Анализ стихотворения Листопад Бунина

Анализ стихотворения «Листопад» Бунина

Пейзажная лирика занимает в творчестве И. Бунина почетное место. Одним из лучших своих творений поэт считал «Листопад». В школе его изучают в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Листопад» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.

Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры«березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».

Эпитеты«лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».

Сравнения«лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».

История создания

Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.

В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья» . Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял» . Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Композиция

Разбор стихотворения будет неполным без характеристики композиции. По смыслу его можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение состоит из строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр произведения – элегия, ведь в нем преобладают пейзажи, в которых преобладают нотки грусти и тоски. Есть в стихотворении и признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В «Листопаде» представлены все виды рифмовки, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Осенний пейзаж и образ Осени создаются при помощи художественных средств. Автор использовал олицетворение, чтобы очеловечить время года. В тексте есть метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон» , эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота» и сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток» .

«Листопад» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – рифма, год, метафоры, тема

Пейзажная лирика занимает в творчестве И. Бунина почетное место. Одним из лучших своих творений поэт считал «Листопад». В школе его изучают в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Листопад» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.

Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры«березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».

Эпитеты«лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».

Сравнения«лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».

История создания

Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.

В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья». Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял». Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Композиция

Разбор стихотворения будет неполным без характеристики композиции. По смыслу его можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение состоит из строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр произведения – элегия, ведь в нем преобладают пейзажи, в которых преобладают нотки грусти и тоски. Есть в стихотворении и признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В «Листопаде» представлены все виды рифмовки, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Осенний пейзаж и образ Осени создаются при помощи художественных средств. Автор использовал олицетворение, чтобы очеловечить время года. В тексте есть метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон», эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота» и сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

20.11.2019

Бунин И. “Листопад”

Главные герои стихотворения “Листопад” и их характеристика

  1. Осень. Одинокая владелица красочного терема. Грустит о наступающей зиме, наблюдая, как приходит в запустение ее расписной терем.

План пересказа стихотворения “Листопад”

  1. Расписной терем
  2. Вступление Осени
  3. Последний мотылек
  4. Тишина
  5. Дрозд и скворцы
  6. Месяц
  7. Ненастье
  8. Охота на полях
  9. Осень покидает терем
  10. Соболя и куницы
  11. Ветра
  12. Стожары и полярное сияние

Главная мысль стихотворения “Листопад”
Все проходит, все умирает, и даже осенняя красота не вечна. Зима близко.

Чему учит стихотворение “Листопад”
Стихотворение учит любить природу, уметь наслаждаться ее красотой. Учит неумолимости бега времени и смены времен года. Учит принимать жизнь такой, как она есть.

Отзыв на стихотворение “Листопад”
Мне очень нравится это стихотворение, в котором поэт делает главным героем Осень. Он одушевляет это время года, заставляет ее чувствовать и испытывать эмоции. Он делает Осень хозяйкой лесного терема. Это очень красивое и вместе с тем грустное стихотворение, в котором много говорится об увядании природы, о наступающей зиме. Но вместе с тем, это стихотворение говорит и о том, что зима тоже не вечна, и за периодом увядания обязательно наступит период нового расцвета.

Анализ стихотворения “Листопад”
Стихотворение “Листопад” было написано Иваном Буниным в 1900 году. По жанру это элегия.
В нем поэт описывает красоту осеннего леса и рассказывает о владычице расписного лесного терема – Осени. Осень видит, как постепенно разрушается ее терем, под натиском подступающей зимы. Она до последнего дня остается в лесу, но потом покидает свой разоренный терем. А в лесу поселяются холодные и злые ветра, все засыпает снегом.
Поэт очень романтично описывает осень, не ограничиваясь в описании одним днем. Сперва он рассказывает про конкретный день, потом обращается к сентябрю, а в конце стихотворения мы видим финал осени и приход зимы.
Яркость образам придают красочные эпитеты, во множестве использованные поэтом.
Стихотворный размер – ямб, рифмовка парная.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Листопад”
Эпитеты: Терем расписной, лиловый, золотой, багряный, Лазури голубой, Листве сквозной, Пестрый терем, Сеть из серебра, Солнечной поляной.
Метафоры: Пестрою стеной, Желтою резьбой, Тихою вдовой, Паутины ткани, Мертвое молчание.
Сравнения: Точно терем расписной; Просветы, что оконца; Блестят, как сеть; Точно белый лепесток.
Олицетворения: Осень тихою вдовой, Лес завороженный тишиной.

