Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока

Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» (А. А. Блок)

Первый период творчества Александра Блока (1900 – 1903) тесно связан с его влюбленностью в Любовь Менделееву. Практически все стихи этого времени входят в цикл «Стихи о Прекрасной Даме», воплощением которой и является возлюбленная поэта. Многомудрый Литрекон проанализировал одно из таких произведений и предлагает ознакомится с данным разбором в этой статье. Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» поможет проникнуться красотой и мастерством произведений Блока.

История создания

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком 25 октября 1902 года. В этот период между поэтом и Любовью Менделеевой, с которой у него был роман, сложилось недопонимание — несовпадение мировидения.

Спустя всего лишь несколько недель после их «ссоры» Блок и Менделеева увиделись на благотворительном балу. Эта встреча стала судьбоносной! Поэт сделал предложение Любови Дмитриевне в тот же вечер, а 25 мая 1903 года они обручились.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» создавался автором как раз во время развития отношений с Любовью Дмитриевной. Он, по мнению самого автора, является одним из лучших его циклов. Создавался он легко и быстро, на одном дыхании. Всему «виной» его Муза, воплощение «Вечной Женственности», Любовь Менделеева.

Все стихи в данном цикле расположены в хронологическом порядке, по датам, что напоминает автобиографическое произведение.

Жанр, направление, размер

Однозначно, лирическое стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» относится к любовной лирике, так как главная тема его – любовь. Многие считают, что данное произведение принадлежит и к философскому направлению, а именно к духовной лирике, но это не совсем так. Да, действительно поэт пишет о Храме, о лампадах, ризах, но здесь данные упоминания необходимы для создания атмосферы, для более точной передачи авторских чувств, его отношения к «Прекрасной Даме». Религиозная же лирика – это произведения, которые созданы на основе переосмысления своей веры, на основе размышлений о добре, о зле, созданы на основе раскаяния, осознания своей греховности. Этот жанр можно назвать поджанром философской лирики.

Направление стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» модернистское. Отличительной чертой данного направления является стремление передать особенности личностного восприятия окружающего мира, передать исключительность чувствительности каждого человека, то есть задачей автора является раскрыть сокровенное, душевное, то, что является неповторимым, субъективным. Именно поэтому стихотворения данного направления очень интимные, откровенные. Поэт раскрывает читателю свою душу, объясняет свою точку зрения.

Александр Блок – поэт-символист. Особенностью символизма является передача воспринятого через символы, через метафоричные образы и сравнения, создание определенной атмосферы, которая более подробно опишет чувства, мысли поэта, его мироощущение и взгляды.

Размер стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» – трёхстопный дольник на двусложной основе. Рифмовка перекрестная, с чередующимися женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» состоит из 4 строф. Композиционно данное произведение можно разделить на три части.

  1. 1-я часть – это первые две строфы, в которых поэт пишет о посещении храма, о причине своего прихода туда, о своих ощущениях в храме, о своих мыслях. Данная часть интересна тем, что, поначалу, храмы не воспринимаются как авторская метафора, но в дальнейшем читатель понимает, о каком именно «храме» идет речь.
  2. 2-я часть – третье четверостишие. Эта часть начинается с восклицания, а точнее с междометия, которое выражает спектр чувств автора, не называя их конкретно. «О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!». В данной части упоминается о «улыбках, сказках и снах», что говорит о теплых, приятных мыслях лирического героя о «Ней».
  3. 3-я часть – это последняя строфа, которая посвящена «Прекрасной Даме». Поэт делится своими мыслями, выражает свою непоколебимую веру, он надеется, что его избранная – эта та самая «Прекрасная Дама», в которую он уверовал давно, которая вдохновляет его.

Последнее четверостишие тоже начинается с междометия. Подобная анафора говорит о особенных чувствах лирического героя к «Даме», о его воодушевлении, о его нетерпении встретиться с ней.

Образы и символы

Лирический герой раннего периода творчества Александра Блока – это влюблённый юноша, находящийся в постоянном поиске идеалов.

Лирические герои очень часто являются отражением поэтов, но в данном случае можно поставить знак равенства между ними, так как цикл «Стихи о Прекрасной Даме» — это «автобиографический» цикл, совпадающий со всеми событиями жизни автора того времени. Лирический герой именно этого стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» полон надежд и веры, он воодушевлен.

Основными образами стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» являются «темные храмы» и «Прекрасная Дама».

Образ «Прекрасной Дамы» в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» пронизывает красной нитью всё творчество Александра Александровича. «Она» является воплощением вселенской доброты, красоты и чистоты, к которой стремится автор, она дарит всё это «земному» миру, которому не хватает как раз-таки этих добродетелей. Данный образ, с течением времени, преобразуется, изменяется, так же, как и лирический герой, воспевающий «Её».

«Темные храмы» — не менее интересный образ. Можно предположить, что «темные храмы» — это метафора. Автор называет жизнь «темным храмом», в котором он ждёт свою единственную, «в мерцаньи красных лампад».

