Анализ стихотворения Чужая Бунина

Анализ стихотворения Бунина «Чужая»

Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка — сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта, гречанка Анна Цакни, настолько болезненно переживала семейную драму, что полностью отгородилась от внешнего мира и перестала общаться с Буниным. Спустя год он завел роман с Верой Муромцевой, в которой нашел единомышленницу.

Однако законная супруга Бунина не желала давать ему развод, утверждая, что по-прежнему его любит и хочет сохранить семью.

Однако Бунин, по-видимому, все же обладал даром предсказания. Его стихотворение начинается с констатации факта о том, что женщина, с которой он прожил почти 8 лет, стала для него совершенно

Поразительно, но все произошло именно так, как написал в своем стихотворении Иван Бунин. Он не мог доподлинно знать, что ждет Анну Цакни в будущем, но был уверен, что она непременно выйдет замуж во второй раз. Но этот брак не будет счастливым. Ведь ее сердце навеки принадлежит поэту. И именно о нем она будет вспоминать, идя под венец с Александром Дерибасом, потомком знаменитого одесского градоначальника. «Ты и скрыть не умеешь, что ему ты чужда…», — отмечает Иван Бунин, даже не догадываясь о том, что его слова окажутся пророческими.

Действительно, к своему супругу Александру Дерибасу Анна Цакни была совершенно равнодушна и согласилась на брак лишь потому, что устала от одиночества. Но при этом ее сердце по-прежнему принадлежало Ивану Бунину, хотя женщина всячески это скрывала и старалась вычеркнуть из памяти образ того, который предал ее чувства. «Ты меня не забудешь никогда, никогда!», — именно так заканчивает свое стихотворение поэт. И это действительно произошло, потому что Анна Цакни до самой смерти хранила подарки Бунина, его письма и фотографии.

Однако когда ее пытались расспрашивать о знаменитом литераторе, то женщина отмахивалась и говорила, что она уже настолько стара, что совершенно не помнит своего первого супруга и не знает, как сложилась его жизнь в эмиграции.

Дайджест:

Анализ стихотворения Бунина «Деревенский нищий» Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в. .

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег» Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала. .

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил. .

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…» Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания — эти мотивы привлекают молодого автора как. .

Анализ стихотворения Бунина «Метель» Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба. .

Анализ стихотворения Бунина «Поэт» Наследие русских классиков служит источником тематики и стилистики для шестнадцатилетнего юноши Бунина, побуждаемого желанием самостоятельного творчества. Философское осмысление роли поэта также становится объектом внимания начинающего автора. В раннем стихотворении главенствует. .

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы» «Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение. .

Анализ «Окаянные дни» Бунина И. А «Окаянные дни» . По выражению Чехова, произведения Бунина по смысловой «плотности» напоминают «сгущенный бульон». Это особенно чувст вуе тся в дневниковых записях 1918-1919 годов, которые были озаглавлены «Окаянные дни» и. .

Краткий анализ творчества Бунина Творчество Бунина разделено событиями октябрьского переворота 1917 года и последовавшей в 1920 году эмиграцией писателя на два периода. В конце первого десятилетия XX века Бунин стал крупнейшей фигурой в литературе. .

Анализ стихотворения Бунина «В цирке» Характерной чертой зрелой бунинской лирики становится интертекстуальность, и для понимания произведения 1916 г. следует обратиться к ахматовским мотивам, присутствующим в тексте стихотворения. Нельзя сказать, что при жизни Бунина и Ахматову. .

Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан» Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над. .

Мастерство художественной детали в рассказах И. А. Бунина И. А. Бунин вошел в русскую литературу как писатель-реалист, даже традиционалист. Когда все увлекались новаторством, Бунин оставался верен заветам русской классики. Сам Бунин не любил, когда его относили к какому-либо. .

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти» 1) Особенности жанра произведения. В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объему произведение — рассказ «Лапти». 2) Тематика и проблематика рассказа. .

Поэтическое слово И. А. Бунина Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он. .

