Анализ стихотворения День Брюсова

Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.

Тема – назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.

Метафоры“со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.

Эпитеты“беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”.

Славянизмы (устаревшие слова)“завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”.

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…” .

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим” . Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным” .

Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным” , скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта” . Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно” . Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно” .

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно” , “безраздумно” , “бесцельно” , и метафор: “со взором горящим” , “паду я бойцом побежденным” .

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет” , “ныне” , “со взором” , “паду” , “грядущее” . Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Анализ стихотворения Брюсова День

анализ стиха Брюсова

АЛиса Лисьина Ученик (91), закрыт 6 лет назад

срочно нужно по такому плану:
1)дата написания и публикации
2)место,занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод
3)творческая история(выбор жанра,традиция,цензура)
4)основная тема
5)смысл названия
6)лирический сюжет и его движение
7)композиция. наличие обрамления.основные структурные части
8)основные настроения, тональность стихотворения
9)ведущие лейтмотивы. Опорные слов, их передающие
10)Лирический герой,его своеобразие и способы его самораскрытия
11)лирический персонажи. Их переживания. Их судьбы
12)столкновение или соединение различных уровней сознания
13)позиция атора и передача его переживаний
14)музыка стихотворения
15)ритм,размер
16)рифмовка. характер рифм
17)лексика.Языковые выразительные средства
18)поэтический синтаксис
19)звукопись. фонетическая окраска стиха
20)идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
21)отзывы критиков о стихотворении
22)звучание стихотворения в наши дни

Пожалуйста помогите очень нужно

Дополнен 6 лет назад

ооой
название Юному поэту

♑❇ lɐǝɹ ʌ ɐvmʎ ❇♑ Высший разум (770046) 6 лет назад

Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении “Юному поэту” (написано 15 июля 1896, опубликовано в сборнике «Me eum esse» – «Это я». 1897)

Юноша бледный со взором, горящим.
Ныне даю я тебе три завета
Первый прими не живи настоящим.
Только грядущее область поэта.
Помни второй никому не сочувствуй.
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий, храни поклоняйся искусству.
Только ему, безраздельно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь мои три завета.
Молча паду я бойцом, побежденным.
Зная, что в мире оставлю поэта.
Стихотворение “Юному поэту” – декларация самоценного искусства, поэзии как ценности, которая требует безоговорочного служения только ей одной.
Брюсов добивается торжественности звучания стиха, выбрав дактиль – трехсложный размер, уже по самому этому более медленный и строгий. чем двухсложные, и к тому же строго соблюдая ритмическую схему – ни одно ударение на стопе, где оно должно быть, не пропущено, а потому речь кажется мерным, ритмичным движением без ускорений и замедлений. Ощущение торжественности поддерживается и отбором высоких, эмоционально окрашенных слов: “юноша”, “взор”, “беспредельно”, “грядущее”, “поклоняйся”.Основа стиха в поэзии Брюсова – метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонансы (игра гласных). Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха.
При этом Брюсов обращается к поэтической традиции (Рылеев, Лермонтов, Некрасов). которая, используя ту же стилистику, утверждала противоположные идеи – поэтического творчества как гражданского служения, как борьбы (следом этой традиции может считаться мотив “побежденного бойца”, появляющийся достаточно неожиданно). Тем самым Брюсов вступает в диалог со своими предшественниками, претендуя на равенство с ними.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.

Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.

Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.

Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.

Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.

Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:

Читайте также:  Анализ стихотворения Сумерки Брюсова

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.

Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Люблю одно

19 февраля 2016

Можно ли самостоятельно добраться до смысла, который писатели хотят на донести. Существуют поэты, стихотворения которых до сих пор не до конца разгаданы и проанализированы. Не важно, сколько строк занимает данное произведение, важно лишь то, как читатель их понимает.

Высказываться в своих стихотворениях завуалированно, любили поэты символисты. Они отстранились от реальности, каждый предмет и явление были заменены на красивые и необычные эпитеты и афоризмы. Символизм происходит из латинского слова символ, который означает какой-то знак или понятие, служащее кратким объяснением к какому либо процессу.

