Анализ стихотворения И цветы, и шмели Бунина

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»

Тема жизни и смерти неизбежно занимает немалое место в творчестве любого поэта или писателя. Человек, способный иначе воспринимать мир и изображать его словами, рано или поздно приходит к осознанию (или к необходимости осознания) смысла своего существования и вообще человеческой жизни.

Тему человека и природы, их единения также затрагивает каждый поэт, поскольку, обладая даром свыше, он стремится к гармонии с природой и пытается найти причины отдаления от неё человека.

Обе эти темы нашли своё выражение в стихотворении И.А. Бунина «Последний шмель». Его название говорит само за себя. Шмель — насекомое, это олицетворение природы, движения, жизни. Словосочетание “последний шмель” уже настраивает на восприятие стихотворения, посвящённого чему-то, пока ещё неуловимо печальному.

Несмотря на то, что все эти строфы стихотворения связаны одной темой и образным рядом, в нём можно выделить три части (согласно делению на строфы).

Первая часть знакомит нас с миром человека, от лица которого ведётся повествование, и миром природы, представленным шмелём. Кажется, эти два мира изначально разделены: человек находится в своём “жилье человечьем” (использованная инверсия ещё более обращает на это внимание), шмель же туда только “залетает”. Однако неслучайно употреблённые глаголы несовершенного вида “залетаешь, тоскуешь” говорят о том, что эти действия происходили не единожды, а время от времени, то есть мир человека всё-таки не отделяется от мира природы.

Между человеком и шмелём существует взаимопонимание, общение на равных (“тоскуешь со мной”); шмель разделяет человеческую тоску. Причём человек описывает его весьма уважительно, можно сказать, “по-царски”: “чёрный”, “бархатный”, “золотое оплечье” — эти глубокие, густые по звучанию и благородные, возвышенные по содержанию эпитеты как бы поднимают образ шмеля из ранга простого насекомого в ранг собеседника, единомышленника человека. Но несмотря на это появление шмеля, которое ощущается нами и фонетически, благодаря аллитерации — сочетанию звуков “ч”, “ш”, “з”, “щ” — и ассонансу — сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков “о”, “у”, — вызывает в душе человека печальные мысли и чувства (хотя нам пока неизвестно, какие именно): шмель называется “заунывно” гудящим, хотя и “певучей струной”. Видимо, мысль, внушаемая человеку видом шмеля, появилась бы и сама по себе, но она доставляет ему душевную боль, поэтому и певучее гудение шмеля кажется ему заунывным. Что это за мысль, мы узнаем в следующей части стихотворения.

Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, и хотя здравый смысл подсказывает, что последние дни шмеля — это всего лишь последние дни лета, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни. “За окном свет и зной”, природа ещё прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни — всего лишь затишье перед бурей, последние дни перед смертью. Поэтому человек ограничивает себя стенами своего жилья от этого прекрасного мира и видит его только через окно (подчёркнуто “яркие подоконники” являют собой зрительную границу между двумя мирами, а шмель является как бы связующей нитью, посланником из одного мира в другой). В первых двух строках автор как нельзя более насыщенно и красочно нарисовал мир умирающей, но ещё прекрасной природы, а в середине второй строки резко отделил это описание внутренней рифмой (яркижарки) и завершил строку роковым: “последние дни”. После этого исход становится совершенно ясным, и мы (вместе с человеком) понимаем, что впереди у природы (а значит, и шмеля) неизбежная смерть. Поэтому человек заставляет его вернуться на волю, он говорит ему: “полетай, погуди”, — но это повелительное наклонение, несколько возвышая человека над шмелём, пока ещё носит не приказной, а наставительный характер. Сочувствуя шмелю, человек сожалеет о его неспособности осмыслить факт своей скорой кончины и прочит ему гибель, заменяя слово “умри” эвфемизмом “усни”. Причём смертным одром шмелю человек называет красную подушечку в “засохшей татарке”. Этот красный цвет является достойным обрамлением для упомянутых ранее чёрного и золотого цветов. Такая цветовая гамма неслучайна: автор обращает внимание на то, что шмелю уготована прямо-таки царская кончина.

Но в третьей части стихотворения словами “Не дано тебе знать. ” человек подчёркивает своё превосходство над шмелём, не знающим “человеческой думы” о скоротечности жизни (о которой напоминает также фраза “давно опустели поля”). Происходит окончательное разделение двух миров. Ощущая свою значимость, человек ещё более возвышает себя над шмелём, предсказывая ему скорое забвение. Тот, кто умер на царском ложе, скоро будет снесён угрюмым, безжалостным и равнодушным ветром (аллегория времени) в бурьян (иначе говоря, канет в Лету). Смерть неизбежна, но ещё страшнее смерти — забвение. В этой строфе происходит явное обобщение, под судьбой шмеля подразумевается судьба всякого живого существа, в том числе и человека. Мысль о том, что его ждёт подобная участь, и тяготила человека в самом начале, поэтому гудение шмеля и казалось ему заунывным.

Как мы уже видели, стихотворение построено из трёх катренов, написано перекрёстной рифмой, четырёхстопным анапестом. Однако заметим, что первая и третья строки каждой строфы имеют на один безударный слог больше, а вторая и четвёртая заканчиваются ударным слогом. Это придаёт каждой строфе большую законченность. Написанное анапестом, стихотворение по своей ритмической организации является достаточно размеренным (но не настолько, чтобы, подобно ямбу, напоминать марш или детскую считалку). Такой ритм придаёт стихотворению характер беседы, помогает прочувствовать внутренний мир автора, проникнуться его переживаниями, большее внимание обращает не на форму стихотворения, а на его содержание. Заметим, что в первой строке первого четверостишия на месте первого безударного слога находится ударный (“чёрный”), что делает акцент на обращении к шмелю, а не просто на его описании.

