Анализ стихотворения Бунина Осень. Чащи леса

Анализ стихотворения «Листопад» (И.А. Бунин)

Краткий анализ

История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.
Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».

Эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».

Сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».

Бунин Иван (1870 — 1953)

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра. Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом; Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной; Заквохчет дрозд, перелетая Среди подседа, где густая Листва янтарный отблеск льет; Играя, в небе промелькнет Скворцов рассыпанная стая – И снова все кругом замрет. Последние мгновенья счастья! Уж знает Осень, что такой Глубокий и немой покой – Предвестник долгого ненастья. Глубоко, странно лес молчал И на заре, когда с заката Пурпурный блеск огня и злата Пожаром терем освещал. Потом угрюмо в нем стемнело. Луна восходит, а в лесу Ложатся тени на росу… Вот стало холодно и бело Среди полян, среди сквозной Осенней чащи помертвелой, И жутко Осени одной В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая: Прислушайся – она растет, А с нею, бледностью пугая, И месяц медленно встает. Все тени сделал он короче, Прозрачный дым навел на лес И вот уж смотрит прямо в очи С туманной высоты небес. 0, мертвый сон осенней ночи! 0, жуткий час ночных чудес! В сребристом и сыром тумане Светло и пусто на поляне; Лес, белым светом залитой, Своей застывшей красотой Как будто смерть себе пророчит; Сова и та молчит: сидит Да тупо из ветвей глядит, Порою дико захохочет, Сорвется с шумом с высоты, Взмахнувши мягкими крылами, И снова сядет на кусты И смотрит круглыми глазами, Водя ушастой головой По сторонам, как в изумленье; А лес стоит в оцепененье, Наполнен бледной, легкой мглой И листьев сыростью гнилой… Не жди: наутро не проглянет На небе солнце. Дождь и мгла Холодным дымом лес туманят,– Недаром эта ночь прошла! Но Осень затаит глубоко Все, что она пережила В немую ночь, и одиноко Запрется в тереме своем: Пусть бор бушует под дождем, Пусть мрачны и ненастны ночи И на поляне волчьи очи Зеленым светятся огнем! Лес, точно терем без призора, Весь потемнел и полинял, Сентябрь, кружась по чащам бора, С него местами крышу снял И вход сырой листвой усыпал; А там зазимок ночью выпал И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких, Звенит их медный перелив, Как грустный вопль, среди широких Ненастных и туманных нив. Сквозь шум деревьев, за долиной, Теряясь в глубине лесов, Угрюмо воет рог туриный, Скликая на добычу псов, И звучный гам их голосов Разносит бури шум пустынный. Льет дождь, холодный, точно лед, Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет. Но дни идут. И вот уж дымы Встают столбами на заре, Леса багряны, недвижимы, Земля в морозном серебре, И в горностаевом шугае, Умывши бледное лицо, Последний день в лесу встречая, Выходит Осень на крыльцо. Двор пуст и холоден. В ворота, Среди двух высохших осин, Видна ей синева долин И ширь пустынного болота, Дорога на далекий юг: Туда от зимних бурь и вьюг, От зимней стужи и метели Давно уж птицы улетели; Туда и Осень поутру Свой одинокий путь направит И навсегда в пустом бору Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай, День будет ласковый, хороший, И скоро мягкою порошей Засеребрится мертвый край. Как будут странны в этот белый, Пустынный и холодный день И бор, и терем опустелый, И крыши тихих деревень, И небеса, и без границы В них уходящие поля! Как будут рады соболя, И горностаи, и куницы, Резвясь и греясь на бегу В сугробах мягких на лугу! А там, как буйный пляс шамана, Ворвутся в голую тайгу Ветры из тундры, с океана, Гудя в крутящемся снегу И завывая в поле зверем. Они разрушат старый терем, Оставят колья и потом На этом остове пустом Повесят инеи сквозные, И будут в небе голубом Сиять чертоги ледяные И хрусталем и серебром. А в ночь, меж белых их разводов, Взойдут огни небесных сводов, Заблещет звездный щит Стожар – В тот час, когда среди молчанья Морозный светится пожар, Расцвет полярного сиянья.

