Лиловый шар – краткое содержание повести Булычёва

Кир Булычев – Лиловый шар

Кир Булычев – Лиловый шар краткое содержание

Лиловый шар читать онлайн бесплатно

1. Громозека и паук

Маленькое белое солнце висело прямо над головой, и поэтому тени были короткими. Под деревьями, в тени, росла густая зеленая трава, колючая, как стая ежей. Подальше, на открытых местах, из земли высовывались рыжие, утыканные иглами шары. Когда к ним подойдешь поближе, иглы вырастают и шевелятся. Лучше не подходить, а то могут выстрелить иголками.

Алиса была в скафандре, иголки отскакивали от него, но их удары Алиса чувствовала, и ей все казалось, что какая-нибудь самая острая игла может проколоть металлическую ткань.

Здесь надо быть очень осторожной. Как на войне. Алисе, правда, не приходилось бывать на войне, но и другой такой планеты, где все ополчилось против людей, она тоже не видела.

Обычное утреннее путешествие от купола до раскопок, занимавшее минут пять, не больше, могло грозить неприятными неожиданностями. Вот и сейчас: впереди идут Громозека и два археолога, сзади отец с парализующим бластером наготове.

Громозека – старый друг Алисы, гигантский археолог с планеты Чумароза, грозное чудовище, с виду похожее сразу на слона и осьминога, и добрейшее существо в душе.

– Стоп! – вдруг кричит Громозека, предупреждающе подняв три щупальца (три других заняты оружием, еще в двух он несет ящики с инструментами).

Археологи замерли. Алиса замерла. Отец Алисы, профессор Селезнев, замер…

Поглядев вперед, Алиса поняла, что насторожило Громозеку.

Посреди дорожки, которая за последние две недели исхожена тысячу раз, за ночь выросло крепкое, метров в пять ростом дерево, усыпанное желтыми цветочками. Ветерок чуть шевелил длинные нежные листья, бабочки лениво порхали над цветами. Очень красиво. Но ведь десять часов назад на этом месте никакого дерева не было.

Громозека протянул вперед длинный щуп с анализатором на конце. Кончик щупа чуть покачивался, будто принюхивался. И когда до ближайшей ветки оставалось сантиметров десять, дерево вдруг взмахнуло веткой и так рубануло по щупу, что Громозека не удержал его. Щуп упал на землю, и тут же к нему полетели иглы рыжих шаров. Громозека рассердился.

– Мне это надоело! – вскричал он. Глаза под прозрачным шаром шлема загорелись. Он поднял бластер и ударил по дереву парализующим лучом.

Ветви дерева тут же свернулись, желтые цветочки закрылись, дерево начало проваливаться.

И на том месте, где оно росло, осталась небольшая кучка пыли, и, если бы Алиса собственными глазами не видела этой сцены, она никогда бы не подумала, что такое возможно.

Археологи, за ними Громозека, потом Алиса и ее отец осторожно обошли место, куда спряталось дерево, и поднялись на невысокий холм, вершина которого была изрыта квадратными ямами. Здесь шли раскопки.

Громозека остановился на краю раскопа и тщательно пересчитал своих спутников.

– Я повторяю, – сказал он печально. – Мне это надоело. У меня еще не было такой трудной экспедиции. Я работал на восьмидесяти планетах, я встречался со всеми мыслимыми и немыслимыми обитателями нашей галактики. Но более коварного, гадкого, трусливого и опасного места я не встречал. Где робот-копатель номер три?

Роботы и археологические машины стояли посреди площадки. В их строю зияла брешь. Одного из роботов не было. Громозека кинулся вперед.

– Осторожнее! – крикнул ему вслед профессор Селезнев. Но опоздал.

Громадная туша добродушного, но вспыльчивого археолога Громозеки, триста двадцать килограммов живого веса, восемь щупальцев, слоновьи лапы, облаченные в скафандр, три бластера и один меч, – все это в мгновение ока исчезло из виду, потому что Громозека провалился в замаскированную ловушку, которую кто-то за прошедшую ночь выкопал посреди площадки.

Когда археологи, Алиса и Селезнев подбежали к яме, они увидели, что Громозека бьется в объятиях огромного паука, острые зазубренные жвалы которого, источающие мутный яд, елозили по пластику шлема, стараясь его прокусить.

Селезневу пришлось потратить почти весь заряд бластера, пока, наконец, паук не ослабил хватку и не замер на дне ямы.

Потом минут десять с помощью роботов они вытаскивали заклинившегося в яме начальника экспедиции. Громозека был настолько расстроен и оскорблен тем, что стал добычей паука, что мрачно повторял:

– Оставьте меня в яме. Я недостоин того, чтобы снова увидеть белый свет. Засыпьте меня песком и забудьте мое имя.

– Громозека, миленький, – уговаривала его Алиса. – Каждый из нас мог сюда угодить. Даже я.

Когда Громозеку извлекли из ямы, обнаружилось, что под ним лежит изуродованный робот-копатель номер три. Наверное, паук, что затаился на площадке, сначала решил полакомиться роботом. Наесться им он, разумеется, не смог, но изломал его основательно.

Громозека уселся на краю ямы, стер яд со шлема и сказал:

– Умоляю, прости меня, мой друг Селезнев, что я заманил тебя на эту злобную планету. Я ежеминутно подвергаю опасности твою жизнь и жизнь твоей изумительной девочки. Вернее всего, никто из нас не вернется отсюда живым.

– Ничего страшного, – ответил Селезнев, который был более уравновешен, чем его старый друг. – По-моему, для биолога это очень интересная планета.

– Я согласна с папой, – сказала Алиса. – Мне тут нравится.

– С ума сойти! – вздохнул Громозека. – Вы какие-то самоубийцы.

– Если хочешь, Громозека, – сказала Алиса, – ты улетай отсюда, а мы с папой останемся еще немного.

Громозека внимательно оглядел Алису с ног до головы всеми своими глазами и вдруг широко улыбнулся, показав акульи зубищи.

– Я понял! – воскликнул он. – Вы хотите сказать, что я самый трусливый археолог во Вселенной. А это, кстати, еще надо доказать!

