Анализ стихотворения Звезды закрыли ресницы Брюсова

Анализ стихотворения Брюсова Звезды закрыли ресницы

Звезды закрыли ресницы. Валерий Брюсов

Звезды закрыли ресницы,
Ночь завернулась в туман;
Тянутся грез вереницы,
В сердце любовь и обман.

Кто-то во мраке тоскует,
Чьи-то рыданья звучат;
Память былое рисует,
В сердце – насмешки и яд.

Тени забытой упреки.
Ласки недавней обман.
Звезды немые далеки,
Ночь завернулась в туман.

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

Наведите сюда мышку, чтобы узнать, как сделать работу с сайтом еще удобнее

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Валерий Брюсов Звезды закрыли ресницы, Ночь завернулась в туман

Валерий Брюсов – русский поэт, прозаик, драматург, критик, литературовед, переводчик латинских, французских и армянских поэтов, создатель теории перевода, основатель русского символизма, обладатель звания народный поэт Армении. Годы жизни: 1873—19.

Валерий Брюсов Итак, это — сон, моя маленькая, Итак, это — сон, моя милая, Двоим нам приснившийся сон! Полоска засветится аленькая, И греза вспорхнет среброкрылая, Чтоб кануть в дневной небосклон. Но сладостны лики ласкательные, В предутрен.

Валерий Брюсов «Я имени тебе не знаю. » Я имени тебе не знаю, Не назову. Но я в мечтах тебя ласкаю. И наяву! Ты в зеркале еще безгрешней, Прижмись ко мне. Но как решить, что в жизни внешней И что во сне? Я слышу Нил. Закрыты ставни. Песча.

Звезды закрыли ресницы.
Стихотворение Валерия Брюсова

Звезды закрыли ресницы, Ночь завернулась в туман; Тянутся грез вереницы, В сердце любовь и обман. Кто-то во мраке тоскует, Чьи-то рыданья звучат; Память былое рисует, В сердце – насмешки и яд. Тени забытой упреки. Ласки недавней обман. Звезды немые далеки, Ночь завернулась в туман.

Валерий Брюсов. Стихотворения и поэмы.
Библиотека поэта. Большая серия.
Ленинград: Советский писатель, 1961.

Другие стихи Валерия Брюсова

Стихи Брюсов ЛЮБОВЬ. (Звезды закрыли ресницы, Oblat[62], Эллису, 5. Лада)

Звезды закрыли ресницы,
Ночь завернулась в туман;
Тянутся грез вереницы,
В сердце любовь и обман.

Кто-то во мраке тоскует,
Чьи-то рыданья звучат;
Память былое рисует,
В сердце – насмешка и яд.

Тени забытой упреки.
Ласки недавней обман.
Звезды немые далеки,
Ночь завернулась в туман.

Кто сожалеет о прекрасных днях,
Мелькнувших быстро, тот печаль лелеет
В дневных раздумьях и в ночных слезах;
Былое счастье мило и в мечтах,
И память поцелуев нежно греет,

Но о случайном ветерке, что веет
Весенним вечером в речных кустах
И нежит нас, свевая пыльный прах,
Кто сожалеет?

Земное меркнет в неземных лучах,
Пред райской радостью любовь бледнеет,
Меж избранных нет места тем, о снах
Кто сожалеет!

Вы неисполненных надежд
Над бездной реющие лики.
Из-под прикрытых бледных вежд
Как ваши взоры странно дики.

Вы дерзкой юности мечты,
Прозрачных теней хороводы!
В венцах из лилий вы чисты,
И ваши локоны, как воды.

Вы творчества бессильный бред,
Недовершенный замысл фурий!
Ты, жажда властвовать! Привет!
Ты, как всегда, в порывах бури.

Но чьи уста — живая кровь
С усмешкой беспощадной власти?
Неразделенная любовь,
Мечта неутоленной страсти!

Нет, никогда не мог Амур в сем мире
Так сердце мучить, как меня она!
Я из-за той, кто всех прекрасней в мире,
Не знаю отдыха, не знаю сна.
Увы! не знает жалости она,
И мне укрыться некуда в сем мире, —
Затем, что всюду мне она видна!

Лети, о песня, и скажи прекрасной,
Что чрез нее покой утратил я!
Что сердцем я страдаю по прекрасной,
Затем, что зло покинут ею я!
Ах, заслужила ль то любовь моя!
Но если я умру, пускай прекрасной
Все песня скажет, правды не тая!

Нет! к озаренной сиянием бездне
Сердце мое не зови!
Годы идут, а мечте все любезней
Грешные песни любви.

Белые рыцари… сень Палестины…
Вечная Роза и крест…
Ах, поцелуй заменяет единый
Мне всех небесных невест!

Ах! за мгновенье под свежей сиренью
С милой — навек я отдам
Слишком привычных к нездешнему пенью
Оных мистических Дам.

Их не умею прославить я в песне…
Сердце! опять славословь,
С годами все умиленней, чудесней,
Вечно земную любовь!

Да! Боль былую память множить рада!
Светлейшая из всех, кто был мне дан!
Твой чистый облик нимбом осиян,
Моя любовь, моя надежда, Лада!

Нас обручили гулы водопада,
Благословил, в чужих горах, платан,
Венчанье наше славил океан,
Нам алтарем служила скал громада!

Что б ни было, нам быть всегда вдвоем;
Мы рядом в мир неведомый войдем;
Мы связаны звеном святым и тайным!

Но путь мой вел еще к цветам случайным;
Я Должен вспомнить ряд часов иных…
О, счастье мук, порывов молодых!

Послушать стихотворение Брюсова Звезды закрыли ресницы

«Звёзды закрыли ресницы»



Я жизнью пьян. Напиток жгучий.

По жилам разошёлся… жжёт.

Не стынь, огонь, кипи и мучай,

Кружи, влеки, водоворот.

В. Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в купеческой семье в городе Москве. Он был человеком необычайной эрудиции и обширной культуры, выдающимся поэтом, прозаиком, литературным критиком, переводчиком и историком. Противоречив и сложен облик Брюсова – поэта и человека.

Самые ранние стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В период с 1894 года по 1895 год он издал три сборника под названием «Русские символисты». Стихи и переводы, помещённые в них, были подписаны разными именами. Создавалось впечатление, что выступает большая группа поэтов. А в действительности большинство стихов написал Валерий Брюсов. Появление сборников было воспринято как литературный курьёз и вызвало за собой множество критических статей, рецензий. Для поэта в это время характерно стремление уйти «от будничной действительности». Он ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы. В 1895 году на свет появился его первый поэтический сборник («Шедевры»). В 1897 году из печати вышла следующая книга его стихов «Это – Я». Стихи поражали своей необычностью: «…И в фосфорическом сияньи / Открылся бледный мир чудес: / Дома стоят, как изваянья, / Висит, как полог, свод небес. / Как декорации феерий, / Деревья тянутся к луне. / И кто-то есть в пустынном сквере, / Поднявши руки к вышине» («Белеет ночь. Деревья сквера»).