История создания

Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.

В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.

Анализ стихотворения И.А.Бунина «Листопад» методическая разработка по литературе по теме

Анализ стихотворения И.А.Бунина «Листопад»

Стихотворение И.А.Бунина «Листопад» — яркий образец пейзажной лирики. Описание природы у Бунина – это всегда повод для глубоких размышлений о смысле жизни, о её быстротечности.

Для восприятия данного стихотворения нелишне дать общую характеристику поэзии Бунина. В лирике поэта главенствует напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии. Прикосновение к богатствам природы питает душу лирического героя, оно становится истоком его мужания и мудрости. Но почти неизменным мотивом лирики Бунина является мотив смерти. Чаще всего в осенней лирике печальное душевное настроение лирического героя придаёт образам природы ощущение неуютности, опустошённости. В стихотворении «Листопад» осенняя грусть увядания, оскудения завуалирована пёстрыми красками золотой осени.

Автор создаёт яркий образ осеннего леса-терема, используя сравнения и эпитеты: «лес, точно терем расписной… весёлой, пёстрою стеной стоит», «стоит…, заворожённый тишиной». Для завершения этого образа автор сравнивает просветы в листве с оконцами, елочки – с вышками у терема, а пустую поляну – с широким двором. Кажется, лес в пору золотой осени должен вызывать лишь восхищение буйством красок. Но к этому чувству всегда добавляется и ожидание того, что на смену этой красоте скоро придёт слякоть, ненастье, другими словами, «чёрная осень». И хотя в стихотворении нет прямых упоминаний о предстоящих изменениях, они ощущаются в незначительных деталях, в многоточии…

При поверхностном прочтении произведение воспринимается как один цельный осенний пейзаж, однако можно проследить, как меняется настроение лирического героя от первых до последних строк.

Первичное восприятие картины осеннего леса – бодрое, светлое. В стихотворении множество красок: лес «лиловый, золотой, багряный», берёзы «жёлтою резьбой блестят в лазури голубой», «синеют… просветы в небо», синяя вышина. Ощущается запах дуба и сосны… Лирический герой словно становится свидетелем некоего таинства – осенней сказки, создаваемой сказочной лексикой: «терем расписной», «оконца», а также оживлением Осени — тихой вдовы, леса-терема, заворожённого тишиной…

Но с образом Осени, представшей «тихою вдовой», в стихотворении появляется мотив смерти, который усиливается словами «последний» (мотылёк), «замирает», «мёртвое молчание», «тишина». Даже «светлая поляна» с приходом Осени становится «пустой поляной». Единственный одушевлённый персонаж произведения – играющий мотылёк, однако и он – последний, замирает на паутине.

Повтором первых двух строчек последняя строфа вновь возвращает читателя к поэтическому образу леса-терема, но акцент делается не на яркой красоте леса, а на объявшей всю природу тишине, которая (это уже домыслит лирический герой и романтик-читатель, так как автор использует умолчание) предзнаменует увядание многоцветия осенней природы. Быстротечность осенних тёплых дней, недолговечность осенней красы подчёркивается автором и с помощью анафоры «сегодня».

В создании звуковых образов тишины и шуршащего листка на фонетическом уровне помогает аллитерация – повторение шипящих звуков [ш] и [с] в последних двух строфах. Повторение же звуков [о] и [е] (ассонанс) создаёт благозвучие всего стихотворения.

В стихотворении множество тропов: сравнений – «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «мотылёк…, точно белый лепесток», эпитетов – «мёртвое молчание», «тихая вдова», «лес.. заворожённый», метафора «среди широкого двора», «пёстрый терем», олицетворение «Осень… вступает в терем свой».

Стихотворение написано 4-хстопным ямбом. Рифмы – мужские и женские.