С этими словами он поднялся на свои толстые лапы и зарычал на всю площадку:

– Почему не начинаем работать? Немедленно приступать к раскопкам!

Правда, кричал он только для того, чтобы самого себя успокоить. К этому времени все его коллеги уже трудились, раскапывая погибшую когда-то крепость на удивительной планете Бродяге.

Планета, где археолог Громозека попал в ловушку, называлась Бродягой. Разумеется, это не официальное ее название. Во всех справочниках она называется так: ИКО-1. То есть: Искусственный космический объект No 1. Другой такой планеты нет. И вряд ли будет.

Бродягу обнаружили случайно. Могли бы обнаружить и позднее. По очень простой причине: в отличие от всех других планет у нее нет своего солнца. А раз нет солнца, то ее не видно. Галактика состоит из звезд, вокруг некоторых из них вращаются планеты. А если планета не вращается вокруг звезды, значит, она бездомная, у нее нет своего места в космосе и она летит сама по себе в холодном темном пространстве, где звезды встречаются так же редко, как родники в пустыне Сахара.

Бродягу нашли, потому что она влетела в ту часть Галактики, где находится Земля. Астрономы высчитали, что Бродяга летит не напрямик, а совершает огромный круг, раз в двадцать шесть тысяч лет возвращаясь в одну и ту же точку. Она должна была пролететь сравнительно недалеко от Солнечной системы, так же, как она это сделала двадцать шесть тысяч лет назад, пятьдесят две тысячи лет назад и, может быть, семьдесят восемь тысяч лет назад…

Однажды в кабинете профессора Селезнева, директора московского космического зоопарка, известного специалиста по инопланетным животным, раздался видеофонный звонок. Когда Селезнев включил экран, он увидел на нем круглое, многоглазое лицо своего старого друга археолога Громозеки с планеты Чумароза. Громозека открыл громадную, полную акульих зубов пасть, приложил передние щупальца к покрытой панцирем груди, в которой бились три его добрых вспыльчивых сердца, и сказал:

– Селезнев, друг мой, собирайся, ты летишь на Бродягу.

– Здравствуй, Громозека, – улыбнулся Селезнев. – Я не знаю никакого бродяги. Но без тебя я соскучился и рад буду, если ты заглянешь к нам в гости. Алиса тоже будет рада.

– Ты ничего не понимаешь! – взревел Громозека. – Я говорю с тобой с Плутона. Мой корабль отлетает через двенадцать минут. Я спешу. Если я не успею на Бродягу, туда прилетят археологи со всех концов Галактики и сделают великие открытия, которые должен сделать только я.

– Но что за Бродяга? – удивился Селезнев.

– Ты даже газет не смотришь! – рассердился Громозека. – Неужели ты не слышал, что капитан Ким открыл искусственную планету, которая летит в космосе от звезды к звезде и нигде не останавливается?

– Знаешь, я только что из экспедиции, – сказал смущенно Селезнев, – и отстал от жизни.

– Тогда слушай. Ким нашел в открытом космосе бродячую планету. Оказалось, что она не притягивает к себе другие тела, а отталкивает их.

– Этого быть не может, – твердо сказал Селезнев.

– Не перебивай. У меня осталось восемь минут. Ким обнаружил, что эта планета пустая внутри и оболочка ее искусственная. Ты меня слушаешь?

Кир Булычев «Лиловый шар»

Лиловый шар

Повесть, 1983 год; цикл «Алиса»

Язык написания: русский

  • Жанры/поджанры: Фантастика( «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
  • Общие характеристики: Приключенческое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Россия/СССР/Русь )
  • Время действия: Далёкое будущее
  • Сюжетные ходы: Спасение мира
  • Линейность сюжета: Линейный
  • Возраст читателя: Детская литература

На планете, где работает экспедиция профессора Селезнева, главный закон: ненависть ко всему. Разумные уже давно погибли и теперь земляне сами того не подозревая везут причину их смерти на Землю.

Публиковался фрагмент киносценария под названием «Лиловый шар»; полный вариант киносценария опубликован не был.

Снят художественный фильм «Лиловый шар». Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького. 1987г.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 83

Активный словарный запас: очень низкий (2343 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 46%, что немного выше среднего (37%)

— «Лиловый шар» 1987, СССР, реж: Павел Арсенов

Доступность в электронном виде:

dmsl, 10 марта 2012 г.

Одно из ярчайших впечатлений детства. Я только-только почувствовал вкус к чтению фантастики, учился в 4-ом классе. И вот в «Пионерке» начали печатать с продолжением это произведение. Восторг и опьянение трудно передать. Я собрал все номера газеты с этой повестью. Но был ещё слишком глуп, не понимал какое это сокровище. В последствии тысячу раз жалел, что не приложил усилий, что бы сохранить эту газетную стопку. Собрал так же подшивки с «Планета Пять-Четыре» и «Конец Атлантиды», но и они куда-то сгинули.

Простому смертному почитать Булычёва можно было только в «Пионерке» или в «Юном технике» — книг было не достать. Не баловала советская издательская политика детей такими подарками. Всё таки много идиотов у руля было, благодаря им «совок» и рухнул.

pava999, 22 мая 2011 г.

Удивительно, что в детском произведении Булычёв раскрыл весьма «взрослую» тему. Судя по всему, кто-то и нам подмешал вирус вражды. Достаточно посмотреть новости, чтобы убедиться в этом.

В детстве понравилось. Зря, конечно, Булычёв припутал сюда заповедник сказок. За это и нестыковки в сюжете, ставлю 8. Всё-таки, не самое хорошее произведение про Алису.

avsergeev71, 30 сентября 2016 г.

Нас приглашает встретиться с юностью

Вечер школьных друзей.

Заключительная часть трилогии об Эпохе Легенд, в которую входят также повести «Заповедник сказок» и «Козлик Иван Иванович». Первый раз читал повесть в детстве в газете «Пионерская правда», где она начала публиковаться в 1983 году в несколько урезанном виде. Почему-то первой была опубликована именно последняя часть трилогии. О существовании «Заповедника» и «Козлика» на тот момент ничего известно не было, хотя написаны они были раньше.