Организаторская роль Брюсова в русском символизме очень значительна. Он был основателем и признанным вождём этого направления в русской литературе. Но поэт довольно быстро перерос узкие рамки декадентской школы.

Сущность символизма сформулирована Брюсовым во «Вступительной заметке» ко второй книге «Русские символисты», в стихотворениях «Творчество», «Сонет к форме», «Юному поэту».

Символ рождает не смысловую, логическую, а лишь ассоциативную связь. Основа стихотворения – движение души, а не событие в реальном мире: «Тень несозданных созданий / Колыхается во сне, / Словно лопасти латаний / На эмалевой стене. / Фиолетовые руки / На эмалевой стене / Полусонно чертят звуки / В звонко-звучной тишине…» («Творчество»).

«И страстно полюбил я мглу противоречий / И жадно стал искать сплетений роковых, / Мне сладки все мечты, мне дороги все речи…» («Я»).

Таинственность, призрачность, дань чистой форме, поэтизация подсознательного – основные черты символизма. Во время творческих озарений, по словам Валерия Яковлевича, поэта посещают удивительные и странные образы, которые можно передать только с помощью символов, чтобы «как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нём известное настроение».

В это время Брюсов тяготеет к выражению неуловимых, мгновенных впечатлений, используя образ-символ, смутный и недосказанный.

Таковы, например, метафоры и эпитеты в его стихах: «запах тьмы», «сумрак духов», «мгла и криков, и видений», «фиолетовые руки», «пьян от синего огня». Как видим, слова в таких образах утрачивают реальный смысл. Сплошное нагромождение звуков непонятных читателю.

Хаосом красок, простым набором красивых звуков предстают эти стихотворения, за которыми отсутствует реальность. В них – неясность, смутность, неосознанность изображаемых явлений.

Так, в стихотворении «Творчество» «тишина» оказывается «звонко-звучной», а «месяц» всходит при «лазоревой луне».

Сущность символизма Брюсов отчётливо сформулировал в стихотворении «Юному поэту»: «Не живи настоящим», «никому не сочувствуй, сам же себя люби беспредельно», «поклоняйся искусству, только ему, безраздельно, бесцельно».

Такие мотивы преобладают в значительной части его стихов девяностых годов девятнадцатого века.

В начале двадцатого века обозначился новый этап в его творчестве. В эти годы происходит решительный перелом в творчестве поэта и его отход от символизма. А также расширяется тематика его поэзии. Развитие Брюсова идёт от поэтики символизма к реалистичности: «Серебро, огни и блёски, – / Целый мир из серебра! / В жемчугах горят берёзки, / Чёрно-голы вчера. / Это область чьей-то грёзы, / Это – призраки и сны ! / Все предметы старой прозы / Волшебством озарены…» («Первый снег»).

Но, даже обращаясь к новым темам, открывая новые возможности в поэзии, он в то же время оставался адептом символизма, от которого пытался уйти.

Теперь он в своём творчестве обращается к ярким личностям в мировой истории («Александр Великий», «Клеопатра», «Ассаргадон», «Мария Стюарт»), пишет стихи о любви и труде («Фабричная», «Работа», «Каменщик»), а также стихотворения на революционные темы («Грядущие гунны», «Довольным», «Близким», «Паломники свободы»).

Его стихотворения «Цусима», «Цепи» проникнуты чувством горечи за поруганную честь русского оружия.

После революции 1905 года историческая тема ставится Брюсовым в аспекте современности. Так, написанное им стихотворение «Юлий Цезарь» имеет явно бунтарское содержание. В нём слышится прямой вызов царской власти: «Брошен жребий. / Плыви, мой конь, чрез Рубикон!»

Величав и торжественен строй его поэзии: «И всё суровей, всё окресней, / Как гром, как вызов, как судьба, / Росла далёкая пальба / На улицах упорной Пресни».

Творчество поэт приравнивает к кинжалу: «Из ножен вырван он и блещет вам в глаза, / Как и в былые дни, отточенный и острый. / Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечны сёстры».

Это стихотворение является образцом гражданской лирики Брюсова. Оно проникнуто высоким пафосом освободительной борьбы.

Стихи его более зрелых сборников привлекают к себе внимание уже ясностью и отчётливостью, музыкальностью и певучестью. Наиболее сильная и творчески значительная книга «Зеркало теней» представляет собой новое слово в поэзии.

При этом дальнейший литературный путь поэта не был гладким и ровным. Так, после поражения революционного движения 1905-1907 годов в значительной части произведений Брюсова звучит настроение подавленности, растерянности и безысходности.

Теперь он воспевает одиночество, обречённость, холод и сумерки. Его лирика окрашивается в мрачные тона. Автор не верит даже в такое чувство, как любовь.

В 1909 году им был издан поэтический сборник «Все напевы», о котором сам автор говорил, что в нём «больше искусства совершенства». В сборнике нашли воплощение: послания и элегии, акростихи, дифирамбы и оды, триолеты, романтические поэмы и буколики.

Но несмотря на декадентские мотивы, Брюсов остаётся поэтом, жадно тянувшимся к реализму. Он пишет: «Вновь я хочу всё изведать, что было… / Трепеты, сердце, готовь! / Вновь я хочу всё изведать, что было: / Ужас, и скорбь, и любовь!»

«Звёзды закрыли ресницы, / Ночь завернулась в туман; / Тянутся грёз вереницы, / В сердце любовь и обман./ Кто-то во мраке тоскует, / Чьи-то рыданья звучат; / Память былое рисует, / В сердце – насмешки и яд» («Звёзды закрыли ресницы»).

В 1914 году поэт отправляется военным корреспондентом «Русских ведомостей» на фронт. Его первые статьи были насыщены воинственным духом. Но постепенно, видя страдания народа, он разочаровывается в войне. В стихотворении «Последняя война» автор выражает надежду, что «из огненной купели преображённым выйдет мир»: «Пусть рушатся былые своды, / Пусть с гулом падают столбы; / Началом мира и свободы / Да будет страшный год борьбы» («Последняя война»).

В это время Брюсов сближается с горьковским журналом «Летопись».

А.М. Горький писал В.Я. Брюсову: «Очень хочется работать с Вами много и долго. И – это не комплимент, поверьте! – я не знаю в русской литературе человека более деятельного, чем Вы. Превосходный Вы работник!»

