Сочинение Анализ поэмы Блока Двенадцать (12)

Сочинение Анализ поэмы Блока Двенадцать (12)

Поэма Блока является реакцией на революцию 1917 года. Содержание весьма однозначное, поэт рассказывает о том кем вершится революция, о том откуда и куда ведет. Собственно вся канва повествования подводит читателя к известным строчкам кульминации, когда позади 12 шелудивый пес прежнего мира, а впереди Христос как символ мира нового, чистого.

Ницше описывал человека как канат от животного к сверхчеловеку, растянутый над пропастью. У Блока мы видим похожую конструкцию, эти 12 и являются тем самым канатом, который висит над пропастью, над бездной. Подтверждение этому факту мы снова видим у Ницше: «В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».

Герои поэмы, которые олицетворяют собой весь революционный народ, голытьбу и прочий низкий люд, являются этим переходом, они как таковые не заслуживают сочувствия, Блок подчеркивает наступившее безбожие, отсутствие моральных устоев. Тем не менее, именно они символически по числу апостолов являются предтечами новой эры, новой веры, новой правды. На руинах прежней Руси создается нечто иное, другое, настоящее.

Поэт представляет типичных фигур из прежней Руси: старушка, которая сетует о плакате, «невеселый товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель, вития». Также характерна фигура буржуя, который пару раз упоминается как типичный представитель своего времени и шелудивого пса, который прячется за буржуем как старый мир. Они представляют собой типажи, которые утратили подлинность, изжили себя.

Теперь на свободу вырвалась народная революционная стихия. Они «идут без имени святого» и «ко всему готовы». Этот факт подчеркивается в поэме описанием зверств совершаемых двенадцатью и Петькой в частности.

Они не понимают, кто идет перед ними, и могут только выстрелить вперед, окликать, но в ответ получают только смех, который метелью носится по всей поэме. Этот смех суровый, смех стихии, которая является значительно большим чем сами 12. Подтверждается сам факт роли людей в процессе революции, которые представляют собой не более чем канат над пропастью, только переход и не более того.

Блок противопоставляет противоположности с самого начала. Вечер у него черный, как дела героев поэмы, но снег белый, в том числе и снег всеохватывающей метели. Этот белый снег и есть символ новой истины, которая больше всего прежнего и представляет собой цель всего действа.

Анализ поэмы Двенадцать Блока

Сегодня можно смело утверждать, что поэма Блока «Двенадцать» – это и ода революционным переменам 1917 года, и реквием по ним же: запирайте етажи, нынче будут грабежи.

Можно даже предположить, что в одном произведении Блок и благословляет революцию, и проклинает её. Так о чём же она?

Сам поэт, слушая «музыку» революции, вначале был потрясён, даже поглощён ею, но впоследствии, разочаровавшись её итогами, эмигрировал за границу. Но от своего творения не отрёкся. Ведь изначально революция 17 года представляла собой не столько политическую игру, сколько радостную стихию наступающих перемен. Многие передовые люди того периода были одушевлены мыслью, что новая Россия, уничтожив мир рабов и господ, будет способствовать установлению на всей земле «царствия Божия».

Поэтому и звон разбивающихся стёкол, и потрескивание уличных костров, и смерть Катьки, и бегство её дружка, воспринимаются нами единственно возможными исходами происходящих событий.

Поэма состоит из двенадцати глав. В первой поэт погружает читателя в мир проклятий и упрёков, слышащихся в адрес новой власти. Но отряд красноармейцев, тоже, кстати, состоящий из двенадцати человек, запугивает всех на своём пути. Это отряд, который уполномочен без суда и следствия расстрелять любого, кто нарушит законы комендантского часа в военном Петрограде.

Но завязка произведения заключена во второй главе. Именно здесь прорисовываются «живые» лица, которые, получив власть, могут отомстить своим обидчикам. Но за что?

И далее читатель узнаёт о горькой судьбе практически всех участников отряда, и оправдывает их. Поэт не направляет читателя. Тот сам приходит к выводу о справедливости мщения.

Кульминация произведения – шестая глава: встреча отряда с Катькой и Ванькой. Решение принимается мгновенно: огонь на поражение.

Последующие главы – своеобразная развязка. Это и сомнения бывшего ухажёра Катьки, и его выбор в пользу служения идеям революции.

Но чем же закачивается поэма?

Несмотря на ветер, красноармейцы идут вперёд. И ведёт их Иисус Христос.

Смысл концовки неоднозначен. С одной стороны, мы готовы признать, что старый мир без насилия изменить невозможно. И чтобы изменить мир к лучшему, «новые апостолы» готовы взвалить на свои плечи всю тяжесть ответственности за содеянное.

С другой, образ Иисуса Христа в поэме. Это попытка автора хоть как-то освятить ошибки революции, её итоги. Попытка защитить её саму от самой себя. И это вера в светлое будущее, без которой всё стало бы просто бессмысленным.

К тому же, стоит отметить, что Христос и до сих пор воспринимается всеми, как мученик, взваливший на плечи свои грехи человечества, которое никак не может прийти к мысли о справедливости не только смерти, но и жизни.

Анализ стихотворения Анализ поэмы Блока Двенадцать по плану

Анализ поэмы Блока Двенадцать

Возможно вам будет интересно

Меня очень впечатлило произведение Владимира Маяковского Хорошо тем, как передано революционное настроение людей и самого автора в те времена. Он написал поэтический хроники, где он рассказал о событиях

Произведение представляет собой выражение мыслей поэта о пути человека вообще и его самого, выраженное в форме образов.

Если заглянуть в историю создания знаменитой поэмы, то она уже сама по себе может стать началом для одного из самых романтических произведений в мире. С главным героем произведения Лермонтов Михаил Юрьевич познакомился на Кавказе.

По жанровой направленности произведение относится к разновидности исторической баллады, созданной в стиле устного фольклорного народного творчества.

Многие поэты писали о временах года, и красотах природы России Василий Андреевич Жуковский не стал исключением. Писатель любил переводить стихотворения с немецкого языка свободного писателя Людвига Уланда

А. А. Блок поэма “Двенадцать”: анализ

Краткое содержание:

  • История создания
  • Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:
  • Жанр, направление, размер
  • Смысл названия
  • Композиция
  • Суть: о чем поэма?
  • Образы
  • Темы
  • Проблемы
  • Основная идея
  • Критика
  • Обсуждение

Исторические темы всегда интересовали литераторов. Писатели двадцатого века особенно откликались на происшествия столетия, ведь это был век глобальных потрясений: две Революции в стране, две мировые войны. Каждый по-своему относился к тем или иным историческим событиям. Однако не все позиции однозначны. Александр Блок в поэме «Двенадцать» показал свой взгляд на революцию 1917 года.

История создания

Замысел поэмы «Двенадцать» зародился спонтанно. Александр Блок начал писать поэму лишь спустя пару месяцев после Октябрьской революции. К тому времени уже почти год прошёл после кровавых событий февральской революции, которые привели к краху монархии. Поэт писал поэму «в согласии со стихией», он был весь поглощён революционной песней. Произведение нельзя считать революционными стихами, это строки, наполненные жизнью, передающие внутренний мир автора, его чувства, которые он испытывал в те вьюжные дни. Это подтверждают и рекордно сжатые сроки: Блоку потребовался всего лишь месяц, чтобы создать и подкорректировать поэму.

Произведение было опубликовано 3 марта, по новому стилю, в газете «Знамя труда», в редколлегию которой входили левые эсеры.

Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:

  • После написания поэмы «12» автор признал, что это было лучшее его творение. В своих дневниках он даже назвал себя гением.
  • Однако творческая история поэмы «Двенадцать» была такой же революционной, как и само ее содержание. Хвалу революции не приняли ни коммунисты, ни тем более окружение Блока. Как же он, интеллигентный дворянин, мог воспеть красную чуму, да еще и образ Христа замарать? Разумеется, со всех сторон посыпались критические замечания и резкие выпады. Сами же революционеры не приняли похвал и увидели в поэме гнусный поклеп на идейных борцов за справедливость. Словом, музыка революции была понята только самим поэтом.
  • Но к концу жизни он и сам перестал ее слышать. Пребывая в эмиграции, невозвращенец и «буржуй» Блок проклял свое же творение и даже пожелал перед смертью уничтожить все имеющиеся экземпляры поэмы «Двенадцать». Он горячо раскаивался в написанном, но, как известно, рукописи не горят.

