Анализ стихотворения Сольвейг Блока

«Сольвейг», анализ стихотворения Блока

Русские поэты Серебряного века часто писали друг другу посвящения. Не стал исключением и поэт-символист Александр Александрович Блок. Он адресовал свои стихотворения «коллегам по цеху»: Андрею Белому, Вячеславу Иванову, Зинаиде Гиппиус, Сергею Городецкому.

Сергей Городецкий, в начале творческой карьеры еще испытывавший влияние своих товарищей – «старших» символистов, со временем нашел свой стиль. Например, он использовал в своих стихах мотивы языческой славянской мифологии и первобытных сил, которые проявлялись в связи с природой. Он даже свою дочь назвал древним славянским именем – Рогнеда.

А Блок, словно поддразнивая друга в его славянских увлечениях, в 1906 году посвящает ему стихотворение под названием «Сольвейг». Сказалось увлечение самого Блока творчеством зарубежных драматургов, в частности норвежского писателя Генрика Ибсена, автора пьесы «Пер Гюнт», героиней которой и была прекрасная девушка по имени Сольвейг.

После цикла «Стихи о Прекрасной Даме», в некоторой степени мрачного и пуританского, Блок пишет несколько стихотворений о весне, самым известным из которых является «О, весна без конца и без краю», созданное в 1907 году. «Сольвейг» – тоже о весне.

Это стихотворение по-символистски многозначно, содержит несколько смысловых пластов.

  • На пейзажном уровне – на смену «зимнему сну» леса приходит звонкая весна.
  • Психологический уровень демонстрирует читателю, что с приходом любимой девушки «сон», в котором долго пребывал герой, оборачивается наконец радостью и началом жизни.
  • Философский уровень в стихотворении раскрывает диалектику разрушения и созидания, постепенного умирания и последующего воскресения.
  • На мистическом уровне, в лучших традициях символизма, земной мир изменяется с приходом Души Мира, Вечной Женственности.

Название произведения не случайно носит имя героини драмы Ибсена. Образ Сольвейг становится центральным образом произведения Блока, но в нескольких ипостасях. Сначала это героиня пьесы (что явственно видно из эпиграфа), далее перед взором читателя возникает девушка-невеста, воплощающая на символическом уровне саму весну.

Лирический герой, живущий в «бедной и темной избушке» своей «много дней, меж камней, без огней», воспринимает появление юной девы не только как приход весны, но и как появление вдохновения. Правда, вдохновение пока проявляется в той силе, с которой он крушит топором стволы старых сосен.

Стихотворение входит в цикл «Распутья», само название которого говорит о поиске нового пути. Блок уже отошел от образа Прекрасной Дамы, преследовавшей его долгих четыре года. Героиня предыдущего цикла больше напоминает «то ли девушку, а то ли виденье». Она лишена плоти, аморфна и больше схожа со Святым Духом.

Появившаяся в самом начале стихотворения Сольвейг полна жизни. У нее «веселый зеленый глаз», который сверкнул и заставил героя-затворника широко размахнуться топором, чтобы срубить «вековую сосну», ведь эти раскидистые деревья долго закрывали своими кронами синеву неба. Теперь же герою хочется, чтобы над его новой избой сиял «небосвод голубой».

Сосна носит также символический характер в стихотворении. Она долгое время была предметом поклонения поэта, потому что «распростерла красу» над ним. Ему приходилось «петь молитвы» ей, но это состояние больше напоминало сон. С приходом Сольвейг «зимний сон разнесло», и в лесу «загудела весна». Девушка становится символом стихийной жизненной силы всего земного, что выражается традиционными эпитетами: весна – зеленая, а Сольвейг – весенняя.

Свои чувства герой не скрывает, что подчеркнуто автором даже на уровне пунктуации: в каждом двустишии или трехстишии стихотворения есть как минимум один восклицательный знак, а то и два, и три. Эмоция выражена и в фоносемантике стихотворения: в последнем двустишии повторение звука [э] в каждом слове (пЕсня, зЕлёной, вЕсны) вызывает ассоциацию с зеленым цветом и оттеняет звучание имени героини – Сольвейг. Так имя героини вновь вызывает у читателя ассоциацию с весной, зеленью, жизнью.

Имя «Сольвейг» с норвежского дословно обозначает «путь света», поэтому героиня драмы Генрика Ибсена, пронеся через всю жизнь любовь к главному герою Пер Гюнту, стала воплощением извечной мечты каждого мужчины о женской верности.

Для русского человека начало жизни неизменно связано с приходом весны, с пробуждением всего живого от зимней спячки. Так и герой Блока, долгое время находившийся в «зимнем сне», пробуждается с приходом Сольвейг, от появления которой не только «стало светло», но и «весна загудела в лесу».

Теперь «радостный взор» героя устремлен на героиню «в упор», и в нем пробуждается и жажда жизни, и желание вступить в борьбу с темными силами, воплощением которых, как ни странно, становятся «вековые сосны». Эти перемены в душе героя на символическом уровне соотносятся со сменой времен года. Сольвейг же появляется не с приходом весны – она и есть сама весна, поэтому герой называет ее «невестой-весной».

Анализ стихотворения Блока «Сольвейг»

В жизни Александра Блока был довольно непродолжительный период, когда он увлекся творчеством зарубежных драматургов и даже сам пытался писать пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха. Любимым автор поэта стал Генрик Ибсен, которого Блок буквально боготворил. Стихотворение «Сольвейг», написанное в 1906 году, было навеяно творчеством этого драматурга и стало одним из немногих произведений Блока абстрактной тематики.

Впрочем, именно в этот период поэта оставила законная супруга. Он очень болезненно переживал этот разрыв, и это

В переводе с норвежского это женское имя означает «солнечный путь». Именно в такой девушке нуждается поэт, ожидая, что она ворвется в его мрачную жизнь, привнеся с собой свет, радость и тепло. Обращаясь к своей вымышленной собеседнице, поэт отмечает: «Ты прибежала на лыжах ко мне, улыбнулась пришедшей весне!».

Описывая свое лесное жилище, Блок не жалеет черных красок, указывая, что в его избушке темно уже много дней. На самом деле темно и тяжело на душе у поэта, который не только утратил близкого человека,

Именно ее он готов встречать возле своей покосившейся избушки, чтобы произнести заветную фразу: «Это небо — твое! Это небо — мое!».

Конечно, за период короткой семейной жизни с Любовью Менделеевой Блок успел сменить нескольких любовниц. Однако истинный чувства он испытывал лишь к своей супруге. Поэтому нетрудно догадаться, что в образе загадочной Сольвейг поэт видит именно ту, которая до сих пор живет в его сердце. Именно о ее возвращении мечтает Блок, который готов простить измену и принять неверную жену, словно дорогую гостью. «Ты пришла — и светло, зимний сон разнесло», — отмечает поэт, втайне надеясь, что когда-нибудь его мечты действительно осуществятся.

Ведь однажды он уже сумел вымолить свою избранницу у небес. Так почему же это не может произойти вновь?

