Анализ стихотворения Одиночество Бродского

Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Одиночество»

Автор: Guru · 19.05.2018

Поэзия двадцатого века — весьма неоднозначный компонент искусства той эпохи. Она окутана остросоциальными, кричащими темами, ведь писатели того времени, как правило, были загнаны в угол свободолюбия и обречены, в лучшем случае, на изгнание. К таким поэтам относился Иосиф Бродский, поэтому тема одиночества была для него особенно актуальна.

История создания

Данное произведение Бродский написал в 1959 году. На тот момент поэту было всего 19 лет. В это время он знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым. Он молод, но уже смотрит на мир через философские категории весьма зрелого человека. Основополагающим толчком для начала становления его как поэта, стало знакомство с творчеством Бориса Слуцкого. Бродский был заворожен глубиной его произведений. В 19 лет он неоднократно пытался устроиться в какой-либо литературный журнал, чтобы начать дарить своё творчество людям, но, увы, двери в мир массовой поэзии закрывались для него одна за другой. Тогда он впервые ощутил себя изгоем.

Он был вынужден избрать для себя вечное одиночество, ведь в 1972 году ему пришлось навсегда покинуть СССР. Он был удалён из страны, подобно больному органу, который нарушал целостную профанацию государственных верхов над народом, сознание которого было оголено для наглой лжи. Стихотворение «Одиночество» является ключевым для описания внутреннего состояния поэта. Он был поистине изолированным от внешнего мира человеком, который вычленял из своего одиночества вдохновение, питаясь им, как воздухом. Это было его духовной пищей, его убежищем от социального и политического хаоса.

Жанр, направление, размер

Типичный жанр, в котором писал Бродский — это стихотворная драма. Все его произведения пронизаны переживаниями и состояниями, которые прожил сам поэт. Это и недопонимание, отрешённость, экзистенциальный кризис, внутренний натиск и изгнание.

Направление — постмодернизм. Творчество Бродского отличается особой музыкальностью. В произведениях поэта ярко отражается черта преемственности искусства. Автор в своих стихотворениях зачастую обращается к античности. Даже размер его произведений указывает на это. Поэт для создания своих стихотворений использовал двухстопный пеон.

Образы и символы

В своём произведении для формирования конкретных, более точных ощущений, Бродский использует множество символов. Всеобъемлющим образом в его стихотворении является одиночество. Оно глобально и всепоглощающе. Одиночество для лирического героя является некой крепостью. Оно помогает ему сосредоточится на мироздании, размышлять о вечном, открывая глаза на порочность всего сущего.

Ещё одним немаловажным символом служит лестница. Её ступени — это уровни становления сознания индивида, ступая на которые, он спотыкается, двигаясь волнообразными импульсами, совершая ошибки и делая выводы. Третий ключевой символ — это перила. Они являют собой шаткую, ненадёжную опору, совесть и сознание которой далеко нечисты:

Послужат для тебя перилами,
(Хотя и не особо чистыми),
Удерживающими в равновесии
Твои хромающие истины
На этой выщербленной лестнице

Бродский, по своему восприятию, был истинным реалистом с уклоном к пессимистичности. Он воспринимал всё без иллюзий, принимая окружающее таким, какое оно есть. Поэт считал, что лучше «поклоняться данности», смирившись с неидеальностью мира.

Темы и проблемы

  • Основной проблемой данного стихотворения является конфликт лирического героя с окружающим миром. Он видит действительность, как сплошную убогую данность, с безнадёжными мерилами, наполненную порочностью и хромающими истинами. И в этом противоборстве он выбирает смирение, а не борьбу. Он хочет видеть не хорошее, не плохое, а то, что есть. Все равно память сгладит углы и исказит восприятие. Его интонации настолько двусмысленны, что сложно понять, иронизирует он над этим выбором, или признает его, как единственно возможный исход.
  • Так же здесь присутствует проблема нравственности человека и его степени моральности. В ночном одиночестве он позволяет себе сомневаться во всем, богохульствовать, отрицать все истины. Однако эти полеты мысли – лишь попытка скрыться от того факта, что он – все тот же и на той же выщербленной лестнице. Моральность или аморальность в сущности ничего не меняют, особенно когда человек мечется между ними в своем сознании не в силах решить в пользу чего-нибудь из этого.
  • Кроме того, можно выделить проблему памяти. Она искажает реальность в угоду психологическому комфорту личности, услужливо подстраивая факты под настроение владельца. Достоверной картины событий, «данности» от нее ждать не стоит. Зато такой механизм помогает человеку удержаться на плаву и не сходить с ума от отчаяния, ведь разрыв между действительностью и его идеалом чудовищен.

В произведении можно выделить несколько тем:

  1. Тема одиночества. Только в таком состоянии человек может быть честен с собой.
  2. Тема вечности. У лестницы нет конца и края, она как спираль развития цивилизаций: от упадка к восхождению и наоборот.
  3. Тема цикличности и безвременности экзистенции. Время безжалостно сжимается и искажается памятью, в масштабе личности оно представляет собой одну единую картину – жизнь.
  4. Тема порочности человеческой природы. Истины личности всегда хромают, то есть являются натянутыми и не совершенными, а бытие – всего лишь выщербленная лестница, которая ассоциируется с темным старым подъездом. Это говорит о том, что люди в большинстве своем гораздо комфортнее чувствуют себя в убожестве: и в материальном, и в духовном. Кроме того, человеку свойственно подменять то, что есть, тем, что он хочет. Поэтому даже его воспоминаниям нельзя верить.
  5. Тема разочарования и отчаяния. Лирический герой утратил веру в идеалы, поэтому издевательски призывает поклоняться данности.

