Анализ стихотворения На поле куликовом Блока

Александр Блок — На поле Куликовом: Стих

Часть 1

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

Часть 2

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

Часть 3

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

С полуно’чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.

Часть 4

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали’…

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…

«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…

Часть 5

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока

Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).

Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.

В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».

Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.

В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.

В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»

Анализ стихотворения «На поле Куликовом» А.А. Блока

Автор: Guru · 26.08.2018

Цикл «На поле Куликовом», состоящий из пяти стихотворений, связанных между собой общей темой, является центральным в цикле стихотворений «Родина» (1907-1916). Он был неоднозначно встречен критиками и современными Блоку поэтами и прозаиками, однако все признали в нем потрясающее отображение действительности через связь с историческим прошлым России.

История создания

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» был написан в 1908 году. Революция 1905 года осталась позади, но народ не успокоился, предчувствие грядущих волнений витает в воздухе. В период с 1905 по 1917 год Блок переосмысляет исторические события и проводит аналогии между ними и настоящим. Используя образ битвы на Куликовом поле, поэт показывает образ современной ему России, те волнения, которые он предчувствует, и те, что уже прошли. Он переживает за будущее страны и предчувствует вторую волну революции.

Поэт был очень образованным человеком, знал в совершенстве историю своей страны, поэтому часто писал поэмы и стихотворения по историческим мотивам. Его патриотизм глубок и эмоционален, ведь автор любит не иллюзии, а то, что хорошо знает. Поэтому его произведения о войне и революции, о древних народах и их связи с потомками всегда вызывают сильные чувства.

Жанр, направление и размер

Жанр цикла — лиро-эпический. В цикле присутствует сюжетная линия, развивающаяся от стихотворения к стихотворению. При этом текст является аллюзией на Россию того времени.

Весь цикл написан ямбом, однако используется пятистопный, шетистопный, двухстопный и трехстопный ямб, такой ритм придает динамику повествованию. Строфы состоят из четырех строк. Используется как точная, так и неточная рифма, чередуются между собой мужская и женская клаузула. Также присутствует перекрестная рифма.

Образы и символы

Весь цикл пронизан символами, указывающими на беспокойные настроения, царящие в России 1908 года. Степной путь, по которому скачут воины к месту сражения – символ метафорического исторического пути, по которому идет родина. Как воины движутся к битве, так страна идет к новой революции и гражданской войне.

Образ жены трактуется уже не так просто. Еще в первой части цикла Блок вместо классического сравнения «Россия-матушка», сравнивает Россию с женой. Но это не жена в обыденном нашем понимании, а отсылка к раннему творчеству поэта и к идеям Соловьева о священной женственности. Это подтверждает и наличие цитаты самого Соловьева перед заключительной частью цикла. Образ некоей жены, которая должна будет оплакивать лирического героя после сражения, проходит через весь цикл. Так, заключительную фразу второго стихотворения можно понять и буквально, то есть «помяни меня после, жена», и как «помни обо мне, Россия». Третье стихотворение полностью посвящено образу некоей прекрасной женщины. Это может быть и соловьевская святая, и образ России.

Через весь цикл также проходят символы тумана и мглы. Они указывают на неизвестность и беспокойство, которые издавна окутывали отчизну.

Степная кобылица – это водоворот событий, который затягивает народы в побоища. Это неумолимая судьба, что несется, не разбирая дороги. Сама стихия войны выражается в этом образе.

Лирический герой – воин, который скачет защищать Родину от татаро-монголов. Является ли герой отражением самого Блока, или он просто абстрактный персонаж, необходимый для передачи основных мотивов стихотворения, точно неизвестно. Этот вопрос поэт оставляет воображению читателя.

Таким образом, главные герои неразрывно связаны. Жена и муж – это семья, узы которой священны и вечны. Так и русский человек навек связан со своей землей.

Темы и настроение

Все стихотворение подводит читателя к чувству тревожности, к ожиданию чего-то плохого, кровавого побоища. Блок разочаровался в событиях 1905 года, он увидел человеческую жестокость и осознал, что такой путь его не устраивает. В 1908 году, году написания стихотворения, людьми осознавался факт приближения мировой войны и возможной новой революции. Тревога и страх в связи с неизвестностью будущего и предчувствием приближающейся беды пронизывают все стихотворение.

