Анализ стихотворения Мать Бунина

Исследование образа матери в стихотворениях И.А. Бунина

Содержание

  • 1 Введение
    • 1.1 Цели
    • 1.2 Задачи
    • 1.3 Значимость
  • 2 Образ матери в стихах И.А. Бунина
  • 3 Схожие мотивы в юношеских стихах И.А. Бунина
  • 4 Образ ангела-хранителя в стихах И.А. Бунина
  • 5 Стихи, навеянные воспоминаниями о матери
  • 6 Презентация с дополнительным материалом
  • 7 Ресурсы
  • 8 Инфографика

Введение

Выявить схожие мотивы при создании образа матери в стихах И.А. Бунина, написанных им в разные периоды жизни и творчества.

Задачи

Проанализировать стихотворения И.А.Бунина, в которых появляется образ матери. Найти в них схожие мотивы. Сопоставить стихи с биографией И.А.Бунина.

Значимость

Данная работа может иметь практическое применение на уроках по изучению творчества И.А. Бунина в качестве дополнительного материала, на занятиях факультатива по литературе и при подготовке к олимпиадам.

Образ матери в стихах И.А. Бунина

  • Схожие мотивы в юношеских стихах И.А. Бунина;
  • Образ ангела-хранителя в стихах И.А.Бунина;
  • Стихи, навеянные воспоминаниями о матери.

В качестве объекта я взяла следующие стихотворения И.А. Бунина:

  • “Помню – долгий зимний вечер…” (1887 г.)
  • “Мать” (1893 г.)
  • “На глазки синие, прелестные…” (1901 г.)
  • “Летняя ночь” (1912 г.)
  • “Матери” (1906-1911 г.г.)

Схожие мотивы в юношеских стихах И.А. Бунина

Образ матери появляется уже в юношеских стихах И. А. Бунина “Помню – долгий зимний вечер…” (1887г.) и “Мать” (1893г.). В них мы можем заметить схожие мотивы. В обоих стихотворениях действие переносится в тёмное время суток: за окнами – “долгий зимний вечер” или ночь в заснеженной степи, которая “тянулась без конца”. Мир во власти злых сил природы: “буря плачет у окна”, “воет вьюга”, “в степи бураны бушевали”. Но стены дома защищают его обитателей, в нём всю ночь мерцает свеча, а перед иконой горит лампада.

Только мама может прогнать детские страхи. Читая эти стихи, мы представляем полумрак спальни, маму, которая, укладывая маленького сына спать, шепчет ему нежные слова или носит на руках и поёт колыбельную:

Всю ночь горит огонь свечи, и всю ночь женщина не смыкает глаз, оберегая своего ребёнка:

Схожие мотивы в стихотворениях “Помню – долгий зимний вечер…” (1887г.) и “Мать” (1893г.) представлены в Таблице 1.

Образ ангела-хранителя в стихах И.А. Бунина

К теме материнской любви И.А.Бунин обращался и в дальнейшем. Например, стихотворение “На глазки синие, прелестные…” (1901г.) написано как бы от лица матери, качающей колыбель и любующейся младенцем. Сохраняется мотив вечера (“сумеречный хмель”), колыбельной песни: “Усни, усни, дитя любимое…”. Герой стихотворения – малыш с синими, прелестными глазками. Для мамы он словно “цветок, свернувший лепестки”. Чтобы он был здоров, счастлив, его защищают “ангелы небесные” и “Божеская рука”. Так в стихах И.А.Бунина рядом с матерью и ребёнком появляются небесные защитники.

Мать, Людмила Александровна Бунина, воспитала Ивана Алексеевича Бунина верующим человеком. Она, в отличие от отца, имела характер меланхолический, очень любила поэзию, была религиозна. Родители брали Ваню и младших сестер в церковь в селе Рождество. Он любил церковные службы, хотя ему было утомительно их выстаивать. Вскоре после смерти сестры Саши “кто-то из Ельца привез книжки “Жития святых”, и Ваня набросился на это чтение, стал много молиться, держать посты, даже сплел из веревок нечто похожее на “власяницу” и носил ее под рубашкой”. [3] Видимо, в религиозных обрядах он находил утешение, вера помогала справиться с потрясением от утраты.

Повторяющиеся мотивы и появившийся новый мотив небесного защитника в стихотворении “На глазки синие, прелестные…” (1901г.) представлены в Таблице 2.