«Голос твой — он звонче песен старой сосны», — обращается Блок к Сольвейг, втайне мечтая о том, что таким образом сможет достучаться до сердца Любови Менделеевой. И действительно, она вернется к поэту, но лишь затем, чтобы уйти вновь.

Считается, что разбитую чашку склеить невозможно. И Блок, перекладывая эту аксиому на свои взаимоотношения с супругой, прекрасно понимает, что о семейном счастье ему остается лишь мечтать. Но он готов мужественно нести свой крест ради возможности хоть изредка видеться с той, которую будет любить до самой смерти.

Дайджест:

СОЛЬВЕЙГ Сергею Городецкому Сольвейг прибегает на лыжах. Ибсен. «Пер Гюнт» Сольвейг! Ты прибежала на лыжах ко мне, Улыбнулась пришедшей весне! Жил я в бедной и темной избушке моей Много дней, меж. .

Анализ стихотворения Блока «Прозрачные, неведомые тени» Цикл стихов о Прекрасной Даме был создан Александром Блоком под воздействием очень сильных чувств к Любови Менделеевой — 16-летней гимназистки, которая буквально свела с ума юного поэта. Сама же девушка. .

Анализ стихотворения Блока «Мне снились веселые думы…» Болезненные и противоречивые чувства, которые Александр Блок испытывал к Любови Менделеевой, вылились в цикл стихов о Прекрасной Даме, посвященных избраннице. Однако к этому периоду творчества относится и ряд произведений, которые. .

Анализ стихотворения Блока «Если только она подойдет…» Накануне свадьбы Александр Блок отправился с матерью в традиционное путешествие по Европе. Поэт предвкушал, как через несколько месяцев войдет под своды церкви с Любовью Менделеевой, чьей любви добивался несколько долгих. .

Анализ стихотворения Блока «Когда-то гордый и надменный…» К 1910 году брак Александра Блока и Любови Менделеевой уже фактически распался. Поэт разочаровался в своей музе, которая, в свою очередь, платила супругу той же монетой. Супруги жиль своей жизнью. .

Анализ стихотворения Блока «Благословляю все, что было…» Со своей супругой, Любовью Менделеевой, Александр Блок был счастлив всего несколько лет. Ее роман с поэтом Андреем белым стал первым предвестником того, что молодая семья разрушена. Впоследствии у Любови Менделеевой. .

Анализ стихотворения Блока «Предчувствую Тебя…» У Александра Блока в жизни было несколько любовных романов, однако его музой и вдохновительницей на протяжении всей жизни оставалась Любовь Менделеева, брак с которой оказался достаточно сложным и противоречивым. Однако. .

Анализ стихотворения Блока «Ты отходишь в сумрак алый…» Лето 1899 года подарило Александру Блоку множество открытий. Одним из них стало возобновление знакомства с подругой детства, соседкой по загородному имению Любовью Менделеевой, которая к тому времени превратилась в серьезную. .

Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» Любовная лирика Александра Блока весьма спорна и противоречива. До сих пор исследователи творчества поэта пытаются разобраться в сложных взаимоотношениях автора с супругой Любовью Менделеевой, которая являлась музой Блока. Тем не. .

Анализ стихотворения Блока «Сегодня шла Ты одиноко…» В 1898 году 17-летний Александр Блок без памяти влюбился в подругу своего детства Любовь Менделееву, которая отвергла ухаживания юного поэта. Прошло без малого пять лет прежде, чем она согласилась стать. .

Анализ стихотворения Блока «Они читают стихи» В 1907 году Александр Блок публикует сборник под названием «Снежная маска», в который вошло стихотворение «Они читают стихи», написано оно было в один из самых сложных периодов жизни поэта, когда. .

Анализ стихотворения Блока «Смятение» Не секрет, что семейная жизнь Александра Блока сложилась весьма неудачно. Однако поэт ни разу не пожалел о том, что связал свою судьбу с Любовью Менделеевой, которая стала его музой и. .

Анализ стихотворения Блока «Мой остров чудесный» Семейная жизнь Александра Блока складывалась весьма непросто, так как поэт считал — любить супругу можно и на расстоянии. Он жил под одной крышей с Любовью Менделеевой несколько лет, но при. .

Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…» Александр Блок — достаточно сложный и многогранный поэт, произведения которого имеют свой подтекст, поэтому не могут восприниматься буквально. Отчасти это связано с символизмом, приверженцем которого долгие годы был автор. Однако. .

Анализ стихотворения Блока «Его встречали повсюду…» В цикле стихов о Прекрасной Даме у Блока есть несколько произведений, которые лишь на первый взгляд не имеют никакого отношения к его избраннице Любовь Менделеевой. К ним, в частности, относится. .

Анализ стихотворения Блока «Мой любимый, мой князь, мой жених…» В 1903 году Александр Блок женился на Любови Менделеевой — подруге своего детства, в которую после нескольких лет разлуки влюбился без памяти. Его избранница довольно прохладно восприняла ухаживания молодого поэта. .

Анализ стихотворения Блока «Мчит меня мертвая сила…» Свой первый цикл стихов Александр Блок посвятил Прекрасной Даме, прототипом которой стала его будущая супруга Любовь Менделеева. Отношения с ней складывались весьма непросто, хотя поэт был знаком со своей избранницей. .

Анализ стихотворения Блока «Без веры в бога, без участья…» Летом 1898 года Александр Блок открыл для себя целую вселенную по имени Любовь Менделеева. Эта юная особа настолько поглотила все мысли 18-летнего студента, что он напрочь забыл не только о. .

Анализ стихотворения Блока «Снежное вино» Взаимоотношения Александра Блока и Любови Менделеевой складывались весьма странным образом. Поэт боготворил свою супругу, но, вместе с тем, предпочитал удовлетворять свои физиологические потребности с другими женщинами, так как считал, что. .

Анализ стихотворения Блока «Ветер принес издалека…» Начальный этап творчества Александра Блока тесно связан с символизмом — культурным течением, которое проповедовало образность и яркое, нестандартное выражение мыслей. Поэтому ранние произведения поэта отличаются обилием метафор и сравнений, которые. .

Анализ стихотворения Блока «Пусть светит месяц — ночь темна…» Роман Александра Блока и Любови Менделеевой трудно назвать бурным и окруженным романтическим флером. Тем не менее, юный поэт, встретивший на даче Шахматово свою детскую подругу, в прямом смысле слова потерял. .

Анализ стихотворения Блока «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» Блок начал писать стихи с пяти лет. Часть своих первых серьезных поэтических произведений, относящихся к периоду с 1898 по 1900 год, он позднее объединил в цикл под названием «Ante Lucem». .

Анализ стихотворения Блока «Старик» В 1903 году Блок сочетался браком с Любовью Дмитриевной Менделеевой — дочерью знаменитого ученого-химика. Свадьбе предшествовали длительные и порой мучительные для обеих сторон отношения. В период с 1901 по 1902. .

