Анализ стихотворения Ассаргадон Брюсова

Анализ стихотворения Брюсова «Ассаргадон»

Ассаргадон, а точнее Асархаддон — ассирийский царь-завоеватель 7 века до н. э. На стене в Сирии сохранились надписи о его сокрушительных победах. Так, в качестве лирического героя своего стихотворения В. Брюсов выбирает сильную личность, известного героя древней истории. Пафос этой поэтической миниатюры — пафос сильной, необыкновенной личности, однако склонной к гордому уединению, так как «исчерпал до дна тебя, земная слава! »

В стихотворении царь Ассаргадон — полководец, который способен с помощью своего ума, силы, энергии влиять

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг и камни бросил в море. Египту речь моя звучала, как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре.. .

Лирический герой смел, отважен, не знает поражений, военных неудач, как бы стоит над всеми. Но счастлив ли Ассаргадон? Хотя великий царь и «упоен величьем» своих побед, он одинок. И это вызывает грустные переживания читателя:

И вот стою один, величьем упоен.. .

Описывая Ассаргадона, поэт использует различные сравнения: «деянья всех людей — как тень в безумном сне» , «мечта о подвигах — как детская

В качестве формы своего лирического произведения В. Брюсов выбрал форму сонета. Первые две строфы — это утверждение власти Ассаргадона, его сокрушительные победы над городами, странами и народами: Сидоном, © А L L S о с к г и Египтом, Эламом. А последние две строфы — подведение итогов разрушительных походов Ассаргадона. Да, он упоен величием своей славы, он горд и в то же время ужасно одинок.

Подводя итоги предложенного анализа стихотворения, можно еще раз подтвердить мысль о том, что пафос данной лирической миниатюры — пафос утверждения сильной личности, являющейся творцом истории, но это пафос разрушения, а не созидания.

Сочинения по темам:

Брюсов — родоначальник русского символизма Одним из родоначальников русского символизма и характерным представителем поэзии «серебряного» века был В. Я. Брюсов. Сложный в общении, по-своему относящийся ко многим явлениям в искусстве В. Брюсов — один из основоположников модернистской поэзии в России. В 1894-95-м годах Валерий Яковлевич издает три сборника «Русские символисты», основным автором которых стал сам поэт, представивший образцы «новой поэзии». […].

Брюсов — жизнь и творчество вождя символизма Одним из родоначальников русского символизма и характерным представителем поэзии «серебряного» века был В. Я. Брюсов (1873- 1924). Сложный в общении, по-своему относящийся ко многим явле­ниям в искусстве В. Брюсов — один из основоположников модерни­стской поэзии в России. В 1894-95-м годах Валерий Яковлевич изда­ет три сборника «Русские символисты», основным автором которых стал сам поэт, представивший образцы […].

Индивидуализм в ранней поэзии Брюсова Индивидуализм в ранней поэзии Брюсова по сути проистекал из стихийного недовольства наступающей властью капитала, ведущей к обезличиванию человека. Брюсов яростно защищал права личности, но эта защита не опиралась на какую-либо продуманную систему, не связывалась с утверждением идеи положительного общественного устройства. Резкое «выламывание» Брюсова из традиционных литературных рамок, алогизм его художественных образов, неприятие «банальной» поэзии выражалось […].

Анализ стихотворения Брюсова «К моей стране» События 1905 года живо обсуждались в литературных кругах. Кто-то видел в революционных погромах знамение судьбы и выступал за свержение самодержавия, кто-то, наоборот, поддерживал смутьянов, считая, что будущее России – за республикой. Валерий Брюсов старался не принимать участия в политических спорах и открыто не высказывал своего мнения. Но, будучи историком по образованию, поэт прекрасно понимал, что […].

Анализ стихотворения Брюсова «Опять сон» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» (в переводе с французского — «Шедевры») он издал в 1895 году. В то время молодой поэт вообще скромностью не отличался, за что нередко высмеивалось критиками. Свою юность Брюсов искренне считал юностью гения. Дебютную книгу стихов он завещал […].

Анализ стихотворения Брюсова «К портрету Лейбница» В 1900 году издательство «Скорпион» выпустило третий сборник Брюсова, получивший название «Tertia Vigilia» (в переводе с латинского языка – «Третья стража»). Книгу Валерий Яковлевич посвятил своему коллеге по символистскому цеху – Бальмонту. В ней важное место занимают стихотворения на историко-мифологические темы. В них рассказывается о Данте, Клеопатре, Кассандре, Орфее, Александре Великом и прочих значительных личностях. […].

Анализ стихотворения Брюсова «Конь Блед» Читая стихотворения Брюсова «Конь Блед», написанное в 1903-1904 годах, чувствуешь что-то таинственное, что-то космическое, ведь, действительно, эпиграфом к нему служат строки из «Апокалипсиса», откровения апостола Иоанна Богослова. По «Апокалипсису», на землю прибудут четыре вестника, среди которых будет конь Блед. Стихотворение Брюсова – это призыв, предупреждение скорого конца. На улицах этого города кошмар: «буря», «адский шепот», […].

