Анализ стихотворения Крещенская ночь Бунина 11 класс

Анализ стихотворения Бунина “Крещенская ночь”(тема,идея,жанр,вид лирики,худож.средства и примеры)

u00a0 u00a0 u0418u0437u0432u0435u0441u0442u043du043e, u0447u0442u043e u041au0440u0435u0449u0435u043du0438u0435 u2013 u043eu0434u0438u043d u0438u0437 u0432u0430u0436u043du0435u0439u0448u0438u0445 u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0441u043au0438u0445 u043fu0440u0430u0437u0434u043du0438u043au043eu0432. u041au043eu0433u0434u0430-u0442u043e, u043cu043du043eu0433u043e u0441u043eu0442u0435u043d u043bu0435u0442 u043du0430u0437u0430u0434, u0432 u044du0442u043eu0442 u0434u0435u043du044c u0418u0438u0441u0443u0441 u0425u0440u0438u0441u0442u043eu0441 u043au0440u0435u0441u0442u0438u043bu0441u044f u0432 u0440u0435u043au0435 u0418u043eu0440u0434u0430u043d. u0422u0435u043c u0441u0430u043cu044bu043c u043eu043d u043fu043eu043au0430u0437u0430u043b, u0447u0442u043e u043au0430u0436u0434u044bu0439 u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0438u043d u043du0430u0445u043eu0434u0438u0442u0441u044f u043fu043eu0434 u0437u0430u0449u0438u0442u043eu0439 u0413u043eu0441u043fu043eu0434u0430. u042du0442u043e u0432u0435u043bu0438u043au043eu0435 u0442u0430u0438u043du0441u0442u0432u043e, u0432 u043fu043eu043bu043du043eu0439 u043cu0435u0440u0435 u043du0435u043fu043eu0441u0442u0438u0436u0438u043cu043eu0435 u0434u043bu044f u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430. u0415u043cu0443 u043eu0441u0442u0430u0435u0442u0441u044f u043bu0438u0448u044c u043eu0434u043du043e u2013 u0432u0435u0440u0438u0442u044c u0432 u0427u0443u0434u043e.u00a0

u00a0u00a0u00a0u00a0u041au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0446u0438u043eu043du043du043e u0434u0430u043du043du043eu0435 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u043cu043eu0436u043du043e u0440u0430u0437u0434u0435u043bu0438u0442u044c u043du0430 u0442u0440u0438 u0447u0430u0441u0442u0438. u041fu0435u0440u0432u0430u044f u0447u0430u0441u0442u044c u2013 u044du0442u043e u043fu044fu0442u044c u043fu0435u0440u0432u044bu0445 u0447u0435u0442u0432u0435u0440u043eu0441u0442u0438u0448u0438u0439. u0412 u043du0438u0445 u043eu043fu0438u0441u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u043du043eu0447u044c u0432 u0437u0438u043cu043du0435u043c u043bu0435u0441u0443. u041eu0441u043du043eu0432u043du044bu0435 u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u044f u044du0442u043eu0439 u0447u0430u0441u0442u0438 u2013 u043fu043eu043au043eu0439, u0432u0435u043bu0438u0447u0438u0435, u043eu0449u0443u0449u0435u043du0438u0435 u043au0440u0430u0441u043eu0442u044b u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b.u00a0
u00a0u00a0u00a0u00a0u0412 u043fu0435u0440u0432u043eu0439 u0447u0430u0441u0442u0438 u0441u0438u043bu044cu043du044b u0441u043au0430u0437u043eu0447u043du044bu0435 u043cu043eu0442u0438u0432u044b, u0432u0435u0434u044c u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0430 u0432 u041au0440u0435u0449u0435u043du0441u043au0443u044e u043du043eu0447u044c, u043fu043e u043cu043du0435u043du0438u044e u0411u0443u043du0438u043du0430, u0432u043eu043bu0448u0435u0431u043du0430:

u00a0u00a0u00a0u00a0u0422u0435u043cu043du044bu0439 u0435u043bu044cu043du0438u043a u0441u043du0435u0433u0430u043cu0438, u043au0430u043a u043cu0435u0445u043eu043c,u00a0

u00a0u00a0u00a0u00a0u041eu043fu0443u0448u0438u043bu0438 u0441u0435u0434u044bu0435 u043cu043eu0440u043eu0437u044b,u00a0

u00a0u00a0u00a0u00a0u0412 u0431u043bu0435u0441u0442u043au0430u0445 u0438u043du0435u044f, u0442u043eu0447u043du043e u0432 u0430u043bu043cu0430u0437u0430u0445,u00a0

u00a0u00a0u00a0u00a0u0417u0430u0434u0440u0435u043cu0430u043bu0438, u0441u043au043bu043eu043du0438u0432u0448u0438u0441u044c, u0431u0435u0440u0435u0437u044b.

u00a0u00a0u00a0u00a0u0417u0430u043cu0435u043bu043e u0447u0430u0449u0438 u043bu0435u0441u0430 u043cu0435u0442u0435u043bu044cu044e, –

u00a0u00a0u00a0u00a0u0422u043eu043bu044cu043au043e u043bu044cu044eu0442u0441u044f u0441u043bu0435u0434u044b u0438 u0434u043eu0440u043eu0436u043au0438,u00a0

u00a0u00a0u00a0u00a0u0423u0431u0435u0433u0430u044f u043cu0435u0436 u0441u043eu0441u0435u043d u0438 u0435u043bu043eu043a,

u00a0u00a0u00a0u00a0u041cu0435u0436 u0431u0435u0440u0435u0437u043eu043a u0434u043e u0432u0435u0442u0445u043eu0439 u0441u0442u043eu0440u043eu0436u043au0438.u00a0

u00a0u00a0u00a0u00a0u0412 u043fu0435u0440u0432u043eu0439 u0447u0430u0441u0442u0438 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0430 u043fu0440u0435u0432u0440u0430u0449u0430u0435u0442u0441u044f u0432 u0436u0438u0432u043eu0435 u0442u0430u0438u043du0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0435 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043e u0441u043e u0441u0432u043eu0438u043cu0438 u0437u0430u043au043eu043du0430u043cu0438 u0438 u0441u0430u043cu0430 u0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u0441u044f u043du0430u0431u043bu044eu0434u0430u0442u0435u043bu0435u043c: u00abu2026u043fu043eu043bu043du044bu0439 u043cu0435u0441u044fu0446 u0433u043bu044fu0434u0438u0442 u0441 u043du0435u0431u043eu0441u043au043bu043eu043du0430. u0412u044bu0441u043eu043au043e u043eu043d u043fu043eu0434u043du044fu043bu0441u044f u043du0430u0434 u043bu0435u0441u043eu043c, u0412 u044fu0440u043au043eu043c u0441u0432u0435u0442u0435 u0441u0432u043eu0435u043c u0446u0435u043fu0435u043du0435u044fu2026u00bb

u00a0u00a0u00a0u00a0u0414u0430u043du043du043eu0433u043e u044du0444u0444u0435u043au0442u0430 u0411u0443u043du0438u043d u0434u043eu0431u0438u0432u0430u0435u0442u0441u044f u043fu0440u0438 u043fu043eu043cu043eu0449u0438 u0442u0430u043au043eu0433u043e u0445u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0433u043e u043fu0440u0438u0435u043cu0430, u043au0430u043a u043eu043bu0438u0446u0435u0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435: u00abu2026u0437u0430u0434u0440u0435u043cu0430u043bu0438, u0441u043au043bu043eu043du0438u0432u0448u0438u0441u044c, u0431u0435u0440u0435u0437u044b.u00bb, u00abu2026u0438 u043fu0440u0438u0447u0443u0434u043bu0438u0432u043e u0441u0442u0435u043bu044eu0442u0441u044f u0442u0435u043du0438u2026u00bb, u00abu0421u043fu044fu0442 u0442u0430u0438u043du0441u0442u0432u0435u043du043du043e u0441u0442u0440u043eu0439u043du044bu0435 u0447u0430u0449u0438u2026u00bb u0438 u0442.u0434.