В чем состоит своеобразие поэзии И. А. Бунина? В чем состоит своеобразие поэзии И. А. Бунина? В чем состоит своебразие повествования в рассказе И. А. Бу­нина «Антоновские яблоки»? В рассказе проявилась синтетическая природа стиля Бунина — соединение элегической. .

Стихотворение И. А. Бунина «Ночь» Великий прозаик Бунин писал стихи всю свою жизнь, хотя и написал когда-то: «Поэзия темпа, в словах невыразима». Ему как раз удавалось выразить в словах малейшие оттенки человеческих чувств, всю свою. .

Анализ рассказа И. А. Бунина «Цифры» 1) Особенности жанра. Произведение И. А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа. 2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведется от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший. .

По рассказу М. А. Шололхова «Чужая кровь» Рассказ М. А. Шолохова «Чужая кровь» открывается по­этичной картиной зимней донской степи. Уже в этом неболь­шом описании читатель угадывает ключевой эпитет — «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен. .

Тема любви в рассказах И. Бунина «Недоумение счастья» Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало. Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет. Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено. .

По повести Бунина И. А. «Деревня» Повесть «Деревня» — одно из первых крупных прозаиче­ских произведений И. А. Бунина, которое сразу же поставило его в один ряд с известнейшими писателями начала XX века. В центре повести —. .

Анализ стихотворения Гумилева «Когда, изнемогши от муки…» Брак Николая Гумилева и Анны Ахматовой был неудачным и непродолжительным. Пара прожила вместе 8 лет, в течение которых чувства этих двух людей друг к другу диаметрально менялись. Если в начале. .

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен. .

По рассказу И. А. Бунина «Солнечный удар» В своем прозаическом творчестве И. А. Бунин часто обращается к вечным темам. Тема любви — одна из главнейших в его произведениях. В истинной любви, по И. А. Бунину, есть что-то. .

Своеобразие раскрытия любовной темы в «Темных аллеях» И. Бунина Любовные рассказы Бунина давно стали классикой жанра. В стерильные советские’времена их неброская, но чрезвычайно интенсивная эротика кружила голову многим юным особам обоего пола. Между тем, если вдуматься, сюжетно и композиционно. .

Природа и человек в произведениях И. Бунина Любовь и смерть — постоянные мотивы бунинской поэзии и прозы. Перед лицом любви и смерти стираются все социальные, классовые различия. Подводя итог жизни человека, смерть подчеркивает ничтожность и эфемерность могущества. .

Этапы жизни и творчества И. А. Бунина Бунин И. А Этапы жизни и творчества И. А. Бунина «Русским классиком рубежа двух столетий» назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века. Писатель-реалист. .

Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…» В жизни Афанасия Фета было много трагических страниц, о которых поэт не смог забыть до конца своей жизни. В 14 лет он был лишен титула и наследства, так как приемный. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Я с вызовом ношу его кольцо…» История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфронта полна загадок и мистических совпадений. Они познакомились во время отдыха в Коктебеле, и в первый же вечер молодой человек подарил юной поэтессе сердолик. .

Анализ стихотворения Некрасова «Надрывается сердце от муки…» В 1862 году Николай Некрасов расстался со своей возлюбленной Авдотьей Панаевой, хотя продолжал любить эту эффектную женщину до конца своей жизни и даже указал ее имя в завещании. Разрыв быт. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Мы рядом шли, но на меня Бунина

Арсеньев герой романа Бунина «Жизнь Арсеньева» Алексей Александрович Арсеньев герой автобиографического характера. Все в романе как бы намекает на то, что через его образ Бунин воссоздает этапы своего собственного жизненного пути. Родное село Арсеньева. — Каменка. .

Анализ стихотворения Пушкина «Ночь» Отношения с Амалией Ризнич, дочерью венского банкира, бывшей наполовину немкой, наполовину итальянкой, — один из самых загадочных и малоизученных эпизодов биографии Пушкина. Поэт познакомился с ней в 1823 году, когда. .

