Анализ стихотворения Мать Бунина

Анализ стихотворения Бунина Мать

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Матери»

12 декабря 2015

Покинув родовое гнездо в 17 лет, И.А.Бунин хотел доказать родным, что литература это не дурачество. Родители хотели, чтоб поэт стал ученым. Он обижался на близких людей из-за этого. Тем не менее, он с нежностью и любовью вспоминает детские годы.

Стихотворение долго подвергалось редакции, опубликовано было спустя пять лет после создания. Поэт вновь хотел возвращаться в детство. Бунин переносится в прошлое, ему дороги обычные вещи «игрушки, детская лампадка». После отъезда ему пришлось привыкать к самостоятельной жизни, это было поэту непросто. В стихотворении он мысленно переносится в свою постель, в то время, когда ненужно было ни о чем думать, время безмятежности, что его сопровождало до 17 лет.

Он очень любил мать, вспоминает «ты перекрестишь, поцелуешь…». Мать поэта заботилась о нем и оберегала. Он сравнивает ее с ангелом, хотя мама всегда говорила ему, что ангел-хранитель за ним. Бунин уже не помнит всех образов, он не понимает где правда, а где фантазия. Его воспоминания пропитаны теплотой, нежностью и грустью. В этом стихотворении автор грустит о прошлом, возможно, потому что в настоящем жить так непросто. Поэт счастлив, что воспоминания его не оставили. Он так наивно пишет «и верой в счастье очаруешь…» эта вера не покидает Бунина на протяжении всей жизни.

Счастье всегда ассоциировалось у него с мамой, теплой постелью и сказочным погружением в сон. Тогда у него была опора на мамино плечо, он мог расслабиться и жить в мире своих неугомонных фантазий. Только эти детские воспоминания переносили его в атмосферу тепла и уюта настоящего домашнего очага.

Мать для поэта была божественным созданием и идеалом женщины. Может поэтому он так и не осмелился жениться на Варваре Пащенко. С ней у Бунина не сложились отношения. Он так и не смог взять ответственность, которую требовала у него самостоятельная взрослая жизнь.

Всех женщин поэт сравнивал с мамой, но его воспоминания детства сложно было превзойти. Бунин всегда ощущал рядом своего ангела-хранителя «напомнишь мне, что он со мной…». Видимо поэту было непросто, а в воспоминаниях он думает об отдыхе «а сладкий сон, глаза туманя…». В нашей памяти детство навсегда останется как беззаботное время безграничного счастья.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Мать»

12 декабря 2015

И.А.Бунин поздно уехал из родительского дома. До 17 лет он проживал с родителями. Мать для поэта имела большое значение, он ее считал идеалом. Может, из-за этого ему тяжело было решиться на женитьбу. В стихотворении «Мать» автор в образе матери воплощает защитницу от всех невзгод. Возможно, и сам И.А.Бунин нуждался в такой защите.

После отъезда из дома ему сложно было жить самостоятельно. Родители мечтали о его карьере ученого. Поэт хотел доказать, что литература не просто увлечение. В этом произведении он показывает силу матери, которая может не спать ночами ради своего ребенка «И, положив дитя к плечу, все напевала и ходила…». Сопоставив страшную бурю и трепетную уставшую мать, поэт показывает невероятную силу женщины. Вероятно, автор считал мать своим ангелом, он таким произведением воздвигает свою маму на уровень божества.

Горевшая свеча символизирует жизнь, она мерцала из-за непогоды и мать оберегает этот огонь. «Она мерцавшую свечу старинной книгой заслонила…». У И.А.Бунина сложно складывалась самостоятельная жизнь. Он так и не осмелился жениться на Варваре Пащенко.

Идеалом женщины была для него мама, всех женщин он сравнивал с ней. Непогода и буря символизирует жизненные невзгоды, которые случаются с каждым человеком. Скорее всего, автор в образе ребенка показывает совсем не младенца. Поэт, таким образом, показывает, что для матери ее ребенок всегда останется маленьким и беззащитным. Она бы и около взрослого тоже не спала ночь и охраняла его сон. И ночь тянулась «без конца».

Автор говорит, что матери тоже тяжело, она устала и из последних сил держится. Ночь ей кажется бесконечной, а буря никогда не закончится. И сама она как будто сдается, на глазах слезы. И только взгляд маленького сынишки придает ей сил. Она и сама испытывает страх. Ветер так бушевал, что едва дом уцелел. Матери страшно, но она не оставляет свой пост и охраняет сон своего ребенка. Женщина готова на все, даже сражаться с бураном она бы смогла.

И.А.Бунин, испытывая сложности, ждал, что его так же защитят, как мама в стихотворении. Он сам на себе ощутил бушующие бураны судьбы и шум злой вьюги. Поэт очень любил свою маму и посвятил ей ни одно стихотворение.

Образ Богородицы в стихотворении И.А. Бунина «Мать»

Портретные изображения в произведениях И.А.Бунина — это не столько описание внешности, так или иначе характеризующей героя, это не только отражение его внутреннего мира, — это прежде всего результат работы над внутренним миром. Это запечатленная духовная динамика. Поэтому активное использование иконописных образов и сюжетов в творчестве И.А. Бунина вполне логично (стихотворения: «Мать», «Новый храм», «Гробница Рахили», «Иерусалим», «Саваоф», «Михаил», «Бегство в Египет», «Канун Купалы»; рассказы: «Святитель», «Ночь отречения», «Преображение», «Прекраснейшая солнца» и т.д.). Образ Богородицы в этом перечне занимает особую нишу: И.А. Бунин прямо или опосредованно, используя ассоциативный ряд, вводит образ покровительницы, Матери всего мира, подарившей человечеству Спасителя и спасение, мудрость и надежду. Поэт верит в Божественное сострадание Человеку на его бесконечно сложном жизненном пути.

