Анализ стихотворения В будущем Брюсова

Анализ стихотворения Брюсова «В будущем»

Стихотворение «В будущем» относится к раннему творчеству Брюсова. Поэт включил его в свой дебютный сборник «Chefs d’oeuvre» , созданный по большей части под влиянием творчества Поля Верлена и увидевший свет в 1895 году. Критика того времени в оценках книги была сдержанной. Многие ее представители считали, что название не соответствует содержанию. Действительно, от низкой самооценки Брюсов не страдал.

Он именовал себя гением, не надеялся на понимание современниками своего первого сборника, завещая его искусству и вечности. Впрочем,

Впоследствии ранний период творчества Валерий Яковлевич называл декадентским.

Главная отличительная особенность «Chefs d’oeuvre» — попытка Брюсова уйти как можно дальше от действительности в мир мечты, снов, фантазий. Это видно и по стихотворению «В будущем». Лирический герой, пребывая в расслабленном состоянии, вдруг чувствует «дуновенье прекрасной души». Принадлежит она незнакомке, томящейся на далекой планете.

Несмотря на расстояние во множество

Лексика молодого Брюсова полна экзотических слов: лев и зебра, банан и орхидея, страус и удав. В начале стихотворения «В будущем» лирический герой сообщает важную деталь — его мечты и видения рождаются «в аромате азалий». Скорей всего, азалии здесь возникают неслучайно.

В Японии эти цветы считаются символом ослепительной женской красоты. Они очаровательны, прелестны, но вместе с тем ядовито коварны. В Стране восходящего солнца их принято называть «одурманивающими похотью цветами».

Зачастую упоминание азалии сопровождается эпитетами «восхитительная», «ослепительная», «фантастическая». Манящий аромат цветов характеризуется как чувственный. Азалия встречается не только у Брюсова, но и в лирике других русских символистов.

Например, у Игоря Северянина, называвшего ее альпорозой.

«В будущем» — часть цикла «Холм покинутых святынь». Перед ним расположено стихотворение «В прошлом», рассказывающее историю средневековой девушки, павшей жертвой жестокой инквизиции. Не исключено, что именно ее душа возродилась на другой планете и слилась с душой лирического героя «В будущем».

Дайджест:

Анализ стихотворения Брюсова «Опять сон» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» он издал в 1895 году. В то время молодой поэт вообще скромностью. .

Анализ стихотворения Брюсова «Облака» До момента своего увлечения символизмом Валерий Брюсов экспериментировал с различными направлениями в поэзии. Его ранняя пейзажная лирика выдержана в лучших традициях классицизма, и в ней можно найти подражание Фету и. .

Анализ стихотворения Брюсова «У себя» В 1903 году Брюсов выпускает четвертый поэтический сборник, получивший название «Urbi et Orbi» . В нем огромное место отведено урбанистической теме. Валерий Яковлевич рисует картины жизни в большом городе, уделяя. .

Анализ стихотворения Брюсова «Ранняя осень» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях — поэт пытается найти философский смысл в привычных предметах и. .

Анализ стихотворения Брюсова «Женщине» В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине», которое он написал в 1899 году, спустя. .

Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» Валерий Брюсов с юности увлекался символизмом, поэтому неудивительно, что его первые литературные эксперименты были связаны именно с этим направлением. Позже уверенность в том, что произведения с двойным смыслом представляют несомненную. .

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны» Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905. .

Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик» Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел. .

Анализ стихотворения Брюсова «Умирающий костер» Валерий Брюсов никогда не считал себя гражданским поэтом, так как привык наблюдать за общественными переменами со стороны. Поэтому он довольно редко позволял себе публичные высказывания относительно того, что ждет его. .

Анализ стихотворения Брюсова «К моей стране» События 1905 года живо обсуждались в литературных кругах. Кто-то видел в революционных погромах знамение судьбы и выступал за свержение самодержавия, кто-то, наоборот, поддерживал смутьянов, считая, что будущее России — за. .