Анализ стихотворения Фета «Напрасно. » В 14 лет Афанасий Фет лишился дворянского звания и наследства, из-за чего вынужден был расстаться с мечтами о научной карьере и вскоре ушел на военную службу. В течение многих лет. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Ты всегда таинственный и новый…» В 1913 году Анна Ахматова познакомилась со своим вторым супругом, ученым Казимиром Шилейко, которого в прямом смысле слова отбила у законной жены. Сперва она поселилась в питерской квартире этой интеллигентной. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Чаша жизни» Стихотворение «Чаша жизни», датированное 1831 годом, относится к ранней философской лирике Лермонтова. Впервые оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» уже после смерти поэта — в 1859-ом. В произведении Михаил. .

Тема дворянских гнезд в творчестве Бунина И. А. «Антоновские яблоки» Тема разоряющихся дворянских гнезд на рубеже XIX-XX веков была одной из самых популярных. Для Бунина она очень близка, ведь его семья была среди тех, чьи «гнезда» были разорены. Еще в. .

Судьба человека в контексте эпохи Бунина В творчестве И. А. Бунина отразилось время, в которое ему довелось жить. В произведениях этого писателя зафиксировались не только исторические и бытовые детали России начала 20 века. Бунин в своем. .

Три правды в рассказе И. А. Бунина «Сны Чанга» Прочитав этот рассказ, кто-то может задать вопрос: «Зачем Бунин пишет о жизни Чанга и капитана, его хозяина?» Как будто предвосхищая этот вопрос, писатель дает ответ на него уже в первых. .

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…» В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт. .

Анализ стихотворения Баратынского «Чудный град порой сольется» Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были. .

На тему: Тема любви в рассказе И Бунина «Чистый понедельник» Тема любви в рассказе И Бунина «Чистый понедельник» Рассказ «Чистый понедельник» был написан в мае 1944 года, когда писатель был уже в преклонном возрасте и находился в эмиграции. Рассказ вошел. .

Чужая

Ты чужая, но любишь,
Любишь только меня.
Ты меня не забудешь
До последнего дня.

Ты покорно и скромно
Шла за ним от венца.
Но лицо ты склонила –
Он не видел лица.

Ты с ним женщиной стала,
Но не девушка ль ты?
Сколько в каждом движенье
Простоты, красоты!

Будут снова измены.
Но один только раз
Так застенчиво светит
Нежность любящих глаз.

Ты и скрыть не умеешь,
Что ему ты чужда.
Ты меня не забудешь
Никогда, никогда!

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту stream@team.culture.ru. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина

Одиночество – одна из ведущих проблем творчества И. Бунина. Она интересно интерпретирована в одноименном стихотворении, которое изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Одиночество» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одиночество.

История создания – произведение было написано в 1903 г. летом, когда поэт пребывал в Константинополе, посвящено Петру Нилусу.

Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.

Композиция – Монолог лирического героя, именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы, можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ и перекрестная АВАВ.

Метафоры«пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».

Эпитеты«холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».

История создания

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества.

Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы одиночества и разрыва отношений. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.

Начинается произведение пейзажем, который создает печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла» .

В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один – без жены…» .

Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.

В последней строфе А. Бунин демонстрирует свое знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.

В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.

Композиция

Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырех шестистиший.

Жанр произведения – элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер – трехстопный анапест. В тексте используется перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка. Рифмы – мужские.

Читайте также:  Анализ стихотворения Бунина Осень. Чащи леса

Средства выразительности

Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма» .

Выразительности эмоциям лирического героя придает интонация. Автор использует оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Мрачное настроение передается и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

Стихотворение И.Бунина «Одиночество»
на уроке русского языка

1. Подготовка к написанию анализа стихотворения.

2. Совершенствование навыков анализа текста.

3. Развитие речи учащихся.

4. Воспитание бережного и внимательного отношения к слову.

Домашнее задание к уроку: 1) повторить понятия метафора, синекдоха, градация, оксюморон, многосоюзие, риторическое восклицание, фигура умолчания; 2) индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Бунина «Одиночество».

