Анализ стихотворения Кинжал Брюсова 11 класс

Анализ стихотворения Кинжал

Анализ стихотворения В.Я. Брюсова «Кинжал»

Дата написания и публикации: 1904/1906 в сборнике «Stephanos» («Венок»).
Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод: «Кинжал» – это декларация (от лат. declaro заявлять официальное провозглашение основных принципов или точки зрения на что-либо), раскрывающая понимание Брюсовым сути и задач поэзии. Метод – символизм.
Творческая история: Напряженная обстановка в стране, мысли о поэте и поэзии, ее назначении и месте в жизни поэта и мира привели Брюсова к написанию данного стихотворения в революционном ключе.
Основная тема: Поэт и революция, поэзия и ее назначение.
Смысл названия: В заглавие выносится главный символ стихотворения, олицетворяющий собой поэзию современного автору мира.
Лирический сюжет и его движение: Здесь мы наблюдаем «рывок» поэта, его возвращение из сонных бездн истории, отклик на начинающуюся бурю – революцию.
Композиция. Структурные части: Стихотворение состоит из эпиграфа и 5 стихотворных строф. В первой мы видим занесенный кинжал поэзии, в следующих двух рассказывается об ожидании истинного восстания, в последних двух повествуется о начале заветной борьбы, возвращении сил к поэту и зовущим его людям.
Основные настроения, тональность стихотворения: Радость от начала бури, ненависть к прошлому, страстное желание перемен, революции, стихотворная динамичность, торжественность.
Ведущие лейтмотивы (с нем. – ведущий мотив – сквозной образ, символ). Опорные слова:

Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия: В его роли выступает сам автор, о чем свидетельствует многократное повторение личного мест. я. Перед нами воспрянувший ото сна, страстно желающий свободы, правды, заслышавший «зов трубы», то есть истинный призыв, Поэт. Он готов к переменам, к борьбе, уничтожению всего старого, патриархального. Его не остановит ни смерть, ни боль, поскольку нет страха, есть только стремление идти вперед, почти бешеная энергия духа.
Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы: Вторым неявным персонажем становится русский народ. Именно его клич ждал Поэт, чтобы вытащить кинжал и обрушить мощь поэзии на старый мир. Его судьбу мы также можем проследить: поэт с жестокой насмешкой рассказывает о веках «робких призывов», на которые он не желал отвечать. Когда же люди взяли в руки трубу, и разразилась гроза, Поэт встал вместе с ними.
Столкновение и соединение различных уровней сознания:

Позиция автора и передача его переживаний: Поэт торжественно, страстно поддерживает начинание народа, уверившись в его истинности. Мы чувствуем бешеную энергию, способную обратить поэзию в клинок против самодержавия, ведь в ней вся надежда, радость, ненависть, жажда перемен. Это подтверждается высоким стилем стихотворения.
Музыка стихотворения: Брюсов изобрел собственный «лающий», резкий стиль декламирования своих стихов, в чем выражается его революционная направленность, стремление действовать, а не говорить.
Ритм, размер: Стихотворение написано 6-стопным ямбом, но последняя строка – 4-стопным, поскольку она указывает на причину духовного подъема Поэта.
Рифмовка, характер рифм: Рифмовка перекрестная, рифма точная, богатая, мужская, полная/усеченная.
Лексика. Языковые выразительные средства: В стихотворении используются архаизмы (ярмо, выя, вторить, знамя), авторский неологизм позорно-мелочный. Присутствуют олицетворения (песня с бурей вечно сестры), эпитеты (робкие призывы, кровавый свет), перифразы (страна молчанья и могил – история, под ярмом клонили молча выи – смирились),
Поэтический синтаксис: Используются распространенные сложные и простые предложения, односоставные и двусоставные. Имеется назывное восклицательное предложение: Кинжал поэзии!
Звукопись. Фонетическая окраска: Несмотря на то, что Брюсов не уделял много внимания фонетическому звучанию стихотворений, мы можем найти аллитерации преимущественно шипящих звуков («ш», «ж», «ч»), а также «з», «с», «р» (отточенный, шумит, дерзости, позорно-мелочный, заветный зов и т.д.); ассонансы «о», «а», «и», «е» (ножен, он, отточенный, острый; вырван, вам, глаза, гроза,заслышал, заветный, знамена; ни дерзости, ни сил, лишь, робкие, призывы, огнистые; всегда, песня, бурей, вечно, сестры, не видел, все, века, ненавидел). В единстве эти приемы при чтении будят противоречивые чувства: тревожную радость, торжественную ненависть.
Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа: конец ожидания призыва Поэтом знаменуется бешеным восторгом, его гнев высвобождает энергию движения вперед к новому будущему, освобождению от «крестьянских оков». Он жаждет вступить в новую эру и оружием его будет поэзия.
Отзывы критиков: «Еще не так давно Брюсов призывал не жить настоящим и проповедовал бесстрастие. Теперь его глубоко волнуют развертывающиеся большие политические события. Брюсов становится продолжателем традиций русской классической поэзии. Подхватывая лермонтовское сравнение поэта с кинжалом, он называет себя “песенником борьбы” и утверждает: «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры». Как яркий гражданский поэт большой силы, Брюсов выступает в сборнике “Stephanos” (“Венок”), вышедшем как раз в дни вооруженного Декабрьского восстания 1905 года. И важнейший раздел этого сборника называется “Современность” (Н.А. Трифонов «Из сумрака вышедши к свету», 1976). «Следует признать, что он видел в революции не только стихию разрушения. Он воспевает счастливое будущее «нового мира» как торжество демократии, «свободы, братства, равенства» («К счастливым», 19041905), славит певцов борьбы: «Поэт – всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей – вечно сестры» («Кинжал», 1905). Стихи Брюсова о первой русской революции, наряду со стихами Блока, являются вершинными произведениями, написанными на эту тему поэтами начала века» (С. Н. Тяпков, «Валерий Брюсов. Биография», 1920). Сборник вышел в издательстве “Скорпион” в самом конце 1905 года, в “самый разгар декабрьского восстания в Москве”.
Звучание стихотворения в наши дни:

