Анализ стихотворения Ассаргадон Брюсова

«Ассаргадон», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Ассаргадон» Брюсов написал в 1897 г. Оно было напечатано в сборнике «Книга раздумий», изданном в 1899 г. В этот сборник входили стихотворения четырёх авторов.

В 1900 г. стихотворение было напечатано в сборнике Брюсова «Tertia vigilia» в цикле «Любимцы веков».

Литературное направление и жанр

Символисты, к которым принадлежал Брюсов, относились к истории и мифологии как к примерам для современников. Они искали в прошлом созвучные их высоким устремлениям идеи.

Жанр стихотворения – философская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

У стихотворения есть подзаголовок: «Ассирийская надпись». В Сирии действительно существует высеченное на камне изречение о делах ассирийского царя Ассаргадона, который жил в начале 7 в. до н.э.

Стихотворение – это сонет, состоящий из 12 строк. Брюсов использует эту сонетную строфу не для того, чтобы последовать классической композиции сонета (тезис – антитезис – синтез – развязка). Первые два катрена рассказывают о победах Ассаргадона, первый терцет вместо синтеза проявляет парадоксальность определённых устоявшихся правил, а развязка – это внезапное осознание ошибочности своего мнения. Вместо развязки герой возвращается к тезису и как бы идёт в своих сомнительных рассуждениях по кругу.

Сонет имеет кольцевую композицию. Кроме того, повторяются вторая и восьмая строчки стихотворения. Сонет написан от имени ассирийского царя (древние надписи могли иметь такую форму), то есть от первого лица. Торжественным надписям прошлого свойственны повторы.

Тема стихотворения – недолговечность человеческой славы и бренность бытия. Основная мысль: человеческая слава проходит, заканчивается жизнь, и всё предаётся забвению. Не к этому нужно стремиться, не это должно стать жизненной целью. Стихотворение – постановка проблемы, а не её решение.

Тропы и образы

Герой стихотворения – царь-победитель Ассаргадон. Он начинает своё обращение к земным царям и владыкам с определения своего статуса. Ассаргадон называет себя вождём земных царей и царём. Подобное определение власти (царь царей) давалось в древности Богу. Таким образом, уже с первой строчки Ассаргадон заявляет о своём богоподобии.

Рефрен, предрекающий горе владыкам и царям – это начало и конец обращённой к ним речи. Ассаргадон упоминает о завоевании финикийского Сидона, от которого не оставил камня на камне («камни бросил в море» – метафора). Это путь обращения с непокорными – воздвигнуть «мощный трон» (эпитет) «на костях врагов» (метафора). Другой путь завоевания – порабощение. Так Ассаргадон поступил с Египтом, который послушен речи царя, и с Эламом, который читал судьбу во взоре царя (метафора).

В первом терцете Ассаргадон задаёт два риторических вопроса, которые обозначают, что его не только никто не превзойдёт, но с ним даже никто не сравнится. В устах царя это не гипербола: он действительно так думает. Следующие две строчки объясняют эту мысль: дела всех людей подобны тени в безумном сне (сравнение и эпитет), а человеческая мечта о подвигах – детской забаве.

В этих строчках Ассаргадон окончательно объявляет себя стоящим выше других людей, ещё раз подчёркивает своё богоподобие и пренебрежение к простым смертным.

Развязка стихотворения неожиданна. Ассаргадон обращается к земной славе, которую исчерпал до дна (метафора). Ему не к чему больше стремиться, он достиг предела славы и величья («величьем упоён» – метафора). Невозможно себе представить божество, упивающееся своим величием. Гордыня царя разрушает его идеальный образ и делает его врагом самому себе.

Богоподобность и богоизбранность приводит к одиночеству, противопоставляет личность целому миру. Как раз в этом образе 25-летний Брюсов примеряет на себя роль поэта – завоевателя мира. Брюсов считал себя лучшим и непревзойдённым (в этом была доля истины). Но чем выше человек возносится над другими, тем более он обречён на одиночество. В стихотворении Брюсов проигрывает эту роль в образе Ассаргадона и отвергает её.

Размер и рифмовка

Размер сонета – шестистопный ямб. Рифмы в стихотворении точные, как и положено в сонете. Рифмовка свойственна классическому итальянскому сонету: аБаБ аБаБ вв ГГ аа. Мужские рифмы чередуются с женскими.

Анализ стихотворения Брюсова Ассаргадон

Анализ стихотворения «Ассаргадон» Валерия Брюсова – лучшее сочинение

Не многие осмелятся поспорить с тем фактом, что Валерий Яковлевич Брюсов представляет собой одну из наиболее значительных и ярких фигур в стихосложении начала 20 века. Его по праву признают мэтром и одним из основателей такой стези, как русский символизм в поэзии.

