Анализ стихотворения Бродского Я памятник воздвиг себе иной!

Анализ стихотворения Бродского Я памятник воздвиг себе иной!

Ещё одно стихотворение Бродского является аллюзией на работу Пушкина В прошлый раз мы анализировали, что хотел сказать автор в стихе «Я вас любил», а этот раз снимем шляпу и разберём по косточкам строки «Я памятник воздвиг», написанное 22-летним поэтом в 1962 году.

В стихотворении автор в образе героя рассказывает, что он уже воздвиг себе памятник, но этот монумент отличается от классического пушкинского обелиска. У Бродского памятник иной по внешнему виду и по расположению и это монумент является отражением его мыслей и взглядов.

Спиной к постыдному прошлому

С первой строки стихотворения в нём чувствуется дух бунтаря, который шёл с Бродским рука об руку всю жизнь, подобно тени. Поэт является ярым противником текущей социалистической действительности, убивающей человеческое «я» и загоняющей индивидуума в стадо общества. Автору не нравится ближайшее прошлое страны, и он не стесняясь называет его постыдным.

К постыдному столетию — спиной. К любви своей потерянной — лицом.

Поэт противопоставляет постыдное прошлое потерянной любви, ставя последнюю наголову выше – памятник установлен к ней лицом. Внимательный читатель заметит, что грудь памятника смотрит в сторону любви, а ягодицы в сторону постыдного столетия. Любовь достойна выгнутой колесом груди, а море полуправд прошлого только взгляда на пятую точку.

Далее, уже во втором четверостишье, поэт говорит в строках, что образ и расположение памятника не случайно и он не собирается их менять. В 1962 году началось первое давление власти на Бродского, но автор стихотворения откровенного говорит, что останется при своём мнении и не изменит взглядов даже под давлением.

Какой ни окружай меня ландшафт, ……………………………………………………….. я облик свой не стану изменять.

Стихотворение «Я памятник воздвиг себе иной!» Бродский Иосиф Александрович

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию — спиной. К любви своей потерянной — лицом. И грудь — велосипедным колесом. А ягодицы — к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт, чего бы ни пришлось мне извинять,- я облик свой не стану изменять. Мне высота и поза та мила. Меня туда усталось вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то. Рассудок мой теперь, как решето, а не богами налитый сосуд. Пускай меня низвергнут и снесут, пускай в самоуправстве обвинят, пускай меня разрушат, расчленят,-

В стране большой, на радость детворе из гипсового бюста во дворе сквозь белые незрячие глаза струей воды ударю в небеса.

(2 votes, average: 4,50 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах…
  2. Иной имел мою Аглаю Иной имел мою Аглаю За свой мундир и черный ус, Другой за деньги — понимаю, Другой за то, что был француз, Клеон — умом ее стращая, Дамис — за то,…
  3. На землю полдень мертвый пал На землю полдень мертвый пал, Налитый золотом тяжелым, И в блеске пламенно-веселом Дробится озера опал. Гудят косматые шмели, Протяжен их медовый голос. Налитый соком спелый колос Главу склоняет до земли….
  4. Я приснился себе медведем Я приснился себе медведем И теперь мне трудно ходить — Раздавил за столом тарелку, А в ответ на нежный укор Проворчал: «Скорлупку ореха Я не так еще раздавлю!» Даже медом…
  5. Памятник Я — памятник отцу, Андрею Николаевичу. Юдоль его отмщу. Счета его оплачиваю. Врагов его казню. Они с детьми своими по тыще раз на дню его повторят имя. От Волги по…
  6. Памятник Пушкину Из вольных мысли сфер к нам ветер потянул В мир душный чувств немых и дум, объятых тайной; В честь слова на Руси, как колокола гул, Пронесся к торжеству призыв необычайный….
  7. Памятник Sume superbiam… Horatius Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить! Распад певучих слов в грядущем невозможен, — Я есмь и вечно должен быть….
  8. Памятник Я при жизни был рослым и стройным, не боялся ни слова, ни пули и в привычные рамки не лез, но с тех пор, как считаюсь покойным, охромили меня и согнули,…
  9. Памятник юноше Пушкину Распахнув сюртук свой, на рассвете Он вдыхал все запахи земли. Перед ним играли наши дети, Липы торжествующе цвели. Бабочки весенние порхали Над его курчавой головой. Светлая задумчивость печали Шла к…
  10. Памятник Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так!- весь я не…
  11. Памятник Приснилось мне, что я чугунным стал. Мне двигаться мешает пьедестал. В сознании, как в ящике, подряд чугунные метафоры лежат. И я слежу за чередою дней из-под чугунных сдвинутых бровей. Вокруг…
  12. Памятник Дивизия лезла на гребень горы По мерзлому, мертвому, мокрому камню, Но вышло, что та высота высока мне. И пал я тогда. И затих до поры. Солдаты сыскали мой прах по…
  13. Видишь, сама я себе западня Видишь, сама я себе западня: Людям кричу среди белого дня,- Вот она я — унижайте меня! Вот она я — распинайте меня! Черного крику мне хватит на три Не петушиных…
  14. Памятник Он стоит как центр, как узел, Всех окружных струн и спешек. Он несется — горд и грузен, Он своим недвижьем взбешен. Он ни жив ни мертв от топа, Что кругом…
  15. Памятник Тот монумент тысячетонный, С речною пеной на висках, Рос из упорства и бетона, Железа, пота, и песка. …Я шел по трапам, как по тропам, Кайлом, лопатой и киркой Смыкая Азию…
  16. Памятник Нанесли мы венков — ни пройти, ни проехать; раскатили стихов долгозвучное эхо. Удивлялись глазастости, гулкости баса; называли певцом победившего класса… А тому Новодевичий вид не по нраву: не ему посвящал…
  17. Памятник Во мне конец, во мне начало. Мной совершенное так мало! Но все ж я прочное звено: Мне это счастие дано. В России новой, но великой, Поставят идол мой двуликий На…
  18. Памятник Ты замкнут четкою решеткой Ограды сада и кругом Спешащей, мелкою походкой Проходят люди — день за днем. Сейчас январь, по небу вьюга Мчит снеговые корабли. Костлявых веток тени туго Твое…
  19. Памятник охоты Пошли за зверем восемь человек. Булчуты понимали: зверь не слабый. Судили по следам: ноябрьский снег Был глубоко продавлен мощной лапой. Эвенк Атласов, может быть, потомок Атласова, открывшего Камчатку, На зверя…
  20. Памятник Достоевскому Как искусство ни упирается, жизнь, что кровь, выступает из пор. Революция не собирается с Достоевским рвать договор. Революция не решается, хоть отчаянно нарушается Достоевским тот договор. Революция это зеркало, что…

Вы сейчас читаете стих Я памятник воздвиг себе иной!, поэта Бродский Иосиф Александрович

Мой облик неизменен

Автор считает свой талант даром свыше – его подарила муза и этот огонь поэт обязан нести в чистом виде, не болтаясь с ним из стороны в сторону. Такое расположение памятника основано на фоне усталости от текущего дня, это не спонтанное решение, а продуманный выбор.