Смысл

Смысл стихотворения заключается в том, что жизнь — это крутая, высокая лестница, восхождение по которой происходит с трудом, особенно для юного, незрелого морально человека, с несформировавшимися идеалами, хромающими истинами и синтетическими примитивными ценностями. Он скован и ограничен данностями. Их нужно принять, ведь убожество действительности с годами приобретет романтический флёр, и люди покорятся сладостному самообману, чтобы спокойно кануть в небытие.

Лишь в старости человек становится по-настоящему счастливым, потому что происходит переоценка ценностей, осознание и принятие реальности в типичном её проявлении. Все воспоминания принимают форму того, что он хочет увидеть, чтобы не разочароваться в пройденном пути. Но, увы, время быстротечно, поэтому возможности просачиваются сквозь пальцы, и тогда уже ничего невозможно изменить.

Средства художественной выразительности

Иосиф Бродский — настоящий гений эпохи музыкальной, звучной и метричной поэзии. Его произведения наполнены различными литературными стилистическими приёмами.

Поэт использует такие эпитеты, как: «усталое сознание», «глубокие могилы», «короткие дороги», «убогие мерила», «хромающие истины», «выщербленная лестница» с целью передачи ощущения разочарования и отчаяния лирического героя. Бродский показывает через данный приём невечность и скоротечность жизни. Автор употребляет метафору «когда плюет на человечество твое ночное одиночество» с целью создания эффекта полнейшей отрешённости, которая услаждает лирического героя, вводя его в состояние абсолютной умиротворённости.

Одиночество

  • Одиночество
  • Бродский

Уже в 19 лет Иосиф Бродский пишет стихотворение «Одиночество», которое впору писать старику, пошедшему все этапы жизненного горнила. Это произведение является для молодого поэта некой попыткой переосмысления своего пути, поиска точки опоры, ведь уже в неполные 20 лет он предчувствует все трудности своего поэтического пути.

История создания стихотворения

В 1959 году, когда написано стихотворение, ещё нет и проблеска славы и только близкие друзья знают о творчестве, которое в будущем принесёт Бродскому Нобелевскую премию. В этом году Иосиф близко сходится с Окуджавой, Найманом и Довлатовым, последний после напишет много интересного о Бродском в своих воспоминаниях. Группа молодых поэтов в 1959 году входит в так называемую «промку» или выражаясь более корректно в литературное сообщество при Дворце Культуры местной Промкооперации.

Молодых талантов тогда особо не баловали, Бродский не исключение. Первая известность придёт через год и то ей придётся быть благодарным скандалам (пример, стихотворение «Еврейское кладбище», прочитанное во Дворце Культуры имени Горького). Именно «Одиночество» помогло Бродскому сделать первый шаг к пьедесталу, именно в нём он задал себе вопросы и ответил на них.

Разбор строк

Фирменный стиль поэта просматривается в 1959 года на отлично, длина строк, сложность переплетения рифмы и мысль, идущая как-бы между строками сверху вниз, не теряясь в ухабах причастий и сложных речевых оборотов. Из строк:

Понятно, что в этот момент сознание поэта потеряло равновесие и автор пытается найти точку опоры. Это не та потеря душевного равновесия, когда сходят с ума, скорее наоборот, этот тот момент, когда пытаются избежать падения.

Равновесие для сознания

Представьте. Ночь, одиночество, тишина питерских улиц и только шелест бумаги под ручкой поэта доказывает, что этот мир жив, не умер до утра. Это самое время размышлять о вечности и искать себя внутри своего разума. В это время под сомнение ставится всё, и чтобы не стать полным нигилистом Бродский предлагает искать опору в данности.

Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими…

Что такое данность? Это то, что нас окружает здесь и сейчас, это мир вокруг нас, мир не всегда живой, но всегда существующий физический. Дороги данности коротки, но если по ним идти, то они станут широкими. Мерила данности убоги, но если ими пользоваться, то потом они послужат перилами и не дадут свалиться с моста жизни.

По мнению поэта, данность и позволяет удерживать себя в равновесии. Она не идеально чиста, да и не должна такой быть – это не ряса священника, задача данности – это:

Удерживать в равновесии хромающие истины.

Для 19-летнего парня написание такого глубокого стихотворения – это явный признак большого таланта, которому не страшны ссылки и запреты на печать. «Одиночество» – это трезвый взгляд молодого человека на самого себя в поисках истины в жизни в целом и духовного равновесия в частности.

Полный текст стихотворения

Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.

Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.

Да. Лучше поклонятся данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.

Аудиозапись

Напоследок стихотворение “Одиночество прочитал нам Ефим Шефрим

Анализ стихотворения Одиночество Бродского

Стихотворение “Одиночество” было написано И.А.Бродским в 1959 году. У поэта на это были свои обоснованные причины. Бродский был изгоем для общества даже в возрасте 19 лет. Его не печатали в журналах и газетах по причине того, что его мысли противоречили политике властей в те года. На личном фронте у него тоже было не особо радужно, в ней он разочаровался не один раз. В своем произведении поэт, оставшись самим с собой, пытается познать себя и окружающую его среду.

Главной темой данного стихотворения является познания мира в полном одиночестве. Как говорит автор, человек только в одиночестве сможет объективно порассуждать над “идеями, гипотезами и произведениями искусства”. Также прослеживается мысль автора о том, что свои размышления лучше никому не открывать, а наоборот “отдаться данности”. Это легко объясняется тем, что во времена Бродского идеи, которые противоречили пропаганде властей, несли серьезные последствия.

Читайте также:  Анализ стихотворения Бродского Письма к стене

Главным героем в творении писателя является лирический герой, но даже невооруженном глазом читатель видит, что в этот образ автор вложил самого себя. В начале стихотворения видно, что Бродский описывает одиночество, которое настигло его в ночи, но в этом есть своя прелесть. В эти минуты человек свободен от предрассудков человечества, и он может подвергать сомнению даже теорию “Зачатие Мадонной сына Иисуса”.