В определённый момент, В. Брюсов знакомится с творчеством французских символистов и это сильно повлияет на него и его работы впоследствии. Он ещё глубже погружается в поэзию и называет декадентство – путеводной звездой в густом и непроглядном тумане. Со временем из под его руки выходит несколько сборников, в которые он включил свои произведения. Это стало рождением символизма в России.

Сейчас наша задача заключается в том, чтобы развернуто ответить на вопрос: что хотел передать поэт в своём стихотворении «Ассаргадон»? Ассаргадон, а если говорить точнее, то Асархаддон – царь-завоеватель Ассирии 7 века до н. э. На стенах в Сирии, до сих пор не преданы забвению надписи о сокрушительных и однозначных победах великого царя.

Работы Брюсова исполнены попытками осмыслить современное положение вещей, при помощи углубления в мифологию и историю. Вот и здесь поэт отдал свой выбор сильной и многогранной личности. В качестве своего героя Брюсов выбрал небезызвестного героя античности. Стихотворение преисполнено пафосом властной и необыкновенной личности, но при всём при этом периодически склонной к гордому уединению.

Мы видим могучего царя, в чьих руках нити провидения, видим полководца Ассаргадона, в силах которого влиять на ход исторических событий, при помощи своего необъятного ума, силы и нескончаемой энергии, которая бурлит в нём неуёмным потоком. Герой данной лирики обладает поразительной смелостью, он отважен как лев и не ведает поражений или военных неудач.

Его властный лик будто стоит над всем, что происходит вокруг него. Но стоит спросить себя: счастлив ли царь? Хотя Ассаргадон и у преисполнен величьем от собственных побед, но он несчастен, ибо он одинок. Эти строки взывают к состраданию читателя:

И вот стою один, величьем упоён&#8230-

Описывая своего героя, поэт прибегает ко множественным сравнениям: мечта о подвигах как детская забава, деянья всех людей как тень в безумном сне. Всё это раскрывает нам царя как человека, который забыл о своём предназначении, чрезмерно возгордившись самим собой, что и привело его к горькому одиночеству души, ведь он предал забвению простых людей и их деяния. Форма произведения – сонет.

Первым двум строфам дано показать нам утверждение власти Ассаргадона над его противниками. А две последние строфы подводят нелицеприятный итог сложившегося: пустоту и разруху и в первую очередь всё это относится к душе самого царя.

  • Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»

Стихотворению Брюсова «Кинжал» предшествуют два стихотворения известных.

Мои размышления над строкой Валерия Брюсова

Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного.

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны»

Валерий Брюсов жил в ту эпоху, когда революционное движение в России.

Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме»

Среди прочих классиков мировой литературы великий поэт и прозаик.

Анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Произведение под названием «Творчество» было написано Брюсовым первого.

Анализ стихотворения Брюсова «Дай устам моим приникнуть…»

Случайно прочитав стихотворение Валерия Брюсова «Дай устам моим приникнуть…».

Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег»

(1 вариант)Изображая природу, русские поэты описывают родные края.

Анализ стихотворения «Ассаргадон» Валерия Брюсова

29 октября 2012

Не многие осмелятся поспорить с тем фактом, что Валерий Яковлевич Брюсов представляет собой одну из наиболее значительных и ярких фигур в стихосложении начала 20 века. Его по праву признают мэтром и одним из основателей такой стези, как русский символизм в поэзии.

В определённый момент, В. Брюсов знакомится с творчеством французских символистов и это сильно повлияет на него и его работы впоследствии. Он ещё глубже погружается в поэзию и называет декадентство – путеводной звездой в густом и непроглядном тумане. Со временем из под его руки выходит несколько сборников, в которые он включил свои произведения. Это стало рождением символизма в России.

Сейчас наша задача заключается в том, чтобы развернуто ответить на вопрос: что хотел передать поэт в своём стихотворении «Ассаргадон»? Ассаргадон, а если говорить точнее, то Асархаддон – царь-завоеватель Ассирии 7 века до н. э. На стенах в Сирии, до сих пор не преданы забвению надписи о сокрушительных и однозначных победах великого царя.

Работы Брюсова исполнены попытками осмыслить современное положение вещей, при помощи углубления в мифологию и историю. Вот и здесь поэт отдал свой выбор сильной и многогранной личности. В качестве своего героя Брюсов выбрал небезызвестного героя античности. Стихотворение преисполнено пафосом властной и необыкновенной личности, но при всём при этом периодически склонной к гордому уединению.

Мы видим могучего царя, в чьих руках нити провидения, видим полководца Ассаргадона, в силах которого влиять на ход исторических событий, при помощи своего необъятного ума, силы и нескончаемой энергии, которая бурлит в нём неуёмным потоком. Герой данной лирики обладает поразительной смелостью, он отважен как лев и не ведает поражений или военных неудач.

