Анализ стихотворения Иней Бунина

1.Не спеша прочитайте стихотворение И. А. Бунина”Иней” Леса в жемчужном инее. Морозно.
Поёт из телеграфного столба
То весело,то жалобно,то грозно
Звенящим гулом тёмная судьба.
Молчит и внемлет белая долина. И всё победней, ярче и пышней
Горит, дрожит и блещет хвост павлина
Стоцветными алмазами над ней.
2. Попробуйте описать картину, которая возникает перед глазами при чтении произведения. Какие слова, по вашему, помогают оброзно и наглядно представить морозный день
3. Без ошибок списать текст
4 Разберитесь по составу слова, употреблён не в переносном значении.

u041bu0435u0441u0430 u0432 u0436u0435u043cu0447u0443u0436u043du043eu043c u0438u043du0435u0435. u041cu043eu0440u043eu0437u043du043e.

u041fu043eu0451u0442 u0438u0437 u0442u0435u043bu0435u0433u0440u0430u0444u043du043eu0433u043e u0441u0442u043eu043bu0431u0430

u0422u043e u0432u0435u0441u0435u043bu043e, u0442u043e u0436u0430u043bu043eu0431u043du043e, u0442u043e u0433u0440u043eu0437u043du043e

u0417u0432u0435u043du044fu0449u0438u043c u0433u0443u043bu043eu043c u0442u0451u043cu043du0430u044f u0441u0443u0434u044cu0431u0430.

u041cu043eu043bu0447u0438u0442 u0438 u0432u043du0435u043cu043bu0435u0442 u0431u0435u043bu0430u044f u0434u043eu043bu0438u043du0430.

u0418 u0432u0441u0451 u043fu043eu0431u0435u0434u043du0435u0439, u044fu0440u0447u0435 u0438 u043fu044bu0448u043du0435u0439

u0413u043eu0440u0438u0442, u0434u0440u043eu0436u0438u0442 u0438 u0431u043bu0435u0449u0435u0442 u0445u0432u043eu0441u0442 u043fu0430u0432u043bu0438u043du0430

u0421u0442u043eu0446u0432u0435u0442u043du044bu043cu0438 u0430u043bu043cu0430u0437u0430u043cu0438 u043du0430u0434 u043du0435u0439.

u0417u0438u043cu043du0438u0439 u043bu0435u0441. u0415u0449u0435 u00a0 u043du0435u0434u0430u0432u043du043e u0431u044bu043bu0430 u0432u044cu044eu0433u0430, u0432u0441u0435 u0432u043eu043au0440u0443u0433 u0441u0442u043eu043du0430u043bu043e, u0430 u0442u0435u043fu0435u0440u044c u0443u0436u0435 u043fu043eu043au043eu0439 . u0417u0438u043cu043du0438u0439 u0434u0435u043du044c u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0432u0438u0442u044c u043fu043eu043cu043eu0433u0430u044eu0442 u00a0 u0441u043bu043eu0432u0430 u0438 u0441u043bu043eu0432u043eu0441u043eu0447u0435u0442u0430u043du0438u044f : u043cu043eu0440u043eu0437u043du043e, u00a0u0431u0435u043bu0430u044f u0434u043eu043bu0438u043du0430, u0433u043eu0440u0438u0442 u0438 u0431u043bu0435u0449u0435u0442, u0432 u0436u0435u043cu0447u0443u0436u043du043eu043c u0438u043du0435u0435, u0441u0442u043eu0446u0432u0435u0442u043du044bu043cu0438 u0430u043bu043cu0430u0437u0430u043cu0438.

u0416u0435u043cu0447u0443u0436 – u043au043eu0440u0435u043du044c, u043d – u0441u0443u0444u0444u0438u043au0441, u043eu043c – u043eu043au043eu043du0447u0430u043du0438u0435, u043eu0441u043du043eu0432u0430 – u0436u0435u043cu0447u0443u0436u043d.

