Числа в романе Преступление и наказание Достоевского (символика чисел) сочинение

Библейские мотивы и числовая символика в романе “Преступление и наказание”

Разделы: Литература

Цель:

  • через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;
  • прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст.

Цель – исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – найти в тексте романа ключевые слова, предложения, словосочетания, подтверждающие фразу (см. ниже).

Индивидуальные задания

  1. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы. В какой момент наступает истинное раскаяние?
  2. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”

1. Слово учителя. Сообщение цели урока.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом поможет нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

С евангельскими притчами связана символика романа. Давайте представим результаты наших исследований.

2. Выступления учащихся. Представление своих исследований текста.

Результаты работы группы

Как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет.

Результаты работы группы

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова – 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Результаты работы группы

В романе часто повторяется число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому.

В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Результаты работы группы

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому, то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее:

Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.

Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.

“весь бледный, как платок”

“он ужасно побледнел”

“обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.

Прилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.

“он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.

Раскольников часто валяется и лежит без движения

“Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”

“Он всё время лежал молча, навзничь” и т.д.

Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.

“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, – сказала Пульхерия Александровна”

ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ

Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа

“Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”

То, что его выносят, ему кажется в бреду

“То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними

“Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,” – как то странно проговорил он”.

“Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”

Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман.

Результаты работы группы

Неоднократное указание в романе на число11 связано непосредственно с евангельским текстом.

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках.

(учащиеся рассказывают притчу).

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост.

Ответ ученика:

  • На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
  • Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар
  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Обратимся к евангельскому имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем? Какую роль играет эта притча в романе?

Ответ ученика: (Притча о Марфе и Марии).

Ответ ученика: (анализ эпизода “Сон Раскольникова в эпилоге”)

Выводы: Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей

Евангелия о конце света.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”

Сочинение Числа в романе Преступление и наказание Достоевского

Каждое произведение Достоевского являет собой удивительный мир, где каждая мелочь и каждая деталь имеет особое значение, несет в себе глубокий смысл. На страницах романа читатель неоднократно сталкивается с теми или иными символами. Важную роль в «Преступлении и наказании» писатель отдает числам.

С давних пор человек обращался к числам с целью передать сведения или обозначить нравственные явления и понятия. Например, число «три», а равно и «тридцать три» всегда имело большое значение в христианской среде. В частности, Святая Троица символизирует Бога, число 33 означает возраст Христа, а воскресение произошло через три дня после казни. Таким образом, именно с этими числами Достоевский связывает божественные проявления в нашей обыденной реальности.

В «Преступлении и наказании» мы видим, что перед тем, как решиться на убийство старухи, Раскольников мучается три дня. К процентщице он приходил три раза. Число «три» встречается, когда Соня жертвует отцу 30 копеек, и в тот момент Мармеладов чувствует себя предателем Иудой. Здесь не зря проводится параллель с библейской историей. Именно за такую сумму Иуда предал Иисуса Христа.

Интересно, что у Достоевского был собственный экземпляр Евангелия, в котором он отмечал важные с точки зрения философского понимания жизни моменты, в том числе евангельские числа. Помимо божественной сущности этих символов, в них также присутствует и другой смысл – предупреждение о надвигающемся несчастии. Именно поэтому главный герой “Преступления и наказания” оставляет у старухи залог три раза.

Несколько раз в романе упоминается число «одиннадцать», также наделенное библейским значением. В одиннадцать часов Раскольников покидает дом Мармеладовых. Согласно евангельской притче хозяин нанял нескольких работников, первый из которых пришел в третьем часу, второй в шестом, третий в девятом и четвертый в одиннадцатом. Расплатился же с ними хозяин в обратном порядке: первым работником в тот момент оказался последний из всех, тот, что пришел позже остальных. В этом и заключается божественная справедливость. Таким образом, по мнению автора, герой, появившийся в доме последним (в одиннадцатом часу), имеет возможность раскаяться, оказаться первым.

Неоднократно и, пожалуй, чаще других в произведении встречается число «семь», следовательно, писатель придает ему особенную значимость и символичность. Во-первых, «Преступление и наказание» состоит из семи частей, во-вторых, первые две части содержат по семь глав. В-третьих, судьбоносные моменты в жизни главного героя совершаются в семь часов.

Теологи разделяют число «семь» на две части – тройку, обозначающую божественное начало, и четверку, символизирующую миропорядок. Таким образом, данный символ являет собой единение Бога и человека.

Целью числового символизма, к которому так часто прибегает Достоевский, является придание особой значимости и глубины происходящим событиям. Это, в свою очередь, позволяет автору как можно лучше раскрывать личность человека, его душу, которая всегда, – писатель искренне в это верил – стремится быть как можно ближе к Богу.

Также читают:

Картинка к сочинению Числа в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Тема поколений и вражды поколений, их буквальной непереносимости друг другом довольно часто становится темой для обсуждения между людьми. Наша планета изобилует большим количеством людей, которые развивали свою социальную

В начале романа перед нами предстаёт главный герой, Макар Девушкин. С первых строк нам становится известно, что он обычный житель Санкт-Петербурга, к тому же ещё и бедный. А работает он титулярным советником.

В произведении Тарас Бульба предстает как мужественный, храбрый мудрый воин. Тарас является главой казачьего войска. Он суровый, умный и готовый отдать свою жизнь за Родину.

Мечта и реальность могут по-разному соотноситься в сознании людей. Кто-то трезво смотрит на жизнь, считая мечтания пустыми грёзами, другому человеку мечта необходима, как воздух, и с её потерей существование перестаёт иметь смысл

По жанровой направленности произведение представляет собой антиутопическую повесть, главной темой которой изображается построение идеального общественного строя, описанного на примере принудительной коллективизации.