Брюсов искренне и с энтузиазмом принял Великую Октябрьскую революцию и активно включился в строительство новой культуры и литературы. Тема Родины составляет основное содержание его поэзии в этот период.

Брюсов не только замечательный поэт, он и великолепный прозаик, автор романов: «Огненный ангел», «Алтарь победы», «Юпитер поверженный», повести «Рея Сильвия» и незаконченного романа «Семь земных соблазнов».

Умер Валерий Яковлевич Брюсов 9 октября 1924 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Мне видеть не дано, быть может,

Конец, чуть блещущий вдали,

Но счастлив я, что был мной прожит

Торжественнейший день земли.

(«Я вырастал в глухое время»)

За годы жизни он прошел необычайно яркий путь. Убеждённость в неумирающей ценности завоеваний человеческого духа, вера в силу человека соединяли между собой все этапы его творческого пути.

Поэты-символисты: Бальмонт, Мережковский, Блок, Гиппиус, Белый во главе с Валерием Брюсовым оказали огромное влияние на русское общество. А стихи Брюсова выдержали испытание временем.

Анализ стихотворения «Первый снег» (В. Я. Брюсов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.06.2020 · Обновлено 15.06.2020

Валерий Яковлевич Брюсов — необыкновенный поэт Серебряного века, поэт-математик. С его любовью к математике и предрасположенностью к ней он мог бы многого достичь в научной деятельности, но Брюсов выбрал поэзию! Валерий Яковлевич отличался редким самолюбием. Часто своим сборникам присваивал иностранные названия. Брюсова можно назвать исключительным, оригинальным поэтом. Каждый творческий человек удивителен, понимаем по-своему, но творчество Валерия Яковлевича «зашифровано» как-то по-другому, в его поэзии, с одной стороны, каждый сможет найти родственную душу, а с другой – она чужда всем и вся. Многомудрый Литрекон проанализировал стихотворение поэта «Первый снег», разбор осуществлен по плану.

История создания

В 1895 году вышел первый сборник стихов автора, название которого было написано на французском языке и переводилось как «Шедевры». Стихотворение «Первый снег», созданное 21 января этого же года, входило в данный сборник, в цикл «будничных» стихов.

Этот сборник носил провокационный характер, он вызывал смешанные чувства у многих критиков и современников автора. Если название звучало просто самоуверенно, то содержание сборника, темы, которые затрагивал автор, были совсем эпатажными.

Но в книгу входили стихи, написанные и на более «классические» темы. «Первый снег» — это отблеск впечатлений автора, которые он получил, вглядываясь в первый снег, который своей белизной, своей свежестью омывал серые улицы города, обволакивал замерзшие деревья.

«Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки… Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству» — писал Брюсов о своём творчестве.

«Брюсов — «декадент», но он же и «классик»: он пушкинист, поклонник забытого Тютчева и отошедшего в тень Фета.» (З. Н. Гиппиус)

Жанр, направление, размер

«Первый снег» — это лирическое стихотворение, в котором автор выражает своё отношение, восхищение природой, такой красивой, идеальной.
Красота была единственным источником вдохновения автора, она была для Брюсова колыбелью всего превосходного, колыбелью творчества.

Валерий Яковлевич принадлежал к течению старших символистов, называя данное направление «поэзией намёков». «Искусство ради искусства» – принцип, которого придерживались и Брюсов, и его приверженцы.

Валерий Яковлевич считал, что в литературе (и в любом другом искусстве) важна сама личность автора, его особенность и индивидуальность, поэтому символизм Брюсова нельзя сравнивать с символизмом других поэтов данного течения, он своеобразный.

В творчестве поэта присутствуют классические стихотворения, без «намёков». Таким является и «Первый снег», касающийся души своей «простой» красотой, без завуалированных образов.

Размер стихотворения «Первый снег» – четырёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение состоит из 4 строф. Композиция лирического произведения «Первый снег» кольцевая.

  1. Первая строфа посвящена восторгам и восхищениям красотами зимы, серебристым снегом, который преображает всё вокруг. Ознакомившись с данным четверостишием в воображении, мы видим светящийся, переливающийся образ мира, который посетило чудо, «мир из серебра».
  2. Во второй строфе автор пишет о том, что зима – это мечта, сон наяву. Волшебство засыпало всё вокруг, немного изменив привычное глазу. Снег, окутав всё без исключений, обратил внимание человека на эти «обычные» красоты, которые не получают достойного внимания, к которым все привыкли.
  3. В третьем четверостишии поэт перечисляет эти «обычные вещи», которые ни кажутся теперь столь обычными. «Жизнь людей и жизнь природы полны новым и святым» — будто глаза открылись у лирического героя, у всех окружающих, будто включили дополнительный свет, не утаивающий ничего.
  4. Последняя строфа — это возвращение к первоначальному образу, образу неги наяву. Поэт пишет о том, что воображение теряется в догадках, оно запуталось, ведь то, что было мечтой стало явью. Автор прибегает к повторению строки «мир из серебра», возвращая наше внимание к самой сути.

Образы и символы

Лирическим героем произведения «Первый снег» является один из жителей города. Города, который посетил снег. Имеет место быть предположение, что этот герой — сам автор, который со своим творческим воображением, тонкой душой, один из первых заметил происходящее вокруг волшебство.

Основной образ стихотворения «Первый снег» — это заснеженная Москва. Примечательно то, что очень многие поэты обращались к теме природы, но именно В. Я. Брюсов описал городской пейзаж, он один из первых в своём творчестве обратил внимание на природные явления в интерьере города.

Данное стихотворение можно назвать смешанным: классика с символистскими чертами. На первый взгляд, Брюсов описывает природу, город, но с самой первой строфы начинает проявляться сплетение реальных событий с эфемерными. Грёзы, сны, волшебство, мечты, очарование – ирреальные явления, которые автор упоминает в произведении, которые являются прямым доказательством принадлежности стихотворения к символизму.

Автор использует «серебро», характеризуя мир: «Целый мир из серебра!». Серебряный цвет — символ чистоты и спокойствия. Также серебро является символом красноречия, что может объяснить внезапное озарение, пробуждение лирического героя, его внимательность к окружающему: снег окутав всё вокруг, «рассказал» о красоте, волшебстве мира.

Жемчуг имеет схожее символическое значение – чистота, белизна, тайное познание. Берёзки, которые ещё вчера были сумрачные, неприглядные, сегодня очистились, посвежели, они ярко светятся, мерцают.

Возможно, автор написал данное стихотворение без «намёков», а использовал данные характеристики, опираясь на сходство снега и используемых «символов». Но, в любом случае, употреблённые образные определения характеризуют зиму, снег достоверно, и то, и другое прочтение имеет право на существование.