Анализ стихотворения Брюсова «Дай устам моим приникнуть» Стихотворение В. Брюсова «Дай устам моим приникнуть…» написано в 1905 году и является примером аллегорической поэзии писателя. На протяжении всего стихотворения мы ощущаем некий подтекст: любовная встреча. В начале стихотворения и в его заключительных строчках тема любви выходит на поверхность сразу же. Второй особенностью стихотворения является иррациональное восприятие совершающейся любви, как таинства. Но эта иррациональная […].

«Ассаргадон» анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Ассаргадон» Брюсов написал в 1897 г. Оно было напечатано в сборнике «Книга раздумий», изданном в 1899 г. В этот сборник входили стихотворения четырех авторов.

В 1900 г. стихотворение было напечатано в сборнике Брюсова «Tertia vigilia» в цикле «Любимцы веков».

Литературное направление и жанр

Символисты, к которым принадлежал Брюсов, относились к истории и мифологии как к примерам для современников. Они искали в прошлом созвучные их высоким устремлениям идеи.

Тема, основная мысль и композиция

У стихотворения есть подзаголовок: «Ассирийская надпись». В Сирии действительно существует высеченное на камне изречение о делах ассирийского царя Ассаргадона, который жил в начале 7 в. до н. э.

Стихотворение — это сонет, состоящий из 12 строк. Брюсов использует эту сонетную строфу не для того, чтобы последовать классической композиции сонета . Первые два катрена рассказывают о победах Ассаргадона, первый терцет вместо синтеза проявляет парадоксальность определенных устоявшихся правил, а развязка — это внезапное осознание ошибочности своего

мнения. Вместо развязки герой возвращается к тезису и как бы идет в своих сомнительных рассуждениях по кругу.

Сонет имеет кольцевую композицию. Кроме того, повторяются вторая и восьмая строчки стихотворения. Сонет написан от имени ассирийского царя , то есть от первого лица.

Торжественным надписям прошлого свойственны повторы.

Тема стихотворения — недолговечность человеческой славы и бренность бытия. Основная мысль: человеческая слава проходит, заканчивается жизнь, и все предается забвению. Не к этому нужно стремиться, не это должно стать жизненной целью.

Стихотворение — постановка проблемы, а не ее решение.

Тропы и образы

Герой стихотворения — царь-победитель Ассаргадон. Он начинает свое обращение к земным царям и владыкам с определения своего статуса. Ассаргадон называет себя вождем земных царей и царем.

Подобное определение власти давалось в древности Богу. Таким образом, уже с первой строчки Ассаргадон заявляет о своем богоподобии.

Рефрен, предрекающий горе владыкам и царям — это начало и конец обращенной к ним речи. Ассаргадон упоминает о завоевании финикийского Сидона, от которого не оставил камня на камне . Это путь обращения с непокорными — воздвигнуть «мощный трон» «на костях врагов» . Другой путь завоевания — порабощение. Так Ассаргадон поступил с Египтом, который послушен речи царя, и с Эламом, который читал судьбу во взоре царя .

В первом терцете Ассаргадон задает два риторических вопроса, которые обозначают, что его не только никто не превзойдет, но с ним даже никто не сравнится. В устах царя это не гипербола: он действительно так думает. Следующие две строчки объясняют эту мысль: дела всех людей подобны тени в безумном сне , а человеческая мечта о подвигах — детской забаве.

В этих строчках Ассаргадон окончательно объявляет себя стоящим выше других людей, еще раз подчеркивает свое богоподобие и пренебрежение к простым смертным.

Развязка стихотворения неожиданна. Ассаргадон обращается к земной славе, которую исчерпал до дна . Ему не к чему больше стремиться, он достиг предела славы и величья . Невозможно себе представить божество, упивающееся своим величием. Гордыня царя разрушает его идеальный образ и делает его врагом самому себе.

Богоподобность и богоизбранность приводит к одиночеству, противопоставляет личность целому миру. Как раз в этом образе 25-летний Брюсов примеряет на себя роль поэта — завоевателя мира. Брюсов считал себя лучшим и непревзойденным . Но чем выше человек возносится над другими, тем более он обречен на одиночество.

В стихотворении Брюсов проигрывает эту роль в образе Ассаргадона и отвергает ее.

Размер и рифмовка

Размер сонета — шестистопный ямб. Рифмы в стихотворении точные, как и положено в сонете. Рифмовка свойственна классическому итальянскому сонету: аБаБ аБаБ вв ГГ аа.

Мужские рифмы чередуются с женскими.

Другие работы по этой теме:

«Сонет к форме» анализ стихотворения Брюсова История создания «Сонет к форме» был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым, студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл «Пролог» в.

«Довольным» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Довольным» было написано Брюсовым в 18 октября 1905 г., когда был объявлен царский манифест: «Мне стыдно ваших поздравлений». Новая конституция даровала народу.

Анализ стихотворения Брюсова — размышление о судьбе по­эта Стихотворение В. Я. Брюсова — размышление о судьбе по­эта, о назначении поэтического творчества. Брюсов видит тяже­лый трудный путь поэта. Все его произведение является своеоб­разным наставлением.

Анализ стихотворения Брюсова «К портрету Лейбница» В 1900 году издательство «Скорпион» выпустило третий сборник Брюсова, получивший название «Tertia Vigilia» (в переводе с латинского языка — «Третья стража»). Книгу Валерий Яковлевич посвятил.

