Анализ стихотворения Работа Брюсова

«Работа » анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Работа» было написано в 1917 г. и опубликовано в сборнике «Такие дни» в 1923 г.

Сегодня Брюсова назвали бы трудоголиком. Он работал не потому, что вынужден был зарабатывать на кусок хлеба. Работа была его страстью и удовольствием.

Необыкновенно трудоспособный, очень талантливый и искренне уверенный в своей гениальности, Брюсов считал литературный труд делом своей жизни и своим предназначением.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Работа» относится к литературному направлению

Цель Брюсова — привлечь каждого, независимо от сословия, к работе — самому большому удовольствию.

Жанр стихотворения — философская лирика. В нем поднимается проблема работы как предназначения человека.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из

Шестая строфа уточняет, что труд должен быть ради пользы людей. Седьмая строфа повторяет первую с вариацией, определяющей основную мысль: «Все счастье земли — за трудом». Композиция стихотворения кольцевая.

По форме стихотворение — призыв. В нем Брюсов четко исполняет предназначение поэта из своего же стихотворения: «Что сердце диктует, пиши».

Тропы и образы

Работа называется единым счастьем . С точки зрения лирического героя, настоящая работа должна обладать определенными качествами: быть упорной, на износ . Кроме того, работа должна занимать значительную часть жизни человека. Это должны быть целые «часы за упорным трудом», время «без счета» .

Брюсов описывает красоту каждого вида работы. Работа в поле естественна, связана с природой. Она не предполагает никакого механизированного труда. Вся красота ее — в мерном и сильном движении . За тяжелый труд пахарь вознагражден красотой природы: он может наблюдать в конце работы «алмазы вечерней росы» .

Работа на фабрике связана с «шумом стозвонным» , наполнена механическими повторами: день вливается в черед миллионный таких же дней . Дни эти рабочие, преемственные, то есть похожие один на другой . Лицо рабочего должно быть непреклонное .

Отличительная черта внешности писателя или любого творческого человека — его поза, он «согнут над белой страницей». Особенность труда писателя в том, что он должен честно записывать «заветные мысли души», то, что диктует сердце . Хотя творческая работа лишена рутины и физического напряжения, она предполагает постоянное участие в творческом процессе. Вечер, когда «небо зажжется денницей» — это не повод, чтобы отдохнуть. Творчество должно быть безостановочным, мысли души ложиться на бумагу «всю ночь» «вереницей» .

В следующей строфе плоды труда уподобляются самой жизни и оказывают живительное влияние на народ, что отражено в метафорах: хлеб разойдется по миру — польза для тела, животворный поток со станков — польза для души, а печатная мысль, отзывающаяся «во глуби бессчетных умов» — польза для духа.

В шестой строфе работа сравнивается с семенами, которые прорасту «незримо, чудесно» и дадут плоды; с благодатной влагой дождя, которая падает на народ .

Одно из важнейших свойств настоящего труда состоит в том, что трудящийся не думает о его плодах: «Что станет с плодами, — безвестно».

В начале последней строки-рефрена работа называется не единым счастьем, а великой радостью. Но первая мысль стихотворения, его идея повторяется в последней строчке: «Все счастье земли — за трудом».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трехстопным амфибрахием. Рифмовка в пятистишьях АбААб. Женская рифма чередуется с мужской.

Практические советы психолога по проблеме детской лжи Большинство детей иногда прибегают к обману в игре. И как бы родители этот факт ни объясняли, эта черта ребенка начинает беспокоить их с течением времени все больше и больше. Родители.

Уильям Шекспир биография В мировой литературе сложно найти автора, столь популярного, как Уильям Шекспир и личность, чья биография была бы столь же неоднозначной и таинственной. Стаффорд и юношеские годы Условно днем рождения считают.

Я и плакала и каялась… разбор стихотворения Автор: Ахматова А. А. Я и плакала и каялась, Хоть бы с неба грянул гром! Сердце темное измаялось В нежилом дому твоем. Боль я знаю нестерпимую, Стыд обратного пути… Страшно.

Конспект урока по географии «Транспорт России» 9 класс География 9 класс Урок по теме : «Транспорт России» Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Транспорт России» Цель урока .

Проблемы обучения информатики в школе ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИКО — МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Реферат Проблемы информатики в школе Реферат написан студентом 3 курса Ереминым Д. С. Вологда 1999 год. План: I. Информатика в наше время.1.

«Три пальмы» анализ стихотворения Лермонтова Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году. В стихотворении, являющемся по жанру Балладой, поэт использовал.

Фестиваль танцю «Осінній блюз» Фестиваль танцю «Осінній блюз» У КЗ «Гімназія № 7» № 1 Фанфари 15 листопада 2012 року В.: Доброго дня, Україно моя! Доброго дня, рідна земля! Доброго дня, діти землі! Доброго.

Остап — характеристика персонажа Произведение: Тарас Бульба Остап-старший сын Тараса Бульбы. Он вместе с младшим братом окончил Киевскую академию. Остапу знания давались с трудом, только под угрозой отца остался он в академии. Вскоре Остап.

Об одном несостоявшемся побеге По страницам романа «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына Убежденный беглец Когда автор «Архипелага» пишет о людях, не сломленных бесчеловечной системой и даже бросивших ей вызов, он упоминает выражение «убежденный беглец». «Убежденный.

Париж Кто не мечтает побывать в Париже? Возможно, некоторые из вас уже и осуществили эту мечту. И все же, я надеюсь, всем будет интересно поговорить об этом чудесном городе. Париж —.

Конспект родительского собрания «ВЫ ТОЧНО ЗНАЕТЕ, ГДЕ ВАШИ ДЕТИ?» Гречанова Лариса Николаевна Социальный педагог МБОУ «СОШ №4» I категория С. Сотниковское, Ставропольский край, Благодарненский район «ВЫ ТОЧНО ЗНАЕТЕ, ГДЕ ВАШИ ДЕТИ?» . Ход собрания. Добрый день, уважаемые родители и.

Про школу Прикольные стихи Про школу, про учителей и про уроки Зубами науки грызя известняк, Старайся не портить эмали: Потерю зубов не восполнить никак, А станешь умнее — едва ли… Умный Если.

Описание по картине Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы!» Картина Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы» написана в 1948 году. Она вызывает у зрителей ощущение бодрости, энергии, радости. Композиция полотна делает изображенную сцену вполне правдивой. Художник живописными средствами рассказывает.

Аркадина — характеристика персонажа Произведение: Чайка АРКАДИНА — героиня комедии А. П. Чехова «Чайка» . «Обворожительная пошлячка», «обаятельная каботинка», «самодовольная и самоуверенная провинциальная знаменитость» — такова А. в оценке театральной критики. Основа характера А.

