Анализ стихотворения Детство Бунина

Стихотворение Ивана Бунина “Детство”: анализ и история создания

Одно из самых известных стихотворений раннего творчества Бунина – “Детство” – написано в молодой поре, когда детство, кажется, ушло еще недалеко, однако уже, очевидно, безвозвратно. В этой статье представлен анализ стихотворения, а также история его создания и использованные выразительные средства.

“Чем жарче день, тем сладостней в бору. “

Прежде чем анализировать это стихотворение, необходимо освежить в памяти его строки. Стихотворение знакомо многим с юных лет:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

История создания

Стихотворение “Детство” Бунин написал в 1895 году в возрасте 25 лет. Это время в биографии поэта характеризуется началом серьезного творчества, первыми публикациями и участием Бунина в литературном кружке “Среда”, завсегдатаями которого были также Максим Горький и Леонид Андреев. Первые поэтические признания, серьезные коллеги – и вдруг Бунин пишет это стихотворение, наполненное торжеством свежести детских впечатлений и тоской по времени, когда “деревья были большими”.

Детство Ивана Бунина было счастливым. Когда мальчику исполнилось четыре года, семейство Буниных переехало в свое родовое поместье, расположенное в Елецком уезде. С малых лет Иван был окружен любовью, хорошим воспитанием и богатой природой. Словно с картин Шишкина, выступали перед мальчиком густые хвойные леса, сияющие в проблесках солнечного света. С детства одаренный тонким восприятием и богатым воображением, Иван нередко проводил время в лесу – один, с неизменной книгой под мышкой или в сопровождении гувернера – Николая Ромашкова, оказавшего значительное влияние на раннее образование будущего поэта. Маленький Бунин – на фото ниже.

Скорее всего, стоя на пороге между двадцатилетней юностью и тридцатилетним началом зрелости, между безвестностью начинающего поэта и славой знаменитого, Иван Бунин с особой ностальгией предался воспоминаниям о своем детстве. Тогда все было еще впереди, а сосновый бор мог стать надежным укрытием от любых неурядиц, которые могли случиться в его детской жизни.

Первая публикация этого стихотворения состоялась лишь в 1906 году, спустя одиннадцать лет после написания.

Анализ произведения

Темой стихотворения Бунина “Детство” является ностальгия по прошлому, по времени, когда целые дни можно было беззаботно проводить в лесу, а о взрослой жизни, кажущейся очень далекой, и вовсе не задумываться. Стихотворение написано в жанре лирического произведения с использованием перекрестной рифмы и в размере четырехстопного ямба – благодаря ему стихотворение звучит весело и легко, позволяя представить беззаботного мальчишку, радостно шагающего по утреннему лесу. Лирическим героем произведения является сам автор, его сверхзадача – рассказать о своей любви к природе, к летнему солнцу, но именно так, как он чувствовал это в детстве.

Выразительные средства

Основным средством художественной выразительности в стихотворении Бунина “Детство” является аллитерация: в каждой строке используется несколько шипящих и глухих звуков, позволяющих услышать шелест песка, скрип тяжелых стволов, хруст коры. Также обильно использованы твердые и мягкие звуки “л” – благодаря этому чувствуется, как сквозь деревья льется яркий свет, как горячая смола стекает по стволам сосен.

Помимо этого к выразительным средствам следует отнести метафору (“солнечные палаты”), сравнение (“песок – как шелк”), олицетворение (“величавый ствол”), лексический повторы (“повсюду блеск, повсюду яркий свет”, “как тепла, как солнцем вся прогрета”) и огромное количество восторженных эпитетов (“смолистый аромат”, “солнечные палаты”, “блеск и яркий свет”, “ствол – тяжелый, величавый”, “солнечное лето”). Именно преувеличенная восторженность позволяет почувствовать неподдельный, искренний восторг, на который человеческая душа способна только в детстве.

Анализ стихотворения Бунина Детство

Детство – золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком.

В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно «Детство». Почему? Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает в детство.

Многое, что окружают нас сейчас, напоминает о детстве. Но для того, чтобы это вспомнить потом, нужно запомнить сейчас. Научиться видеть, слышать, чувствовать, как это умел Бунин.

Звуковой особенностью стихотворения является использование сонорных звуков [л] и [л’]. Они помогают передать ощущение льющегося солнца, шелкового песка под ногами. Все эти ощущения идут к нам из золотого детства.

В стихотворении преобладает желтый цвет.Общая символика красного цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с радостью, красотой. Красный цвет у крови. Существует кровное и духовное родство. Лирический герой ощущает духовное и кровное родство с природой.

Лирический герой — взрослый человек, но перед мощным величием природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувствует себя вновь ребенком).

Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью эпитетов (смолистый аромат, кора груба, тепла) автор передаёт ощущения лирического героя. Много цветовых эпитетов мы находим в стихотворении- (солнечные палаты, кора красна).

В своих стихотворениях И.А. Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него — священное чувство, состояние его души. Поэт показывает и любовь человека к человеку, и любовь к природе, которая сделала его на самом деле счастливым. В стихотворении “Детство” Бунин рад всему, что происходит, у него веселое, радостное настроение:

Любовь и еще раз любовь — вечная тема, получившая столь трогательное и просветленное воплощение в лирике Ивана Алексеевича Бунина, волнует нас и сегодня.

Анализ стихотворения Бунина Детство 2 вариант

В 1895 году Иван Бунин написал стихотворение «Детство», в котором попытался передать все то, что чувствовал много лет назад, когда был беззаботным подростком, умевшим радоваться жизни и получать удовольствие от общения с живой природой. Впрочем, стоит отметить, что любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и эмигрировал в Париж. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами, которые ассоциировались с родиной, домом и самым счастливым периодом жизни.

«Чем жарче день, тем сладостней в бору», — вот самое яркое чувство, которое испытывал поэт в детстве, спеша укрыться под тенью сосен-великанов от летнего зноя. Наблюдать, как просыпается лес, было для Бунина привычным и излюбленным занятием. «И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!», — вспоминает поэт.