Вторая и четвёртая строки каждой строфы имеют точные богатые рифмы (струной — со мной; поля — шмеля). Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе (оплечье — человечье), в остальных же двух — неточные (думы — угрюмый). Это помогает создать большую эмоциональную напряжённость, однако точность рифм второй и четвёртой строк сохраняет при этом общую размеренность ритма. В общем же, стихотворение имеет вид неспешной, но не безэмоциональной беседы.

Человек осознаёт неизбежность смерти шмеля, как и своей собственной. Умереть через несколько дней или десятилетий — не всё ли равно, если за смертью последует забвение? И хотя за каждой зимой приходит весна, а значит, возрождение, И.А. Бунин не даёт шмелю этой возможности, он считает, что у шмеля нет будущего (об этом говорит то, что стихотворение завершается не многоточием, обещающим некое продолжение, а восклицательным знаком, ставящим все точки над i). Однако автор не придаёт этому большого трагизма. Мёртвый шмель всё же остаётся золотым и, даже будучи унесённым в бурьян, не теряет своей царской красоты. На мой взгляд, подчёркивая это, И.А. Бунин снова выходил за рамки описания судьбы шмеля и переходил к судьбе человеческой. Смерть ждёт каждого из нас, с ней нельзя бороться. Забвение же не властно над гением. Пушкин и Толстой, Чехов и Бунин. — эти и многие другие имена никогда не будут забыты. Но и мы можем попытаться победить забвение, потому что все наши деяния — “чёрные” и “золотые” — останутся с нами. Каждый должен выбрать, кем он станет — чёрной букашкой, растворившейся в бурьяне, или сухим золотым шмелём, унесённым временем в бурьян забвения, но не исчезнувшим в нём. И, быть может, когда-нибудь этот маленький золотой огонёк в пучине будет кем-то замечен. Тогда-то можно будет сказать, что забвение побеждено.

Думаю, и об этом хотел сказать нам И.А. Бунин в своём стихотворении «Последний шмель».

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» – Бунин Иван Алексеевич

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

В стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» Бунин в обычной для него изобразительно-чувственной манере попытался представить читателю свой вариант притчи о возвращении блудного сына.

Попытаемся проделать путь, обратный по отношению к пути лирического героя, идя от последних строк стихотворения к первым, чтобы понять, в чём его отличие от пути, проделанного героем Евангельской притчи. Но прежде, конечно, нам придётся его ещё раз прочесть:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Конечно же, рыдающий при воспоминании пройденного земного пути, пока мало осознающий наступившее вечное настоящее, лирический герой считает, что после того, как он омылся слезами у ног Бога, для него неизбежно откроются врата в райские кущи. Лирический герой — да; но не христианин, ибо после этих слёз должно последовать самое главное — ответ Господа.

Что же может услышать от Него лирический герой? Не то же, что и богач из притчи о Лазаре: что между миром, где он находится, и тем, который он покинул и которого не в силах забыть, лежит непреодолимая пропасть; что возврата отсюда туда нет; что тому, кто успел насладиться полнотой счастья в земной жизни, очень трудно обрести его в небесной. Или, что ещё вероятней, более ёмкое и краткое: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдёт в Царство Небесное». (Мф. 7:21). — Всё это отнюдь не от жестокосердия Бога, как думают многие в Нём сомневающиеся, но от состояния сердца каждого Его чада. Если сердце осталось привязанным к покинутой земной юдоли, скорее всего, шансы невелики: здесь реальность иная, но начатки её нужно было постепенно приобретать в прежней жизни путём возрастания в реальность будущую, чтобы быть готовым принять её, когда она откроется.

Можно возразить, что случай евангельского богача и бунинского лирического героя — мало соотносятся друг с другом. Ведь привязанности богача целиком определялись любовью к материальным благам, тогда как герой Бунина одержим красотой мира, за которой стоит Бог. — Но велика ли разница, если, чувствуя Божье присутствие в преходящем мире, герой не готов воспринять Бога напрямую, лицом к лицу? — Лицо героя обращено к миру, пускай и Божьему, но отнюдь не к самому Богу. Одержимый тоскою по прошлому, герой, вместо пронизанного Божьим присутствием рая, выберет свой собственный, питаемый воспоминаниями об ушедшем, ад.

Если блудный сын у Бунина кается, попав в родной дом (а родным домом для всех нас, блудных и не блудных, является Небо), то почему же ему вспоминается чужая сторона, временное и вынужденное жительство на земле? Если говорить ещё проще: ощущая милосердные колени, всё прочее неизбежно должно выветриться из памяти: ведь меньшее заслоняется большим — Богом и дарованным Им Царством Небесным. Но если блудный сын, вернувшись в Отечество, продолжает скучать по месту изгнания, тогда какого рода жизнь будет у него там?

Единственное, что у Бунина изображено убедительно — это тоска по земным реалиям, с которыми эстетически наслаждающийся ими поэт рано или поздно вынужден будет расстаться. Эта культивированная им самим чувственность, а отнюдь не любовь к Божьему миру, является для героя кумиром — эстетический экстаз, дающий пищу для вдохновения.

История создания.

Уже было сказано, что стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья» — отнюдь не христианское. И блудный сын нимало не идентичен персонажу из Евангельской притчи.