Магия числа в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Значение цифровой символики в творчестве Достоевского. Повторяющееся чередование чисел и последовательность событий, происходящих в жизни героев романа “Преступление и наказание”. Влияние чисел на внутренний мир героев, их отношение к действительности.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления15.05.2013
Размер файла19,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: «Магия числа в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

ученица 11 – А класса

Руководитель: Ермолаева В. А.

1) попытаться разобраться в цифровой символике Достоевского на примере романа «Преступление и наказание»;

2) понять, как магия числа помогает раскрыть внутренний мир героев, их отношение к окружающей действительности.

достоевский цифровая символика роман

Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте – ничто, кроме форм, в формах – ничто, кроме пропорций, в пропорциях – ничто кроме числа.

В толковом словаре С.И Ожегова сказано, что слово символ имеет два значения:

– во-первых, это «предмет или действие, служащее условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого».

– во-вторых, «краткое изложение основных догматов христианской религии».

Число – это тоже символ, выражающий нечто целое, законченное, символизирующее упорядоченность, целостность и неделимость, как гармония цвета, музыки и слова.

Цифровая символика Достоевского занимает в его творчестве особое место. Раскрывая значение и магию числа, я попыталась раскрыть магию слова, которое сама по себе, есть тайна.

Фёдор Михайлович Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Несмотря на то, что он не был профессионалом и смотрел на происходящее в математике (с математикой) со стороны, он представлял себе её язык и метод и мог почувствовать те парадоксы, которые уже вторглись в науку и на которые многие профессиональные математики ещё не обращали должного внимания.

«Мне лично,- заявил Эйнштейн,- ощущение высшего счастья дают произведения искусства, в них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области….

Но если Вы спросите, кто вызывает сейчас во мне наибольший интерес, то я отвечу: Достоевский!»

Эти слова Эйнштейна, сказанные им в беседе с немецким публицистом начала XX века А. Мошковским, вот уже более полувека будоражат умы и учёных и художников.

Сотни статей комментируют слова великого физика, выдвигаются различные гипотезы и толкования, проводятся параллели между мечтой Ф.М. Достоевского о социальной и моральной гармонии и поисками универсальной гармонии мироздания, которой Эйнштейн посвятил свою жизнь.

Мировая гармония, красота – подобна гармонии чисел. Достоевский говорил, что именно доброта и красота спасут мир. Познание прекрасного идет через подъём по воображаемой лестнице вверх или вниз. Количество ступеней может быть разным, в зависимости от тяжести подъёма.

Причём, по лестнице можно не только подниматься, но и спускаться.

Исследователи обратили внимание, что в области словесной символики у Достоевского в романе «Преступление и наказание» одно слово-образ занимает особое место. Это, именно, слово лестница. В повествовании, исключая заключительную часть. Раскольников взбирается и спускается по лестнице, по крайней мере, 48 раз.

Он должен подниматься и спускаться из своей чердачной комнаты на улицу. Он взбирается по лестнице, чтобы попасть в комнату Мармеладова; он должен подняться на несколько этажей до квартиры старой процентщицы; и до полицейской конторы; и до комнаты Сони. Важным фактором является, однако, то, что моменты напряжений или колебаний характерным образом происходят на лестницах.

Отправляясь, для осуществления задуманного плана, ему приходится «сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, «как кошка».

13 – традиционно несчастливое число. Это число, превышающее на единицу полный комплект, дюжину, чревато взрывом, неведомым переходом к новому качеству и поэтому опасно. Усугубляется это нисхождение вниз ещё сравнением, как кошка.

На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живёт и семья Мармеладова (здесь, на пороге, когда Раскольников привёл пьяного Мармеладова, он впервые встречается с членами этой семьи).

У порога убитой им старухи он переживает страшные минуты, когда по другую сторону двери, на площадке лестницы стоят Кох и Пестряков. Сюда он опять приходит и сам звонит в звонок, чтобы снова пережить эти мгновения.

На пороге, в коридоре, у фонаря, происходит сцена полупризнания Разумихину, без слов, одними взглядами. На пороге, у дверей в соседнюю комнату, происходят его беседы с Соней (а по другую сторону дверей их подслушивает Свидригайлов).

Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступени её, открытые на лестницу двери, ворота, дворы, а вне этого – город: площади, улицы, фасады, кабаки, мосты, канавки. Вот пространство этого романа. И среди всего этого – адреса и числа, числа…

Видя в числах сущность явлений, начало начал, пифагорейцы считали, что реальные тела состоят из «единиц бытия» – «математических атомов», различные комбинации которых и представляют конкретные объекты.

Даже вселенная мыслилась ими как совокупность чисел. Сами же числа пифагорейцы представляли наглядно и материально: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, т.е. точка, «геометрический атом» или первооснова всех чисел; два – как уход в неопределённую даль, т.е. прямая линия, простирающаяся в одном измерении; три – треугольник, образующий плоскость двух измерений, и возврат к определённости; четыре – пирамида, дающая представление о пространстве трёх измерений .

Читайте также:  Характеристика и образ Чичикова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Вообще, числа 1, 2, 3, 4 играли у пифагорейцев особую роль и образовывали тетрактис, или четвёрку. По преданию, клятва пифагорейцев гласила: «Клянусь именем Тетрактис, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы». Особая роль тетрактиса, видимо, была навеяна законами музыкальных созвучий, после чего все объекты природы виделись пифагорейцам, состоящим из четвёрок: четвёрка геометрических элементов – точка, линия, поверхность, тело; четвёрка физических элементов – земля, вода, огонь, воздух. Сумма же чисел, образующих тетрактис, равная десяти (10 = 1+2+3+4), считалась священным числом, и олицетворяло всю вселенную.