Идея о независимости мнения обрывается героем, что говорит нам о том, что “лучше поклонятся данности”. Мысль об этом пронизывается в течение двух строф, она также приправлена иронией над словами, которые произносит лирический герой. В этих строках идет обращение то ли к читателю, то ли к самому себе. В конечных строках делается вывод. Бродский намекает еле заметно на то, что поклонение данности – плохая идея. Это выступает в роли перил, которые не отличаются особой стерильностью. Ухватится за них может только тот, кто для удержания равновесия не побрезгует “грязными перилами” и ”хромающими истинами”. Но выбор о том как поступить читатель должен сделать сам.

Чтобы донести и раскрыть темы писатель пользуется художественными средствами. Метафоры прослеживаются на протяжении всего стихотворения. Бродский изображает общественные и психические явления, как вещи быта (данность послужит «перилами», данность с «высокими могилами») и придаёт им человечности (ночное одиночество «плюет на человечество», «…теряет равновесие твое усталое сознание»). Эпитеты также придают произведению насыщенности в плане идей и эмоций (могилы «глубокие», дороги «широкие», «пыльные». Эпитеты довольно-таки стандартные, но в контексте они приобретают оригинальность.

Произведение Бродского включает в себя три куплета, в которых присутствует разное количество строк. Они рифмуются то перекрестно, то параллельно. Размер стиха(хорей) не являются эталоном стройности. Ритмика и композиция стихотворения подчинены содержанию.

Стихотворение “Одиночество” хоть и было написано Бродским в 19 лет, но оно не уступает художественностью и содержанием произведениям, которые написали более опытные писатели.

Анализ стихотворения Одиночество по плану

Одиночество

Возможно вам будет интересно

Персидские мотивы – один из поздних стихотворных циклов. К которому относится и Золото холодное луны, написанное Есениным в 1925 году. Данное произведение рассказывает про красивые восточные пейзажи

Произведение, входящее в состав первого авторского сборника «Золото в лазури», относится к раннему творчеству поэта и по жанру является стихотворением символической направленности.

Стихотворение Пастернак написал в 1957 году. В этот период поэт жил в Переделкино, над которым нередко пролетали самолеты. Этот образ, полёта и пилота, смотрящего сверху на землю, он передал в стихотворении.

С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание.

Произведение, опубликованное в качестве составной части поэтического сборника «Соблазн», является автобиографической историей любви поэта к русской актрисе и повествует о трагическом

И. Бродский «Одиночество» (Анализ стихотворения, стиха)

Стихотворение «Одиночество» было написано Иосифом Бродским в 1959 году. Это произведение можно отнести к такому жанру, как драматическое стихотворение. «Одиночество» пронизано переживаниями и состояниями, которые прожил сам поэт. Это и недопонимание, и отрешённость, и экзистенциальный кризис, и внутренний конфликт.

Начинается стихотворение со строк «Когда теряет равновесие/твоё сознание усталое».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Они указывают на то, что лирический герой теряет жизненное равновесие, привычный ему ход мыслей. «Когда ступеньки этой лестницы/ уходят из-под ног, как палуба». Лирический герой не чувствует земли под ногами, он становится выше всего земного, оставаясь наедине со своими мыслями, когда «плюёт на человечество». Лестница является важной деталью, символизирующей уровни жизни человека. Люди идут по ступеням, спотыкаются, встают. Это можно сравнить с ошибками, которые они совершают, а после исправляют. Лирический герой будто поднялся на вершину лестницы, оторвался от нее и парит в воздухе, в необъятном пространстве своих мыслей. Автор утверждает, что лишь в одиночестве человек способен трезво поразмыслить над «идеями, гипотезами и произведениями искусства» и вечности. Действительно, лишь оставаясь наедине с собой, человек способен добиться той гармонии между телом, душой и разумом, что требуется для полного понятия себя, осознания жизни. Чтобы понять искусство в полной мере, нужно отвлечься от приземленных норм восприятия жизни, так как искусство — это наивысшая точка эстетики, наилучший способ духовной реализации, который не так легко понять, как кажется на первый взгляд. В час рефлексии человек полностью свободен и может выражать противоречие даже каноническим гипотезам, например теории «зачатия Мадонной сына Иисуса». Тем не менее, автор показывает и то, что своими размышлениями лучше ни с кем не делиться, гораздо безопаснее «поклоняться данности». Это связано с тем, что в эпоху Бродского вольнодумие и мысли, противоречащие режиму, наказывались. Автор пишет: «Но лучше поклоняться данности/ с глубокими её могилами» Мысли людей были спрятаны в глубокие тайники их собственных разумов, будто закопаны в могилы. Однако далее Бродский пишет: «которые потом, за давностью,/ покажутся такими милыми», говоря о том, что в этих мыслях на самом деле ничего плохого нет, и через время станет понятно, что они не несли никакой угрозы.

Во второй строфе стихотворения автор вновь пишет о подчинении людей, сокрытии их мыслей. «Да./Лучше поклоняться данности/с короткими её дорогами», — пишет Бродский, говоря о вынужденной скованности людей. Далее автор пишет:«Которые потом до странности/ покажутся тебе широкими». С этих строк появляется обращение лирического героя ко второму лицу, что можно воспринимать либо как обращение к самому себе через время, либо как обращение к читателю. Он говорит, что на самом деле у людей есть множество возможностей и путей, когда они не поддаются той «данности», о которой было написано ранее, когда они не скрывают свои мысли, дают им волю. Автор называет эти дороги «пыльными», потому что они будто не тронуты людьми, боящимися отступать от навязанных им норм. Человек несчастлив, потому что считает свою жизнь скованной и ограниченной. Жизнь сама будет неумолимо сужать дороги, по которым идет человек, лишая возможности выбора и альтернативного движения. «Покажутся большими крыльями,/ покажутся большими птицами», птицы и крылья — символы свободы, о существовании которой человек в полной мере догадается лишь к старости.