Стихи, навеянные воспоминаниями о матери

После смерти матери (1910г.) И.А. Бунин создаёт окончательный вариант стихотворения “Матери” (1906-1911), а спустя год пишет “Летнюю ночь” (1912). Это стихи-воспоминания.

Л.А.Бунина обращала внимание сына и на красоту окружающего его мира, в том числе звездного неба, которому спустя годы Бунин посвятил своё стихотворение “Летняя ночь” (1912). История создания этого стихотворения сохранилась в мемуарах брата поэта Ю.Ю.Бунина: “Попав в деревню, Ваня был потрясен природой, и ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть, плыть на нем в жуткой высоте и как он просил мать, когда она его убаюкивала, сидя на балконе, перед сном, дать ему поиграть со звездой, которую видел из своей кроватки.

Через тридцать восемь лет, тоскуя по матери, умершей за два года до того, он писал стихи, начинающиеся:

Образ матери в этом стихотворении полон любви, нежности и покоя. Но в то же время описание сумрака, “степного, глухого сада”, “одинокой звезды” вселяет в душу тревогу за будущее ребёнка. В стихотворении “Матери” И.А.Бунин вспоминает детство, представляя вечера, проведённые рядом с самым близким и любимым человеком. Полумрак в маленькой спальне, ласковая старушка няня и мама, присевшая на край кровати…

Эта картина вызывает самые нежные чувства: тихую радость, спокойствие, благодарность за любовь и заботу. В своём стихотворении поэт благодарит маму за счастливые дни детства. В последней строке И.А.Бунин обращается к уже скончавшейся, но так же нежно любимой им матери с грустным вопросом: “Не ты ли ангелом была?”. Ангел-хранитель – это служитель Бога, посланный им к человеку, чтобы оберегать его. А для Ивана Бунина таким ангелом-хранителем стала его мать.

Повторяющиеся мотивы в стихотворениях “Матери” (1906-1911гг.) и “Летняя ночь” (1912г.) представлены в Таблице 3.

Читая стихи Ивана Алексеевича Бунина, посвящённые теме материнской любви, мы понимаем, что нужно ценить прекрасные моменты жизни и обязательно говорить о любви близким людям, пока они находятся рядом с нами.

Презентация с дополнительным материалом

Ресурсы

Интернет – источники:

  • Бунин И.А. Рассказы. Стихотворения.- М.: Дрофа, 2001

Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни.

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Этот урок помогает детям осознать, как же правильно относиться к своим мамам, как их нужно любитьи уважать.

Скачать:

ВложениеРазмер
bunin_materi.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.

Цель. Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навыки выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей; способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей; воспитывать любовь к близким, к маме, воспитывать быть заботливым, внимательным, чутким.

Тип урока. Комбинированный

Оборудование : портрет И.Бунина, картины, карточки с пословицами.

I. Организация к учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности детей к обучению. Посмотрите на свои рабочие места, все ли у вас есть на партах для работы.

Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Начнем мы урок с артикуляционной разминки

Под крик грачей,

Март превращал сугроб

II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вы читали стихотворения и дома вам нужно было выучить на память стихотворение Самуила Маршака «А снег уже теперь не тот».

Кто желает рассказать? (рассказывают шесть человек)

1) О каком времени года говорятся в стихотворении?

2) По каким признакам вы узнали, что это весна?

3)Объясни, как ты понимаешь выражение, серебром светятся сережки?

4) Какие краски весны вы увидели в этом стихотворении?

5) Какие звуки весны услышали?

6) А из какой сказки это стихотворение?

III. Актуализация знаний

Сегодня мы будем продолжать знакомиться с творчеством русских писателей.

– Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет?

– Да, мы видим образ женщины-матери.

Что вы скажите о взаимопонимании мамы и дочки?

– Они любят друг друга, относятся друг другу с нежностью.

-Предположите, о ком мы сегодня будем читать?

-Давайте ответим на вопрос. «Для чего человеку мама?»

-Мама, все поймет и простит.

– Она принимает тебя таким, какой ты есть.

– Она любит тебя за то, что это ты.

– Потому, что она дала мне жизнь.

– Это самый родной человек.

Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

и самое возвышенное – МАТЬ!

Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,

Слово «МАМА» – нет его добрей, ласковей и сокровенней.

IV. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.Бунина с его стихотворением «Матери», будем развивать навыки беглого чтения, работать над пословицами

2. Подготовка детей к восприятию

1) Рассказ об авторе

Посмотрите внимательно на портрет. Это Иван Алексеевич Бунин.

