Анализ стихотворения Родной язык Брюсова

Сочинение ученицы 9 класса Шаиховой Фариды на тему «Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!» (В.Я.Брюсов)

Прекрасная работа, которая была представлена на 1-ом Всероссийском Фестивале русского языка в 2012 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
сочинение о русском языке16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение ученицы 9 класса Шаиховой Фариды на тему

«Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!» (В.Я.Брюсов)

Язык играет важную роль в нашей жизни. Мы пользуемся им, когда общаемся, осознаем окружающий мир и прежде всего себя как личность. Язык – «мой верный друг» во всех моих делах и начинаниях. С помощью языка я познакомилась со своими лучшими друзьями и со своим внутренним миром – это отдельный организм в нашем теле, без которого мы не можем обойтись.

Язык – «мой враг коварный”, потому что русский язык, с одной стороны, кажется легким, простым, но на самом деле это язык с множеством проблем: орфографическими, лексическими, синтаксическими, грамматическими.

В современной речи появляются слова – паразиты, которые портят великий русский язык. Цель нашего времени – не передать эти слова нашим потомкам Мы должны понимать, что за тот период времени (от второго – первого тысячелетий нашей эры и до наших дней) в русском языке многое изменилось. Некоторые слова поменяли свое значение, другие вошли из иных языков, например, слово «лингвист» – языковед.

В лексическом составе русского языка отражается история народа. Слова — это живые свидетели исторических событий, развития науки, культуры, это очевидцы изменений в быту. Многие слова с исчезновением соответствующих понятий, предметов перестают употребляться в речи. Устаревшие слова включают архаизмы и историзмы, например, в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» слово «глагол» обозначает «слово»:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Язык – это наш царь. Он правит нами, делает мир лучше, иногда меняет жизнь людей, царит над нами, как небо. Люди хотят быть свободными и независимыми от того, кто правит ими, но на самом деле, если б не было царей, возможно, нарушился бы мировой порядок. Наш царь, который никогда не умрет – это могучий русский язык.

Но, к сожалению, мы часто используем язык, как раба, издеваемся над ним и применяем не по назначению. А какое же назначение русского языка? На этот вопрос каждый ответит по – своему: кто – то скажет – для общения, кто- то, что русский язык необходим нам для того, чтобы у нас была возможность грамотно формулировать наши мысли на бумаге и не делать по четыре ошибки в каждом слове, как делают это некоторые.

В стихотворении «Родной язык» В. Брюсов хотел показать нам, что родной язык, будь это русский или какой – то другой, может быть и другом, и врагом, и царем, и рабом. Таково и есть положение русского в современном мире.

Мы почти каждый день слышим нецензурные выражения. И становится страшно, кажется, что мир настолько портится. И нам нечего будет передать нашим потомкам. Да, стремления человечества к самосовершенствованию не наблюдается . что уж тут говорить: нам лень даже описать прекрасное. Писатели девятнадцатого – двадцатого веков – это пример для нас. В этот период были написаны произведения, содержание которых актуально и для двадцать первого века. Чего стоит творчество Н. В. Гоголя, пронизанное реальной жизнью и страстной любовью к родному слову!

«Русский язык – это, прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький», – так говорил про русский язык Л. Н. Толстой.

Я призываю всех беречь великий, могучий русский язык – достояние России отражение ее культуры. И помните слова К. Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Анализ стихотворения Брюсова «Родной язык

Валерий Брюсов по праву считается одним из лидеров и идеологов русского символизма. Однако в его произведениях нередко затрагиваются философские вопросы, которые автор трактует весьма своеобразно. Он не углубляется в дебри софистики, предпочитая оперировать доступными и понятными вещами. Но при этом, сам того не подозревая, поднимает темы, которые весьма актуальны и в наши дни.

В 1911 году Валерий Брюсов опубликовал стихотворение «Родной язык» , которое выдержано в несколько пафосной и возвышенной манере, присущей многим произведениям поэта. Однако на этот раз автор вполне искренне признается, что для него родной язык является не только верным другом, но и врагом. В этом нет ничего удивительного, потому что поэт достаточно откровенен в своих произведениях и нередко, по мнению критиков, переступает грань дозволенного. Именно по этой причине Брюсов утверждает, что родной язык «дал мечте безумной крылья», позволив ему воплощать в стихотворной форме свои мысли. Но, вместе с тем, именно язык стал для поэта путами узника, который сам себя сковал, лишив возможности быть искренним и честным.

Брюсов Преклоняется перед родным языком, так как понимает, что он формировался веками, впитав в себя культуру, традиции и обычаи русского народа. Но далеко не каждому человек дано постичь его красоту и открыть для себя ту мощь, которая содержится в простых и привычных, на первый взгляд, словах. Поэтому, обращаясь к родному языку, поэт отмечает: «Твои богатства, по наследству, я, дерзкий, требую себе». Этой фразой Брюсов подчеркивает, что достоин владеть бесценным даром слова, хотя и понимает, что выбирает для себя непростой путь. Однако поэт готов ко взлетам и падениям, он уверен, что может с честью пройти через все испытания и доказать, что не зря судьбе было угодно сделать из него поэта. В этом он видит высшее предназначение, которое заключается в том, чтобы сохранить родной язык и донести его до потомков в своих стихах, которые сам Брюсов считает весьма далекими от идеала.

Впрочем, для автора уже не имеет значения тот факт, будет он побежденным или же победителем. Гораздо важнее для Брюсова то, что именно родной язык дает ему силы жить, чувствовать, мечтать, любить и дерзать. «Твой мир — навек моя обитель! Твой голос — небо надо мной», — резюмирует поэт, понимая, что отныне ему предстоит пройти долгий путь, в конце которого не стоит ждать награды.