Бродский уподобляет себя этому памятнику, что видно из второй части стихотворения. Он говорит, что ничего не изменит даже если ему будет угрожать «демонтаж». Не за горами ссылка и полное презрение властей, которое вынудит покинуть страну. Бродский примет решение эмигрировать, но от своих взглядов и убеждений не откажется. Уже в 1962 году он принёс клятву верности своим убеждениям и не отречётся от них никогда.

Эта непреклонность видна в стихотворение и отражена в сцене возможного сноса памятника. Поэт буквально кричит, что его правда, его убеждения не останутся незамеченными, если обвинят, разрушат или даже расчленят, то правда вырвется сквозь незрячие глаза гипсовой статуи и ударит струёй в небеса.

сквозь белые незрячие глаза струей воды ударю в небеса.

Стихотворение достаточно легко читается, для понимания его смыла не надо долго просматривать через лупу межстрочное расстояние.

Текст

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию — спиной. К любви своей потерянной — лицом. И грудь — велосипедным колесом. А ягодицы — к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт, чего бы ни пришлось мне извинять, — я облик свой не стану изменять. Мне высота и поза та мила. Меня туда усталость вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то. Рассудок мой теперь, как решето, а не богами налитый сосуд. Пускай меня низвергнут и снесут, пускай в самоуправстве обвинят, пускай меня разрушат, расчленят, —

в стране большой, на радость детворе из гипсового бюста во дворе сквозь белые незрячие глаза струей воды ударю в небеса.

Анализ стихотворения Бродского «Я памятник воздвиг себе иной…»

Стихотворение «Я памятник воздвиг себе иной. » вышло из-под пера И. Бродского в 1962 году. Уже в 22-летнем возрасте поэт выражал бунтарство против идеологической действительности, глубоко осознавал свою жизнь и жизнь окружающих. Анализируемое стихотворение – аллюзия на произведение А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Тем не менее, «Я» Бродского в данном стихе не стирается, наоборот звучит сильнее. Тема произведения «Я памятник воздвиг себе иной. » – отношение к «постыдному столетию» и собственной жизни. Автор показывает, как обстоятельства жизни, в том числе и диктуемые общественным строем, могут опустошать рассудок и разрушать человека. Кроме того, этим стихом И. Бродский доказывает насколько важно оставаться самим собой при любых обстоятельствах.

Центральным образом произведения является лирический герой, который сливается с автором, выражая его позицию. Уже в первых строчках отображается отношение лирического героя и автора к его эпохе, которую тот называет «постыдным столетием» и поворачивается к ней спиной. Лицом он становится только к искреннему чувству – любви, хоть и потерянной. Лирический герой выражает отвращение к полуправде, показывая ей ягодицы. Но, несмотря на все обстоятельства, он сохраняет чувство собственного достоинства.

Лирический герой акцентирует на том, что он не будет менять себя, какой бы «ландшафт» не окружал его. Единственный, перед кем он извиняется и кому изливает душу – Муза. Ей он признается, что рассудок его «как решето». Со следующих строк легко понять: сердце поэта болит за родину, запутанную сетями идеологии. Интересно, что его воображение «воздвигает» гипсовый бюст, а не гранитный или мраморный монумент. Таким образом, он подчеркивает, что является одним из многих. Если же разрушат его гипсовый бюст в «стране большой», он только заплачет, обращаясь к небесам. В последних строках И. Бродский намекает на давление с боку советской власти.

Идея стихотворения реализуется с помощью художественных средств: метафор («постыдное столетие», «усталость вознесла», «струей воды ударю в небеса»), сравнения («рассудок мой теперь, как решето…). Он не говорит о своей родине прямо, используя перифразу, называет ее «большой страной», чем проявляет иронию. Несмотря на высокий уровень эмоционального фона, интонационный рисунок спокойный, без восклицаний и вопросов. С помощью такого приема автор подчеркивает свое величие, умение возвышаться над обстоятельствами.

Привлекает внимание композиция стихотворения «Я памятник воздвиг себе иной!». Оно состоит из 5 куплетов с разным количеством строк: моностих, два катрена, строки, одно шестистишие и одно пятистишие. Моностих отображает ключевую мысль, рифмуется с первой строкой следующей строфы. Рифма в стихотворении параллельная, стихотворный размер – ямб с пиррихием.

Стихотворение И. Бродского «Я памятник воздвиг себе иной. » удивляет «зрелостью» мысли, особенно если учитывать, в каком возрасте оно написано. Строкам, написанным в молодости, поэт не изменял до конца жизни, сохраняя свое «Я» независимо от влияний внешнего мира.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Анализ стихотворения Бродского «Воротишься на родину…» Анализ стихотворения Бродского «Пилигримы» Анализ стихотворения Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» Анализ стихотворения Бродского «Одиночество»

