Горячий снег – краткое содержание романа Бондарева

«Горячий снег» краткое содержание романа Бондарева – читать пересказ онлайн

Роман «Горячий снег» Бондарева, написанный в 1970 году, повествует о реальных событиях, происшедших во время Великой Отечественной войны. В книге описано одно из важнейших сражений, решивших исход Сталинградской битвы.

Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Горячий снег» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Бессонов – генерал, зрелый, сдержанный, ответственный мужчина.

Кузнецов – молодой лейтенант, командир взвода.

Дроздовский – командир артиллерийской батареи, дисциплинированный, волевой парень.

Зоя Елагина – санинструктор, предмет любви Кузнецова и Дроздовского

Другие персонажи

Уханов – старший сержант, командир орудия.

Чибисов – мужчина лет сорока, самый старший в взводе.

Евстигнеев – наводчик, спокойный и опытный боец.

Нечаев – наводчик первого орудия.

Рубин – ездовой, прямолинейный и грубый.

Деев – комдив.

Веснин – член Венного совета.

Давлатян – командир второго взвода.

Краткое содержание

Главы 1-2

Лейтенант Кузнецов узнает, что дивизию полковника Деева «срочно перебрасывают под Сталинград, а не на Западный фронт, как предполагалось вначале». В состав дивизии входит и артиллерийская батарея под командованием лейтенанта Дроздовского, в которую, в свою очередь входит взвод лейтенанта Кузнецова.

Эшелон надолго останавливается в степи, на улице – градусов тридцать мороза, не меньше. Кузнецов направляется к командиру батареи Дроздовскому, с которым вместе учился в военном училище. Уже тогда это был «лучший курсант в дивизионе, любимец командиров-строевиков». Теперь Дроздовский – непосредственный начальник Кузнецова.

Взвод Кузнецова состоит из двенадцати человек, среди которых особенно выделялись Чибисов, Уханов и Нечаев. Чибисов был самым старшим, он уже успел побывать в немецком плену, и теперь всячески старался доказать свою преданность.

Уханов до войны служил в уголовном розыске, а после учился в одном училище с Дроздовским и Кузнецовым. Последнему непросто общаться на правах командира со своим бывшим однокурсником, которого в свое время «в силу непонятных причин» не допустили к экзаменам.

Во время вынужденной остановки бойцы и, в особенности, Нечаев, лихо заигрывают с симпатичной Зоей Елагиной – санинструктором батареи. Кузнецов догадывается, что Зоя часто заглядывает к ним в вагон не для проверки, а для того, чтобы увидеть Дроздовского.

На последней остановке к поезду прибывает командир дивизии Деев в сопровождении командующего армией генерал-лейтенанта Бессонова. Он часто думает «о своем восемнадцатилетнем сыне, пропавшем без вести в июне на Волховском фронте», и каждый раз, завидя молодого лейтенанта, он вспоминает о сыне.

Главы 3-4

Дивизия Деева выгружается из эшелона и продолжает свой путь на лошадях. Кузнецов догадывается, что Сталинград остался где-то позади, но еще не знает, что их дивизия движется навстречу противнику с одной целью – «деблокировать окруженную в районе Сталинграда многотысячную армию Паулюса».

Полевая кухня отстает, и голодным бойцам не остается ничего другого, как есть снег. Кузнецов передает возмущения своих подчиненных Дроздовскому, но тот лишь жестко приказывает подготовить «личный состав не к мыслям о жратве, а к бою».

Главы 5-7

Танковые дивизии Манштейна начинают бои с целью прорыва в «истерзанный четырехмесячной битвой Сталинград», к многотысячной армии генерала Паулюса, зажатого со всех сторон советскими войсками.

Одновременно с этим «свежесформированная в тылу армия» под командованием генерала Бессонова, в состав которой вошла и дивизия Деева, была направлена на юг «навстречу армейской ударной группе «Гот»».

В это время полным ходом идет гитлеровская операция под названием «Зимний сон», смысл которой заключался в том, чтобы взять в окружение «Дон». Этому препятствуют войска Донского и Сталинградского фронтов. Паулюс требует у Гитлера согласие на отступление, но тот отдает приказ «не оставлять Сталинград, держать круговую оборону, сражаться до последнего солдата».

Немцы медленно, но уверенно продвигаются к Сталинграду, и главной задачей армии Бессонова становится задержание немцев на подступах к городу.

Главы 8-14

После двухсоткилометрового броска дивизия Деева занимает оборону на северном берегу реки Мышкова, ставшим «последним барьером перед Сталинградом».

Дроздовский приказывает явиться Кузнецову и Давлатяну, чтобы сообщить им о неустойчивом положении впереди. Для выяснения расположения немцев «из стрелковой дивизии выслана разведка». Если все пройдет успешно, ночью разведка должна выйти к мосту. Дроздовский приказывает «наблюдать и не открывать огня по этому району, даже если начнут немцы».

К Дроздовскому приходит Зоя, и он выражает свое недовольство тем, что она много времени проводит с Кузнецовым. Командир ревнует девушку, и вместе с тем хочет скрыть отношения с ней.

Дроздовский делится с Зоей болезненными воспоминаниями детства: отец погиб в Испании, в тот же год умерла мать. Он не отправился в детдом, а переехал к дальним родственникам в Ташкент и «пять лет, как щенок, спал на сундуках – до самого окончания школы». Дроздовский считает, что родители, которых он так любил, предали его, и боится, что Зоя также предаст его «с каким-нибудь сопляком».

Прибывают Деев и Бессонов, чтобы лично расспросить разведчиков, которые должны вернуться с «языком». Генерал понимает, что наступает переломный момент войны: от показания пленного немца будет зависеть исход Сталинградской битвы.

Бой начинается с приближения «тяжело нагруженных “юнкерсов», вслед за которыми в атаку идут немецкие танки. Ожесточенные сражения не прекращаются ни на минуту, и к концу дня советская армия не выдерживает натиска немцев. Вражеские танки прорываются на северный берег реки Мышковой. Бессонов не планирует вводить в бой свежие войска, чтобы приберечь силы для решающего удара. Он приказывает биться «до последнего снаряда. До последнего патрона».

Чувствуя успех, немцы торопятся до темноты расширить и углубить свой прорыв. В противостоянии двух армий наблюдается то «критическое положение, то состояние наивысшей точки боя, когда натянутая стрела напряглась до предела, готовая вот-вот оборваться».

Главы 15-17

Одному разведчику с трудом удается прорваться к «своим». Он сообщает, что остальные разведчики, обнаруженные немцами, были вынуждены дать бой, и теперь «застряли вместе со взятым “языком”» где-то в немецком тылу.

Бессонову докладывают, что дивизия попадает в окружение и «немцы могут перерезать связь». Тем временем Веснину приносят немецкую листовку, на которой изображена фотография пропавшего сына Бессонова с надписью «Сын известного большевистского военачальника на излечении в немецком госпитале». Веснин отказывается верить в предательство Бессонова-младшего, и решает пока не показывать листовку генералу. При исполнении приказа Веснин погибает, и Бессонов так и не узнает, что его сын жив.

Главы 18-23

Единственное, «чудом уцелевшее орудие Уханова» к вечеру окончательно замолкает – закончились все снаряды, принесенные от других орудий. Танки генерала Гота форсируют реку Мышкову. С наступлением темноты «бой стал отдаляться, постепенно стихать за спиной».

Уханов, Чибисов и Нечаев еле живы от усталости. Этим четверым выпадает большое счастье – «пережить день и вечер нескончаемого боя, прожить дольше других». Они еще не знают, что оказались во вражеском тылу.

В землянке Кузнецов находит Зою. Она передает командиру взвода записку от смертельно раненого Давлатяна, который просит в случае смерти написать письмо матери и любимой девушке.

Неожиданно начинается атака. При свете ракет Чибисов замечает постороннего человека и, приняв за немца, стреляет в него. Им оказывается один из разведчиков, которых так ждал генерал Бессонов. Он сообщает, что в воронке от снаряда спрятались еще двое разведчиков с «языком».

На помощь разведчикам отправляется Кузнецов в сопровождении Уханова, Чибисова и Рубина. Вслед за ними выдвигается Дроздовский с Зоей и двумя связистами. Группа привлекает к себе внимание немцев, и попадает под обстрел, во время которого Зою прошивает автоматная очередь, а Дроздовского контузит.

Зоя умирает, и Кузнецов обвиняет в ее гибели Дроздовского, который, в свою очередь даже после смерти ревнует возлюбленную.

