Трудно быть богом – краткое содержание повести братьев Стругацких

Трудно быть богом

Действие происходит в отдалённом будущем на одной из обитаемых планет, уровень развития цивилизации которой соответствует земному средневековью. За этой цивилизацией наблюдают посланцы с Земли — сотрудники Института экспериментальной истории. Их деятельность на планете ограничена рамками поставленной проблемы — Проблемы Бескровного Воздействия. А тем временем в городе Арканаре и Арканарском королевстве происходят страшные вещи: серые штурмовики ловят и забивают насмерть любого, кто так или иначе выделяется из серой массы; человек умный, образованный, наконец, просто грамотный может в любой момент погибнуть от рук вечно пьяных, тупых и злобных солдат в серых одеждах. Двор короля Арканарского, ещё недавно бывший одним из самых просвещённых в Империи, теперь опустел. Новый министр охраны короля дон Рэба (недавно вынырнувший из канцелярий министерства неприметный чиновник, ныне — влиятельнейший человек в королевстве) произвёл в мире арканарской культуры чудовищные опустошения: кто по обвинению в шпионаже был заточен в тюрьму, называемую Весёлой башней, а затем, признавшись во всех злодеяниях, повешен на площади; кто, сломленный морально, продолжает жить при дворе, пописывая стишки, прославляющие короля. Некоторые были спасены от верной смерти и переправлены за пределы Арканара разведчиком с Земли Антоном, живущим в Арканаре под именем благородного дона Руматы Эсторского, находящегося на службе в королевской охране.

В маленькой лесной избушке, прозванной в народе Пьяной берлогой, встречаются Румата и дон Кондор, Генеральный судья и Хранитель больших печатей торговой республики Соан и землянин Александр Васильевич, который гораздо старше Антона, кроме того, он живёт на планете уже много лет и лучше ориентируется в здешней обстановке. Антон взволнованно объясняет Александру Васильевичу, что положение в Арканаре выходит за пределы базисной теории, разработанной сотрудниками Института, — возник какой-то новый, систематически действующий фактор; у Антона нет никаких конструктивных предложений, но ему просто страшно: здесь речь уже идёт не о теории, в Арканаре типично фашистская практика, когда звери ежеминутно убивают людей. Кроме того, Румата обеспокоен исчезновением после перехода ируканской границы доктора Будаха, которого Румата собирался переправить за пределы Империи; Румата опасается, что его схватили серые солдаты. Дону Кондору о судьбе доктора Будаха тоже ничего неизвестно. Что же касается общего положения дел в Арканаре, то дон Кондор советует Румате быть терпеливым и выжидать, ничего не предпринимая, помнить, что они просто наблюдатели.

Вернувшись домой, Румата находит дожидающуюся его Киру — девушку, которую он любит. Отец Киры — помощник писца в суде, брат — сержант у штурмовиков. Кира боится возвращаться домой: отец приносит из Весёлой башни для переписки бумаги, забрызганные кровью, а брат приходит домой пьяный, грозится вырезать всех книгочеев до двенадцатого колена. Румата объявляет слугам, что Кира будет жить в его доме в качестве домоправительницы.

Румата является в опочивальню короля и, воспользовавшись древнейшей привилегией рода Румат — собственноручно обувать правую ногу коронованных особ Империи, объявляет королю, что высокоученый доктор Будах, которого он, Румата, выписал из Ирукана специально для лечения больного подагрой короля, схвачен, очевидно, серыми солдатами дона Рэбы. К изумлению Руматы, дон Рэба явно доволен его словами и обещает представить Будаха королю сегодня же. За обедом сгорбленный пожилой человек, которого озадаченный Румата никогда бы не принял за известного ему только по его сочинениям доктора Будаха, предлагает королю выпить лекарство, тут же им приготовленное. Король лекарство выпивает, приказав Будаху предварительно самому отпить из кубка.

В эту ночь в городе неспокойно, все как будто чего-то ждут. Оставив Киру на попечение вооружённых слуг, дон Румата отправляется на ночное дежурство в опочивальню принца. Среди ночи в караульное помещение врывается полуодетый, сизый от ужаса человек, в котором дон Румата узнает министра двора, с криком: «Будах отравил короля! В городе бунт! Спасайте принца!» Но поздно — человек пятнадцать штурмовиков вваливаются в комнату, Румата пытается выпрыгнуть в окно, однако, сражённый ударом копья, не пробившего тем не менее металлопластовую рубашку, падает, штурмовикам удаётся накинуть на него сеть, его бьют сапогами, волокут мимо двери принца, Румата видит ворох окровавленных простыней на кровати и теряет сознание.