Анализ стихотворения Блока «Она молода и прекрасна была…» Около восьмидесяти стихотворений, созданных в период с 1898 по 1900 год, Блок объединил в цикл «Ante Lucem». Некоторые из произведений посвящены первой любви поэта — Ксении Михайловне Садовской, с которой. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Русь Блока

Анализ стихотворения Блока «О, как безумно за окном…» Не секрет, что свою популярность среди читателей Александр Блок завоевал благодаря циклу стихов о прекрасной даме. Однако мало кто знает о том, что ранняя лирика этого поэта была не менее. .

Анализ стихотворения Блока «Свобода смотрит в синеву…» У Александра Блока не так уж много произведений, в жанре пейзажной лирики, и каждое из них изображает окружающий мир через призму личных переживаний поэта. Стихотворение «Свобода смотрит в синеву…» —. .

Анализ стихотворения Блока «Полный месяц встал над лугом…» Трудно представить себе Александра Блока в качестве пейзажиста. Тем не менее. ранний период его творчества ознаменован именно такими произведениями. В этом нет ничего удивительного, так как 18-летний юноша пока еще. .

Анализ стихотворения Блока «Город спит, окутан мглою…» Часть ранних стихотворений, созданных в период с 1898 по 1900 год, Блок объединил в цикл «Ante Lucem». Его название переводится с латыни как «До света». Таким образом поэт охарактеризовал время. .

Анализ стихотворения Блока «В день холодный, в день осенний…» В 1905 году московское издательство «Гриф» выпустило дебютный сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме», выдержанный преимущественно в духе символизма. Книга была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще. .

Анализ стихотворения Блока «Она, как прежде, захотела…» В 1907 году Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок, брак которой складывался неудачно и счастья ей приносил мало, решила вплотную заняться актерской карьерой. Супруг ее увлечения не одобрял, так как не видел в. .

Анализ стихотворения Блока «Всю жизнь ждала…» Семейная жизнь Александра Блока с самых первых дней складывалась непросто. Поэт боготворил свою избранницу, однако был убежден, что в браке важен духовный союз, а не физическая близость. В итоге Любовь. .

Анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта. Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность, но. .

Анализ стихотворения Блока «Я просыпался и всходил…» Блок и Менделеева были знакомы с детства, но близкое общение началось в 1898 году. Судьбы молодых людей тесно переплелись благодаря участию в домашнем спектакле. В постановке шекспировского «Гамлета» юный поэт. .

Анализ стихотворения Блока «В фантазии рождаются порою…» Сборник «Ante Lucem» включает в себя около восьми десятков стихотворений, созданных Блоком в период с 1898 по 1900 год. По этим произведениям видно, что поэтические взгляды юного Александра Александровича еще. .

Анализ стихотворения Блока «Моей матери» Александр Блок очень трепетно относился к своей матери Александре Андреевне, считая, что именно она привила ему любовь к литературе и научила ценить жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому неудивительно, что. .

Анализ стихотворения Блока «Поднимались из тьмы погребов…» Являясь убежденным символистом, Александр Блок, тем не менее, в своем раннем творчестве нередко обращался к философским темам. В частности, поэта очень волновала судьба человечества и ход времени. Размышляя о том. .

Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате…» Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» было написано А. А. Блоком в 1902 году. История создания его связа­на с. .

Анализ стихотворения БЛОКА «К МУЗЕ» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», на­писанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно тради­ционна для русской и мировой поэзии. Поэт. .

Анализ стихотворения Блока «В ресторане» Принято считать, что у Александра Блока была всего лишь одна муза — его супруга Любовь Менделеева. Именно этой женщине посвящено подавляющее большинство стихов поэта, который продолжал любить жену даже после. .

Анализ стихотворения Блока «За туманом, за лесами» Сборник «Стихи о Прекрасной Даме», которым Блок дебютировал, вышел в московском издательстве «Гриф» в 1905 году. Он представляет собой поэтический дневник молодого человека, охваченного внеземной любовью. Позже Александр Александрович свою. .

Н.Барковская_Поэзия серебряного века.1999

страдание и т. д. Так, в стихотворении, открывающем цикл А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме” (“Отдых напрасен. Дорога крута…”), эпитет “красный” употреблен сначала в изобразительном, предметном значении – передает цвет заката (“Каждый конек на узорной резьбе красное пламя бросает к Тебе”), а потом – в символическом (“красная тайна у входа легла”).

Рассмотрим образ-символ в стихотворении А. Блока

Сольвейг прибегает на лыжах. Ибсен. “Пер Гюнт”

Сольвейг! Ты прибежала на лыжах ко мне, Улыбнулась пришедшей весне!

Жил я в бедной и темной избушке моей Много дней, меж камней, без огней.

Но веселый, зеленый твой глаз мне блеснул –

Я топор широко размахнул!

Я смеюсь и крушу вековую сосну,

Я встречаю невесту – весну!

Пусть над новой избой Будет свод голубой –

Полно соснам скрывать синеву!

Это небо– твое! Это небо– мое!

Пусть недаром я гордым слыву!

Жил в лесу, как во сне, Пел молитвы сосне,

Надо мной распростершей красу.

Ты пришла – и светло, Зимний сон разнесло,

И весна загудела в лесу!

Слышишь звонкий топор? Видишь радостный взор,

На тебя устремленный в упор?

Слышишь песню мою? Я крушу и пою Про весеннюю Сольвейг мою!

Под моим топором, распевая хвалы, Раскачнулись в лазури стволы!

Голос твой– он звончей песен старой сосны! Сольвейг! Песня зеленой весны!

Смысл этого стихотворения по-символистски многозначен, складывается из нескольких, соответствующих друг другу, уровней.

• Пейзажный – “зимний сон” леса сменяется звонкой весной.

• Психологический – с началом любви, с приходом любимой “сон” сменяется радостной, бурной жизнью.

• Философский – диалектика старого и нового, разрушения и созидания, смерти и воскресения.

• Мистический – земной мир преображается с приходом Души Мира, Вечной Женственности.

Доминирующий, центральный образ-символ в этом стихотворении – Сольвейг. Сольвейг воспринимается сначала как героиня драмы Ибсена (эпиграф), затем как девушка (1-я строка), затем как невеста и, наконец, как весна, как песня, вдохновение, муза.

Благодаря чему образ становится символом? Образсимвол обладает способностью не просто называть предмет, но и пробуждать все расширяющиеся круги ассоциации. Для символизации образа особенно важны следующие факторы.

• Культурный контекст, т.е. те значения, которые связаны с этим образом в истории культуры. Так, мы должны знать драму Ибсена; учитывать тот культ Норвегии, фиордов, “королей в сединах голубых”, который сложился у русских символистов; помнить “Песню Сольвейг” Эдварда Грига, вносящую дополнительные оттенки смысла (простота и естественность, близость к народной душе, идея религиозного искупления); знать картину Н. Рериха “Дом

Сольвейг” с ее лиловыми тонами (лиловый цвет для Блока – цвет “антитезы” – символ стихии).