Его властный лик будто стоит над всем, что происходит вокруг него. Но стоит спросить себя: счастлив ли царь? Хотя Ассаргадон и у преисполнен величьем от собственных побед, но он несчастен, ибо он одинок. Эти строки взывают к состраданию читателя:

Читайте также:  Анализ стихотворения Грядущие гунны Брюсова

И вот стою один, величьем упоён…

Описывая своего героя, поэт прибегает ко множественным сравнениям: мечта о подвигах как детская забава, деянья всех людей как тень в безумном сне. Всё это раскрывает нам царя как человека, который забыл о своём предназначении, чрезмерно возгордившись самим собой, что и привело его к горькому одиночеству души, ведь он предал забвению простых людей и их деяния. Форма произведения – сонет.

Первым двум строфам дано показать нам утверждение власти Ассаргадона над его противниками. А две последние строфы подводят нелицеприятный итог сложившегося: пустоту и разруху и в первую очередь всё это относится к душе самого царя.

Не многие осмелятся поспорить с тем фактом, что Валерий Яковлевич Брюсов представляет собой одну из наиболее значительных и ярких фигур в стихосложении начала 20 века. Его по праву признают мэтром и одним из основателей такой стези, как русский символизм в поэзии.

В определённый момент, В. Брюсов знакомится с творчеством французских символистов и это сильно повлияет на него и его работы впоследствии. Он ещё глубже погружается в поэзию и называет декадентство – путеводной звездой в густом и непроглядном тумане. Со временем из под его руки выходит несколько сборников, в которые он включил свои произведения. Это стало рождением символизма в России.

Сейчас наша задача заключается в том, чтобы развернуто ответить на вопрос: что хотел передать поэт в своём стихотворении «Ассаргадон»? Ассаргадон, а если говорить точнее, то Асархаддон – царь-завоеватель Ассирии 7 века до н. э. На стенах в Сирии, до сих пор не преданы забвению надписи о сокрушительных и однозначных победах великого царя.

Работы Брюсова исполнены попытками осмыслить современное положение вещей, при помощи углубления в мифологию и историю. Вот и здесь поэт отдал свой выбор сильной и многогранной личности. В качестве своего героя Брюсов выбрал небезызвестного героя античности. Стихотворение преисполнено пафосом властной и необыкновенной личности, но при всём при этом периодически склонной к гордому уединению.

Мы видим могучего царя, в чьих руках нити провидения, видим полководца Ассаргадона, в силах которого влиять на ход исторических событий, при помощи своего необъятного ума, силы и нескончаемой энергии, которая бурлит в нём неуёмным потоком. Герой данной лирики обладает поразительной смелостью, он отважен как лев и не ведает поражений или военных неудач.

Его властный лик будто стоит над всем, что происходит вокруг него. Но стоит спросить себя: счастлив ли царь? Хотя Ассаргадон и у преисполнен величьем от собственных побед, но он несчастен, ибо он одинок. Эти строки взывают к состраданию читателя:

И вот стою один, величьем упоён…

Описывая своего героя, поэт прибегает ко множественным сравнениям: мечта о подвигах как детская забава, деянья всех людей как тень в безумном сне. Всё это раскрывает нам царя как человека, который забыл о своём предназначении, чрезмерно возгордившись самим собой, что и привело его к горькому одиночеству души, ведь он предал забвению простых людей и их деяния. Форма произведения – сонет.

Первым двум строфам дано показать нам утверждение власти Ассаргадона над его противниками. А две последние строфы подводят нелицеприятный итог сложившегося: пустоту и разруху и в первую очередь всё это относится к душе самого царя.

Подобные записи

Анализ стихотворения В.Я. Брюсова «Ассаргадон»

Валерия Брюсова без преувеличений можно назвать родоначальником литературного символизма в России. После того, как он увлекся этим направлением и издал первый подобный сборник своих произведений, началось развитие российского символизма, которого до тех пор не было. Для Брюсова символизм стал тонким и очень точным орудием для выражения мельчайших настроений и деталей, создания сложных образов и олицетворения народов и стран в одном герое.

Следуя за этой звездой, поэт увлекся историей и мифологией, и полученные знания стал применять в своем творчестве. Что, как не символизм, способно воссоединить прошедшее и грядущее, на примере древних персонажей показать положительные и отрицательные стороны настоящего времени. Работая с яркими образами, Брюсов старается найти принципы перемены событий, опираясь на историю.

В своем произведении «Ассаргадон» автор изображает реальную личность – могучего некогда царя, покорившего многие народы. «Ассаргадон» составлен в виде сонета, при этом начало повествует о величии и могуществе царя, который едва вступил в права царствования, сумел разбить сильного противника: «Сидон я ниспроверг и камни бросил в море». Затем приводятся примеры его успешных военных походов, в которых он всегда оказывался победителем. Однако вместе с величием, которое укрепляется и возрастает в царе, он становится жестоким и кровожадным: «Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон».