Родился в Воронеже. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

2.) Словарная работа

  • Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
  • Кроткий голос – покорный, смирный.
  • Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.
  • Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.
  • Сумрак – полумрак, неполная темнота.

3 . Постановка целевого вопроса.

Сейчас я прочту стихотворение, а вы внимательно слушайте и ответите потом на вопрос «Какие чувства выразил автор в этом стихотворении?».

4 . Первичное чтение ( чтение учителем)

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел – хранитель над тобой!”
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

5 . Повторная словарная работа.

6 . Проверка первичного восприятия

– Понравилось вам это стихотворение? Чем?

– От имени кого написано стихотворение? ( от имени автора)

-Так кем же была мама для поэта? (ангелом хранителем)

7 .Повторное чтение (чтение по цепочке)

8. Глубокий анализ восприятия.

* Автор вспоминает о былом или рассказывает, о том, что сейчас с ним происходит? Найдите и

зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

* Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.

* Какие чувства у вас вызывает это стихотворение?

*Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворении?

*Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте вопрос к классу.

9 . Обобщающая беседа.

*А понравилось ли вам это стихотворение?

*А какое настроение у вас оно вызвало?

* А чему мы можем научиться, читая его?

VI. Закрепление и осмысление знаний

1) Работа с пословицами в группах.

– На партах лежат карточки с частями пословиц о матери. Составьте.

– Какая на ваш взгляд пословица больше соответствует стихотворению И.Бунина? Почему?

  1. Нет друга нежнее матери.
  2. При солнце тепло, а при матери добро.
  3. Птица рада весне, а дитя матери.
  4. Материнская молитва со дна моря вынимает.

2) Чтение рассказа о матери

Сирень — её любимые цветы. Каждый четверг месяца я приношу их и ставлю в эту вазу. Она любила четверги. Пекла банановые пироги и всегда очень много смеялась. Так много, что иногда казалось, будто она вот-вот лопнет! Её звонкий смех наполнял нашу кухню, и наступало лето. Честное слово, даже если за окном лютая зима, с её заливистым смехом всё этом отправлялось в никуда, а на смену приходило настоящее, тёплое солнце.

Что вы думаете по поводу этого рассказа?

Скажите, а как вы помогаете своей маме?

Любите ли вы ее радовать? Каком образом это происходит?

  • На сегодняшним уроке я узнал…..
  • На этом уроке я похвалил бы себя……
  • После урока мне захотелось…..
  • Сегодня я сумел……

— Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни.

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

-Как вы поняли эти строки из стихотворения?

-Как ваша мама заботится о вас?

Выучить стихотворение о маме наизусть стр. 116. Нарисовать портрет своей мамы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате.

В статье расматриваются экспрессивно-выразительные языковые средства в поэзии И. А. Бунина.

В данной разработке показаны приемы работы над выразительным чтением лирического произведения.

Тема: Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.Цели:Образовательная: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать с.

Урок по литературному чтению Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.

О чем стихотворение? Бунин, Матери,

u041fu0440u043e u0442u0435u043fu043bu043eu0442u0443 u0438 u043bu044eu0431u043eu0432u044c u043cu0430u0442u0435u0440u0438

u0412 u0434u0430u043du043du043eu043c u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u0435 u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442u0441u044f u043fu0440u043e u043bu044eu0431u043eu0432u044c u043cu0430u0442u0435u0440u0438 u043a u0441u044bu043du0443, u043e u0442u043eu043c u043du0430 u0441u043au043eu043bu044cu043au043e u0441u0438u043bu044cu043du043e u0434u043eu0440u043eu0433 u043cu0430u0442u0435u0440u0438 u0435u0451 u0441u044bu043d u0438u043bu0438 u0434u043eu0447u044c “>,<"id":29328596,"content":"

u041bu044eu0431u043eu0435 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435, u043fu043eu0441u0432u044fu0449u0435u043du043du043eu0435 u043cu0430u0442u0435u0440u0438, u043du0430u043fu043eu043bu043du0435u043du043e u043fu0440u0435u0436u0434u0435 u0432u0441u0435u0433u043e u043eu0433u0440u043eu043cu043du044bu043c u0447u0443u0432u0441u0442u0432u043eu043c u043bu044eu0431u0432u0438 u0438 u043du0435u0436u043du043eu0441u0442u0438, u043bu0430u0441u043au0438 u043a u0440u043eu0434u043du043eu0439 u043cu0430u043cu0435. u0418 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u0411u0443u043du0438u043du0430 u043du0435 u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0438u0441u043au043bu044eu0447u0435u043du0438u0435u043c.n