Жанр, направление, размер

Произведение Александра Блока «Двенадцать» принято считать поэмой. Отличительными чертами этого жанра можно назвать стихотворную форму произведения, наличие ярких героев, исторических реалий. В основе повествования лежит одно значительное событие — резолюция. Также важной чертой поэмы является наличие авторского мнения.

Произведение Блока включает в себя несколько форм народного эпоса. В него входят и частушки, и марш, что отражается на размере стихотворных строк. Поэма написана неоднородно: в пределах одной строфы можно увидеть и анапест, и хорей.

Нельзя однозначно определить и направление, в рамках которое было написано произведение. В поэме присутствуют как черты реализма (изображение реальных исторических событий), так и символизма (через цвета передаётся резкое настроение поэмы — присутствует белый, красный, чёрный). Зато понятно, что Блок был коренным и неисправимым модернистом, то есть стремился выработать новые формы и отрешиться от творческого наследия предков. Ему это удалось: стиль не похож ни на возвышенный слог Пушкина, ни на правду-матушку Некрасова, ни на «чистое искусство» Фета или Тютчева. Блок создал новаторскую и уникальную работу.

Из-за неоднозначности во всем у современников возникал вопрос: «Это сатира на революцию или слава ей?». Блок одновременно изобразил и жестокость красноармейцев, и надежду на счастливое будущее с новыми вождями. Видя полнейшее непонимание со всех сторон, автор вынужден был дать обширный комментарий и сказал, что лишь отдался стихии, никак не оценивая ее порывы. Подробнее об этом Вы можете прочитать в разделе «Идея» и «Критика».

Смысл названия

Смысл заглавия поэмы Блока «Двенадцать» можно интерпретировать по-разному. Прежде всего, число двенадцать связано с количеством красноармейцев, которые патрулировали революционный Петроград. По воспоминаниям современника тех событий — иностранного журналиста Джона Рида — можно убедиться, что по переулкам города действительно «бродили» именно двенадцать красногвардейцев.

Также название может быть связано с поэмой Некрасова, где главными героями были двенадцать разбойников. С этой точки зрения Блок сравнивает красную армию с нечестными, мстительными персонажами, которые сеяли вокруг лишь разрушение. Однако их главарь Кудеяр позже встал на путь истинный и был прощен Богом за все грехи, когда убил пана Глуховского — душителя народа, который не раскаялся в злодеяниях. Возможно, отряд из двенадцати — это и есть потомки Кудеяра, которые сбросили ярмо рабства и получили от Бога своеобразную индульгенцию, а потому ведет их Иисус Христос.

Однако в названии также проявилась неоднозначная позиция Блока. «Двенадцать» означает не только количество разбойников и число красноармейцев, но и дюжину апостолов из Библии. В конце поэмы появляется религиозный образ — Иисус Христос, «в белом венчике из роз». По мнению автора, революция приведёт к воскресению России, к ее духовному преображению. Но и розы не без шипов, поэтому «крови еще будет». Таково символическое значение названия поэмы «Двенадцать».

Композиция

В поэме можно выделить следующие композиционные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.

Экспозиция происходит в первой главе — автор рисует читателям обстановку послереволюционного Петрограда, заснеженного, морозного. Вокруг разносятся крики, проклятья, убийство в этом городе — обыкновенное дело. Все объято атмосферой страха, ужаса. Это время, когда стёрлись границы добра и зла, брат пошёл на брата. В экспозиции мы знакомимся с главными героями произведения — с двенадцатью красноармейцами.

Во второй главе воплощается завязка. Красноармейцы вспоминают Катьку — бывшую девушку одного из них, и предателя-Ваньку, который ушел за сытой жизнью в жандармы. Они считают их изменниками, жаждут совершить расправу.

Далее — развитие конфликта. После этого читатель узнает историю красноармейцев, вникает в суть их общей цели. Они хлебнули горюшка, но теперь хотят расплатиться с кашеварами сполна.

В шестой главе происходит кульминация. Отряд красных встречает Катьку и Ваньку и открывает огонь. Бедная девушка погибает, парень спасается бегством. Блок показал в этой главе все сумасшествие того времени — люди спокойно могут убивать других, желая отомстить.

В развязке представлены переживания героя Петрухи, который совершил выстрел. Он решил посвятить свою жизнь революционной борьбе, поэтому ему приходится идти против моральных ценностей прошлого.

В эпилоге появляется образ Христа, который становится «вожаком» двенадцати красноармейцев. Он ведёт разбойников в новый мир, к новым ценностям.

Суть: о чем поэма?

В морозном Петрограде, разоренном революцией, неспокойно, поэтому улицы патрулируют 12 человек. По пути они видят представителей всех прежних сословий: старую бабку, которой жалко полотнища на знамена, купчиху, разоренного буржуя, жандарма, содержанку и т.д. С каждым из них они обходятся нелюбезно, ведь пришло их время чинить расправу над виновниками прежнего беззакония. Кульминацией является встреча отряда с бывшим другом, ставшим жандармом, и Катькой, его любовницей. Девушка становится жертвой убийства, а ее бывший любовник Петруха сожалеет о содеянном. Но товарищи напоминают ему о неуместности сожалений, и он вновь вступает в строй. Впереди отряда виднеется Иисус Христос, ведущий людей к новым горизонтам, а позади остается шелудивый пес — систол старого времени.

Суть поэмы Блока заключается в неоднозначности революции. Нельзя сказать, что она повлекла за собой только смерть, кровь и разочарование. На обломках прошлого может образоваться прекрасное будущее страны, все ещё может измениться в лучшую сторону. И автор верит в это.

Образы

Несмотря на то, что жанр произведения — поэма, в нем не так много героев. Однако образ каждого героя важен для раскрытия смысла произведения «12», для более глубокого понимания авторской позиции.

Система образов в поэме «Двенадцать» опирается на образы-символы: есть представители старого времени (буржуй, шелудивый пес, купчиха и т.д.) и новые люди нового строя (красноармейцы, Иисус). Между ними и происходит основной конфликт: вчера и завтра, прошлого и будущего.

Тематика поэмы «Двенадцать» отражает все наиболее дискуссионные вопросы революционного времени.

Основная тема произведения — революция 1917 года. Поэт с разных сторон показывает стихию революции. Это и разрушительная сила, и приятная мелодия. Революция полностью перевернула страну, заставила людей сменить ценности, по-иному относиться друг к другу. Не все приняли эти новшества, но большинство однозначно поддержало долгожданную справедливость.

Тема религии — другой важный пласт произведения. По мнению Блока, только с Божьей помощью происходят все изменения в стране. Неслучайно «двенадцать» готовы идти на «мировую революцию», прося благословение. В конце произведения Иисус Христос ведёт красноармейцев под своей опекой. Однако вера являлась опорой прежней власти, поэтому народ показательно отрекается от нее, срывает крест как символ мученичества, а терновый венец становится венчиком из роз. Все это говорит о том, что вера остается, но приобретает иную форму: люди верят в себя и свое светлое будущее, а не в идолов старого мира.

В произведении также звучит тема мести. Месть становится разрушительной силой, которая приводит к гибели. Так, Петруха решается поднять ружьё на свою бывшую девушку Катьку. Он убивает героиню, стремясь осуществить возмездие за то, что та ушла от него.

Тема смены ориентиров неотделима от темы революции. Она воплощается на примере Петрухи. Герою пришлось изменить своё мировоззрение, чтобы «подходить» под эпоху. Парень ожесточился, чтобы не казаться трусом на глазах у своих товарищей. Революция — время глобальных перемен, как в стране, так и в душе отдельного человека. Это период разрушения старого и сооружения нового.

Тема любви тоже заняла свое место в поэме. Если раньше люди были вынуждены продавать свою любовь ради хлеба насущного, то в новом мире нет места низкому расчету и пороку. В то же время ради перемен необходимо отказаться от того, что раньше было любимым и почитаемым. В образе Катьки проглядывает сама «толстозадая» лубочная Русь, которую нужно убить ради ее же блага.

Тема народа раскрывается со всех сторон: у Блока это не единый каркас страны, а разрозненные притоки одной реки. Какие-то из них совсем уже пересохли и скоро перестанут существовать, а какие-то наполнились свежей силой. Будущее есть у простого трудового человека, а вот у его угнетателя больше нет. Жертвой перемен станут и те, кто обслуживал элиту.

Проблемы

Проблематика в поэме «Двенадцать» образует запутанный клубок неразрешимых противоречий.