Символизм появился в России в начале 20 века, во времена переломов в стране. Одним из его основоположников является Валерий Брюсов. Будучи еще подростком, он начал замечать в себе способности к письму.

Мальчик постоянно думал о теме нового произведения, прокручивая в голове его главные особенности. Уже скоро он начнет заниматься переводами стихотворений и увлекаться творчеством зарубежных символистов, которые в то время были очень популярными. Это окажет большое влияние на творчество молодого поэта, он станет одним из основоположников символизма в России.

Его стихотворение «Люблю одно» отражает все творчество великого поэта. Он вложил в него не только свой талант, но и сердце. Стихотворение получилось очень легкое и позитивное.

Литературный герой думает о том, что важно для него в этой жизни. Он говорит, что любит — «бродить без цели», «часы святых безделий, часы раздумий и картин». На протяжении всего стихотворения мы не видим не грусти, не печали, ни злобы. Хорошее настроение с которым герой описывает свои чувства передается и читателям и вот они уже тоже пребывают в хорошем расположении духа.

Можно представить человека, который с широкой улыбкой проходит в «тесине стен». Он счастлив, счастлив видеть весну, новый день, он просто счастлив жить. Так же мы не видим рядом с героем ни близких, ни знакомых. Автор делает акцент на том, что он один :»По шумным улицам один». Ему это нравиться, он не боится одиночества, а с радостью его принимает.

Валерий
Брюсов

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Труд»

К теме труда Брюсов обращался не единожды, причем в разные периоды творчества. В частности, он написал сразу два стихотворения с одинаковым названием — «Работа». Первое датировано 1901 годом, второе — 1917-м. В них поэт прославляет труд, при этом имеются в виду все его виды — за станком, в полях, за столом. По мнению Брюсова, работа способна подарить истинное счастье. Стихотворца он считал не просто пророком, живущим вдохновением и наитием, а еще и мастером своего дела, ремесленником. Поэт приветствовал приход к власти большевиков. Новую Россию Брюсов представлял как республику труда. Например, в произведении «Пусть вечно милы посевы, скаты…» сказано: Победно весел в блистаньи светов, Не затененных ненужной мглой, Труд всенародный, труд хороводный, Работный праздник души свободной…

В 1919 году Брюсов написал стихотворение «Труд», созданное в жанре торжественного гимна. По словам современников, поэт это произведение очень любил и с огромным удовольствием читал на выступлениях. Главная тема указана в заглавии. Первая строфа — провозглашение ключевой мысли: «Нет священней слова: «Труд!»». Во втором четверостишии обыгрывается знаменитый афоризм Фридриха Энгельса: «Труд сделал из обезьяны человека». Только у Брюсова обезьяна заменена на троглодита, который в один прекрасный день взял в руки сошник. В следующих трех строфах поэт рассказывает читателям, что все вещи и знания — плод человеческого труда. В шестом четверостишии автор прославляет тружеников, людей, чьи дни практически целиком посвящены работе. Последние строфы — воспевание радости, которую приносит труд. Даже скромное дело, завершенное с успехом, дает щедрую награду работнику. В стихотворении часто употребляются тире и восклицательные знаки, что обеспечивает торжественное настроение, чеканный ритм, делает текст энергичным. Слово «труд» употребляется автором в каждой строфе, так подчеркивается основная тема произведения.

Брюсова принято считать отцом русского символизма. В позднем творчестве он отказывается от этого художественного течения, это видно и по стихотворению «Труд». Послереволюционные произведения Валерия Яковлевича известный литературовед Гаспаров характеризовал принадлежностью к «академическому авангардизму». К сожалению, эксперименты Брюсова не были приняты современниками. Для массового читателя его поэзия оставалась непонятной, представители модернизма также относились к ней негативно.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Алексея Кольцова «Не шуми ты, рожь»
  • Анализ стихотворения Алексея Кольцова «Разлука»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Благодарность»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Благодарю!»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Бой»

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,—

Золотых, стальных, алмазных,—

Нет священней слова: «труд»!