Помню, повесть мне тогда ужасно не понравилась. Особенно вторая часть, где действие происходит в Эпохе Легенд. На тот момент я уже был в некоторой степени знаком с творчеством Кира Булычева (за плечами были: «Перевал», «Путешествие Алисы», «Миллион приключений», «Сто лет тому вперед» и пр.) и, хоть был еще совсем пацаном, понимал, что автор может писать намного лучше. Для меня это было тогда суровым откровением: оказывается даже гениальный писатель не всегда пишет только гениальные вещи. Этот негатив детских впечатлений владел мною до такой степени, что я даже не стал смотреть фильм «Лиловый шар», снятый по этой повести. Хотя ту же «Гостью из будущего» пересматривал много раз.

Читайте также:  Краткое содержание Роковые яйца Булгакова по главам

Впоследствии, будучи уже в гораздо более зрелом возрасте, я предпринял героическую попытку реабилитировать повесть в своих глазах. Тогда я был уже знаком с первыми частями трилогии и нашел их очень даже неплохими. А «Заповедник» так вообще счел почти гениальным. Но меня опять ждало разочарование. Я понял, что впечатления детства меня не обманывали: повесть действительно оказалось самой слабой из всех трех.

Произведение состоит из двух совершенно самостоятельных частей, связанных друг с другом достаточно условно. Совершенно непонятно, зачем автору понадобилось помещать их под одну обложку. Первая часть вполне могла быть отдельной повестью, тем более, что к Эпохе Легенд она, как говориться, — никаким боком. Хотя даже в этом случае она смотрелась бы довольно слабовато. Невнятный затянутый сюжет, представляющий собой некую смесь из «Дня рождения Алисы» и «Смертоносной планеты» Г.Гаррисона, очевидно должен был служить прологом к основному повествованию, а на деле разорвал повесть надвое, и сюжетно и логически.

Вторая часть хоть и смотрится несколько лучше, но только при условии, что перед этим прочитаны две первые повести трилогии. В противном случае остается ощущение недосказанности. Сюжет прямо-таки разит искусственностью: многие повороты служат лишь для того, что задействовать очередного героя. Что называется: галопом по Европам. Невесть откуда и зачем возникающие, мелькающие как в калейдоскопе персонажи не вызывают никаких чувств, кроме недоумения: зачем вообще их вставили в повествование? Только лишь потому, что они были в первых частях? Прямо какой-то «вечер встреч» Алисы со старыми друзьями. Концовка вообще, иначе как высосанной из пальца, не назовёшь: русский Емеля (которого автор почему-то называет Иваном), живущий в Гималаях со Снегурочкой (sic!), на печи заезжает на пики гор. Даже для сказки — это явный перебор. Тут даже рояль в кустах выглядит апофеозом случайности.

В общем, по прочтении остается стойкое убеждение, что трилогию нужно было ограничить двумя частями: Эпоха Легенд изжила себя окончательно и бесповоротно. Пусть покоится с миром подо льдами четвертого ледникового периода.

AlisterOrm, 19 апреля 2018 г.

Довольно слабое и вторичное произведение, написанное второпях и на скорую руку. При всех многочисленных вопросах к «Заповеднику сказок» и «Козлику Ивану Ивановичу», они были самобытны и по своему забавны. «Лиловый шар» — вторичен и по сюжету, и по общей фабуле.

. И тут я сталкиваюсь с основной проблемой: я не знаю, что об этой повести написать. Ну вот так она меня вгоняет в растерянность. Всё что уже можно было бы сказать, написано о предыдущих повестях. В общем, оставлю «Лиловый шар» без комментариев, скажу лишь, что относительно высокая, для такого качества исполнения оценка заслужена лёгкостью чтения, свойственной текстам Кира Булычёва.

lammik, 12 декабря 2017 г.

Всё началось с того, что профессору Селезнёву позвонил величайший космический археолог Громозека и предложил отправиться с ним на планету Бродяга, которую недавно открыл капитан Ким. Планета эта необычная. Во-первых, у неё нет звезды. Это сейчас мы знаем, что таких планет множество, но для начала восьмидесятых мысль смелая. Во-вторых, это и не совсем планета, ИКО-1, т. е. Искусственный Космический Объект номер 1. Когда-то давно инопланетяне построили межзвёздный Ковчег, чтобы спастись с родной планеты, звезда которой умирала. Приглашение Громозеки распространялось и на дочь профессора Алису. Фауна Бродяги поразила исследователей своей агрессивностью и причиной тому служило биологическое оружие пришельцев — неизвестный земной науке вирус. Более того, из записей былых обитателей Бродяги удалось узнать, что 26 тысяч лет назад инопланетяне оставили на Земле бомбу с этим вирусом, чтобы она активизировалась перед следующим подлётом Бродяги к Солнечной системе. Теперь Алисе и Громозеке предстоит отправиться в Эпоху Легенд, чтобы предотвратить гибель человечества.

Самая слабая часть трилогии «Непоседа». Если в «Заповеднике сказок» мы имели дело с острой социальной сатирой, «Козлик Иван Иванович» — детская сказка с юмором и колоритными персонажами, то «Лиловый шар» слегка похож на творение Франкенштейна, сшит из двух разнородных частей. И если первая часть с Бродягой читается с интересом, прямо настоящая научная фантастика по-булычевски в стиле «Путешествия Алисы», то вторая заметно слабее, кажется написанной второпях, со скомканным финалом.

Власть, 23 февраля 2012 г.

не могу отнести себя к поклонникам творчества Булычева, но всегда с интересом относительно к попавшим по воле случая книгам этого автора на мою полку. Кто не видел славный советский фильм о девочке Алисе, или мультик о путешествии на третью планету? Менее популярна почему-то оказалась экранизация этой повести. Кстати, в той экранизации на мой взгляд подкачал Громозека — ну не такой он! А вот сама повесть ни в коем случае не подкачала!

Прекрасное произведение. Великолепна сама по себе задумка. Пища для размышлений у детей/подростков останется, да и взрослым почитать никак не повредит. Булычев неплохо совместил и заповедник сказок, и космическое путешествие и все-все-все. На то он и мастер. Повествование идет непринужденно, легко, безо всякого натягивания за уши, что называется. Ощущение некой светлости остается.