Анализ стихотворения Брюсова «В тиши задремавшего парка В юности Валерий Брюсов пережил бурный роман, который закончился весьма трагически. Его возлюбленная Елена Краскова, с которой поэт рассчитывал сочетаться узами законного брака, в 1893 году скончалась от оспы. Однако судьба распорядилась так, что уже через полгода Брюсов завязал любовные. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Городу В начале 20 века Валерий Брюсов открыл для себя такое литературное течение, как символизм, и был настолько им восхищен, что, не долго думая, примкнул к немногочисленной группе литераторов, которые разделяли его взгляды. Именно в символистическом ключе было написано стихотворение «Городу». Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Лестница Валерий Брюсов по праву считается одной из ключевых фигур в русском символизме. Его произведения двойственны по своему характеру, так как обычные предметы и явления автор нередко наделяет особым смыслом. Такова отличительная черта творчества Брюсова, который умел видеть то, что недоступно. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Мучительный дар С самого детства Валерий Брюсов связывал свою жизнь с литературой, считая, что обладает настоящим талантом. Это мнение разделяли и близкие юного поэта, поэтому свой первый сборник стихов Брюсов назвал «Шедевры», естественно, что это вызвало целый шквал критики со стороны не. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Умершим мир! Брюсов считал себя настоящим патриотом России, поэтому начало первой мировой войны он воспринял с воодушевлением. Однако очень скоро оно сменилось депрессивностью, в творчестве поэта вновь стали проскальзывать нотки декадентства, к которому Брюсов был неравнодушен в юности. Поэтому неудивительно, что в. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Хвала Человеку Начало 20 века стало переломным для Валерия Брюсова, который изначально считал себя символистом. Однако по мере осознания своей роли в современной литературе поэт все чаще и чаще стал уделять внимание гражданской лирике. Брюсов Не был революционером и к политике относился. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «К моей стране События 1905 года живо обсуждались в литературных кругах. Кто-то видел в революционных погромах знамение судьбы и выступал за свержение самодержавия, кто-то, наоборот, поддерживал смутьянов, считая, что будущее России — за республикой. Валерий Брюсов старался не принимать участия в политических спорах. Читать далее.

Сочинение на тему: » Родной язык» Родной язык входит в нашу жизнь из уст матери. Красивое звучание родного слова мы начинаем воспринимать с маминых песен, прекрасных русских сказок, легенд, преданий. С родным языком мы покидаем родительский порог, отправляясь в дальние путешествия. И чувство родной земли, которое. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Тени прошлого В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою будущую жизнь с литературой. Дружеские попойки, неудачные романы, мечты о. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Старый викинг С юности увлекаясь французским символизмом, Валерий Брюсов постоянно искал не только новые формы выражения своих мыслей, но и оригинальные темы для произведений. Поэт поочередно увлекался любовной лирикой и социальными проблемами, затрагивал вопросы религии и политики. На рубеже 19 и 20. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Свиваются бледные тени Будучи приверженцем символизма, Валерий Брюсов часто задавался вопросом о то, какой будет жизнь в новом, 20 столетии. На рубеже веков нередки всевозможные общественные и социальные волнения, так как очень многих пугает вопрос переход в новую эпоху. И Брюсов в этом. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905 годов, когда по всей России прокатились массовые стачки, превратившиеся в. Читать далее.

РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Русский язык») РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Русский язык») Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и «в течение всего этого времени… стремился… воплотить в надлежащие типы… быстро изменявшуюся. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Умирающий костер Валерий Брюсов никогда не считал себя гражданским поэтом, так как привык наблюдать за общественными переменами со стороны. Поэтому он довольно редко позволял себе публичные высказывания относительно того, что ждет его родину, хотя и предвидел крах существующего режима. Часть его коллег. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Женщине В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине» , которое он написал в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как женился на Иоанне Рунт. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Ранняя осень Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях — поэт пытается найти философский смысл в привычных предметах и явлениях, наделяя окружающий мир мистическими чертами. В 1909 году Валерий. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Фонарики Синдром нового столетия коснулся многих русских поэтов на рубеже 19 и 20 веков. Некоторым из них будущее предвиделось мрачным и зловещим, для чего действительно были весьма веские основание. Другие литераторы, наоборот, с радостью делали шаг в будущее, предвкушая, как вскоре. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Между двойною бездной Точная дата создания этого стихотворения неизвестна, однако не возникает сомнений по поводу того, кому именно оно была адресовано. Дело в том, что в 1897 году Валерий Брюсов обвенчался с чешской переводчицей Иоанной Рунт, которая до конца жизни оставалась не только. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма — направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного литературного направления, пытаясь донести до читателей мысль о том, что. Читать далее.

Мой родной язык Думаю, что недаром язык называют душой народа. Как и всякую душу, его надо уметь сохранить чистым и красивым. И он, как и душа, только один, один для каждой нации. Кто же виноват в том, что большая часть населения Украины говорит. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Труд К теме труда Брюсов обращался не единожды, причем в разные периоды творчества. В частности, он написал сразу два стихотворения, посвященный теме работы. Первое «Работа» датировано 1901 годом, второе «Работа» — 1917-м. В них поэт прославляет труд, при этом имеются в. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе символизм был своеобразным протестом различным нравоучениям, догмам и традициям, Валерий. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «У себя В 1903 году Брюсов выпускает четвертый поэтический сборник, получивший название «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В нем огромное место отведено урбанистической теме. Валерий Яковлевич рисует картины жизни в большом городе, уделяя внимание самым разным персонажам. В частности, перед читателями. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «В прошлом Первый сборник стихов Валерия Брюсова под названием «Шедевры» вызвал много негативных отзывов среди критиков, которые считали молодого поэта весьма самонадеянным и лишенным таланта. Сам же Брюсов, следуя традициям французского символизма, был убежден в обратном. Он искренне верил, что сумел найти. Читать далее.

Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» 1 вариант Лирическая миниатюра «Русский язык» — размышление писателя об особенностях русского языка и его связи с простым народом. Подводя некий итог своим размышлениям, в последние годы жизни И. С. Тургенев пишет «Стихотворения в прозе», с помощью которых доносит до. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» 1 вариант Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной. В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а. Читать далее.

Анализ стихотворения Толстого «Забыл свою веру, забыл свой язык! Многие поэты начинают свой творческий путь с любовной либо пейзажной лирики, и лишь в зрелом возрасте обращаются к социально значимым или общественно-политическим темам. У Алексея Толстого, который вошел в русскую литературу благодаря историческим поэмам и романтическим стихам, все произошло с. Читать далее.