u0421u0442- u043au043eu0440u0435u043du044c, u0446u0432u0435u0442 – u043au043eu0440u0435u043du044c, u043e – u0441u043eu0435u0434u0438u043du0438u0442. u0433u043bu0430u0441u043du0430u044f, u043d – u0441u0443u0444., u044bu043cu0438 – u043eu043au043eu043du0447u0430u043du0438u0435, u0441u0442, u0446u0432u0435u0442u043d – u043eu0441u043du043eu0432u0430. u0422u0435u043c – u043au043eu0440u0435u043du044c, u043d – u0441u0443u0444., u0430u044f – u043eu043au043eu043du0447u0430u043du0438u0435, u043eu0441u043du043eu0432u0430 – u0442u0435u043cu043d. u041cu043eu043bu0447 – u043au043eu0440u0435u043du044c, u0438u0442 – u043eu043au043eu043du0447u0430u043du0438u0435, u043cu043eu043bu0447 – u043eu0441u043du043eu0432u0430. u0412u043du0435u043cu043b – u043au043eu0440u0435u043du044c, u0435u0442 – u043eu043au043eu043du0447u0430u043du0438u0435, u0432u043du0435u043cu043b – u043eu0441u043du043eu0432u0430. u0413u043eu0440- u043au043eu0440u0435u043du044c, u0438u0442 – u043eu043au043eu043du0447u0430u043du0438u0435, u0433u043eu0440 – u043eu0441u043du043eu0432u0430.

Нужно сделать анализ стихотворения бунина “иней”

Ответы

На севере есть розовые мхи,
Есть серебристо-шелковые дюны…
Но темных сосен звонкие верхи
Поют, поют над морем, точно струны.

Послушай их. Стань, прислонись к сосне:
Сквозь грозный шум ты слышишь ли их нежность?
Но и она — в певучем полусне.
На севере отрадна безнадежность.

И. А. Бунин удивительный русский писатель, читая которого ты погружаешься в атмосферу стиха.

Читая его стихотворение “Безнадежность” ты будто переносишься на север, стоишь средь темных сосен и слушаешь их грозный шум, ощущая безнадежность севера.

Если вы прочтете стихотворение “Одиночество”, то ощутите невероятную жалость к поэту, который сидит одинокий во тьме, брошенный женщиной, и слушающий песнь дождя.

Прочитав стих “Детство”, вы мысленно перенесетесь в далекое когда все казалось таким непорочным.

Говорят, что стихи не сочиняются, а вынашиваются в душе, или сочиняются в одно мгновенье. Читая Бунина, вы поймете это сполна

Одиночество
О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь Бунин предельно верен экзистенциальной теме.
Стихотворение состоит из четырёх строф-шестистиший. Первая строка звучит ритмично-однообразно:
И ветер, и дождик, и мгла.

И сразу представляешь, ощущаешь почти физически это до боли знакомую осеннюю заунывность. Поражаюсь: как же удалось поэту так ненавязчиво и быстро погрузить читателя в атмосферу своего стихотворения? Конечно, благодаря многосоюзию (и. и. и. ) и точно выбранному размеру – амфибрахию.

Огромную роль играют здесь и ключевые слова “ветер”, “дождь”, “мгла”, создающие настроение бесприютности. Во второй строке это ощущение усугубляется “холодной” метафорой “пустыня воды”. Третья строка, кажется, звучит трагичнее:

Здесь жизнь до весны умерла.

“Жизнь умерла” – какой оксюморон! Страшно. Но есть, оказывается, временной предел этой смерти: “до весны”. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И если в третьей строке “до весны” “потерялось” где-то в середине, то в четвёртой строке именно на это слово падает логическое ударение.

Далее изобразительное начало уступает место медитативному:

Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Итак, герой одинок. Это одиночество бесприютно (“темно”, “дует”). Мольберт – атрибут художника. Но и творчество не

Таким образом, определяющее состояние и героя, и природы – холод, опустошённость (запустение). Что же здесь причина, что – следствие? Герой тоскует оттого, что природа затосковала, или ему тяжело от чего-то иного, и поэтому мир видится таким бесприютным? (Ведь есть же у Бунина стихи, где осень, дождь пропущены сквозь иную призму.)

В последующих строках мы легко находим ответ:

Вчера ты была у меня.

Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что “она была” и “казалась женой”. Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?

