Анализ стихотворения День Брюсова

Анализ стихотворения Брюсова День

анализ стиха Брюсова

АЛиса Лисьина Ученик (91), закрыт 6 лет назад

срочно нужно по такому плану:
1)дата написания и публикации
2)место,занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод
3)творческая история(выбор жанра,традиция,цензура)
4)основная тема
5)смысл названия
6)лирический сюжет и его движение
7)композиция. наличие обрамления.основные структурные части
8)основные настроения, тональность стихотворения
9)ведущие лейтмотивы. Опорные слов, их передающие
10)Лирический герой,его своеобразие и способы его самораскрытия
11)лирический персонажи. Их переживания. Их судьбы
12)столкновение или соединение различных уровней сознания
13)позиция атора и передача его переживаний
14)музыка стихотворения
15)ритм,размер
16)рифмовка. характер рифм
17)лексика.Языковые выразительные средства
18)поэтический синтаксис
19)звукопись. фонетическая окраска стиха
20)идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
21)отзывы критиков о стихотворении
22)звучание стихотворения в наши дни

Пожалуйста помогите очень нужно

Дополнен 6 лет назад

ооой
название Юному поэту

♑❇ lɐǝɹ ʌ ɐvmʎ ❇♑ Высший разум (770046) 6 лет назад

Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении “Юному поэту” (написано 15 июля 1896, опубликовано в сборнике «Me eum esse» – «Это я». 1897)

Юноша бледный со взором, горящим.
Ныне даю я тебе три завета
Первый прими не живи настоящим.
Только грядущее область поэта.
Помни второй никому не сочувствуй.
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий, храни поклоняйся искусству.
Только ему, безраздельно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь мои три завета.
Молча паду я бойцом, побежденным.
Зная, что в мире оставлю поэта.
Стихотворение “Юному поэту” – декларация самоценного искусства, поэзии как ценности, которая требует безоговорочного служения только ей одной.
Брюсов добивается торжественности звучания стиха, выбрав дактиль – трехсложный размер, уже по самому этому более медленный и строгий. чем двухсложные, и к тому же строго соблюдая ритмическую схему – ни одно ударение на стопе, где оно должно быть, не пропущено, а потому речь кажется мерным, ритмичным движением без ускорений и замедлений. Ощущение торжественности поддерживается и отбором высоких, эмоционально окрашенных слов: “юноша”, “взор”, “беспредельно”, “грядущее”, “поклоняйся”.Основа стиха в поэзии Брюсова – метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонансы (игра гласных). Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха.
При этом Брюсов обращается к поэтической традиции (Рылеев, Лермонтов, Некрасов). которая, используя ту же стилистику, утверждала противоположные идеи – поэтического творчества как гражданского служения, как борьбы (следом этой традиции может считаться мотив “побежденного бойца”, появляющийся достаточно неожиданно). Тем самым Брюсов вступает в диалог со своими предшественниками, претендуя на равенство с ними.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.

Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.

Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.

Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.

Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.

Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.

Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Люблю одно

19 февраля 2016

Можно ли самостоятельно добраться до смысла, который писатели хотят на донести. Существуют поэты, стихотворения которых до сих пор не до конца разгаданы и проанализированы. Не важно, сколько строк занимает данное произведение, важно лишь то, как читатель их понимает.

Высказываться в своих стихотворениях завуалированно, любили поэты символисты. Они отстранились от реальности, каждый предмет и явление были заменены на красивые и необычные эпитеты и афоризмы. Символизм происходит из латинского слова символ, который означает какой-то знак или понятие, служащее кратким объяснением к какому либо процессу.

Символизм появился в России в начале 20 века, во времена переломов в стране. Одним из его основоположников является Валерий Брюсов. Будучи еще подростком, он начал замечать в себе способности к письму.

Мальчик постоянно думал о теме нового произведения, прокручивая в голове его главные особенности. Уже скоро он начнет заниматься переводами стихотворений и увлекаться творчеством зарубежных символистов, которые в то время были очень популярными. Это окажет большое влияние на творчество молодого поэта, он станет одним из основоположников символизма в России.

Его стихотворение «Люблю одно» отражает все творчество великого поэта. Он вложил в него не только свой талант, но и сердце. Стихотворение получилось очень легкое и позитивное.

Литературный герой думает о том, что важно для него в этой жизни. Он говорит, что любит — «бродить без цели», «часы святых безделий, часы раздумий и картин». На протяжении всего стихотворения мы не видим не грусти, не печали, ни злобы. Хорошее настроение с которым герой описывает свои чувства передается и читателям и вот они уже тоже пребывают в хорошем расположении духа.

Можно представить человека, который с широкой улыбкой проходит в «тесине стен». Он счастлив, счастлив видеть весну, новый день, он просто счастлив жить. Так же мы не видим рядом с героем ни близких, ни знакомых. Автор делает акцент на том, что он один :»По шумным улицам один». Ему это нравиться, он не боится одиночества, а с радостью его принимает.

