Анализ стихотворения Первый снег Брюсова 7 класс

Анализ стихотворения «Первый снег» (В. Я. Брюсов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.06.2020 · Обновлено 15.06.2020

Валерий Яковлевич Брюсов — необыкновенный поэт Серебряного века, поэт-математик. С его любовью к математике и предрасположенностью к ней он мог бы многого достичь в научной деятельности, но Брюсов выбрал поэзию! Валерий Яковлевич отличался редким самолюбием. Часто своим сборникам присваивал иностранные названия. Брюсова можно назвать исключительным, оригинальным поэтом. Каждый творческий человек удивителен, понимаем по-своему, но творчество Валерия Яковлевича «зашифровано» как-то по-другому, в его поэзии, с одной стороны, каждый сможет найти родственную душу, а с другой – она чужда всем и вся. Многомудрый Литрекон проанализировал стихотворение поэта «Первый снег», разбор осуществлен по плану.

История создания

В 1895 году вышел первый сборник стихов автора, название которого было написано на французском языке и переводилось как «Шедевры». Стихотворение «Первый снег», созданное 21 января этого же года, входило в данный сборник, в цикл «будничных» стихов.

Этот сборник носил провокационный характер, он вызывал смешанные чувства у многих критиков и современников автора. Если название звучало просто самоуверенно, то содержание сборника, темы, которые затрагивал автор, были совсем эпатажными.

Но в книгу входили стихи, написанные и на более «классические» темы. «Первый снег» — это отблеск впечатлений автора, которые он получил, вглядываясь в первый снег, который своей белизной, своей свежестью омывал серые улицы города, обволакивал замерзшие деревья.

«Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки… Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству» — писал Брюсов о своём творчестве.

«Брюсов — «декадент», но он же и «классик»: он пушкинист, поклонник забытого Тютчева и отошедшего в тень Фета.» (З. Н. Гиппиус)

Жанр, направление, размер

«Первый снег» — это лирическое стихотворение, в котором автор выражает своё отношение, восхищение природой, такой красивой, идеальной.
Красота была единственным источником вдохновения автора, она была для Брюсова колыбелью всего превосходного, колыбелью творчества.

Валерий Яковлевич принадлежал к течению старших символистов, называя данное направление «поэзией намёков». «Искусство ради искусства» – принцип, которого придерживались и Брюсов, и его приверженцы.

Валерий Яковлевич считал, что в литературе (и в любом другом искусстве) важна сама личность автора, его особенность и индивидуальность, поэтому символизм Брюсова нельзя сравнивать с символизмом других поэтов данного течения, он своеобразный.

В творчестве поэта присутствуют классические стихотворения, без «намёков». Таким является и «Первый снег», касающийся души своей «простой» красотой, без завуалированных образов.

Размер стихотворения «Первый снег» – четырёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение состоит из 4 строф. Композиция лирического произведения «Первый снег» кольцевая.

  1. Первая строфа посвящена восторгам и восхищениям красотами зимы, серебристым снегом, который преображает всё вокруг. Ознакомившись с данным четверостишием в воображении, мы видим светящийся, переливающийся образ мира, который посетило чудо, «мир из серебра».
  2. Во второй строфе автор пишет о том, что зима – это мечта, сон наяву. Волшебство засыпало всё вокруг, немного изменив привычное глазу. Снег, окутав всё без исключений, обратил внимание человека на эти «обычные» красоты, которые не получают достойного внимания, к которым все привыкли.
  3. В третьем четверостишии поэт перечисляет эти «обычные вещи», которые ни кажутся теперь столь обычными. «Жизнь людей и жизнь природы полны новым и святым» — будто глаза открылись у лирического героя, у всех окружающих, будто включили дополнительный свет, не утаивающий ничего.
  4. Последняя строфа — это возвращение к первоначальному образу, образу неги наяву. Поэт пишет о том, что воображение теряется в догадках, оно запуталось, ведь то, что было мечтой стало явью. Автор прибегает к повторению строки «мир из серебра», возвращая наше внимание к самой сути.

Образы и символы

Лирическим героем произведения «Первый снег» является один из жителей города. Города, который посетил снег. Имеет место быть предположение, что этот герой — сам автор, который со своим творческим воображением, тонкой душой, один из первых заметил происходящее вокруг волшебство.

Основной образ стихотворения «Первый снег» — это заснеженная Москва. Примечательно то, что очень многие поэты обращались к теме природы, но именно В. Я. Брюсов описал городской пейзаж, он один из первых в своём творчестве обратил внимание на природные явления в интерьере города.

Данное стихотворение можно назвать смешанным: классика с символистскими чертами. На первый взгляд, Брюсов описывает природу, город, но с самой первой строфы начинает проявляться сплетение реальных событий с эфемерными. Грёзы, сны, волшебство, мечты, очарование – ирреальные явления, которые автор упоминает в произведении, которые являются прямым доказательством принадлежности стихотворения к символизму.

Автор использует «серебро», характеризуя мир: «Целый мир из серебра!». Серебряный цвет — символ чистоты и спокойствия. Также серебро является символом красноречия, что может объяснить внезапное озарение, пробуждение лирического героя, его внимательность к окружающему: снег окутав всё вокруг, «рассказал» о красоте, волшебстве мира.

Жемчуг имеет схожее символическое значение – чистота, белизна, тайное познание. Берёзки, которые ещё вчера были сумрачные, неприглядные, сегодня очистились, посвежели, они ярко светятся, мерцают.

Возможно, автор написал данное стихотворение без «намёков», а использовал данные характеристики, опираясь на сходство снега и используемых «символов». Но, в любом случае, употреблённые образные определения характеризуют зиму, снег достоверно, и то, и другое прочтение имеет право на существование.

Темы, проблемы, настроение

Можно выделить две основные темы, которые затрагивал Валерий Яковлевич в своих произведениях: исторические факты, события и город. Предметом авторского изображения данного произведения является город.

В. Я. Брюсова считают одним из первых поэтов-урбанистов. Поэт в своих произведениях подробно, достоверно описывает город, цивилизацию, затрагивает проблемы зависимости человека от созданных им же удобств, проблемы отстранённости, постепенной отдалённости от природы и всего естественного. Также, описывая городские пейзажи, автор рассуждает о человеческом уме, рассуждает о «материальности» современного человека, а также поэт пишет о «светлых» стремлениях такого человека, о его ориентации на духовное и возвышенное.

Настроение стихотворения «Первый снег» приятно-прохладное, волшебное.

Каждый год человек ждёт первый снег с необыкновенным трепетом, с какой-то надеждой, радуется ему. Снег, зима ассоциируются с чудом. Потрясающе точно подобранные автором слова практически полностью описывают тот неописуемый восторг, который испытывает человек при виде побелевшего, опушившегося города.

Основная идея

Смысл стихотворения «Первый снег» — это главная мысль о том, что мир полон волшебства, он сказочный, он пышет красотой, он необыкновенный! Чудо ждёт, когда каждый из нас обратит на него внимание!

Эта идея, в основе которой лежит поднятая поэтом проблема, существенна, актуальна во все времена. Как никогда, эту переданную автором мысль важно усвоить нам, сейчас, в наше суетное время, когда всё вокруг пролетает мимо.