И опять возникает этот верхний предел опустошённости, омертвелости – весна. Почему весна? Быть может, всё просто: весной можно одному, так как сложно ощущать себя одиноким среди многоцветья, многоголосья, солнечности пробудившейся (воскресшей) природы.

А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня). Образ “сегодня” в третьей строфе раздвигается до бесконечности:

Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.

И вдруг – от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:

Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.

Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот “тонущий” след. Это страшно, когда и следа не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в “серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:
Тотальные тьма и холод! – и внутри, и снаружи.

Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”
“Сроднился”. А ведь это сильнее, чем “люблю”. “Воротись” – не только в дом, в пространство, но и (прежде всего) в чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это третья антонимичная пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной – чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три паузы-умолчания.
Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИХОДА ЗИМЫ В СТИХОТВОРЕНИИ И. А. БУНИНА «ПЕРВЫЙ СНЕГ»

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Выбранное мной стихотворение «Первый снег» относится к раннему периоду творчества поэта и изучается учащимися в 3 классе по программе «Планета Знаний», автор Э.Э.Кац.

Темой стихотворения является наступление зимы, а основной мыслью показать красоту и необычность прихода зимы.

Я считаю, автор хотел передать свои ощущения читателю, показать, что смена времен года – это естественный процесс, и надо любить в природе все, надо научиться видеть прекрасное в ней, уметь радоваться тому, что она приносит с собой!

Данное стихотворение актуально и непременно должно присутствовать в школьной программе начальной школы. Юные читатели узнают мир со всех сторон и во всех проявлениях, и природа – незаменимый помощник в этом!

Автор представил нашему вниманию пейзажную зарисовку, рассказывающую о наступлении зимы. Читая, мы понимаем, что зима еще не вступила в свои права, но ее проявления уже видны и природа постепенно меняется:

Зимним холодом пахнулоНа поля и на леса.Ярким пурпуром зажглисяПред закатом небеса…[1]

Данная строфа рисует картину приближающейся зимы, ее наступление можно не только увидеть, как пишет Иван Бунин «Ярким пурпуром зажглися / Пред закатом небеса…» [1], но и ощутить благодаря запахам «Зимним холодом пахнуло / На поля и на леса…» [1]. Думаю, те, кто наблюдает за природой, знают и понимают, что и запах может сообщать о наступлении нового времени года. Он не такой, как предыдущие, в нем есть что-то новое, таинственное. Он несет изменения…

Во второй строфе меняется эмоциональная окраска. Если в первой строфе все было довольно спокойно, и движения были плавными, то в данной строфе уже ощущается тревога:

Ночью буря бушевала,А с рассветом на село,На поля, на сад пустынныйПервым снегом понесло…[1]

Тревога выражается в столь стремительном развитии сюжета. Автор подчеркивает это словом «бушевала», что в словаре Ожегова означает «проявляться с необычайной силой» [5].

В третьей строфе автор описывает полную власть зимы над всем живым, показывая, как быстро она вступила в свои права. И поля, не заснеженные вчера, сегодня покрылись снегом. Важно отметить, лирического героя не пугают изменения в природе, а наоборот, он с нетерпением ждет преображений и искренне радуется им.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ангел Бунина

И сегодня над широкойБелой скатертью полейМы простились с запоздалойВереницею гусей [1].

Лирический герой тесно связан с природой, это выражается в местоимение «мы» в строке «Мы простились с запоздалой…»[1]. Он ощущает себя частью природного мира и принимает все изменения благосклонно, не упрекая природу в быстром приходе зимы. «Мы простились с запоздалой вереницею гусей» [1], только «запоздалая» вереница гусей, с которой прощается лирический герой, дает нам понять быстро меняющийся мир, который вчера еще был совсем иной, не готовый к переменам и не подвластный зиме.

Эстетически безупречно выстроен бунинский текст, состоящий из трех четверостиший, в которых четырехстопный хорей необыкновенно точно и органично передает переломный момент от осенней грусти к зимнему спокойствию [4]. Рифма стихотворения женская, что позволяет читать стихотворение легко и без запинок.