Наверное, таки должна выглядеть подростковая фантастическая повесть.

Gourmand, 29 марта 2015 г.

«Громадный прозрачный купол над участком девственного леса, где скрывается сказочный мир, привезенный из далекого прошлого, каплей воды поблескивал на окраине Москвы» — уже хорошо, что заповедник сказок оказался на окраине Москвы, а не в самом центре. Большой прогресс.

Вещь средненькая, к сожалению. Вирус в Гималаях 26 000 лет ждёт своего часа — это несерьёзно. Приключения на планете Бродяга хороши, Алиса активна, во всё вмешивается, суёт свой нос. Эпизод с «сумасшедшими», требующими изолировать Землю, собрать срочно всех учёных — великолепно, смеялся до слёз. А дальше опять автор скатывается в «наблюдательность». Ходит Алиса, бродит Алиса, кто-то ей помогает, кто-то ей не помогает (а таких больше всего) и. ничего. Скучно. И финал разочаровал. Сказала умным дядькам, где шар, и они от шара избавились. А где же сама Алиса, почему она ничего не придумала?

maxim_l, 15 июля 2013 г.

Очень хорошее детское произведение. ведь как здорово совместить вместе космические приключения и старые добрые сказки, а ведь лучший способ развивать детскую фантазию, сами попробуйте предложить 🙂

Цинник, 12 апреля 2007 г.

В «Лиловом Шаре» объеденились и «Эпоха Сказок» и космическая тема. К тому же выплыл после долгого перерыва такой культовый герой как Громозека. Помню читал в 3-ьем классе под одеялом с фонариком. За те детские воспоминания ставлю десятку.

tolstyi1010, 16 июля 2018 г.

На искусственной планете «Бродяга» экспедиция, в которую вошла Алиса Селезнева, ее отец и археолог Громозека, обнаружила загадочные лиловые шары, которые содержат вирус злобы. Из архивных записей им удалось установить, что один такой шар, двадцать шесть тысяч лет назад, жители «Бродяги» оставили на нашей планете, и он должен изо дня в день взорваться. Что ждет планету Земля, трудно представить, поэтому Алиса, вместе с Громозекой отправляются в Легендарную эпоху, в тот день, когда пришельцы оставили опасный лиловый шар.

Новые приключения Алисы в Легендарной эпохе, оставили вполне приятное впечатление. Хотя до сих пор не совсем понятны принципы путешествий во времени. После каждого такого путешествия на Земле настоящего должны происходить изменения, но судя по дальнейшим книгам ничего такого, не происходило. Ладно, сказочные существа все должны погибнуть, и повлиять на будущее не могут, но ведь Герасик обыкновенный человек, и он должен пережить Ледниковый период (хотя возможно, он погиб в самом расцвете сил). И как Ледниковый период пережила Несси? На что надеялись жители «Бродяги» намереваясь вернуться через 26 000 лет? Сколько поколений должны были смениться за это время? Они были уверенны, что их потомки захотят жить на Земле? Что у них хватит ресурсов пережить еще 26 000 лет полета в космосе? А если за это время сломаются все корабли на планете, а самой планетой управлять нельзя. Что тогда?

Если не обращать внимание на все эти вопросы, а читать данную повесть как сказочную, то читается легко. Приятное впечатление оставляет сама Легендарная эпоха.

КАА, 26 июля 2009 г.

Та же история, что и с «Ловушкой». Когда читал в «Пионерке», было о-о-очень интересно. А потом, в книжке, вместе с «детсадовским» «Заповедником сказок» всё впечатление поблёкло.

Yarrou, 25 июня 2007 г.

Отличное произведение, как и весь Заповедник.

Кстати, фильм гораздо сильнее ужасно затянутой «Гостьи из будущего». Очень атмосферный фильм, который и сейчас смотрится.

vjick, 11 ноября 2006 г.

Существенно лучше первых 2 частей трилогии. Алиса больше похожа на знакомую. А вот фильм слабоват получился, несмотря на то, что как и в «Гостье из будущего» там и Алиса та же, да и актеры многие те же.

elent, 17 июля 2006 г.

Все было бы замечательно, не запихни туда Булычев заповедник сказок. И пошло.. Ни богу -свечка, ни черту -кочерга.

Egorro, 25 мая 2006 г.

Читал в первом издании. Как и весь «алисовский цикл» светлое произвидения. Обязательно дам почитать своим детям. :super:

Кир Булычев – Лиловый шар

Кир Булычев – Лиловый шар краткое содержание

Лиловый шар читать онлайн бесплатно

1. Громозека и паук

Маленькое белое солнце висело прямо над головой, и поэтому тени были короткими. Под деревьями, в тени, росла густая зеленая трава, колючая, как стая ежей. Подальше, на открытых местах, из земли высовывались рыжие, утыканные иглами шары. Когда к ним подойдешь поближе, иглы вырастают и шевелятся. Лучше не подходить, а то могут выстрелить иголками.

Алиса была в скафандре, иголки отскакивали от него, но их удары Алиса чувствовала, и ей все казалось, что какая-нибудь самая острая игла может проколоть металлическую ткань.

Здесь надо быть очень осторожной. Как на войне. Алисе, правда, не приходилось бывать на войне, но и другой такой планеты, где все ополчилось против людей, она тоже не видела.

Обычное утреннее путешествие от купола до раскопок, занимавшее минут пять, не больше, могло грозить неприятными неожиданностями. Вот и сейчас: впереди идут Громозека и два археолога, сзади отец с парализующим бластером наготове.

Громозека – старый друг Алисы, гигантский археолог с планеты Чумароза, грозное чудовище, с виду похожее сразу на слона и осьминога, и добрейшее существо в душе.

– Стоп! – вдруг кричит Громозека, предупреждающе подняв три щупальца (три других заняты оружием, еще в двух он несет ящики с инструментами).

Археологи замерли. Алиса замерла. Отец Алисы, профессор Селезнев, замер…

Поглядев вперед, Алиса поняла, что насторожило Громозеку.