Пушкин и Бродский

День смерти был у них один

Если правда, что звёзды определяют судьбу человека, то у Пушкина и Бродского были одни и те же звёздные покровители.
Судите сами. Александр Пушкин родился 26 мая (6 июня нового стиля) 1799 года в Москве. Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Пушкин родился накануне эпохи завоевательных войн Наполеона. Он словно пришёл на смену тысячам русских людей, погибших в Первую Отечественную войну. Россия откликнулась его рождением на эту национальную трагедию. И гений Пушкина многое сделал вместо тех, кто погиб на полях сражений…
Бродский тоже родился накануне Великой Отечественной войны.
Судьба России надеялась откупиться его талантом за гибель миллионов советских людей. Всё словно повторилось, и стало повторяться и дальше в судьбах обоих поэтов. Близость дат их рождения повлекло и сближение дат их смерти. Пушкин умирал 28 января, а Бродский умер 28 января.
За двухсотлетием со дня рождения великого Пушкина следует дата смерти Бродского. Пушкину – 200, а Бродскому – 60. Даже их юбилеи близки. Но и это ещё не всё. Пушкин погиб, когда ему было за тридцать. А Бродского в этом возрасте выдворили за пределы его Родины. Тридцатилетний рубеж оба поэта преодолели, чтобы пережить потом огромную трагедию своей жизни. Пушкин не смог оправиться от ранения и умер. А вот Бродскому удалось выжить, хотя на Западе ему сделали несколько операций… Пошаливало сердце.
И всё же он выжил. Выжил для того, чтобы принять возрастную эстафету из рук самого Пушкина и тоже стать знаменитым, всемирно известным поэтом.
И Бродский стал им. Россия может гордиться своим сыном. Он не уехал в Израиль, он не изучал иврит или идишь, так как считал и был твёрдо уверен в том, что родной язык у человека только один. Этот язык для Бродского был русским. Он творил именно на нём, хотя и английский тоже знал неплохо и ряд своих произведений потом создал на нём. И всё же русский язык Бродский любил больше. Это был язык Пушкина, к которому Бродский относился с глубоким уважением и считал его одним из своих главных учителей.
Одно из первым стихотворений Иосифа Бродского называется «Другу-стихотворцу».

Читайте также:  Анализ стихотворения Бродского Письма к стене

Нет, не посетует Муза,
если напев заурядный,
звук, безразличный для вкуса,
с лиры сорвётся нарядной…
Всего в этом стихотворении тридцать две строки, но не это наводит на раздумья, а то, что у другого юного поэта было стихотворение с похожим названием. Любителям поэзии Пушкина оно хорошо известно и называется «К другу стихотворцу».

Как видим, названия обоих стихотворений отличаются всего на одну букву. Бродский с первых своих шагов в поэзии ориентировался на гениальных поэтов мира. Он любил стихи Баратынского, считал своими учителями Горация и Вергилия, был лично знаком с великой Анной Ахматовой и очень ценил её творчество, хотя творческая манера Цветаевой была ему гораздо ближе и он стремился ритмически приближаться к её достижениям в поэтике…
Однако вернёмся к Пушкину, юбилей которого обязывает уделять ему особенное внимание. Я считаю Бродского одним из последователей и самым известным современным учеником великого Пушкина. Это можно доказать и косвенно, как я уже попытался сделать, но и достижения Бродского в поэзии говорят сами за себя. Известного в мире поэта, лауреата Нобелевской – самой престижной на сегодняшний день премии, родившегося в России и сверявшему свои творческие шаги с Пушкиным, не грех сравнить именно с ним, с Пушкиным.
В подтверждение своих слов приведу ещё один из примечательных фактов, которых множество… В у962 году накануне своего первого ареста Бродский, достигший уже заметного мастерства в поэзии, пишет своё пророческое стихотворение, которое знакомо нам всем по его первой строчке…

Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию – спиной.
К любви своей потерянной – лицом.
И грудь – велосипедным колесом.
А ягодицы – к морю полуправд…

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, –
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталость вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
Пускай меня разрушат, расчленят,-

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струёй воды ударю в небеса.

Это стихотворение явно написано под влиянием стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Оно ещё одно свидетельство того, что Иосиф Бродский много размышлял и изучал творческое наследие великого Пушкина, учась у него необходимому поэтическому мастерству. И об этом должны всегда помнить все начинающие поэты: пример Бродского другим – наука!
Оттолкнувшись от гения, он и сам достиг величайших вершин в поэзии. И пусть зрелый Бродский писал уже в иной – далёкой от пушкинской – манере, он всё равно ученик Пушкина. А манера Бродского явилась следствием его выдворения из страны, что и сбило его с классического, пушкинского пути развития русской поэтики. Зато он создал свою поэтику, которую признал мир. И Пушкин мог бы гордиться таким учеником, у которого есть чему поучиться всем нам, пишущим современникам поэта. У всех нас свои пути-дороги, но облик Пушкина, его гениальное творчество, русский дух его поэзии, который смог вдохнуть Иосиф Бродский, будут всем нам путеводной звездой на трудной творческой дороге к Парнасу. У Пушкина и сегодня есть чему учиться…

ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №16. Аргументы. Тема: «Памятник»

Памятник А.С.Пушкину в Москве.1880. Скульптор А.М.Опекушин

Ода М.Ломоносова-это переложение оды древнеримского поэта Горация, который писал в своём произведении о нерукотворном памятнике, созданном поэтом своим творчеством. Его ода очень близка к оригиналу. Поэта привлекла мысль о подведении итогов творчества. Он отмечал, что его поэзия бессмертна, что слава его будет возрастать с каждым последующим поколением. Главная идея стихотворение- высокая оценка собственного труда:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди…

В стихотворении поэт подводит итоги своему творчеству, отмечая, что его поэзия будет жить,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Это свидетельствует о том, как высоко он сам оценивал свои произведения. Особо он отмечает доступность, простоту, лёгкость слога его стихов, чего раньше не было в поэзии. Поэт был новатором в литературе, он расширил тематику стихов, воспевая не только подвиги, но и добродетели, в первую очередь, императрицы:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить…
Памятник « чудесный, вечный», воздвигнутый поэтом его стихами, заслужен им.Истинная поэзия нетленна, вечна.

Поэт жил в эпоху Просвещения, поэтому одной их задач своей поэзии он видел распространение просвещения. Он был сторонником абсолютной монархии, но считал, что монархи должны служить Отечеству, создавая справедливые законы. Он считал своей заслугой то, что мог бесстрашно «истину царям с улыбкой говорить».

Стихотворение А.С.Пушкина носит более личный характер, чем похожие произведения предшественников. Он размышляет и своём «жестоком веке», и о себе, ставя в заслугу то, что воспевал свободу.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Поэт был уверен, что его стихи переживут время и будут жить в сердцах народов России, что его стихи будут знать во всех уголках огромной страны:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

Поэт не стремился возвеличить себя. Он создал реальную картину, так как к поэтическому творчеству относился с огромной ответственностью и понимал, какова миссия поэта в обществе.

Поэт создал произведение, в котором , по примеру предшественников, стремился подвести итог своему творчеству. Он особо подчёркивает мировое значение своей поэзии, которая переживёт века:

Венчай мое чело, иных столетий Слава,
Вводя меня в всемирный храм.