И.А. Бунин не дидактичен в создании иконописных образов, часто они и не заявлены как библейские ни в названии, ни в сюжете произведения. Однако автор так воплощает их, что становится очевидным: художественное содержание имеет непосредственную связь со Священным Писанием. Так, в стихотворении «Мать» (1893) перед читателем открывается ночная картина бурана, затерянного в степи хуторка, мертвого дома, образ матери, укачивающей ребенка на руках.

И дни и ночи до утра
В степи бураны бушевали,
И вешки снегом заметали,
И заносили хутора.
Они врывались в мертвый дом –
И стекла в рамах дребезжали,
И снег сухой в старинной зале
Кружился в сумраке ночном.

Но был огонь — не угасая,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И положив дитя к плечу,
Все напевала и ходила…

Бытовая, на первый взгляд зарисовка, обрастая символическими деталями, в контексте стихотворения превращается в обобщенную философскую картину мироздания, в которой материнское сострадание своему ребенку передано как заступничество Богоматери за весь род человеческий, попавший в бесконечный жизненный буран.

Когда ж буран в порыве диком
Внезапным шквалом налетал,–
Казалось ей, что дом дрожал,
Что кто-то слабым, дальним криком
В степи на помощь призывал.

Описание бурана, мертвого дома, плачущей матери с ребенком на руках, стремящейся сохранить огонь свечи и старинную книгу — все эти мотивы соединяются в драматический сюжет, максимально обобщенный, передающий картину мира и определяющий место человека в нем. Тема мировой катастрофы, мирового страха перед угрозой гибели, перед всеобщим бураном и материнское заступничество Богородицы за всех живущих достаточно представлена в поэзии И.А. Бунина («Мать» (1893), «Канун Купалы» (1903), «Бегство в Египет» (1915) и др.). Используя канву евангельских сюжетов, а порой иконописное изображение, автор тем самым не столько отражает эпохальные апокалиптические настроения, сколько подчеркивает веру в спасение, в божественное покровительство. Бунин последовательно подчеркивает, что Богородица, оберегая и спасая Младенца, спасает Мир.

Особо отметим роль анафоры и многоточий, которые вместе с многочисленными глаголами несовершенного вида («бушевали», «заметали», «заносили», «врывались» и т.д.) создают неограниченное временное пространство в произведении: как бесконечна смена дня и ночи («и дни и ночи»), так бесконечен жизненный буран, так верна, хрупка, и в то же время абсолютно надежна в нем «мерцающая свеча», дающая веру и надежду на защиту и покровительство в этом сумрачном мире. Показательно, что в тексте один единственный глагол употреблен в совершенном виде, и это глагол «заслонила». Таким образом, И.А. Бунин подчеркивает изначальное, несомненное, абсолютное заступничество Божьей Матери. Отсюда и интонационное противопоставление: нарочитая анафора первой строфы (подчеркивающая и будто повторяющая завывание ветра) вдруг обрывается противительным союзом «но» и почти библейским оборотом «но был огонь — не угасая…» (Ср. с текстом Евангелия: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5)).

Как мы видим, образы дома, книги и свечи имеют особое значение для понимания текста. Безусловно, свеча — символ веры, «старинная книга» имеет достаточно прозрачную аллюзию на Книгу Книг, а образ дома ассоциируется с понятием души человека; и спасти этот дом может лишь «мерцающая свеча» — вера в Божественное сострадание.

Особую эмоциональную нагрузку несет строфическое оформление текста. Стихотворение состоит из 3 строф: в первых двух строфах по 8 строк, в последней — 13. В заключительной строфе между двумя рифмованными катренами пятистишие, в котором конкретное вырастает до размеров вселенского, приобретает максимальное философское обобщение и перерастает в кульминационный момент произведения.

Когда ж буран в порыве диком
Внезапным шквалом нарастал, —
Казалось ей, что дом дрожал,
Что кто-то слабым, дальним криком
В степи на помощь призывал.

Драматическая динамика стихотворения, переданная через описание пейзажа, внутреннее движение сюжета, направлена на создание поэтизированного иконописного образа. Само изображение дается последними 4 строками (как развязка сюжета), в которых образ Богородицы с младенцем становится очевидным. В этой связи особое обобщенно-символическое значение приобретает название стихотворения. Мать как заступница всех попавших в жизненный буран и нуждающихся в сострадании. Иконописное изображение, подготовленное динамикой и драматизмом сюжета, дается не только как вывод произведения, не только как живописное подтверждение сказанному, не только как запечатленный драматический сюжет, но и как открытие, как озарение для заблудившихся в буране жизни, как необходимый для спасения духовный маяк. Динамика стихотворения внезапно сменяется лаконичным описанием портрета матери с ребенком на руках. Причем передано изображение двумя штрихами, а именно: взгляды матери и ребенка вдруг обращаются к читателю. Этого оказывается достаточно, чтобы в контексте стихотворения портрет преобразился в иконописный лик:

И до утра не раз слезами
Ее усталый взор блестел,
И мальчик вздрагивал, глядел
Большими темными глазами…

Так, эпический сюжет в поэтическом тексте в сочетании с пейзажной зарисовкой, рядом символических деталей и образов, особых интонационно-синтаксических конструкций и оборотов оказывается средством создания не просто конкретно очерченного портрета героини, а служит для воссоздания и как бы «оживления» иконописного образа, переданного в движении, в динамике.

Таким образом, в стихотворении «Мать» И.А. Бунин раскрывает не только тему Апокалипсиса и заступничества Богородицы за род людской, а путем преобразования драматичного лирического сюжета в живописное портретное изображение, он воссоздает иконописный сюжет, и тем самым конкретный лирический образ женщины превращается в образ Богоматери — заступницы всех страждущих, Матери мира, которая слышит всех и плачет обо всех заблудившихся. Так предельно конкретно-бытовая сюжетная коллизия преобразуется в портретную зарисовку, а затем, путем волшебного художественного слова, вырастает до максимальной степени обобщение и символического толкования.

Иван Бунин — Я помню спальню и лампадку ( Матери )

Ya pomnyu spalnyu i lampadku,
Igrushki, tepluyu krovatku
I mily, krotky golos tvoy:
«Angel-khranitel nad toboy!»