Анализ стихотворения «Жизнь наша в старости — изношенный халат…» Вяземский Стихотворение, написанное в 1875-1877 годах, относится к позднему периоду творчества П. А. Вяземского и по своей при­роде философично. Вяземский построил свое стихотворение, со­поставляя жизнь лирического героя с изношенным халатом. Данное. .

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…» Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания — эти мотивы привлекают молодого автора как. .

Анализ стихотворения ЛЕРМОНТОВ «ИЗ-ПОД ТАИНСТВЕННОЙ, ХОЛОДНОЙ ПОЛУМАСКИ…» М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «ИЗ-ПОД ТАИНСТВЕННОЙ, ХОЛОДНОЙ ПОЛУМАСКИ…» Проанализируйте стихотворение. Подумайте, как в сти­хотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски…» рас­крывается тема одиночества? Тема одиночества характерна для многих произведений М. Ю. Лермонтова. Она. .

Анализ стихотворения Храни меня, мой талисман Стихотворение А. С. Пушкина «Храни меня, мой талисман…» было написано в 1825 году и основано на событиях, имевших место в жизни поэта. Перед отъездом Пушкина в Михайловское княгиня Воронцова подарила. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Опасение» Лермонтовская трактовка любовной темы насыщена трагическими интонациями. Искренний и пылкий лирический герой сталкивается с непониманием, бездушием, предательством. Отчаявшись и исстрадавшись, он провозглашает: «Счастья без обмана нет», — и пытается отказаться. .

Анализ Стихотворения Лермонтова «Нищий» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нищий». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение было написано М. Ю. Лермонтовым в 1830 го­ду. В основе этого стихотворения лежит реальное событие, заме­ченное поэтом: он увидел, как молодежь. .

Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова План История создания Тема стихотворения Лирический сюжет Настроение стихотворения Лирический герой и его своеобразие Художественно-выразительные средства, используемые автором Идея стихотворения История создания Анализ стихотворения Лермонтова «Желание» следует начать с истории. .

Разговор о будущем во II действии пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» У Чехова нет «лишних», случайных фраз, слов. Каждая деталь всегда крепко и логично связана с основным содержанием. Поэтому декорации второго действия символичны: «Старая, покосившаяся, давно заброшенная часовенка…», «камни, когда-то бывшие. .

Влияние символизма на ранее творчество Брюсова В процессе самоопределения поэзии Брюсова и его эстетических взглядов очень важным оказалось воздействие на него творчества Эдгара По, отчасти парнасцев, Бодлера и особенно французских символистов, в первую очередь Верлена, а. .

Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после. .

Анализ стихотворения Пушкина «Земля и море» Стихотворение «Земля и море», созданное в 1821, впервые было опубликовано через четыре года в журнале «Новости литературы». При его написании Пушкин ориентировался на идиллию древнегреческого поэта Мосха, жившего во втором. .

Анализ стихотворения Тютчева «Сон на море» В стихотворении Ф. И. Тютчева «Сон на море» проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительно­сти, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина. .

Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…» Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» . Стихотво­рению предпослана дата — 1 января. Рождаются новый год, но­вая надежда. Но у поэта нет радужных чувств. Все произведение, написанное под впечатлением бала, контрастирует. .

Анализ стихотворения «Завещание» Перед смертью умирающий офицер высказывается о наболевшем: вся его жизнь была трагична. Неудачи и трагедии преследовали его: родители, вероятно, умерли; офицер уверен, что он нелюбим. Поэтому смыслом своей жизни он. .

Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковский Послушайте! Стихотворение написано молодым Владимиром Маяковским в то счастливое время, когда наша страна еще не знала ужасов Первой мировой войны и революции. Поэт был увлечен футуризмом. Он с надеждой смотрел. .