Через некоторое время Румата приходит в себя, его отводят в покои дона Рэбы, и тут Румата узнает, что человек, отравивший короля, вовсе не Будах: настоящий Будах находится в Весёлой башне, а лже-Будах, попробовавший королевского лекарства, на глазах у Руматы умирает с криком: «Обманули! Это же был яд! За что?» Тут Румата понимает, почему утром Рэба так обрадовался его словам: лучшего повода подсунуть королю лже-Будаха и придумать было невозможно, а из рук своего первого министра король никогда бы не принял никакой пищи. Дон Рэба, совершивший государственный переворот, сообщает Румате, что он является епископом и магистром Святого ордена, пришедшего к власти этой ночью. Рэба пытается выяснить у Руматы, за которым он неустанно наблюдает уже несколько лет, кто же он такой — сын дьявола или Бога или человек из могущественной заморской страны. Но Румата настаивает на том, что он — «простой благородный дон». Дон Рэба ему не верит и сам признается, что он его боится.

Вернувшись домой, Румата успокаивает перепуганную ночными событиями Киру и обещает увезти её отсюда далеко-далеко. Вдруг раздаётся стук в дверь — это явились штурмовики. Румата хватается за меч, однако подошедшая к окну Кира падает, смертельно раненная стрелами, выпущенными из арбалета.

Обезумевший Румата, понимая, что штурмовики явились по приказу Рэбы, мечом прокладывает себе дорогу во дворец, пренебрегая теорией «бескровного воздействия». Патрульный дирижабль сбрасывает на город шашки с усыпляющим газом, коллеги-разведчики подбирают Румату-Антона и отправляют на Землю.

Краткое содержание Стругацкие Трудно быть богом

Действие разворачивается в XXII веке. Развитие Земной цивилизации шагнуло далеко вперед, поэтому, обнаружив обитаемую планету, где уровень цивилизации соответствует нашему Средневековью, земляне не бросились их завоевывать, а послали специальных агентов-наблюдателей. Эти наблюдатели – сотрудники Института экспериментальной истории. Их деятельность имеет множество строгих ограничений – им нельзя вмешиваться в естественный ход истории, можно только «сглаживать углы», не допуская исторических катастроф, которые, в свое время пережила Земля.

Главный герой повести – землянин Антон. Он вот уже пять лет живет в столице государства Арканар под именем дона Руматы Эсторского, аристократа и члена королевской охраны. Арканарское государство переживает непростые времена – идут гонения на «грамотеев»: учёных, поэтов, мыслителей. Частью работы Антона является спасение этих людей и их переправления в более безопасные регионы. Неудивительно, что после таких изменений королевский двор, некогда считавшийся одним из самых просвещённых, опустел. Остались лишь морально сломленные люди, которые только и могут, что писать хвалебные оды своему правителю. Такие реформы произвел новый министр охраны, дон Рэба. Когда-то он был совершенно ничем не примечательным мелким чиновником, а теперь – самый влиятельный человек во всем в королевстве.

Повесть начинается со встречи дона Руматы с доном Кондором, который тоже является агентом-наблюдателем Александром Васильевичем. Он провел на планете уже много лет, выполняя роль генерального судьи и хранителя печатей республики Соан.

Румата объясняет Кондору, что в королевстве происходит что-то странное. То, чего не было предусмотрено сотрудниками Института. Установившийся режим становится слишком похожим на фашистское государство. Кроме того, герой взволнован исчезновением врача Будаха, который должен был прибыть к королю, чтобы вылечить его от подагры, но пропал после пересечения ируканской границы. О судьбе доктора Кондору ничего не известно, однако он советует Антону не вмешиваться, ведь земляне должны быть только наблюдателями.

По возвращении домой, Румата встречает Киру, вою возлюбленную. Кира – простолюдинка, ее отец работает помощником писца в суде, а брат один солдат армии дона Рэбы. Кире страшно возвращаться домой, потому что ее брат клянется вырезать всех грамотеев в королевстве, а отцу приходится переписывать бумаги, забрызганные кровью. Тогда дон Румата говорит, что Кира останется жить в его доме как домоправительница.

Румата является в опочивальню к королю, чтобы известить того, что доктор Будах исчез на границе Ирукана и, по видимому, схвачен солдатами дона Рэбы. Дон Рэба же с готовностью сообщает, что врач сегодня же будет представлен королю. За обедом сгорбленный старик, представившийся как доктор Будах, дает испить королю лекарство, которое вылечит его от подагры. Правитель выпивает.