На передний план выходит основная проблема жестокости. Двенадцать равнодушно убивают Катьку, Петроград дымится в огне угроз, жертв, всех людей окутал страх. Чтобы добиться своих целей, революционеры идут на самые крайние меры — убийство. Им все равны, им всё равно. Ради мировой революции они готовы сеять всюду хаос.

Проблема разрушения прежних ценностей также находится в центре. В «новый мир» проходят лишь те, кто готов поступиться собственными ориентирами ради построения социалистического общества. Люди забывают о моральных принципах, о нравственности. Они идут с ружьём на своего бывшего товарища.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

Нищета страны также отражена в произведении. Блок описывает Россию как запущенный, грязный уголок, внутри которого разруха. Зимой царят суровые морозы, вьюга все сметает на своём пути.

Социальная несправедливость в произведении отражена в своих ужасающих последствиях: люди, задавленные бедностью и бесправием, восстали и готовы утопить прежних хозяев в крови.

Проблема нигилизма столь же остро острит в поэме. Герои лишились авторитетов и принципов, но новые не создали, поэтому их жизнь напоминает распутицу и вьюгу. Ничего не видно, ничего не понятно, ноги скользят. Люди не хотят идти, куда шли, но не знают, куда податься.

Основная идея

Главная мысль поэмы Блока «Двенадцать» — детальное отражение действительности революционной эпохи с помощью символики. Автор показал ту атмосферу, которой был объят город спустя несколько месяцев после октябрьских событий. Также в поэме Блок выразил свой взгляд на переломный момент страны, стараясь детально изобразить стихию революции. Автор особое внимание уделял речи героев, именно поэтому в тексте можно увидеть много разговорной лексики того периода.

Смысл поэмы «Двенадцать» прокомментировал сам автор в ответ на обвинения в попытках «прислуживаться» большевикам.

В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией, например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы.

Критика

Признать, что поэму «Двенадцать» написал Блок, можно, лишь увидя подпись автора. Такой стиль совершенно не характерен для Блока (первым необычную интонацию заметил Шкловский, стиль поэмы он определил как «блатной»), поэтому произведение вызвало настоящую полемику среди литераторов, политиков, общественных деятелей. Многие из них высказывали своё мнение относительно прочитанной поэмы.

Так, гениальность Блока признавала О.Д. Каменева. Она говорила, что «Двенадцать» — талантливое «изображение действительности», однако признавала, что строки резкие, даже опасные, но изумительно верные и точные. А вот белый генерал и претендент на престол Колчак обещал повесить автора поэмы «12».

Из близкого круга Блока приняли поэму лишь немногие: Мейерхольд, Ольденбург, Есенин. Но даже они читали произведение с испугом, вставляя местами резкие замечания, а иной раз предостерегали автора от «левого уклона».

Андрей Белый прямо говорил поэту о его чрезмерной неосторожности. Он удивлялся «отвагой и мужеством» Блока, но в то же время советовал быть «мудрее».

Но были и те друзья, которые отреклись от знакомства с поэтом и горько сетовали на его предательство. Так, на одном из митингов против красного террора Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье и другие литераторы поддержали скандирование лозунга «Блок — изменник». Ахматова даже отказывалась выступать с коллегой на одной площадке, а ее муж, поэт Гумилев, сказал, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Именно он осуждал Блока за финал его поэмы. Сам автор отпарировал в духе символизма:

Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос.

В предательстве его обвиняли и З. Гиппиус, и И. Бунин. Последний с холодной иронией высмеял отступничество коллеги:

«Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».

К слову, Луначарский действительно оказал Блоку большую услугу в 1919 году, когда поэта арестовали и обвинили в контрреволюционном заговоре. Ему грозила высшая мера, но товарищ Луначарский лично ходатайствовал об освобождении поэта, припоминая ему былые заслуги. С его же помощью он выехал из страны.

После написания своего труда Блоку ещё долго придётся доказывать, что его поэма лишена политической направленности. Как одно из последствий — «творческое молчание» литератора. Мнение критиков о поэме «Двенадцать» убедило автора в том, что быть услышанным — не значит быть понятым, и широкое распространение его произведение сыграло с автором злую шутку. Когда он захотел его уничтожить, оно уже было вне досягаемости.

Анализ поэмы Блока «Двенадцать»: основной смысл, кульминация, жанр произведения

Нужно подобрать материалы для студенческой работы?

  • Произведение Блока «Двенадцать»: краткое описание, история создания
  • Литературное течение
  • Анализ поэмы
  • Персонажи
  • Финал поэмы
  • Критики о произведении Блока
  • Произведение Блока «Двенадцать»: краткое описание, история создания
  • Литературное течение
  • Анализ поэмы
  • Персонажи
  • Финал поэмы
  • Критики о произведении Блока

Произведение Блока «Двенадцать»: краткое описание, история создания

Содержание поэмы Александра Блока «Двенадцать» посвящено теме революционных событий, ее действие происходит в послереволюционном Петрограде. Поэт начал работу над ней в январе 1918 года. На создание произведения у него ушло несколько дней, но еще целый месяц он редактировал ее.

Газета «Знамя труда» была первой, кто опубликовал поэму. Случилось это 18 февраля (3 марта по новому стилю) того же года. Спустя 3 месяца автор издал ее отдельной книгой, хотя размер самого произведения невелик.

Основной идейный смысл произведения — противопоставить зарождающийся новый мир и старый, который представляется поэту похожим на «поджавшего хвост безродного пса». Блок старался передать свои чувства, ту музыку революции, которую он слышал внутри себя, блуждая по Петрограду. Этой музыкой был шум крушения старого мира, ощущаемый им физически, который и вдохновил его на создание поэмы.

Он никак не оценивал происходящие события в переломный для страны момент, а лишь полностью отдался стихии и запечатлел то, что наблюдал и чувствовал. Благодаря ему мы можем окунуться в атмосферу, которой был охвачен Петроград спустя всего пару месяцев после Октябрьской революции. Этому же служит и достоверно переданная разговорная лексика героев.

Хотя жанр этого шедевра определен самим автором как поэма, в нем ярко звучат отголоски других жанров. При внимательном чтении можно обнаружить пафос лозунгов и декламаций революционного характера, молитвенные речи, народные частушки, маршевые мотивы, песни и даже романсы.

Такая хаотичная смесь несочетаемых на первый взгляд жанров помогает Блоку реализовать авторский замысел — подчеркнуть противоречивость происходящих революционных событий, их стихийность, продемонстрировать творящийся повсюду хаос.

Литературное течение

Поэт использовал при написании труда приемы сразу двух литературных направлений — реализма и символизма. Признаком реализма служат описываемые им исторические революционные события. Признаком символизма является большое количество символических образов, аллегорий.

Старый мир представлен образами буржуя и «паршивого пса», новый предстает в виде красноармейцев, повсеместных революционных плакатов и красных флагов. Революционное настроение передано в образе взбунтовавшейся «на всем божьем свете» стихии с хлестким ветром, черным небом, завывающей вьюгой, гололедом. Она валит с ног, не дает устоять.

Анализ поэмы

Автор использовал зеркальную композицию, поделенную на символичное число глав — двенадцать.

Сюжет произведения завязан на обходе морозного, вьюжного Петрограда революционным патрулем, состоящим из двенадцати человек. По пути им на глаза попадаются представители старого, отжившего мира, с каждым из которых они сводят счеты. Случайно им встречается бывший друг Ванька, который переметнулся к жандармам и теперь гуляет с Катькой, бывшей любовницей одного из патрульных, Петрухи.

Патруль пытается отомстить перебежчику, но тому удается сбежать, а под пули попала Катька. Петруха, ставший невольным убийцей бывшей невесты, испытывает страдания по поводу случившейся трагедии. Но товарищи по оружию ставят ему на вид неуместность подобных переживаний, и он возвращается в строй.

Название «Двенадцать» дано поэме неспроста. Это своеобразная аллегория. Количество членов патруля равнялось двенадцати. Но в то же самое время и у Иисуса Христа было ровно двенадцать апостолов. Недаром в конце произведения его религиозный образ возглавляет патруль – так автор передает читателю свою веру в светлое будущее России, ее духовное перерождение и воскресение.

На особенность стиля повлияло знакомство автора с выступлениями известного в то время автора-куплетиста, балагура Михаила Савоярова. Он любое произведение исполнял в одном и том же стиле бродяги-босяка. Именно так, в стиле уличного куплета, по мнению Блока, и следовало читать его поэму.

