирает не любя…
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

Анализ стихотворения Блока «Осенняя воля»

Произведение, созданное летом 1905 г., предвосхищает появление оригинальной трактовки патриотической темы, в которой осознание острых жизненных противоречий не может заглушить печальную искреннюю любовь к родному краю.

Возникающий в зачине мотив «каменного пути» вызывает в памяти классическое « » Лермонтовский «эффект» поддерживается запоминающимся ритмическим рисунком, основанным на пятистопной хореической строке. Однако философское содержание двух текстов разнится. Усталая страдающая душа лермонтовского героя жаждет гармонии, достигаемой вечным успокоением. Блоковский субъект речи не мыслит себя без родной земли – погрязшей в нищете, но прекрасной. В идейном отношении к анализируемому стихотворению гораздо ближе другое лермонтовское творение – « », герой которой предпочитает официальному пафосу славословий трепетное, интимное признание в любви к березам, полям, ночным огонькам деревенских изб.

Пейзаж, возникающий в первых строфах «Осенней воли», скуден и дисгармоничен: порывистый влажный ветер веет над косогорами, покрытыми обломками камня, и островками желтой глины. Сумрачная картина порождает мотив смерти. Олицетворенный образ разгулявшейся осени открыл миру «кладбища земли». Единственной яркой доминантой становятся рябиновые ягоды, однако и здесь автор опирается на амбивалентные характеристики оттенков красного, которые могут обозначать тревогу, опасность, душевный диссонанс.

Обобщая впечатления от картины природы, субъект речи прибегает к ключевому понятию «веселье» – бесшабашное бойкое поведение, которое составило основу одной из версий национального характера. Ей соответствует и характеристика лирического «я», беспечного странника, чей неторопливый путь пролегает по нищей земле.

Стремление к безудержному веселью демонстрирует не только отрицательные стороны народного характера. Оно символизирует жажду свободы. Противоречивые желания, в которых вольница сочетается со своеволием, побудили лирического субъекта отправиться в дорогу.

Интересно решение персонифицированного образа русского веселья, напоминающего действия молодой дерзкой крестьянки. Пляска, звон, попытка спрятаться, наконец пестрый рукав в роли визуального ориентира – эти особенности призваны подчеркнуть динамичность образа.

Мотив напрасного существования придает финалу острое трагическое звучание. Завершает стихотворение просьба, адресованная родной земле, которая становится единственной отрадой и мирным приютом для несчастных скитальцев.

Александр Блок, как и многие другие писатели и поэты, нашел смысл своей жизни в творчестве, поэтому с удовольствием писал свои стихотворения, где одной из главных тематик была . В строках своих стихов, которые поэт посвящает своей стране, через призму сложной судьбы он освещает свою признательность Родине и патриотические чувства. Как раз была основной в его очередной работе Осенняя воля. Прочитав отрывок из произведения поэта, мы предоставим его .

Свое стихотворение о Родине и ее природе писатель назвал Осенняя воля. Может от того, что именно осень навеяла поэту эти мысли, а может потому, что именно осенняя пора заставляет многих людей предаваться ностальгии и думать о смысле жизни. И вот, стихотворение Осенняя воля Блока переносит нас на тот путь, где оказался лирический герой. Перед его взором открываются не совсем приятные картины. Он видит пласты глины, битый камень, ощущает ветер. На улице осень, которая обнажила все вокруг, сбрасывая листву, тем самым оголяя могилы. В этих строках стихотворения чувствуется тревога, но вместе с тем, мы замечаем, то даже эти картины вдохновляют героя. Его душа веселится, а вдали, будто кто-то манит своим рукавом. Кто же это может быть? Герой пытается это понять, думая, что его влечет голос нищего. Но затем он убеждается, что никто его не зовет. Просто его манит голос пьяной Руси. И он идет на этот зов, ничего не боясь, зная что, на Родине ему будет всегда легко. Родина для него, что свет в окне тюремном. Правда, прочитав эту часть стихотворения, поначалу видишь образ женщины. Но, тут же понимаешь, что именно Русь представлена в женском образе, в образе матери. И этим объясняется почему так сильно влечет героя Родина, ведь без матери жизнь не мила.

Обращаясь в последних строках своего произведения Осенняя воля, герой просит приютить всех в необъятных далях, ведь невозможно жить без Родины и любви к ней.