Почему это так? – можно понять из даты написания стихотворения. Это — 14 июля 1918 года, переломный этап в жизни Бунина, который уже покинул «красную» Москву и обосновался в «белой» Одессе. Очевидно, Бунин чувствовал, что он уже никогда не увидит того, что видит в этот летний день. Сгинула старая Россия, к которой Бунин раньше относился отнюдь не однозначно, но теперь, в пору её крушения, он видит её как утраченный безвозвратно родной дом — Бунин не мог не чувствовать неизбежность эмиграции. Отсюда – переполненность стихотворения чувствами и обращение к Евангельскому сюжету, адаптированному к обстоятельствам трудного этапа земного существования автора.

Отношение автора к вере.

Бунин был человеком малорелигиозным; он эстет, доверяющий более земному, нежели иному миру и страшащийся последнего. Если и верующий, то на уровне обрядового христианства.

Весьма трогательное, но по сути не библейское стихотворение «И цветы, и шмели, и колосья, и травы…» может послужить, как мне кажется, ключом для понимания Бунина, и не только как писателя, но и как человека.

Если мы переберём все стихотворения Бунина, в которых присутствует или хотя бы упоминается христианский Бог, (именно христианского, так как и другим богам находится равное место в его поэзии), то мы увидим, что все эти упоминания носят формальный характер. За исключением, пожалуй, одного, стихотворения «Новый храм», согретого редкими для Бунина-поэта теплотой и светом, которые автор сумел привнести в этот текст.

Читайте также:  Девочка с Земли - краткое содержание сборника Булычёва

Философу И.А. Ильину представлялось, что Бунин является «мастером внешнего, чувственного опыта», его «творчество по существу своему до-духовно». Но ведь, согласитесь, трудно выдумать чувство молитвенной атмосферы в храме в одном из эпизодов «Жизни Арсеньева». И никто другой, как Бунин, в книге «Храм солнца», вышедшей в 1917 году после путешествия по Востоку, в том числе, по Палестине, оказался способен передать читателю свои впечатления и о земной жизни Спасителя, и о местах, где Он жил.

Уясним для себя одно важное для его поэтики Бунина свойство: он предельно правдив и глубок, описывая сферу быта, но обходит молчанием и уклоняется от сферы бытия — Бунин будто бы не вполне доверяет ей или страшится её. Обходит он молчанием тонкие и сложные, нематериального свойства вещи, постигаемые сочетанием сердца и разума, не чувственностью, пускай даже изощрённой и облагороженной.

Нетрудно заметить, какие архетипы одухотворяют бунинское творчество. Это неизбежное увядание плоти, наслаждение преходящей жизнью с не утоляемым томлением духа, смерть, которой автор панически боится, а также тёмные энергии, живущие в человеке. Всё это переплетение находит своё место в излюбленной теме Бунина — любовной.

Автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» — серьёзная попытка осмысления убывающей жизни, где появляются мысли о Боге. Переживания Христа-Бога у Бунина связаны с ощущением смерти: «Когда и как приобрел я веру в Бога, понятие о Нём, ощущение Его? Думаю, что вместе с понятием о смерти. Смерть, увы, была как-то соединена с Ним (и с лампадкой, с чёрными иконами в серебряных и вызолоченных ризах в спальне матери). Соединено с Ним было и бессмертие. Бог — в небе, в непостижимой высоте и силе, в том непонятном синем, что вверху, над нами, безгранично далеко от земли: это вошло в меня с самых первых дней моих, равно как и то, что, не взирая на смерть, у каждого из нас есть где-то в груди душа и что душа эта бессмертна. Но всё же смерть оставалась смертью, и я уже знал и даже порой со страхом чувствовал, что на земле все должны умереть — вообще ещё очень не скоро, но в частности в любое время…». — По-видимому, мысли о смерти и бессмертии, это та сфера размышлений автора, к которой он боится прикоснуться — он изображает её как нечто страшное, таинственное. И сфера эта так и остаётся в творчестве Бунина заповедной, неприкосновенной, недодуманной, непережитой…

Биография.

Иван Алексеевич Бунин родился 10 [22] октября 1870 года в Воронеже. В четырёхлетнем возрасте Бунин вместе с родителями переехал в родовое поместье на хутор Бутырки Елецкого уезда. В 1878 г. Бунина отдают в Елецкую мужскую гимназию, но зимой 1886 года он, уехав на каникулы к родителям в имение Озёрки, решил не возвращаться в Елец, и был исключён. К этому времени относятся первые его литературные опыты в стихах и прозе.

Зимой 1887 года в журнале «Родина» появляются несколько стихотворений Бунина.

В январе 1889 года издатель «Орловского вестника» Надежда Семёнова предложила Бунину занять в её газете должность помощника редактора. Здесь он познакомился с Варварой Пащенко, работавшей корректором, которая стала его «невенчанной» женой.

В конце 1894 года Бунин впервые приехал в Петербург и легко вписался в именитую литературную среду. То же произошло и в Москве. Бунин стал участником литературного кружка «Среда», члены которого читали и обсуждали произведения друг друга.

В 1898 году Бунин познакомился с редактором издания «Южное обозрение» — одесситом Николаем Цакини. Его дочь — девятнадцатилетняя Анна — стала первой официальной женой Ивана Алексеевича, однако через два года они разошлись.

В 1897 году в Петербурге вышла вторая книга писателя — «На край света и другие рассказы». Признание пришло к Бунину после выхода поэтического сборника «Листопад» («Скорпион», 1901).

18 октября 1903 года Бунин был удостоен половинной Пушкинской премии (500 рублей).