u00a0u00a0u00a0u00a0u0412u0442u043eu0440u0430u044f u0447u0430u0441u0442u044c u0434u043eu0441u0442u0430u0442u043eu0447u043du043e u0440u0435u0437u043au043e u043au043eu043du0442u0440u0430u0441u0442u0438u0440u0443u0435u0442 u0441 u043fu0435u0440u0432u043eu0439. u0412 u043du0435u0439 u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u0435 u043cu0435u043du044fu0435u0442u0441u044f: u0432u043eu0437u043du0438u043au0430u0435u0442 u043eu0449u0443u0449u0435u043du0438u0435 u043du0430u043fu0440u044fu0436u0435u043du043du043eu0441u0442u0438, u0442u0440u0435u0432u043eu0436u043du043eu0433u043e u043eu0436u0438u0434u0430u043du0438u044f. u041du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440:

u00a0u00a0u00a0u00a0u0422u0438u0448u0438u043du0430, – u0430, u0431u044bu0442u044c u043cu043eu0436u0435u0442, u043eu043d u0431u043bu0438u0437u043au043eu2026

u00a0u00a0u00a0u00a0u0418 u0441u0442u043eu044e u044f, u0438u0441u043fu043eu043bu043du0435u043d u0442u0440u0435u0432u043eu0433u0438,u00a0

u00a0u00a0u00a0u00a0u0418 u0433u043bu044fu0436u0443 u043du0430u043fu0440u044fu0436u0435u043du043du043e u043du0430 u0447u0430u0449u0438,u00a0

u00a0u00a0u00a0u00a0u041du0430 u0441u043bu0435u0434u044b u0438 u043au0443u0441u0442u044b u0432u0434u043eu043bu044c u0434u043eu0440u043eu0433u0438.

u00a0u00a0u00a0u00a0u0418u043cu0435u043du043du043e u0432 u044du0442u043eu0439 u0447u0430u0441u0442u0438 u0438 u043fu043eu044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u043cu043du043eu0433u043eu0442u043eu0447u0438u0435, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u0443u0441u0438u043bu0438u0432u0430u0435u0442 u043du0430u043fu0440u044fu0436u0435u043du0438u0435 u0438 u043du0435u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0435u043du043du043eu0441u0442u044c. u0422u0430u043au0436u0435 u044du0442u043e u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u0435 u043eu0441u043eu0431u043e u0441u0438u043bu044cu043du043e u043fu0435u0440u0435u0434u0430u0435u0442u0441u044f u0432 u043fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0435u043c u0447u0435u0442u0432u0435u0440u043eu0441u0442u0438u0448u0438u0438 u0432u0442u043eu0440u043eu0439 u0447u0430u0441u0442u0438:

u00a0u00a0u00a0u00a0u041eu0433u043eu043du0435u043a u0438u0437 u043bu0435u0441u043du043eu0439 u043au0430u0440u0430u0443u043bu043au0438

u00a0u00a0u00a0u00a0u041eu0441u0442u043eu0440u043eu0436u043du043e u0438 u0440u043eu0431u043au043e u043cu0435u0440u0446u0430u0435u0442,

u00a0u00a0u00a0u00a0u0422u043eu0447u043du043e u043eu043d u043fu0440u0438u0442u0430u0438u043bu0441u044f u043fu043eu0434 u043bu0435u0441u043eu043c

u00a0u00a0u00a0u00a0u0418 u0447u0435u0433u043e-u0442u043e u0432 u0442u0438u0448u0438 u043fu043eu0434u0436u0438u0434u0430u0435u0442.

u00a0u00a0u00a0u00a0u0421u0442u043eu0438u0442 u043eu0431u0440u0430u0442u0438u0442u044c u0432u043du0438u043cu0430u043du0438u0435 u043du0430 u0447u0435u0440u0435u0434u043eu0432u0430u043du0438u0435 u0433u043bu0430u0441u043du044bu0445 u043e u0438 u0443. u042du0442u043eu0442 u0430u0441u0441u043eu043du0430u043du0441 u043fu043eu043cu043eu0433u0430u0435u0442 u0430u0432u0442u043eu0440u0443 u043fu043eu043au0430u0437u0430u0442u044c u043du0430u043fu0440u044fu0436u0435u043du043du043eu0441u0442u044c u0438 u0442u0430u0438u043du0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0441u0442u044c. u0422u0430u043au0436u0435 u044du0442u043e u0447u0435u0440u0435u0434u043eu0432u0430u043du0438u0435 u043fu043eu043cu043eu0433u0430u0435u0442 u043fu0435u0440u0435u0434u0430u0442u044c u0444u043eu043bu044cu043au043bu043eu0440u043du044bu0435 u043cu043eu0442u0438u0432u044b.