Читайте также:  Анализ стихотворения Настанет день исчезну я Бунина

Пословицы к стихотворению “Листопад”
От осени к лету поворота нету.
Осень – перемен восемь.
Осень велика, а зима долга.
Быть бы ненастью, да дождь помешал.
Осенний лес реже, а птичий голос тише.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Листопад”
Как расписной терем стоит, сверкая осенними красками лес.
Березы блестят, ели темнеют, а среди кленов синеют участки неба. Лес пахнет дубом и сосной, он высох за лето, и в него вступает Осень.
Блестят воздушные паутинки, а на одной из них замирает последний мотылек. В лесу очень светло, и так тихо, что можно расслышать шуршание листа.
Вот заквохчет дрозд, перелетая среди листвы, вот в небе мелькнет стая скворцов. И снова все затихает. Это последние мгновения счастья.
Осень знает, что эта тишина предвещает ненастье.
Лес молчал до заката. Потом в нем угрюмо стемнело, взошла луна и на росу легли тени. Даже Осени становится жутко в ночной тишине.
Эта тишина другая – она растет. Поднимается месяц и тени в лесу становятся короче. А месяц смотрит с высоты на лес. Это жуткий час мертвого сна. Лес залит белым светом, он словно пророчит собственную смерть. Только сова иногда срывается из дупла и, оглашая лес хохотом, перелетает на другую ветку, где сидит, ворочая головой.
Лес наполнен мглой и утром уже не будет солнца. Начнется дождь, а Осень замкнется в своем лесном тереме. Она будет помнить, что пережила в эту ночь.
Дождь будет бушевать, ночи станут ненастными, лес потемнеет и полиняет. А там начнутся зазимки и умертвят все вокруг.
В полях грустно трубят рога, слышен гам охотничьих собак, льет холодный дождь. Над лесом пролетают гусиные стаи, а дни все идут. И вот уже наступает последний день осени. Осень смотрит на холодный лес и обращается к югу, куда уже улетели птицы. Она скоро тоже отправится на юг, оставив свой раскрытый терем.
Прости и прощай, лес! Скоро порошей засеребрится этот край, и странными станут бор и терем. Зато соболя и горностаи будут радоваться и резвиться на сугробах. В голую тайгу ворвутся ветры с океана и окончательно разрушат терем. В небе будут сверкать ледяные чертоги, заблещут Стожары, и начнутся полярные сияния.

«Листопад», Бунин и поэтические эксперименты

Меню статьи:

Текст стихотворения

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:
Прислушайся — она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, —
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар —
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

Иван Бунин – нобелевский лауреат – приобрел известность из-за своей прозы. Речь идет о романе под названием «Жизнь Арсеньева». Однако у русского автора есть в творческом багаже и поэзия. Поэтому «Листопад», Бунин и поэтические эксперименты – тема, которая интересует нас в этой статье. Это произведение изучается в начальной школе и открывает детям многогранный мир поэзии.

История создания произведения

Будущий нобелевский лауреат начинает самостоятельную жизнь с работы в «Орловском вестнике». С этой газетой в дальнейшем Бунин свяжет массу приятных воспоминаний. Так, работая в «Вестнике», писатель часто совершал загородные вылазки, наблюдал за окружающим миром.

Анализируемую поэзию относят к ранним пробам пера писателя. Но Бунин был уже не юношей. На момент написания стихотворения автору исполнилось тридцать лет. Шел август 1900-го года. Осенью этого же года литератор преобразовал свое творение в текст, озаглавленный «Осенней поэмой». Это произведение посвящалось Максиму Горькому. Бунинскую поэзию опубликовали в петербургской «Жизни». Более того, «Листопад» оказался настолько значимым для автора, что в следующем году (1901-м) входит сборник поэзий с аналогичным названием. Еще через два года (в 1903-м) за этот сборник поэт получил Пушкинскую премию. Бунин признавал, что это стихотворение было дорого ему всю жизнь.

Тема природы в русской поэзии

Природа находится в центре множества произведений. Бунинская природа – это особенный литературный феномен. Начало поэзии – это светлая, теплая, прекрасная пора. Лес выглядит золотым, приветливым и чудесным. Автор мастерски изображает цикличность жизни. Лес меняется, как и человек: рождается, развивается, достигает зрелости и полноты жизни, стареет, умирает. Осень сменяется зимой, и природа уходит в сон.