  1. Основная тема произведения – патриотизм. Герой готов биться за родину, отстоять ее ценой собственной крови. Он любит ее также ревниво и нежно, как супругу, и намерен оберегать ее также упорно, как семейный очаг.
  2. Также автор говорит о красотах и богатствестраны, сравнивая ее с женщиной неземной красоты. Она здорова, могущественна и плодородна, в ее теле живет сильный и мятежный дух. Ее богатая природа, ее бесценные дары, ее пленительные прелести посвящены супругу – защитнику, который отвечает земле горячей любовью и преданностью.
  3. Тема войны тоже занимает не последнее место. Автор показывает святой бой, которым может считаться лишь оборона. Враги пришли на Русь, и весь ее народ поднялся в священном порыве – освободить отчизну. Это кровопролитие – жертва на алтаре любви.
  4. Кроме того, поэт поднимает завесу прошлого, говоря об исторической памяти. Мы обязаны помнить мужество и смелость наших предков: они защитили свое будущее, которое стало нашим настоящим.
  5. Еще одна значимая тема – предчувствие перемен. Как мы помним, основная версия причины Куликовской битвы – это восстание русских против монголо-татарского ига. Страшная бойня того времени предшествовала позитивным переменам и положила начало освободительной борьбе русского народа против захватчиков. Значит, и то, что предчувствует поэт, может принести людям долгожданное решение назревших проблем.
Читайте также:  Горячий снег – краткое содержание романа Бондарева

Блок обращается к прошлому, к Куликовской битве, не для того, чтобы воспитывать людей в духе военного патриотизма, а чтобы провести аналогию с настоящим. Выразить предчувствие больших перемен, показать нежелание нового кровавого побоища, которое может предшествовать переменам. Такая аллюзия на настоящее была высоко оценена современниками Блока.

Автор, без сомнения, не хочет борьбы, но осознает, что порой без нее не обойтись. Так было на поле Куликовом, такое же смутное время надвигалось на страну во времена автора. Порой война – это стихия, которую нельзя остановить волей отдельных лиц. Она просто неизбежна, но в пылу схватки необходимо защищать ту, кто не может за себя постоять – красивую, родную и любимую Россию.

Средства художественной выразительности

Цикл «На поле Куликовом» просто пестрит интересными метафорами, и все они служат созданию атмосферы беспокойства: «наш путь пронзил нам грудь», «закат в крови», «вековою тоскою» и так далее. Многочисленные олицетворения («грустят стога») и эпитеты («грустит лениво») служат той же цели.

Используется также интересное сравнение, которое выделяется на фоне остальных средств художественной выразительности и еще раз отсылает нас к образу соловьевской дамы: «Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

“На поле Куликовом” – анализ стихотворения А.А. Блока

В данной статье представлены анализ и краткое содержание цикла стихотворений Александра Блока под общим названием «На поле Куликовом». Читать полный текст стихотворения, состоящего из 5 частей, нужно на онлайн ресурсах или в бумажном сборнике, взятом в библиотеке.

История создания стихотворения

Это произведение было написано в 1908 году. У Блока развеяны все романтические настроения, связанные с революций.

Он увидел, что смена власти таким способом в феврале 1905 года привела к множеству человеческих бед и смертей. Чувства тревоги и неизвестности главенствуют в его творчестве этого периода.

Тема стихотворения

Блок, размышляя о судьбе Родины, отмечает, что ей неоднократно приходилось защищать себя от различных интервентов.

В стихотворении проводится аналогия Куликовской битвы, ставшей началом освобождения от монголо-татарского ига и революции, которая должна была свергнуть самодержавие. Поэт, предчувствуя, что Русь ещё не раз столкнётся с угрозой, пророчески пишет: «Долго будет Родина больна», «И вечный бой! Покой нам только снится…».

Ещё в произведении есть тема Божией матери – защитницы России. Она в особо страшные для русского народа времена всегда являлась, чтобы помочь, ободрить и вселить мужество в воинов. Образ Девы Марии был на щите у воинов и хоругвях, освещая путь, оберегая Русь.

Жанр, направление и композиция

В цикле стихов «На поле Куликовом» имеется единая сюжетная линия. Также можно отметить лирические переживания героя. Вместе с тем, здесь упоминаются события многовековой истории Руси. Поэтому произведение относится к лиро-эпическому жанру.

