Анализ стихотворения Детская Брюсова

Литературное чтение. УМК “Школа России” Конспект урока по теме: ” В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»”
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока по теме: “В.Я.Брюсов “Детская”, “Опять сон”

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_v.bryusov_detskaya.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. УМК “Школа России”

Тема урока. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»;

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; создать условия для развития умения читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; определять средства художественной выразительности
(олицетворения, эпитеты, сравнения); расширять кругозор учащихся; развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь

Познакомятся с произведениями В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»;

научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»).

Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается

Организационная структура урока

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Сегодня мы открываем новый раздел.

– Как он называется?

– Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям.

– Чем стихи отличаются от прозы?

– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради.

-Прочитайте тему урока.

– Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. —Знакома ли вам эта фамилия?

Слышали ли вы произведения поэта?

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией В. Я. Брюсова

III. Подготовка к восприятию произведения. Рассказывает о творчестве В. Я. Брюсова, свой рассказ сопровождает показом его портрета.

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 – 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье. Учился в московской частной гимназии Ф.Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова – это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные). В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России. Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры.. Известен как выдающийся переводчик, Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М.Горький назвал Брюсова “самым культурным писателем на Руси”. 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.

IV. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем

Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Утес – высокая скала.

Ворох – куча, груда.

Виденья – что-то, возникшее в воображении.

Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком
(неполная темнота).

Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.

Подбирают синонимы и антонимы
к словам: Упрямо – настойчиво.Возмущать – успокаивать.

– Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова – «Опять сон» и «Детская».

Чтение и анализ произведения “Детская”

– 0 чем рассказывается в этом стихотворении?

– Какие образы ты представляешь, когда читаешь текст?

– Почему поэт назвал это стихотворение «Детская»?

– Какие слова подсказали тебе отгадку?

– Найди в стихотворении все сравнения? С какой целью использует их автор?

– Определи основное настроение стихотворения.

Воспоминания о каких снах у вас сохранились?

– А вот какой сон приснился поэту.

Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».

– Какие картины вам представились?

– Видели ли вы что-нибудь подобное?

– Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?

– Какие строки вас особенно поразили?

V. Самостоятельная работа .

Закрепление пройденного.Письменный анализ стихотворений

Ученикам выдаются карточки

– Почему поэт назвал это стихотворение “Детская”

– Какие слова подсказали тебе ответ на этот вопрос?

VI. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворенийВ. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

По желанию выучить одно из стихотворений

VII. Итог урока. Рефлексия

Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК “Школа России”.

Развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь; воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова.

По программе “Школа России”.

Цели деятельности учителя: ознакомление с новым разделом, с жизнью и творчеством В.Я. Брюсова; обучение правильному анализу стихотворения, выразительному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.

laquo;Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» ( лит. чтение) + « Стихов и музыки союз» ( музыка) – 3 класс.

Цели деятельности учителя: ознакомление с новым разделом, с жизнью и творчеством В.Я. Брюсова; обучение правильному анализу стихотворения, выразительному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.

Конспект урока Знакомство с творчеством В. Брюсова с его стихотворением «Детская»

министерсво образования и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

Урока по литературному чтению

Студентки 332 группы

Изъюрова Ирина Алексеевна

Место проведения урока:

Школа № 16, класс 4 «А»

Дата проведения урока:

ФИО учителя школы:

Макарова Екатерина Игоревна

Допуск к проведению урока:

Тема урока: Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Знакомство с творчеством В. Брюсова с его стихотворением «Детская»

Учебный предмет:

Класс:

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Познакомить с творчеством В. Брюсова, с его стихотворением «Детская»

Технологии, методы:

Подводящий диалог, «яркое пятно»

Основные понятия, термины:

Поэт, В. Брюсов, олицетворение, метафора, эпитет, «Детская»

Тип урока:

Планируемый результат:

  • Положительно относятся к языковой деятельности;
  • Владеют навыками сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
  • Проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий на уроке;

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • Мультимедийная презентация.
  • Памятки выразительного чтения.

Этапы урока

Задачи этапа

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Орг. момент

Замотивировать учащихся к учебной деятельности (л);

  • Здравствуйте, ребята!
  • Меня зовут Ирина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
  • А чтобы его начать, посмотрите на доску.
  • Что это?
  • Давайте решим его.
  • Какое слово получилось?
  • Как вы думаете, для чего мы решили этот ребус?

2. Актуализация знаний

Актуализировать знания детей о понятии поэт (пр);

Расширить знания детей о стихотворении как жанре (пр.);

Учить оформлять свои мысли в устной форме (к);

Формировать умение выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками (к);

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к).

  • А что такое стихотворение?

