Анализ стихотворения Памятник Брюсова

Сопоставительный анализ “Памятник” Г. Р. Державина и “Памятник В. Я. Брюсова

Тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов, поэтому этой теме уделяется значительное внимание и в школьных программах. Сопоставительный анализ стихотворений Г. Р. Державина и В. Я.Брюсова поможет учащимся понять своеобразие решения темы памятника в творчестве поэта XVIII и XX века, раскрыть индивидуальность стиля, мировосприятия художников. В основе этих двух стихотворений лежит одна тема, один источник – ода Горация “Памятник”. Стихотворения Г. Р.Державина и В. Я.Брюсова трудно назвать в точном смысле переводами

Стихотворение Державина “Памятник” впервые было опубликовано в 1795 году под заглавием “К Музе. Подражание Горацию”. “Памятник” Брюсова был написан в 1912 году. Учитель просит учащихся прочитать стихотворения, сравнить их и ответить на вопросы: Что именно каждый поэт признавал в своей деятельности заслуживающим бессмертия? Сравните образный строй стихотворений, ритмическую организацию, строфику, синтаксис.

Как они определяют пространство стихотворений? Свои заслуги Державин видит в том, что: Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. Учащиеся комментируют, что поэт сделал русский слог простым, острым, веселым. Он “дерзнул” писать не о величии, не о подвигах, а о добродетелях императрицы, увидев в ней обычного человека. Поэту удалось сохранить человеческое достоинство, искренность, правдивость.

О своих заслугах Брюсов говорит в четвертой строфе: За многих думал я, за всех знал муки страсти, Но станет ясно всем, что эта песнь – о них, И у далеких грез в непобедимой власти Прославят гордо каждый стих. Человеческие думы и страсти удалось передать, по мнению автора, в “певучих” словах своих творений. Стихотворения Державина и Брюсова сближаются не только тематически, но и по внешним особенностям их построения: оба написаны четырехстрочными строфами с мужскими и женскими рифмами, чередующимися во всех строфах по схеме: авав.

Метр обоих стихотворений – ямб. У Державина ямб шестистопный во всех строках, у Брюсова – шестистопный в первых трех строках и четырехстопный в четвертой строке каждой строфы. Учащиеся отмечают разницу и на синтаксическом уровне. У Брюсова стихотворение осложнено не только восклицательными формами, но и риторическими вопросами, что придает интонации некоторую экспрессивность и напряженность.

В стихотворении Державина образ лирического героя связывает все строфы, лишь в последней появляется образ музы, к которой обращается герой с мыслью о бессмертии. У Брюсова уже в первой строфе образ лирического героя противопоставлен тем, кто не понял поэта,- “толпе”: “Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. / Кричите, буйствуйте, его вам не свалить!”. Это противопоставление рождает трагичность мироощущения лирического героя. Интересно сравнение пространственных планов стихотворений.

У Державина: “Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,/ Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;..”. Брюсов пишет, что его страницы долетят: “В сады Украины, в шум и яркий сон столицы/ К преддверьям Индии, на берег Иртыша”. В пятой строфе география стиха обогащается новыми странами: И, в новых звуках, зов проникнет за пределы Печальной родины, и немец, и француз Покорно повторят мой стих осиротелый, Подарок благосклонных муз. Учащиеся приходят к выводу, что пространство стихотворения символиста намного шире: это не только просторы России, но и европейские страны – Германия, Франция.

Для поэта-символиста характерна гиперболизация темы памятника, масштабов влияния как собственной поэзии, так и поэзии вообще. Следующий этап работы может быть связан со сравнением изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом-классицистом и поэтом-символистом. Учащиеся выписывают в тетрадь эпитеты, сравнения, метафоры, обобщают примеры и делают выводы. Они отмечают доминирование у Державина эпитетов: “памятник чудесный, вечный”, “вихрь быстротечный”, “народах неисчетных”, “заслугой справедливой” и т. д., а также использование приема инверсии, что придает торжественность, отчетливость, предметность изображения. У Брюсова значительную роль в стихотворении играют метафоры: “распад певучих слов”, “подарок благосклонных муз” и т. д., что как бы подчеркивает масштабность стиля, склонность к обобщениям.

В стихотворении поэта-классициста закономерен образ императрицы и связанная с ней тема власти. Символиста не интересуют образы государственных деятелей, царей, полководцев. Брюсов показывает противоречивость мира реального.

В его стихотворении противопоставлены “каморка бедняка” и “дворец царя”, что вносит трагическое начало в произведение поэта-символиста. Учитель может обратить внимание учащихся на лексику, на звукопись и цветопись стихотворений. Находя общее и различия, учащиеся приходят к выводу о преемственности традиций в русской литературе и о разнообразии и богатстве стилей, методов, направлений. Ведущим началом поэзии Брюсова является мысль.