Стихотворение принадлежит к литературному направлению символизм, которому А. Блок посвятил своё творчество.

Цикл состоит из пяти стихов. Каждый имеет свой сюжет:

В первой части образ степной кобылицы, несущейся вперёд, является символом Родины, неумолимо идущей своим путём. Никто не может её остановить.

Во второй части два друга воина готовятся к битве с татарами. Они настроены умереть, защищая свою землю. Родина уже становится подобна светлой жене.

Третья часть повествует о том, что ночью в тревожном сне перед сражением людям слышался голос родной земли в криках лебедей. Они не зря считаются символом верности и любви. С неба сходит Богородица, чтобы вселить в души смелость, мужество и отвагу.

В четвёртом стихе цикла герой возвращается в своё время. На душе его тревожно. Он слышит отзвуки прошлой битвы и мечется в поисках способа защитить свою Родину.

В пятой части взор обращается в будущее. Оно туманно, но чувствуется, что скоро снова будет битва. Остаётся только надеть доспехи и помолиться.

Все части объединяет идея пересечения прошлого, настоящего и будущего времени. Кажется, что лирический герой, ощущая тревожное состояние за судьбу Родины, попадает в прошлое и вместе с древними воинами готовится к битве.

Стихотворный размер

Александр Блок использует размеры:

1-й стих – шестистопный ямб;

2-й и 3-й стихи – пятистопный хорей;

4-й стих – четырёхстопный амфибрахий;

5-й стих – пятистопный ямб.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «На поле Куликовом» Блок щедро пользуется средствами, придающими речи яркость и выразительность, усиливающими эмоциональное воздействие:

эпитеты«поганая орда», «светлая жена», «тоскою вековою», «растерзанное сердце»;

метафоры«испуганные тучи», «река раскинулась», «течёт, грустит лениво», «путь …пронзил грудь», «закат в крови», «тучей возносилась княжеская рать», «летит кобылица»;

сравнения«как волк под ущербной луной», «мгла, словно облаком… день заволокла», «убралась туманом, что княжна фатой».

Как было уже упомянуто, стихи Блока полны многозначных символов. Необходимо изучать его произведения вдумчиво, стараясь представить и понять чувства, испытанные поэтом.

И только после неоднократного прочтения и анализа его стихотворений можно сказать: «домчимся, озарим кострами» мысли поэта, обращённые к потомкам.

Сочинение Анализ На поле Куликовом стихотворение Блока

Александр Александрович Блок очень много времени уделил написание произведение о Родине и своем родном крае. О Куликовском сражении Блок говорит как о событии и как он утверждает, что таких событий в России будет много, ведь именно в битвах решается судьба России. Блок решает описать Куликовскую битву, чтобы показать всем россиянам, как нужно относиться к Родине.

В этом произведении Александр Александрович пытается найти истину, столкнулся древний мир с современным, и никто не мог его принять. Многочисленное количество безымянных солдат готовы кинуть все свои силы и даже отдать жизнь, чтобы их Отчизна была свободна. Писатель призывает в своем произведении солдат вступивших в ряды армии Дмитрия Донского к победе. Он верит в них и пишет об этом в строках своего произведения, что они обязательно победят и зажгут победные костры.

Александр Александрович Блок намекает на том, что это не единственная битва между народами за бескрайние земли Руси, будут еще и не одна, так что покой русскому народу только снится. Стоит готовиться всегда, отстаивать свою свободу и свои родные края, но русский народ к этому будет готов и не предаст Русь. Блок описывал это не как обычную битву, которая позже войдет в историю, а как событие, которое позволяет отстоять свое мнение.

Герой произведения Блока готов к сражению, но, увы, в нем он так и не примет участия. Лирический герой стихотворного цикла Блока замечает в образе Руси женщину. Ее красивый и нежный женский образ виден во всем, в красоте полей и степей, в бескрайне синих реках и озерах, в криках птиц и животных. Герой считает, что все, что связано с Русью бесконечно прекрасно и стоит бороться за себя и свою Родину.

