Анализ стихотворения Женщине Брюсова

Анализ стихотворения Брюсова Женщине

Анализ стихотворения Брюсова «Женщине»

В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине». которое он написал в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как женился на Иоанне Рунт, французской гувернантке своей младшей сестры.

Очарованный ее красотой и изяществом, тонким умом (она являлась одной из немногих представительниц слабого пола в окружении поэта, которые имели образование и самостоятельно зарабатывали себе на жизнь) и несомненными литературными способностями, Валерий Брюсов посвятил ей одно из наиболее ярких и волнующих стихотворений.

Впрочем, произведение «Женщине» посвящено не только Иоанне Рунт, но и всем дочерям Адама, которыми Брюсов восхищался искренне на протяжении своей жизни. Для него женщина – это «книга между книг» и «запечатанный свиток», который содержит множество тайн и сведений к размышлению, а также сюрпризов, откровений и непредсказуемых открытий. Каждый ее поступок, словно безумный стих, поражает воображение своей иррациональностью, но, вместе с тем, наполнен неизъяснимым очарованием.

Став примерным семьянином, поэт осознает, что женщина одновременно может дарить боль и радость. Именно поэтому он сравнивает представительниц слабого пола с «ведьмовским напитком», который заставляет тело и душу содрогаться от мук, но при этом приносит ни с чем не сравнимое счастье и заставляет «славословить» ту, которая приготовила для мужчины свою сладкую пытку. При этом Валерий Брюсов считает женщин высшими существами, которых испокон веков украшает «корона звездная», и мужчины преклоняются перед ними, словно перед высшими существами. К слову, именно Валерию Брюсову принадлежит расхожая фраза о том, что женщина всегда права. Даже в тех случаях, когда она глубоко заблуждается, но при этом пытается отстоять свою точку зрения и убедить в ней всех окружающих. Более того, именно представительницы слабого пола являются для мужчины смыслом жизни, для них они готовы влачить «ярем железный», служить им «тверди гор дробя» и молится на них, признавая присутствие в женщинах двух начал – колдовского и божественного.

Следует отметить, что Валерий Брюсов сумел на протяжении всей жизни сохранить в своем сердце глубокое уважение к женщинам, он преклонялся перед ними и, по собственному определению, чувствовал себя в их обществе глупцом, которому не дано понять высших мира сего. Однако, несмотря на то, что поэту при жизни приписывали множество романов, доподлинно известно, что до самой смерти он оставался верен своей супруге, считая ее недосягаемым идеалом.

Свое стихотворение «Женщине» Валерий Брюсов написал в форме сонета, подчеркнув тем самым хрупкость, утонченность и изысканность представительниц слабого пола. Однако автор не питал иллюзий относительно их сущности, считая, что под маской благоразумия и вежливости нередко скрываются пылкий темперамент и страстная натура. А нарочито грубые и даже вульгарные женщины, как правило, в душе оказываются очень ранимыми и романтичными особами. Эта двойственность и противоречивость, умение ловко маскировать свои истинные желания, чувства и стремления, на протяжении всей жизни так и остались для Валерия Брюсова неразгаданной загадкой. Однако поэт понимал, что даже самая умная женщина, обладающая незаурядной интуицией и интеллектом, вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос и объяснить, что именно заставляет ее вести двойную жизнь, выдавать желаемое за действительное и ловко манипулировать мужчинами, подчиняя их своим желаниям и прихотям.

В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине», которое он написал в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как женился на Иоанне Рунт, французской гувернантке своей младшей сестры.

Очарованный ее красотой и изяществом, тонким умом (она являлась одной из немногих представительниц слабого пола в окружении поэта, которые имели образование и самостоятельно зарабатывали себе на жизнь) и несомненными литературными способностями, Валерий Брюсов посвятил ей одно из наиболее ярких и волнующих стихотворений.

Впрочем, произведение «Женщине» посвящено не только Иоанне Рунт, но и всем дочерям Адама, которыми Брюсов восхищался искренне на протяжении своей жизни. Для него женщина – это «книга между книг» и «запечатанный свиток», который содержит множество тайн и сведений к размышлению, а также сюрпризов, откровений и непредсказуемых открытий. Каждый ее поступок, словно безумный стих, поражает воображение своей иррациональностью, но, вместе с тем, наполнен неизъяснимым очарованием.

Став примерным семьянином, поэт осознает, что женщина одновременно может дарить боль и радость. Именно поэтому он сравнивает представительниц слабого пола с «ведьмовским напитком», который заставляет тело и душу содрогаться от мук, но при этом приносит ни с чем не сравнимое счастье и заставляет «славословить» ту, которая приготовила для мужчины свою сладкую пытку. При этом Валерий Брюсов считает женщин высшими существами, которых испокон веков украшает «корона звездная», и мужчины преклоняются перед ними, словно перед высшими существами. К слову, именно Валерию Брюсову принадлежит расхожая фраза о том, что женщина всегда права. Даже в тех случаях, когда она глубоко заблуждается, но при этом пытается отстоять свою точку зрения и убедить в ней всех окружающих. Более того, именно представительницы слабого пола являются для мужчины смыслом жизни, для них они готовы влачить «ярем железный», служить им «тверди гор дробя» и молится на них, признавая присутствие в женщинах двух начал – колдовского и божественного.

Следует отметить, что Валерий Брюсов сумел на протяжении всей жизни сохранить в своем сердце глубокое уважение к женщинам, он преклонялся перед ними и, по собственному определению, чувствовал себя в их обществе глупцом, которому не дано понять высших мира сего. Однако, несмотря на то, что поэту при жизни приписывали множество романов, доподлинно известно, что до самой смерти он оставался верен своей супруге, считая ее недосягаемым идеалом.

Свое стихотворение «Женщине» Валерий Брюсов написал в форме сонета, подчеркнув тем самым хрупкость, утонченность и изысканность представительниц слабого пола. Однако автор не питал иллюзий относительно их сущности, считая, что под маской благоразумия и вежливости нередко скрываются пылкий темперамент и страстная натура. А нарочито грубые и даже вульгарные женщины, как правило, в душе оказываются очень ранимыми и романтичными особами. Эта двойственность и противоречивость, умение ловко маскировать свои истинные желания, чувства и стремления, на протяжении всей жизни так и остались для Валерия Брюсова неразгаданной загадкой. Однако поэт понимал, что даже самая умная женщина, обладающая незаурядной интуицией и интеллектом, вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос и объяснить, что именно заставляет ее вести двойную жизнь, выдавать желаемое за действительное и ловко манипулировать мужчинами, подчиняя их своим желаниям и прихотям.

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Женщине»

11 декабря 2015

Стихотворение «Женщине» В.Я.Брюсов написал в конце девятнадцатого века. В тот период он женился на гувернантке своей сестры. Его новая жена была образована и умна. Она представляла собой редкую женщину того времени, способную самостоятельно заработать себе на жизнь.

Поэт был поражен сочетанием в ней безупречности, красоты и ума. Но не только ей посвятил В.Я.Брюсов свое произведение. Он поднял на пьедестал всех женщин. Автор был ценителем прекрасного пола, женщины его вдохновляли. Он сравнивает женщину с источником мудрости «книга между книг». В то время в мире главенствующих мужчин это был смелый вызов.