Главы 24-26

Уже поздним вечером Бессонов понимает, что, несмотря на все усилия, «немцев не удалось столкнуть с захваченного ими к исходу дня северобережного плацдарма». От доставленного на КП «языка» генерал узнает важную новость – немцами были введены в бой все резервы. Вскоре ему сообщают, что четыре танковые дивизии движутся в направлении тыла армии «Дон». В свою очередь, Бессонов отдает приказ об атаке.

Через сорок минут «бой в северобережной части станицы достиг переломной точки». Бессонов не верит своим глазам, когда замечает на правом берегу несколько чудом уцелевших орудий и бойцов, отрезанных от дивизии, которые начинают вести огонь по противнику. Противник медленно отступает.

Растроганный храбростью своих бойцов, генерал Бессонов отправляется на правый берег, чтобы лично наградить всех, кто остался в живых после страшного боя и фашистского окружения.

Четверке бойцов, выживших из взвода Кузнецова, Бессонов вручает «ордена Красного Знамени от имени верховной власти». Уханов предлагает тут же обмыть ордена: «Перемелется – мука будет. Нам приказано жить».

Заключение

В своем произведении Юрий Бондарев максимально полно раскрывает трагизм Великой Отечественной войны и беспримерный героизм всего советского народа. Ключевое место в книге занимают нравственные и психологические аспекты.

Для более полного понимания творчества писателя рекомендуем после ознакомления с кратким пересказом «Горячий снег» прочесть роман полностью.

Краткое содержание Бондарев Горячий снег для читательского дневника

В произведении пойдет речь о годах Великой Отечественной войны. А именно о Сталинградской битве, которая имеет переломное значение, в ходе всей военной кампании. Данное произведение написано на основе реальных событий.

Дроздовский и его сокурсники командовали войсками, ранее они учились в одном военном училище. Дроздовский был очень доблестным военным и строго соблюдал дисциплину, поэтому такие же требования предъявлял к своим подчиненным.

Его дивизия получила ответственное военное задание, расположиться на реке и отбить атаку немецких захватчиков, которые продвигали вглубь фронта армию военного генерала Паулюса.

Одним из подразделений командовал Кузнецов, а у него в составе войск был Чибисов. Его все недолюбливали, так как он был в плену у немцев и вернулся оттуда живым.

По мнению многих военных он должен был либо погибнуть, либо с честью закончить свою жизнь, застрелившись. Но так как он этого не сделал, ему никто не доверял.

Кузнецов дружил с Ухановым, но Дроздовский его не воспринимал как равного. Ранее Уханов служил в полиции, но очередное звание ему не назначили, так как он повздорил со своим командиром.

Нечаев был поклонником женского пола и ухаживал за медсестрой Зоей. Но у него ничего не вышло, так как Зое нравился Дроздовский. Ранее в мирное время Нечаев был моряком.

По пути дивизия встретилась с войсками полковника. Один из генералов потерял сына на войне, и все время думал об этом. Далее дивизия продолжила свой путь на лошадях. Полевая кухня отставала, бойцы были голодны, вместо воды им приходилось, есть снег.

Ночью делали привал, но никто из военных не подозревал, что им придётся сразиться с немецкой бронетанковой дивизией. Дроздовский повздорил с Кузнецовым.

В это время шла операция Гитлера под названием « Зимняя гроза». Ее смысл заключался в том, чтобы немецкие войска взяли в окружение «Дон». Этому замыслу Гитлера противостоял Сталинградский и донской фронт.

Армия генерала Бессонова получила помощь и должна была задержать немцев на подступах к Сталинграду. В бою армия Бессонова потеряла много солдат, но генерал не дал команду отступать, а сказал сражаться из последних сил.

И тут Бессонову разведка сообщила, что немцы постепенно сжимают кольцо окружения. Ещё контрразведка принесла данные о том, что сын генерала жив, и находиться в немецком госпитале.

Но человек, принесший эту весть, был убит и генерал так и не узнал, что его сын жив и что он оказался предателем. Опять начались жестокие бои. Чибисов убивает солдата думая, что это немец. А это оказался наш разведчик.

В ходе боев Дроздовский был контужен, Зоя погибла. Ночью от немецкого разведчика генерал Бессонов узнал, что немцы исчерпали свои силы.

Генерал отдал приказ атаковать, немецкие войска в итоге были повержены и окружены. Всем участникам битвы были выданы медали.

В романе показан подвиг русского народа, в самопожертвовании и верности общему делу. Характеры и судьбы героев романа совершенно разные, а общее дело одно победить врага и освободить свою родину от немецких захватчиков.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Читать краткое содержание Горячий снег Бондарева

События произведения разворачиваются во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Дивизию полковника Деева постоянно отправляли охранять Сталинград. В состав дивизии входила батарея под пристальным руководством лейтенанта Дроздовского. Взводом управлял Кузнецов, который ранее учился с Дроздовым в одном училище.

Взвод насчитывал 12 военных, среди всех особо выделялись Нечаев, Чибисов и Уханов.

Сержант Уханов в довоенное время работал в полиции, потом получил образование в Актюбинском училище, там, где учились его командиры. Как-то раз Уханов самовольно покинул взвод и вернулся через окно туалета, все это лично увидел руководителя своего дивизиона. После этого о звании офицера можно было не мечтать. Дроздовский пренебрегал Ухановым, а вот Кузнецов отлично к нему относился.

Нечаев в мирное время был моряком и не пропускал ни одну юбку. Даже находясь на службе, он проявляет симпатию к Зое Елагиной, санинструктору батарее. Девушка была хороша собой и привлекала внимание многих мужчин. Особенно в военное время, когда чувствовала нехватка женского пола.

Чибисов был в плену у фашистов, поэтому многие ему не доверяют, кидают презрительные взгляды на него.

Как-то раз прибыл во взвод Деев с каким-то незнакомым генералом. Позже выяснилось, что это генерал Бессонов Петр Александрович.

Так как военная кухня отставала от солдат, военные вынуждены были употреблять снег вместо воды.

По приказу Сталина дивизия под руководством Деева должна была отправляться на юг для борьбы с немецкой военной группой «Гот». Главнокомандующим новой армии был назначен Бессонов П.А.

Генерал-лейтенант сильно переживал после смерти единственного сына, который погиб на фронте. Его жена Ольга неоднократно убеждала его взять сына к себе на службу, но отец не хотел навязываться. После случившегося, конечно, он сильно жалел.

В ноябре велась битва Сталинградского и Донского фронтов против фашистов. Гитлер приказал начать операцию «Зимняя гроза». Суть ее заключалась в том, чтобы немецкие войска взяли в окружение «Дон». Через пол месяца враги были в 45-и км от города. Теперь Бессонов хотел задержать немцев, которые были совсем рядом со Сталинградом. Армия генерала получила подмогу со стороны танковой дивизии.

Дивизия Деева усердно готовилась к встрече с фашистами. У Кузнецова возникала ностальгия по родным краям, по близким людям. Он представлял, как привезет Зою в свой уютный домик.

Девушка осталась наедине с Дроздовским. Между ними была любовь, но командир свои отношения тщательно скрывал от окружающих. Потому что он опасался того, что Зоя может предать его, как это сделали его покойные родители. Он желал, чтобы любимая доказала свою преданность ему, но Зоя некоторые вещи просто не могла выполнить.

В первом бою погибло много наших солдат. Не смотря на это, генерал Бессонов приказал не отступать, а бороться до победного, при этом новые войска не присылал, оставив их на резерв, чтобы добить врага. Веснин теперь понял, почему Бессонова считали жестоким человеком.

Генералу сообщили, что отечественную армию окружают фашистские войска.

Из контрразведки пришел человек и передал Веснину письмо от немцев, в котором было фото сына Бессонова и указано, что тот находится у них в госпитале. Но Веснин не мог поверить в предательство юноши и послание пока не передавал генерал-лейтенанту.

Веснин погиб во время выполнения служебных обязанностей, а Бессонов таи и не узнал о том, что его сын живой.

Снова начался бой. Чибисов убил человека, приняв его за врага. Затем выяснилось, что это был наш разведчик.

Спустя некоторое время прибыл Дроздовский с Зоей и Рубиным. Все вместе они пошли на помощь разведчику. Они стали замечены фашистами, которые начали обстрел. В результате Зоя была ранение, а Дроздовского контузило. Девушку хотели спасти, но не успели. Кузнецов был расстроен, он плакал и обвинял в случившемся командующего.