3. Выход на тему урока

Учить принимать цель и учебную задачу (р);

Учить высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи (р);

Учить оформлять свои мысли в устной форме (к);

Формировать умение выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками (к);

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к).

  • Наверное, мы будем изучать стихотворения.
  • Поэтическая тетрадь.
  • Да
  • Чтение с учебника.

4. Подготовка к восприятию

Расширить представления о явлении, изображенном в произведении (пр);

Пробудить интерес к теме урока (пр);

Подготовить к эмоциональному восприятию текста (пр);

Познакомить детей с биографией В. Брюсова (пр);

Приобщать детей к мировому искусству (л);

Учить осознавать познавательную задачу, решать её (п);

Учить понимать информацию, представленную в изобразительной форме (п);

Учить сохранять цель и учебную задачу (р);

Учить высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи (р);

Учить оформлять свои мысли в устной форме (к);

Формировать умение выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками (к);

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к).

  • Сейчас мы с вами познакомимся с биографией и творчеством Валерия Брюсова.
  • Что вы уже о нем слышали?
  • Посмотрите на его портрет. Что вы можете сказать, глядя на него? Каким человеком он был по вашему мнению?

5. Первичное восприятие текста (чтение текста учителем)

Сформировать представления детей о стихотворении «Детская» (пр);

Вызвать у детей чувства и эмоции от прочитанного рассказа (пр);

Приобщать детей к чтению (пр);

Умение воспринимать информацию, представленную в текстовой форме (п);

Вызвать у детей интерес к данному рассказу (л);

Формировать умение выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками (к).

  • Ребята, стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Детская».
  • Как вы думаете, о чем это стихотворение? По вашему мнению, каким по настроению может быть это стихотворение?
  • Давайте узнаем, правы ли вы были.
  • Откройте учебник на странице 70.
  • Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно следите за текстом.
  • Правда ли, что стихотворение для детей?
  • Наверное, это стихотворение о детстве поэта, о том, как он проводил свое время, это стихотворение детское.

6. Чтение и анализ произведения

Сделать анализ рассказа «Детская» (пр);

Сформировать понимание данного стихотворения у детей (пр);

Обогатить словарный запас детей (пр);

Формировать умение находить средства выразительности в стихотворении (пр);

Уточнить значения слов (пр);

Активизировать словарный запас (пр);

Вызвать у детей нужность данного рассказа (л);

Учить понимать информацию, представленную в изобразительной форме (п);

Учить принимать и сохранять цель и учебную задачу (р);

Формировать умение выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками (к);

Учить высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи (р);

Учить оформлять свои мысли в устной форме (к);

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к).

  • Хорошо, что такое метафора?
  • И что же такое олицетворение?
  • Молодцы, ребята!
  • А сейчас давайте разделим стихотворение на части.
  • Какая будет первая часть?
  • О какой игре говорит автор?
  • Да, это игра в прятки. Что вы знаете о такой игре? Именно об игре «Палочка-выручалочка»?
  • Ребята, «палочка-выручалочка» – это подвижная игра. Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет».
  • После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла. ( имя игрока )».
  • Но также бежит и тот игрок, которого нашли. Он может первым добежать до палочки, и прокричать: «Палочка-выручалочка, выручи меня». После этих слов он далеко выбрасывает палочку и бежит прятаться, пока водящий ищет эту палочку.
  • Почему автор говорит, что игра именно вечерняя?
  • Давайте представим картину первой части. Опишите, что вы представили.
  • Какая будет вторая часть?
  • Как вы понимаете слова автора, что небо тени свесило?
  • Каким средством выразительности является это предложение?
  • Почему олицетворение?
  • Что означает слово р асшумимся?
  • Хорошо. Давайте словесно представим картину второй части.
  • Где будет третья часть?
  • Что вам напоминают слова «Раз, два, три, четыре, пять»?
  • С чем автор сравнивает человека в этой строфе?
  • Как вы думаете, почему автор приводит именно такое сравнение?
  • Хорошо. А каким средством выразительности является слово тень?
  • Верно. Как вы понимаете слова «Слово скажешь, в траву ляжешь»?
  • Найдите еще метафору в этой строфе.
  • Что подразумевает автор под черной цепью?
  • Чем еще является словосочетание черная цепь?
  • Какое настроение передают две последние строчки? В строфе?
  • Давайте представим словесно картину третей части.
  • Где будет четвертая часть?
  • Найдите метафору в этой части.
  • Что автор скрывает под железными столбами?
  • Как вы понимаете слова: Кто на троне? Кто в короне?
  • Как мы словесно можем представить картину четвертой части?
  • Хорошо. Какая следующая, пятая часть?
  • Какие средства выразительности здесь встречаются?
  • Прочитайте его.
  • Почему это олицетворение?
  • Как вы понимаете последнюю строчку в этой строфе «Я ли первый или ты?»
  • Давайте словесно представим картину пятой части.
  • Где будет шестая часть?
  • Верно.
  • Почему автор называет игру хитрой?
  • Для чего стучать палочкой надо именно посреди двора?
  • Словесно представьте картину последней части.
  • «Палочка-выручалочка, Вечерняя игра!»
  • О прятках.
  • Это подвижная игра.
  • Потому что раньше играли в прятки по вечерам, когда все дела закончились.
  • На улице уже темнеет, спокойная атмосфера, ребятишки собираются играть.
  • «Небо тени свесило, Расшумимся весело, Бегать нам пора!»
  • Небо потемнело, наступил уже вечер.
  • Олицетворением.
  • Потому что небо не может свесить тени, небо как бы становится живым.
  • Наступил вечер и, ребята сейчас начнут гулять, играть, будут резвиться.
  • На улице почти потемнело, ребята уже собрались играть.
  • Третья часть – это вторая строфа.
  • Это считалочка, возможно, кто-то из ребят считает, а остальные прячутся.
  • С тенью.
  • Потому что вечером, в темноте людей не видно, видны только тени.
  • Метафорой.
  • Когда кого-то из ребят водящий обнаружит, тот человек выйдет из игры. И еще, что спрятаться можно куда угодно, а тень может тебя выдать.
  • Черной цепи не развяжешь.
  • Правила игры. Тот, кого поймали во время игры, больше не принимает в ней участия. Он как будто скован цепью.
  • Эпитетом.
  • Радость, ребята бегают, веселятся.
  • Ребята активно играют в прятки, ищут друг друга, им весело, радостно.
  • «Что под нами, под цветами, За железными столбами? Кто на троне? Кто в короне?»
  • За железными столбами.
  • Деревья.
  • Наверное, речь идет о тех, кто же выиграет в игре. Дети придумывают для себя разные роли во время игры, фантазируют.
  • Игроки прячутся по разным местам, кто в траву, кто за деревья. Ведущий их ищет, ребята веселые, задорные.
  • «Ветер высью листья гонит