Лес дарил ему ощущение счастья и удивительного спокойствия, которое можно испытать лишь в детстве, когда жизнь кажется легкой, беззаботной и радостной. Она наполнена любовью близких и лишена «взрослых» проблем, с которыми автору еще предстоит столкнуться. А пока же, прислонившись к теплой и шершавой коре сосны, он очень явственно ощущает, что ему всего лишь 10 лет, а его молчаливому лестному другу – несколько столетий. Однако эта разница в возрасте нисколько не смущает поэта, который, предавшись детским воспоминаниям, отмечает: «Кора груба, морщиниста, красна, но как тепла, как солнцем вся прогрета!». Он искренне восхищается теми ощущениями, которые ему дарит общение с живой природой, а смолистый сосновый аромат ассоциируется у него с теплым и сухим запахом лета, таящего в себе множество открытий для чуткой детской души, распахнутой для окружающего мира и жадно впитывающей всю его красоту, словно губка.

3 вариант

В стихотворении «Детство» автор описывает жаркое, знойное лето. Поэтому так много здесь существительных и прилагательных. Бунин вспоминает о своём детстве. . В жизни любого ребёнка лето – это пора забав, отдыха, веселья. Воспоминания детей о лете всегда светлые и радостные. Настроение этого стихотворения мечтательное, умиротворённое, игривое. Глаголы «дышать, бродить, прильну, чувствую, кажется» передают одновременно совершаемые действия. Бунина восхищает всё: жара, запахи леса, красота пейзажа. Поэтому запах леса превращается в «смолистый аромат». Чтобы передать выразительность и образность описываемого времени года, автор использует сравнения. Песок, по которому бегал босыми ногами, он сравнивает с шёлком. Звуки «п, с, ш» помогают услышать его шуршание. Ствол сосны в представлении десятилетнего мальчика – гигант. Эпитеты «тяжёлый, величавый» придают этому стволу торжественность и сказочное величие. Но не только ствол – гигант – сказочный великан, а и сам сосновый бор – «солнечные палаты». С помощью данной метафоры лес уподобляется сказочному дворцу. Вместе с полными формами прилагательных, поэт использует большое количество кратких форм, описывая кору старой сосны: «груба, морщиниста, красна». Образ «коры» становится более ярким и убедительным. «Морщинистая кора» как будто превращается в живое существо, напоминает близкого, родного человека. На первый взгляд, кора некрасива, но внутри она «так тепла, так солнцем вся прогрета». И это тепло она отдаёт человеку, проникает в него своим светом. Повтор наречия «так – так» показывает значение этой силы для человека.

Настроение радости, счастья передано восклицательными предложениями в 1-й и 3-й строфе. Эти предложения являются началом и концовкой стихотворения, тем самым задавая тон всему произведению. Много однородных членов: мыслям героя тесно, невозможно высказать всё одним конкретным определением. Предложения сложные, с разными видами связи.

Анализ стихотворения И.А.Бунина «Детство» ученика 4 класса Ковалёва Павла.

Анализ стихотворения Бунина Детство

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Детство»

Впервые Бунин открыл в себе талант к сложению стихов еще в детстве. Маленьким мальчиком, он жил в родовом имении своей семьи. Будучи еще совсем юным, он восторженно воспринимал красоты окружавшей его действительности, и не менее восторженно передавал свои чувства в стихах.

Глубоко впитав в себя любовь и уважение к русской природе, он с удовольствием вспоминает прошлое, вспоминает детство, проведенное на открытом воздухе. Вспоминает, как здорово было укрыться от жары в бору, в тени вековых деревьев. Он навсегда полюбил русскую природу, и сохранил эту любовь до самого конца.

«Детство» Бунина переносит нас назад, в прошлое. В те беззаботные дни детства, когда жизнь еще только готовится к своему расцвету. Отнюдь не случайно поэт отправляет нас в жаркий, летний день. Мы чувствуем смолистый аромат леса, слегка прищуриваем глаза от яркого солнца. Горячий песок шелком окутывает наши ноги. Мы отдыхаем в тени сосны. Величественное, старое дерево, много видавшее на своем веку, пережившее не одно поколение людской. И мальчик, десяти лет отроду, чувствует эту величественность.

По сравнению с ней, он кажется себе маленьким, ничтожным ребенком. Но ему комфортно, он восторженно вдыхает терпкий лесной аромат. И даже морщинистая, грубая кора дерева прогрета жаром летнего дня, она тепла и приятна, словно говорит: «Ничего, у тебя еще все впереди». Все вокруг пропитано спокойствием и тихой красотой.

Как бы ни складывалась жизнь дальше, сколь бы тяжелой не была доля человеческая, мы всегда с удовольствием и томной ностальгией вспоминаем наше бесшабашное детство. Мысленно переносимся в лето, когда на наших плечах не лежал груз ответственности. И Бунин вторит нашим мечтам, столь мастерски описывая летний день, что хочется прожить всю жизнь с начала. Лето — самый беззаботный и счастливый период жизни поэта. Бунин не может связать его с негативными эмоциями, не может вспомнить ничего плохого. Как удивительно спокойна была жизнь тогда.

И именно в такие моменты перед нами открывается истина. Красота — вокруг нас, она всегда сопровождает нас, нужно лишь научиться чувствовать ее, смотреть на мир открытыми глазами. Не нужно торопиться и прощаться с детством, чтобы вступить в независимую жизнь. Да, наши воспоминания навсегда останутся с нами, так же, как и Бунин до конца своей жизни вспоминал о своем детстве. Но никогда уже не вернуть то самое лето, по которому тоскует душа поэта.

База
стихотворений

Темы стихов

Авторы стихов

Наша группа

Детство – золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком.

В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно “Детство”. Почему? Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает в детство.

Многое, что окружают нас сейчас, напоминает о детстве. Но для того, чтобы это вспомнить потом, нужно запомнить сейчас. Научиться видеть, слышать, чувствовать, как это умел Бунин.

Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений.

Звуковой особенностью стихотворения является использование сонорных звуков [л] и [л’]. Они помогают передать ощущение льющегося солнца, шелкового песка под ногами. Все эти ощущения идут к нам из золотого детства.

В стихотворении преобладает желтый цвет.Общая символика красного цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с радостью, красотой. Красный цвет у крови. Существует кровное и духовное родство. Лирический герой ощущает духовное и кровное родство с природой.