Так родился знаменитый пифагорейский тезис: « Все вещи суть числа». Интерес к числу часто носил у пифагорейцев религиозно-мистический характер. Некоторые отголоски пифагорейской числовой мистики мы встречаем и в наши дни: например, обычай дарить нечётное число цветов (чётное число считалось несчастливым).

Л. Даунер обратил внимание на часто повторяющееся в романе число «четыре». Лестница ведёт к буквально повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому этажу.

Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырёхэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже; полицейская контора находится на четвёртом этаже и Раскольников направляется к четвёртой комнате. После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону, Лазарь был мёртв четыре дня. История эта помещена в 4-м Евангелии (Евангелие от Иоанна). Раскольников переживает четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) появлений числа «четыре», все связанные с преступлением Раскольникова, его виной и признанием.

8 – двойная четвёрка. Единство сил и средств; число друидизма, смягчающее через единство противоположных качеств дурное влияние четвёрки на судьбу человека.

Число четыре имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года. Четыре направления, четыре стадии в эмбрионом развитии, четыре элемента.

К этому надо добавить, что символика чисел в произведениях Достоевского, в частности в «Преступлении и наказании», восходит к фольклорной и библейской символике: четыре стороны света – слова Сони: «стань на перекрёсток. Поклонись, поцелуй сначала землю … поклонись всему свету на все четыре стороны»; четыре Евангелия. В Откровении Иоанна Богослова – четыре животных (гл. 4); 4 ангела, 4 угла, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл. 12)

Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырёхэтажных домов и четвёртого этажа в «Преступлении и наказании», В.Н. Топоров делает вывод: «Эта четырёхчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырёхчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. У Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его.

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, на картине Верещагина «Витязь на распутье» богатырь изображен около камня, выбирая себе путь, он думает по какой дороге отправится, три встречи, три сына, три препятствия, в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом три раза. Три года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание».

Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье последние тридцать копеек. И он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч Серебреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать Серебреников. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т.д.

В Евангелии, подаренном Достоевскому в Тобольске жёнами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу, отдельные пометки свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.

Число 7 является наиболее устойчивым и, видимо, символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман состоит из семи частей – 6 частей и эпилог – первые две части состоят из семи глав каждая. Роковое время для Раскольникова – 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Он узнает, что именно в 7 часов старуха останется дома одна. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: – Семой час давно!»

И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорейцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» Бога с Человеком, символом общения между Богом и его творением. В Библии говорится о том, что в седьмой день Бог почил. « И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

«И всякого скота чистого … по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Бытие. Гл.41). Каждый 7-й день и каждый 7-ой год святы.

Можно предположить, что «посылая» своего героя на убийство именно в 7часов, Достоевский тем самым заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз», Бога с Человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор, сколько нестерпимой муки и сколько бесконечного счастья.

Вспомним мифологию: семь и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости – семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное.

Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано непосредственно тоже с евангельским текстом. « Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу»,- отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне:

« Я поздно… Одиннадцать часов есть? – спросил он, всё ещё не подымая на неё глаз. – Есть, – пробормотала Соня. – Ах да, есть! – заторопилась она вдруг, как будто в этом был для неё исход, – сейчас у хозяев пробил, … и я сама слышала. Есть».

После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу».

Число 11 здесь неслучайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу.

И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

Анализируя творчество Достоевского, Карен Степанян писал: «На самом деле Достоевский очень оптимистический и внушающий бодрость духа писатель, ибо в его произведениях всегда виден свет и пути выхода из самых сложных ситуаций». И я с этим полностью согласна.

«Преступление и наказание» – роман о человеческой душе, умеющей любить и ненавидеть, отличающей правду света от искушений ада или не имеющей подобного «таланта», а значит, «должной умереть», уничтоженной своими же страстями, а не адскими «играми» дьявола. Умение выйти из этой битвы победителем, быть свергнутым и суметь вознестись на пьедестал и представил Ф. М. Достоевский в романе с помощью магии чисел.

Список используемой литературы:

1. Ю. А. Селезнёв « В мире Достоевского».

2. С. В. Белов « Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»».

3. А. В. Волошин «Математика и искусство».

4. Е. И. Парнов «Трон Люцифера»

5. В. А. Котельников «Цель и надежда: пророческое искусство Достоевского».

6. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Библейская символика чисел в произведении Достоевского “Преступление и наказание” (“3”, “7”, “11”, “4”). Связь чисел с евангельскими мотивами. Отражение в подсознании читателя мелких деталей. Числа как знаки судьбы в жизни Родиона Раскольникова.

презентация [104,3 K], добавлен 05.12.2011

Раскрытие психологизма романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Художественное своеобразие романа, мир героев, психологический облик Петербурга, “духовный путь” героев романа. Психическое состояние Раскольникова с момента зарождения теории.

реферат [87,7 K], добавлен 18.07.2008

Теория символа, его проблема и связь с реалистическим искусством. Исследование работы по символике света в романе Достоевского Ф.М. “Преступление и наказание”. Раскрытие психологического анализа внутреннего мира героев через призму символики света.

курсовая работа [62,5 K], добавлен 13.09.2009

Изучение влияния наследственных заболеваний на индивидуальное самосознание, изображение психических расстройств в художественном творчестве. Исследование типов эпилептоидных характеров героев в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, “Идиот”.

