Анализ стихотворения Русь Блока

Анализ стихотворения Русь Блока

События 1905 года оставили в творчестве и сердце Александра Блока тяжёлый след, ведь провал революции развеял идеалы и сделал поэта певцом образа Родины, отодвинув Женщину на задворки. Символизм начинает растворяться в дыме выстрелов по беззащитным людям, на фоне этого пишется стихотворение «Русь» (1906 год), где Россия представлена в образе спящего исполина.

Образы Руси от Блока

Впрочем, Русь имеет в глазах Блока много образов, в них переплетены древние традиции, которые иногда прекрасны, но часто не дают сделать уверенного шага вперёд. Россия, по мнению автора, почует в тайне, никто не знает, что случится, когда она проснётся. Поэт видит Русь в мутном взоре колдуна, что показывает поклонение древним традициям, и в ночных хороводах, и в утлом жилье, заметённом до крыши вьюгой.

Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье.

Анализ стихотворения сразу открывает, что Блок отмечает видимую нищету родной страны, но под лохмотьями хорошо видна душа Руси – она сохранилась, жива, но дремлет. Это главное, ведь рано или поздно сон закончится, а душа позволит двигаться вперёд на базе исконных ценностей.

И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Душа нагая, то есть, открытая. Это хорошо и плохо, ведь такая душа не способна на подлости, но легко открывается другим, чем и пользуются. В России всегда отдавался приоритет внутреннему, духовному миру, поэтому утлые избы и разбитые дороги не так важны русскому человек, ему главнее внутренний мир. Он с радостью идёт в непогоду со свечкой к пасхальному богослужению, но не всегда найдёт время починить плетень.

След революции в душе поэта

Особенности ментальности русского человека и не позволили, по мнению автора строк, довести в 1905 году дело революции до конца. Народ пошёл к царю с открытой душой и получил в ответ пули. Недостаток практичности и реализма помешал завершиться революции успешно, опять за свою открытость и доверие русский народ опять заплатил кровью.

Анализируя строки, хорошо видно, что через всё стихотворение Русь слышится тонкая досада от созерцания спящей Руси, которую бутит только внешняя беда, когда на землю приходит враг, но она не может открыть сонные глаза и поправить подушку (свершить революцию) у себя в доме. Досада на фоне любви к Родине, ведь настоящий патриот не может отвернуться от своей страны, даже если она спит.

И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Но даже политая кровью душа России жива и не запятнала своей первозданной чистоты. Александр Блок видит себя одним из кусочков этой души, просто он раньше проснулся и больше увидел, теперь через стихи старается разбудить других и ведает им, что Русь прекрасна, но слишком долго спит, слишком верит колдунам.

Завершая анализ отметим, что размер стихотворения четырёхстопный ямб, строки легко читаются, воспринимаются и запоминаются, передавая сказочный образ спящей Руки, которую необходимо постоянно будить. Блок не рисует Россию идеальной, он передаёт своё видение Родины и верит, что силы добра в ней победят и в лике Руси появятся чёрточки просветления.

Текст стихотворения

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины.

Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.

24 сентября 1906

Русь читает А Кутепов

Отлично передаёт загадочный образ Руси чтение стихотворения А Кутеповым. Немного монотонный голос чтеца только лучше передаёт дремоту родной страны, но между строк чуется великая сила и стремление к обновлению

Анализ стихотворения Блока «Русь»

Автор: Guru · Опубликовано 10.07.2017 · Обновлено 08.10.2017

Философская лирика Блока написана присущими символизму образами, которые значат не то, что кажется. Нельзя воспринимать их буквально, ведь от этого стихотворение потеряет смысловое богатство. Именно поэтому «Русь» необходимо перечитывать с годами: чем старше становится читатель, тем лучше он понимает суть произведения. Так же осознать прочитанное поможет анализ текста.

Основные темы

На протяжении своего творческого пути Блок искал ответы на все актуальные вопросы своего времени, поэтому не удивительно, что он часто размышлял о патриотизме. Общая тема стихотворения определяется уже самим названием «Русь». Это одно из первых непосредственных обращений Блока к теме России как самостоятельной. Почему Русь? Если подбирать определения, то первое – «древняя». Блок как бы с космической высоты обозревает обширные пространства родины, жизнь народа, традиции, складывающиеся веками. С главным образом переплетаются темы природы, исторической памяти, нравственности, духовного роста, сакральной любви, непостижимого творческого процесса. Все они связаны друг с другом и образуют единый смысловой пласт произведения.

Образ Родины

Русь славилась богатейшей историей, сочетающей различные культуры, традиции, которые нашли приют в этой загадочной стране. Образ родины -загадочный, таинственный, его трудно уложить в определённые рамки, придать чёткую форму. Лирический герой видит её как бы в полусне, в «дремоте», пытаясь разгадать «тайну». Сменяли друг друга столетия – менялся и облик России. В стихотворении разворачивается образ сказочной земли с колдунами, ворожеями, ведунами. С криками журавлей – символом верности, любви, памяти об ушедших в иное измерение. Русь «опоясана» реками, густыми лесами, непролазными чащами, непроходимыми болотами.

Суровые зимы, лютые морозы, снежные круговерти – символ нелёгкой судьбы народа, на долю которого выпало множество испытаний, создаваемых междоусобицами, войнами, болезнями. Взору читателя открывается «нищая» страна с «утлым» жильём, бездорожьем. Но в радости и горе звучит над раздольным простором песня.

Образ родины представлен двойственным: с одной стороны, непростая, драматическая судьба, с другой – веселое песенное начало.

Жанр и размер стихотворения

Стихотворение можно отнести к философской лирике или «лирике прямого высказывания». Оно построено в форме обращения поэта к Руси, поэтому это и похвальное слово, и признание в любви.