Анализ стихотворения Маяковского «Гейнеобразное Владимир Маяковский весьма скептические относился к произведениям романтического толка, однако простые человеческие чувства ему не были чужды. Музой поэта на протяжении почти 15 лет была Лиля Брик, однако это не мешало ему периодически влюбляться в других женщин и заводить кратковременные. Читать далее.

Биография Брюсова Валерий Яковлевич Брюсов — русский поэт и прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед, один из основателей русского символизма. Детство и юность Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря в Москве в купеческой семье. Начальное образование будущий поэт получил дома. С 1885 году Брюсов. Читать далее.

ХУДОЖЕСТВЕННЕЙ МИР В. Я. БРЮСОВА Брюсов как теоретик символизма. Символизм — направление в литературе (конец 19 — начало 20 века); одно из направлений романтизма. С помощью символа (художественного иносказательного образа) символисты пытались передать индивидуальное восприятие мира. Поэзии символистов свойственно обращение к мистике. Символизм называли также. Читать далее.

О творчестве В. Я. Брюсова Валерий Яковлевич Брюсов был одним из образованнейших людей своего времени, оказавшим большое влияние на развитие литературы. Он выступал как поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, историк литературы, издатель. Он хотел создать новую поэтическую школу, опираясь на творческие открытия французских символистов. В. Читать далее.

Язык — главное богатство народа (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Русский язык») Каждый писатель имеет свою записную книжку, в которую в течение всей жизни заносит свои мысли, заметки, наблюдения. Записи из такой книжки и стали последними произведениями Ивана Сергеевича Тургенева. Он опубликовал их под названием «Стихотворения в прозе». Некоторые стихотворения в прозе. Читать далее.

Анализ стихотворения Некрасова «Замолкни, Муза мести и печали! Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса. Однако мало кто знает о том, что этот автор является утонченным и глубоким лириком, чьи. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Там, где вечно дремлет тайна Образ родной природы является одним из ключевых в творчестве Сергея Есенина, которого по праву считают сельским поэтом. Большинство его произведений посвящены полям и рекам, лугам и перелескам. Кроме этого, в стихах этого автора присутствует множество символов, так как растения и. Читать далее.

Анализ стихотворения Жуковского «Лалла Рук Во время своего заграничного путешествия поэт Василий Жуковский познакомился с творчеством английского поэта Томаса Мура. Особое впечатление на него произвела поэма «Лалла Рук», которая в то время была весьма популярна среди немецкой аристократии и считалась одним из наиболее ярких образцов. Читать далее.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пусть я кого-нибудь люблю В 1830 году 16-летний Михаил Лермонтов гостил у своих родственников в подмосковном имении, где познакомился с очаровательной Екатериной Сушковой. Девушка произвела на юного поэта неизгладимое впечатление и очень скоро догадалась о том, какие чувства испытывает к ней Лермонтов. Но, обладая. Читать далее.

Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение Федор Тютчев был дважды женат, и оба его брака оказались весьма удачными как с финансовой точки зрения, так и в плане взаимной привязанности. Тем не менее, прожив в счастливом браке со второй супругой Эрнестиной более 10 лет, поэт неожиданно увлекается. Читать далее.

Анализ стихотворения Лермонтова «Монолог Вопросы общественной морали очень волновали юного Лермонтова. Начав бывать на званых приемах, 15-летний поэт, обладающий хорошей наблюдательностью, очень скоро разочаровался. Его книжные идеалы совершенно не соответствовали поведению и мыслям людей, с которыми ему довелось столкнуться. Больше всего Лермонтова поражало то. Читать далее.

Анализ стихотворения Гумилева «В пустыне Николай Гумилев обожал путешествовать, и мог проводить в дальних странствиях долгие месяцы. Единственным ограничением для него служили финансы, которых у поэта порой хватало лишь на то, чтобы преодолеть часть намеченного маршрута. Впрочем, Гумилева это нисколько не смущало, потому что итогом. Читать далее.

Анализ стихотворения Маяковского «Утро В 15 лет Владимир Маяковский как сочувствующий революционно настроенным студентам попал в тюрьму, где провел 11 месяцев. Именно здесь он вернулся к своему детскому увлечению и вновь начал писать стихи, хотя и считал, что из-под его пера выходит полная чушь. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Родной язык»

Валерий Брюсов по праву считается одним из лидеров и идеологов русского символизма. Однако в его произведениях нередко затрагиваются философские вопросы, которые автор трактует весьма своеобразно. Он не углубляется в дебри софистики, предпочитая оперировать доступными и понятными вещами.

Но при этом, сам того не подозревая, поднимает темы, которые весьма актуальны и в наши дни.

В 1911 году Валерий Брюсов опубликовал стихотворение «Родной язык», которое выдержано в несколько пафосной и возвышенной манере, присущей многим произведениям

Именно по этой причине Брюсов утверждает, что родной язык «дал мечте безумной крылья», позволив ему воплощать в стихотворной форме свои мысли. Но, вместе с тем, именно язык стал для поэта путами узника, который сам себя сковал, лишив возможности быть искренним и честным.

Брюсов преклоняется перед родным языком, так как

В этом он видит высшее предназначение, которое заключается в том, чтобы сохранить родной язык и донести его до потомков в своих стихах, которые сам Брюсов считает весьма далекими от идеала.

Впрочем, для автора уже не имеет значения тот факт, будет он побежденным или же победителем. Гораздо важнее для Брюсова то, что именно родной язык дает ему силы жить, чувствовать, мечтать, любить и дерзать. «Твой мир — навек моя обитель! Твой голос — небо надо мной», — резюмирует поэт, понимая, что отныне ему предстоит пройти долгий путь, в конце которого не стоит ждать награды.

Дайджест:

Анализ стихотворения Брюсова «В тиши задремавшего парка…» В юности Валерий Брюсов пережил бурный роман, который закончился весьма трагически. Его возлюбленная Елена Краскова, с которой поэт рассчитывал сочетаться узами законного брака, в 1893 году скончалась от оспы. Однако. .

Анализ стихотворения Брюсова «Мучительный дар» С самого детства Валерий Брюсов связывал свою жизнь с литературой, считая, что обладает настоящим талантом. Это мнение разделяли и близкие юного поэта, поэтому свой первый сборник стихов Брюсов назвал «Шедевры». .