Персонажи

Всех персонажей, представленных в поэме, можно поделить на два класса — тех, кто отражает образы нового и старого мира.

Старый мир олицетворяют:

  1. Старуха, жалеющая потраченного на плакат лоскута ткани, из которой для разутых и раздетых ребят вышло бы много портянок. Она убивается и плачет, не понимая, зачем нужен плакат. В ее образе предстает старая Россия, не принимающая революционных изменений и считающая, что «большевики загонят в гроб».
  2. Буржуй, все имущество которого было конфисковано новой властью. Он морально уничтожен, раздавлен и предрекает России скорую гибель.
  3. Безродный пес, нищий и голодный. В новом мире ему не нашлось места. Он еще пытается скалить зубы и плестись следом, но при этом поджал хвост, смирившись с неизбежностью.
  4. Катька, символизирующая собой распространенный в буржуазном мире образ девушки-содержанки. Пока ее бывший жених Петруха воевал, она развлекала богатых господ. В новом пролетарском обществе таким девушкам не нашлось места, поэтому в поэме она погибает вместе с остальными пережитками прошлого.
  5. Ванька, раньше бывший другом нынешних красноармейцев, а во время революции ставший солдатом белой гвардии, а значит, предателем. Он же нынче гуляет с девушкой бывшего друга. Его трусливая натура сполна проявилась при появлении патруля. Чтобы избежать расправы, сбежал, подставив под пули свою подругу.

Образ нового мира представляют:

  1. Петруха, один из двенадцати членов патруля, олицетворяющий собой перерождение эпохи. Раньше он был чувствительным и романтичным, неспособным на насилие и уж тем более на убийство. Но с началом революционных событий ему пришлось измениться, взять в руки ружье и стать более хладнокровным, ставящим общественный долг выше личных чувств. Потеряв индивидуальность, он становится просто винтиком революционного механизма.
  2. Иисус Христос, предстающий перед нами лишь в финале поэмы. Его образ Блок связывает с белым цветом. Хоть и остается невидимым, патрульные интуитивно следуют за ним.
  3. Двенадцать красноармейцев — главные герои произведения. Олицетворяют собой собирательный образ невежественных работяг из низшей прослойки общества, примкнувших к революции. В их лице представлен разгневанный, нищий и голодный народ, желающий уничтожить старый мир дотла. Это безликая толпа, обуреваемая жаждой мести и слепой злобы по отношению к представителям старого мира. Символично, что они идут «без креста», так как религиозность относят к пережиткам прошлой жизни. Отсутствие веры в Бога дает им возможность творить кровавый беспредел.

Финал поэмы

Двенадцатая глава стала в поэме завершающей. По сюжету отряд из двенадцати красноармейцев патрулирует по Петрограду, убивая любого, кто окажется неугоден. За ним, как образ старого, отжившего мира, едва ковыляет голодный шелудивый пес, которого отряд пытается прогнать своими штыками.

Затем красноармейцам чудится какой-то призрак, маячащий впереди, в сторону которого они стреляют. Но впереди отряда Блок поставил невредимого от пуль Христа, который хоть и остается невидимым за вьюгой, но при этом шествует «с кровавым флагом» и одновременно «в белом венчике».

Кульминация поэмы стала камнем преткновения для ее признания многими его друзьями. Все они были людьми верующими и не могли согласиться с тем, что Блок назначил Иисуса Христа предводителем отряда хладнокровных убийц, творящих бесчинства и насилие на каждом шагу.

Сам автор не мог толком объяснить, почему ему в голову пришла идея такой концовки. Изначально он видел финал совсем другим. Но поскольку писал произведение, находясь в состоянии некого транса, под воздействием революционного шума, который он называл музыкой революции, идея явившегося для спасения заблудших душ Иисуса Христа пришла в голову сама собой как логичное завершение поэмы.

Поэт верил, что Россию ждет светлое будущее, и нынешние бесчинствующие мстители смогут принять веру и возродить святую Русь.

Критики о произведении Блока

Поэма Блока, написанная в совершенно нехарактерном для него стиле, вызвала оживленные дискуссию не только среди литераторов, но и среди многих общественных деятелей и политиков. Не все близкие ему люди поняли те чувства, которые он хотел передать в произведении.

Среди поддержавших Блока были Андрей Белый, Сергей Есенин, Ольга Каменева, Всеволод Мейерхольд, Сергей Ольденбург. Они восхищались мужеством и отвагой поэта, признавали его талант в изображении действительности, удивительно точном и верном подмечании каждой детали. Но даже те, кто понял мысли Блока, выражали опасение по поводу его неосторожных, резких, а порою откровенно опасных строчек.

Были и те, кто отрекся от поэта, считая его предателем, оправдывающим революцию. Среди них — Иван Бунин и Зинаида Гиппиус. Анна Ахматова и Федор Сологуб отказались выступать вместе с ним на одной площадке. Некоторые литераторы, включая Анну Ахматову и ближайших друзей поэта Артура Лурье с Ольгой Судейкиной, поддержали лозунг «Блок — изменник».

А Николаю Гумилеву особенно не понравился финал поэмы, из-за которого он обвинил поэта не только во вторичном распятии Христа, но и в повторном расстреле государя.

Рецензент Виктор Шкловский объяснил такое всеобщее неприятие произведения его непривычным стилем, который походил на блатной, в то время как все чтили Блока за его серьезные стихи. Он пояснил, что поэму «Двенадцать» надо воспринимать как ироническую вещь, а не серьезную литературу. Для того, чтобы ее понять, надо услышать музыку революции так, как ее слышал автор.

Поэту долго приходилось объяснять, что, в отличие от критиков, он не придавал поэме никакого политического значения. Впоследствии, уже будучи в эмиграции, Блок раскаивался в опубликовании поэмы «Двенадцать» и попросил жену сжечь все черновые варианты произведения.

Получите помощь лучших авторов по вашей теме

Анализ поэмы А. Блока “Двенадцать”

Поэма написана Александром Блоком в начале 1918 года. В ней отразилась позиция автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года.

«Двенадцать» — поэма о революционном Петрограде, поэма о крови, о грязи, о преступлении, о падении чело­веческом. Это — в одном плане. А в другом — о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идет благая весть о человеческом освобождении.

Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же ее строк черное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что соверша­ется на свете, что творится в каждой душе.

На ногах не стоит человек.

Так через всю поэму проходят, переплетаясь, два внут­ренних мотива. Черный вечер — кровь, грязь, преступление; белый снег — та новая правда, которая через тех же людей идет в мир. И если бы поэт ограничился только одной темой, нарисовал бы одну только «черную» оболочку революции или только ее «белую» сущность — он был бы восторженно принят в одном или другом из тех станов, на которые теперь раскололась Россия. Но поэт, подлинный поэт, одинаково далек и от светлого славословия, и от темной хулы; он дает двойственную, переплетающуюся истину в одной картине. Контрастность двух цветов под­черкивает бескомпромиссность противостояния враждую­щих сил.

Хаос событий, хаос вьюги, хаос возмущенной стихии, сквозь которую видны обрывки проносящихся лиц, поло­жений, действий, нелепых в своей обрывочности, но свя­занных общим полетом сквозь ветер и снег. Поэт рисует картину революционного Петрограда. Тут и огромный пла­кат «Вся власть Учредительному собранию!», и «невеселый товарищ поп», и старушка, которая «никак не поймет, что это значит, на что такой плакат, такой огромный лоскут», и оплакивающая Россию «барыня в каракуле», и злобно шипящий «писатель, вития». И все это так мелко, так далеко от того великого, что совершается в мире, так убого, что «злобу» против этого всего можно счесть «святой зло­бой»:

Злоба, грустная злоба

Черная злоба, святая злоба.

И вот на этом фоне, под нависшим черным небом, под падающим белым снегом, «идут двенадцать человек. » Поэт нисколько не поэтизирует их. Напротив. «В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!» А былой товарищ их Ванька — «в шинелишке солдатской, с физиономией дурацкой» — летит с толстоморденькой Катькой на лихаче, «елекстрический фонарик на оглобельках. »

И этот «красногвардеец» Петруха, уже поднявший нож на Катьку («У тебя на шее, Катя, шрам не зажил от ножа. У тебя под грудью, Катя, та царапина свежа!»), этот Пет­руха, уложивший уже офицера («не ушел он от ножа!»), этот его товарищ, угрожающий расправой возможному сопер­нику: «Ну, Ванька, сукин сын, буржуй, мою, попробуй, поцелуй!». И сама эта толстоморденькая Катя, которая «шоколад Миньон жрала, с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла. » И эти товарищи Петрухи, без раздумий расстреливающие мчащихся на лихаче Ваньку с Катькой: «Еще разок! Взводи курок! Трах-тарарах!»