• Контекст цикла стихотворений. Символисты редко писали отдельные стихотворения, как правило, они создавали циклы, выражающие миф о мире. Данное стихотворение входит в цикл “Распутья” – переходный в творчестве Блока, созданный

в тот период, когда поэт разочаровался в отвлеченных идеалах юности (“Прекрасная Дама”) и обратил свой взор к земле, земному, живому и стихийному. Поэтому Сольвейг – это и символ земной, стихийной жизненной силы (и эпитет сопутствует – “зеленый”).

• Контекст стихотворения. Образ-символ должен быть выделен

в тексте, акцентирован. Ключевой образ в этом стихотворении вынесен в заглавие, открывает и завершает стихотворение, выделен восклицанием и паузой – и читатель сразу придает этому образу особое значение. Очень важную роль играют повторы – каждый раз образ поворачивается все новой и новой стороной, излучает смыслы, искрится, как драгоценный камень.

• Мелодика стихотворения также способствует символизации. Музыка стиха приглушает прямое, понятийное значение каждого отдельного слова, слова перекликаются, сливаются по звучанию, а значит, и по значению. Так, в последней строке стихотворения слово “Сольвейг” подчеркнуто звуковым курсивом – повтором звука [э] (пЕсня зЕленой вЕсны). Близкие по звучанию слова ассоциируются и по значению: Сольвейг – это и песня, и зелень (земля, жизнь), и весна.

Эволюция русского символизма

Можно выделить три этапа в истории русского символизма.

1. 1895–1902 (90-е годы). Зарождение и формирование символистской поэзии; первая волна символизма; “старшие” символисты.

2. 1903–1909 (900-е годы). Подъем второй волны символизма; младосимволисты.

3. 1910–1916 (10-е годы). Кризис и распад символизма как школы (вместе с тем расцвет символистского романа).

Термин “декадентство” закрепился за первым периодом, ко второму периоду чаще применяют название “модернизм” (очень широкое понятие, обозначающее целую группу нереалистических течений и искусстве ХХ века).

В настоящее время многие исследователи избегают термина “декадентство” в силу его теоретической неопределенности и негативного оценочного значения; целесообразно пользоваться терминами “старшие” и “младшие” символисты. Вместе с тем “декадентство” как явление общественной психологии отражает драму “старших” символистов: их отрицание пошлой повседневности, стремление

к идеалу – но и бессилие обрести веру в его достижимость.

К. Бальмонт так раскрывает сущность декадентства: “Как показывает само слово, декаденты являются представителями упадка, это люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще ненародившегося. Они видят, что вечерняя заря уже догорела, но рассвет еще спит где-то за гранью горизонта декадентов. Оттого песни декадентов – песни сумерек ночи”.

Для “старших” символистов характерны следующие черты: эстетическое бунтарство (эстетическое абсолютно противопоставляется всему неэстетическому), отсюда – известный аморализм: красота противопоставляется истине и добру; индивидуализм (идеал только субъективная мечта); неверие в прогресс, в развитие общества.

Одним из первых русских символистов был Д.С. Мережковский (1866–1941). Новизна его поэзии заключается в тематике. Мережковский – проповедник, теоретик символизма. Поэтика, ритмика его, напротив, достаточно традиционны. Поэтому, представляя учащимся стихотворения этого поэта,

целесообразно сосредоточить внимание именно на свойственных ему мотивах и пафосе.

Мотивы разочарования в жизни, внутреннего бессилия звучат в стихотворениях Д.С. Мережковского:

…Какое счастие – не мыслить, Какая нега – не желать!

Жизнь и смерть уравниваются в его стихотворении “Усталость”:

Мне самого себя не жаль.

Я принимаю все дары Твои, о, Боже, Но кажется порой, что радость и печаль,

И жизнь, и смерть – одно и то же.

Спокойно жить, спокойно умереть – Моя последняя отрада.

Не стоит ни о чем жалеть, И ни на что надеяться не надо.

Ни мук, ни наслаждений нет. Обман– свобода, и любовь, и жалость. В душе – бесцельный жизни след – Одна тяжелая усталость.

Д.С. Мережковский верил в то, что “религиозная общественность”, интеллигенция, принявшая идеи неохристианства о Царстве Божии на земле, а не в загробном мире, возродит Россию как Третий Рим (стихотворение “Будущий Рим”) и приблизит желанный синтез духа и плоти, божеского и человеческого, В “Молитве о крыльях” поэт восклицает:

Боже, дай нам избавленья, Дай свободы и стремленья, Дай веселья Твоего.

О, спаси нас от бессилья, Дай нам крылья, дай нам крылья, Крылья духа Твоего!

Человек должен стать воплощенным Богом (“Ты сам– свой Бог”; “Душа моя и Ты – с Тобою мы одни”; “Я Бога любил и себя, как одно”). Однако страстные молитвы сменяются сомнением в

человеке: “Что ты можешь? В безумной борьбе / Человек не достигнет свободы…”. Проклятие бессилия и скуки тяготеет над “детьми ночи”, “веселые думы” которых подобны “унылой яркости последних цветов”.

Лирический герой исполнен чувства одиночества:

И вопию к Тебе, как сын Твой: Боже, Боже, За что оставил Ты меня?

Надежда и разочарование борются и во взглядах Д.С. Мережковского на судьбы России. В своих романахтрилогиях он развивает миф об истории как о борьбе Христа и Антихриста; в финале второй трилогии (“Царство зверя”), посвященной русской истории от Павла I до декабристов, князь Голицын предрекает: “Россию спасет Мать”. Россия с древнейших времен называлась, как указывает О. Михайлов 1 , Домом Богоматери, с ее иконами шло на битву русское воинство: с Донской иконой – войско князя Дмитрия Донского, с Казанской – войско князя Дмитрия Пожарского, со Смоленской – армия М.И. Кутузова. Но и этот миф разрушается под напором исторической драмы рубежа ХIХ – ХХ веков:

Глядим, глядим все в ту же сторону, За мшистый дол, за топкий лес. Вослед прокаркавшему ворону, На край темнеющих небес.

Давно ни ты, громада косная, В освобождающей войне, Как Божья туча громоносная, Вставала в буре и в огне?

О, Русь! И вот опять закована,

И безглагольна, и пуста, Какой ты чарой зачарована, Каким проклятьем проклята?

И все ж тоска неодолимая

К тебе влечет: прими, прости. Не ты ль одна у нас родимая? Нам больше некуда идти.

Так, во грехе тобой зачатые,

1 См. Комментарии в кн.: Мережковский Д.С. Собр. соч.: В 4 т. Т.4. М., 1990.

Должны с тобою погибать Мы, дети, матерью проклятые И проклинающие мать.

“Удивительно талантливым поэтом” назвал М. Горький Ф. Сологуба (1863–1927) . Настроения тоски, одиночества и бессилия, когда смерть воспринимается как избавление, характерны для его поэзии (Федор Кузьмич Тетерников – автор романа “Мелкий бес”; в образе учителя Передонова показал дикость, бескультурье, хамство провинциальной затхлой жизни).