В последней строфе стихотворения говорится об «убогих мерилах» данности, которые до самой старости служат многим людям «перилами», то есть точной опоры. Однако люди забывают, что пока они молоды и активны, они могут не пользоваться этими «перилами», идя своей дорогой, в своем темпе, оставаясь верными лишь своим убеждениям.

Делая вывод, можно сказать, что Бродский не принимал порядки, существовавшие стране. Он с горечью и отчаянием описывал систему, при которой люди не могут дать волю своим мыслям, в полной мере наслаждаться жизнью.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id86637

Анализ стихотворения «Одиночество» Бродского

Когда теряет равновесие

твоё сознание усталое,

когда ступеньки этой лестницы

уходят из под ног,

когда плюёт на человечество

твоё ночное одиночество, —

размышлять о вечности

и сомневаться в непорочности

идей, гипотез, восприятия

и — кстати — самого зачатия

Мадонной сына Иисуса.

Но лучше поклоняться данности

с глубокими её могилами,

покажутся такими милыми.

Лучше поклоняться данности

с короткими её дорогами,

покажутся большими крыльями,

покажутся большими птицами.

Да. Лучше поклонятся данности

с убогими её мерилами,

которые потом до крайности,

послужат для тебя перилами

(хотя и не особо чистыми),

удерживающими в равновесии

твои хромающие истины

на этой выщербленной лестнице.

Конфликт с окружающей действительностью И. Бродский почувствовал еще в раннем возрасте. Его первые попытки опубликовать свои произведения закончились неудачей. Сложный и противоречивый внутренний мир поэта был глубоко чужд советскому обществу. Он испытывает разочарование от непонимания и яростной критики. Под этими впечатлениями в 1959 г. Бродский написал стихотворение «Одиночество», в котором размышляет над своим положением.

Автор понимает, что находится в безнадежном одиночестве. Пока это не приводит его к протесту и попытке что-либо изменить. Свое состояние он сравнивает с потерей равновесия. С детства человек уверен в незыблемости того, что его окружает. С годами эта уверенность постепенно проходит. Вместе с ошибками и разочарованиями утрачивается вера в истинные чувства, человек начинает сомневаться в различных мнениях и теориях. Но в любом случае всегда остается что-то главное, настолько ценное, что в нем невозможно разувериться. Бродский же почувствовал, что ему больше абсолютно не за что зацепиться. Его мучительные размышления в «ночном одиночестве» опрокинули все твердые убеждения и сбросили всех кумиров со своих пьедесталов. Вершиной стало сомнение в «самом зачатии Мадонной сына Иисуса».

Такие раздумья приводят поэта к мысли, что лучшим вариантом будет «поклоняться данности», т. е. принимать жизнь такою, какая она есть в настоящий момент. Бесконечные сомнения только усилят страдания. Если не может быть твердой уверенности в будущем, то нечего питать бесплодные надежды. Убогое настоящее не вызывает никакой радости, но когда-нибудь и оно станет источником счастливых воспоминаний. Истинная ценность жизни познается слишком поздно, когда уже невозможно что-либо изменить.

Человек несчастлив, потому что считает свою жизнь скованной и ограниченной. Только в старости он поймет, что «короткие дороги» на самом деле были невероятно широкими. Жизнь сама будет неумолимо их сужать, лишая возможности выбора и альтернативного движения.

Жизненный путь Бродский сравнивает с «выщербленной лестницей». Пока люди молоды и полны сил, они могут и не пользоваться перилами, которыми выступают «убогие мерила данности». Но впоследствии только они помогут удержаться на этой лестнице, послужат незримой опорой для измученного жизнью человека.

Стихотворение «Одиночество» проникнуто мотивами разочарования и отчаяния. Бродский осознает, что у него очень рано выбивают почву из-под ног, лишают жизненных «перил». Ему неприятна советская действительность, но ее в любом случае нужно принять, чтобы не остаться в одиночестве навсегда. Учитывая будущую судьбу поэта, можно считать произведение пророческим. Бродский был вынужден эмигрировать, но и за рубежом не нашел твердой жизненной опоры и считал себя вечным странником.

Анализ стихотворения «Я входил вместо дикого зверя в клетку. ».

ПОЭЗИЯ И.А. БРОДСКОГО. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ПОЭТА

Человек, находящийся в. зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом.

И.А. Бродский

. Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую солидарность. Но пока мне рот не забили глиной, Из него раздаваться будет лишь благодарность.

И. А. Бродский

В творчестве каждого поэта есть стихотворение, в котором особенно полно находит выражение его мировосприятие. Таким стихотворением в творчестве И.А. Бродского является «Я входил вместо дикого зверя в клетку. », написанное в день 40-летия по­эта. Оно стало одним из его самых любимых и во многом итого­вым для его творчества. Чаще любого другого он читал его на фе­стивалях и поэтических выступлениях, оно вошло в антологии и сопровождает журнальные интервью поэта и воспоминания о нем.

Я входил вместо дикого зверя в клетку,

Читайте также:  Анализ стихотворения Натюрморт Бродского

выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,

жил у моря, играл в рулетку,

обедал черт знает с кем во фраке.

С высоты ледника я озирал полмира,

трижды тонул, дважды бывал распорот.

Бросил страну, что меня вскормила.

Из забывших меня можно составить город.

Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,

надевал на себя что сызнова входит в моду,

сеял рожь, покрывал черной толью гумна

и не пил только сухую воду.

Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,

жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.

Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;

перешел на шепот. Теперь мне сорок.

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не забили глиной,

из него раздаваться будет лишь благодарность.

24 мая 1980

Анализ стихотворения «Я входил вместо дикого зверя в клетку. ».