Под вечер генерал узнал от немецкого разведчика, что они исчерпали все свои резервы. В этот же день Бессонов узнал о гибели Веснина.

Генерал дал приказ атаковать немцев. В этот момент один из солдат нашел фотографию Виктора, сына Бессонова, но отдать ее струсил.

Наступил финишный момент. Фашисты начали отступать назад, а советские войска окружили их. Бессонов взял награды и отправился вручать их, тем героям, которые мужественно сражались за Родину. Все бойцы взвода Кузнецова получили медали.

Бой продолжался. Приятели Кузнецова сидели и распивали спиртные напитки, опустив в них медали…

Голосов: 48
Читать краткое содержание Горячий снег. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Анализ романа на уроке

Написать роман о нескольких днях Сталинградской битвы Бондарева побудили воспоминания тех военных событий 1942 года, участником которых был он сам. Писатель и критик Владимир Бондаренко в статье об авторе написал, что до Бондарева ни один военный роман не перевернул наше представление о войне, какой на самом деле она была: «Все мы вышли из «Горячего снега».

Читайте также:  Выбор – краткое содержание романа Бондарев

Начиная работать с произведением, нужно убедить учащихся, что «Горячий снег» Бондарева читать лучше полностью, а не кратко. Только так можно прочувствовать события изнутри, увидеть в главных героях судьбы реальных людей. Урок по роману должен быть начат с рассказа о жизни и творчестве писателя, который может подготовить один из учеников.

Затем можно спросить о впечатлении, которое произвело на детей знакомство с книгой. Наверняка они отметят смелость и самоотверженность советских солдат. Нескольким ученикам следует поручить подготовить сообщения по главам, где описывается героизм и удаль простых бойцов, как наравне с ними бок о бок сражаются их командиры. Необходимо обратить внимание детей на характеристику образов Кузнецова и Дроздовского, в каких чертах они противостоят друг другу и в чем их взаимная неприязнь. Истинная сущность одного из них позналась в бою:

  1. Дроздовский проверки на прочность не выдержал.
  2. Получивший право влиять на судьбы других людей, он в минуту опасности забывает, что ответственен за этих молоденьких мальчишек, которых ждут дома.
  3. Он стремится выполнять распоряжения любой ценой, даже порой вопреки своей совести.

Необходимо выяснить, почему роман называется именно так — «Горячий снег». Снег горячий от человеческих страданий, от потери близких людей.

Кузнецов тяжело переживает гибель любимой девушки Зои: «Что-то жарко и горько сдвинулось в его горле… снег на рукаве ватника был горячим от слез». Во время сражений снег тоже был горячий от раскаленного металла орудий, от пота и крови погибших людей.

Танковый резерв

Как раз в этот момент возвращается долгожданная разведка, которая подтверждает, что немцы ввели в бой все резервы. Бойца отправляют на наблюдательный пункт генерала Бессонова. Командарм, получив эту информацию, приказывает ввести в бой свой последний резерв — танковый корпус. Чтобы ускорить его выход, навстречу подразделению он направляет Деева, но тот, нарвавшись на немецкую пехоту, погибает с оружием в руках.

Танковый корпус был полной неожиданностью для Гота, в результате чего прорыв немецких сил был локализован. Более того, Бессонов получает приказ развивать успех. Стратегический замысел удался. Немцы стянули все резервы к месту операции «Зимняя гроза» и их потеряли.

Переломный момент

Один разведчик успевает вернуться к «своим». Он докладывает, что остальные находятся в тылу с пленным. В руки Весенина попадает немецкая листовка. На ней изображен сын генерала, подпись гласила, что юноша находится на излечении в немецком госпитале. Весенин не мог поверить в предательство сына Бессонова. При исполнении приказа боец умирает, и генерал не знает, что его ребенок жив.

Боевая ситуация обостряется. Закончились снаряды, выжили немногие. В землянке Зою находит Кузнецов. Девушка передает ему записку солдата с просьбой написать матери и любимой девушке. Начинается неожиданная атака, Чибисов видит человека и стреляет в него.

Раненый оказался разведчиком. Он рассказывает, где найти остальных. Бойцы отправляются спасать своих, но в итоге Зою убивают.

Генерал допрашивает пленного немца. От него удается узнать информацию о танковых дивизиях. Бессонов отдает приказ об атаке. На правом берегу он замечает несколько орудий и бойцов, которые ведут огонь по противнику. Постепенно им удалось вынудить немцев отступить. Генерал был растроган отвагой бойцов из взвода Кузнецова и наградил их орденами.

Бондарев назвал свой роман «Горячий снег», поскольку именно снег пропитывался кровью, потом и слезами. Из холодного он становился теплым. Это название напоминает всем читателям, какими жертвами была куплена победа в страшной войне.

Действующие лица

Главный герой книги Бондарева «Горячий снег» — генерал Петр Александрович Бессонов. Он сдержанный, ответственный и зрелый мужчина. Командиром взвода был молодой лейтенант Кузнецов. Артиллерийской батареей руководил Дроздовский, волевой и дисциплинированный парень. Он влюблен в санинструктора Зою Елагину, но она нравится и Кузнецову.

У Дроздовского была нелегкая жизнь. Его отец умер в Испании, после чего скончалась и мать. Его не отправили в детдом, а отдали родственникам в Ташкент. Новая семья относилась к ребенку плохо, он спал все детство на сундуках. Мальчик вырос с ощущением, что родители его предали, поэтому так ревностно охранял Зою. В романе «Горячий снег» есть и другие персонажи:

  • старший сержант Уханов;
  • самый старший во взводе Чибисов;
  • наводчики Евстигнеев и Нечаев.

В произведении не так много героев, но они дают возможность увидеть, насколько сильным был русский дух. Характеристика персонажей позволяет лучше понять каждого бойца. Так, Дроздовский мечтает о подвигах и хочет стать героем. Наводчик Евстигнеев — спокойный и уверенный человек. Бондарев хотел показать, что перед лицом смерти все люди равны, они стали жертвами войны.

В романе 26 глав, в которых показана история одной артиллерийской батареи. В масштабах сражений она всего лишь песчинка в море, но на ее примере описана смелость русского народа.

Героические усилия

Вскоре появились немецкие танки и самоходные орудия. Кузнецов вместе со своим взводом мужественно принимает бой. Он боится смерти, но вместе с тем испытывает к ней отвращение. Даже краткое содержание «Горячего снега» позволяет понять всю трагичность ситуации. Снаряд за снарядом истребители танков посылали в своих врагов. Однако силы были не равны. Спустя какое-то время от всей батареи осталось лишь одно исправное орудие и горстка бойцов, в числе которых оказались оба офицера и Уханов.

Снарядов становилось все меньше, и бойцы начали применять связки противотанковых гранат. При попытке подрыва немецкой самоходки погибает молодой Сергуненков, исполнив приказ Дроздовского. Кузнецов, в горячке боя откинув субординацию, обвиняет его в бессмысленной гибели бойца. Дроздовский сам берет гранату, пытаясь доказать, что он не трус. Однако Кузнецов сдерживает его.

Последний рубеж

Рубеж, на который выдвигалась батарея Дроздовского, был последним. Именно здесь произойдут основные события, о которых написано произведение «Горячий снег». Прибыв на место, лейтенант получает приказ окапываться и готовиться к отражению возможной танковой атаки.

Командарм понимает, что усиленная батарея Дроздовского обречена. Настроенный более оптимистично дивизионный комиссар Веснин не согласен с генералом. Он считает, что благодаря высокому боевому духу советские солдаты выстоят. Между офицерами возникает спор, в результате которого Веснин отправляется на передовую подбодрить готовящихся к бою воинов. Старый генерал не очень доверяет Веснину, считая в глубине души присутствие того на КП лишним. Но ему некогда проводить психологический анализ.

«Горячий снег» продолжается тем, что бой на батарее начался с массированного налета бомбардировщиков. Первый раз попав под бомбы, большинство бойцов испытывает страх, в том числе и лейтенант Кузнецов. Однако, взяв себя в руки, он понимает, что это только прелюдия. Совсем скоро ему и лейтенанту Дроздовскому придется применить все знания, которые им дали в училище, на практике.

Другие персонажи

Уханов – старший сержант, командир орудия.

Чибисов – мужчина лет сорока, самый старший в взводе.

Евстигнеев – наводчик, спокойный и опытный боец.

Нечаев – наводчик первого орудия.