Также нужно мечтать, верить в чудеса! Именно мечты помогают нам замечать чудесности окружающего мира, укрывают наши души, обнимают их, как снег прикрывает съёжившиеся от ветра голые деревья, охраняя их.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Первый снег» перечислены в списке:

  1. Аллитерация: в первой строфе повторяются звенящие звуки, которые создают впечатление хрустальности описываемого; также во всем стихотворении можно проследить частое повторение шипящих звуков, которые «окутывают» тишиной и загадочностью читателя.
  2. Эпитеты: «чёрно-голые берёзки», «белый дым».
  3. Метафора: «мир из серебра», «в жемчугах горят берёзки», «предметы старой прозы волшебством озарены», «жизни с грёзою игра».
  4. Гипербола: «Целый мир из серебра!»
  5. Анафора:

«Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!»

«Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!»

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «первый снег» по плану
СРОЧНО, прошу вас

u00abu041fu0435u0440u0432u044bu0439 u0441u043du0435u0433u00bbu0412.u042f. u0411u0440u044eu0441u043eu0432u0430

u041eu0441u043du043eu0432u043du0430u044f u043cu044bu0441u043bu044c:u0411u0440u044eu0441u043eu0432 u043eu043fu0438u0441u044bu0432u0430u0435u0442 u043fu0435u0440u0432u044bu0439 u0441u043du0435u0433.n

u00a0 u00a0 u0414u043bu044f u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f u043fu0435u0440u0432u044bu0439 u0441u043du0435u0433 u0441u0432u044fu0437u0430u043d u0441 u0432u043eu043bu0448u0435u0431u043du043eu0439 u0441u043au0430u0437u043au043eu0439.n

u00a0 u00a0 u041fu043eu044du0442 u0441u043eu0437u0434u0430u0451u0442 u043fu0440u0438u0447u0443u0434u043bu0438u0432u044bu0435 u044du043fu0438u0442u0435u0442u044b u0438 u043cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u044b.n

u00a0 u00a0 u041bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0433u0435u0440u043eu0439 u043eu0447u0430u0440u043eu0432u0430u043d u043eu0442u043au0440u044bu0432u0430u044eu0449u0435u0439u0441u044f u043fu0435u0440u0435u0434 u043du0438u043c u043au0430u0440u0442u0438u043du043eu0439.

u041au0430u0440u0442u0438u043du0430 :u0412.u042f. u0411u0440u044eu0441u043eu0432 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u0438u0437u0443u0435u0442 u043du0430u0447u0430u043bu043e u0437u0438u043cu044b u0438 u043fu043eu044fu0432u043bu0435u043du0438u0435 u043fu0435u0440u0432u043eu0433u043e u0441u043du0435u0433u0430, u043au043eu0433u0434u0430 u0432u0435u0441u044c u043cu0438u0440 u043fu0440u0435u043eu0431u0440u0430u0436u0430u0435u0442u0441u044f, u0430 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u043eu0449u0443u0449u0430u0435u0442 u0441u0435u0431u044f u0443u0447u0430u0441u0442u043du0438u043au043eu043c u0431u0435u043bu043eu0439 u0441u043au0430u0437u043au0438.

u041du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u0435:u0414u043bu044f u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f u0412.u042f. u0411u0440u044eu0441u043eu0432u0430 u043fu0435u0440u0432u044bu0439 u0441u043du0435u0433 u0441u0432u044fu0437u0430u043d u0441 u0432u043eu043bu0448u0435u0431u043du043eu0439 u0441u043au0430u0437u043au043eu0439, u0441u043e u0441u043du043eu043c, u0433u0434u0435 u0435u0441u0442u044c u043fu0440u0438u0437u0440u0430u043au0438 u0438 u0433u0440u0435u0437u044b, u043fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u0434u0430u043du043du043eu0435 u044fu0432u043bu0435u043du0438u0435 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u0438u0437u0443u0435u0442u0441u044f u0441u0430u043cu043eu0431u044bu0442u043du043eu0439 u043cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u043eu0439

u0413u043bu0430u0432u043du044bu0435 u043eu0431u0440u0430u0437u044b:u0440u043eu0434u043du044bu0435 u043au0440u0430u044f, u0441u0440u0435u0434u043du0435u0435u0432u0440u043eu043fu0435u0439u0441u043au0438u0435 u043bu0430u043du0434u0448u0430u0444u0442u044b, u044fu0432u043bu0435u043du0438u044f u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b: u0432u0435u0441u0435u043du043du0438u0439 u0434u043eu0436u0434u044c, u0437u0438u043cu043du044eu044e u0441u0442u0443u0436u0443, u0440u0430u043du043du044eu044e u043eu0442u0442u0435u043fu0435u043bu044c, u043bu0435u0442u043du0438u0439 u0437u043du043eu0439

u0421u0440u0435u0434u0441u0442u0432u0430: u043fu0440u0438u0447u0443u0434u043bu0438u0432u044bu0435 u044du043fu0438u0442u0435u0442u044b u0438 u043cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u044b.

u041fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0435u0435:u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u043fu0435u0440u0435u043fu043eu043bu043du0435u043du043e u043du0435u043eu0431u044bu0447u0430u0439u043du043eu0439 u0430u0442u043cu043eu0441u0444u0435u0440u043eu0439 u0437u0438u043cu043du0435u0433u043e u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u044f,u043au043eu0433u0434u0430 u0432u0435u0441u044c u043cu0438u0440 u043fu0440u0435u043eu0431u0440u0430u0436u0430u0435u0442u0441u044f,u0438 u043cu0438u0440 u043au0430u0436u0435u0442u0441u044f u0431u0435u043bu043eu0439 u0441u043au0430u0437u043au043eu0439.u0418u0442u0430u043a, u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u0412.u042f. u0411u0440u044eu0441u043eu0432u0430 u00abu041fu0435u0440u0432u044bu0439 u0441u043du0435u0433u00bb u043eu043fu0438u0441u044bu0432u0430u0435u0442 u043eu0434u043du043e u0438u0437 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u043du044bu0445 u044fu0432u043bu0435u043du0438u0439 u0438 u0432u044bu0440u0430u0436u0430u0435u0442 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430 u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f, u0435u0433u043e u043eu0447u0430u0440u043eu0432u0430u043du043du043eu0441u0442u044c u043fu0435u0440u0432u044bu043c u0441u043du0435u0433u043eu043c.

Литературное чтение 2 класс И.Бунин Первый снег план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Произведение относится к пейзажной лирике, однако в отличие от традиционных стихов данного жанра в качестве природного предмета восхищения для поэта становятся не окружающая деревенская природа, а картина заснеженной Москвы.

Основной темой стихотворения являются авторские впечатления яркости и красочности русской зимы, ассоциирующейся у лирического героя произведения с белоснежной сказкой, волшебством, прекрасным сном мира грез и фантазий.

Стихотворным размером стихотворения поэт выбирает четырехстопный хорей, непроизводящий впечатления громоздкости, грубости, тяжеловесности произведению, придающий поэтическому содержанию праздничные, торжественные музыкальные мотивы.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении применяются разнообразные метафоры, антонимы и эпитеты, а также многочисленный восклицательные предложения, демонстрирующие восхищенное настроение лирического героя, охваченное радостным воодушевлением.