КИНЖАЛ Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок. М. Лермонтов Из ножен вырван он и блещет вам в глаза, Как и в былые дни, отточенный и острый. Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры. Когда не видел я ни дерзости, ни сил, Когда все под ярмом клонили молча выи, Я уходил в страну молчанья и могил, В века загадочно былые. Как ненавидел я всей этой жизни строй, Позорно-мелочный, неправый, некрасивый, Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой, Не веря в робкие призывы. Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена, Я отзыв вам кричу, я песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми, затем, что я поэт, Затем, что молнии сверкали.
1904

  • 5152209
    Размер файла: 37 kB Загрузок: 12

Материалы по теме

  • Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся…»
  • СР 00001 Анализ стихотворения И. Бродского Ниоткуда с любовью
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…»
  • Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое
  • С поляны коршун поднялся — Тютчев — АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
  • Анализ стихотворения
  • SWOT-анализ предприятия. Ситуационный анализ предприятия. Его задача и основные этапы. Анализ бизнес-процессов…
  • НАШИ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
  • Примерные вопросы для анализа стихотворения И
  • Стихотворения наизусть

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Анализ стихотворения «Кинжал» Брюсова

“Кинжал” относится к числу самых знаковых произведений в творчестве Брюсова. Оно является литературной отсылкой к одноименному стихотворению Пушкина и к “Поэту” Лермонтова. Краткий анализ “Кинжал” по плану, который дает общее представление о нем, можно и нужно использовать на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кинжал.

История создания – стихотворение написано Валерием Брюсовым в 1903 году, когда в творчестве писателя наступил переломный период. Стало частью поэтического сборника, названного “Венок”. Однако впервые было опубликовано не в нем, а в журнале “Новый путь” в 1904 году.

Тема стихотворения – место поэта в современном обществе.

Композиция – последовательная, Брюсов от первой строфы до последней развивает мысль о том, что поэт должен быть с народом и выступать за революцию. Но при этом вечная жертва – это не то, что от него требуется.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырех- и шестистопный ямб.

Эпитеты“былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена”.

Метафоры“шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали”.

История создания

Стихотворение написано в 1903 году, когда предчувствие революции уже ощущалось, однако народ был еще инертен. Валерий Брюсов в этот период постепенно отходит от принципов символизма и все чаще демонстрирует свою гражданскую позицию. Ее выражением и стал “Кинжал”. Он впервые был представлен читателю в издании “Новый путь” в 1904 году, а впоследствии стал частью известного брюсовского сборника “Венок”.

Его не зря сравнивают со стихами Пушкина и Лермонтова – история создания произведения действительно с ними связана. Однако, опираясь на классиков прошлого, поэт высказывает собственную идею. Если и Пушкин, и Лермонтов писали о том, что поэт во все времена должен быть светочем для толпы, то Брюсов возражает – по его мнению, бесполезные жертвы ни к чему. Творец действительно должен вынимать из ножен “ кинжал поэзии” , то только тогда, когда народ выскажет готовность к переменам.

Тема стихотворения

Итак, говоря о предназначении поэта и поэзии – а это и есть основная тема произведения, Брюсов высказывает мысль, что поэт бессилен что-либо изменить, если в народе нет желания сбросить с себя тяжкое ярмо. В то же время он говорит о том, что когда такое желание появляется, нельзя оставаться в стороне: слово должно как разить врагов, так и поддерживать революционеров. Это совершенно естественно для поэта, который просто не может остаться в стороне.

Композиция

Брюсов развивает свою идею четко и последовательно, формируя линейную композицию. В первой строфе он высказывает мысль о том, что поэт должен быть с народом в момент борьбы, а во второй замечает, что когда в людях нет “ни дерзости, ни сил” , лучше уйти в поэтические эмпиреи. Даже несмотря на ненависть у правящему строю, нужно копить силы до того момента, пока народ не поднимет голову – и тогда помогать ему разящим словом. Именно эта мысль высказывается в последней строфе, завершая композицию.

Это яркий образец гражданской лирики. Если ранее Брюсов в основном увлекался идеями символизма, то к 1903 году ощутил потребность высказать свою позицию, определить свой взгляд на общественное предназначение поэта, что и заставило его обратиться к нехарактерному для себя жанру, воплотив идею в стихотворении “Кинжал”.

Эти стихи написаны ямбом, причем в первых трех строчках каждого четверостишия используется шестистопный, а в последней – всегда четырехстопный. Это делает стих более четким и емким.

Средства выразительности

Чтобы сделать свое произведение убедительным, поэт использует достаточно традиционные художественные средства:

  • Эпитеты – “былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена” .
  • Метафоры – “шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали” .

Очень важна и такая особенность стихотворения, как обилие пафосной лексики. Брюсов намеренно уходит от символизма и обращается к классическому стихосложению, чтобы четко высказать читателю свою позицию.

Анализ стихотворения Брюсова Кинжал

После публикации стихотворения «Кинжал» в 1903 году, в литературном обществе возникло много споров, касающихся данного произведения. В начале двадцатого века, уже окрепший в поэтическом слове Брюсов постепенно отстраняется от юношеских начинаний в направлении символизма. Дореволюционные события полностью овладевают поэтом и становятся предтечей к коренному изменению в его творчестве. В работах Валерия Яковлевича все большее место занимают политические проблемы. Брюсов видит разлад в обществе, наблюдает, как растет недовольство народа властью, слышит возмущенные голоса людей и немоту правительства и, в ответ на развивающуюся революционную бурю, пишет.