Сочинение по картине Толстого Цветы, фрукты, птица Один взгляд на произведение Николая Толстого вызывает радостное чувство! Вся картина представляет собой красивый натюрморт в теплых приятных цветах, расположенный на столе. В центре картины художник разместил миловидный букет из.

«Юбилейное» анализ стихотворения Маяковского Не каждый любит отмечать юбилеи. Но всегда найдутся те, кто о них вспомнит. Вот и Владимир Маяковский, прогуливаясь в 1924 году возле памятника Александру Сергеевичу Пушкину на Тверском бульваре, ненароком.

Анализ пьесы Вишневый сад Чехова Знаменитому писателю Антону Павловичу Чехову удавалось сочинять не только рассказы, но и оригинальные пьесы. Известная на сегодняшний день его пьеса — это «Вишневый сад», которая писалась с 1903 по 1904.

Анализ стихотворения Тютчева День и ночь Блестящий дипломат, умный государственный деятель Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал понимать гармонию устройства Вселенной, неразрывную связь мужского и женского начал.

Автор — характеристика персонажа Произведение: Что делать? Выступает в произведении не только как повествователь, но и как действующее лицо. Он не только описывает своих героев, но и вступает в спор с возможными оппонентами. В.

Сочинение Что такое благодарность рассуждение Что такое благодарность? Многие скажут, что ж тут думать — слово говорит само за себя — дарить блага. Возникает другой вопрос — что же это за блага такие? Попробуем разобраться.

Урок-мастерская по рассказу Евгения Замятина «Дракон» Чтение с остановками Несколько слов о важном Когда говорят о необходимости внедрения в школьную практику современных технологий, речь идет не только об использовании компьютеров. Современные технологии — это прежде всего.

«Щи» анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Стихотворение Тургенева «Щи» было написано в 1877-1979 гг. и напечатано в «Вестнике Европы» в 1882 г. вместе с остальными сорока девятью по настоятельным просьбам редактора Стасюлевича. За время.

Оздоровительные валеологические паузы и цветотерапия Для предотвращения заболеваемости у детей проведем Оздоровительные валелогические паузы: — чтобы избежать насморка, нажимаем на точки возле крыльев носа . — чтобы предупредить кашель, постукиваем полусогнутыми пальцами по верхней части.

Географічний проект «Українські Карпати» СХЕМА ПРОЕКТУ Хто виконує Що опрацювати Результат Географи Географічне положення, Рельєф, корисні копалини Повідомлення Кліматологи Клімат Українських Карпат Повідомлення Біологи Рослинний та тваринний світ Повідомлення Палеонтологи Палеогеографічні умови Повідомлення Екологи.

Стереотипи про вищу освіту: як у реальності? Кілька стереотипів про вищу освіту та її значення для кар’єри людини Радянська система освіти гарантувала кожному право на безкоштовне навчання у вищому навчальному закладі. Вимога до абітурієнта була лише одна.

Надійна людина Тільки тим історія належить, Хто сьогодні бореться й живе. Василь Симоненко Приводом для цієї розмови послужив лист десятикласників однієї з шкіл про дискусію, що спалахнула в класі: яку саме людину.

Анализ рассказа Чехова Скрипка Ротшильда Написание рассказа » Скрипка Ротшильда» у Антона Чехова не заняло много времени. Автор начал написание рассказа в середине декабря 1893 года, и работа была уже закончена в середине января 1894.

Формування екологічної культури школярів на уроках української мови Формування екологічної культури школярів на уроках української мови. Катастрофічний стан навколишнього середовища, що нині вже істотно визначає здоров’я людей, тривалість їх життя, саму можливість стабільного існування, спонукає до дослідження та.

Урок з основ здоров&;apos;я у 5 класі Тема уроку : Правила безпечної поведінки на воді. Мета уроку : розглянути правила поведінки на воді, сформувати практичні вміння й навички надання першої допомоги потерпілим на воді. Тип уроку .

«Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры» «Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры» Пискунова Татьяна Владимировна, учитель физической культуры, МКОШИ «Общеобразовательная школа интернат основного общего образования № 1», г. Астрахань. Аннотация Личностно-ориентированный подход в обучении на.

Могущество католической церквив Западной Европе в средние века 1. Могущество католической церквив Западной Европе в средние века. Разделение церкви. До середины XI века христианская церковь была единой. Но в Западной Европе она подчинялась римскому папе, в Византии главой.

Сочинение по картине Тропинина Кружевница Картина И. В. Тропинина «Кружевница» сразу останавливает на себе взгляд и трудно не заметить, с какой любовью и, даже долей некоторого восхищения, написана девушка. Итак, на картине мы видим молодую.

Аким — характеристика персонажа Произведение: Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть АКИМ — герой драмы Л. Н. Толстого «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» . Аким Чиликин — отец Никиты.

Журнал «Вопросы литератры» Июльско-августовский номер «Вопросов литературы» я начал читать со статьи Бориса Голлера «»Горе от ума» в меняющемся мире» — и не пожалел. Несколько отвлеченное название все же обозначает пафос статьи исследователя.

Сочинение-рассуждение на тему Добрый человек 1 вариант сочинения Что такое доброта? Доброта — это то, без чего не может обойтись в жизни ни один человек. И все мы должны стараться делать как можно больше добрых.

Сочинение Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге Разум и чувства две огромные силы, которые воздействуют на человека и на принятии решения. Любой личности для спокойного душевного состояния, для внутренней гармонии и умиротворения необходим мир между этими двумя.

«Глаза» анализ стихотворения Цветаевой Стихотворение «Глаза» было написано в 1918 году, когда первое потрясение Октябрьской революции ушло, люди убедились, что новый строй — надолго, и в общем-то не очень понимали, как в этой новой.

Урок громадянськості «Україна — наш спільний дім» Урок громадянськості «Україна — наш спільний дім» Мета: ознайомити учнів з основними державотворчими подіями становлення незалежної України, вивчити основні засади демократичного та суспільного ладу України; закріпити знання про державну символіку.

Тест. Стилі і методи виховання дитини в сім&;apos;ї Перед вами — 10 буденних ситуацій, що можуть траплятися з вашою дитиною. Розв’язання вами запропонованих ситуацій визначає стиль вашого виховання дитини в сім’ї. Запропонуйте власний варіант відповіді на запропоновані ситуації.

Командир или манипулятор? Любую ситуацию общения с ребенком можно проанализировать даже по нескольким мимоходом брошенным фразам. «Мой Сема — настоящий лидер! — умиляется Светлана, беседуя с сocедкой. — Как бы я не уговаривала.