Валерий
Брюсов

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Труд»

К теме труда Брюсов обращался не единожды, причем в разные периоды творчества. В частности, он написал сразу два стихотворения с одинаковым названием — «Работа». Первое датировано 1901 годом, второе — 1917-м. В них поэт прославляет труд, при этом имеются в виду все его виды — за станком, в полях, за столом. По мнению Брюсова, работа способна подарить истинное счастье. Стихотворца он считал не просто пророком, живущим вдохновением и наитием, а еще и мастером своего дела, ремесленником. Поэт приветствовал приход к власти большевиков. Новую Россию Брюсов представлял как республику труда. Например, в произведении «Пусть вечно милы посевы, скаты…» сказано: Победно весел в блистаньи светов, Не затененных ненужной мглой, Труд всенародный, труд хороводный, Работный праздник души свободной…

В 1919 году Брюсов написал стихотворение «Труд», созданное в жанре торжественного гимна. По словам современников, поэт это произведение очень любил и с огромным удовольствием читал на выступлениях. Главная тема указана в заглавии. Первая строфа — провозглашение ключевой мысли: «Нет священней слова: «Труд!»». Во втором четверостишии обыгрывается знаменитый афоризм Фридриха Энгельса: «Труд сделал из обезьяны человека». Только у Брюсова обезьяна заменена на троглодита, который в один прекрасный день взял в руки сошник. В следующих трех строфах поэт рассказывает читателям, что все вещи и знания — плод человеческого труда. В шестом четверостишии автор прославляет тружеников, людей, чьи дни практически целиком посвящены работе. Последние строфы — воспевание радости, которую приносит труд. Даже скромное дело, завершенное с успехом, дает щедрую награду работнику. В стихотворении часто употребляются тире и восклицательные знаки, что обеспечивает торжественное настроение, чеканный ритм, делает текст энергичным. Слово «труд» употребляется автором в каждой строфе, так подчеркивается основная тема произведения.

Брюсова принято считать отцом русского символизма. В позднем творчестве он отказывается от этого художественного течения, это видно и по стихотворению «Труд». Послереволюционные произведения Валерия Яковлевича известный литературовед Гаспаров характеризовал принадлежностью к «академическому авангардизму». К сожалению, эксперименты Брюсова не были приняты современниками. Для массового читателя его поэзия оставалась непонятной, представители модернизма также относились к ней негативно.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Алексея Кольцова «Не шуми ты, рожь»
  • Анализ стихотворения Алексея Кольцова «Разлука»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Благодарность»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Благодарю!»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Бой»

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,—

Золотых, стальных, алмазных,—

Нет священней слова: «труд»!

Троглодит стал человеком

В тот заветный день, когда

Он сошник повел к просекам,

Начиная круг труда.

Подробный анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Анализ стихотворения Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он – личность незаурядная.

Валерий Брюсов ворвался в мир стихов в конце девятнадцатого столетия как представитель «молодой», новой поэзии (символизма), создаваемой им по примеру французов Верлена, Маларме и Рембо. Но не только символизм интересовал в то время молодого поэта. Как-то он озадачил публику своим эпатажным моностихом о бледных ногах, заявив тем самым о праве художника на не ограниченную творческую свободу.

Читайте также:  Анализ стихотворения Быть без людей Брюсова

На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал сильных личностей, персонажей истории или мифов, находясь под влиянием философии Ницше. Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.

Но свободу ценил поэт превыше всего. В его раннем стихотворении под названием «Творчество» конкретного героя нет, вернее, он – созерцатель. И его глазами читатель видит происходящее.

Но анализ стихотворения Брюсова «Творчество», как и всякого другого произведения, необходимо начать с указания дня и года его создания. Оно было написано первого марта 1895 года и вошло в сборник «молодых» стихов «Шедевры».

Анализ стихотворения Брюсова еще раз подтверждает основную мысль автора о том, что художник свободен в выборе темы, и ею может стать даже мистический процесс созидания.

О том, что произведение относится к символизму, говорит многое. Например, лексика, которую использует автор для изображения странных, необычных образов: лопасти латаний (растопыренные в виде пятерни листья), словно фиолетовые причудливые руки на стене эмалевой чертят не линии, а звуки, не нарушая при этом «звонко-звучной тишины».

Перед читателем предстает странный фантастический мир: возникают ниоткуда прозрачные беседки («киоски»), «несозданные» создания, блестящие в свете двух лун, вернее, лазоревой луны и «обнаженного» (без облаков) месяца. И весь этот процесс окутан тайнами и снами.

Анализ стихотворения Брюсова выявил использование таких выразительных средств, как цветопись и звукопись. В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности – гладкость. Сонорность часто повторяемых «л», «р», «м» и «н» призвана создать ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!

Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках. Анализ стихотворения Брюсова показывает, что строки, повторяясь, сцепляются друг с другом, создавая сплошной поток фантастического сознания и чувств.

Брюсов стихотворение «Творчество» разворачивает медленно, как бы говоря, что ничто не создается сразу, никогда нельзя знать ничего наверняка. Образы зыбки, нечетки, они постепенно угадываются лирическим героем. Возможно, этот мучительный процесс исканий сути и называется «мукой творчества»?

Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности. Как только иллюзорный образ оказывается на ярком свету под взором пытливого критика, он тот час же рассыпается, не давая никакой возможности пристально и внимательно его изучить. Такова его воздушная и хрупкая природа!

Послушайте стихотворение Брюсова День

Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.

Тема – назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.

Метафоры“со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.

Эпитеты“беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”.

Славянизмы (устаревшие слова)“завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”.

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…” .

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим” . Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным” .

Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным” , скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта” . Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно” . Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно” .

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно” , “безраздумно” , “бесцельно” , и метафор: “со взором горящим” , “паду я бойцом побежденным” .

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет” , “ныне” , “со взором” , “паду” , “грядущее” . Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

«Творчество» – анализ стихотворения Валерия Брюсова

Биографические основы написания

Произведение было создано 1 марта 1895 года и относится к раннему периоду творчества Брюсова. При чтении возникает ощущение, что стих очень сложен для восприятия и малопонятен, однако постепенно проникая в образную систему и открывая для себя мир символизма, начинаешь ощущать его тонкость, глубину и проникновенную прелесть.

Даже многим современникам Валерия Яковлевича казалось, что в структуре поэтического текста нет четкости и ясности. Но важно помнить, что символизм как литературное направление диктовал свои законы, поэтому метафоры сложны, многоплановы и предполагают сложную неоднозначную интерпретацию. Непонятным и алогичным видит Брюсов процесс творчества, который каждого поэта или художника перемещает в иное измерение, где царят непривычные законы.

Рассматривать текст стоит, помня, что искусство прошлого столетия представляло собой своеобразный творческий эксперимент. Любой автор пытался найти что-то свое, быть непохожим на других. Касается это не только литературы, но и живописи, музыки.

Тематика и проблематика

Изучение любого произведения следует проводить по плану, рассмотрев его тему и идею. Уже первая строка поэтического текста «Тень несозданных созданий» говорит, что перед читателем не совсем обычное стихотворение. Основатель и идейный лидер символизма обращается к теме творчества, пытается разобраться в том, что именно происходит в душе творца, когда он занимается созданием собственного произведения. При анализе «Творчества» Валерия Брюсова важно отметить, что поэт активно использует зрительные и слуховые образы.

Тема стиха — творческий процесс, сумбур и хаос, который проникает во внутренний мир поэта и заставляет его выплескивать на бумагу потрясающие по красоте строки. Основная мысль, идея текста в том, что творческий процесс сложен, непостижим, описать его простыми словами невозможно. Именно поэтому и используются многозначные метафоры: для каждого поэта вдохновение — это что-то свое.

Событийного ряда в тексте нет, но он не производит впечатление беспорядочного потока сознания. Это совокупность звуков, движений, цветов, образов, создающая в итоге течение творческого процесса, плавный темп которого неожиданно сменяется буйством и динамичностью.

Первый образ, который рисует Брюсов, — легкая тень, едва заметная глазу. Этот образ статичен и невесом. Однако уже во второй строке поэт вводит элемент динамики, используя глагол «колыхается». Но движение очень робкое, ведь происходит оно во сне.

Чередуя пассивные и активные образы, символист создает собственный мир, в котором живет Творчество.

Использованные тропы

Основная прелесть символизма состоит во многообразии средств выразительности. Брюсов использует несколько тропов:

  1. Сравнения: «словно лопасти латаний», «вырастают, словно блестки».
  2. Эпитеты: «фиолетовые руки», «эмалевая стена», «звонко-звучной тишине», «прозрачные киоски».
  3. Повторы создают ритмичность звучания, а также подчеркивают значимость образа, который периодически возвращается в сознание поэта.
  4. Олицетворения: «трепещет тень», «колыхается тень», «звуки ластятся».

Благодаря использованию ярких красок поэту удается создать запоминающиеся образы. Основная часть речи, которую он использует, — существительные, поэтому в произведении мало действия. Гораздо более интересны Брюсову художественные образы, которые возникают в сознании творца. За счет использования перекрестной рифмы создается мелодичность звучания.

Жанр текста — программное стихотворение, которое значимо не только для анализа творческого пути Брюсова, но и для понимания поэзии символизма в целом.

Анализ образов

При подробном изучении текста в классе или дома важно провести оценку системы необычных образов, которые использует поэт. Лирический герой наполнен ожиданием, он осознает, что творческий процесс непостижим, именно в этом и смысл названия стихотворения. Поэт пытается раскрыть читателю тайны рождения поэтического текста, часто нелогичные, странные, пугающие. Композиционно можно выделить в произведении три части:

  1. Вступительная (первая строфа, творец способен видеть и воспринимать то, что обычным людям недоступно).
  2. Основная часть — описание вдохновения (строфы 2−4, творец, находящийся в этом состоянии, получает способность увидеть звук). Брюсов не заостряет внимание на образе поэта, гораздо важнее для него показать особенности творческого восприятия, при котором автор получает уникальную способность передать настроение окружающего мира. Его талант позволяет окрасить бытовые реалии яркими красками, показать их перерождение, представить в новом свете. Так рождаются образы прозрачных киосков, фиолетовых рук, лазоревой луны.
  3. Завершение (последняя строфа). Поэту удалось создать свое уникальное произведение, но особенность творчества в том, что только ему одному и удастся понять его полностью. Каждый читатель увидит в тексте что-то свое, поэтому не стоит удивляться тому, что стихотворение постепенно обрастет новым смыслом, который довольный собой художник даже не подразумевал.