Byvalo, razdevayet nyanya
I polushepotom branit,
A sladky son, glaza tumanya,
K yee plechu menya klonit.
Ty perekrestish, potseluyesh,
Napomnish mne, chto on so mnoy,
I veroy v schastye ocharuyesh.
Ya pomnyu, pomnyu golos tvoy!
Ya pomnyu noch, teplo krovatki,
Lampadku v sumrake ugla
I teni ot tsepey lampadki.
Ne ty li angelom byla?

Z gjvy/ cgfkmy/ b kfvgflre,
Buheirb, ntgke/ rhjdfnre
B vbksq, rhjnrbq ujkjc ndjq:
«Fyutk-[hfybntkm yfl nj,jq!»

sdfkj, hfpltdftn yzyz
B gjkeitgjnjv ,hfybn,
F ckflrbq cjy, ukfpf nevfyz,
R tt gktxe vtyz rkjybn/
Ns gthtrhtcnbim, gjwtketim,
Yfgjvybim vyt, xnj jy cj vyjq,
B dthjq d cxfcnmt jxfhetim///
Z gjvy/, gjvy/ ujkjc ndjq!
Z gjvy/ yjxm, ntgkj rhjdfnrb,
Kfvgflre d cevhfrt eukf
B ntyb jn wtgtq kfvgflrb///
Yt ns kb fyutkjv ,skf?

«Мать» И.Бунин

И дни и ночи до утра
В степи бураны бушевали,
И вошки снегом заметали,
И заносили хутора.

Они врывались в мертвый дом —
И стекла в рамах дребезжали,
И снег сухой в старинной зале
Кружился в сумраке ночном.

Читайте также:  Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина 5 класс

Но был огонь — не угасая,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу,
Все напевала и ходила…

И ночь тянулась без конца…
Порой, дремотой обвевая,
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.

Когда ж буран в порыве диком
Внезапным шквалом налетал,
Казалось ей, что дом дрожал,
Что кто-то слабым, дальним криком
В степи на помощь призывал.

И до утра не раз слезами
Не усталый взор блестел,
И мальчик вздрагивал, глядел
Большими томными глазами…

Анализ стихотворения Бунина «Мать»

Тема матери, возникшая на этапе зарождения художественного слова, в русской традиции ассоциируется не только с реалиями быта. Она существует в возвышенной версии, связанной с образом Богородицы-заступницы, и национальном варианте, отождествляясь с темой родины. Перечисленные трактовки часто переплетаются: в некрасовском стихотворении «Баюшки-баю» мать, являющаяся лирическому герою во сне, обладает высшим знанием. Она предсказывает судьбу сыну и пророчит будущее родной земле.

Принято считать, что образ матери в ранней лирике Бунина имеет автобиографическое начало. Это утверждение справедливо по отношению к стихотворению «Матери», но встречается и другое видение «вечной темы», примером которого служит произведение «Мать».

Две первые строфы стихотворения создают картину зимней непогоды: снежные бури господствуют не только на степных просторах, они осмеливаются проникнуть в заброшенный дом, охарактеризованный сильным эпитетом «мертвый». Постоянные повторения союза «и», разбросанные по всему тексту, и обилие глаголов несовершенного вида «растягивают» время, порождая ощущение бесконечности природных катаклизмов.

Третья строфа начинается противительным «но». Что может дать отпор мощи холодных ветров? Неугасающий огонь свечи и бодрствующая по ночам мать, которая защитила неверный свет «старинной книгой». Оказывается, дом не совсем заброшен, и в его пристройке живут люди. Женщине страшно: при сильных порывах ветра ей чудится «слабый крик», как будто зовет на помощь путник, затерявшийся в буране. Утомленная и заплаканная героиня не смеет сомкнуть глаз, она несет свою ночную «вахту» до утра.

Философский смысл бытовой картины определяется знаковыми деталями-символами, важнейшие из которых — образы огня, книги, пустого дома. Православные трактовки этих символов несомненно были знакомы автору, сыну религиозной матери. Они обозначают соответственно веру, знание и заблудшую душу. Снежная буря становится выражением жизненных вихрей, которые несутся над степью, символизирующей Родину.

В философскую канву органично входит и образ бодрствующей матери, лаконичный портрет которой приобретает иконописные черты. Он ассоциируется с Матерью небесной, спасающей род человеческий. Милосердная заступница дарит надежду даже тем, чей внутренний мир похож на «мертвый дом», освещенный слабым огоньком веры.

Послушать стихотворение аБунина Мать

Исследование образа матери в стихотворениях И.А. Бунина

Содержание

Введение

Выявить схожие мотивы при создании образа матери в стихах И.А. Бунина, написанных им в разные периоды жизни и творчества.

Задачи

Проанализировать стихотворения И.А.Бунина, в которых появляется образ матери. Найти в них схожие мотивы. Сопоставить стихи с биографией И.А.Бунина.

Значимость

Данная работа может иметь практическое применение на уроках по изучению творчества И.А. Бунина в качестве дополнительного материала, на занятиях факультатива по литературе и при подготовке к олимпиадам.

Образ матери в стихах И.А. Бунина

  • Схожие мотивы в юношеских стихах И.А. Бунина;
  • Образ ангела-хранителя в стихах И.А.Бунина;
  • Стихи, навеянные воспоминаниями о матери.

В качестве объекта я взяла следующие стихотворения И.А. Бунина:

  • “Помню – долгий зимний вечер…” (1887 г.)
  • “Мать” (1893 г.)
  • “На глазки синие, прелестные…” (1901 г.)
  • “Летняя ночь” (1912 г.)
  • “Матери” (1906-1911 г.г.)

