Анализ стихотворения Ангел Бунина

Анализ стихотворения «Ангел» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 14.07.2020 · Обновлено 14.07.2020

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, прозаик, драматург и художник. Признание писатель получил ещё при жизни. Его творчество оказало значительное влияние на писателей XIX – XX веков. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения «Ангел». Разбор осуществлён по плану, где представлены история создания, темы, идея и композиционные особенности произведения.

История создания

М. Лермонтов был совсем юным, когда, в 1831 году, написал удивительное по силе чувств стихотворение «Ангел». На создание стихотворения «Ангел» М. Лермонтова воодушевила колыбельная, которую поэту пела в детстве мать. Слова песни не запомнились ему, но само приятное воспоминание обрело форму в данном произведении. Автор лишился матери в раннем детстве, поэтому каждое такое воспоминание было свято для него.

Бытует и иное мнение, будто произведение «Ангел» было посвящено отцу, который умер от чахотки в 1831 году. Тяжёлый жизненный путь отца также, возможно, стал основой для стихотворения М. Лермонтова. Он был бедным офицером, который женился на любимой женщине против воли ее родителей. Но счастья в этом браке он не обрел, а после смерти возлюбленной ее родственники отняли у него сына. Чтобы обеспечить мальчику лучшее будущее, он отдалился от него.

Жанр, направление, размер

«Ангел» – это лирико-эпическое, романтическое стихотворение религиозно-философского направления, написанное в жанре восторженной песни. Поэтическая прелесть, лёгкость, энергия и звучность переплетаются с глубиной возвышенных и чистых чувств, которые высказаны в строках этого произведения.

Размер стихотворения «Ангел» – разностопный амфибрахий (трёхстопный и четырёхстопный). Рифмовка смежная, рифма мужская.

Композиция

В стихотворении «Ангел» 4 строфы, каждая из которой несёт в себе законченную мысль. Произведение можно разделить на 2 смысловые части.

  1. 1-я часть состоит из трёх четверостиший, в которых повествуется об ангеле, как о посланнике Бога, несущего в земной мир младую душу, которую ждёт трудная жизнь. Ангел ликует, ведь он выполняет важную задачу – он должен подарить жизнь новому человеку.
  2. 2-я часть – последнее четверостишие, в нём говорится о той самой душе, которую привёл небесный посланник в мир.

Композиция стихотворения «Ангел» линейная, то есть события в нём изложены в хронологическом порядке.

Образы и символы

В стихотворении «Ангел» видны чистые и искренние эмоциональные порывы юного поэта. В своём произведении он с любовью и благоговением создал картину рождения человека на свет. Религиозность и собственное философское прочтение начала человеческой жизни завораживают читателя своей простотой и волшебством. Произведение, наполненное свежестью, возвышенностью и ангельским ликованием, содержит образы и символы, обязательные для понимания смысла происходящих в стихотворении событий.

Лирический герой стихотворения – ангел, небесный посланник, который нёс в своих объятиях, как бы охраняя от всего дурного, молодую душу. Стихотворение повествует о рождении человека. Песня ангела – метафора молитвы, благословения души. Его песне внимают вся природа. Таким образом, в стихотворении присутствует основная мысль о том, что Творец и ангелы неотделимы от природы, они взаимодействует с ней. Песня осталась в душе без слов, но она давала жизнь душевным качествам: любви, нежности, доброте, непорочности и чистоте. Кроме того, песню можно расценить как гимн Райскому миру, который уготован всем тем, кто чист духовно и тем, кто раскаивается в своих согрешениях. В последнем четверостишии говорится о человеке, который родился благодаря ангелу. Душа его долго томилась на свете. Её «чудное желание» – это стремление к совершенству, к Богу. Автор делает акцент на том, что человек на протяжении всей жизни идёт к этой самой безупречности. «Скучные песни земли» – в понимании автора это земная жизнь, которая не могла сравниться по своей красоте с райской красотой, со «звуками небес».

Можно даже сказать, что стихотворение «Ангел» в какой-то мере даёт чувство защищённости, если читатель невольно сопоставляет себя с молодой душой, окружённой ангельской благодатью.

