Дни Турбиных – краткое содержание пьесы Булгакова

«Дни Турбиных» краткое содержание пьесы Булгакова – читать пересказ онлайн

Пьеса «Дни Турбиных» Булгакова была написана в 1926 году на основе романа «Белая гвардия». При этом автор сохранил как основных героев романа, так и ключевые события. Сюжет произведения переносит читателей в 1918 год – период зарождения «новой России».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Дни Турбиных» по главам, которое будет полезным для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Алексей Васильевич Турбин – полковник-артиллерист, тридцати лет.

Николай Турбин (Николка) – юнкер, 18-летний восторженный юноша.

Елена Васильевна Тальберг – сестра Алексея и Николая, красивая, прекрасно образованная девушка 24 лет.

Другие персонажи

Тальберг Владимир Робертович – супруг Елены, полковник генштаба, неприятный тип, 38 лет.

Мышлаевский Виктор Викторович – артиллерист, штабс-капитан, бесстрашный, открытый человек, 38 лет.

Шевринский Леонид Юрьевич – поручик, личный адъютант гетмана, давно влюблен в Елену.

Студзинский Александр Брониславович – капитан, 29 лет.

Суржанский Ларион Ларионович (Лариосик) – 21-летний кузен Турбиных, родом из Житомира.

Краткое содержание

Действие первое

Картина первая

В квартире Турбиных Николка «играет на гитаре и поет». Его брат Алексей просит спеть другую песню, между ними завязывается перепалка. Они замечают, как нервничает их сестра Елена, чей муж до сих пор не появился дома.

Появляется замерзший Мышлаевский, которого Турбины принимаются отогревать. Он рассказывает, как в страшный мороз они стояли без валенок против Петлюры. После того, как он скандал «в штабе на посту устроил», его отправили к кавалеристам. Алексей решает забрать его к себе.

В этот момент раздается звонок в дверь, и на пороге появляется житомирский кузен Лариосик. Все удивлены его появлению, поскольку телеграмма от его матери так и не дошла к Турбиным. В сопроводительном письме мать просила Турбиных, у которых «такая громадная квартира», принять сына – будущего студента Киевского университета.

Наконец, появляется Тальберг, которого Елена ожидает с самого утра. Он сообщает, что «немцы оставляют гетмана на произвол судьбы», и ему нужно срочно бежать с ними «в Германию, в Берлин». Благодаря своим связям ему удалось достать одно место «в германском штабном поезде». Растерянная Елена отпускает его. Прощаясь с женой, он переживает лишь о том, чтобы она не бросила «тень на фамилию Тальберг» и проследила за сохранностью их комнат. Алексей, узнав о побеге Тальберга, не подает ему руки на прощанье. Николка замечает, что муж Елены «на крысу похож».

Картина вторая

Сразу после ухода Тальберга «внезапно появляется на пороге» Шервинский с огромным букетом для Елены. Он осыпает комплиментами Елену, в которую давно влюблен. Настроение его еще больше улучшается, когда он узнает о внезапной «командировке» Тальберга.

Все садятся за стол, выпивают, поют песни, обсуждают политику и неумелое командование гетмана. Они понимают, что война проиграна, и у них «теперь другое, более страшное, чем война, чем немцы, чем вообще все на свете» – большевики. Пьяный Мышлаевский хватается за маузер, чтобы стрелять красных комиссаров, и его уносят в ванну. Лариосик, не выдержав обильных возлияний, засыпает. Шервинский, оставшись наедине с Еленой, признается ей в любви. Елена, в свою очередь, вынуждена признать, что не любит и не уважает мужа, который ее бросил на произвол судьбы. Шервинский умоляет ее развестись с Тальбергом и стать его женой.

Действие второе

Картина первая

В «рабочий кабинет гетмана во дворце» входит Шервинский. От лакея он узнает, что никого из адъютантов нет. Появляется гетман «в богатейшей черкеске, малиновых шароварах и сапогах без каблуков кавказского типа». Шервинский передает ему «известие чрезвычайной важности» – командующий добровольческой армии отбыл в Германию, поскольку петлюровские части прорвали фронт.

Появляются «представители германского командования», которые сообщают об отступлении немецких войск. Они предлагают гетману бежать в Германию, и тот после недолгого раздумья соглашается. Его переодевают в немецкую форму, заматывают бинтами голову и под видом раненого выносят из кабинета.

Узнав, что в спасительном поезде нет больше мест, Шервинский предупреждает Алексея Турбина о побеге гетмана, переодевается в штатское и на прощанье дает лакею денег и просит не выдавать его в случае чего.

Картина вторая

В пустое помещение штаба 1-й конной дивизии приводят пойманного дезертира с отмороженными ногами. Полковник Болботун выясняет, что это простой солдат, который пробирался к лазарету. Несчастного обвиняют в том, что у него нет соответствующего документа, и уводят под арест.

Следом приводят ремесленника с корзиной, полной сапог. Болботун приказывает раздать своим людям новую обувь. Узнав, что два гетманских сердюкских полка могут перейти на их сторону, Болботун седлает коня и отправляется на переговоры.

Действие третье

Картина первая

В Александровской гимназии юнкера под командованием Мышлаевского ломают парты, чтобы растопить печи. Сторож Максим в ужасе от подобного вандализма. Услышав вдалеке звуки разрывающихся снарядов, один из юнкеров не сомневается: «Это по нас, господин капитан, пожалуй». Мышлаевский подбадривает юнцов, и те запевают песню.

Появляется Алексей Турбин, и приказывает всем «слушать, запоминать. Запомнив, исполнять». Из-за внезапных изменений в государственном положении Украины он берет на себя ответственность и распускает дивизион. Алексей приказывает юнкерам и офицерам «немедленно снять с себя погоны, все знаки отличия и немедленно же бежать и скрыться по домам».

Все в смятении, кто-то порывается арестовать Алексея за измену. Турбин сообщает, что изменять некому, поскольку господин гетман «бросив на произвол судьбы армию, бежал, переодевшись германским офицером».

Студзинский предлагает всем отправиться на Дон к Деникину, но Алексей отвечает, что там они встретят «тех же генералов и ту же штабную ораву», которые «заставят драться с собственным народом». Турбин заявляет, что белому движению пришел конец не только на Украине, но и «в Ростове-на-Дону, всюду».

Услышав приближающиеся пушечные удары, «юнкера срывают погоны, бросают винтовки». Алексей сжигает бумаги, списки юнкеров. Он приказывает Мышлаевскому отправиться к Елене и охранять ее. Николка, несмотря на все угрозы, остается со старшим братом. Прикрывая отступающих юнкеров, Алексей умирает, став жертвой разорвавшегося снаряда. Стреляют в Николку, но ему удается скрыться.

Картина вторая

Дождавшись рассвета, Елена собирается выйти на улицу и узнать о судьбе братьев. Лариосик всеми силами пытается ее удержать дома. Появляется Шервинский и с порога сообщает, что «Петлюра город взял», а все командование сбежало. Он уверяет Елену, что Алексей с Николкой вскоре вернутся домой.

Приходят Мышлаевский и Студзинский. Мышлаевский набрасывается на Шервинского, который в свое время «сулил и государя императора и за здоровье светлости пил». Шервинский напоминает, что это именно он успел предупредить всех об измене командования. Студзинский с трудом мирит друзей.

Успокоившись, Мышлаевский расспрашивает о подробностях позорного побега гетмана, и Шервинский, несколько приукрасив, удовлетворяет его любопытство. В качестве доказательства своих слов демонстрирует тяжелый золотой портсигар гетмана, который тот в спешке забыл на столе.

Вдруг раздается стук в окно. Все осторожно выглядывают на улицу, а после бегут во двор, где обнаруживают раненого Николку. Елена догадывается, что Алексея убили. Обращаясь к офицерам, она обвиняет их: «Все домой пришли, а командира убили?». Те оправдываются, что лишь «исполняли его приказание». Студзинский берет на себя вину за все случившееся. Он хватает револьвер и порывается выйти из дома. Мышлаевский его успокаивает, но у капитана начинается истерика. Придя в себя, Николка сообщает: «Убили командира…».