Схожие мотивы в юношеских стихах И.А. Бунина

Образ матери появляется уже в юношеских стихах И. А. Бунина “Помню – долгий зимний вечер…” (1887г.) и “Мать” (1893г.). В них мы можем заметить схожие мотивы. В обоих стихотворениях действие переносится в тёмное время суток: за окнами – “долгий зимний вечер” или ночь в заснеженной степи, которая “тянулась без конца”. Мир во власти злых сил природы: “буря плачет у окна”, “воет вьюга”, “в степи бураны бушевали”. Но стены дома защищают его обитателей, в нём всю ночь мерцает свеча, а перед иконой горит лампада.

Только мама может прогнать детские страхи. Читая эти стихи, мы представляем полумрак спальни, маму, которая, укладывая маленького сына спать, шепчет ему нежные слова или носит на руках и поёт колыбельную:

Всю ночь горит огонь свечи, и всю ночь женщина не смыкает глаз, оберегая своего ребёнка:

Схожие мотивы в стихотворениях “Помню – долгий зимний вечер…” (1887г.) и “Мать” (1893г.) представлены в Таблице 1.

Образ ангела-хранителя в стихах И.А. Бунина

К теме материнской любви И.А.Бунин обращался и в дальнейшем. Например, стихотворение “На глазки синие, прелестные…” (1901г.) написано как бы от лица матери, качающей колыбель и любующейся младенцем. Сохраняется мотив вечера (“сумеречный хмель”), колыбельной песни: “Усни, усни, дитя любимое…”. Герой стихотворения – малыш с синими, прелестными глазками. Для мамы он словно “цветок, свернувший лепестки”. Чтобы он был здоров, счастлив, его защищают “ангелы небесные” и “Божеская рука”. Так в стихах И.А.Бунина рядом с матерью и ребёнком появляются небесные защитники.

Мать, Людмила Александровна Бунина, воспитала Ивана Алексеевича Бунина верующим человеком. Она, в отличие от отца, имела характер меланхолический, очень любила поэзию, была религиозна. Родители брали Ваню и младших сестер в церковь в селе Рождество. Он любил церковные службы, хотя ему было утомительно их выстаивать. Вскоре после смерти сестры Саши “кто-то из Ельца привез книжки “Жития святых”, и Ваня набросился на это чтение, стал много молиться, держать посты, даже сплел из веревок нечто похожее на “власяницу” и носил ее под рубашкой”. [3] Видимо, в религиозных обрядах он находил утешение, вера помогала справиться с потрясением от утраты.

Повторяющиеся мотивы и появившийся новый мотив небесного защитника в стихотворении “На глазки синие, прелестные…” (1901г.) представлены в Таблице 2.

Стихи, навеянные воспоминаниями о матери

После смерти матери (1910г.) И.А. Бунин создаёт окончательный вариант стихотворения “Матери” (1906-1911), а спустя год пишет “Летнюю ночь” (1912). Это стихи-воспоминания.

Л.А.Бунина обращала внимание сына и на красоту окружающего его мира, в том числе звездного неба, которому спустя годы Бунин посвятил своё стихотворение “Летняя ночь” (1912). История создания этого стихотворения сохранилась в мемуарах брата поэта Ю.Ю.Бунина: “Попав в деревню, Ваня был потрясен природой, и ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть, плыть на нем в жуткой высоте и как он просил мать, когда она его убаюкивала, сидя на балконе, перед сном, дать ему поиграть со звездой, которую видел из своей кроватки.

Через тридцать восемь лет, тоскуя по матери, умершей за два года до того, он писал стихи, начинающиеся:

Образ матери в этом стихотворении полон любви, нежности и покоя. Но в то же время описание сумрака, “степного, глухого сада”, “одинокой звезды” вселяет в душу тревогу за будущее ребёнка. В стихотворении “Матери” И.А.Бунин вспоминает детство, представляя вечера, проведённые рядом с самым близким и любимым человеком. Полумрак в маленькой спальне, ласковая старушка няня и мама, присевшая на край кровати…

Эта картина вызывает самые нежные чувства: тихую радость, спокойствие, благодарность за любовь и заботу. В своём стихотворении поэт благодарит маму за счастливые дни детства. В последней строке И.А.Бунин обращается к уже скончавшейся, но так же нежно любимой им матери с грустным вопросом: “Не ты ли ангелом была?”. Ангел-хранитель – это служитель Бога, посланный им к человеку, чтобы оберегать его. А для Ивана Бунина таким ангелом-хранителем стала его мать.

Повторяющиеся мотивы в стихотворениях “Матери” (1906-1911гг.) и “Летняя ночь” (1912г.) представлены в Таблице 3.

Читая стихи Ивана Алексеевича Бунина, посвящённые теме материнской любви, мы понимаем, что нужно ценить прекрасные моменты жизни и обязательно говорить о любви близким людям, пока они находятся рядом с нами.

И.Бунин “Матери”
методическая разработка по чтению по теме

Урок по творчеству И.Бунина, воспитывает любовь и уважение к матери.

Скачать:

ВложениеРазмер
bunin.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.Бунин «Матери» Выразительное чтение. Стихи о матери. Выразительное чтение.

Цель: Знакомство с произведением И.Бунина «Матери»

Задачи: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей, способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей, воспитывать уважительное отношение к маме, быть заботливыми, внимательными.

II. Проверка дом. задания. Сообщение темы урока.

– Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека мама самый близкий человек?

Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное – МАТЬ!

Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,

Слово «МАМА» – нет его добрей, ласковей и сокровенней.

Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!

Тема нашего урока «Иван Алексеевич Бунин «Матери».

III. Знакомство с биографией И.А. Бунина

– И.А.Бунин родился в 1870 году в городе Воронеже в старинной дворянской семье. На этом слайде вы видите портрет писателя и герб рода Буниных

– Вот дом, в котором родился Иван Алексеевич.

Но детство и юность его прошли в фамильном имении в Орловской губернии.

– На этом слайде вы видите родителей Ивана Алексеевича Бунина.