Бунинский лес напоминает сказку – полную тайн, фантазий, чудес. Каждая строка этого произведения «кричит» о любви автора к родной земле. Бунин понимает природу, восхищается красотой пейзажей и великолепием ландшафтов. Для русского поэта не в новинку изображать природные красоты. Простота и в то же время необъятность делает бунинскую поэзию необычной и запоминающейся. Бунин часто рисует смену времен года, мягко падающий снег, весенний дождь, осенний лес. Создается впечатление, что человеческие проблемы превращаются в нечто второстепенное, отступают перед величием пейзажа.

Тематика бунинского стиха

Главная тема произведения – описание осенних пейзажей. Автор обращает внимание на перемены, наблюдаемые во время смены времен года. Тематика стиха предполагает выделение трех центральных образов «Листопада»: образ самого героя, осени, а также леса.

Персона автора полностью сливается с образом рассказчика-героя. Именно автор-герой становится гидом для читателя. Автор берет читателя за руку и проводит по осеннему лесу. Осень представляется писателю в образе девушки. Время года, таким образом, очеловечивается.

Жанровые особенности поэзии

Итак, бунинское произведение относится к пейзажному творчеству. «Листопад» родился из творческого порыва автора. Источник вдохновения Бунина – не только окружающие пейзажи, но и сердце писателя. Первые осенние впечатления явно повлияли на литератора. Строки этой поэзии создают впечатление солдат, идущих стройными рядами в едином, выверенном ритме.

Композиция стиха

Структура бунинского творения приближается к фольклорным напевам – тягучим, лишенным четкой последовательности. Это не мешает логической организации поэзии, красоте и запоминаемости бунинских строк для читателя. Параллельно с описанием ландшафтов писатель обращается к философской рефлексии. Поэтому – условно – произведение делится на две части: пейзажную и философскую.

Бунинское творение отличается довольно специфическим построением. Формальная структура поэзии включает семь катренов и два двустишия. Автор выбирает четырехстопный ямб.

В центре произведения Ивана Бунина “Лапти” – тема гуманизма, человечного отношения к окружающим людям. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого рассказа.

Однако первая, третья и пятая строки Бунин написал с помощью перекрестной рифмовки и чередования женских рифм с мужскими. Шестая, восьмая и девятая строки – это кольцевая рифмовка. Вторая, четвертая и седьмая строки также отличаются смежными рифмами. Ритмика бунинского произведения напоминает народные песни.

Художественные особенности «Листопада»

Бунин – мастер красочных художественных приемов. Каждая строка анализируемого здесь произведения наполняется красочными метафорами, сравнениями и эпитетами. Тропы передают настроение писателя, мировосприятие Бунина. Поэт использует следующие средства выразительности:

  • инверсии («льет дождь», «кружатся листья»);
  • антитезы («гуси держат перелет»);
  • анафоры;
  • ассонансы (особенный акцент делается на звуках «о», «е»; этот прием придает бунинскому произведению мелодичности и напевности);
  • аллитерации (с помощью этого приема передается шуршание листьев – этому способствует включение в текст звуков «с», «ш»);
  • эпитеты («мертвое», «тихая», «морозное»);
  • сравнения;
  • олицетворения (осень – входит и т. д.).
Читайте также:  Анализ стихотворения Седое небо надо мной Бунина

Осенние образы

Центральное место в бунинском творении занимает осень. Так, лес сравнивается с величественными дворцовыми палатами. Читателя поражает синева и чистота неба, багряный цвет листвы. Осень воспринимается автором как хозяйка леса или – наоборот – заботливая вдова.

Описание состояний окружающего мира

Сквозь призму бунинского творчества преломляется и окружающий мир. Точнее – состояния природы. Автор не разделяет человеческие настроения и положение, в котором находится мир. Чувства пейзажа – это одновременно и чувства человека. При этом будет справедливым и обратное утверждение. Русский гений описывает цикличность природных процессов, вечную жизнь вселенной.

Образы леса

Автор описывает не лес в целом, а именно осенний лес. Первая часть бунинской поэзии отличается описательным характером.

Бунин – мастер создания живописных картин. Один из приемов творения таких ярких образов – контраст. Сказочность окружающего мира требует и особенного языка, специфической лексики.

