Анализ стихотворения Безнадежность Бунина

Анализ стихотворения Баратынского Безнадежность

Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Разуверение»

От Евгения Абрамовича Баратынского, потомка древнего дворянского рода, ожидали чего угодно – государственной деятельности, высокого чина, армейской службы. Но кто бы мог подумать, что он станет поэтом, притом поэтом большого таланта и мастерства?

Исключенный из Пажеского корпуса, за невинный юношеский розыгрыш, раздосадованный, кающийся перед семьей Баратынский поступает на службу в Егерский полк. А из солдатчины он возвращается уже со своими первыми стихами.

Евгений Абрамович был литературным последователем Карамзина, дружил со многими поэтами и литераторами того времени: Дельвигом, Рылеевым, Кюхельбекером и даже Пушкиным. Последний называл того «Гамлетом-Баратынским» и даже вывел его в своем романе в стихах «Евгений Онегин».

В тот период многие поэты писали в жанре «элегия», однако, у Евгения Абрамовича Баратынского они получались уникальными, никак не похожими на произведения других авторов. Среди самых известных его элегий следует обозначить: «Ропот», «Разуверение», «Поцелуй», «Признание».

«Разуверение» — это стихотворение, написанное Баратынским еще в молодости в 1821 году, однако эта элегия сделала известным не только самого автора, но и Михаила Ивановича Глинку, который в 1825 году написал на стихи свой романс.

Доподлинно неизвестно, кому же посвящено «Разуверение», существовала ли действительно девушка, пробуждающая в душе поэта одно волненье, или же это был всего лишь поэтический вымысел. Некоторые литературоведы склонны считать, что героиней стихов стала кузина Евгения Абрамовича – Варвара Кучина, в которую юноша был когда-то нежно и искренне влюблен.

Однако, из воспоминаний современников, также известно, что Баратынский был сердцеедом, для которого влюбить в себя девушку было азартным развлечением, он редко увлекался и всегда помнил о собственном достоинстве. Скорее всего «Разуверение» — это стихотворный ответ возлюбленной, которая сильно задела поэта и думала, что он простит, но поэт перестал верить увереньям и веровать в любовь.

«Безнадежность» И.Бунин

«Безнадежность» Иван Бунин

На севере есть розовые мхи,
Есть серебристо-шелковые дюны…
Но темных сосен звонкие верхи
Поют, поют над морем, точно струны.

Послушай их. Стань, прислонись к сосне:
Сквозь грозный шум ты слышишь ли их нежность?
Но и она — в певучем полусне.
На севере отрадна безнадежность.

Анализ стихотворения Бунина «Безнадежность»

В лирике Бунина особое место занимают пейзажные стихотворения. По мнению Блока, «так знать и любить природу», как Иван Алексеевич, «мало кто умеет». Горький по степени мастерства создания пейзажа сравнивал поэта с художником Левитаном. Не стоит забывать и о том, что Бунин природу любил гораздо больше, нежели людей. В человеке поэт находил слишком много поводов для разочарования, которых природа ему не давала.

Иван Алексеевич, начавший творить в конце девятнадцатого века, когда в русском искусстве стали активно развиваться модернистские направления, предпочел классические традиции радикальным экспериментам, хотя поиски новых методов не были ему чужды. Он прекрасно владел словом и следовал за Фетом, Полонским, Тютчевым, Баратынским. Природа, описанная Буниным в стихотворениях, — преимущественно природа средней полосы России. Дело в том, что писатель родился и первые три года прожил в Воронежской губернии, затем вместе с семьей переехал в Орловскую. В его лирике зачастую природа не отличается яркими красками, тем не менее, ее красоты, ее бескрайние просторы зачаровывают и навсегда остаются в памяти.

Стихотворение «Безнадежность» написано в конце марта 1903 года. Миниатюра, состоящая всего из восьми строк, посвящена суровой северной природе. Благодаря непревзойденному мастерству Бунина в воображении читателей легко возникает описанная в тексте картина. На несколько минут поэт позволяет нам мысленно перенестись на север, насладиться пейзажем, отличающимся строгой красотой, вдохнуть полной грудью холодный воздух. Иван Алексеевич подбирает средства художественной выразительности одновременно точные и оригинальные – сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты. Чтобы понять прелесть языка Бунина, достаточно привести единственный пример:
Но темных сосен звонкие верхи
Поют, поют над морем, точно струны.
Поначалу кажется, что изображенный поэтом пейзаж мрачен, что северная природа не слишком дружелюбна по отношению к человеку. Эти мысли транслируются уже через название стихотворения. Вот только в безнадежности на севере Бунин предлагает увидеть радость, а в грозном шуме вершин сосен услышать нежность. Здесь можно провести параллель с отношениями между людьми. Иногда внешне человек выглядит угрюмым, грозным, неприветливым, не склонным к общению, а на самом деле нужно просто узнать его поближе. Выяснится, что приятнее, умнее и добродушнее его трудно найти.

Евгений Баратынский Безнадежность Безнадеждност

„БЕЗНАДЕЖНОСТЬ”
Евгений Абрамович Боратынский/ Баратынский (1800-1844 г.)
Перевод с русского языка на болгарский язык: Красимир Георгиев

Мерак за щастие от боговете плод е;
аз от небето и земята го желах,
след призрак към простор примамващ извървях
до половината живота,
но вече за съдба капризна съм невеж:
щастлив от отдиха, край щастие останал,
на попрището от невзрачния рубеж
към минувачите се кланям.

Мера́к за шта́стие от богове́те пло́д е;
аз от небе́то и земя́та го жела́х,
след при́зрак към просто́р прима́мвашт извървя́х
до полови́ната живо́та,

но ве́че за съдба́ капри́зна съм неве́ж:
штастли́в от о́тдиха, край шта́стие оста́нал,
на по́приштето от невзра́чния рубе́ж
към минува́чите се кла́ням.

Превод от руски език на български език: Красимир Георгиев

Евгений Баратынский
БЕЗНАДЕЖНОСТЬ

Желанье счастия в меня вдохнули боги;
Я требовал его от неба и земли
И вслед за призраком, манящим издали,
Жизнь перешел до полдороги,
Но прихотям судьбы я боле не служу:
Счастливый отдыхом, на счастие похожим,
Отныне с рубежа на поприще гляжу –
И скромно кланяюсь прохожим.