Подробный анализ системы образов позволяет составить таблицу. В ней представлены наиболее значимые для понимания элементы художественной ткани стихотворения.

Строфа / Значимые образыПерваяВтораяТретьяЧетвертая
Несозданные создания, во сне, эмалевая стенаРуки, чертят звукиПрозрачные киоски, лазоревая лунаВся строфа (за исключением третьей строки)

Сложная образная система, использование алогичных элементов, сочетание зрительных и слуховых компонентов помогают поэту описать вдохновение.

Смена лирических героев

Отличительная черта поэзии XVIII—XIX вв. — наличие в тексте одного лирического героя, который пропускает сквозь себя происходящее и дает оценку. Брюсов же, будучи поэтическим новатором, решает отказаться от этого классического приема и вводит в текст двух лирических персонажей. Кратко процесс выглядит так:

  1. Повествование от третьего лица, героем является наблюдатель, который восхищается тем, как творит поэт, но не может до конца разобраться в действии. Строфы 1−3.
  2. Лирическим героем становится сам поэт, наслаждающийся готовым результатом, рожденным художественным текстом, который настолько сложен для восприятия, что близкие и друзьям, не говоря уже о простых читателях, будут видеть в нем что-то свое. Строфа 4.
Читайте также:  Анализ стихотворения Каменщик Брюсова

Сначала художнику свойственно недовольство миром, который его окружает, поэтому он пытается его преобразить в своем творчестве. Постепенно серое равнодушие и разочарование сменяются гордостью и радостью, ведь в строках стихотворения скучный мир превращается в гармоничную феерию звука и цвета.

По страницам учебников с Мельниковой Верой Александровной

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924). Основные темы и особенности творчества.

В основе статьи – материалы учебников + дополнительная литература.

  • Учебник. Литература.11 класс. Журавлёв В.П.
  • Учебник. Базовый уровень. Литература.11 класс. Курдюмова Т.Ф, Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н.

Основные темы творчества В.Я. Брюсова.

Содержание.

  • Философская лирика.
  • Человек и природа.
  • Любовная лирика.
  • Тема творчества, поэта и поэзии.
  • Тема города (урбанистическая тема).
  • Гражданская лирика.
  • Тема истории.
  • Тема свободы.
  • Тема революции.
  • Особенности творчества В.Я. Брюсова:

Примечание: краткий анализ стихотворений — в отдельных статьях.

В.Я. Брюсов. (Портрет художника М.А. Врубеля).

Философская лирика.

В. Брюсов с юных лет искал смысл жизни, «того Бога, который речет «да будет свет!», но долго не находил его.

Потому одной из сквозных тем является тема мечты.

Образ мечты различен. Иногда она беспредельна:

Моей мечте люб кругозор пустынь,

Она в степях блуждает вольной серной…».(«Моя мечта»)

Часто мечта предстаёт в облике прекрасной женщины, возлюбленной музы.

Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты – в «грезу искусства» («Отреченье»)

В юности поэт переживал неосуществимость надежды. В зрелые годы признал чудо грёз как великий «дар души.» В «Балладе воспоминаний» 1911 есть светлый аккорд:

И вы одни в сем мире правы,

Любви заветные мечты.

Мотив мечты в поздней лирике предстал обновлённым, жизнеутверждающим, несмотря на разочарования героя.

«Сонет к мечте».

Власть грёз, преодолевающих все творческие преграды.

«Воплощение мечтаний» придаёт всему окружающему фантастические формы и краски. «Этот мир очарований, этот мир из серебра». Поэт соединяет несоединимое. Для фантазий нет границ.

Поэт размышлял о роли человека в судьбах мира. Звучит гимн вечному созидательному смыслу жизни.

«Хвала человеку» (1906) – воспел священное «ремесло» — быть творцом на земле.

Стихи о предчувствии освоения человеком космоса («Сын земли», Земле», «Предвещание»).

Человек и природа.

Красота земли духовно обогащает человека, солнечный свет дарит поэтический подъём («кипит избыток и новых рифм и новых слов»).

Любовная лирика.

«Шедевры» первый сборник поэта.

Любовь изображалась как болезненно-чувственная страсть, предвещающая неизбежную трагедию.

Поэт писал об очаровании и таинствах любви.

«Предчувствие»

Любовные испытания безмерны и противоречивы. Они оборачиваются то «счастливым безумием», «угрюмым, тусклым огнём сладострастья», то целомудренностью «озарённого, смущённого ребёнка влюблённого».

«Тени», «Измена».

Сила переживаний сменяется ощущением их неустойчивости, обманности, «стыдом и тревогой» («К моей Миньоне», «Сливаются бледные тени»).