u0412 u043du0435u043c u043fu043eu044du0442 u0432u0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u0435u0442 u0434u043eu0440u043eu0433u043eu0439 u0434u043bu044f u043du0435u0433u043e u043eu0431u0440u0430u0437 u043cu0430u0442u0435u0440u0438, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u0441u043eu0445u0440u0430u043du0438u043b u043du0430 u0434u043eu043bu0433u0438u0435 u0433u043eu0434u044b.n

u0414u043bu044f u0411u0443u043du0438u043du0430 u0432 u044du0442u043eu043c u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u043cu0430u043cu0430 – u044du0442u043e u0437u0430u0449u0438u0442u043du0438u0446u0430 u0438 u0437u0430u0441u0442u0443u043fu043du0438u0446u0430, u0441u0430u043cu044bu0439 u0440u043eu0434u043du043eu0439 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a, u043au0430u0436u0434u0430u044f u043cu0438u043du0443u0442u0430 u043eu0431u0449u0435u043du0438u044f u0441 u043au043eu0442u043eu0440u044bu043c u0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u0441u044f u0434u043bu044f u0440u0435u0431u0435u043du043au0430 u0446u0435u043bu044bu043c u0441u043eu0431u044bu0442u0438u0435u043c, u043du0430u043fu043eu043bu043du0435u043du043du044bu043c u0441u0432u0435u0442u043bu044bu043c u0441u0447u0430u0441u0442u044cu0435u043c.n

u0410u0432u0442u043eu0440 u0442u0430u043a u0438 u043fu0438u0448u0435u0442: u00a0u0438 u0432u0435u0440u043eu0439 u0432 u0441u0447u0430u0441u0442u044cu0435 u043eu0447u0430u0440u0443u0435u0448u044c

u041fu043eu044du0442 u0432u0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u0435u0442 u043cu0438u043bu044bu0439 u0433u043eu043bu043eu0441 u043cu0430u0442u0435u0440u0438, u0432u0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u0435u0442 u0435u0435 u043cu043eu043bu0438u0442u0432u044b u043fu0435u0440u0435u0434 u0441u043du043eu043c, u0435u0435 u0432u0435u0440u0443 u0432 u0431u043eu0433u0430, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u0441u0442u0430u043bu0430 u0438 u0432u0435u0440u043eu0439 u0441u0430u043cu043eu0433u043e u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu044f. u041eu043d u0434u0430u0436u0435 u0441u0440u0430u0432u043du0438u0432u0430u0435u0442 u043eu0431u0440u0430u0437 u043cu0430u0442u0435u0440u0438 u0441 u0430u043du0433u0435u043bu043eu043c.n

u0414u043bu044f u043bu044eu0431u043eu0433u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u043cu0430u043cu0430 u0441u0430u043cu044bu0439 u0434u043eu0440u043eu0433u043eu0439 u0438 u0441u0430u043cu044bu0439 u0431u043bu0438u0437u043au0438u0439 u043du0430 u0441u0432u0435u0442u0435 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0438 u0438u043cu0435u043du043du043e u044du0442u043e u0447u0443u0432u0441u0442u0432u043e u043fu0435u0440u0435u0434u0430u0435u0442 u0431u0443u043du0438u043d u0432 u0441u0432u043eu0435u043c u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438.

Урок литературного чтения 2 «а» класс Тема: И. Бунин «Матери»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Наримановского района «СОШ №2»

Урок литературного чтения 2 «а» класс

Тема: И. Бунин «Матери»

Подготовила и провела

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Наримановского района «СОШ №2»

Урок чтения во 2 «а» классе

Тема: Стихотворение «Матери» .

Цель: познакомить учащихся с произведением И. Бунина «Матери»; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснить отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Оборудование: портрет И. Бунина, выставка книг, текст для речевой разминки, презентация к уроку, учебник Родная речь 2 класс, часть 2, карточки с пословицами.

Образовательная: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.

Развивающая: Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.

Воспитательная: Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.

1 Самоопределение к деятельности

Выразительное чтение стихотворений.

3. Актуализация знаний

– Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет?

– Да, мы видим образ женщины-матери.

Что вы скажите о взаимопонимании мамы и дочки?

– Они любят друг друга, относятся друг другу с нежностью.

4.Постановка целей урока.

