День опричника – краткое содержание повести Сорокина

Краткое содержание День опричника Сорокин для читательского дневника

Описывается обычный день Андрея Комяги, начавшийся рано поутру и завершившийся далеко за полночь. Опричник наделен многими обязанностями, среди которых: сжигание усадьбы, повешение владельца на ворота, утверждение программы скоморохов и всенародное наказание дозволяющего мятеж лица. Помимо этого, императрица приказала навестить в Тобольске ведунью. В Оренбурге взбунтовались служивые люди на таможне. Необходимо срочно поехать и навести порядок.

Каждый день главный герой, голову которого давно осыпала седина, проводит в рутинных заботах. Действует братство опричников, и пока оно есть, он не унывает, веря в предстоящие дела. Поддерживаемый оргиями союз представляется надежной опорой для прошедшего через Серую смуту государства. После обособления от внешнего мира возглавляет которое Николай Платонович.

Писателю свойственны невероятные бравады. Сюжет разворачивается в 2027 году в изолированной Великой Русской Стеной стране. Правит самодержец и процветает мнимый патриотизм. Отряды карателей наделены абсолютными полномочиями.

Для жителей привычными являются их репрессивные меры. Власть чрезвычайно коррумпирована. Отсутствует производство. Основные источники дохода населения – от продажи природного газа и поступлений за провоз изделий из Китая в Европу. Автор передает события с некоторой долей юмора, изображая привязанные к автомобилям головы собак и стоимость билетов на самолет в 12 рублей.

Автор отходит от свойственной ему тенденции классического направления 19 в., переключаясь на фантастическую прозу, схожую с трудами Акунина и Кирсанова. Писатель обличает современных политиков, иронично скрывая их за литературными персонажами.

Читателю открывается двойственный характер жизни. На фоне правдиво преподносящихся фраз о святой Руси даются взятки, совершаются пытки, убийства и извечное противостояние правящих кланов. Обладающее двумя ликами государство не противоречиво, а способствует развитию двоякого образа мыслей.

Подобным раздвоением ориентиров у народа являются бесчинства опричников, охотно посещающих бассейны с постоянным упоминанием в разговорах божьего имени. Государыня проводит полную разврата жизнь, уподобляющуюся животному. Не взирая на данные обстоятельства, герой искренно почитает ее Величество.

Дальнейшее пребывание в стране не сулит изменений к лучшему. В полнейшем кошмаре действуют повелители, их верные подданные и рабы. Пребывающие у власти находятся в непрерывном противостоянии, не упуская момента растащить ценности и естественные ресурсы. Действует правило, кому уготован больший куш.

Подобная держава не выглядит царственной. Понятие существует лишь на словах. Автор подчеркивает зависимость России от других стран. Благосостояние людей обеспечивается продажей на рынке природных богатств. Активно ведется торговля с китайскими партнерами, благодаря чему соседнее государство интенсивно развивает собственную промышленность.

В Россию поставляется не самого лучшего качества продукция. Престиж родной страны, похоже, не волнует население. Гораздо важнее обеспечить себя личными благами, зачастую не гнушаясь брани в отношении друг друга. Тем временем выходцы из Китая активно переселяются на близлежащие необъятные пространства, покоряя и заселяя все большую часть земель. Во главе парада находится всеми признанный Николай Платонович.

В рассказе четко указывается, что незначительное братство не в состоянии рационально распоряжаться природными богатствами и управлять обширной территорией. В то время, как в одном месте налаживается правосудие, в другой стороне торжествуют мародерство и заселение земель чужаками.

Читать краткое содержание Сорокин – День опричника. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Сорокин – День опричника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Повесть рассказывает о приключении одной провинциальной девушки, которая, переодевшись в крестьянку, знакомится с сыном соседского помещика. Молодые люди полюбили друг друга и хотят быть вместе. Тем, временем ничего не подозревающие отцы

Маленькие трагедии состоят из 4 рассказов: Скупой рыцарь Сюжет драматического произведения разворачивается в эпоху средневековья. Главные герои трагедии пожилой рыцарь и его сын Альбер

Нина Джаваха была рождена в хорошем месте в Грузии, которое называется Гори. Выросла она посреди красивых и примечательных видов. Мама девочки была обычной татаркой по национальности

Действие романа происходит ранним летним утром в семье помещицы Адуевой. Молодой барин, Александр Федорович решается отбыть на службу, и поэтому все дворовые хлопочут чуть свет во всем доме. Вместе с юношей уезжает его слуга Евсей

Дориан Грей – очень красивый, неиспорченный мирскими радостями молодой юноша. Его необычная красот привлекла одного художника, которого звали Бэзил. В это самое время, Парень только начинал жить по-другому, ведь он приехал

День опричника

Очень кратко

XXI век. В Россию возвращается самодержавие и опричнина, снова возникает «железный занавес». Один из высокопоставленных московских опричников убивает людей и берёт мзду, уверенный, что служит России.

Повествование ведётся от лица опричника Андрея Комяги.

Россия, XXI век. Шестнадцать лет назад произошёл государственный переворот, Серая смута, власть в стране захватили монархисты, воцарилось самодержавие. Страна отгородилась новым «железным занавесом» от Запада, запрещено всё заграничное и прогрессивное, россияне не ездят за рубеж, царит произвол опричников, постоянно борющихся с внутренними врагами. В стране наблюдается застой промышленности и идеологии, упадок морали, культуры и нравственности. Россия «откатилась» назад в Средние века, насаждается показная религиозность, примитивное искусство и квасной патриотизм. Официальное название периода — Возрождение Святой Руси. Главный торговый партнёр страны — Китай, на транзите товаров из Поднебесной в Европу «зарабатывают» все приближённые к власти, в том числе и опричники. Земли в Сибири сдаются в аренду китайцам, их много и в столице. Основной доход страны — продажа природного газа. Общество разделено на сословия по принципу близости к царской семье. Опричники — на верху социальной лестницы.