Особое место при анализе стихотворения занимают изобразительно-выразительные средства. Они необходимы для наиболее точного отображения мыслей, чувств и эмоций автора, для понимания содержания произведения.

В данном стихотворении ключевым является словосочетание «первый снег», именно поэтому автор, рисуя картину наступающей зимы, уделяет особое внимание первому снегу, описывая его воздействие на окружающий мир.

Присутствуют эпитеты такие, как: «зимний холод», «яркий пурпур», «сад пустынный», «запоздалая вереница» [1]. Они не только украшают стих, но и усиливают свойства или явления слов, привязанных к ним. Так, например, «зимний» придает слову «холод» более сильную окраску, создавая впечатление настоящего крепкого мороза; или «пустынный», описывающийся в словаре Ожегова, как «тихий, малолюдный» [5], характеризует сад, как место спокойное. В стихотворении есть и метафоры. Так, благодаря метафоре «белой скатертью» создается картина белоснежно-чистых просторов, растянувшихся на большие расстояния, а прочитав отрывок «зажглися пред закатом небеса», читатель легко догадается, что данная метафора раскрывает всю красоту вечернего захода солнца, передавая при помощи слов всю насыщенность красок. Олицетворения: «холодом пахнуло». Градация вместе с просторечным глаголом «понесло» в отрывке «А с рассветом на село, на поля, на сад пустынный первым снегом понесло…» используются поэтом для изображения надвигающихся изменений в природе, постепенно увеличивая территорию наступления «первого снега».

Читая стихотворение «Первый снег», мы можем окунуться в мир природы, созданный И.А.Буниным, в его видение окружающего мира. Несмотря на то, что в стихотворении описывается смена времени года, оно несет в себе некую добрую нотку. Известно, что поэт видел все самое лучшее в окружающем мире, старался в мелочах заметить важные детали, я считаю, Бунин показал читателю свою отношение к смене времен года, мы нигде не увидим недовольное слово или хмурую картину, а наоборот, Иван Алексеевич с благодарностью воспринимает приход зимы, которая в его глазах имеет особое очарование. Она ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус ностальгии и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив, свободен от обязательств и избавлен от необходимости жить по законам взрослых [2].

Список литературы

Кац Э.Э. Литературное чтение: 3-й класс. Ч. 2 учебник / Э.Э. Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 126.

«Первый снег» И.Бунин // Pishi-stihi.ru [Электронный ресурс]. URL: http://pishi-stihi.ru/pervyj-sneg-bunin.html (дата обращения 05.01.2017).

Бунин Иван Алексеевич // kostyor.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.kostyor.ru/biography/?n=51 (дата обращения 05.01.2017).

«Первый снег» // Goldlit.ru [Электронный ресурс]. URL: http://goldlit.ru/bunin/471-pervii-sneg-analiz (дата обращения 05.01.2017).

Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка // Словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения 05.01.2017).

Зимним холодом пахнулоНа поля и на леса.Ярким пурпуром зажглисяПред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,А с рассветом на село,На поля, на сад пустынныйПервым снегом понесло…

И сегодня над широкойБелой скатертью полейМы простились с запоздалойВереницею гусей [1].

Иван Бунин — Леса в жемчужном инее: Стих

Леса в жемчужном инее. Морозно.
Поет из телеграфного столба
То весело, то жалобно, то грозно
Звенящим гулом темная судьба.

Молчит и внемлет белая долина.
И все победней ярче и пышней
Горит, дрожит и блещет хвост павлина
Стоцветными алмазами над ней.

  • Следующий стих → Иван Бунин — Колибри
  • Предыдущий стих → Иван Бунин — Шепнуть заклятие при блеске

Читать похожие стихи:

  1. Иван Бунин — Жасмин
  2. Иван Бунин — Сатурн
  3. Иван Бунин — Храм солнца
  4. Иван Бунин — Скачет пристяжная, снегом обдает
  5. Иван Бунин — Индийский океан
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Анализ стихотворения Иней Бунина

Библиографическая ссылка на статью:
Музычук А.А. Философский пейзаж в лирике Бунина // Филология и литературоведение. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2013/12/622 (дата обращения: 11.09.2020).