Размер, которым написано стихотворение, – четырёхстопный ямб. В каждой строфе по четыре строки (катрен) с перекрёстной рифмовкой. Лёгкость и воздушность стихотворению придаёт пиррихий (двусложная безударная стопа), встречающаяся в каждой строке. Спондей (утяжелённая стопа из двух ударных слогов) служит для дополнительного выделения слова. Выделяя слова «ты» и «Русь» в начале первой и второй строфы, поэт подчёркивает доверительно-уважительное, личностное отношение к родине. Использование повторяющегося слова «где» в начале строф с третьей по седьмую включительно (анафора) позволяет акцентировать внимание читателей на картинах, создающих точный и яркий образ Руси. Напряжённость душевной жизни лирического героя требовала соответствующих ритмов. Блок часто обращался к дольнику, то есть разбивал лирическое произведение на доли с одним ударным и несколькими безударными звуками. Размер стихотворения «Русь» — трёхдольник.

Композиция

Композиционно можно выделить две части: во-первых, дана широкая панорама жизни Руси с живописной природой и бедностью населяющих её народов, и, во-вторых, представлен лирический герой с его чувствами, драматическими переживаниями о судьбе родины и своём месте в этом мире. Блок чётко «обозначил» границу между двумя частями лирического текста, употребив в начале седьмой строфы наречие ТАК. Данный приём в поэтическом тексте называется уподоблением, то есть, предыдущий текст является образным сравнением к тому, что будет сказано дальше. В целом, композицию стихотворения Русь можно назвать классической: в конце произведения повторяются строки начала. Круг замыкается. Такое построение называется кольцевым.

Нарочитые повторы наводят на мысль: поэт в нескольких словах хочет нарисовать масштабную картину Руси, чтобы понять, где и в чём кроется её «тайна». Если сначала ритм от повторяющегося «где» постоянно убыстряется, то после шестой строфы происходит перелом интонации: ритм замедляется, формируя как бы «условия» для раздумий лирического героя. Создаётся впечатление, что автор успокоился, душа его приобрела точку опоры. Стихотворение динамично, но внешнее движение – отражение напряжённой внутренней жизни поэта.

Средства художественной выразительности

Блок – мастер живописного и музыкального начал в творчестве. Он создаёт «картины жизни», используя контрастные цвета для отображения разных настроений, чувств, условий жизни. Цвета белый, золотистый, голубой, лазурный (любимые!) — и чёрная, серая краска. Цвет в слове может чувствоваться внутренне, ассоциативно: «ночь», «вихрь», «нищета», «вьюга», «лохмотья» — тёмная сторона жизни, мрачное мироощущение и восприятие окружающего. Светлые чувства надежды на лучшую долю, уверенность в себе «звучат» в словах: «необычайный», «страстный», «хороводы», «песни».

Важное место принадлежит символике. «Путь», «распутье» у Блока – не только бездорожье, трудности перемещения «с клюкой», паломничество. Это символ выбора дороги, по которой пойдёт развитие страны. Дороги нелёгкой, часто пересекаемой распутьями. Это и символ выбора своей судьбы лирического героя, да и каждого человека.

Почему лирический герой «протоптал» «печальную» «ночную» тропу до кладбища? Символ «ночи» важен не только с точки зрения опосредованного синонима «тёмной» стороны жизни. Ночью время течёт по-особому, оно словно останавливается, пространство как бы расширяется, создавая человеку интимную обстановку для собственных раздумий «о судьбах … родины», не позволяя кривить душой перед прахом усопших.

Обращаясь к родине, Блок использует высокую торжественную лексику и устаревшую, с оттенком почтительности: «ты почиешь» (а не просто «спишь»), «чаруют» злаки на полях (то есть, «производят неотразимое впечатление»).

Для создания образов используются яркие метафоры: Русь «опоясана реками», «твоей одежды не коснусь». Перенос значения слов в данных примерах необычайно расширяет пространство, перед нами открывается вся страна. Или: «все пути и все распутья живой клюкой измождены». Как можно точнее живописать непростую судьбу родины!

Немногочисленные тропы: эпитеты (взор «мутный», народы «разноликие», заметает «буйно»), олицетворение (вихрь «свистящий поёт»), перифраз («в лоскутах её лохмотий») – позволяют читателю приблизиться к пониманию заветных мыслей автора и сопереживать его чувствам.

Каждое стихотворение как песня имеет своё звучание. Поэт «пользуется» приёмом ассонанса для передачи «живой» картины: И девУшка на злОгО дрУга // ПОд снегОм тОчит лезвиЁ.

Главная идея

Каждый человек прекрасно понимает, что его судьба тесно переплетается с судьбой родины. Это самые крепкие и надёжные нити, позволяющие людям правильно строить свою жизнь. Пусть судьба человека не всегда складывается гладко (да и вряд ли такое возможно!), но к судьбе родины относиться равнодушно невозможно: рвутся самые надёжные скрепы, пустеет душа, наступает крах. Родина безраздельно завладевает душой Блока, вытесняя из неё все горести и печали. Какие бы испытания ни выпали на долю страны, Русь хранит свою нравственную чистоту и нежную душу. Это и есть те истоки, которые придают силы, позволяют сердцу сохранять нравственность, веру в будущее и приобрести уверенность в настоящем.

Анализ стихотворения Русь А, а, блока

А. А. Блок — один из известных и талантливых поэтов Серебряного века. Он придерживался такого течения в поэзии как символизм. И это наполняло его произведения таким философским и не всем понятным смыслом. Ниже представлен анализ «Руси» Блока.

История создания

Анализ «Руси» Блока А. А. нужно начинать с предпосылок для написания стихотворения. У некоторых поэтов есть удивительная способность предугадывать важные события. И Блок не был исключением. История создания стихотворения «Русь» Блока связана с событиями Первой революции.