Эмоциональный окрас стихотворения выполнен в одном, монотонном оттенке в виде серебряный, жемчужных, лазурных, дымчатых красках. При этом белоснежным цветовым эпитетам поэт противопоставляет образ берез до появления первых снежинок в черно-голых тонах. Мрачность городского пейзажа меняется под описанием ощущения морозного воздуха и лучей зимнего солнца.

Запечатленные поэтом художественные зарисовки начала зимнего периода являются для лирического героя образами божественного провидения, а также неким воплощением его детской мечты в ожидании предстоящего чуда и волшебства.

Образ лирического героя представляется в стихотворении в качестве ювелирных дел мастера, преображающего природу в драгоценный образ, создавая из реальности вымысел, а из вымысла – реальность.

Однако в произведении чувствуются и ноты авторской грусти в связи ощущением одиночества в искреннем восхищении увиденным на зимней прогулке, поскольку спешащие по заснеженным улицам прохожие, по мнению лирического героя, не замечают чудодейственного преображения природы, переливающегося всеми радужными красками, а, соответственно, не могут проникнуться вдохновением и радостью жизни.

Стихотворение направляет читателя в состояние ожидания новогоднего, рождественского праздника, символизирующего святую чистоту и обретение надежд на исполнение заветных желаний.

Вариант 2

На самом деле многие люди привыкли рассматривать какие-то перемены природы как данность и нечто совершенно естественное. Безусловно, лучшего слова, чем естественное и не подобрать, ведь природа и является, по сути, эталоном максимальной естественности. Тем не менее, речь идет об отвращении собственного взора от этой красоты процесса.

Первый снег нередко только детей воодушевляет и заставляет волноваться. Многие взрослые воспринимают его как обыденность, и только творческие натуры, поэты стремятся как-то осознать суть этого, подчеркнуть волшебство, восхититься этим удивительным фактом. Когда на землю спускается первый снег полностью меняется рисунок пейзажа, фактически мир становится другим и этот факт действительно волшебен.

Брюсов в своем стихотворении рисует нечто наподобие полотна импрессиониста, он делает акценты на ярких бликах серебра, на этом цвете, которые преображает действительность. Также поэт сравнивает первый снег с драгоценностям, к примеру, с жемчугом и в этом не только поэтически-художественное сравнение, но и смысловое, Брюсов говорит о по-настоящему ценном, о красоте и радости природы. Ведь действительно, этот жемчуг ценнее всех возможных, которые только могут получить лучшие ныряльщики, ведь он такой мимолетный и независимый от всего остального мира.

Только в один день люди могут любоваться первым снегом. Этот день действительно является чудом, которое подчеркивает общую чудесность природы, полноту и красоту мира. Недаром поэт пишет «Жизнь людей и жизнь природы полны новым и святым».

Этот простой природный феномен действительно позволяет прикоснуться к какой-то святости, чему-то высокому, а также к чем-то мечтальному. Брюсов часто говорит о мире грез и на самом деле именно такие факты как первый снег говорят о мире как пространстве грез и чего-то невообразимого. Речь не только о получаемом ощущении и впечатлениях, но о том как действительно трудно себе вообразить эти чудеса природы.

Ведь, если отрешиться от всего, и не знать, например, про смену времен года, то становится понятным каким талантливым художником является природа. Природа пишет красоту. Рождает мир из серебра.

Анализ стихотворения Первый снег по плану

Природа в стихах В.Я. Брюсова: анализ стихотворения «Первый снег»

Читать: Стихотворение В.Я. Брюсова «Первый снег»

(Иллюстрация: Сона Адалян)

Анализ стихотворения «Первый снег»

Одним из знаменитых русских поэтов, мастерски описывающих природу, является Валерий Яковлевич Брюсов. Что вдохновило поэта на создание этого шедевра – русская зима. А точнее сам переход из серых осенних дней в белоснежную сказку зимнего периода.

Стихотворение В.Я. Брюсова посвящено зиме во всей ее красе. Читая эти строки, кажется, что даже они переливаются белоснежными блестками. В этом произведении практически нет глаголов, складывается впечатление, что ты просто смотришь на белоснежное полотно, от которого веет прохладой. Ты видишь все оттенки первого снега, его очертания и прелести – «огни и блестки, мир из серебра, лазури белый дым». Благодаря этим строкам читатель может ощутить, как ярко светит солнце, а его лучи отражаются от белоснежного одеяла зимы. И совершенно неважно, что таких строк нет в этом произведении – мы это чувствуем.

Автор хотел передать свое наслаждение, вызванное наступлением прекрасного и чарующего времени года. Кажется, что он обожествляет этот период, не видит никаких отрицательных моментов. Строки: «Все предметы старой прозы волшебством озарены», «Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым» — это слова восхищения и наслаждения происходящим. Герой произведения с нетерпением ждал наступления зимней сказки. И ему до сих пор не верится, что это произошло –«Это — область чьей-то грезы, Это — призраки и сны!» Но все, же автор понимает, что жемчужный мир вокруг – это реальность. Теперь все изменилось, обрело новый смысл, герой понимает, что его маленькая мечта осуществилась.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сонет к форме Брюсова

Стихотворение «Первый снег» напоминает песню, которая плавно льется, словно струится. Поэт подарил читателю возможность пропеть каждое слово, прочувствовать каждую деталь. Мы видим этот преображенный город, мы ощущаем морозный воздух и лучи согревающего солнца. Для В.Я. Брюсова тема снежной сказки особенно близка, ведь для поэта-символиста описание лучшей жизни является основой творчества. А снег – это символ чего-то нового, чистого и невинного.

Несмотря на то, что данное произведение написано четырехстопным хореем, оно не производит впечатления громоздкого, эмоционально тяжелого и грубого стихотворения. Выбрав четырехстопный хорей, Валерий Яковлевич подарил читателю праздник, ноты торжественности.

Для того чтобы описать свои чувства, автор использует эпитеты, метафоры, антонимы и восклицания. Все это передает читателю эмоциональный окрас стихотворения. Можно сказать, что это стихотворение одного оттенка, монотонное. Серебро, жемчужины, лазурь, белый дым – все оттенки белого. Но читателю так не кажется, когда он вникает в эти строки. Жизнь в стихотворении «Первый снег» цветная, яркая, чистая и по-настоящему волшебная.

Валерий Яковлевич Брюсов смог подарить каждому из нас зимнюю сказку. Он подарил нам веру в светлое будущее, волшебство и чудеса.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся
    Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.
  • Анализ стихотворений Гумилева
  • Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад
    Анна Ахматова – человек весьма рациональный, как может показаться с виду, или как казалось вначале другим, кто ее толком не знал. Но когда ее узнавали поближе, все удивлялись
  • Анализ стихотворения Фета Ещё весны душистой нега
    В стихотворении А.А. Фетом воссоздана картина начала весны. Она еще не вступила в свои права, но поэт видит ее признаки в окружающей его природе
  • Анализ стихотворения Вольный сокол Фета
    Стихотворение А.А. Фета «Вольный сокол» написано в 1884 году. Это одно из поздних его творений. Он не отступает от своей главной темы и всё также пишет о своих чувствах, выражая их через красоту природы.

Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег». Зимнее волшебство

January 14, 2014
Природа очень часто является главной героиней в стихотворениях многих поэтов. Они с любовью и восхищением описывают родные края, красивые пейзажи, какие-то явления природы. Особенное умиление вызывает описание чего-то, что произошло впервые в этом году, например, первого летнего дождя с грозой, первого весеннего цветка, первой радуги на небе. Особое чувство радости и восторга вызывает первый снег. Стихи, посвященные зиме, в русской поэзии не являются редкостью.

Несмотря на то, что эта пора года считается самой холодной, безжалостной, она очаровывает своим разнообразием: то метель метет, то выглядывает яркое солнышко, заставляющее белоснежное покрывало играть всеми цветами радуги. Валерий Брюсов «Первый снег» написал в 1895 году, поэта так очаровало начало зимы и волшебное преображение природы, что он незамедлительно свои чувства и впечатления изложил на бумаге.

Обычно поэты изображают явления природы с натуралистической конкретикой или добавляя от себя какие-то поэтические ассоциации. Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» показывает, что лирический герой воспринимает действительность как сказку, волшебство, в котором есть место для грез и призраков, ему кажется, что это прекрасный сон. Автор в произведении использует много метафор и эпитетов. В стихотворении присутствует много восклицательных предложений, указывающих на приподнятое настроение героя, его восхищение и радость от увиденных пейзажей.

Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» позволяет понять, что описанная художественная картина является воплощением мечты автора. Воодушевление, охватившее лирического героя, мастерски передано четырехстопным хореем. Поэт считает, что появление первого снега преображает не только природу, но и меняет к лучшему жизнь людей. Валерий Яковлевич в этом стихотворении превратился в ювелира, надевшего на деревья жемчуга и украсившего весь мир серебром. Описанная им картина красивая и необычная, но какая-то неживая, не каждый сможет уютно себя чувствовать в царстве серебра и блесток.

Поэт хотел передать читателю свои чувства от начала зимы, о чем говорит и анализ стихотворения Брюсова «Первый снег». Автор изобразил в своем произведении чудо, только вчера черно-голые березки гнулись под холодным ветром, а сегодня они волшебным образом переоделись в роскошные зимние шубы и драгоценные уборы. Неожиданность перевоплощения сделала вымысел реальностью, а реальность – вымыслом. Обыденность, проникая в волшебный мир, приобретает совершенно иной смысл. Пешеходов и экипажи припорошило снегом, и они торопятся поскорее принести домой это серебро. Но в тепле оно тает, поэтому чтобы вдоволь насладиться сказочной атмосферой, необходимо выйти на улицу.

Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» показывает, насколько важно для автора было сохранить способность мечтать и верить в чудеса. Зима для него сравнивается со сказочными волшебниками, очаровывающими своей красотой и щедростью. Первый снег – это предшественник новогодних и рождественских праздников, которые символизируют святость и чистоту, несут людям надежду, что их жизнь изменится к лучшему, а заветные желания исполнятся.

Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной.

В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.

По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтическими ассоциациями.

Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, раскрывается:

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте стихотворения много восклицательных предложений:

Серебро, огни и блестки –

Целый мир из серебра.

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным провидением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать:

На лазури белый дым,

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Это стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передано воодушевление лирического героя от встречи с первым снегом.

Итак, «Первый снег» В.Я. Брюсова описывает одно из природных явлений и выражает чувства лирического героя, его очарованность первым снегом.

Русскую зиму часто описывали и описывают в стихотворениях. Она настолько красива, что, конечно, достойна такой популярности. Первый снег радует, как первый дождь, первый цветок. Но какое странное, завораживающее и неживое описание первого снега вышло из-под пера В. Брюсова. Такое ощущение, что описывает не поэт, а ювелир: так много серебра и жемчугов. «Целый мир из серебра» – это очень красиво и очень неуютно. По замыслу автора, перед нами обыкновенное чудо преображения, волшебства, мечты, снов. Черно-голые, бедные, гнущиеся под холодным ветром березки вдруг защеголяли в великолепных зимних шубах, в драгоценных уборах. Перевоплощение настолько неожиданно, что реальность стала вымыслом, а вымысел – реальностью.

Серебро, огни и блестки, –

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Привычная жизнь, проникая в сказочный мир, соприкасаясь с ним, приобретает иной, новый смысл. Засыпало снегом экипажи, запорошило пешеходов, и они торопятся унести это серебро домой. Но в тепле сказочное серебро тает и превращается в воду, поэтому, чтобы вновь ощутить сказочность зимы и сохранить ее дары, нужно вновь выйти на улицу, насладиться первым снегом.

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Первый снег – предшественник зимы, любимых праздников, подарков, таинственных гаданий, катаний на санках, это приближающаяся зимняя рождественская сказка, символ чистоты, святости. Каждый Новый год люди загадывают желания, надеются, что их мечты сбудутся. Зимняя сказка щедра, как сказочные волшебники, и красива, как волшебницы. Она дарит часть своей красоты и щедрости людям, очаровывая их, играя, мечтая вместе с ними.

Жизни с грезою игра…

Ювелирная зима преображается в иную драгоценность – способность мечтать, изменять реальность.

Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»

В своем творчестве многие поэты обращались к Ангелам-хранителям, при этом некоторые имели в виду не столько самого ангела, данного при крещении, сколько определенного человека. Однако никто кроме Блока не называл своим Ангелом-хранителем свою жену. Именно к своей супруге обращается поэт в произведении «Ангел-хранитель», которое он составил накануне годовщины собственной свадьбы. Стихотворение можно разделить на три составляющие. Первая часть описывает любовь поэта к своему ангелу и объясняет подробно, чем вызваны эти чувства.
Подробнее…

Анализ стихотворения Хлебникова «Заклятие смехом»

Велимир Хлебников по праву считается реформистом русской поэзии. В своем творчестве он экспериментировал не только с рифмой и слогом, но и со словоформами, утверждая, что для выражения своих мыслей и чувств совсем необязательно использовать все богатство и разнообразие русского языка. Являясь основоположником русского футуризма и сторонником символизма, Велимир Хлебников создал огромное количество новых слов, многие из которых успешно прижились в литературе и разговорном языке.

Анализ поэмы Есенина «Анна Снегина»

Ни для кого не секрет, что часто факты из личной жизни поэтов, писателей, художников переосмысляются на ином уровне – так, что ложатся в основу поэмы, романа, картины. Широко известна автобиографическая трилогия Максима Горького «Детство. В людях. Мои университеты ». Так случилось и с поэтом ХХ века Сергеем Александровичем Есениным. Побывав в 1918 году, после грянувшей Октябрьской революции, в своем родном селе Константинове Рязанской губернии, он позже создал несколько стихотворений, посвященных переосмыслению происшедших событий, и свою, пожалуй, самую главную поэму «Анна Снегина».

Урок литературы в 7 классе на тему «Лингвистический анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Первый снег»»

Анализ стихотворения Брюсова Первый снег

Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной.

В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.

По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтическими ассоциациями.

Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, раскрывается:

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте стихотворения много восклицательных предложений:

Серебро, огни и блестки –

Целый мир из серебра.

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным провидением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать:

На лазури белый дым,

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Это стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передано воодушевление лирического героя от встречи с первым снегом.

Итак, «Первый снег» В.Я. Брюсова описывает одно из природных явлений и выражает чувства лирического героя, его очарованность первым снегом.