Посреди дорожки, которая за последние две недели исхожена тысячу раз, за ночь выросло крепкое, метров в пять ростом дерево, усыпанное желтыми цветочками. Ветерок чуть шевелил длинные нежные листья, бабочки лениво порхали над цветами. Очень красиво. Но ведь десять часов назад на этом месте никакого дерева не было.

Громозека протянул вперед длинный щуп с анализатором на конце. Кончик щупа чуть покачивался, будто принюхивался. И когда до ближайшей ветки оставалось сантиметров десять, дерево вдруг взмахнуло веткой и так рубануло по щупу, что Громозека не удержал его. Щуп упал на землю, и тут же к нему полетели иглы рыжих шаров. Громозека рассердился.

– Мне это надоело! – вскричал он. Глаза под прозрачным шаром шлема загорелись. Он поднял бластер и ударил по дереву парализующим лучом.

Читайте также:  Путешествие Алисы - краткое содержание рассказа Булычёва

Ветви дерева тут же свернулись, желтые цветочки закрылись, дерево начало проваливаться.

И на том месте, где оно росло, осталась небольшая кучка пыли, и, если бы Алиса собственными глазами не видела этой сцены, она никогда бы не подумала, что такое возможно.

Археологи, за ними Громозека, потом Алиса и ее отец осторожно обошли место, куда спряталось дерево, и поднялись на невысокий холм, вершина которого была изрыта квадратными ямами. Здесь шли раскопки.

Громозека остановился на краю раскопа и тщательно пересчитал своих спутников.

– Я повторяю, – сказал он печально. – Мне это надоело. У меня еще не было такой трудной экспедиции. Я работал на восьмидесяти планетах, я встречался со всеми мыслимыми и немыслимыми обитателями нашей галактики. Но более коварного, гадкого, трусливого и опасного места я не встречал. Где робот-копатель номер три?

Роботы и археологические машины стояли посреди площадки. В их строю зияла брешь. Одного из роботов не было. Громозека кинулся вперед.

– Осторожнее! – крикнул ему вслед профессор Селезнев. Но опоздал.

Громадная туша добродушного, но вспыльчивого археолога Громозеки, триста двадцать килограммов живого веса, восемь щупальцев, слоновьи лапы, облаченные в скафандр, три бластера и один меч, – все это в мгновение ока исчезло из виду, потому что Громозека провалился в замаскированную ловушку, которую кто-то за прошедшую ночь выкопал посреди площадки.

Когда археологи, Алиса и Селезнев подбежали к яме, они увидели, что Громозека бьется в объятиях огромного паука, острые зазубренные жвалы которого, источающие мутный яд, елозили по пластику шлема, стараясь его прокусить.

Селезневу пришлось потратить почти весь заряд бластера, пока, наконец, паук не ослабил хватку и не замер на дне ямы.

Потом минут десять с помощью роботов они вытаскивали заклинившегося в яме начальника экспедиции. Громозека был настолько расстроен и оскорблен тем, что стал добычей паука, что мрачно повторял:

– Оставьте меня в яме. Я недостоин того, чтобы снова увидеть белый свет. Засыпьте меня песком и забудьте мое имя.

– Громозека, миленький, – уговаривала его Алиса. – Каждый из нас мог сюда угодить. Даже я.

Когда Громозеку извлекли из ямы, обнаружилось, что под ним лежит изуродованный робот-копатель номер три. Наверное, паук, что затаился на площадке, сначала решил полакомиться роботом. Наесться им он, разумеется, не смог, но изломал его основательно.

Громозека уселся на краю ямы, стер яд со шлема и сказал:

– Умоляю, прости меня, мой друг Селезнев, что я заманил тебя на эту злобную планету. Я ежеминутно подвергаю опасности твою жизнь и жизнь твоей изумительной девочки. Вернее всего, никто из нас не вернется отсюда живым.

– Ничего страшного, – ответил Селезнев, который был более уравновешен, чем его старый друг. – По-моему, для биолога это очень интересная планета.

– Я согласна с папой, – сказала Алиса. – Мне тут нравится.

– С ума сойти! – вздохнул Громозека. – Вы какие-то самоубийцы.

– Если хочешь, Громозека, – сказала Алиса, – ты улетай отсюда, а мы с папой останемся еще немного.

Громозека внимательно оглядел Алису с ног до головы всеми своими глазами и вдруг широко улыбнулся, показав акульи зубищи.

– Я понял! – воскликнул он. – Вы хотите сказать, что я самый трусливый археолог во Вселенной. А это, кстати, еще надо доказать!

С этими словами он поднялся на свои толстые лапы и зарычал на всю площадку:

– Почему не начинаем работать? Немедленно приступать к раскопкам!

Правда, кричал он только для того, чтобы самого себя успокоить. К этому времени все его коллеги уже трудились, раскапывая погибшую когда-то крепость на удивительной планете Бродяге.

Планета, где археолог Громозека попал в ловушку, называлась Бродягой. Разумеется, это не официальное ее название. Во всех справочниках она называется так: ИКО-1. То есть: Искусственный космический объект No 1. Другой такой планеты нет. И вряд ли будет.

Бродягу обнаружили случайно. Могли бы обнаружить и позднее. По очень простой причине: в отличие от всех других планет у нее нет своего солнца. А раз нет солнца, то ее не видно. Галактика состоит из звезд, вокруг некоторых из них вращаются планеты. А если планета не вращается вокруг звезды, значит, она бездомная, у нее нет своего места в космосе и она летит сама по себе в холодном темном пространстве, где звезды встречаются так же редко, как родники в пустыне Сахара.

Бродягу нашли, потому что она влетела в ту часть Галактики, где находится Земля. Астрономы высчитали, что Бродяга летит не напрямик, а совершает огромный круг, раз в двадцать шесть тысяч лет возвращаясь в одну и ту же точку. Она должна была пролететь сравнительно недалеко от Солнечной системы, так же, как она это сделала двадцать шесть тысяч лет назад, пятьдесят две тысячи лет назад и, может быть, семьдесят восемь тысяч лет назад…

Однажды в кабинете профессора Селезнева, директора московского космического зоопарка, известного специалиста по инопланетным животным, раздался видеофонный звонок. Когда Селезнев включил экран, он увидел на нем круглое, многоглазое лицо своего старого друга археолога Громозеки с планеты Чумароза. Громозека открыл громадную, полную акульих зубов пасть, приложил передние щупальца к покрытой панцирем груди, в которой бились три его добрых вспыльчивых сердца, и сказал:

– Селезнев, друг мой, собирайся, ты летишь на Бродягу.