Отец Алексей Николаевич часто бывал в разъездах, и воспитанием детей занималась мать Людмила Александровна. Она была нежной, душевной женщиной, старалась создать в доме тёплую атмосферу. Людмила Александровна сама много читала, любила музыку, играла на фортепьяно для сына и много ему читала

– Начальное образование Бунин получил в домашних условиях, а в 1881 году поступил в гимназию в городе Ельце. Вы видите здание этой гимназии.

– Продолжить далее своё образование Иван Алексеевич не смог – не позволила бедность.

В 1886 году И.Бунин уходит из гимназии, в дальнейшем занимается самообразованием под руководством старшего брата.

– Писать стихи Бунин начал очень рано. Он часто выступал на литературных вечерах.

В 1903 году за стихотворный сборник «Листопад» удостоен Пушкинской премии.

– В 1920 году И.А. Бунин был вынужден покинуть Россию, и уехать в чужую страну. Он жил во Франции в городе Грассе под Парижем. Иван Алексеевич очень тосковал по родине, особенно по матери, которую очень любил всю свою жизнь.

– Творчество Бунина разнообразно. Он писал не только стихи, но и рассказы.

С 1927 по 1339 год Иван Алексеевич работал над одной из лучших своих книг «Жизнь Арсеньева»

– В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Эту высокую награду он получил за строгий артистический талант, с которым он создал в своих произведениях типичный русский характер.

– В 1953 году в Париже Бунина не стало.

IV. Словарная работа

– Прежде, чем начать работу над стихотворением, поработаем с некоторыми словами.

– Кто знает, что здесь изображено?

– Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый елейным маслом и зажигаемый перед иконой.

– Кого вы здесь видите?

– Это ангел-хранитель, изображается крылатым юношей. Ангел-хранитель – в религиозном представлении сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям, чтобы оберегать их, т.е. – хранить. У каждого человека есть свой ангел-хранитель.

– Как понимаете слово «очаровать»? Что это значит? (выслушиваются ответы детей)

– Очаровать – это произвести неотразимое впечатление на кого-либо.

– Что в вашем понятии означает слово «сумрак»? (выслушиваются ответы детей)

– Сумрак – это полумрак, неполная темнота, при которой ещё можно различать предметы.

– А что значит «кроткий» голос? (ответы детей)

– Кроткий голос – незлобный, покорный, смирный.

V. Первичное восприятие текста

– А сейчас давайте послушаем стихотворение

– Понравилось вам это стихотворение? Чем?

– От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)

– Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к своей матери)

– Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она привила поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела.

– Смогла ли Аня своим чтением передать нам чувства автора?

– Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение? (Спокойно, тихо, таинственно)

VI. Самостоятельное чтение.

VII. Анализ произведения.

– Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?

– Найдите и подчеркните слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

– Какие картины вы себе представляли при чтении?

– Настоящие мастера для создания точного изображения художественного образа используют различные средства. Сегодня я хочу познакомить вас с эпитетами. Эпитет – это образное определение, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Эпитетами чаще всего бывают прилагательные. Например, в сказках используют такие эпитеты: добрый молодец, красна девица.

-Давайте вмести найдём эпитеты в первом четверостишие.

– Найдите эпитеты во втором четверостишие.

Дружно помогаем маме

Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)

Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)

Хорошо мы потрудились! (погладили себя по голове)

IX. Беседа по содержанию.

– Чей же образ находится в центре внимания автора? (Образ матери)

– Что автору особенно запомнилось у мамы? (Её голос) – докажите словами из текста

– А какой у неё голос? Найдите в тексте.

– Какой вопрос возник у автора? Найдите в тексте.

– Как вы думаете, почему он называет маму ангелом? Вспомните значение этого слова.

– Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда – и в горе, и в радости.

X. Работа над пословицами.

– На стенах класса вы видите пословицы о матери. Какая на ваш взгляд пословица соответствует стихотворению И. Бунина?

Нет друга нежнее матери.

При солнце тепло, при матери добро.

Птица рада весне, а дитя матери.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

XII. Беседа о мамах

– Ребята, поднимите руки, кто подумал, вспомнил о своей маме, работая сегодня на уроке?

– Что вы вспомнили о своих мамах?

– Да, ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают вам во всём, переживают за вас.

Песня «Милая мама моя»

XIII. Итог урока

— Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама и начало жизни.

– Ребята, понравился ли вам наш урок? Что вам понравилось?

– Что нового узнали сегодня?

IVX. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть.

– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите насколько сегодня вы:

– были успешны на уроке и чувствовали себе комфортно

– разобрались с темой урока

– умеете применять свои знания.

(сидят за партой – плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят с поднятыми руками – отлично)

Анализ стихотворения Бунина «Мать»

Тема матери, возникшая на этапе зарождения художественного слова, в русской традиции ассоциируется не только с реалиями быта. Она существует в возвышенной версии, связанной с образом Богородицы-заступницы, и национальном варианте, отождествляясь с темой родины. Перечисленные трактовки часто переплетаются: в некрасовском стихотворении «Баюшки-баю» мать, являющаяся лирическому герою во сне, обладает высшим знанием.

Она предсказывает судьбу сыну и пророчит будущее родной земле.

Принято считать, что образ матери в ранней лирике

Две первые строфы стихотворения создают картину зимней непогоды: снежные бури господствуют не только на степных просторах, они осмеливаются проникнуть в заброшенный дом, охарактеризованный сильным эпитетом «мертвый». Постоянные повторения союза «и», разбросанные по всему тексту, и обилие глаголов несовершенного вида «растягивают» время, порождая ощущение бесконечности природных катаклизмов.

Утомленная и заплаканная героиня не смеет сомкнуть глаз, она несет свою ночную «вахту» до утра.

Философский смысл бытовой картины определяется знаковыми деталями-символами, важнейшие из которых — образы огня, книги, пустого дома. Православные трактовки этих символов несомненно были знакомы автору, сыну религиозной матери. Они обозначают соответственно веру, знание и заблудшую душу.

Снежная буря становится выражением жизненных вихрей, которые несутся над степью, символизирующей Родину.