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза

В первое десятилетие двадцатого века публикуются лучшие произведения поэта, которые ярко освещают окружающие его события, увековечивают личности выдающихся современников, их героические поступки. Стихотворение «Кинжал» наиболее четко отражает политические мысли автора. В своем произведении Брюсов ярко выражает свою позицию среди людей, размышляет о судьбе и фигуре поэта в историческом развитии общества.

Читайте также:  Дни Турбиных - краткое содержание пьесы Булгакова

Эпиграф «Кинжала» отсылает нас к лермонтовскому произведению, само название – повторяет название одного из стихотворений Пушкина. Однако, смысловая нагрузка сочинения Брюсова отличается от стихотворений двух русских гениев прошедших эпох. Прежде всего убеждениями: поэты девятнадцатого века считали, что их обязанность освещать путь людям, указывать им правильную дорогу. Брюсов думает иначе, о чем и рассказывает в своем стихотворении. Главная его цель не вести за собой людей в мир истины, а всего лишь поддержать людей в их выборе. Он не славный герой Данко, озаривший людям путь своим сердцем, он – поэт, и его предназначение увековечить событие.

Стихотворение наполнено торжественным звучанием, оно четко, без прикрас и лишних описаний – что определенно не свойственно символисту Брюсову. Поэт специально избегает ярких эпитетов и замысловатых форм – сократив до минимума смысл, он оставляет читателю лишь обнаженную суть. Но отголоски символизма все же находят место в произведении: художественные средства, которые использует Валерий Яковлевич (наиболее заметное – перифраз) помогают поэту обратить внимание на главную мысль, затронутую им в стихотворении.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил…
Я уходил в страну молчанья и могил.

Поэту, по его словам, в отличие от революционно настроенных декабристов, свойственно поддаваться общественному настрою. Брюсов честно признает, что он лишь поэт: не зовет в бой, но при зове народа он станет песенником борьбы и будет “вторить грому” людского бунта.

Ритм произведения выразителен и точен. Многие критики, как современные, так и жившие после Брюсова, одобрительно отзовутся о слоге Валерия Яковлевича. Ритмическая конструкция «Кинжала» делает его кратким, но емким, придает торжественность, заставляя читателя верить увековеченным речам поэта.

Биография Брюсова невообразимо сложна. Его литературная деятельность часто меняла направления. Он загорался идеей внезапно; с жаром бросался к ее осмыслению и так же быстро угасал. Многие критиковали поэта, были и те, кто разделял его взгляды. Но ничто не отвлекало Брюсова от его главной идеи, в которую он верил и которой он всегда придерживался: он был голосом самой жизни. Кинжал поэта – слово. И Брюсов писал: писал для истории, писал для памяти и во имя ее.

И снова я с людьми,— затем, что я поэт,
Затем, что молнии сверкали.

Анализ стихотворения Кинжал Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов с большой заслугой и гордостью пополняет ряды классиков русской поэзии. За свой творческий путь писатель попробовал поработать в разных поэтических жанрах. И можно сказать, что он освоил их с большим удовольствием. Его стихотворения продолжают затрагивать за душу и новые поколения. Уже став более зрелым и опытным человеком и писателем, Брюсов начинает искать свое предназначение в гражданской лирике. Это совсем не удивительно, ведь на тот момент у поэта за плечами был уже огромный опыт в литературе. Валерий Яковлевич написал много стихотворений на данную тематику. Самым более известным его произведением того времени считается стихотворение “Кинжал”.

Основная идея произведения отводится поэту. Роль главного героя, поэта в целом слишком велика. Он полностью посвящает себя служению обществу. У героя складывается свой взгляд на все происходящее в жизни, своя гражданская позиция. Брюсов был вдохновлен работами Пушкина и Лермонтова, которые в свою очередь писали о свободе, поднимали тему самодержавия и борьбы с ней. Можно сказать что “Кинжал” Брюсова посвящен именно этим двум великим писателям. В своем стихотворении Валерий Яковлевич описывает кинжал не как предмет. Кинжал – это словно главный герой поэт, его труды и работы, в некотором роде, воспевание его самого.

Прочитав стихотворение “Кинжал” можно сделать вывод, что Брюсов хоть и был впечатлен работами своих предшественников, все же имел немного другое восприятие и мировоззрение. Писатель знал, пока народ подневольный, трудно вести беседы о высокой материи, у людей совсем другие проблемы. Стихотворение наталкивает на мысли, что пока народ сам не захочет снять оковы и избавится от гнета, поэт не может ничем помочь. Он всего лишь подчиняется общественности и ее мнению, следуя за ним. Герой Брюсова не видит главного смысла в героизме, он даже выбирает путь, в котором лучше отсидеться в стороне от проблем. Это и отличает его от многих писателей ХIХ века, которые думали немного иначе.

Рисуя образ главного героя, поэт олицетворяет его с собой. Он даже пытается написать все предельно просто и понятно. В стихотворении ощущаются грядущие перемены в истории, ведь возникшая революция набирала оборотов. Благодаря произведению Брюсова можно задуматься о надвигающихся проблемах. Главный герой свято верит в то, что его мысли будут услышаны людьми. Именно он должен вдохновлять и поддерживать народ в их целях и начинаниях.

11 класс кратко по плану. Выразительные средства

Картинка к стихотворению Кинжал

Популярные темы анализов

Стихотворение Маяковского «Облако в штанах» длинное и изумительно красивое. Четыре его части воплощают в себе четыре разных посыла: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию».