Поэт думает о том, что женщина приносит радость и, в то же время, боль. Видимо сам переживал он такие противоречивые чувства во имя любви. Он проводит сравнение женской сущности с «божественным напитком». Нарицательной стала фраза В.Я.Брюсова о женской правоте. Он отмечает влияние женщин на мужчин. Даже таща ярмо, мужчины готовы служить женщинам. В стихотворении смешиваются такие женские качества как колдовство и божественность. Эти особенности сочетаются между собой.

В произведении женщина возвышена до уровня божества, а мужчина порабощен. Даже понимая, что умрет, мужчина поддается чарам и «славословит бешено средь пыток». Такой обжигающий напиток, как женщина, обжигает и своей резкостью порабощает сильного мужчину. Брюсов показывает порабощение как достоинство и вершину удовольствия.

На протяжении всей жизни поэт уважал и ценил женщин. Ему приписывали множество романов, но он был верен своей жене. Именно ее он считал идеалом. Возможно, он и списывал женские качества именно с нее. В.Я.Брюсова всегда восторгала и пугала противоречивость женского характера.

В стихотворении он задается вопросом, почему двойная жизнь так свойственна женской натуре. Поэт считал, что даже умная и образованная девушка не сможет ответить на этот вопрос. Сегодня в русской литературе это стихотворение более всех возвышает и, без использования метафор, обожествляет женщину. Удивительным образом автор собрал все достоинства прекрасной половины человечества в столь коротком произведении.

Рекомендуется к прочтению:

«Женщине» В.Брюсов

Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!

Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты — женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты — в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся — от века — на тебя!

Анализ стихотворения Брюсова «Женщине»

В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине», которое он написал в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как женился на Иоанне Рунт, французской гувернантке своей младшей сестры.

Очарованный ее красотой и изяществом, тонким умом (она являлась одной из немногих представительниц слабого пола в окружении поэта, которые имели образование и самостоятельно зарабатывали себе на жизнь) и несомненными литературными способностями, Валерий Брюсов посвятил ей одно из наиболее ярких и волнующих стихотворений.

Впрочем, произведение «Женщине» посвящено не только Иоанне Рунт, но и всем дочерям Адама, которыми Брюсов восхищался искренне на протяжении своей жизни. Для него женщина – это «книга между книг» и «запечатанный свиток», который содержит множество тайн и сведений к размышлению, а также сюрпризов, откровений и непредсказуемых открытий. Каждый ее поступок, словно безумный стих, поражает воображение своей иррациональностью, но, вместе с тем, наполнен неизъяснимым очарованием.

Став примерным семьянином, поэт осознает, что женщина одновременно может дарить боль и радость. Именно поэтому он сравнивает представительниц слабого пола с «ведьмовским напитком», который заставляет тело и душу содрогаться от мук, но при этом приносит ни с чем не сравнимое счастье и заставляет «славословить» ту, которая приготовила для мужчины свою сладкую пытку. При этом Валерий Брюсов считает женщин высшими существами, которых испокон веков украшает «корона звездная», и мужчины преклоняются перед ними, словно перед высшими существами. К слову, именно Валерию Брюсову принадлежит расхожая фраза о том, что женщина всегда права. Даже в тех случаях, когда она глубоко заблуждается, но при этом пытается отстоять свою точку зрения и убедить в ней всех окружающих. Более того, именно представительницы слабого пола являются для мужчины смыслом жизни, для них они готовы влачить «ярем железный», служить им «тверди гор дробя» и молится на них, признавая присутствие в женщинах двух начал – колдовского и божественного.

Следует отметить, что Валерий Брюсов сумел на протяжении всей жизни сохранить в своем сердце глубокое уважение к женщинам, он преклонялся перед ними и, по собственному определению, чувствовал себя в их обществе глупцом, которому не дано понять высших мира сего. Однако, несмотря на то, что поэту при жизни приписывали множество романов, доподлинно известно, что до самой смерти он оставался верен своей супруге, считая ее недосягаемым идеалом.

Свое стихотворение «Женщине» Валерий Брюсов написал в форме сонета, подчеркнув тем самым хрупкость, утонченность и изысканность представительниц слабого пола. Однако автор не питал иллюзий относительно их сущности, считая, что под маской благоразумия и вежливости нередко скрываются пылкий темперамент и страстная натура. А нарочито грубые и даже вульгарные женщины, как правило, в душе оказываются очень ранимыми и романтичными особами. Эта двойственность и противоречивость, умение ловко маскировать свои истинные желания, чувства и стремления, на протяжении всей жизни так и остались для Валерия Брюсова неразгаданной загадкой. Однако поэт понимал, что даже самая умная женщина, обладающая незаурядной интуицией и интеллектом, вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос и объяснить, что именно заставляет ее вести двойную жизнь, выдавать желаемое за действительное и ловко манипулировать мужчинами, подчиняя их своим желаниям и прихотям.

Образец анализа стихотворения

После изучения отдельных лирических произведений целесообразно провести заключительный урок.

Заключительное занятие по лирике обобщает все наблюдения, сделанные в процессе уроков, посвященных лирике.

Заключительные уроки можно проводить в различных формах. Это и уроки-викторины, и уроки-конкурсы на лучшего чтеца. Это также может быть и лекция учителя. Для активизации внимания и эмоций учащихся в лекцию можно включить чтение образцов лирики мастерами художественного слова, исполнение романсов на слова лирических произведений. Этот урок, независимо от формы, должен быть обучающим и воспитывающим. С этого урока учащиеся должны унести с собой конкретные ответы на вопросы: Чем лирика изучаемого поэта отличается от поэзии его предшественников? В чем особенности его лирики? Каковы основные темы и мотивы? Каково значение лирики изучаемого поэта?

Ты – женщина, ты – книга между книг,

Ты – свернутый, запечатленный свиток,

В его строках и дум и слов избыток,

В его словах безумен каждый миг.

Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток.

Он жжет огнем, едва в уста проник,

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит бешено средь пыток

Ты – женщина, и этим ты права,

От века убрана короной звездной,

Ты – в наших безднах образ божества.

Мы для тебя влечем ярем железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся – от века – на тебя.

11 августа 1899 г.

Стихотворение В.Брюсова – сонет. Это излюбленная форма лириков для создания гармоничных стихов, воспевающих прекрасное. Форма сонета выбрана Брюсовым не случайно. Это произведение – гимн женщине. И основная тема данного стихотворения – могущество женских чар.

Брюсов употребляет простое местоимение «ты» в рефрене. Символист подсказывает нам с помощью определенно-личных и неопределенно-личных конструкций («тебе мы служим», «мы для тебя влечем ярем железный», «молимся», «пьющий пламя подавляет крик», «славословит бешено»): эта «ты» известна каждому. Но нет ей имени, Она – и свято чтимый идол, «образ божества», колдовское зелье. Используя в рефрене двусоставное предложение с нулевой связкой в составном именном сказуемом ( «Ты – женщина»), Брюсов подчеркивает наибольшее постоянство двух понятий: «ты», «женщина». «Женщине» автор не дает имени, она – собирательный образ всех правнучек Евы.

Раскрыть сущность женщины помогают поэту символы, представленные видом тропа – метафорой.