Читайте также:  Анализ стихотворения На железной дороге Блок

Смерть Катьки не прощается Петрухе. «Ох ты горе горькое, скука скучная, смертная!» И пусть не раскаянье, а новая злоба лежит на его душе, — «уж я ножичком полосну, полосну! Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку!» Но гнета не снять с души: «упокой, Господи, душу рабы твоея. Скуч­но!»

Черное не прощается, черное не оправдывается — оно покрывается той высшей правдой, которая есть в сознании двенадцати. Они чуют силу и размах того мирового вихря, песчинками которого они являются. Они чуют и понимают то, что злобно отрицает и «писатель, вития», и обыватель­ница в каракуле, и «товарищ поп», и вся духовно павшая «интеллигенция». И за правду «пошли наши ребята в красной гвардии служить, буйну голову сложить!» За эту правду они убивают и умирают.

Ободряя друг друга, двенадцать не прибегают к мечта­ниям, они ищут утешение лишь в неизбежности еше боль­ших тягот («Потяжеле будет нам, товарищ дорогой!»). Го­товность к любым мукам и есть их нравственная сила, дающая автору право саму их злобу назвать святой.

. И идут без имени святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Но что же вселяет в них решимость и бесповоротность, готовность ко всему и отсутствие жалости? Что, если нет ни надежды, ни веры? Героев «Двенадцати» на их мучи­тельном пути поддерживает не мечта о будущем, а непре­рывное ощущение врага: «Неугомонный не дремлет враг!», «Близок враг неугомонный», «Их винтовочки стальные на незримого врага. », «Вот — проснется лютый враг. » Кто же этот враг?

Не «буржуй» — он жалок, ему мстят лишь попутно, когда подвернется под руку: «. ты лети, буржуй, воробыш­ком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку».

И даже не «старый мир», воплощенный в образе «пар­шивого пса», к которому герои Блока испытывают что-то вроде брезгливого презрения: «Отвяжись ты, шелудивый, я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, про­вались — поколочу!»

Нет, в «лютом враге» явно есть нечто всеобщее, соиз­меримое с масштабами революционного насилия: «. миро­вой пожар раздуем, мировой пожар в крови. », «Пальнемка пулею в Святую Русь. » Для двенадцати непрерывное ощущение могущественного врага оправдывает их недовер­чивость и вооруженность, их отношение к жизни. То, что движет этими людьми, непрерывно требует врага и будет постоянно вызывать его из небытия по мере надобности. Вот почему к финалу поэмы тревога и страх за будущее только нарастают!

Вот это и есть главная примета «нового мира», в который, как принято было считать, вступают герои Блока: всеобщая и непрерывная вооруженность против всего и вся, готовность в любом «переулочке глухом» встретить врага и биться с ним до полного уничтожения. И никакого намека на ту «справедливую, чистую, веселую и прекрас­ную жизнь», которую Блок назвал естественной целью революции.

В статье «Интеллигенция и революция» Блок писал, что революция — это вырвавшаяся на волю народная стихия. «Она сродни природе. Горе тем, кто думает найти в рево­люции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозный вихрь, как снежный буран, всегда несет новое, неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невре­димыми недостойных; но это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглу­шительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда — о великом».

Образ Христа органически вырастает из строя поэмы, взаимодействия эпических и лирических мотивов и стано­вится символом трагического преображения «русского строя души» в революционную эпоху и его крестного пути после Октября.

Двенадцать апостолов нового мира не видят Христа (он «за вьюгой невидим»), они окликают его, просят показать­ся, но он не является, и они в раздражении стреляют туда, где мерещится его тень.

Раздаются выстрелы — вьюга отвечает на них смехом. Смех кружит в этой поэме Блока, как метель, надувает сугробы, отбрасывает в сторону всех, кто мешает красно­гвардейцам идти «державным шагом», хохот раздается над трупом Катьки и над убитым горем Петрухой.

В «Двенадцати» поэт и стихия впервые сходятся один на один и лицом к лицу. Все мешается в этих сценах: и «святая злоба», и «черная злоба», «черный вечер» и «белый снег», кровь Катьки и слезы Петрухи, печатный шаг крас­ногвардейцев и «нежная поступь» Христа. Улица оглашена криками, перебранкой двенадцати, воплями старушки, воем бездомного пса. Вьюга улюлюкает вслед двенадцати. Но герой идет впереди в молчании. Красногвардейцы — с винтовками, он — «в белом венчике из роз». Снег, над которым движется этот «призрак» Блока, ослепительно чист. На нем нет следов крови, хотя над самим героем развевается «кровавый флаг».

Несовместимость, несоединимость — и вместе с тем роковая связь.

Сложность и противоречивость собственного отноше­ния к Христу Блок вносит в поэму. Для официальной критики герои поэмы— бесспорно «апостолы новой веры» и «люди будущего»; для Блока же слишком много старого и знакомого было в этих людях, чем отчасти и объясняется появление «прежнего» Христа впереди двенадцати.

Вопрос так и остался неразрешенным: кто они — действительно носители нового, в ком сама их бесконечная злоба к миру «свята» и плодотворна, или же это только очередная вариация «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», который неминуемо должен закончиться треклятым «вечным покоем», засвидетельствованным фи­гурой Христа? Возможность этого и многих других толко­ваний заложена в самой художественной природе поэмы.

Анализ поэмы Блока «Двенадцать»

Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы «Двенадцать», которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Блока. Поэт считал, что любое событие предопределено, сначала оно совершается в высших сферах, недоступных человеку, и только потом – на земле. То, что поэт наблюдал сразу после революции, он и запечатлел в своей поэме.

При чтении и анализе поэмы нельзя забывать, что Блок – символист. Его произведение наполнено многозначными символами, а содержание – глубоко и многослойно. Когда поэма была напечатана, одни читатели восприняли ее как воспевание революции, другие сочли пародией на большевиков. Многие писатели осудили Блока за это произведение (Гиппиус, Мережковский, Бунин, Гумилев и другие). Блок очень переживал, что его поэму восприняли как политическую агитку, он писал: «…те, кто видит в поэме политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой».

Поэма «Двенадцать» и по сей день остается уникальным, новаторским произведением, в котором Блоку удалось показать масштабность произошедших событий, воссоздать тревожную, напряженную и зловещую атмосферу последствий политического переворота на самом раннем этапе, на стадии осмысливания, когда еще нет ничего определенного. Блок писал: «…поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства».

Поэт создал свое произведение в 1918 году. Чтобы полнее отразить уход старого мира с его культурой и наступление нового времени с властью народа, Блок выбирает в качестве художественных средств синтез высокой поэзии с маргинальными жанрами литературы: городским фольклором, частушкой, воровской и солдатской песней. Изобразительные средства дополняют революционный марш, «жестокий» городской романс, плакат, лозунг.

Поэтические размеры у Блока чередуются, чтобы полнее и разнообразнее отразить происходящие события. В основном поэма написана четырехстопным хореем, напоминающим частушку, затем вступает дольник, звучащий, как марш. Постоянно меняющиеся интонации создают впечатление звучащего оркестра, исполняющего «музыку революции». К. Чуковский, познакомившись с поэмой, сравнил ее с «частушкой, сыгранной на грандиозном органе».

Новаторство поэта проявилось и в использовании в одном тексте различных родовых признаков: в разных главах преобладает то эпическое, то лирическое, то драматургическое начало. Употребляются элементы очерка, зарисовки, песни, частушки, диалоги героев, которые можно разыграть по лицам. Даже недруги Блока, не принимая содержания поэмы, отмечали высочайший класс поэтической техники ее исполнения. Такой поэмы еще не было в русской литературе.

Начинается поэма с описания городской панорамы, с символического пейзажа, как будто нарисованного черной и белой красками:

На ногах не стоит человек.

На всем Божьем свете!

Блок воспринимал революцию как стихию, которая бушует, невзирая на людей; выжить в ней могут только сильные. Поэту свойственен вселенский масштаб видения: беззащитная фигура человека, потерявшегося в вихре вьюги. Контрастные цвета символизируют старый и новый миры, трагическую смену эпох, исчезновение в метели всего старого мира вместе с его жителями: старушкой, поэтом-декадентом, буржуем, священником, девицами из публичного дома. Их голоса доносятся как будто из «метели». В поэме холодный ветер, вьюга, метель выметают весь сор старого, очищая мир для нового, неизвестного.

