Анализ стихотворения Детская Брюсова

Конспект урока по литературному чтению В.Я Брюсов “Детская”

Разработка урока (технологическая карта) для 4 класса по литературному чтению.

Содержимое разработки

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; создать условия для развития умения читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; определять средства художественной выразительности
(олицетворения, эпитеты, сравнения); расширять кругозор учащихся; развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь

познакомятся с произведениями
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»;

научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»).

Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.

– Быстро, четко повторите и отгадайте чистоговорки

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Стук в лесу от . (топора).

Я прихлопнул . (комара)

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Организует обсуждение темы урока, беседу по вопросам. Помогает определить задачи чтения и составить план чтения.

– Сегодня мы открываем новый раздел.

– Как он называется?

– Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям.

– Чем стихи отличаются от прозы?

– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради. Прочитайте тему урока.

– Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией
В. Я. Брюсова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Мы будем читать о детях. Здесь мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь».

– В стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией В. Я. Брю-
сова

Рассказывает о творчестве В. Я. Брюсова, свой рассказ сопровождает показом его портрета.

– Валерий Брюсов, внук костромского крепостного крестьянина, сын московского купца, родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. В 3 года он научился читать и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майн Рида.

С 1885 по 1893 год он учится сначала в частной гимназии Ф. И. Креймана, а затем в известной классической гимназии Л. И. Поливанова. В гимназические годы он принимал участие в издании рукописного журнала, где помещал свои приключенческие повествования, живо интересовался математикой. С 1893 по 1899 гг. он студент историко-филологического факультета Московского университета.

В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк.

Он пробует себя и в прозе. Мальчиком он сочинял приключенческие повести, подражая Ж. Верну и Майн Риду, а в 1907 году выходит его первый сборник рассказов «Земная ось». Через 6 лет выходит новый сборник рассказов – «Ночи и дни». Наиболее близок ему был жанр исторического романа. п еру Брюсова принадлежат два таких романа, как «Огненный ангел» (1908 г.) и «Алтарь Победы»
(1912 г.), которые поражают научной тщательностью воспроизведения исторической обстановки.

– Что особенно запомнилось?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет повэта. Задают вопросы о его творчестве.

Литературное чтение. УМК “Школа России” Конспект урока по теме: ” В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»”
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока по теме: “В.Я.Брюсов “Детская”, “Опять сон”

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_v.bryusov_detskaya.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. УМК “Школа России”

Тема урока. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»;

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; создать условия для развития умения читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; определять средства художественной выразительности
(олицетворения, эпитеты, сравнения); расширять кругозор учащихся; развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь

Познакомятся с произведениями В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»;

научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»).

Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается

Организационная структура урока

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Сегодня мы открываем новый раздел.

– Как он называется?

– Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям.

– Чем стихи отличаются от прозы?

– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради.

-Прочитайте тему урока.

– Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. —Знакома ли вам эта фамилия?

Слышали ли вы произведения поэта?

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией В. Я. Брюсова

III. Подготовка к восприятию произведения. Рассказывает о творчестве В. Я. Брюсова, свой рассказ сопровождает показом его портрета.

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 – 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье. Учился в московской частной гимназии Ф.Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова – это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные). В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России. Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры.. Известен как выдающийся переводчик, Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М.Горький назвал Брюсова “самым культурным писателем на Руси”. 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.

IV. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем

Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Утес – высокая скала.

Ворох – куча, груда.

Виденья – что-то, возникшее в воображении.

Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком
(неполная темнота).

Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.

Подбирают синонимы и антонимы
к словам: Упрямо – настойчиво.Возмущать – успокаивать.

– Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова – «Опять сон» и «Детская».

Чтение и анализ произведения “Детская”

– 0 чем рассказывается в этом стихотворении?

– Какие образы ты представляешь, когда читаешь текст?

– Почему поэт назвал это стихотворение «Детская»?

– Какие слова подсказали тебе отгадку?

– Найди в стихотворении все сравнения? С какой целью использует их автор?

– Определи основное настроение стихотворения.

Воспоминания о каких снах у вас сохранились?

– А вот какой сон приснился поэту.

Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».

– Какие картины вам представились?

– Видели ли вы что-нибудь подобное?

– Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?

– Какие строки вас особенно поразили?

V. Самостоятельная работа .

Закрепление пройденного.Письменный анализ стихотворений

Ученикам выдаются карточки

– Почему поэт назвал это стихотворение “Детская”

– Какие слова подсказали тебе ответ на этот вопрос?

VI. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворенийВ. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

По желанию выучить одно из стихотворений

VII. Итог урока. Рефлексия

Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК “Школа России”.

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Детская периодика. Журналы для детей. УМК “Перспективная начальная школа”.

Развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь; воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова.

По программе “Школа России”.