Женщина – книга между книг (то есть главная книга, которую интересно прочесть любому), запечатленный свиток (не каждому доступно драгоценное писание, полное открытий), ведьмовский напиток (верное средство перенестись в иной, волшебный и безумный мир), коронованная звездами божественная особа. Овеществление женщины в первой и второй строфах помогает выразить отношение автора к ней как к чему-то драгоценному, оберегаемому. Сделать поэтическую роль яркой, эмоционально окрашенной позволяют Валерию Брюсову используемые эпитеты: свиток – запечатленный, свернутый; напиток – жгучий огнем; корона – звездная. Особый оттенок придает важным для автора строкам инверсия:

Читайте также:  Анализ стихотворения Ассаргадон Брюсова

В его строках и дум и слов избыток…

Тебе мы служим, тверди гор дробя.

Соединение несоединимого в словосочетании «пьющий пламя» подсказывает читателю, что, по мнению автора, ради женщины любой способен на безумство, «подавляя крик».

Употребление анафоры: «Ты – женщина, ты – книга между книг, ты – свиток; В его строках и дум и слов избыток, в его строках безумен каждый миг», – делает речь автора более связной, концентрирует внимание читателя на основных понятиях.

Обратимся к другому языковому уровню – фонетическому: в первых двух строфах преобладает аллитерация, что подчеркивает ритмичность и официальность гимна женщине в разговорной интонации.

Ассонанс в третьей и четвертой строфах делает строки восхваления женщины мелодичными, позволяет создать напевную интонацию.

Ты – женщина, ты – книга между книг,

Ты – свернутый, запечатленный свиток

U – |U – |U – |U – |U – | U

Стихотворный размер произведения Брюсова – пятистопный ямб. Поэт – символист использует архаизмы: уста, славословит, убрана, влесет, ярем, тверди. Архаизмы позволяют подчеркнуть, что уже издавна – «от века» – «молились…на тебя», что женщина, как божество, – непреходящая величина и что она всегда будет вдохновлять поэтов пламенем своего огня.

Обилие художественных средств и приемов позволяет автору стихотворения достичь единства формы и содержания.

Послушать стихотворение Брюсова Женщине

«Женщине» В. Брюсов

Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!

Дата создания: 11 августа 1899 г.

Анализ стихотворения Брюсова «Женщине»

В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине», которое он написал в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как женился на Иоанне Рунт, французской гувернантке своей младшей сестры.

Очарованный ее красотой и изяществом, тонким умом (она являлась одной из немногих представительниц слабого пола в окружении поэта, которые имели образование и самостоятельно зарабатывали себе на жизнь) и несомненными литературными способностями, Валерий Брюсов посвятил ей одно из наиболее ярких и волнующих стихотворений.

Впрочем, произведение «Женщине» посвящено не только Иоанне Рунт, но и всем дочерям Адама, которыми Брюсов восхищался искренне на протяжении своей жизни. Для него женщина – это «книга между книг» и «запечатанный свиток», который содержит множество тайн и сведений к размышлению, а также сюрпризов, откровений и непредсказуемых открытий. Каждый ее поступок, словно безумный стих, поражает воображение своей иррациональностью, но, вместе с тем, наполнен неизъяснимым очарованием.

Став примерным семьянином, поэт осознает, что женщина одновременно может дарить боль и радость. Именно поэтому он сравнивает представительниц слабого пола с «ведьмовским напитком», который заставляет тело и душу содрогаться от мук, но при этом приносит ни с чем не сравнимое счастье и заставляет «славословить» ту, которая приготовила для мужчины свою сладкую пытку. При этом Валерий Брюсов считает женщин высшими существами, которых испокон веков украшает «корона звездная», и мужчины преклоняются перед ними, словно перед высшими существами. К слову, именно Валерию Брюсову принадлежит расхожая фраза о том, что женщина всегда права. Даже в тех случаях, когда она глубоко заблуждается, но при этом пытается отстоять свою точку зрения и убедить в ней всех окружающих. Более того, именно представительницы слабого пола являются для мужчины смыслом жизни, для них они готовы влачить «ярем железный», служить им «тверди гор дробя» и молится на них, признавая присутствие в женщинах двух начал – колдовского и божественного.

Следует отметить, что Валерий Брюсов сумел на протяжении всей жизни сохранить в своем сердце глубокое уважение к женщинам, он преклонялся перед ними и, по собственному определению, чувствовал себя в их обществе глупцом, которому не дано понять высших мира сего. Однако, несмотря на то, что поэту при жизни приписывали множество романов, доподлинно известно, что до самой смерти он оставался верен своей супруге, считая ее недосягаемым идеалом.

Свое стихотворение «Женщине» Валерий Брюсов написал в форме сонета, подчеркнув тем самым хрупкость, утонченность и изысканность представительниц слабого пола. Однако автор не питал иллюзий относительно их сущности, считая, что под маской благоразумия и вежливости нередко скрываются пылкий темперамент и страстная натура. А нарочито грубые и даже вульгарные женщины, как правило, в душе оказываются очень ранимыми и романтичными особами. Эта двойственность и противоречивость, умение ловко маскировать свои истинные желания, чувства и стремления, на протяжении всей жизни так и остались для Валерия Брюсова неразгаданной загадкой. Однако поэт понимал, что даже самая умная женщина, обладающая незаурядной интуицией и интеллектом, вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос и объяснить, что именно заставляет ее вести двойную жизнь, выдавать желаемое за действительное и ловко манипулировать мужчинами, подчиняя их своим желаниям и прихотям.

Валерий брюсов женщине. «Женщине», анализ стихотворения Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов

Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты — женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты — в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся — от века — на тебя!

В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест . Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине», которое он написал в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как женился на Иоанне Рунт, французской гувернантке своей младшей сестры.

И. М. Брюсова (урожденная Рунт)

Очарованный ее красотой и изяществом, тонким умом (она являлась одной из немногих представительниц слабого пола в окружении поэта, которые имели образование и самостоятельно зарабатывали себе на жизнь) и несомненными литературными способностями, Валерий Брюсов посвятил ей одно из наиболее ярких и волнующих стихотворений.

Впрочем, произведение «Женщине» посвящено не только Иоанне Рунт, но и всем дочерям Адама, которыми Брюсов восхищался искренне на протяжении своей жизни. Для него женщина – это «книга между книг» и «запечатанный свиток», который содержит множество тайн и сведений к размышлению, а также сюрпризов, откровений и непредсказуемых открытий. Каждый ее поступок, словно безумный стих, поражает воображение своей иррациональностью, но, вместе с тем, наполнен неизъяснимым очарованием.

Став примерным семьянином, поэт осознает, что женщина одновременно может дарить боль и радость. Именно поэтому он сравнивает представительниц слабого пола с «ведьмовским напитком», который заставляет тело и душу содрогаться от мук, но при этом приносит ни с чем не сравнимое счастье и заставляет «славословить» ту, которая приготовила для мужчины свою сладкую пытку. При этом Валерий Брюсов считает женщин высшими существами, которых испокон веков украшает «корона звездная», и мужчины преклоняются перед ними, словно перед высшими существами. К слову, именно Валерию Брюсову принадлежит расхожая фраза о том, что женщина всегда права. Даже в тех случаях, когда она глубоко заблуждается, но при этом пытается отстоять свою точку зрения и убедить в ней всех окружающих. Более того, именно представительницы слабого пола являются для мужчины смыслом жизни, для них они готовы влачить «ярем железный», служить им «тверди гор дробя» и молится на них, признавая присутствие в женщинах двух начал – колдовского и божественного.