Анализ стихотворения Брюсова «Умершим мир!» Брюсов считал себя настоящим патриотом России, поэтому начало первой мировой войны он воспринял с воодушевлением. Однако очень скоро оно сменилось депрессивностью, в творчестве поэта вновь стали проскальзывать нотки декадентства, к. .

Анализ стихотворения Брюсова «Сумасшедший» Молодой Валерий Брюсов, как и многие его коллеги по поэтическому цеху, довольно много экспериментировал, пытаясь найти свой путь в литературе. Однако даже в ранних произведениях этого автора достаточно четко прослеживаются. .

Анализ стихотворения Брюсова «Хвала Человеку» Начало 20 века стало переломным для Валерия Брюсова, который изначально считал себя символистом. Однако по мере осознания своей роли в современной литературе поэт все чаще и чаще стал уделять внимание. .

Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик» Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел. .

Анализ стихотворения Брюсова «К моей стране» События 1905 года живо обсуждались в литературных кругах. Кто-то видел в революционных погромах знамение судьбы и выступал за свержение самодержавия, кто-то, наоборот, поддерживал смутьянов, считая, что будущее России — за. .

Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» Валерий Брюсов с юности увлекался символизмом, поэтому неудивительно, что его первые литературные эксперименты были связаны именно с этим направлением. Позже уверенность в том, что произведения с двойным смыслом представляют несомненную. .

Анализ стихотворения Брюсова — размышление о судьбе по­эта Стихотворение В. Я. Брюсова — размышление о судьбе по­эта, о назначении поэтического творчества. Брюсов видит тяже­лый трудный путь поэта. Все его произведение является своеоб­разным наставлением, призывом тем, кто считает себя. .

Анализ стихотворения Брюсова «Тени прошлого» В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою. .

«Мой родной язык» Язык — средство общения между людьми, это то, что помогает нам жить в обществе. Язык сближает много разных людей, благодаря языку мы можем доносить наши мысли. Родной язык — это. .

Анализ стихотворения Брюсова «Облака» До момента своего увлечения символизмом Валерий Брюсов экспериментировал с различными направлениями в поэзии. Его ранняя пейзажная лирика выдержана в лучших традициях классицизма, и в ней можно найти подражание Фету и. .

Анализ стихотворения Брюсова «Старый викинг» С юности увлекаясь французским символизмом, Валерий Брюсов постоянно искал не только новые формы выражения своих мыслей, но и оригинальные темы для произведений. Поэт поочередно увлекался любовной лирикой и социальными проблемами. .

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны» Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905. .

Анализ стихотворения Брюсова «Свиваются бледные тени…» Будучи приверженцем символизма, Валерий Брюсов часто задавался вопросом о то, какой будет жизнь в новом, 20 столетии. На рубеже веков нередки всевозможные общественные и социальные волнения, так как очень многих. .

Анализ стихотворения Брюсова «Ранняя осень» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях — поэт пытается найти философский смысл в привычных предметах и. .

Анализ стихотворения Брюсова «Фонарики» Синдром нового столетия коснулся многих русских поэтов на рубеже 19 и 20 веков. Некоторым из них будущее предвиделось мрачным и зловещим, для чего действительно были весьма веские основание. Другие литераторы. .

Анализ стихотворения Брюсова «Умирающий костер» Валерий Брюсов никогда не считал себя гражданским поэтом, так как привык наблюдать за общественными переменами со стороны. Поэтому он довольно редко позволял себе публичные высказывания относительно того, что ждет его. .

Анализ стихотворения Брюсова «Между двойною бездной…» Точная дата создания этого стихотворения неизвестна, однако не возникает сомнений по поводу того, кому именно оно была адресовано. Дело в том, что в 1897 году Валерий Брюсов обвенчался с чешской. .

Анализ стихотворения Брюсова «Женщине» В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине», которое он написал в 1899 году, спустя. .

Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме» Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма — направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного. .

Анализ стихотворения Брюсова «Труд» К теме труда Брюсов обращался не единожды, причем в разные периоды творчества. В частности, он написал сразу два стихотворения с одинаковым названием — «Работа». Первое датировано 1901 годом, второе —. .

Анализ стихотворения Брюсова «Опять сон» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» он издал в 1895 году. В то время молодой поэт вообще скромностью. .

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе. .

Анализ стихотворения Брюсова «У себя» В 1903 году Брюсов выпускает четвертый поэтический сборник, получивший название «Urbi et Orbi» . В нем огромное место отведено урбанистической теме. Валерий Яковлевич рисует картины жизни в большом городе, уделяя. .

Язык родной, слово родное Украина, украинский народ, украинский язык! Какие величественные, несравненные ни с чем понятия! Украина, как и украинский язык, имеют свою историю. Украина… В одном этом слове звучит голос грусти и красоты. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» Стихотворение «Прекрасны вы, поля земли родной…» датируется осенью 1831 года и относится к раннему творчеству Лермонтова. Его содержание характерно для патриотической лирики Михаила Юрьевича. Описание великолепных пейзажей поэт зачастую объединял. .

Анализ стихотворения Брюсова «Памятник» В 1912 году Брюсов создает стихотворение «Памятник». Текст отсылает сразу к двум великим одноименным произведениям русской литературы. Из двадцатого столетия поэт общается с Державиным и Пушкиным. Кроме того, Валерий Яковлевич. .

Анализ стихотворения Брюсова «Ангел благого молчания» В 1909 году Брюсов издал сборник «Все напевы». Сам поэт говорил, что в нем меньше новизны, чем в других его книгах, «но больше искусства, совершенства». По сути, вниманию читателей было. .

Анализ стихотворения «Кинжал» Брюсова В. Я Чтение этого стихотворения вслух поможет настроиться на восприятие контрастной Бальмонту стилевой системы Брюсова. Это не баюкающе-распевная мелодия бальмонтовской «Фантазии», а энергичная, четко артикулированная поступь брюсовского стихотворения. Заметим, что современники отмечали. .

Анализ стихотворения Пушкина «Под небом голубым страны своей родной…» Во время южной ссылки Александр Пушкин познакомился с Амалией Ризнич, которая на несколько месяцев стала предметом его увлечений. Поэт ухаживал за замужней дамой и даже посвятил ей несколько стихов. Молодые. .