И уронит с высоты…

Я ли первый или ты?»

  • Олицетворение.
  • Ветер высью листья гонит.
  • Потому что ветер становиться живым.
  • Кто быстрее добежит до палочки – игрок или ведущий.
  • На улице уже наступает ночь. Ведущий ищет игроков, ребята
  • Последняя строфа стихотворения.

Физминутка

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

7. Вторичное восприятие текста (чтение текста детьми)

Сформировать у детей представление о стихотворении «Детская» (пр);

Актуализировать знания детей о чтении стихотворений (пр);

Формировать умение выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками (к);

Учить оформлять свои мысли в устной форме (к);

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к).

  • Итак, ребята, сейчас мы с вами будем читать стихотворение.
  • У вас на партах лежат памятки по выразительному чтению.
  • Давайте прочитаем ее и прокомментируем, что обозначают ее пункты.
  • Читай без ошибок, как вы это понимаете?
  • Ударения в словах надо ставить правильно.
  • Читать целыми словами. Читать надо не по слогам, а стараться читать целыми словами.
  • Также читать надо с определенным темпом, не быстро, и не медленно. Но в определённых моментах нужно или повышать, или понижать темп речи.
  • Как вы понимаете, делать паузы на знаках препинания?
  • Соблюдать интонацию. Это как вы понимаете?
  • На что похоже стихотворение?
  • Значит, как мы будем его читать?
  • Не пропускать буквы в словах, правильно проговаривать слова.

8. Обобщение (основная мысль произведения)

Проверить качество усвоенных знаний по теме занятия (пр);

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к).

9. Итоги урока, рефлексия

Учить оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий (р);

Формировать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи (р);

Учить рефлексии содержания и деятельности (р);

Формировать навыки обобщения (п);

Учить оформлять свои мысли в устной форме (к);

Формировать умение выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками (к);

Урок литературы по теме “Поэзия В.Я. Брюсова”. 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (157,3 кБ)

Цели:

  • показать значение творчества Брюсова для русской поэзии;
  • разобраться в особенностях поэтики Брюсова;
  • повторить понятия символизм, декаденство, символ;
  • развивать навыки анализа лирического произведения;
  • развивать умение находить символы в тексте лирического произведения;
  • развивать умение делать выводы из анализа произведения;
  • отрабатывать технику выразительного чтения.

Методы:

  • слово учителя;
  • беседа;
  • выразительное чтение;
  • анализ лирического произведения;
  • сообщение ученика;
  • работа со схемами.