Следует отметить, что Валерий Брюсов сумел на протяжении всей жизни сохранить в своем сердце глубокое уважение к женщинам, он преклонялся перед ними и, по собственному определению, чувствовал себя в их обществе глупцом, которому не дано понять высших мира сего. Однако, несмотря на то, что поэту при жизни приписывали множество романов, доподлинно известно, что до самой смерти он оставался верен своей супруге, считая ее недосягаемым идеалом.

Свое стихотворение «Женщине» Валерий Брюсов написал в форме сонета, подчеркнув тем самым хрупкость, утонченность и изысканность представительниц слабого пола . Однако автор не питал иллюзий относительно их сущности, считая, что под маской благоразумия и вежливости нередко скрываются пылкий темперамент и страстная натура. А нарочито грубые и даже вульгарные женщины, как правило, в душе оказываются очень ранимыми и романтичными особами. Эта двойственность и противоречивость, умение ловко маскировать свои истинные желания, чувства и стремления, на протяжении всей жизни так и остались для Валерия Брюсова неразгаданной загадкой. Однако поэт понимал, что даже самая умная женщина, обладающая незаурядной интуицией и интеллектом, вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос и объяснить, что именно заставляет ее вести двойную жизнь, выдавать желаемое за действительное и ловко манипулировать мужчинами, подчиняя их своим желаниям и прихотям.

Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты — женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты — в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся — от века — на тебя!

Анализ стихотворения Брюсова «Женщине»

В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест . Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине», которое он написал в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как женился на Иоанне Рунт, французской гувернантке своей младшей сестры.

Очарованный ее красотой и изяществом, тонким умом (она являлась одной из немногих представительниц слабого пола в окружении поэта, которые имели образование и самостоятельно зарабатывали себе на жизнь) и несомненными литературными способностями, Валерий Брюсов посвятил ей одно из наиболее ярких и волнующих стихотворений.

Впрочем, произведение «Женщине» посвящено не только Иоанне Рунт, но и всем дочерям Адама, которыми Брюсов восхищался искренне на протяжении своей жизни. Для него женщина – это «книга между книг» и «запечатанный свиток», который содержит множество тайн и сведений к размышлению, а также сюрпризов, откровений и непредсказуемых открытий. Каждый ее поступок, словно безумный стих, поражает воображение своей иррациональностью, но, вместе с тем, наполнен неизъяснимым очарованием.

Став примерным семьянином, поэт осознает, что женщина одновременно может дарить боль и радость. Именно поэтому он сравнивает представительниц слабого пола с «ведьмовским напитком», который заставляет тело и душу содрогаться от мук, но при этом приносит ни с чем не сравнимое счастье и заставляет «славословить» ту, которая приготовила для мужчины свою сладкую пытку. При этом Валерий Брюсов считает женщин высшими существами, которых испокон веков украшает «корона звездная», и мужчины преклоняются перед ними, словно перед высшими существами. К слову, именно Валерию Брюсову принадлежит расхожая фраза о том, что женщина всегда права. Даже в тех случаях, когда она глубоко заблуждается, но при этом пытается отстоять свою точку зрения и убедить в ней всех окружающих. Более того, именно представительницы слабого пола являются для мужчины смыслом жизни, для них они готовы влачить «ярем железный», служить им «тверди гор дробя» и молится на них, признавая присутствие в женщинах двух начал – колдовского и божественного.

Следует отметить, что Валерий Брюсов сумел на протяжении всей жизни сохранить в своем сердце глубокое уважение к женщинам, он преклонялся перед ними и, по собственному определению, чувствовал себя в их обществе глупцом, которому не дано понять высших мира сего. Однако, несмотря на то, что поэту при жизни приписывали множество романов, доподлинно известно, что до самой смерти он оставался верен своей супруге, считая ее недосягаемым идеалом.

Свое стихотворение «Женщине» Валерий Брюсов написал в форме сонета, подчеркнув тем самым хрупкость, утонченность и изысканность представительниц слабого пола . Однако автор не питал иллюзий относительно их сущности, считая, что под маской благоразумия и вежливости нередко скрываются пылкий темперамент и страстная натура. А нарочито грубые и даже вульгарные женщины, как правило, в душе оказываются очень ранимыми и романтичными особами. Эта двойственность и противоречивость, умение ловко маскировать свои истинные желания, чувства и стремления, на протяжении всей жизни так и остались для Валерия Брюсова неразгаданной загадкой. Однако поэт понимал, что даже самая умная женщина, обладающая незаурядной интуицией и интеллектом, вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос и объяснить, что именно заставляет ее вести двойную жизнь, выдавать желаемое за действительное и ловко манипулировать мужчинами, подчиняя их своим желаниям и прихотям.

Стихотворение «Женщине» написано в 1899 г. 26-летним Брюсовым и вошло в цикл «Ещё сказка». Оно опубликовано в 1900 г. в сборнике «Tertia Vigilia». В стихотворении нет посвящения определённой женщине. В 25 лет Брюсов женился на француженке Иоанне Рунт, гувернантке младшей сестры. Любимая жена была для него почти божеством. Но женщина, изображённая в стихотворении, не только несёт в себе черты Иоанны Рунт, но и других возлюбленных Брюсова . Это обобщённый образ возлюбленной – загадочной женщины, королевы, богини.

Литературное направление и жанр

Брюсов как поэт-символист рисует образ абстрактной женщины, женщины как таковой, самой женской природы. Женщина и её суть раскрывается через символические образы книги, свитка, любовного напитка.

Жанр стихотворения – философская лирика, осмысление женского начала, роли женщины в жизни мужчины. Конечно, лирический герой любит женщину, которую боготворит. Но речь идёт в стихотворении не о чувствах, а о мироощущении героя, поэтому стихотворение можно отнести к любовной лирике с натяжкой.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из двух катренов и двух терцетов, то есть представляет собой сонет. Как и положено в сонете, в первой строфе задаётся тема (тезис), которая развивается во второй строфе как антитезис. Тезис состоит в том, что женщина – мудрость и загадка одновременно. Антитезис второго катрена обращён не к мысли, а, скорее, к чувству и ощущению. Женщина, которая описана в первой строфе так стационарно и спокойно, во второй превращается в вихрь, в противоречие, заставляющее одновременно наслаждаться и страдать.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сумерки Брюсова

В первом терцете, по закону сонета, должен быть синтез, а во втором – развязка. Синтез сонета о женщине в том, что её противоречивая сущность является главным достоинством, женским естеством. Она «права» этим. Лирический герой усиливает её возвышение от «права» до царственности (звёздная корона) и божественности.

Развязка возвращает в мир стихотворения равновесие, заявленное в названии. Это посвящение женщине, женскому началу, исходящее от мужчины. Мужчина снова появляется в последнем терцете-развязке, заявляя о своей роли в бинарной оппозиции женского и мужского начала. Лирический герой последовательно принимает, постепенно усиливая, зависимость от женщины: несвобода – работа и даже рабство – духовная зависимость, поклонение.

Тема стихотворения – хвала женщине. Основная мысль состоит в том, что лирический герой, выделяя специфически женские достоинства, превознося женщину как царицу и даже богиню, не забывает о гармоническом мироустройстве и бинарной оппозиции женщины и мужчины. Загадка женщины существует только тогда, когда есть мужчина, её разгадывающий.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – сравнение и метафора. Женщина сравнивается с книгой между книг и свёрнутым запечатленным свитком. В этом образе сразу несколько важных качеств женщины: тайна, которую необходимо разгадать, мудрость, которую нужно увидеть. С помощью метафор подчёркивается наполненность женщины (избыток дум и слов). Образы свитка и книги как символических женских предметов отсылают к философии Фрейда. Последняя строка-метафора – мостик к следующему катрену. Почему безумен каждый миг можно понять из дальнейших рассуждений.