Главный герой повести — опричник Андрей Данилович Комяга, один из руководителей столичной опричнины (тайной полиции). Из своего богатого, экспроприированного у «врага народа» терема, полного прислуги, Андрей утром едет на работу по специальной, выделенной для опричников полосе на дорогом красном мерседесе. К переднему бамперу автомобиля привязана собачья голова, а к заднему — метла. Абсолютно все выказывают ему подобострастие.

Опричник едет на расправу со «столбовым» (аристократом), узаконенную и инициированную царём. В стране идёт очередная «охота на ведьм», чем-то не угодивших государю. С криками «Слово и дело! Гойда!» «коренные», то есть заслуженные, опричники разоряют дом «столбового», убивают его, насилуют его жену и отправляют детей в сиротский приют. Дом сжигают огнемётами, журналисты снимают пожар, вечером репортаж будет в теленовостях. После экзекуции — церковная служба в Успенском соборе с отпущением грехов. Позже — торжественная трапеза в Белой палате Кремля. Собирается весь цвет опричнины, в том числе и Батя, пожилой глава российской опричнины. Много лет назад он участвовал в государственном перевороте, и за это щедро награждён царём. Андрей Комяга в опричной «табели о рангах» занимает четвёртое место. У него, как у немногих, университетское образование.

Царь вызывает Батю и трёх приближённых опричников в Тайный Приказ по важному делу. Там начальник Тайного Приказа зачитывает им пасквиль на царского зятя Урусова — тайного насильника и убийцу. По видеосвязи государь приказывает допросить преступника, что сразу же и происходит. Тот во всём сознаётся. Пока государь велит не преследовать своего родственника-преступника. Комяга искреннее восхищается царём.

Андрей присутствует как цензор на прогоне предстоящего праздничного концерта. Эстрадные номера примитивны и пошлы, безудержно восхваляют российские достижения и высмеивают враждебный Запад. К Комяге обращается Козлова, прима-балерина Большого театра, с просьбой о заступничестве перед государем. Герой соглашается помочь её репрессированной подруге за взятку и наркотики. За помощь «врагам народа» существуют определённые тарифы.

Балерина достаёт запрещённый китайский наркотик — аквариум. Комяга слушает западные радиостанции, недоступные для народа. Он искренне возмущён европейской критикой в адрес властей России по поводу отсутствия демократии и террора против собственного народа. Герой горячо поддерживает ответные шаги самодержавия против враждебного Запада, выражающиеся в том числе и в отключении подачи газа.

Герой везёт аквариум в баню, рассуждая о достоинствах и недостатках различных наркотических средств. Кокаин, травка в стране официально разрешены, а героин, грибы и аквариум запрещены. Комяга не согласен с политикой государя относительно рыбок из аквариума; он сожалеет, что подобное удовольствие ему достаётся редко и вопреки закону.

Комяга, Батя и остальные приближённые впадают в преднаркотический транс. Пустив микроскопическую рыбку в вену, герой ждёт, когда она доплывёт до мозга и наступит настоящий кайф. В наркотическом угаре ему чудится, что все семеро обратились в семиглавого Змея Горыныча, полетели в США, перебили массу заокеанского народа и возвратились домой. Очнувшись, опричники чувствуют небывалый душевный и физический подъём.

Комяга по делу летит в Оренбург и встречается с дочерью казнённого врага народа. Женщина смело разговаривает с ним, и герой рассуждает об излишней, на его взгляд, милости государя к семьям казнённых преступников.

Андрей с местным опричником едут на таможню, чтоб содрать крупную взятку с китайцев, перевозящих товары ширпотреба в Европу по Дороге — специально построенной наземной и подземной трассе для грузового транспорта из Китая. В дело грозят вмешаться таможенники, и герой, приближённый к царю и обладающий печатью, послан перехватить «откат». Комяга ловко проворачивает криминальную схему, взятка попадает к опричникам, у которых с таможенниками давняя война.

Комяга летит в Тобол к ясновидящей Прасковье по государеву и личному делу. Ясновидящая — инвалид, сжигает книги русских классиков, считая их вредными. Герой вспоминает, как много раз видел и сам жёг запрещённые властью книги. Самый большой и жаркий костёр получился тогда из загранпаспортов россиян, которым запретили путешествовать. Прасковья привораживает стрелецкого сотника к царице, с подобным деликатным делом герой приезжает сюда не впервые. Он узнаёт своё будущее и грядущее России — «будет ничего». Ясновидящая не любит опричников, а Комяга боится её могущества.

Андрей возвращается в Москву. По дороге на концерт он наблюдает, как плетьми наказывают подъячего из Приказа искусств. Телесные наказания — обыденная реальность; представителей различных сословий регулярно секут в определённых районах столицы.

На концерте известного народного барда Артамоши ожидается провокация «добромольцев» — молодёжной ультрапатриотической организации — против неугодного власти певца. Бард исполняет сатирико-аллегорическую былину про распутство царицы, аккомпанируя себе на пиле. Провокация «добромольцев» проваливается, их бьёт публика, ненавидящая царицу. Комяга расстроен, понимая, что ему придётся отвечать перед царской семьёй за провал «культурной» миссии. Размышляя о сорванном концерте, он приходит к выводу, что народный любимец Артамоша плохо кончит, пытаясь высмеивать государыню.