Что же ставил себе в заслуги поэт? Это умение выразить в стихах думы и страсти человека. Как бы ни критиковали его поэзию, был уверен, что стихи обязательно оценят люди разного положения в обществе, разного вкуса:

И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,
В каморке бедняка, и во дворце царя…

Стихотворение написано в свойственной поэту манере возвеличивания себя:

Я есмь и вечно должен быть.

Вся поэзия И.Бродского неоднозначно воспринималась в СССР, многими не принималась, слишком прямо он высказывал правду. Это и стало причиной его отъезда в Америку. Но стихи поэта будоражили людей, которые хотели знать правду .Поэтому автор и отмечает, что его памятник будет стоять «к постыдному столетию – спиной»,
когда буквально душилась любая свободная мысль. Поэт оставался верен своим идеалам, где бы он ни находился:

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, —
я облик свой не стану изменять.

Он нашёл своё место в мире поэзии, это связано со стремлением говорить правду в лицо, именно туда его «усталось вознесла»,он сам определил своё высоту. Поэт был уверен в том, что как бы ни критиковали его поэзию, как бы ни «низвергали», пройдёт время всё расставит на свои места: ему будет стоять памятник, а значит, его будут помнить:

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струёй воды ударю в небеса

Для поэтов свойственно подведение итогов своего творчества. Им было небезразлично, как потомки оценят их творения. Поэтому тема памятника как нерукотворной памяти свойственна поэзии, особенно в 18-19веках, хотя и поэты 20 века тоже не раз обращались к данной теме. Все стихотворения объединяет общая мысль- стремление создавать такие произведения, которые были бы интересны и актуальны не только современникам, но и потомках, поэтам хотелось остаться в их памяти. Все авторы отмечают бессмертие поэзии, особое предназначение поэта, который способен через своё творчество связывать поколения.

Несмотря на созвучность тем и проблем, каждый из поэтов делает акцент на чём — то своём. М.В.Ломоносов, в первую очередь, восхвалял своё творчество; Г.Р.Державин подчёркивал общедоступность, новаторство своих стихов и по содержанию, и по форме; А.С.Пушкин создал глубоко лиричное стихотворение, в котором высказал свои сокровенные мысли о жизни, о себе; В.Брюсов значительно расширил границы распространения своих стихов, он писал об их мировом значении; И.Бродский подчёркивал свою непокорность, неудобность для многих людей , слишком много правды говорил он людям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Памятник Г.Р.Державину в Петрозаводске. 2003 г.Скульптор В.Сойни.

Памятник М.В.Ломоносову в Москве. 1953 г.

«Я памятник себе воздвиг иной» (по творчеству Иосифа Бродского)

Куруч Надежда Георгиевна,
г. Санкт-Петербург,
учитель русского языка и литературы
ГБУ школа 328 с УИАЯ

«Я памятник себе воздвиг иной»
(по творчеству Иосифа Бродского)

Вид урока: лекция с элементами анализа стихотворений

Цель урока: 1. Знакомство с жизнью и творчеством поэта

2. Формирование умения конспектировать, творчески подходить к анализу

3. Формирование эстетических взглядов

Оборудование:Портрет И.Бродского, презентация, музыкальное сопровождение (песни на стихи поэты исполняют ученики или видеоролик с записью артистов-бардов)

Ход урока

Все есть в стихах — и вкус, и слово,

И чувства верная основа,

И стиль, и смысл, и ход, и троп,

И мысль изложена не в лоб.

Все есть в стихах — и то и это,

Но только нет судьбы поэта,

Судьбы, которой обречен,

За что поэтом наречен.

Годы и факты (на слайде презентации)

24мая1940 г. —родился в Ленинграде;
1949 г. — семья получила «полторы комнаты»;
с 1955 г. — работал фрезеровщиком на заводе, в больнице, в морге, был кочегаром, лаборантом, лесником, участником геологических экспедиций;
1957 г. — написаны первые стихи;
1960 г. — публикуется в самиздатовском журнале «Синтаксис»;
1961 г. — знакомство с А. Ахматовой;
29 ноября 1963 г. — после публикации фельетона «Окололитературный трутень» начинается преследование;
13 февраля 1964 г. — арест, приговорен к 5 годам принудительных работ на Севере за тунеядство;
сентябрь 1965 г. — досрочно освобожден в результате вмешательства видных деятелей европейской культуры;
4 июня 1972 г. — вынужденный переезд в Вену;
С 1972 г. — становится преподавателем в Мичиганском, Колумбийском, Нью-Йоркском университетах;
1980 г. — становится гражданином США;
1981 г. — получает стипендию «гениев фонда „MacArthur“»;
1987 г. — присуждается Нобелевская премия по литературе;
с 1988 г. — стихи возвращаются на Родину;
1991 г. — занимает пост поэта-лауреата США;
1 сентября 1990 г. — в Стокгольме состоялось бракосочетание с Марией Содзани;
9 июня 1993 г. — родилась дочь;
28 января 1996 г. — умер от сердечного приступа.

В России жизнь поэтов всегда была нелегка. Вспомним из Кюхельбекера «Горька судьба поэтов всех веков. Тяжеле всех она казнит Россию…» Почему так происходит? В чем особенность творческого пути каждого из поэтов, если жизнь постоянно подвергается опасностям и гонениям? Наверное, в их особом предназначении.

Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.

С первых своих шагов в поэзии Иосиф Бродский поражал такой силой подлинного лиризма, таким оригинальным и глубоким поэтическим голосом, что притягивал к себе не только сверстников, но н тех, кто был намного старше и несравненно сильнее нас.

О своем я уже не заплачу,
Но не видеть бы мне на земле
Золотое клеймо неудачи
На еще безмятежном челе.

В этом четверостишии Ахматова с устрашающей прозорливостью предсказала начинающему поэту его славную и трагическую судьбу. Что касается «золотого клейма», то поэтический эпитет поддержан зрительным впечатлением: у рыжеволосого поэта, когда он читал стихи, проступали на высоком лбу мелкие капельки пота — характерное свойство рыжих людей с ослепительно белой кожей в минуты волнения.

Читайте также:  Анализ стихотворения Письма римскому другу Бродского

Стихи Бродского расходились в списках, в обход и поверх печатного станка, убедительнейшим образом доказывая изначальное, врожденное свойство поэзии завоевывать сердца с голоса, с лета, с первого взгляда. Увы, чем сильнее звучал этот голос, тем подозрительнее относились к нему те, кого Блок в своей Пушкинской речи назвал «чиновниками», собирающимися «направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение».