Вторая строфа является антитезой к первой. Женщина сравнивается с ведьмовским напитком. Метафора «напиток жжёт огнём» – оксюморон, как и «пьющий пламя».

Противоречие заключено и в последней строчке катрена: мало того, что человек испытывает мучения, когда пьёт, он ещё и бешено славословит в это время. Так Брюсов символически описывает противоречивую натуру женщины.

В первом терцете женщина сравнивается с божеством. Метафоры «убрана короной звездной» и «наши бездны» разворачивают пространство, обитаемый мир в бесконечность, туда же простирается женская божественная сущность.

В последней строфе символически описаны «подвиги» мужчины во имя женщины с помощью метафор «влечём ярем железный», «служим, тверди гор дробя». Если первый терцет говорит о влиянии женщины в пространстве, то второй – о значении женщины во времени (от века).

Размер и рифмовка

Стихотворение Брюсова представляет что-то среднее между французским и английский сонетом с системой рифмовки абба бааб вгв гдд. То есть по форме это 3 катрена и дистих, сонетный ключ, но по содержанию последние две строчки ключом не являются. Рифма б между первым и вторым катреном настолько неточная, что её можно и не принять, посчитав отдельной рифмой: книг – миг; проник – крик. Если это разные рифмы, сонет уже не классический и приобретёт рифмовку абба бввб гдг дее.

Брюсов вообще не стремится к точной рифме, характерной для сонета. Например, рифма звездной – железный требует устаревшего звучания первого слова (с ударным е). Форма сонета важна, но Брюсов использует её гибко, уделяя большое значение содержанию, логике, образам сонета. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Мужская и женская рифмы чередуются.

    «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова

«Три женщины — белая, черная, алая — Стоят в моей жизни…» Кто они … эти женщины в «роковом ряду» любимых женщин Брюсова?

ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!!

ДВА ОТВЕТА НА ЛО – Мирра и Ирина!!


Я склоняюсь к такой мысли, что три женщины белая, черная и алая – это дань символизму…
Что же касается женщин, в его жизни, если верить его же подсчетам, было четырнадцать.
По вполне понятной причине Брюсов не указал в своих записях, кому посвящал те или иные стихи, за исключением одного произведения, в котором упоминается имя Нина.
Участь этих «случайных цветов», как он их называл, была незавидна.
Один из современников сказал о Брюсове: «Он не любил людей, потому что прежде всего не уважал их». Эта нелюбовь распространялась на всех, в том числе и на женщин. Не любя и не чтя людей, он ни разу не полюбил ни одной из тех, с кем случалось ему «припадать на ложе».
Он выпустил замечательный и изысканный сборник сонетов под названием «Роковой ряд».
Большинство исследователей утверждает, что все стихотворения этого цикла женщинам, с которыми поэт имел близкие отношения, но некоторые историки уверены в том, что часть стихотворений посвящена именно Андрею Белому.
Кажется, больше всего на свете он любил самого себя и литературную славу.
Главным для Брюсова всегда оставалась поэзия.
В одном из писем Нине Петровской он объяснил свою холодность: «Поэзия для меня — все! Вся моя жизнь подчинена только служению ей; я живу — поскольку она во мне живет, и когда она погаснет во мне, умру. Во имя ее — я, не задумываясь, принесу в жертву все: свое счастье, свою любовь, самого себя».

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

Возможно, чтобы понять это, надо знать хоть немного ‘теневую’ сторону жизни поэта.
Валерий Брюсов — поэт – символист, а значит, в стихах его
прикровенно прячется совсем иной смысл, чем кажется на первый взгляд.

Далее — устроитель “черных месс”, .

Что еще важнее – постоянный раскопщик учений древних языческих религий,
особенно египетской, где он старался найти “утерянную тайну”.

Жил и творил по наитию стихий , а выражаясь более доступным языком,
имел связь с темными сущностями параллельных миров.

Сейчас, вот в этот миг не в высь ли

Твои возносятся мечты?

То мы подсказываем мысли

Тебе — из тайной темноты;

То наши помыслы нависли

Над сном твоим: им внемлешь ты!

В этой связи интересны даже воспоминания писателя и поэта А. А. Добровольского:
“Все сидели за столом. Или начинали, или кончали обед.
Квартира Полиевктовых была на первом этаже. Окна выходили в переулок.
Вокруг сидящих вертелась девочка, Машутка
только накануне приехавшая из деревни, очень непосредственная, чистая душа.

В это время внимание всех привлекло какое-то оживление и движение за окнами.
“Машутка” — сказал кто-то из сидевших женщин, —
сбегай скорей, посмотри, что там на улице”. Через минуту влетела испуганная девочка:
“Ой, тетеньки, — закричала она, — там гроб несут.
А покойник не в гробу лежит, а идет перед гробом. Руки прижатые, а лицо черное, черное. ”

В это же время вошел еще кто-то из своих. “Николай Александрович, Коля, голубчик, — раздались взволнованные голоса, — объясни, пожалуйста, что там на улице?” Вошедший ответил: “Там по нашему переулку сейчас проходит похоронная процессия. Хоронят Валерия Брюсова”” (Приложение к“Московскому Журналу”, вып. 1, М., 1991, с. 206).

Видение девочки, безусловно, проще было бы назвать галлюцинацией, но, как видно из рассказа, никакого намека на острое психотическое расстройство в данном случае не наблюдалось.

Так вот думается, человек, одержимый ИДЕЕЙ, (как всякий другой), не мог по определению
женщине отводить столь знАчимую роль, как видно это из его жизнеописания, чтобы хоть
для кого-то из них он даже помыслил “стать судьбой”.

Что же это за “Женщины” .

Древний Египет – так любимый Брюсовым, Жричество, Черные мессы и Сатанизм. все сплелось
в едином порыве и играло в судьбе поэта свою роковую симфонию жизни.

Итак: Вся палитра цветов использовалась египетскими художниками на двух уровнях восприятия: так, как они встречаются в природе и так, как они взаимосвязаны в системе символических понятий..

Символический подтекст использования того или иного цвета был для египтян столь важной характеристикой объекта, что, например, иногда говорилось, что «цвет» богов,
то есть их истинную сущность, человеку познать невозможно.
Так или иначе, некоторые цвета были особенно тесно связаны с конкретными божествами.

Красный ( все оттенки, от нежного алого до темно-вишневого) воплощал разрушительную солнечную энергию и был связан с культом огненной богини Сехмет.

Красный символизировал опасные силы, а также жизнь и возрождение.
Сет – бог хаоса и разрушения – имел красные глаза и волосы.

Черный — Цвет таинства мистерий.
Черный цвет символизирует подземный мир,
но так же он мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие.
Осирис как бог подземного мира часто изображался с черной кожей. (. )

И наконец, Белый.

Цвет ритуальной чистоты и сакральности.
Белый цвет имел особый символический смысл.
Белой была корона Верхнего Египта, хотя изготавливалась она из зеленого тростника.
Ритуальные предметы, чаши, сосуды,
столы для бальзамирования были сделаны из белого алебастра.

Вот они, эти цвета, которых так вожделела странная душа поэта Валерия Брюсова,
которые играли в его жизни совершенно особую символическую роль,
и три в одном – были едины, так как выпадение хотя бы одного из них лишает смысла
весь Ритуал.