Темы, проблемы и настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Ангел» описаны в списке:

  • Основной темой стихотворения является религия. М.Ю. Лермонтов описывает ангела, который несёт в мир божественное начало – чистую душу, вселяя в неё своим пением духовную красоту.
  • Также главной темой произведения является рождение нового человека, который проживёт непростую, но долгую жизнь, полную надежд и стремлений.
  • Тема жизни и смерти тоже присутствует в этом стихотворении, вырисовываясь в последней строфе, где читателю сообщается о том, что душа после долгого жизненного пути покинула этот мир.

М.Ю. Лермонтов выражает в стихотворении «Ангел» проблему, которая читается ясно и точно: в мире много боли и горя, но, несмотря на это, важно всеми силами стремиться к свету, чтобы не нарушить закон Божий. Автор заставляет задуматься о том, что нельзя сдаваться, и как бы ни были скучны для человека «песни земли», он должен всегда быть полон «чудным желанием», чтобы идти дальше и достойно пройти жизненный путь. Такова проблематика стихотворения.

Основная идея

Главная мысль в стихотворении М.Ю. Лермонтова очевидна, её не нужно читать между строк, она непосредственно читается в последней строфе – это стремление человека к Божественному небу. Молодой поэт, очевидно, был идеалистом, так как через всё произведение проходит также идея о том, что звуки небесные прекраснее любых земных песен.

Песня ангела, что поётся для человека при его рождении, должна остаться в памяти для того, чтобы он не смог потерять связь с небесным раем и всё время ощущал благость и радостный свет. Также в произведении подчёркивается бесстрашное и лёгкое отношение к умиранию, к смерти. Таков смысл стихотворения «Ангел».

Средства выразительности

В стихотворении «Ангел» М.Ю. Лермонтов применил немного средств выразительности, но оно, безусловно, наполнено изяществом и сакральным смыслом. В произведении есть сюжет, энергичное, трогающее душу движение событий. Тропы, использованные автором, помогают читателю прочувствовать всё то, что хотел сказать своим стихотворением молодой поэт:

  1. Эпитеты: «тихая песня», «младая душа», «желание чудное».
  2. Олицетворение: «тучи внимали», «тучи толпой».
  3. Аллегория: «звуки небес» (подразумеваются райские песни).

В стихотворении «Ангел» используются возвышенные слова, которые придают строкам воздушность, святость и духовность: «ангел», «внимали», «святой», «блаженство безгрешных духов», «кущи райских садов», «Бог», «хвала», «желание чудное».

«Тот, кто всегда рядом» (образ ангела в русской литературе)

Рубрика: Литература

Дата публикации: 15.09.2019 2019-09-15

Статья просмотрена: 728 раз

Библиографическое описание:

Барабанщикова, П. А. «Тот, кто всегда рядом» (образ ангела в русской литературе) / П. А. Барабанщикова, Е. П. Зубова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1688/ (дата обращения: 07.01.2021).

Данное исследование посвящено анализу образа ангела в русской литературе, выявлению важных нравственных уроков, полезных для развития духовности среди детей и подростков. Автор охватил широкий круг вопросов, проанализировав произведения русской литературы, включающие в себя образ Ангела, начиная с поэзии XIX века, заканчивая современными литературными зарисовками.

Каждый из нас время от времени нуждается в поддержке. Кто может стать надёжной опорой в жизни? Конечно, близкие люди: родители, друзья, наставники. А ещё у человека обязательно должны быть опора внутренняя: это наши ценности. Отношение к основополагающим вещам в жизни, представления о нравственности, наши внутренние обязательства перед самими собой. Человеку, который живёт в ладу с собой, проще следовать внутреннему голосу, своей интуиция. А ещё говорят, что ему помогает Ангел-Хранитель — ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны от зла и помощи в добрых делах.

Актуальность исследования: подрастающее поколение в наше время больше интересуется компьютерными играми, иностранными мультфильмами, комиксами-страшилками, чем книгами, в частности, историями, притчами, дающими уроки духовности, нравственности, добра и сострадания. Всё это неминуемо приводит к жестокости и агрессии. Своим исследованием мы хотим обратить внимание на духовный аспект русской литературы, ведь если не забывать вечные ценности, заложенные в прошлом, уважать их в настоящем, то можно проложить себе дорогу в счастливое будущее.

Цель работы — анализ образа ангела в русской литературе, выявление важных нравственных уроков, полезных для развития духовности среди детей и подростков.

