Анализ стихотворения Юному поэту Брюсова

Анализ стихотворения Брюсова Юному поэту

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту». Яркий пример русского символизма

January 19, 2014

Валерий Брюсов является ярким представителем символистов и считается основоположником этого литературного течения в России. Многие поэты, творившие в конце XIX – начале ХХ века, прибегали к символизму, который выражал протест против догм, нравоучений и традиций. Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» показывает, что автор хотел дать напутствие будущим литераторам, оставить после себя последователей, которые продолжат начатое им дело.

Содержание стихотворения

В 1896 году написал Брюсов «Юному поэту». Анализ стихотворения говорит о том, что автор мечтал о новом поколении символистов, которые, невзирая ни на что, будут служить искусству. Валерий Яковлевич призывал молодых людей быть безжалостными к обществу, эгоистичными и иметь лишь одну цель в жизни – проявлять свой писательский талант. Символисты на первое место ставят духовное и презирают материальное, поэтому последователи этого течения должны быть лишены приземленности и отрицать свою связь с текущим временем.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» показывает, что автор призывает литераторов абстрагироваться от внешнего мира, грезить о прекрасном и свои мечты передавать в стихах. Каждый поэт-символист должен стать полубогом, самодостаточным человеком, которого будут уважать обыватели. Валерий Яковлевич требовал любить себя, понимать собственную неповторимость и четко идти к намеченной цели, не сбиваясь с пути. Настоящий поэт, несмотря ни на что, должен всю свою жизнь посвятить музе.

Скрытый смысл стихотворения

В конце XIX века все чаще стали происходить народные волнения, в обществе начали витать революционные идеи, противником которых был Брюсов. «Юному поэту» – стихотворение, призывающее к духовному развитию и отречению от всего материального. По мнению символистов, материализм не может править миром, сам же Валерий Яковлевич всегда считал, что только время может рассудить, кто был прав, а кто нет. В результате творчество Брюсова стало классикой русской литературы, а революционные идеи показали свою несостоятельность и утопичность.

Когда поэт требует от последователей любить себя, он имеет в виду не нарциссизм, а постижение личной неповторимости, которое поможет развить в себе хорошие качества, не быть зависимым от мнения окружающих. Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» говорит о том, что автор считает, будто духовный мир человека, кроме него самого, никто не в состоянии оценить. Самовлюбленность помогает поэту лучше познать свой внутренний мир и раскрыться в поэзии.

Читателя может шокировать призыв автора никому не сочувствовать, но анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» показывает, что он имеет в виду попытку оградить себя от всего материального и заниматься лишь духовными поисками. Если литератор начнет интересоваться чужими проблемами, то он попросту погрязнет в них, времени на творчество не останется вовсе. К тому же стихи должны быть легкими, возвышенными и не иметь ничего общего с земной жизнью, а для этого поэту нужно оградить себя от общества.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.

Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.

Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.

Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.

Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.

Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.

Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.

Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту»

Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящения.
Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы такие произведения, как «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» В. А. Жуковского, «К другу стихотворцу», «Поэту» А. С. Пушкина, «Русскому писателю» Н. А. Некрасова. В.А. Брюсов продолжает в своем творчестве эту традицию.
Композиционнфо-сюжетную основу стихотворения составляют три завета, данные лирическим героем своему предполагаемому преемнику – будущему поэту. Эти советы переданы в форме повелительного наклонения (не живи настоящим, сам себя полюби, поклоняйся искусству). Лирический герой не просит, а требует, почти приказывает. Видно, как важно для него то, о чем он говорит. Герой искренне ратует за «свое дело» и за то, чтобы оно жило, продолжалось, развивалось.
Важно, что в трех заветах содержится, в лаконичной форме, программа символистов, символистского искусства:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Лирический герой призывает юного поэта сделать объектом своих мыслей, чувств, творений будущее. Формировать грядущее – вот главная обязанность поэта-символиста. Областью искусства должно сделать свой внутренний мир, свои ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир художника, его индивидуальность.
Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Только оно – сфера жизненных интересов, смысл и цель. Только ради искусства надо жить, творить, чувствовать и мыслить.
Интересно, что стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности. Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ.
В стихотворении можно выделить два «действующих лица». Это, прежде всего, лирический герой, поэт, дающий наставления новому поколению. Этот герой «проявляется» в речи, прежде всего, в заветах, которые он дает «юному поэту». Знаменательно также последние две строки стихотворения:
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
Сравнение «бойцом побежденным» показывает, что лирический герой видит назначение поэта в борьбе за будущее, грядущее искусство. Он понимает, что труд его несовершенен. Может быть, герой и сам не всегда до конца выполняет заветы. Но он надеется, что следующее поколение будет более совершенным, более талантливым, более «дееспособным».
Каков же в представлении героя этот «поэт будущего»? Брюсов рисует романтический портрет: «юноша бледный со взором горящим». Важно, что в финале стихотворения, после произнесения поэтических заветов, описание юноши меняется – взор его смущен: «Юноша бледный со взором смущенным!» Ответственность, которую лирический герой возлагает на него, делает юношу неуверенным и растерянным. Он сомневается в своих силах. И, в то же время, полон решимости все изменить, совершить великое, создать гениальное.
Таким образом, данное стихотворение – это поэтическая программа символистов, отражение их взгляда на искусство. И, в то же время, это завещание потомкам. И синтаксический строй произведения, его ритмический рисунок отражает эту особенность. Стихотворение наполнено повелительными предложениями. В их составе имеются обращения и бессоюзные предложения. Последние придают стихотворению логичность, лаконичность, ясность. Лишь одно восклицательное предложение (в финале) показывает, насколько важно для лирического героя, чтобы его заветы были услышаны и усвоены.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Брюсов В.Я. / Лирика / Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту»

