Демон – краткое содержание оперы Рубинштейна

Краткое содержание: Антон Григорьевич Рубинштейн. Демон

Опера в трех актах (шести картинах)

Либретто П. А. Висковатова

Тамара, его дочь

Князь Синодал, жених Тамары

Старый слуга князя Синодала

Хоры злых и добрых духов, грузин и грузинок, гостей, татар, слуг, монахинь.

Место действия: Грузия.

Буря в горах. На фоне неба, озаряемого вспышками молний, одиноко вырисовывается фигура Демона. Он радостно внимает разбушевавшейся стихии разрушения и борьбы. Но вот буря стихает. Демон с презрением вслушивается в многоголосый хор пробуждающейся природы. Он ненавидит мир, населенный ничтожествами, пресмыкающимися перед творцом вселенной. Ангел добра призывает Демона к любви и всепрощению. Только любя и прощая, он сможет вернуться в рай. Но Демон отвергает эти призывы. Ему не нужен покой райской обители: он жаждет борьбы и страстей.

Замок князя Гудала на берегу Арагвы. Группа девушек спускается к реке за водой. Среди них прекрасная дочь Гудала Тамара. Она весело шутит и играет с подругами. Невидимый ими, появляется на скале Демон. Он поражен чистой красотой Тамары. Непонятная тоска овладевает девушкой; она чувствует присутствие Демона. Неожиданно слова страстных признаний касаются ее слуха. Кто-то незримый призывает ее забыть все земное, уйти в надзвездные края, где она станет царицей мира. Тамара оглядывается и видит Демона. В испуге она зовет подруг, но на скале уже нет никого. Полная неясной грусти, Тамара возвращается в замок.

Молодой князь Синодал спешит к невесте. Буря задержала его караван, и сегодня ему не дойти до замка Гудала. Спускается ночь. В диком ущелье, у старой заброшенной часовни, караван останавливается на ночлег. Князь посылает к Гудалу гонцов. Лагерь засыпает. Лишь Синодал сидит в задумчивости. Его мысли устремлены к Тамаре, он мечтает о скорой встрече с возлюбленной. Но вот и князя одолевает сон. На скале возникает мрачная фигура Демона. Некоторое время Демон всматривается в уснувших путников и затем исчезает. Внезапно на спящий караван нападают разбойники. Завязывается неравный бой. Синодал умирает с именем Тамары на устах.

В замке Гудала все готово для свадьбы. Ждут лишь жениха. Старый князь выводит к гостям одетую в подвенечное платье Тамару. Гонец сообщает, что вскоре должен прибыть Синодал. Начинаются танцы. Неожиданный шум и крики нарушают веселье. Вносят тело убитого князя. Тамара поражена горем. Гости в молитве преклоняют колени. В это время Тамара снова слышит голос Демона и с трепетом внимает его утешениям. Она погружается в тяжелый сон; во сне ей является Демон. Пробудившись, Тамара ищет таинственного искусителя и вдруг наяву слышит его голос. Страшась обольщения, она просит отца отпустить ее в монастырь. Гудал дает согласие.

Ночь. Спит монастырь. Освещено лишь окно кельи Тамары. Появляется Демон. Любовь преобразила его. В нем ожили угасшие чувства. Ему уже не дороги ни власть, ни бессмертие, ни свобода. Он жаждет испытать человеческое счастье. С тайным трепетом приближается Демон к монастырю, но путь ему преграждает Ангел. Он заклинает Демона оставить Тамару. В мгновение прежняя ненависть закипает в душе Демона, и с возгласом «Она моя» он устремляется за ограду.

Келья, освещенная лампадой. У открытого окна задумчиво стоит Тамара. Монастырь не принес девушке желанного успокоения. И здесь ее неотступно преследует образ таинственного искусителя. Неожиданно лампада гаснет, Тамара видит в келье Демона. Он говорит ей о своих страданиях, жажде обновления и любви, которая заставила возненавидеть зло. Тамара пытается побороть растущее чувство любви. Но речь Демона звучит все более страстно, горячо, и девушка поддается его очарованию. Демон приникает к ее устам страстным поцелуем. Тамара падает мертвой. Злой дух торжествует: он овладел чистой душой девушки. Но торжество его преждевременно: Ангел добра приносит Тамаре прощение. Ее душа принадлежит небу. Погибла последняя надежда Демона. Снова он один в мире, один со своей тоской и ненавистью.

«Демон» обладает ярко выраженными чертами лирико-драматической оперы. Внимание к душевной жизни героев, обрисовка действующих лиц в эмоционально напряженных ситуациях, подчиненное место картин быта и природы — таковы главные особенности этой оперы.

В интродукции первой картины слышны свист ветра, громовые раскаты, на фоне их — хор духов. Постепенно грозный вихрь смолкает. Хор адских духов сменяется голосами ветерков, водяных струек и цветов, сливающимися в величавый гимн свету, миру и его творцу. Резким контрастом вторгается монолог Демона «Проклятый мир», в котором слились скорбь, раздумье, гнев и отчаяние.

Вторая картина, в отличие от первой, в целом прозрачна и светла. Симфоническое вступление рисует тихий и ясный вечер в горах; флейты имитируют пастушьи наигрыши. Чарует своей безыскуственной простотой и грацией хор девушек «Ходим мы к Арагве светлой». К их голосам присоединяется голос Тамары, ее колоратурные пассажи лиричны и обаятельно непосредственны. Настроение безоблачного веселья нарушается страстными признаниями Демона; в волнующей мелодии его ариозо «Дитя, в объятиях твоих» слышится восхищение и властный призыв.

В сумрачные тона окрашена музыка третьей картины. Симфонический антракт передает суровый колорит дикого ущелья. Нежным, поэтическим чувством согрето ариозо Синодала «Обернувшись соколом», отличающееся прихотливой мелодией восточного характера. Таинственно и тревожно звучит хор «Ноченька». Ариозо князя «Ноченькой темною» полно неги и страстного томления.