Блок очень часто употребляет цвета в качестве определений к слову. Красный цвет для поэта – это цвет волнующий, разжигающий интерес, увлекающий, но в то же время пугающий.

Обобщая всё выше перечисленное, можно сказать, что лирический герой ждёт «Прекрасную Даму», которая осветит его жизнь, украсит, которая выше всех тревог, всей суеты.

Втрое четверостишие начинается символично.

«В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.»

Колонна является символом оси мира. Мировая ось – это связь неба и земли. В данном стихотворении этот символ очень уместен. Лирический герой, обычный человек, ждёт, надеется на встречу со своей возлюбленной, которая является для него «возвышенным существом», не от мира сего. Он стоит в тени, то есть он смущён, он чувствует себя недостойным ожидаемой встречи, но всё же ждёт.

Дверь – это граница, переход в новое пространство, в новую жизнь.

Лирический герой знает, что жизнь не будет прежней после встречи с «Ней», он «дрожит от скрипа дверей», то есть волнуется, боится, или же наоборот ждёт, прислушивается, поэтому от малейшего шороха вздрагивает.

В стихотворении поэт несколько раз упоминает о сне. Сон для Блока – это «идеальный мир», мир гармонии, мир без сумбура. Лирический герой поэта часто находится в состоянии полусна, в состоянии мечтаний, то есть «между мирами», но определенно направленный в сторону «лучшего» мира.

Свечи – это свет в жизни. Также свечи являются атрибутом церковной жизни, то есть, употребив этот символ по отношению к «Прекрасной Даме», поэт признаёт в «Ней» божественное начало.

Темы, проблемы, настроение

Любовь является главной темой стихотворения «Вхожу я в темные храмы…». Музой, вдохновительницей Александра Блока была его возлюбленная, а потом и жена — Любовь Менделеева. Данное стихотворение обращено к ней и, естественно, оно о любви.

Проблематикой произведения являются сомнения лирического героя. Он сомневается в самой встрече с «Дамой», сомневается в том, достоин ли он этой встречи, но также он уверен, что та единственная, которую он повстречал, и есть «Святая», в которую он верит, которую он долго ждёт.

«Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.»

Настроение стихотворения тихое, приятное и воодушевлённое. Всё произведение «осторожное». Оно напоминает преддверие праздника, когда, изнемогая, ждёшь чуда. Для пояснения своих эмоций автор выбрал «пространство» храма, что добавляет ещё большего трепета произведению.

Основная идея

В данном стихотворении поэт описал взволнованность от ожидания любви, от ожидания «своего» человека. Это и есть главная мысль произведения «Вхожу я в темные храмы…» — объяснить эти «промежуточные» чувства.

Смысл стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» можно найти в предлагаемом автором решении выдвинутой проблемы. Свои сомнения в любви лирический герой преодолевает чистой верой!

«О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.»

В любви нет логики и доказательств. Мы всегда воспринимаем чувства на веру и должны отдаться этому ощущению без колебаний.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» являются заключительной частью разбора по плану.

  1. Эпитеты: «темные храмы», «бедный обряд», «Прекрасная Дама», «красные лампады», «высокая колонна», «озаренный образ», «Величавая Жена», «высоко бегут», «ласковы свечи», «отрадны черты».
  2. Метафора: «Вечная Жена».
  3. Олицетворение: «бегут по карнизам улыбки, сказки и сны».
  4. Архаизмы: «риза».
  5. Диалектизм: «лампада».
  6. Анафора:
    «О, я привык к этим ризам…»
    «О, Святая, как ласковы свечи…»
  7. Во всём произведении прослеживается частое употребление такого средства выразительности как инверсия.
  8. Эллипсис: «Милая – Ты.».
  9. Экспрессивная лексика:
    «О, я привык к этим ризам…»
    «О, Святая, как ласковы свечи…»
  10. 10. Аллитерация: «шипящие» и «звенящие» согласные в произведении подчеркивают тишину пространства, таинственность происходящего.

«Вхожу я в темные храмы» анализ стихотворения Блока по плану кратко – год, тема, эпитеты

Стихотворение “Вхожу я в темные храмы” стало одним из первых в знаменитом цикле “Стихи о Прекрасной Даме”, который сам Блок считал одним из лучших этапов своего творчества. Краткий анализ “Вхожу я в темные храмы” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, поможет ученикам лучше понять это произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вхожу я в темные храмы.

История создания – известна точная дата написания Блоком этого стихотворения: 25 октября 1902 года. Тогда поэт был страстно влюблен в свою будущую супругу Л. Менделееву.

Тема – влюбленность лирического героя, который ждет от своей избранницы момента, когда она раскроет женскую сущность.