Например, лес представляется поэту теремом, поляна – дворцовым двором, свет между деревьев напоминает Бунину окна.

Образы жизни и смерти

Бунинский стих характеризуется бодрым, светлым, оптимистичным мировосприятием. Однако, вопреки положительности образов поэзии, произведение в целом минорное. Так, автор во второй части явно уходит в философские размышления. Одна из тем рефлексии писателя – проблема жизни и смерти.

Первая и вторая части произведения посвящаются жизни. Третья часть – это торжество образа смерти, умирания. Передать замирание леса автору помогает звукопись. В тексте появляются звуки зимы: тишина, ветер.

Образы зимы

Несмотря на то, что перед читателем «осенняя поэма», автор все же включает в текст и образ зимы. Странное молчание, знаки «долгого ненастья», белые и холодные деревья, одиночество, отсутствие уюта – все это знаки приближающейся зимней поры. Лес сам пророчит себе умирание – долгий летаргический сон.

Мрачность зимних образов сопровождается совиным хохотом и ароматом гниющей листвы. Счастье испаряется, ждать утреннего рассвета бесполезно, вокруг – холодные капли, промозглость, лед. В мгновение лес темнеет, мрачнеет и линяет. Яркие краски исчезают, стираются. Охотники с собаками выходят на охоту. Осень прощается с лесом – своим ребенком или возлюбленным. На прощание осень сменяет золотые украшение серебряными.

Бунинские образы

Поэта поражает красота осени, время увядания, наступление зимы. Осень – это период подготовки окружающего мира ко сну. Это пора легкой печали и грусти, неясной тревоги и… возвышенной красоты. Разве можно ценить мир, если в нем нет печали? Истинная красота идет рука об руку с грустью.

Рассказ «Лёгкое дыхание» – одно из самых сложных и философски наполненных произведений И.А. Бунина. Предлагаем читателям “ознакомиться с его кратким содержанием”

Произведение отличается философским характером. Писатель размышляет о жизненном круговороте. Цикличность, которая наблюдается в окружающем мире, нельзя отделить от смерти. В конце осени листва опадает, цвета блекнут, животные готовятся к холодам, а птицы покидают леса, улетая в южные края. Но осень символизирует не только умирание. Осень – это образ «эпохи», когда начинается – рождается – новая жизнь. Это пауза, необходимая для начала чего-то нового, свежего.

Пространственно-временные нюансы поэзии

Русский литературовед и культуролог Бахтин подчеркивал важность пространства и времени в литературных произведениях. Литературная критика и литературоведение называет этот хронотопом. Бунинская поэзия отличается особенным отношением к пространству и времени. Временные и пространственные границы стиха постоянно расширяются.

Начало произведения – это «сегодняшний день». Место – лесная поляна. Поэт детально описывает солнечное тепло, ощущение счастья, голос дрозда, порхание мотыльков.

Далее временные рамки начинают свое расширение. Писатель говорит уже не об одном дне, а о целом месяце. Расширяется и пространство поэзии: от поляны автор переходит к лесу, небу. Конец «Листопада» – это уже обращение поэта к всепланетным масштабам.

Ключевая идея произведения

Что хочет сказать автор своими строками? – вопрос, который часто задают критики. На этот вопрос не всегда можно найти ответ. Но в данном случае ключевая идея бунинского произведения очевидна. Писатель предостерегает читателей от грусти из-за плохой погоды. В каждом мгновении жизни можно найти что-то прекрасное и хорошее. Идея – это философская часть бунинского творения, спрятанная в описании красоты леса.

“Листопад” – анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина

История создания

Произведение «Листопад» было написано в 1900 году. Тогда Ивану Алексеевичу исполнилось 30 лет. Это был ранний период творчества поэта. Бунина мало кто знал, он трудился в провинциальной газете «Орловский вестник». Иван Алексеевич был влюблён в природу и часто ездил на природу, чтобы полюбоваться русскими пейзажами, прекрасными в любое время года.

Природные явления будоражили, навевали романтические чувства, и слова сами складывались в строки. Так появилось произведение, которое изначально поэт назвал «Осенней поэмой». Стихотворение родилось в августе, а уже в сентябре было опубликовано в журнале «Жизнь», который издавался в Санкт-Петербурге. Автор посвятил шедевр М. Горькому.