В философскую канву органично входит и образ бодрствующей матери, лаконичный портрет которой приобретает иконописные черты. Он ассоциируется с Матерью небесной, спасающей род человеческий. Милосердная заступница дарит надежду даже тем, чей внутренний мир похож на «мертвый дом», освещенный слабым огоньком веры.

Дайджест:

Анализ стихотворения Бунина «В цирке» Характерной чертой зрелой бунинской лирики становится интертекстуальность, и для понимания произведения 1916 г. следует обратиться к ахматовским мотивам, присутствующим в тексте стихотворения. Нельзя сказать, что при жизни Бунина и Ахматову. .

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег» Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала. .

Анализ стихотворения Бунина «Чужая» Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка — сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта, гречанка Анна Цакни, настолько болезненно. .

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы» «Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение. .

Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан» Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над. .

Анализ стихотворения Бунина «Метель» Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба. .

Анализ стихотворения Бунина «Слово» Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений. .

Анализ стихотворения Бунина «Полдень» В 1907 году Бунин много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья. .

Анализ стихотворения Бунина «Мороз» В произведении, написанном летом 1903 г., изображен погожий зимний вечер. Спящая природа, обилие инея и блеска, серебристые и голубые оттенки — это доминанты морозного бунинского пейзажа. Над «хрустальным царством лесным». .

Анализ стихотворения Бунина «Поэт» Наследие русских классиков служит источником тематики и стилистики для шестнадцатилетнего юноши Бунина, побуждаемого желанием самостоятельного творчества. Философское осмысление роли поэта также становится объектом внимания начинающего автора. В раннем стихотворении главенствует. .

Анализ стихотворения Бунина «Деревенский нищий» Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в. .

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…» Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания — эти мотивы привлекают молодого автора как. .

Анализ стихотворения Бунина «Счастлив я, когда ты голубые…» Тема любви в бунинской трактовке сопряжена с печалью. Поэтизируя прекрасное чувство, приближающее человека к совершенству, автор с сожалением констатирует: любовь не приносит долгого счастья. Расставание влюбленных почти неизбежно, оно сулит. .

Анализ стихотворения Бунина «Христос воскрес! Опять с зарею…» Композиционное решение, в котором весеннее обновление природы рассматривается в контексте православного праздника, реализовали предшественники Бунина — Майков и Плещеев. В десятых годах XX в. похожие мотивы возникают в стихотворениях Есенина. .

Анализ стихотворения Рубцова «Березы» Береза — исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным. .

Новелла Г. Косынки «Мать»: психологизм художественной детали Григорий Косынка — выдающийся новеллист 20-х годов. Его новеллистические дебюты в 1920-1922 гг. привлекали внимание как писателей, так и литературоведов. Основоположник этого жанра В. Стефаник назовет его своим сыном. Соответственно. .

Анализ стихотворения Блока «Моей матери» Александр Блок очень трепетно относился к своей матери Александре Андреевне, считая, что именно она привила ему любовь к литературе и научила ценить жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому неудивительно, что. .

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил. .

Рассуждение о материнской любви по тексту Яковлева Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки Материнская любовь — самое сильное чувство на земле. Она безгранична, верна и жертвенна. Мать всегда позаботится о своем ребенке, выслушает и поймет его, поддержит в любых начинаниях. Для каждого из. .

Анализ стихотворения «Письмо к матери» Есенина Письмо к матери Стихотворение «Письмо к матери» посвящено не только и не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери — Родине. Сергей Есенин создал культ родного дома. .

На тему: Восславим ЖЕНЩИНУ-МАТЬ! Для каждого человека слово «мама» — особое слово. Это первое слово, которое мы учимся произносить после рождения и произносим всю свою жизнь. Слово «мама» оди­наково тепло и ласково звучит на. .

Краткое изложение Преступная мать П. О. Бомарше Преступная мать Париж, конец 1790 г. Из разговора Фигаро, камердинера испанского вельможи, графа Альмавивы, и его жены Сюзанны, первой камеристки графини, становится ясно, что с тех пор. .

Краткое содержание Мать в сокращении События в романе развиваются примерно в начале 1900-ых годов, в России. В рабочей слободке проживают обыкновенные работники разных фабрик со своими семьями, и вся их жизнь тесно связана с работой. .

Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное. .

Что значит пословица «Девушки шьют и поют, а мать порет и плачет»? Эта пословица — любимая у моей бабушки. Она часто употребляет ее, всегда иронически, а иногда — просто для того, чтобы что-нибудь сказать. И в самом деле, прислушайтесь, присмотритесь ко всему. .

Образ и характер Павла Власова в романе Мать Люди, изображенные в романе «Мать», разделены на два лагеря, до конца враждебных друг другу. Они стоят на противоположных сторонах баррикады классовой борьбы: с одной стороны — рабочие, революционная интеллигенция, пришедшая. .

Мать характеристика образа Ниловны Ниловна — главная героиня повести, образ которой символизирует Россию, а также содержит евангельские ассоциации. С Н. в повести связана доминирующая точка зрения — общечеловеческое, «народное» восприятие событий. Соответственно, динамика характера. .

Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Вечерние часы перед столом…» В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А. А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном. .

Мать и дочь Раневские в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Чем больше привычек имеет человек, Тем меньше он свободен и независим. И. Кант «Вишневый сад» был написан Чеховым в завершение творческого пути писателя. Пьеса начинается с того, что Раневская приезжает. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом. » Н. А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Лирическое. .

Анализ «Окаянные дни» Бунина И. А «Окаянные дни» . По выражению Чехова, произведения Бунина по смысловой «плотности» напоминают «сгущенный бульон». Это особенно чувст вуе тся в дневниковых записях 1918-1919 годов, которые были озаглавлены «Окаянные дни» и. .

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти» 1) Особенности жанра произведения. В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объему произведение — рассказ «Лапти». 2) Тематика и проблематика рассказа. .