Композиция – условно произведение можно разделить на три части. Первая – вступление, в нем герой испытывает сомнение в том, что его возлюбленная – та самая, воплощающая в себе вечную женственность, то все же предвкушает встречу с ней. Вторая часть развивает философскую мысль, одновременно подчеркивая, что лирический герой относится с любимой и как к обычной женщине. Заключение – последняя строфа, в ней он снова выводит незримую сущность своей дамы на первый план.

Жанр – сочетание любовной и духовной лирики, присущее ранним поэтическим творениям Блока.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты“темные храмы”, “бедный обряд”, “Прекрасная Дама”, “озаренный образ”, “Величавой Вечной Жены”, “ласковы свечи”, “отрадны черты”.

Метафоры“глядит образ”, “ризы Жены”, “бегут улыбки, сказки и сны”.

История создания

В ранний период творчества Александр Блок был очень увлечен философией Владимира Соловьева, а особенно – его учением о вечной женственности. Оно произвело на поэта столь глубокое впечатление, что один их самых известных его поэтических циклов – “Стихи о Прекрасной Даме” – основан на нем полностью.

Читайте также:  Сочинение Анализ поэмы Блока Двенадцать (12)

Эта же философская мысль положена и в основу стихотворения “Вхожу я в темные храмы”, которое сам Блок датировал очень точно – 25 октября 1902 года. В то время поэт был страстно влюблен в Любовь Менделееву, которая впоследствии станет его невестой, а после – супругой. Девушка виделась ему воплощением той самой вечной женственности. Блок придавал своей влюбленности мистический смысл, видя в ней особое чувство.

Основная тема – это любовь. Лирический герой испытывает страстные чувства к своей избраннице, он видит в ней свою земную богиню. Уже в этом произведении проявляется присущее всему творчеству Блока двоемирие: есть мир, который можно увидеть и ощутить, и второй – недостижимый, божественный. Это вторая тема стиха – философская.

Вообще, в нем ярко проявляется еще одна черта ранней лирики Блока, когда действительность отступает перед иллюзорным миром. Он открыт только внутреннему взору самого поэта и невидим более никем.

Композиция

Композиционно стихотворение можно разделить на три части. В первой – зачине – лирический герой входит в “темные храмы“, чтобы совершить свой обряд. Он немного сомневается в том, что выбранная им женщина действительно воплощает в себе вечную женственность, но он влюблен, а потому с нетерпением предвкушает свою встречу с ней.

Вторая часть – развитие основной мысли. Лирический герой, более не сомневаясь, рассуждает о том, что ему дано каждый день соприкасаться с настоящим божеством. С одной стороны, он понимает, что его возлюбленная – это воплощение всего божественного, что он не может себе даже представить, с другой – говорит о том, что привык ежедневно соприкасаться с чудом, и это помогает ему думать о своей любимой не только как о богине, но и как о женщине.

Завершается произведение тем, что Блок подчеркивает уже не земную, а возвышенную сущность своей любимой. В ней воплощается то высокое и прекрасное, что не может постичь обычный человек.

С одной стороны, его можно отнести в любовной лирике, так как лирический герой этого произведения говорит о своих чувствах, рассказывает о том, какие эмоции вызывает у него возлюбленная. С другой же, в поэтические строчки вложен и философский смысл, тесно связывающий их с учением Соловьева. Таким образом, произведение является образчиком любовно-философской лирики. Что касается использованного стихотворного размера, то это дольник. Таким образом он делает его строй взволнованным и даже несколько диссонансным, передавая чувства лирического героя. Отвлеченная лексика создает высокую тональность.

Средства выразительности

Чтобы подчеркнуть свою идею, Блок использует разнообразные выразительные средства. Среди них:

  • Эпитеты – “темные храмы”, “бедный обряд”, “Прекрасная Дама”, “озаренный образ”, “Величавой Вечной Жены”, “ласковы свечи”, “отрадны черты”.
  • Метафоры – “глядит образ”, “ризы Жены”, “бегут улыбки, сказки и сны”.

Если посмотреть на синтаксическую структуру предложение, то можно увидеть много инверсий, например “вхожу я”, “жду я” и тому подобных. Это делает его торжественным и размеренным.

Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» (А.А. Блок)

Автор: Guru · 30.07.2018

Для Александра Блока женщина была созданием, наделённым божественной силой. Любовь Дмитриевна Менделеева, жена поэта, стала для него своего рода музой, ангелом-хранителем и Мадонной, сошедшей с небес. Но очередной разрыв с любимой женщиной вдохновил творца к написанию стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…».

История создания

В 1902 году Александр Блок ещё не имел счастья называть Любовь Менделееву своей женой. Это был период его страстной влюблённости и заинтересованности идеологией В. Соловьёва. Суть этого мировоззрения заключалась в превозношении женственности и божественной сути любви к слабому полу.

Когда Любовь Дмитриевна рассталась с поэтом, это повергло его в глубокую печаль. Сам Александр Блок называл этот период его жизни умопомешательством, поскольку в каждой проходящей мимо женщине искал глазами свою возлюбленную. Разрыв сделал его более набожным. Литератор не пропускал воскресных служб и часто посещал храмы в надежде встретить Любовь Менделееву. Так и возник замысел стихотворения.