Поставленная цель определила задачи исследования:

  1. Проанализировать произведения русской литературы, посвященные теме исследования.
  2. Обобщить исследуемый материал с целью выявления роли ангела в духовной жизни человека.
  3. Изучив дополнительную литературу, расширить свой кругозор, получить навыки научно-исследовательской работы.
  4. Представить практический опыт исследования — дневник читателя «Те, кто всегда рядом» (на основе анализа произведений русской литературы, где встречается образ ангела)

Объект исследования — образ ангела в русской литературе.

Предмет исследования — проблематика произведений, отражающих роль ангела в духовной жизни человека.

Нами проанализирован образ ангела в произведениях русской литературы XIX–XX веков, а также художественные зарисовки современных авторов.

В поэзии А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтова, Ивана Бунина, Анны Ахматовой ангел выступает в роли хранителя, помогающего человеку сбросить оковы тоски и разочарования, духовно возродиться. У Пушкина с помощью антитезы противопоставляются «ангел нежный» и «демон мрачный».

В дверях эдема ангел нежный

Главой поникшею сиял,

А демон мрачный и мятежный

Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья

На духа чистого взирал:

Не всё я в небе ненавидел,

Не всё я в мире презирал. [6, 399]

Оказывается, даже мятежный дух сомнения не способен все презирать и ненавидеть. Свет и любовь помогают людям поверить в себя. Добро неминуемо побеждает зло.

М. Ю. Лермонтов верил, что в душе каждого из нас горит неугасимый божественный огонь, который помогает облекать в слова райские песни Ангела, совершать поступки, несущие добро, любовь и веру:

По небу полуночи Ангел летел

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой. [5, 95]

В мире людей, где лишь «скучные песни», трудно внимать ангельскому голосу. В этом мире предстоит жить «младой душе», но, может быть, чудесные звуки ангела будут незримой поддержкой человека на его земном пути.

Так и у Ивана Бунина:

«Благослови меньшого брата, —

Благослови Младенца в тихий час заката

На путь и правды и любви!»

И Ангел светлою улыбкой

Ребенка тихо осенил

И на закат лучисто-зыбкий

Поднялся в блеске нежных крыл. [4, 35]

В стихотворении показана роль ангела, призванного направлять человека «на путь и правды и любви!»

У Анны Ахматовой ангел соединяет влюблённых.

Божий Ангел, зимним утром

Тайно обручивший нас… [2, 152]

После встречи с ангелом меняется внутреннее состояние человека. Может, поэтому нам так хочется смотреть на небо, видеть его простор и красоту.

В рассказе Леонида Андреева «Ангелочек» и в стихотворении Александра Блока «Сусальный ангел» наблюдается диалогическое взаимодействие.

Александр Блок написал свое стихотворение под впечатлением от рассказа Леонида Андреева. В рассказе «Ангелочек» Сашка, гимназист, выгнанный из школы за плохое поведение, обладал непокорной и смелой душой, … он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери…» [1; с. 76].

Встреча с восковым ангелочком повлияла на Сашку. Он становится нежным, добрым. Ангелочек — это красота, любовь, которой так не хватало в жизни мальчика. Возможно, кратковременный миг счастья может изменить дальнейшую судьбу человека, повлиять на его жизнь.

Александр Блок в первом четверостишье использует оксюморон:

Читайте также:  Господин из Сан-Франциско - краткое содержание рассказа Бунина

Сусальный ангел смотрит в щелку

Закрытых наглухо дверей. [3, 218]

Автор этим средством выразительности наделяет сверхъестественными возможностями ангелочка: он может видеть сквозь глухо закрытые двери. Поэт призывает людей к духовности, к приоритету нравственных ценностей перед ценностями материальными.

В рассказе Л. Андреева «Ангелочек» и в стихотворении А. Блока «Сусальный ангел» присутствует тема Рождества, объектом является прекрасная фигурка ангела, которая уничтожается огнем. Ничего не остаётся от прекрасного ангела! Однако при всей светлой грусти в обоих произведениях присутствует надежда: ангел помогает людям, оберегает их жизнь, любовь.

В советский период литература также обращала внимание на человека, на его нравственную природу. Только советский писатель Виктор Петрович Астафьев в повести «Ангел-хранитель» в образе ангела изображает не небесное существо, а вполне земное. Ангелом-хранителем в повести является щенок по кличке Шарик, которого из города принесла бабушка главного героя. Она пожалела щенка во время того, когда в доме не было еды. Этот щенок принес в дом доброту, счастье. Будто Бог его послал, чтобы посмотреть, что сделают люди: пожалеют или останутся безучастны к беспомощному созданию. Герои пожалели щенка, поделились скудной пищей, и он словно спас семью. Дела наладились, все выжили, пережили голодную зиму вместе с Шариком. Добро по отношению к щенку породило добро. Это качество сделало и бабушку ангелом — хранителем для всей семьи.