ЕЩЕ ОТВЕТЫ

Три женщины – ТРИ РОЗЫ – источник для поэзии и прозы (эссе).

Три женщины – белая, черная, алая –
Стоят в моей жизни. Зачем и когда
Вы вторглись в мечту мою? Разве немало я
Любовь восславлял в молодые года?

Сгибается алая хищной пантерою
И смотрит обманчивой чарой зрачков,
Но в силу заклятий, знакомых мне, верую:
За мной побежит на свирельный мой зов.

Проходит в надменном величии черная
И требует знаком – идти за собой.
А, строгая тень! уклоняйся, упорная,
Но мне суждено для тебя быть судьбой.

Но клонится с тихой покорностью белая,
Глаза ее – грусть, безнадежность – уста.
И странно застыла душа онемелая,
С душой онемелой безвольно слита.

Три женщины – белая, черная, алая –
Стоят в моей жизни. И кто-то поет,
Что нет, не довольно я плакал, что мало я
Любовь воспевал! Дни и миги – вперед!
1912

БЕЛАЯ
Еще в студенчестве, в 1897 году, Брюсов женился. Его избранницей стала Иоанна Матвеевна Рунт, служившая гувернанткой сестер Валерия. Его пленило, что молоденькая гувернантка стоически защищала его рукописи от посягательств нянюшки, наводившей в доме порядок. Молодым в «родовом гнезде» выделили отдельную квартиру, которая превратилась не только в семейный очаг, но и в место сбора поэтов-декадентов.

Именно после женитьбы он написал знаменитое “Женщине”.
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!

Осенью 1924 года Брюсов умер у жены на руках с просьбой сохранить и опубликовать его последние стихи, написанные уже на пороге смерти. Она разобрала и привела в порядок его огромный архив, подготовила издания его произведений, была переводчицей.

ЧЕРНАЯ
Мой дар – святой, мой дар – поэта,
Тебя он выше всех вознес. (Брюсов – Нине Петровской)

Самая яркая его любовная драма связана с Ниной Петровской, молодой писательницей-декаденткой. Она имела бурный роман с Андреем Белым, но после его краха обратилась к другой знаменитости – к Валерию Брюсову.
Как истинная женщина, она полюбила его безоглядно. Для Нины любовь – это любовь. Для Брюсова – это лишь очередной “миг”, прекрасный материал для творчества. Сублимировав свою эротическую энергию в литературный роман, Брюсов стал охладевать к Нине, и вскоре Петровская, потеряв второго знаменитого любовника, уехала из России навсегда.
Измученная одиночеством, нищетой, непониманием в эмигрантской литературной среде, покончила с собой в феврале 1928 г.

АЛАЯ
Поздним воскресным вечером 24 ноября 1913 года Надежда Львова поднесла к груди револьвер — странный подарок поэта Валерия Брюсова, любимого ею человека…
Это была милая девушка, скромная, с наивными глазами и с гладко зачесанными назад русыми волосами…

Мне хочется плакать под плач оркестра.
Печален и строг мой профиль.
Я нынче чья-то траурная невеста…
Возьмите, я не буду пить кофе.

Мы празднуем мою близкую смерть.
Факелом вспыхнула на шляпе эгретка.
Вы улыбнётесь… О, случайный! Поверьте,
Я — только поэтка. Надежда Львова.

На её могиле, по свидетельству Эренбурга, была выбита строка из Данте: «Любовь, которая ведет нас к смерти»…

Стихи Брюсова Надежде, которая была лишь очередным сильным увлечением.

Я не был на твоей могиле.
Не осуждай и не ревнуй!
Мой лучший дар тебе не розы:
Всё, чем мы вместе в жизни жили,
Все, все мои живые грёзы,
Все, вновь назначенные, слёзы
И каждый новый поцелуй! (8 января 1914 года)

Любовь в его жизни лишь средство для ярких певучих стихов.
Он мечтал, чтобы женщины умирали от любви к нему. И преуспел.

Из-за Валерия Брюсова женщины стрелялись и выбрасывались из окна

Кроме стихов, он писал прозу, пьесы, занимался переводами, отметился литературоведческими работами, преуспел в критике, был известен как историк. Когда к 40-летнему юбилею мэтра решили выпустить собрание сочинений, материала набралось на 25 томов. Жадный до творчества, Брюсов был столь же неуемен и в личной жизни.

Поэту с ранних лет не грозило умереть от скромности. В 1895-м, когда ему исполнилось 22, вышел первый сборник его стихов под названием Chefs d’oeuvre («Шедевры»). Чуть позже Валерий Брюсов записал в дневнике: «Юность моя – юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать мое поведение могут только великие деяния». Второй сборник поэта носил не менее пафосное название Me eum esse – «Это я».

В то время как автор мнил себя пупом Вселенной, Цветаева называла его «мастером без слуха». А Ахматова видела в нем поэта, который знал секреты ремесла, но не знал «тайны творчества».

Поэтесса Львова застрелилась, поняв, что Валерий Яковлевич к ней охладел

Интимный дневник

С 1890 по 1903 год Брюсов вел записи, где фиксировал самое сокровенное. Чаще всего на страницах появляются откровения о любовных похождениях. «С раннего детства соблазняли меня сладострастные мечтания… Я стал мечтать об одном – о близости с женщиной. Это стало моим единственным желанием», – признавался поэт. А следом описывал контакт с проституткой.

По молодости для поднятия самооценки ему было важно покорить «настоящую» женщину. Вскоре это удалось. 19-летний юноша стал навещать семейство Красковых. Старшую дочь хозяйки, 25-летнюю Елену Андреевну, он называл лунатиком, описывая ее «странные, несколько безумные глаза» и, вероятно, намекая на спиритические сеансы, на которых тусовались молодые люди.

В дневнике поэта – множество интимных подробностей об отношениях с Красковой. «Целовались, конечно. Мне это наконец надоело. Я стал изобретать что-нибудь новое. Додумался до того, чтобы щупать, и засунул руку за пазуху Е. Андр. Кажется, она одобрила это». «Ел. Андр. перегибалась совершенно и ложилась мне на грудь или на шею, а я, обняв, давил ей груди. Гм. Надо, однако, изобрести новые способы ласки». «Лучшее время – когда сидели внизу с Ел. Андр. на окне и целовались там (даже была эрекция… По-русски «х… встал»). «С Ел. Андр. стал нагло дерзок. Это хорошо. Щупал ее за ноги, чуть не за п. Хватать ее за груди для меня уже шутки», – откровенничает наш гений.

Петровская переметнулась к Брюсову от Андрея Белого, но, оставленная, сошла с ума

Читайте также:  Анализ стихотворения Творчество Брюсова

Иногда на страницах появляется младшая сестра Елены Андреевны Вера: «А правду сказать, насколько мне было приятней с Верочкой, хотя она и костлявее. Я даже не пошел ее провожать, а как жалел об этом, как жалел», – сокрушается Валерий.

Но отношения с Еленой продолжают развиваться. «Сперва вышло дело дрянь. Я так устал, в борьбе с ней спустил раз 5 в штаны, так что еле-еле кончил потом, но это ничего».

Поэт признается, что в пьяном угаре сделал даме сердца предложение, а на трезвую голову понял, что погорячился. «Отношения мои к Леле… определены, но будущее темно и угрюмо», – изливает он душу своему дневнику.