Лексика его стихов – звучная, близкая к ораторской речи. Стих – сжатый, сильный, “с развитой мускулатурой” /Д. Максимов/. Мысль главенствует и в стихотворении поэта-классициста, для стиля которого характерна риторичность, торжественность, монументальность. И в то же время в произведении каждого из них есть что-то свое, неповторимое.

Такая форма работы способствует повышению уровня восприятия лирики Державина и Брюсова, сложных и тончайших образов поэзии, позволяет сформировать и закрепить представления учащихся о теории и практике классицизма и символизма.

Анализ стихотворения Брюсова «Памятник»

В 1912 году Брюсов создает стихотворение «Памятник». Текст отсылает сразу к двум великим одноименным произведениям русской литературы. Из двадцатого столетия поэт общается с Державиным и Пушкиным.

Кроме того, Валерий Яковлевич оглядывается на древнеримского гения Горация, беря эпиграф из его XXX оды. В России она наиболее известна в переводе Капниста под названием «Я памятник себе воздвигнул долговечный…».

Если сравнивать державинское стихотворение с брюсовским, в первую очередь бросается в глаза сильное различие, касающееся

Он исключительно в границах Российской империи оставаться не собирается: В сады Украины, в шум и яркий сон столицы, К преддверьям Индии, на берег Иртыша… Через несколько строк поэт добирается до европейских стран: …и немец, и француз Покорно повторят мой стих осиротелый… Державин ставит себе в заслугу то, что смог сделать русский поэтический слог более легким, простым, что сумел дерзнуть писать не о подвигах

Брюсов также не забывает упомянуть собственные достижения. В чем они состоят? В умении облачить в «певучие» слова человеческие страсти и думы.

Пушкина Валерий Яковлевич воспринимал в качестве некоего символа, эстетического образца. Перу Брюсова принадлежат теоретические работы, посвященные его творчеству. У него есть опыт «дописывания» некоторых стихотворений Александра Сергеевича.

Естественно, Валерий Яковлевич не мог пройти мимо «Памятника» — одного из программных пушкинских произведений. Ключевое различие между двумя текстами заключается в разности восприятия вопросов бессмертия и грядущей славы. Пушкин предполагает, что останется в веках, благодаря творчеству, способному оказывать нравственное воздействие на людские души, сеять добро. Брюсову гораздо важнее непосредственно литературные заслуги: Распад певучих слов в грядущем невозможен, — Я есмь и вечно должен быть. Здесь стоит вспомнить о невероятном самолюбии, которое ярче всего проявилось в раннем творчестве Валерия Яковлевича.

Например, свой первый сборник под нескромным названием «Chefs d’oeuvre» поэт завещал «искусству и вечности».

Дайджест:

Анализ стихотворения Брюсова «Отреченье» «Отреченье» — стихотворение, написанное в 1896 году и относящееся к раннему творчеству Брюсова. Оно входит в последнюю часть сборника «Me eum esse» , увидевшего свет на закате девятнадцатого столетия. В. .

Анализ стихотворения Брюсова «Опять сон» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» он издал в 1895 году. В то время молодой поэт вообще скромностью. .

Анализ стихотворения Брюсова «Женщине» В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине», которое он написал в 1899 году, спустя. .

Анализ стихотворения Брюсова «У себя» В 1903 году Брюсов выпускает четвертый поэтический сборник, получивший название «Urbi et Orbi» . В нем огромное место отведено урбанистической теме. Валерий Яковлевич рисует картины жизни в большом городе, уделяя. .

Анализ стихотворения Брюсова «Труд» К теме труда Брюсов обращался не единожды, причем в разные периоды творчества. В частности, он написал сразу два стихотворения с одинаковым названием — «Работа». Первое датировано 1901 годом, второе —. .

Анализ стихотворения Брюсова «Мучительный дар» С самого детства Валерий Брюсов связывал свою жизнь с литературой, считая, что обладает настоящим талантом. Это мнение разделяли и близкие юного поэта, поэтому свой первый сборник стихов Брюсов назвал «Шедевры». .

Анализ стихотворения Брюсова «Ранняя осень» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях — поэт пытается найти философский смысл в привычных предметах и. .

Анализ стихотворения Брюсова «Облака» До момента своего увлечения символизмом Валерий Брюсов экспериментировал с различными направлениями в поэзии. Его ранняя пейзажная лирика выдержана в лучших традициях классицизма, и в ней можно найти подражание Фету и. .

Анализ стихотворения Брюсова «В будущем» Стихотворение «В будущем» относится к раннему творчеству Брюсова. Поэт включил его в свой дебютный сборник «Chefs d’oeuvre» , созданный по большей части под влиянием творчества Поля Верлена и увидевший свет. .

Анализ стихотворения Брюсова «К моей стране» События 1905 года живо обсуждались в литературных кругах. Кто-то видел в революционных погромах знамение судьбы и выступал за свержение самодержавия, кто-то, наоборот, поддерживал смутьянов, считая, что будущее России — за. .