Рубин – ездовой, прямолинейный и грубый.

Деев – комдив.

Веснин – член Венного совета.

Давлатян – командир второго взвода.

Танковый удар

Пока батарея выдвигалась к назначенному рубежу, а ее бойцы знакомились и притирались друг к другу, в стратегическом плане ситуация на фронте резко изменилась. Вот как развиваются события в повести «Горячий снег». Краткое содержание операции Манштейна по освобождению зажатой в окружении 6-й армии можно передать так: сконцентрированный танковый удар встык двух советских армий. Эту задачу фашистское командование доверило генерал-полковнику Готу, мастеру танковых прорывов. Операция носила громкое название — «Зимняя гроза».

Удар был неожиданным и поэтому довольно удачным. Танки вошли встык двух армий и углубились в советские оборонительные порядки на 15 км. Генерал Бессонов получает прямой приказ локализовать прорыв, чтобы не допустить выхода танков на оперативный простор. Для этого армию Бессонова усиливают танковым корпусом, дав понять командарму, что это последний резерв Ставки.

Краткое содержание «Горячий снег»

Роман «Горячий снег» Бондарева, написанный в 1970 году, повествует о реальных событиях, произошедших во время Великой Отечественной войны. В книге описано одно из важнейших сражений, решивших исход Сталинградской битвы.

Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Горячий снег» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Бессонов – генерал, зрелый, сдержанный, ответственный.

Кузнецов – молодой лейтенант, командир взвода.

Дроздовский – командир артиллерийской батареи, дисциплинированный, волевой.

Зоя Елагина – санинструктор, предмет любви Кузнецова и Дроздовского

Другие персонажи

Уханов – старший сержант, командир орудия.

Чибисов – мужчина лет сорока, самый старший во взводе.

Евстигнеев – наводчик, спокойный и опытный боец.

Нечаев – наводчик первого орудия.

Рубин – ездовой, человек прямолинейный и грубый.

Деев – комдив.

Веснин – член Военного совета.

Давлатян – командир второго взвода.

Краткое содержание

Главы 1–2

Лейтенант Кузнецов узнает, что дивизию полковника Деева «срочно перебрасывают под Сталинград, а не на Западный фронт, как предполагалось вначале» . В состав дивизии входит и артиллерийская батарея под командованием лейтенанта Дроздовского, в которую в свою очередь входит взвод лейтенанта Кузнецова.

Эшелон надолго останавливается в степи, на улице – градусов тридцать мороза, не меньше. Кузнецов направляется к командиру батареи Дроздовскому, с которым вместе учился в военном училище. Уже тогда это был «лучший курсант в дивизионе, любимец командиров-строевиков» . Теперь Дроздовский – непосредственный начальник Кузнецова.

Взвод Кузнецова состоит из двенадцати человек, среди которых особенно выделялись Чибисов, Уханов и Нечаев. Чибисов был самым старшим, он уже успел побывать в немецком плену и теперь всячески старался доказать свою преданность.

Уханов до войны служил в уголовном розыске, а после учился в одном училище с Дроздовским и Кузнецовым. Последнему непросто общаться на правах командира со своим бывшим однокурсником, которого в свое время «в силу непонятных причин» не допустили к экзаменам.

Во время вынужденной остановки бойцы и в особенности Нечаев лихо заигрывают с симпатичной Зоей Елагиной – санинструктором батареи. Кузнецов догадывается, что Зоя часто заглядывает к ним в вагон не для проверки, а для того, чтобы увидеть Дроздовского.

На последней остановке к поезду прибывает командир дивизии Деев в сопровождении командующего армией генерал-лейтенанта Бессонова. Он часто думает «о своем восемнадцатилетнем сыне, пропавшем без вести в июне на Волховском фронте» , и каждый раз, завидя молодого лейтенанта, вспоминает о сыне.

Главы 3–4

Дивизия Деева выгружается из эшелона и продолжает свой путь на лошадях. Кузнецов догадывается, что Сталинград остался где-то позади, но еще не знает, что их дивизия движется навстречу противнику с одной целью – «деблокировать окруженную в районе Сталинграда многотысячную армию Паулюса» .

Полевая кухня отстает, и голодным бойцам не остается ничего другого, как есть снег. Кузнецов передает возмущения своих подчиненных Дроздовскому, но тот лишь жестко приказывает подготовить «личный состав не к мыслям о жратве, а к бою» .

Главы 5–7

Танковые дивизии Манштейна начинают бои с целью прорыва в «истерзанный четырехмесячной битвой Сталинград» , к многотысячной армии генерала Паулюса, зажатого со всех сторон советскими войсками.

Одновременно с этим «свежесформированная в тылу армия» под командованием генерала Бессонова, в состав которой вошла и дивизия Деева, была направлена на юг «навстречу армейской ударной группе «Гот»» .

В это время полным ходом идет гитлеровская операция под названием «Зимний сон», смысл которой заключался в том, чтобы взять в окружение армию «Дон». Этому препятствуют войска Донского и Сталинградского фронтов. Паулюс требует у Гитлера согласия на отступление, но тот отдает приказ «не оставлять Сталинград, держать круговую оборону, сражаться до последнего солдата» .

Немцы медленно, но уверенно продвигаются к Сталинграду, и главной задачей армии Бессонова становится задержать немцев на подступах к городу.

Главы 8–14

После двухсот километрового броска дивизия Деева занимает оборону на северном берегу реки Мышкова, ставшей «последним барьером перед Сталинградом» .

Дроздовский приказывает явиться Кузнецову и Давлатяну, чтобы сообщить им о неустойчивом положении впереди. Для выяснения расположения немцев «из стрелковой дивизии выслана разведка» . Если все пройдет успешно, ночью разведка должна выйти к мосту. Дроздовский приказывает «наблюдать и не открывать огня по этому району, даже если начнут немцы» .

К Дроздовскому приходит Зоя, и он выражает свое недовольство тем, что она много времени проводит с Кузнецовым. Командир ревнует девушку и вместе с тем хочет скрыть отношения с ней.

Дроздовский делится с Зоей болезненными воспоминаниями детства: отец погиб в Испании, в том же году умерла мать. Он не отправился в детдом, а переехал к дальним родственникам в Ташкент и «пять лет, как щенок, спал на сундуках – до самого окончания школы» . Дроздовский считает, что родители, которых он так любил, предали его, и боится, что Зоя также предаст его «с каким-нибудь сопляком» .

Прибывают Деев и Бессонов, чтобы лично расспросить разведчиков, которые должны вернуться с «языком». Генерал понимает, что наступает переломный момент войны; от показаний пленного немца будет зависеть исход Сталинградской битвы.

Бой начинается с приближения «тяжело нагруженных “юнкерсов» , вслед за которыми в атаку идут немецкие танки. Ожесточенные сражения не прекращаются ни на минуту, и к концу дня Советская армия не выдерживает натиска немцев. Вражеские танки прорываются на северный берег реки Мышкова. Бессонов не планирует вводить в бой свежие войска, чтобы приберечь силы для решающего удара. Он приказывает биться «до последнего снаряда. До последнего патрона» .

Чувствуя успех, немцы торопятся до темноты расширить и углубить свой прорыв. В противостоянии двух армий наблюдается то «критическое положение, то состояние наивысшей точки боя, когда натянутая стрела напряглась до предела, готовая вот-вот оборваться» .

Главы 15–17

Одному разведчику с трудом удается прорваться к своим. Он сообщает, что остальные разведчики, обнаруженные немцами, были вынуждены дать бой и теперь «застряли вместе со взятым “языком”» где-то в немецком тылу.

Бессонову докладывают, что дивизия попала в окружение и «немцы могут перерезать связь» . Тем временем Веснину приносят немецкую листовку, на которой изображена фотография пропавшего сына Бессонова с надписью «Сын известного большевистского военачальника на излечении в немецком госпитале» . Веснин отказывается верить в предательство Бессонова-младшего и решает пока не показывать листовку генералу. При исполнении приказа Веснин погибает, и Бессонов так и не узнает, что его сын жив.

Главы 18–23

Единственное «чудом уцелевшее орудие Уханова» к вечеру окончательно замолкает: закончились все снаряды, принесенные от других орудий. Танки генерала Гота форсируют реку Мышкова. С наступлением темноты «бой стал отдаляться, постепенно стихать за спиной» .

Уханов, Чибисов и Нечаев еле живы от усталости. Этим четверым выпадает большое счастье – «пережить день и вечер нескончаемого боя, прожить дольше других» . Они еще не знают, что оказались во вражеском тылу.