В своем анализе стихотворения Осенняя воля, мне бы хотелось отметить и такую особенность, как пересечение этого стихотворения со стихом Лермонтова . Здесь мы также замечаем тему одиночества, песни и дороги. Но есть в нем и отличия. В стихотворении Лермонтова видна некая абстрактная земля, а вот в стихе Осеняя воля мы замечаем описание конкретного места. И это вся Русь с ее прекрасной природой, которую невозможно не любить.

Осенняя воля. «Осенняя воля» Блок, анализ стихотворения. Анализ стихотворения «Осенняя воля» Блока

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.

Кто взманил меня на путь знакомый,
Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Или — каменным путем влекомый
Нищий, распевающий псалмы?

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Осенний день

Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю…
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…

Много нас — свободных, юных, статных —
Умирает не любя…
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

Анализ стихотворения Блока «Осенняя воля»

Произведение, созданное летом 1905 г., предвосхищает появление оригинальной трактовки патриотической темы, в которой осознание острых жизненных противоречий не может заглушить печальную искреннюю любовь к родному краю.

Возникающий в зачине мотив «каменного пути» вызывает в памяти классическое « » Лермонтовский «эффект» поддерживается запоминающимся ритмическим рисунком, основанным на пятистопной хореической строке. Однако философское содержание двух текстов разнится. Усталая страдающая душа лермонтовского героя жаждет гармонии, достигаемой вечным успокоением. Блоковский субъект речи не мыслит себя без родной земли – погрязшей в нищете, но прекрасной. В идейном отношении к анализируемому стихотворению гораздо ближе другое лермонтовское творение – « », герой которой предпочитает официальному пафосу славословий трепетное, интимное признание в любви к березам, полям, ночным огонькам деревенских изб.

Пейзаж, возникающий в первых строфах «Осенней воли», скуден и дисгармоничен: порывистый влажный ветер веет над косогорами, покрытыми обломками камня, и островками желтой глины. Сумрачная картина порождает мотив смерти. Олицетворенный образ разгулявшейся осени открыл миру «кладбища земли». Единственной яркой доминантой становятся рябиновые ягоды, однако и здесь автор опирается на амбивалентные характеристики оттенков красного, которые могут обозначать тревогу, опасность, душевный диссонанс.

Обобщая впечатления от картины природы, субъект речи прибегает к ключевому понятию «веселье» – бесшабашное бойкое поведение, которое составило основу одной из версий национального характера. Ей соответствует и характеристика лирического «я», беспечного странника, чей неторопливый путь пролегает по нищей земле.

Стремление к безудержному веселью демонстрирует не только отрицательные стороны народного характера. Оно символизирует жажду свободы. Противоречивые желания, в которых вольница сочетается со своеволием, побудили лирического субъекта отправиться в дорогу.

Интересно решение персонифицированного образа русского веселья, напоминающего действия молодой дерзкой крестьянки. Пляска, звон, попытка спрятаться, наконец пестрый рукав в роли визуального ориентира – эти особенности призваны подчеркнуть динамичность образа.

Мотив напрасного существования придает финалу острое трагическое звучание. Завершает стихотворение просьба, адресованная родной земле, которая становится единственной отрадой и мирным приютом для несчастных скитальцев.

«Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» «Сижу за ширмой. У меня…» «Твое лицо мне так знакомо…» «Многое замолкло. Многие ушли…» Демон «Всю жизнь ждала. Устала ждать…» «Ушла. Но гиацинты ждали…» «Ночью в саду у меня…» «Ты, может быть, не хочешь угадать…» Пляски осенние «Милая дева, зачем тебе знать, что жизнь нам готовит…» Авиатор «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…» «Ветр налетит, завоет снег…» «Жизнь – без начала и конца…» «Зачем в моей усталой груди…» «Город покинув…» «И нам недолго любоваться…» «Вот Он – Христос – в цепях и розах…» «Всюду ясность Божия…» «Он занесeн – сей жезл железный…» «Распушилась, раскачнулась…» Вдвоем Ветхая избушка Ворона И опять снега Бледные сказанья «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Я вижу блеск, забытый мной…» «Пусть светит месяц – ночь темна…» «Одной тебе, тебе одной…» «Ты много жил, я больше пел…» «Пора забыться полным счастья сном…» «Пусть рассвет глядит нам в очи…» «Муза в уборе весны постучалась к поэту…» «Полный месяц встал над лугом…» «Ловя мгновенья сумрачной печали…» «Она молода и прекрасна была…» «Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне…» «В ночи, когда уснет тревога…» Servus – reginae Сольвейг Ангел-хранитель «Я был смущенный и веселый…» «О, весна без конца и без краю…» «Когда вы стоите на моем пути…» «Я помню длительные муки…» «О доблестях, о подвигах, о славе…» На поле Куликовом «Как тяжело ходить среди людей…» «Когда ты загнан и забит…» «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…» «Земное сердце стынет вновь…» «Была ты всех ярче, верней и прелестней…» Соловьиный сад Скифы «Его встречали повсюду…» Незнакомка «Ночь, улица, фонарь, аптека…» В углу дивана «Барка жизни встала…» «Ветер принес издалёка…» Гамаюн, птица вещая «Своими горькими слезами…» В ресторане «Я стремлюсь к роскошной воле…» «Сумерки, сумерки вешние…» «Погружался я в море клевера…» «Скрипка стонет под горой…» Рассвет «Бегут неверные дневные тени…» «Мне снились веселые думы…» «Вхожу я в темные храмы…» «Просыпаюсь я – и в поле туманно…» «Ты из шопота слов родилась…» Шаги Командора «Не легли еще тени вечерние…» «Я – Гамлет. Холодеет кровь…» «Как день, светла, но непонятна…» «Девушка пела в церковном хоре…» «Превратила всё в шутку сначала…» «По улицам метель метет…» «И вновь – порывы юных лет…» «Я вам поведал неземное…» «Принявший мир, как звонкий дар…» В дюнах На островах «Гармоника, гармоника. » Фабрика «Она пришла с мороза…» Балаганчик Перед судом «О, я хочу безумно жить…» Россия «Рожденные в года глухие…» Поэты «Встану я в утро туманное…» «Петербургские сумерки снежные…» «Плачет ребенок. Под лунным серпом…» Голос в тучах «Идут часы, и дни, и годы…» «Мы живeм в старинной келье…» «Верю в Солнце Завета…» «Пойми же, я спутал, я спутал…» «Мы были вместе, помню я…» «За краткий сон, что нынче снится…» «На небе зарево. Глухая ночь мертва…» «Одинокий, к тебе прихожу…» «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» «Мы встречались с тобой на закате…» Две надписи на сборнике Пушкинскому дому Седое утро Коршун Из газет «Ветер хрипит на мосту меж столбами…» «Поднимались из тьмы погребов…» «Я шел к блаженству. Путь блестел…» «Дышит утро в окошко твое…» Неведомому Богу Моей матери. («Спустилась мгла, туманами чревата…») «Ярким солнцем, синей далью…» «Лениво и тяжко плывут облака…» «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Хоть все по-прежнему певец…» «Ищу спасенья…» «Входите все. Во внутренних покоях…» «Я, отрок, зажигаю свечи…» «Целый год не дрожало окно…» «У забытых могил пробивалась трава…» «Не доверяй своих дорог…» «Увижу я, как будет погибать…» «То отголосок юных дней…» «Отрекись от любимых творений…» «Измучен бурей вдохновенья…» «Медленно, тяжко и верно…» 31 декабря 1900 года «Отдых напрасен. Дорога крута…» «Я вышел. Медленно сходили…» Моей матери. («Чем больней душе мятежной…») «В день холодный, в день осенний…» «Белой ночью месяц красный…» «Я жду призыва, ищу ответа…» «Ты горишь над высокой горою…» «Медленно в двери церковные…» «Будет день – и свершится великое…» «Я долго ждал – ты вышла поздно…» «Ночью вьюга снежная…» Ночь на Новый Год «Сны раздумий небывалых…» «На весенний праздник света…» «Не поймут бесскорбные люди…» «Ты – божий день. Мои мечты…» «Гадай и жди. Среди полночи…» «Я медленно сходил с ума…» «Весна в реке ломает льдины…» «Странных и новых ищу на страницах…» «Днем вершу я дела суеты…» «Люблю высокие соборы…» «Брожу в стенах монастыря…» «Я и молод, и свеж, и влюблен…» «Свет в окошке шатался…» «Золотистою долиной…» «Я вышел в ночь – узнать, понять…» Экклесиаст «Явился он на стройном бале…» «Свобода смотрит в синеву…» «Разгораются тайные знаки…» «Я их хранил в приделе Иоанна…» «Стою у власти, душой одинок…» «Запевающий сон, зацветающий цвет…» «Я к людям не выйду навстречу…» «Потемнели, поблекли залы…» «Всё ли спокойно в народе. » «Отворяются двери – там мерцанья…» «Я вырезал посох из дуба…» «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…» «Светлый сон, ты не обманешь…» «Темная, бледно-зеленая…» «Мой любимый, мой князь, мой жених…» «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь. » «В густой траве пропадешь с головой…» Девушка из Spoleto «Дух пряный марта был в лунном круге…» На железной дороге Унижение «Есть в дикой роще, у оврага…» Моей матери. («Друг, посмотри, как в равнине небесной…») «Усталый от дневных блужданий…» «Мне снилась смерть любимого созданья…» «Луна проснулась. Город шумный…» «Мне снилась снова ты, в цветах…» «Окрай небес – звезда омега…» «Милый друг! Ты юною душою…» Песня Офелии «Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет…» «Помнишь ли город тревожный…» «Сама судьба мне завещала…» «Я стар душой. Какой-то жребий черный…» «Не проливай горючих слез…» «Зачем, зачем во мрак небытия…» «Город спит, окутан мглою…» «Пока спокойною стопою…» Dolor ante lucem «Медлительной чредой нисходит день осенний…» «Восходишь ты, что строгий день…» «Шли мы стезею лазурною…» «Разверзлось утреннее око…» «Я шел во тьме дождливой ночи…» «Сегодня в ночь одной тропою…» «Май жестокий с белыми ночами. » Равенна Осенний день Художник Двенадцать «Я помню нежность ваших плеч…» «Ну, что же? Устало заломлены слабые руки…» Голос из хора Последнее напутствие «Смычок запел. И облак душный…» Королевна «Ты жил один! Друзей ты не искал…» Осенняя воля Русь Митинг «Я ухо приложил к земле…» «В голодной и больной неволе…» З. Гиппиус. (При получении «Последних стихов») «Сердитый взор бесцветных глаз…» «Как океан меняет цвет…» «Бушует снежная весна…» «О да, любовь вольна, как птица…» «На улице – дождик и слякоть…» «Похоронят, зароют глубоко…» «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух…» «Свирель запела на мосту…»