«Женщине» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Женщине» написано в 1899 г. 26-летним Брюсовым и вошло в цикл «Еще сказка». Оно опубликовано в 1900 г. в сборнике «Tertia Vigilia».

Ассаргадон (Брюсов Валерий Стихи) (ассирийская надпись) Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Творчество» Свое стихотворение В. Я. Брюсов написал 1 марта 1895 года. Это стихотворение вошло в его первый сборник лирики. Читая стихотворене «Творчество», невольно задумываешься: «Кто мог.

«К счастливым» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «К счастливым» Брюсов задумал в 1904 г. Окончательно оформился текст в 1905 г. Стихотворение было напечатано в 1906 г. в сборнике, который.

Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме» Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма — направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах.

Анализ стихотворения «Кинжал» Брюсова В. Я Чтение этого стихотворения вслух поможет настроиться на восприятие контрастной Бальмонту стилевой системы Брюсова. Это не баюкающе-распевная мелодия бальмонтовской «Фантазии», а энергичная, четко артикулированная поступь брюсовского.

Анализ стихотворения Брюсова «Умершим мир!» Брюсов считал себя настоящим патриотом России, поэтому начало первой мировой войны он воспринял с воодушевлением. Однако очень скоро оно сменилось депрессивностью, в творчестве поэта вновь.

«Все кончено» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Все кончено» было написано Брюсовым в 1895 г и вошло в сборник, название которого переводится с французского языка как «Шедевры». Он был.

«Работа » анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Работа» было написано в 1917 г. и опубликовано в сборнике «Такие дни» в 1923 г. Сегодня Брюсова назвали бы трудоголиком. Он работал.

Анализ стихотворения Брюсова «Лестница» Валерий Брюсов по праву считается одной из ключевых фигур в русском символизме. Его произведения двойственны по своему характеру, так как обычные предметы и явления автор.

Читайте также:  Анализ стихотворения Творчество Брюсова

Анализ стихотворения Брюсова «Мучительный дар» С самого детства Валерий Брюсов связывал свою жизнь с литературой, считая, что обладает настоящим талантом. Это мнение разделяли и близкие юного поэта, поэтому свой первый.

«Сумерки» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение Брюсова «Сумерки» написано в 1906 г., напечатано в сборнике «Все напевы» в цикле «Вечеровые песни». Это первая песнь в цикле. Брюсов любил.

Анализ стихотворения Брюсова «Свиваются бледные тени…» Будучи приверженцем символизма, Валерий Брюсов часто задавался вопросом о то, какой будет жизнь в новом, 20 столетии. На рубеже веков нередки всевозможные общественные и социальные.

«Отверженный герой» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Отверженный герой» юный Брюсов написал в 1894 г. Оно было опубликовано во втором выпуске сборника «Русские символисты» в 1894 г. и посвящено.

Анализ стихотворения Брюсова «Облака» До момента своего увлечения символизмом Валерий Брюсов экспериментировал с различными направлениями в поэзии. Его ранняя пейзажная лирика выдержана в лучших традициях классицизма, и в ней.

«Нить Ариадны» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение Брюсова «Нить Ариадны» было написано в 1902 г. и напечатано в сборнике «Urbi et orbi» в 1903 г. Литературное направление и жанр.

«Каменщик» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Каменщик» было написано Брюсовым в 1901 г. и опубликовано в сборнике «Urbi et orbi» в 1903 г. в цикле «Картины. На улице».

Анализ стихотворения Брюсова «К моей стране» События 1905 года живо обсуждались в литературных кругах. Кто-то видел в революционных погромах знамение судьбы и выступал за свержение самодержавия, кто-то, наоборот, поддерживал смутьянов, считая.

Анализ стихотворения Брюсова «Старый викинг» С юности увлекаясь французским символизмом, Валерий Брюсов постоянно искал не только новые формы выражения своих мыслей, но и оригинальные темы для произведений. Поэт поочередно увлекался.

Анализ стихотворения Брюсова «Родной язык» Валерий Брюсов по праву считается одним из лидеров и идеологов русского символизма. Однако в его произведениях нередко затрагиваются философские вопросы, которые автор трактует весьма своеобразно.

Анализ стихотворения Брюсова «Опять сон» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» (в переводе с французского — «Шедевры») он.

Анализ стихотворения Брюсова «Хвала Человеку» Начало 20 века стало переломным для Валерия Брюсова, который изначально считал себя символистом. Однако по мере осознания своей роли в современной литературе поэт все чаще.

Анализ стихотворения Брюсова «Ранняя осень» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях — поэт пытается найти философский.

Анализ стихотворения Брюсова «Между двойною бездной…» Точная дата создания этого стихотворения неизвестна, однако не возникает сомнений по поводу того, кому именно оно была адресовано. Дело в том, что в 1897 году.

«Юному поэту» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Юному поэту» было написано Брюсовым в 1896 г. Поэту всего лишь 23 года, между тем, стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям.

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Кинжал» Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная.