В октябре 1906 года, Бунин на литературном вечере познакомился с будущей женой Верой Муромцевой, с которой они обвенчались уже после отъезда из России, в 1922 году.

В октябре 1909 г. Бунин опять получает половину Пушкинской премии (получателем второй стал его друг А. Куприн), а затем его избирают почётным академиком по разряду изящной словесности Академии наук.

В 1915-16 гг. публикуются рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Лёгкое дыхание», «Сны Чанга».

После революции Бунин с женой переезжают в Одессу. Дневник 1918—1920-х гг., стал основой для книги «Окаянные дни». В Одессе Бунин прожил почти полтора года (занимался публицистикой)

24 января 1920 года эмигрировал за границу – через Турцию, Болгарию, Сербию — в Париж, куда он с женой прибыли в марте 1920 г. В Париже, Берлине и Праге издаются сборники его дореволюционных рассказов, новые вещи начали выходить с 1924 года: в Берлине появляется сборник «Роза Иерихона», в журнале «Современные записки» (1925) повесть «Митина любовь», рассказы «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина», «Ида».

В 1927 году писатель приступил к работе над автобиографическим романом «Жизнь Арсеньева». Вскоре состоялось первое выдвижение Бунина на Нобелевскую премию по литературе, но получил он её 10 декабря 1933 г.

В начале Второй мировой войны Бунины переехали на высокогорную виллу «Жаннет», недалеко от Граса. Там Иван Алексеевич и Вера Николаевна почти безвыездно прожили около шести лет. Единственной книгой, вышедшей за этот период, стал сборник рассказов «Тёмные аллеи».

После войны обнищавшие Бунины вернулись в парижскую квартиру. В июне 1946 года в Советском Союзе вышел указ «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российский империи…» и русский посол в Париже лично передал Бунину предложение возвратиться на родину. Возвращение не состоялось, и Бунин остался человеком без гражданства.

В октябре 1953 года состояние здоровья Ивана Алексеевича Бунина резко ухудшилось. 8 ноября писатель скончался. Похоронили его на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Автор текста: Виталий Яровой.

Иван Бунин — И цветы, и шмели, и трава: Стих

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

  • Следующий стих → Иван Бунин — Индийский океан
  • Предыдущий стих → Иван Бунин — Зеркало

Читать похожие стихи:

  1. Иван Бунин — Полевые цветы
  2. Иван Бунин — Метель
  3. Иван Бунин — Крещенская ночь
  4. Иван Бунин — Вечер
  5. Иван Бунин — Как дымкой даль полей закрыв

Отзывы к стихотворению: 2

Нам его по литературе задали

Ого! Какая полезная информация! Хорошо, что сообщили.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Анализ стихотворения И цветы, и шмели Бунина

Это стихотворение написано в 1918 году.

Перечитайте первые две строки. Не правда ли, они производят двойственное впечатление? С одной стороны, называются прекрасные явления, а с другой – они только называются. Эмоционально нейтральные слова и интонация перечисления, усиленная повторяющимся союзом «и», должны вроде бы создать унылое впечатление. Но это стихи, и мерный четырехстопный анапест делает речь поэтичной, наделяет ее сдержанно-возвышенной эмоцией.

Мы легко можем представить себе подобную картину по названным предметам, но почему же поэт не нарисовал ее подробно? Ведь перед читателем нечто вроде эскиза. Да потому, что поэт рассчитывает на читателя с воображением. Такой подход вообще характерен для Бунина: как будто каждый названный предмет существует сам по себе, но все вместе они представляют собой некую новую испостась, создавая нечто общее и ценное.

Вспомните, как вы шли в летний полдень по дороге сквозь поле, а над головой – синее безоблачное небо, вокруг – золотое поле спелой ржи или пшеницы, по обочине дороги – трава, васильки и ромашки среди колосьев, гудение шмелей. Вроде бы вполне обыкновенный пейзаж. Но у поэта особый взгляд, и он находит особые слова, чтобы описать увиденное. Чувство пробивается незаметно: и вот, следуя за поэтом, вы поднимаете взор ввысь и видите не просто небо – лазурь. Почувствовали, как это слово, окрашенное поэтической традицией, создает высокий эмоциональный настрой? Кажется, что полуденный зной только томит, но вдруг возникает вопрос о смысле происходящего. Увиденная картина заставила поэта ощутить себя блудным сыном.

Вспомним евангельскую притчу. Иисус рассказывает о младшем сыне, который не захотел жить, как все, потребовал от отца, чтобы тот выделил ему причитающуюся долю наследства, и, «собрав все, пошел в дальнюю сторону, и там расточил имение свое, живя распутно». Когда же он испытал голод, то решил вернуться к отцу. «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертви ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15:11–24).

В притче отец простил сына еще до того, как тот попросил прощения. Это и есть истинное милосердие, диктуемое не законом, который требует справедливости, а духовным началом – любовью. По закону сыну ничего не причиталось, он все получил и расточил. Да еще оскорбил отца, потому что как бы сказал ему: ты мне не нужен, я хочу получить только свою долю и жить по-своему. А отец простил его – ведь он, несмотря ни на что, любит сына, ему радостно, что тот был мертв и ожил.

Как свойственно этому жанру, притча имеет второй смысл. Она говорит не только о взаимоотношениях отца и сына, но и о взаимоотношениях человека и Бога. Человек пытается жить своим умом, забывая о Боге, и неминуемо терпит крах. Почему? Да потому, что с Богом связаны Истина, Добро и Красота, а отказаться от этих ценностей – значит предать «закон предвечного». У поэта религиозное чувство нередко сливается с искренним восторгом, вызванным созерцанием красоты природы и мироздания.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мать Бунина

Слова о милосердных коленях вызывают еще одну реминисценцию: картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой изображен измученный человек в лохмотьях, припавший к коленям отца. Вся фигура сына говорит о пережитых невзгодах, о раскаянии, а жест старика выражает любовь и прощение. И это тоже помогает глубже понять смысл стихотворения.