Оборудование:

  • учебник;
  • тетради;
  • текст стихотворений на листах А4;
  • портрет В. Я. Брюсова;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Здравствуйте! Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве В. Я. Брюсова, проанализируем несколько его стихотворений. Сначала ответьте на несколько вопросов по пройденному материалу:

– Назовите основные особенности поэтики символизма?

– В чем сходство и различие позиций «старших символистов» и «младосимволистов»?

– Что нового внес символизм в русскую поэзию?

2. Проверка анализа домашнего стихотворения.

– Проверим домашнее задание: анализ стихотворения И.Ф. Анненского «Среди миров..»

Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной ищу ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с не надо света.

– Как передана возвышенность чувства героя к Ней, к Звезде, и кем она является для него?

– Почему герой любовь к ней возводит в сферу «миров» и «светил»?

– Можно ли сказать, что это стихотворение создано в системе поэтики символизма? Как предана противоречивость чувств героя?

– Как добивается поэт возвышенной интонации?

– Исчерпывается ли содержание стихотворения выделением мотива?

II. Лекция учителя и анализ стихотворения.

1. Лекция учителя.

Сейчас мы с вами прослушаем сообщение по биографии Валерия Яковлевича Брюсова, а потом поговорим о его творчестве, о его поэзии.

Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника.

Вспомним стихотворение «Творчество», к которому мы обращались на прошлом уроке.

В ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного. Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда – как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях блуждает вольной, серой…». Чаще – в облике прекрасной женщины, возлюбленной музы «Сонет к мечте». Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты – в «грезу искусства».

– Схему перенесите себе в тетрадь:

неизвестное, невозможное

мечта

невозможность осуществить наяву

творческая энергия

«греза искусства»

2. Анализ стихотворения.

– Давайте прочитаем стихотворение «Сонет к форме» (ученик читает).

– итак, что же такое сонет? (стихотворение из 14 строк, обладающее строгой рифмовкой).

– хорошо, обратим внимание на первые две строки:

Есть тонкие, властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.

– что такое контур? (очертание, внешний вид, фигура, образ)

– каким чувством воспринимает человек все вами названное? (зрение)

– а запах? (обонянием)

– как мы называем мир, видимый зрением? (видимый, внешний)

– а можно ли увидеть запах? (нет)

– он невидим, это – невидимый мир. Но почему связи тонкие? (они не заметны, едва уловимы)

– почему эти связи властительные? (потому что цветок и запах нельзя разорвать)

– сделаем вывод (поэт доносит до нас, что видимый и невидимый мир связаны друг с другом и не могут друг без друга существовать, показывая нам это на примере цветка и аромата)

– читаем следующие две строки

Так бриллиант не виден нам пока
Под гранями не оживет в алмазе.

– что такое бриллиант? (это обработанный алмаз)

– а кто обрабатывает алмазы? (ювелир, мастер)

– постарайтесь сделать вывод из этих двух строк, что хочет сказать нам автор (автор хочет нам сказать то, что только ювелир видит алмаз до обработки бриллиантом, а обычному человеку этого не видно, только мастер способен видеть истину)

– читаем следующие четыре строки:

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

– попробуйте удержать в воображении образ цветка, только цветка… Это очень трудно. Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут. Как их можно остановить? (записать, нарисовать)

– отточенная фраза должна быть гармонична, а оттачивает ее поэт, то есть поэт подобен мастеру, оттачивающему бриллиант.

– Читаем следующие три строки:

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

– чего же хочет автор? (чтобы его стихи дошли до света, их увидели, прочитали)

Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

– о чем здесь идет речь? (о том, что стихи обладают и стройностью сонета и красотой )

– давайте сделаем вывод, кто же владеет тайной красотой? Сделать вывод вам поможет схема.

– как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму – своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты. Ведь символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь – человека.

3. Анализ стихотворения.

– Искусство по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклонялся как божеству. Чтобы проиллюстрировать это, давайте прочитаем стихотворение «Юному поэту».

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

– а теперь прокомментируем его. Каким должен быть поэт, какими качествами он должен обладать? Отвечая на эти вопросы, используйте цитаты из текста. («не живи настоящим, Только грядущее – область поэта», «никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно», «поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно»).

– соответствуют ли наставления автора юному поэту чертам символизма и каким? (пророческие ощущения, «искусство ради искусства» считал Брюсов, самоотверженная работа над словом, над собой ).

– какова цель стихотворения Брюсова? (желание помочь юноше «со взором горящим» себя полюбить, поверить в собственные силы, с честью выполнить долг поэта, до конца нести знамя поэзии, поклоняться искусству, то есть чтить тех, за кем идешь, не споткнуться, не потушить жар своего юного сердца).

4. Лекция учителя.

– Брюсов требовал право поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы». В споре сторонников «утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем ни к другим («Ключи тайн» статья-манифест, 1904 г.).

