Батальоны просят огня – краткое содержание повести Бондарева

Краткое содержание — Батальоны просят огня — Бондарев

Ю. Бондарев — повесть «Батальоны просят огня». В по­вести «Батальоны просят огня» писатель показывает, какой нечеловеческой ценой досталась нам победа. В центре пове­ствования — судьба двух батальонов.

Два батальона под ко­мандованием майора Бульбанюка и капитана Максимова должны были форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Золотушино и в районе лесничества для последую­щего развития наступления дивизии. Батальонам был дан приказ завязать бой, затем подать сигнал дивизии — «просим огня». После чего

Для поддержки же батальонов во время боя были выделены два орудия под командованием ка­питана Ермакова и батарея лейтенанта Жарова.

Однако в ходе боевых действий планы командования из­менились. Дивизии, которая должна была поддерживать ба­тальоны огнем, приказано сняться с боевых позиций, соеди­ниться с другой дивизией. В результате командир дивизии полковник Иверзев отзывает все полки, оставляя батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель. Батальоны подают сигнал о поддержке огнем, но она не при­ходит.

Ермаков выводит из окружения сво­их людей, оставшихся в живых.

Во второй части повести мы видим ряд превосходно вы­писанных батальных сцен, перемежающихся с анализом ду­шевного состояния персонажей. «Я пытался из различных ощущений героев повести создать картину боя, — замечает автор. — Показать, как с разным настроением и в самый от­ветственный момент испытания мужества дрались и умирали люди». И писатель смог достичь своей цели. Вот Орлов отда­ет приказ пулеметчику чаще менять позицию, он кричит, го­лос его срывается, потом сам ложится за противотанковое ру­жье, трижды промахивается, возвращает солдата, пытающе­гося вылезти из окопов.

Вот из трофейного пулемета уничто­жает немецкую пехоту Жора Витьковский, на помощь остаткам батальона спешит молоденький лейтенант Ерошин, но погибает под авиабомбежкой.

Капитан Ермаков винит себя в гибели своих бойцов: «Я командовал батальоном — и остался один. Да разве это не смерть? Так зачем же я еще живу, когда все погибли?» Также Ермаков считает виноватым в гибели батальона полковника Иверзева, командира дивизии. И он обвиняет в гибели людей комдива.

Иверзев в романе думает о судьбе всей операции, Ермаков — о конкретных людях. Таким образом, Ю. Бонда­рев затрагивает в повести важнейшую социальную и нрав­ственную проблему — соотношение норм права и морали. И на этот вопрос у автора нет однозначного ответа.

Он как бы приглашает читателя к размышлению.

Оба этих образа выписаны в повести крупным планом. Капитан Ермаков — мужественный человек, решительный, прямолинейный, прак­тически не склонный к рефлексии. Он бросает обвинение в лицо комдиву, не думая о последствиях. Так велит ему посту­пить совесть, понятие об офицерской чести.

И он подвергает­ся аресту. Потом его освобождают, представляют к награде. Однако и образ полковника Иверзева в повести достаточно сложен.

На первый взгляд он кажется резким, жестким чело­веком. Это автор передает уже в самом портрете героя. «Пол­ковник Иверзев, румяный, светловолосый, с синими холод­ными глазами, одетый в прекрасно сшитый стального цвета китель, твердо и жестко посмотрел на Бориса и сочным голо­сом сказал: Опаздываете, капитан Ермаков!.

Слушая комдива, Ермаков обратил внимание на его руку, сжатую в кулачок, и подумал, что «кулачок этот беспощадно силен, властолюбив, неподатлив…» Комдив Иверзев знает, что прав, поскольку разгадал замысел врага и сорвал его. Но ког­да он остается наедине с собой, то это сознание собственной правоты не спасает его от мучительных дум, укоров совести. Проводив Гуляева и Ермакова, он, «бледный, словно обрюзг­ший сразу», ходит по комнате, «сжимая за спиной дрожащие пальцы». «Щемящая, почти физическая боль» не оставляет его. Чувства, мысли Ермакова ему понятны. «За этим офице­ром стояла своя правда, правда ответственности за гибель батальона, за ним же, Иверзевым, стояла еще большая прав­да — ответственности за всю дивизию».

В финале романа Иверзев поднимает солдат в атаку, получает ранение в руку, потом он просит представить к награде погибших и остав­шихся в живых бойцов, в том числе и капитана Ермакова.

Таким образом, в повести определился подход Ю. Бонда­рева к изображению человека на войне, восприятию ее изнут­ри: глазами, умом, сердцем бойца, стреляющего из автомата. Это человек, проходящий, по выражению автора, «проверку на человечность через испытание огнем». Через это испыта­ние проходят все персонажи повести, война становится про­веркой нравственных качеств человека.

Дайджест:

Нравственный выбор героев в повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» Писателей можно по праву назвать поверенными Истории, хранителями памяти человеческой. В своих произведениях каждый по-своему сумел передать те «мгновения» войны, те глубинные процессы, происходящие в сознании людей, которые и определяют. .

Чем стала Великая Отечественная война для героев повести «Батальоны просят огня»? Сущность человека раскрывается лучше всего в дни великих и малых испытаний, через которые ему суждено пройти. Великая Отечественная война была испытанием из испытаний. И сколько бы лет ни прошло, она. .

Сознание героя-гуманиста в повести Бондарева «Батальоны просят огня» В военной повести Бондарева «Батальоны просят огня» принцип действенной защиты человека получил художественное осуществление, хотя едва ли сам автор использовал его вполне осознанно. Вспомним последнюю ночь Бориса Ермакова на разгромленном. .

Действующие лица повести «Батальоны просят огня» Расстановка действующих лиц вполне определенная и чреватая конфликтом, как бы персонифицированным в образах Иверзева и Ермакова. Иные критики придерживались именно такого взгляда, не замечая, что тем самым упрощается весь смысл. .

Мужество выбора и ответственности в повести «Батальоны просят огня» Война наделила командира любого ранга и звания правом посылать людей на смерть и наказала ответственностью за их жизнь. Она заставила ежедневно испытывать душевную муку, винить в преждевременной гибели людей не. .

Замысел создания повести «Батальоны просят огня» «Батальоны просят огня» — повесть об Отечественной войне, о непосильном и трагическом подвиге солдат возникла, по признанию автора, не сразу. Бондарев, как мы знаем, был убежден в своей неподготовленности к. .

Сколько персонажей в романе «Тихий Дон»? Сколько персонажей в романе «Тихий Дон»? Какие исто­рические личности включены в систему персонажей романа? Исследователь С. Н. Семанов в работе «В мире «Тихого Дона»» впервые приводит алфавитный перечень персонажей романа. .

Война в произведениях наших писателей В произведениях наших писателей — солдатов, прошедших эту войну, показаны самые разные люди и борьба каждого из них с врагами. Их произведения это реальность войны. Перед нами предстают люди, неожиданно. .

Краткое содержание повести Воробьева «Убиты под Москвой» Рота кремлевских курсантов идет на фронт. Действие происходит в ноябре 1941 г.; фронт приближается к Москве. По пути курсанты встречают спецотряд войск НКВД; когда рота приходит в подчинение пехотного полка. .

Юрий Бондарев «Простите нас» Все совершают ошибки. Это естественно. Только один склеит разбитую вазу, а второй выкинет осколки. Однако порой мы даже не подозреваем, что совершили какую-то ошибку. В нашей жизни много людей и. .

Юрий Бондарев — Как он видит войну Юрий Бондарев. Как он видит войну Юрий Бондарев — талантливый советский писатель, участ­ник Великой Отечественной войны. Самые известные его романы о войне — «Горячий снег» и «Берег» . Проблема данного. .

Отношение к братьям меньшим по тексту Бондарев Как мы относимся к братьям нашим меньшим? Можно ли, пусть даже ради научного эксперимента убивать живое существо? Об этом заставляет задуматься читателей известный русский писатель Ю. Бондарев. Автор рассказывает о. .

Мильон терзаний Чацкого Из огня тот выйдет Мильон терзаний Чацкого Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышет воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. А. С. Грибоедов. По мнению В. Г. Белинского. .

Танки идут ромбом — Краткое содержание А. Ананьев — роман «Танки идут ромбом». Роман А. Ананьева «Танки идут ромбом» рассказывает о Курской битве. Действие происходит на протяжении трех дней в начале июля 1943 года. В центре. .