u00a0u00a0u00a0u00a0u0412u043eu0437u0432u0440u0430u0449u0430u044fu0441u044c u043a u0441u043eu0434u0435u0440u0436u0430u043du0438u044e u0432u0442u043eu0440u043eu0439 u0447u0430u0441u0442u0438, u0441u0442u043eu0438u0442 u0437u0430u043cu0435u0442u0438u0442u044c, u0447u0442u043e u0438 u043du0430u043fu0440u044fu0436u0435u043du0438u0435 u0438 u0442u0440u0435u0432u043eu0436u043du043eu0441u0442u044c u0441u0432u043eu0439u0441u0442u0432u0435u043du043du044b u0442u043eu043bu044cu043au043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0443. u041fu0440u0438u0440u043eu0434u0430 u0436u0435 u043eu0441u0442u0430u0435u0442u0441u044f u0441u043fu043eu043au043eu0439u043du043eu0439 u0432 u0441u0432u043eu0435u043c u0446u0430u0440u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu043c u0432u0435u043bu0438u0447u0438u0438. u0427u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0436u0435, u043du0435 u0434u043eu0432u0435u0440u044fu044f u043cu0443u0434u0440u043eu0441u0442u0438 u0411u043eu0433u0430 u0438 u043du0435 u0441u043bu0438u0432u0430u044fu0441u044c u0441 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u043eu0439, u043fu043eu0441u0442u043eu044fu043du043du043e u0447u0435u0433u043e-u0442u043e u0431u043eu0438u0442u0441u044f: u00abu0410, u0431u044bu0442u044c u043cu043eu0436u0435u0442, u0437u0430 u044du0442u0438u043c u043eu0432u0440u0430u0433u043eu043c // u041fu0440u043eu0431u0438u0440u0430u0435u0442u0441u044f u0432u043eu043bu043a u043fu043e u0441u0443u0433u0440u043eu0431u0430u043cu2026u00bb, u00abu0412u0441u0435 u043cu043du0435 u0447u0443u0434u0438u0442u0441u044f u0447u0442u043e-u0442u043e u0436u0438u0432u043eu0435, // u0412u0441u0435 u043au0430u043a u0431u0443u0434u0442u043e u0437u0432u0435u0440u044cu043au0438 u043fu0440u043eu0431u0435u0433u0430u044eu0442u00bb.u00a0
u00a0u00a0u00a0u00a0u041du043e u043du0430u0434 u0432u0441u0435u043c u0441u0443u0449u0438u043c u0441u0442u043eu0438u0442 u0432u044bu0441u0448u0430u044f u043cu0443u0434u0440u043eu0441u0442u044c. u042du0442u043eu043cu0443 u0438 u043fu043eu0441u0432u044fu0449u0435u043du0430 u0442u0440u0435u0442u044cu044f u0447u0430u0441u0442u044c, u0441u043eu0441u0442u043eu044fu0449u0430u044f u0438u0437 u0434u0432u0443u0445 u043fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0438u0445 u0447u0435u0442u0432u0435u0440u043eu0441u0442u0438u0448u0438u0439. u0417u0434u0435u0441u044c u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u0435 u0432u043du043eu0432u044c u043cu0435u043du044fu0435u0442u0441u044f u043du0430 u0442u043eu0440u0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0435, u0432u0435u043bu0438u0447u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0435. u0412 u044du0442u043eu0439 u0447u0430u0441u0442u0438 u043eu043fu044fu0442u044c u043fu043eu044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0441u043eu0441u0442u043eu044fu043du0438u0435 u043fu043eu043au043eu044f, u0443u0442u0435u0440u044fu043du043du043eu0435 u0432 u043fu0440u0435u0434u044bu0434u0443u0449u0435u0439. u042f u0441u0447u0438u0442u0430u044e, u0447u0442u043e u043fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0438u0435 u0434u0432u0430 u0447u0435u0442u0432u0435u0440u043eu0441u0442u0438u0448u0438u044f u043cu043eu0436u043du043e u043du0430u0437u0432u0430u0442u044c u0441u0432u043eu0435u043eu0431u0440u0430u0437u043du044bu043c u0438u0442u043eu0433u043eu043c u0432u0441u0435u0433u043e u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f. u0412 u043du0438u0445 u0432u044bu0440u0430u0436u0430u0435u0442u0441u044f u0430u0432u0442u043eu0440u0441u043au0430u044f u043fu043eu0437u0438u0446u0438u044f.u00a0
u00a0u00a0u00a0u00a0u041fu043eu0441u043bu0435 u0442u044fu0433u043eu0441u0442u043du043eu0433u043e u043eu0436u0438u0434u0430u043du0438u044f u00abu0443 u0442u0440u043eu043du0430 u0433u043eu0441u043fu043eu0434u043du044fu00bb u0432u0437u043eu0448u043bu0430 u0437u0432u0435u0437u0434u0430. u0421u0438u043cu0432u043eu043b u0437u0432u0435u0437u0434u044b, u043du0430 u043cu043eu0439 u0432u0437u0433u043bu044fu0434, u0437u0434u0435u0441u044c u043du0435 u0441u043bu0443u0447u0430u0435u043d. u0412u0435u0434u044c u043fu043e u0441u0430u043cu043eu0439 u044fu0440u043au043eu0439 u0437u0432u0435u0437u0434u0435 u043bu044eu0434u0438 u0443u0437u043du0430u043bu0438 u043e u0440u043eu0436u0434u0435u043du0438u0438 u0418u0438u0441u0443u0441u0430 u0425u0440u0438u0441u0442u0430 u0438 u043e u0441u0432u043eu0435u043c u0441u043fu0430u0441u0435u043du0438u0438. u0422u0430u043au0436u0435 u0441u0430u043cu0430u044f u044fu0440u043au0430u044f u0437u0432u0435u0437u0434u0430 u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u043fu0443u0442u0435u0432u043eu0434u043du043eu0439. u041eu043du0430 u0432u043eu0437u0432u0435u0449u0430u0435u0442 u0432u0441u0435u043c u043bu044eu0434u044fu043c u043e u043du0430u0434u0435u0436u0434u0435 u0438 u043eu0431u0435u0449u0430u0435u0442 u043fu043eu043au043eu0439 u0438 u0437u0430u0449u0438u0449u0435u043du043du043eu0441u0442u044c. u041du0435u0441u043bu0443u0447u0430u0439u043du043e u0432 u044du0442u043eu0439 u0447u0430u0441u0442u0438 u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442u0441u044f u043e u00abu0434u0438u0432u043du043eu043c u043fu043eu043au043eu0435u00bb. u042du0442u043e u0431u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0435 u0441u043fu043eu043au043eu0439u0441u0442u0432u0438u0435, u043fu043eu043au043eu0439 u0443u0432u0435u0440u0435u043du043du043eu0441u0442u0438.

u00a0u00a0u00a0u00a0u0414u0430u043du043du043eu0435 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u043fu0438u0441u0430u043bu043eu0441u044c u043du0430 u043fu0440u043eu0442u044fu0436u0435u043du0438u0438 u043fu044fu0442u043du0430u0434u0446u0430u0442u0438 u043bu0435u0442. u0412u0438u0434u0438u043cu043e, u0411u0443u043du0438u043d u043du0435u043eu0434u043du043eu043au0440u0430u0442u043du043e u043a u043du0435u043cu0443 u0432u043eu0437u0432u0440u0430u0449u0430u043bu0441u044f. u041fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u043cu044b u043cu043eu0436u0435u043c u043fu043eu043du044fu0442u044c, u0447u0442u043e u044du0442u0430 u0442u0435u043cu0430 u0431u044bu043bu0430 u0432u0430u0436u043du0430 u0434u043bu044f u0411u0443u043du0438u043du0430. u0411u043bu0430u0433u043eu0434u0430u0440u044f u00abu041au0440u0435u0449u0435u043du0441u043au043eu0439 u043du043eu0447u0438u00bb u043cu044b u043cu043eu0436u0435u043c u043fu043eu043du044fu0442u044c u0432u0437u0433u043bu044fu0434u044b u0418.u0410.u0411u0443u043du0438u043du0430 u043du0430 u043eu0447u0435u043du044c u0432u0430u0436u043du044bu0435 u0444u0438u043bu043eu0441u043eu0444u0441u043au0438u0435 u0432u043eu043fu0440u043eu0441u044b “>]” data-test=”answer-box-list”>

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Крещенская ночь»

Автор: Guru · 14.07.2020

В этой статье мы с вами рассмотрим по плану и проанализируем произведение И.А. Бунина «Крещенская ночь». Ознакомимся с краткой историей этого стихотворения и рассмотрим некоторые детали, ведь произведение уникально в своем жанре, потому что переносит нас своей волшебной атмосферой в ночь перед празднованием Крещения.

История создания

Итак, свое произведение о Крещенской ночи Иван Бунин написал, еще будучи подростком 16 лет, однако писал он его целых пять лет, окончив по достижению 21 года в 1901 году, так что это стихотворение можно отнести к периоду раннего творчества. Название стиха относилось к празднику, а в главной теме описывалась природная красота и ее постоянство.

Сам праздник имеет большое количество примет и суеверий. Например, год считали благоприятным для земледелия, если в ночь перед праздником стоял трескучий мороз. Однако Бунин начал произведение с описания именно ночи, отодвинув религиозный подтекст на второй план. Он описывает предпраздничную ночь и ее чарующее время.

При прочтении стиха создается впечатление, будто автор написал его, находясь в лесной чаще, но его дневник это опровергает. Поэт пребывал на Украине, а стихотворение писал, ностальгируя о своем родном крае. Окончил он его спустя 5 лет, во время путешествия в столицу, где гулял ночью в лесу зимой.

По своему жанру произведение Ивана Бунина «Крещенская ночь» является лирическим. Стихотворение имеет средний объем. Оно говорит о чувствах писателя и показывает нам красу и волшебство праздничной ночи. Помимо этого, лирический стих носит пейзажный характер, Его размер – это трехстопный анапест, который подчеркивает и усиливает мелодичность.

Композиция

Произведение состоит из трех частей. В первой части находятся начальные пять куплетов, в которых нам показана ночь в лесу, окутанная зимним величием, которое придают ей нотки волшебства в атмосфере. Природа словно оживает и обличается, наблюдая за всем. В этом нам показана важность природы и ее значимость для человека, ибо так было еще издревле.