Построение стихотворения своеобразное. По рифмовке оно делится на 7 четверостиший и 2 двустишия. В 1, 3 и 5 строфах – перекрёстные рифмы с чередованием мужских и женских рифм. 2, 4 и 7 строфы написаны смежными рифмами, из них 4 и 7 строфы – двустишия с мужскими рифмами. В 6, 8 и 9 строфах – кольцевые рифмы.

«Листопад» И.А.Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Читайте также:  Девочка с Земли - краткое содержание сборника Булычёва

Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья». Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял». Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Игры дома для детей и не только…

Любимое многими стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад» было написано в августе 1900 года, когда поэту было 30 лет. В октябре того же года его напечатали в петербургском журнале «Жизнь» с подзаголовком «Осенняя поэма» и посвящением Максиму Горькому.

Это совершенно необыкновенное произведение! Сказочное, чарующее и немного грустное.

Анализ стихотворения «Листопад» Бунина

Пейзажная лирика занимает в творчестве И. Бунина почетное место. Одним из лучших своих творений поэт считал «Листопад». В школе его изучают в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Листопад» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.

Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры«березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».

Эпитеты«лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».

Сравнения«лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».

История создания

Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.

В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья» . Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял» . Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Композиция

Разбор стихотворения будет неполным без характеристики композиции. По смыслу его можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение состоит из строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр произведения – элегия, ведь в нем преобладают пейзажи, в которых преобладают нотки грусти и тоски. Есть в стихотворении и признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В «Листопаде» представлены все виды рифмовки, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Осенний пейзаж и образ Осени создаются при помощи художественных средств. Автор использовал олицетворение, чтобы очеловечить время года. В тексте есть метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон» , эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота» и сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток» .

Путешествие по творчеству И.А Бунина: «Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад…»
план-конспект занятия на тему

занятие – путешествие по курсу внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_puteshestvie_po_tvorchestvu_bunina.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Липецка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №1

Путешествие по творчеству И.А Бунина: «Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад…»

( по курсу внеурочной деятельности «Валяние» )

Кузнецова Юлия Викторовна

Цель: формирование представления об осенней тематике в творчестве И.А. Бунина, через средства декоративно – прикладного и художественного творчества.

– знакомство с творчеством Бунина.

– приобщить детей к чтению русской художественной прозы.

– продолжить формирование навыков работы с войлоком.

– закрепление навыков работы с материалами и инструментами.

– привить навык самостоятельного чтения.

– воспитать навыки работы в коллективе, оказание помощи товарищу.

– создать благоприятную психологическую среду для взаимодействия воспитанников.

– создать условия для воспитания чувства любви к природе, интереса к поэзии, духовности; совершенствовать умение выражать свои мысли и слушать других.

– развитие творческой деятельности воспитанников в процессе занятия.

– развитие интереса к овладению более сложным декоративно-прикладным работам.

Образец поделки, войлок, мыло, шаблоны листьев: дуба, клёна, тополя, осины. Пузырчатая плёнка, мультимедийная установка. Музыкальное сопровождение : музыка из цикла: «Вдохновение»: «Изумительная благодать» ( панфлейта , в сопровождении оркестра), «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, романс на стихи Бунина «Осень листья тёмной краской метит» в исп. Кане Михаил Азриельевич. Звуки шелеста листвы. Видеоряд осенних картин известных художников: «Дорога. Осень» С. Ю Жуковский, «Золотая осень» И.И Левитан, «Осенний вечер» Н.П. Крымов, «Осень. Девушка у ручья» А.К. Саврасов, «Осень. Рябина и берёзы» И.Э Грабарь, «Осенью. Девушка в лесу» К.А. Коровин, «Сад осенью» С.А. Виноградов. Карта путешествия, рисунок дерева А3, мешочек с картинками с изображением овощей и фруктов, осенние листочки из бумаги.

План открытого занятия.

  1. Организационный момент 1 мин.
  2. Тема занятия, цель и задачи 2 мин.
  3. Основная часть 35 мин .
  4. Контрольный этап 3 мин
  5. Рефлексия 4 мин.