Сейчас вы читаете: «Работа » анализ стихотворения Брюсова

Литература начала XX века. Анализ стихотворения В. Брюсова “Труд”

Содержимое разработки

Жанры литературы XX века.

Смысл стихотворений В. Брюсова «Труд» и «Хвала Человеку»

(Урок в 7 классе по учебнику Т.Ф. Курдюмовой)

Цель – выявить особенности развития литературного процесса начала XX века, развить навыки анализа поэтического текста, уметь отбирать главную информацию, уметь высказываться, работать по заданным условиям

Литература есть выражение общества, так же как слово есть выражение человека.

Раздел «Литература XIX века» позади. Викторина по изученным произведениям размещена на________________. Я жду ваших ответов. «Литература XX века» впереди»

Слайд № 1. Хотелось бы начать урок с высказывания Луи Габриэля Бональда, французского философа, жившего в конце XVIII – начале XIX веков: «Литература есть выражение общества, так же как слово есть выражение человека». Как вы понимаете смысл этой фразы? (ответы учащихся). Вы совершенно правы, полагая, что литература – это зеркало настроений общества, отражение изменений, происходящих в обществе.

С чем ассоциируется у нас XX век? (Слайд № 2)

– революция – свержение монархии – смена общественно-политического строя

– научно-технический прогресс – рост производства – новые знания

– новые формы коммуникации (общения);

– новые виды искусства (кино, телевидение)

(другие ответы учащихся)

В начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны.

Читайте также:  Анализ стихотворения День Брюсова

Сегодня на уроке мы остановимся на жанровом разнообразии литературы XX века. Рассмотрим особенности поэтики Валерия Брюсова на примерах его стихотворений. (Запись темы в тетрадь. Слайд № 4)

Актуализаций знаний. Какие литературные роды вы знаете? (эпос, лирика и драма). Слайд № 5

Каждый литературный род представлен жанрами. Что такое жанр? Жанр – это форма литературного произведения, отличающаяся набором определенных свойств, характерных для группы произведений. Так, для сказки – это определенная композиция (зачин, развитие сюжета, концовка), приметы (троекратность, волшебство, четкое деление героев на положительных и отрицательных и проч.). Для басни – это чаще всего стихотворная форма, двухчастность (сюжет и мораль).

Вспомните, какие жанры вы знаете и распределите их по столбикам таблицы:

Озвучьте ваши записи. Сравните с более полным перечнем жанров (стр 224 учебника), или Слайд № 5

Подчеркните те жанры, с которыми вы не знакомы. Поставьте задачу для себя, исходя из этого.

Большинство жанров сохранились и в литературе XX века. Но, конечно, есть и изменениями в жанровом разнообразии. Прочитайте фрагмент статья электронной энциклопедии:

«В XX веке на литературные жанры оказало особенно сильное влияние обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск. Массовая литература заново ощутила острую нужду в чётких жанровых предписаниях, значительно повышающих для читателя предсказуемость текста, позволяющих легко в нём сориентироваться. Разумеется, прежние жанры для массовой литературы не годились, и она довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лёг весьма пластичный и накопивший немало разнообразного опыта жанр романа. На исходе XIX и в первой половине XX веков оформляются детектив и полицейский роман, научная фантастика и дамский роман. Неудивительно, что актуальная литература, нацеленная на художественный поиск, стремилась как можно дальше отклониться от массовой и потому уходила от жанровой определённости вполне сознательно. Но поскольку крайности сходятся, постольку стремление быть дальше от жанровой предзаданности подчас приводило к новому жанрообразованию: так, французский антироман настолько не хотел быть романом, что у основных произведений этого литературного течения, представленного такими самобытными авторами, как Мишель Бютор и Натали Саррот, явственно наблюдаются признаки нового жанра. Таким образом, современные литературные жанры не являются элементами какой-либо предзаданной системы: наоборот, они возникают как точки сгущения напряжённости в том или ином месте литературного пространства в соответствии с художественными задачами, здесь и сейчас ставящимися данным кругом авторов, и могут быть определены как «устойчивый тематически, композиционно и стилистически тип высказывания». Специальное изучение таких новых жанров остаётся делом завтрашнего дня». (https://ru.wikipedia.org/wiki/Литературные_жанры. Слайд № 6

Выпишите наиболее важный тезисы.

Проверка записей учащихся:

– обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск;

– развитие жанра романа (научная фантастика, дамский роман, полицейский роман);

– формирование нового жанра (антироман) как следствие ухода от предзаданности (т.е. от существующей системы жанров);

– новое определение жанра– это устойчивый тематически, композиционно и стилистически тип высказывания.

Итак, происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В начале XX века особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы. Слайд № 7

Серебряный век русской литературы представлен большим количество имен. Назовите поэтов и писателей XX века (ответы учащихся)

Среди них Валерий Яковлевич Брюсов. Обратимся к учебной статье (стр. 41-42). Что удивило вас? Какая информация обратила на себя внимание? (ответы учащихся)

Послушаем стихотворение Брюсова «Труд» (прочитаем выразительно)

Проанализируем стихотворение. По ходу будем вести записи.

ТЕМА (смысл названия)

Значение слова труд (построфный анализ)
Рифмы к слову «ТРУД»

Как вы поняли смысл названия стихотворения? (Название отражает тему стихотворения. Поэт говорит о труде в любом виде (за станком, за столом, в поле), обыгрывая знаменитый афоризм о том, что труд сделал человека из обезьяны («Троглотит стал человеком…»)

Какова идея стихотворения? Перечитайте строчки, выражающие идею: «Каждый щедро награжден, если труд, хоть скромный, малый, был с успехом завершен»). Автор считает, что труд делает человека счастливым («Что за радость в душу льется…»)

Стихотворение похоже на гимн. Вспомните, что такое гимн (хвалебная песнь). Здесь автор прославляет труд. В стихотворении часто употребляются тире и восклицательные знаки, что обеспечивает торжественное настроение, чеканный ритм, делает текст энергичным. В каждой строфе есть слово «труд». Проанализируем значение слова в каждой из строф.

1 – слово «труд» священно

2 – труд сделал человека Человеком

3 – все, чем мы пользуемся сегодня – результат чьего-то труда

4 – новые разработки, появление современных устройств – результат труда

5 – искусство, знания, книги – тоже труд

6 – слава людям труда

7 – труд – источник радости

8 – тот, кто трудится обязательно будет вознагражден (речь идет не столько о материальном вознаграждении, сколько об удовлетворении от результата своего труда)

Обратим внимание на слова, с которыми рифмуется слово «труд».