В 1964 году Бродский за «тунеядство» был осужден и выслан в глухую деревню Архангельской области. Там он провел полтора года. Самое удивительное, что это произошло в конце хрущевского, как говорится либерального, периода. Большие поэты, как большие деревья, притягивают к себе молнии. Как тут не вспомнить самого прекрасного нашего поэта, умудрившегося оказаться в ссылке в александровские, сравнительно легкие, голубоглазые, маниловские времена?

За Бродского заступились Ахматова, Твардовский, К. Чуковский, Шостакович, в 1965 году Бродский был возвращен в Ленинград.

Четыре стихотворения — вот все, что удалось опубликовать Бродскому в роднойстране.

Перед отъездом из страны Бродский пишет письмо Генеральному Секретарю КПСС Брежневу. (см. приложение 1)

Мне говорят, что нужно уезжать.

Да-да.благодарю. я собираюсь.

Да-да.я понимаю. Провожать

Не следует.да, я не потеряюсь.

Текст письма был опубликован в венской газете «Ди пресс».

Пересадка на чужую почву была вынужденной и тяжелой. Там, в Соединенных Штатах, пришлось перенести две операции на сердце. Помните, у Мандельштама: «Видно, даром не проходит шевеленье этих губ, и вершина коли-бродит, обреченная на сруб».

Нет, дар не оскудел, не потускнел, но чего это стоило человеку, принужденному учиться «у них — у дуба, у березы»? Можно только догадываться. Впрочем, стихи расскажут многое.

…И ежели я ночью
отыскивал звезду на потолке,
она, согласно правилам сгоранья,
сбегала на подушку по щеке
быстрей, чем я загадывал желанье.

Поэзия Бродского. Поражает поэтическая мощь в сочетании с дивной изощренностью, замечательной виртуозностью. Поэзия не стоит на месте, движется, растет, требует от поэта открытий. В ней идет борьба за новую стиховую речь. Сложнейшие речевые конструкции, разветвленный синтаксис, причудливые фразовые периоды опираются у Бродского на стиховую музыку, поддержаны ею. Не вяло текущий лиризм, а высокая лирическая волна, огромная лирическая масса под большим напором. На своем пути она захватывает самые неожиданные темы и лексические пласты.

Бродский говорил, что поэт должен «тормошить» читателя, «брать его за горло».

Поэт, по Бродскому,— человек, противостоящий «толпе» и мирозданью. В поэзии Бродского просматривается лирический герой, читатель следит за его судьбой, любуется им и ужасается тому, что с ним происходит. С этим, как всегда, связано представление о ценностях: они усматриваются не в жизни, а, может быть, в душе поэта. С земными «ценностями» дело обстоит неважно. Оттого и вульгаризмы, грубость, соседство высокого и низкого, чересполосица белого и черного.

Бродский — наследник байронического сознания. Любимый его поэт в XX веке — не Анненский, не Мандельштам, а Цветаева! Но, конечно же, брал он уроки у многих, в том числе у Пастернака.

Необходимо сказать об одной редкой особенности — ориентации не только на отечественную, но и на иноязычную традицию. Бродский связан с польской, но прежде всего — с английской поэзией, он блестяще переводил с польского, с английского. (Вот почему пересадка на чужую почву, как и для Набокова, оказалась болезненной, но не губительной.)

Одно из самых прекрасных ощущений, данных человеку на земле,— переживание совершающейся справедливости, самой возможности ее в этой жизни. Мы присутствуем сегодня при таком торжестве в самых разных, и не только литературных, областях. Вот еще один завораживающий пример — возвращение поэзии Бродского в родную страну при жизни поэта.

Теперь, зная многое о моей
жизни — о городах, о тюрьмах,
о комнатах, где я сходил с ума,
но не сошел, о морях, в которых
я захлебывался, и о тех, кого
я так-таки не удержал в объятьях, —
теперь ты мог бы сказать, вздохнув:
«Судьба к нему оказалась щедрой»,
и присутствующие за столом
кивнут задумчиво в знак согласья

В США Бродский в полной мере реализовал все те возможности творческого и карьерного роста, а также издательской активности, которые ему предложили двухсотлетняя демократия, сверхразвитые рыночные отношения и чрезвычайно мощная система поддержки университетского образования. Его исключительный творческий потенциал и эффективная система постоянного самообразования привели к быстрому освоению письма на языке новой родины – английском, при этом стихи и проза Бродского на английском языке явились таким же общепризнанным выдающимся вкладом в мировую культуру, как и его сочинения на русском языке.

На вопрос, не хотел бы поэт вернуться на Родину, И.Бродский отвечал, что «туда, где был унижен, он прийти не сможет».

Когда-нибудь придется возвращаться.

Назад. Домой. К родному очагу.

И ляжет путь мой через этот город.

Дай бог тогда, чтоб не было со мной

Двуострого меча, поскольку город

Обычно начинается для тех,

Кто в нем живет, с центральных площадей и башен.

А для странника- с окраин.

Звучит песня на стихи Бродского «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать»

Петр Вайль считает, что читать Бродского – значит обрекать себя на тяжелый труд. Попробуем и мы потрудиться, читая и разбирая стихи поэта.

Задание. Прочитайте стихотворения Бродского разных лет: «Стансы», «Часть речи», «Одиссей Телемаку», «Бабочка», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…». Определите, как в них отразились мысли и чувства поэта о своем жизненном пути.

-Какое впечатление производят стихи Бродского при первом знакомстве с ними?

Попытайтесь сформулировать в двух-трех словах свои впечатления, ассоциации по каждому стихотворению.

Знатокам и любителям Бродского

1)кто написал монографию о Бродском в форме диалога, под впечатлением от лекций Бродского в Колумбийском университете в 1978г. этот человек культуролог и музыковед

2) чему хотел поставить памятник Бродский? (ЦИТАТА ЧТО ЛИ?)

5)Какие художественные приёмы и фигуры речи использованы поэтом в следующих отрывках из стихотворений?
1)Ее полуовальные портреты,
Ее глаза, а также голоса,
К эстетике минувшего столетья
Анапесты мои соотнеся.

2)Мимо ристалищ и капищ,
Мимо храмов и баров,
Мимо шикарных кладбищ,
Мимо больших базаров,
Мира и горя мимо,
Мимо Мекки и Рима,
Синим солнцем палимы,
Идут по земле пилигримы.

3)Меня окружают молчаливые глаголы,
Похожие на чужие головы глаголы,
Голодные глаголы, голые глаголы,
Главные глаголы, глухие глаголы.