В современной литературе ангелы не просто помогают найти свой путь в жизни, раскрыть лучшие черты характера, часто они спасают жизнь.

В сети Интернет нам встретилась история, которая послужила началом для выбора темы данного исследования. Это художественная зарисовка «Кот и Ангел», которая была написана Людмилой Сосниной в марте 2016 года, а позже данная история получила продолжение в стихотворном переложении Екатерины Забурдяевой.

Оба автора уверены, что Доброта и Любовь помогут человеку справиться со всеми трудностями. Читая история про Кота и Ангела, начинаешь верить в умение Ангела сделать даже равнодушного героя добрым и заботливым:

– Я просто Ангел безымянный,

Когда беда, я постоянно

Являюсь людям, чтоб помочь, –

Печали, беды превозмочь.

Вдруг усмехнулся рыжий Кот:

— Ты спрашивал, (был интерес),

Зачем высоко я залез?

Выходит, ждал тебя как будто,

Подозревая встречу смутно.

И тут задумчиво прибавил,

Чай в кружке сливками разбавив:

— Давай носки тебе свяжу,

Бредёшь босым, как погляжу. [7]

Притча «Ангел на плече» (автор: Инна Кучерова) рассказывает о том, как человек, потерявший желание жить, раскаивается и, пока несёт Ангела в храм, переосмысливает свою жизнь. Так незримые помощники спасают людей от жизненных ошибок:

Он сказал: «Мой добрый Ангел,

Много лет горят при Храмах

И следит за всем упрямо

Ангел с чьих-то плеч … [8]

Проводя исследование, мы поняли, что Ангел — это не только защитник, тот, кто помогает, оберегает. Ангел позволяет человеку понять себя, найти смысл жизни, раскрыть свой талант, чтобы самому нести Добро, Любовь, Свет другим людям. Ангел часто спасает человеку жизнь. А самое главное — мы, люди, можем становиться ангелами-хранителями для своих близких, нести добро, проявлять милосердие.

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Произведения об Ангелах — это поучительные истории с обязательным нравственным уроком.
  2. Авторы, размышляя о зле, равнодушии, сложностях жизни, используют образ Ангела, который направляет человека «на путь и правды и любви!», спасает ему жизнь, связывает мир земной и небесный.
  3. Слушая истории об Ангелах, мы познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, получаем знания о мире, учимся жить.

Проведенная работа даёт важный ответ на вопрос: может ли вот такой, казалось бы, совсем простой ангелочек сделать в человеке столь сильное потрясение, разбудить душу? Конечно, да!

1. Андреев, Л. Н. Кусака: повесть, рассказы/ Леонид Николаевич Андреев. — М.: Эксмо, 2012. — 192 с.

2. Ахматова, А. А. Избранное / Анна Андреевна Ахматова. — Смоленск.: Русич, 2003. — 640 с.

3. Блок, А. Лирика/ Александр Блок. — М.: Детская литература, 2012. — 303 с.

4. Бунин, И.А. Стихотворения. Повести. Рассказы/ Иван Алексеевич Бунин. — М.: Дрофа, 2012. — 430 с.

5. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений: в 2 т. / Михаил Юрьевич Лермонтов; [коммент. И. С. Чистякова]. — М.: Правда, 1998. — 2 т.

6. Пушкин, А. С. Собрание сочинений: в 3 т. / Александр Сергеевич Пушкин. –М.: Художественная литература, 1985. — 3 т.

анализ стихотворения лермонтова ангел

Стихотворение Лермонтова «Ангел» – одно из самых загадочных поэта. Оно было написано в 1831 году, ко­гда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же го­ду шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами:

Моя душа, я помню, с детских лет

Об этих поисках «чудесного» , о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный не­бесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел» .

Первые два четверостишия — это описание «неба по­луночи» и песни, которую поет ангел.

Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанали­зируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел» , «Внимали той песне святой» . Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, свя­тая. Что значит святая? Значит божественная, не­земная, небесная. В этом эпитете выражено отноше­ние Лермонтова к песне ангела.

О чем пел ангел? Ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии.

Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его не­притворна была» . Этот образ как бы переносит нас с

небес на землю. Образ, который возникает по контрасту с обра­зом неба: юный Лермонтов очень страдал от притвор­ства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле.

Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез» , «скучные песни земли» .

Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась.. . желанием чудным полна» . (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томи­лась. )

Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ле­дяного, среди беспощадного света» , сохраняя мечту об иной жизни.

Таким образом, мы видим, что песня ангела — это во­площение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа ко­торого «чудесного искала» .

Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.

Стихотворение «Ангел» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. Замысел его возник в связи с детским впечатлением мальчика от песни рано умершей матери. Первоначальная редакция стихотворения называлась «Песнь ангела». В 1839 году это произведение появилось в «Одесском альманахе на 1840 год». «Ангел» — единственное из юношеских стихотворений Лермонтова, опубликованное им при жизни с подписью своего имени. Жанр произведения — лирическая миниатюра, стиль — романтический, мы можем отнести его к философской лирике. Стихотворение построено на основе антитезы земли и неба. Композиционно мы можем выделить в нем две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Здесь обозначен мир небесный. Он покойный, радостный, безгрешный, правдивый. Мы слышим прекрасную «тихую песню» ангела, которой внимают и месяц, и звезды, и тучи, и «душа младая». Ангел возносит искреннюю, горячую хвалу Богу, безгрешным духам, и песнь его навеки остается в юной душе:

В лирическом произведении М. Ю. Лермонтова «Ангел» рассказывается о том, как житель небес летел по полуночному небу, нёс на руках душу младенца и пел священную песню, которую невозможно забыть. В ней говорилось о «блаженстве безгрешных духов над кущами райских садов», она была о Боге и для Бога. В руках у ангела «душа младая», которую он нес для печальной жизни на землю.
Тема стихотворения – рождение нового человека, новой души. По мере роста она мечтает и стремится к цели, которая выше, чем обычные людские дела. Эта душа, по всей видимости, была.

Дальше читай здесь http://www.kritika24.ru/page.php?id=4769

Это лерическиое произведение драма или что?

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

21.06.2020

Лермонтов М. “Ангел”

Читайте анализ и текст других стихотворений Лермонтова:
“Дары Терека”
“Демон”

Главные герои стихотворения “Ангел” и их характеристика

  1. Ангел. Восторженный, блаженный.
  2. Молодая душа. Чувственная, восприимчивая, восторженная.

План пересказа стихотворения “Ангел”

  1. Небо полуночи
  2. Тихая песня
  3. Месяц и звезды
  4. Блаженство духов
  5. Хвала Богу
  6. Младая душа
  7. Живой звук песни
  8. Томление души
  9. Скучные песни

Главная мысль стихотворения “Ангел”
Совершенство манит каждого человека.

Чему учит стихотворение “Ангел”
Стихотворение учит стремиться к совершенству, к идеалу. Учит искать красоту в окружающем мире.

Отзыв на стихотворение “Ангел”
Мне очень нравится это тихое и спокойное стихотворение про ангела, спускающего на землю молодую душу. Какому человеку она достанется неизвестно, но песня, которую душа услышала во время этого путешествия навсегда осталась в ее памяти. И она всегда будет искать повторения этой песни, будет стремиться стать лучше и чище, стремиться к идеалу.

Анализ стихотворения “Ангел”
Стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым в 1831 году.
По жанру это элегия.
Тема стихотворения: несовершенство человека и совершенство божественных созданий.
В этом стихотворении поэт пытается найти ответ на вопрос о смысле жизни человека. Он говорит, что еще при рождении душа помнит о блаженстве райской музыки, райских садов. И это воспоминание наполняет человека смятением. Он мечтает вновь услышать райскую музыку и поэтому музыка земли ему кажется скучной. Он хочет творить, но не в силах повторить созданное ангелом. И это стремление к недостижимому идеалу делает человека одновременно слабым, но и сильным. Дает ему цель в жизни.
Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка парная ААВВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Ангел”
Эпитеты: тихую песню, песне святой, безгрешных духов, райских садов, боге великом, хвала непритворна, душу младую, желанием чудным, скучные песни.
Метафоры: небу полуночи, тучи толпой.
Аллегория: мира печали и слез
Олицетворения: месяц и звезды внимали, звук живой.