Смотрите также по произведению “Лирика”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Юному поэту»

Валерий Брюсов на рубеже веков стал одним из основателей символизма в литературном творчестве. Принципы нового направления были изложены им в стихотворении 1896 г. «Юному поэту». Созревшая к тому времени в мыслях поэта творческая программа символизма воплотилась 15 июля в произведении, состоящем из 12 строк.

«Юному поэту» – поэзия в классической форме посвящения. Однако смысл ее далек от традиционных постулатов. Символисты описывают в своих творениях главным образом не реальные события повседневности, а скрытое за пеленой тайны духовное содержание. Потому Брюсов первым из трех наставлений будущему преемнику дает совет не вовлекаться в насущные дела настоящего момента, а устремить взгляд в далекое будущее.

Читайте также:  Анализ стихотворения Памятник Брюсова

Поэт, по мнению автора, обязан строить вечное: силой воображения и вдохновения описывать призрачные образцы городов, вдохновившись которыми, каждое новое поколение будет процветать и возвышаться над тривиальной обыденностью.

Второй завет стихотворения может сперва слегка шокировать циничностью и бездуховностью, – «никому не сочувствуй». Но если основательно задуматься над этим выражением и следующими за ним словами о необходимости любить прежде всех себя самого, то все встанет на свои места. Служителю муз следует отречься от преходящих забот и горестей окружающих, сделав центром и смыслом существования собственный душевный мир – и все это во имя великого искусства и будущего человечества.

Третий и последний совет – «поклоняйся искусству». Ни чинам, ни материальным благам не следует уделять столько внимания, как творчеству.

В произведении лирический герой – юный поэт в первых строках рисуется с горящими глазами – как полный энтузиазма перед предстоящими поэтическими свершениями. В последнем четверостишии он уже «смущенный» возложенной на его неокрепшие плечи огромной ответственностью. Начинающий стихотворец описан эпитетом «бледный» – символ его отрешенности от земного. В финале Брюсов обещает преклониться перед новым Поэтом, если тот выполнит заветы и станет действительно творцом с большой буквы.

«Юному поэту» было написано в размере дактиля, – лаконичное и мелодичное произведение русской литературы.

«Юному поэту» В.Брюсов

«Юному поэту» Валерий Брюсов

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе символизм был своеобразным протестом различным нравоучениям, догмам и традициям, Валерий Брюсов все же не отказал себе в удовольствии составить короткий рифмованный трактат, в котором изложил основные принципы этого направления в литературе. Стихотворение «Юному поэту», написанное в 1896 году, — это, своего рода, напутствие будущим литераторам, которых Валерий Брюсов непременно хочет видеть символистами. По его мнению, они должны быть достаточно эгоистичными и безжалостными по отношению к окружающим, а их главной целью в жизни должно стать служение искусству.

Так как символизм полностью отрицает связь с текущим моментом, а его последователи лишены приземленности и духовное ставят гораздо выше материального, Валерий Брюсов советует своим последователям жить не настоящим, а будущим. Он призывает их мечтать и воплощать свои грезы в стихах, считая, что это поможет полностью абстрагироваться от внешнего мира. стать самодостаточными людьми, эдакими полубогами, которым будут поклоняться обыватели.