Урок литературы в 11-м классе “Творчество В.Я. Брюсова”

Разделы: Литература

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, показать значение творчества поэта для русской поэзии, путём анализа стихотворений поэта выявить особенности его поэтики; подготовить учащихся к выполнению части В8 в тестах ЕГЭ.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок, посвящённый творчеству необычного человека, яркого поэта начала 20 века – В.Я.Брюсова.

Нам с вами предстоит на уроке познакомиться с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, определить место поэта в русской поэзии. Анализируя некоторые стихотворения, мы попробуем определить особенности его поэтики.

II. Опрос по пройденному материалу.

Давайте вспомним особенности творчества поэтики символистов.

– Что такое символизм?

– Что такое символ?

– Чем же символ отличается от аллегории?

– Кто же стал основоположником русского символизма?

– В чём новаторство символистов?

– Какие темы чаще всего привлекали символистов?

– Был ли символизм однородным течением?

III. Работа по теме урока.

Слово учителя: Да, Серебряный век поэзии отмечен созвездием феноменальных поэтических дарований: З.Гиппиус, В.Соловьёв, Д.Мережковский: Но В.Я.Брюсов – одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма. Он был литературным критиком, переводчиком, историком, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Современники называли его “живой классик”. И сегодня у нас с вами есть возможность познакомиться с фактами его жизни и особенностями его творчества.

Знакомство с биографией поэта:

Слово учителя: Я просила вас познакомиться с биографией поэта самостоятельно по материалам учебников, Интернета, дополнительной литературы. Расскажите, о каких интересных фактах биографии В.Брюсова вы узнали?

Слово учителя: В поэзию В.Я.Брюсов ворвался, намеренно шокируя публику. Ну, вот, к примеру, скандально известный моностих В.Я.Брюсова “О, закрой свои бледные ноги!”: Как вы думаете, чего этим стихотворением хотел добиться поэт? (Это намеренный эпатаж публики, хотел озадачить, хотел прославиться, громко заявить о себе.)

Слово учителя: Да, а главное – заявить о праве поэта на свободу творчества. И эта свобода творчества стала определяющей у В.Я.Брюсова. Именно поэтому лирический герой стихотворений В.Я.Брюсова – это сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеянный философией Ницше. Его герой, безусловно, своим мужественным началом близок самому поэту, мечтающему о прорыве за пределы возможного. Отсюда и его поэтические эксперименты. У нас с вами есть возможность не только слышать интересные сообщения о творчестве поэта, но и увидеть некоторые экспериментаторские приёмы.

Презентация по творчеству поэтов Серебряного века

Слово учителя Безусловно, только экспериментами В.Я.Брюсов не ограничивался. Его творчество развивалось, окрашивалось событиями истории и собственной жизни. И появление разных сборников стихотворений В.Я.Брюсова как нельзя лучше иллюстрируют разные периоды творчества поэта.

Так, к началу 1890-х г.г. наступила пора увлечения В.Я.Брюсова произведениями французских символистов: Бодлера, Верлена, Малларме. В.Я.Брюсов пишет несколько статей о французских поэтах и в период с 1894 по 1895г.г. он издаёт (под псевдонимом Валерий Маслов) три стихотворных сборника “Русские символисты”, куда вошли многие из его собственных стихотворений. В третьем выпуске и было помещено то самое скандальное “О закрой свои бледные ноги” (у Брюсова именно так оформлено стихотворение: без запятой после междометия “О” и с точкой в конце стиха), обеспечившее поэту неприятие критики и гомерический хохот публики по отношению к сборникам и самому В.Я.Брюсову. С иронией отнёсся к его стихотворениям и Владимир Соловьёв, который даже пародировал стихи В.Я.Брюсова. Впрочем, позднее и сам В.Я.Брюсов отзовётся о своих этих первых сборниках:

Демонстрация слайдов презентации:

Мне помнятся и книги эти
Как в полусне недавний день.
Мы были дерзки, были дети,
Нам всё казалось в ярком свете.
Теперь в душе и тишь и тень.
Далёка первая ступень
Пять беглых лет как пять столетий.
(сборник “Tertia Vigilia”, 1900)

– Где в стихотворении явные приметы символизма?

Слово учителя: Но уже в 1895г. в свет выходит первый сборник стихотворений исключительно брюсовских стихотворений – “Chefs d , oeuvre” (“Шедевры”).

Как бы вы отнеслись к такому названию сборника молодого поэта? (Дал намеренно вызывающее название. Это самомнение, самоупоённость, самонадеянность, самовлюблённость.)

Слово учителя Да, и в предисловии к книге В.Я.Брюсов написал, что не ждёт понимания ни от критиков, ни от читателей. Эта книга, как он говорил, “завещана вечности и искусству”. Но никто и не подозревал о сомнениях, мучивших поэта, о его порывах всё порвать или сжечь. Ведь внимательный, вдумчивый читатель увидел бы, что основная тема сборника – это стремление уйти от будничной действительности к новому миру. В дневнике поэта мы находим: “Юность моя – юность гения”.

Несмотря на то, что сборник “Шедевры” это сборник “молодых” стихов, есть в нём стихотворения, заслуживающие внимания. В них поэт не только ищет новые формы, создаёт экзотические рифмы, но и необычные образы. Одним из таких стихотворений является написанное в 1895г. стихотворение “Творчество” (читает ученик)

Давайте мы сейчас вместе попробуем проанализировать это стихотворение.