курсовая работа [60,4 K], добавлен 21.06.2015

История написания романа “Преступление и наказание”. Главные герои произведения Достоевского: описание их внешности, внутренний мир, особенности характеров и место в романе. Сюжетная линия романа, основные философские, моральные и нравственные проблемы.

реферат [32,2 K], добавлен 31.05.2009

Особенности серьезно-смехового жанра в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Смех – определенное, но не поддающееся переводу на логический язык эстетическое отношение к действительности. Карнавализация в романе “Преступлении и наказании”.

научная работа [29,3 K], добавлен 25.02.2009

Литературоведение и религиозно-философская мысль о мировоззренческой позиции Ф.М. Достоевского и романе “Преступление и наказание”. Раскольников как религиозно-философский стержень романа. Роль Сони Мармеладовой и притчи о воскресении Лазаря в романе.

дипломная работа [183,2 K], добавлен 02.07.2012

Петербург Достоевского, символика его пейзажей и интерьеров. Теория Раскольникова, ее социально-психологическое и нравственное содержание. “Двойники” героя и его “идеи” в романе “Преступление и наказание”. Место романа в понимании смысла жизни человека.

контрольная работа [37,3 K], добавлен 29.09.2011

Реализм “в высшем смысле” – художественный метод Ф.М. Достоевского. Система женских образов в романе “Преступление и наказание”. Трагическая судьба Катерины Ивановны. Правда Сони Мармеладовой – центрального женского образа романа. Второстепенные образы.

реферат [57,1 K], добавлен 28.01.2009

Конфликт между лицом и миром в искусстве. Образы Сони Мармеладовой, Разумихина и Порфирия Петровича как положительные в романе Достоевского “Преступление и наказание”. Образ Родиона Раскольникова через систему его двойников в лице Лужина и Свидригайлова.

курсовая работа [58,3 K], добавлен 25.07.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Нумерология в романе «Преступление и наказание»

МОУ Зуринская СОШ им.

Нумерология в романе

«Преступление и наказание»

О нумерологии 1

2. Нумерология в романе Достоевского «Преступление и наказание»

2.1 Цифра четыре 4

2.2 Цифра три, тридцать –

2.3 Цифра одиннадцать 5

Что помогла мне понять нумерология в романе Достоевского

«Преступление и наказание» 7

4. Список литературы 8

Нумерология — это паранаука о числах. Её часто называют магией чисел

Нумерология уходит своими корнями в глубокую древность — числами пользовались ещё первобытные племена. Осознанно или неосознанно, люди подчиняются ей: нечётное число цветов в букете, особенно в Германии, где цветы чаще всего продают по 10 штук, сервиз на шесть или двенадцать персон, повторить три раза. Числовая магия отражена в суевериях: во многих странах нет самолётов с бортовым номером 13, нет этажа с номером «13», нет 13-го номера в гостиницах и т. д.

В нумерологии за каждым однозначным числом закреплены определённые свойства, понятия и образы. Нумерологией пользуются при анализе характера человека, чтобы определить характер, природные дарования, сильные и слабые стороны, предсказать будущее, выбрать лучшее место для жизни, открыть наиболее подходящее время для принятия решений и для действий. Некоторые люди также пользуются нумерологией, чтобы выбрать себе партнёров — в бизнесе, браке, а также в обществе.

Сейчас невозможно точно установить, когда именно зародилась нумерология, по той причине, что в древности (в Вавилоне, Индии, Египте, Греции и Риме) такой отдельной области знания не выделялось. В те времена философ и математик без труда понимали друг друга и не мыслили свои науки отделёнными друг от друга непроницаемыми барьерами. Поэтому одни и те же учёные изучали числа с точки зрения и философии, и математики. Платон, Аристотель требовали от своих учеников уверенного владения математикой, а большинство математиков древности были хорошо знакомы с философией своего времени.

Основные положения нынешнего варианта западной нумерологии были разработаны в VI веке до н. э. древнегреческим философом и математиком Пифагором, который объединил математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека

Сокращение чисел до цифр

Для сокращения больших чисел в элементарные разработаны разные системы. Самый простой и популярный метод получения из чисел этих цифр — сложить все десятичные разряды этого числа, затем, если образуется 10 или более, сложить и эти цифры, Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получат элементарное число от 1 до 9 (в некоторых вариантах нумерологических расчётов двузначные числа 11 и 22, также называемые господствующими, не сокращаются до однозначных). Такому «анализу» могут быть подвергнуты любые числа: дата рождения, номер телефона, номер квартиры и т. д. Математически эта процедура эквивалентна замене исходного числа его остатком от целочисленного деления на 9.

С нумерологический точки зрения, время движется по нескончаемо повторяющимся циклам от 1 до 9. В рамках столетий и декад каждый новый год приносит с собой новое число. Дни и месяцы внутри года также могут быть разделены на циклы.

Связь нумерологии и Библии

В качестве одного из способов разрешения сложной жизненной ситуации, некоторые нумерологи рекомендуют запись проблемы на бумаге, расчёт по нумерологической таблице полного нумерологического числа, и дальнейший поиск подсказки из текста Библии. В качестве ярчайшего примера действенности данного метода используется совпадение, связанное с царём Соломоном: нумерологическое сложение фразы «Царь Соломон» дает результирующее число 11. И именно в 11 книге Библии (3-я книга царств), в первых 11 главах (не считая отдельных упоминаний во 2-й Царств), дано жизнеописание царя Соломона, а в главе 11 стихе 11 дана причина наказания Соломона Богом. Однако такие совпадения достаточно редки, и их приходится целенаправленно искать.