Стихи Блока всегда отличались своей исключительностью. К примеру, можно привести стихотворение « Ночь на новый год », написанное в 1901 году. Произведение отличается своей, довольно простой структурой, строчки читаются легко и просто,

Н. А. Заболоцкий – выдающийся поэт, переводчик и философ XX века. Он признан одним из самых необычных авторов того времени. Н. А. Заболоцкий жил в эпоху потрясений и серьезных перемен, однако это не помешало ему творить и обогатить

В данном элементе творчества писателя рассказывается история восстания при Екатерине Великой, недовольства казаков и того, что повториться через много лет, при большевистской революции.

Николай Алексеевич Некрасов написал много прекрасных стихотворений. Поэт писал о труде, о крепостных крестьянах, о страданиях народа. В стихотворении «Влас», созданном в 1855 году, Николай Алексеевич

«Кинжал» анализ стихотворения Брюсова по плану кратко – тема, композиция, жанр, история создания

“Кинжал” относится к числу самых знаковых произведений в творчестве Брюсова. Оно является литературной отсылкой к одноименному стихотворению Пушкина и к “Поэту” Лермонтова. Краткий анализ “Кинжал” по плану, который дает общее представление о нем, можно и нужно использовать на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кинжал.

История создания – стихотворение написано Валерием Брюсовым в 1903 году, когда в творчестве писателя наступил переломный период. Стало частью поэтического сборника, названного “Венок”. Однако впервые было опубликовано не в нем, а в журнале “Новый путь” в 1904 году.

Тема стихотворения – место поэта в современном обществе.

Композиция – последовательная, Брюсов от первой строфы до последней развивает мысль о том, что поэт должен быть с народом и выступать за революцию. Но при этом вечная жертва – это не то, что от него требуется.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырех- и шестистопный ямб.

Эпитеты“былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена”.

Метафоры“шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали”.

История создания

Стихотворение написано в 1903 году, когда предчувствие революции уже ощущалось, однако народ был еще инертен. Валерий Брюсов в этот период постепенно отходит от принципов символизма и все чаще демонстрирует свою гражданскую позицию. Ее выражением и стал “Кинжал”. Он впервые был представлен читателю в издании “Новый путь” в 1904 году, а впоследствии стал частью известного брюсовского сборника “Венок”.

Его не зря сравнивают со стихами Пушкина и Лермонтова – история создания произведения действительно с ними связана. Однако, опираясь на классиков прошлого, поэт высказывает собственную идею. Если и Пушкин, и Лермонтов писали о том, что поэт во все времена должен быть светочем для толпы, то Брюсов возражает – по его мнению, бесполезные жертвы ни к чему. Творец действительно должен вынимать из ножен “кинжал поэзии”, то только тогда, когда народ выскажет готовность к переменам.

Тема стихотворения

Итак, говоря о предназначении поэта и поэзии – а это и есть основная тема произведения, Брюсов высказывает мысль, что поэт бессилен что-либо изменить, если в народе нет желания сбросить с себя тяжкое ярмо. В то же время он говорит о том, что когда такое желание появляется, нельзя оставаться в стороне: слово должно как разить врагов, так и поддерживать революционеров. Это совершенно естественно для поэта, который просто не может остаться в стороне.

Композиция

Брюсов развивает свою идею четко и последовательно, формируя линейную композицию. В первой строфе он высказывает мысль о том, что поэт должен быть с народом в момент борьбы, а во второй замечает, что когда в людях нет “ни дерзости, ни сил”, лучше уйти в поэтические эмпиреи. Даже несмотря на ненависть у правящему строю, нужно копить силы до того момента, пока народ не поднимет голову – и тогда помогать ему разящим словом. Именно эта мысль высказывается в последней строфе, завершая композицию.

Это яркий образец гражданской лирики. Если ранее Брюсов в основном увлекался идеями символизма, то к 1903 году ощутил потребность высказать свою позицию, определить свой взгляд на общественное предназначение поэта, что и заставило его обратиться к нехарактерному для себя жанру, воплотив идею в стихотворении “Кинжал”.

Эти стихи написаны ямбом, причем в первых трех строчках каждого четверостишия используется шестистопный, а в последней – всегда четырехстопный. Это делает стих более четким и емким.

Средства выразительности

Чтобы сделать свое произведение убедительным, поэт использует достаточно традиционные художественные средства:

  • Эпитеты – “былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена”.
  • Метафоры – “шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали”.

Очень важна и такая особенность стихотворения, как обилие пафосной лексики. Брюсов намеренно уходит от символизма и обращается к классическому стихосложению, чтобы четко высказать читателю свою позицию.

Подготовка к ЕГЭ по литературе. Анализ поэтического текста.
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Анализ стихотворения В. Брюсова “Кинжал”

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_poeticheskogo_teksta_1.pptx136.54 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Анализ поэтического текста Учитель русского языка и литературы УОР №1 г. Екатеринбурга Фомичева Т.Н . Подготовка к ЕГЭ

Валерий Брюсов Кинжал Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок. М. Лермонтов Из ножен вырван он и блещет вам в глаза, Как и в былые дни, отточенный и острый. Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры. Когда не видел я ни дерзости, ни сил, Когда все под ярмом клонили молча выи, Я уходил в страну молчанья и могил, В века загадочно былые. Как ненавидел я всей этой жизни строй, Позорно-мелочный, неправый, некрасивый, Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой, Не веря в робкие призывы. Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена, Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми,— затем, что я поэт, Затем, что молнии сверкали.

В. Брюсов «Кинжал» 1.К какому литературному течению начала 20 века относится творчество В. Брюсова?