Объявление темы занятия, определение для детей цели и задач.

– Здравствуй – не просто слово,
В нём свет и тепло само,
Оно – общения основа,
От которого пахнет весной!
“Привет!”. Как много в этом слове.
И добродушие, и свет.
Не слово-вежливость, основа
Оно общения. Привет!

Ребята, я знаю, что все вы, конечно, любите путешествовать. Ведь это так увлекательно приезжать в другие города, знакомиться с новыми людьми, узнавать, как прекрасна наша природа. И сегодня наше путешествие по осеннему саду мы совершим с великим писателем и поэтом, лауреатом нобелевской премии И.А. Буниным, немного соприкоснувшись с его творчеством, и сделаем осеннюю поделку. Для нашего путешествия мы можем использовать особенную карту (педагог показывает детям карту).

1. Поэтическая скамья.

2. Художественная аллея.

3. Беседка писателя.

4. Творческая мастерская

– Ребята, карту мы рассмотрели, дорогу запомнили, пора и путешествие начинать.

Прислушайтесь, как шелестит листва у вас под ногами, идём тихо, чтобы не было лишних звуков.

– Ребята первая наша остановка у «Поэтической скамьи». Здесь мы послушаем замечательные стихи об осени, написанные И.А. Буниным.

«Ветер осенний в лесах подымается…»

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идет,

Мертвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несет.

Только замрет, припадет и послушает,—

Снова взмахнет, а за ним

Лес загудит, затрепещет,— и сыплются

Листья дождем золотым…

«Осыпаются астры в садах…»

Осыпаются астры в садах,

Стройный клен под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нем

Показалися всюду просветы,

И красив он в уборе своем,

Золотистой листвою одетый.

Но под этой сквозною листвой

В этих чащах не слышно ни звука.

Осень веет тоской,

Осень веет разлукой.

«Осень. Чащи леса»

Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.

Отцвели кувшинки,
и шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
лес и пуст, и гол.

Только ты красива,
хоть давно суха,
в кочках у залива
старая ольха.

Женственно глядишься
в воду в полусне –
и засеребришься
прежде всех к весне.

– Вот какие замечательные стихи писал этот поэт, и это лишь некоторые из них. Мы узнали, какой бывает осень по настроению, а сколько удивительных оттенков цвета она имеет.

-Ребята, а мы продолжаем наше путешествие.

– И попадём с вами в «Художественную аллею». Осень любимое время года не только известных писателей и поэтов, но великих художников. Ребята, сейчас вы увидите осенние картины художников , включите своё воображения, давайте вместе придумаем название для каждой картины.

Итак, первая картина….

Молодцы! Сколько же красивых картин мы увидели. Ну а нам пора в путь. Ребята, а кто же это мешок у дерева оставил (педагог обращает внимание на дерево на доске и мешок). Посмотрим, что там… (педагог заглядывает внутрь мешка). Осенний сад дарит нам не только красоту природы, но и вкусные фрукты и овощи. Я предлагаю вам поиграть.

Подвижная игра «Овощи и фрукты».

Педагог достаёт из мешочка поочередно картинки с овощами и фруктами дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на дереве — тянут руки вверх, если на земле – кладут руки на пояс, если под землёй — приседают.

– Молодцы ребята, а нам пора двигаться дальше.

Мы заворачиваем в «Беседку писателя». И. А Бунин в своих рассказах очень красиво описывал природу, особенно осень. Вы наверно устали. Давайте закроем глазки, послушаем и представим себе удивительную картину описанную писателем в рассказе «Антоновские яблоки» (Учитель читает отрывок из произведения). Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца….

Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут – особенно.

– Ребята, вы почувствовали запах яблок в нашем саду?

– А наше путешествие продолжается.

Последняя наша остановка – «Творческая мастерская».

– Я передаю слово Лисовой Екатерине.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Явление листопада очень часто воспевается в стихах и в прозе, и Иван Алексеевич Бунин не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о нём стихотворение.