Второму акту свойственны остроконтрастные сопоставления. Первой части, живописующей картину брачного пира, противостоит вторая, смятенная и взволнованная. Этот контраст присутствует уже в симфоническом вступлении, где ритмы траурного шествия чередуются с торжественными фанфарами. В праздничную обстановку, царящую в замке Гудала, вводит заздравный хор «В день веселья мы собрались». За ним следуют пляски: энергичная, стремительная мужская и страстная, темпераментная женская; их сменяет плавный и гибкий танец девушек. В горестном ариозо «Мой князь, очнись» Тамара оплакивает своего жениха. Ариозо перерастает во всеобщий плач, достигающий большой эмоциональной силы. Полна величия мелодия Демона «На воздушном океане». Третий акт состоит из двух картин. Он начинается симфоническим вступлением, рисующим душевное смятение Тамары. Центральное место в первой картине занимает ариозо Демона «Обитель спит», полное сердечного тепла и искренности.

Вторая картина — драматическая кульминация оперы — целиком камерна. Составляющие ее дуэты и ариозо сливаются в едином потоке музыкального развития. Горделиво ариозо Демона «Я тот, которому внимала». Глубоким волнением пронизан его монолог «О, если б ты могла понять». Небольшое ариозо Тамары «Кто б ни был ты, мой друг печальный», проникнутое чувством сострадания, звучит как мольба. За возбужденной, экстатически-приподнятой клятвой Демона «Клянусь я первым днем творенья» следует краткий любовный дуэт. Динамичный, эмоционально напряженный финал передает растущее смятение Тамары и отчаянье побежденного Демона. Опера завершается просветленным хором ангелов.

Демон (Рубинштейн)

Демон (Рубинштейн) – это опера, имеющая три действия и семь картин. Произведение было написано П. Висковатским, по одноименной поэме Лермонтова. Первая постановка оперы состоялась 25 января 1875 года, в Мариинском театре, города Петербурга. Все события картины разворачиваются в Грузии. Сайт клуба «Орфей» предлагает послушать онлайн и совершенно бесплатно любимые отрывки из оперы, а также прочитать, и даже скачать либретто.

Картина первая – пролог

В Кавказских горах свирепствует буря, в шуме непогоды слышатся голоса адских духов. Они прекрасно знают, кто это сделал, и с большим нетерпением ждут своего повелителя. На вершине одной из гор, появилась черная тень – это демон проклятый богом и людьми, райский изгнанник, который нигде не может найти себе покой. Демон ненавидит весь мир, ангелы уговаривает его покаяться, но она отвергает эту просьбу.

Перед демоном совершенно другая картина, прекрасная природа речной долины Арагвы, на берегу, которого старый замок князя Гудала. К реке спускаются девушки, среди которых находится дочь князя Тамара. Демон с большим волнением смотрит на красивую девушку, и вспоминает тех, с кем когда-то проводил время и кого давно ставил. Демон не может отвести глаз красавицы Тамары.

Непонятное ощущение страха охватывает девушку, Тамара ненадолго успокаивается. Что за голос вдруг почудился ей? Кто позвал ее с собой, пообещав ей власть над миром и вечность. Княжна замечает на вершине скалы, мимолетную тень, но она вдруг пропадает.

В горах по дороге едет богатый караван – это князь Синодал едет к своей невесте. Недалеко от ущелья дорогу перегородил обвал. Скоро ночь, караван должны остаться в этом месте до утра. Старый слуга предлагает князю сходить помолиться в часовню, которая видна на скале, так как это поможет уберечь путников. Но парню не до молитвы, он все время думает как бы быстрее увидеть и обнять Тамару. Спутники князя, уставшие от долгой дороги, готовятся к ночлегу, и быстро засыпает. Также уснул и молодой князь. Над телом Синодала стоит темная фигура, которая всматривается в него – это Демон смотрит на своего соперника. Во время сна лагерь прокрались татары, и уничтожили его. Некоторые были убиты, кто сбежал, а сам Синодал был смертельно ранен. В последние мгновения своей жизни, князь видит перед собой, черный молчаливый призрак.

В замке Гудала большой праздник, старый князь выдает свою дочь Тамару замуж. Звучит веселая песня, повсюду танцы, вино льется рекой. Жених еще не прибыл, но от него приехал гонец с известием, о том, что Синадал, задержится пути и прибудет в полдень. Но Тамара совершенно не думает о нем, в ее мыслях совершенно другой образ. Слышится крик и плачь, в зал, где происходит пиршество, заносят тело убитого жениха. Тамара уверена, что пришел конец ее мечтам о любви.

В минуты скорби Тамара обращается в мольбе к небу, и словно застывает. И, ей кажется, что кто-то ее зовет. Она слышит голос, который утешает и говорит, что князь не может воскреснуть, и что он теперь далеко в райских местах. И опять же кто-то предлагает княжне власть над миром.

Девушка пытается узнать, кто говорит с ней, но ответа не поступает. Неизвестный голос обещает появиться обратно ближе к ночи. Юная княжна очарована его дивными речами и не земной красотой, она ловит себя на мысли, разве можно думать о радостях жизни, когда убили ее жениха? Тамара просит старого князя отпустить в монастырь.

Любовь к девушке, совершенно изменила демона. Для него неважно бессмертие и власть над миром. Главное чего он хочет, быть рядом с красивой девушкой и любить ее. Он не боится войти в святыню, так как его дух открыт для добра. Ангелы пытаются препятствовать ему, но видя его решимость, пропускают. Демон переступает порог монастыря.

Все вокруг спят, только в одном окне мерцает свет – это покои Тамары. В монастыре она не нашла того что искала. Но ее все равно постоянно преследует тот голос. Он везде, во сне, во время молитвы. Молодая княжна не знает кто он, но она его ждет. И он пришел. Она его боится. Демон ничего, не тая, рассказывает девушки все о себе. Она готова поверить ему, только просит, чтоб он поклялся. Демон готов раскаяться. Бедная княжна уже не может сопротивляться искушению. Но звон утреннего колокола и песнь монахов выводят ее из оцепенения. Ей показался этот звук, своеобразным предостережением. Демону удалось убедить Тамару, от его первого поцелуя она падает мертвой.