На уроке у каждого учащегося на столе стихотворение И.Бунина.

И ветер, и дождик, и мгла
///// Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
///// До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
///// Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
///// Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…

Сегодня идут без конца
///// Те же тучи – гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
///// Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
///// «Воротись, я сроднился с тобой!».
Но для женщины прошлого нет:
///// Разлюбила – и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Примерный план анализа стихотворения:

1) Образы, ассоциации, вызванные чтением стихотворения.

Иван Алексеевич Бунин

2) Основные темы стихотворения. Языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические и т.д.), помогающие привлечь внимание читателя к теме.

3) Образы (звуковые, зрительные и т.д.), их роль. Языковые средства, создающие образы.

4) Композиционные особенности стихотворения. Части лирического сюжета.

5) Чувства лирического героя (назвать). Развитие чувств (если есть). Языковые средства, помогающие выразить чувства лирического героя.

6) Характер лирического героя (назвать черты характера). Языковые средства, способствующие созданию характера героя.

7) Особенности ритмической организации стихов, строфики, рифмовки и т.д. (если есть).

8) Основные мысли произведения, авторская позиция. Языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности.

9) Отношение читателя к произведению, к авторской позиции. (Какие мысли, чувства вызывает у читателя это стихотворение?)

I. Работа с текстом по вопросам учителя.

II. Работа над вступлением и заключением.

III. Примерный анализ стихотворения.

Одиночество… Наверное, это чувство разобщенности с людьми, оторванности от мира время от времени посещает каждого, поэтому тема стихотворения близка многим читателям.

Герой стихотворения, переживая разрыв с любимой, чувствует себя не просто покинутым, но одним во всем мире (в трех строфах стихотворения повторяется слово один), причем этот мир враждебен лирическому герою.

Прошлое, настоящее и будущее переплетены в бунинском произведении, и это чередование времен лежит в основе композиции стихотворения (первая строфа – сегодня, сейчас, четыре строки второй строфы – вчера, две последние строки второй строфы – завтра; третья строфа – сегодня, четыре строки четвертой строфы – вчера, две последние строки четвертой строфы – завтра).

Можно отметить, что в первой и третьей строфах на первом плане пейзаж, а во второй и четвертой идет речь об отношениях с женщиной.

Стихотворение начинается с пейзажной зарисовки, и перед глазами читателя возникает мрачная картина; эта картина озвучена: обилие сонорных н, м, л передает монотонный непрекращающийся гул ветра, который слышит лирический герой стихотворения. Многосоюзие в начале первой строфы (И ветер, и дождик, и мгла) помогает соединить зрительные и осязательные образы и передать читателю ощущение холода и темноты. Это ощущение усиливает метафора над холодной пустыней воды, именно так представляется лирическому герою стихотворения внешний мир. Безжизненность окружающего пространства подчеркивается оксюмороном жизнь умерла, однако у героя есть надежда на лучшее: слово до весны, повторяющееся на стыке третьей и четвертой строк первой строфы, имеет ограничительное значение. Это же слово мы видим и во второй строфе, но речь в этой строфе идет уже не о природных явлениях, а о чувствах лирического героя. Весна для лирического героя – это время воскресения как природы, так и души. Однако жизнь до весны представляется герою тягостной: наречие как-нибудь (проживу) выражает всю безрадостность будущего существования покинутого влюбленного. Душевное смятение лирического героя, ощущение нестабильности передаются и сочетанием ритмов в стихотворении (амфибрахий чередуется с анапестом).

В третьей строфе перед читателем пейзаж, сильно отличающийся от пейзажа первой строфы: обстоятельство до весны исчезает, зато появляются обстоятельства без конца и гряда за грядой, и читатель понимает, что ненастье может никогда не кончиться для лирического героя; дождик (из первой строфы) становится дождем, причем этот дождь, размывая след возлюбленной лирического героя, лишает его последней надежды; а мгла, через которую можно разглядеть силуэты, превращается в серую тьму, поглощающую все. И если в первой строфе лирическому герою темно и холодно (эти ощущения дает герою внешний мир), то в третьей строфе потерявший надежду лирический герой испытывает душевную боль.