Ассаргадон настолько возгордился от своих успехов, что не может себе и представить кого-то, кто дерзнул бы ему перечить или пойти против него войной: «Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?». Все это приносит удовлетворение царю, он горд и высокомерен. Однако, кроме величия, автору удалось передать те внутренние колебания царя, когда он созерцает все свое могущество. И вот на фоне побед становится понятно, что в погоне за славой для царя перестали существовать другие люди, их чувства и возможно в принципе человечность: «Деянья всех людей — как тень в безумном сне». Ассаргадон, не смотря на свои победы, не смог стать мудрым правителем, который печется о мире и достатке своего народа, ведь его армия постоянно находилась на полях сражений. В финале сонета царь сам это понимает и вместе с тем осознает, что его слава не дает умиротворения, и чем выше его величие, тем острее становится одиночество: «И вот стою один, величьем упоён».

На примере царя Ассаргадона Валерий Брюсов тонко передал проблему каждого, кто в наше время стремится за славой и благами мира и в этом стремлении проносится мимо чего-то более важного, за что расплачивается одиночеством.

Написать комментарий

Валерий Яковлевич Брюсов — одна из значительнейших фигур в поэзии начала XX века, которого считают «мэтром» и одним из основоположников русского символизма. В начале 90-х годов XIX века В. Брюсов открыл для себя французских символистов и увлекся их поэзией, считая декадентство «путеводной звездой в тумане». Позже он издает несколько сборников «Русские символисты», в которые в основном вошли его поэтические произведения. Таким образом было ознаменовано появление символизма в России.

Согласно позиции Валерия Брюсова, символизм должен стать «поэзией оттенков», «выразить тонкие, едва уловимые настроения» и тем самым «как бы загипнотизировать читателя». Чтобы лучше осмыслить современность, поэт углубляется в историю и мифологию. И постепенно одной из центральных тем произведений Брюсова становится историко-мифологическая тема. Таким образом, размышляя о прошлом, поэт пытается установить связь времен: между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. Так, по мнению мастера, можно найти связующее звено истории, осмыслить закономерности происходящих процессов, предопределить будущее.

Теперь же обратимся к анализу одного из стихотворений Валерия Брюсова историко-мифологиче-ской тематики «Ассаргадон». Ассаргадон, а точнее Асархаддон — ассирийский царь-завоеватель 7 века до н. э. На стене в Сирии сохранились надписи о его сокрушительных победах. Так, в качестве лирического героя своего стихотворения В. Брюсов выбирает сильную личность. известного героя древней истории.

Пафос этой поэтической миниатюры — пафос сильной, необыкновенной личности, однако склонной к гордому уединению, так как «исчерпал до дна тебя, земная слава!» В стихотворении царь Ассаргадон — полководец, который способен с помощью своего ума, силы, энергии влиять на ход исторических событий, на движение времени: Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг и камни бросил в море. Египту речь моя звучала, как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре… Лирический герой смел, отважен, не знает поражений, военных неудач, как бы стоит над всеми.

Но счастлив ли Ассаргадон? Хотя великий царь и «упоен величьем» своих побед, он одинок. И это вызывает грустные переживания читателя: И вот стою один, величьем упоен… Описывая Ассаргадона, поэт использует различные сравнения: «деянья всех людей — как тень в безумном сне», «мечта о подвигах — как детская забава», — характеризующие царя как человека, забывшего о простых людях, чрезмерно возгордившегося. В качестве формы своего лирического произведения В. Брюсов выбрал форму сонета.

Первые две строфы — это утверждение власти Ассаргадона, его сокрушительные победы над городами, странами и народами: Сидоном, &copy A L L S o c h. r u Египтом, Эламом. А последние две строфы — подведение итогов разрушительных походов Ассаргадона. Да, он упоен величием своей славы, он горд и в то же время ужасно одинок.

Подводя итоги предложенного анализа стихотворения, можно еще раз подтвердить мысль о том, что пафос данной лирической миниатюры — пафос утверждения сильной личности, являющейся творцом истории, но это пафос разрушения, а не созидания. Об этом и заставляет

Слушать стихотворение Брюсова Ассаргадон

“Ассаргадон” анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение “Ассаргадон” Брюсов написал в 1897 г. Оно было напечатано в сборнике “Книга раздумий”, изданном в 1899 г. В этот сборник входили стихотворения четырех авторов.

В 1900 г. стихотворение было напечатано в сборнике Брюсова “Tertia vigilia” в цикле “Любимцы веков”.

Литературное направление и жанр

Символисты, к которым принадлежал Брюсов, относились к истории и мифологии как к примерам для современников. Они искали в прошлом созвучные их высоким устремлениям идеи.

Читайте также:  Анализ стихотворения Да можно любить ненавидя Брюсова
Тема, основная мысль и композиция

У стихотворения есть подзаголовок: “Ассирийская надпись”. В Сирии действительно существует высеченное на камне изречение о делах ассирийского царя Ассаргадона, который жил в начале 7 в. до н. э.