Большое место в поэзии Брюсова занимает история, ни столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна, прежде всего, для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени.

Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения к этому образу: воспевание культурных и материальных ценностей противопоставляется ужасу перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города – средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели.

– Так же в ранней поэзии Брюсова можно рассмотреть черты декаденства. Давайте сначала вспомним, что значит этот термин по отношению к литературе? (декаденство – это общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины начала 20 века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам).

– Хорошо, давайте прочитаем стихотворение «Сухие листья» и выявим черты декадентства и возможно черты, которые им противоречат.

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?

Трепещут сучья под тусклым ветром,
Сухие листья под тусклым ветром,
Что говорят нам, что шепчут, что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!

Меж черных сучье синее небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над черным прахом синеет небо,
Как бедно небу земли не жаль.

Сухие листья шуршат о смерти:
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
Сухие листья, – чтоб после смерти
В цветах весенних опять блестеть!

– обратим внимание на цветовую гамму стихотворения, какие цвета преобладают, найдите в тексте?(тусклый, черный, синеет, блестели, прозрачно)

– какие образы присутствуют в данном стихотворении (сухие листья, тусклый ветер, синеет небо, прозрачна даль, черный прах, цветы весенние)

– какой образ вам кажется не таким как остальные, иным, и почему? (весенние цветы, они создают жизнерадостное настроение, в отличие от остальных образов)

– итак, какие же черты декаденства мы видим? (темные тона, увядающая природа, тема смерти)

– хорошо, а что нарушает эти черты? (торжество жизни в конце, природа умерла, но чтобы весной снова воскреснуть).

III. Задания по творчеству В. Я. Брюсова.

– Прослушайте задания по пройденному материалу на сегодняшнем уроке и ответьте на вопросы:

  1. К какому поэтическому направлению принадлежал В.Я. Брюсов? (символизм)
  2. Что, с точки зрения Брюсова, являлось задачей символизма? (утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника)
  3. Каковы взгляды Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды? (искусство самоценно, художественному дару, творчеству поклонялся как божеству; «Юному поэту»)
  4. Какое название носит статья-манифест В.Я. Брюсова
    А. «Ключи Марии»
    Б. «Тяжелые сны»
    В. «Ключи тайн»
    Г. «Творчество»
  5. перечислите стороны дарования В.Я. Брюсова. (лит. критик, переводчик, историк литературы, пушкинист, редакционно-издательская деятельность, теория стиха, исследователь культуры).

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

– Итак, я думаю, мы сегодня проделали большую и интересную работу на уроке: познакомились с творчеством В. Я. Брюсова, проанализировали несколько его стихотворений, сделали много выводов. Проделанная на уроке работа поможет вам при выполнении домашнего задания.

V. Домашнее задание.

  1. Проанализировать дома стихотворение «Кинжал»
  2. Познакомиться со статьей в учебнике о биографии К.Д. Бальмонта.

Валерий Брюсов
«Детские упования»

Снова ночь и небо, и надменно
Красный Марс блистает надо мной.
Раб земли, окованный и пленный,
Что томиться грезой неземной?

Не свершиться детским упованьям!
Не увидишь, умиленный, ты
Новый луч над вечным мирозданьем:
Наш корабль в просторах пустоты!

Не свершишь ты первого полета,
Не прочтешь и на столбцах газет,
Что безвестный, ныне славный, кто-то,
Как Колумб, увидел новый свет.

Что ж, покорствуй! Но душа не хочет
Расставаться с потаенным сном
И, рыдая, радостно пророчит
О великом имени земном.

О, ужель, как дикий краснокожий,
Удивится пришлецам Земля?
И придет крестить любимец божий
Наши воды, горы и поля?

Нет! но мы, своим владея светом,
Мы, кто стяг на полюс донесли,
Мы должны нести другим планетам
Благовестье маленькой Земли.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки)
Размер: пятистопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: надменно-мной-пленный-неземной.
Рифмовка: ABBB

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: упованьям-ты-мирозданьем-пустоты.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: полета-газет-то-свет.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: хочет-сном-пророчит-земном.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: краснокожий-Земля-божий-поля.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: светом-донесли-планетам-Земли.
Рифмовка: отсутствует – белые стихи

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

«Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Юному поэту» было написано Брюсовым в 1896 г. Поэту всего лишь 23 года, между тем, стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям. Не исключено, что Брюсов, искренне считавший себя гением, просто прописал в стихотворении собственную программу, символически обратившись к себе самому.

Стихотворение было напечатано во втором сборнике Брюсова «Me eum esse», «Это я» (1897), ставшем достойным продолжением первого сборника «Шедевры». Об этом своём периоде первых сборников Брюсов впоследствии писал в зрелом стихотворении: «Мы были дерзки, были дети».