Мечта Радищева о будущем Отечества Революция — наивысшее выражение творческих возможностей народа. Именно потому в Городне путешественник обращается с прямым призывом к крепостным поднять восстание. Этот призыв к мятежу полон великой радостной веры в победу. .

Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…» Стихотворение «О, вещая душа моя…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф. И. Тютче­вым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская. .

Анализ стихотворения Есенина «Листья падают, листья падают…» В августе 1925 года Есенин написал стихотворение «Листья падают, листья падают…», настроение которого весьма характерно для позднего творчества поэта. Во многих его произведениях, созданных на излете жизни, царят депрессивные мысли. .

Анализ стихотворения Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…» Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…», написанное Пастернаком в начале 1930-х годов, в первую очередь затрагивает тему творчества. Лирический герой предается воспоминаниям о годах, когда ему только предстояло. .

Анализ стихотворения Есенина С. А. «Отговорила роща золотая» Стихотворение «Отговорила роща золотая» харак­терно для есенинской пейзажной лирики последних лет. В нем уже нет тех эпитетов и метафор, конкретно связанных с рели­гиозной тематикой, которые были столь широко распростра­нены в. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Ассаргадон Брюсова

Анализ стихотворения Толстого «Коль любить, так без рассудку…» 1850-е годы — расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению. .

Анализ стихотворения Рубцова «Далекое» Творческое наследие Рубцова неотделимо от Вологодчины, где он провел значительную часть детских и юношеских лет. Не раз в своих стихотворениях затрагивал поэт тему малой родины, много и проникновенно писал о. .

Анализ стихотворения «Журавли» — Гамзатов Известная песня Я. Френкеля «Журавли» посвящена всем тем, кто погиб во время Великой Отечественной войны. Автор стихов Расул Гамзатов. Стихотворение было написано им в 1965 году во время полета из. .

Анализ стихотворения Фета «Непогода — осень — куришь…» В 1850 году свет увидел второй сборник Фета. Книга включила в себя небольшой цикл «Хандра», состоящий всего из трех произведений. В них Афанасий Афанасиевич рассматривает и анализирует состояние душевной опустошенности. .

Анализ стихотворения Некрасова «Что ни год — уменьшаются силы…» В 1861 году император Александр II провел одну из важнейших в истории Российской империи реформ, отменив крепостное право. Соответствующий манифест был подписан девятнадцатого февраля. Преобразования многим пришлись не по нраву. .

Анализ стихотворения Лермонтова «1830. Майя. 16 число» Юношеская поэзия Лермонтова представляет собой своеобразную лирическую исповедь, личный дневник, посредством которого он делился интимными переживаниями, философскими рассуждениями, политическими взглядами. В этом деле Михаил Юрьевич следовал за зарубежными романтиками —. .

Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора Сюжет стихотворения И. А. Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» заключается в том, что юноша прощается с отчим домом и родиной в целом и отправляется на вечные. .

Анализ стихотворения Толстого «То было раннею весной…» Герой толстовской лирики связывает образ воскресающей природы с воспоминаниями о далекой юности. В произведении » Во дни минувшие бывало…» отображается состояние души, которое рождают ощущения первого весеннего тепла. Радостное волнение. .

Анализ стихотворения Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла…» Ночь — важнейший символ тютчевской поэзии. В ее понимании поэт опирается на древнегреческую традицию. В античной мифологии богиня Нюкта — дочь Хаоса. Среди ее собственных детей называются Гемера, Танатос, Харон. .

Анализ стихотворения Блока «Мне страшно с Тобой встречаться…» Дебютная книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме», создававшаяся в период с 1901 по 1902 год и выдержанная в духе символизма, посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в. .