Пословицы к стихотворению “Ангел”
Песней душа растет.
На Бога надейся, а сам не плошай.
Где песня льется, там легче живется.
Нет предела для совершенства.
Человек без мечты, что птица без крыльев.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Ангел”
В полночь по небу летел ангел. Он тихо пел о блаженстве духов и о боге. Этой песне внимали звезды, месяц и тучи. Она была непритворной.
В объятиях ангел нес молодую душу, чтобы опустить ее в мир. Звук песни ангела остался в памяти души. И она томилась, не в силах найти подобной песни на земле.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Ангел”

Читать стихотворение “Ангел”

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Стихотворение Бунина «Слово»: анализ и история написания


Читать: Стихотворение И. А. Бунина»Слово»

Читайте также:  Жизнь Арсеньева – краткое содержание книги Бунина

Русский поэт – больше, чем поэт, по утверждению Евгения Евтушенко. Несмотря на то, что этот поэтический тезис был выдвинут в середине 20 века, под такое определение судьбы и предназначения русского поэта подходят все российские творцы. Особенно те, кого коснулась нелегкая доля непризнанности, вынужденного изгнания, эмиграции. Иван Бунин известен широкому кругу читателей прежде всего как прозаик, но хотя его поэтическое наследие не столь обширно (несколько поэтических сборников, отмеченных, впрочем высокими премиями в области литературы), все его стихотворения указывают на его пророческий дар и на глубокие переживания относительно «судеб Родины». Стихи Бунина имеют оттенки старомодности (отмечается тяготение к классической лирике Майкова, Фета, Полонского), он признанный мастер русской философско-пейзажной лирики.

Стихотворение «Слово» было написано в 1915 году, всего за 5 лет до того, как поэт отправится в пожизненную эмиграцию. Побудили его к этому творящиеся на Родине «окаянные дни» — революционные события, свержение самодержавия и притеснение интеллигенции, разруха и беспорядок в стране, несвобода для творчества. На момент написания стихотворения шла Первая мировая война.

Анализ стихотворения Бунина «Слово»

20 декабря 2009
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

Эпитеты и другие выразительные средства

В своём произведении творец использует авторские красноречивые эпитеты. Небо у него выглядит «мертвенно-свинцовым». Это помогает читателю понять всю пустоту души поэта и провести параллель между строками стиха.

«Молочно-синий» — ещё один авторский эпитет. Он используется для описания серого печального дня и придаёт стихотворению таинственности и сказочности.

Кроме авторских эпитетов, в стихотворении присутствует сравнение — «как чья-то кроткая печаль…». Это словосочетание даёт понять отношение лирического героя к пейзажу. С одной стороны, он восхищается, с другой — грустит на фоне уходящего зимнего дня.

Удачно используется в стихотворных строчках метафора «снежная пустыня», символизирующая опустошение души и природы. Чтобы усилить это ощущение, Иван Алексеевич использует гиперболу «нет конца лесам сосновым».

Наша группа

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком».

В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей:

…беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Обсуждение анализа стихотворения

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

Окаянные дни

В начале XIX века на международной арене сложилась тяжелая политическая ситуация – началась Первая мировая война. В России, где испокон веков проживало много немцев, война обострила также и национальную проблему. В Петроград был переименован Санкт-Петербург, из программ оркестров убирали музыку Баха, Брамса, Бетховена. Как немецкий обычай запретили елки. В начале 1915 года только в Москве разгромили около пятисот магазинов, домов и даже фабрик, принадлежавших людям с немецкими фамилиями. В страну пришли «окаянные дни». В это время и было написано стихотворение Бунина «Слово». Мог ли писатель предположить, что через пять лет он покинет Россию навсегда?

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Слово»

Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим. Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.

К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?

Рассуждая о теме вечности, Бунин о, указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Весна в вагоне»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы, идущие мимо меня»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Глаза»

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

«Слово» И.Бунин

Анализ стихотворения Бунина «Слово»

Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим. Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.

Читайте также:  Анализ стихотворения Одиночество Бунина 11 класс

К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?

Рассуждая о теме вечности, Бунин о, указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.

Больше, чем поэт

Бунин – самый крупный представитель литературы, соединивший в себе и поэзию, и прозу. Русская литература, за исключением Лермонтова, не знает подобного идеального сочетания – свободной прозы с чеканными стихами. Бунин на высоте всех требований, которые можно применить к родному языку. Он не только «хранит», но и обновляет и освежает его. Без оценки словесного мастерства этого писателя невозможен правильный подход к его творчеству. Анализ стихотворения Бунина «Слово» показывает и подтверждает, что каждое из его произведений – это ценный вклад в литературу.