– Ребята, посмотрите, какие в какие цвета раскрашивает автор лес:

Багряный – темно красный цвет.

Лиловый – фиолетовый цвет, цвет фиалки и сирени.

Золотой – ярко – жёлтый.

И сегодня, при помощи войлока, мы создадим свой листопад, сейчас каждый из вас создаст свой неповторимый осенний листок.

– Итак, берём красный, жёлтый, зелёный войлок разных оттенков, смешиваем его, (педагог показывает), затем, аккуратно отрывая её от пасмы, накладываем на пузырчатую плёнку в виде квадрата. Первый слой – вертикальный, второй – горизонтальный, третий – вертикальный (педагог показывает ).

Далее смачиваем мыльным раствором, накрываем сверху пузырчатой плёнкой и мыльными руками, начинаем тереть, сначала аккуратно, потом надавливая посильнее ( педагог показывает, контролирует, помогает ).

– пока вы работаете на стихи Иван Алексеевич Бунина написано немало романсов, и пока вы работаете, я предлагаю вам один из них послушать, он про осень.

– Проверим наше изделие на готовность – волокна не должны отделяться друг от друга (педагог показывает). Затем полощем наши заготовки, берём шаблоны листьев и аккуратно обрезаем по ним наши заготовки. Всё наши осенние листочки готовы.

-Наше путешествие подходит к концу, надеюсь, оно вам понравилось вы узнали много нового и интересного.

Давайте ответим на контрольные вопросы:

– Что воспевал И.А. Бунин в осенней природе?

– Какие картины вы запомнили?

– Какие цвета шерсти мы использовали для изготовления листьев?

-Я считаю, что путешествие прошло с пользой, но мне бы хотелось знать, как именно вы оцениваете нашу совместную работу.

Перед вами осенние листья, вырезанные из бумаги, на доске нарисовано дерево. Если вам понравилось наше занятие, вы научились чему-то новому, интересному –то, выбрав листочек, вы приклеиваете его на крону дерева. Если занятие было для вас не интересным – то вашему листочку место у подножия дерева.

Посмотрите, какое пышное и густое дерево у нас получилось!

Спасибо всем участникам путешествия, до новых встреч

«Листопад» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – рифма, год, метафоры, тема

Пейзажная лирика занимает в творчестве И. Бунина почетное место. Одним из лучших своих творений поэт считал «Листопад». В школе его изучают в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Листопад» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.

Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры«березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».

Эпитеты«лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».

Сравнения«лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».

История создания

Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.

В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья». Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял». Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Композиция

Разбор стихотворения будет неполным без характеристики композиции. По смыслу его можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение состоит из строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр произведения – элегия, ведь в нем преобладают пейзажи, в которых преобладают нотки грусти и тоски. Есть в стихотворении и признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В «Листопаде» представлены все виды рифмовки, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Осенний пейзаж и образ Осени создаются при помощи художественных средств. Автор использовал олицетворение, чтобы очеловечить время года. В тексте есть метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон», эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота» и сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».

Анализ стихотворения Бунина Осень. Чащи леса

3.1. Какие чувства и мысли вызывает у лирического героя созерцание осенней природы?

3.2. С помощью каких цветовых и звуковых образов поэт создаёт картину осени?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нём

Показалися всюду просветы,

И красив он в уборе своём,

Золотистой листвою одетый.

Но под этой сквозною листвой

В этих чащах не слышно ни звука…

Осень веет тоской,

Осень веет разлукой!

Поброди же в последние дни

По аллее, давно молчаливой,

И с любовью и с грустью взгляни

На знакомые нивы.

В тишине деревенских ночей

И в молчанье осенней полночи

Вспомни песни, что пел соловей,

Вспомни летние ночи

И подумай, что годы идут,

Что с весной, как минует ненастье,

Нам они не вернут

Сопоставьте стихотворение И.А. Бунина «Осыпаются астры в садах…» с приведённым ниже стихотворением А. Н. Майкова «Осенние листья по ветру кружат…». Чем различается эмоциональное состояние, воплощённое в этих произведениях?