Вечером Румата отправляется охранять принца. Посреди ночи появляется министр двора, который, не помня себя от ужаса, сообщает, что король отравлен Бурдахом, а в Арканаре начался переворот. Он велит Румате спасать принца, но в тот же момент в покои врываются солдаты. Главный герой пытается сбежать через окно, но его хватают и избивают. Когда героя волокут мимо комнаты принца, он видит окровавленные простыни и понимает, что принц мертв. После этого Румата теряет сознание.

Читайте также:  Обитаемый остров - краткое содержание повести братьев Стругацких

Он приходит в себя уже в покоях дона Рэбы и узнает, что план с отравил короля не настоящий Будах, а самозванец, и сделал он это по приказу Рэбы. Оказывается, Рэба – епископ и магистр святого ордена. И сегодняшней ночью этот орден пришел к власти. Рэба пытается выяснить у Руматы, кто же он такой – сын бога или дьявола? Но герой настаивает, что он – «простой благородный дон». Ребе опасается его, так как не знает, на что способен Румата. И ему приходится отпустить героя.

Румата спешит домой, чтобы встретить Киру. Он успокаивает ее и обещает увести далеко-далеко, но в этот момент в дом вламываются солдаты Рэбы. Испуганная Кира рванулась к окну – и тут же была смертельно ранена стрелой. Антон, обезумев от горя, совсем забывает о принципе невмешательства и отправляется во дворец, убивая всех, кто станет у него на пути. Однако земляне пускают в город усыпляющий газ и Антона забирают его коллеги и отправляют обратно на Землю.

На протяжении всей повести в душе героя растет и усиливается глубокий внутренний конфликт: Антон не имеет права вмешиваться в естественный ход истории, однако бездействие в такое отчаянное время противоречит его собственному моральному кодексу.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Стругацкие. Все произведения

Трудно быть богом. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Однажды по шумным улицам одного неизвестного города водили крупного слона, для показа, чтобы люди могли близко увидеть такое экзотическое животное. Для местных жителей подобное зрелище стало в диковинку

Поймали как-то воблу, вычистили у нее изнутри все лишнее, одни лишь молоки оставили для размножения. И повесили на веревочке на солнце. Висит вобла, сохнет. Вот уже и кожа на брюхе поморщилась

Добрый рассказ о десятилетнем мальчике Евсейке и его вере в чудо природы. В начале повести автор прибыл на железнодорожную станцию и искал кого-нибудь, кто мог бы его добросить до ближайшей деревни

В коммунальной квартире проживал обыкновенный инженер. Однажды этот гражданин уехал на юг, а свою комнату запер на ключ. Вскоре соседи, проходившие мимо его двери, услышали мяуканье. Перед закрытым помещением собрались жильцы

В книге рассказывается о приключениях двух друзей по фамилии Гильденстерн и Розенкранц. Стоя на поляне, они играли в орлянку. При орлянке Гильденстерн проиграл все деньги. Несмотря на проигрыш

Стругацкие «Трудно быть богом» краткое содержание (Литература XX века)

В далёком будущем посланники земли ученые Института экспериментальной истории наблюдают за одной из обитаемых планет где-то в космосе. Развитие цивилизации на исследуемом объекте находится на уровне времен Средневековья на Земле. Сотрудники Института могут вмешиваться в некоторые события на планете, но их возможности ограничены правилами не пролития крови, так называемым, «бескровным воздействием».

Основное действие повести происходит в Арканарском королевстве, его главном городе, Арканаре. Здесь свирепствуют солдаты короля – серые штурмовики. Они избивают и ловят всех, кто выделяются на фоне других людей. Солдаты вечно пьяны и злы. И их не волнует, насколько умный или образованный человек попадет им под руку.

Двор короля ещё совсем недавно был известен на всю империю, как один из самых просвещённых.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Теперь же новый министр охраны дон Рэба изменил ситуацию в корне. Некоторые важные лица были обвинены в шпионаже и отправлены в тюрьму именуемую «веселой башней». Те, кто признался выдвинутых обвинениях, были повешены на местной площади, другие остались жить при дворе и писать стихи, прославляющие короля. И лишь немногим удалось спастись от ужасной участи, благодаря побегу за пределы земель арканара. Спас этих людей разведчик земного института Антон. В Арканаре он известен как Румата Эсторский, благородный дон, несущий службу в охране короля.