– Здравствуй, Громозека, – улыбнулся Селезнев. – Я не знаю никакого бродяги. Но без тебя я соскучился и рад буду, если ты заглянешь к нам в гости. Алиса тоже будет рада.

– Ты ничего не понимаешь! – взревел Громозека. – Я говорю с тобой с Плутона. Мой корабль отлетает через двенадцать минут. Я спешу. Если я не успею на Бродягу, туда прилетят археологи со всех концов Галактики и сделают великие открытия, которые должен сделать только я.

– Но что за Бродяга? – удивился Селезнев.

– Ты даже газет не смотришь! – рассердился Громозека. – Неужели ты не слышал, что капитан Ким открыл искусственную планету, которая летит в космосе от звезды к звезде и нигде не останавливается?

– Знаешь, я только что из экспедиции, – сказал смущенно Селезнев, – и отстал от жизни.

– Тогда слушай. Ким нашел в открытом космосе бродячую планету. Оказалось, что она не притягивает к себе другие тела, а отталкивает их.

– Этого быть не может, – твердо сказал Селезнев.

– Не перебивай. У меня осталось восемь минут. Ким обнаружил, что эта планета пустая внутри и оболочка ее искусственная. Ты меня слушаешь?

Кир Булычев – Лиловый шар

Описание книги “Лиловый шар”

Описание и краткое содержание “Лиловый шар” читать бесплатно онлайн.

1. Громозека и паук

Маленькое белое солнце висело прямо над головой, и поэтому тени были короткими. Под деревьями, в тени, росла густая зеленая трава, колючая, как стая ежей. Подальше, на открытых местах, из земли высовывались рыжие, утыканные иглами шары. Когда к ним подойдешь поближе, иглы вырастают и шевелятся. Лучше не подходить, а то могут выстрелить иголками.

Алиса была в скафандре, иголки отскакивали от него, но их удары Алиса чувствовала, и ей все казалось, что какая-нибудь самая острая игла может проколоть металлическую ткань.

Здесь надо быть очень осторожной. Как на войне. Алисе, правда, не приходилось бывать на войне, но и другой такой планеты, где все ополчилось против людей, она тоже не видела.

Обычное утреннее путешествие от купола до раскопок, занимавшее минут пять, не больше, могло грозить неприятными неожиданностями. Вот и сейчас: впереди идут Громозека и два археолога, сзади отец с парализующим бластером наготове.

Громозека – старый друг Алисы, гигантский археолог с планеты Чумароза, грозное чудовище, с виду похожее сразу на слона и осьминога, и добрейшее существо в душе.

– Стоп! – вдруг кричит Громозека, предупреждающе подняв три щупальца (три других заняты оружием, еще в двух он несет ящики с инструментами).

Археологи замерли. Алиса замерла. Отец Алисы, профессор Селезнев, замер…

Поглядев вперед, Алиса поняла, что насторожило Громозеку.

Посреди дорожки, которая за последние две недели исхожена тысячу раз, за ночь выросло крепкое, метров в пять ростом дерево, усыпанное желтыми цветочками. Ветерок чуть шевелил длинные нежные листья, бабочки лениво порхали над цветами. Очень красиво. Но ведь десять часов назад на этом месте никакого дерева не было.

Громозека протянул вперед длинный щуп с анализатором на конце. Кончик щупа чуть покачивался, будто принюхивался. И когда до ближайшей ветки оставалось сантиметров десять, дерево вдруг взмахнуло веткой и так рубануло по щупу, что Громозека не удержал его. Щуп упал на землю, и тут же к нему полетели иглы рыжих шаров. Громозека рассердился.

– Мне это надоело! – вскричал он. Глаза под прозрачным шаром шлема загорелись. Он поднял бластер и ударил по дереву парализующим лучом.

Ветви дерева тут же свернулись, желтые цветочки закрылись, дерево начало проваливаться.

И на том месте, где оно росло, осталась небольшая кучка пыли, и, если бы Алиса собственными глазами не видела этой сцены, она никогда бы не подумала, что такое возможно.

Археологи, за ними Громозека, потом Алиса и ее отец осторожно обошли место, куда спряталось дерево, и поднялись на невысокий холм, вершина которого была изрыта квадратными ямами. Здесь шли раскопки.

Громозека остановился на краю раскопа и тщательно пересчитал своих спутников.

– Я повторяю, – сказал он печально. – Мне это надоело. У меня еще не было такой трудной экспедиции. Я работал на восьмидесяти планетах, я встречался со всеми мыслимыми и немыслимыми обитателями нашей галактики. Но более коварного, гадкого, трусливого и опасного места я не встречал. Где робот-копатель номер три?

Роботы и археологические машины стояли посреди площадки. В их строю зияла брешь. Одного из роботов не было. Громозека кинулся вперед.

– Осторожнее! – крикнул ему вслед профессор Селезнев. Но опоздал.

Громадная туша добродушного, но вспыльчивого археолога Громозеки, триста двадцать килограммов живого веса, восемь щупальцев, слоновьи лапы, облаченные в скафандр, три бластера и один меч, – все это в мгновение ока исчезло из виду, потому что Громозека провалился в замаскированную ловушку, которую кто-то за прошедшую ночь выкопал посреди площадки.

Когда археологи, Алиса и Селезнев подбежали к яме, они увидели, что Громозека бьется в объятиях огромного паука, острые зазубренные жвалы которого, источающие мутный яд, елозили по пластику шлема, стараясь его прокусить.

Селезневу пришлось потратить почти весь заряд бластера, пока, наконец, паук не ослабил хватку и не замер на дне ямы.

Потом минут десять с помощью роботов они вытаскивали заклинившегося в яме начальника экспедиции. Громозека был настолько расстроен и оскорблен тем, что стал добычей паука, что мрачно повторял:

– Оставьте меня в яме. Я недостоин того, чтобы снова увидеть белый свет. Засыпьте меня песком и забудьте мое имя.