Ангелы говорят, что Тамара свои сомнения искупила страданием и любовью, рай для нее открыт. Демону нет прощения, и он в ярости проклинает все земное.

Читайте также:  Жизель - краткое содержание балета Адана

Сонм ангелов забирают молодую княжну на небеса, в вечное блаженство.

Демон – краткое содержание оперы Рубинштейна

А. Рубинштейн опера «Демон»

М.Ю. Лермонтов писал поэму «Демон» в течение 10 лет, закончив её буквально за полгода до смерти. Притягательная сила этого произведения оказалась настолько сильна, что А.Г. Рубинштейн создал на его основе полноценную трехактовую оперу всего за 3 месяца.

Краткое содержание оперы Рубинштейна «Демон» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Краткое содержание «Демона»

Во время бури в горах Кавказа хор злых духов призывает Демона уничтожить красоту божьего мира. Демон говорит о своей ненависти к вселенной и отвергает просьбу Ангела примириться с небесами.

Тамара гуляет на берегу реки. Там её видит Демон и влюбляется. Он обещает девушке, что весь мир будет у её ног, если она разделит его любовь. Тем временем на свадьбу с Тамарой едет князь Синодал, но его путь преграждает оползень. Пока он спит является Демон, предрекая беду. Караван Синодала атакуют татары, поединок завершается смертельным ранением князя. Он просит слугу доставить свое тело невесте.

В замке Гудала уже начались приготовления к свадебному торжеству, но приходит известие о задержке каравана жениха. Тамара чувствует, что Демон где-то рядом. Когда в замок привозят тело Синодала, она продолжает слышать ужасный и одновременно притягивающий голос и хочет найти спасение в монастыре. Демон отправляется за ней и туда, надеясь, что любовь, которая в нем горит, открыла его душу для добра. Ангел пытается ему помешать, но Демон настолько полон решимости, что тот отступает.

Тамара молится в своей келье, но все время обращается мыслями к Демону, которого видит во снах. Внезапно Демон появляется перед ней наяву, умоляя о любви. Она не в силах сопротивляться его чарам. Видя это, Демон целует девушку, но она вырывается из его объятий и падает замертво. Ангел уносит её душу на небеса, а Демон обречен на вечное одиночество.

Продолжительность спектакля
I АктII АктIII Акт
65 мин.45 мин.45 мин.


Фото

Интересные факты

  • С. Рахманинов вспоминал один из спектаклей в Большом театре. За пультом стоял А.Г. Рубинштейн, в зале присутствовала знатная московская публика. Во второй картине после поднятия занавеса стало очевидно, что сцена плохо освещена. Рубинштейн остановил оркестр и выразил свое недовольство количеством света. После того как были включены все прожекторы, дирижёр продолжил спектакль.
  • А.Г. Рубинштейн написал 13 опер, часть – на немецком языке. Его частой практикой был перевод опер на немецкий и продажа их в театры Германии. Так же он планировал поступить и с «Демоном», если его не примут к постановке в России. Сегодня «Демон» является самой популярной оперой композитора, остальные практически не исполняются.
  • И. Мельников и Ф. Комиссаржевский пели вместе и на премьере « Бориса Годунова» М.П. Мусоргского – заглавную партию и Самозванца соответственно.

  • Висковатову Рубинштейн заказал еще одно либретто, по гоголевской «Страшной мести». Тот успел создать 3 из 5 действий, но после конфликта с композитором прекратил работу и категорически отказался передавать ему написанное.
  • Последние спектакли «Демона» в двух столицах были поставлены драматическими режиссерами – М. Ефремовым в 1999 году в «Новой опере», Г. Тростянецким в 2008 в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Л. Додиным в 2003 в Мариинском театре.

Лучшие номера из оперы «Демон»

История создания и постановок «Демона»

В 1871 году Антон Григорьевич Рубинштейн решил написать оперу на сюжет одного из своих самых любимых произведений – лермонтовского «Демона». Поиски либреттиста привели его к А. Майкову, затем – к Я. Полонскому, но оба они отклонили предложение, однако Майков посоветовал ему известного лермонтоведа, профессора Дерптского университета Павла Александровича Висковатова. Тот согласился, хотя и не без колебаний – необходимость корректировать лермонтовский слог казалась ему едва ли не святотатством. Сложности в сотворчестве выявились сразу – Рубинштейн торопился представить оперу в театр к следующему сезону, то есть менее чем через полгода после начала работы, а Висковатов в таком темпе писать не мог. Одним из его принципиальных условий было то, что он закончит либретто и только после этого передаст его композитору. Но нетерпеливый Рубинштейн едва ли не каждый день начал являться к нему домой, буквально выхватывая текст из-под пера. Дошло до того, что многие сцены он просто написал сам. Затем соавторов разделило и пространство – Висковатов отправился в Берлин, а в работе по переписке нашлось изрядное неудобство. Наконец, 15 августа они встретились. Рубинштейн сыграл третий акт, по которому стало понятно, что он полностью перекроил все либретто, и Висковатову оно теперь показалось нелепым, нелогичным, местами примитивным. Он уговаривал композитора порвать партитуру и все переделать. Но Рубинштейн отказался. Павел Александрович, в свою очередь, отказался подписываться под этой работой и попросил не отдавать либретто в печать без его окончательной визы.

Тем временем наступил сентябрь, и дирекция Императорских театров получила законченного «Демона» на рассмотрение. Первый вердикт по опере – в постановке отказать из-за её антирелигиозного характера. Год спустя, когда Ангела переименовали в Доброго гения и убрали все культовые символы, «Демона» цензура согласовала. Были изданы партитура и либретто, фамилия Висковатова фигурировала на обоих, хотя он так и не получил их на финальную корректуру. Рубинштейн, впрочем, утверждал, что давал распоряжение своему музыкальному издателю Басселю об отправке либретто в Дерпт. По признанию Висковатова, прочитавшего уже напечатанный экземпляр, им написан только первый акт оперы, два остальных составляют хаотичную компиляцию из его текста, оригинальных строк Лермонтова и дополнений самого Рубинштейна.