Анализ стихотворения Брюсова «В тиши задремавшего парка…» В юности Валерий Брюсов пережил бурный роман, который закончился весьма трагически. Его возлюбленная Елена Краскова, с которой поэт рассчитывал сочетаться узами законного брака, в 1893 году скончалась от оспы. Однако. .

Читайте также:  Анализ стихотворения День Брюсова

Анализ стихотворения Брюсова «Умирающий костер» Валерий Брюсов никогда не считал себя гражданским поэтом, так как привык наблюдать за общественными переменами со стороны. Поэтому он довольно редко позволял себе публичные высказывания относительно того, что ждет его. .

Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» Валерий Брюсов с юности увлекался символизмом, поэтому неудивительно, что его первые литературные эксперименты были связаны именно с этим направлением. Позже уверенность в том, что произведения с двойным смыслом представляют несомненную. .

Анализ стихотворения Брюсова «Умершим мир!» Брюсов считал себя настоящим патриотом России, поэтому начало первой мировой войны он воспринял с воодушевлением. Однако очень скоро оно сменилось депрессивностью, в творчестве поэта вновь стали проскальзывать нотки декадентства, к. .

Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик» Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел. .

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны» Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905. .

Анализ стихотворения Брюсова «Тени прошлого» В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою. .

Анализ стихотворения Державина «Памятник» Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его произведениям. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже. .

Анализ стихотворения «Памятник» Державина Г. Р История создания. Стихотворение Державина, написан-иое в 1795 году, относится к зрелому периоду творчества поэта. Это было время подведения итогов жизни и творчества, когда поэт настойчиво стремится осмыслить пройденный им путь. .

Образ лирического героя в творчестве Брюсова В поэзии Брюсова этих лет звучат грустные интонации, но их содержание становится теперь более жизненным, изображаемые картины утрачивают прежнюю условность. Поэт понимает, что, независимо от его настроения, жизнь течет по. .

Анализ стихотворения Гиппиус «Надпись на книге» В 1904-ом в издательстве «Скорпион» вышел дебютный сборник Гиппиус, «декадентской мадонны» и «белой дьяволицы», самой яркой женщины русского символизма. В него вошло программное стихотворение «Надпись на книге», датированное 1896 годом. .

«Памятник» Державина и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина Сравнение Данные стихотворения очень схожи по теме. Темой является назначение поэта и поэзии на земле. Но осмысление этой темы у Пушкина и у Державина разное. У Пушкина поэт — это божий. .

На тему: ПАМЯТНИК А. С. ПУШКИНУ В МОСКВЕ В русской поэзии немало стихотворений, в которых сам ав­тор дает оценку своему творческому наследию. Всем известно и стихотворение А. С. Пушкина, в котором великий поэт имел все основания утверждать: Я. .

Поэтическое завещание Пушкина. Произведение по стихотворению «Я памятник себе воздвиг…» Я тысячами душ живу в сердцах Всех любящих, и, значит, я не прах, И смертное меня не тронет тленье. Макиавелли. Читая стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». .

Урбанистическая тема в поэзии Брюсова Претерпевает существеннейшие изменения урбанистическая тема — одна из центральных в творчестве Брюсова. Наметившись еще в 90-е годы, она становится теперь социально-конкретной. Как поэт-урбанист Брюсов откровенно любуется городом — его культурой. .

Антология Брюсова «Поэзия Армении» Нельзя не обойти вниманием такое исключительно важное событие в жизни Брюсова, как сближение его с армянской культурой и ее деятелями, относящееся к 1915-1916 годам. По предложению Московского Армянского комитета Брюсов. .

На тему: Памятник А. С. Пушкину Памятник А. С. Пушкину Впервые к памятнику А. С. Пушкину я приехал недавно. Подойдя к площади, еще издали увидел полное мысли и благородства ли­цо поэта и замер от благоговения и. .

Тяготение Брюсова к Пушкину и Лермонтову В его дневниках 90-х годов поражает обилие противопоставлений, наметок на будущее и стоящее за этим чувство обязанности перед собой, какого-то высшего императива, о котором позже Брюсов говорил в одном из. .

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт» В 1827-ом году Александр Сергеевич Пушкин пишет свое знаменитое стихотворение «Поэт». В своем творчестве автор неоднократно обращался к теме предназначения поэта, к его роли в этом мире. Так и в. .

Тема сочинения: Индивидуализм в ранней поэзии Брюсова Индивидуализм В ранней поэзии Брюсова по сути проистекал из стихийного недовольства наступающей властью капитала, ведущей к обезличиванию человека. Брюсов яростно защищал права личности, но эта защита не опиралась на какую-либо. .

Валерий Яковлевич Брюсов поэт, организатор и идеолог символистского движении Валерий Яковлевич Брюсов обосновал и развил в своем творчестве особенности поэтики символистов, когда художник отказывается от социальной направленности, а на первый план выдвигает личное, субъективное начало. Познание мира происходит через. .