Литературное направление и жанр

Брюсов – основоположник русского символизма. Распространение символизма в России он считал своим предназначением, о чём сообщил в письме Верлену в 1993 г. Период создания второго сборника сам Брюсов называл декадентским. Обозначив определённую холодную отстранённость от материального мира, который представляется ненавистным, ничтожным, грязным. Недаром стихотворение «Юному поэту» открывало сборник Брюсова. Это манифест символизма.

Стихотворение принадлежит к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль поэта и поэзии. Основная мысль состоит в провозглашении взгляда на роль поэта и поэзии символистов: поэзия должна быть отстранена от «толпы», возвышена над ней. Поэт – особый человек, гений, который может пренебрежительно относиться к людям и обществу, поклоняясь только высокому искусству, недоступному простым смертным.

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе лирический герой обращается к юному поэту и провозглашает первый завет. Вторая строфа – второй и третий завет. В третьей строфе-выводе лирический герой подчёркивает важность трёх заветов, считая их единственным залогом того, что юноша превратится в настоящего поэта.

Название стихотворения «Юному поэту» важно в идейно-композиционном смысле. Юноша является поэтом потому, что пишет стихи и считает себя поэтом, но лирический герой уверен, что юный поэт должен потрудиться для этого высокого звания.

Тропы и образы

В первых двух строчках лирический герой рисует классический, близкий к романтическому, образ поэта с помощью эпитетов: юный возраст, бледная кожа, горящий взор.

Из этих трёх характеристик в последней строфе изменяется только одна. Взор становится смущённым (эпитет), потому что в душу пылкого юноши закрались сомнения: сможет ли он оправдать высокие требования, которые сам на себя должен возложить? Восклицательный знак в конце второго обращения говорит о душевном волнении лирического героя. Качество поэзии – главный вопрос его жизни.

Лирический герой, умудрённый опытом поэт, даёт юноше три завета. Завет – это не то же самое, что совет, который можно дать по-дружески или который может услышать ученик от учителя. Завет – это наставление или наказ, который дают потомкам или последователям. В данном случае речь идёт, конечно, о последователе и преемнике. Завет намекает ещё и на библейские Ветхий и Новый Завет, возводя поэзию в ранг религии, перед которой преклоняются.

Первый завет выражен антитезой, в которой противопоставляются настоящее и грядущее. Только грядущее – предмет исследования, «область» поэта.

Второй завет может показаться странным: лирический герой призывает юного поэта к эгоизму, учит его быть самовлюблённым и чёрствым. Но, если вдуматься, поэзия символистов требовала полной сосредоточенности на внутреннем мире поэта, это исключало сочувствие, которое предполагает интерес к другой личности. К тому же самолюбивый Брюсов рисует идеального поэта с себя.

Третий завет – поклоняться искусству – восходит к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа», где поэт приходит к выводу, что поэты – особые существа, рождённые для вдохновенья, сладких звуков и молитв. В третьем завете лирический герой указывает на божество поэта – искусство. Оно становится основой поэзии символистов.

В этой строфе ключевую роль играют наречные эпитеты беспредельно (полюби), безраздумно, бесцельно (поклоняйся). Благодаря этим тропам и обилию глаголов достигается динамизм. Заветы – это, прежде всего, призыв к действию.

Юноша, которому лирический герой даёт наставления, переживает примерно то же, что и юноша из Нового Завета, который спросил у Иисуса, как попасть в Царствие Небесное. Иисус посоветовал ему продать имение и деньги раздать нищим. Юноша отошёл от Иисуса огорчённым, потому что понимал невыполнимость этого завета.

Так и юноша из стихотворения смущается, понимая, что принять три завета лирического героя, а, главное, исполнить их – почти невозможно. Метафора «молча паду я бойцом побеждённым» отсылает к надписи Жуковского на собственном портрете, подаренном Пушкину: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Зрелый Жуковский мог оценить беспристрастно талант молодого Пушкина, но Брюсов, сам ещё очень молодой, в глубине души не согласен уступить кому-то пальму первенства. Так что последняя строчка чисто гипотетическая, лирический герой никуда не уходит из мира, чтобы «оставлять» в нём поэта.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женские рифмы в каждой строке способствуют торжественному изложению мыслей. Высокий стиль создают также старославянизмы: завет, грядущее, паду, взор, храни.

«Работа(Единое счастье – работа…)», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Работа» было написано в 1917 г. и опубликовано в сборнике «Такие дни» в 1923 г.