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

Не давая целостного анализа творческой индивидуальности Ф. Сологуба, учитель может выделить наиболее характерные мотивы его поэзии, увидев их созвучие с лирикой Мережковского. Но стихотворения этого поэта требуют углубить анализ, перейти от разговора о содержании к особенностям формы. Напевные, мелодичные стихотворения Сологуба дают представление о “колдовской” музыкальности поэзии символистов, об очень существенной для них поэтике повторов.

Друг мой тихий, друг мой дальный, Посмотри, –

Я холодный и печальный Свет зари.

Я напрасно ожидаю

Божества, В бледной жизни я не знаю

Над землею скоро встанет Ясный день,

И в немую бездну канет Злая тень, –

И безмолвный, и печальный Поутру,

Друг мой тайный, друг мой дальный, Я умру.

Интонация стихотворения неторопливая, безнадежно печальная, монотонная (симметрия, чередование длинных и коротких строк, повторы, синтаксический параллелизм). Ритм напоминает грустный плеск волн, завораживает. Л. Шестов полагал, что Сологуб самый музыкальный поэт; даже когда содержание стихов – ужас и терзания, таинственная мелодия создает гармонию, которая противостоит злой действительности. Мелодия Сологуба “однострунна”, опирается на бесконечное варьирование тем и мотивов. Сологуб безукоризненный мастер стиха. В. Брюсов насчитал только в первом томе собрания сочинений Сологуба на 177 стихотворений – более ста различных стиховых метров (размеров) и построений строф. Но оригинальность этого поэта скрывается за простотой и строгостью формы, она доступна только искушенному читателю. Ф. Сологуб писал: “Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него легенду, ибо я – поэт” 1 . Мечта – чародейство, мечта – колдовство уносят его в субъективный, вымышленный идеальный мир:

Звезда Маир сияет надо мною, Звезда Маир, И озарен прекрасною звездою Далекий мир.

Земля Ойле плывет в волнах эфира, Земля Ойле, И ясен свет блистающий Маира На той земле.

Река Лигой в стране любви и мира, Река Лигой Колеблет тихо ясный лик Маира Своей волной…

И в этом стихотворении интонация печальная и монотонная. Придуманные, экзотические названия тонут в напевной мелодии. Стихотворение, благодаря повторам целых

1 Сологуб. Ф. Творимая легенда. М., 1991. С. 16 – 41.

слов и словосочетаний, звучит, как заклинание, Жизнь есть страдание, мир – темница:

Злое земное томленье, Злое земное житье, Божье ли ты сновиденье, Или ничье?

Действительность изображается в духе фантастического гротеска (например, в стихотворении “Чертовы качели”).

В тени косматой ели Над шумною рекой Качает черт качели Мохнатою рукой.

Качает и смеется, Вперед, назад, Вперед, назад.

Доска скрипит и гнется, О сук тяжелый трется Натянутый канат.

Снует с протяжным скрипом Шатучая доска, И черт хохочет с хрипом, Хватаясь за бока.

Держусь, томлюсь, качаюсь, Вперед, назад, Вперед, назад.

Хватаюсь и мотаюсь, И отвести стараюсь От черта томный взгляд.

Над верхом темной ели Хохочет голубой: “Попался на качели, Качайся, черт с тобой”.

В тени косматой ели Визжат, кружась гурьбой: “Попался на качели, Качайся, черт с тобой”.

Я знаю, черт не бросит Стремительной доски, Пока меня не скосит Грозящий взмах руки,

Пока не перетрется, Крутяся, конопля, Пока не подвернется Ко мне моя земля.

Взлечу я выше ели, И лбом о землю трах.

Качай же, черт, качели, Все выше, выше… ах!

В поэтическом мире Ф. Сологуба элементы реального быта сочетаются с образами фантастическими, порой бредовыми, галлюцинаторными. Часто используется прием буквализации речевой метафоры или фразеологизма. Фантастический миф в данном стихотворении создается на основе разговорного выражения “черт с тобой!” Все детали в этом стихотворении вполне конкретны: река, косматая ель над ней, качели – доска на канате из конопли. Много просторечной лексики: снует, шатучая, мотаюсь, подвернется, трах. Но бытовая картина – только средство выразить миф о жизни человека вообще: человек – безвольная игрушка в руках черта и мелких бесов, вся земная жизнь – тошное однообразное чередование взлетов и падений. Смерть – желанное избавление от грубой, тоскливой жизни.

Черт, Недотыкомка серая творят издевательство над людьми. Сами же они – воплощение пошлой обыденности, бреда жизни. Лирический герой – бессильный, видящий не Бога, как герой Мережковского, а мелкого беса, – живет одиноким и ненужным:

Я живу в темной пещере,

Я не вижу белых ночей.

В моей надежде в моей вере, Нет сияния, нет лучей…

В моей пещере тесно и сыро И нечем ее согреть.

Стихотворение “Сольвейг” Блок Александр Александрович

Сольвейг прибегает на лыжах. Ибсен. «Пер Гюнт»

Сольвейг! Ты прибежала на лыжах ко мне,
Улыбнулась пришедшей весне!

Жил я в бедной и темной избушке моей
Много дней, меж камней, без огней.

Но веселый, зеленый твой глаз мне блеснул —
Я топор широко размахнул!

Я смеюсь и крушу вековую сосну,
Я встречаю невесту — весну!

Пусть над новой избой
Будет свод голубой —
Полно соснам скрывать синеву!

Это небо — твое!
Это небо — мое!
Пусть недаром я гордым слыву!

Жил в лесу, как во сне,
Пел молитвы сосне,
Надо мной распростершей красу.

Ты пришла — и светло,
Зимний сон разнесло,
И весна загудела в лесу!

Слышишь звонкий топор? Видишь радостный взор,
На тебя устремленный в упор?

Слышишь песню мою? Я крушу и пою
Про весеннюю Сольвейг мою!

Под моим топором, распевая хвалы,
Раскачнулись в лазури стволы!

Голос твой — он звончей песен старой сосны!
Сольвейг! Песня зеленой весны!

Еще стихотворения:

Сольвейг! О, Сольвейг! Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь! Дай мне вздохнуть, освежить мою грудь! В темных провалах, где дышит гроза, Вижу зеленые злые глаза. Ты ли глядишь иль старуха-сова? Чьи раздаются во.

Каролине Павловой И вновь плывут поля — не видишь ты, не видишь! — И одуванчик умилительно пушист. Росинку шевеля, — не видишь ты, не видишь! — Пошатывается разлатый лист. И провода поют.

Ты большая в любви Ты большая в любви. Ты смелая. Я — робею на каждом шагу. Я плохого тебе не сделаю, а хорошее вряд ли смогу. Все мне кажется, будто бы по лесу без.

Пусть всегда будет солнце Солнечный круг, Небо вокруг — Это рисунок мальчишки. Нарисовал он на листке И подписал в уголке: Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда.

Носорог Видишь, мчатся обезьяны С диким криком на лианы, Что свисают низко, низко, Слышишь шорох многих ног? Это значит — близко, близко От твоей лесной поляны Разъяренный носорог. Видишь общее смятенье.