Анализ стихотворения В будущем Брюсова

Черный сюртук, застегнутый наглухо, крахмальный воротничок и наполеоновская манера скрещивать руки на груди – таков был образ одного из крупнейших поэтов России, теоретика стихосложения, мэтра символизма и законодателя литературной моды. В. Иванов, узнав о его смерти, написал, что исчезновение Блока и Брюсова уводит группу старых поэтов из нового мира… И это истина: вместе с поэтом окончил свое существование серебряный век русской поэзии.

Лидер символизма
Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов, и футуристов . Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистов (см. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят! Они Её слышат!…»

Направления и мотивы поэзии Брюсова

Выделяют два основных тематических направления лирики Валерия Брюсова это впечатляющие эпизоды мировой истории и сказочные, мифологические сюжеты и образы современного города, как символа современной цивилизации. Что касается первой тематики, то при помощи ярких исторических образов и легенд Брюсов поднимал вечные тема человечества долг, любовь, честь, личность и толпа. В мифах и легендах поэт искал те образы настоящих героев, на примере которых можно было полноценно раскрыть эти темы и указать на истинные ценности человека.
Этому посвящены его знаменитые стихотворения «Александр Великий», «Антоний», «Ассаргадон». Особенно четко прослеживается тема гения и посредственности, которая была актуальной для той эпохи, в которую жил сам Брюсов. Второе направление его стихотворений это звучное эхо городской жизни, ее пейзажей и событий. Брюсов считается одним из первых русских поэтов-урбанистов, множество своих стихотворений он посвятил именно образам современного города. Раскрывая городскую цивилизацию и развернуто демонстрируя ее жизненный процесс, Брюсов обращается к теме борьбы человеческой воли и материи. Он показывает настолько люди стали зависимы от материального мира, который сами и создали.
На фоне ярких городских пейзажей, Брюсов говорит о торжестве человеческого ума и чистого сознания, используя насыщенные и разнообразные метафоры, он описывает душевный подъем человека, принадлежащего к материальному миру, но все же преклоняющемуся не ему, а своему сердцу и душе. Одним из самых известных творений Валерия Брюсова на эту тему является стихотворение «Сумерки», написанное в 1906 году.


Лирика Брюсова многогранна и многообразна. Он использовал строгую, четко очерченную композицию стиха, но при этом искусно использовал параллелизмы, антитезы и анафоры. Это делает его символическую лирику полновесной и в некотором смысле совершенной и по форме стихотворения, и по его содержанию. Несмотря на то, что центральное положение в его творчестве занимают сильные и необычные образы, они остаются наглядными и четко определенными в них нет туманной таинственности и ускользающей загадочности. Многие современники Брюсова называли творчество поэта «живописью слова». И сними нельзя не согласиться, лирика Брюсова обладает удивительной гармонией чувствуется взвешенность каждого слова и соответствие риторики и смысла. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).

Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир».

Тайны созданных созданий (определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В.Я. Брюсова)

Разделы: Литература

  • познакомить учащихся с основными признаками символизма на примере анализа стихотворений В. Я. Брюсова; познать тайны созданных созданий; заложить основу для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов;
  • развивать навыки анализа поэтического произведения, умение находить средства художественной выразительности, определять их роль в стихотворениях.

Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ поэтических произведений В. Я. Брюсова.

II. Вступительное слово учителя

Наш урок мне хочется начать со следующих строк:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Кто мог написать эти строки? «Безумец, место которому только в психиатрической больнице», – это было мнение многих современников автора этих строк. А написал это стихотворение Валерий Яковлевич Брюсов – один из самых ярких представителей Серебряного века.

Думаю, вы согласитесь, в стихотворении все необычно, не укладывается в привычные рамки. «Фиолетовые руки», которые «чертят звуки», «месяц обнаженный», «звуки ластятся»… Бред, абсурд.

Но, взглянув на картины Марка Шагала (Приложение, слайд № 2), кубические лица Пикассо (Приложение, слайд № 3), или неопределенные фигуры Врубеля (Приложение, слайд № 4), – увидим, что само искусство было таким – абсурдным, бредовым, но не лишенным смысла. Это эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве. И в литературе В. Я. Брюсов находит свой путь – СИМВОЛИЗМ.