А во вторая часть резко отличается от предыдущей своим контрастом, в котором состояние умиротворения сменяется напряжением, характерным для человека. Однако величие природы сохраняется. Но во второй части указывается, что человек разобщен с природой и не верит в мудрость Бога. В этом демонстрируется страх человека остаться наедине с самим собой. Впрочем, несмотря на то, что человек отделился от природы, он, тем не менее, стремится быть поближе к ней.

А к третьему фрагменту относятся всего два последних куплета, которые Бунин посвятил утраченному покою человека и его мудрости, которые постепенно возвращаются.

Образы

В произведении очень разнообразна система образов. Так, например, применяется образ звезды, причем, весьма символично, потому что, благодаря ей, люди прознали, что явился на свет Иисус Христос. Следовательно, есть возможность спасти свои души. Помимо этого, звезда – путеводная, по ней ориентировались, чтобы найти дорогу домой.

Также образом является и сторожка, которая символизирует собой одиночество души. Эти два образа встречаются в прозаических произведениях «Мелитон», в котором упоминается такой же образ одинокой жизни, и в «Сосны» — звезда, ее образ.

Главный герой произведения является чувственным, эмоционально отзывчивым человеком, который тонко улавливает все изменения в природе и ощущает ее могучий потенциал. Душа его творческая, он подобен художнику, поскольку видит и отличает все детали окружающей его красоты. Помимо того, он причисляет себя к природе, погружается в ее атмосферу, понимая и осознавая, что лишь праматерь всего живого может даровать душе успокоение.

Проблематика

Лирика произведения носит художественный характер пейзажа, и основная тематика с проблематикой вытекают из этого, а именно:
Тематика природы, которая имеет плотную взаимосвязь с человеческими эмоциями и чувствами, всегда умиротворяя и успокаивая человека, внутренне подталкивает его к единству со своими собратьями.

Второй темой является тема красоты атмосферы мира, которая показана через описание зимних пейзажей.

Третья тема произведения заключается в описании значимости природы для существования человека, над которой часто задумывался писатель.

Последней темой можно определить смену настроения в стихотворении, потому что оно переменное. Так, изначально стихотворение носит характер спокойствия и могущества, а во второй части меняется, напрягаясь и тревожась. Третья часть погружает нас в праздничную атмосферу.

Основная идея

Многие поэты воспевали зимнее очарование в своих произведениях, описывая его. Однако автор решил выбрать не обычную ночь, а праздничную, во время которой он соотносит себя с природой, которая имеет прежде всего высокую духовную ценность.

Смысл же произведения заключается в том, что родные края даруют автору душевный покой, а он уезжает надолго, за что приносит извинения.

Выразительные средства

Произведение очень богато различными средствами выразительности, такими как эпитеты, олицетворения, антитезы, аллитерации, ассонансы. Автор рисует состояние покоя, установившееся в зимней природе.

Анализ стихотворения «Крещенская ночь» (И. А. Бунин)

Анализ стихотворения «Крещенская ночь» (И. А. Бунин) открывает нам в авторе не только талантливого и известного прозаика, но и поэта, умеющего тонко чувствовать природу и взаимодействие с ней человека. Не зря Бунина называют певцом природы и ночи.

Стихотворение «Крещенская ночь» датируется 1896 – 1901 годами. Целых пятнадцать лет ушло на создание шедевра Бунина. Можно только предполагать, почему стихотворение, хотя и довольно большое, заняло такой значительный промежуток времени. Вероятно, автор подошел к его созданию осмысленно, продумав все детали до мелочей. Поэтому читатель и может сейчас в полной мере наслаждаться своеобразным гимном природе, совершенным во всех отношениях.

В стихотворении нет ни одной лишней детали, ни одного лишнего слова и символа. Все органично взаимодействует и создает картину морозной крещенской ночи.

Какой поэт или писатель не писал о зиме? Это время года всегда представлялось каким-то волшебным и таинственным периодом. Зима окутана ледяной тайной, это самое сказочное и удивительное время. Время чудес и загадок. «Зимняя ночь» Б. Пастернака, «Чародейкою зимою» Ф. Тютчева, «Идет волшебница зима» А.С. Пушкина и многие другие стихи известных поэтов дарят читателям завораживающие пейзажи зимнего леса, жизни людей зимой, и в каждом из произведений кроется сое волшебство и поэтический мир автора.

Но Бунин выбрал для своего стихотворения не просто зимнюю ночь, уже саму по себе величественную и прекрасную. Крещение – особенный праздник на Руси. В крещенскую ночь даже снег становится священным. Поэтому вместе с темой величия и красоты природы тесно сплетается тема святости происхождения человека, а главная мысль Бунина заключается в напоминании людям об одухотворенности природы Богом. Мы порой забываем о тесной связи нас с природой и, пожалуй, только оставшись наедине с ней, особенно в такую прекрасную праздничную ночь можно по-настоящему почувствовать это единение.

Стихотворение написано трехстопным анапестом, который придает плавность интонации, неторопливость, напевность. Его хочется читать нараспев, вполголоса, и даже напряженность некоторых строк не меняет ровной и спокойной тональности произведения.

Атмосферу и настроение сказки создает и композиция стихотворения. Его можно разделить на три части.

К первой части относятся первые пять строф стихотворения. Если бы не название, то с первых строк было бы не понять, что мы читаем именно о крещенской ночи. Мы видим удивительную картину зимнего ночного леса. Во всей своей красе и величии перед одиноким путником предстает природа. Все вокруг окутано пушистым снегом и сном. Повсюду торжественная тишина, покой и умиротворение. Ни одного звука не раздастся в этой глуши. Лес как будто скован морозом и ночью, так все замерло, не видно никакого движения. Но все-таки в неподвижности и гробовой тишине мы видим живую природу, и не просто живую, а одушевленную. Об этом говорят многочисленные олицетворения в первой части: «задремали, склонившись, березы», «месяц глядит», дорожки стелются, «убегая», «седые морозы», «убаюкала вьюга седая», «заснул» лес. Природа как будто сама наблюдает за всем происходящим в мире газами полного месяца откуда-то сверху, и ничто не ускользнет от его зоркого глаза. Природа сама убаюкала лес, который оцепенел, застыл. Все подчиняется единому закону, и в этом заключается гармония. Все в этом мире преходящее, и только покой и совершенство природы вечны.

Читайте также:  Натали - краткое содержание рассказа Бунина

Прекрасна и величественна зимняя ночь. Природа укрывает свои богатства снегом и сном, прячет от суетливого взгляда. Но в строках первой части мы можем усмотреть природную сокровищницу. Ее выдают эпитеты: «причудливо стелятся», «сквозной, неподвижный и белый» и сравнения: опушили «как мехом», «точно в алмазах», «серебро кружевное». Все окрашено в серебристые и белые цвета.

Первая часть – это не только описание величественной природы, но и ее значение в жизни человека, ее с ним взаимодействие. Так, преобладание гласных «о», «у» уносят современного читателя к истокам народного творчества, в котором выражалось почитание и глубокое уважение природы. В старину человек понимал бесценность ее даров, осознавал незыблемость ее мироздания и обожествлял ее, надеясь на ее милость. Так, словосочетание «снежное лоно» – это обращение к старинным народным поверьям и приметам, в которых снег наделялся магическими свойствами.

Природа в первой части кажется единоличной хозяйкой леса, если бы не маленький намек на присутствие человека в четвертой строфе. Вдруг среди сугробов и деревьев встречается сторожка. Она кажется очень маленькой и незначительной и теряется среди великолепия ночи и леса. Но ее достаточно, чтобы привнести беспокойство в нерушимый, совершенный мир природы. И уже в четвертой строфе появляются тревожные образы вьюги и метели. Они переносят нас во вторую часть стихотворения, где царит совсем другое настроение. Она все так же продолжает картину всеобщего сна и покоя:

Спят таинственно стройные чащи,

Спят, одетые снегом глубоким,

И поляны, и луг, и овраги,

Где когда-то шумели потоки.