Державин Памятник. Какие темы вы можете выделить в стихотворе­нии Памятник Какие темы вы можете выделить в стихотворе­нии «Памятник»? Высокое назначение поэта в обществе и народная память о его творчестве — веду­щие темы «Памятника». Можно выде­лить темы, через которые раскрываются. .

Общая характеристика лирики Валерия Яковлевича Брюсова На первом этапе существования символизма В. Брюсов был главным теоретиком нового течения и его признанным лидером. Сила характера, умение подчинять жизнь поставленным целям, способность к повседневной тщательной работе — эти. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Русская мелодия» Стихотворение «Русская мелодия» было впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» уже после смерти Лермонтова — в 1859-ом. Согласно нахождению в тетради II, оно датируется 1829 годом, соответственно, относится к раннему. .

Становление Брюсова как поэта Брюсов родился в зажиточной купеческой семье. Отец Валерия Брюсова, Яков Кузьмич, в зрелые годы отошел от торговых дел и жил на проценты. Это был человек, не сумевший найти свое место. .

Анализ Стихотворения «Деревня» Стихотворение «Деревня». Восприятие, толкование, оценка Летом 1819 года А. С. Пушкин выезжал в Михайловское — новгородское поместье матери. Под впечатлением этой поездки было создано стихотворение «Деревня». Первая половина сти­хотворения под. .

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова Н. А В стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки. Стихотворение написано в. .

На тему: НЕОБЫЧНЫЙ ПАМЯТНИК НЕОБЫЧНЫЙ ПАМЯТНИК Я расскажу вам о необычном памятнике. Он поставлен сен­бернару по кличке Барри и находится в Париже. На пьедестале выбита надпись: «Доблестный Барри спас от гибели сорок чело­век. Во. .

Анализ стихотворения С — А — Есенина «Гой ты, Русь моя родная!… — -» анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!…..» анализ стихотворения есенина гой Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» написано Есениным в 1914 году, когда. .

Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Это стихотворение представляет своего рода поэтическое завещание Пушкина. По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан. .

Анализ стихотворения Памятник Брюсова

Тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов, поэтому этой теме уделяется значительное внимание и в школьных программах. Сопоставительный анализ стихотворений Г.Р. Державина и В.Я.Брюсова поможет учащимся понять своеобразие решения темы памятника в творчестве поэта XVIII и XX века, раскрыть индивидуальность стиля, мировосприятия художников.

В основе этих двух стихотворений лежит одна тема, один источник – ода Горация “Памятник”. Стихотворения Г.Р.Державина и В.Я.Брюсова трудно назвать в точном смысле переводами оды Горация – это скорее вольное подражание или переделка последней, что позволяет литературоведам рассматривать эти произведения как самостоятельные и своеобразные.

Стихотворение Державина “Памятник” впервые было опубликовано в 1795 году под заглавием “К Музе. Подражание Горацию”. “Памятник” Брюсова был написан в 1912 году. Учитель просит учащихся прочитать стихотворения, сравнить их и ответить на вопросы:

Что именно каждый поэт признавал в своей деятельности заслуживающим бессмертия?

Сравните образный строй стихотворений, ритмическую организацию, строфику, синтаксис. Как это влияет на общий пафос стихотворений?

В чем своеобразие лирического героя стихотворений?

Обратите внимание на географические наименования. Как они определяют пространство стихотворений? Свои заслуги Державин видит в том, что:
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Учащиеся комментируют, что поэт сделал русский слог простым, острым, веселым. Он “дерзнул” писать не о величии, не о подвигах, а о добродетелях императрицы, увидев в ней обычного человека. Поэту удалось сохранить человеческое достоинство, искренность, правдивость.

О своих заслугах Брюсов говорит в четвертой строфе:
За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,
И у далеких грез в непобедимой власти
Прославят гордо каждый стих.

Человеческие думы и страсти удалось передать, по мнению автора, в “певучих” словах своих творений.

Стихотворения Державина и Брюсова сближаются не только тематически, но и по внешним особенностям их построения: оба написаны четырехстрочными строфами (у Державина – 5 строф, у Брюсова – 6) с мужскими и женскими рифмами, чередующимися во всех строфах по схеме: авав. Метр обоих стихотворений – ямб. У Державина ямб шестистопный во всех строках, у Брюсова – шестистопный в первых трех строках и четырехстопный в четвертой строке каждой строфы.

Читайте также:  Вино из одуванчиков - краткое содержание Брэдбери

Учащиеся отмечают разницу и на синтаксическом уровне. У Брюсова стихотворение осложнено не только восклицательными формами, но и риторическими вопросами, что придает интонации некоторую экспрессивность и напряженность.