Краткое содержание «В окопах Сталинграда» Некрасов Некрасов Виктор Платонович Произведение «В окопах Сталинграда» Действие начинается в июле 1942 г. с отступления под Осколом. Немцы подошли к Воронежу, и от только что вырытых оборонительных укреплений полк отходит. .

Краткое содержание повести Некрасова «В окопах Сталинграда» Действие начинается в июле 1942 г. с отступления под Осколом. Немцы подошли к Воронежу, и от только что вырытых оборонительных укреплений полк отходит без единого выстрела, а первый батальон во. .

Достоверность военной прозы Бондарева С высоким сознанием своего долга и ответственности перед павшими и живыми вступали в литературу недавние фронтовики — Ю. Бондарев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Богомолов, А. Адамович, Е. Носов, К. .

Краткое содержание, анализ «Песня последней встречи» Ахматова «Песня последней встречи» Произведение ранней лирики Ахматовой, «Песня…» отражает драматизм уже в своем названии. Используя прием антитезы, Ахматова усилива­ет описываемые чувства лирической героини: «Так беспо­мощно грудь холодела, \ Но шаги. .

Краткое содержание «Повести о Шевкале» Ы В Повести рассказывается о событиях 1326-1327 гг. Тверской князь Александр Михайлович получает в Орде ярлык на великое княжение. По «наущению диавола» татары решают, что нужно подчинить своей власти русских. .

Краткое содержание рассказа Уэллса «Царство муравьев» Капитану Жерилло приказали помочь жителям Бадамы бороться с нашествием муравьев. Капитан заподозрил, что начальство просто издевается над ним. Он был креолом и обладал чисто португальскими представлениями об этикете и дисциплине. .

Краткое содержание «Сына полка» Катаева Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания через сырой осенний лес. Они услышали «странный, тихий, ни на что не похожий прерывистый звук», пошли на него и набрели на неглубокий окопчик. .

Краткое изложение Убиты под Москвой К. Д. Воробьев Убиты под Москвой Рота кремлевских курсантов идет на фронт. Действие происходит в ноябре 1941 г.; фронт приближается к Москве. По пути курсанты встречают спецотряд войск НКВД; когда. .

Краткое содержание романа Фурманова «Чапаев» В морозную январскую полночь девятнадцатого года с вокзала Иваново-Вознесенска отправляется на колчаковский фронт собранный Фрунзе рабочий отряд. Со всех фабрик и заводов приходят рабочие проводить товарищей. Перед многолюдной толпой выступают. .

Краткое содержание Бэла Герой нашего времени по главам в сокращении Действие романа происходит в тридцатые годы XIX века. Завоевание Кавказа Россией близится к завершению. Повествование ведется от имени автора, офицера русских колониальных войск, который едет на перекладных из Тифлиса. На. .

Краткое содержание «Фрегат «Надежда» Бестужева-Марлинского Бестужев-Марлинский Александр Александрович Произведение «Фрегат «Надежда» Капитан-лейтенант Илья Петрович Правин был влюблен впервые и со всей возможной страстностью. Напрасны беспокойство и предостережения друзей, и более всех товарища по морскому корпусу. .

На тему: краткое содержание М. Ку­раев «Капитан Дикштейн» В «фантастическом повествовании» М. Ку­раева «Капитан Дикштейн» события Кронштадтского мятежа «, уже носило негативный оттенок) показаны изнутри, с точки зрения его участников. Оказалось, что собы­тия в Кронштадте были не «вылазкой. .

Краткое содержание «Возвращение в Брайдсхед» Во Ивлин Во Произведение «Возвращение в Брайдсхед» Во время второй мировой войны, находясь в Англии и командуя ротой, не принимающей участия в боевых действиях, капитан Чарльз Райдер получает от командования приказ. .

Краткое содержание «Посвящается Ялте» Бродского Бродский Иосиф Александрович Произведение «Посвящается Ялте» Несколько человек, подозреваемых в убийстве, дают показания следователю, которые приводятся в том порядке, в котором они снимались. Вопросов следователя мы не слышим, но реконструируем. .

Краткое содержание поэмы Бродского «Посвящается Ялте» Несколько человек, подозреваемых в убийстве, дают показания следователю, которые приводятся в том порядке, в котором они снимались. Вопросов следователя мы не слышим, но реконструируем их по содержанию ответов допрашиваемых. Человек. .

Краткое содержание — Звезда — Казакевич Э. Казакевич — повесть «Звезда». Повесть Э. Казаке­вича «Звезда» — одно из самых суровых и лаконичных произ­ведений о войне. Она рассказывает нам о выполнении боево­го задания группой разведчиков, о гибели. .

Краткое содержание — Каратели — Адамович А. Адамович — повесть «Каратели». Повесть вышла в 1979 году. Эта тема давно уже интересовала писателя. В одной из публицистических статей Адамович писал: «Ответить, объяснить совсем не просто, а не. .

Краткое содержание Конармия в сокращении Бабель Мой первый гусь Мужчина по фамилии Лютов работает писателем в газете «Красный кавалерист» . Случается так, что он попадает в Первую Конную армию, под предводительством командира С. Буденного. Дивизия ведет. .

Краткое содержание «Волк на псарне» Крылова И. А Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор. Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат. .

Краткое содержание «Юнкера» Куприна Куприн Александр Иванович Произведение «Юнкера» В самом конце августа завершилось кадетское отрочество Алеши Александрова. Теперь он будет учиться в Третьем юнкерском имени императора Александра II пехотном училище. Еще утром он. .

Краткое содержание «Морского волка» Лондона Литературный критик Гэмфри ван Вейден терпит кораблекрушение по пути в Сан-Франциско. Тонущего подбирает судно «Призрак», направляющееся в Японию для охоты на котиков. На глазах Гэмфри умирает штурман: перед отплытием он. .

Краткое содержание рассказа Дойла «Пропавший регбист» К Шерлоку Холмсу обращается за помощью мистер Овертон, капитан команды регбистов Кембриджского колледжа. Завтра решающий матч, а ведущий игрок Годфри Стонтон пропал. Вчера команда приехала в Лондон и остановилась в. .

Краткое содержание «Остров сокровищ» Стивенсона Стивенсон Роберт Льюис Произведение «Остров сокровищ» Широко известный роман «Остров сокровищ» английского писателя Роберта Луиса Стивенсона повествует о приключениях нескольких смельчаков, решивших разбогатеть. Роман состоит из пяти частей, повествование ведется. .

Краткое содержание «Девятый сон Веры Павловны» Пелевина Пелевин Виктор Олегович Произведение «Девятый сон Веры Павловны» Рассказ напоминает развернутую рецензию на «Что делать?» Чернышевского. Немного запоздала, правда, рецензия-то, но выполнена классно, мастерски. Героиня в должности туалетной уборщицы, рассуждающая. .

Сын полка — краткое содержание В. Катаев — повесть «Сын полка». В. П. Катаев написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году. Около 70 лет прошло с тех пор, но мы с гордостью вспоминаем нашу. .

Краткое содержание «Приключение» Цветаевой Цветаева Марина Ивановна Произведение «Приключение» Гостиница; ночь; Италия; год 1748-й. Главный герой — Джакомо Казанова, двадцати трех лет, доподлинный, извлеченнный из IV тома собственных его мемуаров и дополненный, дорисованный женской. .

Краткое содержание бондарев берег точный пересказ сюжета за 5 минут

По ту сторону

47-летний знаменитый писатель Вадим Никитин и его друг Платон Самсонов, тоже писатель, но менее популярный, летели в Германию по приглашению фрау Герберт, поклонницы таланта Никитина. Она пригласила его на собрание немецкого литературного кружка для обмена мнениями о современной культуре, и дискуссии на тему «Писатель и современная цивилизация». Самсонова Вадим взял с собой в качестве переводчика, так как сам владел немецким не очень хорошо. В самолёте они обсуждали последнее письмо фрау Герберт, в котором она восхищалась талантом Никитина и сравнивала его с великими русскими писателями. Самсонов опасался, как бы его любимого друга не развратила эта слава.