Лирический герой — взрослый человек, но перед мощным величием природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувствует себя вновь ребенком).

Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью эпитетов (смолистый аромат, кора груба, тепла) автор передаёт ощущения лирического героя. Много цветовых эпитетов мы находим в стихотворении- (солнечные палаты, кора красна).

В своих стихотворениях И.А. Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него — священное чувство, состояние его души. Поэт показывает и любовь человека к человеку, и любовь к природе, которая сделала его на самом деле счастливым. В стихотворении “Детство” Бунин рад всему, что происходит, у него веселое, радостное настроение:

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Любовь и еще раз любовь — вечная тема, получившая столь трогательное и просветленное воплощение в лирике Ивана Алексеевича Бунина, волнует нас и сегодня.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Обсуждение анализа стихотворения

Бунин «Детство»

Известный русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин родился в дворянской семье, 10 октября 1870 года в городе Воронеже. Детские годы талантливого литератора прошли в его родовом имении в Орловской области.

Биография А. И. Бунина

Именно там, среди необыкновенно красивой природы, юный Бунин смог раскрыть в себе талант поэта. Будучи десятилетним мальчиком, он уже писал первые стихи, в которых с непревзойденным мастерством описывал великолепие окружающего мира. Из-за болезни, Иван Бунин не смог получить образование, поэтому начиная с 1889 года, он усиленно искал работу, чтобы заработать себе денег на жизнь.

Иван Бунин работал журналистом, библиотекарем, корректором. В 1894 году он написал свое первое произведение «На край света», которое получило положительные отзывы критиков. Будучи человеком дворянского происхождения, Бунин враждебно относился к коммунистам, которые пришли к власти в 1917 году.

Спустя три года он тайно эмигрировал во Францию. В этой стране он жил о своей смерти. Иван Алексеевич Бунин является автором замечательных рассказов и стихотворений, которые пополнили сокровищницу русской литературы.

Читайте также:  Сны Чанга - краткое содержание рассказа Бунин

Стихотворение «Детство»: анализ

В своем стихотворении автор возвращается в прошлое: во времена своего беззаботного детства. Он делиться с читателем теми сокровенными моментами, которые переживал во время общения с природой. Детство ассоциируется у Бунина с жарким летним утром, с солнечными зайчиками, весело прыгающими в бору, со смолистым ароматом сосен, с нежностью теплого песка.

Маленькому мальчику кажется, что стволы деревьев гигантские, а он – всего лишь маленькая частица этого мира. Главный герой произведения ощущает свой юный возраст, он понимает, что вся его жизнь впереди – такие мысли приносят радость и наслаждение от каждой минуты.

Автор не вспоминает негативные моменты своего детства, этот период связан с позитивными эмоциями, которые несет в себе прикосновение к величию природы. Воспоминания о детстве навсегда остались в памяти Ивана Бунина.

Чему учит нас произведение «Детство»

Детство – это скоротечная пора, вернутся в которую, можно только лишь совершив путешествие в своей памяти. Автор учит нас ценить каждый момент своего детства, учиться видеть красоту даже в самых обыкновенных вещах.

Со временем дети вырастают, у них появляются разные взрослые заботы. Однако моменты, которые переживает каждый человек в своем детстве, должны оставаться в душе всю жизнь.

«Детство» И.Бунин

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

Анализ стихотворения Бунина «Детство»

До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из дома в лес или же в поле.

Не удивительно, что, став взрослым, Бунин очень часто в мыслях возвращался в прошлое, черпая вдохновение в своих воспоминаниях, которые хранили запах смолы на соснах и теплоту летнего солнца. В 1895 году поэт написал стихотворение «Детство», в котором попытался передать все то, что чувствовал много лет назад, когда был беззаботным подростком, умевшим радоваться жизни и получать удовольствие от общения с живой природой. Впрочем, стоит отметить, что любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и эмигрировал в Париж. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами, которые ассоциировались с родиной, домом и самым счастливым периодом жизни.

«Чем жарче день, тем сладостней в бору», — вот самое яркое чувство, которое испытывал поэт в детстве, спеша укрыться под тенью сосен-великанов от летнего зноя. Наблюдать, как просыпается лес, было для Бунина привычным и излюбленным занятием. «И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!», — вспоминает поэт.

Лес дарил ему ощущение счастья и удивительного спокойствия, которое можно испытать лишь в детстве, когда жизнь кажется легкой, беззаботной и радостной. Она наполнена любовью близких и лишена «взрослых» проблем, с которыми автору еще предстоит столкнуться. А пока же, прислонившись к теплой и шершавой коре сосны, он очень явственно ощущает, что ему всего лишь 10 лет, а его молчаливому лестному другу – несколько столетий. Однако эта разница в возрасте нисколько не смущает поэта, который, предавшись детским воспоминаниям, отмечает: «Кора груба, морщиниста, красна, но как тепла, как солнцем вся прогрета!». Он искренне восхищается теми ощущениями, которые ему дарит общение с живой природой, а смолистый сосновый аромат ассоциируется у него с теплым и сухим запахом лета, таящего в себе множество открытий для чуткой детской души, распахнутой для окружающего мира и жадно впитывающей всю его красоту, словно губка.

Природа в стихах И. А. Бунина: анализ стихотворения “Детство”

Анализ стихотворения “Детство”

Иван Бунин в своем стихотворении «Детство» описывает летний жаркий день в сосновом бору. Однако это не является главной идей произведения. Даже если обратиться к названию стихотворения, то можно понять, что главной идеей все же является способность природы переносить человека во времени. Что может быть чудеснее такого путешествия?

«Прильнув к сосне», автор тут же переносится в те времена, когда он был ребенком, когда ему было всего «десять лет». Когда он, возможно, также прильнув к огромному «стволу-гиганту», ощущал мощь и красоту природы, чувствовал себя одновременно частью этого огромного мира, в то же время чувствовал беспомощность, что он – только маленькая и незначимая частичка этого огромного мира.