Краткое содержание рассказа Бунина «Кукушка»

1898
Краткое содержание рассказа
Читается за 4 минуты, оригинал — 30 мин

В небольшом, но красивом лесу, который вырос на оврагах и вокруг старого пруда, стоит старая караулка — чёрная, покосившаяся изба с горбатой крышей. Однажды зимой барин, которому принадлежит лес, селит в караулке старого отставного солдата по кличке Кукушка.

Кукушка долго нищенствовал, но теперь ему повезло — барин назначил ему жалование, дал кое-какую одежду и немного провизии. Теперь Кукушка должен следить, чтобы мужики не вырубали барский лес.

Покосившаяся избёнка не смущает Кукушку.

Тому, кто ходил под дождём, ветром и снегом побираться, всякая изба покажется уютной и весёлой.

Старик переезжает в караулку вместе с кошкой, петухом и двумя собаками — своим Мурзиком и барским Цыганом. Скоро приведя избу в порядок, он растапливает печь, ужинает и засыпает. Он не слышит, как ночью мимо караулки пробегает волчица, «намереваясь надолго поселиться по соседству с Кукушкой — в одном из глухих и потайных оврагов».

Кукушка живёт в лесу счастливо и спокойно. Иногда он приходит к барину «попросить деньжонок». Барин недоволен работой Кукушки — недавно в лесу срезали три дубка. Кукушка обещает смотреть в оба и пытается свалить вину на управляющего. Чтобы выслужиться, он обещает сыновьям барина, Мите и Коле, поймать для них пару волчат. Кукушка не знает, что барин намерен держать его только до лета.

Старик никогда не имел собственного дома, он был приёмышем, за что и прозвали его Кукушкой. В детстве он был подпаском, в юности — пастухом, затем его забрали в солдаты. Вернувшись, Кукушка женился и попытался зажить нормальной жизнью, но ничего у него не вышло. Был Кукушка ленивый и «неудельный», со всякой работы его выгоняли, а через год такой жизни ушла от него и жена.

Кончилось тем, что его стали нанимать только на самую незначительную службу — на огороды, в сады, в ночные караульщики.

Постепенно он начал побираться, вести бродячую жизнь.

Изведав и голод, и холод, Кукушка радуется своей новой жизни. В лесу ему не страшно и не скучно — он давно привык к одиночеству.

Однажды, обходя лес, Кукушка замечает огромную волчицу. Он догадывается, что где-то неподалёку волчье логово, и скоро появятся волчата. Переждав половодье, Кукушка начинает поиски норы и забрасывает свои основные обязанности.

Раздобыв волчат, Кукушка приносит их Коле и Мите. Зверят торжественно сажают в яму, и Кукушка описывает мальчикам, с каким трудом он их добыл. Барин тоже заинтересованно слушает рассказ, и Кукушка, выпив чарку водки, радостно возвращается домой.

Возле караулки Кукушку встречает приказчик. Пока старик добывал волчат, из лесу пропало шесть берёзок. Разгневанный приказчик замахивается, сбивает с Кукушки шапку, и тот прикидывается больным. Барину не удаётся разобраться, кто и в чём виноват, и он присылает караулить лес другого работника, а Кукушке разрешает пока пожить в караулке.

Кукушка остаётся и целыми днями равнодушно лежит на печке. Потом он ругается с работником, который ударил Мурзика, собирает котомку и уходит.

Был ли он на самом деле так сильно болен, как говорил, — неизвестно; … но несомненно и то, что он сильно постарел, пожелтел и похудел за эти две недели.

Летом Кукушка решает навестить «барчуков» и волчат. Ребята рассказывают ему, что выжил только один волчонок, и Кукушка уговаривает их отпустить зверя. Он рассказывает мальчикам, что нет у него ни дома, ни детей, ни жены, что и сам он похож на такого вот одинокого волчонка: «Житьё моё звериное. Беспременно я нынешней зимой замёрзну».

Пожалев Кукушку, Митя и Коля просят для него у отца пару поношенных рубах, к которым барин добавляет водку, кусок пирога и «четвертак денег». Старик помогает мальчикам выпустить волчонка из ямы и уходит.

Зимой предсказание Кукушки сбывается — перед святками его находят замёрзшим на лугу возле леса. Видно, он хотел переночевать в караулке, где ему было когда-то так хорошо. Детям об этом не говорят, и они вскоре забывают и о волчатах, и о Кукушке.