В 1901 году И. А. Бунин выпустил поэтический сборник «Листопад», и стих вошёл в него под таким же названием. Русский критик Владислав Ходасевич отметил, что сборник стал первой книгой, которой Бунин обязан началу известности. В 1903 году поэт был удостоен Пушкинской премии, и во многом это произошло благодаря произведению об осени.

В «Листопаде» скрыто много особенностей, которые может увидеть только внимательный взгляд, а ощутить в полной мере то, о чём говорится в стихотворении, получится лишь при неторопливом и вдумчивом прочтении.

В сокращении миниатюра Ивана Алексеевича изучается в средней и старшей группах детского сада. В рамках школьной программы «Листопад» проходят в 4 классе. На уроке дети зачитывают вслух отрывки из стихотворения, учатся расставлять паузы, находят основную мысль.

Тема стихотворения

По жанровой принадлежности «Листопад» относится к пейзажной лирике. Главная тема — состояние природы в осеннюю пору. Поэт проводит параллели между состоянием растений и человеческой жизнью. Размышления придают стихотворению философский подтекст, созвучный настрою поэта в ту пору, когда была создана миниатюра. И. А. Бунин очень точно показывает всё, что только может произойти с природой осенью.

В качестве рассказчика в произведении присутствует лирический персонаж. Кроме него, есть ещё 2 главных героя: лес и осень. Стих начинается с того, что рассказчик как бы показывает читателю прекрасный пейзаж, восхищающий взор россыпью красок. Лес показан как сказочный терем, в котором живёт Осень. В качестве литературного приёма в стихотворении используется олицетворение: поэт наделяет человеческими чертами Золотую пору, представляя её вдовой.

Лес и лирический герой стихотворения замирают в ожидании перемен, как только ими повеет в воздухе. Они готовятся к тому, что осень вот-вот переступит порог терема. Рассказчик понимает, что тёплые деньки скоро сменятся прохладой, но его это не печалит. Напротив, он всей душой вбирает то хорошее, что есть сейчас:

  • шуршание листьев;
  • солнечный свет;
  • игру мотыльков;
  • пение птиц.

Пернатые своими музыкальными трелями как бы вторят тому, что происходит в душе героя. Но внезапно состояние счастья сменяется странным ощущением. Кажется, что скоро в лесу что-то должно произойти. Всё погружается в молчание, наступает затишье, а это значит, что природа готовится к «долгому ненастью».

Теперь по ночам холодно, это чувствует даже сама Осень. Ночи становятся белыми, в лесу неуютно, одиноко и холодно. Вся природа чувствует своё скорое умирание. Автор описывает, как хохочут совы и пахнут прелые листья, и от этой картины читателю становится зябко и неуютно.

Ночью всё живёт ожиданием утра, но когда оно наступает, ничего не меняется. В лесу по-прежнему мрачно и неуютно, Осень заперлась в своём тереме, в бору бушует дождь, и довершают мрачную картину огоньки волчьих глаз. Лес потемневший и полинялый, сырая листва осыпалась, как будто сняв крышу, и совсем недолго осталось до наступления зимы.

Вот выпал первый «зазимок», но тут же начал таять, «всё умертвив». С этого момента чувствуется оживление, только уже не осеннее. Природа готовится перейти в новое состояние, и поэт подчёркивает это звуком охотничьих рогов. Они торжественно звенят, разносясь над чащей, «как грустный вопль».

Прощание с осенью

В конце стихотворения автор прощается с осенью, но строки написаны от её имени. Царица леса не может уйти просто так, она выходит из терема и окидывает взором свои пустые и холодные владения. Взору предстают величественные иллюстрации, не такие сказочные, как ранее, но по-своему прекрасные: «синева долин», «ширь пустынного болота», дорога на юг.

В таинственную даль улетели птицы, и туда же вскоре направится Осень, оставив свой терем одиноким. Ей кажется, будто это навсегда, но читатель и лирический герой знают, что однажды зима закончится, и всё живое вновь расцветёт.

Заключительная часть стихотворения посвящена описанию зимней картины, поэтому в целом не возникает ощущения надрыва. Автор показывает, что любое время года по-своему прекрасно. Звери будут радоваться снегу, в лесу станут царствовать ветры и морозы, а на месте разрушенного терема окажутся прекрасные ледяные чертоги.