Комяга является к царице доложить о визите к ясновидящей и неудачной расправе с бардом. Он полон восторга и пиетета перед царской супругой. Не стесняясь опричника, государыня обнажается и принимает ванну, после чего равнодушно встречает собственных детей-близнецов. Во время завтрака царица критикует Комягу за прокол с Артамошей — ей докладывают и показывают видео всех важных происшествий. Герой ловко уворачивается от царского гнева. Царица признаёт собственное распутство и ругает русский народ, высмеивающий её. Вокруг неё масса пресмыкающихся приживалов. Комяга испытывает к царской супруге двойственные чувства — любовь и ненависть.

Читайте также:  Царь Эдип - краткое содержание произведения Софокла

Вечером Андрей участвует в опричной трапезе. Она проводится дважды в неделю в опричном особняке, некогда отнятом у французского посольства. На трапезе по видеосвязи с государём решают «китайский вопрос», связанный с налогами работающих в Сибири китайцев. Решают не жалеть их и грабить. Батя подаёт тайный знак приближённым: будет баня.

Ближний круг опричников расслабляется в Батиной бане. Государевы люди подсчитывают коррупционные доходы за день (день оказывается прибыльным) и вступают в круговую гомосексуальную связь (это укрепляет корпоративное единство). Прибывшего с просьбой о защите опального царского зятя графа Урусова опричники убивают, так как получили разрешение царя. Оставшись на заполуночье вшестером, герои принимают наркотики и ведут лицемерные беседы о православной вере и Родине. Играют в любимую Батину игру — просверливают друг другу ноги и, пьяные, отправляются по домам. В мыслях о собственной значимости для России Андрей Комяга засыпает. День опричника закончен.

Краткое содержание Сорокин День опричника

В произведении «День опричника» идет описание обыденного буднего дня Андрея Комяги, который начался около восьми утра и закончился глубокой ночью. У опричника много поручений: надо сжечь поместье, а хозяина повесить на ворота, принять репертуар шутов, публично наказать выдумщика, допускающему мятеж и по велению царицы наведаться в Тобольск к ведунье. Ко всему перечисленному нужно быстро ехать в Оренбург усмирять таможенников.

У главного героя множество забот, голову уже осыпала седина, однако пока существует братство опричников, он не падает духом и верит в успех. Именно братство, укрепленное оргиями и является опорой для государства, пережившего времена Серой смуты. После того как оно огородилось от внешнего мира и править стал Николай Платонович.

Читатели Сорокина уже привыкли к невероятным бравадам в ранее написанных произведениях. Полной неожиданностью оказывается для читателей нечто новое, с отсутствием всяческого философского смысла. Юмористическая державная дистопия с написанными кириллицей умными высказываниями, привязанными к машинам головами собак и билетами на самолет по цене в 12 рублей. Однако, стоит присмотреться и становится понятно, что кардинальных изменений нет. Автор продолжает свой постмодернистский стиль, паразитирующий в российской литературе.

В отличие от прежних рассказов, здесь клонируется не классика 19 века, а совершенно новое фантастическое чтиво Акунина и Кирсанова. Сорокин перенял у них не свойственный себе метод высмеивать известных деятелей- современников, игриво пряча их за едва заметными литературными масками.

Реализм данного произведения, в представлении публике двуличной жизни. В совокупности с правдивыми, искренними словами, мыслями о святой, праведной и чистой Руси идет описание взяток, пыток, убийств и вечной вражды кланов, находящихся у власти. Несмотря на это, двуликая страна не вызывает противоречий у героев, они относятся к этому с двойственным мышлением. Венцом двуличной жизни народа оказались действия опричников, проводящих время в бассейне и беспрестанно упоминающих божье имя в беседах. Идолом двойственного отношения к жизни, является Государыня, которая живет развратной и публичной жизнью, свойственной животным. Однако это не мешает главному герою любить и ненавидеть ее Величество.

Будущая жизнь России кошмарна, эта страна переполнена рабами и повелителями, последние держатся несколькими кланами и враждуя друг с другом тащат все чем богата страна, кто больше ухватит. Царственность державы присутствует лишь в словах, ведь читая между строк, понятно, что Россия всего лишь поставщик сырья для Китайской промышленности и рынок для продаж китайского товара. Пока русский народ перегрызает друг другу глотки, китайский народ успевает заселять его землю. А командует всем этим парадом сам Николай Платонович.

Рассказ учит тому, что маленькое братство не в состоянии навести порядок в государстве. Пока в одном месте восстанавливает правосудие, в другом происходит мародерство и заселяется земля чужаками.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сорокин. Все произведения

День опричника. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главный герой рассказа – Огюст Сен-Клер. Многие его друзья и знакомые испытывали к нему неприязнь в связи с тем, что он был весьма груб с теми, кто не нравился ему. Этот человек не верил, что между людьми могут складываться

Ник Каррауэй родом из богатой семьи. По возвращению с войны решил заняться кредитным делом и поехал в Нью-Йорк. Ник снял дом в Уэст-Эгге. На другом конце пролива живет Дэзи – его кузина. С её мужем, Томом Бьюкенненом

Главная героиня этого произведения Лескова – Катерина. Прозвище её дано ей соседями-помещиками, точней, ими подхвачено с чьей-то лёгкой руки. Как известно, шекспировская леди ради власти и любви совершила страшные убийства

Произведение повествует нам опыт общения Владимира Дурова со своими питомцами-зверями и птицами. А началось все с того момента, когда в детстве писатель с приятелями хотели поиздеваться над дворовой собакой. Мальчику выпал жребий ее удавить

Жаворонок встрепенулся и взлетел высоко. Радостней и ярче раздавалась его мелодия. Всё, что проходило перед его взором, казалось приятным и удивительным событием в его жизни

День опричника – краткое содержание повести Сорокина

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 099
  • КНИГИ 592 413
  • СЕРИИ 22 123
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 780

© Владимир Сорокин, 2006

© А. Бондаренко, художественное оформление, макет, 2017

© ООО “Издательство АСТ”, 2017

Григорию Лукьяновичу Скуратову-Бельскому по прозвищу Малюта

Сон все тот же: иду по полю бескрайнему, русскому, за горизонт уходящему, вижу белого коня впереди, иду к нему, чую, что конь этот особый, всем коням конь, красавец, ведун, быстроног; поспешаю, а догнать не могу, убыстряю шаг, кричу, зову, понимаю вдруг, что в том коне – вся жизнь, вся судьба моя, вся удача, что нужен он мне как воздух, бегу, бегу, бегу за ним, а он все так же неспешно удаляется, ничего и никого не замечая, навсегда уходит, уходит от меня, уходит навеки, уходит бесповоротно, уходит, уходит, уходит…

Мое мобило будит меня:

Удар кнута – вскрик.