Поэт чувствует себя блудным сыном, потому что в житейских заботах он забыл о том, что окружающая его красота – Божье творение, Его дар человеку. И вот под воздействием красоты, открывшейся ему, он внезапно ощутил, что бесплодно расточил свой дар, утратил самое ценное – любовь, перестал чувствовать благодарность Богу за все, что дано ему в земной жизни. И потому на вопрос о счастье он ответит без слов сладостными слезами, к милосердным коленям припав. Эти слезы – и прозрение, и раскаяние, и мольба о прощении, и вновь обретенная искренняя сыновняя любовь. И теперь, взглянув на ту же картину духовными очами, он увидел полевые пути меж колосьев и трав. Заметили, что сама речь стала иной? Это уже не перечисление обособленных предметов, а целостная картина. Поэт ощутил, что это и есть Красота, что каждый миг нашей земной жизни может быть источником истинного счастья, если освещен любовью к Богу.

И если ваше восприятие бунинского образа обогатится реминисценциями, то будет легче понять значение слов,

посредством которых в стихотворении автор хотел сказать о самом главном для человека – о смысле жизни. В каждом мгновении земной жизни поэт открывает связь с вечными ценностями, в отдельном пейзаже – связь с мирозданием, космосом. А человек – частичка этого прекрасного и величественного мира.

Анализ стихотворения Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья

Романтик по натуре, Иван Бунин писал стихи на протяжении всей своей жизни, хотя особого успеха у читателей они не имели. Открыв однажды для себя Бунина-прозаика, многие поклонники его творчества просто не воспринимали всерьез его рифмованные произведения. Тем не менее, многие стихи Бунина не только романтичны, но и наделены глубоким философским смыслом. Они концептуальны, и помогают понять, каким же на самом деле был этот непредсказуемый, достаточно резкий и свободолюбивый человек.

Иван Бунин очень болезненно пережил революцию 1918 года, понимая, что тот мир, в котором он чувствовал себя счастливым, вот-вот рухнет. Пожалуй, последним произведением, в котором сохранилась некая дореволюционная безмятежность, является стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» , написанное 14 июля 1918 года. Буквально через несколько дней Бунин навсегда покинет Москву и отправится в Одессу, которая пока еще является оплотом белогвардейцев. Здесь он рассчитывает пережить смутные времена, не предполагая, что уже через полтора года окажется во Франции и больше никогда не увидит страну, которую, несмотря ни на что, будет любить до конца жизни.

Словно предвидя расставание с Россией, поэт в стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» обращается к Богу, рассказывая о скорой встрече с ним. Однако в данном случае речь идет не о смерти, как может показаться вначале, а об эмиграции, которая для Бунина превратится в настоящую пытку. Он искренне убежден, что расставание с родиной ставит крест на его жизни. И именно по этой причине до последнего откладывает свой отъезд из Одессы, став свидетелем кровавой бойни и неоднократной смены власти в этом портовом городе. Что касается стихотворения, то приведенный в нем диалог со Всевышним не оставляет сомнений в том, что цветы, колосья, полуденный зной и небесная лазурь — это самое дорогое, что есть у Бунина. И именно об этом он будет вспоминать на суде Божьем, пытаясь осознать, был ли он по-настоящему счастлив в своей земной жизни. «И забуду я все — вспомню только вот эти полевые пути меж колосьев и трав», — отмечает Бунин, подчеркивая, что для него нет большего счастья, чем вдыхать аромат скошенного сена и смотреть в бездонное русское небо. В этом для него заключается смысл земного существования и наивысшее счастье. И именно за эти воспоминания Бунин мысленно благодарит судьбу, считая ее милосердной, так как она подарила ему целый мир, удивительно прекрасный в своем совершенстве.

Анализ стихотворения Бунина «Сириус В 1920 году Иван Бунин навсегда покидает Россию, охваченную революцией. Это решение далось литератору очень непросто, и перед тем, как отправиться в Париж, Бунин несколько месяцев прожил в Одессе, которая долгое время оставалась оплотом белогвардейцев. Однако незадолго до того, как. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Чужая Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка — сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта, гречанка Анна Цакни, настолько болезненно переживала семейную драму, что полностью отгородилась от внешнего мира и. Читать далее.

Анализ стихотворения Гиппиус «Апельсинные цветы Зинаида Гиппиус — одна из немногих русских поэтесс, которая в своем творчестве проповедовала идеи символизма. Впрочем, это касалось не только поэзии, но и повседневной жизни. Практически в каждом событии поэтесса видела некий знак судьбы, указание свыше, хотя и понимала, что. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Слово Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Еще и холоден и сыр Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи воспоминания об удивительной красоте лесов и полей Орловской губернии. Перебравшись в Одессу и женившись на Анне Цакни. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Не устану воспевать вас, звезды! Бунин-поэт — это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что создано самой природой. В лирических стихах Бунина присутствуют не только описательные моменты, но и философские. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Собака Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Змея» «Я сед, сух, худ, но еще ядовит» И. А. Бунин, 1941г. И. А. Бунин — певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Ангел Свой путь в литературу Иван Бунин начал не с прозы, а со стихов, которые писал еще в детстве. Получив прекрасное домашнее образование, он уже в 19 лет дебютировал как молодой поэт, хотя и не подозревал, что славу ему принесут не. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Полдень В 1907 году Бунин Много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья, которые подарила ему эта поездка. В цикл стихов, посвященных этому. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Деревенский нищий Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в 17 лет Бунин решил уйти из дома, чтобы попытать счастья. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Высоко полный месяц стоит Далеко не все знают о том, что свой путь в литературу Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Впоследствии он нередко возвращался к стихам, считая их наиболее точной и емкой формой выражения своих мыслей и ощущений. Первый цикл. Читать далее.