Целью этой небольшой работы является анализ стихотворения «Нет солнца, но светлы пруды…». Произведение, на мой взгляд, одно из самых красивых в лирике Бунина. Если воспринимать данное стихотворение только в рамках пейзажной зарисовки, то оно покажется красочным описанием природы и ничем большим. Лирический герой прогуливается в каком-то парке, где есть пруды, сады, березки. Он наслаждается дыханием свежего ветерка и прикосновением дождя, игрой солнечных бликов на листве деревьев и радугой, которая появляется после ливня.

Нет солнца, но светлы пруды,

стоят зеркалами литыми,

и чаши недвижной воды

совсем бы казались пустыми,

но в них отразились сады.

Вот капля, как шляпка гвоздя,

упала – и, сотнями игол

затоны прудов бороздя,

сверкающий ливень запрыгал –

и сад зашумел от дождя.

И ветер, играя листвой,

смешал молодые березки,

и солнечный луч, как живой,

зажег задрожавшие блестки,

а лужи налил синевой

Вон радуга. Весело жить

и весело думать о небе,

о солнце, о зреющем хлебе

и счастьем простым дорожить;

С открытой бродить головой,

глядеть, как рассыпали дети

в беседке песок золотой

Иного нет счастья на свете.

Проанализируем поэтическую выразительность стихотворения. Перед нами, во-первых, необычное построение произведения: вместо привычных катренов, Бунин использует пятистишия с довольно сложной системой рифмовки, при которой одна строка часто остается без пары или рифмуется совместно со второй- третьей. Однако последние две строфы являются привычными катренами.

Читайте также:  Анализ стихотворения Зеркало Бунина

В каждом пятистишии использована тройная рифма «пруды» – «воды» – «сады», «гвоздя» – «бороздя» – «от дождя», «листвой» – «живой» – «синевой». Все это сочетается с обычными рифмами, например, «литыми» – «пустыми», «игол» – «запрыгал», «березки» – «блестки».

Дальше следует кольцевая рифма четвертой строфы по принципу АВВА : «Вон радуга. Весело жить / и весело думать о небе,/ о солнце, о зреющем хлебе / и счастьем простым дорожить…»

Она сменяется перекрестной рифмой по схеме АВАВ в последнем четверостишии: «С открытой бродить головой, / глядеть, как рассыпали дети / в беседке песок золотой / Иного нет счастья на свете».

Теперь попробуем разобраться с использованными Буниным средствами художественной выразительности. Здесь мы с первой же строки должны заметить антитезу: «Нет солнца, но светлы пруды». Она построена на двойном отрицании. Мы представляем, что солнца нет, однако противительный союз «но» после конструкции «нет солнца» подсказывает, что, возможно, оно есть.

Пруды в стихотворении Бунина стоят «зеркалами литыми». Это ещё один троп, который является сравнением с использованием формы творительного падежа.

«…и чаши недвижной воды / совсем бы казались пустыми, / Но в них отразились сады». В данном отрывке есть метафора «чаша воды», эпитет «недвижной воды» и снова антитеза, выраженная двойным отрицанием, поскольку вода «недвижная» могла бы показаться лирическому герою пустой, если бы в ней ни отразились сады.

В предыдущих строках мы выяснили, что на небе нет солнца, но пруды озарены его сиянием. То же происходит и в разбираемом нами отрывке, просто более детализировано. Поэт назвал пруды «чашами недвижной воды», но микротему раскрывает все ту же – сияние без внешнего источника этого света.

Более того, следует семантически связать «чаши недвижной воды» с «зеркалами литыми». Речь идет об описании одного и того же предмета – прудов («но светлы пруды»). Поэтом взят конкретный образ воды, которая лишена движения («зеркалами литыми», «чаши недвижной воды»).

«Вот капля, как шляпка гвоздя, / упала – и, сотнями игол / затоны прудов бороздя, / сверкающий ливень запрыгал -/ и сад зашумел от дождя». В действие нашей картины, которую мы представляем по бунинскому тексту, вмешивается новый герой – дождь.