В землянке Кузнецов находит Зою. Она передает командиру взвода записку от смертельно раненого Давлатяна, который просит в случае смерти написать письмо матери и любимой девушке.

Неожиданно начинается атака. При свете ракет Чибисов замечает постороннего человека и, приняв за немца, стреляет в него. Им оказывается один из разведчиков, которых так ждал генерал Бессонов. Он сообщает, что в воронке от снаряда спрятались еще двое разведчиков с «языком».

На помощь разведчикам отправляется Кузнецов в сопровождении Уханова, Чибисова и Рубина. Вслед за ними выдвигается Дроздовский с Зоей и двумя связистами. Группа привлекла к себе внимание немцев и попала под обстрел, во время которого Зою прошила автоматная очередь, а Дроздовского контузило.

Зоя умирает, и Кузнецов обвиняет в ее гибели Дроздовского, который даже после ее смерти ревнует возлюбленную.

Главы 24–26

Уже поздним вечером Бессонов понимает, что, несмотря на все усилия, «немцев не удалось столкнуть с захваченного ими к исходу дня северобережного плацдарма» . От доставленного на КП «языка» генерал узнает важную новость: немцами были введены в бой все резервы. Вскоре ему сообщают, что четыре танковые дивизии движутся в направлении тыла армии «Дон». Бессонов отдает приказ об атаке.

Через сорок минут «бой в северобережной части станицы достиг переломной точки» . Бессонов не верит своим глазам, когда замечает на правом берегу несколько чудом уцелевших орудий и бойцов, отрезанных от дивизии, которые начинают вести огонь по противнику. Противник медленно отступает.

Растроганный храбростью своих бойцов, генерал Бессонов отправляется на правый берег, чтобы лично наградить всех, кто остался в живых после страшного боя и окружения.

Четверке выживших бойцов из взвода Кузнецова Бессонов вручает «ордена Красного Знамени от имени верховной власти» . Уханов предлагает тут же обмыть ордена: «Перемелется – мука будет. Нам приказано жить» .

Заключение

В своем произведении Юрий Бондарев максимально полно раскрывает трагизм Великой Отечественной войны и беспримерный героизм всего советского народа. Ключевое место в книге занимают нравственные и психологические аспекты.

Для более полного понимания творчества писателя рекомендуем после ознакомления с кратким пересказом «Горячий снег» прочитать произведение полностью.

Читайте также:  Анализ стихотворения На поле куликовом Блока

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Горячий снег» — краткое содержание и пересказ по главам романа Ю. В. Бондарева

Здесь даны основные сведения о романе Ю. В. Бондарева «Горячий снег», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этого романа.

Краткие сведения о произведении

Роман Юрия Васильевича Бондарева «Горячий снег» написан в 1970 году . Действие этого произведения разворачивается в декабре 1942 года под Сталинградом. В основе романа — реальное событие — попытка немецкой группы армий «Дон» деблокировать 6-ую армию Паулюса, попавшую в окружение под Сталинградом. В романе описывается сражение, решившее исход Сталинградской битвы.

Главные герои романа

  • Николай Кузнецов — лейтенант, командир первого взвода артиллеристов. Сдержанный, мужественный и самоотверженный человек.
  • Бессонов — генерал-лейтенант, недавно назначенный командиром армии. Справедливый, умный, сдержанный человек. Ранее был ранен в ногу, поэтому ходит с тросточкой.

Другие персонажи

  • Давлатян — лейтенант, командир второго взвода артиллеристов, комсорг батареи, друг Кузнецова, скромный, ценящий дружбу.
  • Владимир Дроздовский — лейтенант, командир артиллерийской батареи, всегда подтянутый, с чеканным голосом. Имеет жёсткий, эгоистичный, деспотический характер.
  • Уханов — старший сержант взвода Кузнецова, командир орудия. Окончил военное артиллерийское училище, но его не допустили до выпускных экзаменов. Резок, решителен, энергичен.
  • Зоя Елагина — санинструктор артиллерийской батареи. Воистину сестра солдатам, готовая на самопожертвование.
  • Деев — полковник, командир дивизии, молодой, энергичный человек.
  • Осин — полковник, начальник контрразведки, умный, предусмотрительный.
  • Ломидзе — генерал-майор, командующий артиллерией.
  • Веснин — дивизионный комиссар, член Военного совета, умный, деликатный человек.
  • Божичко — майор, адъютант Бессонова, молодой, общительный, ироничный.
  • Дивизионные разведчики, возвратившиеся с поиска с «языком» — настоящие герои.
  • Сергуненков — ездовой. Молодой, застенчивый парень.
  • Рубин — ездовой. Пожилой, грубоватый человек.
  • Нечаев — наводчик орудия, раньше был дальневосточным моряком.
  • Касымов — молоденький наводчик орудия, простодушный и добрый человек.
  • Чибисов — рядовой взвода Кузнецова. Несколько месяцев был в немецком плену. Тихий, скромный человек 48-и лет. У него пятеро детей, и он очень переживает за то, как они будут жить, если его убьют.

Краткое содержание для читательского дневника

Лейтенанты Кузнецов и Давлатян — сокурсники по артиллерийскому училищу. Они командовали артиллерийскими взводами, которые командование передало в качестве противотанкового усиления стрелковому и отдельному танковому полкам. Этим взводам был дан приказ закрепиться на рубеже реки Мышкова и отразить атаку немецких танковых дивизий Манштейна, которые рвались на выручку армии Паулюса, окружённой в районе Сталинграда. Командующий армией приказывает передать артиллерию генерала Ломидзе пехоте для отражения наступления танков противника.

В бою погиб почти весь взвод Кузнецова, в живых остался только он сам и ещё три человека. Все орудия были разбиты, кроме одного. Более суток бойцы отражали атаки немецких танков и попали в окружение. Осталось у артиллеристов только семь снарядов, но они смогли продержаться до контрнаступления советских войск. Войска вермахта были отброшены.

В романе описываются непростые отношения между лейтенантами Дроздовским и Кузнецовым. Дроздовский грезит подвигами, но героем сражения становится не он, а Кузнецов.

Одновременно рассказывается о людях, которые не участвуют в сражении, но имеют к нему непосредственное отношение — о командующем армией генерале Бессонове, полковниках Дееве и Осине, полковом комиссаре Веснине. И кадровые военные, и политработник чувствовали особую ответственность за исход битвы.

Краткий пересказ по главам

Глава 1

Воинский эшелон вёз дивизию под Сталинград. Лейтенант Кузнецов сделал замечание дневальному Чибисову, за то, что уснул, не уследил за огнём в печи, и весь вагон выстудился. Чибисов засуетился и стал подбрасывать в печку дрова. Перед тем как попасть во взвод Кузнецова, Чибисов был три месяца в плену. Он рассказал лейтенанту, что когда немцы окружили, не смог выстрелить в себя, потому что подумал о своих детях.

Глава 2

Эшелон остановился в степи. Солдаты вышли из вагонов. Командир батареи лейтенант Дроздовский растирался снегом. Санинструктор Зоя Елагина подошла к группе солдат с намерением сделать санитарный осмотр, но Кузнецов сказал, что в этом нет необходимости, так как у них всё в порядке. Солдаты стали завтракать и пригласили Зою поесть с ними.

Забили эшелонные зенитки — на эшелон пикировали три истребителя. Кого-то ранило, и Зоя побежала оказывать помощь. После окончания налёта Дроздовский дал команду построиться. Во взводе Кузнецова не было командира орудия Уханова.

Строй дивизии обходил недавно назначенный командующий армией Бессонов — он знакомился с командирами.

Глава 3

Кузнецов нашёл Уханова на хуторке. Тот сказал, что во время налёта был у эшелона, а в деревню зашёл, потому что железнодорожник сказал, что эшелон пока не поедет. Кузнецов приказал ему бежать к вагону.

Глава 4

Когда дивизия прибыла на место и выгрузилась, оказалось, что ей предстоит многочасовой марш по ледяной степи. Люди догадывались, что Сталинград оставался за спиной. Пункт назначения не объявили.

Комбата Дроздовского раздражало, что на передках орудия были сложены вещмешки солдат. Он резко сделал об этом замечание командирам взводов. Кузнецов сказал, что люди устали до предела. Давлатян поддержал его, сказав, что и лошадь тяжело дышит. Дроздовский ядовито заметил, что «у добреньких на фронте люди, как мухи, гибнут».