– Определите тему стихотворения?(Поэт передаёт чувства, ощущения рождения нового произведения, шедевра. Это не создание, а угадывание.)

– Почему это стихотворение можно назвать символистским?(Есть характерная лексика, образы-символы: сон, тени, тишина, ночь, тайны, луна.)

– Какие художественно-выразительные средства использует поэт в этом стихотворении?(Цветопись: фиолетовый, лазоревый (не лазурный)

Звукопись (аллитерация) : повторение сонорных л, р, м, н.)

– Зачем? (Это стихотворение благодаря этому приёму звучит как завораживающий поток звуков. Брюсов старается максимально использовать музыкальность в стихотворении, следуя поэтическим завещаниям французского символиста Поля Верлена: “Музыка прежде всего!”)

– В чём особенности композиции?(Строфы стихотворения оригинально связаны: последняя строка становится 2-й в следующей строфе. Это как бы сцепляет все строки стихотворения, создавая поток сознания и ощущений.)

– Как же создаётся образ творчества?(Постепенно, ведь действительность невозможно познать, она угадывается в переплетении теней и звуков).

– Какое состояние лирического героя передаёт Брюсов?(Это состояние муки, угадывания того, что потом будет облачено в поэтическую форму).

Можно ли говорить о двоемирии, о переплетении мира реального и мира мечты? Давайте понаблюдаем за тем, как преображается реальный мир?

-Что стало с реальными стенами, месяцем, луной? (Опишите, найдите в тексте)(Поэт уже всё видит по-другому, и если в начале стихотворения говорится о тени “несозданных созданий”, то в конце речь идёт о творениях воплотившихся, созданных, написанных, но тем не менее полных тайн.)

– Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Слово учителя У Брюсова очень много стихотворений посвящено теме творчества. И все они разные. Но объединяет их одна общая мысль: творчество должно быть свободно, оно продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, иллюзорно, воздушно, боится громких звуков и яркого света.

Брюсов развивается как поэт стремительно. В 1897г. появляется следующий стихотворный сборник В.Я.Брюсова “Me eum esse” (“Это я”).

Здесь поэт незначительно прогрессирует сравнительно со сборником “Шедевры”. В нём автор ещё видится нам холодным мечтателем, отстранённым от “внешнего мира”. И наиболее известное стихотворение этого сборника

“Юному поэту” (читает ученик наизусть)

– Какова основная мысль стихотворения?

Слово учителя Область познания, цель искусства – грядущее, поэт самоценен, он заслуживает поклонения. Сам поэт художественному дару, искусству поклоняется как божеству. Именно в этом стихотворении ярко выражены претензии В.Я.Брюсова на роль теоретика нового направления: “я даю тебе три завета”.

В 1900г. В.Я.Брюсов стал одним из инициаторов и руководителей издательства “Скорпион”, объединившего сторонников нового искусства. Именно в “Скорпионе” был издан сборник стихотворений поэта под названием “Tertia Vigilia” (“Третья стража”). (В сторожевой службе римских войск ночью были 4 смены караула. Третья стража приходилась на самое глухое время ночи – 3 часа после полуночи.)

– Как вы думаете, почему сборник носит такое название? Каков подтекст?

Слово учителя На этот сборник Брюсов возлагал большие надежды: ” Это мои лучшие вещи, может быть, лучшее, что я мог написать в стихах:”

Индивидуальное опережающее задание ученику познакомиться со сборником стихов “Третья стража” самостоятельно и попробовать охарактеризовать этот сборник.

Слово учителя: Многим ценителям творчества Брюсова больше других нравится именно этот сборник его стихов. Вот, например, стихотворение “К самому Себе“, написанное в 1900г. (Чтение наизусть стихотворения учителем).

– Как же относится к самому себе поэт в этом стихотворении?

Слово учителя Одним из наиболее примечательных стихотворений этого сборника является также стихотворение “Ассаргадон”. О своём восприятии этого стихотворения расскажет учащийся (фамилия, имя) Восприятие и истолкование стихотворения – опережающее индивидуальное задание учащемуся

Слово учителя: Итак, после “Tertia Vigilia” Брюсов окончательно завоёвывает признание в петербургских литературных кругах, куда его ввёл К.Бальмонт. Не прошло и нескольких лет, как Брюсов, вдохновлённый успехом, издаёт в 1903г. следующий стихотворный сборник “Urbi et Orbi” (“Граду и Миру”).Эта книга, как и прежняя состояла из нескольких циклов (на слайде презентации). Как пояснил позднее автор, название должно было показать, что он обращается не только к тесному “граду” своих единомышленников, но и ко всему “миру” русских читателей.