Евгений Баратынский
БЕЗНАДІЙНІСТЬ (перевод с русского языка на украинский язык: Петр Голубков)

Бажання щастя те вдихнули в мене боги;
Я вимагав його від неба і землі
І за примарою, що вабила з далі,
Вже перейшов життя до півдороги,

Але вже примхам долі не молюсь:
Щасливий вихідним, на щастя схожим,
Тепер з кордону вже на терени дивлюсь –
Вклоняюся ввічливо перехожим.

Евгений Баратынский
БЕЗНАДІЯ (перевод с русского языка на украинский язык: Николай Сысойлов)

Блаженства щастя я бажав, шукавши бога;
Любові вимагав у неба і землі,
Вслід за примарою, що йшла оподалік,
Життя пробіг за півдороги.
Та вибрикам судьби я більше не служу:
Щасливий спокоєм, на щастя що так схожий,
На поприще тепер дивлюся з рубежу –
І скромно кланяюсь прохожим.

—————
Руският поет, писател и преводач Евгени Баратински (Евгений Абрамович Боратынский) е роден на 19 февруари/2 март 1800 г. в с. Мара, Тамбовска губерния. Учи в Пажевския военен корпус, от 1820 г. служи като офицер в различни полкове, през 1830 г. получава чин губернски секретар. Публикува стихове и разкази в издания и алманаси като „Московский Телеграф”, „Северные Цветы”, „Европеец”, „Новоселье” и др. Един от най-значимите руски поети от първата половина на ХІХ в. той е автор на елегиите „Финляндия” (1820 г.), „Разуверение”, „Признание” и „Две доли”, на поемите „Эда” (1826 г.), „Бал” (1828 г.) и „Наложница” (1831 г.), на поетичните сборници „Стихотворения” (1827 г.), „Стихотворения Евгения Баратынского” (в два тома, 1835 г.), „Сумерки” (1842 г.) и др. Умира на 29 юни/11 юли 1844 г. в Неапол, погребан е в Тихвинското гробище в Александро-Невската лавра в Санкт Петербург. Първите издания с цялостното му творчество излизат през 1869, 1883 и 1884 г.

Евгений
Баратынский

Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Разуверение»

Мать Евгения Баратынского была фрейлиной императрицы Марии Федоровны, поэтому будущий поэт в подростковом возрасте был определен в пажеский корпус. Его родители рассчитывали, что юноша сделает блестящую карьеру при дворе, однако он не оправдал этих надежд и за многочисленные шалости был исключен из воспитанников этого учебного заведения. Однако этим наказание не ограничилось, и 15-летний Баратынский вскоре был извещен о том, что отныне он может связать свою жизнь лишь с военной службой.

Так или иначе, но к 1821 году, когда было написано стихотворение «Разуверение», вчерашний паж превратился в бледного молодого человека с горящим взором, который слыл среди дам настоящим сердцеедом. Получив звание унтер-офицера, Баратынский снимал квартиру вместе с Дельвигом, и друзья по вечерам нередко сочиняли стихи, скрашивая таким нехитрым образом свой досуг. О том, кому именно посвящено стихотворение «Разуверение», история умалчивает. Однако очевидно, что с той, кому адресовано это рифмованное послание, Евгения Баратынского когда-то связывали очень теплые и нежные чувства. Впрочем, ветреный молодой человек очень быстро охладевал к своим избранницам, которые недоумевали, чем же вызваны такие перемены. Объяснялось все просто: поэту нравилось влюблять в себя барышень, после чего он терял к ним всякий интерес.

Стихотворение «Разуверение» — яркий тому пример. В нем автор пытается убедить неизвестную особу в том, что он уже не верит в любовь. Обращаясь к избраннице, он просит ее: «Не искушай меня без нужны возвратом нежности своей». Что именно произошло между влюбленными – неизвестно. Однако это была не просто размолвка, а достаточно крупная ссора, во время которой девушка, по-видимому, уязвила самолюбие Баратынского своею холодностью и надменностью. Поэтому поэт решил поставить точку в этом романе, хотя его избранница была уверена, что все обойдется. Но, увы, по мнению поэта, к прошлому нет возврата, и он просит любимую: «Слепой тоски моей не множь». Автор явно разочарован, он не привык, чтобы с ним поступали подобным образом. И, в то же время, его самолюбие удовлетворено, потому что именно возлюбленная сделала первый шаг к примирению. Но она не нужна поэту, который давно уже расстался с иллюзиями. Поэтому признается: «В душе моей одно волненье, а не любовь пробудишь ты». Отвергая избранницу, Баратынский, тем не менее, остается в ней предельно искренним и не утрачивает чувства собственного достоинства.

Стихотворение Баратынского Е. А. «Безнадежность»

Желанье счастия в меня вдохнули боги;
Я требовал его от неба и земли
И вслед за призраком, манящим издали,
Жизнь перешел до полдороги,
Но прихотям судьбы я боле не служу:
Счастливый отдыхом, на счастие похожим,
Отныне с рубежа на поприще гляжу –
И скромно кланяюсь прохожим.

См. также Евгений Баратынский – стихи (Баратынский Е. А.) :

Бесенок
Слыхал я, добрые друзья, Что наши прадеды в печали, Бывало, беса приз.

Благословен святое возвестивший!
Благословен святое возвестивший! Но в глубине разврата не погиб Какой.

Все тексты стихов выложены на сайте для некоммерческого использования. публикуются исключительно для ознакомительных целей и взяты из открытых источников сети.
Если вам принадлежат права на какие-либо из материалов и вы не желаете, чтобы они были на нашем блоге, свяжитесь с нами, и мы немедленно их удалим!

Слушать стихотворение Баратынского Безнадежность

Анализ стихотворения «Одиночество» (И.А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 31.10.2019 · Обновлено 31.10.2019

Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал ощущение одиночества, оторванности от других. Невозможности быть с тем, к кому тянется душа. Это сильнейшее чувство часто становилось предметом творческого исследования русских писателей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения И.А. Бунина «Одиночество» по плану.

История создания

Стихотворение «Одиночество» написано в 1903 году и посвящено другу писателя – художнику Нилусу Петру Александровичу. Бунин называл своего друга поэтом живописи. В стихотворении отражены чувства сразу двух людей: самого поэта и его друга.