Образ двенадцати красногвардейцев появляется во второй главе. Они шагают в метели, и само их движение вперед означает грядущие перемены. Символические образы перекрестка, буржуя на перекрестке, «паршивого пса» означают Россию на распутье, растерявшегося человека, пытающегося спрятаться от пугающих перемен. Поэт пытается разобраться, что несет с собой революция: обновление или мрак и жестокость.

Собственно сюжет поэмы – это убийство Катьки. Автор видит в новой действительности разгул темных сил. Красногвардейцы и Петруха показаны людьми из низов с удальским разбойным началом, недаром упоминается «бубновый туз» – знак каторжника. Изображая красногвардейцев, Блок использует сочетание высокого стиля с низкой, грубой лексикой. Современников поразило, как органично у поэта получилось подобное смешение, хотя Бунин говорил, что строки «А Ванька с Катькой – в кабаке… / У ей керенки есть в чулке!» – это не поэзия.

Петька убивает изменившую ему Катьку и страдает от этого. Но личные переживания героя неуместны во дни великих перемен. Товарищи увещевают Петьку:

Чтобы нянчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Петруха преодолевает «ненужные» чувства и вместе со всеми идет, печатая шаг. Они «ко всему готовы, ничего не жаль», они «идут без имени святого». Но вдруг впереди отряда красногвардейцев появляется «в белом венчике из роз» Иисус Христос.

В руках у него красный флаг, который в финале поэмы становится кровавым. Блок понимал, что путь к новой жизни не обойдется без кровопролития. Но поэт не мог объяснить, откуда в его поэме взялся этот образ. Христос «за вьюгой невидим», он впереди того времени, когда произошла революция. Блок верил, что Христос несет «святое знамя», а революционеры испытывают ко всему миру «святую злобу». В поэме образ Христа дан как высокий нравственный идеал, к которому надо стремиться. Поэт верил, что люди найдут дорогу к добру и красоте.

Предложения интернет-магазинов

Анализ стихотворения блока сольвейг по плану:1. тема стихотворения 2.идея стихотворения 3.композ…

Поэты работавшие в годы Серебряного века часто адресовали друг другу посвящения в стихотворной форме. Произведение Блока «Сольвейг» стало одним из таких посвящений адресованное Сергею Городецкому, который работал в то время с мотивами славянской мифологии и образами языческой культуры.

Блок, как — бы с иронией в адрес друга, пишет в самом начале XX века стихотворение «Сольвейг». Такое неординарное название взято из зарубежной драмы «Пер Гюнт», где была представлена героиня с таким именем.

Данное произведение Блока имеет много значений, что характерно для поэтики символистов.

На уровне красочной зарисовки пейзажа, который открывается перед взором героя, идёт пробуждение от зимнего сна и встреча звонкой весны.

На уровне психологии читатель понимает, что с появлением прекрасной девушки «сон», в котором на протяжении долгого времени находился герой, ставится для него началом новой жизни. Судя по началу жизнь обещает быть счастливой.

На уровне философии в произведении раскрывается вся суть диалектики, когда происходит развитие и движение в природе. Идёт смена всего старого.

Для главного героя, который долгое время живет в бедной избе и ничего не видит, кроме сосен, возникновение из ниоткуда молодой девушки, являет собой не только наступление весны, но и глоток чистого воздуха.

Данное произведение вошло в поэтический цикл «Распутья», название которого указывает на поиск нового пути. Поэт отходит от мистического образа Прекрасной Дамы и посвящает стихотворение уже более реальной Сольвейг, которая полна жизни. С её появлением улетучивается зимний сон героя. С помощью эпитетов: «весна — зеленая, Сольвейг — весенняя» автор показывает зарождение новой жизни.

Автор использует в своём произведении, для придания большей образности, художественные приемы: анафора: «Это небо — Это небо». Эпитеты: «бедная, тёмная избушка», «Веселый, зелёный глаз», «вековая сосна», «новая изба». Парную рифмовку: «избой — голубой», «твоё — моё». Частое применение знаков восклицания указывает на эмоциональную окраску.

Имя «Сольвейг» с норвежского языка переводится как «путь света». Для российского читателя это может символизировать пробуждение. Блок наделяет свою героиню единовременно и чертами, которые присущи реальной девушке («Веселый взгляд, твой голос») и вымышленными присущими символизму («невеста — весна, песня — весны»).

Анализ стихотворения Сольвейг по плану

Анализ стихотворения Есенина «Звезды»

Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах. В творчестве этого поэта несколько периодов, однако самые возвышенные стихи были написаны им в подростковом возрасте. Конечно, сложно ожидать от 16-летнего юноши глубокомысленных изречений и фраз, наполненных философским смыслом. Да и сам Есенин никогда к подобному не стремился. Он хотел лишь передать свои чувства и рассказать о мимолетных желаниях, еще по-детски наивных и чистых.

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши»

Поэтический мир Константина Бальмонта весьма богат и разнообразен. Будучи приверженцем символизма, он на заре своего творчества очень часто экспериментировал с образами и создавал произведения, объединенные глубоким философским смыслом. В 1895 году поэт опубликовал поэтический цикл «За пределы», в который вошло стихотворение «Камыши». Пытаясь расширить рамки сознания, автор наделил болотные растения чувствами и разумом, проведя параллель между ними и людьми, которые также страдают от одиночества и задаются множеством вопросов.
Подробнее…

Анализ стихотворения Фета “Горячий ключ”

Личная трагедия, связанная с гибелью любимой женщины, привнесла в творчество Афанасия Фета черты печали и уныния. Именно поэтому литературоведы четко разделяют произведения этого поэта на два периода, первый из которых характеризуется безмятежностью, искренностью, чистотой и восторженным отношением к окружающему миру. Действительно, после смерти Марии Лазич Фет практически перестал уделять внимание пейзажной лирике, которую так любил, и переключился на стихи интимного характера.

Анализ стихотворения Рубцова «Березы»

Береза – исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным утешением тем, кто потерял своих близких. В русской поэзии береза является одним из знаковых литературных образов, неким связующим звеном между всем тем, что так дорого простому человеку. Это дерево всегда ассоциируется с родным краем и вызывает ностальгические воспоминания.

Стихотворение «Сольвейг! О, Сольвейг!» Блок Александр Александрович

Поэты работавшие в годы Серебряного века часто адресовали друг другу посвящения в стихотворной форме. Произведение Блока «Сольвейг» стало одним из таких посвящений адресованное Сергею Городецкому, который работал в то время с мотивами славянской мифологии и образами языческой культуры.

Блок, как — бы с иронией в адрес друга, пишет в самом начале XX века стихотворение «Сольвейг». Такое неординарное название взято из зарубежной драмы «Пер Гюнт», где была представлена героиня с таким именем.

Данное произведение Блока имеет много значений, что характерно для поэтики символистов.

На уровне красочной зарисовки пейзажа, который открывается перед взором героя, идёт пробуждение от зимнего сна и встреча звонкой весны.

На уровне психологии читатель понимает, что с появлением прекрасной девушки «сон», в котором на протяжении долгого времени находился герой, ставится для него началом новой жизни. Судя по началу жизнь обещает быть счастливой.

На уровне философии в произведении раскрывается вся суть диалектики, когда происходит развитие и движение в природе. Идёт смена всего старого.

Для главного героя, который долгое время живет в бедной избе и ничего не видит, кроме сосен, возникновение из ниоткуда молодой девушки, являет собой не только наступление весны, но и глоток чистого воздуха.

Данное произведение вошло в поэтический цикл «Распутья», название которого указывает на поиск нового пути. Поэт отходит от мистического образа Прекрасной Дамы и посвящает стихотворение уже более реальной Сольвейг, которая полна жизни. С её появлением улетучивается зимний сон героя. С помощью эпитетов: «весна — зеленая, Сольвейг — весенняя» автор показывает зарождение новой жизни.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

Автор использует в своём произведении, для придания большей образности, художественные приемы: анафора: «Это небо — Это небо». Эпитеты: «бедная, тёмная избушка», «Веселый, зелёный глаз», «вековая сосна», «новая изба». Парную рифмовку: «избой — голубой», «твоё — моё». Частое применение знаков восклицания указывает на эмоциональную окраску.