В стихотворении Державина образ лирического героя связывает все строфы, лишь в последней появляется образ музы, к которой обращается герой с мыслью о бессмертии. У Брюсова уже в первой строфе образ лирического героя противопоставлен тем, кто не понял поэта,- “толпе”: “Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. / Кричите, буйствуйте, его вам не свалить!”. Это противопоставление рождает трагичность мироощущения лирического героя.

Интересно сравнение пространственных планов стихотворений. У Державина: “Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,/ Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;..”. Брюсов пишет, что его страницы долетят: “В сады Украины, в шум и яркий сон столицы/ К преддверьям Индии, на берег Иртыша”. В пятой строфе география стиха обогащается новыми странами:
И, в новых звуках, зов проникнет за пределы
Печальной родины, и немец, и француз
Покорно повторят мой стих осиротелый,
Подарок благосклонных муз.

Учащиеся приходят к выводу, что пространство стихотворения символиста намного шире: это не только просторы России, но и европейские страны – Германия, Франция. Для поэта-символиста характерна гиперболизация темы памятника, масштабов влияния как собственной поэзии, так и поэзии вообще.

Следующий этап работы может быть связан со сравнением изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом-классицистом и поэтом-символистом. Учащиеся выписывают в тетрадь эпитеты, сравнения, метафоры, обобщают примеры и делают выводы. Они отмечают доминирование у Державина эпитетов: “памятник чудесный, вечный”, “вихрь быстротечный”, “народах неисчетных”, “заслугой справедливой” и т.д., а также использование приема инверсии, что придает торжественность, отчетливость, предметность изображения. У Брюсова значительную роль в стихотворении играют метафоры: “распад певучих слов”, “подарок благосклонных муз” и т.д., что как бы подчеркивает масштабность стиля, склонность к обобщениям. В стихотворении поэта-классициста закономерен образ императрицы и связанная с ней тема власти. Символиста не интересуют образы государственных деятелей, царей, полководцев. Брюсов показывает противоречивость мира реального. В его стихотворении противопоставлены “каморка бедняка” и “дворец царя”, что вносит трагическое начало в произведение поэта-символиста.

Учитель может обратить внимание учащихся на лексику, на звукопись и цветопись стихотворений. Находя общее и различия, учащиеся приходят к выводу о преемственности традиций в русской литературе и о разнообразии и богатстве стилей, методов, направлений.

Ведущим началом поэзии Брюсова является мысль. Лексика его стихов – звучная, близкая к ораторской речи. Стих – сжатый, сильный, “с развитой мускулатурой” /Д.Максимов/. Мысль главенствует и в стихотворении поэта-классициста, для стиля которого характерна риторичность, торжественность, монументальность. И в то же время в произведении каждого из них есть что-то свое, неповторимое.

Такая форма работы способствует повышению уровня восприятия лирики Державина и Брюсова, сложных и тончайших образов поэзии, позволяет сформировать и закрепить представления учащихся о теории и практике классицизма и символизма.

Анализ стихотворения Памятник Брюсова

А. Д. Бушуева
(Татарская гимназия N2 им.Ш.Марджани, г.Казань)

тема памятника, методический аспект, сопоставительный анализ, поэтика, образная система

Тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов, поэтому этой теме уделяется значительное внимание и в школьных программах. Сопоставительный анализ стихотворений Г.Р. Державина и В.Я.Брюсова поможет учащимся понять своеобразие решения темы памятника в творчестве поэта XVIII и XX века, раскрыть индивидуальность стиля, мировосприятия художников.

В основе этих двух стихотворений лежит одна тема, один источник – ода Горация “Памятник”. Стихотворения Г.Р.Державина и В.Я.Брюсова трудно назвать в точном смысле переводами оды Горация – это скорее вольное подражание или переделка последней, что позволяет литературоведам рассматривать эти произведения как самостоятельные и своеобразные.

Стихотворение Державина “Памятник” впервые было опубликовано в 1795 году под заглавием “К Музе. Подражание Горацию”. “Памятник” Брюсова был написан в 1912 году. Учитель просит учащихся прочитать стихотворения, сравнить их и ответить на вопросы:

Что именно каждый поэт признавал в своей деятельности заслуживающим бессмертия?

Сравните образный строй стихотворений, ритмическую организацию, строфику, синтаксис. Как это влияет на общий пафос стихотворений?

В чем своеобразие лирического героя стихотворений?

Обратите внимание на географические наименования. Как они определяют пространство стихотворений? Свои заслуги Державин видит в том, что:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Учащиеся комментируют, что поэт сделал русский слог простым, острым, веселым. Он “дерзнул” писать не о величии, не о подвигах, а о добродетелях императрицы, увидев в ней обычного человека. Поэту удалось сохранить человеческое достоинство, искренность, правдивость.

О своих заслугах Брюсов говорит в четвертой строфе:

За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,
И у далеких грез в непобедимой власти
Прославят гордо каждый стих.

Человеческие думы и страсти удалось передать, по мнению автора, в “певучих” словах своих творений.