Кто же такой Валерий Брюсов? (Приложение, слайд № 5), Первый русский символист, личность просто уникальная. «Мне не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в душе моей», – писал поэт. Человек энциклопедически образованный, умевший с трех лет читать, в 11 лет, обладая редкой памятью, мог почти дословно пересказать не только любимые произведения Эдгара По, Жюля Верна, но философские размышления Дарвина, Лапласа, Канта. С 1921 года – он во главе по его инициативе созданного Высшего литературно-художественного института, где преподает историю греческой, римской, русской литературы, грамматику индоевропейских языков и … историю математики. Масштабы его интеллектуальной деятельности исполинские. Жажда творчества неутомима.

Читайте также:  Анализ стихотворения Быть без людей Брюсова

В 1894-1895 гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», в которые включает собственные переводы французских символистов, свои стихи и стихи начинающих поэтов. Именно с этого времени он заявил о себе не только как о поэте – символисте, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения.

Итак, цель нашего урока – анализируя поэтические произведения В. Я. Брюсова, определить основные черты такого литературного метода как символизм.

III. Анализ признаков символизма

1) Обратимся вновь к ранее прочитанному стихотворению (название стихотворения учащимся не объявляется)

Задание: напишите комментарий к данному произведению, постарайтесь понять, что пытается донести до читателя автор.

Стихотворение возмутило читателей того времени кажущейся бессмысленностью. Философ и поэт Вл. Соловьев написал пародию, где высмеивал «двойную луну». Публиковались толковые комментарии к этому стихотворению: «Тени домашних пальм-латаний (заготовки для лаптей) отражается в блестящих, как эмаль, кафелях печи, за большим фонарем напротив окна, напоминающим лазоревую луну, видно небо, где восходит уже настоящий месяц».

Все, казалось бы, понятно, но поэт дает особое название стихотворению – «Творчество». Значит, автор показал процесс творчества, раскрыл тайну «созданных созданий».

Задание: выпишите слова, словосочетания, обозначающие путь создания творения.

«Несозданные создания»
«Колыхаются во сне»
«Чертят во сне»
«Звонко-звучно»
«Вырастают словно блестки»
«Звуки ластятся»
«Звуки реют»
«Созданные создания»

Задание: напишите вновь небольшой комментарий с учетом проведенного совместно с учителем анализа.

(Примерный комментарий: «В полутемной комнате все преображается в ожидании вдохновения. Творцу-поэту за обычным окружающим миром видится иной, слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы, делая мир странным, совсем не похожим на привычный»).

«Создания искусства, – писал Брюсов, – это приотворенные двери в Вечность». Мы подошли к одному из основных признаков символизма – двоемирие. Мир – реальный, земной, и мир – инобытия, высший, совершенный. Поэтическое творение – это едва уловимое, навеянное иным, другим миром поэту.

2) Определив идейный замысел стихотворения, обратимся изобразительно-выразительным средствам, с помощью которых автор создает художественные образы.

(Примерный анализ: несозданных созданий – оксюморон;

колыхается во сне, с лаской ластятся, звуки реют – олицетворение;

словно лопасти латаний – сравнение; фиолетовые руки, месяц обнаженный, прозрачные киоски, трепещет тень латаний – метафора;

в звонко-звучной тишине, лазоревой луне – эпитет).

Поэт-теург сквозь мозаику символов: ярких метафор, необычных сравнений, эпитетов, оксюморонов – проводит нас в мир ирреальный, в мир вечный, совершенный. В поэзии символисты укореняли не всем доступный, достаточно элитарный, по выражению Иннокентия Анненского, «беглый язык намеков и недосказов». В поэзии символистов появляются целые гнезда слов-символов, слов-сигналов, которым придается особый мистический смысл.