Но уже в первой строке следующего катрена мертвая тишина прерывается звенящим возгласом, обозначенным восклицательным знаком:

Тишина, — даже ветка не хрустнет!

И сразу меняется тональность стихотворения. Нарушается гармоничная картина непоколебимой природы. Появляется тревожность и беспокойство. Это выражается глаголами, обозначающими движение: «пробирается волк», «чудится», «пробегают». Эти движения несут с собой суету. Но суета эта не природная. Она все так же спокойна и величественна. Но вот пришел человек и принес с собой совершенно иное настроение. Его пугает лес и темнота, и за своим страхом он не видит того, что должен увидеть. Как будто потерялась невидимая нить, связавшая когда-то тесно человека и природу. Но для нее человек словно неразумное дитя, которое потеряло свои истоки, и теперь мы видим переживания и трепетный страх лирического героя перед природой. Тревога становится основной эмоцией второй части. Она и в многоточиях, символизирующих отсутствие покоя, и в восклицательном знаке, в образах волка, странно переплетенных кустов между собой, теней и невидимых зверьков. Передается напряжение здесь и аллитерацией «р», нарушающей тишину леса рычанием из-за кустов.

Но все эти эмоции и суетливость только в душе лирического героя. Человек утратил веру в Бога, перерезал пуповину, связывающую его с природой. Отсюда его недоверие и страх, сомнения, мятеж, который передается антитезой:

Но в последней строфе второй части появляется огонек, который служит спасением для заблудшего путника. А может быть, это сам путник, заблудившийся во тьме и ищущий спасения. Огонек мелькает «осторожно и робко», он чего-то поджидает. Но чего?

Ответом на этот вопрос, как спасением для блуждающей души лирического героя, становится последние две строфы – третья часть стихотворения. Эта часть становится логичным итогом всего стихотворения. В ней уже отчетливо и смело звучат христианские мотивы и появляются христианские символы.

Так, в предпоследней строфе мы видим звезду «на востоке, у трона господня». Этот символ направляет нас к Рождественским традициям и приметам. Звезда укажет дорогу путнику, и яркая звезда в крещенскую ночь означает, что родится много ягнят. А ягненок – это символика Иисуса Христа. Поэтому такой спасительной силой наделялась она, появляющаяся в два главных праздника у христиан.

Звезда уравновешивает и успокаивает отношения человека и природы, приносит гармонию и тихую радость. Поэтому с ее появлением все встает на свои места и возвращается торжественность праздничной ночи уже в последней строфе. Снова появляется мотив покоя и тишины.

Волшебство ночи передается ярким сравнением звезды с бриллиантом: «бриллиантом лучистым и ярким» и метафорой:

И хрустальное царство лесное!

Эпитетом «хрустальное царство» передается крещенский мороз, настолько сильный, что все кругом сковано и обращено в хрусталь.

В этом стихотворении сочетается утонченность бунинского слога и его живой интерес к истинному началу человека. В нем уживаются народное отношение к природе и христианское одухотворение ее. Не случаен здесь малоприметный образ сторожки, крошечный по отношению к целой вселенной. Это как будто напоминание человеку не забывать о своем настоящем происхождении, помнить о том, что страх вселяет неверие.

Стихотворение несет свет и покой в душу читателя, а это, пожалуй, главное предназначение литературы: врачевать душу усталого человека.

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Крещенская ночь»

И. А. Бунин – не только великий прозаик, но и замечательный поэт. Он оставил нам в наследство стихотворения, которые писал и в России, и в эмиграции. По своим художественным достоинствам поэтические произведения Бунина нисколько не уступают его прозе.
Ярким тому примером является замечательное стихотворение «Крещенская ночь» (1886 – 1901).
Известно, что Крещение – один из важнейших христианских праздников. Когда-то, много сотен лет назад, в этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. Тем самым он показал, что каждый христианин находится под защитой Господа. Это великое таинство, в полной мере непостижимое для человека. Ему остается лишь одно – верить в Чудо.
Композиционно данное стихотворение можно разделить на три части. Первая часть – это пять первых четверостиший. В них описывается ночь в зимнем лесу. Основные настроения этой части – покой, величие, ощущение красоты природы.
В первой части сильны сказочные мотивы, ведь природа в Крещенскую ночь, по мнению Бунина, волшебна:

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.

Замело чащи леса метелью, –
Только льются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

В первой части природа превращается в живое таинственное существо со своими законами и сама становится наблюдателем: «…полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея…»
Данного эффекта Бунин добивается при помощи такого художественного приема, как олицетворение: «…задремали, склонившись, березы.», «…и причудливо стелются тени…», «Спят таинственно стройные чащи…» и т.д.
Вторая часть достаточно резко контрастирует с первой. В ней настроение меняется: возникает ощущение напряженности, тревожного ожидания. Например:

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

Именно в этой части и появляется многоточие, которое усиливает напряжение и неопределенность. Также это настроение особо сильно передается в последнем четверостишии второй части:

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Стоит обратить внимание на чередование гласных о и у. Этот ассонанс помогает автору показать напряженность и таинственность. Также это чередование помогает передать фольклорные мотивы.
Возвращаясь к содержанию второй части, стоит заметить, что и напряжение и тревожность свойственны только человеку. Природа же остается спокойной в своем царственном величии. Человек же, не доверяя мудрости Бога и не сливаясь с природой, постоянно чего-то боится: «А, быть может, за этим оврагом // Пробирается волк по сугробам…», «Все мне чудится что-то живое, // Все как будто зверьки пробегают».
Но над всем сущим стоит высшая мудрость. Этому и посвящена третья часть, состоящая из двух последних четверостиший. Здесь настроение вновь меняется на торжественное, величественное. В этой части опять появляется состояние покоя, утерянное в предыдущей. Я считаю, что последние два четверостишия можно назвать своеобразным итогом всего стихотворения. В них выражается авторская позиция.
После тягостного ожидания «у трона господня» взошла звезда. Символ звезды, на мой взгляд, здесь не случаен. Ведь по самой яркой звезде люди узнали о рождении Иисуса Христа и о своем спасении. Также самая яркая звезда является путеводной. Она возвещает всем людям о надежде и обещает покой и защищенность. Неслучайно в этой части говорится о «дивном покое». Это божественное спокойствие, покой уверенности.
Данное стихотворение писалось на протяжении пятнадцати лет. Видимо, Бунин неоднократно к нему возвращался. Поэтому мы можем понять, что эта тема была важна для Бунина. Благодаря «Крещенской ночи» мы можем понять взгляды И.А.Бунина на очень важные философские вопросы.

Анализ стихотворения Крещенская ночь Бунина 11 класс

История создания

Итак, свое произведение о Крещенской ночи Иван Бунин написал, еще будучи подростком 16 лет, однако писал он его целых пять лет, окончив по достижению 21 года в 1901 году, так что это стихотворение можно отнести к периоду раннего творчества. Название стиха относилось к празднику, а в главной теме описывалась природная красота и ее постоянство.

Сам праздник имеет большое количество примет и суеверий. Например, год считали благоприятным для земледелия, если в ночь перед праздником стоял трескучий мороз. Однако Бунин начал произведение с описания именно ночи, отодвинув религиозный подтекст на второй план. Он описывает предпраздничную ночь и ее чарующее время.