Читайте также:  Кишечнополостные - сообщение доклад 7 класс биология

Это произведение было написано 24 сентября 1906 года и было своеобразной реакцией поэта на все то, что происходило в стране. Блок искренне переживал за будущее России, и все его переживания и размышления нашли отражение в его творчестве. В этом творении есть отголоски фольклора, что добавляет стихотворению еще больше выразительности.

Анализ стихотворения Блока Русь

Образ России неоднократно воспевался в творчестве русских поэтов и писателей, не стал исключением и Александр Александрович Блок. В своем стихотворении «Русь», Блок создал образ своей родины, который приходит ему в дремоте.

Образ Руси в стихотворении Блока противоречивый: Русь необъятная, просторная и с другой стороны, имеющая четкие границы, она реальная и в то же время полная таинственности и загадочности, она нищая, убогая, но необычайная, чистая, она в лохмотьях, но эти лохмотья священы. Русь для лирического героя — это не теплый дом и березка под окном, а реки и дебри, болота и журавли, это ночные хороводы, это ветхие дома, буйные вьюги, дороги с глубокими колеями, завывающая вьюга, погост, нищета, лохмотья, тайна, и в противовес всей нищете нетронутая первоначальная чистота. Лирического героя одолевают противоположные чувства: с одной стороны боль за состояние родины, а с другой — восхищение и почтение к ней.

Язык, которым написано стихотворение, высокого книжного стиля: дремота (полусон), почиешь (спишь), взор (взгляд), утлое (прогнившее, ветхое), измождены (истощены), клюка (палка), зарево (свет). Использование слов книжной лексики передает величие создаваемого образа и благоговейного отношения к нему.

Стихотворение имеет кольцевое обрамление: первая и последняя строфы повторяются, что позволяет читателю окунуться в сонные видения лирического героя, но вот если в первой строфе лирический герой обращается к самой Руси, то в последней смотрит на нее со стороны.

Все стихотворение пронизано атмосферой колдовства, не волшебства, а именно темного, пугающего, незнакомого колдовства. Упоминание в стихотворении ворожей и колдунов, чертей и ведьм и создают эту атмосферу. Также способствуют созданию настроения произведения эпитеты «ночные», «горящих» и упоминание погоста, на котором пел песни лирический герой. Эту же атмосферу создает метафора «живой клюкой измождены».

Автор сравнивает глубокие рытвины и колеи на дороге со следами от клюки, и сразу в голове возникает образ старика, с тяжелыми шагами и палкой в руке или же старухи со злобным взглядом.
Блок принадлежал к числу символистов, что отчетливо чувствуется в данном произведении, ведь образ, созданный поэтом полон символов, мистики, не имеет четкого выражения, в нем переплетается мир вещей с миром мыслей, порой тяжело провести между ними границу. Образ самого лирического героя нечеткий, неясный, неочерченный.

В стихотворении 44 стиха (строк), разбитых на 11 строф (четверостиший). Стихотворение написано 4-стопным ямбом. Рифма в стихотворении перекрестная, в нечетных стихах — точная женская (под ударением предпоследний слог стиха), в четных — точная мужская (под ударением последний слог стиха).

Анализ стихотворения Русь по плану

След революции в душе поэта

Особенности ментальности русского человека и не позволили, по мнению автора строк, довести в 1905 году дело революции до конца. Народ пошёл к царю с открытой душой и получил в ответ пули. Недостаток практичности и реализма помешал завершиться революции успешно, опять за свою открытость и доверие русский народ опять заплатил кровью.

Анализируя строки, хорошо видно, что через всё стихотворение Русь слышится тонкая досада от созерцания спящей Руси, которую бутит только внешняя беда, когда на землю приходит враг, но она не может открыть сонные глаза и поправить подушку (свершить революцию) у себя в доме. Досада на фоне любви к Родине, ведь настоящий патриот не может отвернуться от своей страны, даже если она спит.

И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Но даже политая кровью душа России жива и не запятнала своей первозданной чистоты. Александр Блок видит себя одним из кусочков этой души, просто он раньше проснулся и больше увидел, теперь через стихи старается разбудить других и ведает им, что Русь прекрасна, но слишком долго спит, слишком верит колдунам.

Завершая анализ отметим, что размер стихотворения четырёхстопный ямб, строки легко читаются, воспринимаются и запоминаются, передавая сказочный образ спящей Руки, которую необходимо постоянно будить. Блок не рисует Россию идеальной, он передаёт своё видение Родины и верит, что силы добра в ней победят и в лике Руси появятся чёрточки просветления.

Жанр, направление, размер

Философское стихотворение «Русь» было написано в революционный 1906 год и является ярким примером патриотического направления в творчестве Александра Блока. И хотя в нём отсутствует прямое описание происходящих на тот период времени трагических волнений в стране, в символичном междустрочии заключено задумчивое настроение поэта-романтика с горькими нотами тревоги за неизвестное будущее русского народа.

Стихотворный размер, четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Рифма перекрестная.

Образ лирического героя

В анализе «Руси» Блока следует подробно рассмотреть и образ лирического героя. Это путник, который продолжая путь поздним вечером, впадает в дремоту. И его посещают сказочные видения, которые кажутся пугающими и завораживающими одновременно. Герой чувствует себя частью тех сказочных преданий, но это не мешает ему заметить и другую сторону.

Это нищета и страдания простого народа, который уже начинает терять веру и думает только о том? как бы улучшить материальное положение. И, продолжая путь, герой размышляет, какая Русь ему ближе: та, в которой оживают предания старины, или та, в которой есть несправедливость и нищета. Путник приходит к выводу о том, что несмотря на все то, что он видел, Русь остается таинственной и необычайной, и он принимает любой ее образ.