1. Литературоведы называют это стихотворение «стихотво­рением-памятником», говорят, что оно итоговое в биографичес­ком плане (все перечисленные в нем факты имели место в жиз­ни, нет ничего придуманного, «романтического»). О каких фактах жизни говорится в стихотворении?. Какова позиция ли­рического героя стихотворения в отношении к жизни?

Поэт как бы выясняет отношения со своей судьбой, вспоминая все главные события своей жизни: аресты и тюрьмы («в клетку», «выжигал. кликуху гвоздем в бараке»), ссылку на Север, рабо­ты в совхозе Норенский («сеял рожь, покрывал черной толью гумна»). Это были годы, когда И.А. Бродский написал, по мне­нию многих исследователей, уже несколько прекрасных стихов. А еще раньше, в годы поэтического становления, он участвовал в геологических экспедициях и в туристических походах, иско­лесив большую часть одной шестой части мира: от балтийских болот до сибирской тайги, от севера Якутии до Тянь-Шаньских гор, где он действительно тонул, бродил пешком по тундре и «слонялся в степях, помнящих вопли гунна». Вынужденный отъезд из страны в 1972 году подается как добровольное реше­ние, а жизнь в свободном мире как испытание («жрал хлеб из­гнанья, не оставляя корок»). Перечислив «необходимый про­цент несчастий», что выпал на его долю, поэт, однако, не жалуется («Позволял своим связкам все звуки, помимо воя»), никого не обвиняет, напротив — винит самого себя («Бросил страну, что меня вскормила»).

Он не проклинает прошлое, не идеализирует его, а благода­рит. Кого? Судьбу? Всевышнего? Жизнь? Или всех вместе? Благодарить ему в свой юбилейный год было за что. В конце 1978 года поэт перенес первую операцию на открытом сердце («бывал распорот») и весь 1979 год медленно выздоравливал (мы не найдем ни одного стихотворения, помеченного этим годом).

В 1980 году вышел третий сборник его стихов в английском переводе, удостоенный самых лестных рецензий, и в этом же году его впервые выдвинули на соискание Нобелевской премии, о чем он узнал за несколько недель до своего дня рождения.

Стихотворение это итоговое также в плане тематики и слова­ря. В нем присутствуют все основные мотивы творчества И.А. Бродского или их варианты: несвобода, родина, изгнание, жизнь, болезнь, смерть, время, поэтический дар, Бог и человек, по­эт и общество. Звучит в нем и одна из центральных тем поэзии И.А. Бродского — тема горя («Только с горем я чувствую солидар­ность»).

Еще одна тема — тема «мужества быть» — представляется ос­новной и для анализируемого стихотворения.

И.А. Бродский рано пришел к заключению, что в XX веке ни отчаяние, ни боль, ни горе — «не нарушенье правил», а норма. И в этом стихотворении желание «понять, что суть в твоей судь­бе» превращает лирическое «я» в наблюдателя, который отстраненно комментирует свою жизнь и пытается оценить случившее­ся с ним.

В этой оценке есть, однако, некоторая двойственность. С од­ной стороны, стремление избежать самодраматизации заставляет поэта отдавать предпочтение самоуничижительным описаниям своих действий («бывал распорот», «слонялся в степях», «жрал хлеб изгнанья»). Нарочито подчеркнутая собственная ординар­ность и даже незначительность напоминают известные строки А.С. Пушкина: «И меж детей ничтожных мира, / быть может, всех ничтожней он». С другой стороны, имеет место здравомыслие, уравновешенность, почти философское спокойствие: я вам скажу, что со мной было, но все это не очень важно, суть жизни не в этом, суть ее в вашем отношении к случившемуся — в стоицизме и сми­рении. В интонации этого стихотворения действительно нет ни осуждения, ни мелодрамы, но критически настроенный читатель

не может не заметить в позиции самоотрешенности некий элемент гордыни: поэт не только принимает все, что с ним случилось, но и берет на себя даже то, что ему навязали другие. Этот жест гор­дой души виден уже в самом зачине: «Я входил вместо дикого зве­ря в клетку», а не «меня посадили в клетку, как дикого зверя, по­тому что сочли опасным». И в этой начальной фразе заявлена готовность принять судьбу такой, какая она есть. Нежелание счи­тать себя жертвой (опасный зверь — не жертва) заставляет И.А. Бродского отказаться от традиционной метафоры несвобо­ды — «птица в клетке» — и традиционного символа поэта как пти­цы. Столь же сложный психологический жест можно различить и во фразе: «Я бросил страну, что меня вскормила», а не страна «изгнала меня». За этой простой грамматической трансформа­цией пассива в актив видно немалое усилие воли, продиктован­ное этикой самоосуждения и смирения. Примечательно, что все три отрицания наделены семантикой утверждения: «не пил только сухую воду», т.е. все пил; «жрал хлеб изгнанья, не остав­ляя корок», т.е. все съедал, как едят в тюрьме или в лагере; «по­ка рот не забили глиной», т.е. пока жив. Неоднозначна и строка «Из забывших меня можно составить город»: ударение на «го­род» подчеркивает уверенность в том, что его знали тысячи лю­дей, а ударение на «из забывших меня» выражает трагизм забве­ния и полного отречения от людской любви. И все же не гордыня позволила поэту возвыситься над горем, а работа над собой и над своим даром.)

2. Будучи итоговым, стихотворение это фокусирует в себе не только основные темы, но и глубокие основы поэтики И.А. Брод­ского. Как в стихотворении подтверждается мысль поэта о том, что «. в стихотворении следует свести количество прилагатель­ных к минимуму. Оно должно быть написано так, что, если некто накроет его волшебной скатертью, которая убирает прилагатель­ные, страница все-таки будет черна: там останутся существитель­ные!”.