Уже в ранних своих сборниках Брюсов обращался к теме города, эта тема настолько притягательна, что он идёт к ней, прокладывая дорогу тем, кто идёт за ним: З.Гиппиус, Белому, Вяч. Иванову, Ф.Сологубу и, конечно, А.Блоку, который восхищался сборником “Граду и Миру”. Вот что он пишет в своём письме Брюсову: “Каждый вечер я читаю “Urbi et Orbi” : Что же Вы ещё сделаете после этого. Это одна из драгоценнейших книг нашего времени. “, далее Блок говорит о том, что он никогда “не предполагал возможным” так писать стихи о городе и человеке. Город у Брюсова безмерно соблазнителен; прекрасен и ужасен. Он поприще трагедии одинокой души, переживающей своё одиночество в толпе. Брюсова вдохновляют уже не синтетические образы. Город стал для поэта явлением, соединяющим прошлое и настоящее. Но во многих его стихах этого сборника чувствуется неоднозначное отношение поэта к образу города. С одной стороны, он воспевает культурные и материальные ценности, “дух движения” города (“Париж”, “Мир”, “Венеция”). С другой стороны город наводит ужас, человек теряется перед силой незримых чудовищ, уродливой действительностью – “Конь Блед”, “Довольным”, “Фабричная”. Брюсов в одном из стихотворений так определил такое видение темы города: “борьба города с людьми”. Интересно, что в этом сборнике Брюсов всё чаще и чаще обращается к гражданской теме. Классическим примером гражданской лирики и одним из наиболее известным в сборнике является стихотворение “Каменщик” (ученик читает наизусть).

-Какой путь выбирает для себя поэт? (Из всех жизненных путей он выбирает путь труда, дабы изведать тайны “жизни простой и мудрой”.)

Слово учителя: Напомню только ещё раз, что этот сборник стихов был встречен русскими символистами как огромное событие. Критики убедились, что Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный.

Я к новому раю спешу, убегаю, мечта неизменно жива!
Я создал, и отдал, и понял я молот,
чтоб снова сначала ковать.
Я счастлив и силен, свободен и молод,
творю, чтобы кинуть опять!
(“По улицам узким:”, 1901г.)

Слово учителя Как несомненная поэтическая удача был встречен и сборник стихов “Stephanos” (“Венок”) – 1906г. Сам Брюсов писал, что этот сборник завершил его поэзию и надел на неё воистину “венок”. А, по мнению поэта-символиста Вячеслава Иванова, “каждое стихотворение в этом сборнике – новое открытие в царстве поэтических форм”. Здесь Брюсов преднамеренно взвешивает все составные элементы, продумывает соразмерность частей, стремясь, по выражению поэта, “алгеброй гармонию проверить”. И теперь книги Брюсова начинают выходить большими тиражами, теперь Брюсов получает право диктовать литературной жизни свои законы. Очень яркое стихотворение в этом сборнике – “Памятник”, написанное в 1912г. (ученик читает наизусть)

Слово учителя Вы знаете, что тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов. Вы можете вспомнить, как мы проводили сравнительный анализ стихотворений “Памятник” Державина и “Я памятник себе воздвиг:” Пушкина. Стихотворения всех трёх поэтов объединяет одна тема.

– Какая? (Каждый из поэтов подводит как бы итог своему творчеству, определяет, за что он будет “любезен народу”.)

– Как Брюсов говорит о своих заслугах?

Слово учителя У Брюсова лирический герой противопоставлен тем, кто не понял поэта – “толпе”: Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.// Кричите, буйствуйте, его вам не свалить! Теперь на пике славы Брюсов всё чаще говорит, что устал от декадентства. Он хочет обратиться к прочному и незыблемому – творчеству Пушкина, которое он всегда высоко ценил. Но это обращение не бескорыстно. Брюсов неустанно изучает стихотворную технику Пушкина, желая стать “новым Пушкиным”. В итоге, вождь символистов становится одним из видных пушкинистов начала века. Он посвятил поэту и литературе о нём 82 статьи, не считая неоконченных статей и набросков. Постепенно символизм утрачивает ведущую роль, уступая место новым литературным течениям. Начинает колебаться и слава Брюсова как вождя символизма. Критики всё чаще говорят, что последние его стихи хуже прежних.

Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с большевиками, но годы Первой Мировой войны совпали для Брюсова с периодом тяжких переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается выработать новую поэтическую манеру, соединить дорогую его сердцу античность и революционную действительность. В результате появляются странные и неудачные, даже непонятные строки:

Эй, Европа, ответь, не комете ли
Ты подобна в огнях наших сфер?
Не созвездье Геракла наметили
Мы, стяг выкинув – Эс-эс-эс-эр?
“СССР”, 1923г.

Слово учителя: Как видим, тяжёлые испытания, выпавшие на долю страны и самого поэта не проходят бесследно. Красноречивы даже названия циклов из его последних поэтических сборников:”Душа истаивает:”, “Стихи о голоде”, “Это всё – кошмар!”. Брюсов попытался создать “научную поэзию”, он вводит в стихи темы и термины из области точных наук: “Мир электрона” (1922г.), “Мир N измерений” (1924). Некоторые из них порой превращаются в ребусы.

Дальше. Вопль толп; радио
с небоскрёба:
Дальше. Жизнь волн; Марс в союз;
враг с планет. –
И: : Вновь у башни троянской
(из гроба!)
Старцев спор, выдать Елену иль нет:
“Тетрадь”, 1923г.

Заключительное слово учителя: Так Брюсов пишет теперь о том, что ничто на свете: ни технический прогресс, ни революция, ни космические кризисы – не в силах уничтожить любовь, которая властвует над миром.