Стихотворения Державина и Брюсова сближаются не только тематически, но и по внешним особенностям их построения: оба написаны четырехстрочными строфами (у Державина – 5 строф, у Брюсова – 6) с мужскими и женскими рифмами, чередующимися во всех строфах по схеме: авав . Метр обоих стихотворений – ямб. У Державина ямб шестистопный во всех строках, у Брюсова – шестистопный в первых трех строках и четырехстопный в четвертой строке каждой строфы.

Учащиеся отмечают разницу и на синтаксическом уровне. У Брюсова стихотворение осложнено не только восклицательными формами, но и риторическими вопросами, что придает интонации некоторую экспрессивность и напряженность.

В стихотворении Державина образ лирического героя связывает все строфы, лишь в последней появляется образ музы, к которой обращается герой с мыслью о бессмертии. У Брюсова уже в первой строфе образ лирического героя противопоставлен тем, кто не понял поэта,- “толпе”: “Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. / Кричите, буйствуйте, его вам не свалить!” . Это противопоставление рождает трагичность мироощущения лирического героя.

Интересно сравнение пространственных планов стихотворений. У Державина: “Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,/ Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;..”. Брюсов пишет, что его страницы долетят: “В сады Украины, в шум и яркий сон столицы/ К преддверьям Индии, на берег Иртыша”. В пятой строфе география стиха обогащается новыми странами:

И, в новых звуках, зов проникнет за пределы
Печальной родины, и немец, и француз
Покорно повторят мой стих осиротелый,
Подарок благосклонных муз.

Учащиеся приходят к выводу, что пространство стихотворения символиста намного шире: это не только просторы России, но и европейские страны – Германия, Франция. Для поэта-символиста характерна гиперболизация темы памятника, масштабов влияния как собственной поэзии, так и поэзии вообще.

Следующий этап работы может быть связан со сравнением изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом-классицистом и поэтом-символистом. Учащиеся выписывают в тетрадь эпитеты, сравнения, метафоры, обобщают примеры и делают выводы. Они отмечают доминирование у Державина эпитетов: “памятник чудесный, вечный”, “вихрь быстротечный”, “народах неисчетных”, “заслугой справедливой” и т.д., а также использование приема инверсии, что придает торжественность, отчетливость, предметность изображения. У Брюсова значительную роль в стихотворении играют метафоры: “распад певучих слов”, “подарок благосклонных муз” и т.д., что как бы подчеркивает масштабность стиля, склонность к обобщениям. В стихотворении поэта-классициста закономерен образ императрицы и связанная с ней тема власти. Символиста не интересуют образы государственных деятелей, царей, полководцев. Брюсов показывает противоречивость мира реального. В его стихотворении противопоставлены “каморка бедняка” и “дворец царя” , что вносит трагическое начало в произведение поэта-символиста.

Учитель может обратить внимание учащихся на лексику, на звукопись и цветопись стихотворений. Находя общее и различия, учащиеся приходят к выводу о преемственности традиций в русской литературе и о разнообразии и богатстве стилей, методов, направлений.

Ведущим началом поэзии Брюсова является мысль. Лексика его стихов – звучная, близкая к ораторской речи. Стих – сжатый, сильный, “с развитой мускулатурой” /Д.Максимов/. Мысль главенствует и в стихотворении поэта-классициста, для стиля которого характерна риторичность, торжественность, монументальность. И в то же время в произведении каждого из них есть что-то свое, неповторимое.

Такая форма работы способствует повышению уровня восприятия лирики Державина и Брюсова, сложных и тончайших образов поэзии, позволяет сформировать и закрепить представления учащихся о теории и практике классицизма и символизма.

“ПАМЯТНИК” Г. Р. ДЕРЖАВИНА И “ПАМЯТНИК” В. Я. БРЮСОВА (методический аспект сопоставительного анализа)

памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов, поэтому этой теме уделяется значительное внимание и в школьных программах. Сопоставительный анализ стихотворений Г.Р. Державина и В.Я.Брюсова поможет учащимся понять своеобразие решения темы памятника в творчестве поэта XVIII и XX века, раскрыть индивидуальность стиля, мировосприятия художников.
В основе этих двух стихотворений лежит одна тема, один источник – ода Горация “Памятник”. Стихотворения Г.Р.Державина и В.Я.Брюсова трудно назвать в точном смысле переводами оды Горация – это скорее вольное подражание или переделка последней, что позволяет литературоведам рассматривать эти произведения как самостоятельные и своеобразные.
Стихотворение Державина “Памятник” впервые было опубликовано в 1795 году под заглавием “К Музе. Подражание Горацию”. “Памятник” Брюсова был написан в 1912 году. Учитель просит учащихся прочитать стихотворения, сравнить их и ответить на вопросы:
Что именно каждый поэт признавал в своей деятельности заслуживающим бессмертия?