При прочтении стиха создается впечатление, будто автор написал его, находясь в лесной чаще, но его дневник это опровергает. Поэт пребывал на Украине, а стихотворение писал, ностальгируя о своем родном крае. Окончил он его спустя 5 лет, во время путешествия в столицу, где гулял ночью в лесу зимой.

Анализ стиха бунина крещенская ночь

Стихотворение было написано в 1901 году. Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 аря по новому стилю. Но с этим праздником были связаны и многие народные Предания и приметы.

Например, считалось, что если в крещенскую ночь сильные морозы, то год будет плодородным. Эти приметы были, несомненно, знакомы поэту, который провел детство в своем имении. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования:

Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы.

Перед нами тихая и торжественная картина, космос замершего пространства: Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное Полный месяц глядит с небосклона.

В том, как поэт описывает сугробы , можно почувствовать отголоски крещенских поверий, в которых так много места уделяется снегу. Так, в некоторых деревнях в крещенскую ночь собирали снег со стогов, полагая, что только он может как следует выбелить холсты.

Читайте также:  Анализ стихотворения Слово Бунина 7 класс

Некоторые верили, что если в крещенский вечер

на поле собрать снег и высыпать его в колодец, то в колодце весь год будет вода. Этот снег имел, по поверью, и целительные свойства. Замело чащи леса метелью, — Только вьются следы и дорожки, Убегая меж сосен и елок, Меж березок до ветхой сторожки.

Здесь впервые в стихотворении мы ощущаем присутствие человека — одинокого человека, который коротает предпраздничную ночь в глухом лесу и следит издалека за огнями чужого жилья. Это его глазами мы видим заснеженный лес: Спят таинственно темные чащи, Спят, одетые снегом глубоким, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки. За приподнятостью поэтической интонации словно скрывается давний страх человека перед тайнами дикой природы.

Бесконечное одиночество человека наполняет его душу вполне земным страхом перед лесным зверьем: Тишина, — даже ветка не хрустнет! А быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Осторожным и вкрадчивым шагом. Тишина, — а быть может, он близко…

И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги.

В этом ожидании человека — не только страх перед лесным зверем, но и какое-то древнее родство с ним. Оба они вынуждены таиться в лесу от чужого глаза. Однако человека от зверя отличает не только страх перед природой, перед тайнами леса, но и робкое ожидание какого-то чуда в крещенскую ночь: Огонек из лесной караулки Осторожно и робко мерцает, Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает.

Этот огонек — точно заблудшая человеческая душа, которая жаждет спасения и надеется на милость Бога. Стремление к Богу звучит в высоком и торжественном описании звезды: Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона господня, Тихо блещет звезда, как живая. Хотя дело происходит в крещенскую ночь, мы невольно вспоминаем о звезде рождественской, загоревшейся, когда родился Спаситель.

С Крещением связана еще одна примета: если в крещенскую ночь особенно ярко блестят и горят звезды, то родится много ягнят . Звезда Господня, сияющая над миром, уравнивает живое и неживое, грешное и праведное, посылая миру покой и утешение: А над лесом все выше и выше Всходит месяц, — и в дивном покое Замирает морозная полночь И хрустальное царство лесное!

Здесь Бунин говорит о знаменитом крещенском морозе, когда от холода все кажется звонким и хрупким, когда полночь кажется каким-то таинственным переломным моментом — к теплу, лету, журчащим в оврагах ручьях. Стихотворение «Крещенская ночь» было написано почти одновременно с рассказами «Мелитон» и «Сосны». Поэтому между ними немало общего.

И в стихотворении, и в рассказах суровое и прекрасное лесное пространство словно поглощает человека. В «Мели тоне» и в «Крещенской ночи» описывается затерявшаяся в могучем лесу «ветхая сторожка» — символ одинокой человеческой жизни. А в «Соснах» и в стихотворении является сквозным образ звезды.

В рассказе «звезда на северо-востоке кажется звездой у Божьего трона». Эти выразительные зрительные образы служат общей цели раскрыть неземное величие неба над тленным миром людей. Поэтому в стихотворении описывается, что внизу, под звездой, «огонек из лесной караулки осторожно и робко мерцает».

Причем, в отличие от рассказа «Мелитон», в «Крещенской ночи» это — безличный огонек, намек на человеческую малость и одиночество перед лицом природы и Бога. В стихотворении «Крещенская ночь» сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы.

Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.

Композиция

Произведение состоит из трех частей. В первой части находятся начальные пять куплетов, в которых нам показана ночь в лесу, окутанная зимним величием, которое придают ей нотки волшебства в атмосфере. Природа словно оживает и обличается, наблюдая за всем. В этом нам показана важность природы и ее значимость для человека, ибо так было еще издревле.

А во вторая часть резко отличается от предыдущей своим контрастом, в котором состояние умиротворения сменяется напряжением, характерным для человека. Однако величие природы сохраняется. Но во второй части указывается, что человек разобщен с природой и не верит в мудрость Бога. В этом демонстрируется страх человека остаться наедине с самим собой. Впрочем, несмотря на то, что человек отделился от природы, он, тем не менее, стремится быть поближе к ней.

А к третьему фрагменту относятся всего два последних куплета, которые Бунин посвятил утраченному покою человека и его мудрости, которые постепенно возвращаются.

«Крещенская ночь» И.Бунин

«Крещенская ночь» Иван Бунин

Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы.

Неподвижно застыли их ветки, И меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное, Полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея, И причудливо стелются тени, На снегу под ветвями чернея. Замело чащи леса метелью, — Только льются следы и дорожки. Убегая меж сосен и елок, Меж березок до ветхой сторожки. Убаюкала вьюга седая Дикой песнею лес опустелый,

Спят таинственно стройные чащи, Спят, одетые снегом глубоким, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки. Тишина, — даже ветка не хрустнет! А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Осторожным и вкрадчивым шагом. Тишина, — а, быть может, он близко… И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги, В дальних чащах, где ветви и тени В лунном свете узоры сплетают, Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают. Огонек из лесной караулки Осторожно и робко мерцает, Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает. Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона господня, Тихо блещет звезда, как живая. А над лесом все выше и выше Всходит месяц, — и в дивном покое Замирает морозная полночь Я хрустальное царство лесное!

Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь»

Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и все свободное время предпочитает проводить на лоне природы. Он настолько влюбляется в орловские чащи, так трепетно и восторженно относится к заливным лугам и полям, что, сам того не замечая, начинает воссоздавать их образ в своих произведениях. Стоит отметить, что изначально Иван Бунин писал лишь стихи, считая, что проза скучна для восприятия. Однако даже после эмиграции в Париж автор до мельчайших подробностей помнит, как выглядят его любимые поляны и перелески на Орловщине, воссоздавая их образы в своих повестях и рассказах.

В 1896 году накануне одного из самых значимых православных праздников Иван Бунин начал работу над стихотворением «Крещенская ночь». Со стороны может сложиться впечатление, что автор действительно провел ее в заснеженном лесу, наблюдая, как преображается мрачный ельник вод воздействием лютых морозов. Однако дневники поэта указывают на обратное: Крещение Бунин встретил на Украине, сожалея о том, что о снеге и морозе ему приходится лишь мечтать. Однако под воздействием нахлынувших воспоминаний автор написал несколько строк будущего стихотворения «Крещенская ночь», мысленно перенесших его в орловские леса, где «темный ельник снегами, как мехом, оглушили седые морозы». Фантазии литератора хватило ненадолго, и вскоре он отложил рукопись, довершив образ зимнего леса березами, украшенными инеем, словно алмазами.