Имя «Сольвейг» с норвежского языка переводится как «путь света». Для российского читателя это может символизировать пробуждение. Блок наделяет свою героиню единовременно и чертами, которые присущи реальной девушке («Веселый взгляд, твой голос») и вымышленными присущими символизму («невеста — весна, песня — весны»).

Анализ стихотворения Сольвейг по плану

«Сольвейг», анализ стихотворения Блока

Русские поэты Серебряного века часто писали друг другу посвящения. Не стал исключением и поэт-символист Александр Александрович Блок. Он адресовал свои стихотворения «коллегам по цеху»: Андрею Белому, Вячеславу Иванову, Зинаиде Гиппиус, Сергею Городецкому.

Сергей Городецкий, в начале творческой карьеры еще испытывавший влияние своих товарищей — «старших» символистов, со временем нашел свой стиль. Например, он использовал в своих стихах мотивы языческой славянской мифологии и первобытных сил, которые проявлялись в связи с природой. Он даже свою дочь назвал древним славянским именем — Рогнеда.

А Блок, словно поддразнивая друга в его славянских увлечениях, в 1906 году посвящает ему стихотворение под названием «Сольвейг». Сказалось увлечение самого Блока творчеством зарубежных драматургов, в частности норвежского писателя Генрика Ибсена, автора пьесы «Пер Гюнт», героиней которой и была прекрасная девушка по имени Сольвейг.

После цикла «Стихи о Прекрасной Даме», в некоторой степени мрачного и пуританского, Блок пишет несколько стихотворений о весне, самым известным из которых является «О, весна без конца и без краю», созданное в 1907 году. «Сольвейг» — тоже о весне.

Это стихотворение по-символистски многозначно, содержит несколько смысловых пластов.

  • На пейзажном уровне – на смену «зимнему сну» леса приходит звонкая весна.
  • Психологический уровень демонстрирует читателю, что с приходом любимой девушки «сон», в котором долго пребывал герой, оборачивается наконец радостью и началом жизни.
  • Философский уровень в стихотворении раскрывает диалектику разрушения и созидания, постепенного умирания и последующего воскресения.
  • На мистическом уровне, в лучших традициях символизма, земной мир изменяется с приходом Души Мира, Вечной Женственности.

Название произведения не случайно носит имя героини драмы Ибсена. Образ Сольвейг становится центральным образом произведения Блока, но в нескольких ипостасях. Сначала это героиня пьесы (что явственно видно из эпиграфа), далее перед взором читателя возникает девушка-невеста, воплощающая на символическом уровне саму весну.

Лирический герой, живущий в «бедной и темной избушке» своей «много дней, меж камней, без огней», воспринимает появление юной девы не только как приход весны, но и как появление вдохновения. Правда, вдохновение пока проявляется в той силе, с которой он крушит топором стволы старых сосен.

Стихотворение входит в цикл «Распутья», само название которого говорит о поиске нового пути. Блок уже отошел от образа Прекрасной Дамы, преследовавшей его долгих четыре года. Героиня предыдущего цикла больше напоминает «то ли девушку, а то ли виденье». Она лишена плоти, аморфна и больше схожа со Святым Духом.

Появившаяся в самом начале стихотворения Сольвейг полна жизни. У нее «веселый зеленый глаз», который сверкнул и заставил героя-затворника широко размахнуться топором, чтобы срубить «вековую сосну», ведь эти раскидистые деревья долго закрывали своими кронами синеву неба. Теперь же герою хочется, чтобы над его новой избой сиял «небосвод голубой».

Сосна носит также символический характер в стихотворении. Она долгое время была предметом поклонения поэта, потому что «распростерла красу» над ним. Ему приходилось «петь молитвы» ей, но это состояние больше напоминало сон. С приходом Сольвейг «зимний сон разнесло», и в лесу «загудела весна». Девушка становится символом стихийной жизненной силы всего земного, что выражается традиционными эпитетами: весна — зеленая, а Сольвейг — весенняя.

Свои чувства герой не скрывает, что подчеркнуто автором даже на уровне пунктуации: в каждом двустишии или трехстишии стихотворения есть как минимум один восклицательный знак, а то и два, и три. Эмоция выражена и в фоносемантике стихотворения: в последнем двустишии повторение звука [э] в каждом слове (пЕсня, зЕлёной, вЕсны) вызывает ассоциацию с зеленым цветом и оттеняет звучание имени героини — Сольвейг. Так имя героини вновь вызывает у читателя ассоциацию с весной, зеленью, жизнью.

Имя «Сольвейг» с норвежского дословно обозначает «путь света», поэтому героиня драмы Генрика Ибсена, пронеся через всю жизнь любовь к главному герою Пер Гюнту, стала воплощением извечной мечты каждого мужчины о женской верности.

Для русского человека начало жизни неизменно связано с приходом весны, с пробуждением всего живого от зимней спячки. Так и герой Блока, долгое время находившийся в «зимнем сне», пробуждается с приходом Сольвейг, от появления которой не только «стало светло», но и «весна загудела в лесу».

Теперь «радостный взор» героя устремлен на героиню «в упор», и в нем пробуждается и жажда жизни, и желание вступить в борьбу с темными силами, воплощением которых, как ни странно, становятся «вековые сосны». Эти перемены в душе героя на символическом уровне соотносятся со сменой времен года. Сольвейг же появляется не с приходом весны — она и есть сама весна, поэтому герой называет ее «невестой-весной».

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
  • «Фабрика», анализ стихотворения Блока
  • «Русь», анализ стихотворения Блока
  • «Летний вечер», анализ стихотворения Блока
  • «Рассвет», анализ стихотворения Блока
  • «На железной дороге», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока
  • «Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
  • «Коршун», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Осенний день», анализ стихотворения Блока
  • «В ресторане», анализ стихотворения Блока
  • «Скифы», анализ стихотворения Блока
  • «Соловьиный сад», анализ поэмы Блока

По произведению: «Сольвейг»

По писателю: Блок Александр Александрович

Стихотворение «Сольвейг! О, Сольвейг!» Блок Александр Александрович

Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь! Дай мне вздохнуть, освежить мою грудь!

В темных провалах, где дышит гроза, Вижу зеленые злые глаза.

Ты ли глядишь иль старуха-сова? Чьи раздаются во мраке слова?

Чей ослепительный плащ на лету Путь открывает в твою высоту?

Знаю — в горах распевают рога, Волей твоей зацветают луга.

Дай отдохнуть на уступе скалы! Дай расколоть это зеркало мглы!

Чтобы лохматые тролли, визжа, Вниз сорвались, как потоки дождя,

Чтоб над омытой душой в вышине День золотой был всерадостен мне!