Блок писал свою Осеннюю волю в 1905 году, будучи довольно молодым, но все-таки состоявшимся поэтом. Название и содержание стихотворения позволяют трактовать его как своеобразное завещание, но не такое, которое пишет перед отходом престарелый человек, но такое, которое способен написать молодой поэт. Нечто раздольное и своевольное, оно как прощание человека, уходящего на фронт, который может вернуться, а может и не вернуться.

Мотив гибельности и завещания отмечен в двух частях стихотворения, в самом начале, где говорится об осени, которая обнажает «кладбища земли» и в завершении, где поэт просит «приюти ты в далях необъятных» свою родную землю, без которой не может жить. Таким образом стихотворение становится чем-то наподобие песни-мольбы для родной земли или исповеди, в которой поэт открывает собственную душу, предлагает свое видение мира.

Содержательно мы видим фигуру странника – лирического героя, который пребывает в некотором разнузданном положении души, он видит кладбища земли, он привлекается чьим-то цветным рукавом, который призывно машет. Этому страннику будто известен путь и не удивительно, ведь Блок старается тут передать национальный характер, склонный к веселью, но глубоко размышляющий о гибельности всего живого. Весьма характерными являются образы тюрьмы и заточения, в котором пребывает герой и из которого его как бы может вызволить чья-то усмешка.

Также характерен образ нищего, при этом не просто нищего, а такого, который поет псалмы. Перед нами и сам поэт в образе бродяги, который идет по этой земле, каменным путем-дорогой и не привязан к земному, а душой пребывает на небе, и собственно характер этой земли, этих людей. Здесь характерный герой – нищий, который поет псалмы, святой, которого зовет в дорогу какое-то небесное провидение.

Далее поэт уточняет – он сам выбрал этот путь, «никем не званый» и просит только «и земля да будет мне легка», то есть мы можем видеть тут просьбу о том, чтобы было легко идти по этой земле, но в действительности, перед нами снова мотив гибели. Речь идет о том, чтобы земля, под которой его погребут, была легкой. Снова возникает образ своевольного характера, который идет по этой дороги жизни как обреченный на гибель солдат для которого итог в этой битве известен и он всегда является гибелью.