Кукушка

В небольшом, но красивом лесу, который вырос на оврагах и вокруг старого пруда, стоит старая караулка — чёрная, покосившаяся изба с горбатой крышей. Однажды зимой барин, которому принадлежит лес, селит в караулке старого отставного солдата по кличке Кукушка.

Кукушка долго нищенствовал, но теперь ему повезло — барин назначил ему жалование, дал кое-какую одежду и немного провизии. Теперь Кукушка должен следить, чтобы мужики не вырубали барский лес.

Покосившаяся избёнка не смущает Кукушку.

Тому, кто ходил под дождём, ветром и снегом побираться, всякая изба покажется уютной и весёлой.

Старик переезжает в караулку вместе с кошкой, петухом и двумя собаками — своим Мурзиком и барским Цыганом. Скоро приведя избу в порядок, он растапливает печь, ужинает и засыпает. Он не слышит, как ночью мимо караулки пробегает волчица, «намереваясь надолго поселиться по соседству с Кукушкой — в одном из глухих и потайных оврагов».

Кукушка живёт в лесу счастливо и спокойно. Иногда он приходит к барину «попросить деньжонок». Барин недоволен работой Кукушки — недавно в лесу срезали три дубка. Кукушка обещает смотреть в оба и пытается свалить вину на управляющего. Чтобы выслужиться, он обещает сыновьям барина, Мите и Коле, поймать для них пару волчат. Кукушка не знает, что барин намерен держать его только до лета.

Старик никогда не имел собственного дома, он был приёмышем, за что и прозвали его Кукушкой. В детстве он был подпаском, в юности — пастухом, затем его забрали в солдаты. Вернувшись, Кукушка женился и попытался зажить нормальной жизнью, но ничего у него не вышло. Был Кукушка ленивый и «неудельный», со всякой работы его выгоняли, а через год такой жизни ушла от него и жена.

Кончилось тем, что его стали нанимать только на самую незначительную службу — на огороды, в сады, в ночные караульщики.

Постепенно он начал побираться, вести бродячую жизнь.

Изведав и голод, и холод, Кукушка радуется своей новой жизни. В лесу ему не страшно и не скучно — он давно привык к одиночеству.

Однажды, обходя лес, Кукушка замечает огромную волчицу. Он догадывается, что где-то неподалёку волчье логово, и скоро появятся волчата. Переждав половодье, Кукушка начинает поиски норы и забрасывает свои основные обязанности.

Раздобыв волчат, Кукушка приносит их Коле и Мите. Зверят торжественно сажают в яму, и Кукушка описывает мальчикам, с каким трудом он их добыл. Барин тоже заинтересованно слушает рассказ, и Кукушка, выпив чарку водки, радостно возвращается домой.

Возле караулки Кукушку встречает приказчик. Пока старик добывал волчат, из лесу пропало шесть берёзок. Разгневанный приказчик замахивается, сбивает с Кукушки шапку, и тот прикидывается больным. Барину не удаётся разобраться, кто и в чём виноват, и он присылает караулить лес другого работника, а Кукушке разрешает пока пожить в караулке.

Кукушка остаётся и целыми днями равнодушно лежит на печке. Потом он ругается с работником, который ударил Мурзика, собирает котомку и уходит.

Был ли он на самом деле так сильно болен, как говорил, — неизвестно; . но несомненно и то, что он сильно постарел, пожелтел и похудел за эти две недели.

Летом Кукушка решает навестить «барчуков» и волчат. Ребята рассказывают ему, что выжил только один волчонок, и Кукушка уговаривает их отпустить зверя. Он рассказывает мальчикам, что нет у него ни дома, ни детей, ни жены, что и сам он похож на такого вот одинокого волчонка: «Житьё моё звериное. Беспременно я нынешней зимой замёрзну».

Пожалев Кукушку, Митя и Коля просят для него у отца пару поношенных рубах, к которым барин добавляет водку, кусок пирога и «четвертак денег». Старик помогает мальчикам выпустить волчонка из ямы и уходит.

Зимой предсказание Кукушки сбывается — перед святками его находят замёрзшим на лугу возле леса. Видно, он хотел переночевать в караулке, где ему было когда-то так хорошо. Детям об этом не говорят, и они вскоре забывают и о волчатах, и о Кукушке.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Ссылка на основную публикацию