Наконец, 13 января 1875 года состоялась и премьера. В спектакле участвовали ведущие солисты: Иван Мельников (Демон), Вильгельмина Рааб (Тамара), Федор Комиссаржевский (Синодал). Князя Гудала пел поистине легендарный бас Осип Петров – именно он был первым исполнителем партий Ивана Сусанина в « Жизни за царя », Руслана в « Руслане и Людмиле » Глинки. Несмотря на такой состав, публика новой оперой не слишком впечатлилась, критика же была и вовсе не любезной. Отчасти в их словах было зерно истины, «Демон» хоть и является самой известной оперой Рубинштейна, но в музыкальной части имеет рыхлую партитуру и невыразительную оркестровку. Высмеивались и стихи Висковатова, никто не знал, что к части из них он не имел никакого отношения.

Травля в прессе привела к тому, что либреттист написал Рубинштейну письмо с просьбой публично признать свои правки в либретто. Композитор его проигнорировал, как и еще несколько. Тогда Висковатов выступил в газете «Голос», где подробно описал сложившуюся ситуацию. Рубинштейн напрямую в диалог не вступил, но попросил того же Басселя разместить в «Голосе» опровержение обвинений. Единственное, что удалось сделать Висковатову – это снять свою фамилию с либретто. Однако тем самым он потерял причитающуюся ему часть гонорара, которую выплатил после премьеры «Демона» Мариинский театр – юридически единственным автором, а значит и получателем денег, стал Рубинштейн. Композитор предпочёл оставить всю сумму себе, поскольку ранее либреттист не вернул ему долг. Спустя несколько лет Антон Григорьевич признался, что не стал переделывать оперу прежде всего потому, что она перестала его интересовать. Ему не удалось бы уже написать музыку с прежним вдохновением.

«Демон» обрел второе рождение, когда в заглавной роли предстал П.А. Хохлов, создавший пронзительный, печальный и романтический образ. Ф.И. Шаляпин считал певца своим учителем, поэтому впоследствии эта партия стала ведущей и в его репертуаре. Мариинский театр за всю историю оперы ставил её еще 6 раз, дважды до революции, трижды – в советское время. Последняя постановка состоялась в 2003 году.

«Демон» в кино

В 1960 году вышел фильм-опера «Демон», в котором главные роли сыграли Георг Отс (Демон), Сергей Лемешев (Князь Синодал) и Ольга Кашеварова (Тамара). Лемешеву на момент съемок было 58 лет, Кашеваровой – 55. Фильм снял Виталий Головин, сын известного оперного певца Дмитрия Головина. В 1930-е они жили в одном доме с В.Э. Мейерхольдом и были ложно обвинены в убийстве его жены, З.Н. Райх. Виталий Головин провел в лагерях 8 лет и был реабилитирован в 1953 году. «Демон» стал его первой работой на телевидении.

Других отечественных экранизаций или видеоверсий оперы не было вплоть до 2015 года, когда телеканал «Культура» сделал запись полусценического исполнения «Демона» в московском Концертном зале им П.И. Чайковского, посвященного 140-летию его премьеры. Режиссером выступил Д. Бертман, дирижировал М. Татарников. В главных партиях были заняты: Д. Хворостовский (Демон), А. Григорян (Тамара), И. Морозов (Князь Синодал). Партия Ангела, обычно исполняемая за сценой, здесь обрела зримый образ, в котором к тому же привычное контральто заменил контртенор В. Волков.

Из зарубежных постановок можно отметить спектакль Латвийской национальной оперы (2004), в котором пели С. Изюмов (Демон), К. Ополайс (Тамара), Г. Рунгис (Синодал).

Опера, созданная под влиянием чувства, получилась весьма неравномерной по качеству – рядом с гениальными романсами заглавного героя соседствуют драматически слабые эпизоды и неоправданные музыкальные длинноты. Тем не менее вряд ли найдется российский баритон, ни разу не исполнявший арий Демона – они полны чувством, запоминающимися мелодиями и возможностью продемонстрировать вокальное мастерство.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

А.Г. Рубинштейн «Демон»

“Демон” Рубинштейна

М. А. Врубель. “Демон сидящий”

Оперу «Демон», написанную на либретто известного в то время биографа и исследователя творчества М.Ю. Лермонтова П.А. Висковатова, в 1871 г. цензура не пропустила на сцену. Композитор ждал разрешения почти четыре года. В то время, как написал оперу всего за три месяца.

«Демон» — одно из центральных произведений в творчестве Лермонтова, которое тот писал с перерывами в течение десяти лет. К образу падшего ангел, олицетворяющего собой «дух отрицанья» до этого обращались такие писатели как Дж. Мильтон («Потерянный рай»), Дж. Байрон («Каин»), И. В. Гёте («Фауст»), А. С. Пушкин (стихотворения «Демон» и «Ангел»).

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

В основе сюжета «Демона» Лермонтова — стремление духа отрицания и зла к добру, красоте и гармонии. Любовь Демона к Тамаре символизирует это стремление, а конечная катастрофа означает недостижимость его «безумной мечты» о приобщении к добру, о преодолении одиночества, единении с миром.

К груди хранительной прижалась,

Молитвой ужас заглуша,

Тамары грешная душа –

Судьба грядущего решалась,

Пред нею снова он стоял,

Но, боже! – кто б его узнал?

Читайте также:  Балет Лебединое озеро - краткое содержание сюжет

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,-

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

“Исчезни, мрачный дух сомненья! –

Посланник неба отвечал:

– Довольно ты торжествовал;

Но час суда теперь настал –

И благо божие решенье!