Композиция

Композиционно можно выделить две части: во-первых, дана широкая панорама жизни Руси с живописной природой и бедностью населяющих её народов, и, во-вторых, представлен лирический герой с его чувствами, драматическими переживаниями о судьбе родины и своём месте в этом мире. Блок чётко «обозначил» границу между двумя частями лирического текста, употребив в начале седьмой строфы наречие ТАК. Данный приём в поэтическом тексте называется уподоблением, то есть, предыдущий текст является образным сравнением к тому, что будет сказано дальше. В целом, композицию стихотворения Русь можно назвать классической: в конце произведения повторяются строки начала. Круг замыкается. Такое построение называется кольцевым.

Нарочитые повторы наводят на мысль: поэт в нескольких словах хочет нарисовать масштабную картину Руси, чтобы понять, где и в чём кроется её «тайна». Если сначала ритм от повторяющегося «где» постоянно убыстряется, то после шестой строфы происходит перелом интонации: ритм замедляется, формируя как бы «условия» для раздумий лирического героя. Создаётся впечатление, что автор успокоился, душа его приобрела точку опоры. Стихотворение динамично, но внешнее движение – отражение напряжённой внутренней жизни поэта.

Образы и символы

  1. Образ Руси. В густо раскинувшихся лесных дебрях, в журчаще разлившихся речных водах, в покрытых мхом липких болотах – во всём вокруг скрывается покойное таинство русской земли. Древняя чаровница Русь прошла долгий путь от волшебных времён зловещих колдунов и тешащихся с разной нечистью на огненных шабашах ведьм до современной чудной России с богатейшими традициями и крепчайшими основами, унаследованными от многочисленных населяющих её и слившихся воедино народностей. При этом облик страны вовсе не идеализируется, она возвышенно-благородна одновременно с тем, что крайне бедна и облачена в нищенские ветхие лохмотья.
  2. Во второй части произведения раскрывается образ лирического героя. Речь его схожа с искренней исповедью, в которой он предаётся размышлениям о собственном пройденном жизненном пути, оценивая всё уже случившееся с ним сквозь судьбу и характер своей необычайной родины. Главная загадка, ответ на которую он ищет на протяжении всего стихотворения, – как Россия может переживать столько многовековых сложностей и невзгод, и при этом не только сама оставаться чистой и нетронутой, но и постоянно спасать души своих людей от губительного порока, ужасающего тем, что от него нет никакого возврата?

Текст стихотворения

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины…

Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.

24 сентября 1906

Русь читает А Кутепов

Отлично передаёт загадочный образ Руси чтение стихотворения А Кутеповым. Немного монотонный голос чтеца только лучше передаёт дремоту родной страны, но между строк чуется великая сила и стремление к обновлению

Отношение поэта к России

Год написания Блоком «Руси» является 1906-й. В то время поэт поддерживал революционеров и верил в их идеи. Поэт видел, что простой народ угнетают, дворянство и интеллигенция мельчают, и он надеялся на то, что революция вернет мир и спокойствие в страну.

Позже поэт осознает, что до того светлого будущего, на которое все надеялись, еще неблизко. Что предстоит много работы, и стране нужно преодолеть наступившую после революции разруху. Блок был из тех людей, которым всегда было важнее благополучие страны и простого народа, нежели карьера или материальные ценности. В своем стихотворении поэт словно предчувствовал, что непростые времена для России впереди, и людям важно не забывать о ее величии.

Почему же поэт назвал стихотворение именно «Русь», а не «Россия»? Возможно, таким образом он хотел, чтобы люди не забывали о культурном наследии страны, ведь на Руси еще не было той бедности, которая заставила людей забыть о сказках и других преданиях. А. А. Блок принимал Родину любую: таинственную и загадочную, даже волшебную и с нищетой, и «в лохмотьях». Для него Русь всегда была непостижимой, чистой и удивительной.

Анализ стихотворения Александра Блока «Русь»

Это сочинение Валентины БЕЛОВОЙ написано ею в 11-м классе (она окончила школу № 28 г. Рыбинска Ярославской области, была двукратной победительницей областной олимпиады по литературе). Валентина — также победительница национального молодёжного проекта «Покори Воробьёвы горы!» (филологический факультет), ныне первокурсница филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В «Литературе» (№ 18/2005) уже печаталось сочинение талантливой юной словесницы. Однако там по причинам технического сбоя было неверно названо имя Валиной школьной наставницы по русскому языку и литературе. В действительности это Елена Николаевна ШУВАЛОВА, учитель высшей категории, лауреат премии федеральной целевой программы «Одарённые дети» президентской программы «Дети России».

Следуя испытанному правилу: наилучший способ избежать последующих ошибок — в своевременном исправлении ошибок уже сделанных, восстанавливаем истину и приносим свои искренние извинения Елене Николаевне и Валентине.

Там лес и дол видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой.
А.С. Пушкин

Русь. Непознанная, полудикая, первобытная вселенная, обретшая видимые очертания и границы.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сольвейг Блока

Русь. Стихия, вобравшая в себя таинственные грёзы и ворожбу, сказочно-сонные раздумья и пленительную сладость пьяняще красивой абсурдности бытия.

“Умом Россию не понять. ” Единственный способ познать её эфемерную, эмпирическую сущность — облачиться в одеяния мифического Морфея и окунуться в бездонные, безвременные пространства сна.

Лирический герой стихотворения Блока «Русь» предан дремотной неге, приобщён к тайне, во внутренних сферах которой, словно божественно-прекрасная, но жестокая и холодная царица, завладевшая сердцем простого странника, “почивает” Русь.

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.

Образно-логическая цепочка, звенья которой связываются при помощи эллипса дремота — тайна — Русь, ассоциирует образ Руси с незримым переплетением дремоты и тайны, духовная диффузия которых объясняет образно-символическое “наполнение” стихотворения.