2. Стихотворение написано в жанре Торжественной оды Поэтической декларации Романтической баллады Философской элегии

3.Тематика стихотворения «Кинжал» связана с л юбовными переживаниями поэта р ассуждениями поэта о конечности бытия р аздумьями о мире природы и человека р азмышлениями о назначении поэта и поэзии

4.Восстановите логику композиционного построения стихотворения, сопоставив данные левой и правой колонок 1 строфа 2 строфа 3 строфа 4 строфа 5 строфа В. Брюсов «Кинжал» а ) анализ причин собственного социального равнодушия, разрыв между творчеством и современной жизнью; б) возвращение к бурной современности; в) тезис о родственности поэзии и оружия в прошлом и современности;

5. Найдите во 2 строфе стихотворения два примера перифраза. 6. Найдите примеры эпитетов в стихотворении. 7. На какой звук в 4 строфе В.Брюсов применяет аллитерацию ? В. Брюсов «Кинжал»

8. Почему, по-вашему, В.Брюсов взял эпиграфом к своему стихотворению строчки из произведения М.Ю. Лермонтова «Поэт»? (дайте развернутый ответ)

Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал, — Наследье бранного востока . Наезднику в горах служил он много лет , Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу . Забавы он делил послушнее раба , Звенел в ответ речам обидным. В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и постыдным . Он взят за Тереком отважным казаком На хладном трупе господина, И долго он лежал заброшенный потом В походной лавке армянина . Теперь родных ножон , избитых на войне, Лишен героя спутник бедный; Игрушкой золотой он блещет на стене — Увы, бесславный и безвредный Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает . М. Лермонтов «Поэт»

М . Лермонтов « Поэт» В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье ? Бывало, мерный звук твоих могучих слав Воспламенял бойца для битвы; Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы . Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных . Но скучен нам простой и гордый твой язык; — Нас тешат блестки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны . Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?

ПЕРИФРАЗ – выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. ЭПИТЕТ – образное выразительное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета, явления. АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение однозвучных согласных, придающее стиху особую выразительность. В. Брюсов «Кинжал»

1 – символизм 2 – 2 3 – 4 4 – 1-в, 2-а, 3-а, 4-б, 5-б ОТВЕТЫ В. Брюсов «Кинжал»

Театральный роман

В предисловии автор сообщает читателю, что записки эти принадлежат перу его друга Максудова, покончившего с собой и завещавшего ему их выправить, подписать своим именем и выпустить в свет. Автор предупреждает, что самоубийца не имел никакого отношения к театру, так что записки эти являются плодом его больной фантазии. Повествование ведётся от лица Максудова.

Сергей Леонтьевич Максудов, сотрудник газеты «Вестник пароходства», увидев во сне родной город, снег, гражданскую войну, начинает писать об этом роман. Закончив, читает его своим знакомым, которые утверждают, что роман этот опубликовать ему не удастся. Отправив в два толстых журнала отрывки из романа, Максудов получает их назад с резолюцией «не подходит». Убедившись в том, что роман плох, Максудов решает, что жизни его пришёл конец. Выкрав у приятеля револьвер, Максудов готовится покончить с собой, но вдруг раздаётся стук в дверь, и в комнате появляется Рудольфи, редактор-издатель единственного в Москве частного журнала «Родина». Рудольфи читает роман Максудова и предлагает его издать.

Максудов незаметно возвращает украденный револьвер, бросает службу в «Пароходстве» и погружается в другой мир: бывая у Рудольфи, знакомится с писателями и издателями. Наконец роман напечатан, и Максудов получает несколько авторских экземпляров журнала. В ту же ночь у Максудова начинается грипп, а когда, проболев десять дней, он отправляется к Рудольфи, выясняется, что Рудольфи неделю назад уехал в Америку, а весь тираж журнала исчез.

Максудов возвращается в «Пароходство» и решает сочинять новый роман, но не понимает, о чем же будет этот роман. И опять однажды ночью он видит во сне тех же людей, тот же дальний город, снег, бок рояля. Достав из ящика книжку романа, Максудов, присмотревшись, видит волшебную камеру, выросшую из белой страницы, а в камере звучит рояль, движутся люди, описанные в романе. Максудов решает писать то, что видит, и, начав, понимает, что пишет пьесу.

Неожиданно Максудов получает приглашение от Ильчина, режиссёра Независимого Театра — одного из выдающихся московских театров. Ильчин сообщает Максудову, что он прочитал его роман, и предлагает Максудову написать пьесу. Максудов признается, что пьесу он уже пишет, и заключает договор на её постановку Независимым Театром, причём в договоре каждый пункт начинается со слов «автор не имеет права» или «автор обязуется». Максудов знакомится с актёром Бомбардовым, который показывает ему портретную галерею театра с висящими в ней портретами Сары Бернар, Мольера, Шекспира, Нерона, Грибоедова, Гольдони и прочих, перемежающимися портретами актёров и сотрудников театра.

Через несколько дней, направляясь в театр, Максудов видит у дверей афишу, на которой после имён Эсхила, Софокла, Лопе де Вега, Шиллера и Островского стоит: Максудов «Чёрный снег».

Бомбардов объясняет Максудову, что во главе Независимого Театра стоят двое директоров: Иван Васильевич, живущий на Сивцевом Вражке, и Аристарх Платонович, путешествующий сейчас по Индии. У каждого из них свой кабинет и своя секретарша. Директора не разговаривают друг с другом с 1885 года, разграничив сферы деятельности, однако это не мешает работе театра. Секретарша Аристарха Платоновича Поликсена Торопецкая под диктовку Максудова перепечатывает его пьесу. Максудов с изумлением разглядывает развешанные по стенам кабинета фотографии, на которых Аристарх Платонович запечатлён в компании то Тургенева, то Писемского, то Толстого, то Гоголя. Во время перерывов в диктовке Максудов разгуливает по зданию театра, заходя в помещение, где хранятся декорации, в чайный буфет, в контору, где сидит заведующий внутренним порядком Филипп Филиппович. Максудов поражён проницательностью Филиппа Филипповича, обладающего совершенным знанием людей, понимающего, кому и какой билет дать, а кому и не дать вовсе, улаживающего мгновенно все недоразумения.