Вернулся к этому стихотворению поэт спустя 5 лет, когда в незадолго до Крещения ему довелось побывать в лесу. После неудачного второго брака и разрыва отношений с Анной Цакни Бунин возвратился из Одессы в Москву, и накануне нового, 1901 года, решил навестить престарелых родителей. Его путь пролегал через такие знакомые и любимые орловские леса, и поэт не смог отказать себе в удовольствии побродить ночью по чаще, припорошенной снегом. Именно после этой поездки было дописано стихотворение «Крещенская ночь», ставшее настоящим гимном зимнему лесу. Примечательно, что о приближающемся Крещении в этом произведении нет ни слова. Но каждая строчка этого произведение дышит ощущением праздника: зимний лес, украшенный снегом и инеем, словно драгоценностями, замер в ожидании чуда, и является для автора настоящем воплощением забытой сказки.

Действительно, убаюканный седой вьюгой, лес предстает перед Буниным загадочным и восхитительно-прекрасным. Он щедро облит мягким лунным светом, пустынен и неподвижен, кругом царит «тишина, — даже ветка не хрустнет!». Однако автор знает, что она обманчива, и лесная чаща по-прежнему таит в себе угрозу для одинокого путника

. которому чудятся тени диких животных. Вместе с тем, даже перспектива встретиться с волком не может заставить Бунина покинуть это царство снега, таинственное и манящее, которое освещает одинокая звезда, зажегшаяся «на востоке, у трона господня». Созерцание природы настолько увлекает автора, что он просто не в состоянии продолжить свое путешествие. Бунин не только наслаждается полночной тишиной, вдыхая колючий морозный воздух, но и ассоциирует себя с частью этого мира, утверждая: «Я хрустальное царство лесное!». Этой фразой поэт подчеркивает, что считает себя частью природы, ее сыном, который по недоразумению вынужден был покинуть родину. Однако скитания на чужбине позволили ему понять, что именно является самым ценным и догорим в его жизни, которая вряд ли будет счастливой без этого заснеженного леса, обжигающего мороза и ясного звездного неба .

Образы

В произведении очень разнообразна система образов. Так, например, применяется образ звезды, причем, весьма символично, потому что, благодаря ей, люди прознали, что явился на свет Иисус Христос. Следовательно, есть возможность спасти свои души. Помимо этого, звезда – путеводная, по ней ориентировались, чтобы найти дорогу домой.

Также образом является и сторожка, которая символизирует собой одиночество души. Эти два образа встречаются в прозаических произведениях «Мелитон», в котором упоминается такой же образ одинокой жизни, и в «Сосны» — звезда, ее образ.

Главный герой произведения является чувственным, эмоционально отзывчивым человеком, который тонко улавливает все изменения в природе и ощущает ее могучий потенциал. Душа его творческая, он подобен художнику, поскольку видит и отличает все детали окружающей его красоты. Помимо того, он причисляет себя к природе, погружается в ее атмосферу, понимая и осознавая, что лишь праматерь всего живого может даровать душе успокоение.

Проблематика

Лирика произведения носит художественный характер пейзажа, и основная тематика с проблематикой вытекают из этого, а именно: Тематика природы, которая имеет плотную взаимосвязь с человеческими эмоциями и чувствами, всегда умиротворяя и успокаивая человека, внутренне подталкивает его к единству со своими собратьями.

Второй темой является тема красоты атмосферы мира, которая показана через описание зимних пейзажей.

Читайте также:  Господин из Сан-Франциско – краткое содержание рассказа Бунина

Третья тема произведения заключается в описании значимости природы для существования человека, над которой часто задумывался писатель.

Последней темой можно определить смену настроения в стихотворении, потому что оно переменное. Так, изначально стихотворение носит характер спокойствия и могущества, а во второй части меняется, напрягаясь и тревожась. Третья часть погружает нас в праздничную атмосферу.

Анализ стихотворения Иней Бунина

Произведение является отражением душевных переживаний поэта в период его беззаботной молодости, отличающейся бедностью и отсутствием творческих амбиций.

Тематика стихотворения содержит в себе размышления автора об удивительном единстве с окружающим природным миром, в котором поэт испытывает истинное поэтическое наслаждение, проводя свободное время в загородных путешествиях.

Композиционная структура стихотворения состоит из двух строф, изображающих картину морозного леса, деревья которого покрыты сверкающим жемчужным инеем, переливающимся при блеклом свете зимнего холодного солнца.

Прислушиваясь к звукам, раздающимся из телеграфного столба, лирический герой произведения представляет их в качестве разговора с собственной судьбой, которую считает мрачной и темной, демонстрирующей лицо в виде зловещего оскала, и понимает, что чувства безысходности до настоящего времени имеют необычайную остроту.

Но в сознании лирического героя возникает мысль о временном состоянии душевных переживаний, стремясь в картине белоснежной долины, молчаливо слушающей мыслительный процесс поэта, разглядеть оттенки счастливого настроя. И ему это удается, поскольку обычный снежный покров, окутавший землю, передает герою буйство разнообразных радужных цветов в виде блеска драгоценных камней, играющих в лучах тусклого зимнего солнца.

Природная зимняя картина имеет удивительное воздействие на лирического героя, заставляя его отвлечься от имеющихся проблем и неурядиц. Возникшее умиротворение передает ощущение веры и гармоничного авторского настроения, доверившегося воле случая и отбросив негативные мысли о мрачном туманном будущем, полностью почувствовавшего острое желание жить и творить.

Стихотворение не содержит сюжетной линии, а также особых философских рассуждений и размышлений на злободневные темы, но при этом является исключительным в своем неповторимом бунинском выражении искренних человеческих ощущений в виде литературных зарисовок пейзажей в стихотворном изложении.

Ярко чувствуя красоты и неповторимость природы, поэт устами лирического героя передает завораживающую картину искрящего морозного пейзажа, переливающегося в радужных оттенках многочисленных цветных алмазов, дающих надежду на обретение в дальнейшем истинного и долгожданного покоя, умиротворения и счастья.

Анализ 2

Стихотворение “Иней” было написано в самом начале творческого пути Ивана Бунина. В нем он отражает все свои душевные переживания в пору юных лет, когда средства на жизнь были ограничены, а амбиции в плане творчества отсутствовали.

Главная тема произведения вбирает в себя авторские мысли о загадочном единении с окружающим миром природы. Находясь в котором поэт испытывает настоящее чувство наслаждения и умиротворения.

Структура композиционного плана составляют всего лишь две строфы. В них представлена картина зимнего леса, деревья в котором сверкают инеем похожим на жемчуг. Поэт делится с природой своими мыслями, но долина слушает и молчит.

Вслушиваясь в звуки, которые раздаются от телеграфного столба, герою кажутся они диалогом с собственной судьбой. Судьба представляется суровой, чёрной, полной мрака, лицо которой имеет злой оскал.

Но сознание героя мыслит в направлении того, что это душевное состояние переживания, всего лишь временное неудобство. Стремление к долине, которая занесена белым снегом даёт повод задуматься о возможно счастливом будущем.

Картина зимней природы положительно влияет на героя, позволяет забыться о повседневных проблемах и невзгодах. Возникшее спокойствие даёт ощущение полной гармонии и надежды. Поэт пытается зафиксировать в памяти окружающую природу, которая радует взгляд. В округе – лес покрытый инеем. Морозный день.

Испытываемые трудности в начале творческого пути доставляли поэту массу негативных эмоций и придавали неуверенности в собственных силах. Стоит поэт, а вокруг только даль безответно слушает его мысли. В стихотворении нет сюжетных линий, философских раздумий, тяжёлых размышлений. Стихотворное произведение выглядит как картина. В последних строчках появляется образ павлина, который все ярче блещет. Вполне возможно, что с возникновением такого яркого образа у поэта уже возникает надежда. Бунин не закрывается в себе, он как павлин, не смотря ни на что блещет и горит.

Таких стихотворений, которые выходили из-под пера Бунина больше не наблюдается в русской литературе. Бунин предстает как поэт с неподражаемой индивидуальностью.