Темы, проблемы, настроение

Можно выделить две основные темы, которые затрагивал Валерий Яковлевич в своих произведениях: исторические факты, события и город. Предметом авторского изображения данного произведения является город.

В. Я. Брюсова считают одним из первых поэтов-урбанистов. Поэт в своих произведениях подробно, достоверно описывает город, цивилизацию, затрагивает проблемы зависимости человека от созданных им же удобств, проблемы отстранённости, постепенной отдалённости от природы и всего естественного. Также, описывая городские пейзажи, автор рассуждает о человеческом уме, рассуждает о «материальности» современного человека, а также поэт пишет о «светлых» стремлениях такого человека, о его ориентации на духовное и возвышенное.

Настроение стихотворения «Первый снег» приятно-прохладное, волшебное.

Каждый год человек ждёт первый снег с необыкновенным трепетом, с какой-то надеждой, радуется ему. Снег, зима ассоциируются с чудом. Потрясающе точно подобранные автором слова практически полностью описывают тот неописуемый восторг, который испытывает человек при виде побелевшего, опушившегося города.

Основная идея

Смысл стихотворения «Первый снег» — это главная мысль о том, что мир полон волшебства, он сказочный, он пышет красотой, он необыкновенный! Чудо ждёт, когда каждый из нас обратит на него внимание!

Эта идея, в основе которой лежит поднятая поэтом проблема, существенна, актуальна во все времена. Как никогда, эту переданную автором мысль важно усвоить нам, сейчас, в наше суетное время, когда всё вокруг пролетает мимо.

Также нужно мечтать, верить в чудеса! Именно мечты помогают нам замечать чудесности окружающего мира, укрывают наши души, обнимают их, как снег прикрывает съёжившиеся от ветра голые деревья, охраняя их.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Первый снег» перечислены в списке:

  1. Аллитерация: в первой строфе повторяются звенящие звуки, которые создают впечатление хрустальности описываемого; также во всем стихотворении можно проследить частое повторение шипящих звуков, которые «окутывают» тишиной и загадочностью читателя.
  2. Эпитеты: «чёрно-голые берёзки», «белый дым».
  3. Метафора: «мир из серебра», «в жемчугах горят берёзки», «предметы старой прозы волшебством озарены», «жизни с грёзою игра».
  4. Гипербола: «Целый мир из серебра!»
  5. Анафора:

«Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!»

«Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!»

Урок литературы в 11-м классе “Творчество В.Я. Брюсова”

Разделы: Литература

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, показать значение творчества поэта для русской поэзии, путём анализа стихотворений поэта выявить особенности его поэтики; подготовить учащихся к выполнению части В8 в тестах ЕГЭ.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок, посвящённый творчеству необычного человека, яркого поэта начала 20 века – В.Я.Брюсова.

Нам с вами предстоит на уроке познакомиться с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, определить место поэта в русской поэзии. Анализируя некоторые стихотворения, мы попробуем определить особенности его поэтики.

II. Опрос по пройденному материалу.

Давайте вспомним особенности творчества поэтики символистов.

– Что такое символизм?

– Что такое символ?

– Чем же символ отличается от аллегории?

– Кто же стал основоположником русского символизма?

– В чём новаторство символистов?

– Какие темы чаще всего привлекали символистов?

– Был ли символизм однородным течением?

III. Работа по теме урока.

Слово учителя: Да, Серебряный век поэзии отмечен созвездием феноменальных поэтических дарований: З.Гиппиус, В.Соловьёв, Д.Мережковский: Но В.Я.Брюсов – одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма. Он был литературным критиком, переводчиком, историком, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Современники называли его “живой классик”. И сегодня у нас с вами есть возможность познакомиться с фактами его жизни и особенностями его творчества.

Знакомство с биографией поэта:

Слово учителя: Я просила вас познакомиться с биографией поэта самостоятельно по материалам учебников, Интернета, дополнительной литературы. Расскажите, о каких интересных фактах биографии В.Брюсова вы узнали?

Слово учителя: В поэзию В.Я.Брюсов ворвался, намеренно шокируя публику. Ну, вот, к примеру, скандально известный моностих В.Я.Брюсова “О, закрой свои бледные ноги!”: Как вы думаете, чего этим стихотворением хотел добиться поэт? (Это намеренный эпатаж публики, хотел озадачить, хотел прославиться, громко заявить о себе.)

Слово учителя: Да, а главное – заявить о праве поэта на свободу творчества. И эта свобода творчества стала определяющей у В.Я.Брюсова. Именно поэтому лирический герой стихотворений В.Я.Брюсова – это сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеянный философией Ницше. Его герой, безусловно, своим мужественным началом близок самому поэту, мечтающему о прорыве за пределы возможного. Отсюда и его поэтические эксперименты. У нас с вами есть возможность не только слышать интересные сообщения о творчестве поэта, но и увидеть некоторые экспериментаторские приёмы.

Презентация по творчеству поэтов Серебряного века

Слово учителя Безусловно, только экспериментами В.Я.Брюсов не ограничивался. Его творчество развивалось, окрашивалось событиями истории и собственной жизни. И появление разных сборников стихотворений В.Я.Брюсова как нельзя лучше иллюстрируют разные периоды творчества поэта.

Так, к началу 1890-х г.г. наступила пора увлечения В.Я.Брюсова произведениями французских символистов: Бодлера, Верлена, Малларме. В.Я.Брюсов пишет несколько статей о французских поэтах и в период с 1894 по 1895г.г. он издаёт (под псевдонимом Валерий Маслов) три стихотворных сборника “Русские символисты”, куда вошли многие из его собственных стихотворений. В третьем выпуске и было помещено то самое скандальное “О закрой свои бледные ноги” (у Брюсова именно так оформлено стихотворение: без запятой после междометия “О” и с точкой в конце стиха), обеспечившее поэту неприятие критики и гомерический хохот публики по отношению к сборникам и самому В.Я.Брюсову. С иронией отнёсся к его стихотворениям и Владимир Соловьёв, который даже пародировал стихи В.Я.Брюсова. Впрочем, позднее и сам В.Я.Брюсов отзовётся о своих этих первых сборниках:

Демонстрация слайдов презентации:

Мне помнятся и книги эти
Как в полусне недавний день.
Мы были дерзки, были дети,
Нам всё казалось в ярком свете.
Теперь в душе и тишь и тень.
Далёка первая ступень
Пять беглых лет как пять столетий.
(сборник “Tertia Vigilia”, 1900)

– Где в стихотворении явные приметы символизма?