Знаю Пусть на рассвете туманно — знаю — желанное близко… Видишь, как тает нежданно Образ вдали василиска? Пусть все тревожно и странно… Пусть на рассвете туманно — знаю — желанное близко.

Парус разорван, поломаны весла Парус разорван, поломаны весла. Буря и море вокруг. Вот какой жребий судьбою нам послан, Бедный мой друг. Нам не дана безмятежная старость, Розовый солнца заход. Сломаны весла, сорванный парус, Огненный.

Бабье лето 1 Прозрачное небо хрустально, Погода немного свежа, Природа грустна, и печальна, И радостна, и хороша. Иду по тропинке, согретой Улыбкой осенних небес,- И нравится мне бабье лето, Как бабы, идущие.

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней, рабской.

Море — как зеркало. Даль необъятная Море — как зеркало. Даль необъятная Вся серебристым сияньем горит; Ночь непроглядная, ночь ароматная Жжет и ласкает, зовет и томит… Сердце куда-то далеко уносится, В чудные страны какие-то просится, К.

Бегают по лесу листья Бегают по лесу листья С бурундуками вперегонки, Прыгают по лесу листья — Словно и сами — бурундуки. Носится по лесу осень: Листок гоняется за листком, Носится по лесу песик: Каждый.

Новые стансы (Прости! уж полночь…) Прости! уж полночь; над луною, Ты видишь, облако летит; Оно туманной пеленою Сиянье нежное мрачит. Я мчуся вдаль, мой парус веет, Шумит разлучница волна,- Едва ли прежде прояснеет На своде.

Лебединая песня Просто крылья устали, А в долине война… Ты отстанешь от стаи, Улетай же одна. И не плачь, я в порядке, Прикоснулся к огню… Улетай без оглядки! Я потом догоню. Звезды.

Песня любви От любви моей до любви твоей Было столько верст, было столько дней. Вьюга смешала землю с небом, Серое небо с белым снегом. Шел я сквозь вьюгу, шел сквозь небо, Чтобы.

«Ну какой из меня охотник…» Ну какой из меня охотник… Взяв ружьишко с прикладом рыжим, Я в карельской тайге сегодня Ранним утром иду на лыжах. Спит земля под седым одеялом, Ей зеленые сны еще снятся.

Н.Барковская_Поэзия серебряного века.1999

страдание и т. д. Так, в стихотворении, открывающем цикл А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме” (“Отдых напрасен. Дорога крута…”), эпитет “красный” употреблен сначала в изобразительном, предметном значении – передает цвет заката (“Каждый конек на узорной резьбе красное пламя бросает к Тебе”), а потом – в символическом (“красная тайна у входа легла”).

Рассмотрим образ-символ в стихотворении А. Блока

Сольвейг прибегает на лыжах. Ибсен. “Пер Гюнт”

Сольвейг! Ты прибежала на лыжах ко мне, Улыбнулась пришедшей весне!

Жил я в бедной и темной избушке моей Много дней, меж камней, без огней.

Но веселый, зеленый твой глаз мне блеснул –

Я топор широко размахнул!

Я смеюсь и крушу вековую сосну,

Я встречаю невесту – весну!

Пусть над новой избой Будет свод голубой –

Полно соснам скрывать синеву!

Это небо– твое! Это небо– мое!

Пусть недаром я гордым слыву!

Жил в лесу, как во сне, Пел молитвы сосне,

Надо мной распростершей красу.

Ты пришла – и светло, Зимний сон разнесло,

И весна загудела в лесу!

Слышишь звонкий топор? Видишь радостный взор,

На тебя устремленный в упор?

Слышишь песню мою? Я крушу и пою Про весеннюю Сольвейг мою!

Под моим топором, распевая хвалы, Раскачнулись в лазури стволы!

Голос твой– он звончей песен старой сосны! Сольвейг! Песня зеленой весны!

Смысл этого стихотворения по-символистски многозначен, складывается из нескольких, соответствующих друг другу, уровней.

• Пейзажный – “зимний сон” леса сменяется звонкой весной.

• Психологический – с началом любви, с приходом любимой “сон” сменяется радостной, бурной жизнью.

• Философский – диалектика старого и нового, разрушения и созидания, смерти и воскресения.

• Мистический – земной мир преображается с приходом Души Мира, Вечной Женственности.

Доминирующий, центральный образ-символ в этом стихотворении – Сольвейг. Сольвейг воспринимается сначала как героиня драмы Ибсена (эпиграф), затем как девушка (1-я строка), затем как невеста и, наконец, как весна, как песня, вдохновение, муза.

Благодаря чему образ становится символом? Образсимвол обладает способностью не просто называть предмет, но и пробуждать все расширяющиеся круги ассоциации. Для символизации образа особенно важны следующие факторы.

• Культурный контекст, т.е. те значения, которые связаны с этим образом в истории культуры. Так, мы должны знать драму Ибсена; учитывать тот культ Норвегии, фиордов, “королей в сединах голубых”, который сложился у русских символистов; помнить “Песню Сольвейг” Эдварда Грига, вносящую дополнительные оттенки смысла (простота и естественность, близость к народной душе, идея религиозного искупления); знать картину Н. Рериха “Дом

Сольвейг” с ее лиловыми тонами (лиловый цвет для Блока – цвет “антитезы” – символ стихии).

• Контекст цикла стихотворений. Символисты редко писали отдельные стихотворения, как правило, они создавали циклы, выражающие миф о мире. Данное стихотворение входит в цикл “Распутья” – переходный в творчестве Блока, созданный

в тот период, когда поэт разочаровался в отвлеченных идеалах юности (“Прекрасная Дама”) и обратил свой взор к земле, земному, живому и стихийному. Поэтому Сольвейг – это и символ земной, стихийной жизненной силы (и эпитет сопутствует – “зеленый”).

• Контекст стихотворения. Образ-символ должен быть выделен

в тексте, акцентирован. Ключевой образ в этом стихотворении вынесен в заглавие, открывает и завершает стихотворение, выделен восклицанием и паузой – и читатель сразу придает этому образу особое значение. Очень важную роль играют повторы – каждый раз образ поворачивается все новой и новой стороной, излучает смыслы, искрится, как драгоценный камень.

• Мелодика стихотворения также способствует символизации. Музыка стиха приглушает прямое, понятийное значение каждого отдельного слова, слова перекликаются, сливаются по звучанию, а значит, и по значению. Так, в последней строке стихотворения слово “Сольвейг” подчеркнуто звуковым курсивом – повтором звука [э] (пЕсня зЕленой вЕсны). Близкие по звучанию слова ассоциируются и по значению: Сольвейг – это и песня, и зелень (земля, жизнь), и весна.

Эволюция русского символизма

Можно выделить три этапа в истории русского символизма.

1. 1895–1902 (90-е годы). Зарождение и формирование символистской поэзии; первая волна символизма; “старшие” символисты.

2. 1903–1909 (900-е годы). Подъем второй волны символизма; младосимволисты.