Действие четвертое

Спустя два месяца, в «Крещенский сочельник 1919 года» Елена и Лариосик украшают елку. Елена просит юношу прочесть стихи собственного сочинения, и тот в порыве откровенности признается ей в любви и просит выйти за него замуж. Елена вынуждена признаться, что у нее роман. С горя Лариосик собирается идти к армянину за водкой и напиться до беспамятства.

Входит Шервинский, и сообщает, что «Петлюре крышка». Ночью в город должны войти красные, чтобы установить Советскую власть. Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, Шервинский был вынужден взять напрокат у дворника его облезлое пальто. Он сообщает, что благодаря своему прекрасному голосу нашел новую работу.

Шервинский вновь делает предложение Елене, и та соглашается, но с условием, что тот изменится и перестанет «хвастать и лгать». На радостях он рвет портрет Тальберга. В комнату входит бледный Николка на костылях. Увидев разорванный портрет Тальберга, обо всем догадывается.

Появляются Студзинский и Мышлаевский, оба в штатском. Они принимаются обсуждать планы на будущее: Студзинский намерен «уйти вслед за Петлюрой» и продолжать биться с большевиками, в то время как Мышлаевский уже не хочет идти «к генералам под команду», он «за большевиков, но только против коммунистов».

Их спор прерывает Шервинский, который радостно сообщает о предстоящей свадьбе с Еленой. Все принимаются их поздравлять, и в этот момент неожиданно появляется Тальберг. Елена объясняет, что Алексей – убит, «Николка – калека», а она выходит замуж за Шервинского. В разговор вмешивается Мышлаевский, который выгоняет Тальберга из дома и сообщает Елене, что тот согласен на развод.

Все собираются в комнате, тушат свет и зажигают елку. Лариосик говорит замечательную речь, вдали раздаются пушечные удары. Николка замечает, что этот вечер станет великим прологом к новой исторической пьесе, на что Студинский отвечает: «Кому — пролог, а кому — эпилог»…

Заключение

В своем произведении Булгаков осветил судьбу русской интеллигенции в годы гражданской войны, обреченность белогвардейского движения и старого мира в целом.

После ознакомления с кратким пересказом «Дни Турбиных» рекомендуем прочесть пьесу в полной версии.

«Дни Турбиных» – краткое содержание пьесы М.А. Булгакова

Если необходимо быстро ознакомиться с пьесой Булгакова «Дни Турбиных», краткое содержание книги позволит решить задачу. После этого можно прочитать произведение целиком, чтобы лучше понять замысел автора.

Мышлаевский, Ларион и Тальберг

Первая глава начинается с того, что Николай Турбин (Николка), молодой восторженный парень, поёт под гитару. Его тридцатилетний брат Алексей хочет услышать другую песню. Родственники ссорятся. Внезапно пропадает электричество. За окнами маршируют военные, слышится пушечный выстрел. Электричество появляется снова. Елена, сестрёнка парней, волнуется за своего супруга. Братья пытаются её успокоить.

Приходит Виктор Викторович Мышлаевский — открытый и бесстрашный артиллерист тридцати восьми лет. Мужчина очень замёрз, в кармане у него бутылка водки. Он сообщает, что прибыл из Красного Трактира, крестьяне которого теперь находятся на стороне Петлюры. Артиллерист чудом смог попасть в город, ему помогли перевестись штабные офицеры, которым он устроил большой скандал.

Алексей с удовольствием принимает мужчину в свою часть, находящуюся в Александровской гимназии.

Мышлаевский пьёт водку, греясь возле камина. Николай растирает ему обмороженные конечности. Когда Виктор Викторович удаляется из комнаты, чтобы принять горячую ванну, приготовленную Еленой, раздаётся звонок. Это пришёл молодой двоюродный брат Турбиных Ларион Ларионович Суржанский или просто Лариосик. В руках у него чемодан.

Он всех рад видеть, однако никто не понимает, кто этот юноша. Парень представляется, после чего недоразумение проходит. Становится ясно, что это кузен из Житомира, который собирается стать студентом Киевского университета. Лариону присущи следующие характеристики:

  • хронический неудачник;
  • маменькин сынок;
  • нелепый и неприспособленный парень, который живёт в своём мире.

Юноша ехал из Житомира одиннадцать дней. По пути его обокрали, теперь у него остались лишь книжки и рукописи. Елена хочет поселить Лариосика в библиотеке. Когда кузен удаляется, раздается звонок. Это пожаловал Владимир Робертович Тальберг — супруг Елены и подполковник генштаба. Девушка с радостью сообщает мужу, что к ним приехали Ларион и Мышлаевский. Мужчина недоволен. Он говорит, что дела обстоят плохо:

  • враги окружили город;
  • немцы собираются оставить гетмана на произвол судьбы, но он пока не в курсе.

Ухаживания Шервинского

Владимир Робертович, будучи довольно известной персоной, намерен бежать в Германию в одиночку, так как немцы не берут женщин. Через полтора часа он уже должен сидеть в поезде. Помощник военного министра будто бы советуется с супругой, однако в действительности он ставит её перед фактом своей так называемой командировки.

Мужчина говорит, что вернётся спустя пару месяцев, просит Елену пока поберечь их комнаты. Он просит жену не принимать поручика Леонида Юрьевича Шервинского, так как этот назойливый ухажёр может опозорить его фамилию.

Девушка отправляется собирать вещи мужа. Николка и Алексей осуждают мелочного и трусливого Тальберга.

Через некоторое время приходит Шервинский. Он дарит Елене, играющей на рояле, большой букет. Мужчина пытается ухаживать, говорит приятные слова. Девушка рассказывает ему, что её супруг в отъезде. Шервинский доволен этой новостью. Теперь он может ухаживать за Еленой, ничего не боясь. Он хвалится тем, как однажды ему довелось петь в Жмеринке, намекая на свой превосходный оперный голос.

Девушка всех зовёт к столу. Гости пьют за здоровье хозяйки и говорят ей комплименты. Шервинский сообщает, что гетману ничто не угрожает, поэтому не нужно верить слухам, что немцы хотят его бросить. Присутствующие подтрунивают над Лариосиком. Николай поёт солдатскую песню, Шервинский пьёт за гетмана. Гости не поддерживают тост. Юноша хочет выпить за Елену и её мужа. Офицеры дискутируют по поводу действий гетмана, Алексей выступает против его политики.

Все подпевают Лариосику, играющему на рояле. Гостям еле удаётся успокоить пьяного Мышлаевского, который рвётся стрелять в комиссаров. Мужчине становится плохо, его уносят в ванную.

Шервинский и Елена думают, что остались наедине, они забывают про дремлющего Лариосика. Мужчина уверяет девушку, что её супруг к ней не вернётся, и не скрывает своей радости. Елена вначале пытается возразить, но потом признаётся, что не уважает мужа.

Шервинский делает избраннице предложение руки и сердца, просит развестись с супругом. Они целуются, но тут просыпается Ларион и жалуется на тошноту. Елена спешно удаляется из комнаты.

Смерть Алексея

Николка находится в Александровской гимназии, там он поёт песни, ему подпевают юнкера. Заметив замёрзших парней, Мышлаевский приказывает ломать парты и топить печи. Входит Алексей, он сообщает, что распускает дивизион, ведь борьба с Петлюрой завершена. Надо срочно избавиться от погон и уйти домой. Все разбегаются.

Мужчина просит Мышлаевского забрать Николая и направляться к Елене. Николка отказывается уходить без брата. Разрыв снаряда разбивает окна, Алексей падает. В комнату врываются петлюровцы. Николай ползёт по лестнице вверх и бросается с перил вниз.

Взволнованная Елена собирается отправиться на поиски братьев. Приходит Шервинский, он рассказывает, что петлюровцы взяли город, а гетман в бегах. Он уверен, что с Алексеем всё в порядке, ведь он его успел обо всём предупредить.