В аэропорту их встретила сама госпожа Герберт. Она не такая, какой они себе её представляли. Стройная, элегантная, богатая женщина, на шикарнейшем по тем временам Мерседесе, встретила их очень тепло, отвезла в гостиницу и пригласила на завтрак. На её вопрос, был ли когда-нибудь Никитин в Германии, он ответил, что в сорок пятом держал осаду маленького городка. После завтрака друзья отправились гулять по Гамбургу. Осмотрели памятник погибшим во Второй мировой войне, затем попали на улицу Реепербан, где неудачно посетили одну забегаловку, смотрели французское порно и еле-еле отбились от привязавшихся к ним проституток. Им повезло, что их приняли за англичан, иначе бы точно получили сполна от охранников.

Читайте также:  Анализ стихотворения Одиночество Бродского

Никитин вспомнил свой первый гонорар в три тысячи рублей, который прокутил в кабаках с поэтом Вихровым, нарвался на драку с юнцами в подворотне и загремел в милицию за то, что якобы сам и затеял эту драку. От денег осталось лишь семьсот рублей, которых даже не хватило расплатиться за квартиру.

В гостях у госпожи Герберт Никитин и Самсонов познакомились с журналистом, главным редактором издательства «Вебер» Дицманом, издателем Вебером и его супругой, знаменитой певицей Лотой Титтель. Они говорили о политике, об нынешних отношениях Германии и России. Говорили о прошедшей войне, как она повлияла на развитие Германии, как русские солдаты насиловали немок, и сделали вывод, что нацизм присущ не только немцам. Титтель ругала политику Гитлера и утверждала, что он опозорил немецкую нацию. Господин Вебер рассказал, как он побывал в концлагере и как их освободили американцы. Но вскоре их разговор подошёл к концу и все засобирались домой.

Самсонов уехал в гостиницу, а Никитина госпожа Герберт попросила остаться. Она показала Никитину свой старый альбом, где была фотография молодой девушки на фоне загородного дома. «Вы узнаете?» — спросила она. И Никитин вспомнил, что 26 лет назад в мае 1945 года его батарея размещалась в этом доме в Кёнигсдорфе, и что эта девушка, а теперь госпожа Герберт, была его возлюбленной.

Безумие

2 мая 1945 года. Берлин был наполовину занят русскими войсками. Германия отступала. Батарея, в которой Никитин командовал взводом, заняла Кёногсдорф. После трудного боя все спали, Никитин тоже нежился в постели, приказов не поступало. Старший лейтенант Гранаутов был в госпитале. Солдаты наслаждались упоительным чувством приближающейся Победы. В комнату к Никитину вошёл сержант Меженин, широкоплечий, немного полноватый, тридцатилетний, самоуверенный мужчина. Он нашёл неподалёку разбитый немецкий автомобиль, а в нем сейф с деньгами и часами. Некоторые вещи он успел унести, остальное спрятал.

Меженин показал Никитину сумку с часами и пачками денег, спросил, могут ли они чего-то стоить. Никитин ответил, что часы дешёвка, и посоветовал Меженину раздать их солдатам, а деньги выкинуть. Меженин отказался.

Никитин спускается к завтраку. Меженин рассказал солдатам о находке, они стали решать, что с ней делать. Никитин приказал Меженину раздать солдатам часы, а деньги сдать ему. Меженин подчинился. К ним зашёл лейтенант Княжко, командующий соседним взводом и принёс немецкую кошку, которую Ушатиков, самый молодой солдат принялся кормить кашей. Княжко и Никитин отправились гулять по маленькому городку, натолкнулись на пьяного немца, который утверждал, что все русские хорошие, а русская водка ещё лучше.

Возвратились домой к вечеру. Там комбат Гранатуров и Галя, офицер медсанбата, играли в карты. Выяснилось, что Галя влюблена в Княжко, а Княжко в силу своей интеллигентности не может ответить ей взаимностью. Параллельно за Галей ухаживает Гранаутов, делая это открыто, чтобы Княжко заметил. Вскоре Галя решила уйти, Гранаутов предложил проводить её, но Княжко заявил, что в этом нет необходимости. Галя отказывается от его предложения. До калитки Галю проводил Никитин, она пожаловалась ему, что Княжко игнорирует её, но она все равно его любит.

Когда Никитин возвратился, ему стало не по себе от наступившей тишины, и он приказал Меженину проверить, как там часовой. Меженина долго не было, потом раздался какой-то шум на втором этаже в комнате Никитина. Поднявшись в свою комнату, он увидел, что Меженин собирается изнасиловать молодую рыжеволосую немку. Никитин приказал оставить немку в покое. Меженин отказался, тогда Никитин пригрозил ему расстрелом.

Немку, Эмму, проводили на первый этаж, в гостиную. Там часовой привёл молодого мальчика, лет пятнадцати, щуплого в очках. Гранаутов приказал Княжко допросить его. Немка плакала и просила Курта рассказать все. Выяснилось, что они брат и сестра, пришли забрать свои вещи и уехать в Гамбург к дедушке. Курт сбежал из немецкого партизанского отряда. Отряд этот состоял из таких же мальчиков как и он. Командир отряда, ефрейтор, недавно убил поранившегося мальчишку, что бы тот не выдал их. Гранаутов хотел пытать мальчишку, что бы тот рассказал побольше, но Княжко, как старший по званию, приказал отпустить обоих. Гранаутову пришлось согласиться.

Утром Никитин проснулся от стука в дверь, это Эмма принесла ему кофе. Она начала приставать к нему, он пытался отказаться, но Эмма настояла на своём. Никитин вспомнил, как у него это было в первый раз с санинструкторшей Женей. Они не знали, что это, но подчинились зову сердца. Потом на деревню напали немцы, они бежали, но Женю ранило, и через два дня она умерла.

Ушатиков принёс Никитину воду для бритья, Эмма успела уйти. Через некоторое время в комнату вошёл Меженин, сообщил, что знает о связи Никитина с немкой, и стал угрожать, что все расскажет начальству. Никитин напомнил ему, что в Житомире Меженин отказался выполнить приказ Никитина, прелюбодействуя с двумя медсёстрами из санчасти.

После завтрака на их часть напали две немецкие самоходки, они решили принять бой. Княжко и Никитин гнали солдат вперёд, но они отказывались идти. Меженин говорил, что солдаты могут погибнуть из-за их с Княжко желания пополнить свою коллекцию медалей. Никитин приказал ему молчать и идти в бой достойно. Немцы взорвали мост, дальше преследовать самоходки было невозможно, русские отступили.

Но тут ворвался в часть лейтенант Перлин с просьбой помочь убрать немцев из лесничества. Княжко согласился. По дороге они наткнулись на труп немца, совсем юного, лет шестнадцати. Подойдя к лесничеству, они вступили в бой. Меженин забросил в дом две бомбы, раздался взрыв, за ним плач. Княжко догадался, что в доме не солдаты, а те юнцы, о которых говорил Курт, они напуганы и не знают что делать. Княжко оставил оружие, подошёл к дому и предложил немцам сдаться. Они подняли белый флаг, и из-за него пулемётной очередью убили Княжко. Ценой жизни лейтенанта Княжко русским удалось занять лесничество и взять немецких мальчишек в плен.

Выяснилось, что убил Княжко немецкий ефрейтор. Меженин в порыве злости застрелил его, но Княжко уже не вернуть. Галя безутешно рыдала над его трупом. Вечером на поминках, разгорячённый водкой, Никитин сказал, что все они виновны в смерти Княжко, что он совершил смелый и благородный поступок, а они все трусы, потом забрал вещи Княжко, его письмо к Гале и ушёл в свою комнату. Княжко писал Гале, что между ними не может быть ничего, так как это война, а на войне нельзя строить воздушные замки.

Утром Никитин проснулся в объятьях Эммы. Между ними снова произошёл любовный порыв. Они любовались залетевшей к ним бабочкой и учили друг друга новым незнакомым словам. Через некоторое время Ушатиков сказал Никитину, что его вызывает комбат. Гранаутов потребовал от Никитина письмо для Гали, сидящей здесь же. Никитин сказал, что не знает ни про какое письмо. Гранаутов стал угрожать Никитину, что расскажет в штабе о его отношениях с немкой, о том, как он её чуть не изнасиловал, а теперь имеет с ней связь. Никитин ничего на это не ответил. Галя в ярости приказала им замолчать и сказала Гранаутову, что он ей никогда не нравился, и она имела с ним отношения только назло Княжко.