Русь, загадочная, разноликая, колдовская, овеянная ворожбой и исхлёстанная голыми прутьями старины, — лишь сон лирического героя, она порождение его разума, желающего пребывать в состоянии трагически-дремотном вечно (“Ты и во сне необычайна” — строфа первого катрена, “Она и в снах необычайна” — последнее четверостишие, в котором желание героя продлить или повторить сонный вымысел подтверждается употреблением слова “сон” во множественном числе, и в целом использованием кольцевого обрамления стихотворения). Русь в представлении лирического героя не идеальная, напротив, при видимой “насыщенной” первобытности, загадочности, истинной сказочности она колючая, снежная, “голая”, облачённая в лохмотья, не нашедшая правильного пути и заблудившаяся в мире распутий.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены.

Она нашла зримое воплощение и сфокусировала свои чарующие особенности в “мутном взоре колдуна” (необычный эпитет, использованный поэтом, определяет глубинную сущность Руси — мутная колдовская стихия). Она завораживающе таинственна и непонятна, но её видимая загадочность приобретает апокалипсическое звучание. Образ разноликих народов, водящих “ночные хороводы // Под заревом горящих сёл” родствен библейским образам жителей Вавилона, города — обители порока, которые претворили рушащуюся, гибельно обречённую действительность в Валтасаров пир.

Русь для лирического героя — языческий остров, опоясанный реками и окружённый дебрями, впитавший в себя колдовскую устроенность мироздания. Население его составляют колдуны, ведуны, ведьмы, черти, племена язычников. Элементы бытия: люди, дьявольская сила и природа, воплощённая в образах вьюги, вихря и голых прутьев и олицетворяющая прошлое Руси, — раздроблены, разобщены, подчинены хаотическому делению: каждый ведёт свою, иную, отличную от других существ жизнь.

Ритмическое чередование звуков [а] и [о], сопровождающее музыкальный контекст стихотворения, в сочетании с географическими указаниями (“опоясана реками и дебрями окружена”), вводит в идейную ткань произведения мотив замкнутости и обречённости.

Крики болотных журавлей, чарующий шёпот заклинаний ведунов, игривые взвизгивания ведьм и чертей, пронзительный звук железного скрежета, дикий свист и завывания “вихря снежного” — вот музыкальный фон сонной ирреальности, завладевшей лирическим героем.

Идейное содержание стихотворения раскрывает два образа Руси: трагически-колдовской, изображённый в первой композиционной части (“Русь, опоясана реками. ” — “Поёт преданья старины. ”), и реальный, не показанный явно, но ощущаемый читателем через настроение лирического героя, созданный во второй композиционной части (“Так — я узнал в моей дремоте. ” — “Первоначальной чистоты”). Калькирование, наложение одной стихии на другую отражает “подводную” необыкновенность стихотворения. В реальности Русь “преломляется”, перевоплощается в мертвенно-прекрасное создание, изуродованное горьким, разбойным жизненным бытием. Такой мы видим Россию в цикле «Родина». В «Разных стихотворениях», включённых во вторую книгу “трилогии вочеловечения”, сонная пелена мыслей героя окутала земные несовершенства и преобразила трагическую абсурдность и жизненную зрелость в коварно-пленительные “ирреалии”. Из мира действительности проникли лишь бездорожье и одиночество лирического героя, пришедшего “печальной, ночной” тропой к кладбищу (мотив пути).

Он сам — “вылитая Русь” (Игорь Северянин), он доводит свои порывы до абсурдной трагикомичности.

И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.

Но ощущает “сокровище” в своей душе — “первоначальную чистоту”, взлелеянную и охраняемую Русью — матерью, Русью — женщиной, Русью — небесной девой («Твоей одежды не коснусь»), постигнув “совершенную несовершенность” которой, забудешь о сумраке действительности.

Лирический герой цикла «Родина» не желает спать, его мысли устремлены к жертвенной, падшей, неспокойной России.

Герой же стихотворения «Русь» предпочитает таинственную дремоту реальности.

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне погибает Русь,
Она и в снах необычайна,
Её одежды не коснусь.

Дрёма, сон, тайна, Русь. Русь, тайна, сон, дрёма.

Странная Русь, колдуй, заклинай, играй чувствами своих питомцев, но сохраняй “древнюю”, первоначальную чистоту, ведущую к обновлению и духовному перерождению.

«Русь» А. Блок

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши – утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвеё.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых
Поет преданья старины…

Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.

Дата создания: 24 сентября 1906 г.

Анализ стихотворения А. А. Блока «Русь»

Стихотворение написано под впечатлением от кровавых событий 1905 года, когда поэт посмотрел на исторические судьбы России под иным углом зрения и пересмотрел свое отношение к Родине. Невозможно не расслышать звучащих в нем патриотических мотивов, восхищения характером русского народа и мощью русской цивилизации.

В стихотворении есть такие средства художественной выразительности:

  • аллитерация (повторение однокоренных слов, позволяющих выделить их фрагменты) – «дремлю – … за дремотой», «из края в край, из дола в дол», «пути и … распутья»;
  • лексические повторы – «тайна, и в тайне …»; «… Русь. Русь, опоясана…» – также призваны создать акцент на ключевых словах произведения;
  • обращение – «Русь» – позволяет очеловечить родную страну в женском (материнском) образе и выразить ей свои чувства;
  • олицетворения – «Русь опоясана», «Русь укачала», «вихрь поет», «печальная тропа», «живая душа», «чаруют злаки», «свистящий вихрь», «нагота души» – позволяют создать яркие зрительные образы;
  • архаизмы – «почиешь (спишь, отдыхаешь)», «погост (сельское кладбище)», «взор», «злаки», «тешатся (забавляются)» – отсылки к древней истории;
  • синонимы – «погост – кладбище», «колдун – ведун»;
  • метафоры – «опоясана реками», «клюкой (костылем, дорожным посохом) измождены (истощены, в контексте речи – истыканы)», «зарево сёл»;
  • ряды однородных членов предложения – «болотами, журавлями, взором»; «не понял, не измерил, посвятил, верил, любил» – создают многомерные образы реальности;
  • эпитеты – «разноликие народы» «мутный взор», «снеговые столбы», «утлое жилье», «злой друг», «живая клюка», «первоначальная чистота»;
  • инверсия – «заметает вьюга», «страны родимой нищету», «тропу печальную»;
  • оксюморон – «злой друг» – сообщник, от которого нужно избавиться;
  • умолчание – «поет преданья старины…» – предлагает домыслить читателю, о чем еще может поведать ветер;
  • перифраз – «дремота» – используется автором для обозначения исторического забвения, охватившего миллионы россиян и не изжитого, кстати, по сей день;
  • эллипсис – «…и вот (очевидно) – она не запятнала…».

Стихотворение является метафорическим признанием в любви своему Отечеству со всем великим и драматическим, что было в его истории. Цепочка кратких прилагательных и причастий – «необычайна, опоясана, окружена» – придает тексту торжественность, черты высокого стиля. Ночные хороводы, ассоциированные с огненным заревом – отсылка к языческому прошлому России (купальским празднествам) и многочисленным набегам врагов, жегших села.

Упоминание о погосте, кладбище – аллюзия исторического, полного трагедий и жертв пути России. Последняя строфа стихотворения фактически дублирует первую – автор прибегает к повторению, чтобы сделать акцент на выраженной в ней мысли.

Анализ стихотворения «Незнакомка» (А. Блок)

Одно из самых прекрасных стихотворений Блока «незнакомка» было написано в 1906 году, в тяжелый для поэта период. Блок переживал измену жены, погряз в пьянстве, утратил все надежды и цели. Именно поэтому в стихотворении сталкиваются два противоположных мира: мечта и реальность.

История создания

Факт создание стихотворения был зафиксирован бывшим другом Блока, Андреем Белым в 1906 году в Озерках. В период создания стихотворения Блок переживал уход жены, его жизнь была разрушена, однако, благодаря таким тяжелым переживаниям был создан шедевр, всеми любимое стихотворение «Незнакомка».

Прототип незнакомки существует, но его ФИО утрачено. Образ девушки поэт нашел в одном из баров, которые часто посещал. Восхитительное создание настолько восхитило Блока, что он решил посветить прекрасной незнакомке стихотворение.

Семейная жизнь А. Блока и Л. Менделеевой была не из счастливых, потому что автор изначально видел в супруге лишь музу и не притрагивался к ней и пальцем, боясь развеять иллюзию. Зато плотские утехи он находит в изменах, которые, однако, ничуть не мешали ему любить лишь одну супругу. В конце концов, женщине надоело такое обращение, и она решила искать счастья на стороне, раз уж в их браке это не считалось позорным. Однако поэт был оскорблен подобным поведением музы, ведь он-то думал, что она — идеал, возвышенное и недосягаемое совершенство. Словом, именно в период разочарования в одном идеале он начал искать другой — тот, в котором невозможно разочароваться. Главное, чтобы он был настолько далек, чтобы нельзя было разобрать ни одной приземленности или пошлости в его недосягаемой святости и чистоте.

Жанр, направление и размер

Блок был представителем модернистского течения под наименованием «символизм», в своих произведениях он использовал образы-символы, намеки и другие приемы для создания эффекта загадочности, таинственного изображаемого предмета.

Стихотворение написано ямбом с элементами пиррихия, рифма- перекрестная.

Жанр стихотворения «Незнакомка» — рассказ в стихах.

Композиция

Стихотворение состоит из двух частей: мечты и реальности. Поэт играет на противоположности двух миров, в этом заключена особенность композиции произведения. В реальности Блок описывает Петербург, грязные заведения и вечно пьяных людей. Мечта — это девушка, которая внезапно появляется на пороге, она будто из другого мира, таинственна и загадочна. Она как глоток свежего воздуха для блуждающей души поэта.

Одна часть стихотворения противопоставлена другой — это прием контраста, который позволяет показать конфликт ожиданий и действительности, идеала и реальности, разрывающий каждого из нас надвое.

Образы и символы

Образ лирического героя пронизан одиночеством и отчаянием. Он утратил интерес к жизни, его постоянно окружает дешевая обстановка, отвлекают от раздумий пьяные люди, что еще больше подавляет героя. Тоску и заброшенность отражает замечание героя о том, что его единственный друг отражен в стакане — это и есть он. Только вино, а не компания, помогает ему забыться и найти утешение.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Незнакомка появляется каждый вечер, как будто видение во сне. Герой даже не уверен, существует ли она на самом деле. Она словно пробуждает лирического героя ото сна, она становится его мечтой, его недостижимым идеалом. В финале он даже признает, что истина в вине, то есть понимает, какая сила воскрешает пленительный образ снова и снова. Быть может, и не было никакой женщины в траурной шляпе с перьями. Это лишь пьяный бред, в котором, тем не менее, родилась чистая и святая иллюзия, которая просто не сможет его разочаровать, ибо не соприкасается с реальностью своим существованием.

Читайте также:  Анализ стихотворения Осенняя воля Блока

Образ прекрасной девушки полон таинственности. Кто она? Как и зачем оказалась в этом отвратительном заведении? Ответов на эти вопросы у нас нет. Девушка вызывает в душе героя давно забытые чувства, он обретает новые идеалы и тут же с иронией замечает, что его мечта — полет сдобренной вином фантазии.