Кто-то стучит в окно, в дом вносят Николку, он в крови. Мышлаевский бинтует раны. Елена спрашивает паренька о брате, но тот ничего не отвечает. У девушки начинается истерика. Она всё понимает.

Планы о свадьбе

Спустя пару месяцев после трагедии Елена с Ларионом украшают ёлку. Юноша делает девушке предложение, она отвечает дружеским поцелуем в лоб и говорит, что у неё роман с мужчиной, с которым он знаком. Лариосик вспоминает их поцелуй и хватается за водку.

Читайте также:  Анализ стихотворения Кинжал Брюсова 11 класс

Входит Шервинский в смешном костюме, он рассказывает, что ночью красные будут в городе, петлюровцам конец. Мужчина снова просит Елену стать его женой, ведь Тальберг уже точно не возвратится. Она даёт согласие, но у неё есть условие: избранник должен перестать врать. Мужчина сжигает портрет Тальберга в камине, они направляются в комнату девушки, там поёт Шервинский.

Входит Николай, он ещё очень слаб и пока передвигается на костылях. Парень замечает, что со стены пропал портрет мужа Елены. Он всё понимает и ложится на кровать. Приходит Лариосик, он несёт бутылку водки. Увидев пустую раму, он роняет тару, она разбивается.

Вскоре возвращается Тальберг, он сообщает, что разочаровался в гетманщине и приехал за супругой, ему удалось достать командировку на Дон к генералу Краснову. Елена отвечает, что намерена развестись и выйти замуж за Шервинского. Разгневанный муж собирается устроить скандал, но Мышлаевский его прогоняет.

Зажигаются огоньки на ёлке. Лариосик, стесняясь, произносит тост. Он вспоминает, как много довелось им всем пережить за эти два месяца. Парень называет Елену замечательной женщиной и говорит, что она заслуживает счастья. Слышны пушечные удары — это праздничный салют.

История создания произведения

Анализ произведения Михаила Афанасьевича свидетельствует о том, что она необыкновенно сценична, изобилует неожиданными сюжетными поворотами, живыми диалогами, динамикой конфликтов. В пьесе «Дни Турбиных» рассказывается о революции и судьбе интеллигенции в условиях Гражданской войны. Писатель противопоставляет всеобщему хаосу стремление сберечь привычный быт:

  • кремовые шторы;
  • белую скатерть;
  • лампу под абажуром.

История создания пьесы довольно интересна. Автор писал, что при чтении «Белой гвардии» ему вдруг стало казаться, будто из страницы показывается что-то цветное. Он стал присматриваться и сумел убедиться, что это трёхмерное изображение. Булгаков сравнил увиденную картинку с коробочкой, в которой сквозь строки были заметны двигающиеся фигурки персонажей из романа. Писатель провозился три ночи с первым изображением и вдруг осознал, что сочиняет пьесу.

Булгакову понадобилось приложить немало усилий, чтобы преобразовать своё произведение. Вначале он пытался сохранить все основные сюжетные линии, однако пятиактную пьесу было невозможно сыграть в один вечер. Тогда автор убрал всё лишнее, после чего редакция оказалась более сильной. К сожалению, и её не приняли к постановке, так как произведение якобы представляло собой явную апологию белого движения. Пришлось Булгакову внести ещё кое-какие изменения: он убрал упоминания о Троицком, добавил сцену, в которой гайдамаки издевались над евреем, преобразовал финальную часть.

Премьера состоялась 5 октября 1926 года и имела большой успех. Но пьеса вызвала и яростные нападки. Многочисленные критики в своих статьях поучали Михаила Афанасьевича в самом оскорбительном тоне, называли его «литературным уборщиком», «сукиным сыном».

Будучи впечатлительным, автор переживал подобные нападки довольн

Идейно-художественные особенности пьесы М.Булгакова «Дни Турбиных».

По жанровой направленности произведения является пьесой, основу которой составляет авторский роман «Белая гвардия».

Основная тема пьесы заключается в изображении судьбы интеллигентной российской прослойки общества в период гражданской войны, характеризующимся всеобщим одичанием. Автор противопоставляет проявляющемуся во всем хаосе упорные попытки героев пьесы, направленные на сохранение нормальных бытовых условий в виде бронзовой абажурной лампы, белизны скатертей, кремового оттенка гардин.

События произведения разворачивают в Киеве, не охватывая всей панорамы исторического действа, главными персонажами которых являются члены семьи Турбиных, представленной в образе типичного интеллигентного семейства, в котором старший брат является полковником, младший представляется учащимся юнкерского училища, а сестра является женой полковника Тальберга.

Семья отличается добросердечным отношением друг к другу, любовью, лишенной сентиментальности.

Композиционная структура пьесы выстраивается в виде кольцевой композиции, являющейся многозначительной в сочетании с музыкальным комментарием, звуковой символикой в виде антитезы музыки и слова, которые красноречиво выражаются особенно в финальной сцене в обрамлении пушечного грохота и далекой глухой музыки, являющейся фарсом и предшественником вступления Красной армии в город.

Своеобразием произведения представляется в передаче автором сценического пространства истории и дома семьи, а также трагическому изображению исторической хроники и психологической драмы, заключающейся в конфликте в виде столкновения действующих лиц, выражающих трагического столкновение судеб в определенный исторический период.

Отличительной особенностью пьесы является изображении писателем идеи обреченности существующего мира и, в частности, белого движения, при этом персонажи выражают уверенность в возможность и неизбежность рождения новой страны, признавая большевистскую правоту.

Писатель мастерски создает обобщенный образ истинного русского военного, офицера, отличающегося честностью, умом, душевной болью за судьбу страны, готового отдать жизнь за служение отчизне.

Композиционный центр произведения составляет трагедия жизненной судьбы Алексея Турбина, параллельно которой описывают сюжетные линии, характеризующие лирическим, комическим и трагикомическим свойствами.

Другие персонажи

Тальберг Владимир Робертович – супруг Елены, полковник генштаба, неприятный тип, 38 лет.

Мышлаевский Виктор Викторович – артиллерист, штабс-капитан, бесстрашный, открытый человек, 38 лет.

Шевринский Леонид Юрьевич – поручик, личный адъютант гетмана, давно влюблен в Елену.

Студзинский Александр Брониславович – капитан, 29 лет.

Суржанский Ларион Ларионович (Лариосик) – 21-летний кузен Турбиных, родом из Житомира.

Действие первое

Картина первая

Вечер. Квартира Турбиных. В камине огонь, часы бьют девять раз. Алексей Васильевич Турбин, полковник-артиллерист 30 лет, склонился над бумагами, его 18-летний брат Николка играет на гитаре и поёт: «Хуже слухи каждый час. Петлюра идёт на нас!» Алексей просит Николку не петь «кухаркины песни».

Электричество внезапно гаснет, за окнами с песней проходит воинская часть и раздаётся далёкий пушечный удар. Электричество вспыхивает вновь. Елена Васильевна Тальберг, 24-летняя сестра Алексея и Николки, начинает серьёзно беспокоиться за мужа, Алексей и Николка успокаивают её: «Ты же знаешь, что линию на запад охраняют немцы. А едет долго, потому что стоят на каждой станции. Революционная езда: час едешь, два стоишь».

Раздаётся звонок и входит штабс-капитан артиллерии, 38-летний Виктор Викторович Мышлаевский, совершенно замёрзший, почти обмороженный, в кармане шинели его бутылка водки. Мышлаевский рассказывает, что приехал из-под Красного Трактира, все крестьяне которого перешли на сторону Петлюры. Сам Мышлаевский почти чудом попал в город — перевод организовали штабные офицеры, которым Мышлаевский устроил жуткий скандал. Алексей с радостью принимает Мышлаевского в свою часть, размещённую в Александровской гимназии.