Русскую зиму часто описывали и описывают в стихотворениях. Она настолько красива, что, конечно, достойна такой популярности. Первый снег радует, как первый дождь, первый цветок. Но какое странное, завораживающее и неживое описание первого снега вышло из-под пера В. Брюсова. Такое ощущение, что описывает не поэт, а ювелир: так много серебра и жемчугов. «Целый мир из серебра» – это очень красиво и очень неуютно. По замыслу автора, перед нами обыкновенное чудо преображения, волшебства, мечты, снов. Черно-голые, бедные, гнущиеся под холодным ветром березки вдруг защеголяли в великолепных зимних шубах, в драгоценных уборах. Перевоплощение настолько неожиданно, что реальность стала вымыслом, а вымысел – реальностью.

Серебро, огни и блестки, –

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Привычная жизнь, проникая в сказочный мир, соприкасаясь с ним, приобретает иной, новый смысл. Засыпало снегом экипажи, запорошило пешеходов, и они торопятся унести это серебро домой. Но в тепле сказочное серебро тает и превращается в воду, поэтому, чтобы вновь ощутить сказочность зимы и сохранить ее дары, нужно вновь выйти на улицу, насладиться первым снегом.

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Первый снег – предшественник зимы, любимых праздников, подарков, таинственных гаданий, катаний на санках, это приближающаяся зимняя рождественская сказка, символ чистоты, святости. Каждый Новый год люди загадывают желания, надеются, что их мечты сбудутся. Зимняя сказка щедра, как сказочные волшебники, и красива, как волшебницы. Она дарит часть своей красоты и щедрости людям, очаровывая их, играя, мечтая вместе с ними.

Жизни с грезою игра…

Ювелирная зима преображается в иную драгоценность – способность мечтать, изменять реальность.

Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Снег идет»

Вариант 1

Борис Пастернак долгое время считал себя футуристом, считая, что в любом произведении первостепенное значение имеет не содержание, а форма и образ подачи своих мыслей. Однако постепенно поэт отказался от этих взглядов, и его более поздние стихи наполнены глубокой жизненной философией, через призму которой он рассматривает различные явления, ища в них некую закономерность.

Читайте также:  Анализ стихотворения Каменщик Брюсова

Тема скоротечности жизни является ключевой в творчестве Пастернака, ее он затрагивает во многих своих произведениях, среди которых – стихотворение «Снег идет», написанное в 1957 году. Ранний московский первый снег вызвал у поэта весьма противоречивые чувства, он сравнивает его с волшебным полетом, в который пускаются не только люди, но и неодушевленные предметы – лестницы, перекрестки, мостовые. «Тянутся цветы герани за оконный переплет» — этой фразой пастернак подчеркивает, что даже комнатные растения, привыкшие к теплу, рады снегопаду, который символизирует очищение земли, которой вскоре предстоит облачиться в роскошное белое одеяние.

Преображение мира для поэта является не обыденным и привычным явлением, а чем-то возвышенным и недоступным для человеческого понимания. Поэтому Пастернак сравнивает снегопад со встречей неба и земли, одушевляя оба эти понятия. Так, небосвод автор представляет в виде чудака, который «в заплатаном солопе сходит наземь». При этом поэт остро чувствует скоротечность времени, о. Несмотря на то, что снегопад дарит ощущение праздника и радости, автор видит в этом явлении и обратную сторону медали, которая свидетельствует о том, что с каждой снежинкой убегают минуты жизни. Поэтому именно зимой Пастернак особо остро чувствует, что настоящее в одно мгновение становится прошлым, и изменить это не под силу никому.

Именно поэтому вместе с чувством радости и свободы снегопад вызывает у поэта ощущение смятения. Передает он его через образы убеленного снегом пешехода, «удивленных растений» и поворота перекрестка, который меняется буквально на глазах. Но пройдет несколько недель, снег растает и мир примет свои привычные очертания, а волшебство зимы останется лишь в памяти, которая является весьма хрупким и ненадежным хранилищем наших чувств и переживаний. И именно это пугает Пастернака, который не готов свыкнуться с мыслью, что очередной снегопад ему уже не доведется увидеть, но мир от этого не измениться, а время не замедлит свой ход.

Вариант 2

Стихотворение «Снег идет», вошедшее в последний сборник Б. Пастернака «Когда разгуляется», было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа «Доктор Живаго» надломило физическое состояние Пастернака.

Название стихотворения заявляет его тему – снегопад. Однако, кроме пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к пейзажно-философской лирике. В центр произведения Пастернак помещает проблему времени и человека в течении этого времени.

Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Чудесное, завораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли. Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.

Но одновременно с радостным чувством поэт и лирический герой ощущает смятение в душе – ведь с каждой снежинкой убегает отпущенное нам драгоценное время, а настоящее мгновенно становится прошлым, пережитым. Смятенье передается через «удивленные растения», идущего по жизни «убеленного пешехода» (снегом или прожитыми годами?) и «поворот перекрестка», который воспринимается как поворот судьбы, где у человека возникает выбор жизненного пути. Снегопад заставляет лирического героя взглянуть на обыденные вещи по-иному, понять и прочувствовать Время.

Сопрягая идею Времени и такое явление природы, как снегопад, поэт раскрывает главную тайну времени – относительность его течения: «с ленью той или с той же быстротой?». Вечное, непрерывное движение снега, создаваемое динамическим повтором «Снег идет», становится символом времени, которое невозможно остановить даже на мгновение.

Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели («промежуток краткий», святки, Новый год), и есть вечное движение времени – «Может быть, проходит время, Может быть, за годом год». Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное (цветы герани, ступени лестницы) и бесконечное (небосвод, бег времени). Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.

Интересна звуковая организация стиха. Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное количество строк: первые пять строф – четверостишия, шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку, седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк. Такое построение акцентирует внимание на размышлениях лирического героя о жизни и о времени. Для создания произведения Пастернак использовал четырехстопный хорей и сочетание различных видов рифмовки – охватной (в первой, третьей, четвертой и пятой строфах) и перекрестной (во второй строфе). Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок. Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную мелодичность и музыкальность.

Особая выразительность произведения достигается за счет разнообразия используемых изобразительных средств: метафор (к белым звездочкам в буране), сравнений (словно с видом чудака), олицетворений (сходит наземь небосвод), эпитетов (убеленный пешеход, удивленные растения, заплатанном салопе).

Стихотворение насыщено фигурами поэтической речи. Рефрен «снег идет» передает падение тяжелых хлопьев, подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада. Риторические вопросы в шестой и седьмой строфах, усиленные анафорой «может быть», акцентируют главную мысль стихотворения о быстротечности времени. Пастернак использует также такие стилистические приемы, как инверсию («Снег идет, густой-густой») и антитезу (белый снег – черной лестницы ступени).

Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.

Вариант 3

Стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет» только с первого взгляда кажется рядовым представителем пейзажной лирики, на самом деле в не присутствуют очень глубокие мысли и переживании, относящие произведение скорее к лирике философской. Чтобы эти мотивы и эмоции прочувствовать, необходимо провести анализ стихотворения «Снег идет».