Жанр, направление и размер

«Вхожу я в тёмные храмы…» можно назвать любовным посланием, потому что автор описывает чувства и эмоции, которые вызывает у него образ возлюбленной. Но все же в этом любовном послании есть и черты философской лирики, связанной с учением В. Соловьёва.

Стихотворение написано в духе символизма. Чтобы лучше передать взволнованность и трепет лирического героя, Александр Блок использовал дольник с перекрёстной рифмой.

Образы и символы

Всё стихотворение пронизано духом таинственности. Одним из главных образов здесь выступает место действия – храм. В этом святом месте лирический герой, читая молитвы, ждёт чуда: появления своей возлюбленной. Храм в контексте этого стихотворения выступает в роли символа веры и надежды.

Красный свет проходит через весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме», посвящённый Любови Менделеевой. Он служит знаком страсти и проявления той возвышенной любви, которую почитал Александр Блок. Главным образом выступает сама Прекрасная дама. Она – предел мечтаний, мысль о счастье и вечной любви. Сам поэт не боится сравнить её с Богородицей, приравнивая тем самым свою возлюбленную к святым.

Лирический герой готов поклоняться образу его «святой» любви. Он полон трепета и надежды, веры и желания достичь вечной и прекрасной страсти. Его душа встревожена и опустошена, но он верит, что появление Прекрасной Дамы сможет воскресить его.

Темы и настроения

Основной темой, конечно же, выступает любовь лирического героя. Он томится страстными чувствами к своей идеальной возлюбленной. Присущий творчеству Александра Блока мотив двоемирия (соседство мира реального и тайного непостижимого) подводит к философской теме.

Стихотворение словно овеяно мистической тайной. Оно вызывает трепет и завораживает. Вся атмосфера представляет собой некий намёк, здесь нет ничего реального. Всё иллюзорно.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в необходимости любви для души человека. Она может исцелить её или же обратить в прах. Без неё человек не может существовать. Боль, счастье – всё готов он перенести, лишь бы любить и быть любимым.

Главная мысль произведения отображает мировоззрение поэта. Если у Достоевского мир спасает красота, то у Блока – только любовь. Она движет всем и всеми. В ней он видел смысл своей жизни, и в каждой его работе только чистая и святая страсть дает надежду.

Средства художественной выразительности

Чтобы воссоздать необходимую атмосферу, Александр Блок использует эпитеты (тёмные храмы, ласковы свечи, бедный обряд, отрадны черты).

Помогают создать динамику и подчеркнуть эмоциональность олицетворения (бегут улыбки, сказки и сны, образ глядит). Волнение лирического героя автор подчёркивает восклицаниями, риторическими вопросами. Метафора (Величавой Вечной Жены) намекает на святость образа возлюбленной.

Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» Блока

Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла «Стихи о Прекрасной Даме».

[su_note]Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — любовная и философская).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Церковная лексика: храм, риза, лампада.
Эпитеты: тёмные храмы, бедный обряд ласковы свечи.
Метафоры: бегут по карнизам улыбки, сказки и сны; глядит, озарённый, только образ.[/su_note]

Главный мотив стихотворения — ожидание встречи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Всё произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь всё неуловимо, всё только намек. Какие — то отблески, мерцания, надежды на непостижимое чудо — на явление Прекрасной Дамы, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.

Слова лирического героя обретают характер торжественного гимна, молитвенного песнопения, с которым верующие обычно обращаются к своему Божеству.

Текст произведения состоит из обращений и восклицаний, выражающих безмерное восхищение героя. Событий не происходит. Есть только ожидание: лирический герой видит себя в образе преданного рыцаря, давшего высокий обет вечного служения своей Прекрасной Возлюбленной.

Лирический герой называет свою возлюбленную Величавой Вечной Женой, Милой, Святой. Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения к ней написаны автором с большой буквы. И не только эти слова, но и местоимения: Ты, о Ней, Твои. Ритуальность и святость происходящего подчёркнута также изображением храма, горящих свечей и лампад. Само стихотворение звучит, как молитва.

Лексика торжественная: использовано много высоких, красивых и устаревших слов, подчеркивающих исключительность события (совершаю обряд; мерцанье лампад, озарённый, ризы, отрадны).

Любовь к Прекрасной Даме — это своеобразное таинство. Героиня предстаёт и в облике Величавой Вечной Жены, и в облике просто земной женщины, когда лирический герой называет её Милой.

Лирический герой ожидает чуда — появления таинственной Незнакомки. Его одинокая, встревоженная душа стремится к возвышенному, ждёт откровения, перерождения. Это ожидание — томительное, напряженное, тревожное.

Поэт использует символику красного цвета. Во всех стихотворениях, посвящённых Прекрасной Даме, красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Её появления.