Однажды Румата встречается с доном Кондором, генеральным судьей и хранителем больших печатей торговой республики Суан. Кондор также является землянином. Его настоящее имя Александр Васильевич. Уже много лет он не покидает этой планеты и знает буквально обо всём, что здесь происходит. Герои встречаются в лесной избушке, также известной как пьяная берлога. Антон пытается объяснить своему старшему товарищу, что положение в королевстве выходит из-под контроля. Всему виной некий фактор, что систематически выводит обстановку в Арканаре за пределы базисной теории, разработанной учеными из института. Антон считает, что королевство становится похоже на фашистскую Германию и его это пугает. Ещё больше он переживает об исчезновении некого доктора Будаха. Эсторский собирался переправлять его за пределы империи, но того, судя по всему, схватили серые штурмовики. Кондор не может ничем помочь своему товарищу, но советует ему не предпринимать каких-либо действий – Антон и Александр Васильевич являются просто наблюдателями, которым нельзя вмешиваться в происходящее.

Возвратившись домой, Румата встречает свою возлюбленную. Её зовут Кира и она является дочерью помощника судебного писца, а её брат служит сержантом у штурмовиков. Девушка опасается своей родни. Всё потому, что её отец каждый вечер приносит окровавленные бумаги из веселой башни. Брат в свою очередь много пьет и желает вырезать всех читающих людей вплоть до двенадцатого колена. Дон Эсторский говорит своим слугам, что теперь Кира будет жить здесь и займет место домоправительницы.

Румата приходит в опочивальню короля. Его род удостоился привилегии обувать правую ногу коронованных особ. Именно за этим Антон и явился. Пользуясь случаем, Румата рассказывает королю о докторе Будахе, которого вероятно схватили люди дона Рэбы. Предводитель серых штурмовиков слышит это и странно улыбается. Он обещает привести доктора к больному подагрой королю в этот же день. Во время обеда Румата видит сгорбленного пожилого человека и с трудом узнает в нем Будаху. Доктор предлагает королю лекарства, при этом первым отпив из того же кубка. Ночью Антона беспокоит плохое предчувствие. Он оставляет Киру под охраной вооруженных слуг, а сам отправляется на дежурство в замок. Чуть позже в караульное помещение врывается министр двора с горящими от ужаса глазами. Он говорит, что короля травили и в городе зреет бунт. Им всем нужно скорее спасать принца, но никто так и не успевает ничего сделать. 15 штурмовиков нападают на охрану короля. Румата пытается сбежать, прыгнув в окно. Но его тут же валят наземь ударом копья. От ранение Антона защищает металлопластовая рубашка, солдаты успевают накинуть на него сеть и изо всех сил избивают ногами. Затем Румату тащат мимо покоев принца. Там герой видит окровавленные простыни, после чего теряет сознание.

Когда Антон приходит в себя, он оказывается в покоях дона Рэбы. Эсторский понимает, что доктора подменили, а настоящий Будах до сих пор сидит веселой башне. Старик, притворяющийся доктором, умирает у него на глазах. Румате становится ясно, что за всем этим планом стоит дон Рэба, желающий совершить государственный переворот. Злодей рассказывает Антону, что является магистром святого Ордена, который захватил всю власть над королевством этой ночью. Дон Рэба пытается узнать у Руматы, кем он является на самом деле. Богом, сыном дьявола или сильным человеком из далекой заморской страны. В ответ Эсторский говорит ему, что он обычный благородной дон. Магистр всё ещё не верит ему и даже признается в том, что побаивается Румату. Затем Румата уходит от людей Рэбы и освобождает из заточения доктора Будаха.

После он решает вернуться домой и проведать Киру. Добравшись до дома Антон пытается успокоить возлюбленную. Она крайне потрясена происходящими вокруг событиями. Герой обещает увезти её далеко отсюда и в тот же момент раздается стук в дверь. Это по душу дона пришли серые штурмовики. Кира подходит к окну, чтобы увидеть, кто стучит в дверь. И в тот же момент она падает замертво от арбалетных выстрелов. Румата хватается за меч и, наплевав на все правила, с кровью и боем прорывается к дворцу. Над городом появляется патрульный дирижабль землян и начинает сбрасывать шашки с усыпляющим газом. Все люди в Арканаре засыпают. Затем другие разведчики забирают Антона в институт. После его решают отправить обратно на землю.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id69366

«Эротика текста»: Между свободой воли и попущением зла. Анализ повести «Трудно быть богом»

Братья Стругацкие, вслед за своим учителем Ефремовым, обращались к жанру фантастики как к полю, внутри которого возможна максимальная вариация мысленных социально-философских и этически-дилеммных экспериментов. Concepture публикует статью о произведении братьев Стругацких «Трудно быть богом».