В сказках и мифах многих народов широко используются числа 3, 7, 12.

Пифагор говорил своим ученикам, что числа правят миром. Его нумерологическое учение было основано на аксиоме, что числа скрывают и содержат в себе тайну Вселенной. Платон, верный пифагорейской традиции, заключил, что математический код — неотъемлемое свойство мироздания — лежит в основе всех явлений. Выражаемые числами идеи абсолютны, неизменны и совершенны. Сокровенный ряд чисел невелик, их всего одиннадцать. Это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 и 22.

Нечетные числа говорят о процессах начала и созидания и считаются женскими, а четные — о процессах завершения и созревания и считаются мужскими. Каждое число олицетворяет какую-то идею, а какую именно и как можно использовать нумерологию чисел в нашей повседневной жизни — об этом и рассказывает наука нумерология. Каждый человек — тайна, а нумерология дает нам ключ к шифру, секретный код.

Душа каждого человека связана со своим индивидуальным нумерологическим кодом. Числовые соотношения несут как добро, радость и благоденствие, так и зло, горе и упадок. Человек, постигший мистический смысл своего нумерологического кода, становится свободным созидателем собственной судьбы. Каждый человек по своей многогранности подобен матрешке или огромному дворцу с анфиладой залов, и ни одно число не может стать единственным ключом к его судьбе. На наши судьбы воздействуют нумерология имени, отчества и фамилии, дня и месяца рождения, года рождения и часа, адреса и документов, номера автомобиля и телефона. Каждая вибрация — ключик к одной из дверей дворца нашей судьбы, тайный нумерологический код к одному из аспектов нашей жизни, например – нумерологической совместимости.

Читайте также:  Образ Петра Ивановича Адуева в романе Обыкновенная история Гончарова сочинение

Как нам известно, Пифагор, его ученики и последователи сократили все числа до цифр от 1 до 9 включительно, поскольку они являются исходными числами, из которых могут быть получены все другие (именно эту систему и приняла современная нумерология).

Для сокращения больших чисел в элементарные были разработаны разные системы. Самый простой метод – сложить все цифры этого числа, затем, если образуется 10 или более, сложить и эти цифры. Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получат элементарное число от 1 до 9 (далее трактуется значение полученного числа).

В качестве простого примера берем число 125. Раскладываем его так: 1+2+5=8. Таким образом, 8 будет представлять вибрирующий символ 125. Возьмем “звериное число” из Апокалипсиса – 666. Сложим: 6+6+6=18, а далее 1+8=9. Это очень уместная вибрация, учитывающая всеобщее влияние, представленное числом 9.

Более сложный пример – число 684371. Складываем: 6+8+4+3+7+1=29; далее: 2+9=11; далее 1+1=2. Таким образом, 2 становится вибрирующим символом этого числа.

Сумма 13 будет сокращена до 4 (1+3), также как и 31 (3+1). Ни одно из этих чисел не будет иметь другого вибрирующего значения, кроме того, что представлено окончательным числом 4.

Нумерология используется в современном мире в различных областях жизни.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» меня заинтересовали цифры, которые там постоянно повторяются. Узнав о том, что Достоевский хорошо знал Евангелие и русский фольклор, я решила посмотреть на роман через призму нумерологии, понаблюдать за магией чисел, подвергнуть их анализу.

“. стало быть, в четвертом этаже, по этой лестнице и на этой площадке, остается, на некоторое время, только одна старухина квартира занятая”.

Л. Даунер обратил внимание на часто повторяющееся в романе число “четыре”: “Однако так как мучительные колебания Раскольникова, символизирующие его психический разлад и моральное замешательство, все же должны представлять его возможную психическую и моральную цельность, то лестницы и число четыре связаны, так как лестница буквально ведет к определенному повторяющемуся уровню высоты – к четвертому этажу.

Квартира жертвы находиться на четвертом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строиться четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находиться на четвертом этаже; полицейская контора находиться на 4-ом этаже этого здания, и Раскольников направляется к четвертой комнате. В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент в психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника (укрывательство), первая встреча с Соней и окончательное признание. После преступления Раскольников четыре дня находиться в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мертв четыре дня. История эта помещена в 4-м евангелии (Евангелие от Иоанна). У Раскольникова есть четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) проявлений числа “4”, все связанные с преступлением Раскольникова, виной его и признанием.

Число 4 имеет основопологающее значение. Есть 4 времени года, четыре направления, четырехклеточные стадии в эмбриональном развитии, четыре стадии человеческой жизни, четыре “мира”, четыре “элемента”.

К этому следует добавить, что символика чисел в произведениях Достоевского, в частности в “Преступлении и наказании”, восходит к фольклорной и библейской числовой символике: четыре стороны света – слова Сони: “стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю. поклонись всему свету на все четыре стороны”; четыре евангелия. В – 4 животных; 4 ангела, 4 угла земли, 4 ветра; 4 имени сатаны; 4 сотворенных богом предмета; 4 имени народа и т. д.

Приведя многочисленные примеры “поразительно устойчивого образа” четырехэтажных домов и четвертого этажа в “Преступлении и наказании”, делает вывод: “Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. Этот второй, сакральный аспект чисел, противопоставленных профаническим числам, годным лишь для “низкой жизни”, снова возвращает нас к архаическим схемам мифомышления и, в частности, к практике ритуальных измерений основных параметров мира. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни”.