4)И жизнь проходит в переулках,
Как обедневшая семья,
Летит на цинковые урны
И липнет снег небытия,

5)Возможно ты – пейзаж,
и, взявши лупу,
я обнаружу группу
нимф, пляску, пляж.
Светло ли там, как днем
иль там уныло,
как ночью? и светило
какое в нем
Взошло на небосклон?
чьи в нем фигуры?
Скажи, с какой натуры
был сделан он?

6). Скажите. там.
чтоб больше не будили.
Пускай ничто
не потревожит сны.
. Что из того,
что мы не победили,
что из того,
что не вернулись мы.

7)Все это лило, било,
вздергивало и мотало,
и отнимало силы,
и волокло в могилу,
и втаскивало на пьедесталы,
а потом низвергало,
а потом – забывало,
а потом вызывало
на поиски разных истин

8)Джон Донн уснул, уснуло все вокруг.
Уснули стены, пол, постель, картины,
уснули стол, ковры, засовы, крюк,
весь гардероб, буфет, свеча, гардины.
Уснуло все. Бутыль, стакан, тазы,
хлеб, хлебный нож, фарфор, хрусталь, посуда,
ночник, бельё, шкафы, стекло, часы,
ступеньки лестниц, двери. Ночь повсюду.

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию – спиной.
К любви своей потерянной – лицом.
И грудь – велосипедным колесом.
А ягодицы – к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять,-
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталось вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят,-

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.

Иосиф Бродский. Назидание.
СП `СМАРТ`, 1990.

к пункту 1) Соломон Волков `Диалоги с Иосифом Бродским` Москва: Изд-во ЭКСМО, 2002

Вопросы, однако, сформулированы корявовато, но поиск даёт результаты легко))) Даже любопытно стало, хотя я отнюдь не знаток и далеко не любитель Бродского)))

Вот ещё к памятнику – может, это?
ПАМЯТНИК
Поставим памятник
в конце длинной городской улицы
или в центре широкой городской площади,
памятник,
который впишется в любой ансамбль,
потому что он будет
немного конструктивен и очень реалистичен.
Поставим памятник,
который никому не помешает.

У подножия пьедестала
мы разобьем клумбу,
а если позволят отцы города,
небольшой сквер,
и наши дети
будут жмуриться на толстое
оранжевое солнце,
принимая фигуру на пьедестале
за признанного мыслителя,
композитора
или генерала.

У подножия пьедестала ручаюсь
каждое утро будут появляться
цветы.
Поставим памятник,
который никому не помешает.
Даже шоферы
будут любоваться его величественным силуэтом.
В сквере
будут устраиваться свидания.
Поставим памятник,
мимо которого мы будем спешить на работу,
около которого
будут фотографироваться иностранцы.
Ночью мы подсветим его снизу прожекторами.

Поставим памятник лжи.

Есть у него и Памятник Пушкину. Но это уже – не чему, а кому)))

8. лексический повтор (уснуло), асиндетон (бессоюзие)

3. лексический повтор, эпитеты

цинковые урны = гробы – перифраз

в 4. и развёрнутая метафора

рассуждения о мире в терминах геометрии –прием, несомненно ведущий свое начало от школы Донна и, даже у`же, от его`циркуля`, следы которого явно видны в `Горбунове и Горчакове` в VII-ойчасти:

`Я радиус расширил до родни`. `Тем хуже для тебя оно, тем хуже`. `Я только ножка циркуля. Они — опора неподвижная снаружи`. `И это как-то скрашивает дни, чем шире этот радиус?` `Чем уже. На свете так положено: одни стоят, другие двигаются вчуже`. `Бывают неподвижные огни, расширенные радиусом лужи`.
`Я двигаюсь!` `Не ведаю, где старт, но финиш — ленинградские сугробы`

В стихотворении `Семь лет спустя` любящие представлены в виде точек,слившихся друг с другом:
Так долго вместе прожили без книг, без мебели, без утвари, на старом диванчике, что — прежде, чем возник — был треугольник перпендикуляром, восставленным знакомыми стоймя над слившимися точками двумя,

где перпендикуляр — полная любовь и взаимопонимание предшествовалтреугольнику, понимаемому в этом контексте как геометрически, так и в смысле`любовный треугольник` — вернее, последнее и дает толчок геометрическомусравнению. В другом стихотворении лирический герой и умершая героиняпредставляются прямыми, сошедшимися в одной точке, чтобы снова расстаться:

Как две прямых расстаются в точке, пересекаясь, простимся. Вряд ли свидимся вновь, будь то Рай ли, Ад ли. Два этих жизни посмертной вида лишь продолженье идей Эвклида. (`Памяти Т. Б.

В шутливом ключе геометрия пронизывает стихотворение `В отеле`Континенталь“:
Победа Мондриана. За стеклом — пир кубатуры. Воздух или выпит под девяносто градусов углом, иль щедро залит в параллелепипед. В проем оконный вписано, бедро красавицы — последнее оружье: раскрыв халат, напоминает про пускай не круг хотя, но полукружье, но сектор циферблата.
Говоря насчет ацтеков, слава краснокожим за честность вычесть из календаря дни месяца, в которые `не можем` в платоновой пещере, где на брата приходится кусок пиэрквадрата.
В терминах геометрии Лобачевского с ее возможностью встречипараллельных линий говорится о новой жизни, связанной с переменой `империи`и о последствиях этой перемены:
Перемена империи связана с гулом слов, с выделеньем слюны в результате речи, с лобачевской суммой чужих углов, 87 с возрастаньем исподволь шансов встречи параллельных линий (обычной на полюсе). И она, . (`Колыбельная Трескового Мыса`)

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Анализ стихотворения «Пилигримы» (И. А. Бродский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.07.2020 · Обновлено 17.07.2020

Иосиф Бродский – выдающийся поэт конца 20 века, покоривший своим талантом сердца не только русских читателей, а прославившийся ещё и за границей. Он русско-американский поэт, драматург, переводчик, удостоившийся Нобелевской премии в 1987 году. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с полным анализом стихотворения поэта «Пилигримы» по плану.

История создания

Стихотворение «Пилигримы» относится к раннему творчеству автора. Первые произведения датируются 1956 годом, хотя сам поэт отмечал, что писать он начал лишь с 18 лет, то есть двумя годами позднее.