Троглодит стал человеком

В тот заветный день, когда

Он сошник повел к просекам,

Начиная круг труда.

Подробный анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Анализ стихотворения Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он – личность незаурядная.

Валерий Брюсов ворвался в мир стихов в конце девятнадцатого столетия как представитель «молодой», новой поэзии (символизма), создаваемой им по примеру французов Верлена, Маларме и Рембо. Но не только символизм интересовал в то время молодого поэта. Как-то он озадачил публику своим эпатажным моностихом о бледных ногах, заявив тем самым о праве художника на не ограниченную творческую свободу.

На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал сильных личностей, персонажей истории или мифов, находясь под влиянием философии Ницше. Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.

Но свободу ценил поэт превыше всего. В его раннем стихотворении под названием «Творчество» конкретного героя нет, вернее, он – созерцатель. И его глазами читатель видит происходящее.

Но анализ стихотворения Брюсова «Творчество», как и всякого другого произведения, необходимо начать с указания дня и года его создания. Оно было написано первого марта 1895 года и вошло в сборник «молодых» стихов «Шедевры».

Анализ стихотворения Брюсова еще раз подтверждает основную мысль автора о том, что художник свободен в выборе темы, и ею может стать даже мистический процесс созидания.

О том, что произведение относится к символизму, говорит многое. Например, лексика, которую использует автор для изображения странных, необычных образов: лопасти латаний (растопыренные в виде пятерни листья), словно фиолетовые причудливые руки на стене эмалевой чертят не линии, а звуки, не нарушая при этом «звонко-звучной тишины».

Перед читателем предстает странный фантастический мир: возникают ниоткуда прозрачные беседки («киоски»), «несозданные» создания, блестящие в свете двух лун, вернее, лазоревой луны и «обнаженного» (без облаков) месяца. И весь этот процесс окутан тайнами и снами.

Анализ стихотворения Брюсова выявил использование таких выразительных средств, как цветопись и звукопись. В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности – гладкость. Сонорность часто повторяемых «л», «р», «м» и «н» призвана создать ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!

Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках. Анализ стихотворения Брюсова показывает, что строки, повторяясь, сцепляются друг с другом, создавая сплошной поток фантастического сознания и чувств.

Брюсов стихотворение «Творчество» разворачивает медленно, как бы говоря, что ничто не создается сразу, никогда нельзя знать ничего наверняка. Образы зыбки, нечетки, они постепенно угадываются лирическим героем. Возможно, этот мучительный процесс исканий сути и называется «мукой творчества»?

Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности. Как только иллюзорный образ оказывается на ярком свету под взором пытливого критика, он тот час же рассыпается, не давая никакой возможности пристально и внимательно его изучить. Такова его воздушная и хрупкая природа!

Послушайте стихотворение Брюсова День

Стилистический анализ поэзии Брюсова

Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока “серебряного века”. И сам он, как личность, резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, жесткий, с хитринкой и очень волевой человек. Этот облик возник у меня после прочтения мемуаров о нем и различных литературоведческих статей, где его имя так или иначе фигурировало. Его не любили, как О. Мандельштама, Вяч. Иванова, И. Северянина или Е. Бальмонта. В нем, видимо, не было определенного личного обаяния. Как, впрочем, нет обаяния в городском пейзаже. Я уверена, чтоб на любой, пусть даже самый красивый город никто не взглянет с таким умилением, как на сельский пейзаж.

Следует отметить, что такое направление его творчества было подготовлено семейными традициями. Воспитывали Брюсова, как он вспоминал, “в принципах материализма и атеизма”. Особо почитавшимися в семье литераторами были Н. А. Некрасов и Д. И. Писарев. С детства Брюсову прививались интерес к естественным наукам, независимость суждений, вера в великое предназначение человека-творца. “От сказок, от всякой “чертовщины” меня усердно оберегали, — вспоминал Брюсов, — зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Нечего говорить, что о религии в нашем доме и помину не было. после детских книжек настал черед биографий великих людей. Эти биографии произвели на меня сильнейшее впечатление: я начал мечтать, что сам непременно сделаюсь “великим. ” Такие начала воспитания сказались на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Брюсова.