Сражение с татарами для героя стихотворного цикла не прошли бесследно. Благодаря этой битве он возмужал, и многое понял для себя, он любит свою Отчизну, словно родную мать. Герой слышит голос своей Родины, которая зовет его за собой, но он никак не может ее отыскать. На него огромное впечатление произвела Куликова битва с татарами.

В завершающих строках Александр Александрович призывает всех сложить оружие и принять людей с другой верой и жизненными принципами как своих братьев. Писатель говорит о том, что можно все вместе жить в мире и не стоит постоянно воевать между собой. Стоит все же уважать и другую культуру в этом мире и попробовать жить мирно, не причиняя друг другу дискомфорт.

Анализ стихотворения Блока На поле Куликовом

Большинство писателей относились к своей стране как к самой близкой вещи в их жизни. Писатели такого типа обладали большим патриотизмом и чувством ответственности за свою родину. Почти все свои произведения патриотичных писателей, как ни странно, направлены на восхваление своей страны.

Одним из таких писателей бы Блок. В большинстве своём он свои произведения он посвящал родине, её окружению, и, собственно, ситуации в ней.

Таким произведением и стало стихотворение, состоящее из 5-ти частей “На поле Куликовом”

В данном произведении присутствует два лирических героя, это воин и поэт. В начале произведения поэт обращается к России как к своей жене, дабы выразить его безграничную и безвозмездную любовь к ней. В произведении он также размышляет над происходящими вещами в период революции 1908 года, размышляет о дальнейшем возможном развитии России и её экономическо-политической ситуации.

Далее нас знакомят с лирическим героем воином. Его взгляды более радикальны и, он считает, что ситуация требует более жёстких и незамедлительных действий, нежели считает первый герой поэт. Образом воина Блок говорит, что исправить ситуацию без применения силы и настойчивости практически всегда невозможно. Данным символизмом Блок рассказывает нам о наших возможных действиях для исправления той или иной ситуации в нашей жизни. Он как бы заставляет нас идти к лучшему и идти настойчиво, иначе, по его убеждению, ничего не выйдет. Так или иначе, произведение “На поле Куликовым ” является отличным произведением двадцатого века, показывающее, на что Блок был готов ради своей страны, пропитывая своё произведение своими потом и кровью.

Читайте также:  Выбор - краткое содержание романа Бондарев

Также есть история, что Блок назвал своё произведение “На поле Куликовом ” не просто так. Говорят, что он назвал его так, дабы показать, что ужасные события имеют свойство повторяться, и человек также имеет свойство не учиться на своих ошибках. Скорее всего, именно эти две вещи и пытался донести до своих читателей Блок, когда вписывал название “На поле Куликовом”. Я надеюсь, что мне удалось обосновать свою точку зрения и приведённые примеры были удачны.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ стихотворения На поле Куликовом Блока

Популярные сегодня темы

Возвратившись домой из школы, мне всегда предстоит делать уроки. Не знаю, как у других, а у меня это занятие растягивается на всю вторую половину дня до позднего вечера.

В один из весенних дней мама уточка приняла решение попасть на свободу вместе со своим выводком утят. Путешественникам предстоял нелегкий путь, так как перемещаться нужно было обходя всю деревню

Несмотря на невостребованный в ту пору сюжет (мистика, ужасы), данное произведение по праву заняло место одного из шедевров литературы XIX века не только на бывшей территории Российской империи, но и во всем мире

Каждый школьник любит какой-то предмет: русский, литературу, математику или, например, физкультуру. Но моим любимым уроком является история, ведь там столько интересных фактов, что даже и жизни не хватит, чтобы изучить все!

Андрей Гаврилович Дубровский приходится отцом Владимира Дубровского – главного героя романа. Андрей Гаврилович является потомком старинного, но обедневшего дворянского рода.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2016

«ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ 1 СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ» А. БЛОКА»

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной –

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы – ночной и зарубежной –

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь.

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица

И нет конца! Мелькают версты, кручи.

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь.

Покоя нет! Степная кобылица

Россия, ее историческая судьба, светлые и темные стороны народной души – все это волновало поэтов и писателей на протяжении многих поколений. Россия народная, природная, со своей историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала надежду на будущее.