[su_note]КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
⦁ Центральный мотив — ожидание, надежда на встречу с Прекрасной Дамой.
⦁ Автор возвышает любимую до уровня божества: «О, Святая!»
⦁ Лирическому герою важно знать, что она
просто где-то рядом.а[/su_note]

В этом стихотворении лирический герой ждёт её появления при свете красных лампад. Эпитет озарённый тоже отражает этот цвет:

Прекрасная Дама — это мечта, идеал, но счастье с ней возможно не на земле, а в вечности, в мечтах. В этом стихотворении присутствуют привычные для любовной лирики мотивы: мечты о Ней, надежда на встречу. Но образ Прекрасной Дамы необычен. Это не только реальная возлюбленная лирического героя, но и Душа Мира.

Лирический герой — не просто влюблённый, а Человек вообще, который стремится к слиянию с Душой Мира — к достижению абсолютной гармонии. В таком прочтении стихотворение воспринимается уже не как любовная, а как философская лирика.

Мечта о встрече с Прекрасной Дамой — это желание уйти из реального мира, от недостойных людей, для которых «истина в вине», в наживе и корысти. Используя ассоциации, образы и символы, Александр Блок пишет не только о любви, но и о сложном, неизведанном мире, пробуждающем в душе гармонию, красоту, добро. Для усиления впечатления Блок использует эпитеты (тёмные храмы; бедный обряд; ласковы свечи; отрадны черты).

[su_note]ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Тема: возвышение идеала возлюбленной.
⦁ Идея: Прекрасная Дама не только реальная
возлюбленная, но и Душа Мира, а лирический герой не просто влюблённый, а человек вообще, который стремится достичь
гармонии с миром.[/su_note]

Эмоциональность усиливают олицетворения (бегут … улыбки, сказки и сны; образ глядит) и риторические восклицания (О, я привык к этим ризам / Величавой Вечной Жены]; О, Святая, как ласковы свечи, / Как отрадны Твои черты!).

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Незнакомка

Использованы ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы / в мерцаньи красных лампад). Стихотворение написано трёхударным дольником. Стопа разносложная с ударением на разных слогах, рифма — перекрёстная.

[su_heading size=»17″ align=»left» margin=»10″]Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902) стал центральным в творчестве А. А. Блока. В нём поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение В. С. Соловьёва о Вечной женственности, или о Душе мира. В. С. Соловьёв утверждал, что только через любовь можно постичь истину, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что всё женское несёт в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная — именно они спасают жестокий мир от гибели. «Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом. [/su_heading]

«Вхожу я в темные храмы…»

стихотворение и анализ

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Краткое содержание

В богатейшем творческом наследии Александра Блока произведения, посвященные любви, занимают особенное место. Апофеозом этой тематики стал цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», который автор посвятил горячо любимой жене, Любови Менделеевой. Эта женщина до конца дней оставалась ангелом-хранителем поэта и его музой. Несмотря на расставание, он сохранил нежные чувства к бывшей супруге, всегда оказывал ей помощь и поддержку и свято верил, что судьба еще предоставит им шанс на воссоединение.

Любовь Дмитриевна Блок. Художник Т. Гиппиус. 1910

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» словно прикрыто завесой некой тайны. В нем ощущается едва уловимый намек на какое-либо действие, оно насквозь пронизано ожиданием чуда – появления Прекрасной Дамы, которая представляет собой земной прообраз Божественного начала. Торжественность слов лирического героя обретает подобие гимна или молитвы, при помощи которой верующие беседуют с Господом. Текст полон восклицаний, при помощи которых автор выражает бесконечное восхищение героя.

Сюжет лишен какой-либо динамики. Ничего не происходит. Существует лишь одно бесконечное ожидание. Для героя образ Прекрасной Дамы священен, поэтому и эпитеты при обращении к ней подобраны автором соответствующие: «Величавой», «Святой», «Милой», «Вечной», причем, все они начинаются с заглавной буквы, что еще больше подтверждает значимость этого образа.

Для усиления напряженности и тревожности ожидания автор использует символы, окрашенные в красный цвет. Во всех произведениях данного цикла этот цвет означает появление Прекрасной Дамы и является символом любовных страстей. В данном стихотворении свет красных лампад усиливает томительное ожидание героя.

Прекрасная Дама – это некое неземное воплощение мечты, любовь с ней возможна лишь в вечности и в грезах. В соединении с ней герой видит достижение абсолютной гармонии, уход от реального мира, и в этом смысле текст произведения приобретает философскую направленность. Блок затрагивает в этом стихотворении не только тему любви, но и тему сложного, таинственного мира красоты, добра и гармонии.

Анализ

История создания

Свой знаменитый цикл «Стихи о Прекрасной Даме» Александр Блок начал писать под влиянием философского учения Владимира Соловьева, богослова и основоположника русской христианской философии. Еще в раннем периоде творчества он был впечатлен его учением о божественной сущности любви и о вечной женственности. Оно и легло в основу вышеупомянутого цикла. Этот же философский постулат Блок использовал при создании стихотворения «Вхожу я в темные храмы», написанном 25 октября 1902 года.