Слово учителя: Но уже в 1895г. в свет выходит первый сборник стихотворений исключительно брюсовских стихотворений – “Chefs d , oeuvre” (“Шедевры”).

Как бы вы отнеслись к такому названию сборника молодого поэта? (Дал намеренно вызывающее название. Это самомнение, самоупоённость, самонадеянность, самовлюблённость.)

Слово учителя Да, и в предисловии к книге В.Я.Брюсов написал, что не ждёт понимания ни от критиков, ни от читателей. Эта книга, как он говорил, “завещана вечности и искусству”. Но никто и не подозревал о сомнениях, мучивших поэта, о его порывах всё порвать или сжечь. Ведь внимательный, вдумчивый читатель увидел бы, что основная тема сборника – это стремление уйти от будничной действительности к новому миру. В дневнике поэта мы находим: “Юность моя – юность гения”.

Несмотря на то, что сборник “Шедевры” это сборник “молодых” стихов, есть в нём стихотворения, заслуживающие внимания. В них поэт не только ищет новые формы, создаёт экзотические рифмы, но и необычные образы. Одним из таких стихотворений является написанное в 1895г. стихотворение “Творчество” (читает ученик)

Давайте мы сейчас вместе попробуем проанализировать это стихотворение.

– Определите тему стихотворения?(Поэт передаёт чувства, ощущения рождения нового произведения, шедевра. Это не создание, а угадывание.)

– Почему это стихотворение можно назвать символистским?(Есть характерная лексика, образы-символы: сон, тени, тишина, ночь, тайны, луна.)

– Какие художественно-выразительные средства использует поэт в этом стихотворении?(Цветопись: фиолетовый, лазоревый (не лазурный)

Звукопись (аллитерация) : повторение сонорных л, р, м, н.)

– Зачем? (Это стихотворение благодаря этому приёму звучит как завораживающий поток звуков. Брюсов старается максимально использовать музыкальность в стихотворении, следуя поэтическим завещаниям французского символиста Поля Верлена: “Музыка прежде всего!”)

– В чём особенности композиции?(Строфы стихотворения оригинально связаны: последняя строка становится 2-й в следующей строфе. Это как бы сцепляет все строки стихотворения, создавая поток сознания и ощущений.)

– Как же создаётся образ творчества?(Постепенно, ведь действительность невозможно познать, она угадывается в переплетении теней и звуков).

– Какое состояние лирического героя передаёт Брюсов?(Это состояние муки, угадывания того, что потом будет облачено в поэтическую форму).

Можно ли говорить о двоемирии, о переплетении мира реального и мира мечты? Давайте понаблюдаем за тем, как преображается реальный мир?

-Что стало с реальными стенами, месяцем, луной? (Опишите, найдите в тексте)(Поэт уже всё видит по-другому, и если в начале стихотворения говорится о тени “несозданных созданий”, то в конце речь идёт о творениях воплотившихся, созданных, написанных, но тем не менее полных тайн.)

– Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Слово учителя У Брюсова очень много стихотворений посвящено теме творчества. И все они разные. Но объединяет их одна общая мысль: творчество должно быть свободно, оно продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, иллюзорно, воздушно, боится громких звуков и яркого света.

Брюсов развивается как поэт стремительно. В 1897г. появляется следующий стихотворный сборник В.Я.Брюсова “Me eum esse” (“Это я”).

Здесь поэт незначительно прогрессирует сравнительно со сборником “Шедевры”. В нём автор ещё видится нам холодным мечтателем, отстранённым от “внешнего мира”. И наиболее известное стихотворение этого сборника

“Юному поэту” (читает ученик наизусть)

– Какова основная мысль стихотворения?

Слово учителя Область познания, цель искусства – грядущее, поэт самоценен, он заслуживает поклонения. Сам поэт художественному дару, искусству поклоняется как божеству. Именно в этом стихотворении ярко выражены претензии В.Я.Брюсова на роль теоретика нового направления: “я даю тебе три завета”.

В 1900г. В.Я.Брюсов стал одним из инициаторов и руководителей издательства “Скорпион”, объединившего сторонников нового искусства. Именно в “Скорпионе” был издан сборник стихотворений поэта под названием “Tertia Vigilia” (“Третья стража”). (В сторожевой службе римских войск ночью были 4 смены караула. Третья стража приходилась на самое глухое время ночи – 3 часа после полуночи.)

– Как вы думаете, почему сборник носит такое название? Каков подтекст?

Слово учителя На этот сборник Брюсов возлагал большие надежды: ” Это мои лучшие вещи, может быть, лучшее, что я мог написать в стихах:”

Индивидуальное опережающее задание ученику познакомиться со сборником стихов “Третья стража” самостоятельно и попробовать охарактеризовать этот сборник.

Слово учителя: Многим ценителям творчества Брюсова больше других нравится именно этот сборник его стихов. Вот, например, стихотворение “К самому Себе“, написанное в 1900г. (Чтение наизусть стихотворения учителем).

– Как же относится к самому себе поэт в этом стихотворении?

Слово учителя Одним из наиболее примечательных стихотворений этого сборника является также стихотворение “Ассаргадон”. О своём восприятии этого стихотворения расскажет учащийся (фамилия, имя) Восприятие и истолкование стихотворения – опережающее индивидуальное задание учащемуся

Слово учителя: Итак, после “Tertia Vigilia” Брюсов окончательно завоёвывает признание в петербургских литературных кругах, куда его ввёл К.Бальмонт. Не прошло и нескольких лет, как Брюсов, вдохновлённый успехом, издаёт в 1903г. следующий стихотворный сборник “Urbi et Orbi” (“Граду и Миру”).Эта книга, как и прежняя состояла из нескольких циклов (на слайде презентации). Как пояснил позднее автор, название должно было показать, что он обращается не только к тесному “граду” своих единомышленников, но и ко всему “миру” русских читателей.

Уже в ранних своих сборниках Брюсов обращался к теме города, эта тема настолько притягательна, что он идёт к ней, прокладывая дорогу тем, кто идёт за ним: З.Гиппиус, Белому, Вяч. Иванову, Ф.Сологубу и, конечно, А.Блоку, который восхищался сборником “Граду и Миру”. Вот что он пишет в своём письме Брюсову: “Каждый вечер я читаю “Urbi et Orbi” : Что же Вы ещё сделаете после этого. Это одна из драгоценнейших книг нашего времени. “, далее Блок говорит о том, что он никогда “не предполагал возможным” так писать стихи о городе и человеке. Город у Брюсова безмерно соблазнителен; прекрасен и ужасен. Он поприще трагедии одинокой души, переживающей своё одиночество в толпе. Брюсова вдохновляют уже не синтетические образы. Город стал для поэта явлением, соединяющим прошлое и настоящее. Но во многих его стихах этого сборника чувствуется неоднозначное отношение поэта к образу города. С одной стороны, он воспевает культурные и материальные ценности, “дух движения” города (“Париж”, “Мир”, “Венеция”). С другой стороны город наводит ужас, человек теряется перед силой незримых чудовищ, уродливой действительностью – “Конь Блед”, “Довольным”, “Фабричная”. Брюсов в одном из стихотворений так определил такое видение темы города: “борьба города с людьми”. Интересно, что в этом сборнике Брюсов всё чаще и чаще обращается к гражданской теме. Классическим примером гражданской лирики и одним из наиболее известным в сборнике является стихотворение “Каменщик” (ученик читает наизусть).