В творчестве Александра Блока тема России – одна из самых главных. Все его стихи пронизаны одним чувством, чувством безоглядной любви к родной стране. Девятисотые годы были временем лирики, предчувствий, надежд, тревог. Блок слил свою душу с искусством, отдал без оговорок и расчетов себя России. Все творчество поэта, все его лирические настроения определил он сам всего двумя словами: «чувство родины». Понять душу народную, понять, где люди, найти ту точку, где возможна встреча стихийной, древней, книжной и высокой стихии. Седьмого июня тысяча девятьсот восьмого года в Шахматове А. Блок начал работу над циклом «На поле Куликовом». Родина в стихотворениях Блока – тема выстраданная, не книжная, не выдуманная. Это его душа, которая перевоплощалась на Руси в «невесту» и «жену»:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Наш путь татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Накануне грозных событий, тяжелых испытаний, главное – быть готовым к битве, ежечасно отстаивая родину для себя и в себе. Самое дорогое, что есть у поэта, – родина, за нее идет «вечный бой»:

И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль

Летит, летит степная кобылица

И нет конца! Мелькают версты, круги…

Идут, идут испуганные тучи,

Ведущей темой стихотворения является тема безграничной любви к родине. В произведении показано движение воинов по полю боя:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Первое стихотворение выполняет роль пролога и вводит в цикл широкую тему России. Использование длинных пятистопных и коротких трех- и двустопных хорейных стихотворений помогает передать противоречие между внешним спокойствием неподвижной Руси:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

…и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего:

Летит, летит степная кобылица

Постепенно темп скачки и тревоги нарастает. Возникает каскад кратких предложений и восклицательной интонации:

И нет конца! Мелькают версты, круги…

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь.

Покоя нет! Степная кобылица

Слово жена в стихотворении употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле, напоминая о высоком поэтическом идеале Александра Александровича Блока:

О, Русь моя! Жена моя.

Основной проблемой стихотворения является то, что прошлое связано с настоящим, а настоящее – с прошлым. Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди. Блок описывает состояние лирического героя «накануне» битвы – это настоящий процесс мужания. В первом стихотворении лирический герой восклицает:

О, Русь моя! Жена моя.

Для лирического героя, она – самое дорогое, неотделимое. Русь помогает определить ему свое «я», определить свой путь:

Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

Какие же лики этого образа? Сначала, картина русской природы, которая описана в первом четверостишии, затем Русь- «жена» и, наконец, родина Святая. В первом стихотворении Святой Русью является «Святое знамя». В стихотворении подчеркивается единство людей и природы. Автор показывает, что даже животные живут той же жизнью, что и люди:

«…Летит, летит степная кобылица…»

«И нет конца! Мелькают версты, круги… »

«…Покоя нет! Степная кобылица

Основным образом стихотворения является природа, сравниваемая с человеком, поэтому по жанру – это лирическое стихотворение.

Оно имеет перекрестную рифмовку. Для написания автор использует лирическую (книжную) лексику. В стихотворении присутствуют различные художественные средства, к примеру, антитеза: «Святое знамя» – «ханской сабли сталь».

Этим показан контраст. Также в стихотворении используется параллелизм: «Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной…»

Тем самым автор смотрит на путь с различных сторон. Инверсия также встречается в этом стихотворении:

«…Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога».

«…В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…»

«…Из сердца кровь струится!»

Этим Блок придает выразительность стихотворению. Данное стихотворение не обошлось и без олицетворения:

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво

«…блестит святое знамя…»

«…Летит, летит степная кобылица…»

«…Мелькают версты, круги…»

«…Идут, идут испуганные тучи…»

С помощью олицетворений поэт воплощает какие-либо силы, явления природы в образе живого существа. Конечно же, в стихотворении присутствуют и эпитеты: «скудная глина», «безбрежная тоска», «испуганные тучи».

Благодаря эпитетам Александр Александрович придает особые оттенки обыденным предметам. В стихотворении также можно увидеть аллитерацию:

«Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь. »

Этим автор показывает тишину ночи, пронизанную блеском святого знамени и стали.

Что же можно сказать о настроении стихотворения? Оно полно решимости, готовности к смелым поступкам.

Роман «Выбор»

Год издания книги: 1981

Роман «Выбор» Юрия Бондарева впервые был опубликован в 1981 году. Произведение имело хорошие отзывы среди читателей, благодаря чему в 1983 году писатель получил Государственную премию СССР. Вместе с книгами «Берег» и «Игра» входит в своеобразную трилогию. По мотивам романа Бондарева «Выбор» в 1987 году был снят российский одноименный художественный фильм.