Иван Васильевич приглашает Максудова в Сивцев Вражек для чтения пьесы, Бомбардов даёт Максудову наставления, как себя вести, что говорить, а главное — не возражать против высказываний Ивана Васильевича в отношении пьесы. Максудов читает пьесу Ивану Васильевичу, и тот предлагает её основательно переделать: сестру героя необходимо превратить в его мать, герою следует не застрелиться, а заколоться кинжалом и т. п., — при этом называет Максудова то Сергеем Пафнутьевичем, то Леонтием Сергеевичем. Максудов пытается возражать, вызвав явное неудовольствие Ивана Васильевича.

Бомбардов объясняет Максудову, как надо было себя вести с Иваном Васильевичем: не спорить, а на все отвечать «очень вам благодарен», потому что Ивану Васильевичу никто никогда не возражает, что бы он ни говорил. Максудов растерян, он считает, что все пропало. Неожиданно его приглашают на совещание старейшин театра — «основоположников» — для обсуждения его пьесы. Из отзывов старейшин Максудов понимает, что пьеса им не нравится и играть её они не хотят. Убитому горем Максудову Бомбардов объясняет, что, напротив, основоположникам очень понравилась пьеса и они хотели бы в ней играть, но там нет для них ролей: самому младшему из них двадцать восемь лет, а самому старшему герою пьесы — шестьдесят два года.

Несколько месяцев Максудов живёт однообразной скучной жизнью: ежедневно ходит в «Вестник пароходства», вечерами пытается сочинять новую пьесу, однако ничего не записывает. Наконец он получает сообщение о том, что режиссёр Фома Стриж начинает репетировать его «Чёрный снег». Максудов возвращается в театр, чувствуя, что уже не может жить без него, как морфинист без морфия.

Начинаются репетиции пьесы, на которых присутствует Иван Васильевич. Максудов очень старается ему понравиться: он отдаёт через день утюжить свой костюм, покупает шесть новых сорочек и восемь галстуков. Но все напрасно: Максудов чувствует, что с каждым днём нравится Ивану Васильевичу все меньше и меньше. И Максудов понимает, что это происходит потому, что ему самому совершенно не нравится Иван Васильевич. На репетициях Иван Васильевич предлагает актёрам играть различные этюды, по мнению Максудова, совершенно бессмысленные и не имеющие прямого отношения к постановке его пьесы: например, вся труппа то достаёт из карманов невидимые бумажники и пересчитывает невидимые деньги, то пишет невидимое же письмо, то Иван Васильевич предлагает герою проехать на велосипеде так, чтобы было видно, что он влюблён. Зловещие подозрения закрадываются в душу Максудова: дело в том, что Иван Васильевич, 55 лет занимающийся режиссёрской работой, изобрёл широко известную и гениальную, по общему мнению, теорию, как актёру готовить свою роль, однако Максудов с ужасом понимает, что теория эта неприложима к его пьесе.

На этом месте обрываются записки Сергея Леонтьевича Максудова.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Булгаков Театральный роман (Записки покойника) для читательского дневника

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

По городу Москве распространился слух, что будто бы мною сочинен сатирический роман, в котором изображается один очень известный московский театр.

Долгом считаю сообщить слушателям, что слух этот ни на чем не основан.

В том, что сегодня я буду иметь удовольствие читать, во-первых, нет ничего сатирического.

Во-вторых, это не роман.

И, наконец, и сочинено это не мною.

Слух же, по-видимому, родился при следующих обстоятельствах. Как-то, находясь в дурном расположении духа и желая развлечь себя, я прочитал отрывки из этих тетрадей одному из своих знакомых актеров.

Выслушав предложенное, гость мой сказал:

— Угу. Ну, понятно, какой театр здесь изображен.

И при этом засмеялся тем смехом, который принято называть сатанинским.

На мой тревожный вопрос о том, что ему, собственно, сделалось понятно, он ничего не ответил и удалился, так как спешил на трамвай.

Во втором случае было так. Среди моих слушателей был десятилетний мальчик. Придя как-то в выходной день в гости к своей тетушке, служащей в одном из видных московских театров, мальчик сказал ей, улыбаясь чарующей детской улыбкой и картавя:

— Слыхали, слыхали, как тебя в романе изобразили!

Что возьмешь с малолетнего?

Крепко надеюсь на то, что высококвалифицированные слушатели мои сегодняшние с первых же страниц разберутся в произведении и сразу поймут, что в нем и тени намека на какой-нибудь определенный московский театр нет и быть не может, ибо дело в том, что…

Краткое содержание Записки покойника Булгаков М. А

Действие происходит в Москве в середине 20-х гг. В предисловии автор сообщает читателю, что записки эти принадлежат перу его друга Максудова, покончившего с собой и завещавшего ему их выправить, подписать своим именем и выпустить в свет. Автор предупреждает, что самоубийца не имел никакого отношения к театру, так что записки эти являются плодом его больной фантазии. Повествование ведется от лица Максудова. Сергей Леонтьевич Максудов, сотрудник газеты “Вестник пароходства”, увидев во сне родной город, снег, гражданскую войну, начинает писать об этом роман.

Закончив, читает его своим знакомым, кото – рые утверждают, что роман этот опубликовать ему не удастся. Отправив в два толстых журнала отрывки из романа, Максудов получает их назад с резолюцией “не подходит”. Убедившись в том, что роман плох, Максудов решает, что жизни его пришел конец.

Выкрав у приятеля револьвер, Максудов готовится покончить с собой, но вдруг раздается стук в дверь, и в комнате появляется Рудольфи, редактор-издатель единственного в Москве частного журнала “Родина”. Рудольфи читает роман

Максудова и предлагает его издать. Максудов незаметно возвращает украденный револьвер, бросает службу в “Пароходстве” и погружается в другой мир: бывая у Рудольфи, знакомится с писателями и издателями.