Снова удар – стон.

Третий удар – хрип.

Поярок записал это в Тайном приказе, когда пытали дальневосточного воеводу. Эта музыка разбудит и мертвого.

– Комяга слушает, – прикладываю холодное мобило к сонно-теплому уху.

– Здравы будьте, Андрей Данилович. Коростылев тревожит, – оживает голос старого дьяка из Посольского Приказа, и сразу же возле мобилы в воздухе возникает усато-озабоченное рыло его.

– Осмелюсь вам напомнить: сегодня ввечеру прием албанского посла. Требуется обстояние дюжины.

– Знаю, – недовольно бормочу, хотя, по-честному, – забыл.

– Простите за беспокойство. Служба.

Кладу мобило на тумбу. Какого рожна посольский дьяк напоминает мне про обстояние? Ах да… теперь же посольские правят обряд омовения рук. Забыл… Не открывая глаз, свешиваю ноги с постели, встряхиваю голову: тяжела после вчерашнего. Нащупываю колокольчик, трясу. Слышно, как за стеной Федька спрыгивает с лежанки, суетится, звякает посудой. Сижу, опустив не готовую проснуться голову: вчера опять пришлось принять по полной, хотя дал зарок пить и нюхать только со своими, клал 99 поклонов покаянных в Успенском, молился святому Вонифатию. Псу под хвост! Что делать, ежели окольничьему Кириллу Ивановичу я не могу отказать. Он умный. И горазд на мудрые советы. А я, в отличие от Поярка и Сиволая, ценю в людях умное начало. Слушать премудрые речи Кирилла Ивановича я могу бесконечно, а он без кокоши неразговорчив…

– Здравы будьте, Андрей Данилович.

Федька стоит с подносом. Рожа его, как всегда с утра, помята и нелепа. На подносе традиционное для похмельного утра: стакан белого квасу, рюмка водки, полстакана капустного рассола. Выпиваю рассол. Щиплет в носу и сводит скулы. Выдохнув, опрокидываю в себя водку. Подступают слезы, размывая Федькину рожу. Вспоминается почти все – кто я, где и зачем. Медлю, осторожно вдыхая. Запиваю водку квасом. Проходит минута Неподвижности Великой. Отрыгиваю громко, со стоном нутряным. Отираю слезы. И теперь вспоминаю уже все.

Федька убирает поднос и, опустившись на колено, подставляет руку. Опираюсь, встаю. От Федьки утром пахнет хуже, чем вечером. Это – правда его тела, и от нее никуда не денешься. Розги тут не помогают. Потягиваясь и кряхтя, иду к иконостасу, затепливаю лампадку, опускаюсь на колени. Читаю молитвы утренние, кладу поклоны. Федька стоит позади, позевывает и крестится.

Помолившись, встаю, опираясь на Федьку. Иду в ванную. Омываю лицо приготовленной колодезной водою с плавающими льдинками. Гляжусь в зеркало. Лицо опухло слегка, воскрылия носа в синих прожилках, волосы всклокочены. На висках первая седина. Рановато для моего возраста. Но – служба наша такая, ничего не попишешь. Тяжкое дело государственное…

Справив большую и малую нужду, забираюсь в джакузи, включаю программу, откидываю голову на теплый, удобный подголовник. Смотрю в потолок на роспись: девки, собирающие вишню в саду. Это успокаивает. Гляжу на девичьи ноги, на корзины со спелою вишней. Вода заполняет ванну, вспенивается воздухом, бурлит вокруг моего тела. Водка внутри, пена снаружи постепенно приводят меня в чувство. Через четверть часа бурление прекращается. Лежу еще немного. Нажимаю кнопку. Входит Федька с простыней и халатом. Помогает мне вылезти из джакузи, оборачивает простыней, кутает в халат. Прохожу в столовую. Там Танюшка уже сервирует завтрак. На стене поодаль – пузырь вестевой. Даю голосом команду:

Вспыхивает пузырь, переливается голубо-бело-красным флагом Родины с золотым орлом двуглавым, звенит колоколами Ивана Великого. Отхлебнув чаю с малиной, просматриваю новости: на северо-кавказском участке Южной стены опять воровство приказных и земских, Дальневосточная труба так и будет перекрыта до челобитной от японцев, китайцы расширяют поселения в Красноярске и Новосибирске, суд над менялами из Уральского казначейства продолжается, татары строят к Юбилею Государя умный дворец, мозгляки из Лекарской академии завершают работы над геном старения, Муромские Гусляры дадут два концерта в Белокаменной, граф Трифон Багратионович Голицын побил свою молодую жену, в январе в Свято-Петрограде на Сенной пороть не будут, рубль к юаню укрепился еще на полкопейки.

Танюшка подает сырники, пареную репу в меду, кисель. В отличие от Федьки, Танюшка благолепна и благоуханна. Юбки ее приятно шелестят.

Крепкий чай и клюквенный кисель окончательно возвращают меня к жизни. Спасительный пот прошибает. Танюшка протягивает мне ею же расшитое полотенце. Я отираю лицо свое, встаю из-за стола, крещусь, благодарю Господа за пищу.