«Морщинистая кора» огромного дерева за все время своего существования видела и впитала очень много информации, которая записана на ней как на носитель. Ее «морщины» говорят о ее преклонном возрасте, мудрости. Но если прильнуть к ней, то можно почувствовать такое родное и обволакивающее тепло, будто прильнул к родному человеку. Запах этой сосны навсегда отпечатался в памяти автора и ассоциируется с солнечным и жарким летом.

Бунин хотел передать в своем стихотворении, насколько приятно оказаться в сосновом лесу в жаркую летнюю погоду. Деревья впитывают солнечные лучи, а затем прогревают и воздух в лесу. Воздух в бору настолько свеж, но в то же время пропитан «смолистым ароматом» сосен. Самое приятное времяпровождение же относится к утру. Именно утром здесь еще не очень жарко, но уже тепло от первых солнечных лучей. Деревья проснулись от ночного сна, и источают приятнейшие ароматы. И весело было автору находиться в этих местах, весело потому, что он был ребенком, потому, что был беззаботным, потому, что для детей лето – самая лучшая пора.

Слушать стихотворение аБунина Детство

Какова идея произведения бунина детство. Анализ стихотворения детство И.Бунина

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

Анализ стихотворения Бунина «Детство»

До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из дома в лес или же в поле.

Не удивительно, что, став взрослым, Бунин очень часто в мыслях возвращался в прошлое, черпая вдохновение в своих воспоминаниях, которые хранили запах смолы на соснах и теплоту летнего солнца. В 1895 году поэт написал стихотворение «Детство», в котором попытался передать все то, что чувствовал много лет назад, когда был беззаботным подростком, умевшим радоваться жизни и получать удовольствие от общения с живой природой. Впрочем, стоит отметить, что любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и эмигрировал в Париж. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами, которые ассоциировались с родиной, домом и самым счастливым периодом жизни.

«Чем жарче день, тем сладостней в бору», — вот самое яркое чувство, которое испытывал поэт в детстве, спеша укрыться под тенью сосен-великанов от летнего зноя. Наблюдать, как просыпается лес, было для Бунина привычным и излюбленным занятием. «И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!», — вспоминает поэт.

Лес дарил ему ощущение счастья и удивительного спокойствия, которое можно испытать лишь в детстве, когда жизнь кажется легкой, беззаботной и радостной. Она наполнена любовью близких и лишена «взрослых» проблем, с которыми автору еще предстоит столкнуться. А пока же, прислонившись к теплой и шершавой коре сосны, он очень явственно ощущает, что ему всего лишь 10 лет, а его молчаливому лестному другу – несколько столетий. Однако эта разница в возрасте нисколько не смущает поэта, который, предавшись детским воспоминаниям, отмечает: «Кора груба, морщиниста, красна, но как тепла, как солнцем вся прогрета!». Он искренне восхищается теми ощущениями, которые ему дарит общение с живой природой, а смолистый сосновый аромат ассоциируется у него с теплым и сухим запахом лета, таящего в себе множество открытий для чуткой детской души, распахнутой для окружающего мира и жадно впитывающей всю его красоту, словно губка.

Читать стих «Детство» Бунина Ивана Алексеевича – словно погрузиться в ту прекрасную пору, когда все казалось большим и прекрасным; вновь ощутить счастье от запаха свежих листьев и дуновения ветра. Свои юные годы поэт провел в родовом поместье. Мальчишеские воспоминания о красоте русской природы навсегда остались в сердце Бунина. И уже став взрослым, он нередко возвращался к ним, лелея память о прекрасных днях, полных запаха сосен и солнечных лучей. Это произведение он написал в 1895 году. В нем он попытался передать ту эмоцию, которую сохранил в своей душе.

Текст стихотворения Бунина «Детство» – олицетворение любви поэта к природе. Это трепетное чувство он пронес через всю свою жизнь. Автор вспоминает, как сладостно было скрываться в бору от жары. И правда, что может быть лучше ощущения спасительной тени в знойный летний день? А как прекрасно было «бродить по солнечным палатам», представляя, что этот лес принадлежит только тебе. Эти воспоминания поглощают автора, напевая знакомые мотивы из детства.

Стихотворение наполнено ощущением невыносимого счастья и спокойствия. Только в юности можно ощутить такую беззаботность и легкость. Только ребенок способен полностью отдаться радости внутри, прислонившись к теплой сосновой коре, ощутив на себе, как её обласкали яркие солнечные лучи. Стихотворение несомненно стоит учить на уроках литературы в старших классах. Прочесть его полностью онлайн или скачать можно на нашем сайте.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

Школьный анализ стихотворения Бунина И. А. “Детство”

Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Детство” написано в зрелом возрасте и содержит воспоминания из детства поэта. Автор является героем произведения. Погружаясь в воспоминания, он делится с читателями чувствами, которые ему очень дороги.

Стихотворение наполнено яркими впечатлениями от общения с природой.

Особенностью данного произведения является увлекательный сюжет. Иван Алексеевич Бунин гуляет в лесу. Чувство ностальгии переносит его в детские годы, когда он ещё мальчишкой часто прогуливался между высоких сосен.

Рассказывая историю о походе в лес, Иван Алексеевич Бунин использует средства художественной изобразительности. Его речь остаётся простой, доступной, и вместе с тем поэт украшает свой рассказ необычными словами.

Метафора, которая появляется в первом четверостишии, передаёт настроение поэта. Он говорит о богатстве и красоте природы, сравнивая лес с дворцом:

И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Теперь, когда молодой человек, раскрывший в себе талант поэта, снова приходит в лес, он может передать сладкие мгновения общения с природой. Эти чувства заставляют его вернуться в прошлое:

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк. Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Приём антитезы, используемый в третьем четверостишии, говорит о силе связи поэта с родной землёй. Его не печалит грубость коры сосны. Он полон светлых переживаний, замечая как всё вокруг прекрасно.

Идея данного произведения – показать нетронутую красоту природы. Пусть в жизни человека происходит множество событий, он взрослеет, узнаёт многое об окружающем мире, приобретает новые знакомства, становится частью общества. Но с ним остаются сладкие мечты об уютном уголке природы, где лето, зной, высокие сосны и приятный тёплый аромат.

Детство – золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком.

В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно “Детство”. Почему? Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает в детство.