С самого начала, в первых строфах мы видим картину падающего снега. Сильный снегопад подчеркивается тем, что поэт использует большое количество глаголов, которые помогают создать картину движения, бесконечного и упорядоченного – как сильный зимний снегопад. Все в смятении, вся природа тревожится, и, кажется, не хлопья падают, а небосвод. Все вокруг погружается в картину падающего снега: и цветы герани, и ступени лестницы.

Но во второй части стихотворения начинают звучать совсем другие ноты. И начинается это настроения с первого же стиха пятой строфы: «потому что жизнь не ждет». Тут лирический герой уже видит не просто идущий снег, не просто зимнюю вьюгу за окном. Он уже смотрит дальше, сквозь белую пелену, сквозь природу, сквозь все земное. И что же видит поэт в белых снежинках? Что за таинство открывается ему в картине снежной метели? Жизнь. Поэт видит и делится со своим читателем тем, насколько быстротечна и угасающа наша земная жизнь. Как снежинки за окном в своем вечном танце падают на землю, так и жизнь человека быстро проходит от начала до конца своего пути и тает, упав на землю.

Поэт пишет о том, насколько быстро сменяют друг друга разные моменты нашей жизни, вот сегодня «святки», а совсем скоро уж «там и новый год». Не успеваешь оглянуться, как одни события сменяют другие, и тебе остается только бежать вслед за свое жизнью.

В последней строфе поэт повторяет все свои мысли, а в последней картине появляется странник. Кто этот странник? Убелен ли он хлопьями снега, которые кружат вокруг него в зимней метели или же он убелен сединами, потому что вместе с хлопьями снега прошла и вся его жизнь? Он находится рядом с перекрестком – еще одним символом жизни, символом ее поворотов и перемен.

На протяжении всего стихотворения поэт повторяет одни и те же слова: «снег идет». Это создает картину движения, но не только движений природы, таких как снег, но и движений жизни, которая также проходит за окном. Все это помог понять нам анализ стихотворения «Снег идет» Бориса Пастернака.

309,Анализ стихотворения Снег В, брюсова

Знаменитый и многими любимый поэт Александр Брюсов с самой юности был ярким сторонником символизма. Именно это направление привлекало поэта больше всех других. Поэтому вовсе не удивительно, что самые первые произведения данного поэта были созданы именно в этом стиле. Позже его уверенность в том, что данный стиль является уникальным, и стоит придерживаться, только его лишь укрепились. Тем не менее, несмотря на большую любовь к символизму автор время от времени возвращался к доброй классике, то делалось в основном для того, чтобы доказать что самые обычные стихотворения могут быть такими же яркими и выдающимися, как стихотворения, которые содержат зашифрованные образы и смыслы.

Ярким примером стихотворений данного автора, написанных в стиле классицизма можно назвать «Первый снег», 1825 года.

По своей структуре данное произведение очень схоже с произведениями других поэтов, не менее известных, любимых и узнаваемых, которые сочиняли свои произведения в 18-19 веке. Нужно отметить, что все вышеупомянутые поэты увлекались пейзажной лирикой.

Единственной, но весьма заметной разницей является то, что Брюсов в своем произведении описывал полюбившеюся ему заснеженную Москву.

В данном произведении автор использовал всевозможные литературные приемы, такие как красочные прилагательные, метафоры, эпитеты и так далее.

Так же стоит отметить, что в данном произведении чувствуется небольшая грусть. Грусть автор отмечает в том, что окружающие люди в суете ежедневных дней не замечают всю красоту главного города нашей большой страны. Грусть от того, что многие воспринимают Москву исключительно как город, где можно заработать денежные средства,

даже не думая о том, что, прежде всего — это удивительно красивое место, в котором, конечно же, есть чему удивиться.

Если говорить о размерах стихотворения, то основную мысль автору удалось разместить в 16 строчках, связав их перекрестной рифмой, которая делает стихотворение плавным, лаконичным и непрерывным. Особое внимание автор уделяет мелочам, которые наполняют произведение главным смыслом.

7, 11 класс по плану

Природа в стихах В.Я. Брюсова: анализ стихотворения «Первый снег»

Анализ стихотворения «Первый снег»

Одним из знаменитых русских поэтов, мастерски описывающих природу, является Валерий Яковлевич Брюсов. Что вдохновило поэта на создание этого шедевра – русская зима. А точнее сам переход из серых осенних дней в белоснежную сказку зимнего периода.

Стихотворение В.Я. Брюсова посвящено зиме во всей ее красе. Читая эти строки, кажется, что даже они переливаются белоснежными блестками. В этом произведении практически нет глаголов, складывается впечатление, что ты просто смотришь на белоснежное полотно, от которого веет прохладой. Ты видишь все оттенки первого снега, его очертания и прелести – «огни и блестки, мир из серебра, лазури белый дым». Благодаря этим строкам читатель может ощутить, как ярко светит солнце, а его лучи отражаются от белоснежного одеяла зимы. И совершенно неважно, что таких строк нет в этом произведении – мы это чувствуем.

Автор хотел передать свое наслаждение, вызванное наступлением прекрасного и чарующего времени года. Кажется, что он обожествляет этот период, не видит никаких отрицательных моментов. Строки: «Все предметы старой прозы волшебством озарены», «Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым» — это слова восхищения и наслаждения происходящим. Герой произведения с нетерпением ждал наступления зимней сказки. И ему до сих пор не верится, что это произошло –«Это — область чьей-то грезы, Это — призраки и сны!» Но все, же автор понимает, что жемчужный мир вокруг – это реальность. Теперь все изменилось, обрело новый смысл, герой понимает, что его маленькая мечта осуществилась.

Стихотворение «Первый снег» напоминает песню, которая плавно льется, словно струится. Поэт подарил читателю возможность пропеть каждое слово, прочувствовать каждую деталь. Мы видим этот преображенный город, мы ощущаем морозный воздух и лучи согревающего солнца. Для В.Я. Брюсова тема снежной сказки особенно близка, ведь для поэта-символиста описание лучшей жизни является основой творчества. А снег – это символ чего-то нового, чистого и невинного.

Несмотря на то, что данное произведение написано четырехстопным хореем, оно не производит впечатления громоздкого, эмоционально тяжелого и грубого стихотворения. Выбрав четырехстопный хорей, Валерий Яковлевич подарил читателю праздник, ноты торжественности.

Для того чтобы описать свои чувства, автор использует эпитеты, метафоры, антонимы и восклицания. Все это передает читателю эмоциональный окрас стихотворения. Можно сказать, что это стихотворение одного оттенка, монотонное. Серебро, жемчужины, лазурь, белый дым – все оттенки белого. Но читателю так не кажется, когда он вникает в эти строки. Жизнь в стихотворении «Первый снег» цветная, яркая, чистая и по-настоящему волшебная.

Валерий Яковлевич Брюсов смог подарить каждому из нас зимнюю сказку. Он подарил нам веру в светлое будущее, волшебство и чудеса.

«Первый снег» В.Брюсов

«Первый снег» Валерий Брюсов

Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег»

Валерий Брюсов с юности увлекался символизмом, поэтому неудивительно, что его первые литературные эксперименты были связаны именно с этим направлением. Позже уверенность в том, что произведения с двойным смыслом представляют несомненную ценность, лишь укрепилось, и поэт с еще большим энтузиазмом принялся осваивать новое для него направление творчества. Тем не менее, время от времени Брюсов все же обращался к старой доброй классике, доказывая тем самым, что простые и понятные стихи могут выражать чувства и передавать настроения не менее точно, чем завуалированные и «зашифрованные» между строк образы. Примером классического произведения этого поэта является стихотворение «Первый снег», созданное в 1895 году.