Каковы особенности рифмы в стихотворении И.А. Брод­ского? В стихотворении всего пять прилагательных (дикий, черный, вороненый, сухой, длинный) и два причастия (забывшие и помнящие), основной словарь отдан существительным. В пози­ции рифмы встречается всего одно прилагательное (длинной) и один глагол, зарифмованный с существительным (вскорми­ла/полмира). Рифмы И.А. Бродского взаимно обогащают друг друга смыслом по сходной или контрастной семантике: «клетку — рулетку», «в бараке — во фраке» и т.д. Только человек, входивший вместо дикого зверя в клетку, живший в бараке, крывший гумна и впустивший в свои сны зрачок конвоя, а затем предсказавший себе Нобелевскую премию (ибо как еще трактовать «обедал черт знает с кем во фраке»), способен зарифмовать «в бараке» и «во фраке». На потаенные смыслы рифм указывает и их звукопись: рифму «воя/конвоя» окружают еще три ударных «о», выполняю­щие эффект эха, а ударный «у» в «гунна/гумна» отзывается в бе­зударных «у» в рифме «моду/воду». Знаменательно и появление в качестве рифмы краткого причастия «распорот». Распороть можно мешок, одежду, вещь, но не человека. Намекая на два серьез­ных хирургических вмешательства, поэт выбирает лишенный па­фоса, нарочито самоуничижительный троп «распорот», чтобы на­помнить себе и читателю о неизменном векторе судьбы человека, о том, что делает с нами время, трансформируя наше тело в вещь, а нас самих в часть речи, в цифру, в знак вообще. С этой мыслью о смерти И.А. Бродский жил всю жизнь. Рифма «распорот/город» как бы объединяет в себе физическую боль с эмоциональной.

Рифма «корок/сорок» связана с сакральной семантикой чис­ла: 40 дней душа еще здесь, а потом переходит в иной мир. Под пе­ром И.А. Бродского становится тропом и рифма «длинной/гли­ной»: глина как первооснова жизни (материал Творца) в тексте подана как окончательная субстанция смерти.)

3. Какова роль глаголов в стихотворении?

Глаголы располо­жены в левой части стихотворения, и именно они слагают сюжет­ную канву, называя самые важные события в жизни поэта. Ис­пользуются глаголы совершенного и несовершенного вида — «входил», «выжигал», «жил», «обедал», «тонул», они указывают на многократность происходящего с поэтом. Затем появляется глагол совершенного вида «бросил», указывающий на единствен­но судьбоносное действие. Примечательно, что фраза эта не толь­ко начинается, но и заканчивается глаголом совершенного вида, как бы подчеркивая равноправие и равновесие смысловой нагруз­ки между началом и концом и всех остальных фраз: «бросил стра­ну, что меня вскормила». Далее следует ряд глаголов несовершен­ного вида, прерванных глаголом «впустил», сигнализирующим, что действие окончательное и бесповоротное, от его последствий нельзя избавиться даже во сне.)

4. Известно, что реминисценции и аллюзии являются одной из характерных особенностей поэзии И.А. Бродского. Примеры использования их в этом стихотворении: глагол «вы­жигал» как акт писания огнем отсылает к пушкинскому «Проро­ку» («Глаголом жги сердца людей»); в «жил у моря» слышны так­же пушкинские мотивы: «Жил старик со старухой/у самого синего моря»; «играл в рулетку» отсылает нас к теме игроков, фа­талистов А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского; «сеял рожь», поми­мо библейских пророков, отсылает к Н.А. Некрасову («Сейте ра­зумное, доброе, вечное»). Строка «пока мне рот не забили глиной», т. е. «пока не умру», устанавливает связи с несколькими поэтами: ее можно прочитать как перекличку с О.Э. Мандельшта­мом: «Да, я лежу в земле, губами шевеля,/И то, что я скажу, заучит каждый школьник», а через последнюю строку: «Покуда на земле последний жив невольник» — и с «Памятником» А.С. Пушкина. Безусловно, строка «пока мне рот не забили глиной» отсылает нас к «Поэме без героя» А.А. Ахматовой: «. словно рот трагической маски,/Но он черной замазан краской/И сухою землею набит». Учитывая, что И.А. Бродский неоднократно говорил, что именно А.А. Ахматова наставила его на путь истинный, именно у нее он учился смирению и умению прощать как отдельных людей, так и государство, отсылку эту невозможно переоценить. Слышатся здесь и цветаевские «Плач Ярославны» («Дерном-глиной заткни­те рот») и «Надгробие» («Пока рот не пересох —/ Спаси — боги! Спаси Бог!».)

Это стихотворение не единственное из написанных И.А. Бродским в день рождения. 24 мая 1964 года написано стихо­творение «Малиновка», а также стихотворение, озаглавленное да­той и местом написания «24.5.65, КПЗ».

МАЛИНОВКА

Ты выпорхнешь, малиновка, из трех малинников, припомнивши в неволе, как в сумерках вторгается в горох ворсистое люпиновое поле. Сквозь сомкнутые вербные усы туда! — где, замирая на мгновенье, бесчисленные капельки росы сбегают по стручкам от столкновенья.

Малинник встрепенется, но в залог оставлена догадка, что, возможно, охотник, расставляющий силок, валежником хрустит неосторожно. На деле же — лишь ленточка тропы во мраке извивается, белея. Не слышно ни журчанья, ни стрельбы, не видно ни Стрельца, ни Водолея.

Лишь ночь под перевернутым крылом бежит по опрокинувшимся кущам, настойчива, как память о былом — безмолвном, но по-прежнему живущем.