Во время написания стихотворения Иван Алексеевич был женат на красавице греческого происхождения, девушке очень молодой, только закончившей гимназию, – Анне Николаевне Цакни. Это был первый официальный брак Бунина, за плечами оставался искренний, но тяжёлый роман с Варварой Пащенко. Анна Николаевна обладала необыкновенной красотой, и Бунин сделал предложение буквально в первые дни их знакомства. Это сказалось на отношениях супругов. Не узнав друг друга до конца, они вскоре разочаровались в браке. И в письме к своему брату Иван Алексеевич писал:

«До такой степени не понимать ‹…› моего состояния, и не относиться ко мне помягче, до такой степени внутренно не уважать моей натуры, не ставить меня ни в грош, как это делает Анна Николаевна, — это одно непоправимо, а ведь мне жить с ней век.»

Анна не могла разделить интересов писателя, между ними часто возникали разногласия и недопонимание. Это отразилось в творчестве Бунина. Он чувствует себя одиноким в этом союзе. Человек, с которым он хотел прожить век, не может развеять его одиночество.

Ещё один примечательный факт из истории создания стихотворения – время года и место его написания. Вопреки тому осеннему, навевающему грусть пейзажу, который мы видим в нём, стихотворение написано летом в Константинополе. Этот контраст подчёркивает, что даже лето не смогло изгнать из души автора настроения поздней осени.

Одиночество в творчестве Бунина явилось отражением его внутреннего духовного одиночества. Сначала вызванного материальной неустроенностью, уходом первой возлюбленной, и неудачным браком, затем постоянными скитаниями, и, наконец, эмиграцией во Францию.

Жанр, направление, размер

  • Жанр стихотворения «Одиночество» – элегия, так как речь в нём идёт о глубоко личных печальных переживаниях и чувствах лирического героя. Однако это элегия с элементами послания. Герой обращается к ушедшей возлюбленной, как бы желая сообщить ей о своих чувствах.
  • Размер: «Одиночество» написано чередованием анапеста и амфибрахия. Анапест – трёхсложный размер с ударением на последнем слоге. Амфибрахий – трёхсложный размер, с ударением на втором слоге. Рифмовка использована как перекрёстная, так и параллельная. Рифма мужская, так как ударение всегда падает на последний слог в слове.
  • Тип рифмы интересен тем, что в каждом шестистишии в первых четырёх строках использована перекрёстная рифмовка, а последние две строки – всегда с параллельной рифмой. Такое построение соответствует ходу мыслей героя: последние две строки – это либо переход от описания к более личным переживаниям, либо переход к выводу, решению как в последнем шестистишии: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/ Хорошо бы собаку купить».
Читайте также:  Анализ стихотворения Родник Бунина

Композиция

Стихотворение «Одиночество» имеет необычную композицию: первая и третья строфы рисуют пейзаж, который созвучен внутреннему состоянию лирического героя. Вторая и четвёртая повествуют об отношениях главного героя и его возлюбленной, и чувствах, которые они испытывают.

Кульминационные строки соответствуют кульминации чувств героя, выраженной в окрике: «Воротись, я сроднился с тобой!». На протяжении всего стихотворения герой анализирует чувства, которые испытывал и испытывает к возлюбленной. Примечательно, что они даны в динамике.

Так, во второй строфе он говорит «стала казаться женой», а в последней – «сроднился». Герой понял, что эта женщина по-настоящему близка ему, только когда она покинула его. Это апогей чувства героя, и он выражает его в окрике с просьбой вернуться. Но сам же себя останавливает. Наивысшая точка пройдена, и теперь наступает спад – «Но для женщины прошлого нет…». Герой пережил сильное потрясение, осознал, что возлюбленная близка ему, но после этого напряжения, ему хочется почувствовать расслабление. И он убеждает самого себя, что природа женщины не позволит ей вернуться, даже если он действительно позовёт.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Одиночество», несомненно, символизирует творческого человека. Не важно, художник он или писатель (в стихотворении упоминается мольберт) – это человек с особым мировосприятием, тонко чувствующий. Стоит отметить, что Пётр Нилус был не только художником, но и писателем. У него есть несколько опубликованных статей и сборников. Поэтому Бунин, создавая своего героя, наделил его поэтической душой не только художника кисти, но и художника слова.

Таким образом, лирический герой «Одиночества» – человек мысли в большей степени, чем человек дела. Это доказывают и его рассуждения, и вывод, к которому он приходит. «Буду пить…», — то есть не бороться, а сдаться. Да и героиню он не пытается вернуть, но лишь ссылается на чувства всех женщин. Такой приём называется синекдоха, когда целое замещается частью. Не для конкретной женщины нет прошлого, а для абстрактной, как бы для всех сразу. И из этого делается вывод, что и для героини нет прошлого. Этого герою достаточно, он не в силах справиться с мыслями о возможном отказе, поэтому решает принять его сразу, заранее. Выносить приговор самому себе иногда легче, чем услышать его от других.

Что же до чувств самой героини, Бунин намекает нам, что она, по всей видимости, противоположность героя. Ей нужно действие. Это подтверждается строками: «Вчера ты была у меня, / Но тебе уж тоскливо со мной». Возлюбленная скучает в его обществе. Видимо, они разные люди, и героиня не в состоянии по-настоящему понять его. Одиночество героя возникает ещё в обществе той, что стала близка как жена, но он переосмыслит это позже. Также с опозданием герой поймёт и то, что, несмотря ни на что, эта женщина стала дорога ему.

Символична и природа, которая соответствует настроению героя. «Холодная пустыня воды» – знак опустошения и холода, который царит в душе главного героя. Образ следа, оставленного героиней, также очень символичен. Он расплылся, наполнился водой – время его не пощадило. То есть даже след «уходит» от героя. Он один напоминал о прошлой любви. И, конечно, образ собаки как существа, которое будет любить бескорыстно, просто так. Герой надеется, что, хотя бы любовь к собаке поможет ему избавиться от ощущения ужасающего одиночества, никому ненужности.

Темы и проблемы

  • В стихотворении «Одиночество» в первую очередь поднимается основная проблема одиночества человека. Как сказал К. Юнг, «одиночество – это невозможность говорить с людьми о том, что тебе кажется существенным». Но почему возникает эта невозможность? Почему другие люди не могут разделить с тобой то, что тебе кажется ценным? Часто это случается в союзе, который изначально был построен людьми, имеющими мало общего. Или теми, кто видел разницу в мировоззрении, но готов был мириться с этим, а позже осознал, что не справится.
  • Также очевидна основная тема любви — чувства, которое связывает воедино совсем разных людей. Герой – человек тонко чувствующий, ранимый, склонный к размышлениям в тишине и покое. Эта созерцательность помогает ему творить. А героиня не в силах разделить его тишину, не в силах понять. Она скучает. Такой подход не означает, что кто-то из героев прав больше, а кто-то меньше. Правы оба, но в обществе друг друга они чувствуют себя одиноко. Ведь одиночество часто возникает из-за ощущения что тебя не слышат, не понимают.