Стругацких можно определить как конструкторов в области социального проектирования. Наследуя устремления левонастроенной советской интеллигенции построить «сверхобщество», состоящее из «сверхлюдей» (вспомним Эру Встретившихся Рук в романе Ефремова «Час быка»), Стругацкие, тем не менее, ставят акцент не на технологических достижениях прогрессировавшего человечества, а на сущности моральных оснований, из которых оно исходит. И в этом отношении Стругацких отличает критическая ирония, причиной которой является отсутствие нравственной эволюции человека. Здесь они продолжают традицию русской классической литературы. Именно синтез традиционного морализаторства и советского инженерно-проектировочного пафоса резко выделяют Стругацких из когорты современников.

Читайте также:  Стихотворение Есенина Береза

Сюжет повести «Трудно быть богом» построен как разворачивающаяся этическая дилемма, завязанная на тематике справедливого устройства общества. Группа исследователей института экспериментальной истории с Земли прилетают на планету, жители которой находятся состоянии позднего Средневековья. Задача исследователей ограничивается чистым наблюдением, исключающим какое-либо вмешательство. Однако мракобесные непотребства, которые они наблюдают, вызывают у прогрессивных землян различные реакции. Коллизия романа возникает именно из несовпадения этих реакиций и идейного противостояния главных героев. Если описывать возникающий конфликт коротко, можно сказать, что технологически развитые исследователи с Земли – это своеобразные боги по отношению к отсталым гуманоидам Арканара, спорящие между собой, имеют ли они право вмешиваться в естественное развитие инопланетной цивилизации.

Как и во многих других своих произвденениях, в этой повести Стругацкие отталкиваются от классической идеи утопии. По сути дела вопрос о природе общественного в их творчестве всегда поставлен ребром: либо социум опирается на моральные ценности, либо он строится по законам безнравственной исторической необходимости, подразумевающей кровопролитие и невиные жертвы. Проблема заключается в том, что общество, основанное на морали – труднодостижимо и менее жизнеспособно; а природосообразное общество – лишено человечности и практически ничем не отличается от животной стаи. В повести «Трудно быть богом» за видимым конфликтом индивида (Руматы) и общества (жителей Арканара) скрываются вечно актуальные социально-этические проблемы. Например, проблема роли насилия в обществе, которое будучи аморальным по своему существу, одновременно с тем является фактором исторического прогресса.

Отношение авторов к тем проблемам, о которых идет речь в книге, можно определить как трагический оптимизм. Главный герой, переживающий не только внешний, но и внутренний конфликт (поскольку он, являясь очевидцем всяких зверств, все же связан политикой невмешательства), в конце концов приходит к определенному (пусть и полуспонтанному) решению – активно бороться против несправедливости (поднять меч против нее). Вывод авторов вполне однозначен – «добро должно быть с кулаками». Это подтверждается двумя эпизодами с главным героем Руматой, которому авторы явно симпатизируют.

Кузнец оживился.
– И я так полагаю, что приспособимся. Я полагаю, главное – никого не трогай, и тебя не тронут, а?
Румата покачал головой.
– Ну нет, – сказал он. – Кто не трогает, тех больше всего и режут.
– И то верно, – вздохнул кузнец. – Да только куда денешься. Один ведь, как перст, да восемь сопляков за штаны держатся. Эх, мать честная, хоть бы моего мастера прирезали! Он у серых в офицерах был. Как вы полагаете, благородный дон, могли его прирезать? Я ему пять золотых задолжал.
– Не знаю, – сказал Румата. – Возможно, и прирезали. Ты лучше вот о чем подумай, кузнец. Ты один, как перст, да таких перстов вас в городе тысяч десять.
– Ну? – сказал кузнец.
– Вот и думай, – сердито сказал Румата и пошел дальше.

– Вздор! – сказал Румата, осаживая жеребца. – Было бы скучно проехать столько миль и ни разу не подраться. Неужели тебе никогда не хочется подраться, Киун? Все разговоры, разговоры.

– Нет, – сказал Киун. – Мне никогда не хочется драться.

– В том-то и беда, – пробормотал Румата, поворачивая жеребца и неторопливо натягивая перчатки.