Анализ стихотворения Блока «Помнишь ли город тревожный…» Ранние стихотворения, написанные в период с 1898 по 1900 год, Блок объединил в цикл под названием «Ante Lucem» . Ряд произведений поэт посвятил Ксении Михайловне Садовской. С ней шестнадцатилетний Александр. .

Анализ стихотворения Некрасова «Красавице» Произведения первой поэтической книги Некрасова выдержаны в русле романтической тематики. Текст 1839 г. поддерживает общую тенденцию, разделяя художественное пространство на земной мир и «дивную сторону», где обитают высокая поэзия, радость. .

Краткий анализ творчества Бунина Творчество Бунина разделено событиями октябрьского переворота 1917 года и последовавшей в 1920 году эмиграцией писателя на два периода. В конце первого десятилетия XX века Бунин стал крупнейшей фигурой в литературе. .

Анализ стихотворения Гумилева «Любовь» Одно из загадочных поэтических творений, «Любовь» была написана в 1912 г., когда Гумилев работал над переводами стихотворений Оскара Уайльда. Мировоззренческая доктрина и поэтика английского автора оказали влияние на Гумилева. Сыграли. .

Анализ стихотворения Тютчева «Видение» Тютчев — признанный певец ночи. Темному времени суток он посвятил множество стихотворений. В большинстве из них ночь представлена как период наибольшего одиночества человека. Душа теряет память о дневном существовании и. .

Анализ стихотворения Северянина «Надрубленная сирень» Поэзия Игоря Северянина обладает одной удивительной особенностью — четко передавать смысл, который автор хотел вложить в каждую конкретную фразу. Это искусство поэт оттачивал годами, признаваясь, что именно «рафинированность ощущений» является. .

Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде…» Стихотворение «На небесном синем блюде…», которое принято датировать 1915 годом, впервые было опубликовано после смерти Есенина — в майском номере журнала «Красная новь» за 1926-ой. Поэт, критик и переводчик Иннокентий. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Маме» Поэтесса Марина Цветаева родилась в интеллигентной аристократической семье, которая смогла привить будущей знаменитости любовь к истории и литературе. Девочек, Марину и Анастасию, воспитывали в строгости, практически с пеленок прививая им. .

Урок внеклассного чтения в 3-м классе. И.Бунин “Матери”

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (171,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

  • Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению стихотворения И. Бунина “Матери”. Продолжить обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
  • Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать. Способствовать обогащению словарного запаса.
  • Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.
  • Обеспечение адекватного восстановления сил, способствовать рациональной организации двигательной активности.
  • Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

    Дидактическое обеспечение урока:

    ТСО: мультимедийный проектор; ноутбук, экран.

    Для учителя: диски со слайд-шоу.

    Для детей: листы с текстом произведения И. Бунина “Матери”.

    1. Организационный этап.

    А) Эмоциональный настрой. Стихотворение Олега Шестинского “Матери”.

    Матери бессонны, когда дети маленькие.
    Матери бессонны, когда дети большие.
    Матери бессонны, когда дети стареют.
    О, святая бессонность! Чем отблагодарить матерей?
    Целовать ли им руки, гладить ли белые волосы,
    Поливать ли цветы на их ранних могилах?
    Не отблагодарим!
    Как солнце не отблагодарим за свет.
    Как землю не отблагодарим за зелень.
    Не отблагодарим!
    Надо просто что-то хорошее делать,
    Что-то доброе, что-то великое делать,-
    Вот тогда улыбнутся и заплачут от счастья
    Матери, наши матери, живые и мертвые.

    Б) Игра “Подарки для мамы”.

    – Что подарят маминому сердцу цветы, солнце, звезды, горы, водопад.

    Цветы: красоту, нежность, любовь.

    Солнце: теплоту, свет, нежность пробуждения.

    Звезды: красоту, обаяние, загадочность, бесконечность, стремление к познанию.

    Горы: сила, надежность, вера в себя, выдержку, крепость.

    Водопад: свежесть, движение, обновление.

    3. Формирование новых понятий и способов действия.

    А) Знакомство с автором стихотворения И. Буниным.

    – Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 22 октября 1870 года на улице дворянской. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.

    Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось. Как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

    Б) Подготовка к чтению.

    • Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
    • Кроткий голос – покорный, смирный.
    • Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку, изображается крылатым мальчиком.
    • Полушепот – тихая речь.
    • Глаза туманя – засыпая
    • Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.
    • Сумрак – полумрак, неполная темнота.

    В) Чтение стихотворения.

    Я помню спальню и лампадку,
    Игрушки, теплую кроватку
    И милый, кроткий голос твой:
    “Ангел – хранитель над тобой!”
    Бывало, раздевает няня
    И полушепотом бранит,
    И сладкий сон, глаза туманя,
    К ее плечу меня клонит.
    Ты перекрестишь, поцелуешь,
    Напомнишь мне, что он со мной,
    И верой в счастье очаруешь…
    Я помню, помню голос твой!
    Я помню ночь, тепло кроватки,
    Лампадку в сумраке угла
    И тени от цепей лампадки…
    Не ты ли ангелом была?

    Г) Чтение стихотворения детьми.

    4. Применение. Формирование умений и навыков.

    А) Анализ произведения.

    1. – Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?

    – Найдите и подчеркните слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

    – Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.

    2. Составление картинного плана.

    – Сейчас, перечитывая стихотворение, вы будете составлять картинный план.

    – Какие картины вы себе представили? (Спальня, няня, голос, ангел)

    3. Составление партитуры чувств.

    – Какие чувства они у вас вызывают? (Нежность, радость; спокойствие, покой; любовь, забота; благодарность, любовь)

    – Вы уже знаете, что настоящие мастера для создания более точного изображения художественного образа используют даже определенные звуки. Такой специальный подбор согласных звуков называется звукопись или аллитерация. Давайте перечитаем четвертое четверостишие. Повторение каких звуков настраивает на сладкий, спокойный сон?

    – Но есть и особые слова, в которых заложено сравнение одного предмета с другим, слова, употребляемые в переносном значении для достижения особой выразительности. Их называют тропами. Сегодня я хочу познакомить вас с эпитетом. Эпитет: образное определение, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Эпитетами чаще всего бывают прилагательные.