Второй признак: Необычное содержание облекается в необычную форму.

3) Вопрос: Понятен ли был смысл стихотворения в начале урока? Что позволило нам пронять глубину содержания стихотворения? (анализ с разных сторон)

Третий признак: Расчет на элитарного (подготовленного) читателя.

4) Но не только необычное настроение, необычные символистические формы привлекали внимание Брюсова к символизму.

Задание: Определите основную мысль стихотворения «Юному поэту», проанализировав «заветы» автора:

«Не живи настоящим, только грядущее – область поэта»;
«Никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно»;
«Поклоняйся искусству».

Первый завет подтверждает мысль о двоемирии.

Второй показывает следование традициям поэзии 19 века: определение особой роли личности поэта, ее яркости, первостепенности. «В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника, всякое общение с душою художника есть наслаждение», – напишет В. Я. Брюсов.

И третий показывает, что у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль, преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. И именно Брюсову принадлежат слова: «Искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество».

IV. Вывод. Подводя итог, признаки символизма можно оформить следующей логической схеме

Д/з: сравнить стихотворения В. Брюсова «Кинжал» (1903 г.) и К. Бальмонта «Фантазия» (1894 г.), определить особенности поэтического мастерства поэта.

Стихотворение Брюсова “Юному поэту”: анализ, тема

Стихотворение “Юному поэту” – это провозглашение бесценной поэзии, которая призывает беспрекословно поклоняться лишь ей одной.

Для Брюсова искусство – это “изучение мира иными, не сознательными путями”. Он собирался возрасти над реальностью в среду благородной цивилизации. Для этого, как он думал, необходимо было отойти от грязи злободневности.

Анализ стихотворения Брюсова “Юному поэту”

Данное произведение было выпущено летом 1896 года. Фабула стиха исполняет роль некоего наставления. Лирический персонаж передает три заповеди поэту-новичку, которым тому нужно следовать. “Юному поэту” Валерия Брюсова весьма сдержанно и внятно представляет художественный проект символистов. Вдобавок, это обращение к будущему поколению. Герой хочет лицезреть в потомках не просто заслуженных приемников, но созидателей безупречных, способных отдать целую жизнь поэзии.

Композиция

Произведение состоит из трех элементов, наставлений, плюс ко всему, есть заключение. Поэтический призыв персонажа обладает властной конфигурацией, иначе говоря, он не оставляет альтернативы, нуждается в абсолютном повиновении, осуществлении. Анализ стихотворения Брюсова “Юному поэту” дает нам понять, что глаголы в «заповедях» использованы в императиве.

В данном произведении поэт осветил собственную символистскую программу. Символ вызывает не последовательную смысловую, а только соединяющую связь. Вследствие этого, его отличием является отсутствие сюжета, неясность. Если мы обратимся к анализу стихотворения Брюсова «Юному поэту», то отметим, что фундамент его – не явление, а душевная динамика.

Средства художественной выразительности

От предмета происходит «подъем» к эмоции, мысли. Валерий Брюсов в “Юном поэте” применяет олицетворение, формирующее образ, знак. Он пытается оставить все незначительное, повседневное; рождаются скрытые символы, возникают замысловатые образы, употребляется аллитерация и созвучие.

Автор использует сложные определения. Он достигает возвышенности звука стиха, избрав дактиль, неспешный и классический. Речь идет равномерным, размеренным ходом без ускорений и задержек. Чувство величественности поддерживается выбором возвышенных, экспрессивных слов: «беспредельно» и «поклоняйся».

Поэт поворачивается к поэтическому обычаю, который, применяя такую же стилистику, использовал другую концепцию: концепцию художественного искусства как штатской работы, как борьбы (оттиском данной традиции может являться лейтмотив «одоленного воина», выражающийся довольно внезапно). Таким образом, Брюсов входит в контакт со своими предками, добиваясь равенства с ними. В заключительных строчках он выражает осмысление бремени стихотворца – быть избранником небес. Это огромная ответственность, груз которой предопределяет трагическую участь поэта и драматизм его места на земле.