Настроение стихотворения «Одиночество» пронизано грустью, ощущением тоски и одиночества. Подобно дороге, которую не видно в темноте поздней осенью, герой не может разглядеть своё будущее. Пока только дождь, мгла и ветер. Но надежда на возрождение остаётся: жизнь умерла только до Весны. Герой надеется на воскресение.

Смысл

Главная мысль стихотворения «Одиночество», вероятно, может быть сформулирована так: люди могут чувствовать себя одинокими, это чувство ужасно, но оно не должно лишать их шанса на возрождение.

Главный герой не стал по-настоящему возвращать героиню, возможно, потому, что в глубине души понимал – они действительно разные люди. Одиночество, которое он испытывает в данный момент, поглощает его душу, терзает его. С этим чувством сталкивается любой, оно абсолютно нормально. И всё же, оно не должно побеждать, в его отношениях победа одиночества над любовью неоспорима. Такова основная идея стихотворения «Одиночество»: герой одинок столько без нее, сколько с ней.

Да, герой отчаялся что-либо изменить, он собирается пить у камина, чтобы хоть ненадолго забыться. Но есть надежда, что он сможет пережить этот период и выйти из него возрождённым. Самого Бунина впоследствии судьба вознаградила вторым браком, в котором он обрёл счастье.

Средства выразительности

«Одиночество» – очень выразительное стихотворение, это достигается не только за счёт особого расположения частей и чёткой рифмы, но и за счёт изобразительных средств, то есть тропов.

Тропы в первой строфе:

  1. «Над холодной пустыней воды» – метафора.
  2. «Жизнь до весны умерла» –метафора, содержащая оксюморон: жизнь умирает.
  3. Также отмечается большое количество сонорных звуков, что создаёт ощущение монотонности: н, м, л, р – аллитерация.

Тропы второй строфы:

  1. «Ненастный день» – эпитет.
  2. Большое количество шипящих в строфе, можно предположить, что герою трудно даётся произнесение этих слов: «Что ж Прощай! Как-нибудь до весны / Проживу и один без жены».
  3. Слова «как-нибудь» подчёркивают тяжесть этого времени. До Весны возрождения души герою ещё нужно дожить.

Тропы третьей строфы:

  1. «Предвечерняя серая тьма» – эпитет.
  2. Тучи, идущие без конца, – символ безнадёжности.
  3. след, смываемый дождём, – символ потери возлюбленной.

Тропы четвёртой строфы:

Эта часть намерена лишена излишних украшений. Присутствует синекдоха – «Но для женщины прошлого нет». Динамика чувств разрешается кульминацией: «Воротись, я сроднился с тобой!», а конечное решение, с которым остаётся главный герой, передаётся с использованием аллитерации шипящих: ж, ш, щ, з.

«Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина

Одиночество – одна из ведущих проблем творчества И. Бунина. Она интересно интерпретирована в одноименном стихотворении, которое изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Одиночество» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одиночество.

История создания – произведение было написано в 1903 г. летом, когда поэт пребывал в Константинополе, посвящено Петру Нилусу.

Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.

Композиция – Монолог лирического героя, именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы, можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ и перекрестная АВАВ.

Метафоры«пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».

Эпитеты«холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».

История создания

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества.

Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы одиночества и разрыва отношений. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.

Начинается произведение пейзажем, который создает печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла» .

В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один – без жены…» .

Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.

В последней строфе А. Бунин демонстрирует свое знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.

В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.

Композиция

Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырех шестистиший.

Жанр произведения – элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер – трехстопный анапест. В тексте используется перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка. Рифмы – мужские.

Средства выразительности

Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма» .

Выразительности эмоциям лирического героя придает интонация. Автор использует оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Мрачное настроение передается и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

Иван Бунин
«Безнадежность»

На севере есть розовые мхи,
Есть серебристо-шелковые дюны.
Но темных сосен звонкие верхи
Поют, поют над морем, точно струны.

Послушай их. Стань, прислонись к сосне:
Сквозь грозный шум ты слышишь ли их нежность?
Но и она — в певучем полусне.
На севере отрадна безнадежность.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 2-х строф (всего 8 строк)
Размер: пятистопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: мхи-дюны-верхи-струны.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: сосне-нежность-полусне-безнадежность.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Стихотворный размер

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Читайте также:  Анализ стихотворения Метель Бунина

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Стихотворение И.А. Бунина «Ночь»

Из опыта анализа поэтического текста на уроках в 11-м классе

П ри всём обилии в литературоведении различных вариантов анализа стихотворений всё же нет чётких его канонов. Цель анализа поэтического текста – понять замысел, идею автора, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретном стихотворении.

Утвердившийся в своё время традиционный подход к анализу поэтического текста требует от учащихся умения в самом начале анализа называть тему стихотворения и его идею, основываясь на собственных читательских ощущениях. И, сформулировав идею и тему, ребята начинают посредством анализа художественных средств доказывать ЭТУ идею, СВОЮ, возможно, и не совпадающую с идеей автора. Даже если и поможет им острое читательское чутьё абсолютно точно определить авторский замысел, то всё равно – зачем тогда весь дальнейший анализ текста? Ради чего? Ведь вслед за автором они уже сказали главное, то, ради чего и само стихотворение, и художественные особенности!

Знаниевый подход к изучению литературы не даёт возможности учащимся целостно воспринимать поэтический текст. Все составные части анализа стихотворения остаются для них скучными и зачастую непонятными тропами, фигурами, размерами… А главное – творческая деятельность здесь уже и не нужна, потому что нет места для интуиции, фантазии и вопроса: “Зачем автору понадобилось именно это средство, что он хотел этим сказать?”

Семилетняя работа с учениками по программе А.Г. Кутузова (с 5-го по 11-й класс) помогла мне ещё раз убедиться, что только деятельностный подход к изучению предмета может максимально развить у школьников необходимую компетентность. В рамках такого подхода у нас с ребятами выработался определённый алгоритм анализа стихотворения. Ученик, осваивающий такой алгоритм, начинает осознавать, что анализ поэтического текста – не цель, а увлекательный путь к постижению авторской истины. В индивидуальной и групповой деятельности открываются для него новые уровни авторского замысла, новые грани поэтического текста, богатые возможности художественных средств.