Надо сказать, что сам Брюсов не испытывал удовлетворения от таких стихов, но неустанно продолжает верить в неслучайность своего существования. Он считает, что в его жизни всё: и личные и исторические катастрофы, неустанный труд, творческие неудачи и взлёты, даже увлечение наркотиками – имеет свой смыл.

Да, творческая судьба этого поэта сложна, интересна, ярка! Он, словно очевидец, воспевает сокрытое веками. Брюсовский поэтический мир – это мир страстей и переживаний, это мир свободный. И хочется вновь вернуться к словам, с которых мы начали знакомство с творчеством этого поэта: В.Я.Брюсов – одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма.

IV. Выводы по уроку, подведение итогов.

V. Рефлексия. Ответ на вопрос: В поэзии Брюсова я открыл для себя, что:

Валерий Брюсов
«Ассаргадон»

Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я:горе.

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах – как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь – Ассаргадон.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 14 строк)
Размер: шестистопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: Ассаргадон-горе-Сидон-море.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: закон-взоре-трон-ягоре.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Анализ стихотворения Ассаргадон Брюсова

Черный сюртук, застегнутый наглухо, крахмальный воротничок и наполеоновская манера скрещивать руки на груди – таков был образ одного из крупнейших поэтов России, теоретика стихосложения, мэтра символизма и законодателя литературной моды. В. Иванов, узнав о его смерти, написал, что исчезновение Блока и Брюсова уводит группу старых поэтов из нового мира… И это истина: вместе с поэтом окончил свое существование серебряный век русской поэзии.

Лидер символизма
Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов, и футуристов . Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистов (см. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят! Они Её слышат!…»

Направления и мотивы поэзии Брюсова

Выделяют два основных тематических направления лирики Валерия Брюсова это впечатляющие эпизоды мировой истории и сказочные, мифологические сюжеты и образы современного города, как символа современной цивилизации. Что касается первой тематики, то при помощи ярких исторических образов и легенд Брюсов поднимал вечные тема человечества долг, любовь, честь, личность и толпа. В мифах и легендах поэт искал те образы настоящих героев, на примере которых можно было полноценно раскрыть эти темы и указать на истинные ценности человека.
Этому посвящены его знаменитые стихотворения «Александр Великий», «Антоний», «Ассаргадон». Особенно четко прослеживается тема гения и посредственности, которая была актуальной для той эпохи, в которую жил сам Брюсов. Второе направление его стихотворений это звучное эхо городской жизни, ее пейзажей и событий. Брюсов считается одним из первых русских поэтов-урбанистов, множество своих стихотворений он посвятил именно образам современного города. Раскрывая городскую цивилизацию и развернуто демонстрируя ее жизненный процесс, Брюсов обращается к теме борьбы человеческой воли и материи. Он показывает настолько люди стали зависимы от материального мира, который сами и создали.
На фоне ярких городских пейзажей, Брюсов говорит о торжестве человеческого ума и чистого сознания, используя насыщенные и разнообразные метафоры, он описывает душевный подъем человека, принадлежащего к материальному миру, но все же преклоняющемуся не ему, а своему сердцу и душе. Одним из самых известных творений Валерия Брюсова на эту тему является стихотворение «Сумерки», написанное в 1906 году.


Лирика Брюсова многогранна и многообразна. Он использовал строгую, четко очерченную композицию стиха, но при этом искусно использовал параллелизмы, антитезы и анафоры. Это делает его символическую лирику полновесной и в некотором смысле совершенной и по форме стихотворения, и по его содержанию. Несмотря на то, что центральное положение в его творчестве занимают сильные и необычные образы, они остаются наглядными и четко определенными в них нет туманной таинственности и ускользающей загадочности. Многие современники Брюсова называли творчество поэта «живописью слова». И сними нельзя не согласиться, лирика Брюсова обладает удивительной гармонией чувствуется взвешенность каждого слова и соответствие риторики и смысла. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).

Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир».

Анализ стихотворения Звезды закрыли ресницы Брюсова

Стихотворение В. Я. Брюсова «Звезды закрыли ресницы» – это стремление автора объять две важнейшие темы в своем творчестве, будто перемещаясь в воображении читателя, и с помощью них рассказать о своих страданиях. В его представлении человек и природа сплетаются в единое целое. Одна неотъемлемо следует за другой, подкрепляя чувства подобными проявлениями окружающего мира, которые будто подстраиваются под настроение писателя.

Мастер стиха убедительно создает на фоне природы, через ее необыкновенно красивые объекты свое ощущение не исполнившейся мечты.

Прежде всего, поэт избирательно подходит к изображению определенного времени суток. Не случайно предпочел поздний период. Ночью он может в тишине остаться наедине с мыслями, восстановить картину произошедшего. Читатель понимает с первых строк, что речь идет о душевных переживания именно в сумраке, когда «звезды закрыли ресницы». Ночь помогает ему погрузиться в состояние дремоты, напомнив прошлые события: «память былое рисует». Память принесла ему неприятные ощущения предательства, обмана. Читатель однозначно понимает ситуацию, в которой имела место любовная драматическая развязка. Его душа разрывается от тоски, от того что в прошлом испытано отравляющее чувство на себе. Автор с осуждением вспоминает того человека, который нарушил верность. Теперь остаются лишь «насмешки и яд».