Пора приступать к делам.

Читайте также:  Антигона - краткое содержание трагедии Софокла

Пришлый цирюльник уже ждет в платяной. Следую туда. Молчаливый, приземистый Самсон с поклоном усаживает меня перед зеркалами, массирует лицо, натирает шею лавандовым маслом. Руки у него, как у всех цирюльников, малоприятные. Но я принципиально не согласен с циником Мандельштамом – власть вовсе не “отвратительна, как руки брадобрея”. Власть прелестна и притягательна, как лоно нерожавшей златошвейки. А руки брадобрея… что поделаешь – бабам наших бород брить не положено. Самсон пускает мне на щеки пену из оранжевого баллончика “Чингисхан”, предельно аккуратно размазывает, не касаясь моей узкой и красивой бороды, берется за бритву, размашисто правит ее на ремне, прицеливается, поджав нижнюю губу, и начинает ровно и плавно снимать пену с моего лица. Смотрю на себя. Щеки уже не очень свежи. За эти два года я похудел на полпуда. Синяки под глазами стали нормой. Все мы хронически недосыпаем. Прошлая ночь – не исключение.

Сменив бритву на электрическую машинку, Самсон ловко поправляет секирообразный островок моей бороды.

Я сурово подмигиваю себе: “С добрым утром, Комяга!”

Малоприятные руки кладут на лицо горячую салфетку, пропитанную мятой. Самсон тщательно вытирает мое лицо, румянит щеки, завивает чуб, лакирует, щедро сыплет на него золотую пудру, вдевает в правое ухо увесистую золотую серьгу – колокольчик без языка. Такие серьги носят только наши. И никакая земская, приказная, стрелецкая, думская или столбовая сволочь даже на маскарад рождественский не посмеет надеть такой колокольчик.

Самсон опрыскивает мою голову “Диким яблоком”, молча кланяется и выходит – он сделал свое цирюльное дело. Тут же возникает Федька. Морда его по-прежнему помята, но он уже успел сменить рубаху, почистить зубы и вымыть руки. Он готов к процессу моего облачения. Прикладываю ладонь к замку платяного шкапа. Замок пищит, подмигивает красным огоньком, дубовая дверь отъезжает в сторону. Каждое утро вижу я все свои восемнадцать платьев. Вид их бодрит. Сегодня обычный будний день. Стало быть – рабочая одежа.

– Деловое, – говорю я Федьке.

Он вынимает платье из шкапа, начинает одевать меня: белое, шитое крестами исподнее, красная рубаха с косым воротом, парчовая куртка с куньей оторочкой, расшитая золотыми и серебряными нитями, бархатные порты, сафьяновые красные сапоги, кованные медью. Поверх парчовой куртки Федька надевает на меня долгополый, подбитый ватою кафтан черного грубого сукна.

Краткое содержание «Дня опричника» Сорокина

2006
Краткое содержание повести
Читается за 7 минут, оригинал — 3,5 ч

Очень кратко

XXI век. В Россию возвращается самодержавие и опричнина, снова возникает «железный занавес». Один из высокопоставленных московских опричников убивает людей и берёт мзду, уверенный, что служит России.

Повествование ведётся от лица опричника Андрея Комяги.

Россия, XXI век. Шестнадцать лет назад произошёл государственный переворот, Серая смута, власть в стране захватили монархисты, воцарилось самодержавие. Страна отгородилась новым «железным занавесом» от Запада, запрещено всё заграничное и прогрессивное, россияне не ездят за рубеж, царит произвол опричников, постоянно борющихся с внутренними врагами. В стране наблюдается застой промышленности и идеологии, упадок морали, культуры и нравственности. Россия «откатилась» назад в Средние века, насаждается показная религиозность, примитивное искусство и квасной патриотизм. Официальное название периода — Возрождение Святой Руси. Главный торговый партнёр страны — Китай, на транзите товаров из Поднебесной в Европу «зарабатывают» все приближённые к власти, в том числе и опричники. Земли в Сибири сдаются в аренду китайцам, их много и в столице. Основной доход страны — продажа природного газа. Общество разделено на сословия по принципу близости к царской семье. Опричники — на верху социальной лестницы.

Главный герой повести — опричник Андрей Данилович Комяга, один из руководителей столичной опричнины (тайной полиции). Из своего богатого, экспроприированного у «врага народа» терема, полного прислуги, Андрей утром едет на работу по специальной, выделенной для опричников полосе на дорогом красном мерседесе. К переднему бамперу автомобиля привязана собачья голова, а к заднему — метла. Абсолютно все выказывают ему подобострастие.

Опричник едет на расправу со «столбовым» (аристократом), узаконенную и инициированную царём. В стране идёт очередная «охота на ведьм», чем-то не угодивших государю. С криками «Слово и дело! Гойда!» «коренные», то есть заслуженные, опричники разоряют дом «столбового», убивают его, насилуют его жену и отправляют детей в сиротский приют. Дом сжигают огнемётами, журналисты снимают пожар, вечером репортаж будет в теленовостях. После экзекуции — церковная служба в Успенском соборе с отпущением грехов. Позже — торжественная трапеза в Белой палате Кремля. Собирается весь цвет опричнины, в том числе и Батя, пожилой глава российской опричнины. Много лет назад он участвовал в государственном перевороте, и за это щедро награждён царём. Андрей Комяга в опричной «табели о рангах» занимает четвёртое место. У него, как у немногих, университетское образование.

Царь вызывает Батю и трёх приближённых опричников в Тайный Приказ по важному делу. Там начальник Тайного Приказа зачитывает им пасквиль на царского зятя Урусова — тайного насильника и убийцу. По видеосвязи государь приказывает допросить преступника, что сразу же и происходит. Тот во всём сознаётся. Пока государь велит не преследовать своего родственника-преступника. Комяга искреннее восхищается царём.