Вероятно, Достоевский был знаком также и с учением пифагорийцев, последователей древнегреческого философа Пифагора, приписывавших различным числам тайные значения. Пифагорийцы утверждали, что числа являются основным началом и сущностью вещей, и подробно определили качество и роды чисел, создав пифагорейский математический символизм и таинственную мистику чисел.

«…тридцать целковых молча выложила».

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, три встречи, три сына, три препятствия; в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом 3 раза, 3 года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание». Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для себя минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, и он ее предал (покушался на ее жизнь), как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за 30 сребреников; Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Раскольников три раза позвонило в колокольчик старухи, три раза ударил ее топором. «Три встречи» Раскольникова с Порфирием Петровичем конденсируют философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт»; в трех шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснется; «три раза» приходила Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги, думает Раскольников, когда она стояла в трех шагах от стола; о трех тысячах рассуждает Свидригайлов; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т. д.

В Государственной библиотеке СССР имени есть экземпляр Евангелия, подаренный Достоевскому в Тобольске женами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу. Это Евангелие Достоевский хранил до конца своей жизни. Отдельные пометы свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.

«Было уже почти одиннадцать часов…»

Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано непосредственно с евангельским текстом. «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу», – отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне: «Я поздно. Одиннадцать часов есть? – спросил он, все еще не подымая на нее глаз. – Есть, – пробормотала Соня. – Ах да, есть! – заторопилась она вдруг, как будто в этом был для нее весь исход, – сейчас у хозяев пробили… и я сама слышала… Есть».

После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в дом – й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу».

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

Эту же евангельскую притчу Достоевский мог слышать и в проповеди cв. Иоанна Златоуста, читаемой в православных церквях во время пасхальной заутрени.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедших в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь исход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило 11 часов.)

«Приходите-тко завтра, часу в седьмом-с».

Число 7 является наиболее устойчивым и, видимо, символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман семичленен (6 частей и эпилог), первые две части состоят из семи глав каждая, роковое время для Раскольникова – 7 часов вчера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова: «В семом часу, завтра»; «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна»; «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей то крик: – Семой час давно!»

И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорийцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом», так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенств, и числа 4, числа, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» бога с

человеком, символом общения между богом и его творением. В библии говориться о том, что в 7-й день, после шести дней творения, бог почил. «И всякого скота чистого… по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7. Каждый 7-й день и каждый 7-ой год – святы, и после 7х7 лет – юбилейный год и т. д. и т. п.

Можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в 7 часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

Двойник Раскольникова, Свидригайлов тоже прожил с Марфой Петровной семь лет, но для него они были не как семь дней счастья, а как семь лет каторги. Любопытно, что об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «…во все наши семь лет…», «Семь лет из деревни не выезжал», «…все семь лет каждую неделю сам заводил…», «семь лет безвыездно проживал…» и т. д.

Можно отметить также семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «Хуторок», сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидиригайлова и т. д.

В статье «Магическое число семь плюс или минус два» американский психолог Дж. Миллер на большом экспериментальном материале показал ограниченность оперативной памяти человека, могущей оперировать не более чем семью символами или объектами одновременно. Советский исследователь О. Рисс совершенно справедливо пишет, что к числу заинтриговавших Миллера семиричных сочетаний, известных в природе, быту, мифологии и т. д. (семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр.) необходимо добавить перл народной мудрости – основательный совет семь раз отмерять или проверять перед тем, как хочешь сделать что то важное.

Таким образом, главная задача нумерологии – человеческая жизнь. И я убедилась в том, что Достоевский не случайно использует символику чисел. Он стремиться или усилить с помощью них мотивы узости, ужаса, насилия, нищеты, или акцентировать внимание на фольклорно-евангельском значении числа «три», «семь», «одиннадцать» и раскрыть мотивы предательства, возможности покаяться, обречения на поражение.

Мне кажется, что именно нумерология помогла мне более глубоко характеры героев, их поведение.

1. . М. «Просвещение», 1980

2. «Преступление и наказание». Комментарии. М. «Просвещение», 1980

3. «Жизнь и творчество Ф. М, Достоевского» . М. «Детская литература», 1979

4. Лебедев . 2 т. М. «Просвещение», 1992

5. «Изучение в школе романа Достоевского «Преступление и наказание». Иж., 1971

Числа в романе «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский — это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман «Преступление и наказание» открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в произведении дается подробное описание жизни беднейших слоев общества, что делает этот роман практически энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того времени.

Каждый роман Ф.М.Достоевского — это неповторимый мир, который буквально захватывает читателя. В этом мире важна каждая мелочь и каждой детали придается особое значение. «Преступление и наказание» не является исключением и содержит множество символов. Особенное значение в этом романе писатель отдает числам. Издавна числовыми значениями человек пытался передать различную информацию и описать отдельные нравственные понятия. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Символ Бога — Святая Троица, тридцать три года — возраст Иисуса Христа, воскресение через три дня. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность.

Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Лупа получила три тысячи рублей от Марфы Петровны, Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой. Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу.

До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М.Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Как упоминалось выше, число три отображает божественную сущность явлений. Еще один его смысл — предупреждение о наступающей беде (Раскольников оставлял залог у процентщицы три раза). С другой стороны — это надежда, которую несет символ Троицы и, в завершении, наказание, искупление вины.