Первые стихи Иосифа Бродского имеют направленность, схожую с направленностями английских поэтов. Его стихи проникновенны, они философичны и метафоричны. Также тема, поднятая в данном произведении, нетипичная для русской поэзии, она позаимствована у тех же английских писателей. Но следует уточнить, что тема эта преобразована, изменена, то есть её с уверенностью можно считать «открытием» и находкой поэта Бродского.

Но Иосиф Александрович всё же отдал дань английским «вдохновителям», поставив эпиграф перед стихотворением, строки которого взяты из шекспировского произведения: «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов».

Читайте также:  Анализ стихотворения Пилигримы Бродского

Жанр, направление, размер

В лирическом стихотворении «Пилигримы» можно заметить некоторые черты такого жанра лирики, как гимн. Песнь, которая сообщает о героях, восхваляет их подвиг – это и есть гимн. В данном случае героями являются пилигримы. Но не те пилигримы-богомольцы, паломники, которые направляются к святым местам, дабы совершить преклонение, а пилигримы – странники, которые находятся в поисках «своей» истины. Они также непреклонны и смиренны, служат высшим идеалам, их стремление – это подвиг, поэтому их, без сомнений, можно считать героями, достойными воспевания их свершений. Также данное произведение можно отнести к элегиям, так как оно является размышлением автора.

Бродский – поэт постмодернистского периода. Стилизация – особенность, присущая данному направлению, ярко отображенная в стихотворении «Пилигримы». Автор обращается к темам, идеям, героям предыдущих течений, модифицирует их, создавая что-то новое на «скелете» старого. Также постмодернизму присущи интеллектуальность, минимализм, что также просматривается в данном произведении.

Размер стихотворения «Пилигримы» – трёхстопный хорей с дибрахием. Рифмовка встречается и перекрёстная, и последовательная с женской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Пилигримы» состоит из 32 строк, которые не поделены на строфы.

Произведение можно разделить на 4 смысловые части.

  1. 1-я часть – первое предложение, то есть первые 8 строк. Поэт пытается указать на цель путешествия пилигримов. Но так, как цель — это неизвестная, неизведанная истина, то писатель пишет об окружении странников, о том, что им довелось уже пройти.
  2. 2-я часть – следующие четыре строки, то есть следующее предложение. Эта часть является характеристикой пилигримов. Она описывает и их внешность «Увечны они, горбаты, голодны, полуодеты…», и их внутренние качества: «глаза их полны заката, сердца их полны рассвета».
  3. 3-я часть – последующие 12 строк. Автор вначале стихотворения обращает наше внимание на абстрактные объекты, он скользит по ним, а затем, всего 4-мя строками, заостряет внимание на главных героях, на пилигримах. Потом он вновь начинает отдаляться от них, но только если вначале наше движение совпадало с направлением движения пилигримов, мы видели то же, что и они, то сейчас мы будто начали отставать от них, обращая внимание на последствия их шествия, мы будто оглядываемся назад, на пройденное.
  4. 4-я часть – заключительная. Последние 8 строк – это размышления автора. Поэт пишет, что всё осталось прежним, что нет смысла в данном шествии, что нет видимых результатов. Если в начале стихотворения глаза пилигримов полны «закатом», а сердца их наполнены «рассветом», то в конце поэт пишет уже более приземленно, без «внутренней начинки», пишет, что быть над землёй закатам и рассветам, имея ввиду привычные природные явления.

Образы и символы

Лирическим героем произведения «Пилигримы» является «человек со стороны», свидетель, который следит за происходящим действием, за шествием пилигримов. Он спокойный, рассудительный и рассуждающий наблюдатель.

Главными героями произведения «Пилигримы», основным образом стихотворения являются пилигримы. Но поначалу автор обрисовывает пейзаж, чем подготавливает воображение читателя к глубокому образу странников.

«…синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы…»

Эти две строки обозначили степень необычности происходящего. Синий цвет – это цвет загадки, тайны, верности и глубины. Поэтому солнце, одно из символических значений которого созидание, именно этого цвета. Также синий цвет – это вечность. Соединив все эти расшифровки воедино, мы получаем очень мощный образ, образ общечеловеческого пути, поиска истины, поиска вечности, символом которого является синее солнце.

Образ самих пилигримов, о которых написано всего четыре строки, тоже достоин особого внимания. Внешность их автор описал так: «Увечны они, горбаты, голодны, полуодеты», но внутренне они содержат в себе «целый мир», закаты и рассветы, то есть автор обращает наше внимание на полноту и уникальность каждого, на «огонёк» внутри человека, который и движет им, который и является причиной всех действий, поступков человека. Заурядная внешность в сочетании с уникальной «начинкой» — таков образ пилигримов, так можно охарактеризовать каждого человека, которые по сути и являются странниками.

Далее поэт пишет о мире в общем, который останется таким же, как и был до «прихода» пилигримов.

«За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними…»

Эти три строки повествуют о том, что мир стал прекрасней после «знакомства» со странниками, но «хрипло кричат им птицы: что мир останется прежним…», то есть автор передаёт идею, что мир стабилен, он такой, какой есть, а «нежным» или «лживым» его делает сам человек.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Пилигримы» — вечное странствие человека к истине. Лирика Иосифа Бродского очень приближена к лирике символистов, то есть строки произведения можно воспринимать по–разному. Остаётся лишь догадываться о реальном смысле стихотворений. Человеком-странником может быть изгнанник, политический протестант, может быть каждый человек, идущий «к самой сути», а возможно и всё человечество, пробирающееся сквозь века. Каждая из транскрипций имеет право на существование, каждое из прочтений не противоречит главной теме – странствие, путь, поиск.

Также стоит отметить тему внутреннего мира: увечные внешне странники очень красивы и богаты внутри. Люди с по-настоящему напряженной и активной внутренней жизнью часто неказисты на первый взгляд, потому что они не выпячивают свою индивидуальность.

Основная проблема стихотворения «Пилигримы» — бессмысленность поиска, которая сбивает с толку самых упертых людей. Кажется, что двигаться незачем, что путь труден и извилист, а цели нет. Но зачастую в ходе самого движения к желаемому мы становимся теми, кем хотим себя видеть, а это уже исполнение мечты.

Настроение стихотворения «Пилигримы» спокойное и серьезное, автор настраивает нас на сосредоточенные раздумья.

Основная идея

«…И, значит, остались только иллюзия и дорога» — смысл произведения «Пилигримы». Даже если человек идет к иллюзии (именно ими и является каждая мечта), его дорога стоит того, чтобы ее пройти. В пути мы обретаем себя и узнаем мир.