Никитин потребовал от Меженина, что бы тот по собственной воле отправился под трибунал. Меженин в ярости бросил в него стул, Никитин выстрелил в него. Никитина арестовали, Меженина отправили в санчасть. Ночью, когда Никитина охранял Ушатиков, он попросил его о встрече с Эммой. Встретившись, они признались друг другу в любви и провели ночь вместе. Утром они расстались. Гранаутов выпустил Никитина из-под стражи, чтобы идти в последний бой против немцев. Никитину грозило только десять суток за его преступление. Во время этого боя Меженин остался жив, но вскоре погиб под обстрелом в машине. Из четырёх человек погиб он один.

Какова основная идея романа Бондарева «Берег»?

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Какова основная идея романа Бондарева «Берег». =>>>

Здесь, в значительности и актуальности проблем следует искать философское «богатство» романа. В этом причины его несомненного успеха у читателей. У молодежи особенно. Это единодушно отметила и наша и зарубежная критика, много писавшая о философской целеустремленности романа и общественном значении его идейно-нравственной проблематики.

Именно он, молодой человек, хвативший фронтового лиха, говорит не о подвиге и героизме, а об упорстве и настойчивости солдата, о его ратном труде и самоотверженности, равно отвергая и картинную преувеличенность подвига, и нарочитое «прилизывание» мучительно-опасного, кровавого труда фронтовиков.

Цену такого труда на деле постигает генерал Бессонов. Потрясенный до глубины души видом четырех обмороженных артиллеристов, Бессонов долгое время не может найти в себе силы произнести необходимые фразы.

Все, что он должен был сказать, вручая Кузнецову и его товарищам ордена Красного Знамени, все слова, подходящие к случаю, «тенями скользили в сознании, не складывались в то, что чувствовал он, показались ему никчемными, мелкими, пустопорожними словами, не отвечавшими всей бессмертной сути увиденного сейчас им…».

В этих словах писателя заключено многое. И, в частности, объяснение той натуральности и простоты, которая определяет и стиль повествования, и строй мыслей действующих лиц.

В их поступках сливаются воедино коренные и устойчивые свойства национального характера с новыми его качествами, приобретенными в новых социально-исторических условиях: возрастающий удельный вес осознанного патриотизма и его гуманистического содержания.

Эта сцена, если я правильно поняла автора, помогала косвенно соотнести по принципу контраста истинность человеческих отношений, постоянство и верность в любви с оскорбительной униженностью и обесценением человеческих отношений в царстве потребительской бездуховности.

При этом Бондарев не стал на путь идеализации своих героев и реальности их отношений. Ни автора, ни большую часть читателей не коробила сцена с Женей, ни тем более интимные сцены с Эммой. Да, изображенное писателем никак не укладывалось в привычные шаблоны «чистой любви», коробило чрезмерную щепетильность.

А между тем это была именно любовь, и очень чистая, бескорыстная и всепроникающая. Критиков шокировало то, что Эмма сама пришла к Никитину. Они считали, что любовь не может «так» начаться. А вот она началась именно «так» и длилась всю жизнь.

Хотя, если быть точным, началась она, по крайней мере у Эммы, раньше, там, внизу, когда Никитин проявил сострадание к ней и к ее брату и вел себя так же достойно, как и Княжко, спасая и ее жизнь, и ее честь.

Таким образом, классическая традиция, сама по себе богатая и плодотворная, как бы восходит на более высокую ступень качественного обновления.

Ностальгия

Глубокой ночью Никитин вернулся в гостиницу, но ему не спалось, он позвонил Самсонову, тот пришёл к нему. Никитин рассказал о том, что произошло. Самсонов не понял его. Тогда Никитин отправил его спать и сам лёг в постель. На следующий день Никитин участвовал в дискуссии, где они с Дицманом спорили о вопросах политики, искусства, о том, как сейчас в России относятся к немцам. Говорили о культе личности Сталина и Гитлера.

После дискуссии всей компанией отправились на улицу проституток, потом в кабак «Весёлая сова», которым владел бывший пленник концлагеря. Здесь Герберт и Никитин танцевали и говорили. Ей вскоре стало плохо, и они решили уехать в более тихое место. В тихом ресторане они говорили о жизни после войны, о своих судьбах.

Никитин был женат. Недавно у него умер сын. У Герберт умер муж, дочь живёт в Канаде. Она призналась ему, что любит его до сих пор, он для неё герой из сказки, русская бабочка. Потом они сидели в машине, он грел её руки. В аэропорту, она бросилась ему на шею, выкрикивая его имя, он успокоил её. В самолёте он почувствовал, что нехорошо ноет сердце, решил, что это от коньяка. Воспоминания захлестнули его. Он вспомнил, как умер его сын, как жена едва не сошла с ума, вспомнил, как охотился на белок в лесу, вспомнил берег из детства, такой родной и далёкий. Тут ему стало совсем плохо, Самсонов засуетился, но было уже поздно, он плыл к далёкому родному берегу. Пересказала Юлия Жданович

Краткое изложение сюжета повести «Батальоны просят огня»

Юрия Бондарева часто называют писателем военного поколения, писателем-фронтовиком: в августе далекого 1942 года он, восемнадцатилетний мальчишка, ушел добровольцем на фронт.

От Волги и до границы Чехии, через Украину и Польшу пролегла его длинная военная дорога офицера-артиллериста, дорога тяжелых боев и радостных побед, дорога обретений и потерь, дорога длиною в жизнь.

И поэтому тема войны стала главной в его творчестве.

Юрий Бондарев известен как автор замечательных повестей и романов о Великой Отечественной войне; достаточно вспомнить такие его произведения, как «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег». Эта тема стала одной из главных и в более поздних его произведениях — романах «Берег», «Выбор». Можно сказать, что война прошла через сердце писателя и навсегда осталась в нем.

Многие современные авторы писали, пишут и еще будут писать о Великой Отечественной войне. Эта тема неисчерпаема, ведь каждый пишет о своей, только им увиденной войне.

Память о войне живет в сердцах людей, в том числе в сердцах писателей: прозаиков, поэтов, драматургов…

Вспомним произведения Константина Симонова, Александра Твардовского, Бориса Васильева, Василя Быкова, Виталия Закруткина, Анатолия Ананьева, Александра Бека и многих, многих других. У каждого из них свое представление о войне, своя правда войны.

Но произведения Юрия Бондарева не спутаешь ни с одним другим произведением. Бондарев сумел сказать о войне и о подвиге народа свое слово, не похожее на уже сказанное до него.

Его повести и романы — это произведения не только и не столько о подвиге народа, сколько произведения о подвиге Человека, Солдата, грудью защитившего страну. Война показана им через восприятие простого участника сражений: рядового, сержанта, лейтенанта…

Это взгляд с передовой, из окопа, и это делает описанные события особенно достоверными.

Среди многих ярких, прекрасных произведений Юрия Бондарева большое впечатление производит повесть «Батальоны просят огня».

Это одно из самых первых произведений писателя, посвященных теме войны, в нем война показана предельно правдиво, в нем запечатлена вся горькая правда войны: мы видим войну такой, какой видит ее обостренное зрение писателя, и видим не с отдаленного от поля боя наблюдательного пункта, а непосредственно с передовой, с огневой позиции, из траншеи.

Читатель вместе с героями участвует в бою, вытирает с закоп ценного пороховой гарью лица пот, осматривает свою пробитую пулями шинель, вспоминает вечером сумасшедшую атаку, горящие немецкие танки, погибших товарищей…

Название повести очень простое — это обычная фраза одного из героев произведения. Но в выборе ее названия заключен глубокий смысл: за этим будничным высказыванием скрывается авторская позиция — показывать не парадную сторону войны, а ее внутреннюю сущность: каждодневный, обыденный подвиг русских солдат.

★ Батальоны просят огня книга краткое содержание по главам

Батальоны просят огня (повесть)

“Батальоны просят огня” – повесть Юрия Бондарева, действие которой разворачивается на Украине в 1943 году. Впервые опубликована в журнале “Молодая гвардия” в 1957 г. В 1985 г. по повести был поставлен одноимённый фильм.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я вас любил. Любовь ещё… Бродского

BMW Z4

BMW Z4 – двухместный легковой автомобиль спортивного типа, выпускающийся немецкой компанией BMW. Производство родстера с открытым кузовом и мягким складывающимся верхом началось в 2002 году. В 2006 году на его базе было создано купе с жёсткой нескладывающейся крышей. С 2009 по 2016 год производился автомобиль следующего поколения. Он имел жёсткую складывающуюся крышу и это был первый автомобиль такого типа в истории BMW. В конце 2018 года началось производство полностью нового родстера с мягкой складывающейся крышей. В продажу он должен поступить весной 2019 года.