Многое, что окружают нас сейчас, напоминает о детстве. Но для того, чтобы это вспомнить потом, нужно запомнить сейчас. Научиться видеть, слышать, чувствовать, как это умел Бунин.

Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений.

Звуковой особенностью стихотворения является использование сонорных звуков [л] и [л’]. Они помогают передать ощущение льющегося солнца, шелкового песка под ногами. Все эти ощущения идут к нам из золотого детства.

В стихотворении преобладает желтый цвет. Общая символика красного цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с радостью, красотой. Красный цвет у крови. Существует кровное и духовное родство. Лирический герой ощущает духовное и кровное родство с природой.

Лирический герой – взрослый человек, но перед мощным величием природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувствует себя вновь ребенком).

Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью эпитетов (смолистый аромат, кора груба, тепла) автор передает ощущения лирического героя. Много цветовых эпитетов мы находим в стихотворении – (солнечные палаты, кора красна).

В своих стихотворениях И. А. Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него

– священное чувство, состояние его души. Поэт показывает и любовь человека к человеку, и любовь к природе, которая сделала его на самом деле счастливым. В стихотворении «Детство» Бунин рад всему, что происходит, у него веселое, радостное настроение:

Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!

Любовь и еще раз любовь – вечная тема, получившая столь трогательное и просветленное воплощение в лирике Ивана Алексеевича Бунина, волнует нас и сегодня.

(Пока оценок нет)

Сочинения по темам:

  1. В стихотворении лирический герой в жаркий летний день гуляет в бору, где все озарено солнцем, где бор веселым блеском напоен.
  2. И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у.
  3. Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками.
  4. Если на рубеже веков для бунинской поэзии была наиболее характерна пейзажная лирика в ясных традициях А. Фета и А. К.
Читайте также:  Кукушка - краткое содержание рассказа Бунина
Для большинства людей детство является весьма интересным периодом жизни, когда самому не нужно практически ни о чем беспокоиться. Все решается взрослыми, и чаще всего в пользу ребёнка. Именно поэтому многие люди регулярно возвращаются в мыслях к этому периоду жизни. Действительно, в детстве и отрочестве мы не заботимся практически ни о чем. Можно учиться, играть, отдыхать – вот и все, что нужно. Со временем приходят хлопоты, ответственность, заботы и, естественно, все это далеко не всегда носит приятный характер. Но всё это будет позже, а пока маленький человек растёт он может рассчитывать на снисхождение, поддержку и любовь взрослых.

Бунин Иван Алексеевич

До одиннадцати лет писатель воспитывался дома в Орловской губернии в поместье Озерки. Окружающий мир вокруг ребёнка действительно был изумительной красоты, о чем в будущем автор будет говорить в собственных произведениях – русская природа, такая манящая и удивительная, способная подарить восхитительное и непередаваемое ощущение спокойствия. Бунин в детстве любил проводить время в лесу или в поле, наслаждаясь окружающей природой. Это ему давало какие-то особенные ощущения и развивало чувства прекрасного. Как только у него появлялась возможность улизнуть из дома, то он непременно ей пользовался. Мальчик так «сдружился» с природой, что в дальнейшем, во взрослой жизни, работая над своими произведениями, практически в каждой работе автора, можно найти качественное описание природных явлений, которые помогают лучше воспринимать смысловую нагрузку.

Например, очень часто можно заметить упоминания о чувствах людей друг к другу или о любви человека к самой природе. Тем не менее он говорит о том, что любовь к природе – гораздо сильнее, чем ее испытывают люди, так как для человека чувство любви лишь вспышка, яркий огонек, способный осветить ненадолго человеческую жизнь, не более. Как ярко он разгорается, так же быстро потухает, хотя это действительно священное и по-своему уникальное чувство. Зато любовь к природе – она может быть бесконечной, вечной, вне зависимости от обстоятельств, о чем, собственно, можно узнать в произведении Бунина «Детство».

Произведение «Детство»

В 1895 году выходит стихотворение Бунина «Детство», в котором писатель пытается передать все те чувства, которые он испытывал раньше. Он делится своими ощущениями и будто переносится на пятнадцать лет назад, увлекая за собой читателя. В этом произведении очень сокровенный, можно сказать, интимный смысл.

Поэт отмечает, что в детстве мы все были беззаботными, могли получать удовольствие и неподдельное наслаждение от разных мелочей: теплоты летнего солнца, запаха смолы на соснах, от окружающей природы. Читателю становится ясно, что Бунин делиться собственною любовь не только к своему прошлому счастливому детству, но и устойчивому настоящему, когда можно спокойно погружаться в собственные воспоминания.

В жизни писателя обстоятельства сложились таким образом, что он просто не мог оставаться жить на Родине, и эмигрировал во Францию, в Париж. Расставание и Родиной тяжело давалось писателю. По этой причине он в каждом своем произведении вспоминает Россию, ее богатую, удивительную и интересную природу, её людей, культуру, обычаи. До самого своего последнего вздоха писатель помнит Россию. Её величественные, могучие леса, бесконечные поля, деревья – все то, что так или иначе у него ассоциируется с самым счастливым периодом в жизни, детством. Писатель постоянно намекает читателю, подводит его к мысли о том, что родные края нужно любить и относится к ним с трепетом.

«Чем жарче день, тем сладостней в бору», – это, пожалуй, ярчайшее воспоминание Ивана Алексеевича, которым он делится с читателями в своем произведении. Пытаясь укрыться в лесу от солнечных лучей в тени сосен-великанов, наблюдать за пробуждением густой чащи леса – излюбленное занятие поэта в детстве. Он вспоминает о том, как ему было радостно «бродить по этим солнечным палатам», что говорит о том, что мелочи могут радовать человека до глубины его души.

Поэт говорит читателям о том, что детство является по-настоящему золотой порой жизни, когда взрослый человек может буквально прикоснуться к своему прошлому, затронув тонкие струны своей памяти и вспомнить, как он был тогда счастлив.