Стихотворение И.А. Бунина «Осыпаются астры в садах…» создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. То же самое можно сказать и о стихотворении А.Н. Майкова «Осенние листья по ветру кружат…»

Лирический герой Бунина грустит, потому что

Осень веет тоской,

Осень веет разлукой!

Герой ощущает это, хотя не перестаёт замечать и красоту природы: вот, к примеру, лес, который

И красив он в уборе своём,

Золотистой листвою одетый.

Состояние природы сродни настроению лирического героя потому, что сам герой ощущает приближение возможной старости и с тоской смотрит на уходящий этап жизни, где была любовь и счастье.

В стихотворении Майкова тоже ощущается тревожность, связанная с приходом осени. Но в отличие от бунинского, лирический герой Майкова не смиряется, он знает, что с приходом весны все проснется и жизнь возобновится, наполненная новыми силами:

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нём сила для новой весны.

3.1. Стихотворение И.А. Бунина «Осыпаются астры в садах» создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться радостным раздумьям и размышлениям, наблюдая за полноправно вступающей в свои права осенью. Лирический герой грустит, потому что

Осень веет тоской,

Осень веет разлукой!

Герой ощущает это, хотя не перестаёт замечать и красоту природы: вот, к примеру, лес, который

И красив он в уборе своём,

Золотистой листвою одетый.

Состояние природы сродни настроению лирического героя потому, что сам герой ощущает приближение возможной старости и с тоской смотрит на уходящий этап жизни, где была любовь и счастье.

3.2.В стихотворении И.А. Бунина «Осыпаются астры в садах…» настроение создаётся с помощью определённых звуковых и цветовых образов. Так, в самом начале стихотворения поэт отмечает многообразие красок: «астры в садах» ассоциируются с многоцветием, лес «золотистой листвою одетый», клён жёлтый. Вместе с тем, мы видим вкрапления и других красок: туман «белеет», в лесу появились просветы, т.е. прозрачность, пустота потихоньку проступает сквозь яркость красок и скоро она «завоюет» всё пространство вокруг.

Дополняют восприятие и звуковые образы: тишина усиливается и к концу стихотворения нагнетается. Сначала «В этих чащах не слышно ни звука…», потом добавляется образ молчаливой аллеи и, наконец, воцаряется полное безмолвие — всё погружается в сон. Тишина чувствуется обострённо еще и на фоне воспоминаний о наполненном звуками лете:

В тишине деревенских ночей

И в молчанье осенней полночи

Вспомни песни, что пел соловей.

Таким образом, с помощью цветовых и звуковых образов автору удается передать общее настроение лирического героя, погрузить читателя в атмосферу философских раздумий о мире, о сущности бытия.

Краткое содержание рассказа «Кавказ» И. А. Бунина

Рассказ «Кавказ» Бунина был написан в 1937 году и вошел в знаменитый цикл «Темные аллеи». Рекомендуем прочитать краткое содержание «Кавказ», которое пригодится для читательского дневника, а также при подготовке к уроку литературы. В это время писатель уже давно жил заграницей, и очень тосковал по родине, которую был вынужден оставить после смены власти.

  1. Основные персонажи рассказа
  2. Бунин «Кавказ» в сокращении
  3. Содержание «Кавказа» с цитатами
  4. Видео краткое содержание Кавказа Бунина

Основные персонажи рассказа

  • Герой-любовник – взволнованный, глубоко чувствующий человек, понимающий всю неправильность своего поступка.
  • Женщина – безымянная героиня, готовая пожертвовать своей репутацией ради сильного чувства.
  • Супруг героини – офицер, человек чести.

Читайте также: Краткое содержание романа «Робинзон Крузо» читать Д. Дефо.

Бунин «Кавказ» в сокращении

Главный герой влюблен в замужнюю женщину. Чтобы видеться с ней, он приезжает в Москву. Здесь герои тайно встречаются в гостинице. Тем временем супруг дамы подозревает ее в неверности. Он предупреждает ее, что готов защищать свою честь офицера любыми способами. Женщина считает мужа жестоким самолюбивым человеком и боится его гнева.