Мая 1964

Примечательно, что во всех трех стихотворениях И.А. Брод­ский отступает от классической традиции, в которой принято от­сылать к месту и времени рождения и называть свое имя. У И.А. Бродского жизнь начинается с ареста и тюремного заклю­чения, а вместо имени нам предлагается сленговое «кликуха» (то, во что превращается имя в тюрьме). В то же время это слово фо­нетически отсылает нас к глаголу «кликушествовать», т. е. «пророчить», а он, в свою очередь, к «Пророку» А.С. Пушкина. Вера в пророческий дар, в силу поэтического слова роднит И.А. Брод­ского с А.С. Пушкиным.

Читайте также:  Батальоны просят огня – краткое содержание повести Бондарева

В годы поэтического становления И.А. Бродским было напи­сано стихотворение «Еврейское кладбище около Ленинграда. ». Близкие поэту люди считали, что именно оно стало поводом для начала травли, хотя политических мотивов в его стихах (включая это) не было.

Еврейское кладбище около Ленинграда.

Кривой забор из гнилой фанеры.

За кривым забором лежат рядом

юристы, торговцы, музыканты, революционеры.

Для себя копили.

Для других умирали.

Но сначала платили налоги,

и в этом мире, безвыходно материальном,

Может, видели больше.

А возможно, верили слепо.

Но учили детей, чтобы были терпимы

И не сеяли хлеба.

Никогда не сеяли хлеба.

Просто сами ложились

в холодную землю, как зерна.

И навек засыпали.

А потом — их землей засыпали,

и в день Поминовения

голодные старики высокими голосами,

задыхаясь от холода,

кричали об успокоении.

И они обретали его.

В виде распада материи.

Ничего не помня.

Ничего не забывая.

За кривым забором из гнилой фанеры,

в четырех километрах от кольца трамвая.

Что, по-вашему, могло не понравиться в этом стихотворении властям?

К середине 60-х годов в творчестве И.А. Бродского происхо­дят перемены. Складывается иная поэтика: появляются размыш­ления, не чуждые иронии и самоиронии, меняется тональность слова, поэтическая речь приближается к обыденной с точки зре­ния лексики и синтаксиса. Романтическое настроение уступает место трагизму бытия.

Все эти изменения связаны с тем, что с весны 1964 до осени 1965 года поэт находился в ссылке.

ЗИМНИМ ВЕЧЕРОМ В ЯЛТЕ

Сухое левантийское лицо, упрятанное оспинками в бачки. Когда он ищет сигарету в пачке, на безымянном тусклое кольцо внезапно преломляет двести ватт, и мой хрусталик вспышки не выносит: я щурюсь; и тогда он произносит, глотая дым при этом, “виноват”.

Январь в Крыму. На черноморский брег зима приходит как бы для забавы. Не в состоянье удержаться снег на лезвиях и остриях агавы. Пустуют ресторации. Дымят ихтиозавры грязные на рейде. И прелых листьев слышен аромат. “Налить вам этой мерзости?” “Налейте”.

Итак — улыбка, сумерки, графин. Вдали буфетчик, стискивая руки, дает круги, как молодой дельфин вокруг хамсой наполненной фелюги. Квадрат окна. В горшках — желтофиоль. Снежинки, проносящиеся мимо. Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо.

январь 1969

Обратим внимание на переносы в этом стихотворении И.А. Бродского, которые создают иллюзию разговорной речи, на использование обособленных обстоятельств и определений, на реминисценцию последних строк.

В то время как в США вышли две книги стихотворений И.А. Бродского, в СССР было напечатано всего четыре стихотво­рения. Это одна из причин вынужденной эмиграции поэта, кото­рый больше не вернулся на родину, хотя и мечтал.

СТАНСЫ

Е.В.. А.Д.

Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, между выцветших линий на асфальт упаду.

И душа, неустанно поспешая во тьму, промелькнет над мостами в петроградском дыму, и апрельская морось, под затылком снежок, и услышу я голос:

— до свиданья, дружок.

И увижу две жизни далеко за рекой, к равнодушной отчизне прижимаясь щекой,

— словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.

Из творчества 70-х годов познакомимся со стихотворением «На смерть Жукова».

НА СМЕРТЬ ЖУКОВА

Вижу колонны замерших внуков, гроб на лафете, лошади круп. Ветер сюда не доносит мне звуков русских военных плачущих труб. Вижу в регалии убранный труп: в смерть уезжает пламенный Жуков.

Воин, пред коим многие пали стены, хоть меч был вражьих тупей, блеском маневра о Ганнибале напоминавший средь волжских степей. Кончивший дни свои глухо, в опале, как Велизарий или Помпей.

Сколько он пролил крови солдатской в землю чужую! Что ж, горевал? Вспомнил ли их, умирающий в штатской белой кровати? Полный провал. Что он ответит, встретившись в адской области с ними? “Я воевал”.

К правому делу Жуков десницы больше уже не приложит в бою. Спи! У истории русской страницы хватит для тех, кто в пехотном строю смело входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою.

Маршал! поглотит алчная Лета эти слова и твои прахоря. Все же, прими их — жалкая лепта родину спасшему, вслух говоря. Бей, барабан, и, военная флейта, громко свисти на манер снегиря.

Стихотворения, озаглавленные «На смерть. », занимают осо­бое и чрезвычайно важное место в наследии И.А. Бродского. Тема пересечения границ, государственных и иных, — одна из основных в его творчестве. Причем кажется, что сама смерть, а не тот, кто умер, занимает его больше. Незначительность умершего («Памя­ти Н.Н.», «На смерть друга») подчеркивает значимость самой смерти.

Разбирая стихотворение М.И. Цветаевой «Новогоднее», И.А. Бродский писал: «Всякое стихотворение «На смерть. » служит для автора не только средством выразить свои ощущения в связи с утратой, но и поводом для рассуждений более общего по­рядка о феномене смерти как таковом. Оплакивая потерю. автор зачастую оплакивает. самого себя, ибо трагедийная интонация всегда автобиографична».