Андрей присутствует как цензор на прогоне предстоящего праздничного концерта. Эстрадные номера примитивны и пошлы, безудержно восхваляют российские достижения и высмеивают враждебный Запад. К Комяге обращается Козлова, прима-балерина Большого театра, с просьбой о заступничестве перед государем. Герой соглашается помочь её репрессированной подруге за взятку и наркотики. За помощь «врагам народа» существуют определённые тарифы.

Балерина достаёт запрещённый китайский наркотик — аквариум. Комяга слушает западные радиостанции, недоступные для народа. Он искренне возмущён европейской критикой в адрес властей России по поводу отсутствия демократии и террора против собственного народа. Герой горячо поддерживает ответные шаги самодержавия против враждебного Запада, выражающиеся в том числе и в отключении подачи газа.

Герой везёт аквариум в баню, рассуждая о достоинствах и недостатках различных наркотических средств. Кокаин, травка в стране официально разрешены, а героин, грибы и аквариум запрещены. Комяга не согласен с политикой государя относительно рыбок из аквариума; он сожалеет, что подобное удовольствие ему достаётся редко и вопреки закону.

Комяга, Батя и остальные приближённые впадают в преднаркотический транс. Пустив микроскопическую рыбку в вену, герой ждёт, когда она доплывёт до мозга и наступит настоящий кайф. В наркотическом угаре ему чудится, что все семеро обратились в семиглавого Змея Горыныча, полетели в США, перебили массу заокеанского народа и возвратились домой. Очнувшись, опричники чувствуют небывалый душевный и физический подъём.

Комяга по делу летит в Оренбург и встречается с дочерью казнённого врага народа. Женщина смело разговаривает с ним, и герой рассуждает об излишней, на его взгляд, милости государя к семьям казнённых преступников.

Андрей с местным опричником едут на таможню, чтоб содрать крупную взятку с китайцев, перевозящих товары ширпотреба в Европу по Дороге — специально построенной наземной и подземной трассе для грузового транспорта из Китая. В дело грозят вмешаться таможенники, и герой, приближённый к царю и обладающий печатью, послан перехватить «откат». Комяга ловко проворачивает криминальную схему, взятка попадает к опричникам, у которых с таможенниками давняя война.

Комяга летит в Тобол к ясновидящей Прасковье по государеву и личному делу. Ясновидящая — инвалид, сжигает книги русских классиков, считая их вредными. Герой вспоминает, как много раз видел и сам жёг запрещённые властью книги. Самый большой и жаркий костёр получился тогда из загранпаспортов россиян, которым запретили путешествовать. Прасковья привораживает стрелецкого сотника к царице, с подобным деликатным делом герой приезжает сюда не впервые. Он узнаёт своё будущее и грядущее России — «будет ничего». Ясновидящая не любит опричников, а Комяга боится её могущества.

Андрей возвращается в Москву. По дороге на концерт он наблюдает, как плетьми наказывают подъячего из Приказа искусств. Телесные наказания — обыденная реальность; представителей различных сословий регулярно секут в определённых районах столицы.

На концерте известного народного барда Артамоши ожидается провокация «добромольцев» — молодёжной ультрапатриотической организации — против неугодного власти певца. Бард исполняет сатирико-аллегорическую былину про распутство царицы, аккомпанируя себе на пиле. Провокация «добромольцев» проваливается, их бьёт публика, ненавидящая царицу. Комяга расстроен, понимая, что ему придётся отвечать перед царской семьёй за провал «культурной» миссии. Размышляя о сорванном концерте, он приходит к выводу, что народный любимец Артамоша плохо кончит, пытаясь высмеивать государыню.

Комяга является к царице доложить о визите к ясновидящей и неудачной расправе с бардом. Он полон восторга и пиетета перед царской супругой. Не стесняясь опричника, государыня обнажается и принимает ванну, после чего равнодушно встречает собственных детей-близнецов. Во время завтрака царица критикует Комягу за прокол с Артамошей — ей докладывают и показывают видео всех важных происшествий. Герой ловко уворачивается от царского гнева. Царица признаёт собственное распутство и ругает русский народ, высмеивающий её. Вокруг неё масса пресмыкающихся приживалов. Комяга испытывает к царской супруге двойственные чувства — любовь и ненависть.

Вечером Андрей участвует в опричной трапезе. Она проводится дважды в неделю в опричном особняке, некогда отнятом у французского посольства. На трапезе по видеосвязи с государём решают «китайский вопрос», связанный с налогами работающих в Сибири китайцев. Решают не жалеть их и грабить. Батя подаёт тайный знак приближённым: будет баня.

Ближний круг опричников расслабляется в Батиной бане. Государевы люди подсчитывают коррупционные доходы за день (день оказывается прибыльным) и вступают в круговую гомосексуальную связь (это укрепляет корпоративное единство). Прибывшего с просьбой о защите опального царского зятя графа Урусова опричники убивают, так как получили разрешение царя. Оставшись на заполуночье вшестером, герои принимают наркотики и ведут лицемерные беседы о православной вере и Родине. Играют в любимую Батину игру — просверливают друг другу ноги и, пьяные, отправляются по домам. В мыслях о собственной значимости для России Андрей Комяга засыпает. День опричника закончен.

Краткое содержание «Дня опричника» Сорокина

Повествование ведется от лица опричника Андрея Комяги.