Сегодня Брюсова назвали бы трудоголиком. Он работал не потому, что вынужден был зарабатывать на кусок хлеба. Работа была его страстью и удовольствием. Необыкновенно трудоспособный, очень талантливый и искренне уверенный в своей гениальности, Брюсов считал литературный труд делом своей жизни и своим предназначением.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Работа» относится к литературному направлению символизма. Дело даже не в содержании, а в символическом, абстрактном значении каждого слова. Всё стихотворение «Работа» лишено конкретики. Вот абстрактный (любой, идеальный) пахарь идёт за сохой, абстрактный рабочий идёт на завод и абстрактный писатель творит дни и ночи напролёт. Они лишены индивидуальности, это символы разных сословий. Цель Брюсова – привлечь каждого, независимо от сословия, к работе – самому большому удовольствию.

Жанр стихотворения – философская лирика. В нём поднимается проблема работы как предназначения человека.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 7 пятистиший и имеет чёткую композицию. Первая строфа – определение темы стихотворения: «Единое счастье – работа». Лирический герой рассуждает о трёх типах работы: в поле, за станком, за столом. Каждому виду деятельности посвящены строфы 2-4. Пятая строфа описывает пользу от любого труда. Шестая строфа уточняет, что труд должен быть ради пользы людей. Седьмая строфа повторяет первую с вариацией, определяющей основную мысль: «Всё счастье земли – за трудом». Композиция стихотворения кольцевая. По форме стихотворение – призыв. В нём Брюсов чётко исполняет предназначение поэта из своего же стихотворения: «Что сердце диктует, пиши».

Тропы и образы

Работа называется единым счастьем (метафора). С точки зрения лирического героя, настоящая работа должна обладать определёнными качествами: быть упорной, на износ («до седьмого пота» – метафора). Кроме того, работа должна занимать значительную часть жизни человека. Это должны быть целые «часы за упорным трудом», время «без счёта» (метафора).

Брюсов описывает красоту каждого вида работы. Работа в поле естественна, связана с природой. Она не предполагает никакого механизированного труда. Вся красота её – в мерном и сильном движении (шаги за плугом, взмахи косы, наклоны к лошадиным подпругам). За тяжёлый труд пахарь вознаграждён красотой природы: он может наблюдать в конце работы «алмазы вечерней росы» (метафора).

Работа на фабрике связана с «шумом стозвонным» (метафора), наполнена механическими повторами: день вливается в черёд миллионный таких же дней (гипербола). Дни эти рабочие, преемственные, то есть похожие один на другой (эпитеты). Лицо рабочего должно быть непреклонное (метонимия, непреклонной должна быть решимость работать, несмотря на рутину).

Отличительная черта внешности писателя или любого творческого человека – его поза, он «согнут над белой страницей». Особенность труда писателя в том, что он должен честно записывать «заветные мысли души», то, что диктует сердце (метафоры). Хотя творческая работа лишена рутины и физического напряжения, она предполагает постоянное участие в творческом процессе. Вечер, когда «небо зажжётся денницей» (метафора) – это не повод, чтобы отдохнуть. Творчество должно быть безостановочным, мысли души ложиться на бумагу «всю ночь» «вереницей» (гипербола и сравнение).

В следующей строфе плоды труда уподобляются самой жизни и оказывают живительное влияние на народ, что отражено в метафорах: хлеб разойдётся по миру – польза для тела, животворный поток со станков – польза для души, а печатная мысль, отзывающаяся «во глуби бессчетных умов» – польза для духа.

В шестой строфе работа сравнивается с семенами, которые прорасту «незримо, чудесно» (наречные эпитеты) и дадут плоды; с благодатной влагой дождя, которая падает на народ (метафора).

Одно из важнейших свойств настоящего труда состоит в том, что трудящийся не думает о его плодах: «Что станет с плодами, – безвестно».

В начале последней строки-рефрена работа называется не единым счастьем, а великой радостью. Но первая мысль стихотворения, его идея повторяется в последней строчке: «Всё счастье земли – за трудом».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием. Рифмовка в пятистишьях АбААб. Женская рифма чередуется с мужской.

Анализ стихотворения Работа Брюсова

Брюсов не только сочувствовал революции, но и принял довольно активное участие в новом преобразовании страны после событий 1917 года. Стихотворение Работа относится именно к этому времени и представляет собой своеобразный идеологический призыв, а также обозначение взглядов самого поэта.

Брюсов в своей поэтической работе под названием Работа воспевает работу и при этом он приравнивает любой труд, который бы только не свершался людьми, будь то работа за пашней или станком или письменным столом. Основу, которую выделяет поэт, легко понять – «Работа до жаркого пота, Работа без лишнего счета,— Часы за упорным трудом!». Таким образом он предлагает людям полностью и безоглядно отдавать себя работе и видит в этом высший идеал, следование которому, конечно, предполагает определенную награду (работа как великая радость и «Все счастье земли — за трудом!»)