Дни испытания прошли;

С одеждой бренною земли

Оковы зла с нее ниспали.

Узнай! давно ее мы ждали!

Ее душа была из тех,

Которых жизнь – одно мгновенье

Творец из лучшего эфира

Соткал живые струны их,

Они не созданы для мира,

И мир был создан не для них!

Ценой жестокой искупила

Она сомнения свои.

Она страдала и любила –

И рай открылся для любви!”

И Ангел строгими очами

На искусителя взглянул

И, радостно взмахнув крылами,

В сиянье неба потонул.

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свой,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви.

Образ лермонтовского Демона захватил Рубинштейна. Музыкой он подчеркнул его обреченность и одиночество. Э. Направник писал об опере «Демон»: «Соединение имен Лермонтова и Рубинштейна сделало оперу чрезвычайно популярной. Использование кавказских народных и восточных мотивов. создало много талантливой музыки и содействовало большому распространению оперы».

Опера была поставлена в Петербурге в Мариинском театре в 1875 г. В последствии одним из выдающихся исполнителей роли Демона был Ф. Шаляпин.

После Петербурга «Демона» принимал московский Большой театр.

«На торжественном представлении «Демона» в Большом театре, в бенефис знаменитого художника-декоратора и механика сцены Вальца, чья слава распространилась за пределы России, Зверев вместе со своими «тремя мушкетерами» по обычаю занимали ложу в бельэтаже. Я никогда не забуду инцидент, происшедший во время — этого спектакля. Рубинштейн дирижировал. Все места были распроданы, зал Большого театра заполнила самая блестящая московская публика, зрители сидели, стояли на галерке — поистине яблоку негде было упасть. Когда во второй сцене поднялся занавес и оркестр заиграл хорошо известный до-мажорный эпизод, которому публика внимала в напряженной тишине, сцена оказалась недостаточно освещенной. Несколько коротких сухих ударов дирижерской палочкой остановили оркестр, погрузив его в полное молчание, и во внезапно наступившем безмолвии, которое воцарилось во всем театре, послышался неприятный скрипучий голос Рубинштейна:

— Я ведь уже просил на репетиции, чтобы на сцене было больше света!

За кулисами явно поднялась суматоха, и вдруг сцену залил ослепительный, почти дневной свет. Рубинштейн невозмутимо поднял палочку, лежавшую на партитуре, и начал заново дирижировать этой сценой.

Это проявление полной независимости перед двухтысячной аудиторией произвело на меня неизгладимое впечатление» (из воспоминаний С. Рахманинова)

Опера в трех актах (шести картинах)

Либретто П. А. Висковатова

Князь Синодал, жених Тамары ……………………………………………………………….…. тенор

Хоры злых и добрых духов, грузин и грузинок, гостей, татар, слуг, монахинь.

Место действия: Грузия.

Буря в горах. На фоне неба, озаряемого вспышками молний, одиноко вырисовывается фигура Демона. Он радостно внимает разбушевавшейся стихии разрушения и борьбы. Но вот буря стихает. Демон с презрением вслушивается в многоголосый хор пробуждающейся природы. Он ненавидит мир, населенный ничтожествами, пресмыкающимися перед творцом вселенной. Ангел добра призывает Демона к любви и всепрощению. Только любя и прощая, он сможет вернуться в рай. Но Демон отвергает эти призывы. Ему не нужен покой райской обители: он жаждет борьбы и страстей.

Замок князя Гудала на берегу Арагвы. Группа девушек спускается к реке за водой. Среди них прекрасная дочь Гудала Тамара. Она весело шутит и играет с подругами. Невидимый ими, появляется на скале Демон. Он поражен чистой красотой Тамары. Непонятная тоска овладевает девушкой; она чувствует присутствие Демона. Неожиданно слова страстных признаний касаются ее слуха. Кто-то незримый призывает ее забыть все земное, уйти в надзвездные края, где она станет царицей мира. Тамара оглядывается и видит Демона. В испуге она зовет подруг, но на скале уже нет никого. Полная неясной грусти, Тамара возвращается в замок.

Молодой князь Синодал спешит к невесте. Буря задержала его караван, и сегодня ему не дойти до замка Гудала. Спускается ночь. В диком ущелье, у старой заброшенной часовни, караван останавливается на ночлег. Князь посылает к Гудалу гонцов. Лагерь засыпает. Лишь Синодал сидит в задумчивости. Его мысли устремлены к Тамаре, он мечтает о скорой встрече с возлюбленной. Но вот и князя одолевает сон. На скале возникает мрачная фигура Демона. Некоторое время Демон всматривается в уснувших путников и затем исчезает. Внезапно на спящий караван нападают разбойники. Завязывается неравный бой. Синодал умирает с именем Тамары на устах.

В замке Гудала все готово для свадьбы. Ждут лишь жениха. Старый князь выводит к гостям одетую в подвенечное платье Тамару. Гонец сообщает, что вскоре должен прибыть Синодал. Начинаются танцы. Неожиданный шум и крики нарушают веселье. Вносят тело убитого князя. Тамара поражена горем. Гости в молитве преклоняют колени. В это время Тамара снова слышит голос Демона и с трепетом внимает его утешениям. Она погружается в тяжелый сон; во сне ей является Демон. Пробудившись, Тамара ищет таинственного искусителя и вдруг наяву слышит его голос. Страшась обольщения, она просит отца отпустить ее в монастырь. Гудал дает согласие.

Ночь. Спит монастырь. Освещено лишь окно кельи Тамары. Появляется Демон. Любовь преобразила его. В нем ожили угасшие чувства. Ему уже не дороги ни власть, ни бессмертие, ни свобода. Он жаждет испытать человеческое счастье. С тайным трепетом приближается Демон к монастырю, но путь ему преграждает Ангел. Он заклинает Демона оставить Тамару. В мгновение прежняя ненависть закипает в душе Демона, и с возгласом «Она моя» он устремляется за ограду.