– Громозека, миленький, – уговаривала его Алиса. – Каждый из нас мог сюда угодить. Даже я.

Когда Громозеку извлекли из ямы, обнаружилось, что под ним лежит изуродованный робот-копатель номер три. Наверное, паук, что затаился на площадке, сначала решил полакомиться роботом. Наесться им он, разумеется, не смог, но изломал его основательно.

Громозека уселся на краю ямы, стер яд со шлема и сказал:

– Умоляю, прости меня, мой друг Селезнев, что я заманил тебя на эту злобную планету. Я ежеминутно подвергаю опасности твою жизнь и жизнь твоей изумительной девочки. Вернее всего, никто из нас не вернется отсюда живым.

– Ничего страшного, – ответил Селезнев, который был более уравновешен, чем его старый друг. – По-моему, для биолога это очень интересная планета.

– Я согласна с папой, – сказала Алиса. – Мне тут нравится.

Читайте также:  Заповедник сказок - краткое содержание повести Булычёва

– С ума сойти! – вздохнул Громозека. – Вы какие-то самоубийцы.

– Если хочешь, Громозека, – сказала Алиса, – ты улетай отсюда, а мы с папой останемся еще немного.

Громозека внимательно оглядел Алису с ног до головы всеми своими глазами и вдруг широко улыбнулся, показав акульи зубищи.

– Я понял! – воскликнул он. – Вы хотите сказать, что я самый трусливый археолог во Вселенной. А это, кстати, еще надо доказать!

С этими словами он поднялся на свои толстые лапы и зарычал на всю площадку:

– Почему не начинаем работать? Немедленно приступать к раскопкам!

Правда, кричал он только для того, чтобы самого себя успокоить. К этому времени все его коллеги уже трудились, раскапывая погибшую когда-то крепость на удивительной планете Бродяге.

Планета, где археолог Громозека попал в ловушку, называлась Бродягой. Разумеется, это не официальное ее название. Во всех справочниках она называется так: ИКО-1. То есть: Искусственный космический объект No 1. Другой такой планеты нет. И вряд ли будет.

Бродягу обнаружили случайно. Могли бы обнаружить и позднее. По очень простой причине: в отличие от всех других планет у нее нет своего солнца. А раз нет солнца, то ее не видно. Галактика состоит из звезд, вокруг некоторых из них вращаются планеты. А если планета не вращается вокруг звезды, значит, она бездомная, у нее нет своего места в космосе и она летит сама по себе в холодном темном пространстве, где звезды встречаются так же редко, как родники в пустыне Сахара.

Бродягу нашли, потому что она влетела в ту часть Галактики, где находится Земля. Астрономы высчитали, что Бродяга летит не напрямик, а совершает огромный круг, раз в двадцать шесть тысяч лет возвращаясь в одну и ту же точку. Она должна была пролететь сравнительно недалеко от Солнечной системы, так же, как она это сделала двадцать шесть тысяч лет назад, пятьдесят две тысячи лет назад и, может быть, семьдесят восемь тысяч лет назад…

Однажды в кабинете профессора Селезнева, директора московского космического зоопарка, известного специалиста по инопланетным животным, раздался видеофонный звонок. Когда Селезнев включил экран, он увидел на нем круглое, многоглазое лицо своего старого друга археолога Громозеки с планеты Чумароза. Громозека открыл громадную, полную акульих зубов пасть, приложил передние щупальца к покрытой панцирем груди, в которой бились три его добрых вспыльчивых сердца, и сказал:

– Селезнев, друг мой, собирайся, ты летишь на Бродягу.

– Здравствуй, Громозека, – улыбнулся Селезнев. – Я не знаю никакого бродяги. Но без тебя я соскучился и рад буду, если ты заглянешь к нам в гости. Алиса тоже будет рада.

– Ты ничего не понимаешь! – взревел Громозека. – Я говорю с тобой с Плутона. Мой корабль отлетает через двенадцать минут. Я спешу. Если я не успею на Бродягу, туда прилетят археологи со всех концов Галактики и сделают великие открытия, которые должен сделать только я.

– Но что за Бродяга? – удивился Селезнев.

– Ты даже газет не смотришь! – рассердился Громозека. – Неужели ты не слышал, что капитан Ким открыл искусственную планету, которая летит в космосе от звезды к звезде и нигде не останавливается?

– Знаешь, я только что из экспедиции, – сказал смущенно Селезнев, – и отстал от жизни.

– Тогда слушай. Ким нашел в открытом космосе бродячую планету. Оказалось, что она не притягивает к себе другие тела, а отталкивает их.

– Этого быть не может, – твердо сказал Селезнев.

– Не перебивай. У меня осталось восемь минут. Ким обнаружил, что эта планета пустая внутри и оболочка ее искусственная. Ты меня слушаешь?

Напишите краткий пересказ по повести кира булычёва “лиловый шар”

Ответы на вопрос

город брест,автор степан

если речь идет о произведении в котором говорится о главных героях-насте и митраше,то название произведения связано только с тем,чо дети потеряв родителей в столь малом возрасте жили самостоятельно,часто жили на выживание,митраша вёл все мужские хозяйственные дела, порой природа им взамен! поэтому название связано только с тем,что именно природа заменяла детям родителей и всячески выжить!

мороз и солнце – день чудесный

Похожие вопросы

как ландыш под серпом убийственным жнеца
склоняет голову и вянет,
так я в болезни ждал безвременно конца
и думал: парки час настанет.
уж очи покрывал эреба мрак густой,
уж сердце медленнее билось:
я вянул, исчезал, и жизни молодой,
казалось, солнце закатилось.
но ты приближилась, о жизнь души моей,
и алых уст твоих дыханье,
и слезы пламенем сверкающих очей,
и поцелуев сочетанье,
и вздохи страстные, и сила милых слов
меня из области печали –
от орковых полей, от леты берегов –
для сладострастия призвали.
ты снова жизнь даешь; она твой дар благой,
тобой дышать до гроба стану.
мне сладок будет час и муки роковой:
я от любви теперь увяну.

Вопросы по предметам

Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Не смея поднять глаза на неё, я не посмел и обмануть её. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?