По своей структуре оно очень схоже с произведениями великих русских поэтов 18-19 веков, которые увлекались пейзажной лирикой. Разница лишь в том, что предметом восхищения Брюсова стали не леса и поля, а заснеженная Москва. Пораженный ее величием и красотой, автор с удивлением отмечает: «Целый мир из серебра!». Это первое впечатление оказывается настолько ярким и пленительным, что поэт начинает подмечать даже те мелочи, на которые ранее никогда не обращал внимания. Так, привычные березы кажутся ему наряженными в жемчуга, и эти дивные украшения переливаются на солнцем всеми цветами радуги. Весь мир преобразился в одну лишь ночь, и Брюсов не перестает этому удивляться. «Все предметы старой прозы волшебством озарены», — подчеркивает автор.

Читайте также:  Вино из одуванчиков – краткое содержание Брэдбери

Он видит, что жизнь в столице идет своим чередом. По улицам все так же мчатся экипажи и спешат по своим делам прохожие, которым нет никакого дела до того, что мир преобразился. Однако поэт убежден, что подобным метаморфозы имеют чудодейственную силу. «Жизнь людей и жизнь природы полны новым и святым», — убежден поэт. Он не пытается получить ответ на вопрос, по чьей воле мрачный и грязный город вдруг стал похож на иллюстрацию к удивительной сказке. «Воплощение мечтаний, жизни с грезою игра», — именно так характеризует Брюсов тот удивительный пейзаж, который видит перед собой. И этого вполне достаточно чтобы почувствовать себя счастливым, обрести вдохновение и радость жизни. Поэта огорчает лишь то, что среди огромного количества людей он – единственный, кто искренне восхищается увиденным и получает удовольствие от зимней прогулки, которая дарит ему столько новых мыслей и ощущений .

Анализ стихотворения «Первый снег»

Одним из знаменитых русских поэтов, мастерски описывающих природу, является Валерий Яковлевич Брюсов. Что вдохновило поэта на создание этого шедевра – русская зима. А точнее сам переход из серых осенних дней в белоснежную сказку зимнего периода.

Стихотворение В.Я. Брюсова посвящено зиме во всей ее красе. Читая эти строки, кажется, что даже они переливаются белоснежными блестками. В этом произведении практически нет глаголов, складывается впечатление, что ты просто смотришь на белоснежное полотно, от которого веет прохладой. Ты видишь все оттенки первого снега, его очертания и прелести – «огни и блестки, мир из серебра, лазури белый дым». Благодаря этим строкам читатель может ощутить, как ярко светит солнце, а его лучи отражаются от белоснежного одеяла зимы. И совершенно неважно, что таких строк нет в этом произведении – мы это чувствуем.

Автор хотел передать свое наслаждение, вызванное наступлением прекрасного и чарующего времени года. Кажется, что он обожествляет этот период, не видит никаких отрицательных моментов. Строки: «Все предметы старой прозы волшебством озарены», «Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым» — это слова восхищения и наслаждения происходящим. Герой произведения с нетерпением ждал наступления зимней сказки. И ему до сих пор не верится, что это произошло –«Это — область чьей-то грезы, Это — призраки и сны!» Но все, же автор понимает, что жемчужный мир вокруг – это реальность. Теперь все изменилось, обрело новый смысл, герой понимает, что его маленькая мечта осуществилась.

Стихотворение «Первый снег» напоминает песню, которая плавно льется, словно струится. Поэт подарил читателю возможность пропеть каждое слово, прочувствовать каждую деталь. Мы видим этот преображенный город, мы ощущаем морозный воздух и лучи согревающего солнца. Для В.Я. Брюсова тема снежной сказки особенно близка, ведь для поэта-символиста описание лучшей жизни является основой творчества. А снег – это символ чего-то нового, чистого и невинного.

Несмотря на то, что данное произведение написано четырехстопным хореем, оно не производит впечатления громоздкого, эмоционально тяжелого и грубого стихотворения. Выбрав четырехстопный хорей, Валерий Яковлевич подарил читателю праздник, ноты торжественности.

Для того чтобы описать свои чувства, автор использует эпитеты, метафоры, антонимы и восклицания. Все это передает читателю эмоциональный окрас стихотворения. Можно сказать, что это стихотворение одного оттенка, монотонное. Серебро, жемчужины, лазурь, белый дым – все оттенки белого. Но читателю так не кажется, когда он вникает в эти строки. Жизнь в стихотворении «Первый снег» цветная, яркая, чистая и по-настоящему волшебная.

Валерий Яковлевич Брюсов смог подарить каждому из нас зимнюю сказку. Он подарил нам веру в светлое будущее, волшебство и чудеса.

Анализ стихотворения Ассаргадон Брюсова

Поэты нередко описывают и рассматривают фигуры сильных мира сего. Во многом такие личности представляют для творческих людей интересное пространство для деятельности, ведь они невероятным образом отличаются от самих поэтов. Конечно, в какой-то степени и те и другие являются властителями человеческих дум, но все-таки разница заметна и при поверхностном взгляде.

Особенностью поэтического видения нередко является гипербализация и чрезмерное усложнение фигур различных великих завоевателей, хотя, конечно, не следует отрицать возможности великому завоевателю являться также и глубокой натурой. Так или иначе, Брюсов берет героем своего стихотворения фигуру царя Ассаргадона, который до сих пор известен как грандиозная историческая личность. Про него свидетельствуют надписи, которые до сих пор хранятся на некоторых зданиях в Сирии.

Этот Ассирийский правитель был известен своими тотальными завоеваниями и подчинением других стран собственной воле. Об этом пишет и Брюсов: «Сидон ниспроверг..» , «Египту .. как закон», «Элам .. в моем едином взоре». Далее звучит резюме о троне, который воздвигнут на костях врагов и повторяется основной посыл, который несет Ассаргадон своими соперникам: горе.

Равно как для любого правителя, для Ассаргадона основной целью на земле является обретение земной славы и величия. При этом этих целей он действительно достигает и теперь располагается как бы на самой вершине всего мира. На этом миге Брюсов и предлагает рассмотреть фигуру властителя, который фактически выполнил свою цель и более не имеет пределов, к которым следует стремиться.

Во-первых, довольно интересным является наличие такой метаморфозы сознания царя как преобразование действительности в сферу чего-то ирреального. Для него «деянья людей —тень в безумном сне, мечта о подвигах – детская забава» и не удивительно, ведь если простой человек для достижения какой-то собственной цели нуждается в усилиях и преодолении препятствий, то для царя любые пути открыты. Поэтому он может совершить любой подвиг и, соответственно, ценность этого подвига снижается, он становится детской забавой.

Конечно, Ассаргадон упивается земным величьем, но он не может ни с кем разделить свое счастье, да и счастлив ли Ассаргадон. Ведь, оказавшись на вершине, он обретает только одиночество.

Вариант 2

Как известно из библейского предания, царь Навуходоносор, который возомнил себя владыкой мира, оказался в итоге в весьма плачевном положении. Его Господь превратил в животное и тем самым преподал урок усмирения гордыни. История довольно известная и типичная, если вообще говорить о специфике высшей власти.