Что же делает лирического героя несчастным? Само стихотворение является обращением героя к ушедшей возлюбленной. Отношение лирического героя к любимой показано в динамике: стала казаться женой (во второй строфе) – сроднился (в последней строфе), но чем сильнее становится привязанность героя, тем больше отдаляется от него возлюбленная. Говоря о чувствах героини стихотворения, автор прибегает к обратной градации (тоскливо со мной – разлюбила – стал чужой). Резкий контраст чувств героев создается с помощью контекстуальных антонимов (сроднился – разлюбила, стала казаться женой – стал чужой), и читатель понимает всю глубину неразрешимых противоречий жизни лирического героя.

Что же привело героя к трагедии? Лирический герой стихотворения – человек творческий, рефлектирующий, пытающийся осмыслить происходящее. Обилие существительных в речи героя говорит о том, что герой больше склонен к созерцанию и анализу, нежели к действию. Он не уверен в том, что может что-то изменить в жизни, дать событиям иной поворот. Чувства лирического героя не случайно выражены безличными предложениями (мне темно, мне больно, мне крикнуть хотелось): человек не может подчинить контролю происходящее с ним так же, как и не может изменить погоду. Причем это мироощущение было присуще лирическому герою и до ухода любимой: вчера день был тоже ненастный, героине было тоскливо, и герой также не был уверен ни в завтрашнем дне, ни в своих чувствах:

Под вечер ненастного дня
///// Ты мне стала казаться женой…

Словосочетание стала казаться и фигура умолчания показывают сомнение лирического героя, и то, что любимая была (а не казалась) близким человеком, герой понимает только после ее ухода (проживу без жены, я сроднился).

Однако герой, осознавший глубину своих чувств, страдающий после ухода возлюбленной, не верит в возможность возвращения героини и поэтому подавляет в себе желание открыто выразить свои чувства:

Мне крикнуть хотелось вослед:
///// «Воротись, я сроднился с тобой!».
Но для женщины прошлого нет:
///// Разлюбила – и стал ей чужой.

Бессмысленность попыток возвращения любимой герой объясняет особенностью женской психологии (Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой), синекдоха помогает выразить мысль о том, что неспособность сохранять теплые отношения тогда, когда страсть уже угасла, свойственна не только героине стихотворения, но и всем женщинам вообще. Таким образом, герою остается только покориться обстоятельствам, и в риторических восклицаниях Что ж, прощай! (во второй строфе) и Что ж! (в последней) слышится обреченность лирического героя на тягостное, безрадостное существование. Отчаявшийся лирический герой оказывается одиноким в холодном и темном мире, и последние две строки стихотворения – попытка героя заглянуть в будущее:

Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Каким же представляется будущее лирическому герою стихотворения? С одной стороны, он надеется создать островок тепла и света (камин затоплю) в холодной пустыне воды, с другой – стремится отрешиться ото всего, забывая о своих проблемах, но не решая их (буду пить). И мечта купить собаку скорее всего так и останется мечтой: вся иллюзорность желания обрести близкое существо выражена безличным предложением (Хорошо бы собаку купить).

Мир жесток, счастье невозможно, люди теряют друг друга, и изменить это мы не в силах, поэтому и обречены на одиночество – к таким выводам приходит читатель бунинского стихотворения. Но чем убедительнее автор произведения, тем сильнее хочется верить в то, что весны можно дождаться, мир вокруг себя – изменить и что одиночество – лишь временное состояние человека.

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Слово»

Анализ философского смысла стихотворения

По смыслу содержания стихотворение Ивана Бунина «Слово» относится к философской лирике гражданско-патриотической направленности. Его тема — значение слова и речи для сохранения культуры высокого духа. Творение поэта делится на две части. Первая раскрывает значение слова в сохранении наследия прошлого. Вторая часть призывает беречь родную речь.