Она рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде её косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки. Я ещё раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.

— И всё-таки на деньги играть не надо, — задумчиво сказала Лидия Михайловна. — Обошёлся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

Не смея поверить в свое я легко пообещал:

1. С какой целью, по-вашему, писатель обращается к описанию внешности героев, используя приём контраста?

2. Только ли об уроках французского идёт речь в рассказе В. Г. Распутина? О чём вы задумались, прочитав произведение?

Лиловый шар (повесть)

Лиловый шар
АвторКир Булычёв
Жанрфантастическая повесть для детей
Язык оригиналаРусский
Оригинал издан1983
ОформлениеЕвгений Мигунов
СерияПриключения Алисы
ПредыдущаяКозлик Иван Иванович
Текст на стороннем сайте

«Лило́вый шар» — детская фантастическая повесть Кира Булычёва, входящая в цикл «Приключения Алисы». Написана в 1982 году [1] и впервые опубликована в газете «Пионерская правда» за 1983 г. № 91-93, 95-97, 99-102, 104, и 1984 г. № 1, 2 [2] .

Содержание

Сюжет [ | ]

Конец XXI века. К Земле приближается необычная планета Бродяга. На неё посылают научную экспедицию, в которую входят Громозека, профессор Селезнёв и Алиса. Выясняется, что Бродяга — планета, летящая вне звёздных систем по своей замкнутой орбите и представляющая собой полую сферу с гравитацией, направленной наружу. На бродяге обнаруживаются остатки давно заброшенных поселений, но все обитатели Бродяги давно мертвы, за исключением редкой флоры и фауны, отличающейся огромной агрессивностью. По оставленным артефактам учёные выясняют, что жители Бродяги погибли из-за непонятной междоусобицы — они так хотели уничтожить друг друга, что сначала применяли мощные оружия, а когда те кончились, то перешли постепенно к самым примитивным.

Учёные находят архив планеты и выясняют, что Бродяга является межзвёздным ковчегом, который 30 000 лет назад построила высокоразвитая миролюбивая раса, чья планета располагалась на краю Галактики и была уничтожена взорвавшимся солнцем их системы. Жители этой планеты успели вовремя переселиться на Бродягу, после чего та была искусственным взрывом запущена в сторону центра Галактики. Через три тысячи лет Бродяга добралась до системы, в которой была обитаемая планета, пригодная для жизни, но на ней шли междоусобные войны, о чём высокоразвитые обитатели Бродяги и не подозревали — они слепо верили в гуманизм и считали такие вещи просто невозможными. Один из царей планеты, Безн, захватил разведывательный корабль с Бродяги, а потом и саму планету, превратив уцелевших обитателей в рабов. Он хотел установить Бродягу на орбиту вокруг солнца его собственной системы, но при захвате были убиты очень многие инженеры и учёные, которые знали, как управлять Бродягой, из-за чего её полёт продолжился и Безн со своим войском не успели её покинуть. Где-то ещё через тысячу лет Бродяга добралась до Солнечной системы, где её орбита прошла рядом с Землёй. Потомки армии Безна слетали на неё на разведку, чтобы узнать, можно ли на ней обосноваться, но им не понравились её обитатели и неразвитость — по времени это было перед наступлением четвёртого ледникового периода. Однако они знали, что через много лет Бродяга снова будет пролетать рядом с Землёй, поэтому по их приказу единственные оставшиеся в живых учёные Бродяги создали некое устройство, названное «лиловый шар», который был оставлен на Земле — согласно летописям, когда Бродяга снова приблизится к Земле, тот взорвётся и «планета сдастся без боя».

Случайно Алиса находит секретную тюрьму, в которой учёные рабы создали эти лиловые шары. Найдя несколько таких шаров и проведя испытания, учёные выясняют, что в шаре содержится особый газ, названный «вирус вражды» — любое человеческое существо, которое его вдохнёт, начнёт испытывать неконтролируемое желание убивать ближнего. На это и был расчёт потомков армии Безна — перед прибытием Бродяги шар взорвётся, земляне перебьют друг друга, а захватчики получат высокоразвитую и обустроенную планету. Но по какой-то причине вирус вражды заразил и самих жителей Бродяги.

Герои отправляются на Землю, где их предупреждениям никто не верит, их считают сумасшедшими. На машине времени Алиса и Громозека перемещаются в прошлое, к моменту прилёта «бродяг», рассчитывая найти, где они спрятали шар, и обезвредить его. В Эпоху Легенд, в которой оказываются Алиса и Громозека, на Земле обитали колдуны, драконы и прочие волшебные существа, память о которых сохранилась лишь в сказках. Алиса встречается там со своим знакомым, мальчиком Герасиком, и вместе с ним отправляется на поиски пришельцев и шара. Пережив несколько опасных приключений, герои добывают шар, и знакомый Алисы, волшебник Уух, чтобы избавиться от опасного предмета, силой колдовства забрасывает его на Солнце.

Персонажи [ | ]

  • Алиса Селезнёва
  • Профессор Селезнёв
  • Громозека
  • Иван Иванович — директор Заповедника сказок
  • Герасик — мальчик из эпохи легенд.
  • Дурында — говорящая ворона из эпохи легенд
  • Змей Горыныч — трёхголовый дракон, живёт в Заповеднике сказок
  • Долгожеватель — шестиголовый дракон, дядя Горыныча, из эпохи легенд
  • Баба-Яга
  • Людоед
  • Разбойники
  • Оох (в фильме Ууух) — волшебник из эпохи легенд
  • Иванушка Дурачок, или просто Ваня — житель эпохи легенд
  • Снегурочка, жена Вани — житель эпохи легенд

Экранизация [ | ]

По повести в 1987 году был снят одноимённый кинофильм с Наташей Гусевой в главной роли. Сюжет экранизации во многих деталях отклоняется от повести — планета Бродяга превратилась в легендарный корабль «Чёрный странник», среди персонажей появился капитан корабля «Пегас» Зелёный, носящий имя Алексей (в книгах — Филидор), исключён эпизод в Заповеднике сказок, упрощены приключения героев в прошлом, но добавлена история любви Царевны-лягушки и Зелёного.

Ссылка на основную публикацию