Не стоит забывать, что конец 19 века ознаменовался массовыми народными волнениями и политизацией общества, в котором начали преобладать революционные идеи. Они не только шли вразрез с творчеством символистов, но и считались в этой среде абсолютно деструктивными. Материализм не может править миром, так как в основе всех поступков и стремлений человека лежит его духовная сила. Тем не менее, Валерий Брюсов никогда не отрицал иной точки зрения, считая, что лишь время вправе рассудить людей и показать, кто из них был прав. В итоге стихи Брюсова стали классикой, а революционные идеи со временем сошли на нет, продемонстрировав миру свою утопичность и несостоятельность.

Вероятно, предвидя это, в стихотворении «Юному поэту» Валерий Брюсов призывает своих последователей любить себя «беспредельно». Это подразумевает не только нарциссизм, но и осознание собственной уникальности. Действительно, каждый человек неповторим и в некотором роде является произведением искусства. Но для того, чтобы научиться видеть в себе самые лучшие качества и культивировать их, нужно отказаться от якоря, который прочно держит человека на земле, заставляет его покупать модную одежду и прислушиваться к мнению окружающих. Между тем, Валерий Брюсов убежден, что никто не в состоянии по достоинству оценить богатый духовный мир истинного поэта, кроме него самого. Поэтому в данном случае самовлюбленность – не деструктивная черта, а средство самозащиты и духовного развития, благодаря которому истинный литератор учится понимать свой внутренний мир и приоткрывать его окружающим в своих произведениях.

Если с любовью к искусству все вполне понятно, и никто не станет спорить, что истинный поэт должен служить своей музе верой и правдой на протяжении всей жизни, то призыв Валерия Брюсова никому не сочувствовать поначалу шокирует. Однако и в этих строках есть свой сокровенный смысл, который заключается в том, что сострадание является серьезным препятствием для созерцания и духовных поисков символистов. Ведь достаточно лишь однажды заинтересоваться духовным миром другого человека и проявить участие в его судьбе, чтобы моментально погрязнуть в чужих проблемах. Это, по мнению Брюсова, является настоящим предательством по отношению к поэзии, которая должна быть тонкой, возвышенной и напрочь лишенной налета пошлости, вызванного соприкосновением с земным бытием.

Слушать стихотворение Брюсова Юному поэту

Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.

Тема – назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.

Метафоры“со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.

Эпитеты“беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”.

Славянизмы (устаревшие слова)“завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”.

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…” .

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим” . Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным” .

Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным” , скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта” . Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно” . Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно” .

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно” , “безраздумно” , “бесцельно” , и метафор: “со взором горящим” , “паду я бойцом побежденным” .

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет” , “ныне” , “со взором” , “паду” , “грядущее” . Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

«Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Юному поэту» было написано Брюсовым в 1896 г. Поэту всего лишь 23 года, между тем, стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям. Не исключено, что Брюсов, искренне считавший себя гением, просто прописал в стихотворении собственную программу, символически обратившись к себе самому.

Стихотворение было напечатано во втором сборнике Брюсова «Me eum esse», «Это я» (1897), ставшем достойным продолжением первого сборника «Шедевры». Об этом своём периоде первых сборников Брюсов впоследствии писал в зрелом стихотворении: «Мы были дерзки, были дети».

Литературное направление и жанр

Брюсов – основоположник русского символизма. Распространение символизма в России он считал своим предназначением, о чём сообщил в письме Верлену в 1993 г. Период создания второго сборника сам Брюсов называл декадентским. Обозначив определённую холодную отстранённость от материального мира, который представляется ненавистным, ничтожным, грязным. Недаром стихотворение «Юному поэту» открывало сборник Брюсова. Это манифест символизма.

Стихотворение принадлежит к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль поэта и поэзии. Основная мысль состоит в провозглашении взгляда на роль поэта и поэзии символистов: поэзия должна быть отстранена от «толпы», возвышена над ней. Поэт – особый человек, гений, который может пренебрежительно относиться к людям и обществу, поклоняясь только высокому искусству, недоступному простым смертным.

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе лирический герой обращается к юному поэту и провозглашает первый завет. Вторая строфа – второй и третий завет. В третьей строфе-выводе лирический герой подчёркивает важность трёх заветов, считая их единственным залогом того, что юноша превратится в настоящего поэта.

Название стихотворения «Юному поэту» важно в идейно-композиционном смысле. Юноша является поэтом потому, что пишет стихи и считает себя поэтом, но лирический герой уверен, что юный поэт должен потрудиться для этого высокого звания.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ассаргадон Брюсова

Тропы и образы

В первых двух строчках лирический герой рисует классический, близкий к романтическому, образ поэта с помощью эпитетов: юный возраст, бледная кожа, горящий взор.