При спуске одна из лошадей сломала передние ноги. Молодой ездовой Сергуненков плакал, а другой ездовой, Рубин, сказал, что её надо пристрелить, чтоб не мучилась. С первого выстрела он не смог убить лошадь, тогда Уханов выхватил у него винтовку и выстрелил точно. Дроздовский сказал, что он всё сделал правильно, на что Уханов ответил, чтобы Дроздовский не хвалил его: «Рано ещё… Ошибаетесь! Я не убийца лошадей!»

Люди продолжали идти без привалов, еле волоча ноги. Наконец в сожжённой станице дали команду «привал», но отдохнули мало.

Кузнецов догадывался, что они двигаются «на юго-запад, навстречу начавшим наступление немецким танковым дивизиям с целью деблокировать окружённую в районе Сталинграда многотысячную армию Паулюса».

Глава 5

Рядом с колонной ехал в машине генерал Бессонов с членом Военного совета дивизионным комиссаром Весниным и с адъютантом майором Божичко. Дорогу преградили танки. Нетрезвый командир танкового подразделения доложил, что немцы обошли с тыла, заняли станицу, и от его роты осталось только три танка, в двух из них пробоины, некоторые из экипажей убиты. Бессонов и солдаты поняли, что этот командир вырвался из боя и не знает кто ещё вырвался. Бессонов почувствовал, что сейчас возможна паника среди солдат, и приказал танкиста арестовать: «И как труса — в трибунал!» Веснин попытался защитить молодого командира танкистов, сказав, что он, наверно был в состоянии прострации и сейчас осознаёт, что совершил преступление. Бессонов сказал, что Веснин, наверно, забыл, как заразна паника, но всё же отменил решение отдать под трибунал танкиста и приказал ему вести танк туда, откуда вырвался.

Когда войско продолжило движение, Веснин осторожно спросил Бессонова, не слышно ли о его сыне. Бессонов ответил, что он пропал без вести. Армия, в которой служил сын, потерпела поражение, командующий сдался в плен.

Глава 6

Бессонов вспомнил, как его вызвали в ставку перед назначением в армию, и там тоже возник вопрос о сыне.

Сталин назначил Бессонова командовать армией, которая посылалась на усиление трёх фронтов для разгрома немцев в окружении.

В ходе беседы Сталин спросил, не знаком ли Бессонов с генералом Власовым, тот ответил, что учился с ним в академии и что Власов ничем особенным не выделялся. Сталин сообщил, что Власов «пошёл в услужение к немцам», и тысячи людей из его армии погибли или попали в плен. Бессонов сказал, что его сын был командиром роты в армии, которой командовал Власов, и что, если он и попал в плен, то не является предателем.

Приняв командование армией, Бессонов повёл её без остановок на рубеж реки Мышкова, за которой перед немецкими танками открывалась степь до самого Сталинграда.

Главы 7–8

Приехав в штаб армии, Бессонов сразу распорядился, чтобы через два часа все бригады с полным боекомплектом вышли на заданный рубеж. Он поставил главную задачу — выбивать танки противника, не дать ни одному прорваться к Сталинграду.

После двухсоткилометрового марша дивизия полковника Деева стала занимать оборону на берегу реки Мышкова. Орудия вкапывали в мёрзлую землю.

Главы 9–10

Лейтенантов Кузнецова и Давлатяна вызвал к себе командир батареи Дроздовский и приказал, чтобы артиллерия не била по району восточнее станицы, так как там должна вернуться дивизионная разведка.

На батарею Дроздовского приехал генерал Бессонов и комиссар Веснин. Полковник Деев сообщил, что разведка не возвратилась. К батарее приближались немецкие бомбардировщики. Бессонов приказал выбивать танки, когда начнётся атака. Начальство уехало, а Дроздовский подал команду батарее уйти в укрытие.

Глава 11

Когда немецкие бомбардировщики закончили очередной круг бомбёжки, Кузнецов и Уханов выскочили к орудиям, чтобы снять с них оптические приборы («прицелы»). Из ровика Кузнецова окликнул командир второго орудия и сказал, что у них раненый разведчик из дивизионной разведки, вернувшийся с поиска. Он был контужен и требовал, чтобы позвонили полковнику.

Когда Кузнецов пробрался в окопчик связи, началась танковая атака противника. Дроздовский по связи скомандовал бить из орудий по танкам, а разведчика доставить к нему.

Кузнецов приказал Рубину и Сергуненкову отнести разведчика на наблюдательный пункт. Танки приближались, но Кузнецов выжидал, чтобы они подошли ближе. Танкистам не видно было батарею Кузнецова из-за дыма, иначе танки бы расстреляли её.

Справа, на батарее Давлатяна выстрелило по танкам орудие, и тотчас по нему стали стрелять танки. Второй взвод Давлатяна накрыло огнём.

Кузнецов приказал открыть огонь. Один танк был подбит, но другие прорвались к батарее. Кузнецов приказал развернуть орудия и бить по танкам.

Орудия Давлатяна не стреляли. Кузнецов побежал туда и увидел, что там всё разворочено, наводчик Касымов смертельно ранен, и Зоя ему делает перевязку. Кузнецов сказал, чтобы она подала снаряд, и выстрелил по танку.

Глава 12

Кузнецов подбил два танка. Его оглушило, но он продолжал стрелять, сам заряжая орудие. Зою Кузнецов уговаривал уйти в землянку, но она осталась с ним. Кузнецов увидел, как вражеская самоходка расстреляла одно из орудий батареи, а танк раздавил расчёт орудия. Кузнецов хотел бежать туда, узнать, остался ли кто-нибудь жив.

Глава 13

К орудию прибежал Дроздовский и приказал Сергуненкову взять гранаты, проползти по открытому полю и подбить самоходку, которая стреляла, спрятавшись за подбитыми танками. Сергуненкову не удалось подорвать самоходку, его застрелили из её орудия.

Кузнецов добежал до орудия Уханова. Там уже заканчивались снаряды, и Кузнецов послал весь расчёт орудия к разбитым орудиям, около которых ещё оставались снаряды.

Глава 14

Бессонову доложили, что немецкие танки прорвались на северный берег. Он поехал на наблюдательный пункт к Дееву и увидел серьёзность создавшегося положения, так как танки могли обойти с тыла и захватить дивизию в кольцо. Бессонов дал команду уничтожить танки и стоять на занимаемых рубежах до последнего. До конца боя Бессонов оставался на наблюдательном пункте и видел, как с южного берега стреляло по танкам только одно орудие Кузнецова.

Глава 15

Вернувшись в штаб, Бессонов узнал, что раненый разведчик сообщил, что остальные разведчики были обнаружены немцами, приняли бой и застряли вместе со взятым «языком» перед окопами.

Глава 16

Начальник контрразведки полковник Осин показал комиссару Веснину листовку, где была фотография сына Бессонова и заголовок: «Сын известного большевистского военачальника на излечении в немецком госпитале». В листовке сообщалось, что младший лейтенант Бессонов в госпитале понял, что слухи о зверствах немцев не соответствуют действительности.

Веснин посчитал текст сфальсифицированным. Он и Осин решили не говорить о листовке Бессонову, чтобы его морально не травмировать.

Главы 17–18

Веснин и Осин поехали в танковый корпус и по дороге встретили немецкие танки. В бою Веснин был убит.

После многочасового боя из семи человек расчёта Уханова остались в живых только двое, Чибисов и Нечаев. Снаряды кончились. Кузнецов и Уханов пошли к другим орудиям. Их расчёты погибли, орудия разбиты, но снаряды там нашлись, и Уханов с Кузнецовым доставили их к своему орудию.

Главы 19–20

Немцы начали атаку, и Кузнецов дал команду: «К орудию!» К орудийной позиции добрался один из оставшихся перед окопами разведчиков, весь обмороженный. Он сообщил, что в бомбовой воронке остались двое разведчиков с «языком» — немцем. Все ранены и обморожены, так как лежат там целый день. Кузнецов и Уханов решили добираться до разведчиков. Прибежал Дроздовский и постановил идти к разведчикам большой группой, чтобы вынести их.

Главы 21–22

Бойцы нашли в огромной воронке раненого дивизионного разведчика. Он так вцепился в немца, что их еле расцепили. И разведчик, и немец еле могли говорить, так как переморозились. Второго разведчика не было. К воронке пробрались Дроздовский, двое связистов и Зоя. Дроздовский приказал связистам взять пленного немца и доставить его на командный пункт, но Кузнецов не дал им немца, а приказал выносить раненого разведчика, а Уханову сказал вести пленного. Все ушли, остались в воронке Кузнецов и Рубин.