Мышлаевский греется у камина и пьёт водку, Николка растирает ему обмороженные ноги, Елена готовит горячую ванну. Когда Мышлаевский уходит в ванную, раздаётся непрерывный звонок. Входит 21-летний житомирский кузен Турбиных Ларион Ларионович Суржанский, Лариосик, с чемоданом и узлом. Лариосик радостно здоровается с присутствующими, не замечая совершенно, что никто его не узнаёт несмотря на мамину телеграмму в 63 слова. Только после того как Лариосик представляется, недоразумение разрешается. Выясняется, что Лариосик — кузен из Житомира, приехавший поступать в Киевский университет.

Лариосик — маменькин сынок, нелепый, неприспособленный юноша, «ужасный неудачник», живущий в собственном мире и времени. Он ехал из Житомира 11 дней, по дороге у него украли узел с бельём, оставили одни только книги и рукописи, уцелела только рубашка, в которую Лариосик завернул собрание сочинений Чехова. Елена решает поселить кузена в библиотеке.

Когда Лариосик уходит, раздаётся звонок — пришёл полковник генштаба Владимир Робертович Тальберг, 38-летний муж Елены. Елена радостно рассказывает о приезде Мышлаевского и Лариосика. Тальберг недоволен. Он рассказывает о скверном положении дел: город окружён петлюровцами, немцы оставляют гетмана на произвол судьбы, и никто пока об этом не знает, даже сам гетман.

Тальберг, персона слишком заметная и известная (все-таки помощник военного министра), собирается бежать в Германию. Один, так как женщин немцы не берут. Поезд уходит через полтора часа, Тальберг вроде бы советуется с женой, но на самом деле ставит её перед фактом своей «командировки» (полковники генштаба не бегают). Тальберг красиво рассуждает, что едет всего месяца на два, гетман обязательно вернётся, и тогда вернётся и он, а Елена тем временем побережёт их комнаты. Тальберг сурово наказывает Елене не принимать назойливого ухажёра, личного адъютанта гетмана, поручика Леонида Юрьевича Шервинского и не бросать тень на фамилию Тальберг.

Елена уходит собирать чемодан мужу, а в комнату входит Алексей. Тальберг коротко сообщает ему о своём отъезде. Алексей в холодном гневе, он не принимает рукопожатие Тальберга. Тальберг объявляет, что Алексею придётся ответить за свои слова, когда… когда Тальберг вернётся. Входит Николка, он тоже осуждает трусливого и мелочного Тальберга, называет его «крысой». Тальберг уезжает…

Картина вторая

Некоторое время спустя. Стол накрыт для ужина, Елена сидит за роялем и берёт один и тот же аккорд. Вдруг входит Шервинский с огромным букетом и преподносит его Елене. Шервинский деликатно ухаживает за ней, говорит комплименты.

Елена рассказала Шервинскому об отъезде Тальберга, Шервинский рад известию, так как теперь имеет возможность ухаживать в открытую. Шервинский хвастается тем, как однажды пел в Жмеринке — у него прекрасный оперный голос:

Входят Алексей Турбин, 29-летний капитан Александр Брониславович Студзинский, Мышлаевский, Лариосик и Николка. Елена приглашает всех к столу — это последний ужин перед выступлением дивизиона Алексея Турбина. Гости дружно едят, пьют за здоровье Елены, рассыпают перед ней комплименты. Шервинский рассказывает, что с гетманом все обстоит благополучно, и не стоит верить слухам, что немцы оставляют его на произвол судьбы.

Все пьют за здоровье Алексея Турбина. Захмелевший Лариосик вдруг говорит: «…кремовые шторы… за ними отдыхаешь душой… забываешь о всех ужасах гражданской войны. А ведь наши израненные души так жаждут покоя…», вызывая этим заявлением дружеское подтрунивание. Николка садится за рояль и поёт патриотическую солдатскую песню, и тут Шервинский объявляет тост в честь гетмана. Тост не поддерживают, Студзинский объявляет, что «тост этот пить не станет и другим офицерам не советует». Назревает неприятная ситуация, на фоне которой вдруг некстати выступает Лариосик с тостом «в честь Елены Васильевны и её супруга, отбывшего в Берлин». Офицеры вступают в ожесточённую дискуссию по поводу гетмана и его действий, Алексей очень резко осуждает политику гетмана.

Лариосик тем временем садится за рояль и поёт, все сумбурно подхватывают. Пьяный Мышлаевский выхватывает маузер и собирается идти стрелять комиссаров, его утихомиривают. Шервинский продолжает защищать гетмана, упоминая при этом императора Николая Александровича. Николка замечает, что император убит большевиками. Шервинский говорит, что это выдумка большевиков, и рассказывает легендарную историю о Николае II, который якобы находится сейчас при дворе немецкого императора Вильгельма. Ему возражают другие офицеры. Мышлаевский плачет. Он вспоминает императора Петра III, Павла I и Александра I, убитых своими подданными. Затем Мышлаевскому становится плохо, Студзинский, Николка и Алексей его уносят в ванную.

Шервинский и Елена остаются одни. Елене неспокойно, она рассказывает Шервинскому сон: «Будто мы все ехали на корабле в Америку и сидим в трюме. И вот шторм… Вода поднимается к самым ногам… Влезаем на какие-то нары. И вдруг крысы. Такие омерзительные, такие огромные…»

Шервинский вдруг заявляет Елене, что муж её не вернётся, и признается ей в любви. Елена не верит Шервинскому, упрекает его в нахальстве, «похождениях» с меццо-сопрано с накрашенными губами; затем признаётся, что мужа не любит и не уважает, а Шервинский ей очень нравится. Шервинский умоляет Елену развестись с Тальбергом и выйти за него. Они целуются.

Краткое содержание Дни Турбиных

Пьеса «Дни Турбиных» была создана на основе романа М. Булгакова «Белая гвардия», однако в ходе работы автор вынужден был, учитывая условность сцены и требования цензуры, сжать действие и количество персонажей до минимума и отказаться от многих любимых идей и образов. Как и в романе, в пьесе Булгаков обращается к изображению семьи в трагические дни гражданской войны и, следуя толстовским традициям, противопоставляет хаосу войны обыденные картины жизни турбинского дома. Пьеса состоит из четырех действий и имеет кольцевую композицию: финал перекликается с началом. События первых трех действий «Дней Турбиных» относятся к зиме 1918 года, четвертого — к началу 1919 года. С первого действия пьесы драматург любовно творит образ Дома, который складывается из бытовых
реалий, важных для самого автора: огонь в камине, часы, которые нежно играют менуэт Боккерини, рояль, кремовые шторы. С первой сцены становится понятно, что в этом доме царит атмосфера тепла, дружбы, внимания и сочувствия друг к другу, атмосфера любви. Дом населяют Алексей, Николка, Елена Турбины, но здесь находят теплый прием, чистое белье и горячую ванну обмороженный Мышлаевский, друг дома, и житомирский кузен, которого никто не ждал, Лариосик, поэт и трогательный человечек. Несмотря на тревожное время, на этом островке уходящего семейного быта находится место друзьям. Только один Тальберг, муж Елены, здесь чужеродное явление. Он ворчит: «Не дом, а постоялый двор». И именно карьерист Тальберг бежит, бросая Елену на произвол судьбы, из этого дома, как крыса с корабля, бежит из обреченного города и страны.

В сцене прощания Алексея с Тальбергом намечается основной конфликт пьесы: между порядочностью, верностью долгу и чести защитников Дома, представителей «белой гвардии», с одной стороны, и подлостью, предательством, трусостью и шкурничеством «штабной сволочи», бегущей из страны с крысьей побежкой», с другой. Алексей не подает руки Тальбергу , показывая свое неприятие его поведения, и готов за это ответить на поединке чести. Так в семейной линии завязывается конфликт. Появляется и завязка любовной интриги, которая не играет в конфликте пьесы решающей роли, однако бегство мужа Елены позволяет ей решать свою судьбу самостоятельно и позднее принять предложение Шервинского. Все мужчины дома Турбиных, кроме Лариосика,
офицеры белой армии. Им предстоит заведомо обреченная попытка отстоять город от Петлюры. Трагическая предопределенность слышится в монологе Алексея во время «последнего ужина дивизиона». Он предчувствует смертельную схватку с большевиками,
негодует по поводу того, что гетман не начал вовремя формирование офицерских корпусов, которые прихлопнули бы не только Петлюру, но и большевиков в Москве. А теперь офицеры превратились в завсегдатаев кафе. «Он В кофейне сидит на Крещатике, а вместе с ним вся эта гвардейская штабная орава». В дивизионе полковника Турбина «на сто юнкеров — сто двадцать студентов, и держат они винтовку, как лопату». Предчувствуя собственную гибель, Алексей всё же идет защищать город (э На рожон, но пойду!»), по-другому он не может Поступить. Так же, как и другие офицеры: Мышлаевский, Студзинский и его младший брат Николка.