Вампиры в кинематографе

Фильмы о вампирах – первоначально жанр фильмов ужасов, где в качестве основной враждебной людям стороны фигурировали бессмертные существа, которые нуждаются в чужой крови. Однако со временем появились фантастические фильмы, боевики, триллеры, вестерны и даже комедии, где действующими лицами являются вампиры. Помимо расширения жанров изменилось и восприятие самих вампиров – если раньше они считались сверхъестественными существами, то в ряде современных фильмов упор делается на то, что вампиры – это бывшие люди, которые подверглись воздействию особого вируса.

Бортовое содержание

Бортовое содержание – один из основных параметров кондиций, определяющий нижний предел содержания полезного компонента в крайней пробе для оконтуривания продуктивного пласта по мощности. Бортовое содержание может быть единым для россыпи или различным для балансовых и забалансовых запасов, а также для оконтуривания пласта сверху и снизу. Бортовое содержание устанавливается методом вариантов на основе анализа геологических особенностей и технико-экономических показателей разработки россыпи, а для небольших россыпей – экономическими расчетами, исходя из прямых затрат на добычу и промывку песков.

Клиффорд, Бетси

Элизабет Энн “Бетси” Клиффорд, в замужестве Хиггинс – канадская горнолыжница, выступавшая в слаломе, гигантском слаломе и скоростном спуске. Представляла сборную Канады по горнолыжному спорту в 1968 – 1976 годах, чемпионка мира, победительница трёх этапов Кубка мира, обладательница малого Хрустального глобуса, семикратная чемпионка канадского национального первенства, участница двух зимних Олимпийских игр.

Осока просяная

Серо-зелёное растение с восходящими ползучими корневищами, дающее длинные тонкие побеги и центральные репродуктивные побеги. Стебли тупо-трёхгранные, гладкие, 10 – 40 см высотой. Листья жёсткие, сизо-зелёные, большей частью прямые, 2 – 4 мм шириной, длинно заострённые, короче стебля. Соцветие 5 – 816 см длиной, из значительно расставленных колосков. Верхний колосок тычиночный, булавовидный, 11.2 – 2.5 см длиной; чешуи ржавые, тупые, яйцевидные с белоперепончатыми краями, лучше выраженными в нижней части колоска; остальные 2 – 3 пестичные, немногоцветковые, рыхловатые, продолговатые, 1 – 2. .

Теорема Кратко

Теорема Кратко – утверждение об алгоритмической неразрешимости проблемы полноты относительно операций суперпозиции и обратной связи для конечных систем автоматов. Установлена в 1964 году советским математиком Мирославом Кратко. Суть проблемы полноты конечной системы автоматов заключается в том, чтобы по заданному автоматному базису выяснить, является ли он полным. Если схемами на основе данного автоматного базиса могут быть реализованы все автоматы с заданным алфавитом, то он называется полным, иначе – неполным.

Культ огня

Культ огня – поклонение в той или иной форме священному огню, известное с древнейших времён у различных народов и в различных религиях, в первую очередь распространённое среди индо-иранских народов, однако встречавшееся и у многих европейских – от ирландцев до римлян. В современном понимании выражения “культ огня” и “огнепоклонничество” относятся в первую очередь к зороастрийской религии, где огонь является главным предметом поклонения и посредником между людьми и божеством; в итоге в древнем Иране учение о священном огне стало неотъемлемой частью религии. Культ огня занимает также важное .

Понтонно-мостовые бригады, полки и батальоны

Отдельные понтонно-мостовые бригады, полки и батальоны – формирования инженерных, дорожных и железнодорожных войск РККА и Советской Армии, ВС СССР и России. В РККА и Советской Армии ВС СССР отдельные понтонно-мостовые бригады, в зависимости от театра военных действий, входили, в военное и мирное время, в состав фронтов, а отдельные понтонно-мостовые полки и отдельные понтонно-мостовые батальоны в состав армий и отдельных корпусов.

Вторая книга

Вторая книга Вторая книга Гитлер – продолжение книги Адольфа Гитлера “Моя борьба”. Вторая книга Мандельштам – продолжение мемуаров Н. Я. Мандельштам. Вторая книга Царств – книга, входящая в состав Танаха и Ветхого Завета. Вторая книга Царей – в иудаизме, католицизме и протестантизме: название Четвёртой книги Царств. Вторая книга эсперанто – вторая книга, изданная для описания международного языка эсперанто.

Забытый подвиг майора Кузминова. Как настоящие батальоны «просили огня»

В ноябре 2018 года исполняется 75 лет со дня освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. В реалиях современной Украины эта дата воспринимается иначе, чем это было в советские годы. Те, кто ценой своих жизней вырывал Киев из лап нацистов, сегодня уже как бы и не совсем герои. Зато киевский режим охотно чествует украинских националистов, отличившихся в уничтожении жителей столицы в годы оккупации.

Освобождение Киева далось дорогой ценой, которую платили советские солдаты, не делившие друг друга на группы по национальности и вероисповеданию.

В 1957 году писатель-фронтовик Юрий Бондарев выпустил книгу «Батальоны просят огня», посвященную событиям, без которых освобождение Киева 6 ноября 1943 года не стало бы возможным. Речь идет о форсировании Днепра и удержании плацдармов, стоивших огромных потерь.

Книга Юрия Бондарева имеет под собой реальную основу. Сражение за Букринский плацдарм, который в конечном счете сыграл в наступлении на Киев вспомогательную роль, было особенно кровавым.

«Восточный вал»

После поражения в Курской битве вожди Третьего Рейха уже не питали особых иллюзий относительно успешного завершения войны. Адольф Гитлер, однако, рассчитывал, что называется, остаться в плюсе. В своих выступлениях он все чаще говорил о том, что Германия является «защитницей Европы от большевистских орд». Фюрер надеялся на сепаратный мир с западными союзниками, который позволил бы удержать часть земель, захваченных на Востоке.

Границей завоеваний, по задумке Гитлера, должен был стать так называемый «Восточный вал», или «Линия Пантера — Вотан». Ключевой частью «Восточного вала» являлся Днепр — естественная водная преграда, которую гитлеровские стратеги были намерены сделать непреодолимой для Красной Армии.

Немцам удалось создать основательные укрепления на правом берегу Днепра, и с каждым днем они усиливались.

Советское командование в этих условиях решилось на форсирование Днепра с ходу. Этот вариант не давал вермахту достаточного времени на создание новых линий обороны. Однако такое форсирование большой реки без достаточного количества плавсредств и серьезной подготовки делало неизбежными большие потери.

Майор от сохи

Форсирование проходило одновременно во многих местах, что, с одной стороны, не позволяло противнику накопить достаточные силы для ликвидации плацдармов. С другой стороны, распыление сил не позволяло и советским частям надежно закрепиться на правом берегу.

В ночь с 22 на 23 сентября 1943 года войска 3-й гвардейской танковой и 40-й общевойсковой армий под командованием генерал-лейтенанта Рыбалко и генерал-полковника Москаленко захватили плацдарм на правом берегу Днепра в районе села Великий Букрин, в 80 километрах к юго-востоку от Киева.

Первыми на правый берег Днепра на этом плацдарме ступили бойцы 48-го стрелкового полка, которым командовал майор Михаил Кузминов.

Родился он на территории современного Ставропольского края, в крестьянской семье. Среднюю школу Михаил закончить не сумел, трудился плотником в колхозе. В 1932 году его призвали в армию. Отслужив положенный срок, Михаил остался на сверхсрочную службу, а в 1938 году он окончил курсы младших лейтенантов при Бакинском пехотном училище.

До войны Кузминов служил помощником начальника отдела караульной и наружной службы при военной комендатуре Тбилиси.

С началом боевых действий офицер стал писать рапорт за рапортом с просьбой отправить его в действующую армию. Первую свою награду — орден Красного Знамени — Кузминов получил за бои на Кавказе в 1942 году.

Зацепиться за правый берег

К осени 1943 года офицер дослужился до звания майора и должности командира полка. Причем предшественника Кузминова сняли с должности из-за пристрастия к лобовым атакам с большими потерями.