Из этих трёх характеристик в последней строфе изменяется только одна. Взор становится смущённым (эпитет), потому что в душу пылкого юноши закрались сомнения: сможет ли он оправдать высокие требования, которые сам на себя должен возложить? Восклицательный знак в конце второго обращения говорит о душевном волнении лирического героя. Качество поэзии – главный вопрос его жизни.

Лирический герой, умудрённый опытом поэт, даёт юноше три завета. Завет – это не то же самое, что совет, который можно дать по-дружески или который может услышать ученик от учителя. Завет – это наставление или наказ, который дают потомкам или последователям. В данном случае речь идёт, конечно, о последователе и преемнике. Завет намекает ещё и на библейские Ветхий и Новый Завет, возводя поэзию в ранг религии, перед которой преклоняются.

Первый завет выражен антитезой, в которой противопоставляются настоящее и грядущее. Только грядущее – предмет исследования, «область» поэта.

Второй завет может показаться странным: лирический герой призывает юного поэта к эгоизму, учит его быть самовлюблённым и чёрствым. Но, если вдуматься, поэзия символистов требовала полной сосредоточенности на внутреннем мире поэта, это исключало сочувствие, которое предполагает интерес к другой личности. К тому же самолюбивый Брюсов рисует идеального поэта с себя.

Третий завет – поклоняться искусству – восходит к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа», где поэт приходит к выводу, что поэты – особые существа, рождённые для вдохновенья, сладких звуков и молитв. В третьем завете лирический герой указывает на божество поэта – искусство. Оно становится основой поэзии символистов.

В этой строфе ключевую роль играют наречные эпитеты беспредельно (полюби), безраздумно, бесцельно (поклоняйся). Благодаря этим тропам и обилию глаголов достигается динамизм. Заветы – это, прежде всего, призыв к действию.

Юноша, которому лирический герой даёт наставления, переживает примерно то же, что и юноша из Нового Завета, который спросил у Иисуса, как попасть в Царствие Небесное. Иисус посоветовал ему продать имение и деньги раздать нищим. Юноша отошёл от Иисуса огорчённым, потому что понимал невыполнимость этого завета.

Так и юноша из стихотворения смущается, понимая, что принять три завета лирического героя, а, главное, исполнить их – почти невозможно. Метафора «молча паду я бойцом побеждённым» отсылает к надписи Жуковского на собственном портрете, подаренном Пушкину: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Зрелый Жуковский мог оценить беспристрастно талант молодого Пушкина, но Брюсов, сам ещё очень молодой, в глубине души не согласен уступить кому-то пальму первенства. Так что последняя строчка чисто гипотетическая, лирический герой никуда не уходит из мира, чтобы «оставлять» в нём поэта.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женские рифмы в каждой строке способствуют торжественному изложению мыслей. Высокий стиль создают также старославянизмы: завет, грядущее, паду, взор, храни.

Анализ стихотворения Юному поэту Брюсова

Во многом человечество существует благодаря передаче опыта. Конечно, люди оставляют и какие-то материальные следы своего присутствия на этой планете, но наиболее существенными являются идеи и мысли, которые они оставляют, если оставляют вообще. К примеру, Маркс оставил после себя не так много материальных объектов, по сути, только книги, но там содержались идеи, которые управляли и преобразовывали мир, эти идеи также повлияли, к примеру, и на Брюсова, которому «посчастливилось» жить во времена перемен и вкусить плоды революции.

Стихотворение «Юному поэту» довольно раннее, оно описывает по большей части мысли Брюсова, которые тот хотел вложить даже не любому поэту, а только своим будущим соратникам – символистам. Как предводитель этой школы, он выпускает своеобразную инструкцию, которая позволяет молодым поэтам наметить ориентиры и понять каким заветам следовать для того чтобы стать достойными представителями этого течения.

В работе мы видим три основных завета: обратить свой взор в сферу грядущего, никому не сочувствовать и сконцентрироваться только на собственной фигуре, поклоняться искусству.

Безусловно, для того чтобы разбирать досконально эти заветы потребуется изучать более глубоко концепцию символизма и тут есть возможность даже для написания отдельного философского трактата. Поэтому в рамках данного сочинения остается только кратко наметить те контуры мыслей, который запечатлел в своих словах поэт.

Обращение взгляда в грядущее и «не живи настоящим» вполне понятно, поэт как пророк, а помимо этого Брюсов оставлял именно за временем роль главного судьи, который может определять состоятельность разных идей, поэтому поэт смотрит в грядущее, чтобы в том числе определить и состоятельность настоящего. Второй завет указывает на потребность отрешиться от банальности и повседневности, сосредотачиваясь на себе поэт постигает высшие сферы бытия. Третий завет предлагает поэту дополнительную область концентрации и основную жизненную цель «поклоняйся искусству, только ему, безраздумно, бесцельно» – служение высокому идеалу, духовный труд.