-Предположите, о ком мы сегодня будем читать?

Давайте ответим на вопрос.

Для чего человеку мама?

5. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

– Мама, все поймет и простит.

– Она принимает тебя таким, какой ты есть.

– Она любит тебя за то, что это ты.

– Потому, что она дала мне жизнь.

– Это самый родной человек.

Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

и самое возвышенное – МАТЬ!

Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,

Слово «МАМА» – нет его добрей, ласковей и сокровенней.

6. Постановка целей урока

– Какие цели урока поставим перед собой?

( Познакомиться с творчеством И. Бунина, развивать навыки беглого чтения, работать над пословицами)

7. Работа по теме урока

    Знакомство с автором стихотворения И. Буниным.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

    Подготовка к чтению.
    Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами. Кроткий голос – покорный, смирный. Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку. Полушепот – тихая речь. Глаза туманя – засыпая Очаруешь – произвести неотразимое впечатление. Сумрак – полумрак, неполная темнота.

    Чтение стихотворения учителем.

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел – хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

– Понравилось вам это стихотворение? Чем?

– От имени кого написано стихотворение? ( от имени автора)

– Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к матери)

– Так кем же была мама для поэта? (ангелом хранителем)

1. – Автор вспоминает о былом или рассказывает, о том, что сейчас с ним происходит?

– Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

2. Составление картинного плана.

– Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.

– Какие картины вы себе представили?

3. Составление партитуры чувств.

– Какие чувства они у вас вызывают?

Дружно помогаем маме

Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)

Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)

Хорошо мы потрудились! (погладили себя по голове)

9.Продолжение работы по теме урока

– Прочитайте стихотворение на с.116

Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворении?

Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте вопрос к классу.

Прочитайте стихотворение выразительно.

10. Включение новых знаний в систему

    Работа с пословицами в группах.

– На партах лежат карточки с частями пословиц о матери. Составьте.

– Какая на ваш взгляд пословица больше соответствует стихотворению И. Бунина?

Нет друга нежнее матери. При солнце тепло, а при матери добро. Птица рада весне, а дитя матери. Материнская молитва со дна моря вынимает.

-Выберите и продолжите любое предложение:

    На сегодняшним уроке я узнал….. На этом уроке я похвалил бы себя…… После урока мне захотелось….. Сегодня я сумел……

— Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры – кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни.

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

-Как вы поняли эти строки из стихотворения?

-Как ваша мама заботится о вас?

Выучить стихотворение о маме или бабушке наизусть.

Анализ стихотворения Бунина мать

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. Но не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю – 10 октября) 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. В “Гербовнике дворянских родов” сказано, что существует несколько старинных дворянских родов Буниных, происходящих, по преданию, от Симеона Буникевского (Бунковского), имевшего знатное происхождение и выехавшего из Польши в XV веке к великому князю Василию Васильевичу. Правнук его, Александр Лаврентьев сын Бунин, служил во Владимире, был убит в 1552 году при взятии Казани. Анализ стихотворения Бунина мать К роду Буниных принадлежали поэтесса Анна Петровна Бунина (1775-1828), поэт В.А. Жуковский (незаконнорожденный сын А.И. Бунина).

Отец Ивана Алексеевича – Алексей Николаевич Бунин, мать – Людмила Александровна, урожденная Чубарова. В семье было девять детей, но пятеро умерли; старшие братья – Юлий и Евгений, младшая сестра – Мария. Дворянский род Чубаровых также имел старинные корни. У деда и у отца Людмилы Александровны были родовые имения в Орловском и Трубчевском уездах. Прадед Ивана Бунина по отцу был также богат, дед владел небольшими участками земли в Орловской, Тамбовской и Воронежской губерниях, отец же был настолько расточителен, что разорился окончательно, чему способствовали Крымская кампания и переезд семьи в 1870 году в Воронеж.

Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший слабость к клубам, картам и вину (к вину пристрастился во время Крымской кампании), был вынужден переехать с семьей в свое поместье – на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене. Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым, жизнерадостным, решительным, великодушным, вспыльчивым, но отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, из-за чего в Орловской гимназии учился недолго, но очень любил читать, читая все, что попадало под руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.

Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя – сына предводителя дворянства, учившегося когда-то в Лазаревском институте восточных языков, преподававшего в нескольких городах, но затем порвавшего все родственные связи и превратившегося в скитальца по деревням и усадьбам. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи; читать своего воспитанника Ивана учил по “Одиссее” Гомера.