Но пикантная ситуация разрешилась сама собой: девушка заболела оспой и умерла. Реакция Валерия была странной. «Я буду плакать, я буду искать случая самоубийства, буду сидеть неподвижно целые дни. А сколько элегий! Дивных элегий! Вопли проклятий и гибели, стоны истерзанной души. О! Как это красиво, как это эффектно», – распалял себя молодой романтик.

Иоанна пленила будущего мужа тем, что защищала его рукописи от посягательств няни, наводившей в доме порядок

Вызывали духов

Женился поэт в 1897-м на гувернантке Иоанне Рунт. Дочь обрусевшего чеха служила в доме Брюсовых. Немногословная девушка идеально устраивала литератора. Зинаида Гиппиус называла Иоанну Брюсову «маленькой женщиной, необыкновенно обыкновенной». «Если удивляла она чем-нибудь, то именно своей незамечательностью», – едко замечала она. Иоанна дожила до 98 и стала хранителем архива поэта. При жизни мужа женщина стоически терпела его нескончаемые увлечения. А они как минимум еще дважды заканчивались трагически для тех, кого угораздило с ним связаться.

В 1913 году застрелилась из подаренного любовником пистолета поэтесса Надежда Львова. Вечером накануне смерти девушка звонила Валерию Яковлевичу, умоляя приехать. Тот заявил, что занят, и появился только утром. Потрясенный, он отправился в санаторий под Ригой, где провел полтора месяца.

Еще одна история связана с другой поэтессой – Ниной Петровской. Ее отношения с Брюсовым длились семь лет и смаковались всеми. Нина была замужем за владельцем издательства, что-то писала, но талантом не блистала. Зато тоже стала завсегдатаем спиритических сеансов, которыми забавлялась богема.

К Валерию Яковлевичу Нина переметнулась от Андрея Белого, сохнувшего, в свою очередь, по жене Блока Любе Менделеевой. Петровская стала прототипом героини поэмы Брюсова «Огненный ангел» Ренаты – истеричной, склонной к мистике, жаждущей гибели. Войдя образ, Нина тронулась умом. Она допекала поэта сценами ревности, изменяла, увлеклась наркотиками и чуть не умерла. Поправившись, уехала в Европу, откуда писала Брюсову страстные письма. В отчаянии выбросилась из окна – сломала ногу и осталась хромой. Вернулась к морфию, много пила, страдала нервным расстройством. Последние годы Нина голодала, просила милостыню. После смерти Брюсова она открыла газ в общежитии Армии спасения в Париже…

Поэт не отказывал себе в близком общении с множеством женщин. Светскую даму Вилькину он трогал при встрече за сосок

Припасть к соску

По словам поэта Владислава Ходасевича, «Брюсов всю жизнь любопытствовал женщинам. Влекся, любопытствовал и не любил. Было все: и чары, и воля, и страстная речь, одного не было – любви». Тем не менее «донжуанский список» Валерия Яковлевича весьма солиден. Вот еще несколько имен.

  • С Талей – Натальей Дарузес – Брюсов играл в любительских спектаклях. Познакомились в июле 1893 года, а в октябре сошлись. Девушка первой открылась ему в своих чувствах. Это случилось вскоре после смерти Елены Красковой. Признание Тали – как называл ее Брюсов – не вызвало у него восторга. Но Дарузес была настойчива, и через несколько месяцев после знакомства они сблизились.
  • Людмила Вилькина. Поэтесса, хозяйка литературного салона, жена поэта-символиста Николая Минского (Виленского) и «муза» философа Василия Розанова, писателя Дмитрия Мережковского, художников Констатина Сомова и Льва Бакста и многих других. Общение с пожирательницей мужских сердец впечатлило Корнея Чуковского: «Вилькина принимала гостей лежа на кушетке и руку каждого молодого мужчины прикладывала тыльной стороною к своему левому соску, держала там несколько секунд и отпускала». Брюсов путешествовал с дамой сердца в Финляндию, о чем докладывал законной супруге: «…Людмила меня приняла в некоей уединенной комнате, полтора часа она меня соблазняла, но не соблазнила, конечно, да и не соблазнит… Сегодня опять буду у ней…»

После расставания с Вилькиной поэт не без удовольствия размазал экс-любовницу как поэта, публично охаивая ее способности.

  • Аделина Адалис – молодая поэтесса, которой Брюсов покровительствовал в последние годы жизни. В литературных кругах ходила эпиграмма: «Расскажите нам, Адалис, / Как вы Брюсову отдались».

Марина Цветаева называла Аделину – одесситку с египетским профилем, длинными острыми ногтями цвета черной крови – «приблудой из молодых волков».

Анализ стихотворения Памятник Брюсова

Тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов, поэтому этой теме уделяется значительное внимание и в школьных программах. Сопоставительный анализ стихотворений Г.Р. Державина и В.Я.Брюсова поможет учащимся понять своеобразие решения темы памятника в творчестве поэта XVIII и XX века, раскрыть индивидуальность стиля, мировосприятия художников.

В основе этих двух стихотворений лежит одна тема, один источник – ода Горация “Памятник”. Стихотворения Г.Р.Державина и В.Я.Брюсова трудно назвать в точном смысле переводами оды Горация – это скорее вольное подражание или переделка последней, что позволяет литературоведам рассматривать эти произведения как самостоятельные и своеобразные.

Стихотворение Державина “Памятник” впервые было опубликовано в 1795 году под заглавием “К Музе. Подражание Горацию”. “Памятник” Брюсова был написан в 1912 году. Учитель просит учащихся прочитать стихотворения, сравнить их и ответить на вопросы:

Что именно каждый поэт признавал в своей деятельности заслуживающим бессмертия?

Сравните образный строй стихотворений, ритмическую организацию, строфику, синтаксис. Как это влияет на общий пафос стихотворений?

В чем своеобразие лирического героя стихотворений?

Обратите внимание на географические наименования. Как они определяют пространство стихотворений? Свои заслуги Державин видит в том, что:
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Учащиеся комментируют, что поэт сделал русский слог простым, острым, веселым. Он “дерзнул” писать не о величии, не о подвигах, а о добродетелях императрицы, увидев в ней обычного человека. Поэту удалось сохранить человеческое достоинство, искренность, правдивость.

О своих заслугах Брюсов говорит в четвертой строфе:
За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,
И у далеких грез в непобедимой власти
Прославят гордо каждый стих.

Человеческие думы и страсти удалось передать, по мнению автора, в “певучих” словах своих творений.

Стихотворения Державина и Брюсова сближаются не только тематически, но и по внешним особенностям их построения: оба написаны четырехстрочными строфами (у Державина – 5 строф, у Брюсова – 6) с мужскими и женскими рифмами, чередующимися во всех строфах по схеме: авав. Метр обоих стихотворений – ямб. У Державина ямб шестистопный во всех строках, у Брюсова – шестистопный в первых трех строках и четырехстопный в четвертой строке каждой строфы.

Учащиеся отмечают разницу и на синтаксическом уровне. У Брюсова стихотворение осложнено не только восклицательными формами, но и риторическими вопросами, что придает интонации некоторую экспрессивность и напряженность.

В стихотворении Державина образ лирического героя связывает все строфы, лишь в последней появляется образ музы, к которой обращается герой с мыслью о бессмертии. У Брюсова уже в первой строфе образ лирического героя противопоставлен тем, кто не понял поэта,- “толпе”: “Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. / Кричите, буйствуйте, его вам не свалить!”. Это противопоставление рождает трагичность мироощущения лирического героя.