Россия, XXI век. Шестнадцать лет назад произошел государственный переворот, Серая смута, власть в стране захватили монархисты, воцарилось самодержавие. Страна отгородилась новым «железным занавесом» от Запада, запрещено все заграничное и прогрессивное, россияне не ездят за рубеж, царит произвол опричников, постоянно борющихся с внутренними врагами. В стране наблюдается застой промышленности и идеологии, упадок морали, культуры и нравственности. Россия «откатилась» назад в Средние века, насаждается показная религиозность, примитивное искусство и квасной патриотизм. Официальное название периода — Возрождение Святой Руси. Главный торговый партнер страны — Китай, на транзите товаров из Поднебесной в Европу «зарабатывают» все приближенные к власти, в том числе и опричники. Земли в Сибири сдаются в аренду китайцам, их много и в столице. Основной доход страны — продажа природного газа. Общество разделено на сословия по принципу близости к царской семье. Опричники — на верху социальной лестницы.

Читайте также:  Антигона - краткое содержание трагедии Софокла

Главный герой повести — опричник Андрей Данилович Комяга, один из руководителей столичной опричнины (тайной полиции). Из своего богатого, экспроприированного у «врага народа» терема, полного прислуги, Андрей утром едет на работу по специальной, выделенной для опричников полосе на дорогом красном мерседесе. К переднему бамперу автомобиля привязана собачья голова, а к заднему — метла. Абсолютно все выказывают ему подобострастие.

Опричник едет на расправу со «столбовым» (аристократом), узаконенную и инициированную царем. В стране идет очередная «охота на ведьм», чем-то не угодивших государю. С криками «Слово и дело! Гойда!» «коренные», то есть заслуженные, опричники разоряют дом «столбового», убивают его, насилуют его жену и отправляют детей в сиротский приют. Дом сжигают огнеметами, журналисты снимают пожар, вечером репортаж будет в теленовостях. После экзекуции — церковная служба в Успенском соборе с отпущением грехов. Позже — торжественная трапеза в Белой палате Кремля. Собирается весь цвет опричнины, в том числе и Батя, пожилой глава российской опричнины. Много лет назад он участвовал в государственном перевороте, и за это щедро награжден царем. Андрей Комяга в опричной «табели о рангах» занимает четвертое место. У него, как у немногих, университетское образование.

Царь вызывает Батю и трех приближенных опричников в Тайный Приказ по важному делу. Там начальник Тайного Приказа зачитывает им пасквиль на царского зятя Урусова — тайного насильника и убийцу. По видеосвязи государь приказывает допросить преступника, что сразу же и происходит. Тот во всем сознается. Пока государь велит не преследовать своего родственника-преступника. Комяга искреннее восхищается царем.

Андрей присутствует как цензор на прогоне предстоящего праздничного концерта. Эстрадные номера примитивны и пошлы, безудержно восхваляют российские достижения и высмеивают враждебный Запад. К Комяге обращается Козлова, прима-балерина Большого театра, с просьбой о заступничестве перед государем. Герой соглашается помочь ее репрессированной подруге за взятку и наркотики. За помощь «врагам народа» существуют определенные тарифы.

Балерина достает запрещенный китайский наркотик — аквариум. Комяга слушает западные радиостанции, недоступные для народа. Он искренне возмущен европейской критикой в адрес властей России по поводу отсутствия демократии и террора против собственного народа. Герой горячо поддерживает ответные шаги самодержавия против враждебного Запада, выражающиеся в том числе и в отключении подачи газа.

Герой везет аквариум в баню, рассуждая о достоинствах и недостатках различных наркотических средств. Кокаин, травка в стране официально разрешены, а героин, грибы и аквариум запрещены. Комяга не согласен с политикой государя относительно рыбок из аквариума; он сожалеет, что подобное удовольствие ему достается редко и вопреки закону.

Комяга, Батя и остальные приближенные впадают в преднаркотический транс. Пустив микроскопическую рыбку в вену, герой ждет, когда она доплывет до мозга и наступит настоящий кайф. В наркотическом угаре ему чудится, что все семеро обратились в семиглавого Змея Горыныча, полетели в США, перебили массу заокеанского народа и возвратились домой. Очнувшись, опричники чувствуют небывалый душевный и физический подъем.

Комяга по делу летит в Оренбург и встречается с дочерью казненного врага народа. Женщина смело разговаривает с ним, и герой рассуждает об излишней, на его взгляд, милости государя к семьям казненных преступников.

Андрей с местным опричником едут на таможню, чтоб содрать крупную взятку с китайцев, перевозящих товары ширпотреба в Европу по Дороге — специально построенной наземной и подземной трассе для грузового транспорта из Китая. В дело грозят вмешаться таможенники, и герой, приближенный к царю и обладающий печатью, послан перехватить «откат». Комяга ловко проворачивает криминальную схему, взятка попадает к опричникам, у которых с таможенниками давняя война.

Комяга летит в Тобол к ясновидящей Прасковье по государеву и личному делу. Ясновидящая — инвалид, сжигает книги русских классиков, считая их вредными. Герой вспоминает, как много раз видел и сам жег запрещенные властью книги. Самый большой и жаркий костер получился тогда из загранпаспортов россиян, которым запретили путешествовать. Прасковья привораживает стрелецкого сотника к царице, с подобным деликатным делом герой приезжает сюда не впервые. Он узнает свое будущее и грядущее России — «будет ничего». Ясновидящая не любит опричников, а Комяга боится ее могущества.

Андрей возвращается в Москву. По дороге на концерт он наблюдает, как плетьми наказывают подъячего из Приказа искусств. Телесные наказания — обыденная реальность; представителей различных сословий регулярно секут в определенных районах столицы.