Поэт в своем произведении сравнивает труд творческого человека и пролетария, простого рабочего, например, на предприятии, которое производит хлеб. Он довольно красиво сравнивает хлеб с «потоком животворным» и такое сравнение действительно возносит читателя к символике невероятно глубокой. Ведь хлеб как сущность жизни, символ труда и энергии человеческого труда, жизненной силы известен с давних времен и сюда также укладывается и символика, которую имеет пшеничный колос, который, кстати, довольно активно использовался в дальнейшем коммунистами.

Наподобие того как поэт описывает расхождение животворного потока хлеба по народу и насыщение народа жизнью, он считает, расходится и животворный поток от труда поэта, который ночами выводит «заветные мысли души». Вполне возможно в этом тоже заключается определенное поэтическое пророчество наподобие того как Брюсовым предсказано использование символики хлеба и пшеницы. Ведь если поэт сравнивает мысли с едой, но такой, которая насыщает не желудки, но «глуби бессчетных умов», а труд самого поэта с работой у станка, то подобная эквивалентность приводит к весьма ясным выводам.

Во-первых, наряду с попуткой сакрализации труда пролетария мы наблюдаем десакрализацию труда поэта. Во-вторых, «продукт» поэтического труда приравнивается к пище. Таково, вероятно, трудно было представить во времена Брюсова, но в настоящий период нередко поставляемые массам идеи и «заветные мысли души» рассматриваются сугубо как пища, которая может насытить, порадовать и перерабатываться известным способом и в этом, вероятно, глубокое пророчество Брюсова в его стихотворении Работа.

Вариант 2

Произведение является одним из лирических стихотворений поэта, относящихся к литературному направлению символизма, и имеет в качестве основной тематики своеобразные идеологические призывы к необходимости каждодневного труда.

Сюжетная линия стихотворения выстраивается вокруг воспевания лирическим героем любого труда, не делая различия при этом работе в полях, за станком или трудясь в окружении письменного стола, рассматривая несколько видов людской работы в виде сельского хозяйства, завода и умственного труда.

Отличительной особенностью произведения является его живость, яркость и реалистичность стихотворного содержания, обладающего элементами абстрактности, наполненного авторскими убеждениями о неоспоримой пользе любой человеческой деятельности, в том числе и творческой.

В качестве средств художественной выразительности поэт использует в стихотворении в многочисленном объеме олицетворения, метафоры, анафору, а также применяет своеобразные литературные приемы в виде цикличности и взаимосвязи эпизодов, выражающихся в схожести начала стихотворения с его финалом, тем самым образуя кольцевую композицию.

Содержание стихотворения пропагандирует в качестве положительных человеческих черт характера упорство и трудолюбие, позволяющие, с точки зрения поэта, облагородить общественное сознание.

Повествование в произведении рассматривает в качестве сравнения работу творческих людей и труд обычного пролетария, изображая это на примере рабочего, выпускающего хлебные изделия. При этом описание хлеба поэт осуществляет в необычайной красивой манере, символизируя его с животворным потоком и представляя в виде сущности жизненного существования, а также символа работы и человеческой энергии. При этом поэт иллюстрирует очарование и красоту каждого мгновения работы, порой и грубой, обыкновенного пахаря, считая данный труд исключительно необходимым и талантливым, как и собственное литературное ремесло.

Авторский замысел стихотворения заключается в утверждении поэта о понимании смысла человеческого труда, способного наполнить существование людей значимым смыслом, в результате которого человек сможет ощутить истинное счастье. Тем самым лирической герой стихотворения призывает каждого члена общества в полной и безоглядной форме посвятить свою жизнь выбранному в своей судьбе труду.

Анализ стихотворения Работа по плану

Работа

Возможно вам будет интересно

Произведение относится к ранней пейзажной лирике поэта, имеющей в своей основе авторские философские размышления, воплощенные в зарисовке природных событий, и является одним из хрестоматийных стихотворений поэта.

В стихотворении А. А. Фета «Сад весь в цвету» лирический герой проявляет абсолютное жизнелюбие. Первой причиной этого мироощущения он называет наступившее время года – весну, с наступлением которой мир преобразуется

Бальмонт единственный поэт, которому немного попозже стали подражать другие писатели. За все время своей деятельности ему удалось создать огромное количество разных произведений.

дивительное философское отношение к Родине, к жизни и своему месту в ней передано в стихотворении. Здесь от первого лица рассказчик обещает вернуться, вопреки высшему свету и молве, на Родину – к родным полям, к иконам

Фет – это поэт девятнадцатого века. Афанасий Фет написал произведение, которое называлось и называется по сей час «Это утро, радость эта…» в 1881 году. Поэт был человеком

Читайте также:  Анализ стихотворения Быть без людей Брюсова
Ссылка на основную публикацию