Путники – это обыкновенные люди, живущие среди остальных, живущие с остальными, но в то же время они отделены, то есть это всего лишь иллюзия, иллюзия единства и похожести, есть только «живой и настоящий» путь, дорога, которая у каждого своя. Таков смысл произведения «Пилигримы».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Пилигримы» многообразны и очень точны, как и сам текст:

  1. Эпитеты: «шикарные кладбища», «большие базары», «синее солнце», «увечны, горбаты, голодны, полуодеты… пилигримы», «хрипло кричат», «ослепительно снежный мир», «сомнительно нежный мир», «мир останется лживым», «мир останется вечным,… постижимым, бесконечным».
  2. Метафоры: «глаза полны заката, сердца полны рассвета», «звезды горят над ними», «удобрить её солдатам, одобрить её поэтам».
  3. Олицетворение: «поют пустыни», «вспыхивают зарницы».
  4. Анафора:

«Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима…»

Полный анализ стихотворения “Пилигримы” (И. Бродский)

Иосиф Бродский – это один из выдающихся поэтов конца 20 века, творчество которого изначально принималось в штыки властью, поэтому полный анализ стихотворения «Пилигрим» от команды Литеровед поможет понять причину такого непонимания.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы, использованные в стихотворении
  5. Темы и проблемы произведения
  6. Основной смысл данного стихотворения

История создания

Написано данное стихотворение было в 1958 году, и было одним из первых произведений автора. Бродский был не признан властью, так как поднимал неугодные вопросы в своем творчестве. Это можно назвать своего рода комплиментом, так как значит, что его творчество сумело задеть и затронуть действительно важные проблемы. А ни это ли главное для творца?

Бродский являлся русско-американским поэтом, что отражается и на его творчестве. Стихотворения Бродского в корне отличаются от трудов русских авторов, поскольку они как-бы «пропитаны» английским духом. Да и темы в его трудах поднимаются отличные от привычных русскому человеку.

Вся поэзия автора философская, проникновенная, с большим количеством метафор. Тема данного произведения стала открытием автора. Поэт не забыл отблагодарить англичан, натолкнувших его на создание данного произведения, поставив эпиграф, в котором использовал слова Шекспира.

Жанр, размер

С самого начала стоит разобраться с тем, кто же такие пилигримы? Если обратиться к словарю, то это странники, паломники. В основном данный термин применяется к религиозным монахам, которые совершают переходы на грандиозные расстояния, чтобы прийти и приклониться к святыне. В этом же стихотворении речь идет не о них. Под пилигримами автор подразумевает людей, которые всю жизнь занимаются тем, что ищут истину. Они честны и целеустремлённы, а идеалы их очень высоки и чисты. Бродский показывает всю тщетность данного стремления, что эти труды не будут никем оценены, а поиски истины могут тянуться вечно.

И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.

Жанр этого произведения – лирика, в которой используются мотивы гимна. Это и не удивительно, потому что в основном в гимнах идет речь о героях. Здесь же героями представляются пилигримы. Для них самое важное – это подвиг, стремление к лучшему и вечный поиск истины. Такой поступок вполне может считаться героическим и достойным того, чтобы отразиться на бумаге.

Так же, благодаря размышлениям автора, произведение можно отнести к элегии.

Написано стихотворение трехстопным хореем с дибрахием. Что касается рифмовки – то поэт использует как перекрестную, так и последовательную.

Композиция

Это стихотворение не делится на строфы, но его вполне можно разделить логически на четыре части.

Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.

Здесь автор знакомит нас с тем, что окружает пилигримов. Поскольку мы не знаем их цели, он достаточно подробно описывает все то, что странники проходят мимо. Не обращая никакого внимания на окружающий их мир, они стойко идут к своей высшей истине. Ведь она намного выше всего этого.

Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:

Вот второй части автор делает акцент на то, что совершенно не важно как ты выглядишь снаружи, намного важнее – что у тебя внутри. Несмотря на телесные увечья, внутри пилигримов царит гармония и рассвет.

Что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.

В третьей части стихотворения автор прибегает к образам, где свои мысли и слова он доносит до читателя через птиц. Птицы пытаются докричаться до пилигримов, объясняя то, что мир не изменится. Он таким будет всегда. И что ложь, к огромному сожалению, никуда не денется.

И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
…И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.

И в завершающей части мы можем увидеть подведение итогов. Автор еще раз подчеркивает всю бесполезность данного шествия, потому что никем и никогда оно не будет оценено. Что все в мире останется прежнем, а «закаты» и «рассветы» останутся только лишь на небе.

Образы и символы, использованные в стихотворении

В роли лирического героя автор использует наблюдателя. Он не вмешивается ни во что, он просто наблюдает за происходящим со стороны, дополняя это все своими философскими комментариями.

Описывая самих пилигримов, Бродский постарался сделать это максимально емко. Описывая их скудную одежду, голод и телесные увечья – он тут же показывает их нереально богатый внутренний мир. Насколько чисты их души, а сердца целеустремлены и полны отваги.

Так же автор нам дает возможность понять всю стабильность мира. А дополнительные краски – «сомнительно нежным» и «лживым» – это уже все влияние непосредственно человека.

Темы и проблемы произведения

Основной темой стихотворения является вечное стремление к истине. Вечные поиски, которые зачастую остаются бесполезными. Автор наглядно показывает всю нелепость данного поступка, поскольку в очерствевшем мире это не принесет никакой пользы.

Он очень хорошо показывает цену внутренней красоты человека. Даже самый увечный и неказистый человек может обладать внутри целым миром. Поэтому внешность – это лишь обертка, на которую совершенно не стоит обращать внимание, а тем более доверять ей.

Основной смысл данного стихотворения

Прочитав стихотворение «Пилигримы», не сразу понимаешь весь смысл, который вложил в него автор.

Главная мысль заключена уже в завершающей части стихотворения.

…И, значит, остались только
иллюзия и дорога.

Этими словами Бродский показывает всю бессмысленность данного шествия, что поиски истины могут занять вечность, но в итоге так ни к чему и не привести. Так это выглядит на первый взгляд. Но, идя к своей истине, к своей мечте, человек проходит миллионы шагов. Путь к мечте никогда не бывает простым. И, даже если конечная цель является всего лишь иллюзией, эта дорога стоит того, чтобы дойти по ней до конца. Ведь пока мы идем к своей цели и набиваем шишки – мы находим самого себя, а эта находка возможно и является самым важным в жизни.

Ссылка на основную публикацию