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Сольвейг Сольвейг прибегает на лыжах. Ибсен. «Пер Гюнт» Сольвейг! Ты прибежала на лыжах ко мне, Улыбнулась пришедшей весне! Жил я в бедной и темной избушке моей Много дней, меж камней, без…
  2. Сольвейг 1 Снега голубеют в бескрайних раздольях, И ветры над ними промчались, трубя… Приснись мне, на лыжах бегущая Сольвейг, Не дай умереть, не увидев тебя! В бору вековом ты приснись иль…
  3. Осенние пейзажи 1. Под дождем Мой зонтик рвется, точно птица, И вырывается, треща. Шумит над миром и дымится Сырая хижина дождя. И я стою в переплетенье Прохладных вытянутых тел, Как будто дождик…
  4. Зеркало, видимо, слишком устало Зеркало, видимо, слишком устало, Хоть и напротив апрельских рам. Видимо, все, что о мире узнало, Старое зеркало порассказало Мне, чтобы я рассказала вам. Мне бы еще говорить лет десять Вам…
  5. Зацветают весной Зацветают весной (ах, не надо! не надо!), Зацветают весной голубые цветы… Не бросайте на них упоенного взгляда! Не любите их нежной, больной красоты! Чтоб не вспомнить потом (ах, не надо!…
  6. Водопад Спадает с высокой горы водопад, Сребристые струи кипят и гремят, И гул раздается по лесу далеко; Приветны студеные волны потока. Но, жаждой томяся в полдневны часы, О путник, страшись их…
  7. «Как полк великанов, проходят скалы…» Как полк великанов, проходят скалы, Леса и селенья мелькают, как сны; В пространство рекою бежит путь далекий. Все ново, и чуждо, и дико очам. Зачем же привел меня к этим…
  8. На развалинах Вавилона На развалинах Вавилона Бородатые львы остались. За спиной у льва — не колонна — Указующий в небо палец — Беспричинно и беспардонно Он опять начинает гаммы, А на небе —…
  9. Старушка Идет старушка в дальний путь, С сумою и клюкой; Найдет ли место отдохнуть Старушка в час ночной? Среди грозы кто приютит? Как ношу донесет? Ничто старушку не страшит, Идет себе,…
  10. Последний путь Быть может, я в последний раз Свою дорогу выбираю, На дальней башне поздний час Звенел. Что в путь пора, я знаю. Мой новый путь, последний путь, Ты вновь ведешь во…
  11. Кавказ! далекая страна! Кавказ! далекая страна! Жилище вольности простой! И ты несчастьями полна И окровавлена войной. Ужель пещеры и скалы Под дикой пеленою мглы Услышат также крик страстей, Звон славы, злата и цепей?…..
  12. Талисман Там, где море вечно плещет На пустынные скалы, Где луна теплее блещет В сладкий час вечерней мглы, Где, в гаремах наслаждаясь, Дни проводит мусульман, И, ласкаясь, говорила: «Сохрани мой талисман:…
  13. Оливы Марине Г. Дорога ведет под обрыв, Где стала трава на колени И призраки диких олив, На камни рога положив, Застыли, как стадо оленей. Мне странно, что я еще жив Средь…
  14. Живу томительно и трудно Живу томительно и трудно, И устаю, и пью вино. Но, волей грозной, волей чудной Люблю — сурово и давно. И мнится мне, — что, однодумный, В подстерегающую тень Я унесу…
  15. К лугу Зеленый луг! Зеленый луг! Как расстилаешься ты гладко, Как отдыхает тут мой дух, Как тут задумываться сладко! Ах, если б так, ах, если б так Постлался путь наземной жизни! Смелей…
  16. Наш герб Червленый щит в моем гербе, И знака нет на светлом поле. Но вверен он моей судьбе, Последней — в роде дерзких волей… Есть необманный путь к тому, Кто спит в…
  17. Обвал Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы, И надо мной кричат орлы, И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал, И с тяжким…
  18. Под зеркалом небесным Под зеркалом небесным Скользит ночная тень, И на скале отвесной Задумался олень — О полуночном рае, О голубых снегах… И в небо упирает Высокие рога. Дивится отраженью Завороженный взгляд: Вверху…
  19. Облака Облака — фарфоровые блюдца — Катятся по небу и не бьются. Ну а вдруг посыплются с вершины Золотые с розовым кувшины, Чаши, чары, кубки и бокалы, Как на званом свадебном…
  20. Из песен о Родине Я пришел к тебе, покорный, На весенние снега… Уводи дорогой черной В непробудные луга… Где, пьяны от темной браги, В ночь глухую, в белый день, Душат душные овраги Думы дымных…

Вы сейчас читаете стих Сольвейг! О, Сольвейг!, поэта Блок Александр Александрович

В жизни Александра Блока был довольно непродолжительный период, когда он увлекся творчеством зарубежных драматургов и даже сам пытался писать пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха. Любимым автор поэта стал Генрик Ибсен, которого Блок буквально боготворил. Стихотворение “Сольвейг”, написанное в 1906 году, было навеяно творчеством этого драматурга и стало одним из немногих произведений Блока абстрактной тематики. Впрочем, именно в этот период поэта оставила законная супруга.

Он очень болезненно переживал этот разрыв, и это отчаяние, смешанное с чувством одиночество, сквозит в каждой строчке стихотворения “Сольвейг”. В переводе с норвежского это женское имя означает “солнечный путь”. Именно в такой девушке нуждается поэт, ожидая, что она ворвется в его мрачную жизнь, привнеся с собой свет, радость и тепло. Обращаясь к своей вымышленной собеседнице, поэт отмечает: “Ты прибежала на лыжах ко мне, улыбнулась пришедшей весне!”. Описывая свое лесное жилище, Блок не жалеет черных красок, указывая, что в его избушке темно уже много дней. На самом деле темно и тяжело на душе у поэта, который не только утратил близкого человека, но и потерял веру в любовь. Тем не менее, автор все же надеется, что в его жизни появится та, которая сможет разделить с ним все радости и беды. Именно ее он готов встречать возле своей покосившейся избушки, чтобы произнести заветную фразу: “Это небо – твое! Это небо – мое!”. Конечно, за период короткой семейной жизни с Любовью Менделеевой Блок успел сменить нескольких любовниц. Однако истинный чувства он испытывал лишь к своей супруге. Поэтому нетрудно догадаться, что в образе загадочной Сольвейг поэт видит именно ту, которая до сих пор живет в его сердце. Именно о ее возвращении мечтает Блок, который готов простить измену и принять неверную жену, словно дорогую гостью. “Ты пришла – и светло, зимний сон разнесло”, – отмечает поэт, втайне надеясь, что когда-нибудь его мечты действительно осуществятся. Ведь однажды он уже сумел вымолить свою избранницу у небес. Так почему же это не может произойти вновь? “Голос твой – он звонче песен старой сосны”, – обращается Блок к Сольвейг, втайне мечтая о том, что таким образом сможет достучаться до сердца Любови Менделеевой. И действительно, она вернется к поэту, но лишь затем, чтобы уйти вновь. Считается, что разбитую чашку склеить невозможно. И Блок, перекладывая эту аксиому на свои взаимоотношения с супругой, прекрасно понимает, что о семейном счастье ему остается лишь мечтать. Но он готов мужественно нести свой крест ради возможности хоть изредка видеться с той, которую будет любить до самой смерти.

Войти на сайт

Конец XIX века. В культуре Норвегии выделились два имени: Генрик Ибсен и Эдвард Григ. Драматург и композитор. Их творческое содружество привело к созданию известного произведения — сюиты «Пер Гюнт». В письме от 23 января 1874 года Ибсен, живший тогда в Дрездене, обратился к Григу с просьбой написать музыку к драме «Пер Гюнт», которую готовил к сценической постановке. Вот что писал драматург. “Дорогой Эдвард Григ! Обращаюсь к Вам по поводу одного плана, который собираюсь привести в исполнение. Согласны ли Вы написать к пьесе «Пер Гюнт» необходимую музыку? Не сомневаюсь, что мы можем рассчитывать на постановку пьесы в Копенгагене и Стокгольме. Но прошу Вас пока что держать дело в секрете и возможно скорее дать мне ответ. Преданный Вам Генрик Ибсен”. Получив письмо, Григ приступил к работе. Драма Ибсена, её герои заинтересовали Грига. В пьесе рассказывалась история юноши, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти своё счастье. Куда только не заносила его судьба! Много лет скитался Пер Гюнт по разным странам и в конце концов вернулся на родину постаревшим, измученным, так и не нашедшим своего счастья. Вернувшись домой, Пер Гюнт понимает, что здесь, на родине, — самое дорогое, что у него есть: его родная земля, мать, невеста Сольвейг, которая ждала его сорок долгих лет и верила в его возвращение. Прообразом Пер Гюнта во многом послужил сам автор. В момент сочинения драмы сам Ибсен находился в состоянии глубокого душевного кризиса. На родине, в Норвегии, не складывалась творческая судьба писателя, его произведения не принимались, не ставились. Он глубоко страдал и решил уехать за границу. И вот там, вдали от родины, появился замысел написать о скитаниях молодого человека. Итак, Григ довольно быстро начинает сочинять музыку к спектаклю. Интересно, что музыкальной темы главного героя, Пер Гюнта, нет у Грига: так неприятен был композитору образ юноши. Зато самую первую музыкальную характеристику Григ написал для Сольвейг — девушки, которая долго и преданно ждала Пер Гюнта из его странствий. Интересно, что самой песни Сольвейг в пьесе Ибсена нет (“Сольвейг поёт”, — пишет он в ремарке. Можно прочитать соответствующий фрагмент пьесы). Мысль о песне Сольвейг принадлежит композитору.

Зима пройдёт, и весна промелькнёт, и весна промелькнёт. Увянут все цветы, снегом их заметёт, снегом их заметёт. И ты ко мне вернёшься, мне сердце говорит, мне сердце говорит. Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить, тобой лишь буду жить. Ко мне ты вернёшься, полюбишь ты меня, полюбишь ты меня. От бед и от несчастий тебя укрою я, тебя укрою я. Если ж никогда мы не встретимся с тобой, не встретимся с тобой, То всё же любить я буду тебя, о милый мой, тебя, о милый мой.

Ссылка на основную публикацию