Анализ стихотворения Иней по плану

Возможно вам будет интересно

В стихотворении Н. А. Некрасова «Осень» автор объединил несколько тем, которые тревожат его душу – мысль о единстве природы и человека, тема любви к Родине

Одно из знаменитых стихотворений великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича Бесы с самого начала отличается своей многоплановостью и разносторонностью.

Это длинное стихотворение состоит из трёх частей, в каждой из которых рассказывается об одном периоде жизни Есенина. Произведение представляет собой философское воспоминание. Написано оно перед важным этапом, с пониманием того, что молодость прошла

Противоречивый характер личности Есенина будет понятен, если более-менее подробно изучить его творчество. В своих различных ипостасях поэт проявляет грани внутреннего мира, которые условно градируются от набожного странника

Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь

Слово в лирическом произведении. Опыт литературно-лингвистического анализа стихотворения И.А. Бунина “На окне, серебряном от инея…”. 8-й класс”

Класс: 8

Умение “воспринимать и анализировать художественный текст” – одно из важнейших в требованиях к уровню подготовки выпускников [1]. Курс “Русская словесность. От слова к словесности”, разработанный Р.И.Альбетковой, учит читать и понимать текст, анализировать его, раскрывать выразительные возможности языка художественных произведений. Это очень важно для формирования интеллектуально развитой личности.

При изучении раздела “Слово в лирическом произведении”, на уроке закрепления изученного, предлагаю ученикам провести литературно-лингвистический анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина “На окне, серебряном от инея…”.

Цели урока: обучение навыкам выразительного чтения лирического стихотворения; краткое знакомство с личностью И.А.Бунина; словарно-орфографическая работа над трудной лексикой стихотворения с использованием различных словарей; обучение анализу текста лирического стихотворения; развитие устной речи обучающихся; воспитание любви и интереса к русской классической поэзии.

Интеграция: литература, русский язык.

Технологии: информационно-коммуникационные, предметно-ориентированные, диалоговые технологии.

Оборудование: интерактивная доска, учебник “Русская словесность, 8-й класс”, раздаточный материал (текст стихотворения И.А.Бунина “На окне, серебряном от инея…”), учебная презентация “Слово в лирическом произведении”.

Урок начинается с обозначения его темы: работаем с заглавием презентации.

Выразительно читаю наизусть стихотворение И.А.Бунина “Слово” (слайд № 2 учебной презентации “Слово в лирическом произведении”).

Укажите ключевое слово в стихотворении. Определите его лексическое значение.

Для ответа на поставленные вопросы ученики обращаются к “Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова”.

“Слово, -а, мн. 1. Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. Слова делятся на слоги. 2. Самая речь, способность говорить. Дар слова. 3. Обычно мн. Разговор, беседа, что-либо сказанное. Понять друг друга без слов. 4. Устное публичное выступление. Заключительное слово докладчика. 5. Речь на какую-нибудь тему (стар.). “Слово о полку Игореве”.6. Право, позволение говорить публично. 7. Мнение, вывод. Сказать своё веское слово. 8. То же, что обещание. Взять с кого-нибудь слово. 9. Текст к музыкальному произведению. Романс на слова А.С.Пушкина” [2].

По мнению учащихся, в стихотворении И.А.Бунина использовано второе лексическое значение. Добавлю, что стихотворение было написано в 1915 году, когда шла страшная мировая война. Поэт оставил завещание бережно относиться к Слову и сохранять его” [3].

– Итак, понятие “слово” многозначное, наша задача – рассмотреть возможности слова в лирических произведениях.

Кратко познакомимся с личностью поэта (работа со слайдом № 4 презентации).

– Бунин Иван Алексеевич (1870–1953), русский писатель, почётный академик Петербургской АН (1909). В лирике продолжал классические традиции (сборник “Листопад”, 1901). Автор рассказов и повестей, например: “Антоновские яблоки”, “Господин из Сан-Франциско”, “Тёмные аллеи” и других. Перевёл “Песнь о Гайавате” Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).

– Прочитаем вместе прекрасную лирическую страницу И.А. Бунина “На окне, серебряном от инея…”. Перед чтением проведём лексическую работу: объясним, используя словари, лексическое значение слова “застреха”.

“Застреха, -и, ж. В крестьянских избах: нижний, свисающий край крыши, а также брус, поддерживающий край крыши” [4].

Выразительно наизусть прочитаю стихотворение.

– Легко ли слушалось стихотворение? Какие картины возникали у вас во время чтения стихотворения?

По мнению ребят (они работают с раздаточным материалом, в котором напечатан текст стихотворения) , это очень светлое и красивое стихотворение, которое хочется ещё раз прочитать. Запоминаются яркие, выразительные детали: окно, разрисованное в морозный денёк ледяными узорами, яркое, но холодное зимнее солнце и пленительная красота утра.

– Слова “поэтический” и “мир” вам хорошо знакомы по отдельности. В курсе “В мире литературы” А.Г.Кутузова вы встречались с понятием “поэтический мир”. Давайте вспомним его, обратившись к слайду № 8 нашей презентации: “ Это значит, что у каждого поэта свой неповторимый характер. Характер поэта, его личность отражаются в каждом стихотворении. И все стихотворения вместе, как кусочки мозаики, составляют картину поэтического мира. И в то же время поэтический мир – это автопортрет поэта. Только портрет этот отражает не внешние черты человека, а внутренние, которые мы называем душой” [5].

Таким образом, наша задача – открыть неповторимость поэта, прикоснуться к его поэтическому мастерству через роль слова в лирическом стихотворении.

– Укажите в тексте стихотворения И.А.Бунина “На окне, серебряном от инея…” эпитеты, сравнения, олицетворения, попробуйте объяснить их роль в тексте.

– В первой строфе великолепная метафора в сочетании с метафорическим эпитетом:

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.

Во второй строфе-олицетворения: “солнце, бодрое от холода”, “утро тихо, радостно и молодо”, “окно золотится…”.

– Благодаря этим средствам образной выразительности в обыкновенной зарисовке морозного утра читатель видит необыкновенную красоту русской зимы.

– Метафора, эпитет, олицетворение помогают увидеть красоту окружающего нас мира, открыть в обыкновенном необыкновенное.

– Они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают всё, что нас окружает.

– Определите стихотворный размер, особенности рифмы и строфы.

– Это шестистопный ямб с пиррихием в первой стопе, рифма перекрёстная, точная, чередуются дактилическая и женская рифмы, строфа – четверостишие.

Обобщим о роли стиха: стих – главный способ организации слов, который превращает высказывание в произведение искусства и раскрывает авторскую мысль.

– В чём же мастерство И.А.Бунина – поэта?

“Бунин так умеет пользоваться словом, что его стихотворения – словно картины. …Зримость, осязаемость … – одно из отличительных свойств поэтического мира И.А.Бунина” [6].

В качестве домашнего задания предлагаю выполнить задание № 5, на странице 212, в учебнике “Русская словесность, 8 класс”: подготовить выразительное чтение стихотворения И.А.Бунина “Последний шмель” и его анализ по вопросам, данным в учебном пособии.

Примечания

  1. “Программа по литературе для 5–11-х классов общеобразовательной школы”. Авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М: “Русское слово”, 2008, с. 167.
  2. С.И.Ожегов “Словарь русского языка”. М., 2004, с. 955. с. 284.
  3. С.Н.Морозов “ “Жизнь и творчество И.А.Бунина”, вступительная статья к книге “Несрочная весна”. М., с. 22.
  4. “В мире литературы, 6-й класс. Часть 1”. Под общей редакцией А.Г.Кутузова. М., 2005, с. 90, 92.
Ссылка на основную публикацию