Майор Кузминов старался беречь своих бойцов, однако задача по форсированию Днепра делала большие потери практически неизбежными.

Взвод разведки, усиленный автоматчиками и саперами, сумел преодолеть реку незаметно для немцев благодаря туману. Первая траншея гитлеровцев находилась буквально в сотне метров от берега. За счет эффекта внезапности 30 советским бойцам удалось захватить траншею, но опомнившиеся немцы начали яростную контратаку. За отбитым натиском гитлеровцев последовал второй, дело дошло до рукопашной. Стойкость советских солдат дала время для переправы на правый берег батальона 48-го полка под командованием Тихона Ламко.

К этому моменту из 30 бойцов первой группы в живых оставалось только 12.

Благодаря показаниям гитлеровцев, взятых в плен, удалось нащупать брешь в обороне противника — «слабым звеном» оказалась высота в районе деревни Григоровка, где немецкое командование не ждало атаки советских подразделений. На рассвете 23 сентября Григоровка была взята штурмом.

Высота 244.5

Центром советской обороны стала высота 244.5. За нее и разгорелись жесточайшие бои. К Букринскому плацдарму вермахт срочно перебрасывал огромные силы — до 10 дивизий, в том числе пять танковых и одну моторизованную.

26 сентября 1943 года обороной высоты 244.5 руководил лично командир полка. Положение становилось критическим. После мощнейшей артподготовки гитлеровцы бросили на Григоровку танки, пехоту и авиацию.

Переправа подвергалась непрерывным ударам, поэтому подвоз боеприпасов и подкреплений стал практически невозможен.

К 17 часам у артиллеристов, сражавшихся в районе Григоровки, оставалось не более 5-7 снарядов на орудие, у автоматчиков — не более половины диска патронов. На два становых пулемета было всего по половине ленты боеприпасов.

Новая атака фашистов должна была стать последней для защитников высоты. Их все меньше оставалось в живых. Гитлеровскую пехоту удалось отрезать огнем, но танки уже утюжили окопы, добивая красноармейцев.

С левого берега предприняли отчаянную попытку переправы подкрепления под огнем врага, но вышедший к воде немецкий танк расстреливал советские плавсредства.

Огненный шквал

В этот момент майор Кузминов приказал радисту передать: «Всей артиллерии — огонь на меня!» Артиллеристы, отвечавшие за поддержку частей, сражающихся на плацдарме, не поверили радисту и потребовали, чтобы такой приказ лично озвучил командир полка. «Всей артиллерии — огонь на меня!», — подтвердил майор Кузминов.

По высоте 244,5 ударили тяжелые орудия и «катюши». Земля в районе Григоровки буквально заходила ходуном. Большинство прорвавшихся немецких танков были сожжены, остальные откатились назад вместе с немецкой пехотой.

Штаб 48-го полка находился в стороне от высоты 244.5. Начальник штаба, увидев удар артиллерии по своим позициям, понял, что из наших на высоте никого уже не осталось. Но ее не должны были занять гитлеровцы. Ершов поднял в атаку всех штабных, саперов, легкораненных. Патронов почти не было, примкнули штыки и развернули полковое знамя. Шли, чтобы вернуть контроль над высотой или умереть — третьего было не дано.

Высота 244.5 осталась за советскими бойцами. По приказу начальника штаба искали тело погибшего командира. Но несколько человек сумели пережить атаку немцев и удар советской артиллерии, и в их числе Михаил Кузминов. Раненый майор находился в состоянии шока, как и остальные уцелевшие.

Вспомогательный удар

Получив подкрепление, 48-й стрелковый полк еще месяц удерживал позиции на Букринском плацдарме. С прибытием новых частей его удалось расширить до 11 км по фронту и до 6 км в глубину.

На нём сосредоточились основные силы 27-й и 40-й армий, мотострелковые части 3-й гвардейской танковой армии. Однако неудачные попытки наступления на Киев в октябре 1943 года заставили командование изменить направление главного удара. 3-я гвардейская танковая армия и ряд стрелковых и артиллерийских соединений были скрытно переброшены с Букринского на Лютежский плацдарм, с которого 3 ноября 1943 года и началось наступление, приведшее к освобождению Киева. Действия на Букринском плацдарме, таким образом, носили вспомогательный характер.

«Береги Родину»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за умелое командование стрелковым полком, образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Кузминову Михаилу Яковлевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Майор Кузминов вскоре вернулся в строй. Командуя 21-м стрелковым полком 180-й дивизии, он отличился в боях за город Корсунь-Шевченковский, а также при форсировании Южного Буга и Днестра.

Михаил Кузминов продолжил военную службу и после победы, выйдя в отставку в 1961 году в звании полковника.

В 1980-х годах он выпустил книгу мемуаров «О боях-пожарищах, о друзьях-товарищах. », в которой рассказал и о боях за Букринский плацдарм. Писал ветеран не столько о своих подвигах, сколько о тех, кто был с ним рядом. Один из экземпляров книги он подарил внуку, подписав его так: «Дорогому внуку Юре с пожеланием быть таким патриотом, какими были люди этой книги. Береги Родину».

Михаил Яковлевич Кузминов жил в украинском городе Винница, где и умер в год 50-летия победы. Герой видел распад страны, но ему все-таки повезло — до современного кошмара Украины он не дожил.

Батальоны просят огня — книга и фильмы

Кадр из фильма «Батальоны просят огня». Капитан Ермаков (Александр Збруев) и полковник Гуляев (Олег Ефремов).

«Батальоны» Юрия Бондарева не просто классика. Они – основа лейтенантской прозы. Да, позже были произведения шире и глубже, более удачные или проработанные. Сам Бондарев, Быков, Васильев, Курочкин, Гранин и другие участники войны породили целый класс военной литературы. Но «Батальоны» — первые. «Все мы вышли из бондаревских «Батальонов»», — сказал Василь Быков.

Сам Юрий Васильевич стал последним из ушедших лейтенантов классической военной прозы. Он скончался в 96 лет в марте 2020 года. Может быть теперь самое время включить его «Батальоны» в школьную программу?

Открыл сегодня список книг, рекомендованных школьникам на лето. Астафьев – есть, Солженицын – есть. Быкова, Васильева и Бондарева нет. Нехорошо. Я в свое время в именно в школе получил представление и о Борисе Васильеве («В списках не значился», «А зори здесь тихие»), и о Василе Быкове («Дожить до рассвета»).

Юрия Бондарева нашел и прочитал уже сам. «Горячий снег», «Последние залпы» — о них мы уже говорили. Пора затронуть основу основ – «Батальоны просят огня».

Кадр из фильма «Батальоны просят огня». Полковник Гуляев (Олег Ефремов) и полковник Иверзев (Вадим Спиридонов).

«БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ» — КНИГА

Первая по-настоящему глубокая книга начинающего писателя. Книга, в которой он не только рассказывает о войне, показывает ее глазами участника – в 1957 году этим было никого не удивить, участниками войны или тружениками тыла, современниками войны были почти все. Нет, эта сторона книги обрела ценность позже, для новых поколений.

В «Батальонах» Бондарев постарался посмотреть на войну с позиций нравственности, гуманизма. Не в смысле пролить слезы по невинно убиенным, как это стало модно позже. Нет, Юрий Васильевич постарался взглянуть на солдата с позиций оценки его человеческих качеств.

Думаю, большинство знакомо с сюжетом повести. Если не из текста, то по кино. Но для молодежи не грех коротенько обрисовать.

Сентябрь 1943 года. Два батальона дивизии полковника Иверзева перебрасываются на правый берег Днепра для захвата и расширения плацдармов перед наступлением главных сил дивизии. Им обещана щедрая поддержка всеми артиллерийскими силами Иверзева.

В разгар боя на плацдармах Иверзев получает приказ перебросить всю дивизию на другой участок фронта. Связи с батальонами нет. Но если бы и была, им отдали один приказ: стоять насмерть. Что, собственно, они делали и без приказа. Правда, с надеждой на подмогу из дивизии. Хотя бы огнем. Раз за разом они пускают ракеты, прося огня.