Наконец роман напечатан, и Максудов получает несколько авторских экземпляров журнала. В ту же ночь у Максудова начинается грипп, а когда, проболев десять дней, он отправляется к Рудольфи, выясняется, что Рудольфи неделю назад уехал в Америку, а весь тираж журнала исчез. Максудов возвращается в “Пароходство” и решает сочинять новый роман, но не понимает, о чем же будет этот роман.

И опять однажды ночью он видит во сне тех же людей, тот же дальний город, снег, бок рояля. Достав из ящика книжку романа, Максудов, присмотревшись, видит волшебную камеру, выросшую из белой страницы, а в камере звучит рояль, движутся люди, описанные в романе. Максудов решает писать то, что видит, и, начав, понимает, что пишет пьесу. Неожиданно Максудов получает приглашение от Ильчина, режиссера Независимого Театра – одного из выдающихся московских театров. Ильчин сообщает Максудову, что он прочитал его роман, и предлагает Максудову написать пьесу.

Максудов признается, что пьесу он уже пишет, и заключает договор на ее постановку Независимым Театром, причем в договоре каждый пункт начинается со слов “автор не имеет права” или “автор обязуется”. Максудов знакомится с актером Бомбардовым, который показывает ему портретную галерею театра с висящими в ней портретами Сары Бернар, Мольера, Шекспира, Нерона, Грибоедова, Гольдони и прочих, перемежающимися портретами актеров и сотрудников театра. Через несколько дней, направляясь в театр, Максудов видит у дверей афишу, на которой после имен Эсхила, Софокла, Лопе де Вега, Шиллера и Островского стоит: Максудов “Черный снег”. Бомбардов объясняет Максудову, что во главе Независимого Театра стоят двое директоров: Иван Васильевич, живущий на Сивцевом Вражке, и Аристарх Платонович, путешествующий сейчас по Индии.

У каждого из них свой кабинет и своя секретарша. Директора не разговаривают друг с другом с 1885 года, разграничив сферы деятельности, однако это не мешает работе театра. Секретарша Аристарха Платоновича Поликсена Торопецкая под диктовку Максудова перепечатывает его пьесу.

Максудов с изумлением разглядывает развешанные по стенам кабинета фотографии, на которых Аристарх Платонович запечатлен в компании то Тургенева, то Писемского, то Толстого, то Гоголя. Во время перерывов в диктовке Максудов разгуливает по зданию театра, заходя в помещение, где хранятся декорации, в чайный буфет, в контору, где сидит заведующий внутренним порядком Филипп Филиппович. Максудов поражен проницательностью Филиппа Филипповича, обладающего совершенным знанием людей, понимающего, кому и какой билет дать, а кому и не дать вовсе, улаживающего мгновенно все недоразумения.

Иван Васильевич приглашает Максудова в Сивцев Вражек для чтения пьесы, Бомбардов дает Максудову наставления, как себя вести, что говорить, а главное – не возражать против высказываний Ивана Васильевича в отношении пьесы. Максудов читает пьесу Ивану Васильевичу, и тот предлагает ее основательно переделать: сестру героя необходимо превратить в его мать, герою следует не застрелиться, а заколоться кинжалом и т. п., – при этом называет Максудова то Сергеем Пафнутьевичем, то Леонтием Сергеевичем. Максудов пытается возражать, вызвав явное неудовольствие Ивана Васильевича. Бомбардов объясняет Максудову, как надо было себя вести с Иваном Васильевичем: не спорить, а на все отвечать “очень вам благодарен”, потому что Ивану Васильевичу никто никогда не возражает, что бы он ни говорил.

Максудов растерян, он считает, что все пропало. Неожиданно его приглашают на совещание старейшин театра – “основоположников” – для обсуждения его пьесы. Из отзывов старейшин Максудов понимает, что пьеса им не нравится и играть ее они не хотят. Убитому горем Максудову Бомбардов объясняет, что, напротив, основоположникам очень понравилась пьеса и они хотели бы в ней играть, но там нет для них ролей: самому младшему из них двадцать восемь лет, а самому старшему герою пьесы – шестьдесят два года.

Несколько месяцев Максудов живет однообразной скучной жизнью: ежедневно ходит в “Вестник пароходства”, вечерами пытается сочинять новую пьесу, однако ничего не записывает. Наконец он получает сообщение о том, что режиссер Фома Стриж начинает репетировать его “Черный снег”. Максудов возвращается в театр, чувствуя, что уже не может жить без него, как морфинист без морфия.

Начинаются репетиции пьесы, на которых присутствует Иван Васильевич. Максудов очень старается ему понравиться: он отдает через день утюжить свой костюм, покупает шесть новых сорочек и восемь галстуков. Но все напрасно: Максудов чувствует, что с каждым днем нравится Ивану Васильевичу все меньше и меньше. И Максудов понимает, что это происходит потому, что ему самому совершенно не нравится Иван Васильевич.

На репетициях Иван Васильевич предлагает актерам играть различные этюды, по мнению Максудова, совершенно бессмысленные и не имеющие прямого отношения к постановке его пьесы: например, вся труппа то достает из карманов невидимые бумажники и пересчитывает невидимые деньги, то пишет невидимое же письмо, то Иван Васильевич предлагает герою проехать на велосипеде так, чтобы было видно, что он влюблен. Зловещие подозрения закрадываются в душу Максудова: дело в том, что Иван Васильевич, 55 лет занимающийся режиссерской работой, изобрел широко известную и гениальную, по общему мнению, теорию, как актеру готовить свою роль, однако Максудов с ужасом понимает, что теория эта неприложима к его пьесе. На этом месте обрываются записки Сергея Леонтьевича Максудова.