Келья, освещенная лампадой. У открытого окна задумчиво стоит Тамара. Монастырь не принес девушке желанного успокоения. И здесь ее неотступно преследует образ таинственного искусителя. Неожиданно лампада гаснет, Тамара видит в келье Демона. Он говорит ей о своих страданиях, жажде обновления и любви, которая заставила возненавидеть зло. Тамара пытается побороть растущее чувство любви. Но речь Демона звучит все более страстно, горячо, и девушка поддается его очарованию. Демон приникает к ее устам страстным поцелуем. Тамара падает мертвой. Злой дух торжествует: он овладел чистой душой девушки. Но торжество его преждевременно: Ангел добра приносит Тамаре прощение. Ее душа принадлежит небу. Погибла последняя надежда Демона. Снова он один в мире, один со своей тоской и ненавистью.

Демон – краткое содержание оперы Рубинштейна

К написанию оперы Рубинштейн приступил в конце 1871 года. Автором либретто стал известный биограф и исследователь творчества Лермонтова П. А. Висковатов. Увлеченный поэмой Рубинштейн спешил с её написанием. Через три месяца она была закончена и представлена в дирекцию Мариинского театра в Петербурге. Позже последовал трехлетний период ожидания постановки, и лишь в январе 1875 года опера впервые увидела сцену.

Действующие лица

  • Демон — бас-баритон
  • Тамара — сопрано
  • Князь Гудал — бас
  • Князь Синодал — тенор
  • Няня — контральто
  • Ангел — меццо-сопрано
  • Гонец — тенор
  • Старый слуга — бас
  • Хоры злых и добрых духов, грузин и грузинок, гостей, татар, слуг, монахинь

Место действия оперы: Грузия.

Сюжет

Действие первое. Картина первая — пролог

Буря свирепствует в горах Кавказа. Чёрные тучи несуться по небу, яростные порывы ветра раскачивают деревья, реки выходят из берегов. И только исполинские скалы стоят твёрдо: их покой вихрь возмутить не может. В шуме непогоды слышатся голоса адских духов. Они знают, кто вызвал бурю, и с нетерпением ждут своего повелителя. На одной из вершин вырисовывается зловещая чёрная тень — это Демон, изгнанник рая, проклятый Богом и людьми, нигде не находящий себе покоя. Сеять зло и разрушения на земле ему уже скучно. Всё покорно его желанию и повелению. Величественная природа больше не вызывает у него восхищения. Ему ненавистен весь мир. Ангел уговаривает Демона покаяться, и тогда отступник будет прощён. Но стоит ли сомнительное райское блаженство того, чтобы ради него пожертвовать свободой, без которой нет настоящей жизни? Демон с негодованием отвергает мысль о примирении с небом.

Картина вторая

Перед Демоном — иная картина: живописная долина реки Арагвы. На берегу стоит старинный замок князя Гудала. К реке за водой идут девушки. Среди них дочь князя, Тамара. Демон с волнением смотрит на юную княжну — своей красотой она напомнила ему тех небесных созданий, с кем когда-то он делил блаженство и кого давно оставил… Но они были покорны и бесстрастны, а юная грузинка весела, она с танцует таким упоением, её движения так грациозны… Злой дух не может отвести взора от красавицы.

Какой-то непонятный страх внезапно охватывает Тамару. Подруги пытаются развеселить девушку; няня напоминает ей о скором приезде жениха — князя Синодала. Тамара успокаивается, но ненадолго. Вдруг ей чудится голос. Он зовёт её с собой в “надзвездные края”, обещая вечность и власть над миром. Девушка успевает заметить на вершине скалы какую-то тень, и в тот же миг виденье исчезает.

Картина третья

Молодой князь Синодал спешит к невесте. Из-за бури дорогу преграждает обвал и его караван вынужден остановиться на ночлег. Старый слуга советует Синодалу пойти помолиться в часовне, что видна на скале, — это убережёт путников от несчастья. Но жениху не до молитвы: его мысли устремлены к Тамаре, он мечтает о скорой всрече с любимой. Поскорей бы увидеть её, поскорей обнять! Спутники Синодала располагаются на ночлег и, устав от долгой дороги, быстро засыпают. Засыпает и молодой князь. Над Синодалом склоняется тёмная фигура. Демон всматривается в соперника. Недолго осталось ему спать: под покровом ночи к каравану подкрадываются татары. Внезапное нападение разбойников застаёт путников врасплох. Караван разграблен, часть слуг убита, остальные бежали. Сам князь смертельно ранен. В последние минуты перед смертью Синодал видит перед собой безмолвный тёмный призрак, и умирает с именем Тамары на устах.

Действие второе. Картина четвёртая

Большой праздник в замке Гудала — старый князь выдаёт замуж свою дочь Тамару. Вино льётся рекой, гости поют праздничные песни. Жениха ещё нет, но от него примчался гонец с вестью, что князь задержался в пути. Невеста грустна. Но теперь не о Синодале думает Тамара, её мыслями завладел иной образ. Неожиданно слышатся крики и плач, и в зал вносят погибшего жениха.

В порыве скорби все обращают мольбы к небу. Тамара словно застыла в горе, ей кажется, будто кто-то зовёт её: “К чему слёзы?” — утешает таинственный незнакомец. — “Они не могут воскресить! Молодой князь теперь далеко, в райской стороне, и ему нет дела до твоей тоски”. Неизвестный друг обещает прилетать к ней с наступлением ночи. Своей неземной красотой и дивными речами он очаровывает юную княжну, но разве можно думать о радостях, когда жених погиб? В смятении Тамара просит отца отпустить её в монастырь.

Действие третье. Картина пятая

Любовь к Тамаре преобразила Демона. Что для него теперь бессмертие, его власть над миром! Важно одно — быть вместе с Тамарой, найти обновление в её любви. Даже стены монастыря перестали быть для Демона препятствием. Ему не страшно войти в святую обитель: его дух открыт для добра. Ангел пытается преградить Демону дорогу, но поражённый его решимостью, отступает. Демон входит в монастырь.