Стихотворение богато образами-символами:

  • Крендель булочной, загородные дачи — все это символы обывательского мира, в котором поэту скучно и мерзко находиться.
  • Кавалеры приходят дам за шлагбаум и на дорогу с канавами — это обозначение пошлости и низости такого рода отношений, называемых любовными. Остряки «испытанные» — то есть это не первые дамы опираются на их руки. Все это говорит о мелочности и тоске земной любви.
  • Визг женщин, плач ребенка, крик лакеев — это музыка улиц, которая так угнетает героя. От нее он прячется в кабаке и в «терпкой влаге».
  • Туманы, древние поверья, траурный наряд, вуаль — все это символы таинственности и загадочности незнакомки, она бесконечно далека от героя, ведь все в ее облике скрывает, а не рассказывает историю этой женщины.

Темы, настроение и проблемы

  1. Проблема столкновения мечты и реальности часто поднимается в творчестве поэтов и писателей. Гнилой мир вымотал героя, и только вышедшая из пены воображения незнакомка пробудила в нем вновь веру в жизнь. Можно заметить, как меняется настроение героя с приходом Прекрасной Дамы. Если раньше все вокруг было грязным, затасканным и противным, то с ее приходом он перестает обращать внимание на действительность, он сосредоточен на рассматривании образа прекрасной девушки и думами о том, что привело ее в это (совершенно неподходящие ей) место.
  2. Также интересна проблема пошлости и скуки жизни. Лирический герой разочаровался даже в любовных свиданиях, ведь в гуляющих парах он видел лишь испытанных остряков и безликих дам, которые завтра сменятся другими. На их тропе он видит лишь канавы и шлагбаумы (символы преград и разочарования на пути влюбленных). В природе, которую раньше поэты воспевали, он видит лишь бессмысленность и тоску.
  3. Тему любви также затронул Александр Блок, ведь незнакомка вызвала в сердце героя трепет и влюбленность. Она становится для героя лучиком надежды в этом мире, далеким и призрачным символом вечной красоты. Он любовно и восторженно описывает каждую деталь этого манящего образа.
  4. Тема внутреннего мира тоже прозвучала в финальных строках. Герой решил искать успокоения и надежды в своей душе, где таятся сокровища, противопоставленные убожеству мира внешнего.
  5. Настроение в тексте неоднородное: сначала тоска и усталость, потом отчаяние и одиночество, затем эмоциональный подъем и восторг от обретения идеала в грациозном стане и темной вуали незнакомки.

Основная идея

В стихотворении герой жаждет новой жизни, ведь находит в своей душе сокровища, ключ от которых не у того, кого он потерял, а у него самого. Видя таинственную и совершенную красоту женщины, он находит в себе силы закрыть глаза на окружающую его убогую действительность. Есть в этом мире то самое высокое и прекрасное, ради чего стоит жить! Это.и есть главная мысль произведения. Неудивительно, что после написания «Незнакомки» Блок уже не так сильно реагирует на проблемы, происходящие в его жизни. Стихотворение занимает особое место в биографии поэта. Он пережил тяжелый этап, и именно «Незнакомка» помогла ему справиться.

Необходимо отметить двусмысленность последней реплики лирического героя: «Истина в вине!». Автор дает нам возможность поразмышлять: все это пьяный вымысел или же отказ героя от прежней жизни. Может, вино помогло ему смириться с утратой и забыть огорчения, и в этом забытие он видит истину. Может, сама незнакомка была навеяна винными парами, и он выдумал ее, но именно в воображении поэт узрел смысл бытия — искать сокровищницу своей души.

Средства художественной выразительности

Для более красочного изображения происходящего поэт использует множество эпитетов, они сменяют друг друга.

  • для описания реальности- грубые: «пьяные окрики», «весенний и тлетворный дух»;
  • для описания незнакомки Блок использует более красивые и романтические эпитеты: «узкая рука», «упругие шелка», «очи синие, бездонные».

Также стихотворение кишит сравнениями: «пьяницы с глазами кроликов», «как я, смирен и оглушен» и метафорами: «бессмысленно кривится диск», «дыша духами и туманами».

Анализ стихотворения Блока Незнакомка 11 класс

Александр Александрович Блок был уникальным поэтом, который много чего пережил за свою жизнь. Были в его биографии и счастливые годы, были и тяжелые. И вот стихотворение “Незнакомка” написано как раз таки в тяжелые и трудные годы для поэта. В это время он переживал личную драму, а именно предательство близких людей. Ведь не секрет, что именно в это время у его жены начался бурный роман с его же другом. Эта новость стала для Александра Александровича двойным ударом, так как с одной стороны жена, которую он любил, а с другой стороны человек, чьей дружбой он дорожил.

Далеко не секрет, что поэты являются очень эмоциональными людьми, и зачастую не в силах хранить в себе все переживания и чувства, выплескивая их на бумагу. Так и случилось с рождением стихотворения “Незнакомка”.

Если говорить о жанре данного произведения, то его можно охарактеризовать как романтический рассказ в стихотворной форме.

Основной темой стихотворения “Незнакомка” является сопоставление мечты и реальности. Поэт построил данное стихотворение таким образом, чтобы как можно лучше показать процесс столкновения человеческой мечты и жесткой действительности. О чем мечтал поэт во время написания стихотворения, безусловно, не известно. Поэтому каждый читатель может лишь самостоятельно подумать об этом.

Нужно отметить, что данное произведение написано пятистопным ямбом. И для связи строк стихотворения использована классическая перекрестная рифма, которая позволяет сделать произведение лаконичным и законченным.

Так же стоит отметить, что все произведение можно разделить на две части, каждая из которых отлично дополняет друг друга.

Вариант №2

Одно из самых красивых стихотворений, которое можно воспринимать только через призму тоски, печали и неверия в творчестве А. Блока – это, конечно же, «Незнакомка». Многие исследователи считают, что, то, с какой достоверностью поэт описал место, в котором происходят события и «привязав» это к его повседневным делам, к тому, где он бывал и, как жил, можно с точностью определить то заведение, о котором идёт речь. Автобиографичность произведения несомненна: стихотворение – это душевный выплеск поэта, это настоящая драма.