Чтобы побыть вместе, главный герой и дама решают поехать вместе на Кавказ. Женщина уговаривает мужа отпустить ее на море. Муж соглашается, но обещает приехать к ней следом, через 3–4 дня. Главный герой и его возлюбленная устраивают все так, чтобы ехать в одном поезде в одном купе. Им это удается. Добравшись до Кавказа, счастливые влюбленные поселяются в глухой местности, где наслаждаются друг другом, купаются в море, гуляют и т.д.

Через 3–4 дня обманутый муж приезжает на Кавказ, как и обещал. Он разыскивает жену в Геленджике, Гаграх, Сочи, но нигде не находит и понимает, что та скрывается от него с любовником. Не в силах пережить унижение, мужчина кончает жизнь самоубийством в гостинице в Сочи.

Это интересно: Рассказ «Господин из Сан-Франциско» Бунин написал в 1915 году. Краткое содержание «Господин из Сан-Франциско» для читательского дневника. В рассказе автор затрагивает тему жизни и смерти, показывает, насколько незначительными на самом деле являются власть и богатство перед лицом смерти.

Содержание «Кавказа» с цитатами

История ведется от лица любовника московской красавицы, супруги офицера. Он приезжает в столицу, останавливается «в незаметных номерах в переулке возле Арбата» и ведет жизнь настоящего затворника.

Во время редких встреч женщина делится с ним своими опасениями – ей кажется, что муж «что-то подозревает». Возможно, ему случайно попалось на глаза их переписка, или же он намеренно подобрал ключ к ее письменному столу. Женщина уверена, что от мужа можно ожидать что угодно при «жестоком, самолюбивом характере». Он следит буквально за каждым ее шагом, и дает понять, что ни перед чем не остановится, защищая «свою честь, честь мужа и офицера».

План любовников весьма дерзок – они намерены вместе отправиться на южное побережье и провести в «совсем диком месте три-четыре недели». Они останавливают свой выбор на Сочи, но, чтобы замести следы, женщина оставляет мужу адреса в Геленджике и Гаграх.

Согласно ранее намеченному плану любовники отправляются на Кавказ в одном поезде, только мужчина прибывает на вокзал «как можно раньше, а она как можно позже». До последней минуты они не верят в реальность происходящего – уж «слишком великим счастьем» кажется им эта совместная поездка.

Прибыв на место, возлюбленные в полной мере наслаждаются южным солнцем, морем и экзотической природой. Герой просыпается рано, и сразу отправляется на прогулку, затем они пьют чай и до завтрака купаются в море, а вечером неспешно прогуливаются среди цветущих магнолий, пальм и чинар.

Офицер, заподозривший супругу в измене, принимается искать ее «в Геленджике, в Гаграх, в Сочи». На второй день по прибытию в Сочи он купается в море, надевает белоснежный китель, заказывает бутылку шампанского и «кофе с шартрезом», неспешно выкуривает сигару и стреляет «себе в виски из двух револьверов».

Заключение

Основной темой рассказа является любовь, которая может как наполнить жизнь яркими красками, так и стать причиной глубокого отчаяния.

Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Кавказа», и прочесть произведение Бунина в полном варианте.

Роман «Жизнь Арсеньева» Бунина была написана в 1927 году. Книга представляет собой лирико-автобиографическое произведение в пяти частях. По признанию самого писателя, во много благодаря «Жизни Арсеньева» он получил в 1933 году Нобелевскую премию.

Видео краткое содержание Кавказа Бунина

В «Кавказе» автор изображает любовь как смысл жизни. «Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки». Героиня рассказа готова на смерть, нежели жить и не иметь возможности быть с любимым. К гибели же приходит её муж: «он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Но в конце герой погиб лишь физически. Когда он умер на самом деле?