1 строфа – жгут – труд. Слова (золотые, алмазные, стальные – эпитеты, подобранные автором, подчеркивают значимость, весомость, драгоценность слова «труд») блестят, горят, жгут. Что значит «слова жгут»? (ответы учащихся). Т.е. проникают в самое сердце. Вспоминается знаменитая строчка пушкинского стихотворения «глаголом жечь сердца людей» (глаголом, т.е. словом, жечь значит будить к жизни, деятельности)

3 строфа – трудом – дом. Какая ассоциация здесь? Дом, труд, семья – неразрывно связанные понятия.

4 строфа – поездов – трудов. Что в этой рифме можно интересного найти?

Поезд – стремление, движение вперед, труд – движение вперед в переносном, более глубоком смысле, вперед к развитию, совершенствованию.

5 строфа – труды – следы. Человек оставляет след в мире, благодаря результатам своего труда. Достижениями предком мы пользуемся сегодня. Это их следы, это память о них.

6 строфа – рифма «в трудах – в веках» закрепляет эту мысль, результат труда человека– память о нем.

7 строфа- рифма «звезда – труда» переносит нас с земли на небо, говорит о некоей космической (вечной) ценности труда. Труд как ценность.

Подытоживая разговор о этом произведении, попробуем составить синквейн. Условие – используем слова из стихотворения, те мысли-тезисы, которые у нас звучали на уроке.

Радует, вознаграждает, двигает.

Все, кто трудятся, счастливы!

Озвучим синквейны (ответы учащихся)

В чем же новизна произведения? (Обновление жанра (использование гимна (хвалебной песни) не для восхваления конкретного человека (императора), а труда, утверждение труда как ценности)

Гимном можно назвать и стихотворение «Хвала Человеку». Первоначально это произведение так и называлось – ГИМУ ЧЕЛОВЕКУ. Обратите внимание на слово «Человек», которое написано с большой буквы. О чем нам это говорит? (ответы учащихся).

Прочитаем стихотворение. В чем близость тем этих 2 произведений? (Прославляется человек, который трудится, человек, наделенный разумом, волей, жаждой познания. Человека Брюсов воспринимает как неутомимого труженика, который привык покорять стихии и подчинять себе окружающий мир. За кадром остаются пороки человека. Поэт убежден, что достижения людей с лихвой окупают все их недостатки и пороки. Именно по этой причине Брюсов с оптимизмом восклицает: «Будь прославлен, Человек!»).

Д/з учить наизусть «Труд».

Индивидуально – сообщение о К.Бальмонте (3 минуты).

«Творчество» – анализ стихотворения Валерия Брюсова

Биографические основы написания

Произведение было создано 1 марта 1895 года и относится к раннему периоду творчества Брюсова. При чтении возникает ощущение, что стих очень сложен для восприятия и малопонятен, однако постепенно проникая в образную систему и открывая для себя мир символизма, начинаешь ощущать его тонкость, глубину и проникновенную прелесть.

Даже многим современникам Валерия Яковлевича казалось, что в структуре поэтического текста нет четкости и ясности. Но важно помнить, что символизм как литературное направление диктовал свои законы, поэтому метафоры сложны, многоплановы и предполагают сложную неоднозначную интерпретацию. Непонятным и алогичным видит Брюсов процесс творчества, который каждого поэта или художника перемещает в иное измерение, где царят непривычные законы.

Рассматривать текст стоит, помня, что искусство прошлого столетия представляло собой своеобразный творческий эксперимент. Любой автор пытался найти что-то свое, быть непохожим на других. Касается это не только литературы, но и живописи, музыки.

Тематика и проблематика

Изучение любого произведения следует проводить по плану, рассмотрев его тему и идею. Уже первая строка поэтического текста «Тень несозданных созданий» говорит, что перед читателем не совсем обычное стихотворение. Основатель и идейный лидер символизма обращается к теме творчества, пытается разобраться в том, что именно происходит в душе творца, когда он занимается созданием собственного произведения. При анализе «Творчества» Валерия Брюсова важно отметить, что поэт активно использует зрительные и слуховые образы.

Тема стиха — творческий процесс, сумбур и хаос, который проникает во внутренний мир поэта и заставляет его выплескивать на бумагу потрясающие по красоте строки. Основная мысль, идея текста в том, что творческий процесс сложен, непостижим, описать его простыми словами невозможно. Именно поэтому и используются многозначные метафоры: для каждого поэта вдохновение — это что-то свое.

Событийного ряда в тексте нет, но он не производит впечатление беспорядочного потока сознания. Это совокупность звуков, движений, цветов, образов, создающая в итоге течение творческого процесса, плавный темп которого неожиданно сменяется буйством и динамичностью.

Первый образ, который рисует Брюсов, — легкая тень, едва заметная глазу. Этот образ статичен и невесом. Однако уже во второй строке поэт вводит элемент динамики, используя глагол «колыхается». Но движение очень робкое, ведь происходит оно во сне.

Чередуя пассивные и активные образы, символист создает собственный мир, в котором живет Творчество.

Использованные тропы

Основная прелесть символизма состоит во многообразии средств выразительности. Брюсов использует несколько тропов:

  1. Сравнения: «словно лопасти латаний», «вырастают, словно блестки».
  2. Эпитеты: «фиолетовые руки», «эмалевая стена», «звонко-звучной тишине», «прозрачные киоски».
  3. Повторы создают ритмичность звучания, а также подчеркивают значимость образа, который периодически возвращается в сознание поэта.
  4. Олицетворения: «трепещет тень», «колыхается тень», «звуки ластятся».

Благодаря использованию ярких красок поэту удается создать запоминающиеся образы. Основная часть речи, которую он использует, — существительные, поэтому в произведении мало действия. Гораздо более интересны Брюсову художественные образы, которые возникают в сознании творца. За счет использования перекрестной рифмы создается мелодичность звучания.

Жанр текста — программное стихотворение, которое значимо не только для анализа творческого пути Брюсова, но и для понимания поэзии символизма в целом.