Особенность

Для стихотворения характерны черты письма, воплощенные в «рекомендациях», непреложных к осуществлению. Это слышится как манифест.

Лирический персонаж призывает молодого стихотворца сделать предметом собственных размышлений, эмоций, произведений будущее. Создавать его – вот основной долг поэта. Сферой творчества необходимо сделать собственный духовный мир, переживания, эмоции, думы. В силу того, что сперва оценивается субъективный мир поэта, его неординарность.

Главная мысль

Смыслом жизни для стихотворца обязана быть поэзия. Лишь она – область увлечений в жизни, смысл и стремление. Только во имя творчества нужно созидать, ощущать и думать.

Любопытно, что при анализе стихотворения Брюсова «Юному поэту» становится ясно, что в нем немного художественных тропов. Оно сравнительно сдержанно, кратко. Такой стих отчетливо и понятно высказывает главные положения символизма. Язык произведения подобен публицистическому стилю.

Какой же, по мнению персонажа, этот «будущий поэт»? Автор изображает мечтательный образ героя, у которого был блеск в глазах. Главное, что в конце стиха, вслед за изречением лирических заповедей, образ юноши трансформируется – взор его стеснен. Обязательство, которое герой взваливает на него, делает молодого человека нерешительным и встревоженным. Он ставит под сомнения собственные силы. И вместе с тем он невозмутим, полон собственного достоинства и хочет все поменять, сделать колоссальное, сотворить феноменальное.

Отсюда следует, что это произведение является лирической программой символистов, воспроизведением их позиции о творчестве. И, одновременно, это последняя воля для будущего поколения. И композиционное построение стихотворения, его равномерная картина отображает данное отличие. Произведение полно императивных предложений. В их структуре есть обращения и предложения без союзов. Они добавляют ему последовательность, краткость, четкость. Только одно восклицательное предложение (в завершении) передает, в какой степени имеет значение для персонажа, чтобы его заповеди были постигнуты. Таким образом, отзывы о “Юном поэте” Брюсова весьма противоречивы и неоднозначны.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.
Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.
Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.
Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сумерки Брюсова

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.
Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.
Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.
Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.

«Близким», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Отношение Брюсова к социальным потрясениям, революциям и переворотам в начале 20 в. было чётким и однозначным: революции разрушительны, они уничтожают прежние ценности, подобно варварам. Брюсов высказал свою точку зрения в статье «Торжество социализма» (1903), которая так и не была напечатана. Теме социальных катаклизмов и разрушений посвящён ряд стихов 1905 г.: «Довольным», «Грядущие гунны», «Близким», «К счастливым». Стихотворение «Близким» не вошло ни в один из изданных Брюсовым сборников.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Близким» относится к жанру гражданской лирики и наполнено революционным пафосом. Это осмысление революции 1905 г, своеобразная декларация, открывающая не только отношение Брюсова к революционно настроенным массам, но и к либералам и демократам.

Взгляд символиста всегда направлен в мир идей. В стихотворении Брюсова, кроме исторических реалий, прочитываются символистские обобщения: поэт может стать вождём не только единомышленников, но и любых революционеров и новаторов.

С точки зрения символистов, через искусство поэт познаёт мир, это достоверная форма познания. Поэтому поэт не может быть далёк от революции как главного исторического события своей эпохи, не должен ни устраняться, ни противостоять естественному ходу вещей, но наблюдать и даже быть во главе.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 катренов, 7 предложений, из которых только одно невосклицательное. Таким образом, стихотворение – крик души лирического героя. Это спор с самим собой о своём месте в стране и в истории. Поэтому стихотворение начинается отрицанием: «Нет, я не ваш». Лирический герой не ассоциирует себя ни с толпой разрушителей, ни с толпой защитников старого. Он – поэт, вождь, идейный вдохновитель.