Итог наполнен светлым пессимизмом. Поэт признается в любви к родной земле и просит не только за себя, просит за всех, кто «умирает не любя…». Ведь не представляется возможным жить без этой земли и если кому-то не удалось осознать любовь к собственной земли, за них попросит поэт, он попросит, чтобы родная земля приютила каждого.

В завершение хотелось бы отметить возможность трактовки названия Осенняя воля как отсылку к какой-то высшей воли, созвучной именно с характером этой земли. Своеобразной воле к радостной гибельности, перманентному ощущению осени и приближения зимы, которое и рождает нищих поющих псалмы и поэтов, отдыхающих под крышами кабаков. Трудно описать такое ощущение, но его попытался, на мой взгляд, передать Блок в своем стихотворении.

Анализ стихотворения Осенняя воля по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зеленый шум Некрасова

Произведение Некрасова Зелёный шум вышло из-под пера поэта во второй половине XIX века и сразу было допущено его публикование в журнале Современник.

Анализ стихотворения Цветы Есенина

Свое произведение Цветы, которое относится к жанру поэмы, Есенин в письмах современникам называл если не лучшим, то одним из лучших. Он считал его творением философским, таким для чтения которого требуется определенное отношение

Анализ стихотворения Мать Бунина

Произведение представляет собой преобразованный драматический лиричный сюжет в виде изображения живописного портретного образа, воссоздающего иконописный облик божьей матери.

Анализ стихотворения Тютчева Фонтан

Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать профессию дипломату и был отправлен в Мюнхен

Анализ стихотворения Певице Фета

Использованные в стихотворении выразительные средства хорошо гармонируют с его названием. Поэт стремился передать словами воздействие другого искусства – музыки.

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.

Кто взманил меня на путь знакомый,
Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Или – каменным путем влекомый
Нищий, распевающий псалмы?

Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю…
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…

Много нас – свободных, юных, статных –
Умирает, не любя…
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

Анализ стихотворения «Осенняя воля» Блока

Стихотворение А. Блока «Осенняя воля» (1905 г.) напрямую связано с революционными событиями в России. В это время поэт окончательно порывает с мистицизмом и обращается к патриотической теме. На первом этапе революционного движения 1905 г. Блок горячо поддерживал стихийные выступления. Он идеализировал революцию и считал, что только так русский народ обретет долгожданную свободу, которую он отождествлял с древнерусской вольницей.

Лирический герой, судя по всему, выходит из заключения («окно тюрьмы»). Возможно, это всего лишь художественный образ, символизирующий обретение внутренней свободы. Так или иначе, для него открыта широкая дорога. На первый взгляд хмурый осенний пейзаж не предвещает ничего хорошего («битый камень», «глины скудные пласты»). Лирический герой отмечает, что непогода «обнажила кладбища земли». Но он обращает внимание на «красный цвет», который несомненно символизирует революционное движение. Именно это позволяет герою веселиться и с надеждой продолжать свой нелегкий путь.

Автор задает себе вопрос: кто побудил его вступить на эту дорогу? Он с гордостью признается, что сам выбрал этот путь. Лирический герой с радостью окунается в грубый мир «Руси пьяной». Он хочет раствориться в огромной массе простого народа, почувствовать на себе его нелегкую жизнь. В произведении появляется мотив бесшабашной удали, который в дальнейшем блестяще разработает С. Есенин.

В последних двух строфах Блок уже прямо выражает свою любовь к родине. Поэт с горечью признает, что на Руси еще слишком много печали и страданий. Это вызывает у него слезы. Но родину нельзя не полюбить. Только в ее «далях необъятных» можно найти покой и понимание.

Произведение «Осенняя воля» очень близко по смыслу и идейной направленности стихотворениям и . Блок развивает тему искренней любви к нищей и серой России, резко отличающуюся от официального казенного патриотизма. Он замечает все недостатки своей несчастной страны, но они только усиливают его трепетное отношение к ней. Новаторскими являются скрытые намеки автора на неизбежность и радостное ожидание грядущей революции. Ведущую роль в ней будут играть все отверженные обществом «свободные, юные, статные» люди, которые не представляют себе жизни без родины.

Ссылка на основную публикацию