Но зреет спасительный исход («Отреченье» ):

Довольно! надежды и чувства
Отныне былым назови,
Приветствуй лишь грезы искусства,
Ищи только вечной любви.

«Встреча после разлуки»- «Сокровища, заложенные в разлуке, я берегу для творческих минут».

Тема творчества, поэта и поэзии.

1899 г. Из статьи «Об искусстве»: «Идти к совершенству – значит озарять всё новые дали нашего духа, увеличивать область души».

Творчество поэт воспринимал как прозрение новых духовных «далей» и читал его самоценным («Юному поэту»), рождённым художественной интуицией («Творчество»), ка выражение вечных ценностей («Отреченье»)

Поэтому понятно самолюбование поэта.

«Я» 1899.

Поэт говорит о своих мольбах Астарте (древнегреческая богиня плодородия) и Гекате (покровительнице колдовства, ночной нечисти).

«Кинжал».

Размышления о нравственном долге поэта, который должен всегда «быть с людьми, когда шумит гроза».

«Памятник», написанное в 1912г. В нём Брюсов писал о своих заслугах.

Трудолюбие поэта Брюсов всегда ставил рядом с вдохновением. Литературное творчество, по его мнению, требует постоянного, напряжённого труда. Брюсов работал над стихами каждый день и гордился этим как победой над «тёмной стихией души».

В истории русской поэзии Б. остался как неустанный труженик литературы, подчинивший своё вдохновение постоянному труду.

В стихотворении «Родной язык» Б. раскрывает тайны своего творчества. Это монолог поэта-новатора, стремящегося познать «тайну звуков странных» и «потаённый смысл слов». Он – дерзкий «маг» языка, владеющий всем богатством поэтических приёмов.

Тема города (урбанистическая тема).

Город у Брюсова безмерно соблазнителен; прекрасен и ужасен. В нём человек одинок и переживает своё одиночество в толпе.

С одной стороны, поэт воспевает культурные и материальные ценности, «дух движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»). С другой стороны, город наводит ужас, человек теряется перед силой незримых чудовищ, уродливой действительностью («Конь Блед», «Довольным», «Фабричная»).

Брюсов в одном из стихотворений так определил такое видение темы города: «борьба города с людьми».

Поэт чувствовал большую тревогу за судьбу и жизнь города. С одной стороны, он был убежден, что этот «коварный змей» » притягивает людей, овладевает их душами и убивает, бросая в объятия нищеты и порока. С другой — понимал, что современный город является центром науки, искусства и прогресса, он отдавал должное его красоте, величию, верил в торжество разума и добра.

Изображая городскую цивилизацию, Брюсов обращается к теме борьбы человеческой воли и материи. Он показывает, настолько люди стали зависимы от материального мира, который сами и создали. На фоне ярких городских пейзажей, Брюсов говорит о торжестве человеческого ума и чистого сознания, используя насыщенные и разнообразные метафоры, он описывает душевный подъем человека, принадлежащего к материальному миру, но все же преклоняющемуся не ему, а своему сердцу и душе. Одним из самых известных творений Валерия Брюсова на эту тему является стихотворение «Сумерки», написанное в 1906 году.

Сборник «Шедевры» Изобразил город с его контрастами, соблазнами и опасностями.

Таким образом, Тема города проявилась многообразно.

Главные в ней – два направления.

  • Воспевание материальных и культурных ценностей, «духа движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»).
  • Освещение уродливой действительности («Чудовище», «В ресторане»). «Голос города» — страшен «призрак туманный» северной столицы.

Гражданская лирика.

Брюсов на пике славы всё чаще и чаще обращался к гражданской теме. Классическим примером гражданской лирики и одним из наиболее известным в сборнике является стихотворение «Каменщик».

Тема истории.

Большое место в поэзии Брюсова отводится истории. Условность исторических образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени («Нить Ариадны», 1902; «Антоний», 1905).

Поэт использовал эпизоды мировой истории, сказочные, мифологические сюжеты. При помощи ярких исторических образов, мифов и легенд Брюсов указывал на человеческие ценности: долг, любовь, честь. Четко прослеживается тема гения и посредственности. Этому посвящены его знаменитые стихотворения «Александр Великий», «Антоний», «Ассаргадон».

«Грядущие гунны».

Движение истории Брюсов представлял как смену культурных эпох, внутреннее разложение старого мира и напор нецивилизованных племён. Поэтому взял эпиграф «Топчи их рай, Атилла..» (Атилла- предводитель гуннов, совершавших разрушительные набеги на Древний Рим).

Взбунтовавшийся народ России поэт сравнивал с варварами, которые оживляют «одряхлевшее тело волной пылающий крови», поэтому вызывают у него понимание:

Творите мерзости в храме,

Вы во всём неповинны, как дети!

С набегом гуннов прячутся мудрые «хранители тайны и веры» в подземельные пустоты, в безжизненные пустыни.Но боль утраты приводи к всплеску мужества.

Такой же аккорд звучит в стихах «К счастливым» и «Довольным».