Ночь усиливает ощущение одиночества, ситуацию, когда мир отвернулся от пострадавшего. Эмоциональный фон стихотворения настолько сильный, а олицетворения и эпитеты яркие и точные, что читатель погружается в ситуацию и размышления вместе с Брюсовым, сочувствуя ему.

Небесные светила «закрыли ресницы», «память рисует», «ночь завернулась» – олицетворения, помогающие создать образ окружающих явлений. «Немые звезды» – эпитет, который четко рисует застывшие звезды на темном небе, но даже они отвернулись от лирического героя, не оставляя ему надежду на лучшее.

Повтор строки «Ночь завернулась в туман» подчеркивает кольцевое построение стиха. Это подчеркивает глубокие искренние разочарования автора, которые усугубляют рыданья, которые слышатся издалека.

Стихотворение передает переживания, связанные с жестоким обманом, которые не покидают душу поэта, и вызывают сочувствия лирического героя.

Анализ 2

Произведение относится к раннему романтическому творчеству поэта, написанное в двадцатилетнем возрасте автора.

Основной темой стихотворения является проблематика человеческого предательства и связанные с ним тяжелые последствия. В виде описания звездной ночи поэт передает собственные ощущения отстранённости от всего окружающего мира, не имея надежду на встречу нового счастливого дня.

В качестве стихотворного размера в произведении используется трехстопный дактиль, в котором ударение делается исключительно на первые слоги, а два остальных остаются безударными, при этом стопа является трехсложной. Композиционная структура стихотворения состоит из двенадцати строк в виде трех четверостиший, в которых применяется перекрестная рифмовка.

С целью более яркой иллюстрации ощущения скорбного сочувствия, печали, разочарования, грусти в стихотворении применяются средства художественной выразительности в форме многочисленных эпитетов и олицетворений, которые характерны для творчества поэта.

Повествование в стихотворении эмоционально передает настроение лирического героя, застигнутого предательством близкого врасплох и неспособного осознать радости жизненного существования, замечая лишь мирское обывательское страдание, поскольку человек полностью раздавленным неожиданным негативным поведением в виде горького обмана родного и близкого существа.

Кульминацией произведения является печальное размышление лирического героя, слышащего в туманной пустоте тоскливые рыдания, наполненные горькой тоской и не проходящей душевной болью, помнящей ядовитые насмешки, обманутые ласки, несправедливые упреки.

Отвернувшиеся от лирического героя ночные звезды символизируют безысходность душевных страданий человека, потерявшего любую надежду на существование в завтрашнем дне, поскольку полностью опустошен разочарованием в любви и верности, прочувствовав горечь обмана, лжи, неверности.

Образ ночного неба, где туман скрывает взошедшие на небосклон немые звезды в эпитете закрытых ресниц, применяется поэтом для создания тоскливого, печального настроения, передающего чувства обманутого лирического героя, символизируя ощущения человека, отвергнутого всеми окружающими его людьми, в том числе и окружающей его природой, в образе которой выступает туманная звездная ночь.

Анализ стихотворения Звезды закрыли ресницы по плану

Звезды закрыли ресницы

Возможно вам будет интересно

Данное стихотворение написано Боратынским под влиянием его поездки в Италию. Эта страна ассоциировалась у него с классической красотой Древнего Рима.

Стихотворение является отсылкой к бессмертной драме Шекспира. Офелия – возлюбленная Гамлета, принца Датского, ее образ был интересен Фету, он даже посвятил ей целый цикл своих сочинений.

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в свои шестнадцать лет. Сюжет произведения основан на колыбельной песни, которую пела Мария Михайловна – мама писателя, своему сыну.

У Александра Сергеевича Пушкина было много друзей в то время, когда он учился в лицее. Но всех ближе ему был Пущин. Между ними сложились очень близкие и искренние отношения. Между ними было и много общего

Валерий Брюсов — Звезды закрыли ресницы: Стих

Звезды закрыли ресницы,
Ночь завернулась в туман;
Тянутся грез вереницы,
В сердце любовь и обман.

Кто-то во мраке тоскует,
Чьи-то рыданья звучат;
Память былое рисует,
В сердце — насмешки и яд.

Тени забытой упреки…
Ласки недавней обман…
Звезды немые далеки,
Ночь завернулась в туман.

  • Следующий стих → Валерий Брюсов — Зов автомобиля
  • Предыдущий стих → Валерий Брюсов — Записка самоубийцы

Читать похожие стихи:

  1. Валерий Брюсов — Дрожащие листья на бледные щеки
  2. Валерий Брюсов — Звезды тихонько шептались
  3. Валерий Брюсов — Привет через звезды
  4. Валерий Брюсов — Когда былые дни я вижу сквозь туман
  5. Валерий Брюсов — Побледневшие звезды дрожали

Отзывы к стихотворению: 5

Очень красивое стихотворение!

Очень рамантичный и трогательный стих

Ребята, учите этот стих. Он легкий

Очень нравится этот стих, отлично передаёт эмоции автора, а также он близок сердцу

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Ссылка на основную публикацию