По здравом размышлении, выясняется, что вариант, который предлагают авторы (деятельная борьба) — наиболее приемлемый из всех. Два других варианта – так или иначе приводят в тупик. Например, вариант «невмешательства» есть синоним попустительства бесчинству зла и насилия. Сам Румата по этому поводу высказывается так: «Мне не нравится, что мы связали себя по рукам и ногам самой постановкой проблемы. Мне не нравится, что она называется Проблемой Бескровного Воздействия. Потому что в моих условиях это научно обоснованное бездействие. Я знаю все ваши возражения! И я знаю теорию. Но здесь нет никаких теорий, здесь типично фашистская практика, здесь звери ежеминутно убивают людей! Здесь все бесполезно. Знаний не хватает, а золото теряет цену, потому что опаздывает».

А вариант непосредственного дарования землянами благ арканарцам грозит лишить последних свободы и самостоятельности. В тексте мы находим следующий отрывок на эту тему, разговор Руматы и Будаха:

– Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им – сказал Будах.

– И это не пойдет людям на пользу, – вздохнул Румата, – ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.

Поэтому остается единственный вариант, не посягающий на свободу воли, но и не попускающий зла – это вдохновенная борьба. Легкий толчок косной массы, подъем самосознания толпы с целью превращения ее в общество.

Рекомендуем прочесть:

1. А. Скаландис – «Братья Стругацкие».

2. Ю. Черняховская – «Власть и история в политической философии братьев Стругацких».

Краткое содержание «Трудно быть богом»

Повесть «Трудно быть богом» братьев Стругацких была написана в 1963 году. В научно-фантастическом произведении описывается неудачная попытка вмешательства землян в исторический процесс на другой планете.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Трудно быть богом» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

Румата Эсторский (Антон) – 35-летний мужчина, историк с Земли, который в течение пяти лет выдавал себя за благородного дворянина в Арканаре.

Другие персонажи

Дон Рэба – первый министр короля Пица VI Арканарского, епископ и боевой магистр Ордена.

Пиц VI Арканарский – правитель Арканара, отравленный коварным доном Рэбой.

Дон Кондор (Александр Васильевич) – сотрудник Института, старший и более опытный коллега Антона.

Кира – 18-летняя возлюбленная Руматы, нежная, любящая, доверчивая девушка.

Доктор Будах – доктор, опытный специалист по ядолечению.

Краткое содержание

Главы 1-3

Одна из отдаленных планет населена гуманоидами, чей уровень цивилизации во многом схож с земным Средневековьем. За историческими процессами на этой планете наблюдали земляне – сотрудники Института экспериментальной истории. Под видом благородных господ они внедрялись в жизнь местных жителей, но никогда не вмешивались в ход естественной истории.

Одним из таких сотрудников был Антон, который под вымышленным именем Руматы Эсторского пребывал в городе Арканаре. Там всем заправляли «серые», которые всячески третировали ученых, поэтов, и просто образованных людей. В те страшные времена было выгодно быть шпионом, вызывая у людей « собачью преданность, почтительный страх и восхитительную бессильную ненависть ». Людям внушали, что « Бог дал простолюдину язык вовсе не для разглагольствований, а для лизания сапог своего господина ». Румата помогал гонимым, переправляя их в безопасное место.

По дороге в Арканар Румата встретил беглеца с книгами в руках. Он некоторое время беседовал с ним, пока не появился патрульный отряд, и беглец не скрылся из глаз.

Румата посетил Пьяную Берлогу, в которой жил алхимик отец Кабани. Вскоре здесь появился « дон Кондор, Генеральный судья и Хранитель больших государственных печатей торговой республики Соан ». На самом деле это был опытный сотрудник Института Александр Васильевич, который уже много лет находился на планете. Румата поделился с ним тревожной обстановкой в городе, а также исчезновением доктора Будаха. Кондор посоветовал ему ни во что не вмешиваться, и напомнил, что они являются лишь сторонними наблюдателями на планете.

На следующий день Румата отправился в порт, где навестил могущественного короля преступного мира – Вагу Колесо. Однако и он ничего не мог сказать о местонахождении Будаха.

Вернувшись домой, Румата застал юную Киру, в которую был влюблен. Девушка не отличалась особенной красотой, но « любить она умела, как любят сейчас на Земле,– спокойно и без оглядки ». Ее отец и старший брат жестоко расправлялись с «книголюбами». Румата объявил слугам, что Кира будет жить в доме в качестве домоправительницы.