Цели деятельности учителя: ознакомление с новым разделом, с жизнью и творчеством В.Я. Брюсова; обучение правильному анализу стихотворения, выразительному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.

laquo;Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» ( лит. чтение) + « Стихов и музыки союз» ( музыка) – 3 класс.

Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.

Тема – назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.

Метафоры“со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.

Эпитеты“беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”.

Славянизмы (устаревшие слова)“завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”.

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…” .

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим” . Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным” .

Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным” , скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта” . Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно” . Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно” .

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно” , “безраздумно” , “бесцельно” , и метафор: “со взором горящим” , “паду я бойцом побежденным” .

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет” , “ныне” , “со взором” , “паду” , “грядущее” . Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

«Юному поэту» анализ стихотворения Брюсова по плану кратко – год, история создания, средства выразительности

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.

Тема – назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.

Метафоры“со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.

Эпитеты“беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”.

Славянизмы (устаревшие слова)“завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”.

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…”.

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим”. Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным”.

Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его?

Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным”, скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта”. Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно”. Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно”.

Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”, и метафор: “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”. Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Урок литературы по теме “Поэзия В.Я. Брюсова”. 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (157,3 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • показать значение творчества Брюсова для русской поэзии;
  • разобраться в особенностях поэтики Брюсова;
  • повторить понятия символизм, декаденство, символ;
  • развивать навыки анализа лирического произведения;
  • развивать умение находить символы в тексте лирического произведения;
  • развивать умение делать выводы из анализа произведения;
  • отрабатывать технику выразительного чтения.

Методы:

  • слово учителя;
  • беседа;
  • выразительное чтение;
  • анализ лирического произведения;
  • сообщение ученика;
  • работа со схемами.

Оборудование:

  • учебник;
  • тетради;
  • текст стихотворений на листах А4;
  • портрет В. Я. Брюсова;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Здравствуйте! Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве В. Я. Брюсова, проанализируем несколько его стихотворений. Сначала ответьте на несколько вопросов по пройденному материалу:

– Назовите основные особенности поэтики символизма?

– В чем сходство и различие позиций «старших символистов» и «младосимволистов»?

– Что нового внес символизм в русскую поэзию?

2. Проверка анализа домашнего стихотворения.

– Проверим домашнее задание: анализ стихотворения И.Ф. Анненского «Среди миров..»

Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной ищу ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с не надо света.

– Как передана возвышенность чувства героя к Ней, к Звезде, и кем она является для него?

– Почему герой любовь к ней возводит в сферу «миров» и «светил»?

– Можно ли сказать, что это стихотворение создано в системе поэтики символизма? Как предана противоречивость чувств героя?

– Как добивается поэт возвышенной интонации?

– Исчерпывается ли содержание стихотворения выделением мотива?

II. Лекция учителя и анализ стихотворения.

1. Лекция учителя.

Сейчас мы с вами прослушаем сообщение по биографии Валерия Яковлевича Брюсова, а потом поговорим о его творчестве, о его поэзии.

Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника.

Вспомним стихотворение «Творчество», к которому мы обращались на прошлом уроке.

В ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного. Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда – как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях блуждает вольной, серой…». Чаще – в облике прекрасной женщины, возлюбленной музы «Сонет к мечте». Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты – в «грезу искусства».

– Схему перенесите себе в тетрадь:

неизвестное, невозможное

мечта

невозможность осуществить наяву

творческая энергия

«греза искусства»

2. Анализ стихотворения.

– Давайте прочитаем стихотворение «Сонет к форме» (ученик читает).

– итак, что же такое сонет? (стихотворение из 14 строк, обладающее строгой рифмовкой).

– хорошо, обратим внимание на первые две строки:

Есть тонкие, властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.

– что такое контур? (очертание, внешний вид, фигура, образ)

– каким чувством воспринимает человек все вами названное? (зрение)

– а запах? (обонянием)

– как мы называем мир, видимый зрением? (видимый, внешний)

– а можно ли увидеть запах? (нет)

– он невидим, это – невидимый мир. Но почему связи тонкие? (они не заметны, едва уловимы)

– почему эти связи властительные? (потому что цветок и запах нельзя разорвать)

– сделаем вывод (поэт доносит до нас, что видимый и невидимый мир связаны друг с другом и не могут друг без друга существовать, показывая нам это на примере цветка и аромата)

– читаем следующие две строки

Так бриллиант не виден нам пока
Под гранями не оживет в алмазе.

– что такое бриллиант? (это обработанный алмаз)

– а кто обрабатывает алмазы? (ювелир, мастер)

– постарайтесь сделать вывод из этих двух строк, что хочет сказать нам автор (автор хочет нам сказать то, что только ювелир видит алмаз до обработки бриллиантом, а обычному человеку этого не видно, только мастер способен видеть истину)

– читаем следующие четыре строки:

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

– попробуйте удержать в воображении образ цветка, только цветка… Это очень трудно. Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут. Как их можно остановить? (записать, нарисовать)

– отточенная фраза должна быть гармонична, а оттачивает ее поэт, то есть поэт подобен мастеру, оттачивающему бриллиант.