Анализ стихотворения Фета «Цветы Афанасий Фет — один из немногих русских поэтов, который умел не только видеть прекрасное, но и создавать своими стихами определенное настроение. Он мог остановиться возле окна и через несколько мгновений настолько точно передать то, что увидел, что у поклонников его. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахмадулиной «Цветы Белла Ахмадулина открыла в себе поэтический дар довольно рано, и в 15-летнем возрасте уже писала стихи, которые по глубине и чувственности могли бы составить достойную конкуренцию произведениям известных поэтов. Тем не менее, ее восхождение на литературный Олимп оказалось довольно сложным. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет Иван Бунин вошел в историю русской литературы, как талантливый прозаик и публицист. Однако мало кто знает о том, что первые свои произведения он создавал в стихотворной форме, стесняя своего увлечения поэзией, которой в семье Буниных не придавали особого значения. К. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Догорел апрельский светлый вечер Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с розой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и образной формой передачи своих мыслей и ощущений, поэтому пытался с их помощью донести до читателей. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Детство До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Одиночество Тема одиночества является одной из ключевых в творчестве русского поэта и писателя Ивана Бунина. Это чувство испытывают многие персонажи его произведений, что объясняется душевным состоянием самого автора, который долгие годы оставался непризнанным гением как у себя на родине, так и. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Старая яблоня Иван Бунин вошел в мировую литературу как замечательный прозаик, тонкий и остроумный публицист, пейзажист и переводчик. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал со стихов, которыми увлекался еще в юности. Бунин получил прекрасное домашнее. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Как в апреле по ночам в аллее И. А. Бунин — певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или просто равнодушен. В стихотворении «Змея» звучат темы одиночества, неожиданной разлуки. Читать далее.

Анализ стихотворения Фета «Дул север. Плакала трава В последние годы жизни Афанасий Фет практически полностью отказался от пейзажной лирики, полностью сосредоточившись на своих личных переживаниях. Поэт не мог себе простить того, что в юности добровольно отказался от собственного счастья, разорвав отношения с девушкой, которую искренне любил. Задавшись. Читать далее.

Своеобразие реализма И. А. Бунина Своеобразие реализма И. А. Бунина. И. А. Бунин и А. П. Чехов Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувственностью. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и все свободное время предпочитает проводить на лоне природы. Он настолько влюбляется в орловские чащи, так. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Розы Иван Бунин известен как самобытный и очень талантливый писатель. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал не с прозы, а с поэзии. Став известным литератором и журналистом, Бунин время от времени все же писал. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Два голоса Поэзия Ивана Бунина в наше время не так известна широкой публике, как его прозаические произведения, в частности, рассказы о любви. При этом писатель успел выпустить около десятка стихотворных сборников. В поэтическом творчестве Ивана Алексеевича жизнь предстает как череда путешествий в. Читать далее.

Любовь к человеку, к родной земле — основа лирики И. А. Бунина Любовь к человеку, к родным местам — основное направление в поэзии замечательного русского писателя И. А. Бунина. Важнейшим мотивом лирики по эта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. «Изменить общество к лучшему можно лишь через сближение с природой, которая. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил на время уехать из страны. В глубине души он понимал. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Родина» Природа родной страны вызывает у русских поэтов различные ассоциации, но ее многоликость и своеобразие побуждают лучших лириков России вновь и вновь обращаться к теме родины, родного края, создавать неповторимые художественные образы. В небольшом лирическом стихотворении «Родина» Иван Алексеевич Бунин создает. Читать далее.

Читайте также:  Анализ стихотворения Призраки Бунина

Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер Покорение вершин литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет. Читать далее.

Анализ стихотворения Бунина «Вечер Пейзажная Лирика Ивана Бунина — особый, удивительный мир, который автор создал с любовью и чувством некоего благоговения перед совершенством природы. Однако его стихи — это не только описание времен года или же каких-то мгновений жизни, они наполнены философскими раздумьями и. Читать далее.

Жанры и стили произведений И. А. Бунина Жанры и стили произведений И. А. Бунина Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романическое начало — в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя («Чаша жизни»), Бунин — фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизм. Читать далее.

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Кошка» Стихотворение «Кошка» написано Иваном Алексеевичем Буниным в 1907 году. Оно имеет некий трагический оттенок, чувство беспокойства не покидает читателя на протяжении всего стихотворения. Бунину не нужны символы, ведь и без них мы начинаем чувствовать состояние души лирического героя и самого. Читать далее.

Сочинение на тему: «Золотое десятилетие эмигрантской прозы(1925-1935). Творчество И. А. Бунина» Золотое десятилетие эмигрантской прозы связано с именами писателей первой волны эмиграции. И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев, А. Куприн, Д. Мережковский, Ал. Толстой, Е. Замятин, М. Алданов, В. Набоков покинули страну во время революции и гражданской войны. Уехав по разным. Читать далее.