Анализ стихотворения Брюсова «Отреченье» «Отреченье» — стихотворение, написанное в 1896 году и относящееся к раннему творчеству Брюсова. Оно входит в последнюю часть сборника «Me eum esse» , увидевшего свет на закате девятнадцатого столетия. В. .

Родной русский язык В моей стране на русском языке не только говорят, его любят и ценят. Ежегодно на базе нашей школы проводятся недели русской словесности, где учителя и их ученики могут продемонстрировать свои. .

Родной язык в произведениях М. Рыльского В условиях страшного социального и национального гнета украинский язык, говорит М. Рыльский, «свой дух величественно-достойный, как ржаное зерно, берег». Огромные потенциальные силы украинского языка передаются сложным эпитетом «величественно-достойный», а его. .

Анализ стихотворения Брюсова «В будущем» Стихотворение «В будущем» относится к раннему творчеству Брюсова. Поэт включил его в свой дебютный сборник «Chefs d’oeuvre» , созданный по большей части под влиянием творчества Поля Верлена и увидевший свет. .

Знаем ли мы родной язык «Конечно, — ответят многие. — Ведь с детства им пользуемся. Да и в школе всякие там склонения-спряжения изучали. Вот чужой, незнакомый язык — другое дело. » Но оказывается, что «склонения-спряжения». .

«Язык — богатство народа» или «Язык — сокровище нации» Сочинение «Язык — богатство народа» или «Язык — сокровище нации» Люди часто ставят знак равенства между языком и нацией. И говорят, что язык — это богатство нации, которое ни в. .

Анализ стихотворения Толостого «Забыл свою веру, забыл свой язык!» Многие поэты начинают свой творческий путь с любовной либо пейзажной лирики, и лишь в зрелом возрасте обращаются к социально значимым или общественно-политическим темам. У Алексея Толстого, который вошел в русскую. .

Анализ стихотворение «В будущем» В. Я. Брюсова Стихотворение В. Я. Брюсова «В будущем», одно из красивейших и душевных стихотворений поэта. Оно не самое известное среди читателей, но его душевность, лиричность просто околдовывают. Стихотворение небольшое, состоит из трех. .

Анализ стихотворения Брюсова «В магическом саду» Произведению 1895 г. предпослан эпиграф из тютчевского творения » Пошли, Господь, свою отраду…» Интертекстуальные связи, заявленные цитатой, распространяются на контуры лирической ситуации, только герой Тютчева наблюдает за нищим странником со. .

Родной язык

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей — отзвук твой!

Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И все ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству.
Ты — в вечности, я — в кратких днях,
Но все ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю,- ты ответствуй,
Иду,- ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!

Анализ стихотворения «Родной язык» Брюсова

В период кризиса символизма Валерий Яковлевич Брюсов плотно занимается прозой, а его стихи становятся все более академичными по форме.

Стихотворение написано зимой 1911 года. Его автору исполнилось 38 лет, он издал несколько сборников, последний из которых красноречиво назывался «Демон самоубийства». Кажется, некоторые его жизненные и творческие теории потерпели крах. По жанру – гимн, ода, по размеру – ямб с перекрестной и сложной (в последнем пятистишии) рифмовкой, 8 строф. Интонация торжественная, лексика возвышенная. Лирический герой – сам автор. Тринадцать восклицаний, семь из которых приходится на первую строфу. Обращения полны противопоставлений, казалось бы, несовместимых: друг, враг, царь, раб. Поэт не может удержаться от сравнения поэзии с магией, а себя со жрецом, поклоняющимся этому культу: как дым алтарный. «Как вызов – крик!»: кажется, борьба автора с непокорным словом не всегда увенчивается успехом. Во второй строфе парадоксальный параллелизм продолжен: дал крылья, путами обвил, спасал и сокрушал. Действительно, В. Брюсов обращается к языку как к божеству, милостями и наказаниями которого он живет.

«Тщетно ждал»: не всегда измученный поэт мог выразить себя на бумаге. «Как Израиль с божеством»: отсылка к библейской цитате, когда Иаков ночью боролся с ангелом, требуя благословения. Традиционное толкование этого события подразумевает, что под видом ангела являлся сам Бог. «Как магу, мне покорствуй»: здесь прослеживается оккультное представление о поэте и его труде. Видимо, увлечение спиритизмом и магией не прошли даром. Впрочем, герой вполне сознает характер своего божества, готов к смерти от его руки. «Я требую себе»: поэт ежеминутно идет на штурм, сокрушает крепости бессилия, непонимания, дисгармонии. В сущности, это угроза, из которой ясно, что поэт с языком чувствует себя на равных. Хотя бы иногда. «Равно паду я пред тобой»: ведь он не мыслит себя без поэзии, искусства. В финальной строфе в некоторых изданиях «Мститель» и «Спаситель» печатаются с прописной буквы. Этим подчеркивается, что поэт разговаривает не с абстракцией, а с живым существом. Эпитеты: душой дрожащей, нежданных стихов, тихой тоской, потаенном смысле. Сравнение: подобен великану, как магу.

В. Брюсов дерзко бросает вызов русскому языку. В произведении «Родной язык» он исследует свой творческий путь, его находки и потери, заявляет о своей приверженности искусству до смерти.

Популярные темы поэтических произведений:
  • про футбол
  • про ветер
  • про Адама
  • про адмиралтейство
  • Матерные, нецензурные, хулиганские стихи
  • о войне
  • Есенина 20 строк
  • про Азию
  • про добро и зло
  • о русском языке
  • о погоде
  • о смерти
  • о маме
  • про Ленина

На rostih можно читать стихи для детей и взрослых на тему «Родной язык», создавать список избранного, голосовать за лучшие произведения онлайн и скачивать все тексты бесплатно.

Валерий Брюсов
«Родной язык»

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей – отзвук твой!

Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И все ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству.
Ты – в вечности, я – в кратких днях,
Но все ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю,- ты ответствуй,
Иду,- ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 8-ти строф (всего 33 строки)
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: коварный-язык-алтарный-крик.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: крылья-обвил-бессилья-сил.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: странных-слов-нежданных-стихов.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: измучен-тоской-созвучен-твой.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: великану-лицом-устану-божеством.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: упорству-днях-покорствуй-прах.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

7-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: наследству-себе-ответствуй-борьбе.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

8-я cтрофа – 5 строк, пятистишие.
Рифмы: победитель-тобой-спаситель-обитель-мной.
Рифмовка: ABAAB

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Анализ стихотворения Антоний Брюсова

“АНТОНИЙ” БРЮСОВА. Равновесие частей

(Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. – М., 1997. – С. 33-38)

Стихотворение В. Я. Брюсова “Антоний” было написано в апреле 1905 года и вошло в сборник “Stephanos” (“Венок”): в первом издании – в цикл стихов о трагической любви “Из ада изведенные”, в последующих – в цикл стихов о героях мифов и истории “Правда вечная кумиров” (вслед за стихотворением “Клеопатра”). Действительно, в нем перекрещиваются обе сквозные темы сборника: тема любви и тема крутых поворотов в истории, обе насущно близкие Брюсову в 1905 году. I Ты на закатном небосклоне Былых, торжественных времен, Как исполин стоишь, Антоний, Как яркий незабвенный сон. II Боролись за народ трибуны И императоры – за власть, Но ты, прекрасный, вечно юный, Один алтарь поставил – страсть! III Победный лавр, и скиптр вселенной, И ратей пролитую кровь Ты бросил на весы, надменный, – И перевесила любовь! IV Когда вершились судьбы мира Среди вспененных боем струй, – Венец и пурпур триумвира Ты променял на поцелуй. V Когда одна черта делила В веках величье и позор, – Ты повернул свое кормило, Чтоб раз взглянуть в желанный взор. VI Как нимб, Любовь, твое сиянье Над всеми, кто погиб, любя! Блажен, кто ведал посмеянье, И стыд, и гибель – за тебя! VII О, дай мне жребий тот же вынуть, И в час, когда не кончен бой, Как беглецу, корабль свой кинуть Вслед за египетской кормой! Это стихотворение недавно было предметом превосходного разбора в статье М. М. Гиршмана [Гиршман 1973], в которой автор дает отличную характеристику пафоса и гиперболизма произведения и показывает связь этих черт (“грандиозная и величественная мысль-страсть, увековеченная мастерством. “) с общим строем брюсовской поэтики и брюсовского мировоззрения. Но сосредоточившись на той цельности, которую придают стихотворению данные черты, он оставляет почти без внимания постепенное развертывание этой цельности перед читателем – композицию стихотворения. Оно представлено однородным с начала до конца. О строфах его говорится: “Это своеобразные однородные члены и в лексическом, и в синтаксическом, и в ритмическом, и в звуковом отношении. Получаются как бы своеобразные “удары гонга”, причем каждый следующий, вроде бы равный предыдущему по силе, звучит вместе с тем мощным усилением”. Посмотрим, в чем состоит это усиление, что меняется от строфы к строфе, благодаря чему эти “однородные члены” нельзя переставить в ином порядке? Общие очертания композиции стихотворения, разумеется, ясны. Кульминация его – в VI строфе, герои которой – Любовь и все, кто за нее гибнут. К этой вершине примыкают долгим скатом строфы I-V, герой которых – Антоний, и быстрым скатом строфа VII, герой которой – “я”. Долгое пятистрофие в свою очередь членится по смыслу и синтаксису на 1+2+2 строфы (вступление, 2 восклицательные строфы, 2 строфы на “когда. “). Но как уравновешены эти два (брюсовским образом говоря) плеча весов? Мы предлагаем назвать господствующее соотношение при смене моментов (строф) “сужением”, объединяя в этом понятии несколько разноплановых и все же схожих друг с другом явлений: (1) логическое сужение значения, от общего к частному: “страсть” – “любовь”; (2) психологическое сужение значения, от внешнего к внутреннему (интериоризация): “прекрасный” – “надменный”; (3) предметное сужение значения, от неопределенного к конкретному: “борьба за власть” – “битва при Акции”; (4) действенное сужение значения, сосредоточение силы: “поставил” – “бросил”; (5) стилистическое сужение значения (метонимия и синекдоха): “победа” – “лавр”. Тогда легко будет увидеть, как эти пять разнородных “сужений” в тексте нашего стихотворения, взаимно поддерживая друг друга, совершаются параллельно. Удобным практическим приемом при подходе к анализу семантической композиции может служить “чтение по частям речи” (существительным, глаголам, прилагательным с наречиями), выделяющее в образной структуре стихотворения три аспекта; предметы и понятия, действия и состояния, качества и отношения-оценки. Проследим развитие темы в I-V строфах по существительным-дополнениям (подлежащее здесь неизменное – “ты”). Все они занимают единообразно выделенные места – окончания строф. I строфа – “сон”, слово в предельно смутном значении: носитель страсти и страсть слиты, “сон” сказано о самом Антонии. II строфа – “страсть”: она отделилась от носителя, Антоний ее “поставил” как главное в своей жизни. III строфа – “любовь”: логическое сужение, от общего к частному. IV строфа – “поцелуй”: метонимическое сужение, признак вместо целого. V строфа – “желанный взор”: психологическое сужение, интериоризация. Здесь конец сужения, порог. Теперь проследим то же самое по прилагательным-определениям. Они убывают от строфы к строфе. I строфа – только оценочные, неопределенно-ослепляющие характеристики: “яркий”, “закатный”, “торжественный”, “незабвенный”. II строфа – прояснение внешнего облика: “прекрасный, вечно-юный”. III строфа – прояснение внутреннего облика (интериоризация): “надменный”. Здесь конец, ряд обрывается. Теперь – по глаголам-сказуемым. Они идут от усиления к усилению. I строфа – “стоишь”, бездействие. II строфа – “поставил алтарь”, действие. III строфа – “бросил на весы”, действие рискующее. IV строфа – “променял”, действие решившееся, направленное на “нет”, на гибель. V строфа – “повернул кормило”, то же самое, но еще более активное: человек не ждет гибели, а идет к ней. Здесь опять конец ряда. Теперь, наконец, обратимся от образа героя к картине исторического фона. I строфа – фон совершенно неопределенный, “былые времена”. II строфа – “трибуны”, “императоры”: былые времена конкретизируются в “римские”, но еще неясно, какие именно (трибуны – образ V-I вв. до н. э., императоры – образ I-V вв. н. э.). III строфа – историческая конкретизация не продвигается, зато продвигается стилистическая: вместо “боролись” – метонимический “лавр”, вместо “власть” – метонимический “скиптр”. IV строфа не сдвигает нас с места упоминанием “венца и пурпура” (скорее наоборот: это не знаки триумвиров, а опять что-то “неопределенно-римское”), зато произносит, наконец, слово “триумвир” (конкретная эпоха – I в. до н. э.) и переходит от эпохи к событию (бой среди струй – битва при Акции). V строфа сужает конкретизацию еще дальше, от события к моменту: “повернул кормило” – тот маневр, которым Антоний выразил любовь к Клеопатре и проиграл сражение. Здесь опять ряд обрывается. Но у этого ряда, начинавшегося от “борьбы” и “власти” во II строфе, есть ответвление. За “борьбой” и “властью” (II строфа), “лавром” и “скиптром” (III строфа), “венцом” и “пурпуром” (IV строфа), в V строфе следует “величье” и “позор”. “Величье” – это еще что-то столь же внешнее, сколь и в предыдущих строфах, но “позор” – это уже интериоризация, и она перекликается с остальными интериоризациями этой строфы – образом “взор” и эпитетом “желанный”. И вот, оказывается, что из всех прослеженных рядов только этот не обрывается при переходе от первого пятистрофия к кульминационной VI строфе. Все остальные последовательности нарушены. После ряда ключевых слов-концовок: “сон” – “страсть” – “любовь” – “поцелуй” – “взор” – появляется отвлеченное “за тебя” (не за человека, а за Любовь с большой буквы). Вместо Антония – “все, кто погиб, любя”. Чувственная окраска образов возвращается к неопределенной ослепительности I строфы – “нимб”, “сиянье”. После ряда усиливающихся глаголов “бросил на весы” – “променял” – “повернул” – резко ослабленное “ведал”. После конкретизации истории – совершенно внеисторическое обобщение. И среди всего этого – подхват и усиление “позора”: “посмеянье”, “стыд”, “гибель”, “погиб”; а подчеркивает это (и лишний раз отмечает кульминацию) слово “блажен”: ведь это первая авторская оценка, до сих пор образ и поступок Антония обрисовывались как нечто объективно прекрасное, здесь поэт впервые позволяет себе заглянуть в его душу и назвать то, что он там находит, блаженством. Отсюда уже будет прямым переход от строф об Антонии к строфе о себе. Заметим еще одну особенность. Первая строфа рисовала картину: “Ты на. небосклоне. времен. Как исполин стоишь, Антоний”, – величественный фон и на нем – герой. Это задает образец и для последующих строф, они двуплановые: фон и предмет. Во II строфе фон – народ, трибуны, императоры, борьба, а первый план – алтарь страсти. В III строфе – вселенная и рати, а первый план – порфира и поцелуй. В V строфе – века (как в I), а первый план – руль и взор. Наша кульминационная строфа противопоставляется этому ряду как одноплановая – смертники Любви в сиянии Любви, но на фоне этой вселенской картины – никакого первого плана. Последняя, VII строфа, где герой – “я”, должна уравновесить все первые пять, где герой – Антоний. К предыдущей, кульминационной строфе она привязана непрерывностью все той же “интериоризованной” линии: перед этим “позор” усиливался в “посмеянье”, “стыд” и “гибель”, теперь все это конкретизируется (опять сужение) в понятие бегства (“как беглецу”) – ведь до сих пор смысл “повернутого кормила” оставался прямо не названным. К этому образу бегства автор стягивает мотивы из целых трех строф: “бой” (из IV строфы), “кинуть корабль” (из “кормила” в V строфе), “вынуть жребий” (из “весов” в III строфе). Таким образом, первые три стиха последней строфы представляют собой как бы пробежку по III-IV-V строфам. Этим и достигается равновесие начала и конца, Антония и поэта. Если каждая из первых пяти строф предлагала читателю сужение поля зрения – от фона к герою или предмету, а VI, кульминационная строфа предлагала только широкое поле зрения без сужения (“Любовь. над всеми”), то эта последняя строфа вмещает в своих четырех строчках и расширение, и сужение поля зрения: “вынуть жребий” (урна и жребий, предметы символические, но конкретные) – “бой” (картина широкая и неопределенная: после отвлеченных выражений предыдущей строфы кажется, что здесь речь идет не об Акции, а о “битве жизни” вообще) – “корабль” (сужение и конкретизация) – “корма” (предельное сужение, синекдоха, “часть вместо целого”). Равновесие начала и конца достигнуто. А теперь – чтобы финал произведения и поэт “перевесили” Антония, на чашу весов кладется последняя строка: “Вслед за египетской кормой”. Здесь, во-первых, развязка, утоление читательских ожиданий: слово “египетской” не называет, но подсказывает то имя, которое читатель с самого начала ждал увидеть рядом с Антонием, – имя Клеопатры. Здесь же, во-вторых, исчерпывается тот план, в котором тема разрабатывалась до сих пор, и действие переводится в иной: из “римского” плана в “египетский”, из “властного” – в “чародейский” и т. п.; направление ассоциаций ясно, содержание их может быть разнообразно, оно предоставляется домысливанию каждого читателя по его усмотрению, но главное остается: утверждение иррационального вопреки рациональному, дополнение одной стороны брюсовского поэтического мировоззрения другой его стороной. Так, слово “египетской” переключением в иной план завершает содержательное развертывание стихотворения, а слово “кормой” своей синекдохой подчеркивает принцип формального его развертывания – сужения. Такова, как кажется, композиция этого стихотворения Валерия Брюсова. В анализе композиции всякого лирического стихотворения естественно выделяются три уровня (или три пары уровней): (1) фонический и метрический, (2) лексико-синтаксический и стилистический; (3) семантический и идеологический. Лучше всего исследованы крайние уровни – метрический (благодаря известной книге В. М. Жирмунского) и идеологический (на котором сосредоточивали внимание позднейшие исследователи). Хуже всего разработан семантический уровень – композиция образов и мотивов, особенно там, где она не поддерживается ни развертыванием сюжета, ни развитием логической риторики. Это потому, что всегда кажется, будто образы и мотивы произведения и так ясны, незачем о них и говорить. Это неверно, образный уровень произведения всегда сложнее и богаче, чем “и так ясно”; это мы и надеялись показать на примере брюсовского “Антония”. Р. S. Сборник Пушкинского дома “Поэтический строй русской лирики” (Л., 1973) состоял из монографических анализов отдельных стихотворений и был как бы полуофициальным признанием права на существование за этим филологическим жанром. Статья М. М. Гиршмана об “Антонии” была в нем одной из лучших. В этом отклике на нее методика имманентного анализа еще сбивчива: это один из первых моих опытов разбора стихотворной композиции (как и далее – разбор “Когда волнуется желтеющая нива” ). Можно думать, что стихи о вечных образах, вроде “Антония”, складываются у Брюсова в некоторый структурный инвариант или несколько инвариантов, представляющих хороший материал для общего анализа (как отзывался о них сам Брюсов, см. в статье “Антиномичность поэтики русского модернизма”). Мне давно хотелось также написать систематизирующую статью “Эротика Брюсова” (по образцу разбора “Поцелуев” Иоанна Секунда), но не пришлось.