Глава 23

Рубин сказал, что везде около воронки оползал, но второго разведчика не нашёл. Тогда они пошли к балке, но вернулись, так как немцы стали стрелять. Увидев, что группа Дроздовского не смогла пройти к своим и залегла в низине, Кузнецов побежал туда. Перед этим сказал Рубину стрелять, отвлекая немцев на себя. Добежав к группе Дроздовского, он увидел, что Зоя убита, а Дроздовский ранен.

Уханов повёл немца на командный пункт дивизии, а Кузнецов пошёл в блиндаж, где лежали раненые, так как среди них был его друг Давлатян. Выйдя из блиндажа, измученный Кузнецов, который очень переживал, что Зоя убита, упал грудью на бровку траншеи, по которой шёл, и заплакал. «И когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от его слёз».

Глава 24–25

Деев доложил Бессонову, что его артиллеристы вынесли из-под носа немцев раненого разведчика и «языка». Когда Бессонов допрашивал немца, вошёл Божичко и доложил, что Веснин убит. Машина, в которой он ехал, напоролась на немцев.

Глава 26

По приказу Бессонова был дан сигнал для атаки механизированному и танковому корпусам. Командующий, наблюдая за боем, заметил, что по ту сторону реки, где всё было вчера разбито бомбёжками, начали стрелять. Там артиллеристы, попавшие в окружение, вступили в бой. После того, как в ходе боя окружение было снято, Бессонов пришёл на позицию артиллерийской батареи Дроздовского и наградил всех оставшихся в живых орденами.

Заключение к краткому пересказу

Главная тема романа Ю. В. Бондарева «Горячий снег» — Великая Отечественная война и беспримерный героизм русского народа. Также раскрыты следующие темы:

  • психология советского человека на войне;
  • любовь и дружба.

Идея произведения состоит в том, что жертвы в войне не напрасны, так как даже солдаты одного взвода, объединённые стремлением к победе и не жалеющие для неё своих жизней, способны решить исход грандиозного сражения за Родину.

Краткое содержание романа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

«Горячий снег» – краткое содержание романа Юрия Бондарева

Краткое содержание

Роман начинается с того, как командир взвода лейтенант Кузнецов получает приказ о переброске их дивизии на Сталинградское направление фронта. В его взводе 12 бойцов. Один из них, Уханов, в мирное время работал сыскарем в уголовке, а потом поступил в училище и учился вместе с Кузнецовым, а теперь должен подчиняться своему однокурснику. На одной из остановок к эшелону подъехали командир дивизии Деев и командующий армией генерал Бессонов.

У последнего недавно пропал сын без вести, и сейчас, глядя на молодого лейтенанта, он вспоминает своего мальчика. Последовал приказ далее продолжать путь на лошадях. Дивизия Деева получила задание «деблокировать окруженную в районе Сталинграда многотысячную армию Паулюса». Им навстречу и должна идти наскоро сформированная в тылу армия, чтобы соединиться с армейской группой «Дон».

Задачей армии, которой командовал Бессонов, было задержать немцев во что бы то ни стало. Получен приказ ни в коем случае не отдать город врагу. Солдаты укрепились на берегу реки Мышкова. Посланные в тыл врага за языком, разведчики были замечены немцами и вынуждены отстреливаться. Немецкая авиация и танки в этот момент усиленно двигались к реке и прорвали сопротивление наших войск.

Генерал приказывает сражаться до последнего патрона. Весь день шли жестокие бои. Окрыленные успехом немцы до темноты хотели закрепить прорыв фронта и бросили все свои силы. Бессонов понял:

  • наступил тот критический момент, когда нужно выпускать подкрепление;
  • отдал приказ об атаке.

Каково же было его удивление, когда он увидел на правом берегу уцелевшие орудия и бойцов, попавших в окружение, которые вели огонь по противнику. Немцы отступили. Четверо солдат из взвода Кузнецова, оставшихся в живых, получили награду. Как сказал один и них, Уханов: «Нам приказано жить».

Анализ романа на уроке

Написать роман о нескольких днях Сталинградской битвы Бондарева побудили воспоминания тех военных событий 1942 года, участником которых был он сам. Писатель и критик Владимир Бондаренко в статье об авторе написал, что до Бондарева ни один военный роман не перевернул наше представление о войне, какой на самом деле она была: «Все мы вышли из «Горячего снега».

Начиная работать с произведением, нужно убедить учащихся, что «Горячий снег» Бондарева читать лучше полностью, а не кратко. Только так можно прочувствовать события изнутри, увидеть в главных героях судьбы реальных людей. Урок по роману должен быть начат с рассказа о жизни и творчестве писателя, который может подготовить один из учеников.

Затем можно спросить о впечатлении, которое произвело на детей знакомство с книгой. Наверняка они отметят смелость и самоотверженность советских солдат. Нескольким ученикам следует поручить подготовить сообщения по главам, где описывается героизм и удаль простых бойцов, как наравне с ними бок о бок сражаются их командиры. Необходимо обратить внимание детей на характеристику образов Кузнецова и Дроздовского, в каких чертах они противостоят друг другу и в чем их взаимная неприязнь. Истинная сущность одного из них позналась в бою:

  1. Дроздовский проверки на прочность не выдержал.
  2. Получивший право влиять на судьбы других людей, он в минуту опасности забывает, что ответственен за этих молоденьких мальчишек, которых ждут дома.
  3. Он стремится выполнять распоряжения любой ценой, даже порой вопреки своей совести.

Необходимо выяснить, почему роман называется именно так — «Горячий снег». Снег горячий от человеческих страданий, от потери близких людей.

Кузнецов тяжело переживает гибель любимой девушки Зои: «Что-то жарко и горько сдвинулось в его горле… снег на рукаве ватника был горячим от слез». Во время сражений снег тоже был горячий от раскаленного металла орудий, от пота и крови погибших людей.

Читайте также:  Выбор – краткое содержание романа Бондарев

Анализ стихотворения На поле куликовом Блок

Как правило, каждый поэт в своем творчестве выбирает какую-то одну определенную тему, и большинство своих произведений пишет именно по выбранной теме. Причем стоит отметить, что темы могут быть совершенно разными, это зависит от различных факторов. Одним из главных является взгляд поэта на эту жизнь, на её течение и так далее.

Что касается Александра Блока, то ему в течении его жизни и творческой карьеры была более близка тема патриотизма России. Поэта не на шутку волновала судьба и будущее страны. Он очень сильно переживал любые изменения, происходящие в жизни страны.

Он отчетливо понимал, что в определенные моменты жизни Россия просто катилась в пропасть, однако он всю свою жизнь предпочитал делить со своей страной её учесть и не разу даже не подумал уехать, или сменить место жительства. Хотя стоит отметить, что его друзья из других стран неоднократно предлагали ему это.

Стихотворение “На поле Куликовом”, написанное автором в 1908 году как нельзя лучше подтверждает всё вышесказанное. Это стихотворение было написано в сложные для нашей страны годы и в нем, как во многих других очень четко и ярко прослеживалась линия патриотизма, который жил в душе поэта.

В данном стихотворении поэт проводит некую грань между военными действиями и жизнью страны, намекая на то, что России придется ещё не один раз держать удар и оборонятся.

Данное стихотворение является достаточно большим и содержит несколько глав, по несколько строф и строк. Рифма использована перекрестная, именно она как нельзя лучше подходит для данного произведения.

Конечно такое произведение не может не содержат различных литературных приемов. Поэтому в нем сполна использованы и эпитеты, и красочные прилагательные, и олицетворение, и так далее.

Нужно отметить, что поэт в данном произведение воспроизвел довольно таки мрачную картину, однако даже он не представлял, что уже через несколько лет она станет действительностью.

Но, несмотря ни на что, поэт верил в лучшее до последних дней, он знал, что Россия сможет оклематься, и восстать после сложных лет. Поэт был настоящим патриотом своей страны, и в данном стихотворение патриотизмом пропитана каждая строчка.

Анализ стихотворения Блока На поле куликовом

Поет Александр Блок, практически во всем своем творчестве показывает беспокойство о судьбе своей родины. Александр знал, что после революции Россия изменится в худшую сторону, но Блок остается на родине. В 1908 году Александр пишет стих «На поле Куликовом». Это произведение состоит из 5-ти стихов, в которых можно встретить красоту Руси, историю прошлых лет, а также ужас грядущих перемен. Сюжет стихотворения состоит из событий, которые происходили в реальности.