Анализ 2

Произведение относится к философской лирике поэта и основной тематикой имеет авторские рассуждения о назначении поэтического искусства, а также роли творческих людей в общественной жизни.

Композиционная структура стихотворения состоит из трех основных частей, представленных в виде определенных наставлений, заветов для молодых поэтов, описанных в форме повелительного наклонения, заключенных в бессоюзных предложениях и обращениях, придающих повествованию логичную, лаконичную и ясную смысловую нагрузку.

Первый завет направляет творческие мысли юного поэта в будущее, стремясь абстрагироваться от проблемной реальной действительности, во второй части содержится совет о проявлении творцом личного эгоизма в виде любви к собственной персоне, а третья часть наставлений посвящается важности творческой деятельности, которая должна стать для юнца истинный жизненным смыслом, которому поклоняется каждый творец.

В качестве стихотворного размера в стихотворении используется трехстопный дактиль, в котором ударение делается на первый слог, с перекрестным способом рифмовки, а также с применением точной и неточной женской рифмы.

Среди средств художественной выразительности, являющихся немногочисленными и недостаточно разнообразными, автор применяет немного эпитетов, метафор, а также устаревших слов, включенных в стихотворное содержание, которые позволяют проиллюстрировать возвышенную роль поэтической деятельности, стоящую, по мнению автора, намного выше, чем каждодневные человеческие заботы и проблемы.

Стихотворные наставления, содержащиеся в произведении, в лаконичном виде передаются программные принципы лирики символизма, придающие стихотворению публицистический оттенок. Лирический герой преподносит понятие искусства в виде жизненного смысла творческого человека, заключенного в его интересах, чувствах, мыслях, составляющих внутренний мир поэтического художника.

В стихотворении автор представляет двух действующих персонажей в виде лирического героя, представляющего уроки юному поколению, и молодого поэта, описываемого автором в качестве поэта будущего времени, изображенного как бледного юношу, имеющего горящий взгляд.

В общем виде стихотворение представляет собой авторское наследие для будущих потомков, решивших связать свою судьбу с поэтическим творчеством.

Анализ стихотворения Юному поэту по плану

Юному поэту

Возможно вам будет интересно

Стихотворение было написано А. Фетом в 1850 г. и является одним из центральных во всем его творчестве. С момента выхода в свет произведение сразу же получило ряд неоднозначных оценок.

Образ России неоднократно воспевался в творчестве русских поэтов и писателей, не стал исключением и Александр Александрович Блок. В своем стихотворении Русь, Блок создал образ своей родины, который приходит ему в дремоте

Каждого человека хотя бы раз в жизни посещало чувство вины. Поводом могут быть самые разнообразные причины. Всё зависит конкретно от самого человека, его склада характера, отношения к окружающей действительности

Это не очень большое стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки. Здесь автор обращается к тому самому псевдопоэту. Монолог этот довольно эмоционален, строг, обличителен

Изначально Державин хотел написать стихотворение На тленность, которое бы рассказывало о бренности этого мира, но он не смог воплотить собственный замысел, так как бренность призвала его. Поэтому от задуманного стиха осталось только начало

«Юному поэту» В. Брюсов

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

Дата создания: 15 июля 1896 г.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма – литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе символизм был своеобразным протестом различным нравоучениям, догмам и традициям, Валерий Брюсов все же не отказал себе в удовольствии составить короткий рифмованный трактат, в котором изложил основные принципы этого направления в литературе. Стихотворение «Юному поэту», написанное в 1896 году, – это, своего рода, напутствие будущим литераторам, которых Валерий Брюсов непременно хочет видеть символистами. По его мнению, они должны быть достаточно эгоистичными и безжалостными по отношению к окружающим, а их главной целью в жизни должно стать служение искусству.

Так как символизм полностью отрицает связь с текущим моментом, а его последователи лишены приземленности и духовное ставят гораздо выше материального, Валерий Брюсов советует своим последователям жить не настоящим, а будущим. Он призывает их мечтать и воплощать свои грезы в стихах, считая, что это поможет полностью абстрагироваться от внешнего мира, стать самодостаточными людьми, эдакими полубогами, которым будут поклоняться обыватели.