Это стихотворение о природе имеет более глубокий смысл, чем может показаться изначально. Возможность вернуться в детство в собственных воспоминаниях – вот философия безграничных возможностей человеческих мыслей. Там в собственном детстве остались многочисленные радости жизни, возможность беззаботно играть и открыто смотреть каждому дню в лицо, ничего не бояться, не лукавить. Природа сама протягивает руки, создавая целый мир из звуковых и визуальных впечатлений, которые дарят счастье даже по прошествии многих лет жизни. Все, чего бы ни происходило в детстве непременно связано с радостным, веселым настроением, даже солнца жар или сухой смолистый аромат.

Характеристика произведения

Кроме благоприятного и интересного сочетания звуков, нельзя не обратить внимания на цветовую гамму, которую предлагает поэт. Это разноцветье прямо говорит, что детская пора – сама по себе золотая, ею следует дорожить так же, как вы бы дорожили случайно найденным слитком золота. Также нельзя не отметить наличие красных «оттенков». Безусловно, такой цвет ассоциируется с кровью и огнем, следовательно, наличием родства между многими-многими поколениями. Таким образом, писатель буквально олицетворяет кровное и духовное родство, которое проявляется в единении с самой природой.

Как уже было сказано выше, в произведениях Бунина чаще всего присутствуют лирические герои. Это стихотворение не исключение. Действительно, несмотря на то, что он рассказывает о герое, как о взрослом человеке, но тот перед мощью самой природы, ее величием, сравнивая ничтожного человека с могучими столетними огромными соснами, буквально возвращает его в детство, создавая из взрослого человека ребенка. Ощущения лирического героя писатель довольно умело передает посредством применения самых различных эпитетов, например:

Здесь присутствует огромное количество цветовых эпитетов, которые еще больше указывают нам на важность детского периода жизни в судьбе каждого человека.

Как во многих своих произведения, в стихотворении «Детстве» Бунин снова рассказывает читателям о любви, только не той приземленной, подобной яркой вспышке между двумя людьми, а о любви человека и природы. Он рассказывает нам о детстве, которое, действительно, проходит очень быстро и всё, что человеку посчастливилось запомнить, следует хранить в своей памяти как бесценный дар. В этом и состоит счастье в единении с природой и с самим собой.

Бунин детство год написания. Пожалуйста, мне очень срочно. Анализ стихотворения Бунина “Детство”

Урок литературного чтения

по программе (Планета знаний)

Учебник: Э.Э.Кац. 4 класс

Тема урока: И.А. Бунин. “Детство”

Цель урока : познакомить учащихся со стихотворением

Продолжить работу над выразительным чтением стихотворного произведения;

Над развитием умения своим чтением передавать настроение и чувства автора, над формированием личностного отношения к природе на основе художественного анализа произведения;

Воспитывать любовь к природе, к чтению.

Оборудование: портрет И.А.Бунина; учебник Э.Э. Кац

I. Организационный момент

– Здравствуйте. Посмотрите, все ли готово к уроку.

II. Проверка домашнего задания

Ещё не знаю, что будет

III. Сообщение темы урока.

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством И.А. Бунина.

IV Биография И.А.Бунина

Начнём, урок с того, что рассмотрим портрет Ивана Алексеевича.

Какие у него черты лица?

Как бы вы его описали?

Мы сегодня не будем останавливаться на биографии поэта, я лишь приведу некоторые интересные факты из его биографии.

Иван Алексеевич Бунин родился 1870 г. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В 50 лет писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции.

Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

IV. Изучение нового материала

Ребята, а кто из вас знает его стихотворение «Детство»?

Так вот, сегодня на уроке, мы с вами и познакомимся с этим стихотворением.

А какие произведения про детство вы уже читали?

Ребята, а что же такое детство?

Подготовка к восприятию

– Сейчас услышите стихотворение «Детство».
– Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком?
– В нем рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?

О нем самом, потому что он говорит о себе.

О том, как он гулял в лесу.

Чтение вслух учителем

– Изменились мнения у вас?

Вывод: за каждым стихотворением он сам, его переживания, его мысли.

Самостоятельная работа с текстом

– А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение самостоятельно. Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте непонятные слова.
– Какие непонятные слова вы встретили? Я написала, некоторые слова, которые они могут спросить. Остальные, я естественно, тоже объясню.

(В бору, ароматом, палатам, зной)
– Назовите близкое по значению слово к слову «аромат» – (запах).
– К слову «зной» – (жара)
– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне)
– Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны)
– Слово «палаты». Что вы о нём знаете? В каких случаях употребляют в речи? (Палата бывает в больнице)
– А вот А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употребил тоже это слово…

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей».

– Значит, что же такое «палаты»? (Большой и красивый зал)
– Подберите эпитеты, т.е. слова-признаки к слову «палаты» (Царские, огромные, красивые, расписные, светлые.)
– А у Бунина? (Солнечные палаты)

V . Работа с текстом

1) Каким настроением проникнуто это стихотворение?
2) Какие слова и образы подчеркивают радость и торжественность, владеющие лирическим героем? (Весело бродить, сладостней дышать, повтор эпитета «солнечный»)
3) Почему лирический герой чувствует себя вновь ребёнком имен­но в сосновом бору? (Лирический герой – взрослый человек, но перед мощным величи­ем природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувст­вует себя вновь ребенком).
4) Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью каких эпитетов автор передаёт ощущения лирического героя? (Смолистый аромат, кора груба, тепла). Какие цветовые эпитеты мы находим в стихотворении? (Солнечные палаты, кора красна).
VI . Выборочное чтение

– Ответьте на вопросы строчками из стихотворения:
– В какой день в бору сладостнее дышать?

«Чем жарче день, тем сладостней в бору.
Дышать сухим смолистым ароматом».

– В какое время дня бродил поэт по лесу?

«И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам».

– Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

«Повсюду блеск, повсюду – яркий свет,
Песок – как шелк».

– Почему так сказал Бунин? (Песок мягкий и шелк мягкий, песок блестит и шелк блестит.)
– Запомните этот пример. Называется эта форма поэтической речи – СРАВНЕНИЕ
– Что сказано о стволе сосны? (Тяжелый, величавый, гигант)

VII. Продолжение изучения нового материала.

Работа над выразительным чтением.

Найдите рифму в I строфе (бору – поутру, ароматом – палатам).

Такая рифма называется перекрестной.

Давайте, расставим паузы и логические ударения.