Его первая капля сравнивается поэтом со шляпкой гвоздя. Почему? Возможно, по принципу наличия схожих форм: капелька, ударяясь о толщу земли или воды, становится плоской, как и верхушка гвоздика.

В стихотворении так же могло быть описано появление звенящего дождя, присутствие которого можно не только увидеть, но и услышать.

Это, возможно, было соотнесено поэтом со звуком падения гвоздя. И то, и другое нарушают привычную тишину, а значит, имеют свой голос.

Далее следует интересная семантическая связь «шляпки гвоздя» и «сотнями игол». Перед нами два острых и маленьких предмета, которые уподобляются каплям дождя. Такой образ состоит из простого сравнения («как шляпка гвоздя») и конструкции творительного падежа («сотнями игол»).

Если вспомнить, как дождь умеет бить по лицу, то его прикосновение мы вправе назвать острым и неприятным. Можно также вспомнить то ощущение, когда дождинки покалывают кожу.

Все эти проявления дождя ассоциируются с прикосновением таких острых предметов, как гвоздь и иголки. Выходит, что семантическая связь между «шляпкой гвоздя», «сотнями игол» и самим дождем имеет место быть.

«Сверкающий ливень запрыгал» дарит нашему дождю более крупный масштаб: он уже превратился в ливень. В данном случае автор использовал сочетание эпитета («сверкающий ») и метафоры («ливень запрыгал»).

Тот же прием одушевления использован в предложении «и сад зашумел от дождя». Перед нами метафора, но важно соединить её с семантикой звука в стихотворении. Этот отрывок соотнесен с образами «вот капля упала, как шляпка гвоздя» и «сотнями игол, затоны прудов бороздя».

Слово «затоны» имеет конкретное значение – длинный, глубоко врезавшийся в берег залив со стоячей, непроточной водой. Но для нас «затоны» интересны с точки зрения музыкальности. Слово в поэтическом осмыслении, возможно, содержало две части «за+тоны». Выходит, что это описание какой-то нездешней музыки, тонов, которых в мире и нет: они где-то за привычными звуками.

«И ветер, играя листвой, / смешал молодые березки, / и солнечный луч, как живой, / зажег задрожавшие блестки, / а лужи налил синевой». В данном отрывке использована метафора «ветер, играя листвой, смешал молодые березки». Деревья названы молодыми, значит перед нами эпитет. Более того, сами березки можно трактовать как метонимию к слову «деревья».

Появление солнечного луча в стихотворении указывает на то, что светило возвращается. Сравнение «как живой» придает образу одухотворенности. Этот луч «зажег задрожавшие блестки, / а лужи налил синевой». Бунин для описания использует метафоры «зажег» и «налил синевой» и эпитет «задрожавшие». Слово же «блестки», конечно, символизирует росу, но так же является метонимией по отношению к прошедшему ливню.

«Вон радуга. Весело жить / и весело думать о небе, /о солнце, о зреющем хлебе /и счастьем простым дорожить». Простонародное слово «вон» лишает стихотворение поэтической возвышенности, но от этого данный фрагмент только выигрывает, так как создается впечатление беседы автора с читателем. Хотя, вполне возможно, что слова «вон радуга» могли относиться только к окружающей лирического героя природе. Риторический повтор «весело жить, и весело думать о небе, / о солнце, о зреющем хлебе…» вводит и усиливает семантику хорошего настроения.

Слова «счастьем простым дорожить» относятся к этому семантическому ряду и становятся началом его кульминации. Следует заметить, что в стихотворении снова появляется солнце, но уже не как небесное светило, а как символ «простого счастья», наряду с «небом» и «хлебом».

«С открытой бродить головой, / глядеть, как рассыпали дети /в беседке песок золотой /Иного нет счастья на свете». Заключительные строки стихотворения изобилуют образами, которые выводят нас из области пейзажной лирики и переводят в мир философии.

Выражение «с открытой бродить головой» означает состояние душевной искренности и чистоты лирического героя, то, когда человеку не нужно скрывать свои мысли, свою непосредственность, природу в совсем не пейзажном смысле этого слова. Эпитет «открытой» ассоциируется с таким фразами как «открытое сердце», что делает семантическую связь понятий «открытая голова» и «искренность» близкими по значению.