Не стоит забывать, что конец 19 века ознаменовался массовыми народными волнениями и политизацией общества, в котором начали преобладать революционные идеи. Они не только шли вразрез с творчеством символистов, но и считались в этой среде абсолютно деструктивными. Материализм не может править миром, так как в основе всех поступков и стремлений человека лежит его духовная сила. Тем не менее, Валерий Брюсов никогда не отрицал иной точки зрения, считая, что лишь время вправе рассудить людей и показать, кто из них был прав. В итоге стихи Брюсова стали классикой, а революционные идеи со временем сошли на нет, продемонстрировав миру свою утопичность и несостоятельность.

Вероятно, предвидя это, в стихотворении «Юному поэту» Валерий Брюсов призывает своих последователей любить себя «беспредельно». Это подразумевает не только нарциссизм, но и осознание собственной уникальности. Действительно, каждый человек неповторим и в некотором роде является произведением искусства. Но для того, чтобы научиться видеть в себе самые лучшие качества и культивировать их, нужно отказаться от якоря, который прочно держит человека на земле, заставляет его покупать модную одежду и прислушиваться к мнению окружающих. Между тем, Валерий Брюсов убежден, что никто не в состоянии по достоинству оценить богатый духовный мир истинного поэта, кроме него самого. Поэтому в данном случае самовлюбленность – не деструктивная черта, а средство самозащиты и духовного развития, благодаря которому истинный литератор учится понимать свой внутренний мир и приоткрывать его окружающим в своих произведениях.

Если с любовью к искусству все вполне понятно, и никто не станет спорить, что истинный поэт должен служить своей музе верой и правдой на протяжении всей жизни, то призыв Валерия Брюсова никому не сочувствовать поначалу шокирует. Однако и в этих строках есть свой сокровенный смысл, который заключается в том, что сострадание является серьезным препятствием для созерцания и духовных поисков символистов. Ведь достаточно лишь однажды заинтересоваться духовным миром другого человека и проявить участие в его судьбе, чтобы моментально погрязнуть в чужих проблемах. Это, по мнению Брюсова, является настоящим предательством по отношению к поэзии, которая должна быть тонкой, возвышенной и напрочь лишенной налета пошлости, вызванного соприкосновением с земным бытием.

Читайте также:  Анализ стихотворения Звезды закрыли ресницы Брюсова

Анализ стихотворения День Брюсова

Стихотворение “День” принадлежит к раннему творческому периоду Брюсова. Написанное в духе символизма, оно полностью пропитано патетикой данного направления.

Главной темой стали авторские раздумья относительно того, как человек относится к собственной жизни в целом и к каждому быстро сменяющемуся моменту в частности.

Рассуждение в произведении ведёт лирический герой, по его мнению каждый человек с самого рождения имеет божественный дар в виде своей судьбы. У каждого из нас она является по своему удивительной и невероятно ценной.

Для придания большей образности поэт использует большое разнообразие эпитетов (“серым сводом”, “тусклых стен”, “мир ярок и роскошен”), метафор (“бред ночи”, “свисших небес”, “иглы жизни”, “вихрь событий”), сравнений (“бред отошел”, “нега молний”) и олицетворений (“вихрь пел”). Рифмовка использованная в стихотворении является перекрестной (“воскрес – небес”, “отброшен – роскошен”). В конце второго катрена вводится литературный прием анафора (“чтоб – чтоб”). Для передачи эмоционального накала идёт неоднократное применение знаков восклицания.

Стихотворение содержит в себе суть человеческой жизни, каждый миг которой очень ценен сам по себе. Мы не замечая этой ценности теряем всякий смысл бытия. Автор призывает хватать зубами каждый миг, рассекать каждый час, засыпать во мгле и просыпаться с восходом солнечного света. Не стоит упускать ни минуты нового дня, нужно радоваться и находить яркость даже сквозь тусклые стены.

Позиция лирического героя гласит, что жизнь строится на мелких, не всегда заметных моментах, которые следует научиться замечать, ведь в своей совокупности именно они образуют единое целое. Каждый человек должен научиться ценить и принимать жизнь такую, какая она перед ним в данную секунду. Брюсов с сожалением замечает, что не всегда люди осознают эту ценность, которая каждый день проходит мимо них оставаясь незамеченной.

Жизнь герою кажется пламенной бурей, в которую, он даёт совет бросаться с головой и ощущать как тело жжет огнём.

Поэт пересыщает свое стихотворение энергией жизни, принуждает каждого читателя задуматься о своем существовании.

Вариант 2

Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.

Ключевой тематикой стихотворения являются авторские размышления об отношении человека к собственной жизни как в ее целостном восприятии, так и к ежедневным моментам и каждому мигу.