Главы 4-6

Румата явился в королевскую опочивальню, чтобы воспользоваться древнейшей привилегией рода Румат – « собственноручно обувать правую ногу коронованных особ Империи ». Дождавшись подходящего момента, он сообщил королю Пицу VI Арканарскому, что им был найден « крупнейший в Империи специалист по ядолечению » – доктор Будах, чтобы вылечить застарелую подагру у короля. Румата сообщил, что великий лекарь был схвачен, по всей вероятности, серыми солдатами дона Рэбы. В свою очередь, дон Рэба пообещал сегодня же доставить Будаха в королевский дворец.

Читайте также:  Пикник на обочине - краткое содержание повести Стругацких

Во время обеда в зале появился « сгорбленный пожилой человек в долгополой мантии, украшенной изображениями серебряных пауков, звезд и змей », которого дон Рэба представил как доктора Будаха. Он предложил королю выпить лекарство, которое на поверку оказалось ядом. Так король был отравлен, и во дворце начался переворот, а « ируканские шпионы подняли бунт в городе ». Румату схватили штурмовики.

Главы 7- 10

Спустя некоторое время Румата пришел в себя, и его отвели в покои дона Рэбы. От него Румата узнал, что отравителем был не доктор Будах, а самозванец, в то время как лекарь находился в заточении в Веселой башне. Лже-Будах был удачной уловкой коварного дона Рэбы, с помощью которого ему удалось ловко подсунуть королю отравленное зелье – все было известно, что Пиц VI Арканарский был очень недоверчивым, и не принимал еду из чужих рук. Во время допроса дон Рэбы пытался выяснить, кем на самом деле является Румата. Ему не давало покоя невиданное воинское мастерство Руматы, и он полагал, что молодой мужчина продал « душу дьяволу, ибо только в аду можно научиться этим невероятным, сказочным приемам боя ».

После смерти короля править Арканаром стал « дон Рэба, епископ Святого Ордена ». Город « был поражен невыносимым ужасом », и никто даже не пытался оказывать сопротивление тем бесчинствам, что творились на улицах и площадях с легкой руки дона Рэбы. Румату отпустили, и ему пришлось долго успокаивать испуганную Киру. Он пообещал девушке, что увезет ее далеко-далеко отсюда.

Румате удалось освободить доктора Будаха и привести его в безопасное место, Пьяную Берлогу. Там он встретил своих коллег из Института, с которыми принялся совещаться по поводу сложившейся ситуации. Друзья посоветовали Румате как можно более надежно спрятать Киру, чтобы обезопасить ее от мести дона Рэбы.

Румата понимал, что « безопаснее всего было бы на Земле », но ему было очень тяжело расстаться с возлюбленной. Неожиданно в дверь постучали штурмовики, и Кира, неосторожно подойдя к окну, была смертельно ранена стрелами – « одна арбалетная стрела пробила ей горло, другая торчала из груди ».

Понимая, что штурмовики явились за ним по приказу дона Рэбы, Румата стал мечом прокладывать себе дорогу ко дворцу. Ему на помощь вовремя вылетел патрульный дирижабль, и сбросил « на город шашки с усыпляющим газом ». Коллеги-разведчики подобрали Антона, и отправили его на Землю.

Заключение

В своем произведении братья Стругацкие описали непростую ситуацию, в которой оказался главный герой. Обладая немалыми возможностями, он не мог вмешаться в естественный ход истории и восстановить справедливость. Это привело к серьезному внутреннему конфликту героя, и дальнейшим драматическим событиям.

После ознакомления с кратким пересказом «Трудно быть богом» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Трудно быть Богом» – краткое содержание повести Аркадия и Бориса Стругацких

Начало истории

Развитие событий в фантастической повести «Трудно быть Богом» происходят в далеком будущем. В одном из институтов на земле ученые изучают далекую планету, которую по развитию можно сравнить с эпохой позднего Средневековья.

Исследователи могут вмешиваться в некоторые события, но не допуская кровопролития. Главное действие развивается в Арканарском королевстве, столицей которого является город под названием Арканара.

Совсем недавно это было процветающее государство с сытыми, счастливыми и довольными жителями. Но все кардинально изменилось после смены министра охраны. Дон Рэб полностью изменил политику, и королевство стало нищать, разорятся. Граждане уже не чувствуют себя в безопасности, их отлавливают вечно пьяные солдаты, грабят и избивают.

Многие важные лица, несогласные с новым режимом, оказались за решеткой по обвинению в шпионаже, а после были казнены. Но есть и такие личности, которым удалось спастись, они спрятались за пределами королевства. Их спасителем стал земной разведчик Антон, но в Арканаре, его знают как Румата Эсторского, служащего из охраны короля.