Читайте также:  Чародейка - краткое содержание оперы Чайковского

Картина шестая

Ночь. Обитель уснула, только в келье Тамары мерцает огонёк. В монастыре девушка не нашла успокоения. И здесь её неотступно преследует всё тот же образ. Даже во время молитвы, даже ночью. Она видит его, слышит сладкие речи, зовущие в неведомое. Кто он, Тамара не знает, но с трепетом ждёт… И вот — наконец-то! Ничего не утаивая, Демон рассказывает о себе — он дух зла, враг небес, который клянёт всё живущее на земле. Но узнав Тамару, он стал другим. И она одним своим словом могла бы возвратить Демона добру и небесам. Она в смятении: “опасно слушать такие речи — Бог всё слышит!” Демон только усмехается в ответ: “Бог занят небом, не землёй. — А наказанье, муки ада? — Так что ж, ты будешь там со мной!” Пламенные, страстные речи Демона покоряют Тамару. Она готова поверить “страдальцу”. Пусть только он даст клятву забыть злые промыслы. Демон готов раскаяться, примириться с небом, веровать добру, любить, молиться.

У Тамары уже нет сил противиться искусителю. В это время раздаётся звон утреннего колокола и слышится пение монахинь, славящих Творца. Сомнения овладевают Тамарой. Демон убеждает её что только она может снять с его чела след небесного проклятья, и тогда он возьмёт её в надзвездные края, и она станет “царицей мира”. Демон падает к её ногам и ждёт обновления любви. Девушка уступает, но от первого же поцелуя Демона падает мёртвой.

Эпилог

Ангел добра приносит Тамаре прощение: любовью и страданиями она искупила свои сомненья. Теперь врата рая открыты для неё. Демону же нет ни прощенья, ни обновленья. В ярости Демон проклинает весь мир. Он снова один, один со своей тоской и ненавистью.

Картина седьмая — апофеоз

Сонм ангелов возносит Тамару на небеса, к вечному блаженству и покою.

А. Рубинштейн

Демон

Опера в 3 актах (7 картинах)

Либретто П. Висковатова по одноименной поэме Ю. Лермонтова

Няня (альт), Ангел (меццо-сопрано),

Старый слуга (бас),

Адские духи, ангелы, голоса природы, грузины, грузинки, татары.

Действие происходит в Грузии.

История создания

К созданию оперы «Демон» Рубинштейн приступил в конце 1871 года. Либретто было написано биографом и исследователем творчества М. Ю. Лермонтова П. А. Висковатым. Увлеченный поэирй Рубинштейн писал оперу с лихорадочной быстротой. Она была закончена в 3 месяца и представлена в дирекцию Мариинского театра в Петербурге. Вслед за этим последовал трехлетний период ожидания постановки, и лишь 13 (25) января 1875 года опера увидела сцену.

Музыка

Пролог. Введение . В горах Кавказа. C вирепствует буря. На фоне неба, озаряемого вспышками молнии, на одной из вершин вырисовывается зловещая черная тень – это Демон, изгнанный из Рая, проклятый Богом и людьми, нигде не находящий себе покоя. Он радостно внимает разбушевавшейся стихии. Это теперь его мир – разрушение и борьба. По небу несутся черные тучи, яростные порывы ветра раскачивают деревья, реки выходят из берегов. И только исполинские скалы стоят твердо: их покой вихрь возмутить не может.

Хоры разных духов . В шуме непогоды слышатся голоса адских духов. Они знают, кто вызвал бурю, и с нетерпением ждут своего повелителя. Сеять зло и разрушения на Земле ему уже скучно: ведь всё покорно его желанию или повелению. Постепенно грозный вихрь смолкает. Хор адских духов сменяется голосами ветерков, водяных струек и цветов, сливающимися в величавый гимн свету, миру и его творцу Величественная природа не вызывает у него восхищения.

Монолог Демона и дуэт с Ангелом . Резким контрастом вторгается монолог Демона «Проклятый мир». Ему ненавистен весь мир. Ангел уговаривает Демона покаяться, и тогда отступник будет прощен. Но стоит ли сомнительное райское блаженство того, чтобы ради него пожертвовать свободой, без которой, как и без борьбы, нет настоящей жизни? С негодованием отвергает Демон мысль о примирении с небом. В монологе слились скорбь, раздумья, гнев, отчаяние.

Хор девушек и сцена Тамары . Демону открывается иная картина: живописная долина реки Арагвы. Симфоническое вступление рисует тихий, ясный вечер в горах, флейты имитируют пастушеские наигрыши.На берегу старинный замок князя Гудала. К Арагве за водой идут девушки. Чарует красотой и грацией их хор «Ходим мы к Арагве светлой». Среди девушек дочь Гудала, Тамара. Ее голос присоединяется к хору девушек: ее колоратурные пассажи лиричны и обаятельно непосредственны. С волнением смотрит Демон на юную княжну – своей красотой она напомнила ему тех, с кем когда-то он делил блаженство и кого давно оставил. Но они были покорны и бесстрастны, а юная грузинка весела, она с таким упоением танцует, а её движения так грациозны. Демон не может отвести взора от красавицы. Настроение безоблачного весельянарушается его страстными признаниями. В волнующей мелодии его ариозо «Дитя, в объятиях твоих» слышится восхщение и страстный призыв. Какой-то непонятный страх внезапно охватывает Тамару. Подруги пытаются развеселить девушку; няня напоминает ей о скором приезде жениха – князя Синодала. Тамара успокаивается, но ненадолго. Что за голос чудится ей вдруг? Кто зовет ее с собой в «надзвездные края», обещая вечность и власть над миром? Девушка успевает заметить на вершине скалы какую-то тень, и в тот же миг виденье исчезает.