Повествование в стихотворении ведется от имени лирического героя, по утверждениям которого каждому человеку с рождения предоставляется божественный дар в виде жизненной судьбы, отличающейся необычайностью, удивительностью и невероятной ценностью.

В качестве средств художественной выразительности поэт применяет многочисленные эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения.

Содержание произведения раскрывает смысл жизненного существования человека, который необходимо ценить и дорожить им, несмотря на многочисленные возникающие проблемы, неудачи и невзгоды, поскольку сущность жизни состоит в ее мимолетности и быстротечности, отличающихся невероятной скоростью.

С точки зрения лирического героя, жизненные события состоят из разнообразных мельчайших и порой незначительных моментов, которые соединяясь в единое целое приобретают особую бесценную значимость, поэтому каждому человеку необходимо научиться ощущать радость и счастье предоставленной ему жизни, отдаваясь ей бездумно, эмоционально, любовно, до беспамятства. Поэт констатирует с грустью, что порой представители человечества не понимают ценность предоставленного им богом дара в виде жизни, безразлично и равнодушно относясь к ней.

В образе человеческой жизни лирический герой представляет чувственную, пламенную и эмоциональную бурю, включающую счастье, любовь, радость, в которые поэт советует бросаться, как в омут с головой, ощутив на собственном теле пламенный огненный жар.

На все протяжении повествования в стихотворении лирический герой призывает читателей обратить свой взгляд на каждый прожитый ими жизненный момент, наслаждаясь им в полной мере, ощущая его несравненный вкус, поскольку в каждом часе прожитой человеком жизни заложена несколько тысяч людских миль.

Поэт советует принимать собственное жизненное предназначение с уважением и достоинством, существуя в земном измерении ярко, полно и светло.

Все стихотворение пронизано жизненной энергией поэта, заставляющей читателя задуматься о собственном земном существовании, заключающемся в жажде жизненных моментов.

Анализ стихотворения День по плану

Возможно вам будет интересно

Любовная лирика в творчестве русских поэтов бессмертна. Она передает гамму чувств, которые испытывает или наблюдает автор.

Владислав Ходасевич – не самый известный популярный представитель Серебряного века, но его стихи, безусловно, достойны внимания. Вечер. В этом стихотворении автор ведёт разговор с немилосердным Создателем этого жестокого мира.

Стихотворение Вижу сон. Дорога чёрная было написано в 1925 году и принадлежит к позднему творчеству Есенина. Оно предстает в вариационной форме парадоксального любовного переживания

Произведение относится к ранней пейзажной лирике поэта, имеющей в своей основе авторские философские размышления, воплощенные в зарисовке природных событий, и является одним из хрестоматийных стихотворений поэта.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» было написано Александром Сергеевичем Пушкином в 1836 году. Это последний год жизни великого поэта и писателя. Так по прошествии полгода после написание стихотворения – он погиб

Тайны созданных созданий (определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В.Я. Брюсова)

Разделы: Литература

  • познакомить учащихся с основными признаками символизма на примере анализа стихотворений В. Я. Брюсова; познать тайны созданных созданий; заложить основу для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов;
  • развивать навыки анализа поэтического произведения, умение находить средства художественной выразительности, определять их роль в стихотворениях.

Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ поэтических произведений В. Я. Брюсова.

II. Вступительное слово учителя

Наш урок мне хочется начать со следующих строк:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Кто мог написать эти строки? «Безумец, место которому только в психиатрической больнице», – это было мнение многих современников автора этих строк. А написал это стихотворение Валерий Яковлевич Брюсов – один из самых ярких представителей Серебряного века.

Думаю, вы согласитесь, в стихотворении все необычно, не укладывается в привычные рамки. «Фиолетовые руки», которые «чертят звуки», «месяц обнаженный», «звуки ластятся»… Бред, абсурд.

Но, взглянув на картины Марка Шагала (Приложение, слайд № 2), кубические лица Пикассо (Приложение, слайд № 3), или неопределенные фигуры Врубеля (Приложение, слайд № 4), – увидим, что само искусство было таким – абсурдным, бредовым, но не лишенным смысла. Это эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве. И в литературе В. Я. Брюсов находит свой путь – СИМВОЛИЗМ.

Кто же такой Валерий Брюсов? (Приложение, слайд № 5), Первый русский символист, личность просто уникальная. «Мне не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в душе моей», – писал поэт. Человек энциклопедически образованный, умевший с трех лет читать, в 11 лет, обладая редкой памятью, мог почти дословно пересказать не только любимые произведения Эдгара По, Жюля Верна, но философские размышления Дарвина, Лапласа, Канта. С 1921 года – он во главе по его инициативе созданного Высшего литературно-художественного института, где преподает историю греческой, римской, русской литературы, грамматику индоевропейских языков и … историю математики. Масштабы его интеллектуальной деятельности исполинские. Жажда творчества неутомима.