«Глядеть, как рассыпали дети / в беседке песок золотой» намекает на то, что фокус зрения лирического героя меняется под конец стихотворения: сначала он созерцал природу, теперь смотрит на детей, играющих «золотым песком».

Этот образ стоит рассмотреть более детально. Речь идет не просто о применении эпитета «золотой» к слову «песок». На мой взгляд, это прочная ассоциация с песочными часами, в которых истекают секунды нашей жизни, кем-то отмеренные.

Дети в беседки рассыпали этот песок, что означает, они не осознают, насколько драгоценно время, просто радуются и живут, не понимая, что потом от этого этапа жизни останутся только воспоминания, к которым так или иначе обращается каждый человек в зрелом возрасте.

Более того, слово «золотой» часто связывается в представлении с таким понятием, как «солнце». Возможно, мы имеем право предположить, что «золотой песок» есть метонимия солнца, которое в свою очередь является символом счастья.

«Иного нет счастья на свете…» раскрывает семантику хорошего настроения, которое было замечено при возникновении на небе радуги и появлении дум о «небе, о солнце, о зреющем хлебе», которые приводят к мысли о том, что следует «счастьем простым дорожить».

В заключение мы выделим те особенные черты, которые были проанализированы в стихотворении Ивана Алексеевича Бунина «Нет солнца, но светлы пруды…» (1900). Философский подтекст пейзажной зарисовки раскрывается в самом конце произведения, но в описании природы уже намечаются символы, указывающие на смену фокуса.

Во-первых, это описание внутреннего сияния прудов без внешнего источника – солнца. Во-вторых, появление радуги после ливня, который был сравнен с прикосновением острых иголок к телу. В-третьих, риторический повтор слова «весело» приоткрывает другую грань стихотворения, связанную с детской непосредственность и жизнью, вопреки зрелому представлению о смерти. «И счастьем простым дорожить» становится квинтэссенцией стихотворения о том, как драгоценны каждые секунды «золотого песка» – времени.

Анализ стихотворения Седое небо надо мной Бунина

Произведение Бунина «Седое небо…» имеет четкую грань между строфами, автор четко разделил свою работу. Если в первой части произведения речь идет о пейзаже, то вторая часть посвящена исключительно автору. Бунин переосмысливает пройденное и раздумывает о предстоящем.

Изначально автор показывает читателю темную и очень тихую, молчаливую осень. Небо Бунин описывает темным, хмурым, на нем много туч и свет практически не пробивается. Такое описание не является типичным для автора. Например, произведение «Листопад», которое насыщенно более светлыми и яркими тонами. А в данном произведении лес темный и пустой и ему полностью идентично небо. Можно увидеть только один яркий тон, это желтые листья. Но, они не танцуют на ветру, они просто на земле лежать, покрытые грязью. Такое описание довольно реалистическое, но при этом природа выглядит мертвой.

Читайте также:  Анализ стихотворения В горах Бунина

В начале же второй строфы автор решил использовать антитезу, например, вверху – внизу. Несколько ранее тишина или даже молчание, прерывается непонятным звуком ветра, который колыхает растения и деревья. Этот отрезок произведения автор как бы не доводит до конца, в конце он просто ставит многоточие. Это подчеркивает некую паузу, возможность задуматься.

Финал произведения, смысл которого заключается в нескольких последних строчках говорит читателю следующее. Бунин задумывается о прожитых годах, автор подводит итог. Автор дает себе плохую оценку, ведь размышляет трезво. Молодость прошла почти даром, у автора нет хорошего и надежного жилья, ровно также нет верных и влиятельных приятелей. Причем эти важные темы для Бунина являются не выдумкой, это его в чем-то его биография. Автор был одинок и жилья толком не имел. Бунин был вынужден покинуть родной дом в 11 лет, ему нужно было учится. Вернулся молодой паренёк только через 5 лет.

Так называемые «одинокие думы» в данном произведении выступают радостью для героя. Такой стиль очень похож на стиль Лермонтова, причем Бунин частенько брал такую манеру в работе. Например, у Лермонтова герой всегда старается найти выход и победить свое одиночество, взять и уединится с природой. А вот у Бунина наоборот, лирический герой не соединяется с природой, герой общается как бы с статическим пейзажем.