Самый главный вопрос, который я ставлю перед учениками, – ЗАЧЕМ? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства, именно такая композиция и именно такая система стихосложения? Какой глубинный смысл таится за каждым элементом стиха? Какая самая главная авторская мысль постепенно открывается нашему пониманию?

Поиск ответов на эти вопросы сначала лучше делать коллективно, вместе с учителем, затем – в группах или индивидуально. Групповая работа позволяет ребятам не только полно ответить на вопрос, но и научиться эффективно взаимодействовать в процессе общения. Группоцентрированный подход, используемый учителем, позволяет ученикам ощущать себя главными участниками учебного процесса, распределять деятельность и ответственность членов группы между собой, давая возможность всем в группе быть эффективными и успешными.

Каждая группа выполняет определённый объём задания, касающийся части анализа текста. Постепенно на доске выстраивается общая таблица, которую заполняют группы по мере готовности у них материала, выписывая из него в эту таблицу краткую информацию. В левую колонку таблицы помещается собственно анализируемый текст, а в правую – всё то, что определяет истинный, глубинный смысл произведения; причём чем ближе ученик подходит к истинному замыслу поэта, тем чаще будут повторяться фразы и предложения в правой колонке, и ученику легче будет определить идею автора. Частично группа может подготовиться дома, если задание слишком объёмно и необходимо поработать с источниками. Конечно, и состав групп, и задания постоянно меняются.

Работа каждой группы оценивается ребятами всех групп по критериям, определённым учителем и (или) учениками, критерии могут добавляться и усложняться по мере овладения учениками определёнными знаниями. Одним из важных критериев оценки выступления группы считаю критерий “единый текст”: приобретается навык соединения всей информации в логичный текст. А это одна из самых трудных задач в процессе работы над поэтическим текстом. Сочинение по теме «Анализ поэтического текста» – венец многолетней работы учителя и ученика, сплетённый из понимания, ощущений, интуиции и логики.

Приведу пример коллективной работы одиннадцатиклассников над анализом стихотворения И.А. Бунина «Ночь» (1901) и текст сочинения ученицы 11-го класса школы № 17 г. Дальнегорска Приморского края Ухановой Натальи.

Задания группам

1-я группа. Название стихотворения. Образ лирического героя.

2-я группа. Композиция стихотворения. Сюжет. Образная система.

3-я группа. Тропы и фигуры, используемые в тексте.

4-я группа. Историко-географический антураж. Ассоциации.

5-я группа. Метрика. Рифма.

6-я группа. Фоника. Интонация.

Литературное понятие и его роль в стихотворении

I. Название стихотворения

Ночь – 1. Часть суток от вечера до утра (по толковому словарю). 2. Самая таинственная часть суток, время загадок, тайн и любви.

Зачем? (Вывод)

Таинственность, неизвестность, угасание дня, время перед рождением нового.

II. Лирический герой ищет “сочетанья прекрасного и вечного”. Его глаза, как и “мирьяды глаз” других людей, следят за вечными звёздами. Вспоминает о ночи любви, “когда весь мир любил я для одной!”

Человек, познающий любовь, понимает, что она – часть вселенской любви. Истинная Любовь – это прикосновение к вечности.

III. Композиция стихотворения

Композиция стихотворения кольцевая; первая и последняя строфы обрамляют стихотворение.

В кульминационной строфе (5-я: “Вот снова ночь…”) свет “столпом стеклянным” пронизывает вечность.

Хронотоп стихотворения: от настоящего – к прошлому – и опять к настоящему; в центре прошлого – мгновение настоящего.

В кольце вечности всё повторяется, всё выходит на круги своя. И что-то в виде “светлой полосы” пронизывает вечность, как луч света; тот стержень, на котором держится мир.

Время не имеет чётких границ, оно переплетено: прошлое существует в нашей памяти в виде реальности. Но есть что-то, что всегда истинно, то есть настоящее.

Лирический сюжет стихотворения отражает поиски лирическим героем “прекрасного и вечного”.

“Мирьяды глаз” смотрели на царственные звёзды, пытаясь познать мир. Во все века влюблённые обращали свой взор к вечным звёздам. И всё то, что было когда-то центром цивилизации, исчезает, превращаясь в “пески среди молчанья”.

Лирический герой, рассуждая о бренности земного мира, понимает, что только любовь “связует нас с отжившими”, только она вечна и всегда жива.

Всё на земле преходяще, всё умирает, рождая новое. И только одно – любовь – живёт вечно, на ней держится Вселенная.

V. Образная система

Образ лирического героя гармонично сочетается с элементами образной системы стихотворения:

  • тихой, тайной ночью;
  • царственными звёздами, несущими тайную информацию;
  • зеркалом воды;
  • влюблёнными, наблюдающими за вечными звёздами.

Во все времена человек пытался понять смысл вселенской жизни, свою причастность к истине. Человек – это часть мироздания, но он одинок в своём познании любви.

Сравнения:

  • “Столпом стеклянным светит полоса”
  • “Как письмена, мерцают в тверди синей

Плеяды, Вега, Марс и Орион”

  • “Как ныне я, мирьяды глаз следили

Их древний путь”

  • Все… исчезли в ней, как след среди песков”

Звёзды – носители манящих тайн вечности.

Человек, чувствуя свою причастность к вечному, пытается разгадать его сущность.

Всё в мире преходяще.

Метафора:

  • “в зеркале воды”

Символ вечности; мироздание, глядящее в себя.

  • “их теченье над пустыней”
  • “море… сыплет… пыль”

Звёздные реки как реки жизни.

Всё в мире исчезает, превращаясь в пыль и песчинки, маленькие частички общего.

Метонимия:

  • “мирьяды глаз следили”

Во все века заворожённые взгляды людей следили за звёздами.

Эпитеты:

  • “царственных имён”
  • “…нежных и любивших,

И девушек, и юношей, и жён”

  • “над бледной сталью”
  • “ночи звёздной”
  • “туманной и обманчивой мечтой”

Эпитетов в тексте немного, но все они точные, чёткие, звучные, подчёркивающие основные признаки сущего.

Это мечта о любви.