Анализ стихотворения Антоний Брюсова

Стихотворение Брюсова “Антоний” впервые появилось в печати в апреле 1905 года. В данном стихотворении затрагиваются темы имеющие большое значение для Брюсова. Это тема любви и перемен в жизни, нежданных поворотов истории которые могут нахлынуть на человека внезапно. Поэтом Брюсовым создано множество произведений, которые широко ценятся читателем и в современности.

С самого начала ясно, что стихотворение Брюсова имеет отношение к античности. Читателю для того чтобы в полной мере проникнуться стихотворением, и для того чтобы оно представляло интерес, необходимо получить определенные знания. Немаловажно знать о таком человеке как Марк Антоний, о его любви к Клеопатре. Стихотворению присуща характеристика исторической баллады. Абсолютно все баллады Брюсова исполнены в особом стиле и имеют форму монолога. В произведении второстепенными являются описание живописных просторов и деталей. Подавляющее большинство деталей опущены, ввиду неимения смысла к происходящему.

Страсть выступает в произведении главным героем. Особо выделяется именно это определение, к тому же любовь. Именно эти определения противопоставляются иным благам, существующим на нашей планете. Представляющее собой монолог стихотворение дает возможность уловить в герое произведения отдельные периоды человеческой эволюции.

Поэт в произведении делает упор на “чувства мира” и “общие идеи”, кои он называет неким рациональным познанием. Встречаются в стихотворении также восхваленные Брюсовым различные чувства, которые находятся между собой в тесной связи.

Любую строку стихотворения можно охарактеризовать как некий завершенный этап. Хорошо просматривается очевидная связь с четырехстопным ямбом. Не будет лишним сказать, что в произведении встречается много антитез.

В стихотворении наличествует и звуковая антитеза. Крайне сильно проявлены согласные “л” и “р”, которые призваны прибавлять контраст стихотворению. Несомненно, что “Антоний” Брюсова является наилучшей его работой. Стихотворение создано в довольно сложной форме, однако это не препятствие на пути к наслаждению этим шедевром.

Вариант 2

Произведение является одним из стихотворений, входящих в сборник поэта «Из ада изведенные», и имеет основными темами мгновенное изменение жизненной судьбы и любовную лирику.

Сюжетная линия стихотворения связывается с античным временем, выражающемся в содержательном изложении в виде исторической баллады о любви племянника Юлия Цезаря Марка Антония к Клеопатре, царице Египта, а также историческом боем при Акции, повествование которой ведется от имени лирического героя в форме ораторского монолога, при этом описательная часть природных пейзажей отодвигается поэтом на второй план, а фабульная статичная основа стихов находится вне сюжета. Таким образом в стихотворении отсутствуют последовательные описываемые события и изображаемые действия.

Композиционная структура произведения представляет собой сложно выстроенную систему, выражающуюся в описании отдельных периодов эволюции человечества.

Ключевым смыслом стихотворения является воспевание и прославление лирическим героем понятия страсти и любви, символизирующихся поэтом в поцелуях и желанном взоре. Поэт представляет в виде формы поэтического развития строфы-синонимы, нагнетающие экспрессивность и эмоциональность смыслового содержания стихотворения.

В качестве стихотворного размера в произведении используется четырехстопный ямб, заключающийся подчеркнутыми динамическими и ритмическими ударениями в строках. При этом стихотворение изобилует многочисленными выразительными средствами в форме антитезы, в том числе и звуковой, придающих контрастное восприятие стихотворному содержанию, добавляя лейтмотив антитезного рельефного противостояния, акцентирующийся сонорными согласными «р» и «л».

Отличительной особенностью произведения является применение автором своеобразного синтаксического построения в виде однородных членов, а также частого восклицательного повторения местоимения «ты». Поэт демонстрирует на всем протяжении повествования ораторские возгласы, синонимичные в общем смысле и в соответствии с литературным принципом стихотворного строения, выделяя звуковые опорные сочетания, представленные ударными гласными и рядом стоящими согласными буквами.

Цельная композиция стихотворения в его финале получает развернутую кульминацию, раскрывающую лирическую сущность основной тематики в виде страстной любви.

Анализ стихотворения Антоний по плану

Антоний

Возможно вам будет интересно

В позднем творчестве Афанасий Фет фактически отказывается от пейзажной лирики, он описывает только личные переживания, вся его лирика становится интимной.

Во всех поэтических текстах Некрасова видна авторская гражданская позиция. Его любовная лирика уникальна для произведений этого жанра. Персонажами становятся не романтические баловни судьбы или герои

Наверное, проселок может выглядеть вполне интересной метафорой уникального русского пути. Вообще, менталитет разных наций вполне удобно сравнивать с различными типами дорог.

Произведение представляет собой поэтическое размышление о наслаждении человеком упоительных жизненных минут в единении с собственным душевным состоянием.

Рассмотрим произведение Иосифа Александровича Бродского «Письма римскому другу», созданного им в 1972 году. В названии есть добавление «Из Марциала», это пояснение к стихотворению по темам римского сказания

Читайте также:  Анализ стихотворения Работа Брюсова
Ссылка на основную публикацию