Тема истории раскрыта Брюсовым в его исторических романах «Огненный ангел» 1907, «Алтарь Победы» 1911.

Тема свободы.

«Уличный митинг»,

«Вожатому»,

«Гордому Духу».

Брюсов требовал права поэта на свободу. Лирический герой свободно перемещается во времени и в пространстве, и в стихии творчества ему подвластно все, он стоит как бы над миром реальности и прозревает «сплетения роковые» мира, его противоречия, обретает новые «дали духа»:

Хочу, чтоб всюду плавала

Поэт желал свободы, гармонии в жизни.

Для себя избрал борьбу с препятствиями. Стихами он «незримо стены рушил», в которых «дух наш заточён», чтобы в грядущем «мечтам открылись бы все степи и волям – дали всех дорог» («Одному из братьев»).

Поэт защищает вечное назначение искусства – «радость творчества, свободного, без цели». «Поэту», «Сеятель» 1907)

Тема революции.

Противоречивое отношение к создателям культуры и тёмной, ожесточившейся о несправедливости стихийной массы обусловило и противоречивое отношение к революции. («Грядущие гунны»).

Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с большевиками, но годы Первой Мировой войны совпали для Брюсова с периодом тяжких переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается выработать новую поэтическую манеру, соединить дорогую его сердцу античность и революционную действительность. В результате появляются странные и неудачные, даже непонятные строки:

Эй, Европа, ответь, не комете ли
Ты подобна в огнях наших сфер?
Не созвездье Геракла наметили
Мы, стяг выкинув — Эс-эс-эс-эр?
«СССР», 1923г.

Революцию 1917 г. Брюсов воспринял как обновляющую «огненную купель» социальной стихии. Он работает в Наркомпросе, Госиздате, возглавляет президиум Всероссийского союза поэтов, преподаёт в МГУ.

1921 – по инициативе Брюсова открывается Высший литературно-художественный институт, где он преподаёт, одновременно выпуская ряд сборников стихов.

Особенности творчества В.Я. Брюсова:

  • Сочетание жизнеутверждающего начала (прославление любови, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию) с пессимистическими мотивами (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»).
  • Главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти.
  • Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих».
  • Во все периоды творчества поэта верил в силу человека, в его способности преодолеть все сложности жизни, разгадать все мировые загадки, решить любые задачи и построить новый мир, достойный человеческого гения.

Таким образом, В.Я. Брюсов внёс значительный вклад в литературу начала 20-го века.

Анализ стихотворения День Брюсова

Черный сюртук, застегнутый наглухо, крахмальный воротничок и наполеоновская манера скрещивать руки на груди – таков был образ одного из крупнейших поэтов России, теоретика стихосложения, мэтра символизма и законодателя литературной моды. В. Иванов, узнав о его смерти, написал, что исчезновение Блока и Брюсова уводит группу старых поэтов из нового мира… И это истина: вместе с поэтом окончил свое существование серебряный век русской поэзии.

Лидер символизма
Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов, и футуристов . Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистов (см. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят! Они Её слышат!…»

Направления и мотивы поэзии Брюсова

Выделяют два основных тематических направления лирики Валерия Брюсова это впечатляющие эпизоды мировой истории и сказочные, мифологические сюжеты и образы современного города, как символа современной цивилизации. Что касается первой тематики, то при помощи ярких исторических образов и легенд Брюсов поднимал вечные тема человечества долг, любовь, честь, личность и толпа. В мифах и легендах поэт искал те образы настоящих героев, на примере которых можно было полноценно раскрыть эти темы и указать на истинные ценности человека.
Этому посвящены его знаменитые стихотворения «Александр Великий», «Антоний», «Ассаргадон». Особенно четко прослеживается тема гения и посредственности, которая была актуальной для той эпохи, в которую жил сам Брюсов. Второе направление его стихотворений это звучное эхо городской жизни, ее пейзажей и событий. Брюсов считается одним из первых русских поэтов-урбанистов, множество своих стихотворений он посвятил именно образам современного города. Раскрывая городскую цивилизацию и развернуто демонстрируя ее жизненный процесс, Брюсов обращается к теме борьбы человеческой воли и материи. Он показывает настолько люди стали зависимы от материального мира, который сами и создали.
На фоне ярких городских пейзажей, Брюсов говорит о торжестве человеческого ума и чистого сознания, используя насыщенные и разнообразные метафоры, он описывает душевный подъем человека, принадлежащего к материальному миру, но все же преклоняющемуся не ему, а своему сердцу и душе. Одним из самых известных творений Валерия Брюсова на эту тему является стихотворение «Сумерки», написанное в 1906 году.

Читайте также:  Анализ стихотворения Памятник Брюсова


Лирика Брюсова многогранна и многообразна. Он использовал строгую, четко очерченную композицию стиха, но при этом искусно использовал параллелизмы, антитезы и анафоры. Это делает его символическую лирику полновесной и в некотором смысле совершенной и по форме стихотворения, и по его содержанию. Несмотря на то, что центральное положение в его творчестве занимают сильные и необычные образы, они остаются наглядными и четко определенными в них нет туманной таинственности и ускользающей загадочности. Многие современники Брюсова называли творчество поэта «живописью слова». И сними нельзя не согласиться, лирика Брюсова обладает удивительной гармонией чувствуется взвешенность каждого слова и соответствие риторики и смысла. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).

Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир».

Анализ стихотворения Да можно любить ненавидя Брюсова

Основной темой произведения, являющегося одной из составных частей третьего сборника стихов поэта, является авторские рассуждения об истинной любви, не отпускающей человека на протяжении его жизненного пути.

Стихотворное произведение посвящается верной подруге поэта, супруге Иоанне Рунт, с которой автор счастливо проживает многие годы, а впоследствии женщина становится хранительницей творческих произведений поэта, тщательно оберегая его поэтическое наследие.

Стихотворение представляет собой классическое любовное послание с элементами литературного направления в жанре символизма. Композиционная структура произведения состоит из семи строф в виде четверостиший, имеющих двадцать восемь строчек.

В качестве стихотворного размера произведения поэт выбирает трехстопный амфибрахий, в котором ударение ставится на втором слоге, с включением перекрестной рифмы, проявляющейся в заведомо небрежной, избитой форме.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют главным образом параллелизм, раскрывающийся в изображенной системе символических образов, а также гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты.

Повествование в произведении посвящается двойной картине любовного чувства, проявляющейся у лирического героя стихотворения в виде невозможности существования без любимого человека, мечтая о постоянных прикосновениях, ласках, и при этом постоянном ощущении чувства ненависти к возлюбленной, поскольку любовь героя достигает высшего пика, затмевая всевозможные мысли и чувства.

Стихотворное содержание включается в себя мотивы романтической страсти и черты строгого, рационального классицизма, выстроенных на раскрытии темы любви во время ненависти. Поэт проводит параллель между любовью к женщине, считающейся единственной и главной в его жизни, к любви небесным очертаниям, к которым его влечет именно любовь к женскому началу.

В качестве эпиграфа к стихотворению поэт выбирает тютчевские строки из произведения «Лебедь», символизирующие черты русского символизма, изображающего чистого лебедя в границах двойной бездны в виде неба и моря.

Стихотворение пронизано нотами райского чувства любви, до боли и самозабвения проникающего до глубины человеческой души, выражающегося в бездонной, бурной, сильной и неведомой стихии бездны в виде земной женщины.

Анализ 2

Впервые стихотворение Брюсова, которое получило название «Да, можно любить ненавидя», было опубликовано автором в сборнике, имеющим номер три. Он получил название, которое в переводе означало «Я люблю тебя». На момент написания ему исполнилось 23 года, он еще был простым студентом и разделял жилое помещение вместе с родственниками. Тогда в его семью добавилась еще и прелестная Иоанна Матвеевна Рунт, которая недавно отпраздновала 21-летие и закончила французскую католическую школу. Бальмон описывает ее как девушку, обладающую невероятной красотой, а также то, что она была надежным и верным товарищем.

К большому сожалению Елена Краскова, которая являлась первой и самой большой любовью поэта, в скором времени скончалась от оспы. Со второй женщиной он прекратил отношения в 1895 году. И именно в Иоанне он видел то опору и плечо, которое могло помочь ему в трудную минуту и спасти. Они прожили долго и достаточно счастливо, после того, как Брюсов умер, она прожила еще 40 лет и верно хранила все его творческое наследие.

Брюсов использует двойную картину любви, когда повествует об образе лирического героя. Брюсов говорит о том, что он мечтает о днях, которые сможет провести без возлюбленной, он хочет проклинать ее и не отвечать взаимностью. Но к собственному сожалению или счастью, он не может жить подобным образом. Его любовь намного сильнее происходящего, он постоянно думает о том, что она будет находиться рядом, прикасаться к её рукам и другим проявлениям ласки и любви.

Автор совершает невозможное, он сочетает в стихотворении романтическую страсть и четкий и строгий классицизм. А параллелизм – ненависти во время любви, придает ему особый шарм и лирику в повествовании.

Автор рассказывает о том, что любовь и ненависть совершенно нормальные чувства, которые могут уживаться в одном человеке параллельно. Ведь совершенно нормально настолько любить человека, что испытывать к нему определенного рода ненависть, потому что он находиться не рядом.

Брюсов с точностью описывает происходящее в душе лирического героя, рассказывая о том, что происходит внутри него. Он понимает, его любовь настолько сильна, что плавно перетекает в ненависть, ненависть за то, что предмет обожания не находится рядом с ним. Ему приходится бороться с собственными чувствами, которые не имеют стоящего выхода. Ему остается только ждать, когда она вернется в его жизнь

Анализ стихотворения Да можно любить ненавидя по плану

Да можно любить ненавидя

Возможно вам будет интересно

Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» – это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.