Синтаксический параллелизм:

  • “Пусть я живу мечтою бесполезной,
  • “Ищу я в этом мире сочетанья
  • “Люблю её за счастие слияния

В одной любви с любовью всех времён!”

Смысл жизни для лирического героя – поиск “прекрасного и вечного” – любви.

Повторение:

  • “Ищу я в этом мире сочетанья
  • “Ищу я в этом мире сочетанья

(Начало и завершение стиха.)

Человек всегда находится в поиске того “прекрасного и вечного”, без чего жизнь не имеет смысла. Но даже познанная любовь остаётся для него тайной. Начало и завершение жизни – в познании любви.

VIII. Историко-географический антураж

  • “Их было много…

Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших

Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!”

  • “Над бледной сталью Понта

Евфрат и Нил – реки жизни.

Мемфис и Вавилон – древние столицы великих государств.

Звёзды всегда освещали великие земные дела. Творение рук человека – не вечно, вечно лишь то, что принадлежит вечности.

IX. Ассоциации – тот приём в данном стихотворении, на котором построен весь текст.

Поиски прекрасного и вечного – вижу ночь: пески и звёзды – глаза влюблённых всегда следили за звёздами в ночи – и снова ночь – была такая же ночь, ночь любви – вечная мечта о любви.

Зачем? (Вывод)

Смысл жизни – в любви, в счастье “слиянья // В одной любви с любовью всех времён!”

“Прекрасное и вечное” – это любовь.

Стихотворение написано чётким, торжественным пятистопным ямбом с пиррихием:

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.

Пятистопный ямб – пульс стихотворения; пиррихий выделяет важные в смысловом отношении слова: “сочетанья” – “прекрасного и вечного” – “над сумраком земли”.

Ритм звёздной вечности.

Пульс жизни: всплески любви и пропадающие и неясно выраженные черты бесконечности.

XI. Рифма

  • Все рифмы в тексте точные, усиливающиеся опорными согласными: Понта – горизонта; небеса – полоса.

Чёткий, равномерный ритм жизни.

  • В каждом стихе – сочетание женской и мужской рифм, как переплетение женского и мужского начал:

Постоянные и мгновенные моменты жизни.

Пульсация жизни – в чередовании мгновений на фоне таинственной Вечности.

  • Из 36 строк стихотворения только 12 закрытых рифм, остальные открытые.

Аллитерация: ш, ч, щ

ночь, молчанье, нежных и любивших, прозрачно-серебривших…

Загадочность, таинственность, “шелест” Бытия.

Ассонанс: преобладание звуков

  • [а] (“а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…” – М.Ломоносов)

Бесконечность, открытость мироздания.

  • [и] (звук сквозной, пронизывающий и пронзительный)

Искрящиеся мгновения жизни.

  • [о] (утверждающий, сильный) преобладает только в трёх строках:

1. [вот снова ноч’. Над бл’эднай’ стал’йу Понта] – (центральная строфа), возвращение к настоящему моменту.

2. [но й’эс’т’ адно, што в’эч’най красатой’у] – (7-я строфа), связь настоящего с прошлым.

3. [в адной’ л’убв’и с л’убов’й’у фс’эх вр’им’он] – последняя строфа, утверждающая главную мысль автора.

Только любовь, властительница ночи, вечная и прекрасная, способна соединить мгновения жизни в вечность.

Герой утверждает непреходящую силу любви.

XIII. Интонация

Интонация стихотворения лирическая, с повышением голоса во 2-й, 4-й, 8-й, 9-й строфах. Интонационный всплеск достигает максимальной высоты в последней строфе стихотворения.

Восклицательные предложения в этих строфах имеют важный философский смысл, каждое из этих предложений содержит слово “любовь” в различных его формах (“люблю”, “любивших”, “любил”), а в последнем – трижды повторенное – утверждение: “люблю”, “любви”, “с любовью”.

Любовь – то главное и единственное, в чём заключается смысл жизни человека!

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Ночь»

Наталья Уханова,
11-й класс, школа № 17,
г. Дальнегорск

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…

Может быть, именно в этом и заключается смысл жизни человека – искать гармонию жизни? Привычная фраза, не правда ли? Но не надоевшая. Вновь и вновь мы следуем за мыслью художника, пытаясь вместе с ним разобраться в тайнах мироздания.

Я подключаюсь к размышлениям Ивана Алексеевича Бунина о “прекрасном и вечном”. Поэт мастерски проводит параллель между прошлым и настоящим, выявляя черты вечности.

Много путей к разгадке идейного содержания стихотворения, название – только один из них. Ночь – часть суток от заката до восхода солнца, нет ничего таинственнее этого времени… За сменою ночи следует смена веков – так рождается вечность. Задумываясь о ночи, мы как бы входим в бесконечность, невольно начиная размышлять об этом неисчерпаемом пространстве, о Вселенной:

Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.

Я обнаружила у Бунина три стихотворения под названием «Ночь». Самое первое написано в 1895 году, когда одиночество пробуждает в нём мыслителя, и он с юных лет начинает размышлять о тайнах жизни и смерти. Второе, о котором идёт речь в моём сочинении, создано через шесть лет после первого. В это время Чехов и Горький уже предсказывали молодому Бунину большое будущее. “Глубина неба, даль полей говорили мне о чём-то ином, как бы существующем помимо их, вызывали мечту и тоску о чём-то мне недостающем, трогали непонятной любовью и нежностью…” Мотив неба, пространства и ночи пронизывает и третье, предсмертное стихотворение поэта.

Поискам сочетаний прекрасного и вечного помогает соответствующая пространственно-временная организация стиха: от настоящего к прошлому и опять к настоящему. Так человеческая мысль ведёт поиски гармонии, наблюдая за вечными звёздами, так “мирьяды глаз следили // Их древний путь”. Созданный в стихотворении «Ночь» (1901) хронотоп подчёркивает всё расширяющееся для лирического героя пространство, в котором теряются поиски “прекрасного и вечного”.

Читайте также:  Анализ стихотворения Чужая Бунина

Ритм стихотворения, написанного пятистопным ямбом, – сильный, энергичный. В одной из своих статей В.Г. Белинский сравнил ритм ямбических строк с равномерно падающими ударами меча. Знаменитый классический пятистопный ямб с пиррихием – это пульс стихотворения, это ритм звёздной вечности.

Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имён!

Пиррихий позволяет выделить в стихотворении важные в смысловом отношении слова, когда ожидается ударение: “сочетанья прекрасного”, “над сумраком земли”, “в глубине веков”… Пиррихий как бы поддерживает пропадающие и неясно выделенные черты бесконечности.