Еще одно евангельское число — одиннадцать — так же присутствует в романе неоднократно. Именно в одиннадцать часов Раскольников ушел от умершего Мармеладова. В это же время он встречается с Соней и Порфирием Петровичем. Чтобы понять смысл этого числа в романе, необходимо обратиться к евангельской притче. Хозяин дома вышел нанимать работников в третьем часу, затем в шестом, в девятом и в одиннадцатом. В конце хозяин расплатился со всеми работниками поровну, начав с последнего, который пришел в одиннадцатом часу. В этом высшая божественная справедливость. Поэтому, писатель считает, что Раскольникову, как пришедшему последним в одиннадцатом часу, еще не поздно покаяться и стать первым.

Наиболее часто в «Преступлении и наказании» повторяется число семь, что делает его особенно значимым и символичным. Роман состоит из семи частей. В первой и второй части — по семь глав. Все роковые события в жизни Раскольникова происходят в семь часов. Число семь теологи разделяют на тройку — символ божественного начала и четверку, определяющую мировой порядок. Поэтому, число семь олицетворяет союз Бога и человека. Эта тема и в следующих романах будет одной из главных, волнующих писателя.

В заключение можно сказать, что все произведения Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что понять все тонкости каждого просто невозможно. Каждый роман буквально нашпигован глобальными проблемами, которые актуальны в любое время. И конечно же, главной темой для писателя всегда остается личность самого человека, его душа, которая, по искреннему убеждению классика, всегда была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд. Я думаю, что роман «Преступление и наказание» — гениальный путеводитель, позволяющий нам приблизиться к загадке человеческой души, понять самих себя и окружающих людей.

Символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемgym91.k26.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении.” — Транскрипт:

1 Символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине. Д. Мережковский.

Читайте также:  Анализ произведения Разгром Фадеева

2 Введение. Наша жизнь наполнена знаками судьбы, которые подсказывают, верной ли дорогой мы идём. Иногда мы можем их не замечать, но они все же существуют и помогают нам в жизни. К примеру, многие люди верят в приметы и видят в проявлениях природы голос свыше, слушают и доверяют ему. Литературные классики уделяли немалое внимание знакам судьбы и ее символам. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить Преступление и наказание Ф. М. Достоевского.

3 Введение. Уже первое слово преступление символ. Каждый герой переступает черту, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание преступить или провести черту пронизывает весь роман, переходя из уст в уста. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно.

4 Фамилия главного героя. Фамилия главного героя Раскольникова так же имеет символический характер, может быть прочитана в буквальном смысле. Раскольников ведь не просто убивает, он убивает топором: фактически он раскалывает свою жертву как полено. Тут очень важен поворот топора с обуха на острие при убийстве Лизаветы. Похоже, что после первого «машинального», убийства старухи топор начинает осознавать себя, превращаясь в орудие раскалывания. Раскольников тот, кто раскалывает. Если вспомнить о том, что тема раскалывания является уже в самый миг зарождения мысли об убийстве («Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок»), что топор был взят из дворницкой, где лежал между двумя расколотыми поленьями, что Раскольников, спрятав топор на своем теле, под одеждой, в определенном смысле сливается с ним, что отмывает он топор от крови на старухиной кухне мылом, взятым с расколотого блюдечка. Раскольников со своей смертоносной идеей, нависшей над толпой похож на топор, а его каморка вытянутая и узкая не только «гроб», но и «футляр» для хранения тяжелого и опасного инструмента.

5 Топор. Пожалуй, ключевым символом стал топор Раскольникова, который на долгие времена стал ассоциироваться с именем Достоевского. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету – ее сестру, кроткую и тихую женщину, – острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. “Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора”. Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову. В топоре смысловая подмена.

6 Топор Топор. Новый топор Раскольникова уже не инструмент его воли, идеи, а подлог случая-беса. Топор взят из-под земли (дворницкая) и наделён самостоятельной злой силой. Настоящий (кухонный) топор мог оказаться неподъемным! Подставным же Раскольников действовал «почти без усилия, почти машинально», «силы его тут как бы не было». Сила шла от подложного топора с минуты его обретения Раскольниковым, который ободрился при этом «чрезвычайно». В словах Раскольникова о том, что не он, а черт убил старушку мотив навязанности действия и намек на неслучайность происшедшего: старуха-«ведьма» убита бесовским топором.

7 Белое белье. Способ, которым символика чистого белого заявляет о себе в романах Достоевского, выглядит очень необычно. Осуществить задуманное Раскольникову помешала прачка. Он уже занес ногу, чтобы переступить «порог», когда возникло некоторое замешательство. Войдя в кухню за топором, он увидел, что «Настасья не только на этот раз дома, у себя на кухне, но еще занимается делом: вынимает из корзины белье и развешивает на веревках!» После убийства Раскольников сталкивается с чистым бельём уже на квартире старухи: отмыв кровь, он затем «все оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке, протянутой через кухню».

8 Белое белье. Свидригайлов перед самоубийством видит во сне мертвую девочку в «белом тюлевом платье», лежащую на столе, покрытом «белыми атласными пеленами». Появление «чистого белья» приходится на пороговые точки, через которые проходят герои. Это новые белые обои в старухиной квартире и свежевыкрашенная и побеленная комната, где сразу после убийства прятался Раскольников и т.д. «Удвоенное» чистое белье в судьбе Раскольникова и, особенно, его возвращение в старухину квартиру, после убийства, когда квартира уже оклеена новыми белыми обоями идет как намек на возможное возрождение или излечение…

9 Символика снов Раскольникова. Сны главного героя являются знаками судьбы, они подсказывают ему правильную дорогу. Но Раскольников или не замечает эти знаки, или игнорирует их. В первый раз Раскольникову снится, как мужик – Миколка засек насмерть свою лошадь, а “он”- семилетний мальчик – это увидел, и ему стало до слез жалко “бедную лошадку”. Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он идет. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает “из петли топор” и бьет ее “по темени”, но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает “бить старуху по голове”, но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает “из петли топор” и бьет ее “по темени”, но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает “бить старуху по голове”, но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь.