Романа «Выбор» краткое содержание

В романе Юрия Бондарева «Выбор» читать можем о событиях, которые начинаются во время Второй Мировой войны. Главный персонаж произведения Илья – свободолюбивый молодой человек, который увлекается занятиями борьбой, практикует закаливание и старается добиться независимости от мнения других людей. Когда на Советский Союз напала фашистская Германия, Илье Рамзину пришлось отправиться в военное училище, после чего он сразу же отправился на фронт.

Все, что происходило на поле боя, Рамзин вспоминает как страшный сон. В самом начале войны советские войска очень часто терпели поражение. Илья, который старался искать способы противостоять противнику с наименьшими потерями, не мог воплотить ни одну из своих идей из-за приказов недалекого начальника. Молодой человек понимал, что если следовать указаниям командира, то вся рота может скоропостижно погибнуть, однако перечить вышестоящему по званию солдат не имел никакого права. Однажды Рамзин вместе с сослуживцами попал в окружение к врагу. Тогда он решил вывести орудие, которое было у них в запасе, даже если придется разбирать его на части. Однако из-за довольно глупого решения командира, как в романе «Прокляты и убиты» Астафьева, вся батарея потерпела поражение.

«Выбор» произведение Бондарева рассказывает о том, что, разозлившись, Илья решает отомстить своему начальству. Он стреляет в командира, после чего решает застрелиться и сам. Однако его план не срабатывает: командир погибает от выстрела, а сам Рамзин попадает в плен. Находясь в концлагере, главный герой романа понимает, что вокруг него собрались одни предатели. Люди не понимали, что он совершил убийство командира в благих целях – чтобы уберечь от дальнейшей гибели остальных солдат. Все военнопленные думают, что Илья выстрелил для того, чтобы угодить немцам. Ему даже предлагают вступить в ряды иностранного легиона, однако молодой человек отказывается от предложения.

В романе Бондарева «Выбор» краткое содержание рассказывает о том, что с момента концлагеря прошло около тридцати лет. Неожиданно для себя Илья, который уже несколько лет проживает в Венеции, встречает своего старого друга и одноклассника Васильева, который на данный момент работает художником. Как выясняется, на протяжении всех этих лет Илья скрывал, что он остался в живых. Все его родственники и товарищи, думали, что он пропал без вести. Рамзин не отвечал на письма и, находясь за границей, никогда не общался с русскими. За это время он успел жениться на возлюбленной из Германии, которая недавно скончалась. Сын Рамзина уже был довольно взрослым и проживал в Мюнхене.

Читайте также:  Выбор – краткое содержание романа Бондарев

Больше всего главного героя мучила вина перед своей матерью. Ему было стыдно, что все это время он не отвечал на ее письма. Мужчина признается, что очень хочет вернуться на Родину и встретиться со своей семьей. Если читать кратко Бондарева «Выбор», то узнаем, что разговор с Васильевым сильно взбудоражил главного героя. Он решает не терять времени и отправиться в свой родной город. Там он приходит к себе домой, однако наталкивается на равнодушие матери. Все это время Раиса Михайловна считала своего сына предателем Родины, из-за чего не хотела общаться с ним.

Мужчина, который так стремился воссоединиться с семьей, испытывает полное разочарование в своей жизни. В этом порыве он понимает, что не знает, что ему делать и куда отправляться. Илья решает покончить с жизнью и вскрывает себе вены. Перед смертью Рамзин решает написать последнее прощальное письмо своему товарищу Васильеву. На страницах письма он придается воспоминаниям о своей прошлой жизни. Рамзин вспоминает свою светлую юность и время, которое он проводил со своими товарищами. Герой романа просит прощения за то, что вынужден был скрываться и стал предателем Родины. Мужчина рассказывает, что на протяжении всей своей жизни он стремился начать все по-новому, однако после встречи с матерью понял, что время не вернуть назад, и все его поступки повлияли на то, кем его считают окружающие. Илья надеется, что, принеся в жертву свою жизнь, он сможет искупить грехи перед родными и страной. Рамзин просит Васильева об одном одолжении – чтобы его тело было похоронено в родном городе.