Анализ лирического стихотворения И. А. Бунина «Рассвет» Как часто кажется нам, что мир рушится, уходит у нас из-под ног. Под гнетом обыденности, проблем, которые мы сами себе создаем, мы не замечаем, что постепенно наша жизнь начинает тускнеть из-за всего этого. Нам не хватает воздуха, живой природы. Проходя. Читать далее.

О ЧЕМ «ГОВОРЯТ» ЦВЕТЫ Разве можно представить себе жизнь без цветов? Они окружают нас повсюду, радуют разноцветьем, говорят с нами своим пахучим языком. О чем же могут рассказать цветы? Да обо всем! Зацветая, они указывают на время года, а распускаясь утром, днем или вечером. Читать далее.

Анализ рассказа Бунина «Легкое дыхание» Рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание» (1916) начинается картиной кладбища и могилы, где похоронена шестнадцатилетняя гимназистка с «радостными, пронзительно живыми глазами». Читатель еще не знает, как погибла Оля Мещерская, только чувствует непримиримость выражения ее глаз и похоронной атрибутики. Этот рассказ —. Читать далее.

Биография Бунина Иван Алексеевич Бунин — знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья. Детство и образование писателя Родился Иван Бунин в. Читать далее.

Я очень люблю цветы Я очень люблю цветы! Я очень люблю цветы. Люблю настолько, что одно время даже мечтала работать продавцом в цветочном магазине. Я представляла, как хожу между огромными вазами с разными красивыми цветами и составляю из них букеты. Вот букет прекрасных белых. Читать далее.

Женские образы в рассказах И. А. Бунина. Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина — судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых — где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих — оценок, как. Читать далее.

Сочинение на тему: «Любовь в понимании Бунина» Многие писатели и авторы задевают тему любви в своих произведениях. Причина тому предельно понятна. Любовь занимает важное место в жизни практически каждого человека. Она может вдохновлять его на определенные поступки, не давать отчаиваться тогда, когда, казалось бы, уныние неизбежно. Именно. Читать далее.

Анализ стихотворения Северная береза Бунина

Одним из любимых образов многих поэтов в русской литературе является белоствольная красавица – береза. Для И. А. Бунина это также не стало исключением. В своем стихотворении «Северная береза» за счет излюбленного приема оживления предметов, явлений окружающей среды автор ставит растение на один уровень с человеком. Он не разграничивает их, считая единым целым.

Бунин выражает особую симпатию к главной героине, как к безукоризненному таинственному существу. Заманчивая береза в стихотворении напоминает капризную девицу. Поэт проводит параллель между миром людей и миром природы. Его задумка удалась. Через образ дерева Бунин раскрывает характер обычной девушки, способной проявлять волю, отдавать дань моде, быть легкомысленной и загадочной. Не зря для этого он выбрал березу – дерево, символизирующее чистоту и девственность. Она радует своими кудрями на раскидистой пышной кроне. Ее трудно не заметить в лесной чаще за счет ярких пятен на белом фоне ствола.

Описание березы касается ее внешнего вида. Автор дает понять, что подразумевает нарядную девушку, вокруг которой наблюдается резкая перемена погоды. Все остальное – это восприятие и зависимость настроения от окружающего мира.

На фоне непогоды и слякоти девушка кажется беззащитной. Ее претензия к погоде связана лишь с тем, что помимо холода ветер может испортить ее наряд: «но только б не измять зеленых лент». Когда возвращаются «солнце, блеск, лазурь», то настроение юной красавицы поднимается. Также ведут себя березки, которые, как и любые растения, тянутся к теплу и свету.

В стихотворении чувствуется авторский оптимизм, жизнелюбие, уважительное отношение к любым проявлениям в природе. Мысль о том, что все меняется, выражена через череду разной погоды с участием березы.

Немалое количество звуковых повторов имеет не только значение уточнения («над озером, над заводью лесой…»). Они усиливают внимание к тому или иному времени года, явлению, перечисляя их: «то дождь, то град, то снег…», подчеркивает яркость эмоций: «как весел», «как радостны», «опять».

И. А. Бунин – тонкий наблюдатель природных явлений. Он с удовольствием заостряет внимание на законах природы, благодаря которым происходит череда сезонов круглый год.

Несмотря на то, что преимущество автор отдает глаголам, относящимся к угасанию природы («дрожу», «нахмурилось», «гудит»), однако вера в лучшее не покидает лирического героя: «Ведь солнце будет снова!».

Анализ 2

Сборник, который Иван Бунин выпускает в 1906 году, является собирательным. Автор публикует стихотворения, написанные с 1903 по 1906 год. За это время за поэтом сохранилось звание «певца природы», способного передать всю ее красоту в стихотворной форме и описать ее для окружающих людей. Но в данном сборнике появляются также стихотворения, в которых центральными становятся не только описание прекрасной природы, окружающей русского человека.

Первым и открывающим сборник становится стихотворение под название «Северная береза». С одной стороны, оно кажется простым и невзрачным, обычным. Главной героиней лирического повествования становится белая береза. Это простое растение знакомо каждому, поэтому есть возможность сразу представить ее простой образ.

Простота и схема рисунка создается благодаря перекрестной рифме и анафорам, также часто используются звуковые повторы.

Образы в стихотворении хорошо прослеживаются, это является также отличительной чертой произведение Ивана Бунина. При этом его береза не является простым мудрым деревом, к которому часто приходят возлюбленные, чтобы рассказать о своих бедах и трудностях.

Она сама как бы жалуется на свое положение в окружающем мире. Она словно молодая девушка, которая требует у мира внимания. Она словно легкая и беззаботная барышня, которая переживает постоянную смену времен года, ей приходится приспосабливаться к окружающим обстоятельствам. При этом ее волнует только ее собственное убранство. Она переживает о собственном внешнем виде.