Чередование мужской и женской рифм тоже поддерживает пульсацию стиха: он то резок и энергичен (вдали – земли), то мягок и таинственен (сочетанья – молчанья). Это логично встраивается в перекрёстную рифму стихотворения, расширяя и уточняя мысль автора о соединении в жизни моментов постоянных и мгновенных.

Но есть одно, что вечной красотою
Связует нас с отжившими. Была
Такая ж ночь – и к тихому прибою
Со мной на берег девушка пришла.

Аллитерация, созданная с помощью согласных “ш”, “ч”, “щ”, рисует картину таинственности и загадочности Бытия. И вдруг, сквозь ночь – “столпом стеклянным светит полоса”. Это сравнение не является единственным в стихотворении, все они подчёркивают связь настоящего с прошлым: “как ныне я…”, “как письмена”. Инверсия вносит в текст завораживающую интонацию, она позволила выделить ставшие рефреном строки:

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…

То, что в стихотворении метафора “зеркало воды” находится в самом центре стиха, представляется мне очень символичным. Это символ вечности, отражающейся в настоящем, это мироздание, глядящее в себя.

Лексический строй стихотворения «Ночь» сопряжён с авторской мыслью загадочности существования. Песок пустыни – это не только зыбкая почва под ногами лирического героя, но и растворяющиеся черты былого. Всё непостоянно и вечно одновременно, всё исчезает, “как след среди песков”. Вглядываясь в “глубину веков”, лирический герой видит силуэты прошлого: “письмена”, “прибрежья, где бродили тавро-скифы”…

Их было много, нежных и любивших,
И девушек, и юношей, и жён,
Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших
Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!

Глаголы настоящего времени, преобладающие в первой части стихотворения (“ищу”, “мерцают”, “озаряет”, “светит”, “связует”), приближают прошлое к реальности, дают возможность лирическому герою прикоснуться к вечности и ощутить себя её частью. А воспоминания промелькнули – и исчезли, “как сон”. И пусть живёт он “мечтою бесполезной, туманной и обманчивой мечтой”. Всё же он, герой, лелеет свою мечту и любит её за “счастие слиянья // В одной любви с любовью всех времён!”

Любовь – это именно то, что является, по мнению Бунина, сочетанием “прекрасного и вечного”. Только она способна соединять души и сердца людей, “нежных и любивших”. Это она, властительница ночи, достойна вечного поклонения.

Анализ стихотворения Бунина Осень. Чащи леса

Данное стихотворение носит лирический и философский характер. Автор рисует картину осеннего леса, через которую свое видение природы, жизни и смерти.

Лес рисуется Буниным как унылое и неприглядное место. Автор изображает его голым, то есть дает ему негативную характеристику, говорит лишь о том, что отсутствует. Созданное поэтом ощущение пустоты, указывает на отсутствие жизни, царящее в осеннем лесу.

Подобный пейзаж навевает пессимистичное настроение и тоску. Отжили свой век растения, и даже небо и озеро видятся поэту мертвыми. Он называет их белесыми и бледными. Подобные определения лишены как-либо позитивного смысла. Они просто показывают степень угасания.

Рядом с лесом он изображает болотный мох. Болото, как правило, представляется синонимом гибели, медленного умирания, похожего на затягивание в трясину. Вид его подчеркивает господство смерти вокруг.

Все эти разнообразные образы, олицетворяющие небытие, поэт использует, чтобы создать контраст природной жизненной силе, противостоящей мертвому оцепенению, охватившему чащу.

Среди этого безжизненного пейзажа поэт видит ольху. На нее также оказала воздействие осень, но это дерево Бунин выделяет среди прочих растений. Он подчеркивает, что, даже погрузившись в зимний сон, ольха остается красивой. Именно в красоте автор видит жизнеутверждающее начало.

Дерево подверглось влиянию холодов и уже старое, что подчеркивает Бунин. При этом он сравнивает старую ольху с женщиной. Женщина вызывает ассоциации с материнством, с великой производящей силой природы. Люди умирают, когда приходит их срок, но на смену ушедшим приходят все новые и новые поколения.

Поэт рисует ольху отличной от прочих деталей окружающей природы. Она стоит в полусне, лишь попала в плен к зиме, а не всецело поглощена властью холода. Хотя автор называет ольху старой, он, при этом же, выражает уверенность, что весной она вновь зацветет. Это противоречие использовано поэтом для того, чтобы выразить свою уверенность в конечной победе жизни над смертью. Поэт видит в красоте как таковой великую силу, перед которой отступает даже небытие.

Изобразив угасание сил природы, поэт не протестует против умирания, как такового. Он верит в вечное противоборство жизни и смерти, в их непрекращающийся круговорот, символом которого является смена сезонов. Уверенность в грядущем торжестве красоты и жизни рождают у него оптимизм, который виден в конце стихотворения.

Анализ 2

Бунин написал огромное количество разных произведений и во многих из них описывается природа. Это все потому что больше всего на свете ему нравится природа, а также родина, где он живет. Если прочитать каждое его произведение, то он является не только красочным, но и уникальным. И стихотворение под названием «Осень» является именно таким.

У данного произведения имеется не совсем обычная специфика. Кроме этого здесь используется редкостная трехстопная хорея, которая не всегда употребляется в литературе.

Многие читатели, которые прочитали данное произведение, поняли, что оно является легким для запоминания, а также и красивым.

Герой вышел на улицу, а там пасмурная погода. Но не смотря на это он отправился в лес. Глубоко в лесу находится очень большое и красивое озеро. Вот только при такой погоде оно кажется блеклым и темным.

Лес осенью становится не таким красивым и пушистым, как летом. В основном вокруг автора находятся одни пустые полянки, на которых растет огромное количество мха. Все растения и цветы давно завяли и опали.

В летнее время здесь постоянно растут и цветут кувшинки, а также шафраны.

Пройдя немного дальше, автор видит большое и очень красивое дерево Ольхи. Оно растет практически возле залива, и на ней нет листьев. Он очень сильно отличается от основного вида леса. Ольха встречается во многих фольклорных произведениях. Она скромно и очень красиво стоит посреди леса. В летнее время на данном дереве расцветут большие и очень красивые сережки. А когда наступит весна, то именно это дерево покажет ее наступление. Лес снова начнет просыпаться и оживать.