Вторая и третья строфы описывают роль, которую себе отводит в борьбе лирический герой. Четвёртая строфа неожиданна и поднимается до философского обобщения. Лирический герой не потому отрекается от пути с разрушителями, что не приемлет радикальных способов преобразования, а потому, что не готов довольствоваться никакой остановкой в разрушительной деятельности. Здесь позиция лирического героя противоположна позиции в стихотворении «Грядущие гунны» при схожести тем. Лирический герой – не хранитель старых ценностей, готовый принять перемены и погибнуть, а разрушитель, не желающий принять никакие ценности.

Тема стихотворения – роль поэта в эпоху социальных потрясений, революций. Это одно из стихотворений Брюсова, связанных с историческими событиями. Основная мысль: поэта нельзя сделать орудием какой бы то ни было идеологии. Он может вдохновить любое движение или революцию, но только до тех пор, пока сам вдохновляется ею, сам этого хочет.

Тропы и образы

Стихотворение написано в лучших традициях риторики и представляет собой правильно построенную публичную речь. Отрицание в первом предложении привлекает внимание, как и использование местоимения ваш. В начале 20 в. многие люди объединялись по разным принципам в группы, следуя идеям преобразования старого в новое, как они это понимали. Таким образом, большинство читающих стихотворение могло принять его на свой счёт.

В первой строф лирический герой изъявляет желание стать причастным торжеству преобразователей, чьи идеи называет неокрылённым криком (метафора и эпитет). Он хочет приникнуть к общей чаше (метафора) как верный (сравнение).

В следующих трёх строфах Брюсов использует синтаксический параллелизм со структурой фразы где вы. я. зову. Кроме того, эта структура каждой строфы с одинаковым началом – синтаксическая фигура анафора. Такая трёхчастная форма доказательств была свойственна риторическим текстам с древности.

Первые две параллельные конструкции похожи не только по форме, но и по смыслу. В первом случае «вы» уподобляется силам природы как гроза, губящая стихия (метафоры, эпитет). «Я» – голос, то есть гром, который предшествует разрушению от стихии. Призыв лирического героя тоже связан с миром природы: разрушать твёрдое вещество камня (устои вековые), чтобы проросли будущие семена. В образах второй строфы одновременно присутствуют и метафорические смыслы (революционно настроенные массы уподобляются стихии, а поэт – грому), и символические: поэт, вдохновлённый благородными идеями («вашим хмелем пьян» – метафора), становится проводником этих идей и предупреждает о грядущей буре.

Образы третьей строфы социальные. «Вы» сравнивается с беспощадным роком, судьбой, войском, а лирический герой – с трубачом и знаменосцем. Это две фигуры в войске, поднимающие боевой дух, вдохновляющие на подвиг (метафоры «зову на приступ, с боя брать преграды»).

Лирический герой призывает к своей истинной цели (святой земле, свободе бытия), не совпадающей с целью бунтарей. Образ святой земли у Брюсова – символ внутренней свободы, которой сперва нужно достичь, а потом за неё побороться.

Образы третьей строфы проясняют образы второй: простор для будущих семян – тоже символ свободы бытия – внутренней свободы, открытой для творчества, идей, преобразований и преображений.

Последняя строфа-вывод говорит о неприятии Брюсовым любой идеологии, это пророчество о губительной роли идеологии для душевной свободы. Лирический герой не готов принимать никаких ограничений, он согласен только двигаться дальше, к всё большей свободе. Антонимы ломать и строить – это символы создания нового мира в душах людей, созвучные «Интернационалу»: «Мы наш, мы новый мир построим». Но лирический герой готов лишь до основанья разрушить старый мир и разрушать его бесконечно: уничтожать общественные недостатки, но не создавать новые ограничения для души.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, приближающими ритм к разговорной речи. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Ссылка на основную публикацию