Читайте также:  Анализ стихотворения В будущем Брюсова

Основой поэтической практики и теоретических взглядов молодого Брюсова на искусство стали индивидуализм и субъективизм. В тот период он считал, что в поэзии и искусстве на первом месте сама личность художника, а все остальное — только форма.

Другой темой Брюсова стала тема города, прошедшая через все творчество поэта. Продолжая и объединяя разнородные традиции (Достоевского, Некрасова, Верлена, Бодлера и Верхарна), Брюсов стал, по сути, первым русским поэтом-урбанистом XX в., отразившим обобщенный образ новейшего капиталистического города. Вначале он ищет в городских лабиринтах красоту, называет город “обдуманным чудом”, любуется “буйством” людских скопищ и “священным сумраком” улиц. Но при всей своей урбанистической натуре Брюсов изображал город трагическим пространством, где свершаются темные и непристойные дела людей: убийства, разврат, революции и т. д.
Стихи Брюсова перекликались со стихами урбаниста В. Маяковского. Брюсов писал:

Ах, не так ли Египты, Ассирии,
Римы, Франции, всяческий бред,
Те империей, те утлее, сирее,
Все в былом, в запруду, в запрет.
Так в великом крушеньи давно ль оно?

Брюсов пытается предрекать падение и разрушение городов как порочного пространства, но у него это получается хуже, чем у Маяковского или, например, Блока.
Протест против бездушия городской цивилизации приводил Брюсова к раздумьям о природе, оздоравливающих начал которой поэт не признавал в своем раннем творчестве. Теперь он ищет в природе утраченную современным человеком цельность и гармоничность бытия. Но следует отметить, что его “природные” стихи значительно уступают его урбанистической лирике.

С большой художественной силой миру растворенной в городе пошлости противостоит у Брюсова поэзия любви. Стихи о любви сгруппированы, как и стихи на другие темы, в особые смысловые циклы — “Еще сказка”, “Баллады”, “Элегии”, “Эрот, непобедимый в битве”, “Мертвые напевы” и др. Но мы не найдем в стихотворениях этих циклов напевности, душевного трепета, легкости. У Брюсова любовь — всепоглощающая, возведенная до трагедии, “предельная”, “героическая страсть”. За Брюсовым, как известно, всю жизнь влачился темный хвост различных сплетен и слухов. Он . появлялся в самых шумных ресторанах, имел романы с известными дамами.

Во времена новых революционных преобразований в городе наступила довольно неуютная и тревожная жизнь, нищета была всеобщей. Но Брюсов относился к этому с присущим ему сарказмом. Недаром в свое время было написано:

Прекрасен в мощи грозной власти
Восточный царь Ассаргадон,
И океан народной страсти,
В щепы дробящий утлый челн.

В поэзии Брюсова город неотделим от его личности, и в трагедийности города прежде всего чувствуется трагедия самого автора, для которого нередко трагедии превращаются в фарс:

Вновь я хочу все изведать, что было,
Ужас и скорбь, и любовь.

Мне кажется, что отобразить трагедийный мир современного города Брюсову удалось более полно в его знаменитом цикле стихотворений “В стенах”:

Словно нездешние тени,
Стены меня обступили.
Думы былых поколений!
В городе я как в могиле.
Здания — хищные звери
С сотней несытых утроб!
Страшны закрытые двери:
Каждая комната — гроб!
Или еще:
Мы дышим комнатною пылью,
Живем среди картин и книг.

Поэт с живой страстью откликался на все важнейшие события современности. В начале века русско-японская война и революция 1905 года становятся темами его творчества, во многом определяют его взгляд на жизнь и искусство. В те годы поэт заявлял о своем презрении к буржуазному обществу, но и к социал-демократии проявлял недоверие, считая, что она посягает на творческую свободу художника. Однако в революции Брюсов видел не только стихию разрушения, он воспевал счастливое будущее “нового мира” как торжество демократии, “свободы, братства, равенства” (“К счастливым”, 1904—1905), славил певцов борьбы:

Поэт — всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей — вечно сестры.