Анализ образов

При подробном изучении текста в классе или дома важно провести оценку системы необычных образов, которые использует поэт. Лирический герой наполнен ожиданием, он осознает, что творческий процесс непостижим, именно в этом и смысл названия стихотворения. Поэт пытается раскрыть читателю тайны рождения поэтического текста, часто нелогичные, странные, пугающие. Композиционно можно выделить в произведении три части:

  1. Вступительная (первая строфа, творец способен видеть и воспринимать то, что обычным людям недоступно).
  2. Основная часть — описание вдохновения (строфы 2−4, творец, находящийся в этом состоянии, получает способность увидеть звук). Брюсов не заостряет внимание на образе поэта, гораздо важнее для него показать особенности творческого восприятия, при котором автор получает уникальную способность передать настроение окружающего мира. Его талант позволяет окрасить бытовые реалии яркими красками, показать их перерождение, представить в новом свете. Так рождаются образы прозрачных киосков, фиолетовых рук, лазоревой луны.
  3. Завершение (последняя строфа). Поэту удалось создать свое уникальное произведение, но особенность творчества в том, что только ему одному и удастся понять его полностью. Каждый читатель увидит в тексте что-то свое, поэтому не стоит удивляться тому, что стихотворение постепенно обрастет новым смыслом, который довольный собой художник даже не подразумевал.

Подробный анализ системы образов позволяет составить таблицу. В ней представлены наиболее значимые для понимания элементы художественной ткани стихотворения.

Строфа / Значимые образыПерваяВтораяТретьяЧетвертая
Несозданные создания, во сне, эмалевая стенаРуки, чертят звукиПрозрачные киоски, лазоревая лунаВся строфа (за исключением третьей строки)

Сложная образная система, использование алогичных элементов, сочетание зрительных и слуховых компонентов помогают поэту описать вдохновение.

Смена лирических героев

Отличительная черта поэзии XVIII—XIX вв. — наличие в тексте одного лирического героя, который пропускает сквозь себя происходящее и дает оценку. Брюсов же, будучи поэтическим новатором, решает отказаться от этого классического приема и вводит в текст двух лирических персонажей. Кратко процесс выглядит так:

  1. Повествование от третьего лица, героем является наблюдатель, который восхищается тем, как творит поэт, но не может до конца разобраться в действии. Строфы 1−3.
  2. Лирическим героем становится сам поэт, наслаждающийся готовым результатом, рожденным художественным текстом, который настолько сложен для восприятия, что близкие и друзьям, не говоря уже о простых читателях, будут видеть в нем что-то свое. Строфа 4.

Сначала художнику свойственно недовольство миром, который его окружает, поэтому он пытается его преобразить в своем творчестве. Постепенно серое равнодушие и разочарование сменяются гордостью и радостью, ведь в строках стихотворения скучный мир превращается в гармоничную феерию звука и цвета.

Валерий Брюсов
«Работа»

Единое счастье – работа,
В полях, за станком, за столом,-
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета,-
Часы за упорным трудом!

Иди неуклонно за плугом,
Рассчитывай взмахи косы,
Клонись к лошадиным подпругам,
Доколь не заблещут над лугом
Алмазы вечерней росы!

На фабрике, в шуме стозвонном
Машин, и колес, и ремней,
Заполни, с лицом непреклонным,
Свой день, в череду миллионном
Рабочих, преемственных дней!

Иль – согнут над белой страницей,-
Что сердце диктует, пиши;
Пусть небо зажжется денницей,-
Всю ночь выводи вереницей –
Заветные мысли души!

Посеянный хлеб разойдется
По миру; с гудящих станков
Поток животворный польется;
Печатная мысль отзовется
Во глуби бессчетных умов.

Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастет.
Что станет с плодами – безвестно,
Но благостно, влагой небесной,
Труд всякий падет на народ.

Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,
Все счастье земли – за трудом!

Читайте также:  Анализ стихотворения Памятник Брюсова

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 7-ти строф (всего 35 строк)
Размер: трёхстопный амфибрахий
Стопа: трёхсложная с ударением на 2-м слоге ( )
————————————————————————
1-я cтрофа – 5 строк, пятистишие.
Рифмы: работа-столом-пота-счета-трудом.
Рифмовка: ABAAB

2-я cтрофа – 5 строк, пятистишие.
Рифмы: плугом-косы-подпругам-лугом-росы.
Рифмовка: ABCAB

3-я cтрофа – 5 строк, пятистишие.
Рифмы: стозвонном-ремней-непреклонным-миллионном-дней.
Рифмовка: ABCAB

4-я cтрофа – 5 строк, пятистишие.
Рифмы: страницей-пиши-денницей-вереницей-души.
Рифмовка: ABAAB

5-я cтрофа – 5 строк, пятистишие.
Рифмы: разойдется-станков-польется-отзовется-умов.
Рифмовка: ABAAB

6-я cтрофа – 5 строк, пятистишие.
Рифмы: чудесно-прорастет-безвестно-небесной-народ.
Рифмовка: ABACD

7-я cтрофа – 5 строк, пятистишие.
Рифмы: работа-столом-пота-счета-трудом.
Рифмовка: ABAAB

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Стихотворный размер

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Урок литературы по теме “Поэзия В.Я. Брюсова”. 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (157,3 кБ)

Цели:

  • показать значение творчества Брюсова для русской поэзии;
  • разобраться в особенностях поэтики Брюсова;
  • повторить понятия символизм, декаденство, символ;
  • развивать навыки анализа лирического произведения;
  • развивать умение находить символы в тексте лирического произведения;
  • развивать умение делать выводы из анализа произведения;
  • отрабатывать технику выразительного чтения.

Методы:

  • слово учителя;
  • беседа;
  • выразительное чтение;
  • анализ лирического произведения;
  • сообщение ученика;
  • работа со схемами.

Оборудование:

  • учебник;
  • тетради;
  • текст стихотворений на листах А4;
  • портрет В. Я. Брюсова;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Здравствуйте! Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве В. Я. Брюсова, проанализируем несколько его стихотворений. Сначала ответьте на несколько вопросов по пройденному материалу:

– Назовите основные особенности поэтики символизма?

– В чем сходство и различие позиций «старших символистов» и «младосимволистов»?

– Что нового внес символизм в русскую поэзию?

2. Проверка анализа домашнего стихотворения.

– Проверим домашнее задание: анализ стихотворения И.Ф. Анненского «Среди миров..»

Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной ищу ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с не надо света.

– Как передана возвышенность чувства героя к Ней, к Звезде, и кем она является для него?

– Почему герой любовь к ней возводит в сферу «миров» и «светил»?

– Можно ли сказать, что это стихотворение создано в системе поэтики символизма? Как предана противоречивость чувств героя?

– Как добивается поэт возвышенной интонации?

– Исчерпывается ли содержание стихотворения выделением мотива?

II. Лекция учителя и анализ стихотворения.

1. Лекция учителя.

Сейчас мы с вами прослушаем сообщение по биографии Валерия Яковлевича Брюсова, а потом поговорим о его творчестве, о его поэзии.

Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника.

Вспомним стихотворение «Творчество», к которому мы обращались на прошлом уроке.

В ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного. Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда – как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях блуждает вольной, серой…». Чаще – в облике прекрасной женщины, возлюбленной музы «Сонет к мечте». Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты – в «грезу искусства».

– Схему перенесите себе в тетрадь:

неизвестное, невозможное

мечта

невозможность осуществить наяву

творческая энергия

«греза искусства»

2. Анализ стихотворения.

– Давайте прочитаем стихотворение «Сонет к форме» (ученик читает).

– итак, что же такое сонет? (стихотворение из 14 строк, обладающее строгой рифмовкой).

– хорошо, обратим внимание на первые две строки:

Есть тонкие, властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.

– что такое контур? (очертание, внешний вид, фигура, образ)

– каким чувством воспринимает человек все вами названное? (зрение)

– а запах? (обонянием)

– как мы называем мир, видимый зрением? (видимый, внешний)

– а можно ли увидеть запах? (нет)

– он невидим, это – невидимый мир. Но почему связи тонкие? (они не заметны, едва уловимы)

– почему эти связи властительные? (потому что цветок и запах нельзя разорвать)

– сделаем вывод (поэт доносит до нас, что видимый и невидимый мир связаны друг с другом и не могут друг без друга существовать, показывая нам это на примере цветка и аромата)

– читаем следующие две строки

Так бриллиант не виден нам пока
Под гранями не оживет в алмазе.

– что такое бриллиант? (это обработанный алмаз)

– а кто обрабатывает алмазы? (ювелир, мастер)

– постарайтесь сделать вывод из этих двух строк, что хочет сказать нам автор (автор хочет нам сказать то, что только ювелир видит алмаз до обработки бриллиантом, а обычному человеку этого не видно, только мастер способен видеть истину)

– читаем следующие четыре строки:

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

– попробуйте удержать в воображении образ цветка, только цветка… Это очень трудно. Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут. Как их можно остановить? (записать, нарисовать)

– отточенная фраза должна быть гармонична, а оттачивает ее поэт, то есть поэт подобен мастеру, оттачивающему бриллиант.

– Читаем следующие три строки:

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

– чего же хочет автор? (чтобы его стихи дошли до света, их увидели, прочитали)

Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

– о чем здесь идет речь? (о том, что стихи обладают и стройностью сонета и красотой )

– давайте сделаем вывод, кто же владеет тайной красотой? Сделать вывод вам поможет схема.

– как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму – своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты. Ведь символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь – человека.

3. Анализ стихотворения.

– Искусство по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклонялся как божеству. Чтобы проиллюстрировать это, давайте прочитаем стихотворение «Юному поэту».

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

– а теперь прокомментируем его. Каким должен быть поэт, какими качествами он должен обладать? Отвечая на эти вопросы, используйте цитаты из текста. («не живи настоящим, Только грядущее – область поэта», «никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно», «поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно»).

– соответствуют ли наставления автора юному поэту чертам символизма и каким? (пророческие ощущения, «искусство ради искусства» считал Брюсов, самоотверженная работа над словом, над собой ).

– какова цель стихотворения Брюсова? (желание помочь юноше «со взором горящим» себя полюбить, поверить в собственные силы, с честью выполнить долг поэта, до конца нести знамя поэзии, поклоняться искусству, то есть чтить тех, за кем идешь, не споткнуться, не потушить жар своего юного сердца).

4. Лекция учителя.

– Брюсов требовал право поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы». В споре сторонников «утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем ни к другим («Ключи тайн» статья-манифест, 1904 г.).

Большое место в поэзии Брюсова занимает история, ни столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна, прежде всего, для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени.

Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения к этому образу: воспевание культурных и материальных ценностей противопоставляется ужасу перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города – средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели.

– Так же в ранней поэзии Брюсова можно рассмотреть черты декаденства. Давайте сначала вспомним, что значит этот термин по отношению к литературе? (декаденство – это общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины начала 20 века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам).

– Хорошо, давайте прочитаем стихотворение «Сухие листья» и выявим черты декадентства и возможно черты, которые им противоречат.

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?

Трепещут сучья под тусклым ветром,
Сухие листья под тусклым ветром,
Что говорят нам, что шепчут, что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!

Меж черных сучье синее небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над черным прахом синеет небо,
Как бедно небу земли не жаль.

Сухие листья шуршат о смерти:
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
Сухие листья, – чтоб после смерти
В цветах весенних опять блестеть!

– обратим внимание на цветовую гамму стихотворения, какие цвета преобладают, найдите в тексте?(тусклый, черный, синеет, блестели, прозрачно)

– какие образы присутствуют в данном стихотворении (сухие листья, тусклый ветер, синеет небо, прозрачна даль, черный прах, цветы весенние)

– какой образ вам кажется не таким как остальные, иным, и почему? (весенние цветы, они создают жизнерадостное настроение, в отличие от остальных образов)

– итак, какие же черты декаденства мы видим? (темные тона, увядающая природа, тема смерти)

– хорошо, а что нарушает эти черты? (торжество жизни в конце, природа умерла, но чтобы весной снова воскреснуть).

III. Задания по творчеству В. Я. Брюсова.

– Прослушайте задания по пройденному материалу на сегодняшнем уроке и ответьте на вопросы:

  1. К какому поэтическому направлению принадлежал В.Я. Брюсов? (символизм)
  2. Что, с точки зрения Брюсова, являлось задачей символизма? (утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника)
  3. Каковы взгляды Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды? (искусство самоценно, художественному дару, творчеству поклонялся как божеству; «Юному поэту»)
  4. Какое название носит статья-манифест В.Я. Брюсова
    А. «Ключи Марии»
    Б. «Тяжелые сны»
    В. «Ключи тайн»
    Г. «Творчество»
  5. перечислите стороны дарования В.Я. Брюсова. (лит. критик, переводчик, историк литературы, пушкинист, редакционно-издательская деятельность, теория стиха, исследователь культуры).
Читайте также:  Вино из одуванчиков – краткое содержание Брэдбери

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

– Итак, я думаю, мы сегодня проделали большую и интересную работу на уроке: познакомились с творчеством В. Я. Брюсова, проанализировали несколько его стихотворений, сделали много выводов. Проделанная на уроке работа поможет вам при выполнении домашнего задания.

V. Домашнее задание.

  1. Проанализировать дома стихотворение «Кинжал»
  2. Познакомиться со статьей в учебнике о биографии К.Д. Бальмонта.