– Читаем следующие три строки:

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

– чего же хочет автор? (чтобы его стихи дошли до света, их увидели, прочитали)

Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

– о чем здесь идет речь? (о том, что стихи обладают и стройностью сонета и красотой )

– давайте сделаем вывод, кто же владеет тайной красотой? Сделать вывод вам поможет схема.

– как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму – своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты. Ведь символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь – человека.

3. Анализ стихотворения.

– Искусство по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклонялся как божеству. Чтобы проиллюстрировать это, давайте прочитаем стихотворение «Юному поэту».

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

– а теперь прокомментируем его. Каким должен быть поэт, какими качествами он должен обладать? Отвечая на эти вопросы, используйте цитаты из текста. («не живи настоящим, Только грядущее – область поэта», «никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно», «поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно»).

– соответствуют ли наставления автора юному поэту чертам символизма и каким? (пророческие ощущения, «искусство ради искусства» считал Брюсов, самоотверженная работа над словом, над собой ).

– какова цель стихотворения Брюсова? (желание помочь юноше «со взором горящим» себя полюбить, поверить в собственные силы, с честью выполнить долг поэта, до конца нести знамя поэзии, поклоняться искусству, то есть чтить тех, за кем идешь, не споткнуться, не потушить жар своего юного сердца).

4. Лекция учителя.

– Брюсов требовал право поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы». В споре сторонников «утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем ни к другим («Ключи тайн» статья-манифест, 1904 г.).

Большое место в поэзии Брюсова занимает история, ни столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна, прежде всего, для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени.

Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения к этому образу: воспевание культурных и материальных ценностей противопоставляется ужасу перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города – средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели.

– Так же в ранней поэзии Брюсова можно рассмотреть черты декаденства. Давайте сначала вспомним, что значит этот термин по отношению к литературе? (декаденство – это общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины начала 20 века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам).

– Хорошо, давайте прочитаем стихотворение «Сухие листья» и выявим черты декадентства и возможно черты, которые им противоречат.

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?

Трепещут сучья под тусклым ветром,
Сухие листья под тусклым ветром,
Что говорят нам, что шепчут, что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!

Меж черных сучье синее небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над черным прахом синеет небо,
Как бедно небу земли не жаль.

Сухие листья шуршат о смерти:
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
Сухие листья, – чтоб после смерти
В цветах весенних опять блестеть!

– обратим внимание на цветовую гамму стихотворения, какие цвета преобладают, найдите в тексте?(тусклый, черный, синеет, блестели, прозрачно)

– какие образы присутствуют в данном стихотворении (сухие листья, тусклый ветер, синеет небо, прозрачна даль, черный прах, цветы весенние)

– какой образ вам кажется не таким как остальные, иным, и почему? (весенние цветы, они создают жизнерадостное настроение, в отличие от остальных образов)

– итак, какие же черты декаденства мы видим? (темные тона, увядающая природа, тема смерти)

– хорошо, а что нарушает эти черты? (торжество жизни в конце, природа умерла, но чтобы весной снова воскреснуть).

III. Задания по творчеству В. Я. Брюсова.

– Прослушайте задания по пройденному материалу на сегодняшнем уроке и ответьте на вопросы:

  1. К какому поэтическому направлению принадлежал В.Я. Брюсов? (символизм)
  2. Что, с точки зрения Брюсова, являлось задачей символизма? (утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника)
  3. Каковы взгляды Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды? (искусство самоценно, художественному дару, творчеству поклонялся как божеству; «Юному поэту»)
  4. Какое название носит статья-манифест В.Я. Брюсова
    А. «Ключи Марии»
    Б. «Тяжелые сны»
    В. «Ключи тайн»
    Г. «Творчество»
  5. перечислите стороны дарования В.Я. Брюсова. (лит. критик, переводчик, историк литературы, пушкинист, редакционно-издательская деятельность, теория стиха, исследователь культуры).

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

– Итак, я думаю, мы сегодня проделали большую и интересную работу на уроке: познакомились с творчеством В. Я. Брюсова, проанализировали несколько его стихотворений, сделали много выводов. Проделанная на уроке работа поможет вам при выполнении домашнего задания.

V. Домашнее задание.

  1. Проанализировать дома стихотворение «Кинжал»
  2. Познакомиться со статьей в учебнике о биографии К.Д. Бальмонта.

«Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Юному поэту» было написано Брюсовым в 1896 г. Поэту всего лишь 23 года, между тем, стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям. Не исключено, что Брюсов, искренне считавший себя гением, просто прописал в стихотворении собственную программу, символически обратившись к себе самому.