Стихотворение – это сонет, состоящий из 12 строк. Брюсов использует эту сонетную строфу не для того, чтобы последовать классической композиции сонета . Первые два катрена рассказывают о победах Ассаргадона, первый терцет вместо синтеза проявляет парадоксальность определенных устоявшихся правил, а развязка – это внезапное осознание ошибочности

своего мнения. Вместо развязки герой возвращается к тезису и как бы идет в своих сомнительных рассуждениях по кругу.

Сонет имеет кольцевую композицию. Кроме того, повторяются вторая и восьмая строчки стихотворения. Сонет написан от имени ассирийского царя , то есть от первого лица.

Торжественным надписям прошлого свойственны повторы.

Тема стихотворения – недолговечность человеческой славы и бренность бытия. Основная мысль: человеческая слава проходит, заканчивается жизнь, и все предается забвению. Не к этому нужно стремиться, не это должно стать жизненной целью.

Стихотворение – постановка проблемы, а не ее решение.

Тропы и образы

Герой стихотворения – царь-победитель Ассаргадон. Он начинает свое обращение к земным царям и владыкам с определения своего статуса. Ассаргадон называет себя вождем земных царей и царем.

Подобное определение власти давалось в древности Богу. Таким образом, уже с первой строчки Ассаргадон заявляет о своем богоподобии.

Рефрен, предрекающий горе владыкам и царям – это начало и конец обращенной к ним речи. Ассаргадон упоминает о завоевании финикийского Сидона, от которого не оставил камня на камне . Это путь обращения с непокорными – воздвигнуть “мощный трон” “на костях врагов” . Другой путь завоевания – порабощение. Так Ассаргадон поступил с Египтом, который послушен речи царя, и с Эламом, который читал судьбу во взоре царя .

В первом терцете Ассаргадон задает два риторических вопроса, которые обозначают, что его не только никто не превзойдет, но с ним даже никто не сравнится. В устах царя это не гипербола: он действительно так думает. Следующие две строчки объясняют эту мысль: дела всех людей подобны тени в безумном сне , а человеческая мечта о подвигах – детской забаве.

В этих строчках Ассаргадон окончательно объявляет себя стоящим выше других людей, еще раз подчеркивает свое богоподобие и пренебрежение к простым смертным.

Развязка стихотворения неожиданна. Ассаргадон обращается к земной славе, которую исчерпал до дна . Ему не к чему больше стремиться, он достиг предела славы и величья . Невозможно себе представить божество, упивающееся своим величием. Гордыня царя разрушает его идеальный образ и делает его врагом самому себе.

Богоподобность и богоизбранность приводит к одиночеству, противопоставляет личность целому миру. Как раз в этом образе 25-летний Брюсов примеряет на себя роль поэта – завоевателя мира. Брюсов считал себя лучшим и непревзойденным . Но чем выше человек возносится над другими, тем более он обречен на одиночество.

В стихотворении Брюсов проигрывает эту роль в образе Ассаргадона и отвергает ее.

Размер и рифмовка

Размер сонета – шестистопный ямб. Рифмы в стихотворении точные, как и положено в сонете. Рифмовка свойственна классическому итальянскому сонету: аБаБ аБаБ вв ГГ аа.

Мужские рифмы чередуются с женскими.

Другие работы по этой теме:

“Сонет к форме” анализ стихотворения Брюсова История создания “Сонет к форме” был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым, студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл “Пролог” в.

“Довольным” анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение “Довольным” было написано Брюсовым в 18 октября 1905 г., когда был объявлен царский манифест: “Мне стыдно ваших поздравлений”. Новая конституция даровала народу.

Анализ стихотворения Брюсова – размышление о судьбе по­эта Стихотворение В. Я. Брюсова – размышление о судьбе по­эта, о назначении поэтического творчества. Брюсов видит тяже­лый трудный путь поэта. Все его произведение является своеоб­разным наставлением.

Анализ стихотворения Брюсова “К портрету Лейбница” В 1900 году издательство “Скорпион” выпустило третий сборник Брюсова, получивший название “Tertia Vigilia” (в переводе с латинского языка – “Третья стража”). Книгу Валерий Яковлевич посвятил.

“Женщине” анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение “Женщине” написано в 1899 г. 26-летним Брюсовым и вошло в цикл “Еще сказка”. Оно опубликовано в 1900 г. в сборнике “Tertia Vigilia”.

Ассаргадон (Брюсов Валерий Стихи) (ассирийская надпись) Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова “Творчество” Свое стихотворение В. Я. Брюсов написал 1 марта 1895 года. Это стихотворение вошло в его первый сборник лирики. Читая стихотворене “Творчество”, невольно задумываешься: “Кто мог.