Читайте также:  Анализ стихотворения Родной язык Брюсова

Просмотр содержимого документа
«”ПАМЯТНИК” Г. Р. ДЕРЖАВИНА И “ПАМЯТНИК” В. Я. БРЮСОВА (методический аспект сопоставительного анализа) »

“ПАМЯТНИК” Г. Р. ДЕРЖАВИНА И “ПАМЯТНИК”

В. Я. БРЮСОВА
(методический аспект сопоставительного анализа)

Тема памятника, методический аспект, сопоставительный анализ, поэтика, образная система.

Тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов, поэтому этой теме уделяется значительное внимание и в школьных программах. Сопоставительный анализ стихотворений Г.Р. Державина и В.Я.Брюсова поможет учащимся понять своеобразие решения темы памятника в творчестве поэта XVIII и XX века, раскрыть индивидуальность стиля, мировосприятия художников.
В основе этих двух стихотворений лежит одна тема, один источник – ода Горация “Памятник”. Стихотворения Г.Р.Державина и В.Я.Брюсова трудно назвать в точном смысле переводами оды Горация – это скорее вольное подражание или переделка последней, что позволяет литературоведам рассматривать эти произведения как самостоятельные и своеобразные.
Стихотворение Державина “Памятник” впервые было опубликовано в 1795 году под заглавием “К Музе. Подражание Горацию”. “Памятник” Брюсова был написан в 1912 году. Учитель просит учащихся прочитать стихотворения, сравнить их и ответить на вопросы:
Что именно каждый поэт признавал в своей деятельности заслуживающим бессмертия?
Сравните образный строй стихотворений, ритмическую организацию, строфику, синтаксис. Как это влияет на общий пафос стихотворений?
В чем своеобразие лирического героя стихотворений?
Обратите внимание на географические наименования. Как они определяют пространство стихотворений? Свои заслуги Державин видит в том, что:
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Учащиеся комментируют, что поэт сделал русский слог простым, острым, веселым. Он “дерзнул” писать не о величии, не о подвигах, а о добродетелях императрицы, увидев в ней обычного человека. Поэту удалось сохранить человеческое достоинство, искренность, правдивость.
О своих заслугах Брюсов говорит в четвертой строфе:
За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,
И у далеких грез в непобедимой власти
Прославят гордо каждый стих.
Человеческие думы и страсти удалось передать, по мнению автора, в “певучих” словах своих творений.
Стихотворения Державина и Брюсова сближаются не только тематически, но и по внешним особенностям их построения: оба написаны четырехстрочными строфами (у Державина – 5 строф, у Брюсова – 6) с мужскими и женскими рифмами, чередующимися во всех строфах по схеме: авав. Метр обоих стихотворений – ямб. У Державина ямб шестистопный во всех строках, у Брюсова – шестистопный в первых трех строках и четырехстопный в четвертой строке каждой строфы.
Учащиеся отмечают разницу и на синтаксическом уровне. У Брюсова стихотворение осложнено не только восклицательными формами, но и риторическими вопросами, что придает интонации некоторую экспрессивность и напряженность.
В стихотворении Державина образ лирического героя связывает все строфы, лишь в последней появляется образ музы, к которой обращается герой с мыслью о бессмертии. У Брюсова уже в первой строфе образ лирического героя противопоставлен тем, кто не понял поэта,- “толпе”: “Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. / Кричите, буйствуйте, его вам не свалить!”. Это противопоставление рождает трагичность мироощущения лирического героя.
Интересно сравнение пространственных планов стихотворений. У Державина: “Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,/ Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;..”. Брюсов пишет, что его страницы долетят: “В сады Украины, в шум и яркий сон столицы/ К преддверьям Индии, на берег Иртыша”. В пятой строфе география стиха обогащается новыми странами:
И, в новых звуках, зов проникнет за пределы
Печальной родины, и немец, и француз
Покорно повторят мой стих осиротелый,
Подарок благосклонных муз.
Учащиеся приходят к выводу, что пространство стихотворения символиста намного шире: это не только просторы России, но и европейские страны – Германия, Франция. Для поэта-символиста характерна гиперболизация темы памятника, масштабов влияния как собственной поэзии, так и поэзии вообще.
Следующий этап работы может быть связан со сравнением изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом-классицистом и поэтом-символистом. Учащиеся выписывают в тетрадь эпитеты, сравнения, метафоры, обобщают примеры и делают выводы. Они отмечают доминирование у Державина эпитетов: “памятник чудесный, вечный”, “вихрь быстротечный”, “народах неисчетных”, “заслугой справедливой” и т.д., а также использование приема инверсии, что придает торжественность, отчетливость, предметность изображения. У Брюсова значительную роль в стихотворении играют метафоры: “распад певучих слов”, “подарок благосклонных муз” и т.д., что как бы подчеркивает масштабность стиля, склонность к обобщениям. В стихотворении поэта-классициста закономерен образ императрицы и связанная с ней тема власти. Символиста не интересуют образы государственных деятелей, царей, полководцев. Брюсов показывает противоречивость мира реального. В его стихотворении противопоставлены “каморка бедняка” и “дворец царя”, что вносит трагическое начало в произведение поэта-символиста.