Война Врывается в дом Турбиных, принося хаос. Рушится Привычный мир, любимый марш на стихи Пушкина «Песнь О вещем Олеге» приходится петь без «крамольных» слов, в настроениях людей чувствуется надломленность, растерянность, но все же первое
действие завершается лирической сценой объяснения Елены с Шервинским. Как в: во всей пьесе, в этой сцене трагическое удачно переплетается с комическим: поцелуй влюбленных прерывается репликой пьяного Лариосика: «Не целуйтесь, а то меня тошнит».

Во втором действии сюжет выходит за рамки турбинского дома, приобщая семейную линию к исторической. Булгаков показывает штаб гетмана, куда заступил на дежурство Шервинский, немцев, забирающих гетмана с собой, затем Штаб l-й конной дивизии
петлюровцев, занимающихся откровенным разбоем. Бегство переодетого гетмана, офицеров штаба и главнокомандующего добровольческой армии, оставивших защитников города без руководства, позорно предавших их, вынуждает Полковника Турбина распустить дивизион. Вовремя предупрежденный Шервинсвим, Алексей решает взять на себя эту ответственность, чтобы спасти жизни юных добровольцев в: офицеров. Сцена в вестибюле Александровской Гимназии является кульминационной для всей пьесы и для обе-
их сюжетных линий. Алексей не сразу встречает понимание у своего дивизиона. Возникает суматоха, кто-то плачет, кто-то грозит полковнику револьвером, требует его арестовать. Тогда Турбин задает главный вопрос: «Кого вы желаете защищать? » На этот вопрос уже нет ответа. Раньше был, теперь вместо великой России и армии — «штабная сволочь» и кофейная армия, То же самое на Дону, всюду. «Белому движению … конец … Народ нес нами. Он против нас». В этом контексте гибель Алексея, воплощающего образ благородного, бескомпромиссного, честного офицера и человека, символична. Распустив дивизион, Турбин остается ждать заставу, а по мнению Николки, не покинувшего брата, несмотря на все угрозы, ждать «смерти от позора», которая не замедлила явиться. Гибнет Алексей, гибнет белое движение на Украине. Николка ранен, но спасся, и ему предстоит сообщить Елене о том, что «убили командира». Опять действие перемещается в дом Турбиных, понесший трагическую утрату. Вернулись все офицеры, кроме Алексея, и Елена, потерявшая голову от горя, обвиняет их, добавляя к боли утраты еще и чувство вины.
Студзинский не выдерживает этих обвинений и пытается застрелиться. Елена все же находит мужество отказаться от своих слов: «Я от горя сказала. У меня помутилось в голове. Отдайте револьвер!» И истерический крик Студзинского: «Никто не смеет меня упрекать! Никто! Никто! Все приказания полковника Турбина я исполнил!» — подготавливают реакцию Елены на последнее признание Николки о гибели Алексея и ее обморок. Даже в непосильном горе эти люди сохраняют благородство и великодушие.

Читайте также:  Бег – краткое содержание пьесы Булгакова

Последнее действие приходится на Крещенский сочельник, наступивший через два месяца после описанных событий. «Квартира освещена. Елена и Лариосик убирают елку». Булгаков, создавая реалистическое и исторически выверенное произведение, впервые нарушил историческую хронологию, перенеся уход петлюровцев из Киева на две недели вперед, так важно ему было, по его собственному признанию, использовать елку в последнем действии. Образ сияющей огнями елки возвращал в осиротевший дом уют,
воспоминания детства, отгораживал от войны и хаоса и, самое главное, давал надежду. На какое-то время за кремовые шторы вернулся мир с его праздником (Крещение во что?), путаницей взаимоотношений, торжеством дружбы. Лариосик объясняется Елене в любви, Елена и Шервинский объявляют о своей помолвке, и неожиданно возвращается Тальберг.

С точки зрения логики характера, это возвращение не оправдано: не мог трус Тальберг решиться на такое рискованное предприятие — заехать в осажденный красными Киев по дороге на Дон. Однако для завершения основного конфликта, а также и любовного, необходимо было разделаться с Владимиром Робертовичем окончательно, а в его лице — со всей «штабной сволочью». Главное обвинение ему — гибель Алексея. К Тальбергу уже нет такого снисхождения, как к друзьям, сделавшим все зависящее от них: он предатель.
Турбинский дом снова собрал за столом теплый круг друзей, но нет Алексея, а Николка — калека, за окном оркестр играет «Интернационал. И салютуют большевистские пушки. Будущее тревожно и неясно. Подвести итог писатель доверяет по преимуществу
военному человеку Мышлаевскому и человеку не военному Ларносику. Виктор Мышлаевский прогоняет Тальберга, он же берет на себя ответственность высказать то, что сказал бы Алексей, будь он жив. Мышлаевский отказывается идти на Дон, под командование тех же генералов. Он отказывается и бежать из России: «Я не поеду, буду здесь, в России. И будь с ней что будет!» Очевидно, что все герои «Дней Турбиных» разделят судьбу отечества, как это делали благородные люди того времени, как правило, обрекая себя на гибель или страдание. Мышлаевскому же принадлежит высказанное убеждение, что будущее у России есть. «Прежней не будет, новая будет. Новая и снова звучит победный марш: «Мы победили, и враг бежит, бежит, бежит!» Социальный враг на пороге, но в доме горит елка, Лариосик говорит речь: Мы все снова вместе». Лариосин великодушно желает любимой женщине счастья с другим и цитирует Чехова: «Мы отдохнем, мы отдохнем». А дальше новая историческая пьеса. Война и мир, хаос и тихая « гавань с кремовыми шторами», порядочность и предательство, история и частная жизнь семьи — составляющие конфликта пьесы, ее вечного общечеловеческого контекста. Булгакову пришлось многое изменить под давлением Главреперткома, добавить «красный» акцент. Однако пьеса сохранила свою притягательную силу — исключительное обаяние героев, образ Дома-корабля, устоявшего в борьбе со стихией, незыблемые даже в это смутное время ценности: любовь к родине, к женщине, к семье, дружба, не подвластная идейным разногласиям, верность чести и долгу.

Дни Турбиных краткое содержание

Пьеса «Дни Турбиных» Булгакова была написана в 1926 году на основе романа «Белая гвардия». При этом автор сохранил как основных героев романа, так и ключевые события. Сюжет произведения переносит читателей в 1918 год – период зарождения «новой России».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Дни Турбиных» по главам, которое будет полезным для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои
Алексей Васильевич Турбин – полковник-артиллерист, тридцати лет.
Николай Турбин (Николка) – юнкер, 18-летний восторженный юноша.
Елена Васильевна Тальберг – сестра Алексея и Николая, красивая, прекрасно образованная девушка 24 лет.

Другие персонажи
Тальберг Владимир Робертович – супруг Елены, полковник генштаба, неприятный тип, 38 лет.
Мышлаевский Виктор Викторович – артиллерист, штабс-капитан, бесстрашный, открытый человек, 38 лет.
Шевринский Леонид Юрьевич – поручик, личный адъютант гетмана, давно влюблен в Елену.
Студзинский Александр Брониславович – капитан, 29 лет.
Суржанский Ларион Ларионович (Лариосик) – 21-летний кузен Турбиных, родом из Житомира.