Читайте также:  Анализ стихотворения Бродского Письма к стене

Кадр из фильма «Батальоны просят огня». Жорка Витьковский (Александр Скляр)

Главный герой повести капитан Ермаков накануне переправы вернулся (сбежал) из госпиталя. Его батарея уже передана старшему лейтенанту Кондратьеву. Как «безлошадного» комполка Гуляев прикомандировал Ермакова к одному из батальонов. Командовать артвзводом – больно уж у артвзвода сопливый свой командир.

Соответственно, глазами Ермакова показана гибель батальона Бульбанюка. Тяжелый бой в течение шестнадцати часов в полном окружении без связи с полком или дивизией. Отсутствие обещанной поддержки. Полная безнадега в солдатских глазах. Но борьба до последней возможности.

В последнее мгновение Ермаков с оставшимися бойцами идет на прорыв и выводит к своим всего четверых солдат батальона (от другого батальона уцелело тридцать человек). Здесь он требует объяснений от командира полка, от командира дивизии, срывается.

Целесообразность жертвенной гибели двух батальонов, в общем-то, не ставится под сомнение. Так бывает, что ради общей победы кто-то должен погибнуть. И Ермакову нужны были лишь человеческие объяснения, слова, чувства.

Кадр из фильма «Батальоны просят огня». Капитан Ермаков (Александр Збруев).

Полковник Гуляев такие слова находит. Но не он тут главный, не он несет ответственность за гибель людей. Всё упирается в личность, в характер комдива Иверзева.

Тут тоже надо пояснить. Иверзев совсем недавно принял дивизию. Он рвется доказать начальству, подчиненным, себе, что является настоящим командиром. Для него решить боевую задачу значит больше, чем просто выиграть бой. Бой выиграть нужно любой ценой.

Погибли батальоны? «Майор Денисов уже без вас заканчивает формировку новых батальонов». Вот и всё, что он отвечает Ермакову. Ах, да, еще требует «подробную докладную».

И тут Бондарев устами Ермакова выдает главное: «Вы надеетесь, что моя докладная воскресит батальон. А мы там… под Ново-Михайловкой думали не о пополнении и докладных… О дивизии, о вашей поддержке думали, товарищ полковник. А вы сухарь, и я не могу считать вас человеком и офицером»! Заметим: человек тут стоит на первом месте.

Эту тему человечности, чуткого отношения к людям куда сильнее Бондарев разовьет в «Горячем снеге», противопоставив Кузнецова и Дроздовского и выведя на заднем фоне внешне сурового, но внутренне переживающего генерала Бессонова. Но «Горячий снег» — это произведение уже сложившегося мастера, а «Батальоны просят огня» — первый широкий шаг к мастерству.

Кадр из фильма «Освобождение. Прорыв». Цветаев/Ермаков (Николай Олялин) и Зоя/Шура (Лариса Голубкина).

«БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ» — ФИЛЬМ ПЕРВЫЙ

В 1969 году (между прочим, год написания «Горячего снега») вышла вторая часть эпопеи «Освобождение» Юрия Озерова, «Прорыв». В числе сценаристов есть и Юрий Бондарев. Основой художественного сюжета фильма стала его повесть «Батальоны просят огня». Это первая экранизация. Хотя еще неполноценная и не такая удачная как вторая.

Кино отличается, во-первых, традиционным озеровским размахом в изображении боевых действий. Во-вторых, открытием для советского зрителя спецопераций немцев. А именно освобождение Муссолини группой Отто Скорцени.

Здесь вообще часто перемежаются поданные в виде хроники исторические моменты (в основном с немецкой или союзнической стороны) и, скажем, так вымышленная художественность. В данном очерке я остановлюсь именно на ней.

Кадр из фильма «Освобождение. Прорыв». Цветаев/Ермаков (Николай Олялин) и комдив Громов/Иверзев (Владимир Самойлов).

Повесть сильно порезана и адаптирована к замыслу Озерова. Здесь отброшена вся лирика, размышления и выводы Бондарева, оставлена лишь канва сюжета – переправа и жертвенный бой, переброска дивизии.

Изменено многое. У Бондарева бой велся за некий город Днепров. Здесь вмазали прямо – Киев. Отвлекающую переправу ведут не разрозненные батальоны, а целый полк. Он же, соответственно, и гибнет.

К героям Бондарева приспособлены сквозные персонажи эпопеи Озерова. Капитан Ермаков здесь – это капитан Цветаев (Николай Олялин). Медсестра Шурочка – Зоя (Лариса Голубкина). Им еще идти до Берлина, до пятого фильма эпопеи.

Эквивалент Иверзева играет Владимир Самойлов, Гуляева – Всеволод Санаев. И так далее. Самого колоритного персонажа повести Жорку Витьковского – Сергей Никоненко (он, кстати, у того же Озерова в «Сталинграде» сыграет генерала Родимцева).

И так далее. Эти замены не так важны, поскольку актерам не дается отыграть с душой заложенное в повести. Я бы отметил, разве что эпизод с захваченным власовцем (даже жаль Юрия Назарова – так часто ему подлецы достаются). Он вышел, пожалуй, лучше, чем в…

Кадр из фильма «Батальоны просят огня». Старший лейтенант Орлов (Николай Караченцов).

«БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ» — ФИЛЬМ ВТОРОЙ

И тут мы подходим к главному. Именно благодаря фильму «Батальоны просят огня» 1985 года повесть Юрия Бондарева загремела по-настоящему. И в этом фильме он выступил сценаристом.

Я бы сказал, что это означает тщательное следование первоисточнику. Но! Зрелый писатель не упустил второго шанса и фактически этим сценарием переписал свою повесть, довел ее до блеска, раскрыл во всей полноте, сделал лучше.

Во многом успеху поспособствовал размах картины. Четыре серии для повести – это очень шикарно. Это позволяет проработать и вывести каждого персонажа. Даже вскользь проходящих бойцов батареи Кондратьева.

Но, пожалуй, самый сильный момент – актерский состав. Я впервые посмотрел фильм еще мальцом. И актеры, сыгравшие в «Батальонах» навсегда закрепились для меня в этих образах. Александр Збруев навсегда, в первую очередь капитан Ермаков, Олег Ефремов – комполка Гуляев, Вадим Спиридонов – комдив Иверзев (с большим трудом позже это место отвоевал Федор Савельев из «Вечного зова»).

Страшно люблю Караченцова в роли старлея Орлова. А уж исполненная им для фильма песня – одна из любимых на военную тему. Из Игоря Скляра вышел идеальный Жорка Витьковский. Александр Галибин – только интеллигентный Кондратьев с его вечными «прошу» вместо «приказываю». Даже эпизодические роли отыграны блестяще.

Кадр из фильма «Батальоны просят огня». Капитан Ермаков (Александр Збруев) и Шура (Елена Попова).

Мастерство писателя дополнено мастерством режиссера и актеров. Итог закономерный – один из лучших фильмов о Великой Отечественной. Даже на IMDb у него «восьмерка» (правда, по 237 оценкам – может, наши накидали). Ну, а у нас он просто один из любимых народом.

Сегодня его не так любят крутить по телевизору, четырехсерийный формат неудобен для коммерческого ТВ. Поэтому к Дню Победы чаще идут односерийные фильмы (слов нет, тоже отличные). Но в интернетах-то он распространен безгранично (и мы добавим).

Успех «батальонов» связан не с технически точными деталями. Даже не самый большой знаток бронетехники заметит в фильме не те танки (Т10М – у Красной Армии, или Т-54, неуклюже замаскированные под «немцев»). Но разве в них дело? Вот в современном кино есть даже вполне аутентичная техника. И что? Души в нем нет. А в «Батальонах» она есть.

В общем, можно было бы сказать, что фильм «батальоны просят огня» — это тот случай, когда кино лучше книги. Но нет. С учетом участия в съемках Бондарева я скажу, что это улучшенная версия книги.

Анализ стихотворения Я вас любил. Любовь ещё. Бродского

Произведение по жанровой направленности представляет собой форму сонета и является заимствованной вариацией знаменитого пушкинского стихотворения, неким подражанием великому поэту, выраженным в хулиганской форме, не лишенной яркой экспрессионной эмоциональности и глубоких чувственных откровений.

Стихотворным размером произведения поэт выбирает форму пятистопного ямба в сочетании с перекрестной рифмовкой в виде женской и мужской рифмы, а также разорванными фразами, которые переносятся на следующую строку.