Анализ стихотворения Сумерки Брюсова

Если и не читать стихов Брюсова, то и самостоятельно не столь трудно понять некоторое волшебство и удивительность, которыми обладают сумерки в городе. Действительно, именно городские сумерки обладают каким-то своим невероятным очарованием, которое свойственно только природе города. Именно такую природу и описывает Брюсов в своем стихотворении Сумерки.

Некоторые исследователи и критики творчества поэта рассматривают стихотворение 1906 года как своеобразную оду городской жизни и урбанизации. Тем не менее, одушевление города, пожалуй, связано не только с воспеванием технического прогресса. Вполне возможно предполагать более тонкое и глубокое поэтическое восхищение Брюсова, которое он старался передать при помощи одушевления каких-то типичных городских феноменов и материй.

Используемые поэтом тропы невероятно красиво представляют город. Пространство в глазах Брюсова выглядит каким-то преображенным, тут: электрические луны – фонари, струны – телеграфные провода, а тротуарные плиты способны испытывать жажду.

По сути, Брюсов описывает вторую природу, в которой обитает человек, культуру города, которая в том числе выражается и в материальном преобразовании мира. В этом мире не одна, а множество лун – фонари. В этом мире жаждет влаги и дождя не земля (как свойственно на природе) а тротуарные плиты. Конечно, в этом мире природа совершенно иная и не совсем естественная, мы не видим тут какого-то, скажем так, природного смысла, ведь тротуару не нужна влага.

Тем не менее, мы видим некую гармонию, которая может быть даже в относительно безобразных феноменах. Например, Брюсов видит гетер, но они не вызывают отвращения или порицания, а зацелованы ветром, то есть тоже как бы в симбиозе со стихиями, хотя в этом и не нуждаются как тротуар во влаге. При элементарном размышлении становится понятным, какие именно поцелуи нужны этим девушкам и в чем там и природный смысл и суть и целеполагание, но у Брюсова гетеры зацелованы ветром и в этом есть красота и гармония.

Тут даже заключается какой-то удивительный покой сумерек, который ощущается порой только в городе. Этот покой спускается мрачной теменью, но парадоксальным образом освещает душу какой-то ностальгической радостью. Именно поэтому Брюсов и просит сумерки осенить (то есть осветить) его не много не мало милостью мира.

Вариант 2

Этот стих был написан Валерием Брюсовым в 1906 году. Так вышло, что как раз в это время общество развивалось с большей скоростью чем, когда-либо еще. Города росли, а деревни исчезали. Не всем это нравилось. Ведь кому-то ближе и роднее простота деревни, а другому- современные технологии.

Главная тема стихотворения «Сумерки» – урбанизация. Взгляд писателя на развитие общества не был односторонним. Разумеется, это хорошо, что появляются новые технологии, появляется много новых, интересных идей. Но с появлением городов простота будет цениться меньше, чем раньше. Имеется ввиду природа. Свежий воздух, деревья, огород, хозяйство, реки, озера… Все это было неотъемлемой частью жизни каждого человека. Но писатель смог достичь гармонии между, казалось – бы небом и землей. Он использовал такие сравнения: фонари-луны на выгнутых, длинных стеблях, а телефонные звонки-звуки струн неведомого музыкального инструмента.

Эти литературные приемы и правда, довольно интересны. Другими словами, автор довольно таки красиво и необычно описал город. Читая, нужно вдумываться в каждую строчку этого стихотворения. Все же сам город он тоже любил. Также он любил его культуру. Город считается второй «природой» в которой обитает современный человек. В дожде здесь нуждается не земля, а тротуар. Это кажется вовсе не логичным, но это и неважно. Творчество не имеет границ.

Автор очень ценит тишину и покой. Он ожидает, когда суета и шум города просто исчезнут. Одиночество вовсе не пугает Брюсова, а даже наоборот – дарит радость. Ведь иногда хочется собраться с мыслями и подумать обо всем. Никто не мешает, не нарушает душевный покой… Действительно, вечер- самая прекрасная пора суток.

Рифма этого стихотворения сделана очень умело. Невозможно этого не заметить. Ведь существует множество стихов, которые очень сложно читаются, не воспринимаются читателем должным образом. Но тут все предельно ясно, гармонично, грамотно.

Основным тропом являются метафоры и олицетворение.

Теперь поговорим о композиции данного стиха. Она состоит из четырех строф. Они тесно связаны между собой по смыслу. Трехстопный амфибрахий – так называется размер, с которым был написан этот стих.

Анализ стихотворения Сумерки по плану

Сумерки

Возможно вам будет интересно

Наверное, человек начинает задумываться о смысле жизни лишь в том случае, когда ему остается жить совсем немного. А вот когда у него впереди еще очень много времени он просто живет для себя и ни о чем не задумывается.

Валерий Брюсов является приверженцем символизма. Его произведения нельзя воспринимать буквально, нужно суметь разгадать символы, которые он в них вложил. В стихотворении «Творчество»

Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания

Данное стихотворение написано на тему природы. В частности оно повествует о юноше, стоящем на краю обрыва (в его образе можно угадать самого Боратынского, который на момент написания стихотворения был очень молод).

Многие поэты обращались к временам года. Майков не стал исключением и написал стихотворение о весне. Впервые оно было опубликовано в 1840 году. Поэт посвятил его крестному сыну Коле Трескину

Анализ стихотворения Брюсова Сумерки

Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки»

Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки»

Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя.

В подобном ключе выдержано стихотворение «Сумерки», созданное в 1906 году и представляющее собой своеобразную оду вечерней Москве. В этом стихотворении органично переплетаются урбанистические мотивы и искреннее восхищение древним городом, который меняется вместе с людьми, его населяющими. Обычные уличные фонари Брюсов сравнивает с электрическими лунами «на выгнутых длинных стеблях», он слушает музыку телефонных проводов, которые оживают под чьими-то незримыми и нежными руками.

Уличные часы с наступлением темноты зажигают свои циферблаты, и это — еще одна характерная примета времени, которое так близко и дорого поэту. Он с нетерпением ждет наступления вечера, чтобы почувствовать, как «жаждущих плит тротуарных коснулся прохладный покой».

Пустынные улицы, сквер, потонувший в тумане — все эти отличительные черты вечерней Москвы хорошо знакомы Брюсову, который любит гулять по городу и подмечает каждую мелочь. Даже тот факт, что теплый ветер «целует с улыбкой в глаза — проходящих гетер», вызывает у поэта чувство восхищения. Автор не приукрашивает действительность, он видит мир таким, каков он есть, и старается находить в нем позитивные черты. И вечерний город дарит ему такую возможность, помогая забыть от суете прошедшего дня, когда все видится совсем в ином свете.