“К счастливым” анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение “К счастливым” Брюсов задумал в 1904 г. Окончательно оформился текст в 1905 г. Стихотворение было напечатано в 1906 г. в сборнике, который.

Анализ стихотворения Брюсова “Сонет к форме” Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма – направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах.

Анализ стихотворения “Кинжал” Брюсова В. Я Чтение этого стихотворения вслух поможет настроиться на восприятие контрастной Бальмонту стилевой системы Брюсова. Это не баюкающе-распевная мелодия бальмонтовской “Фантазии”, а энергичная, четко артикулированная поступь брюсовского.

Анализ стихотворения Ассаргадон Брюсова

Ассаргадон, а точнее Асархаддон – ассирийский царь-завоеватель 7 века до н. э. На стене в Сирии сохранились надписи о его сокрушительных победах. Так, в качестве лирического героя своего стихотворения В. Брюсов выбирает сильную личность, известного героя древней истории. Пафос этой поэтической миниатюры – пафос сильной, необыкновенной личности, однако склонной к гордому уединению, так как «исчерпал до дна тебя, земная слава! »

В стихотворении царь Ассаргадон – полководец, который способен с помощью своего ума, силы, энергии влиять на ход исторических событий, на движение времени:

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг и камни бросил в море. Египту речь моя звучала, как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре.. .

Лирический герой смел, отважен, не знает поражений, военных неудач, как бы стоит над всеми. Но счастлив ли Ассаргадон? Хотя великий царь и «упоен величьем» своих побед, он одинок. И это вызывает грустные переживания читателя:

И вот стою один, величьем упоен.. .

Описывая Ассаргадона, поэт использует различные сравнения: «деянья всех людей – как тень в безумном сне» , «мечта о подвигах – как детская забава» , – характеризующие царя как человека, забывшего о простых людях, чрезмерно возгордившегося.

В качестве формы своего лирического произведения В. Брюсов выбрал форму сонета. Первые две строфы – это утверждение власти Ассаргадона, его сокрушительные победы над городами, странами и народами: Сидоном, и Египтом, Эламом. А последние две строфы – подведение итогов разрушительных походов Ассаргадона. Да, он упоен величием своей славы, он горд и в то же время ужасно одинок.

Подводя итоги предложенного анализа стихотворения, можно еще раз подтвердить мысль о том, что пафос данной лирической миниатюры – пафос утверждения сильной личности, являющейся творцом истории, но это пафос разрушения, а не созидания.

Помоги другу. Поделись ссылкой

Анализ стихотворения Фета “Благовонная ночь, благодатная ночь”

К ночной поре Фет испытывал особые чувства. Множество прекрасных пейзажных стихотворений посвятил ей поэт. В некоторых из них есть строчки, объясняющие любовь Афанасия Афанасиевича к темному времени суток. В одном из произведений лирический герой признается, что “ночью как-то вольнее дышать мне”. В другом говорит: “Каждое чувство бывает понятней мне ночью…”. В лирике Фета ночь не ассоциируется с чем-то страшным, трагическим.

Анализ стихотворения Мандельштама «Невыразимая печаль»

В 1913 году в свет вышло первое издание дебютной книги Мандельштама «Камень», в которой нашли отражение творческие поиски молодого поэта, его опыты в области символизма и акмеизма. Наибольшее влияние на раннюю лирику оказали два гения – Тютчев и Верлен. От первого Осип Эмильевич позаимствовал некоторые темы. От второго – легкость формы.

Зачастую при анализе первого периода творчества Мандельштама литературоведы не учитывают один весьма важный факт – молодой стихотворец страдал сразу от двух болезней: стенокардии и астмы.

Анализ стихотворения Цветаевой “На тебе, ласковый мой, лохмотья”

Революцию 1917 года застала Марину Цветаеву в Москве. В этот период ее супруг Сергей Эфрон в составе военной миссии находился в Париже, откуда не пожелал возвращаться в мятежную Россию. Долгое время поэтесса ничего не знала о его судьбе и строила самые ужасные предположения. Однако спустя год выяснилось, что Сергей Эфрон жив. Он передал Цветаевой письмо с предложением, пока еще границы окончательно не закрыли, перебраться с детьми во Францию.

Анализ стихотворения Есенина «Пускай ты выпита другим»

В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой, однако вскоре пара расстается по инициативе Есенина, который понимает, что вновь стал жертвой собственных иллюзий, приняв увлечение за любовь.

Анализ стихотворения Твардовского «В тот день, когда окончилась война.»

Александр Трифонович Твардовский – поэт большого лирического начала и особой совестливости. Он стремился передать драматизм военного времени и благодарность потомков тем, кто отстоял для них мир и свободу на земле. Стихотворение «В тот день, когда окончилась война. «удивительно точно раскрывает мысли автора о своем поколении, совершившем великий подвиг.