Краткое содержание

Действие первое

Картина первая
В квартире Турбиных Николка «играет на гитаре и поет». Его брат Алексей просит спеть другую песню, между ними завязывается перепалка. Они замечают, как нервничает их сестра Елена, чей муж до сих пор не появился дома.
Появляется замерзший Мышлаевский, которого Турбины принимаются отогревать. Он рассказывает, как в страшный мороз они стояли без валенок против Петлюры. После того, как он скандал «в штабе на посту устроил», его отправили к кавалеристам. Алексей решает забрать его к себе.

В этот момент раздается звонок в дверь, и на пороге появляется житомирский кузен Лариосик. Все удивлены его появлению, поскольку телеграмма от его матери так и не дошла к Турбиным. В сопроводительном письме мать просила Турбиных, у которых «такая громадная квартира», принять сына – будущего студента Киевского университета.

Наконец, появляется Тальберг, которого Елена ожидает с самого утра. Он сообщает, что «немцы оставляют гетмана на произвол судьбы», и ему нужно срочно бежать с ними «в Германию, в Берлин». Благодаря своим связям ему удалось достать одно место «в германском штабном поезде». Растерянная Елена отпускает его. Прощаясь с женой, он переживает лишь о том, чтобы она не бросила «тень на фамилию Тальберг» и проследила за сохранностью их комнат. Алексей, узнав о побеге Тальберга, не подает ему руки на прощанье. Николка замечает, что муж Елены «на крысу похож».

Картина вторая
Сразу после ухода Тальберга «внезапно появляется на пороге» Шервинский с огромным букетом для Елены. Он осыпает комплиментами Елену, в которую давно влюблен. Настроение его еще больше улучшается, когда он узнает о внезапной «командировке» Тальберга.

Все садятся за стол, выпивают, поют песни, обсуждают политику и неумелое командование гетмана. Они понимают, что война проиграна, и у них «теперь другое, более страшное, чем война, чем немцы, чем вообще все на свете» – большевики. Пьяный Мышлаевский хватается за маузер, чтобы стрелять красных комиссаров, и его уносят в ванну. Лариосик, не выдержав обильных возлияний, засыпает. Шервинский, оставшись наедине с Еленой, признается ей в любви. Елена, в свою очередь, вынуждена признать, что не любит и не уважает мужа, который ее бросил на произвол судьбы. Шервинский умоляет ее развестись с Тальбергом и стать его женой.

Действие второе

Картина первая
В «рабочий кабинет гетмана во дворце» входит Шервинский. От лакея он узнает, что никого из адъютантов нет. Появляется гетман «в богатейшей черкеске, малиновых шароварах и сапогах без каблуков кавказского типа». Шервинский передает ему «известие чрезвычайной важности» – командующий добровольческой армии отбыл в Германию, поскольку петлюровские части прорвали фронт.

Появляются «представители германского командования», которые сообщают об отступлении немецких войск. Они предлагают гетману бежать в Германию, и тот после недолгого раздумья соглашается. Его переодевают в немецкую форму, заматывают бинтами голову и под видом раненого выносят из кабинета.
Узнав, что в спасительном поезде нет больше мест, Шервинский предупреждает Алексея Турбина о побеге гетмана, переодевается в штатское и на прощанье дает лакею денег и просит не выдавать его в случае чего.

Картина вторая
В пустое помещение штаба 1-й конной дивизии приводят пойманного дезертира с отмороженными ногами. Полковник Болботун выясняет, что это простой солдат, который пробирался к лазарету. Несчастного обвиняют в том, что у него нет соответствующего документа, и уводят под арест.
Следом приводят ремесленника с корзиной, полной сапог. Болботун приказывает раздать своим людям новую обувь. Узнав, что два гетманских сердюкских полка могут перейти на их сторону, Болботун седлает коня и отправляется на переговоры.

Действие третье

Картина первая

В Александровской гимназии юнкера под командованием Мышлаевского ломают парты, чтобы растопить печи. Сторож Максим в ужасе от подобного вандализма. Услышав вдалеке звуки разрывающихся снарядов, один из юнкеров не сомневается: «Это по нас, господин капитан, пожалуй». Мышлаевский подбадривает юнцов, и те запевают песню.

Появляется Алексей Турбин, и приказывает всем «слушать, запоминать. Запомнив, исполнять». Из-за внезапных изменений в государственном положении Украины он берет на себя ответственность и распускает дивизион. Алексей приказывает юнкерам и офицерам «немедленно снять с себя погоны, все знаки отличия и немедленно же бежать и скрыться по домам».

Все в смятении, кто-то порывается арестовать Алексея за измену. Турбин сообщает, что изменять некому, поскольку господин гетман «бросив на произвол судьбы армию, бежал, переодевшись германским офицером».

Студзинский предлагает всем отправиться на Дон к Деникину, но Алексей отвечает, что там они встретят «тех же генералов и ту же штабную ораву», которые «заставят драться с собственным народом». Турбин заявляет, что белому движению пришел конец не только на Украине, но и «в Ростове-на-Дону, всюду».

Услышав приближающиеся пушечные удары, «юнкера срывают погоны, бросают винтовки». Алексей сжигает бумаги, списки юнкеров. Он приказывает Мышлаевскому отправиться к Елене и охранять ее. Николка, несмотря на все угрозы, остается со старшим братом. Прикрывая отступающих юнкеров, Алексей умирает, став жертвой разорвавшегося снаряда. Стреляют в Николку, но ему удается скрыться.

Картина вторая

Дождавшись рассвета, Елена собирается выйти на улицу и узнать о судьбе братьев. Лариосик всеми силами пытается ее удержать дома. Появляется Шервинский и с порога сообщает, что «Петлюра город взял», а все командование сбежало. Он уверяет Елену, что Алексей с Николкой вскоре вернутся домой.

Приходят Мышлаевский и Студзинский. Мышлаевский набрасывается на Шервинского, который в свое время «сулил и государя императора и за здоровье светлости пил». Шервинский напоминает, что это именно он успел предупредить всех об измене командования. Студзинский с трудом мирит друзей.
Успокоившись, Мышлаевский расспрашивает о подробностях позорного побега гетмана, и Шервинский, несколько приукрасив, удовлетворяет его любопытство. В качестве доказательства своих слов демонстрирует тяжелый золотой портсигар гетмана, который тот в спешке забыл на столе.

Вдруг раздается стук в окно. Все осторожно выглядывают на улицу, а после бегут во двор, где обнаруживают раненого Николку. Елена догадывается, что Алексея убили. Обращаясь к офицерам, она обвиняет их: «Все домой пришли, а командира убили?». Те оправдываются, что лишь «исполняли его приказание». Студзинский берет на себя вину за все случившееся. Он хватает револьвер и порывается выйти из дома. Мышлаевский его успокаивает, но у капитана начинается истерика. Придя в себя, Николка сообщает: «Убили командира…».

Действие четвертое
Спустя два месяца, в «Крещенский сочельник 1919 года» Елена и Лариосик украшают елку. Елена просит юношу прочесть стихи собственного сочинения, и тот в порыве откровенности признается ей в любви и просит выйти за него замуж. Елена вынуждена признаться, что у нее роман. С горя Лариосик собирается идти к армянину за водкой и напиться до беспамятства.

Входит Шервинский, и сообщает, что «Петлюре крышка». Ночью в город должны войти красные, чтобы установить Советскую власть. Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, Шервинский был вынужден взять напрокат у дворника его облезлое пальто. Он сообщает, что благодаря своему прекрасному голосу нашел новую работу.

Шервинский вновь делает предложение Елене, и та соглашается, но с условием, что тот изменится и перестанет «хвастать и лгать». На радостях он рвет портрет Тальберга. В комнату входит бледный Николка на костылях. Увидев разорванный портрет Тальберга, обо всем догадывается.
Появляются Студзинский и Мышлаевский, оба в штатском. Они принимаются обсуждать планы на будущее: Студзинский намерен «уйти вслед за Петлюрой» и продолжать биться с большевиками, в то время как Мышлаевский уже не хочет идти «к генералам под команду», он «за большевиков, но только против коммунистов».