Когда человек достигает определенного предела, он более не знает к чему стремится и становится отделенным от людей, становится как бы существом другого порядка. Конечно, иногда становится так как описывает Библия про Навуходоносора, но иногда бывает и так, когда царь просто остается наедине со своим величием. Брюсов описывает именно такую ситуацию.

Ассаргадон является подлинной исторической фигурой, он правил на территории Сирии в седьмом веке до новой эры, он действительно покорил многие народы. В своем стихотворении Брюсов пытается передать особенности такого человека, «стою один, величьем упоен» – вот куда приводит намерение получить абсолютную власть, Ассаргадон остается один, но на вершине.

Безусловно, таковым вообще является общественное устройство и на всяких социальных вершинах довольно холодно и одиноко. Тем не менее, Ассаргадон у Брюсова также приходит и к совершенно иному миропониманию, для него «мечта о подвигах – как детская забава», то есть он буквально может воплотить любую свою мечту в действительность, только помыслив об этом. Например, завоевать какую-то страну или сделать нечто подобное.

Брюсов говорит не только о величии своего героя, он также указывает на определенную безысходность «исчерпал до дна тебя, земная слава» – говорит Ассаргадон, то есть более ему не куда двигаться и в отличие от Навуходоноссора ему не является назидательный голос, который может взывать к смирению. Довольно любопытно сравнивать эти две фигуры, ведь Навуходоносор в итоге получил более ценный дар, он смог развиваться дальше, а Ассаргадон в действительности стал несчастным, хотя может ли простой человек рассуждать об этом? Поэт в своем стихотворении отказывается от каких-либо оценок, он по большей части пытается представить только чистую форму могущества и ясности своего превосходства над всем остальным миром.

Именно так выглядит властитель в собственном зените. Он упивается величием и становится царем царей. Его имя остается не только на устах людей своего времени, но и в веках.

Анализ стихотворения Ассаргадон по плану

Ассаргадон

Возможно вам будет интересно

Фактически все произведения, которые Афанасий Фет объединил в сборник, посвященный морской тематике, являются пейзажными зарисовками. Автор четко и многогранно передает образ стихии

Бальмонта довольно часто легко узнать по его характерному слогу и способу рифмовки. Его ритмика и рифмы как бы накатываются на следующие строчки и создают своеобразное ощущение некоторого нагнетания, погружения в стихотворение

Произведение относится к любовной лирике поэта и является одной из составных частей цикла стихотворений под названием «Любовь хулигана», обращенных к любви поэта к артистке Августе Миклашевской

Талант Есенина трудно оспорить, даже учитывая противоречивую натуру и биографию этого автора, даже если знать о возможной стилизации стихотворения Там, где капустные грядки.. под ранние работы

Подобно тому, как начинающий художник пробует себя сначала в простых сюжетах и темах, так начинающему художнику слова, то есть поэту, как правило, подобает начинать с наиболее универсальной и понятной тематики.

«Ассаргадон», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Ассаргадон» Брюсов написал в 1897 г. Оно было напечатано в сборнике «Книга раздумий», изданном в 1899 г. В этот сборник входили стихотворения четырёх авторов.

В 1900 г. стихотворение было напечатано в сборнике Брюсова «Tertia vigilia» в цикле «Любимцы веков».

Литературное направление и жанр

Символисты, к которым принадлежал Брюсов, относились к истории и мифологии как к примерам для современников. Они искали в прошлом созвучные их высоким устремлениям идеи.

Жанр стихотворения – философская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

У стихотворения есть подзаголовок: «Ассирийская надпись». В Сирии действительно существует высеченное на камне изречение о делах ассирийского царя Ассаргадона, который жил в начале 7 в. до н.э.

Стихотворение – это сонет, состоящий из 12 строк. Брюсов использует эту сонетную строфу не для того, чтобы последовать классической композиции сонета (тезис – антитезис – синтез – развязка). Первые два катрена рассказывают о победах Ассаргадона, первый терцет вместо синтеза проявляет парадоксальность определённых устоявшихся правил, а развязка – это внезапное осознание ошибочности своего мнения. Вместо развязки герой возвращается к тезису и как бы идёт в своих сомнительных рассуждениях по кругу.

Сонет имеет кольцевую композицию. Кроме того, повторяются вторая и восьмая строчки стихотворения. Сонет написан от имени ассирийского царя (древние надписи могли иметь такую форму), то есть от первого лица. Торжественным надписям прошлого свойственны повторы.

Тема стихотворения – недолговечность человеческой славы и бренность бытия. Основная мысль: человеческая слава проходит, заканчивается жизнь, и всё предаётся забвению. Не к этому нужно стремиться, не это должно стать жизненной целью. Стихотворение – постановка проблемы, а не её решение.

Тропы и образы

Герой стихотворения – царь-победитель Ассаргадон. Он начинает своё обращение к земным царям и владыкам с определения своего статуса. Ассаргадон называет себя вождём земных царей и царём. Подобное определение власти (царь царей) давалось в древности Богу. Таким образом, уже с первой строчки Ассаргадон заявляет о своём богоподобии.

Рефрен, предрекающий горе владыкам и царям – это начало и конец обращённой к ним речи. Ассаргадон упоминает о завоевании финикийского Сидона, от которого не оставил камня на камне («камни бросил в море» – метафора). Это путь обращения с непокорными – воздвигнуть «мощный трон» (эпитет) «на костях врагов» (метафора). Другой путь завоевания – порабощение. Так Ассаргадон поступил с Египтом, который послушен речи царя, и с Эламом, который читал судьбу во взоре царя (метафора).

В первом терцете Ассаргадон задаёт два риторических вопроса, которые обозначают, что его не только никто не превзойдёт, но с ним даже никто не сравнится. В устах царя это не гипербола: он действительно так думает. Следующие две строчки объясняют эту мысль: дела всех людей подобны тени в безумном сне (сравнение и эпитет), а человеческая мечта о подвигах – детской забаве.

В этих строчках Ассаргадон окончательно объявляет себя стоящим выше других людей, ещё раз подчёркивает своё богоподобие и пренебрежение к простым смертным.

Развязка стихотворения неожиданна. Ассаргадон обращается к земной славе, которую исчерпал до дна (метафора). Ему не к чему больше стремиться, он достиг предела славы и величья («величьем упоён» – метафора). Невозможно себе представить божество, упивающееся своим величием. Гордыня царя разрушает его идеальный образ и делает его врагом самому себе.

Богоподобность и богоизбранность приводит к одиночеству, противопоставляет личность целому миру. Как раз в этом образе 25-летний Брюсов примеряет на себя роль поэта – завоевателя мира. Брюсов считал себя лучшим и непревзойдённым (в этом была доля истины). Но чем выше человек возносится над другими, тем более он обречён на одиночество. В стихотворении Брюсов проигрывает эту роль в образе Ассаргадона и отвергает её.

Размер и рифмовка

Размер сонета – шестистопный ямб. Рифмы в стихотворении точные, как и положено в сонете. Рифмовка свойственна классическому итальянскому сонету: аБаБ аБаБ вв ГГ аа. Мужские рифмы чередуются с женскими.

Ссылка на основную публикацию