3. 1910–1916 (10-е годы). Кризис и распад символизма как школы (вместе с тем расцвет символистского романа).

Читайте также:  Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блок

Термин “декадентство” закрепился за первым периодом, ко второму периоду чаще применяют название “модернизм” (очень широкое понятие, обозначающее целую группу нереалистических течений и искусстве ХХ века).

В настоящее время многие исследователи избегают термина “декадентство” в силу его теоретической неопределенности и негативного оценочного значения; целесообразно пользоваться терминами “старшие” и “младшие” символисты. Вместе с тем “декадентство” как явление общественной психологии отражает драму “старших” символистов: их отрицание пошлой повседневности, стремление

к идеалу – но и бессилие обрести веру в его достижимость.

К. Бальмонт так раскрывает сущность декадентства: “Как показывает само слово, декаденты являются представителями упадка, это люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще ненародившегося. Они видят, что вечерняя заря уже догорела, но рассвет еще спит где-то за гранью горизонта декадентов. Оттого песни декадентов – песни сумерек ночи”.

Для “старших” символистов характерны следующие черты: эстетическое бунтарство (эстетическое абсолютно противопоставляется всему неэстетическому), отсюда – известный аморализм: красота противопоставляется истине и добру; индивидуализм (идеал только субъективная мечта); неверие в прогресс, в развитие общества.

Одним из первых русских символистов был Д.С. Мережковский (1866–1941). Новизна его поэзии заключается в тематике. Мережковский – проповедник, теоретик символизма. Поэтика, ритмика его, напротив, достаточно традиционны. Поэтому, представляя учащимся стихотворения этого поэта,

целесообразно сосредоточить внимание именно на свойственных ему мотивах и пафосе.

Мотивы разочарования в жизни, внутреннего бессилия звучат в стихотворениях Д.С. Мережковского:

…Какое счастие – не мыслить, Какая нега – не желать!

Жизнь и смерть уравниваются в его стихотворении “Усталость”:

Мне самого себя не жаль.

Я принимаю все дары Твои, о, Боже, Но кажется порой, что радость и печаль,

И жизнь, и смерть – одно и то же.

Спокойно жить, спокойно умереть – Моя последняя отрада.

Не стоит ни о чем жалеть, И ни на что надеяться не надо.

Ни мук, ни наслаждений нет. Обман– свобода, и любовь, и жалость. В душе – бесцельный жизни след – Одна тяжелая усталость.

Д.С. Мережковский верил в то, что “религиозная общественность”, интеллигенция, принявшая идеи неохристианства о Царстве Божии на земле, а не в загробном мире, возродит Россию как Третий Рим (стихотворение “Будущий Рим”) и приблизит желанный синтез духа и плоти, божеского и человеческого, В “Молитве о крыльях” поэт восклицает:

Боже, дай нам избавленья, Дай свободы и стремленья, Дай веселья Твоего.

О, спаси нас от бессилья, Дай нам крылья, дай нам крылья, Крылья духа Твоего!

Человек должен стать воплощенным Богом (“Ты сам– свой Бог”; “Душа моя и Ты – с Тобою мы одни”; “Я Бога любил и себя, как одно”). Однако страстные молитвы сменяются сомнением в

человеке: “Что ты можешь? В безумной борьбе / Человек не достигнет свободы…”. Проклятие бессилия и скуки тяготеет над “детьми ночи”, “веселые думы” которых подобны “унылой яркости последних цветов”.

Лирический герой исполнен чувства одиночества:

И вопию к Тебе, как сын Твой: Боже, Боже, За что оставил Ты меня?

Надежда и разочарование борются и во взглядах Д.С. Мережковского на судьбы России. В своих романахтрилогиях он развивает миф об истории как о борьбе Христа и Антихриста; в финале второй трилогии (“Царство зверя”), посвященной русской истории от Павла I до декабристов, князь Голицын предрекает: “Россию спасет Мать”. Россия с древнейших времен называлась, как указывает О. Михайлов 1 , Домом Богоматери, с ее иконами шло на битву русское воинство: с Донской иконой – войско князя Дмитрия Донского, с Казанской – войско князя Дмитрия Пожарского, со Смоленской – армия М.И. Кутузова. Но и этот миф разрушается под напором исторической драмы рубежа ХIХ – ХХ веков:

Глядим, глядим все в ту же сторону, За мшистый дол, за топкий лес. Вослед прокаркавшему ворону, На край темнеющих небес.

Давно ни ты, громада косная, В освобождающей войне, Как Божья туча громоносная, Вставала в буре и в огне?

О, Русь! И вот опять закована,

И безглагольна, и пуста, Какой ты чарой зачарована, Каким проклятьем проклята?

И все ж тоска неодолимая

К тебе влечет: прими, прости. Не ты ль одна у нас родимая? Нам больше некуда идти.

Так, во грехе тобой зачатые,

1 См. Комментарии в кн.: Мережковский Д.С. Собр. соч.: В 4 т. Т.4. М., 1990.

Должны с тобою погибать Мы, дети, матерью проклятые И проклинающие мать.

“Удивительно талантливым поэтом” назвал М. Горький Ф. Сологуба (1863–1927) . Настроения тоски, одиночества и бессилия, когда смерть воспринимается как избавление, характерны для его поэзии (Федор Кузьмич Тетерников – автор романа “Мелкий бес”; в образе учителя Передонова показал дикость, бескультурье, хамство провинциальной затхлой жизни).

Не давая целостного анализа творческой индивидуальности Ф. Сологуба, учитель может выделить наиболее характерные мотивы его поэзии, увидев их созвучие с лирикой Мережковского. Но стихотворения этого поэта требуют углубить анализ, перейти от разговора о содержании к особенностям формы. Напевные, мелодичные стихотворения Сологуба дают представление о “колдовской” музыкальности поэзии символистов, об очень существенной для них поэтике повторов.

Друг мой тихий, друг мой дальный, Посмотри, –

Я холодный и печальный Свет зари.

Я напрасно ожидаю

Божества, В бледной жизни я не знаю

Над землею скоро встанет Ясный день,

И в немую бездну канет Злая тень, –

И безмолвный, и печальный Поутру,

Друг мой тайный, друг мой дальный, Я умру.

Интонация стихотворения неторопливая, безнадежно печальная, монотонная (симметрия, чередование длинных и коротких строк, повторы, синтаксический параллелизм). Ритм напоминает грустный плеск волн, завораживает. Л. Шестов полагал, что Сологуб самый музыкальный поэт; даже когда содержание стихов – ужас и терзания, таинственная мелодия создает гармонию, которая противостоит злой действительности. Мелодия Сологуба “однострунна”, опирается на бесконечное варьирование тем и мотивов. Сологуб безукоризненный мастер стиха. В. Брюсов насчитал только в первом томе собрания сочинений Сологуба на 177 стихотворений – более ста различных стиховых метров (размеров) и построений строф. Но оригинальность этого поэта скрывается за простотой и строгостью формы, она доступна только искушенному читателю. Ф. Сологуб писал: “Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него легенду, ибо я – поэт” 1 . Мечта – чародейство, мечта – колдовство уносят его в субъективный, вымышленный идеальный мир:

Звезда Маир сияет надо мною, Звезда Маир, И озарен прекрасною звездою Далекий мир.