Их спор прерывает Шервинский, который радостно сообщает о предстоящей свадьбе с Еленой. Все принимаются их поздравлять, и в этот момент неожиданно появляется Тальберг. Елена объясняет, что Алексей – убит, «Николка – калека», а она выходит замуж за Шервинского. В разговор вмешивается Мышлаевский, который выгоняет Тальберга из дома и сообщает Елене, что тот согласен на развод.
Все собираются в комнате, тушат свет и зажигают елку. Лариосик говорит замечательную речь, вдали раздаются пушечные удары. Николка замечает, что этот вечер станет великим прологом к новой исторической пьесе, на что Студинский отвечает: «Кому — пролог, а кому — эпилог»…

Заключение
В своем произведении Булгаков осветил судьбу русской интеллигенции в годы гражданской войны, обреченность белогвардейского движения и старого мира в целом.

После ознакомления с кратким пересказом «Дни Турбиных» рекомендуем прочесть пьесу в полной версии.

Морфий

Очень кратко : Врачу ввели морфий, чтобы снять острую боль в животе. С ней ушла и боль от того, что его недавно бросила девушка. Он стал колоться, чтобы забыться, но втянулся, не смог слезть и покончил с собой.

Повествование ведётся от лица молодого врача Владимира Бомгарда.

Зимой 1917 года молодого врача Владимира Бомгарда перевели с глухого Гореловского участка в больницу уездного города и назначили заведующим детского отделения.

Читайте также:  Бег - краткое содержание пьесы Булгакова

Полтора года доктор Бомгард лечил самые разные болезни, делал сложные операции в спартанских условиях, принимал тяжёлые роды. Теперь он отдыхал, сбросив с плеч груз ответственности, спокойно спал по ночам, не боясь, что его поднимут и увезут «в тьму на опасность и неизбежность».

Счастье — как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы, — как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь!

Прошло несколько месяцев. К февралю 1918 года Бомгард начал забывать «свой дальний участок», керосиновую лампу, сугробы и одиночество. Лишь изредка, перед сном, он думал о молодом враче, который сейчас сидит в этой глуши вместо него.

К маю месяцу Бомгард рассчитывал отработать свой стаж, вернуться в Москву и навсегда распрощаться с провинцией. Однако он не жалел, что ему пришлось пройти такую тяжёлую практику в Горелово, считая, что она сделала его «отважным человеком».

Однажды Бомгард получил письмо, написанное на бланке его старой больницы. Место в Горелово досталось его универси­тетскому товарищу Сергею Полякову . Он «тяжко и нехорошо заболел» и просил приятеля о помощи.

Бомгард отпросился у главного врача, но выехать не успел — ночью в уездную больницу привезли Полякова , застрелившегося из браунинга. Он умер, успев передать Бомгарду свой дневник. Вернувшись к себе, Бомгард начал читать.

Записи в дневнике начинались с 20 января 1917 года. После распределения в институте молодой доктор Поляков попал на глухой земский участок. Это его не огорчило — он был рад сбежать в глушь из-за личной драмы. Поляков был влюблён в оперную певицу, жил с ней целый год, но недавно она его бросила, и он никак не мог это пережить.

Вместе с Поляковым на участке работал женатый фельдшер, живший с семьёй во флигеле, и акушерка Анна , молодая женщина, муж которой был в германском плену.

Пятнадцатого февраля 1917 года у Полякова внезапно начались острые боли в области желудка, и Анна была вынуждена впрыснуть ему порцию однопро­центного раствора морфия. После укола Поляков впервые за несколько месяцев спал крепко и глубоко, без мыслей об обманувшей его женщине.

С этого дня Поляков начал колоть себе морфий, чтобы облегчить душевные страдания. Анна стала его «тайной женой». Она очень жалела, что вколола ему ту, самую первую, дозу морфия и умоляла его оставить это занятие. В моменты, когда без новой дозы Полякову становилось плохо, он понимал, что играет с огнём, и обещал себе всё это прекратить, но после укола чувствовал эйфорию и забывал о своём обещании.

Где-то в столице бушевала революция, народ сверг Николая II, но это события Полякова мало волновали. С десятого марта у него начались галлюцинации, которые он называл «двойными снами». После этих снов Поляков чувствовал себя «сильным и бодрым», у него просыпался интерес к работе, он не думал о своей бывшей любовнице и был абсолютно спокоен.

Считая, что морфий влияет на него благотворно, Поляков не собирался от него отказываться и ссорился с Анной , которая не хотела готовить ему новые порции раствора морфия, а сам он не умел его готовить, поскольку это входило в обязанности фельдшера.

Действительно, morphium hidrochloricum грозная штука. Привычка к нему создаётся очень быстро. Но маленькая привычка ведь не есть морфинизм…

В апреле запас морфия на участке начал заканчиваться. Поляков попытался заменить его кокаином и почувствовал себя очень плохо. Тринадцатого апреля он, наконец, признал, что стал наркоманом-морфинистом.

К шестому мая Поляков уже впрыскивал себе два шприца трёхпро­центного раствора морфия дважды в день. После укола ему всё ещё казалось, что ничего страшного не происходит, и на работоспо­собности его зависимость не отражается, а, напротив, повышает её. Полякову пришлось съездить в уездный город и добыть там ещё морфия. Вскоре его начало охватывать тревожное и тоскливое состояние, свойственное морфинистам.

Смерть от жажды райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия.

Доза Полякова увеличилась до трёх шприцев.

После записи, датированной восемнадцатым мая, из тетради было вырезано два десятка страниц. Следующую запись Поляков сделал 14 ноября 1917 года. В этот период он пытался лечиться и провёл некоторое время в московской психиат­рической клинике.

Восполь­зо­вавшись начавшейся в Москве стрельбой, Поляков украл в клинике морфий и сбежал. На другой день, ожив после укола, он вернулся, чтобы отдать больничную одежду. Профессор-психиатр не стал насильно удерживать Полякова , уверенный, что тот рано или поздно снова окажется в клинике, но уже в гораздо худшем состоянии. Профессор даже согласился ничего не сообщать на место его службы.

Восемна­дцатого ноября Поляков уже был «у себя в глуши». Он ослаб и исхудал, ходил, опираясь на трость, его преследовали галлюцинации. Процент морфия в растворе повышался, началась рвота. Фельдшер обо всём догадался, и Анна , ухаживавшая за Поляковым , умоляла его уехать.

27 декабря Полякова перевели на Гореловский участок. Он твердо решил с первого января взять отпуск и вернуться в московскую клинику, но потом понял, что не выдержит лечения, и не захотел расставаться со своим «кристал­лическим растворимым божком».

Теперь дважды в день он колол себе три шприца четырёх­про­центного раствора морфия. Время от времени Поляков пытался воздерживаться, но это плохо ему удавалось. Морфий привозила Анна . Из-за уколов на предплечьях и бёдрах Полякова появились незаживающие нарывы, а видения сводили его с ума.

Одиннадцатого февраля Поляков решил обратиться за помощью к Бомгарду и отправил ему письмо. Записи в дневнике стали отрывистыми, путанными, с многочис­ленными сокращениями. Тринадцатого февраля 1918 года, после четырна­дца­ти­часового воздержания, Поляков оставил в дневнике последнюю запись и застрелился.

В 1922 году Анна умерла от сыпного тифа. В 1927 году Бомгард решил опубликовать дневник Полякова , считая, что его записи будут полезны и поучительны.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«Морфий» — краткое содержание и пересказ по главам рассказа М. А. Булгакова

Здесь даны основные сведения о рассказе М. А. Булгакова «Морфий», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Морфий» Михаил Афанасьевич Булгаков написал в 1927 году . Впервые опубликован он был в том же году. Рассказа написан от первого лица. Это — воспоминания врача Бомгарда о 1917–1918 годах . Большая часть произведения посвящена тому, что Бомгард читает дневник своего умершего приятеля, который стал морфинистом. Дневник представлял собой историю его болезни.