Это был период страстной влюбленности поэта в молодую девушку, дочь великого ученого, Любовь Менделееву, ставшую его женой. Именно ее он считал живым воплощением вечной женственности, а свою любовь – чувством, овеянном тайной и мистикой, наполненным особым, неземным смыслом.

В жизни супругов были и любовь, и расставания, и непонимание, и прощение. Но, когда Любовь Дмитриевна все же приняла решение расстаться, поэтом буквально овладело отчаяние. Сам он называл свое состояние умопомешательством и в каждой встречной женщине искал сходство с любимой женой. Этот разрыв послужил его приобщению к вере. Он стал посещать церковные службы не только для облегчения душевных страданий, но и с надеждой встретить в одном из храмов свою Прекрасную Даму – Любовь Дмитриевну.

Персонажи и образы

Одним из основных образов данного стихотворения является храм, то есть место, где происходит действие. Лирический герой, обращая к Богу молитву, надеется на чудо – явление ему возлюбленной. Храм в этом смысле берет на себя роль символа веры и надежды.

Еще одним немаловажным образом становится красный цвет. Для Блока это не только цвет, означающий страсть, но и символ самой возвышенной, неземной любви, перед которой он преклоняется. Главным образом в стихотворении является сама Прекрасная Дама. Для героя она – недосягаемая мечта, небесный образ, олицетворение вечной любви. Не боясь осуждения, поэт сравнивает ее с самой Богородицей, приобщая ее, таким образом, к сонму святых.

Сам лирический герой пребывает в томительном ожидании образа своей божественной любви. Несмотря на тревожность и душевную пустоту, он все же надеется, что явление ему Прекрасной Дамы сможет воскресить его к жизни.

Композиция

В композиционном плане стихотворение состоит из трех частей. В первой части, так называемом вступлении, герой пребывает в смятении. Он сомневается, на самом ли деле его любимая и есть тот божественный образ, который он создал в своем воображении.

Лирическая вторая часть – это вполне земное, обычное изображение возлюбленной. Третья часть наполнена таинственными образами, описанием красоты любимой женщины, ее неповторимости и божественности. Последняя строфа полностью посвящена образу Прекрасной Дамы.

Особенность стихотворения состоит в том, что в нем успешно сочетаются два жанра – любовная и духовная лирика, навеянная философским учением Соловьева. Также этому стихотворению подходит жанр послания, так как все чувства и эмоции героя адресованы конкретному образу. Литературное направление этого произведения – символизм.

Размер и средства художественной выразительности

Ничто так не передает человеческие эмоции, в данном случае волнение и трепет героя, как дольник (размер, где в одной строке сочетаются двухсложные и трехсложные стопы) с перекрёстной рифмовкой (АВАВ).

Для воссоздания особой атмосферы поэт пользуется эпитетами: «темные храмы», «ласковы свечи», «бедный обряд», «отрадны черты». Динамику и эмоции помогают передать олицетворения: «образ глядит», «бегут улыбки», «сказки и сны». В стихотворении много восклицаний и метафор, подчеркивающих святость образа возлюбленной: «О, Святая», «Величавой Вечной Жены».

Произведение звучит торжественно, благодаря особой лексике. В тексте много высокопарных, устаревших, красивых по звучанию слов, которые подчеркивают неординарность и величину события: «озаренный», «мерцанье лампад», «обряд», «ризы», «отрадны».

Проблематика и основная идея произведения

Основная тема стихотворения – любовь к идеалу. В произведениях Блока часто прослеживается одновременное сосуществование двух миров – реального, физического и божественного, непостижимого. Этот мотив звучит и в данном стихотворении, что приближает его к философской тематике.

Смысл состоит в потребности любви для человеческой души. Только любовь способна либо исцелить ее, либо низвергнуть и обратить в прах. В любом случае, без любви невозможно само существование, и никакие страдания не заставят человека отказаться от этого прекрасного чувства. В этом заключается мировоззрение Блока. Мир, в отличие от красоты, у него может спасти только любовь, чистая, святая, дарящая надежду и наполняющая смыслом земную жизнь.

Анализ стихотворения Блока Россия 8 класс

Еще до революции, в 1908 году, Александр Блок пишет это интересное стихотворение. Поэт любил Родину, но по-своему, не идеализировал ее, однако искренне верил в ее могущество.

О чем говорит поэт в своем творении? Первым делом, Блок обращает внимание на то, что Россия совсем не поменялась, причем это касается не только устоев, но и прогресса. После этого автор четко и удивительно детально передает быт не с лучшей стороны. Серые избы крестьян в нищете, которые работают, не покладая рук, чтобы прокормиться. Сам А. Блок признается в стихотворении о том, что ему не жаль Родину, и он это принимает, “несет свой крест”, дарованный судьбой. В произведении Блока мы можем явно увидеть все недостатки России того времени: наивность, отсталость, однако, что нельзя не заметить, так это четко выраженное мнение Блока о том, что Россию нельзя сломить, ничем нельзя уничтожить дух народа, традиции.