Вечер становится излюбленным временем суток Брюсова, и он мечтает о встрече с ним, чтобы отправиться на очередную прогулку. «О сумерки! Милостью мира опять осените меня!», — восклицает поэт. Он воспринимает наступление темноты как дар свыше и ничуть не тяготиться собственным одиночеством, так как общается с окружающим миром при помощи чувств и полученных впечатлений.

Собеседниками Брюсова становятся дома и площади, уличные фонари и скамейки в скверах, которые готовы рассказать поэту свои удивительные истории. Однако в этом стихотворении поэт не прибегает к традиционным приемам символизма и не пытается увидеть знаки судьбы в привычных вещах. Он просто бродит по улицам любимого города и впитывает в себя его энергетику, противоречивую, сумбурную и дающую пищу для размышлений.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки»

Горят электричеством луны
На выгнутых длинных стеблях;
Звенят телеграфные струны
В незримых и нежных руках;

Круги циферблатов янтарных
Волшебно зажглись над толпой,
И жаждущих плит тротуарных
Коснулся прохладный покой.

Под сетью пленительно-зыбкой
Притих отуманенный сквер,
И вечер целует с улыбкой
В глаза – проходящих гетер.

Как тихие звуки клавира –
Далекие ропоты дня.
О сумерки! Милостью мира
Опять осените меня!

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Сумерки»

Стихотворение «Сумерки» написано в 1906 году. На пору расцвета творчества Валерия Брюсова пришелся значимый процесс развития общества. Происходила повсеместная урбанизация. Города становились не просто центрами культурной и светской жизни. С развитием промышленности, появлением заводов и фабрик города росли и развивались. В то время как села и деревни редели и исчезали.

Брюсов остро чувствовал проблемы того периода, поднимая насущные вопросы в своем творчестве. Ведущей темой стихотворения «Сумерки» является тема урбанизации. С одной стороны, поэт восхищается прогрессом и теми изобретениями и новшествами, которые появились в городской жизни. Но с другой стороны, он не перестает восхищаться простой природной красотой. В этом произведении происходит некий синтез чувств, восхищение тем, как гармонично существуют древний город с урбанистическими новшествами. Этот синтез достигается путем сравнения. Поэт сравнивает фонари с «лунами на выгнутых, длинных стеблях», телефонные звонки со звуками струн какого-нибудь музыкального инструмента. Он не отрицает прогресса, но предпочитает ему покой, какой можно обрести только в спящем городе.

Все стихотворение наполнено теплыми чувствами, любовью к городу. Автор ждет, когда наступят сумерки, когда город погрузится в прохладный покой, когда исчезнет суета. Даже явное одиночество радует его, дарит успокоение. Вечер — любимое время суток. Вечера лирический герой ждет с нетерпением.

С помощью ярких эпитетов Брюсов рисует улицы города, парки, скамейки, фонари, часы. С помощью красочных метафор он погружает читателя в любимую ему атмосферу. Лирический герой близок автору. Он переживает те же чувства, он думает теми же мыслями. Он искренне надеется, что люди не перестанут замечать той красоты, какой обладает природа.

Композиция данного стихотворения стройная, последовательная. Состоит из четырех строф, связанных друг с другом по смыслу. Во всех строфах раскрывается описание города. Чувства лирического героя раскрываются в последних двух строках последней строфы. Строки связаны полной перекрестной рифмой. Размер, которым написано стихотворение — трехстопный амфибрахий.

Хоть творчество Валерия Брюсова относят к творчеству поэтов — символистов, в стихотворении «Сумерки» не стоит искать явных символов. Это простое описание, размышление, наблюдение.

Валерий
Брюсов

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Сумерки»

Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя.

В подобном ключе выдержано стихотворение «Сумерки», созданное в 1906 году и представляющее собой своеобразную оду вечерней Москве. В этом стихотворении органично переплетаются урбанистические мотивы и искреннее восхищение древним городом, который меняется вместе с людьми, его населяющими. Обычные уличные фонари Брюсов сравнивает с электрическими лунами «на выгнутых длинных стеблях», он слушает музыку телефонных проводов, которые оживают под чьими-то незримыми и нежными руками. Уличные часы с наступлением темноты зажигают свои циферблаты, и это – еще одна характерная примета времени, которое так близко и дорого поэту. Он с нетерпением ждет наступления вечера, чтобы почувствовать, как «жаждущих плит тротуарных коснулся прохладный покой».

Пустынные улицы, сквер, потонувший в тумане – все эти отличительные черты вечерней Москвы хорошо знакомы Брюсову, который любит гулять по городу и подмечает каждую мелочь. Даже тот факт, что теплый ветер «целует с улыбкой в глаза — проходящих гетер», вызывает у поэта чувство восхищения. Автор не приукрашивает действительность, он видит мир таким, каков он есть, и старается находить в нем позитивные черты. И вечерний город дарит ему такую возможность, помогая забыть от суете прошедшего дня, когда все видится совсем в ином свете.

Вечер становится излюбленным временем суток Брюсова, и он мечтает о встрече с ним, чтобы отправиться на очередную прогулку. «О сумерки! Милостью мира опять осените меня!», — восклицает поэт. Он воспринимает наступление темноты как дар свыше и ничуть не тяготиться собственным одиночеством, так как общается с окружающим миром при помощи чувств и полученных впечатлений. Собеседниками Брюсова становятся дома и площади, уличные фонари и скамейки в скверах, которые готовы рассказать поэту свои удивительные истории. Однако в этом стихотворении поэт не прибегает к традиционным приемам символизма и не пытается увидеть знаки судьбы в привычных вещах. Он просто бродит по улицам любимого города и впитывает в себя его энергетику, противоречивую, сумбурную и дающую пищу для размышлений.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Эпитафия»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Поцелуями прежде считал. »
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Клеветникам России»
  • Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Эпиграмма»

Горят электричеством луны

На выгнутых длинных стеблях;

Звенят телеграфные струны

В незримых и нежных руках;

Круги циферблатов янтарных

Волшебно зажглись над толпой,

Сумерки
Стихотворение Валерия Брюсова

Горят электричеством луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках; Круги циферблатов янтарных Волшебно зажглись над толпой, И жаждущих плит тротуарных Коснулся прохладный покой. Под сетью пленительно-зыбкой Притих отуманенный сквер, И вечер целует с улыбкой В глаза – проходящих гетер. Как тихие звуки клавира – Далекие ропоты дня. О сумерки! Милостью мира Опять осените меня!

Валерий Брюсов. Стихотворения
Москва, “Детская Литература”, 1971.

Другие стихи Валерия Брюсова

Слушать стихотворение Брюсова Сумерки

Ссылка на основную публикацию