10 Символика цветов. Особую символическую роль в романе играет цвет. Анализируя использование цвета в романе Преступление и наказание, можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне.

11 Желтый цвет. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей это болезненный цвет. Например: Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару; Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою. Здесь желтый сахар сочетается с надтреснутым сломанным чайником и слитым чаем, который также имеет желтый цвет. Во втором примере желтый стакан, т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: пожелтелая меховая кацавейка Алены Ивановны, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах шляпа Раскольникова и т.д.

12 Желтый цвет. Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями. Мебель вся очень старая из желтого дерева. громовые картинки в желтых рамках. Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями. Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. Например: Мармеладов с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками. ; лицо Порфирия Петровича было цвета больного, темно-желтого.

13 Красный цвет. И на этом же фоне большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром. Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки.

14 Цвет глаз героев. Особую символическую нагрузку несут цвета глаз героев. Это замечательные голубые глаза Сонечки и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с холодным, тяжелым взглядом; это прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом на первых страницах романа и эти же глаза с воспаленным, а затем и помертвевшим взглядом после совершенного убийства и т.д. По этим примерам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т.е. глубокого, цвета к воспаленному, т.е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т.е. бесцветному.

15 Христианские образы и мотивы. В романе широко использованы христианские мотивы и образы. В нем присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу (“гроб” – каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового – притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице (“если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень”), притча о Марфе – женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).

16 Христианские образы и мотивы. Свидригайлов предстает перед нами в виде “черной бани с пауками и мышами” – в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает “черт”. Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: “Черт меня вел на преступление”. Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.

17 Символика чисел. К библейской символике относится также символика чисел в произведении Достоевского (числа «3», «7», «11», «4»).

18 Число 3. Число три играет в романе значительную роль. Его связь с евангельскими мотивами несомненна. Так, например, Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать сребреников. Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марья Марфовна оставила Дуне 3 тысячи рублей по завещанию. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за 33 тысяч сребреников. Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Раскольников 3 раза позвонил в колокольчик старухи, 3 раза ударил ее топором. «Три встречи» Расскольникова с Порфирием Петровичем,«3 раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову. У Сони три дороги, как думает Раскольников, когда она стоит в трёх шагах от стола. У Сони «большая комната с тремя окнами» и т. д.

19 Число 4. Число 4 имеет основополагающее значение. В откровениях Иоанна Богослова – 4 животных (гл. 4); 4ангела, 4 угла земли, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл.12); 4 сотворённых богом предмета (гл. 14); 4 имени народа (гл. 17) и т. д. «…Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! Уже смердит: ибо четыре дни, как он во гробе… Она энергично ударила на слово: четыре »».(Ч. 4, гл. 4, стр. 262). «Стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю…поклонись всему свету на все четыре стороны…»(ч.5, гл.4, стр.336) В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мёртв 4 дня. История эта помещена в четвёртом Евангелии (от Иоанна).

20 Число 7. Можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в семь часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! Семь лет, только семь лет!». Можно отметить также семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «хуторок», сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов от дома Раскольникова до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидригайлова.

21 Число 7. «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветты, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.»(ч.4, гл.5, стр.53) Сам роман семичленен (6 частей и эпилог) Первые две части состоят из семи глав каждая. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: -Семой час давно!»(ч.1, гл.4, стр.58) Свидригайлов тоже прожил с Марфой Петровной 7 лет, но для него они были не как 7 дней счастья, а как 7 лет каторги. Об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «…во все наши 7 лет…», «семь лет из деревни не выезжал», «…все 7 лет, каждую неделю сам заводил…», «…7 лет безвыездно проживал…»)

22 Число 11. Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение высшей справедливости. Эту же евангельскую притчу Достоевский мог слышать и в проповеди св. Иоанна Златоуста, читаемой в православных церквях во время пасхальной заутрени. Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно сбросить с себя наваждение, еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым. ( Недаром для Сони был «весь приход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило одиннадцать часов.)

23 Число 11. «Одиннадцать часов есть? – спросил он…(время прихода к Соне) – Есть, – пробормотала Соня. – …сейчас у хозяев часы пробили… и я сама слышала… Есть.» (Ч. 4, гл. 4) «Когда на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в дом – й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу, то он даже удивился тому, как долго не принимали его…».(Ч. 4, гл. 5) «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу.» (ч.3, гл.7) (время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова)

24 Вывод. «Преступление и наказание» наполнено мельчайшими деталями, которые мы на первый взгляд не воспринимаем, но которые находят отражение в нашем подсознании. Часто люди не замечают знаки судьбы, как и главный герой Раскольников, а потом расплачиваются за допущенные ошибки всю жизнь.

25 Источники. Л. В.Карасёв. – О символах Достоевского Вопросы философии С Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании». – «Русская речь»,1975, 1, с. 40. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» / Под ред. Д.С.Лихачева. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, – 240 с. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». Роман. В 6 ч. С эпилогом / Послесл. и коммент. А.Н. Муравьева. – М.: Просвещение, – 480 с

26 Выполнили. Барышова Наталья, 10 В Бутто Юлия, 10 В Козлова Анна, 10 В Хафизова Елена, 10 В г. Железногорск, Гимназия 91, 2008 г.

Ссылка на основную публикацию