Построение и рифмовка

Характеристика композиции стихотворения — важная часть его разбора. В произведении «Листопад» несколько смысловых частей:

  • красочное описание леса — расписного терема, в котором царствует осень;
  • изображение мрачных пейзажей в том виде, в каком они предстают незадолго до наступления холодов;
  • рассказ о том, как будет выглядеть природа зимой.

Произведение состоит из нескольких строф, в каждой из которых есть логическое завершение. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Структура представлена 7 четверостишиями и 2 двустишиями. В 1, 3 и 5 строфах присутствует чередование мужских и женских рифм. В 6, 8 и 9 строфах рифмовка кольцевая, а в 4, 7 и 2 — смежная. Критики отмечают напевность стихотворения и его фольклорную направленность.

Роль времени и пространства

В стихотворении «Листопад» значимая роль отведена пространству и времени. Сначала место действия ограничено поляной, а временные границы обозначены как «сегодня». Читатель вместе с автором наблюдает за всем, что происходит в этот день: квохчет дрозд, летает последний мотылёк, солнце посылает прощальные тёплые лучи.

Ближе к середине стихотворения поэт показывает, как меняется природа с течением дней. Пространство расширяется, теперь описание охватывает не только поляну, но и весь лес, а также небо. Дни сменяются ночами, по-своему прекрасными и немного мрачными, и далее лирический герой говорит, что сентябрь «листвой усыпал» вход в терем, который теперь стоит без призора. В завершающей части произведения пространство и время расширяются ещё сильнее, достигая масштабов всей планеты.

Сказочный образ леса

В произведении «Листопад» показаны образы осени и леса, но в то же время читатель может наблюдать смену различных состояний природы. Главные герои показаны не застывшими, а как бы живыми. Поэт очеловечивает и лес, и осень, которую он именует «тихой вдовой». По мнению мастера пера, природа испытывает всё то же, что и люди: боль, тоску, радость, ожидание перемен.

Используя средства выразительности и художественные приёмы, автор показывает, как природа переходит из одного состояния в другое. Параллельно происходят изменения и в душе лирического героя — рассказчика. Чтобы показать цикличность изменений в природе, Иван Алексеевич использует кольцевую композицию. Яркая красота сменяется страданием и увяданием.

Читайте также:  Анализ стихотворения Родник Бунина

Некоторое время природа пребывает в состоянии подготовки к умиранию. Наконец, на смену угрюмой тишине и промозглой сырости приходит новая красота — холодная и величественная, пронизанная серебром и хрусталём.

Чтобы создать живописный образ красочного осеннего леса, автор использует соответствующую лексику, прибегает к эпитетам и сравнениям. Первая часть стихотворения изобилует красками, например:

  • «янтарный отблеск»;
  • «солнечная поляна»;
  • «лиловый терем»;
  • «серебро паутины».

Лес сравнивается с теремом, просветы в листве — с окнами, а поляну автор называет широким двором. Бодрый настрой постепенно сменяется минорным, и этот контраст ещё сильнее подчёркивает сказочную красоту природы.

Содержание третьей части — процесс умирания. Лес неподвижно застыл, как будто предрекая собственную смерть, но это продолжается недолго. Всё живое просто переходит в другое состояние, и жизнь возвращается в «терем», принесённая зимними ветрами.

Анализ средств выразительности

В произведении много движения, которое показано с помощью глаголов. Поэту удалось передать ощущение динамики, и даже там, где можно было обойтись прилагательными, автор порой использует другие средства:

  • «кружатся листья»;
  • «льёт дождь»;
  • «темнеют»;
  • «синеют»;
  • «блестят»;
  • «играет»;
  • «замирает».

Бунин умело применяет выразительные средства, причём мелодичность достигается не только благодаря словам, но и за счёт ассонанса «о» и «е», аллитерации «с» и «ш». Кроме эпитетов, в стихотворении Бунина «Листопад» содержатся такие приёмы:

  • метафоры;
  • сравнения;
  • антитеза;
  • инверсия.

Иван Алексеевич — талантливый мастер, и многие литературоведы называют «Листопад» лучшим образцом пейзажной лирики. Автор не просто показал многогранную красоту природы, а сумел вовлечь читателя в процессы и как бы провёл его за руку по осеннему лесу, готовящемуся к возрождению.

Краткое содержание «Господин из Сан-Франциско»

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» Бунин написал в 1915 году. Произведение создано в традициях неореализма (художественное направление в русской литературе).