    Задание по вариантам: найти эпитеты в 1 и 2 четверостишии. (Милый, кроткий голос; теплая кроватка; сладкий сон)

    5. Работа с пословицами и цитатами.

    – На стенах класса вы видите цитаты, а также пословицы о матери. Какая на ваш взгляд пословица или цитата больше соответствует стихотворению И.Бунина?

    1. Нет друга нежнее матери.
    2. При солнце тепло, а при матери добро.
    3. Птица рада весне, а дитя матери.
    4. Материнская молитва со дна моря вынимает.
    5. Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О. Бальзак.
    6. Сердце матери – неиссякаемый источник любви. Жан Пьер Беранже.

    – У вас на парте лежат цветы. На лепестках напишите слова нежности и подарите их мамам.

    7. Этап информации о домашнем задании.

    1. Выразительное чтение стихотворения.

    2. Рассказать, как любовь мамы помогает в разных ситуациях.

    8. Подведение итогов урока.

    Дается оценка работы класса и отдельных учащихся.

    9. Этап рефлексии.

    – Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:

    1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

    2) разобрались с темой урока;

    3) умеете применять свои знания.

    (Сидят за партами – плохо, слабо;

    Просто стоят – хорошо;

    Стоят, руки вверх – отлично).

    10. Подведение итогов урока.

    Дается оценка работы класса и отдельных учащихся.

    11. Этап рефлексии.

    – Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:

    1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

    Анализ стихотворения Мать Бунина



    И.А. Бунин не дидактичен в создании иконописных образов, часто они и не заявлены как библейские ни в названии, ни в сюжете произведения. Однако автор так воплощает их, что становится очевидным: художественное содержание имеет непосредственную связь со Священным Писанием. Так, в стихотворении «Мать» (1893) перед читателем открывается ночная картина бурана, затерянного в степи хуторка, мертвого дома, образ матери, укачивающей ребенка на руках.

    И дни и ночи до утра
    В степи бураны бушевали,
    И вешки снегом заметали,
    И заносили хутора.
    Они врывались в мертвый дом –
    И стекла в рамах дребезжали,
    И снег сухой в старинной зале
    Кружился в сумраке ночном.

    Но был огонь — не угасая,
    Светил в пристройке по ночам,
    И мать всю ночь ходила там,
    Глаз до рассвета не смыкая.
    Она мерцавшую свечу
    Старинной книгой заслонила
    И положив дитя к плечу,
    Все напевала и ходила…

    Бытовая, на первый взгляд зарисовка, обрастая символическими деталями, в контексте стихотворения превращается в обобщенную философскую картину мироздания, в которой материнское сострадание своему ребенку передано как заступничество Богоматери за весь род человеческий, попавший в бесконечный жизненный буран.

    Когда ж буран в порыве диком
    Внезапным шквалом налетал,–
    Казалось ей, что дом дрожал,
    Что кто-то слабым, дальним криком
    В степи на помощь призывал.

    Описание бурана, мертвого дома, плачущей матери с ребенком на руках, стремящейся сохранить огонь свечи и старинную книгу — все эти мотивы соединяются в драматический сюжет, максимально обобщенный, передающий картину мира и определяющий место человека в нем. Тема мировой катастрофы, мирового страха перед угрозой гибели, перед всеобщим бураном и материнское заступничество Богородицы за всех живущих достаточно представлена в поэзии И.А. Бунина («Мать» (1893), «Канун Купалы» (1903), «Бегство в Египет» (1915) и др.). Используя канву евангельских сюжетов, а порой иконописное изображение, автор тем самым не столько отражает эпохальные апокалиптические настроения, сколько подчеркивает веру в спасение, в божественное покровительство. Бунин последовательно подчеркивает, что Богородица, оберегая и спасая Младенца, спасает Мир.

    Особую эмоциональную нагрузку несет строфическое оформление текста. Стихотворение состоит из 3 строф: в первых двух строфах по 8 строк, в последней — 13. В заключительной строфе между двумя рифмованными катренами пятистишие, в котором конкретное вырастает до размеров вселенского, приобретает максимальное философское обобщение и перерастает в кульминационный момент произведения.

    Когда ж буран в порыве диком
    Внезапным шквалом нарастал, —
    Казалось ей, что дом дрожал,
    Что кто-то слабым, дальним криком
    В степи на помощь призывал.

    Драматическая динамика стихотворения, переданная через описание пейзажа, внутреннее движение сюжета, направлена на создание поэтизированного иконописного образа. Само изображение дается последними 4 строками (как развязка сюжета), в которых образ Богородицы с младенцем становится очевидным. В этой связи особое обобщенно-символическое значение приобретает название стихотворения. Мать как заступница всех попавших в жизненный буран и нуждающихся в сострадании. Иконописное изображение, подготовленное динамикой и драматизмом сюжета, дается не только как вывод произведения, не только как живописное подтверждение сказанному, не только как запечатленный драматический сюжет, но и как открытие, как озарение для заблудившихся в буране жизни, как необходимый для спасения духовный маяк. Динамика стихотворения внезапно сменяется лаконичным описанием портрета матери с ребенком на руках. Причем передано изображение двумя штрихами, а именно: взгляды матери и ребенка вдруг обращаются к читателю. Этого оказывается достаточно, чтобы в контексте стихотворения портрет преобразился в иконописный лик:

    И до утра не раз слезами
    Ее усталый взор блестел,
    И мальчик вздрагивал, глядел
    Большими темными глазами…

    Так, эпический сюжет в поэтическом тексте в сочетании с пейзажной зарисовкой, рядом символических деталей и образов, особых интонационно-синтаксических конструкций и оборотов оказывается средством создания не просто конкретно очерченного портрета героини, а служит для воссоздания и как бы «оживления» иконописного образа, переданного в движении, в динамике.

    Читайте также:  Анализ стихотворения Метель Бунина
    Ссылка на основную публикацию