На этой планете находится еще один ученый с земли — Дон Кондор, он уже долгое время проживает в королевстве, поэтому знает все самые важные новости. Земляне встречаются в лесной избушке, более известной под названием «Медвежья берлога». Коллеги делятся информацией и стараются выяснить, куда пропал их общий товарищ доктор Будах, которого планировалось вывести с территории империи.

Кондор советует Румату не предпринимать лишних действий, он напоминает ему, что они не вправе вмешиваться в ход событий. Но тот не слушает его и всеми силами пытается направить власть и жителей на правильный путь.

В этот же период начинаются гонения на умных, талантливых и образованных людей. Антон понимает, что в скором времени в королевстве не останется ученых, писателей, философов, он пытается спасти их любой ценой. В спасении людей также участвует революционер Арата Горбатый.

Вскоре в государстве происходит переворот, во главе которого встает советник Дон Рэб. Он убивает монарха и наследника и занимает престол. Расправиться с правителем ему помогает главарь преступников Вага Колесо.

Уже в роли короля он устанавливает режим теократического тоталитаризма. Под репрессивную машину попадает и землянин Антон.

Развязка событий

После ареста Румату долго допрашивают, Дон Рэб подозревает его в том, что тот пытается помешать его планам. Но Эсторский твердо стоит на своем, он не открывает тайны о своем земном происхождении. Перед тем как отпустить пленного магистр признается, что боится Румату, так как не знает, кем он является на самом деле, он даже выдвигает несколько версий, а именно:

  • бог;
  • сын дьявола;
  • человек из заморской страны.

После возвращения домой Антон пытается утешить обеспокоенную возлюбленную Киру, она шокирована событиями, которые происходят в государстве. Землянин пытается утешить невесту, обещает, что вскоре они уедут и заживут счастливо. Вдруг в дверь раздается стук — это пришли штурмовики дона Рэба. Кира подходит к окну, чтобы посмотреть, что за звуки раздаются с улицы. Девушка падает замертво, пораженная арбалетной стрелой, попавшей прямо в сердце красавицы.

Румата хватает меч и боеприпасы, которые ему поставлял местный химик отец Кабани, и бросается в бой, забыв о правилах и наставлениях с земли. Землянин с криком и боем добирается до дворца, но в этот момент в воздухе появляется дирижабль землян. С него подают шашки с усыпляющим газом. Все жители государства заснули, и соплеменники смогли вытащить Антона с вражеской территории и вернуть домой.

Это краткое описание произведения братьев А. и Б. Стругацких «Трудно быть Богом».

Главные герои

В фантастической повести представлено сразу несколько действующих лиц. Самые яркие из них:

  1. Румата Эсторский — землянин Антон, который внедрен на чужеземную планету в исследовательских целях. Ради спасения ученых умов и простых граждан он вмешивается в исторический процесс, но ему не удается изменить ход событий.
  2. Дон Рэба — магистр и епископ короля Арканары. Это жадный и глупый человек, который ради власти готов совершить любые поступки. Он преследует ученые умы, чтобы те не открыли глаза простым жителям на необразованного министра и на его грехи.
  3. Дон Кондор или Александр Васильевич — старший сотрудник исследовательского института, он старше и опытнее главного героя Антона. На чужеземной планете находится уже 15 лет.
  4. Кира — восемнадцатилетняя невеста главного героя Антона, девушка трагически погибает в конце рассказа.
  5. Арата Горбатый — бунтовщик и революционер, ставший предводителем многочисленных восстаний в королевстве. Он единственный кто знал, кем на самом деле является Румата Эсторский.

Суть сюжета заключается в том, что посланники с земли должны только наблюдать, но не вмешиваться в ситуации, насколько бы сложными и страшными они ни были. Но люди настолько привыкают к новому миру и врастают в него, что не могут оставаться безучастными.

Авторы романа хотели показать, как тяжело было герою, он имел все возможности изменить ход истории, но не имел права это сделать. В результате это привело к серьезному внутреннему конфликту главного героя и последующему драматическому развитию.

После ознакомления с кратким пересказом рекомендовано почитать полную версию книги с захватывающим сюжетом. Также можно бесплатно прослушать повесть онлайн или насладиться фильмом, снятым в 2013 году. С биографией авторов, которые написали роман, можно ознакомиться на сайте Википедия.

Ссылка на основную публикацию