В рассказе автор раскрывает тему жизни и смерти, показывает, насколько незначительными на самом деле являются власть и богатство перед лицом смерти. По мнению изображаемого общества, за деньги можно купить что угодно (даже любовь, на примере пары нанятых влюбленных), однако это оказывается иллюзией, порожденной «гордыней Нового человека» .

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Господин из Сан-Франциско», а также проверить себя, пройдя тест на знание произведения.

Главные герои

Господин из Сан-Франциско – богатый мужчина 58-ми лет, который всю жизнь работал ради «американской мечты» .

Жена и дочь господина

Хозяин отеля

Пара, изображающая влюбленных

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

«Господин из Сан-Франциско – имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил – ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения».

Господин был богат и «только приступил к жизни» . До этого он «лишь существовал» , потому что очень много работал. Господин планировал в декабре и январе отдыхать в Южной Италии, побывать на карнавале в Ницце, посетить в марте Флоренцию. Затем съездить в Рим, Венецию, Париж, Севилью, на английские острова, в Афины, Азию.

Был конец ноября. Они плыли на пароходе «Атлантида» , который «был похож на громадный отель со всеми удобствами» . Пассажиры жили тут размеренно, гуляли по палубам, играли в различные игры, читали газеты, дремали на лонгшезах.

По вечерам, после роскошного обеда в бальной зале открывались танцы. Среди людей, отдыхавших на пароходе, был и великий богач, и знаменитый писатель, и изящная влюбленная пара (только командир знал о том, что пару наняли сюда специально для развлечения публики, чтобы они играли любовь), и наследный азиатский принц, путешествовавший инкогнито. Дочь господина была увлечена принцем, сам же господин «все поглядывал» на знаменитую красавицу – высокую блондинку.

В Неаполе семья остановилась в номере с видом на залив и Везувий. В декабре погода испортилась, «город казался особенно грязным и тесным» . В дождливой Италии господин чувствовал себя «так, как и подобало ему, – совсем стариком» .

Семья перебралась на Капри, где им предоставили лучшие апартаменты. Вечером в отеле должна была быть тарантелла. Господин переоделся к ужину первым, поэтому, ожидая жену и дочь, решил зайти в читальню. Там уже сидел какой-то немец. Господин сел в «глубокое кожаное кресло» , поправил тесный воротничок и взял в руки газету.

«Вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа… Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом – и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».

Если бы в читальне не было немца, это «ужасное происшествие» «быстро и ловко сумели бы в гостинице замять» . Но немец с криком выбежал из читальни и «всполошил весь дом» . Хозяин пытался успокоить гостей, но многие уже успели увидеть, как лакеи срывали с господина одежду, как он «еще бился» , хрипел, «настойчиво боролся со смертью» , как его вынесли и положили в самом плохом и маленьком номере – сорок третьем, на нижнем этаже.

«Через четверть часа в отеле все кое-как пришло в порядок. Но вечер был непоправимо испорчен». Хозяин подходил к гостям, успокаивая их, «чувствуя себя без вины виноватым» , обещая принять «все зависящие от него меры» . Из-за происшествия отменили тарантеллу, потушили лишнее электричество. Жена господина попросила перенести тело мужа в их апартаменты, но хозяин отказал и распорядился, чтобы тело было вывезено на рассвете. Так как гроб негде было достать, тело господина положили в длинный ящик из-под содовой английской воды.

Тело «мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света» . «Оно снова попало, наконец, на тот же самый знаменитый корабль» – «Атлантида» . «Но теперь уже скрывали его от живых: глубоко спустили в просмоленном гробе в черный трюм». Ночью пароход проплывал мимо острова Капри. Как обычно, на корабле, был бал. «Был он и на другую и на третью ночь».

Со скал Гибралтара за кораблем наблюдал Дьявол. «Дьявол был громаден, как утес, но еще громаднее его был корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем». В верхних покоях корабля «восседал» грузный водитель корабля, похожий на «языческого идола» . «В подводной утробе «Атлантиды», тускло блистали сталью, сипели паром и сочились кипятком и маслом тысячепудовые громады котлов и всяческих других машин». «А средина «Атлантиды», столовые и бальные залы ее изливали свет и радость, гудели говором нарядной толпы, благоухали свежими цветами, пели струнным оркестром».