Роман заканчивается тем, что Васильев вместе со своими товарищами рассуждает о смысле жизни и взаимосвязи всех поступков человека. Компания интеллигентов беседует о том, что каждый, даже самый, казалось бы, незначительный выбор может кардинально изменить всю нашу жизнь. Главное – сделать верный шаг. И, хотя ошибки остаются шрамами на душе, они необходимы для того, чтобы расти над собой и уметь принимать последствия своих поступков. Нельзя просто плыть по течению, надеясь на то, что где-то там ждет хорошая жизнь. Перед человеком всегда есть выбор, за который он несет ответственность. Независимо от того, живет этот человек в мирное или в военное время.

Роман «Выбор» на сайте Топ книг

Роман Юрия Бондарева «Выбор» читать популярно и в нынешнее время. Это позволило ему попасть в список лучших книг о войне. И учитывая стабильный интерес к книге «Выбор» Бондарева, мы еще не раз увидим ее на страницах нашего сайта Топ книг.

Выбор

Юрий Бондарев – Выбор

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Юрий Бондарев – Выбор краткое содержание

В романе Юрия Бондарева рассказывается об интеллигенции 70-х годов. Автор прослеживает судьбы героев с довоенного времени, в повествовании много возвращений в прошлое. Такая композиция позволяет выявить характеры героев во времени и показать время в характерах героев. Основная мысль романа: поиск и познание самого себя, поиск смысла жизни во всех ее противоречиях.

Выбор – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

После ухода гостей было пусто и тихо, еще горели в передней бра по бокам зеркала, еще не были погашены люстры в комнатах, мягко светил нежнейшей полутенью сиреневый купол торшера над тахтой, везде пахло сигаретным дымом, чужими духами; и было немного грустно оттого, что всюду сдвинутые с мест кресла, переполненные окурками пепельницы, обгорелые спички на ковре, неприбранные бокалы с торчащими из недопитых коктейлей соломинками и горы тарелок на кухне — все это напоминало хаос незаконченного и обидного разгрома в квартире.

Васильев, обессиленный бесконечными разговорами об искусстве, лестью и приятными улыбками, проводив до лифта последних гостей жены, с облегчением подвязал ее кухонный передник и принялся сверх меры старательно убирать посуду в столовой. Однако Мария умоляющими глазами остановила его («не надо сейчас…») и села на диван, обнимая себя за плечи, задумчиво отвернулась к окну, за которым густо синела февральская ночь.

— Слава богу, наконец-то, — сказала она. — Меня ноги уже не держат.

— Ты знаешь, сколько времени? — спросил он встревоженно. — Второй час… Ничего себе! Хорошо, что ты не открыла причину торжества. Конца и краю тостам до утра не было бы. Как это, Маша, — с днем ангела? Или с днем именин?

— Я очень устала, — проговорила она, закуривая, и улыбнулась ему вскользь. — Благодарю, милый… и не будем об этом. Это все несущественные детали и все не стоит того… Спокойной ночи! Я немного посижу одна. Иди спать, пожалуйста…

Он почувствовал неискренность ее слов, и это фамильярно-классическое «не стоит того», и это салонно-светское «благодарю, милый» как будто неприятно загородили ее, отдаляя в чуждую ей манерность, заметную в дни размолвок, прежде нечастых, которые сразу создавали головокружительную зыбкость качнувшегося моста.

— Да, Володя, иди, пожалуйста, иди же, — повторила Мария с усталой настойчивостью и, прислонив дымящуюся сигарету к краю пепельницы, налила себе красного вина. — Если ты хочешь мне что-то сказать серьезное о моих гостях, то сейчас говорить не надо — я не хочу…

— Я мало с кем знаком из твоих гостей, Маша.

— И может быть, поэтому ты был очень мил. Всех женщин очаровал.

Она отпила глоток; он увидел, как сдвинулось ее горло и осталась влажная красноватая полоска на ее губах, родственный и нежный вкус которых он так хорошо знал.

— Маша, о чем ты говоришь? Женщин? Очаровал? Этого я не уразумел.