Поет в данном стихотворении, не изменяет своим убеждениям и старается, словно намекнуть с помощью произошедших событий на Куликовом поле, что людям Руси снова нужно защищаться. Только враг теперь не татары, а революция, которая развалит страну.

Позиция Блока по поводу перемен, родилась в нем не просто так. Совсем недавно поет, верил и поддерживал свержение руководителей страны. Но в 1905 году произошла революция, и автор своими глазами увидел, какой это ужас. Сколько смертей и разрушенных жизней она несет, поэтому вскоре поменял своё мнение по поводу перемены власти таким образом.

Красиво вписываются строки Александра о родине. Ему удается сравнивать Русь с кобылой степи, которая бежит без оглядки и только к закату. Остановить её никак нельзя, никто не сможет это сделать. Впереди только цель и не важно, что прольется много крови и будет множество человеческих страданий.

Очень интересно то, что поет, предвидел практически все события, которые разворачивались в течение этих страшных лет. Совсем скоро, а именно через 9 лет, все что Блок написал в стихотворении, произошло. Автор все равно остается на Руси с надеждой, что страна возродится и снова будет великой и сильной, но этого не произошло. Политика социализма гораздо страшней отражается на судьбе страны, чем война с татарами и монголами.

Вариант №3

По словам Александра Блока, все его произведения о России. Иногда он видит её нищей, сгорбленной, но непоколебимой и твёрдой. В его глазах она вечна. Цикл «На поле Куликовом», состоящий из 5 стихотворений коренным образом отличается от обычного «представления» Блоком в лице его лирических героев своей Родины.

Поэт отходит от настоящего, от нынешней России с её деревнями и бескрайними полями. Он обращается к истории, к одной из самых важных баталий, которая должна была решить: оставаться Руси на правах рабы монголов или же стряхнуть позор, длившийся больше 200 лет.

Он проводит параллель между бунтом против внешнего врага – грозной Золотой Орды и началом отсчёта от точки невозврата гибели Российской Империи, царской семьи и вместе с этим привычного строя. Шёл 1908 год, до Революции оставалось 9 лет, а Блок словно предчувствовал неминуемое страшное событие, которое погубило сотни людей, других, заставило бросить всё и бежать из своей Родины, куда глаза глядят.

Люди, кони находятся ещё в ожидании битвы, они словно окутаны дымкой безмятежности, но уже к четвёртому стихотворению назревает в воздухе дух волнения. Тоже самое происходит и с Россией начала 20 века, все понимают, что перемены в самых худших своих проявлениях неизбежны, но доживают свои последние деньки в старом мире, стараясь отбросить мысли о плохом.

Сам лирический герой в стихотворениях – воин без имени. Он герой, не стремящийся к славе и подвигам, его единственное желание спасти свой народ, землю, семью. Стихотворения богато изложены с использованием средств художественной выразительности. Парцелляция: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами», метафоры «И вечный бой! Покой нам только снится…» погружают читателей в мир, который кажется сказкой. Где царит патриотизм и любовь к своей Отчизне. Символ «Матушки-Руси» сменяется «Русью-Женой», он рисует черты вечного идеала, который духовно богат, чист, он выше всего земного.

5 стихотворений, не связаны единым размером стиха. Если в первом и втором можно наблюдать пятистопным хореем, то к третьему подключается он же, но в трёхстопном варианте. К пятому хорей становится четырёхстопным. Из-за этого приёма натягивается итак тонкая нить напряжения.

Заканчивается стихотворение своеобразным итогом: «Теперь твой час настал. – Молись!». Это воззвание к потомкам, которое должно вызвать у них прилив мужества и появление гордости за свою страну и её людей.

Анализ стиха №4

Большинство авторов стараются избирать главную тему, которая встречается во всех писаниях поэта. Кому-то может, нравятся комедии, других привлекает лирика. Можно сказать, что Александр Блок – настоящий патриот России, так как его сильно беспокоит будущее страны. Поэтому автор решил не оставлять своё государство в трудные времена, в то же время осознавал, что легко не будет.

В 1908 году Блок открыл всему миру стихотворение «На поле Куликовом», где сумел предчувствовать надвигающиеся изменения в России, также высказал личное мнение к ним. Своя точка зрения поэта, известно, однозначная – именно тогда он решил остаться на родине и не бросать своих соотечественников. В стихотворение, которое мы рассматриваем, не просто так сравнивают начало 20 века и Куликовскую битву, показывая этим, что Россия будет снова защищаться. По мнению автора, оборону страна должна держать против идеологов. Такую аналогию Блок провел неслучайно.

Некоторое время назад поэт был на стороне свержение царской власти. Ему казалось, что это сильно изменит Россию, и она сможет стать лучше. В 1905 году, когда произошла революция, Блок поменял отношение к принудительным переменам общественно-политического строя. Блок считал, что в момент революции такая плата казалась не рациональной за возможно сомнительную судьбу страны.

По этому мотиву Блок в своём стихотворении, обращаясь к прошлому, но в то же время к будущему, сопоставляет Россию с кобылицей, что несётся вперёд навстречу закату, и никому не по силам её остановить. Как ни странно, в самом стихотворении поэт отводит довольно узкое место для себя. Блок надеется на чудо, осознавая, что грядущая битва будет намного страшнее, чем Куликовская. Одна из причин этому, битва состоится не с татарами, а со своим же народом, помешанные неспокойными идеями. “Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар”, – пророчит автор. В то же время не понимает, как его предостеречь. Только поэтому остаётся верить. Автор требует всех, кому не безразлично будущее государства, надеяться лишь на Бога.

Интересно, что Блок, описавший в этом стихотворение разрушение, спустя 9 лет воплощается в реальность. Однако, поэт выбрал остаться на родине, чтобы помочь стране в не лёгком будущем, и вернуть стране статус, которым по праву должна владеть. Только, вера и надежда не помогают, ибо нельзя догадаться, что социализм, куда намного хуже, чем монголо-татарское иго, и захватит страну на долгое время.

Картинка к стихотворению На поле куликовом

Популярные темы анализов

С. А. Есенин всегда описывал красоту природы и любовь. Его темы яркие, но также печальные. Поэт всегда сначала показывает счастье, а затем грусть. Есенин много стихов посвятил женщинам. Данное стихотворение автор посвящает актрисе Августе Миклашевской,

Великолепное сочинение Гамлет, к которому Б.Л.Пастернак вложил особое философское значение. Это стихотворение изложено от первого лица, а героем романа Юрием Живаго, который умирает, но утверждает бессмертность духа и человеческой

Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии. В их семье было пятеро детей, но выжил один Владимир. Семья была очень бедная, поэтому Маяковский доучился только до 5-го класса. Поэт не раз попадал в тюрьму из-за своих

Стихотворение « Мы теперь уходим понемногу », было написано Сергеем Есениным в конце его жизни и творчества о чем и говорит сам поэт в этом печальным стихотворении, которое не прочтешь без чувства печали и страдания к судьбе молодого

В 1840 году власти считали неприемлемым выступления Михаила Юрьевича за правду и справедливость, отправили его во вторую ссылку на Кавказ. Собравшись вместе в квартире Карамзиных, что находится в Санкт-Петербурге,

«На поле Куликовом» анализ стихотворения Блока по плану кратко – жанр цикла, образы, лирический герой

Написанное А.А. Блоком в 1908 году стихотворение «На поле Куликовом» – часть одноименного цикла. В нем поэт отразил свои размышления о прошлом и будущем России. Вам предлагается краткий анализ «На поле Куликовом» по плану. Данный разбор будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.

История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры«Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения«Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты«…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение«А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

История создания

1908-1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом». За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.

Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну («В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…»).

Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».

Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла». Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».

Жанр – лиро-эпический. Произведение сочетает в себе переживания лирического героя, признаки стихотворения и одновременно характеризуется наличием сюжета. Оно состоит из пяти частей, которые, в свою очередь, разделены на строфы (четверостишия), написанные ямбом. Рифма используется точная (боли – воли), неточная (лениво – обрыва), мужская (Русь – боюсь), женская (кострами – знамя).

Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесем олицетворения: «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи», метафоры: «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи». Кроме того, поэт использовал эпитеты: «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней», и сравнение: «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Ссылка на основную публикацию