Выразительное чтение I строфы.

Теперь, давайте посмотрим на II строфу.

С чем сравнивает поэт песок? Как поэт показывает величие сосны? Что почувствовал мальчик, когда прильнул к сосне?

Расстановим паузы и логические ударения.
– Выразительное чтение II строфы.

В третьей строфе, представьте себе старушку – сосну. Как ее описывает поэт? Какие чувства они вызывают? Какие ароматы чувствует поэт в лесу?

Расставьте самостоятельно паузы и логическое ударение.

Выразительное чтение III строфы.

Чтение стихотворения
– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?
– Вернемся к началу урока. Почему стихотворение называется «Детство»?

VIII . Итог урока

– Что нового узнали о жизни и творчестве И.А.Бунина?

IX. Домашнее задание

До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из дома в лес или же в поле.

Не удивительно, что, став взрослым, очень часто в мыслях возвращался в прошлое, черпая вдохновение в своих воспоминаниях, которые хранили запах смолы на соснах и теплоту летнего солнца. В 1895 году поэт написал стихотворение , в котором попытался передать все то, что чувствовал много лет назад, когда был беззаботным подростком, умевшим радоваться жизни и получать удовольствие от общения с живой природой. Впрочем, стоит отметить, что любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и эмигрировал в Париж. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами, которые ассоциировались с родиной, домом и самым счастливым периодом жизни.

«Чем жарче день, тем сладостней в бору», – вот самое яркое чувство, которое испытывал поэт в детстве, спеша укрыться под тенью сосен-великанов от летнего зноя. Наблюдать, как просыпается лес, было для Бунина привычным и излюбленным занятием. «И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!», – вспоминает поэт.

Лес дарил ему ощущение счастья и удивительного спокойствия, которое можно испытать лишь в детстве, когда жизнь кажется легкой, беззаботной и радостной. Она наполнена любовью близких и лишена «взрослых» проблем, с которыми автору еще предстоит столкнуться. А пока же, прислонившись к теплой и шершавой коре сосны, он очень явственно ощущает, что ему всего лишь 10 лет, а его молчаливому лестному другу – несколько столетий. Однако эта разница в возрасте нисколько не смущает поэта, который, предавшись детским воспоминаниям, отмечает: «Кора груба, морщиниста, красна, но как тепла, как солнцем вся прогрета!». Он искренне восхищается теми ощущениями, которые ему дарит общение с живой природой, а смолистый сосновый аромат ассоциируется у него с теплым и сухим запахом лета, таящего в себе множество открытий для чуткой детской души, распахнутой для окружающего мира и жадно впитывающей всю его красоту, словно губка.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются – это закономерно.

Читайте также:  Анализ стихотворения Бледнеет ночь Бунина

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

Анализ стихотворения Бунина «Детство»

До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из дома в лес или же в поле.

Не удивительно, что, став взрослым, Бунин очень часто в мыслях возвращался в прошлое, черпая вдохновение в своих воспоминаниях, которые хранили запах смолы на соснах и теплоту летнего солнца. В 1895 году поэт написал стихотворение «Детство», в котором попытался передать все то, что чувствовал много лет назад, когда был беззаботным подростком, умевшим радоваться жизни и получать удовольствие от общения с живой природой. Впрочем, стоит отметить, что любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и эмигрировал в Париж. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами, которые ассоциировались с родиной, домом и самым счастливым периодом жизни.

«Чем жарче день, тем сладостней в бору», — вот самое яркое чувство, которое испытывал поэт в детстве, спеша укрыться под тенью сосен-великанов от летнего зноя. Наблюдать, как просыпается лес, было для Бунина привычным и излюбленным занятием. «И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!», — вспоминает поэт.

Лес дарил ему ощущение счастья и удивительного спокойствия, которое можно испытать лишь в детстве, когда жизнь кажется легкой, беззаботной и радостной. Она наполнена любовью близких и лишена «взрослых» проблем, с которыми автору еще предстоит столкнуться. А пока же, прислонившись к теплой и шершавой коре сосны, он очень явственно ощущает, что ему всего лишь 10 лет, а его молчаливому лестному другу – несколько столетий. Однако эта разница в возрасте нисколько не смущает поэта, который, предавшись детским воспоминаниям, отмечает: «Кора груба, морщиниста, красна, но как тепла, как солнцем вся прогрета!». Он искренне восхищается теми ощущениями, которые ему дарит общение с живой природой, а смолистый сосновый аромат ассоциируется у него с теплым и сухим запахом лета, таящего в себе множество открытий для чуткой детской души, распахнутой для окружающего мира и жадно впитывающей всю его красоту, словно губка.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

Анализ стихотворения «Детство» Бунина

Детство – лучшая пора человеческой жизни. Именно в детском возрасте люди учатся открывать свою душу прекрасному. Стихотворение И. А. Бунина «Детство» передаёт искренний восторг от ощущения единства с природой.

Произведение написано двадцатипятилетним писателем в 1895 году, а опубликовано оно было лишь спустя 11 лет. Этот период его творчества был очень плодотворен и богат на события, но всё-таки И. А. Бунин тосковал по собственной детской непосредственности и лёгкому восприятию мира.

Жанр, тема и идея

По жанру стихотворение относится к пейзажной лирике. Его темой является описание впечатлений от прогулки в солнечном бору. Идея Бунина – показать, как природа может вернуть детское мироощущение и чувствительность.

Основной мотив и образы

Стихотворение проникнуто весёлым настроением. Это подтверждают слова: «весело мне было…». В «Детстве» можно выделить два основных образа:

  • образ лирического героя, который на миг возвращается в детство;
  • образ сосны, который выступает символом всей родной природы.

Эти два образа противопоставлены по возрасту («…мне только десять лет, // А ствол – гигант, тяжёлый, величавый»). Несмотря на это, они единое целое: «Прильну к сосне…».

Композиция

«Детство» состоит из трёх четверостиший:

  • в первой строфе описывается солнечный бор, в котором гуляет лирический герой;
  • во второй строфе рассказывается, как он прильнул «к сосне корявой»;
  • третья строфа описывает грубый, но тёплый ствол сосны.