Краткое содержание Кавказ Бунина

Рассказчик приехал в Москву. Он остановился недалеко от Арбата. У него есть возлюбленная. Он восторгается её манерами и красотой. Но у неё есть муж. Её муж офицер. Она переживает, что он мог прочитать какое-нибудь из писем рассказчика. Она считает его суровым и жестоким человеком. Муж возлюбленной рассказчика следит за ней. Поэтому она не часто заходит к рассказчику, и каждый раз она выглядит взволнованной и бледной.

Рассказчик со своей возлюбленной планируют уехать на Кавказ. Они хотят пробыть там около месяца.

В Москве было холодно и грязно. Рассказчик вспоминает, как он бежал по вокзалу. Он сел на поезд. Он договорился со своей возлюбленной, что он приедет на вокзал рано, а она поздно. Рассказчик сильно переживал, что она не придет. Но она пришла. На следующее утро было солнечно и тепло. Из окон было видно равнины и просторы.

Возлюбленная рассказчика послала своему мужу открытки из двух городов. Перед отъездом она сказала мужу, что остановится в одном из этих городов. Женщина написала мужу, что еще не решила, в каком из городов она всё же останется отдыхать. Она уехала с рассказчиком южнее.

Рассказчик с женщиной нашли очень красивое место и поселились там. Рассказчик вставал с постели рано, ему нравилось гулять по холмам и наслаждаться природой, назад рассказчик шел через базар. В семь утра они пили чай. Потом шли гулять, купались и загорали. Потом был завтрак. Природа была красивая. Облака были удивительны. По вечерам Рассказчик и его возлюбленная смотрели в окно на природу и море. По ночам было слышно лягушек. Привыкшие к темноте глаза видели звезды, горы и деревья. Было слышно барабаны. Когда выглядывала луна, было приятно следить за речкой, потому что она начинала блестеть. Она была мелкая и прозрачная. А периодически ночами случались бури. Были слышны удары грома. В такие часы было слышно орлов и шакалов. А однажды к окну дома, где проживали рассказчик со своей возлюбленной, сбежалась целая стая шакалов. В ночи с такой плохой погодой шакалы бегут туда, где есть жилье и люди, и просятся внутрь.

Муж возлюбленной рассказчика искал свою жену во всех адресах, которые она ему назвала. Он не нашел её. И однажды утром он выстрелил в себя из двух револьверов.

Рассказ учит тому, что людям нужно быть преданными друг другу, когда их связывают брачные обязательства.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

  • Антоновские яблоки
  • Антоновские яблоки по главам
  • Господин из Сан-Франциско
  • Грамматика любви
  • Деревня
  • Жизнь Арсеньева
  • Кавказ
  • Косцы
  • Кукушка
  • Лапти
  • Легкое дыхание
  • Митина любовь
  • Натали
  • Окаянные дни
  • Подснежник
  • Поздний час
  • Сверчок
  • Сны Чанга
  • Солнечный удар
  • Степа
  • Танька
  • Темные аллеи
  • Холодная осень
  • Цифры
  • Чистый понедельник

Кавказ. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Рассказ «Пиковая Дама» – один из самых необычных и таинственных творений Улицкой. Название рассказа наталкивает читателя на мысли о роковой женщине, роковой страсти и любви.

Однажды повествователь был у своего друга Огюста Дюпена и вспоминал его прошлые расследования. Вдруг к ним за советом является префект полиции Парижа, их общий знакомый.

Отец с сыном сидели на брёвнышках и занимались делами. Отец стругал тонкую и гибкую палку для лука. Он был в отпуске и решил провести свободное время с сыном. Мимо них проехал мужчина на дорожной машине

Грустная история о жизни маленькой девочке, которая живет постоянными мечтами, и совершенно неверно видит все что вокруг нее происходит. Очень рано она остается сиротой. В восемь лет, умирает ее мать

Повествуя о предстоящем обходе боевого охранения, старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, поднимают с кровати раньше положенного времени из-за задержанного человека на берегу Днепра

Ссылка на основную публикацию