Интересно сравнение пространственных планов стихотворений. У Державина: “Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,/ Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;..”. Брюсов пишет, что его страницы долетят: “В сады Украины, в шум и яркий сон столицы/ К преддверьям Индии, на берег Иртыша”. В пятой строфе география стиха обогащается новыми странами:
И, в новых звуках, зов проникнет за пределы
Печальной родины, и немец, и француз
Покорно повторят мой стих осиротелый,
Подарок благосклонных муз.

Учащиеся приходят к выводу, что пространство стихотворения символиста намного шире: это не только просторы России, но и европейские страны – Германия, Франция. Для поэта-символиста характерна гиперболизация темы памятника, масштабов влияния как собственной поэзии, так и поэзии вообще.

Следующий этап работы может быть связан со сравнением изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом-классицистом и поэтом-символистом. Учащиеся выписывают в тетрадь эпитеты, сравнения, метафоры, обобщают примеры и делают выводы. Они отмечают доминирование у Державина эпитетов: “памятник чудесный, вечный”, “вихрь быстротечный”, “народах неисчетных”, “заслугой справедливой” и т.д., а также использование приема инверсии, что придает торжественность, отчетливость, предметность изображения. У Брюсова значительную роль в стихотворении играют метафоры: “распад певучих слов”, “подарок благосклонных муз” и т.д., что как бы подчеркивает масштабность стиля, склонность к обобщениям. В стихотворении поэта-классициста закономерен образ императрицы и связанная с ней тема власти. Символиста не интересуют образы государственных деятелей, царей, полководцев. Брюсов показывает противоречивость мира реального. В его стихотворении противопоставлены “каморка бедняка” и “дворец царя”, что вносит трагическое начало в произведение поэта-символиста.

Учитель может обратить внимание учащихся на лексику, на звукопись и цветопись стихотворений. Находя общее и различия, учащиеся приходят к выводу о преемственности традиций в русской литературе и о разнообразии и богатстве стилей, методов, направлений.

Ведущим началом поэзии Брюсова является мысль. Лексика его стихов – звучная, близкая к ораторской речи. Стих – сжатый, сильный, “с развитой мускулатурой” /Д.Максимов/. Мысль главенствует и в стихотворении поэта-классициста, для стиля которого характерна риторичность, торжественность, монументальность. И в то же время в произведении каждого из них есть что-то свое, неповторимое.

Такая форма работы способствует повышению уровня восприятия лирики Державина и Брюсова, сложных и тончайших образов поэзии, позволяет сформировать и закрепить представления учащихся о теории и практике классицизма и символизма.

ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №16. Аргументы. Тема: «Памятник»

Памятник А.С.Пушкину в Москве.1880. Скульптор А.М.Опекушин

Ода М.Ломоносова-это переложение оды древнеримского поэта Горация, который писал в своём произведении о нерукотворном памятнике, созданном поэтом своим творчеством. Его ода очень близка к оригиналу. Поэта привлекла мысль о подведении итогов творчества. Он отмечал, что его поэзия бессмертна, что слава его будет возрастать с каждым последующим поколением. Главная идея стихотворение- высокая оценка собственного труда:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди…

В стихотворении поэт подводит итоги своему творчеству, отмечая, что его поэзия будет жить,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Это свидетельствует о том, как высоко он сам оценивал свои произведения. Особо он отмечает доступность, простоту, лёгкость слога его стихов, чего раньше не было в поэзии. Поэт был новатором в литературе, он расширил тематику стихов, воспевая не только подвиги, но и добродетели, в первую очередь, императрицы:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить…
Памятник « чудесный, вечный», воздвигнутый поэтом его стихами, заслужен им.Истинная поэзия нетленна, вечна.

Поэт жил в эпоху Просвещения, поэтому одной их задач своей поэзии он видел распространение просвещения. Он был сторонником абсолютной монархии, но считал, что монархи должны служить Отечеству, создавая справедливые законы. Он считал своей заслугой то, что мог бесстрашно «истину царям с улыбкой говорить».

Стихотворение А.С.Пушкина носит более личный характер, чем похожие произведения предшественников. Он размышляет и своём «жестоком веке», и о себе, ставя в заслугу то, что воспевал свободу.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Поэт был уверен, что его стихи переживут время и будут жить в сердцах народов России, что его стихи будут знать во всех уголках огромной страны:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

Поэт не стремился возвеличить себя. Он создал реальную картину, так как к поэтическому творчеству относился с огромной ответственностью и понимал, какова миссия поэта в обществе.

Поэт создал произведение, в котором , по примеру предшественников, стремился подвести итог своему творчеству. Он особо подчёркивает мировое значение своей поэзии, которая переживёт века:

Венчай мое чело, иных столетий Слава,
Вводя меня в всемирный храм.

Что же ставил себе в заслуги поэт? Это умение выразить в стихах думы и страсти человека. Как бы ни критиковали его поэзию, был уверен, что стихи обязательно оценят люди разного положения в обществе, разного вкуса:

И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,
В каморке бедняка, и во дворце царя…

Стихотворение написано в свойственной поэту манере возвеличивания себя:

Я есмь и вечно должен быть.

Вся поэзия И.Бродского неоднозначно воспринималась в СССР, многими не принималась, слишком прямо он высказывал правду. Это и стало причиной его отъезда в Америку. Но стихи поэта будоражили людей, которые хотели знать правду .Поэтому автор и отмечает, что его памятник будет стоять «к постыдному столетию – спиной»,
когда буквально душилась любая свободная мысль. Поэт оставался верен своим идеалам, где бы он ни находился:

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, —
я облик свой не стану изменять.

Он нашёл своё место в мире поэзии, это связано со стремлением говорить правду в лицо, именно туда его «усталось вознесла»,он сам определил своё высоту. Поэт был уверен в том, что как бы ни критиковали его поэзию, как бы ни «низвергали», пройдёт время всё расставит на свои места: ему будет стоять памятник, а значит, его будут помнить:

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струёй воды ударю в небеса

Для поэтов свойственно подведение итогов своего творчества. Им было небезразлично, как потомки оценят их творения. Поэтому тема памятника как нерукотворной памяти свойственна поэзии, особенно в 18-19веках, хотя и поэты 20 века тоже не раз обращались к данной теме. Все стихотворения объединяет общая мысль- стремление создавать такие произведения, которые были бы интересны и актуальны не только современникам, но и потомках, поэтам хотелось остаться в их памяти. Все авторы отмечают бессмертие поэзии, особое предназначение поэта, который способен через своё творчество связывать поколения.

Несмотря на созвучность тем и проблем, каждый из поэтов делает акцент на чём — то своём. М.В.Ломоносов, в первую очередь, восхвалял своё творчество; Г.Р.Державин подчёркивал общедоступность, новаторство своих стихов и по содержанию, и по форме; А.С.Пушкин создал глубоко лиричное стихотворение, в котором высказал свои сокровенные мысли о жизни, о себе; В.Брюсов значительно расширил границы распространения своих стихов, он писал об их мировом значении; И.Бродский подчёркивал свою непокорность, неудобность для многих людей , слишком много правды говорил он людям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Памятник Г.Р.Державину в Петрозаводске. 2003 г.Скульптор В.Сойни.

Памятник М.В.Ломоносову в Москве. 1953 г.

Ссылка на основную публикацию