В 1894-1895 гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», в которые включает собственные переводы французских символистов, свои стихи и стихи начинающих поэтов. Именно с этого времени он заявил о себе не только как о поэте – символисте, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения.

Итак, цель нашего урока – анализируя поэтические произведения В. Я. Брюсова, определить основные черты такого литературного метода как символизм.

III. Анализ признаков символизма

1) Обратимся вновь к ранее прочитанному стихотворению (название стихотворения учащимся не объявляется)

Задание: напишите комментарий к данному произведению, постарайтесь понять, что пытается донести до читателя автор.

Стихотворение возмутило читателей того времени кажущейся бессмысленностью. Философ и поэт Вл. Соловьев написал пародию, где высмеивал «двойную луну». Публиковались толковые комментарии к этому стихотворению: «Тени домашних пальм-латаний (заготовки для лаптей) отражается в блестящих, как эмаль, кафелях печи, за большим фонарем напротив окна, напоминающим лазоревую луну, видно небо, где восходит уже настоящий месяц».

Все, казалось бы, понятно, но поэт дает особое название стихотворению – «Творчество». Значит, автор показал процесс творчества, раскрыл тайну «созданных созданий».

Задание: выпишите слова, словосочетания, обозначающие путь создания творения.

«Несозданные создания»
«Колыхаются во сне»
«Чертят во сне»
«Звонко-звучно»
«Вырастают словно блестки»
«Звуки ластятся»
«Звуки реют»
«Созданные создания»

Задание: напишите вновь небольшой комментарий с учетом проведенного совместно с учителем анализа.

(Примерный комментарий: «В полутемной комнате все преображается в ожидании вдохновения. Творцу-поэту за обычным окружающим миром видится иной, слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы, делая мир странным, совсем не похожим на привычный»).

«Создания искусства, – писал Брюсов, – это приотворенные двери в Вечность». Мы подошли к одному из основных признаков символизма – двоемирие. Мир – реальный, земной, и мир – инобытия, высший, совершенный. Поэтическое творение – это едва уловимое, навеянное иным, другим миром поэту.

2) Определив идейный замысел стихотворения, обратимся изобразительно-выразительным средствам, с помощью которых автор создает художественные образы.

(Примерный анализ: несозданных созданий – оксюморон;

колыхается во сне, с лаской ластятся, звуки реют – олицетворение;

словно лопасти латаний – сравнение; фиолетовые руки, месяц обнаженный, прозрачные киоски, трепещет тень латаний – метафора;

в звонко-звучной тишине, лазоревой луне – эпитет).

Поэт-теург сквозь мозаику символов: ярких метафор, необычных сравнений, эпитетов, оксюморонов – проводит нас в мир ирреальный, в мир вечный, совершенный. В поэзии символисты укореняли не всем доступный, достаточно элитарный, по выражению Иннокентия Анненского, «беглый язык намеков и недосказов». В поэзии символистов появляются целые гнезда слов-символов, слов-сигналов, которым придается особый мистический смысл.

Второй признак: Необычное содержание облекается в необычную форму.

3) Вопрос: Понятен ли был смысл стихотворения в начале урока? Что позволило нам пронять глубину содержания стихотворения? (анализ с разных сторон)

Третий признак: Расчет на элитарного (подготовленного) читателя.

4) Но не только необычное настроение, необычные символистические формы привлекали внимание Брюсова к символизму.

Задание: Определите основную мысль стихотворения «Юному поэту», проанализировав «заветы» автора:

«Не живи настоящим, только грядущее – область поэта»;
«Никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно»;
«Поклоняйся искусству».

Первый завет подтверждает мысль о двоемирии.

Второй показывает следование традициям поэзии 19 века: определение особой роли личности поэта, ее яркости, первостепенности. «В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника, всякое общение с душою художника есть наслаждение», – напишет В. Я. Брюсов.

И третий показывает, что у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль, преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. И именно Брюсову принадлежат слова: «Искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество».

IV. Вывод. Подводя итог, признаки символизма можно оформить следующей логической схеме

V. Итоги урока.

Д/з: сравнить стихотворения В. Брюсова «Кинжал» (1903 г.) и К. Бальмонта «Фантазия» (1894 г.), определить особенности поэтического мастерства поэта.

Ссылка на основную публикацию