Поверхностный смысл текста автора довольно прост. От уже давно исчезнувших народов и цивилизаций осталось множество артефактов, захоронений и останков. Их культура уникальна и удивительна. Но они не передают нам мыслей и чувств людей, живших сотни и тысячи лет назад. Лишь дошедшие до наших дней легенды и записи в существенной мере доносят до нас то, чем в глубине своей души жили древние люди.

Но особенности используемых формулировок открывают более глубокий смысл произведения Бунина. «Лишь слову жизнь дана». «Дар бессмертный — речь». Эти фразы отсылают внимание читателя к знаменитой библейской цитате: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (От Иоанна, 1:1). Здесь делается акцент на высших духовных ценностях — Боге, смысле жизни, любви, культуре.

Написание слова «Письмена» с заглавной буквы и метафоры «древняя тьма», «мировой погост» дополнительно усиливают связь с Библией. Эти метафоры сравнимы со следующими цитатами.
«Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19).
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5).
Здесь подчёркивается, что отрицательным сторонам материального мира могут быть противопоставлены лишь духовные силы и ценности.

Такие сравнения не случайны. Именно речь, язык, слова, являются квинтэссенцией, или душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры. А сохранение положительного наследия родной культуры является источником гармонии с окружающим миром, с Природой, Богом.

Стихотворение «Слово» Бунин написал в особо трагическое для России время, в 1915 году. «Дни злобы и страданья», — возглашает Иван Алексеевич в своём стихотворении. Разгоралась Первая Мировая война. В России назревали предпосылки анархии и революции. В среде народа росли безверие, злоба, цинизм, прагматизм и жестокость. Именно от этой тьмы пытался предостеречь русский народ великий поэт. Перед лицом бед и испытаний он призывает сохранять традиционные духовные ценности.

Техническая характеристика стихотворения

Стихотворение Бунина «Слово» написано в классическом силлабо-тоническом стиле. В нём строго фиксируется расположение стихов (или стихотворных строк), их размер (то есть сочетание количества слогов и порядка ритмических ударений), а также порядок и тип рифмы.

Произведение имеет две строфы. Строфа — это отрывок стихотворения, законченный по своему логическому значению, по типу и расположению стихов и рифмы. Каждая строфа стихотворения «Слово» представлена четырьмя стихами. Это четвертная строфа (или четверостишие, катрен). Рифмовка (последовательность рифм в строфе) здесь — перекрёстная (или попеременная). То есть рифма идёт через одну строку.

Размер стиха определяется количеством слогов и порядком ритмических ударений. Речь идёт не о простых ударениях в словах, а о порядке расположения «сильных слогов», которые задают ритм выразительного чтения. Рассматриваемое произведение написано посредством чередования пятистопного и трёхстопного ямба. Понятие «ямб» говорит о падении ритмического ударения на каждый второй слог. Сколько в стихе ритмически ударных (или сильных) слогов, столько в нём стоп. В данном стихотворении в первой, третьей, пятой и седьмой строках имеется по одиннадцать слогов и по пять стоп. А в каждой второй строке присутствует шесть слогов, три стопы.

В этом произведении Иван Алексеевич использует точные и неточные рифмы. Но при этом вторые очень близки к точным. Чем больше количество и степень сходства похожих звуков, тем более точной считается рифма. В стихотворении Бунина «Слово» рифма между нечётными строками — «женская». Это значит, что в рифмующихся словах ритмическое ударение падает на предпоследний слог. А в каждой чётной строке рифма здесь — «мужская». То есть ударение идёт на последний слог.

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»

Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении – вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.
В стихотворении есть элементы сюжета – мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.
Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.
Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» – подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:
Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:
Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Как это понять – счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.
Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг». Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне.
Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, – «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет – «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное – прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.
Мне кажется, именно эта мысль – основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.
Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).
Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.
Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем – оно – сараем – окно).
«Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах – о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».
Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это – огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!
Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бунин И.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Читайте также:  Анализ стихотворения Родник Бунина
Ссылка на основную публикацию