Ритмический строй

Произведение написано пятистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Этот двусложный размер лёгок для восприятия и осмысления.

Художественные средства

  • слова, передающие запахи: «сухим смолистым ароматом», «пахнет»;
  • слова, передающие солнечный свет и тепло: «жарче», «по … солнечным палатам», «повсюду блеск», «повсюду яркий свет», «Кора … тепла, так солнцем вся прогрета!», «зной … солнечного света»;
  • звукопись: повтор шипящих и звуков [с] и [т];
  • сравнения: «Песок – как шёлк…»;
  • метафору: лес сравнивается со дворцом («по этим солнечным палатам»);
  • эпитеты: «тяжёлый, величавый», «сладостней», «весело»;
  • восклицательные предложения в первой и третьей строфах.

Таким образом, И. А. Бунин намеренно создал в стихотворении атмосферу преувеличенной восторженности, позволяющую почувствовать непритворное восхищение природой. На такое любование человеческая душа способна только в детстве.

Детство – золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком.

В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно “Детство”. Почему? Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает в детство.

Многое, что окружают нас сейчас, напоминает о детстве. Но для того, чтобы это вспомнить потом, нужно запомнить сейчас. Научиться видеть, слышать, чувствовать, как это умел Бунин.

Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений.

Звуковой особенностью стихотворения является использование сонорных звуков [л] и [л’]. Они помогают передать ощущение льющегося солнца, шелкового песка под ногами. Все эти ощущения идут к нам из золотого детства.

В стихотворении преобладает желтый цвет. Общая символика красного цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с радостью, красотой. Красный цвет у крови. Существует кровное и духовное родство. Лирический герой ощущает духовное и кровное родство с природой.

Лирический герой – взрослый человек, но перед мощным величием природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувствует себя вновь ребенком).

Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью эпитетов (смолистый аромат, кора груба, тепла) автор передает ощущения лирического героя. Много цветовых эпитетов мы находим в стихотворении – (солнечные палаты, кора красна).

В своих стихотворениях И. А. Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него

– священное чувство, состояние его души. Поэт показывает и любовь человека к человеку, и любовь к природе, которая сделала его на самом деле счастливым. В стихотворении «Детство» Бунин рад всему, что происходит, у него веселое, радостное настроение:

Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!

Любовь и еще раз любовь – вечная тема, получившая столь трогательное и просветленное воплощение в лирике Ивана Алексеевича Бунина, волнует нас и сегодня.

Тема: «И.А.Бунин. «Детство»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_4_klasse.doc603 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Донгарон»

Учитель начальных классов

МБОУ “СОШ с.Донгарон”

Тема: «И.А.Бунин. «Детство»

Тип урока: реализуемый

1. Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».

2. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.

3. Продолжать формировать навыки выразительного чтения.

4. Прививать любовь к русской поэзии.

Репродукция картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»; Толковый словарик русского языка Н.М. Неусыповой; Словарик синонимов и антонимов русского языка М.Р.Львова, портрет И.А.Бунина, эпиграф к уроку «У каждого из слов душа своя…» Аудиокассета «Лесные звуки»

-Знаете ли вы, что такое айсберг?

Выясняем, что это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта подводой.

– Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение- это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.

II. Цели учебной деятельности.

На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, Но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя..»

Нам предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. И в глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит:

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе,

И счастьем простым дорожить…

Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На само деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать. А самое важное – мы учимся у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживании, мысли, душа.

II. Усвоение содержания учебного материала.

1) первичное восприятие текста

Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? ( Чтение стихотворения учителем, включается аудиокассета «Лесные звуки»)

2) вторичное восприятие текста

(Чтение детьми текста «про себя»)

3) cловарная работа

– Какие непонятные слова вы встретили?

(Запись слов учителем на доске)

4) работа с толковым словариком.

-Аромат. Это приятный запах.

-Зной. Это очень жарко, когда трудно дышать.

-Бор. Это лес, в котором растут сосны.

-Палаты. Это помещение. Палаты бывают: в больнице, царские палаты, красивые , расписные, светлые.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

III. Обеспечение осознанности формируемых знаний.

О чем это стихотворение?

– Это стихотворение о сомом авторе, когда ему было десять лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.

Чтение стихотворение по частям

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?

-Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.

-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.

И весело мне было по утру

Бродить по этим солнечным палатам!

-Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?

-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.

-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.

Ученики отмечают, что и слова весело, сладостный, тоже отражают авторское восприятие мира.

(Ученики находят необычную бунинскую метафору «Солнечные палаты» здесь же работают в тетради №2 с.71.упр 3,4,6)

А теперь мы посмотрим на репродукцию И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем». Посмотрите на сосны, какие они?

Что мы еще видим на картине?

-Почему картина называется «Сосны, освещенные солнцем»?

-Потому что с одной стороны они желтые. Значит, на них падает солнечный свет.

-От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день.

Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. —Кто создает палаты солнечные?

-Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать.

Их создает природа.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк…

-Что необычного в этих строчках?

-Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.

-Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»

– Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.

(Работа в тетради №2 с.71.,упр. 2)

– «Песок – как шелк…». Красивое сравнение. Необычное.

– В чем его необычность? Думаем все вместе.

– Шелк – мягкий, нежный.

-Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может, и песок блестеть на солнце?

Обратить внимание детей на многоточие:

-Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: « Песок – как шелк…».

– Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном натрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.

…Прильну к сосне корявой…

– Подберите к этому слову синонимы. Прильнуть – прислониться.

-В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне. На примере следующего четверостишия, еще раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

-Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем И.И.Шишкина? Почему?

-Совпадает. Пейзаж красивый и стихотворение красивое.

– И картина, и стихотворение вызывают радостное настроение.

-Какими вы представляете себе людей, которые могут так воспринимать природу?

– Поэт зорко видит, тонко чувствует и точно, образно передает свои впечатления!

VI. Обеспечение прочных формируемых знаний.

(Чтение несколькими учащимися)

VII. Контроль усвоения.

– Сегодня на уроке познакомились со стихотворением И.А.Бунина «Детство».

-В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.

-Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.

-В стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.

-Тесное общение с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда воспринимается все ярче, зримее, острее.

-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

-Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу ».

Ссылка на основную публикацию