Читайте также:  Вино из одуванчиков - краткое содержание Брэдбери

Анализ стихотворения Пушкина “Жених”

Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов для произведений, которые впоследствии стали классикой русской литературы.

После окончания лицея Пушкин очень редко бывал в родовом поместье Михайловское, где прошло его детство. Здесь по-прежнему жила Арина Родионовна, которая обожала своего воспитанника и считала его собственным сыном.

Брюсов — родоначальник русского символизма

Одним из родоначальников русского символизма и характерным представителем поэзии «серебряного» века был В. Я. Брюсов (1873- 1924). Сложный в общении, по-своему относящийся ко многим явле­ниям в искусстве В. Брюсов — один из основоположников модерни­стской поэзии в России. В 1894-95-м годах Валерий Яковлевич изда­ет три сборника «Русские символисты», основным автором которых стал сам поэт, представивший образцы «новой поэзии». Это была первая коллективная декларация модернизма в России. По мысли Брюсова, символизм должен стать «поэзией оттенков», выражающей «тонкие, едва уловимые настроения». К концу 90-х годов XIX века В. Брюсов становится одним из наиболее ярких поэтов символист­ской ориентации. В 1900 году вышел поэтический сборник «Третья стража», в котором осмысливается современность через углубление в историю и мифологию. В Поэтическом сборнике «Граду и миру» (1903) отразились впечатления и размышления, вызванные от по­ездки по Италии и Франции, где произошло знакомство В. Брюсова с культурой эпохи Возрождения. Сборник был построен по принципу единого композиционного целого (что стало важным для практики поэтов-символистов вообще), отличался жанрово-тематическим раз­нообразием. А. Блок восторженно отозвался о книге, отметив, что в ней «есть преемничество от Пушкина — и по прямой линии».

В лирике В. Я. Брюсова выделяются две ведущие темы: истори­ко-мифологическая и тема города. Поэт-символист воспринимает современный мир как «позорно-мелочный, неправый, некрасивый». Объединяя прошлое, настоящее и будущее, Брюсов пытается найти связующую нить истории. Хрестоматийным стихотворением данной тематики является «Ассаргадон», в котором в качестве лирического героя выбрана сильная, незаурядная личность, ассирийский царь- завоеватель 7 века до н.э. Ассаргадон, а точнее Асархаддон. На сте­не в Сирии сохранились надписи о его сокрушительных победах. Пафос стихотворения — утверждение необыкновенной личности, склонной к гордому уединению, так как «исчерпал до дна тебя, земная слава!» Лирический герой, царь Ассаргадон — полководец, способный с помощью своего ума, силы, энергии влиять на ход ис­тории, на движение времени:

Герой «упоен величьем» своих побед, не знает поражений, воен­ных неудач, но одинок:

Характеризуя царя как человека чрезмерно возгордившегося, забывшего о простых людях, мечтающего о подвигах как о детской забаве, поэт раскрывает трагическую сущность сильной личности. Стихотворение написано в форме сонета. В первых двух строфах автор утверждает власть Ассаргадона, описывая его сокрушитель­ные победы над целыми народами, странами, городами. Последние две строфы сонета — неутешительный итог разрушительных похо­дов царя-полководца. Пафос большинства поэтических произведе­ний В.Я. Брюсова на историческую тематику («Ассаргадон», «Анто­ний», «Александр Великий» и др.) — утверждение сильной личности, деяния которой часто приводят не к созиданию и про­грессу, а разрушают саму основу человеческого общежития. Дви­жение истории В. Я. Брюсов представлял как смену культурных эпох, происходящую под воздействием внутреннего разложения старого мира и под натиском нецивилизованных племен, варваров, призванных уничтожить прошлое.

В. Я. Брюсова волнуют высокие темпы развития цивилизации, всеобщая механизация, расцвет городов и в связи с этим утрата че­ловеком нравственных ценностей, моральных ориентиров. Совре­менный город с бурно развивающейся промышленностью, с заменой ручного труда машинным производством вызывает опасения поэта:

«Стальной», «кирпичный», «стеклянный», с «железными жила­ми» город властвует над людьми, являясь средоточением порока: злобы, нищеты, разврата. В поэтическом мире Валерия Брюсова город, совмещая в себе все ужасы цивилизации, сам становится соб­ственным палачом и наносит себе непоправимый вред:

Притягивая человека эфемерным величием, масштабностью (Ты — чарователь неустанный, / Ты — не слабеющий магнит…), город является также и центром существующей науки и индустрии:

Двойственное отношение поэта к городу заставляет В. Брюсова ис­кать пути выхода из создавшегося положения. И здесь художнику на помощь приходит сильная личность, которая вмешается в процесс ме­ханизации жизни, бросит вызов порочности современной цивилиза­ции, все преодолеет, и жизнь вновь наполнится энергией борьбы, уст­ремится к обновлению, станет способной к изменению мира, вызовет прогресс мировой науки, искусства, индустрии. И в итоге произойдет расцвет цивилизации, которая достигнет небывалых вершин: Материал с сайта //iEssay.ru

В брюсовской поэзии урбанистическая тема перекликается с по­иском яркой, сильной личности, способной не только к перерожде­нию и собственному возрождению, но и к изменению современной цивилизации, к преодолению мнимых, пустых взаимоотношений мира с искусством.