Учитель может обратить внимание учащихся на лексику, на звукопись и цветопись стихотворений. Находя общее и различия, учащиеся приходят к выводу о преемственности традиций в русской литературе и о разнообразии и богатстве стилей, методов, направлений.
Ведущим началом поэзии Брюсова является мысль. Лексика его стихов – звучная, близкая к ораторской речи. Стих – сжатый, сильный, “с развитой мускулатурой” /Д.Максимов/. Мысль главенствует и в стихотворении поэта-классициста, для стиля которого характерна риторичность, торжественность, монументальность. И в то же время в произведении каждого из них есть что-то свое, неповторимое.
Такая форма работы способствует повышению уровня восприятия лирики Державина и Брюсова, сложных и тончайших образов поэзии, позволяет сформировать и закрепить представления учащихся о теории и практике классицизма и символизма.

Сравнительный анализ стихотворений Г. Р. Державина и В. Я. Брюсова «Памятник»

Сравнительный анализ стихотворений Г. Р. Державина и В. Я. Брюсова «Памятник»

– Брюсова и Державина, – чтобы лучше увидеть, как эта тема понималась поэтом XVIII в. и поэтом XX в., как раскрывалась индивидуальность этих мастеров слова.

Итак, эти два стихотворения объединяет одна тема и один источник: ода Горация «Памятник». Стихотворения Г. Р. Державина и В. Я. Брюсова трудно назвать в точном смысле переводами оды Горация. Это, скорее, вольное подражание или переделка последней, что позволяет литературоведам рассматривать эти произведения как самостоятельные.

Стихотворение Державина «Памятник» впервые было опубликовано в 1795 г. под заглавием «К Музе. Подражание Горацию». «Памятник» Брюсова был написан в 1912 г. Эти два стихотворения разделяет 117 лет, но между ними есть сходство.

Свои заслуги Державин видит в том, что:

. первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

Поэт сделал русский слог простым, острым, веселым. Он «дерзнул» писать не о величии, не о подвигах, а о добродетелях императрицы, увидев в ней обычного человека. Поэту удалось сохранить человеческое достоинство, искренность, правдивость.

О своих заслугах Брюсов говорит в четвертой строфе:

За многих думал я, за всех знал муки страсти,

Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,

И у далеких грез в непобедимой власти

Прославят гордо каждый стих.

Человеческие думы и страсти удалось передать, по мнению автора, в «певучих» словах своих творений.

Стихотворения Державина и Брюсова сближаются не только тематически, но и по внешним особенностям их построения: оба написаны четырехстрочными строфами (у Державина – пять строф, у Брюсова – шесть) с мужскими и женскими рифмами, чередующимися во всех строфах. Оба стихотворения написаны ямбом. У Державина ямб шестистопный во всех строках, у Брюсова – шестистопный в первых трех строках и четырехстопный в четвертой строке каждой строфы.

У Брюсова стихотворение осложнено не только восклицательными формами, но и риторическими вопросами, что придает интонации некоторую экспрессивность и напряженность.

В стихотворении Державина образ лирического героя связывает все строфы, лишь в последней появляется образ музы, к которой обращается герой с мыслью о бессмертии. У Брюсова уже в первой строфе образ лирического героя противопоставлен тем, кто не понял поэта, – «толпе»:

Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.

Кричите, буйствуйте, его вам не свалить!

Это противопоставление рождает трагичность мироощущения лирического героя.

Брюсов пишет, что его страницы долетят:

В сады Украины, в шум и яркий сон столицы

К преддверьям Индии, на берег Иртыша.

И, в новых звуках, зов проникнет за пределы

Печальной родины, и немец, и француз

Подарок благосклонных муз.

масштабов влияния как собственной поэзии, так и поэзии вообще.

Что касается изобразительных средств в стихотворениях, то у Державина явно преобладают эпитеты: «вихрь быстротечный», «народах неисчетных», «памятник чудесный, вечный», «заслугой справедливой» и другие, а также использование приема инверсии, что придает торжественность, отчетливость, предметность изображения. У Брюсова значительную роль в стихотворении играют метафоры: «подарок благосклонных муз», «распад певучих слов» и другие, что как бы подчеркивает масштабность стиля, склонность к обобщениям. В стихотворении поэта-классициста закономерны образ императрицы и связанная с ней тема власти. Брюсова же не интересуют образы государственных деятелей, царей, полководцев. Поэт-символист показывает противоречивость мира реального. В его стихотворении противопоставлены «каморка бедняка» и «дворец царя», что вносит трагическое начало в произведение поэта-символиста. Несмотря на различия, в стихотворении Брюсова явно наблюдается преемственность традиций.

монументальность. И в то же время в произведении каждого из них есть что-то свое, неповторимое.

Ссылка на основную публикацию