Для того чтобы произвести полный анализ произведения сначала его нужно прочитать и понять по-своему.

Здесь можно помечтать и понять, что ничто не вечно и на смену одному событию придет другое.

Больше всего на свете автору нравится осень и во многих стихотворениях он рассказывает и описывает именно это время года. Он считает, что в этом времени года имеются тайны и секреты, которые нужно разгадать или понять.

В это время можно побродить по лесу и помечтать, и им никто не мешает, а может быть, некоторым приходит муза и рождаются новые произведения.

Анализ стихотворения Осень. Чащи леса по плану

Осень. Чащи леса

Возможно вам будет интересно

Данное стихотворение очень лично, лирическим героем выступает сам автор. Стихотворение построено на метафоре, когда М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с оторванным от ветки дубовым листиком

Безусловно, поэт представляет собой своеобразное зеркало, которое отражает движения в обществе, а в начале 20 века, когда Брюсовым было написано стихотворение каменщик, движения были революционными.

Каждый поэт в какой-то степени реагирует на действительность, он обладает собственной системой философских взглядов или просто неким набором принципов, мировоззрением. Так или иначе, отношение к внешнему и внутреннему

Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Фёдора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники

В центре событий стихотворения под названием «Ты не забыта» девушка, которая закончила жизнь самоубийством. Она была убита одной единственной пулей, которую она специально сберегла

Иван Бунин, Осенью. Размышления

(Уважаемая администрация сайта! Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением – ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно – в конце текста)! Это – общепринятая практика на всем просторе интернета. В крайнем случае – если вы сочтете это недопустимым – прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ – либо известить меня, и я сделаю это сам. С уважением, Игорь Катанугин)

Иван БУНИН, “ОСЕНЬЮ”. Размышления.

Рассказ Ивана Бунина “Осенью”. Когда-то давным – давно (как это кажется молодым) я переписал этот рассказ аккуратно от руки в блокнотик красивый и подарил этот блокнотик одной девушке – тогда – студентке МГОЛМИ – Московского Государственного Ордена Ленина Медицинского Института. Здание его – тоже “крест”, как и наше – находится не так далеко от УДН – пешком минут двадцать – полчаса от силы (сколько раз я проделал тогда этот путь, совершенно не думая о дистанции!).

И вот – осенью 1990 года – когда я уже закончил Университет и поступил в аспирантуру – я ведь специально пошел в этот медицинский, чтобы познакомиться с девушкой. В итоге остались стихи – и память вот об этом рассказе в блокнотике. Уже писал, что тогда я был столь далек от хоть какого-то осознания себя самого, от равновесия, что сам был виной тому, что отношения мои не сложились. В этом смысле, пожалуй, лишь сейчас я хоть как-то – хоть чуть-чуть подготовился для дружбы – и, быть может, любви. Лишь сейчас, а с тех пор уже 28 лет пронеслись.

И вот думаю порою – ну почему люди не живут сейчас, как в библейский век Мафусаила – лет по 900 – тысяче?! Первые лет 200 опыта бы набирался, в себе более-менее разобрался бы – что такое хорошо и что такое плохо, а потом не спеша и женился бы – лет так в 250 – 300! А что? – Еще до старости -то лет 500 бы осталось! Хватило бы и на супружескую жизнь.

Если же вернуться к рассказу – представляете? – Я много читал Бунина (все “Темные аллеи” его) – и мне НИЧЕГО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ! Даже ВОЗМУЩЕНИЕ порою охватывало – за какой-то, на мое восприятие, примитивный почти животный подход к любви – как будто сам по себе физический секс есть уже ее вершина и самое полное счастье – в то время как о каком-то пусть минимальном нравственном и духовном созвучии как истинной основе любви зачастую и речь не идет!

Для сравнения вспомните, например, “Мартина Идена” – роман Джека Лондона. Да, и Мартин не был противником секса – но как же много, определяюще, критически много значило для него именно духовное, глубоко человеческое, творческое родство с возлюбленной – откуда его образы “лучезарной Руфи” в мечте и весь дальнейший кризис глубокий в отношениях с Руфью земной. Прошу прощения у всех, кто может простить – я просто размышляю вслух, не претендуя на полноту и всеобъемлющий характер моих размышлений, и отдаю себе отчет, что вполне могу и не знать каких-то важных моментов – литературных и биографических – об этих литераторах замечательных и драматичных.

И еще – эта тема смерти, вибрация, дыхание смерти, порою так или иначе прорывающиеся в рассказах Бунина – как якобы некий спутник любви. О да – знаю прекрасно – многие любители литературы и философии – и сейчас, как тогда – будут утверждать, что так оно и есть, что любовь несет в себе что-то такое сумрачное – но я не согласен, не согласен принципиально и глубоко, ибо любовь для меня – спутник Жизни – однозначно Жизни – не смерти. Да, к сожалению – иногда на земле физическая смерть разлучает влюбленных (да и сама жизнь человека на земле не так уж длинна в наше время) – но это уже имеет другие причины – связанные для меня с крайним отдалением жизни текущей земной от Закона и Духа святого Божьего.

Итак – Бунин мне вообще-то не пошел (“Темные аллеи” конкретно) – в отличие от многих вещей Тургенева (“Дворянское гнездо”, “Ася”, “Дым”. ), Толстого (“Одно “Воскресение” его чего стоит – в том числе и чудесная экранизация романа с Тамарой Семиной и Евгением Матвеевым)! Однако – именно этот рассказ – почему-то очень запомнился, заставил о чем-то задуматься.. И я даже выбрал его как вестника чувств в свое время. Мне кажется, в нем есть что-то светлое – не смотря на темноту той осенней суровой ночи, несмотря на то, что те двое влюбленных тайно ушли в ту осеннюю ночь, под вольным могучим ветром.

А у вас – каковы впечатления.

PS Как писал один мой друг (может быть, бывший – даже не знаю. ) – я лишь жалкий “побирушка” по жизни, пишу “по чужим произведениям, не имея ничего своего”. Однако – мне не стыдно за такие вот очерки – письма! В них – жизнь моя, мой личный внутренний опыт, мои впечатления, переживания.. Возможно, не так глубоко – но это лучшее, что могу предложить другим людям по данному конкретному поводу. Повторюсь – не вижу, за что мне тут стыдиться! Здесь – и МОЁ личное творчество.

Картина: Мостик в лесу. Левицкий Рафаил Сергеевич, 1886 год

Ссылка на основную публикацию