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Предупреждаю читателя, что к сочинению этих записок я не имею никакого отношения и достались они мне при весьма странных и печальных обстоятельствах.

Как раз в день самоубийства Сергея Леонтьевича Максудова, которое произошло в Киеве весною прошлого года, я получил посланную самоубийцей заблаговременно толстейшую бандероль и письмо.

В бандероли оказались эти записки, а письмо было удивительного содержания:

Сергей Леонтьевич заявлял, что, уходя из жизни, он дарит мне свои записки с тем, чтобы я, единственный его друг, выправил их, подписал своим именем и выпустил в свет.

Странная, но предсмертная воля!

В течение года я наводил справки о родных или близких Сергея Леонтьевича. Тщетно! Он не солгал в предсмертном письме — никого у него не осталось на этом свете.

И я принимаю подарок.

Теперь второе: сообщаю читателю, что самоубийца никакого отношения ни к драматургии, ни к театрам никогда в жизни не имел, оставаясь тем, чем он и был, маленьким сотрудником газеты «Вестник пароходства», единственный раз выступившим в качестве беллетриста, и то неудачно — роман Сергея Леонтьевича не был напечатан.

Таким образом, записки Максудова представляют собою плод его фантазии, и фантазии, увы, больной. Сергей Леонтьевич страдал болезнью, носящей весьма неприятное название — меланхолия.

Я, хорошо знающий театральную жизнь Москвы, принимаю на себя ручательство в том, что ни таких театров, ни таких людей, какие выведены в произведении покойного, нигде нет и не было.

И наконец, третье и последнее: моя работа над записками выразилась в том, что я озаглавил их, затем уничтожил эпиграф, показавшийся мне претенциозным, ненужным и неприятным…

Этот эпиграф был:

«Коемуждо по делом его…» И кроме того, расставил знаки препинания там, где их не хватало.

Стиль Сергея Леонтьевича я не трогал, хотя он явно неряшлив. Впрочем, что же требовать с человека, который через два дня после того, как поставил точку в конце записок, кинулся с Цепного моста вниз головой.

Популярные сегодня пересказы

  • Шекспир
    Уильям Шекспир – величайший поэт и драматург 16-17 века. Его творчество оказало огромное влияние на литературу и театр последующих лет, вдохновило многих будущих писателей. На основе работ Шекспира
  • Желтая стрела — краткое содержание повести Пелевина
    Свое произведение автор написал в виде повести. Писатель описал бытовую жизнь человека в форме поезда «Желтая стрела». В финале поезд должен добраться до обрыва. А обрыв автор связал с апокалипсисом.
  • Чистые камушки — краткое содержание рассказа Лиханова
    Основной действующий персонаж, — мелкий пацан, Михаська. У него есть хороший приятель Сашка, также есть мама и папа. Отец недавно возвратился с войны. Теперь все должно измениться у них в семье
  • Яшка лось — краткое содержание рассказа Астафьева
    Мама маленького жеребенка Яшки была кобылой не совсем обычной. Во-первых, её звали Марианна. Для деревни, в которой раньше и не слышали такого имени, оно воспринималось как что-то оскорбительное.

«Записки покойника»

Главным героем романа «Записки покойника» является Максудов. Повествование ведётся от первого лица. Некий незначительный сотрудник газеты «Вестник пароходства» отправил повествователю бандероль с письмом, а после этого кинулся с Цепного моста в Днепр.

В самом начале определена судьба главного героя. Уже читая первые строки романа, становится понятно, что он не жилец на этом свете. Образ Максудова имеет много общего с биографией автора. Дома Булгакова звали все Мака, что послужило причиной назвать героя Максудовым.

Прослеживается здесь и доминанта трагедии. В лексике рассказчика присутствует постоянно острый юмор, что позволяет со смехом описывать всех, даже себя. Максудов имеет удивительную способность, где он не только выступает персонажем в своём повествовании, но и может с лёгкостью узнать себя в рассказе друга Ликоспастова.

Больше всего на рождение романа оказало влияние театральное восприятие мира, как Максудовым, так и самим автором. Максудов не может принять жестокий мир, суетливую жизнь столицы, так как привык к жизни в естественных условиях. Жестокость и суета убивают в нём лучшие качества индивидуальности. Если у Мастера была Маргарита, то у Максудова её нет. Он совсем одинок, как и многие герои Булгакова. С сожалением герой вспоминает о далёком прошлом, где у него было всё: близкие и родные ему люди, любимый и такой родной город, музыка. Прошлое ушло безвозвратно. В настоящее время ближе к нему лишь актёр Бомбардов, наблюдательный и злой.

Только обретение нового мира может избавить Максудова от одиночества. После написания романа он оказывается в кругу писателей, но и здесь получает полнейшее разочарование. Однако бессонные ночи помогают оживить роман, на сцене появится настоящая жизнь, к которой ему необходимо будет приспособиться, чтобы потом восхищаться ею. Сцена создаёт новую жизнь, о которой мечтает герой, но за кулисы ему не удаётся попасть, чтобы ощутить реальность сцены. В представлении героя мир литературы полон фальши и пошлости. Он отвратителен герою, который живёт жизнью волка-одиночки. Даже другие писатели замечают в нём что-то волчье. В письме правительству Булгаков считает себя единственным литературным волком.

Театр оказался для героя губительным. Его так и не смогли переделать. Он нигде не находит себе места. Жизнь выпихивает его постоянно, и смерть его нельзя оценивать, как самоубийство. Он выбрал для своей смерти стихию воды, так как в мифах вода является символом женственного начала.

Максудов не способен быть лидером, ему это не дано. Водяная тема постоянно прослеживается в романе, то в виде дождя, то в ручьях растаявшего снега. Своё спасение герой находит в родной стихии. Возвращение в Киев и Днепр стали для героя настоящим блаженством.

Ссылка на основную публикацию