-Какой путь выбирает для себя поэт? (Из всех жизненных путей он выбирает путь труда, дабы изведать тайны “жизни простой и мудрой”.)

Слово учителя: Напомню только ещё раз, что этот сборник стихов был встречен русскими символистами как огромное событие. Критики убедились, что Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный.

Я к новому раю спешу, убегаю, мечта неизменно жива!
Я создал, и отдал, и понял я молот,
чтоб снова сначала ковать.
Я счастлив и силен, свободен и молод,
творю, чтобы кинуть опять!
(“По улицам узким:”, 1901г.)

Слово учителя Как несомненная поэтическая удача был встречен и сборник стихов “Stephanos” (“Венок”) – 1906г. Сам Брюсов писал, что этот сборник завершил его поэзию и надел на неё воистину “венок”. А, по мнению поэта-символиста Вячеслава Иванова, “каждое стихотворение в этом сборнике – новое открытие в царстве поэтических форм”. Здесь Брюсов преднамеренно взвешивает все составные элементы, продумывает соразмерность частей, стремясь, по выражению поэта, “алгеброй гармонию проверить”. И теперь книги Брюсова начинают выходить большими тиражами, теперь Брюсов получает право диктовать литературной жизни свои законы. Очень яркое стихотворение в этом сборнике – “Памятник”, написанное в 1912г. (ученик читает наизусть)

Слово учителя Вы знаете, что тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов. Вы можете вспомнить, как мы проводили сравнительный анализ стихотворений “Памятник” Державина и “Я памятник себе воздвиг:” Пушкина. Стихотворения всех трёх поэтов объединяет одна тема.

– Какая? (Каждый из поэтов подводит как бы итог своему творчеству, определяет, за что он будет “любезен народу”.)

– Как Брюсов говорит о своих заслугах?

Слово учителя У Брюсова лирический герой противопоставлен тем, кто не понял поэта – “толпе”: Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.// Кричите, буйствуйте, его вам не свалить! Теперь на пике славы Брюсов всё чаще говорит, что устал от декадентства. Он хочет обратиться к прочному и незыблемому – творчеству Пушкина, которое он всегда высоко ценил. Но это обращение не бескорыстно. Брюсов неустанно изучает стихотворную технику Пушкина, желая стать “новым Пушкиным”. В итоге, вождь символистов становится одним из видных пушкинистов начала века. Он посвятил поэту и литературе о нём 82 статьи, не считая неоконченных статей и набросков. Постепенно символизм утрачивает ведущую роль, уступая место новым литературным течениям. Начинает колебаться и слава Брюсова как вождя символизма. Критики всё чаще говорят, что последние его стихи хуже прежних.

Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с большевиками, но годы Первой Мировой войны совпали для Брюсова с периодом тяжких переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается выработать новую поэтическую манеру, соединить дорогую его сердцу античность и революционную действительность. В результате появляются странные и неудачные, даже непонятные строки:

Эй, Европа, ответь, не комете ли
Ты подобна в огнях наших сфер?
Не созвездье Геракла наметили
Мы, стяг выкинув – Эс-эс-эс-эр?
“СССР”, 1923г.

Слово учителя: Как видим, тяжёлые испытания, выпавшие на долю страны и самого поэта не проходят бесследно. Красноречивы даже названия циклов из его последних поэтических сборников:”Душа истаивает:”, “Стихи о голоде”, “Это всё – кошмар!”. Брюсов попытался создать “научную поэзию”, он вводит в стихи темы и термины из области точных наук: “Мир электрона” (1922г.), “Мир N измерений” (1924). Некоторые из них порой превращаются в ребусы.

Дальше. Вопль толп; радио
с небоскрёба:
Дальше. Жизнь волн; Марс в союз;
враг с планет. –
И: : Вновь у башни троянской
(из гроба!)
Старцев спор, выдать Елену иль нет:
“Тетрадь”, 1923г.

Заключительное слово учителя: Так Брюсов пишет теперь о том, что ничто на свете: ни технический прогресс, ни революция, ни космические кризисы – не в силах уничтожить любовь, которая властвует над миром.

Надо сказать, что сам Брюсов не испытывал удовлетворения от таких стихов, но неустанно продолжает верить в неслучайность своего существования. Он считает, что в его жизни всё: и личные и исторические катастрофы, неустанный труд, творческие неудачи и взлёты, даже увлечение наркотиками – имеет свой смыл.

Да, творческая судьба этого поэта сложна, интересна, ярка! Он, словно очевидец, воспевает сокрытое веками. Брюсовский поэтический мир – это мир страстей и переживаний, это мир свободный. И хочется вновь вернуться к словам, с которых мы начали знакомство с творчеством этого поэта: В.Я.Брюсов – одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма.

IV. Выводы по уроку, подведение итогов.

V. Рефлексия. Ответ на вопрос: В поэзии Брюсова я открыл для себя, что:

Валерий Брюсов
«Звезды закрыли ресницы. »

Звезды закрыли ресницы,
Ночь завернулась в туман;
Тянутся грез вереницы,
В сердце любовь и обман.

Кто-то во мраке тоскует,
Чьи-то рыданья звучат;
Память былое рисует,
В сердце – насмешки и яд.

Тени забытой упреки.
Ласки недавней обман.
Звезды немые далеки,
Ночь завернулась в туман.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк)
Размер: трёхстопный дактиль
Стопа: трёхсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ресницы-туман-вереницы-обман.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: тоскует-звучат-рисует-яд.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: упреки-обман-далеки-туман.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Анализ стихотворения Брюсова Творчество

Являясь сторонником символизма в литературе, В.Я. Брюсов в стихотворении “Творчество” представил своеобразное видение протекания творческого процесса. Воплощение идеи происходит с помощью размытых образов, не совсем понятных читателю на первый взгляд. Они лишены динамики (“трепещит тень”, “тень колышется”, “руки полусонно чертят”).