В отличие от пушкинского оригинала стихотворение «Я вас любил. Любовь еще…» является его диаметральной противоположностью, поскольку воплощает в себе телесный опыт лирического героя, от имени которого ведется повествование, переживающего изнутри телесной оболочки бурные и страстные чувства.

Применяя художественный прием гиперболизации, автор передает собственные ощущения посредством упоминания физиологических элементов (бюст, виски, пломбы), через которые, с его точки зрения, познаются любовные страдания.

Стихотворение отличается кипящей эмоциональностью, подчеркивающей бушующее от пожара боли израненное сердце лирического героя, готового на самоубийство и при этом испытывающего страшную злобу на себя и на возлюбленную, отказывая ей в дальнейшем обретении нового прекрасного чувства любви.

Звуковая ритмика произведения выделяется намеренным приземленным языком, заключающимся в применении грубых, почти нецензурных выражений (вдарить, разлетелось к черту), имитирующих практичную, разговорную речь, сочетающихся с торжественными высокими фразами в виде архаизмов и пиетизмов (дай вам бог, жар в груди). Данное переплетение создает необычайный накал эмоционального впечатления сюжетного повествования и демонстрирует особое понимание любви поэтом в качестве физического плотского чувства. Кроме того, возрастание поэтической страсти достигается путем введения в повествовательный текст инфинитивных конструкций и деепричастных оборотов, модальных слов, а также многочисленных оговорок и переносов.

Лишенное традиционной для классической поэзии возвышенности, стихотворение обладает неуловимой привлекательностью эгоистичной современной любви поэта, принадлежащего иной эпохе в отличие от классика русской литературы.

Стихотворение обладает сильной и яркой эмоциональной направленностью, подчеркнутой темпераментностью и юношеским максимализмом страсти современного лирического героя, доведенных до крайнего выражения низменной любви, акцентом которой становятся финальные строки произведения о заветной мечте автора в виде прикосновения к груди возлюбленной, а не страстного желания касания ее уст.

Будучи рожденным в другую эпоху развития человечества, поэт представляет вниманию читательской аудитории стихотворение, кардинально отличающееся от классического сонета, при этом его произведение не оставляет равнодушными ценителей поэтического творчества.

Анализ стихотворения Я вас любил. Любовь ещё по плану

Я вас любил. Любовь ещё

Возможно вам будет интересно

Произведение относится к сонетному жанру поэтессы и в качестве основной тематики рассматривает образ высокого искусства в виде высокой башни, приподнимаемой творческого человека, нашедшего собственное уединение, над жизненной суетой.

Весьма амбициозно и своенравно называть себя последний поэт деревни, но когда Есенин восклицает Я последний поэт деревни, он говорит не только про собственную личность, оно говорит об ушедшей, эпохе

Каждое произведение С. А. Есенина является подтверждением того, что этот гениальный человек вобрал в себя нравственные принципы, которые и раскрывают его богатый внутренний мир – любовь к ближнему, будь это человек или животное

В стихотворении «Диана» А.А. Фет описал прекрасный женский образ. Поэт представил девушку в виде каменной статуи. Она олицетворяла одну греческую богиню. Диана является покровительницей охоты.

О чувствах женщин, как молодых, так и старых, не принято было говорить вслух. А если такого рода вещи и случались – это считалось всеми очень вульгарно и не красиво. Анна Ахматова рассказала о том, что вообще может чувствовать женщина

Анализ стихотворения Я вас любил. Любовь ещё. Бродского

Александрович Бродский, является русским поэтом и писателем, хотя большую часть жизни прожил в Америке. Почти все свои произведения он старался писать, только на русском языке. Хотя в тоже время, занимался переводами и созданием стихов на Английском языке. Его творчество очень необычно и так сказать на любителя. Но на мировое, литературное сообщество, его стихотворения произвели огромное впечатление, за что он и получил, Нобелевскую премию по литературе в 1987 году. Поэтому, нам стоит обратить внимание на его творчество, а в частности на стих « Я вас любил », написанное в 1974 году.

Уже из названия стихотворения, мы узнаем некоторые отголоски к Пушкинским мотивам. И если прочитать этот стих полностью, то узнаем схожую композицию с оригиналом произведения Пушкина, но только написанную, в совсем другой форме. Читая стих Александра Сергеевича, мы невольно ощущаем прилив романтических, утончённых чувств. Словно, издалека доноситься лёгкая, приятная мелодия. У Бродского все наоборот, его стихотворение грубое, неудобное, словно воспаленное от негативных эмоций. Но только одно объединяет их, они оба пишут о неразделенной любви. Только Иосиф Александрович, выражает свое понимание любви, совсем по другому. Его строки наполнены вульгарными, резкими словами, словно наш лирический герой болен острой, невротической влюбленностью. В то время, как у Пушкина даже боль от невзаимной любви вызывает возвышенное чувство смирения и терпения, приравнивая героя, к благородному мученику.

И связывая концы воедино, можно прийти к выводу, что стихотворение Бродского « Я вас любил », это образное выражение человеческой любви нашей эпохи, которая наполнена нетерпение и пожирающей страстью. В противопоставление поэт, обращается к самым святым строкам из всей русской литературы, для создания, яркого и выразительного контраста. Произведение мне очень понравилось, хотя было достаточно трудно для моего восприятия.

Вариант №2

Произведениями А. С. Пушкина вдохновлялись многие поэты. Среди них и Иосиф Александрович Бродский, который в 1829 году переписал на свой лад стихотворение Пушкина «Я вас любил. Любовь еще, быть может…» Стихотворение получилось полной противоположностью оригинала. Но несмотря на то, что в нем звучат хулиганские нотки оно не лишено выразительности и чувств. Стихотворение Пушкина окутано сдержанностью, грустью и любовным трепетом, а сонет Бродского отражает телесный опыт, изменения, происходящие в организме. В отличие от Пушкина, рассуждающего о душевных переживаниях, Бродский называет любовь просто болью, которая «сверлит мозги». Все свои страстные чувства он переживает не душой, а телом. Для Бродского любовь это прежде всего плотское чувство. Слишком много «земного» упоминается в его сонете. Его внимание в первую очередь привлекают – жар в крови, бюст, виски и пломбы. Его познание любви и страданий происходит именно через подобные вещи. Если Пушкин в своем стихотворении уповает на Бога, то Бродский в гневе неоднократно упоминает черта.

При написании он использовал совсем нелитературный язык. Бродский пользуется грубыми и близкими к нецензурным выражениями. На первый взгляд может показаться, что Бродский спародировал Пушкина, но на самом деле он всего лишь взял его за образец. Но так как Бродский был представителем совсем другой эпохи, он осознавал, что признание в любви, написанное Пушкиным уже неуместно. Поэтому он по – своему интерпретировал стихотворение, взяв в расчет устои продиктованные новым временем.

Пушкин готов смириться с тем, что ему не дано взаимной любви, а эмоциональный Бродский готов свести счеты с жизнью ради того, чтобы покончить со страданиями. В отличие от Бродского Пушкин готов отпустить любимую и пожелать ей счастья с новым возлюбленным.

Несмотря не на что сонет Бродского достаточно ярок и силен, он описывает страстное чувство влюбленного новой эпохи, которому начинаешь неосознанно симпатизировать, несмотря на необычность изложения его переживаний.

Картинка к стихотворению Я вас любил. Любовь ещё.

Популярные темы анализов

Произведение написано в 1887 году, поэт в это время не слишком опытный. В стихотворении с первых строк говорится о ясном утре, недавно взошло солнце. Что такое благополучие? Когда человек рад? Какие факторы существования заполнены истинной

Как известно, Есенин, был поэт из крестьянской среды, которая и дала основные идеи и направления в его поэтической деятельности, так как большинство стихотворений, посвящены этой унылой, но очень чувственной среде, среде,

Все мы помним строки из песни «Что стоишь, качаясь, Тонкая рябина». Одна из любимых застольных. Хотя она считается народной автором строк, является русский поэт Суриков Иван Захарович. Стихотворение было написано в 1864 г.

Далеко не секрет, что великий русский писатель Жуковский Василий Андреевич являлся крупнейшим представителем поэтического романтизма на протяжении всей своей литературной деятельности. Вклад, который он внес в создание новой поэзии, просто огромен,

В творчестве Николая Алексеевича Некрасова присутствовала любовная лирика. Много стихотворений поэт посвятил любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой. Влюблённые были счастливы, но их отношения сопровождались

Ссылка на основную публикацию