Стихи Брюсова о первой русской революции, наряду со стихами Блока, являются вершинными произведениями, написанными на эту тему поэтами начала века.
А вот в годы реакции поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего пафоса. Перепеваются старые мотивы, усиливается тема усталости и одиночества:

Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий.
Все во мне — лишь смерть и тишина,
Целый мир — лишь твердь и в ней луна.
Гаснут в сердце невзлелеянные сны,
Гибнут цветики осмеянной весны.

Но и в этот период творчества поэт продолжает славить человека-труженика, искателя и созидателя, верит в будущее торжество революции.

Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают последний период его литературного пути, представленный сборниками “В такие дни”, “Миг”, “Дали”. Поэт ищет новые художественные формы для выражения нового поворота в своем мировоззрении и воссоздания в искусстве революционной действительности (“Третья осень”, “К русской революции”). В сборниках “Дали” и “Меа” Брюсов представляет образцы “научной поэзии” (“Мир электрона”, “Мир N-измерений” и др.)

Оригинальное художественное творчество Брюсова не ограничивается стихами. Зная основные классические и европейские языки, Брюсов активно занимался переводами. Он переводил Метерлинка, Вердена, Гюго, Эдгара По, Верхарна, Райниса, финских и армянских поэтов.

В Брюсове помимо дара художника жил неукротимый дух исследователя, который искал рационалистические “ключи тайн” к самым сокровенным человеческим чувствам, а также стремился понять причины рождения новых форм в искусстве, логику их развития. Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру; современные читатели благодарны этому человеку и поэту за то, что он своим творчеством создавал эпоху “серебряного века”, эпоху блистательных достижений русской поэзии.

Предыдущий реферат из данного раздела: Системный анализ поэтики Брюсова

Анализ стихотворения «Отречение» В. Брюсова (Литература XX века)

1. История создания. Место стихотворения в творчестве поэта.

Брюсов написал это произведение в 1896 году. Оно вошло в последнюю часть сборника «Me eum esse» («Это – я»). Когда это произведение было в процессе написания, автору было 23 года, поэтому стихотворение следует отнести к раннему творчеству поэта.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Этот период, в котором еще прослеживается юношеский максимализм, позднее Брюсов назовет декадентским.

Во многом «Отречение» стало отражением мировоззрения поэта, определением своего места в мире. В стихотворении лирический герой, отмечает, что назначенный ему путь был дан ему свыше. Дорога героя – это отречение в пользу высшего искусства – поэзии.

2. Ведущая тема, идея.

Ведущей темой стихотворения является тема поэта и поэзии: будущее поэта и предопределение поэтического искусства. Также «Отречение» можно отнести к философской лирике, потому что в произведении прослеживается, как герой думает о поиске своего жизненного пути. Противостояние поэта и общественности становится главным замыслом в стихотворении.

4. Литературное направление

Стихотворение Брюсова «Отречение» относится к символизму. В произведении явно прослеживаются следующие черты символизма:

• «Двоемирие»: лирический герой как бы отстраняется от реального мира, переносится в мир музы: «Но вот он, твой путь, — отреченье».

• Поэтика полифонического содержания (аллегория, намеки) отражена в следующий строках:

«Как долго о прошлом я плакал,

Как страстно грядущего ждал…»

• Мифологическое содержание: внутри героя говорит «угрюмый оракул»

5. Лирический герой.

Лирический герой в этом стихотворении становится «двойником» поэта. Подлинные переживания прерываются внутренними словами «двойника», который разрешает смятение персонажа. Внутренний голос утверждает новые принципы: жизнь героя должна принадлежать творчеству, поэт должен посвятить себя искусству без остатка.

Четкий сюжет в произведении не прослеживается: в стихотворении преобладают образы чувств.

7. Композиция произведения.

Амфибрахий создает неспешный, но монументальный ритм стихотворения.