Мужской хор и романс князя Синодала . Симфонический антракт передает суровый колорит дикого ущелья. По горной дороге движется богатый караван: князь Синодал спешит к невесте. Но вот в ущелье дорогу преграждает обвал. Близится ночь, и караван вынужден остаться в этом мрачном месте до утра. Старый слуга советует Синодалу пойти помолиться в часовне, что видна на скале, – это убережет путников от несчастья. Но жениху не до молитвы: в его мыслях – только Тамара. Поскорей бы увидеть ее, поскорей обнять! Если бы можно было обернуться соколом и полететь к ней!

Мужской хор («Ноченька…») . Спутники Синодала располагаются на ночлег и, уставшие от долгой дороги, быстро засыпают. Таинственно и тревожно звучит хор «Ноченька».

Ариозо князя Синодала . Ариозо князя «Ноченькою темною» полно неги и страстного томления. Молодой князь засыпает… Над Синодалом склоняется темная фигура; Демон вглядывается в соперника. Недолго осталось ему спать: во тьме ночи к каравану подкрадываются татары. Внезапность нападения решает участь путников. Караван разграблен, часть слуг убита, остальные разбежались. Сам князь смертельно ранен. В последние минуты Синодал видит перед собой безмолвный темный призрак.

Антракт . Второму действию оперы свойственны остроконфликтные сопоставления. Первой части, живописующей картину брачного пира, простоивостоит вторая, смятеннвя и взволнованная. Этот контраст присутствует в симфоническом вступлении, где ритмы траурного шествия чередуются с торжественными фанфарами.

Хор гостей . Большой праздник сегодня в замке Гудала – старый князь выдает замуж свою дочь Тамару. Заздравный хор . В праздничную обстановку, царящую в замке Гудала, вводит зазадравный хор «В день веселья мы собрались». За ним следуют пляска женщин страстная, темпераментная и пляска мужчин – энергичная, стрмительная; их сменяет плавный гибкий танец девушек. Рекой льется вино, звучат веселые песни, танцует молодежь. Жениха еще нет, но от него примчался гонец с известием, что князь задержался в пути и прибудет в полдень. Невеста грустна. Но не о Синодале думает Тамара, ее мыслями владеет иной образ. Неожиданно слышатся крики и плач, и в пиршественную залу вносят убитого жениха. Горько рыдает бедная невеста. В порыве скорби все обращают мольбы к небу – «конец всему, конец мечтам любви»! Тамара словно застыла в горе.

Первый романс Демона («Не плачь, дитя») . И вот ей кажется, будто кто-то зовёт её. К чему слёзы? – говорит таинственный утешитель. – Они не могут воскресить! Молодой князь теперь далеко, в райской стороне, и ему нет дела до твоей тоски. Смотри, как спокойны в небе облака, смотри, как спокойны светила. Их ничто не радует и не печалит. Думай о них в те минуты, когда грустно на душе, и ты забудешь все земные огорченья. И снова неведомый «вольный сын эфира» сулит Тамаре власть над миром. «Кто ты?» – спрашивает девушка, но не получает ответа.

Второй романс Демона («На воздушном океане») . Неизвестный друг обещает прилетать к ней с наступлением ночи. Его неземная красота и дивные речи очаровывают юную княжну, но разве можно думать о радостях, когда убит жених? В смятении Тамара просит отца отпустить её в монастырь.

Антракт . Третье действие состоит из двух картин. Оно начинается симфоническим антрактом, рисующим душевное смятение Тамары.

Сцена и дуэт Демона и Ангела . Центральное место в этой картине занимает ариозо Демона «Обител спит», полное сердечного тепла и искренности. Любовь к Тамаре преобразила Демона. Что для него теперь бессмертие, его власть над миром! Важно одно – быть вместе с красавицей, найти обновление в ее любви. Даже стены монастыря перестали быть для Демона препятствием. Ему не страшно войти в святую обитель: его дух открыт для добра. Ангел пытается преградить Демону дорогу, но, поражённый его решимостью, отступает. Демон входит в монастырь.

Романс Тамары . Обитель спит, только в одном окне мерцает огонек. Это келья Тамары. Девушка не нашла в монастыре ни желанного покоя, ни забвения. И здесь ее неотступно преследует все тот же образ. Даже во время молитвы, даже ночью. Она видит его, слышит «голос сладких речей», зовущий в неведомое. Кто он, Тамара не знает, но с трепетом ждет. И вот – наконец-то! Радостное волнение сменяется страхом: кто же он? Ничего не утаивая, рассказывает Демон о себе – дух зла, враг небес, которого клянёт всё живущее на земле. Но с тех пор, как узнал Тамару, он стал другим. И она одним своим словом могла возвратить Демона добру и небесам. Впрочем, что ему небеса? – его рай в очах Тамары! Она в смятении: опасно слушать такие речи – Бог всё слышит! Демон только усмехается в ответ: «Бог занят небом, не землёй. – А наказанье, муки ада? – Так что ж, ты будешь там со мной!» Горячие, страстные речи Демона покоряют Тамару. Она готова поверить “страдальцу”. пусть только он даст клятву забыть злые промыслы. О, Демон готов раскаяться, примириться с небом, веровать добру, любить, молиться. В этом он клянётся всем, чем угодно – от первого дня творенья до последнего.

У Тамары уже нет сил противиться искусителю. Но в это время раздаётся звон утреннего колокола и слышится пение монахинь, славящих Творца. Оно звучит предостережением. Сомнения вновь овладевают Тамарой. Демон убеждает: она одна может снять с его чела след небесного проклятья, и тогда он возьмёт её в надзвездные края, и она будет царицей мира. У ног Тамары дух зла ждёт обновления любви. И девушка уступает; но от первого же поцелуя Демона она падает мертвой.

Эпилог. Демон и Ангел . Ангел возвещает: Тамара любовью и страданиями искупила свои сомненья; рай открыт для нее. Демону же нет ни прощенья, ни обновленья. В ярости Демон проклинает весь мир.

Апофеоз . Сонм ангелов уносит Тамару в небеса, к вечному блаженству.

Ссылка на основную публикацию