Но читателю не стоит сразу считать ее плохой или легкомысленной. Автор подчеркивает ее отношение к окружающей природе. Она внимательно подмечает смену времен года, оптимистично описывает окружающую природу, она любуется происходящим вокруг и часто радуется солнышку. Поэтому можно сказать, что она является натурой достаточно утонченной и способной мыслить, внимательно наблюдать за происходящим вокруг. Девушка в образе березы, прекрасна и достаточно наблюдательна, она способна с вниманием относиться к окружающему миру, поэтому стала достойна внимания Ивана Бунина, который ее описал, сравнив с прекрасной красавицей.

Анализ стихотворения Северная береза по плану

Северная береза

Возможно вам будет интересно

Все позднее творчество Афанасия Фета полностью связано с Марией Лазич, очаровательной девушкой, которая полностью завоевала сердце поэта. Но он выбрал состоятельную жизнь, поэтому женился на совершенно другой женщине

Любовная лирика в творчестве русских поэтов бессмертна. Она передает гамму чувств, которые испытывает или наблюдает автор.

Произведение детской поэтессы является одним из стихотворений, входящих в сборник под названием «Думай, думай».

Написанное в начале 1857 года произведение от первого лица идиллического жанра и лирического содержания. Состоит из четырёх четверостиший. Темой выбрано описание ночного небосклона и испытываемые перед ним ощущения наблюдателя.

Н.А. Некрасов написал замечательное произведение «Русские женщины», посвященное женам декабристов. Эти смелые представительницы прекрасной половины человечества не побоялись и устроили настоящее восстание в Петербурге на Сенатской площади в 1825 году.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

12.07.2020

Бунин И. “Северная береза”

Читайте анализ других стихотворений Ивана Бунина:
“Помню долгий зимний вечер”
“Листопад”

Главные герои стихотворения “Северная береза” и их характеристика

  1. Березка. Молодая, зеленая, нарядная. Ей холодно, но она беспокоится о своей красоте.

План пересказа стихотворения “Северная береза”

  1. Береза над озером
  2. Весенний холод
  3. Появление солнца
  4. Весеннее веселье
  5. Снова снег
  6. Опасения березы

Главная мысль стихотворения “Северная береза”
Надо уметь переносить невзгоды, чтобы встретить счастье во всей красе.

Чему учит стихотворение “Северная береза”
Стихотворение учит любить природу и относиться к ней как к живому существу. Учит иметь терпение. Учит не бояться трудностей. Учит верить в светлое будущее.

Отзыв на стихотворение “Северная береза”
Мне очень нравится это стихотворение, в котором поэт одушевляет северную березку. Это деревце кажется мне легкомысленным, оно больше беспокоится о собственной красе, ей хочется блистать. Но при этом она очень стойкая, и хоть ее постоянно бьет снег и ветер, она не сдается. Ей помогает перенести невзгоды вера в будущее. И поэтому стихотворение не кажется грустным.

Анализ стихотворения “Северная береза”
Стихотворение было написано Иваном Буниным в 1903 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Тема: умение переносить неприятности, вера в будущее.
Главное героиней этого стихотворения оказывается молоденькая березка, которая распустилась ранней северной весной и страдает от постоянной перемены погоды. Она не одинока и постоянно обращается с жалобами и восторгом к своим подругам, таким же березкам по соседству.
Автор очень удачно показывает скоротечность времени, перемен, происходящих в жизни. У каждого есть в жизни черные и белые полосы. Когда приходит черная полоса, человеку и березе плохо, они страдают и грустят. Но если иметь силы верить в лучшее будущее и ждать, то очень скоро наступает светлая полоса в жизни и ярко начинает светить солнце.
Поэт использует в стихотворении прием олицетворения, он наделяет березу всеми свойствами живого, она становится похожа на человека, красивую молодую девушку, и потому вызывает особое сочувствие у читателя. Мы понимаем надежды березы, ведь и нам часто приходится терпеть неудачи, чтобы во всем блеске встретить успех.
Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Северная береза”
Эпитеты: нарядная зеленая береза, белый пух, весенние наряды, гудит сурово, зеленых лент.
Метафоры: дрожу от холода, мелькает снег, бор гудит, измять лент.
Сравнения: снег как пух.
Олицетворения: я дрожу, весел лес и луг, радостны наряды.

Пословицы к стихотворению “Северная береза”
Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать.
Зима и лето, пройдет и это.
Бог терпел и нам велел.
Тот жизнь ругает, кто счастья не знает.
Жизнь прожить не поле перейти.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Северная береза”
Стоящая над лесным озером березка обращается к своим подружкам и говорит о том, что весной ей холодно. Идет дождь, град, снег. Но вот выглядывает солнце, небо становится лазурным, шумят водопады.
И береза уже радуется весеннему теплу и веселью.
А небо снова хмурится, идет снег, сурово гудит бор. И береза волнуется, что может помять свои ленты, а ведь скоро снова выглянет солнце.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Северная береза”

Читать стихотворение “Северная береза”

Над озером, над заводью лесной —
Нарядная зеленая береза.
«О девушки! Как холодно весной:
Я вся дрожу от ветра и мороза!»

То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнце, блеск, лазурь и водопады.
«О девушки! Как весел лес и луг!
Как радостны весенние наряды!»

Опять, опять нахмурилось, — опять
Мелькает снег и бор гудит сурово.
«Я вся дрожу. Но только б не измять
Зеленых лент! Ведь солнце будет снова».

Ссылка на основную публикацию