Стихотворение условно делится на 2 части. Первая начинается с описания неприятного питейного заведения, которое отлично характеризует начальная строчка. Её принято считать развёрнутой метафорой, которая задаёт произведению нужную атмосферу и настроение. При прочтении возникает чувство отвращения и даже какой-то гадливости. Эпитеты: «тлетворный дух», «испытанные остряки» внушают настоящее омерзение обычному человеку, не привыкшему бывать в подобном обществе. Это царство уродства и лжи, королевство людских пороков, Ад на земле. Лирический герой использует гиперболу «каждый вечер» показывает, что он волей или неволей оказался в таком кругу людей, прожигающих свою жизнь за бутылкой. Он не рассказывает предысторию, но понятно, что, было что-то заставившее его утратить веру во всё доброе и прекрасное, и главное – в себя.

Вторая часть – антитеза первой. Бытовая лексика сменяется возвышенной. Эпитетами украшены строки: «берег очарованный», «очи бездонные». Аллитерация «р», «г» сменяется ассонансом, характеризуя, как «грязная» атмосфера сменяется одухотворённой и чистой. Вдруг появляется ОНА – незнакомка. Она совсем инородное существо, будто и не из того мира пьянчуг вовсе. Незнакомка настолько нереальна, что, кажется, моргнёшь, и она исчезнет, что показывает риторический вопрос: «Иль это только снится мне?». Может она только плод воображения, навеянный алкоголем? Именно незнакомка помогла лирическому герою осознать, что он в этом питейном заведении такой же «лишний» и неуместный, как и она. Незнакомка будто его отражение в женском обличье или его совесть, взгляд со стороны. Она – идеал красоты и символ веры, который дарит робкую надежду на новую жизнь, на то, что лирический герой сможет вырваться из опутавших его сетей разврата и разрухи.

Пятистопный ямб сменяется четырёхстопным с пиррихием, подчёркивая лёгкость и плавность произведения, «раскачивая» его.

Этот прекрасный воздушный образ незнакомки, как «светлый лучик в тёмном царстве». Он направляет на нужный путь, указывает, где есть подводные камни.

Анализ стихотворения Незнакомка Блока

Одно из самых известных, ставших хрестоматийным, стихотворение А.А.Блока «Незнакомка» было написано в 1906 г., а напечатано через год в сборнике «Нечаянная радость». Считается, что произведение было написано в тяжелый для поэта период жизни, когда у него осложнились отношения с женой из-за ее романа с поэтом А.Белым, а также назрел конфликт с символистами. Эти сложности заставили поэта окунуться в мир кабаков.

По смыслу стихотворение можно поделить на 3 части. Первая носит описательный характер. Автор позволяет нам окунуться в мир ресторанов в вечернее время в районе загородных дач. По настроению эта часть носит сатирический характер: поэт высмеивает «испытанных остряков», луну, которая «бессмысленно кривится» в небе, «пьяниц с глазами кроликов». В самом описании звучит одновременно и ирония, и грусть. Эпитеты автор использует различные. Он называет обстановку «тлетворной», а воздух диким и глухим. В ресторане автор одинок, наблюдая со стаканом вина за пьяницами и сонными лакеями.

Во второй части появляется незнакомка. Автор сомневается в ее существовании, считая, что она может и присниться ему. Она окружена аурой романтики, одиночества, спокойствия, «духами и туманами». Одежда на ней шелковая, немного старомодная, от которой «веют древними поверьями». Лицо скрыто шляпой и вуалью, но автор говорит, что может заглянуть «за темную вуаль». Он видит «берег очарованный и очарованную даль», он впечатлен ее синими глазами, а взгляд проникает в самое сердце и мозг. Он хочет понять ее и в тоже время через нее хочет понять себя.

В третьей части автор признает, что в его душе есть что-то важное, что он называет «сокровищем». Это его личное и сокровенное, то, что важно только ему. Он имеет право делать с этим, что захочет, поэтому в конце вслед за пьяницами провозглашает, что «истина в вине». Ему еще тяжело смириться с болью в душе, но он уже готов признать, что его душа уникальна и за нее стоит бороться.

Это грустное и трогательное стихотворение описывает нам переживания поэта, его жажду бороться за свою жизнь, хотя ему для этого и требуется некий толчок, повод. Стихотворение построено на противопоставлении внешнего и внутреннего миров. В первом все обыденно и скучно, в то время как в стране иллюзий, навеянным образом таинственной незнакомки, автору открываются тайны и дальний очарованный мир.

11 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Незнакомка

Популярные темы анализов

Владимир Владимирович Маяковский был не только уникальным поэтом, но и разносторонним человеком. При этом, многие знакомые с ним люди утверждали, что это довольно таки непонятный, сложный, необыкновенный,

Иван Сергеевич Тургенев для своего времени был достаточно интересной и всесторонне развитой личностью. Лирика в написанных им произведениях была самой разнообразной. Его произведения чаще всего открывали и рассматривали

«Я помню чудное мгновенье…» – произведение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в период Михайловской ссылки в 1825 году, через два года размещено в «Северных цветах» под руководством А. А. Дельвига, друга поэта.

Знаменитый советский поэт 50-х годов Николай Заболоцкий появился в литературе как мастер поэтических произведений и стал самым читаемым автором до настоящего периода. Все его мечты начать поэтическую деятельность сбывались постепенно.

После того как я прочитала стихотворения великого русского классика И.З. Сурикова «Степь» передо мной возник образ бескрайних просторов русской степи. Начинаешь вчитываться в строки этого стихотворения, и мысленно представляешь

Ссылка на основную публикацию