Все это плавно просматривается в стихотворении. Сначала автор сравнивает Россию с женщиной, которую хоть и легко обмануть, но она выстоит это. «Пускай заманит и обманет,-не пропадешь, не сгинешь ты». Строчки же пятой строфы дают понять, что легко выдержит Родина трудности, ведь немало их еще придется. Пророческим было стихотворение поэта,он будто предвидел наступление революции, которая могла изменить стойкий быт, который мог защитить Россию. Будто намеренно пишет А. Блок: «И невозможное возможно, Дорога долгая легка». Может быть, выдержит Родина потрясения? Ведь невозможное-возможно! Хотя стоит сказать также, что эти строчки могут означать мысли Блока о том, что путь развития долог, но возможен, Россия не всегда будет такой.

Блок любил Россию по-особенному, это не скроешь, но такие чувства свойственны поэтам, писателям, музыкантам. Стоит в заключение сказать, что Блок хоть и видел недостатки своей Отчизны, но не покинул ее в тяжелое время

Анализ стихотворения Россия №2

Изучив стихотворение «Россия» я считаю, что лирическим героем в нем является любимая, вечная Россия. С первых же строк ясно, что у автора особенное отношение к России. Если бы он любил ее как все-он бы стал писать про чарующие пейзажи и безграничные леса. Если бы он ее ненавидел-он бы не писал, что она никогда не сгинет, что у нее есть прекрасные черты. А уж тем более, он бы не сравнивал бы серые избы с первыми слезами любви. Он любит Россию, но очень странно, может она его обидела, без понятия. Автор повествует нам, что Россия уникальна. Вся ее особенность в расхлябанной колее, в разбойной красе.

Лично у меня особенная точка зрения на эту тему. Блок был истинным патриотом страны по своему желанию, поэтому считал Россию такой особенной. Когда нашим детям преподают это в школе, они впитывают данную информацию, а потом и действительно считают, что Россия такая особенная. Разве в других странах нет грязи на дорогах, красивых мест? Без споров, Россия славится народом, но здесь о нем и слова нет.

Читайте также:  Анализ стихотворения О, как безумно за окном Блока

На протяжении всех шести четверостиший Блок рассказывает про свое отношение к России, про ее странности. Здесь ярко виден фанатичный патриотизм. Чего бы не случилось, считает Блок, Россия никогда не пропадет. И по отношению к России у него «невозможное возможно». Странно все это.

В данном стихотворении в большинстве присутствует метафора (скрытое сравнение), а так же скрытое олицетворение. Но при этом он не показывает прямым текстом, что Россия живая и ведет свою жизнь, но относится к ней так. Жанр стихотворения- лирика, это вид литературы, когда автор показывает сугубо свое мнение по какому-либо поводу. У стихотворения достаточно медленный ритм, из 26 строчек- всего лишь 3 ударные. Кстати говоря, тут присутствует странность, последняя строфа состоит из 6 четверостиший.

Я считаю, что это очень патриотическое стихотворение. Мне кажется, что его зря заставляют проходить детей в наших школах, ведь 80% из них начнут думать точно так же!

Блок жил с 1880-1921гг. Прожил он 41 год, достаточно мало, а стихотворение написал в 1908 году (на тот момент ему было 28 лет). Средний период творчества поэта. Хоть и точка зрения автора не совсем правильная (нельзя любить Россию за просто так, есть много других, добившихся чего-то стран), оно является пророческим, ведь прошло более ста лет, а Россия такой и осталось, местами стоят серые избы, а кругом лес да поле.

Блок – Россия анализ стихотворения

Александр Блок – один из наиболее популярных российских писателей. Он очень гордился и любил свою родину и все эти моменты он показывает в своих стихах. Делая анализ данного стихотворения, хочется начать именно с его смысловой нагрузки.

Писатель жил и творил в очень не легкие, переломные годы 19-20 века, в то время когда будущее нашей страны еще не было определенно решено. Но он все же не терял веру в прекрасное будущее России, обо всем этом он рассказывает в своем стихе. где он приравнивает любовь к своей родине, с любовью к женщине.

Особенно уникальной выступает фраза “Какому хочешь чародею. отдай разбойную красу”. Где в слове “чародей”имеется ввиду глава правительства и писатель считает, что никакие беды происходящие в России не способны повлиять на то, чтобы начать действовать.

Читая стихотворение, мы как бы на какое то мгновение, переносимся в далекое прошлое, где трудовые дни были очень не легкими для простого человека. Символом не легкой судьбы является крест и в то же время он показан, как святой знак, который дает надежду на лучшее будущее трудящихся. И чем больше наше подсознание привыкает к серому быту нищеты, старым избам, бедности, грязи, тем больше мы начинаем ценить современную Россию.