Главный герой рассказа

  • Сергей Поляков — доктор, ему 25 лет, рассудительный человек, однажды заболел морфинизмом.

Другие персонажи

  • Доктор Бомгард — рассказчик.
  • Марья Власьевна — акушерка из Горелова.
  • Анна Кирилловна — молодая фельдшерица-акушерка, любила Полякова и переживала за то, что он губит себя морфием.
  • Фельдшер — нелюдимый человек.

Краткое содержание для читательского дневника

Зимой 1918 года доктор Бомгард получил от своего приятеля, доктора Полякова, письмо, в котором тот сообщал, что болен, и просил Бомгарда приехать. Бомгард собрался ехать, но ночью в больницу привезли застрелившегося Полякова. Перед смертью самоубийца сказал, что тетрадь оставляет Бомгарду.

Тетрадь представляла собой своеобразную историю болезни, написанную в форме дневника. Оказалось, что Поляков был в зависимости от морфия. Сначала вколола раствор морфия ему фельдшерица, чтобы избавить от сильной боли в желудке. Потом он сам начал делать с ним уколы, так как хотел забыть свою семейную драму (от него ушла жена).

Через некоторое время Поляков понял, что он не сможет преодолеть болезнь, от которой начиналась нравственная деградация его личности, и застрелился.

Через 10 лет его записи опубликовал Бомгард, посчитав их полезными для людей.

Краткий пересказ по главам

Глава 1

Рассказчика, доктора Бомгарда, зимой 1917 года перевели из глухого участка Горелова, где он проработал полтора года, в больницу уездного города. Он был счастлив, потому что на том участке он устал быть ответственным за всех больных, ведь он был там единственным врачом. На участке он не спал ночами, так как к нему приезжали и увозили к заболевшим людям.

В уездном городе он стал по ночам спать, по вечерам оставалось время для чтения. Бомгард принял детское отделение в городской больнице.

Глава 2

В феврале 1918 года Бомгарду пришло письмо от доктора Полякова, который работал на том участке, откуда Бомгарда перевели в уездный город. Письмо было написано на обратной стороне бланка рецепта на четырёхпроцентный раствор морфия.

Доктор Поляков писал, что он заболел тяжело и нехорошо и просил поскорее приехать к нему. Бомгард отпросился у главного врача съездить на Гореловский участок к заболевшему доктору Полякову.

До Горелова добраться было непросто, если всё будет в дороге удачно, то Бомгард должен был добраться до посёлка завтра ночью.

Глава 3

Ночью к Бомгарду постучала сиделка и сообщила, что с Гореловского участка привезли доктора, который застрелился.

В приёмном покое Бомгард увидел акушерку из Горелова с заплаканными глазами. Она сказала, что утром сторож услышал в квартире доктора выстрел. Марья Власьевна довезла Полякова до больницы живым, но он был безнадёжен, так как выстрелил себе в сердце из браунинга. Хирург, понимая, что это безнадёжно, всё же ввёл Полякову под кожу камфару. Умирая, Поляков сказал Бомгарду, что тетрадь оставляет ему.

Ночью Бомгард прочитал записку от Полякова, в которой он писал, что раздумал лечиться, так как лечение безнадёжно, но не хочет больше мучиться. Он предостерегал других быть осторожными с «белыми, растворимыми в 25 частях воды кристаллами», которые погубили его. В записке говорилось, что он дарит свой дневник Бомгарду, так как считает его пытливым человеком. Ещё была приписка, что лекарь Сергей Поляков просит никого не винить в своей смерти.

В дневнике самоубийцы первая половина страниц была вырвана. Вначале записи были сделаны чётким почерком, а в конце тетради — небрежным.

Глава 4

Первая запись в дневнике была сделана 20 января 1917 года. Поляков стал работать в глухом участке, вроде Горелова, он доволен, что здесь не увидит никаких людей, кроме больных крестьян. Доктор не желает «видеть и слышать людей», чтобы они не тронули его рану.

Из февральских записей понятно, что Поляков переживает из-за того, что от него ушла жена, оперная певица, прожившая с ним год.

С работой он свыкся, но работает механически. Живёт он отдельно от фельдшерского персонала: фельдшерица-акушерка Анна Кирилловна и женатый фельдшер живут во флигеле.

15 февраля ночью у Полякова очень сильно заболел желудок. Он послал мужа кухарки к Анне Кирилловне, и она впрыснула ему морфий, так как доктор был «совершенно зелёный».

Нелюдимый фельдшер Полякову не нравился, а Анну Кирилловну он считал милым и развитым человеком. Муж её был в германском плену.

Боли исчезли через 7 минут после укола, и впервые за последние месяцы доктор спал глубоко и хорошо, без мыслей об ушедшей от него жене.

Следующим вечером снова появилась не очень сильная боль в желудке, и Поляков, боясь возврата вчерашнего припадка, впрыснул себе в бедро один сантиграмм морфия, из пузырька, который оставила вчера Анна Кирилловна. Боль сразу прекратилась.

Далее пошли записи, из которых видно, что доктор стал ставить себе уколы, чтобы не мучиться мыслями о покинувшей его жене. Он гордится, что уже полмесяца не думает о ней. Анна Кирилловна стала его тайной женой.

Поляков сделал запись о том, как действует на него морфий. От укола у него появляется «взрыв работоспособности».

Анна Кирилловна боялась за Полякова, но он успокоил её, сказав, что у него с детства громадная сила воли.

19 марта Анна Кирилловна сказала, что не будет больше готовить раствор морфия, что винит себя за то, что приготовила ему вторую склянку морфия. Она сказала, что он становится морфинистом.

Поляков не умел делать раствор морфия для подкожного впрыскивания и всё же уговорил Анна Кирилловну приготовить его. Она поняла, что он пропал, и проклинала себя за то, что сделала ему впрыскивание при болях в желудке.

Поляков признаёт, что привычка к морфию создаётся очень быстро. Но он утешает себя, что маленькая привычка ещё не означает морфинизм.

Далее идут записи о плохом самочувствии Полякова, о том, что он пробовал заменить морфий кокаином, но ему стало только хуже. Доктор уже признал, что в феврале заболел морфинизмом.

Он живёт весь день ночным впрыскиванием накануне и на работоспособности его болезнь не отражается, но он боится, что кто-нибудь узнает о его пороке.

После двух десятков вырванных страниц идут записи о том, что после побега из московской лечебницы, где лечился от морфинизма, Поляков снова дома. В той лечебнице он украл морфий и признаёт, что он вор и дегенерат, у которого «начался распад моральной личности». У него появились галлюцинации.

В конце декабря Полякова послали работать в Гореловский участок, откуда уехал Бомгард. Анна решила приезжать к нему.

Поляков хотел с 1 января взять отпуск и поехать лечиться в Москву, но не поехал, так как боялся, что во время лечения погибнет без морфия. Чтобы в Горелове не догадались, что он морфинист, Поляков выдумал, что у него тяжёлая невралгия.

Анна приезжала к нему и привозила раствор морфия, сама она была «желта, больна». Поляков понимает, что на его совести большой грех, так как он доконал Анну. Поляков поклялся ей, что поедет в клинику в середине февраля. Он решил обратиться к Бомгарду, надеясь, то тот поможет ему и отвезёт в Москву.

13 февраля Поляков записал, что понял, что позорно длить хоть на минуту такую мучительную жизнь.

Глава 5

Когда прошло 10 лет, Бомгард перечитал записи, подаренные ему Поляковым, и решил их опубликовать, так как посчитал, что они поучительны для людей.

В конце он сообщил, что Анна Кирилловна умерла от сыпного тифа в 1922 году, а первая жена Полякова, Амнерис, уехала за границу.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе М. А. Булгакова «Морфий» раскрыты темы:

  • медицина;
  • наркомания;
  • смерть.

Основная мысль (идея) рассказа «Морфий»: наркомания является прямой дорогой к духовному падению личности и смерти. Автор предупреждает читателей, чтобы они не пробовали наркотики, иначе попадут к ним в рабство.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Ссылка на основную публикацию