Автор будто со стороны наблюдает за равномерностью в исполнении задуманного. Путь создания долог. Начало стихотворения представляет мысли поэта в предвкушении рождения нового, долгожданного труда как результата долгих раздумий и мечтаний.

Создавая необычные формы (“месяц обнаженный”, “звуки ластятся”, “фиолетовые руки”), творец дает знать, что он поэт своего времени – времени, когда властвуют символы. Использование своеобразной лексики (луна, ночь, тишины, тайна) происходило в момент вдохновения поэта, которое не покидает его на протяжении всего произведения. Лишь в последней строфе, чувствуя развязку, он с удовлетворением говорит о тайнах “созданных созданий”. Этот путь окутан тайной. Связано это с тем, что творческий процесс индивидуален. Каждый, кто имеет талант, имеет и право на свободу самовыражения, таит в душе загадку. Тайна раскрывается лишь тогда, когда поэт достигнет желаемого.

Композиция стихотворения необычна. Последняя строка в каждом из пяти четверостиший занимает место второй строки последующей строфы. Подобный повтор ставит акцент на фразах, которые автор выделяет на фоне остальных. Все, что вначале было тенью, призрачным, к концу стихотворения приближается к моменту истины, мысли приобретают формы, становятся реальностью.

Образы в стихотворении не выразительны. В их изображении отсутствует четкость границ, смысловая нагрузка. Это приводит к мысли о том, что процесс, в результате которого возникает творческий шедевр,также выглядит нелепо в начале пути. Сначала заметны лишь наброски будущих произведений (“лопасти латаний”, “прозрачные киоски”), которые впоследствии должны вылиться в “создание”.

Среди художественных средств особое место занимает аллитерация, насыщенная звуками (р), (с), (з). Они передают необычную атмосферу, завораживающую музыкальность.

Читая текст, не остается сомнений, что поэт описывает состояние в момент подъема сил, эмоций, в момент воодушевления. К использованным средствам, которые имеют выразительность, относятся олицетворения (“киоски вырастают”, “звуки ластятся”, “трепещет тень”), эпитеты (звонко-звучная тишина, обнаженный месяц). Они подчеркивают спутанность сознания в начале создания работы.

Направление, которого придерживался В.Я. Брюсов, дает возможность читателю додумать, предлагает свободу воображению.

Анализ стихотворения Творчество Брюсова

Валерий Брюсов был незаурядным человеком. Он был представителем символизма и развивал это течение согласно постулатам Рембо, Верлена, Маларме. Брюсов мог посвятить целое стихотворение бледным ногам. Но обычно героями произведений поэта становились сильные и также незаурядные люди. Брюсов находился под влиянием философии Ницше, и это заметно.

В стихотворении «Творчество», однако, конкретного героя нет. Повествование ведётся от лица некоего наблюдателя, отрешённого от происходящего. Он смотрит и описывает. И делает это причудливым языком, странными образами, которые, однако, образуют чёткую и ясную картину.

«Творчество» сложно описывать, как сложно описывать творческий процесс. Стихотворение воздействует больше на зрение, чем на слух. «Тень несозданных созданий колыхается во сне» – как это перевести в привычный язык? И тем не менее, образ довольно понятный. Его можно назвать причудами воображения того, кто увлечён творческим процессом.

Этот человек чертит звуки фиолетовыми руками на эмалевой стене. Здесь нельзя отождествить образ с созданием картины пальцами, потому что на стенах картины мало кто создаёт. Скорее, герой просто водит по стене руками. Почему они фиолетовые? Потому что действие происходит ночью. Посмотрите ночью на свои руки. Какого они цвета?

И тишина звонко-звучная. В ней происходит действо. Почему тишина звучит? Потому что работает воображение, память. Отсутствие звуков снаружи компенсируется наличием звуков внутри. Сознание воспроизводит свои звуковые картины, и их тоже можно назвать тенью несозданных созданий. Вот так тишина может звучать.

Из-под рук чудом вырастают прозрачные киоски, лазоревая луна. Как такое возможно? Здесь, по-видимому, описан процесс чистого творчества, божественного творчества, по недоразумению природы совершаемого человеком. Он просто водит руками по стене, и создаётся целый мир. Может, это ему только снится. Сон, где человек творит новую реальность. Язык стихотворения не опровергает эту интерпретацию.

И то, что было тенью несозданных созданий, стало тайнами созданных созданий. Творчество совершилось, и оно мило создателю. Непостижимый процесс творчества всё же можно выразить словами, что доказал Брюсов в своём произведении.

Вариант №3

Стихотворение В.Брюсова “Творчество” датировано 1-м марта 1895 года. Это яркое и резонансное творение своего времени относится к символизму – новому течению в русской литературе, “Золотой век” которой в конце XIX века сменился “Серебряным”. Это была другая, новая, свободная от условностей литература. Простые, постижимые произведения пушкинской поры уступили место сложным, загадочным и многогранным.

Так о чём же стихотворение Брюсова, сотканное из туманных и витиеватых выражений? На грани двух миров – зримого и незримого, между сном и явью происходит священнодействие, именуемое творчеством. Явления из сна и реальности переплетаются, синхронизируются. Для поэта творческий процесс начинается с колыхания теней “несозданных созданий”, с присутствия неких хаотичных звуков в пространстве, из которых впоследствии родится его детище. В то время, как “тень несозданных созданий колыхается во сне”, то в физическом мире полусонному взгляду поэта открывается “колыхание латаний на эмалевой стене”. По мере того, как шаг за шагом рождается его творение, меняется и картина реальности, где тени латаний превращаются в “фиолетовые руки”, что “чертят звуки”. Затем ощущается нарастание тона, ведь вырастающие, “словно блестки”, “прозрачные киоски”– это кульминация, заработавший с максимальной интенсивностью процесс творения. Похоже, вызвавший в своё время немало вопросов “обнажённый месяц” при лазоревой луне и есть тот абстрактный символ творения, плод, логическое завершение процесса созидания.

В последнем четверостишии чувствуется умиротворение и блаженство, какое наступает после проделанной работы. И звуки, уже ”прирученные”, нежно ластятся к творцу.

Несмотря на необычное содержание, “Творчество” написано в классической форме, четырёхстопным хореем и перекрёстной рифмой. Брюсов использовал много эпитетов (фиолетовые руки, звонко-звучная тишина, прозрачные киоски, месяц обнаженный), применил повторы (при лазоревой луне, на эмалевой стене), аллитерацию (звуки [з], [н]).

Примечательно, что поэт не уходит полностью в свой мистический мир, а словно держит под контролем реальный, который ограничивается эмалевой стеной и тенями на ней. “На эмалевой стене” повторяется трижды на протяжении всего стихотворения и завершает его.