«Отречение» можно разделить на две смысловые части. Две строки первого катрена характеризуют прежнюю жизнь героя – жизнь, полную переживаний бед прошлого и предвкушений предстоящего. Но внутренний голос прерывает волнение персонажа. И последние строки произведения содержат вывод внутреннего монолога: «угрюмый оракул» утверждает жизнь «отречения» лирического героя. Однако, поэтическое искусство гениально и вечно, ведь оно заставляет поэта смотреть в будущее.

8. Художественные средства.

Брюсов использует лексику высокого стиля. В стихотворении преобладает инверсия. Также для создания эффекта твердости и решительности речи автор использует анафору:

«Как долго о прошлом я плакал,

Как страстно грядущего ждал…»

«Довольно!» сегодня сказал.

Используя аллегорию «угрюмый оракул», поэт обращает внимание, что в стихотворении внутренние слова лирического героя становится своеобразным прорицателем, дающим герою ответы на жизненные вопросы. В произведении «наставления» внутреннего голоса приобретают все большую ценность и важность для жизни лирического героя. Это можно проследить благодаря использованию градации на протяжении всего стихотворения.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id44751

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

«Довольным», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Довольным» было написано Брюсовым в 18 октября 1905 г., когда был объявлен царский манифест: «Мне стыдно ваших поздравлений». Новая конституция даровала народу как будто бы демократические права, но революционно настроенные граждане считали их половинчатыми: «Но ненавистны полумеры».

Стихотворение было опубликовано в сборнике «Венок» (1906) в цикле «Современность».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики. Оно стоит в одном ряду со стихотворениями с названиями-субстантиватами: «Близким», «К счастливым». Все они написаны на произошедшие политические события и поднимают актуальные для общества проблемы. «Довольным» – это злая сатира, пасквиль на политических оппонентов.

Читайте также:  Анализ стихотворения Родной язык Брюсова

Стихотворение скорее аллегорично, чем символично, но его поэтика позволяет говорить о его принадлежности к направлению символизма. Во-первых, это высокая степень обобщений, направленных в нематериальные области: «Довольство ваше – радость стада». Во-вторых, слова стихотворения абстрактны, что характерно для поэзии символистов. Например, лирический герой возмущён полумерами, но совершенно избегает конкретики, описывая их с помощью природных явлений или особенностей древних цивилизаций.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 5 катренов. Лирический герой обращается к довольным (по контексту всем читавшим было понятно, чем они довольны). В первой строфе он выражает своё «недовольство довольными». Во второй – оскорбляет их одновременно грубо и изысканно. Третья строфа – угроза войны или революции, которая последует за полумерами. Брюсов обращается к образу своего кумира – ассирийского царя-завоевателя Ассаргадона.

В четвёртой строфе лирический герой противопоставляет такие решительные действия полумерам, а в пятой обращается уже не к довольным, а к тем, кто их сокрушит.

Тема стихотворения – дискуссия с теми, кто довольствуется полумерами в демократических преобразованиях.

Основная мысль: лирический герой призывает революционно настроено население восстать против полумер, не жалеет для этого и себя. Стихотворение проникнуто революционным пафосом.

Тропы и образы

Стихотворение строится на контрастах. То, что довольными воспринимается как благо, вызывает у них поздравления и гордые слова, лирический герой воспринимает как унижения, которые многократно усиливаются от того, что потомки оценят манифест негативно (так оно и произошло). Лирическому герою стыдно и страшно «пред ликом будущих веков» (метафора исторического переосмысления событий).

Во второй строфе довольство тех, кто радостно принял якобы демократические изменения, сравнивается с радостью стада, которое не просто пасётся на богатом лугу, а радуется даже клочку травы. Конечно, клочок травы – символ тех частичных мер, которые удовлетворили довольных. Лирический герой осуждает тех людей, которые думают только о материальном, о сытости. Но он говорит не о бедных, которые удовлетворяются хлебом насущным. Он пренебрежительно называет потребляемые довольными блага жвачкой (метафора), а их состояние удовлетворённости сытостью. То есть Брюсов говорит о политических изменениях как о материальных выгодах.