И снова среди толпы мелькала «тонкая и гибкая» пара тех самых влюбленных. «И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит гроб глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля».

Заключение

Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» композиционно поделен на две части: до и после смерти господина. Читатель становится свидетелем метаморфозы: в один миг обесценились статус и деньги умершего. К его телу относятся без уважения, как к «предмету» , который можно бросить в ящик из-под напитков. Автор показывает, насколько окружающие люди безразличны к смерти такого же человека, как и они, как все думают только о себе и своем «спокойствии» .

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Господина из Сан-Франциско», а прочитать полный вариант рассказа.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунин Кратко

Иван Алексеевич Бунин
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» Краткое содержание

Рассказ-притча «Господин из Сан-Франциско» — ярчайший пример короткой прозы в духе неореализма. Автор предлагает читателю порассуждать на тему тленности и хрупкости бытия человека. Основная идея произведения — богатство и власть ничто перед человеческой смертностью. Только истинные ценности, которые нельзя купить могут сделать человека счастливым.

Очень краткий пересказ рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Некий господин, дожив до 58-ми лет, сколотил приличное состояние и отправился в роскошное путешествие со своей семьёй. Он плыл на шикарном лайнере, любовался Неаполем и остановился в лучших номерах отеля, где скоропостижно скончался. С этого момента он из «хозяина мира» превратился в неудобное для окружающих «тело». В ящике из-под бутылок с содовой его увозят из гостиницы и погружают на тот же корабль, только же не в каюту «люкс», а в трюм. А на палубе продолжается веселье высшего света…

Основные персонажи рассказа «Господин из Сан-Франциско» и их краткая характеристика

  • Господин из Сан-Франциско — некий делец без имени и индивидуальных черт всю жизнь потратил на зарабатывание капитала «для лучших времён». Тип неприятный, высокомерный, после смерти для всех стал обузой.
  • Жена и дочь господина из Сан-Франциско — две безликие женщины под стать отцу семейства. Понятия не имеют, что по-настоящему ценно в жизни.
  • Лоренцо, Луиджи — представители простого люда. Автор произведения выделил этим персонажам лишь пару строк, но они гордо носят имена и счастливы, хоть и не богаты.

Краткое содержание рассказа «Господин из Сан-Франциско» подробно по частям

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» логически можно разбить на две части, которые полярно друг от друга отличаются.

Часть I. Живой господин

Эта история о «безымянном» господине, который к 58-ми годам, наконец, смог «приступить» к достойной жизни. Всё прочее время он отдавал работе и вот теперь только смог позволить себе настоящую роскошную жизнь. Вместе с супругой и дочерью, такими же «безымянными», как и отец семейства, герой отправляется в плавание на шикарнейшем из кораблей — «Атлантиде».

Это был ноябрь. Пассажиры «Атлантиды» наслаждались размеренным отдыхом: играми, чтением, прогулками, изысканной едой, танцами после ужина. Абы кого на этот «праздник жизни» не пустили бы, здесь собрался лишь высший свет — знаменитости, меценаты, писатель, принц и т.д. На берегу Италии путешественникам не очень понравилось, из-за дурной погоды Неаполь был сер и грустен. Богачи перебрались на Капри в лучшие номера гостиницы. Здесь в ожидании ужина господин скоропостижно скончался в читальне на глазах у одного из постояльцев.

Часть II. Мёртвый господин

Смерть господина вызвала неприятный переполох. Его поспешили унести в самый дешёвый номер внизу. На просьбу супруги господина перенести его тело в снятые апартаменты последовал отказ и требование вывезти труп с рассветом, чтобы никого не смущать. Тело поместили в ящик из-под газировки. На родной берег мёртвый господин возвращался на том же шикарном корабле, но уже не в лучшей каюте, а в трюме, скрытый от живых пассажиров. Живые, богатые и знаменитые тем временем наслаждались музыкой и светом на палубе.

История создания рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» Бунин написал в 1915 году, когда находился в гостях у двоюродной сестры. Идею рассказа ему навеяла книга «Смерть в Венеции», замеченная им в витрине одного из магазинов. На создание произведения у писателя ушло 4 дня — с 14-го по 19-е августа. Это была напряжённая работа. Бунин хотел добиться предельной силы и сжатости, избавиться от лишних эпитетов, не допустить наличия словесных штампов.

Ссылка на основную публикацию