Стихотворение было напечатано во втором сборнике Брюсова «Me eum esse», «Это я» (1897), ставшем достойным продолжением первого сборника «Шедевры». Об этом своём периоде первых сборников Брюсов впоследствии писал в зрелом стихотворении: «Мы были дерзки, были дети».

Литературное направление и жанр

Брюсов – основоположник русского символизма. Распространение символизма в России он считал своим предназначением, о чём сообщил в письме Верлену в 1993 г. Период создания второго сборника сам Брюсов называл декадентским. Обозначив определённую холодную отстранённость от материального мира, который представляется ненавистным, ничтожным, грязным. Недаром стихотворение «Юному поэту» открывало сборник Брюсова. Это манифест символизма.

Стихотворение принадлежит к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль поэта и поэзии. Основная мысль состоит в провозглашении взгляда на роль поэта и поэзии символистов: поэзия должна быть отстранена от «толпы», возвышена над ней. Поэт – особый человек, гений, который может пренебрежительно относиться к людям и обществу, поклоняясь только высокому искусству, недоступному простым смертным.

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе лирический герой обращается к юному поэту и провозглашает первый завет. Вторая строфа – второй и третий завет. В третьей строфе-выводе лирический герой подчёркивает важность трёх заветов, считая их единственным залогом того, что юноша превратится в настоящего поэта.

Название стихотворения «Юному поэту» важно в идейно-композиционном смысле. Юноша является поэтом потому, что пишет стихи и считает себя поэтом, но лирический герой уверен, что юный поэт должен потрудиться для этого высокого звания.

Тропы и образы

В первых двух строчках лирический герой рисует классический, близкий к романтическому, образ поэта с помощью эпитетов: юный возраст, бледная кожа, горящий взор.

Из этих трёх характеристик в последней строфе изменяется только одна. Взор становится смущённым (эпитет), потому что в душу пылкого юноши закрались сомнения: сможет ли он оправдать высокие требования, которые сам на себя должен возложить? Восклицательный знак в конце второго обращения говорит о душевном волнении лирического героя. Качество поэзии – главный вопрос его жизни.

Лирический герой, умудрённый опытом поэт, даёт юноше три завета. Завет – это не то же самое, что совет, который можно дать по-дружески или который может услышать ученик от учителя. Завет – это наставление или наказ, который дают потомкам или последователям. В данном случае речь идёт, конечно, о последователе и преемнике. Завет намекает ещё и на библейские Ветхий и Новый Завет, возводя поэзию в ранг религии, перед которой преклоняются.

Первый завет выражен антитезой, в которой противопоставляются настоящее и грядущее. Только грядущее – предмет исследования, «область» поэта.

Второй завет может показаться странным: лирический герой призывает юного поэта к эгоизму, учит его быть самовлюблённым и чёрствым. Но, если вдуматься, поэзия символистов требовала полной сосредоточенности на внутреннем мире поэта, это исключало сочувствие, которое предполагает интерес к другой личности. К тому же самолюбивый Брюсов рисует идеального поэта с себя.

Третий завет – поклоняться искусству – восходит к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа», где поэт приходит к выводу, что поэты – особые существа, рождённые для вдохновенья, сладких звуков и молитв. В третьем завете лирический герой указывает на божество поэта – искусство. Оно становится основой поэзии символистов.

В этой строфе ключевую роль играют наречные эпитеты беспредельно (полюби), безраздумно, бесцельно (поклоняйся). Благодаря этим тропам и обилию глаголов достигается динамизм. Заветы – это, прежде всего, призыв к действию.

Юноша, которому лирический герой даёт наставления, переживает примерно то же, что и юноша из Нового Завета, который спросил у Иисуса, как попасть в Царствие Небесное. Иисус посоветовал ему продать имение и деньги раздать нищим. Юноша отошёл от Иисуса огорчённым, потому что понимал невыполнимость этого завета.

Так и юноша из стихотворения смущается, понимая, что принять три завета лирического героя, а, главное, исполнить их – почти невозможно. Метафора «молча паду я бойцом побеждённым» отсылает к надписи Жуковского на собственном портрете, подаренном Пушкину: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Зрелый Жуковский мог оценить беспристрастно талант молодого Пушкина, но Брюсов, сам ещё очень молодой, в глубине души не согласен уступить кому-то пальму первенства. Так что последняя строчка чисто гипотетическая, лирический герой никуда не уходит из мира, чтобы «оставлять» в нём поэта.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женские рифмы в каждой строке способствуют торжественному изложению мыслей. Высокий стиль создают также старославянизмы: завет, грядущее, паду, взор, храни.

Читайте также:  Анализ стихотворения Творчество Брюсова
Ссылка на основную публикацию