Третья, центральная строфа – пример двух типов силы, которые не удовлетворяются полумерой. Во-первых, это грозная власть (эпитет) восточного тирана Ассаргадона, которым лирический герой восхищается, называя его прекрасным. Во-вторых, это океан народной страсти (метафора), который способен разрушить утлый трон (эпитет) в щепы. Последний образ – метонимия, где трон обозначает самодержавие, монархию и вообще единоличную власть.

Четвёртая строфа противопоставлена третьей и начинается союзом но. Каждая следующая строчка начинается частицей не. Таким образом, четвёртая строфа представляет собой полное отрицание третьей, что достригается конструкцией синтаксического параллелизма не. а. Море противопоставлено глухому каналу (эпитет), молния – серому полдню (эпитет), агора – общему залу. Последнее противопоставление означает, что древнегреческая площадь агора, где свободные граждане могли высказывать свою точку зрения, а остальные приходили их послушать, так же похожа на общий зал на вокзале, где собрались случайные люди, как настоящая демократическая конституция на принятую в 1905 г.

В последней строфе лирический герой обращается к оппонентам довольных, которых он называет детьми пламенного дня (метафора). Это тот самый океан народной страсти, который лирический герой призывает смертным шквалом и смерчем (сравнения) крушить жизнь. Себя лирический герой тоже считает частью жизни, которая будет сокрушена. Он готов к такой участи. Мотив гибели в народном восстании появляется во многих гражданских стихотворениях Брюсова этого периода.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской. Брюсов не стремится к точным рифмам, используя несовпадение безударных гласных и усечённые рифмы: полумеры – серый, малым – шквалом.

Тайны созданных созданий (определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В.Я. Брюсова)

Разделы: Литература

  • познакомить учащихся с основными признаками символизма на примере анализа стихотворений В. Я. Брюсова; познать тайны созданных созданий; заложить основу для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов;
  • развивать навыки анализа поэтического произведения, умение находить средства художественной выразительности, определять их роль в стихотворениях.

Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ поэтических произведений В. Я. Брюсова.

II. Вступительное слово учителя

Наш урок мне хочется начать со следующих строк:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Кто мог написать эти строки? «Безумец, место которому только в психиатрической больнице», – это было мнение многих современников автора этих строк. А написал это стихотворение Валерий Яковлевич Брюсов – один из самых ярких представителей Серебряного века.

Думаю, вы согласитесь, в стихотворении все необычно, не укладывается в привычные рамки. «Фиолетовые руки», которые «чертят звуки», «месяц обнаженный», «звуки ластятся»… Бред, абсурд.

Но, взглянув на картины Марка Шагала (Приложение, слайд № 2), кубические лица Пикассо (Приложение, слайд № 3), или неопределенные фигуры Врубеля (Приложение, слайд № 4), – увидим, что само искусство было таким – абсурдным, бредовым, но не лишенным смысла. Это эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве. И в литературе В. Я. Брюсов находит свой путь – СИМВОЛИЗМ.

Кто же такой Валерий Брюсов? (Приложение, слайд № 5), Первый русский символист, личность просто уникальная. «Мне не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в душе моей», – писал поэт. Человек энциклопедически образованный, умевший с трех лет читать, в 11 лет, обладая редкой памятью, мог почти дословно пересказать не только любимые произведения Эдгара По, Жюля Верна, но философские размышления Дарвина, Лапласа, Канта. С 1921 года – он во главе по его инициативе созданного Высшего литературно-художественного института, где преподает историю греческой, римской, русской литературы, грамматику индоевропейских языков и … историю математики. Масштабы его интеллектуальной деятельности исполинские. Жажда творчества неутомима.

В 1894-1895 гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», в которые включает собственные переводы французских символистов, свои стихи и стихи начинающих поэтов. Именно с этого времени он заявил о себе не только как о поэте – символисте, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения.