Картинка к стихотворению Творчество

Популярные темы анализов

На ранних этапах своего творчества В.А. Жуковский, считающийся одним из родоначальников русского романтизма, занимался переводом произведений английских и немецких поэтов. Стихотворение «Вечер», увидевшее свет в 1806 г, было

Стихотворение Ивана Захаровича «Зима», написанное в 1880 году, раскрывает две темы, связанные между собой – это торжественный приход зимы, вступившей в свои законные права, и описание сельской жизни.

Достаточно интересным и правдоподобным является стихотворение Пушкина “Когда за городом”. Именно оно своей идеей раскрывает положение дел в стране на тот момент. Прочитав произведение, стоит задуматься, что такое жизнь, и как будет

Поэзия Федора Тютчева очень разнообразна и в то же время абсолютно неповторима. Каждая стихотворение мастера лирики наполнена глубоким философским содержанием. Это касается как любовных произведений, так и пейзажных

Змеи сбрасывают кожи, часть своего тела, чтобы обновляться. Люди же меняют не тела, а души – свои внутренние состояния год за годом. Ребёнок, подросток, юноша, взрослый, старик – один человек и в то же время разные люди.

Анализ стихотворения Творчество Брюсова

Валерий Брюсов является приверженцем символизма. Его произведения нельзя воспринимать буквально, нужно суметь разгадать символы, которые он в них вложил. В стихотворении «Творчество» описывается процесс создания творения. Идея посылается читателю в размытых символах, например – «руки полусонно чертят». В стихотворении кажется, что автор наблюдает за процессом написания со стороны, показано, каким долгим может быть создание.

В первых строках произведения можно уловить мысли автора, о том, что он не может дождаться того момента, когда перед ним будет готово новое стихотворение. Это представляется в виде долгих раздумий и мечтаний. Множество, непонятных на первый взгляд, символов используется писателем. Таким образом становится понятно, какому направлению писатель отдает предпочтение.

На протяжении всего стихотворения чувствуется вдохновленность Брюсова. Автор сумел создать определенную атмосферу, так как употреблял специальные слова (тайна, тишина, ночь). В первой строфе писатель упоминает «несозданные создания», и только в последней строфе видим «созданные создания». Писатель хранит в тайне весь путь написания, это можно понять, так как каждый должен найти свой.

Писатель использует особенную композицию. Каждая последняя строка куплета является второй строкой следующего четверостишья. Таким способом Валерий Брюсов поставил акцент на определенные фразы. В начале произведения читателю все описывается не четким, всего лишь тенью, а в конце все приближается к моменту прозрения, мысли становятся яснее.

Это можно расшифровать по символам. Сначала автор употребляет нечеткие образы (прозрачные ларьки), этим писатель дает понять, что вначале еще не понятно каким именно получится стихотворение. В начале пути имеются только наброски, и только в конце перед нами появится «создание».

Символисты очень любят делать акцент в своих произведениях на определенных звуках. В данном произведении акцент поставлен на звуки: р, с, з. Они создают невероятную атмосферу, придают музыкальности. В конце стихотворения автор четко создает образ своего состояния, показывает заряд сил и пришедшее вдохновение.

Анализ 2

Удивительным образом люди существуют в двух различных мирах. С одной стороне, мы обитаем в мире фактической действительности, том самом материальном мире, который можем трогать, преобразовывать и с которым взаимодействуем. С другой стороны перед нами всегда открыт мир сознания и воображения, который является чем-то наподобие смутного отражения внешней действительности, каких-то намеков чувств и подобных элементов.

К слову, тут нужно вспомнить слова самого Брюсова, который называл символизм поэзией намеков. Вероятно, речь идет в том числе и о смутных намеках сознания, которые появляются во внутреннем мире поэта, смысловых намеках, которые еле уловимо могут фиксироваться в словах и раскрывать многослойные конструкции смыслов.

Итак, стихотворение Творчество представляет собой своеобразное описание этой фиксации намеков, попытку посмотреть на преобразование и как бы перетекание внешнего во внутреннее и обратно. Если описать внешне ситуацию этого стихотворения, то выглядит все довольно банально, если не сказать ненормально. Сидит человек и смотрит в стену, иногда за окно на вечерний город, пытается в тенях на стене уловить какие-то рисунки.

Конечно, со стороны практической пользы такое занятие не имеет не только ничего целесообразного, но и может поставить под сомнение разумность выполняющего такое действие. Тем не менее, Брюсов немного приоткрывает читателю процесс творчества и позволяет посмотреть, так сказать, из-за плеча на рабочий процесс.

Вот есть какой-то замысел, который существует только в пространстве идей, далеко в иномирье. «Тень несозданных созданий». При этом действительно есть какие-то тени на стене окрашенной эмальной смесью в жилище Брюсова.

Поэт подобно древнему предсказателю или колдуну, смотревшему в огонь костра или на жилы и кишки гадательных животных, всматривается в тени, пытаясь получить ответ от вечности. Он разрушает границы обыденного восприятия «чертят звуки», то есть звуки становятся нарисованными. При этом он сам или кто-то иной принимает участие в этой практике, ведь фиолетовые руки, начинают создавать тени.

Появляются новые образы и смыслы, которые всходят под луной из этого мира, но также и из сознания автора. «Прозрачные киоски», «вырастают, словно блестки». При этом внешний мир постепенно подчиняется и поэт чувствует «звуки ластятся ко мне», а затем и «тайны созданных созданий», то есть некие воплощения, которые искал поэт в тенях в начале своего стихотворения.

Анализ стихотворения Творчество по плану

Творчество

Возможно вам будет интересно

В данном произведении поэт выразил свое отношение к интеллигенции, сделав образом тех, кто жаждет изменений к лучшему сосланного участника восстания 1825 года.

Василия Андреевича Жуковского известного русского автора и поэта уже давно отнесли к поэтам, которые смогли стать открывателями романтического стиля в поэзии российских произведений.

Иносказание в поэзии является довольно распространенным приемом и мы можем наблюдать такой прием в стихотворении Кузнец. Стилистически, если сравнивать с известными примерами, оно чем-то похоже на поэзию Владимира Высоцкого

Тема героизма является весьма распространенной для стихотворений. Особенно, если речь о русских поэтах, ведь для России тема войны и воинского подвига является характерной, так как страна ведет войны на протяжении многих лет

Произведение является автобиографическим поэтическим циклом, в который входят четыре стихотворения, объединенные единой целостной картиной с общими названием и тематикой, посвященной жизненной судьбе матери поэта.

Читайте также:  Анализ стихотворения Творчество Брюсова
Ссылка на основную публикацию