В последние годы жизни Брюсов занимается переводами, пишет статьи, посвященные теории стихосложения, изучению творчества Пушкина, русской литературы. В своем творчестве В. Я. Брюсов со­единил строгие заветы классической литературы с поиском новых поэтических средств. О собственном месте в литературе поэт гово­рил следующее: «Я хочу, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут».

«Мне видеть не дано, быть может. »

Скачать сочинение

(О поэзии Валерия Брюсова)

Чеканный, сжатый, твердый, словно кованый стих, скульптурно выпуклая четкость образов, краткая, стремящаяся к афоризму фраза — это все несомненно бросается в глаза читателю, даже впервые взявшему в руки книгу Брюсова.
Величав и торжествен строй его поэзии. У Брюсова как будто трубный голос, медное звучание. Недаром его называли поэтом “бронзы и мрамора”.
В стихах Брюсов художник. Он обожает меру, число, чертеж. В этой расчерченной вымеренной архитектонике, где словно действуют резец и молот, — сила Брюсова. У него своя, чуть громоздкая поступь, свой, резко обозначенный лик. Уподобляя себя пахарю, он не без вызова писал:

Вперед, мечта, мой верный вол!
Неволей, если не охотой!
Я близ тебя, мой кнут тяжел,
Я сам тружусь, а ты работай!

Выступив в литературе в конце прошлого века, Брюсов быстро занял достойное место среди поэтов-символистов. Более того, он стал их теоретиком и лидером. Однако, в отличие от собратьев по цеху, чей взгляд на поэзию у поэта носил мистический оттенок, поэтическое мышление Брюсова в основе своей носило конкретный, реалистический характер. Все это вместе с рационализмом и даже некоторым холодом составляет неповторимый стиль его поэзии. Отстраненный, отягощенный псевдонаучными выкладками и гипотезами. Иногда в настоящее время это выглядит наивным и забавным, иногда убеждает и потрясает своей глубиной:

Быть может, эти электроны
Миры, где сто материков,
венцы, паденья, царства, троны
и память сорока веков.
Еще, быть может, каждый атом
Вселенная, где сто планет.
Там все, что здесь в объеме сжатом,
и даже то, чего здесь нет.

Конечно же читать Брюсова сегодня, пережив эпоху Мандельштама, Бродского, Пастернака, откровенно говоря, скучновато. Кажется, все при нем: и талант, и способность сочинять, и глубокомысленная поза мудреца и философа, и роковой профиль. Однако недаром Вл. Соловьев, которого Брюсов не спросясь называл учителем, писал по поводу стихов новоиспеченного поэта-символиста в одной из своих статей: “Общего суждения о г. Валерии Брюсове нельзя произнести, не зная его возраста. Если ему не более 14 лет, то из него может выйти порядочный стихотворец, а может и ничего не выйти. Если же человек взрослый, то, конечно, всякие литературные надежды неуместны”.
Оставив этот пассаж на совести Соловьева, хочется все же заметить, что рассудочная поэзия Брюсова не цепляет душу. Да, конечно, его стихи читаются. И при известном прилежании можно за час, скуля и позевывая, одолеть его книжку, погрузиться в мир его рифм, удивиться всем этим “лаврам — ихтиозаврам”, “гам — пополам”, “булки — переулки”, “знамя — пламя” и “трон — Ассаргадон”. Потом, закрыв сборник, понять, что, несмотря на чеканность, сжатость и твердость кованого стиха, по сути своей брюсовская поэзия — это антипоэзия. Ее голос доходит до нас из некоего параллельного мира. Она существует вне образов. Она за пределами естественного и легкого дыхания. Все в ней придумано, все искусственно и поэтому — безрадостно.
Однако не бывает книг бесполезных. Даже самая дрянная достойна прочтения. А книги Брюсова далеко не самые плохие. В них множество мелких, отдельных удач — строчек, слов, иногда отдельных четверостиший:

Нас немного осталось от грозного племени
Многомощных воителей, плывших под Трою,
И о славном, о страшном, о призрачном времени
Вспоминать в наши дни как-то странно герою.

Или вот еще, совсем торжественное и пафосное, но с божьей искрой:

Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Такие стихи выпирают, словно скалы в безбрежном океане уныния. Но именно благодаря им все здание брюсовской поэзии, изрядно обветшав и порушившись во многих местах, продолжает привлекать внимание, словно некая руина, памятник литературным излишествам эпохи.

1686 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Ссылка на основную публикацию