«На смерть Жукова» как в тематическом, так и в стилистичес­ком отношении выделяется из общего ряда стихотворений подоб­ного рода. Речь в нем идет о смерти человека, И.А. Бродскому не близкого. В 1974 году, когда умер Жуков и когда было написано стихотворение, поэт уже жил в эмиграции и похорон не мог ви­деть. Начинается же стихотворение словом «вижу», анафоричес­ки повторенном в первой строфе.

Михаил Лотман в статье о стихотворении «На смерть Жуко­ва» пишет: «Присутствующее отсутствие автора — отнюдь не единственное несоответствие в тексте. Он весь пронизан несораз­мерностями и несуразностями, начиная с синтаксических и сти­листических и кончая тем, что, несмотря на то что имен и фами­лий значительно больше, чем это обычно у И. Бродского бывает, персонаж, чье отсутствующее присутствие играет. чрезвычайно важную роль в семантической структуре текста, оказывается не­названным вовсе. Речь идет о Суворове».

Анализ стихотворения Я входил вместо дикого зверя Бродского

После выкладывания поэзии, его начали сильно критиковать о его завышенной самооценки и самолюбии. Это была частично правда, но критики её переоценивали. Написал он это стихотворение перед тем как ему исполнилось сорок лет. Темой стала его сложная судьба.

Была ещё очень заметная связь между самим автором и его лирическим героем. Почти всё что было написано в поэме это была его жизнь. Выделил он только самые яркие моменты.

Сам автор упомянул когда он нехотя расстался с СССР, сожалев об этом.

Во второй части уже события остаются на втором плане, а на первую очередь становиться рассказ. В конце 1980г. он написал о своём сне. Когда сновидение происходит на сознательном уровне, оно становиться частью его творчества.

И. Бродский в своём поэзии говорит такие мудрые слова: «перешёл на шепот. ». В этой строчке есть скрытое проявление великой мудрости и проявление его великого ума. Это правда что только лишь с временем мы умнеем, слушаем и понимаем старших которые более начитанные и мудрее нас. И лучше всего их поддерживать, а не отрицать и грубить.

Жизнь ему кажется длинной, потому что только счастливая жизнь пролетает незаметно. Герой не обижается на свою долю, а наоборот считает что для него это игрушка с которой можно поиграть и забросить её в дальний угол комнаты.Он погружается в воспоминания и знает, что было того не изменить.

Финал этой поэзии — итоги из его биографии. Это часть поэзии вызывает большое количество споров между критиками. В конце герой не проклинает и не считает давние события идеальными. Он только выражает благодарность неизвестно кому.

Своим стихом он доказал что можно стать кем ты захочешь, только ради этого надо стремительно идти к своей цели и не оборачиваться назад. И. Бродский с уверенностью заявил в этом стихотворении что никакие преграды не сломали его непокоримый дух.

Вариант №2

Это стихотворение Бродский написал, когда ему исполнилось 40лет и стало впоследствии одним из самых известных произведений. Самому Бродскому очень нравилось это произведение, он часто его читал на вечерах, подводил итоги своей жизни. По мнению Солженицына, Бродский слишком мало провел времени в ссылке, считал это произведение «преувеличенно грозным».

Главный герой этого произведения, повествует о своей жизни. По сути, каждая строка является событием в жизни поэта: тюрьма, ссылка, эмиграция. Стихотворение выдержано в торжественном строе, что показывает абсолютное не сожаление о том, что случилось с героем. Все, что произошло, это факт, данность.

Во второй части произведения акцент ставится на произведениях, его творческой сфере деятельности.

Финал стихотворения-подведение итогов в жизни героя. Зачастую, многие литературоведы и критики спорят именно из-за этой части стихотворения. Пока нет точного объяснения, кроме одного- лирический герой считает абсолютно нормальным все, что с ним приключилось за свою жизнь, он не проклинает ее, но и не идеализирует. По большей части, герой просто благодарен за те уроки, которые преподнесла ему жизнь.

Также, одной из тем считается «мужество быть», то есть, герой не сдается в тяжелое время, старается не отчаиваться по поводу случившегося.

В стихотворении всего пять прилагательных, что является одной из его особенностей, а также два причасти. Рифмы созданы по семантическому смыслу. Все глаголы находятся слева в строчке, отождествляя основную деятельность на протяжении его жизни, сперва идут глаголы совершенного вида, затем несовершенного. Последний глагол в произведении «впустил», отражающий окончательное действие.

Бродский часто замечал, что именно Ахматова наставляла его на путь истинный, у нее он учился терпению и желанию двигаться дальше, когда на пути большие препятствия, а также прощать людей и государство.

На свое сорокалетие Бродский написал и другое произведение «Малиновка», а также «25.5.65, КПЗ».

Картинка к стихотворению Я входил вместо дикого зверя

Популярные темы анализов

Иван Бунин великий поэт, он написал большое количество различных стихотворений. В одном из его произведения “Седое небо надо мной” можно разглядеть мысль то, как сложен сам стиль написания. Автор блуждает в своих фантазиях и не видит

В стихе речь идет о кинжале. Описывается он не как холодное оружие, а как дуг, как боевой товарищ впервые не кровью орошенный. Владелец кинжала с особым трепетом и бережливостью относился к нему. Его ковали для совершения мести,

Слишком много произведений посвятил любовной лирике Пушкин. Он был настолько темпераментным и любвеобильным человеком, что просто не мог себя сдерживать, чтобы не описать свои чувства. Болдинская осень, словно целая творческая

Проникающие в душу стихотворения о любви, Афанасий Фет написал, не будучи юношей или в период возвышенных чувств. Причиной такого довольно-таки удивительного факта являются невероятные воспоминания великого поэта. Его воспоминания

Знаменитая поэтесса родилась в Москве 10 апреля 1937 года, в семье крупного начальника таможенной отрасли и переводчицы.

Ссылка на основную публикацию