Кстати практически через 15 лет автор повзрослел и свои молодые годы он решил их переосмыслить. И вот в своем произведении «Сказка» — это очень видно.

Вариант 2

Наверное, человек начинает задумываться о смысле жизни лишь в том случае, когда ему остается жить совсем немного. А вот когда у него впереди еще очень много времени он просто живет для себя и ни о чем не задумывается. Когда человек молод и ему кажется, что у него еще целый мир, который он успеет покорить и обследовать вдоль и поперек. Они не задумываются о том, что совсем скоро придет старость, а за ней и смерть. Вот также происходит в стихотворении знаменитого и популярного Бунина. Здесь главный герой тратит время на свободу и скитания в разные страны и города. Хотя он прекрасно понимает, что от старости убежать он никуда не сможет, и куда бы, не бежал, она всегда следует за ним и придет неожиданно.

В стихотворении рассказывается о поздней осени. Небо сильно затянуто черными тучами и поэтому просветов в нем не видно. На деревьях практически нет листьев, они покрыли всю землю и ветер гоняет их по земле в разные стороны. Постепенно погода меняется и с неба начинает капать сначала маленькие, а потом большие капли дождя. Главным героем он выставляет себя. И поэтому все описание относится к нему. Когда он был молодым, то думал, что сможет совершить огромное количество разных подвигов, которые потом все будут вспоминать и восторгаться Буниным. Также у него были вопросы к самому себе, и на которые он пока еще не знал ответов, но пытался найти на них ответ. Бунин больше всего на свете любил природу и всегда описывал ее с восторгом. Ему всегда было одиноко, но природа находилась всегда рядом с ним и сопровождала везде.

В стихотворении выделяется огромное количество знаков препинания, при помощи которых можно немного осмыслить или понять то, что хочет донести до нас писатель.

Хотя стихотворение является небольшим, но все равно в нем заложен поучительный смысл, который должен понять каждый читатель. Больше всего здесь выделяется тема одиночества. Конечно, многим людям не нравится одиночество, но и здесь есть свои плюсы. Можно немного проанализировать, а также переосмыслить свою жизнь и изменить хотя бы некоторые промежутки своей жизни хорошими моментами и даже в плохих моментах отыскать что-то хорошее и интересное.

Анализ стихотворения Седое небо надо мной по плану

Седое небо надо мной

Возможно вам будет интересно

У каждого поэта в русской литературе существует собственный взгляд на времена года. Если речь идет о весне, то у авторов предвестниками выступают разные живые существа, явления.

Если рассматривать стихотворение Мережковского Дети ночи, исходя из современной действительности, то складывается впечатление, будто поэт говорил о нынешних днях, про смену эпох. К примеру, вполне возможно

Это произведение было написано, 26 мая 1828г – в не самый благополучный для поэта промежуток времени. Кажется, уже в прошлом его гонения по ссылкам, восстание декабристов и трагические события, которые последовали за этим

Изучив стихотворение «Россия» я считаю, что лирическим героем в нем является любимая, вечная Россия. С первых же строк ясно, что у автора особенное отношение к России. Если бы он любил ее как все-он бы стал писать про чарующие пейзажи и безграничные леса.

Анна Ахматова – человек весьма рациональный, как может показаться с виду, или как казалось вначале другим, кто ее толком не знал. Но когда ее узнавали поближе, все удивлялись

Иван Бунин — Седое небо надо мной: Стих

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья…
Вся молодость моя — скитанья
Да радость одиноких дум!

  • Следующий стих → Иван Бунин — Сатурн
  • Предыдущий стих → Иван Бунин — Серп Луны под тучкой длинной

Читать похожие стихи:

  1. Владимир Маяковский — Надо мной луна
  2. Александр Пушкин — Надо мной в лазури ясной
  3. Аполлон Григорьев — О, сжалься надо мной
  4. Иван Бунин — В полночный час
  5. Иван Бунин — Еще утро не скоро
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Ссылка на основную публикацию