На концерте известного народного барда Артамоши ожидается провокация «добромольцев» — молодежной ультрапатриотической организации — против неугодного власти певца. Бард исполняет сатирико-аллегорическую былину про распутство царицы, аккомпанируя себе на пиле. Провокация «добромольцев» проваливается, их бьет публика, ненавидящая царицу. Комяга расстроен, понимая, что ему придется отвечать перед царской семьей за провал «культурной» миссии. Размышляя о сорванном концерте, он приходит к выводу, что народный любимец Артамоша плохо кончит, пытаясь высмеивать государыню.

Комяга является к царице доложить о визите к ясновидящей и неудачной расправе с бардом. Он полон восторга и пиетета перед царской супругой. Не стесняясь опричника, государыня обнажается и принимает ванну, после чего равнодушно встречает собственных детей-близнецов. Во время завтрака царица критикует Комягу за прокол с Артамошей — ей докладывают и показывают видео всех важных происшествий. Герой ловко уворачивается от царского гнева. Царица признает собственное распутство и ругает русский народ, высмеивающий ее. Вокруг нее масса пресмыкающихся приживалов. Комяга испытывает к царской супруге двойственные чувства — любовь и ненависть.

Вечером Андрей участвует в опричной трапезе. Она проводится дважды в неделю в опричном особняке, некогда отнятом у французского посольства. На трапезе по видеосвязи с государем решают «китайский вопрос», связанный с налогами работающих в Сибири китайцев. Решают не жалеть их и грабить. Батя подает тайный знак приближенным: будет баня.

Ближний круг опричников расслабляется в Батиной бане. Государевы люди подсчитывают коррупционные доходы за день (день оказывается прибыльным) и вступают в круговую гомосексуальную связь (это укрепляет корпоративное единство). Прибывшего с просьбой о защите опального царского зятя графа Урусова опричники убивают, так как получили разрешение царя. Оставшись на заполуночье вшестером, герои принимают наркотики и ведут лицемерные беседы о православной вере и Родине. Играют в любимую Батину игру — просверливают друг другу ноги и, пьяные, отправляются по домам. В мыслях о собственной значимости для России Андрей Комяга засыпает. День опричника закончен.

Краткое содержание «Дня опричника» Сорокина

Другие сочинения по теме:

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Поэма (1838), в сокращении Список произведений в сокращении этого автора Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Поэма (1838) Тамбовская.

Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанпая Лермонтовым в 1837 году (эта дата проставлена в.

Зміст вірша «Пісня про царя Івана Васильовича, і молодого опричника й відважного купця Калашникова» Поема М. Ю. Лермонтова «Пісня про царя Івана Васильовича, молодого опричника й відважного купця Калашникова» (1837) у контексті всього творчості.

Фольклорні традиції в «Пісні про царя Івана Васильовича, молодого опричника й відважного купця Калашникова» «Ой ти гой еси, цар Іван Васильович!» — звучить під зводами боярського будинку побажання благополуччя. Голос гусляра звучить дивно голосно.

Краткое содержание «Песни про купца Калашникова» Лермонтова Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив — князья да.

Краткое содержание романа Толстого «Князь Серебряный» Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель — показать общий характер эпохи, ее нравов, понятий, верований, и потому он.

Краткое содержание рассказа Шукшина «Микроскоп» Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской, решился. Придя домой, он рассказывает жене Зое, что потерял деньги — сто двадцать рублей, на.

Краткое содержание романа Киреева «Победитель» В это воскресенье Рябов возвращается домой необычно поздно, во втором часу ночи. Жена безмятежно спит ведь он не из тех.

Краткое содержание романа А. Рэнд «Мы — живые» Некогда богатое и знатное семейство Аргуновых (родители с двумя дочерьми) возвращается из Крыма в Петроград. Семья Аргуновых в 1918 году.

Краткое содержание повести Распутина «Живи и помни» Случилось так, что в последний военный год в далекое село на Ангаре тайком с войны возвращается местный житель Андрей Гуськов.

«Будьте готовы, Ваше высочество» краткое содержание В пионерский лагерь «Спартак», находящийся на побережье Черного моря, должен прибыть принц Дэлихьяр из восточной страны Джунгахоры, младший брат правящего.

Краткое содержание «Парадокса» В. Г. Короленко Ян Криштоф Залуский — главный герой. Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо «с.

Краткое содержание рассказа Чехова «Налим» Два плотника, Герасим и Любим, долгое время пытаются вытащить налима из под коряги. Они суетятся, дают друг другу советы, но.

Краткое содержание романа Федина «Города и годы» Осенью 1919 г. Андрей Старцов приезжает из мордовского города Семидола в Петроград. Он мобилизован в армию и прибыл по месту.

Краткое содержание романа Коласа «На росстанях» Книга первая. В Полесской глуши Молодой учитель Андрей Петрович Лобанович, недавно окончивший учительскую семинарию, получает назначение в глухую полесскую деревню.

Краткое содержание поэмы Есенина «Анна Снегина» Действие происходит на рязанской земле в период с весны 1917 по 1923 г. Повествование ведется от имени автора-поэта Сергея Есенина;.

Краткое содержание повести Минаева «The Телки 2» Повествование ведется от лица известного и модного телеведущего канала М4М Андрея Миркина. Интро Москва. Утро в квартире Андрея. Происходит скандал.

Краткое содержание романа Аксенова «Остров Крым» Случайный выстрел из корабельного орудия, сделанный английским лейтенантом Бейли-Лендом, предотвратил захват Крыма частями Красной Армии в 1920 г. И теперь.

Краткое содержание романа Олеши «Зависть» «Он поет по утрам в клозете. Можете представить себе, какой это жизнерадостный, здоровый человек». Без этой хрестоматийной, ставшей летучей фразы.

Краткое содержание повести Лина Мэнчу «Заклятие даоса» Ы Старик-крестьянин постоянно думает о хозяйстве; парень-пастух каждую ночь наслаждается почетом и славой В давнюю, давнюю пору неподалеку друг от.

Ссылка на основную публикацию