И вот уже сегодня, спустя больше века, мы видим насколько был близок к правде Блок. Ведь если посмотреть на величайшие мегаполисы, мы понимаем, что это и есть верхушка цивилизации, и все такой же остается нищей как и когда то, российская глубинка, где дороги разбиты и вместо красивых автомобилей мы видим старые, скрипучие телеги, тонущие в грязи. Но почему то именно здесь, именно в этой глуши таится истинная сила России, ее уникальность проходить трудности, находя выход из любых ситуаций.

Вариант 4

Замечательные произведения подарил нам поэт-символист Александр Блок, его творчество наполнено духовностью, пониманием. Важное стихотворение, на которое стоит обратить внимание – это «Россия», где явно показывается, что Блок действительно патриот, ему не безразлична судьба родины.

Написано творение в 1908 году, задолго до самой революции, что, словно стихия, окутала сознание многих людей, стараясь изменить многие издавна сложившееся уклады. Посвящается стихотворение, несомненно, России, что ясно из названия. Александр Блок в своем время хорошо принял октябрьскую революцию. Он считал, что та может существенно поменять жизнь людей к лучшему, поэтому в произведении поэт пишет: беспощадное поведение, война, смена политического строя никак не могут воздействовать на сильных людей и менталитет государства, ибо те, кто умеют мыслить, размышлять, осознают, к каким последствиям приведет то или иное деяние.

Блок не проявляет жалости к России, пишет: «тебя жалеть я не умею». Иллюзий по поводу родины он тоже не питает, ибо понимает, что жители обманываются и будут обманываться не раз. Очень слабая надежда на то, что революция способна кардинально повернуть жизнь в правильное русло. Нет, все достигается путем страшных кровопролитий, горьких слез, тяжких страданий народа. Печально осознавать то, что народу трудно всему противостоять, они, словно несут крест судьбы, который не может оставить их в покое, покинуть, куда-нибудь деться.

Важно заменить, что в стихотворении есть образ дороги. Это своего рода символ, значащий что-то новое, определенное действие, направленное на поиск смысла жизни. Образ того, что нужно двигаться несмотря ни на что только вперед, не сворачивая.

Не делая особого заострения на том, какие последствия может привести с собой движущееся стихия, Александр Блок все же надеется, что «невозможное возможно». Да, возможно, «дорога долгая легка». Вместо страданий, боли и ужасов, быть может, придет справедливость, мир, гармония, радость.

В произведении есть мотив бунта, ибо красоту России Блок называется «разбойной». Есть также и мотив «тоски острожной», который прослеживается на протяжении всего стихотворения.

Для Александра Блока Русь матушка – это не просто место проживания, это, прежде всего, родина, это счастливые воспоминания, ощущение детства. Россия для поэта могущественна и сильна!

Анализ стихотворения Россия по плану

Россия

Возможно вам будет интересно

Пилигримы – одно из первых стихотворений Бродского, которое определило его судьбу как неугодного властям человека. Безусловно, неодобрение со стороны властей зачастую может рассматриваться как своеобразный комплимент

Это стихотворение, конечно, следует отнести к любовной лирике поэта. Это его воспоминание о первой встрече с прекрасной женщиной.

Изначально поэма имела другое название, «Тринадцать апостолов». Тринадцатым апостолом Маяковский видел себя. Но её не пропустила цензура. И название пришлось поменять

Б. Пастернак больше считал себя философом, нежели поэтом. Ему были интересны абстрактные вещи, пытался понять, а почему это произошло, а почему то и почему ни как иначе, почему кому-то дано все

Произведение представляет собой едкую сатиру. В нем автор высмеивает не только лицемеров, но сами нормы жизни так называемого приличного общества, следование которым позволяет подлецу считаться добропорядочным членом общества.

Анализ стихотворения «Россия» Блока

Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично. Краткий анализ “Россия” по плану поможет ученикам 5 класса понять, в чем эта нетипичность заключается. Разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал при объяснении темы на уроке литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Россия.

История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.

Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.

Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты“золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.

Метафоры“крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.

Сравнение“как слезы первые любви”.

История создания

Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил ее не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он все же не мог ее не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, – как раз об этом.

К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое все же возможно.

“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907-1916 лет написания.

Основная тема произведения – любовь к своей стране. Она может быть несовершенной, в ней многое не так, как хотелось бы, но поскольку это твоя Родина, ты просто не можешь ее не любить.

Композиция

Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.

И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

Несмотря на общий лиризм произведения, он имеет явно гражданский характер: поэт в нем высказывает не только свою позицию касательно любви к Родине, но и недовольство тем, как она живет, и желание перемен. Использованный для передачи этих мыслей и чувств, такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, делает стихотворение одновременно ритмичным и ясным.

Средства выразительности

Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слезы первые любви”.

С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.

Ссылка на основную публикацию