Произведение Внимая ужасам войны вышло из-под пера Некрасова в начале второй половины XIX века. Доминирующей темой этого стихотворения стала тема военных действий, жертвами которых стало много неповинных людей

Данное стихотворение поэт написал в 1905 году. Именно тогда произошли кровавые события. Россией прокатилась волна восстаний обычных рабочих, крестьян против своих угнетателей. Но бунты были беспощадно подавленны, утопленные в крови

Произведение относится к сонетному жанру поэтессы и в качестве основной тематики рассматривает образ высокого искусства в виде высокой башни, приподнимаемой творческого человека, нашедшего собственное уединение, над жизненной суетой.

Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.

Анализ стихотворения Брюсова Да можно любить ненавидя

Odi et amo.
Catullus *

Да, можно любить, ненавидя,
Любить с омраченной душой,
С последним проклятием видя
Последнее счастье – в одной!

О, слишком жестокие губы,
О, лживый, приманчивый взор,
Весь облик, и нежный и грубый,
Влекущий, как тьма, разговор!

Кто магию сумрачной власти
В ее приближения влил?
Кто ядом мучительной страсти
Объятья ее напоил?

Хочу проклинать, но невольно
О ласках привычных молю.
Мне страшно, мне душно, мне больно.
Но я повторяю: люблю!

Читаю в насмешливом взоре
Обман, и притворство, и торг.
Но есть упоенье в позоре
И есть в униженьи восторг!

Когда поцелуи во мраке
Вонзают в меня лезвие,
Я, как Одиссей о Итаке,
Мечтаю о днях без нее.

Но лишь Калипсо я покинул,
Тоскую опять об одной.
О горе мне! жребий я вынул,
Означенный черной чертой!

_________________________________
* Ненавижу и люблю (лат.). – Катулл.

вы можете дать небольшой анализ к стихотворению брюсова “да, можно любить ненавидя”.

Машуля Ученик (87), закрыт 7 лет назад

Odi et amo.
Catullus *

Да, можно любить, ненавидя,
Любить с омраченной душой,
С последним проклятием видя
Последнее счастье – в одной!

О, слишком жестокие губы,
О, лживый, приманчивый взор,
Весь облик, и нежный и грубый,
Влекущий, как тьма, разговор!

Кто магию сумрачной власти
В ее приближения влил?
Кто ядом мучительной страсти
Объятья ее напоил?

Хочу проклинать, но невольно
О ласках привычных молю.
Мне страшно, мне душно, мне больно.
Но я повторяю: люблю!

Читаю в насмешливом взоре
Обман, и притворство, и торг.
Но есть упоенье в позоре
И есть в униженьи восторг!

Когда поцелуи во мраке
Вонзают в меня лезвие,
Я, как Одиссей о Итаке,
Мечтаю о днях без нее.

Но лишь Калипсо я покинул,
Тоскую опять об одной.
О горе мне! жребий я вынул,
Означенный черной чертой!

* Ненавижу и люблю (лат.). – Катулл.

«Да, можно любить, ненавидя…»

Да, можно любить, ненавидя,
Любить с омраченной душой,
С последним проклятием видя
Последнее счастье — в одной!

О, слишком жестокие губы,
О, лживый, приманчивый взор,
Весь облик, и нежный и грубый,
Влекущий, как тьма, разговор!

Кто магию сумрачной власти
В ее приближения влил?
Кто ядом мучительной страсти
Объятья ее напоил?

Хочу проклинать, но невольно
О ласках привычных молю.
Мне страшно, мне душно, мне больно…
Но я повторяю: люблю!

Читаю в насмешливом взоре
Обман, и притворство, и торг…
Но есть упоенье в позоре
И есть в униженьи восторг!

Когда поцелуи во мраке
Вонзают в меня лезвие,
Я, как Одиссей о Итаке,
Мечтаю о днях без нее.

Но лишь Калипсо я покинул,
Тоскую опять об одной.
О горе мне! жребий я вынул,
Означенный черной чертой!

Понравилось? Подпишитесь на Марвина, нажмите:

Да, можно любить, ненавидя.
Стихотворение Валерия Брюсова

Odi et amo. Catullus * Да, можно любить, ненавидя, Любить с омраченной душой, С последним проклятием видя Последнее счастье – в одной! О, слишком жестокие губы, О, лживый, приманчивый взор, Весь облик, и нежный и грубый, Влекущий, как тьма, разговор! Кто магию сумрачной власти В ее приближения влил? Кто ядом мучительной страсти Объятья ее напоил? Хочу проклинать, но невольно О ласках привычных молю. Мне страшно, мне душно, мне больно. Но я повторяю: люблю! Читаю в насмешливом взоре Обман, и притворство, и торг. Но есть упоенье в позоре И есть в униженьи восторг! Когда поцелуи во мраке Вонзают в меня лезвие, Я, как Одиссей о Итаке, Мечтаю о днях без нее. Но лишь Калипс о я покинул, Тоскую опять об одной. О горе мне! жребий я вынул, Означенный черной чертой! * Ненавижу и люблю (лат.). – Катулл.

Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов.
Москва: Художественная литература, 1988.

Другие стихи Валерия Брюсова

Слушать стихотворение Брюсова Да можно любить ненавидя

Ссылка на основную публикацию