Итак, цель нашего урока – анализируя поэтические произведения В. Я. Брюсова, определить основные черты такого литературного метода как символизм.

III. Анализ признаков символизма

1) Обратимся вновь к ранее прочитанному стихотворению (название стихотворения учащимся не объявляется)

Задание: напишите комментарий к данному произведению, постарайтесь понять, что пытается донести до читателя автор.

Стихотворение возмутило читателей того времени кажущейся бессмысленностью. Философ и поэт Вл. Соловьев написал пародию, где высмеивал «двойную луну». Публиковались толковые комментарии к этому стихотворению: «Тени домашних пальм-латаний (заготовки для лаптей) отражается в блестящих, как эмаль, кафелях печи, за большим фонарем напротив окна, напоминающим лазоревую луну, видно небо, где восходит уже настоящий месяц».

Все, казалось бы, понятно, но поэт дает особое название стихотворению – «Творчество». Значит, автор показал процесс творчества, раскрыл тайну «созданных созданий».

Задание: выпишите слова, словосочетания, обозначающие путь создания творения.

«Несозданные создания»
«Колыхаются во сне»
«Чертят во сне»
«Звонко-звучно»
«Вырастают словно блестки»
«Звуки ластятся»
«Звуки реют»
«Созданные создания»

Задание: напишите вновь небольшой комментарий с учетом проведенного совместно с учителем анализа.

(Примерный комментарий: «В полутемной комнате все преображается в ожидании вдохновения. Творцу-поэту за обычным окружающим миром видится иной, слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы, делая мир странным, совсем не похожим на привычный»).

«Создания искусства, – писал Брюсов, – это приотворенные двери в Вечность». Мы подошли к одному из основных признаков символизма – двоемирие. Мир – реальный, земной, и мир – инобытия, высший, совершенный. Поэтическое творение – это едва уловимое, навеянное иным, другим миром поэту.

2) Определив идейный замысел стихотворения, обратимся изобразительно-выразительным средствам, с помощью которых автор создает художественные образы.

(Примерный анализ: несозданных созданий – оксюморон;

колыхается во сне, с лаской ластятся, звуки реют – олицетворение;

словно лопасти латаний – сравнение; фиолетовые руки, месяц обнаженный, прозрачные киоски, трепещет тень латаний – метафора;

в звонко-звучной тишине, лазоревой луне – эпитет).

Поэт-теург сквозь мозаику символов: ярких метафор, необычных сравнений, эпитетов, оксюморонов – проводит нас в мир ирреальный, в мир вечный, совершенный. В поэзии символисты укореняли не всем доступный, достаточно элитарный, по выражению Иннокентия Анненского, «беглый язык намеков и недосказов». В поэзии символистов появляются целые гнезда слов-символов, слов-сигналов, которым придается особый мистический смысл.

Второй признак: Необычное содержание облекается в необычную форму.

3) Вопрос: Понятен ли был смысл стихотворения в начале урока? Что позволило нам пронять глубину содержания стихотворения? (анализ с разных сторон)

Третий признак: Расчет на элитарного (подготовленного) читателя.

4) Но не только необычное настроение, необычные символистические формы привлекали внимание Брюсова к символизму.

Задание: Определите основную мысль стихотворения «Юному поэту», проанализировав «заветы» автора:

«Не живи настоящим, только грядущее – область поэта»;
«Никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно»;
«Поклоняйся искусству».

Первый завет подтверждает мысль о двоемирии.

Второй показывает следование традициям поэзии 19 века: определение особой роли личности поэта, ее яркости, первостепенности. «В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника, всякое общение с душою художника есть наслаждение», – напишет В. Я. Брюсов.

И третий показывает, что у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль, преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. И именно Брюсову принадлежат слова: «Искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество».

IV. Вывод. Подводя итог, признаки символизма можно оформить следующей логической схеме

Д/з: сравнить стихотворения В. Брюсова «Кинжал» (1903 г.) и К. Бальмонта «Фантазия» (1894 г.), определить особенности поэтического мастерства поэта.

Ссылка на основную публикацию