Земля Ойле плывет в волнах эфира, Земля Ойле, И ясен свет блистающий Маира На той земле.

Река Лигой в стране любви и мира, Река Лигой Колеблет тихо ясный лик Маира Своей волной…

И в этом стихотворении интонация печальная и монотонная. Придуманные, экзотические названия тонут в напевной мелодии. Стихотворение, благодаря повторам целых

1 Сологуб. Ф. Творимая легенда. М., 1991. С. 16 – 41.

слов и словосочетаний, звучит, как заклинание, Жизнь есть страдание, мир – темница:

Злое земное томленье, Злое земное житье, Божье ли ты сновиденье, Или ничье?

Действительность изображается в духе фантастического гротеска (например, в стихотворении “Чертовы качели”).

В тени косматой ели Над шумною рекой Качает черт качели Мохнатою рукой.

Качает и смеется, Вперед, назад, Вперед, назад.

Доска скрипит и гнется, О сук тяжелый трется Натянутый канат.

Снует с протяжным скрипом Шатучая доска, И черт хохочет с хрипом, Хватаясь за бока.

Держусь, томлюсь, качаюсь, Вперед, назад, Вперед, назад.

Хватаюсь и мотаюсь, И отвести стараюсь От черта томный взгляд.

Над верхом темной ели Хохочет голубой: “Попался на качели, Качайся, черт с тобой”.

В тени косматой ели Визжат, кружась гурьбой: “Попался на качели, Качайся, черт с тобой”.

Я знаю, черт не бросит Стремительной доски, Пока меня не скосит Грозящий взмах руки,

Пока не перетрется, Крутяся, конопля, Пока не подвернется Ко мне моя земля.

Взлечу я выше ели, И лбом о землю трах.

Качай же, черт, качели, Все выше, выше… ах!

В поэтическом мире Ф. Сологуба элементы реального быта сочетаются с образами фантастическими, порой бредовыми, галлюцинаторными. Часто используется прием буквализации речевой метафоры или фразеологизма. Фантастический миф в данном стихотворении создается на основе разговорного выражения “черт с тобой!” Все детали в этом стихотворении вполне конкретны: река, косматая ель над ней, качели – доска на канате из конопли. Много просторечной лексики: снует, шатучая, мотаюсь, подвернется, трах. Но бытовая картина – только средство выразить миф о жизни человека вообще: человек – безвольная игрушка в руках черта и мелких бесов, вся земная жизнь – тошное однообразное чередование взлетов и падений. Смерть – желанное избавление от грубой, тоскливой жизни.

Черт, Недотыкомка серая творят издевательство над людьми. Сами же они – воплощение пошлой обыденности, бреда жизни. Лирический герой – бессильный, видящий не Бога, как герой Мережковского, а мелкого беса, – живет одиноким и ненужным:

Я живу в темной пещере,

Я не вижу белых ночей.

В моей надежде в моей вере, Нет сияния, нет лучей…

В моей пещере тесно и сыро И нечем ее согреть.

Анализ стихотворения блока сольвейг по плану: 1. тема стихотворения 2.идея стихотворения 3.композиции стихотворения 4.художественно-выразительные средства

Ответы на вопрос

в жизни александра блока был довольно непродолжительный период, когда он увлекся творчеством зарубежных драматургов и даже сам пытался писать пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха. любимым автор поэта стал генрик ибсен, которого блок буквально боготворил. стихотворение «сольвейг», написанное в 1906 году, было навеяно творчеством этого драматурга и стало одним из немногих произведений блока абстрактной тематики. впрочем, именно в этот период поэта оставила законная . он болезненно переживал этот разрыв, и это отчаяние, смешанное с чувством одиночество, сквозит в каждой строчке стихотворения «сольвейг».

в переводе с норвежского это женское имя означает «солнечный путь». именно в такой девушке нуждается поэт, ожидая, что она ворвется в его мрачную жизнь, привнеся с собой свет, радость и тепло. обращаясь к своей вымышленной собеседнице, поэт отмечает: «ты прибежала на лыжах ко мне, улыбнулась пришедшей весне! ».

описывая свое лесное жилище, блок не жалеет черных красок, указывая, что в его избушке темно уже много дней. на самом деле темно и тяжело на душе у поэта, который не только утратил близкого человека, но и потерял веру в любовь. тем не менее, автор все же надеется, что в его жизни появится та, которая сможет разделить с ним все радости и беды. именно ее он готов встречать возле своей покосившейся избушки, чтобы произнести заветную фразу: «это небо – твое! это небо – мое! ».

конечно, за период короткой семейной жизни с любовью менделеевой блок успел сменить нескольких любовниц. однако истинный чувства он испытывал лишь к своей . поэтому нетрудно догадаться, что в образе загадочной сольвейг поэт видит именно ту, которая до сих пор живет в его сердце. именно о ее возвращении мечтает блок, который готов простить измену и принять неверную жену, словно дорогую гостью. «ты пришла – и светло, зимний сон разнесло», — отмечает поэт, втайне надеясь, что когда-нибудь его мечты действительно осуществятся. ведь однажды он уже сумел вымолить свою избранницу у небес. так почему же это не может произойти вновь?

«голос твой – он звонче песен старой сосны», — обращается блок к сольвейг, втайне мечтая о том, что таким образом сможет достучаться до сердца любови менделеевой. и действительно, она вернется к поэту, но лишь затем, чтобы уйти вновь.

считается, что разбитую чашку склеить невозможно. и блок, перекладывая эту аксиому на свои взаимоотношения с , прекрасно понимает, что о семейном счастье ему остается лишь мечтать. но он готов мужественно нести свой крест ради возможности хоть изредка видеться с той, которую будет любить до самой смерти.

жития, кажется, выражение из старославянского, трудно жить, ужасные невозможные условия

Когда мне исполнилось 7 лет ,в день рождения мне подарили книгу. она называлась сборник русских народных сказок.Книга была очень большая.Я захотела почитать эту книгу, но мама сказала , что я ещё не умею читать.Я заплакала , но это делу не Я стала ждать когда мне мама почитает книгу, но мама была занята.. Через некоторое время пришла сестра. Я ее попросила почитать мне . Она согласилась. Мы селе на диван , взяли книгу, и она начала читать..Книга была очень интересная там было много картинок.Мы дочитали книгу до конца. Сестра спросила какой сказка мне понравился больше всего. я ей ответила , что мне понравилась Крошечка Ховрошечка.

ДЛя этого можно привести примеры картин, произведений где упоминается о природе, можно сравнить как природу описывают разные авторы.. Если смотреть в литературе, то можно нписать какие литературные средства используются, для какой цели. Если писать о живописи, о можно написать о цвете, который применили при написании картины, и можно указать авторов, которые рисовали в основном природу!

Ссылка на основную публикацию