— Я прошу тебя — давай помолчим…

Нет, он не помнил, чтобы раньше после ухода гостей она сидела вот так одна на диване, заложив ногу за ногу, рассеянно пила, в задумчивости затягивалась сигаретой, покачивая узким носком туфли, — еще четыре месяца назад он посчитал бы это за некую превеселую игру, предложенную ему (ради озорного развлечения) из какого-нибудь пошленького иностранного фильма, банального фарса, переведенного ею для закупочной комиссии на просмотре в главке, и готов был, как иногда бывало раньше, услышать ее смеющийся протяжный голос: «Ита-ак, мосье, мы проводили гостей. Ушли знаменитости! Какое облегчение! Что же мы будем делать? Ты уедешь в мастерскую? Или останешься со своей женой?» Он сейчас не ждал подобной фразы, а несколько озадаченно глядел на то, как Мария медлительно пригубливала бокал между затяжками сигаретой, но ему почему-то не хватало решимости удивиться этому ее желанию, похожему на каприз или вызов, поэтому он сказал с шутливой неуклюжестью:

— Ты не очень разгулялась, Маша? Ничего не случилось?

— Господи! — она опустила глаза, точно преодолевая боль, и он увидел ее ресницы, тяжелые от слез. — Неужели ты не понимаешь простых вещей — мне хочется побыть одной. Пойми меня, пожалуйста, я одна хочу отдохнуть от всего на свете…

— Прости, Маша, — сказал он виновато и вышел из комнаты.

Коридор и переднюю еще праздно озаряли бронзовые свечеобразные бра, легкомысленные и бессонные в тишине ночной квартиры, и возле телефонного столика серебристой пустотой отсвечивало пространство зеркала. Васильев мельком взглянул на свое нахмуренное, бледное от утомления лицо («Лучше всего — уехать мне сейчас в мастерскую…»), потом выключил свет, эту запоздалую электрическую иллюминацию близ зеркала, мгновенно ставшего таинственно-темным, и долго в передней надевал теплейший полутулуп, любимый им, в котором зимой ездил на натуру, долго возился с «молниями» меховых ботинок, раздумывая о позднем времени, когда ехать в мастерскую бессмысленно, но Мария молчала, не останавливала его, не выходила в переднюю, чтобы проводить до двери, подставить щеку для поцелуя, что было заведено между ними.

— Я пошел, Маша, — сказал он, стараясь говорить буднично и внушая себе, что ничего серьезного не произошло. — Я пройдусь по воздуху и подышу. Спокойной ночи!

— До свиданья, Володя, я утром позвоню, — отозвалась Мария из гостиной предупредительным, почти ласковым тоном, и он вышел на лестничную площадку, закрыл своим ключом дверь.

Ожидая лифт под желтой лампочкой на восьмом этаже спящего многоквартирного дома, он услышал сдавленный смех вперемежку с шепотом и покосился в сторону окна, где подле батареи (как бывало почасту) стояла парочка, заметил что-то знакомое в девичьей фигуре, и тут же явственно его окликнул удивленно-звучный голос дочери:

— Па-а, куда ты? И зачем ты?

Ему было не очень приятно видеть в этот час рядом с дочерью рослого, не первой молодости актера Светозарова, жгучего красавца, анекдотиста, выпивоху, любителя розыгрышей, дважды женатого и дважды разведенного, с манерами опереточного дамского угодника, и Васильев почувствовал колкий, оскорбительный холодок от наивной неопытности и чрезмерной неразборчивости дочери.

— Тебе, вероятно, пора, Вика, — сказал Васильев и оглядел Светозарова с искренним любопытством. — И вам, молодой человек неотразимой наружности, пора бы уже отпустить советскую студентку, которой вставать на лекцию в семь.

— Виктория, вы должны подчиниться старшим, — заговорил глубоким баритоном Светозаров, изображая благоразумную покорность. — Владимир Алексеевич, великодушно извините меня за непредвиденную полночность… Готов и в монастырь замаливать грехи, если бы адрес был хоть одного действующего. Негде покаяться.

— Пожалуйте вместо обители со мной в лифт. Я объясню, как поступить.

— Па-а, перестань! — возразила Виктория со смехом. — Начинаются советы и поучения! Анатолий рассказывает смешные истории, а я хохочу! Ты слышал о репетициях во МХАТе? О Массальском и Ершове? Нет? Как во время пьесы они подпрыгивали на сцене по сигналу «брэк»?

Ссылка на основную публикацию