В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.

Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: “больше всего подражал М.Ю. Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в почерке” (И.А. Бунин “Автобиографическая заметка”). В мае 1887 года произведение юного писателя впервые появилось в печати: петербургский еженедельный журнал “Родина” опубликовал одно из его стихотворений. В сентябре 1888 года его стихи появились в “Книжках недели”, где печатались произведения Л.Н. Толстого, Щедрина, Полонского.

Самостоятельная жизнь началась с весны 1889 года: Иван Алексеевич Бунин вслед за братом Юлием переселился в Харьков. Вскоре побывал в Крыму, а с осени стал работать при “Орловском вестнике”. В 1891 году в приложении к газете “Орловский вестник” вышла его ученическая книжка “Стихотворения. 1887-1891”. Тогда же Иван Бунин познакомился с Варварой Владимировной Пащенко, работавшей корректором газеты “Орловский вестник”. Анализ стихотворения Бунина мать В 1891 году они стали жить одной семьей, но так как родители Варвары Владимировны были против этого брака, супруги жили невенчанные.

В 1892 году они переехали в Полтаву, где брат Юлий заведовал статистическим бюро губернского земства. Иван Бунин послупил на службу библиотекарем земской управы, а затем – статистиком в губернскую управу. В период жизни в Полтаве познакомился с Л.Н. Толстым. В разное время работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортером. В апреле 1894 года в печати появилось первое прозаическое произведение Бунина – в “Русском богатстве” был напечатан рассказ “Деревенский эскиз” (название выбрано в издательстве).

В январе 1895 года, после измены жены, Иван Алексеевич Бунин оставил службу и переехал сначала в Петербург, а затем в Москву. В 1898 (в некоторых источниках указан 1896) женился на Анне Николаевне Цакни – гречанке, дочери революционера и эмигранта Н.П. Цакни. Семейная жизнь опять оказалась неудачной и в 1900 году супруги развелись, а в 1905 году скончался их сын Николай.

В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, в декабре 1895 года – с А.П. Чеховым, в конце 1895 – начале 1896 – с В.Я. Брюсовым. После знакомства с Д.Телешовым, Бунин стал участником литературного кружка “Среда”. Весной 1899 года в Ялте познакомился с Максимом Горьким, позднее пригласившим его к сотрудничеству в издательстве “Знание”. Позднее, в своих “Воспоминаниях”, Бунин писал: “Начало той странной дружбы, что соединяла нас с Горьким, – странной потому, что чуть не два десятилeтия считались мы с ним большими друзьями, а в дeйствительности ими не были, – начало это относится к 1899 году. А конец – к 1917. Тут случилось, что человeк, с которым у меня за цeлых двадцать лeт не было для вражды ни единаго личнаго повода, вдруг оказался для меня врагом, долго вызывавшим во мнe ужас, негодование.” Весной 1900 года в Крыму писатель познакомился с С.В. Рахманиновым и актерами Художественного театра, труппа которого гастролировала в Ялте.

Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа “Антоновские яблоки”. В 1901 году в издательстве символистов “Скорпион” вышел сборник стихотворений “Листопад”. За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате” (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия. В 1902 году в издательстве “Знание” вышел первый том сочинений И.А. Бунина. В 1905 году Бунин, живший в гостинице “Националь”, стал свидетелем Декабрьского вооруженного восстания.

В 1906 году в Москве познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей в 1907 году его женой и верной спутницей до конца жизни. Позднее В.Н. Муромцева, одаренная литературными способностями, написала серию книг-воспоминаний о своем муже (“Жизнь Бунина” и “Беседы с памятью”). В 1907 году молодые супруги отправились в путешествие по странам Востока – Сирии, Египту, Палестине. В 1909 году Российская Академия наук избрала Ивана Алексеевича Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности. В 1910 году он отправился в новое путешествие – сначала в Европу, а затем в Египет и на Цейлон. В 1912 году, в связи с 25-летием творческой деятельности писателя, в Московском университете состоялось его чествование; в этом же году он был избран почетным членом Общества любителей российской словесности (в 1914-1915 являлся председателем этого общества). Осенью 1912 – весной 1913 года писатель опять отправился за границу: в Трапезунд, Константинополь, Бухарест, а три зимы в 1913-1915 годах Бунины провели на Капри. Кроме перечисленных мест в период с 1907 по 1915 год Иван Алексеевич ни один раз бывал в Турции, в странах Малой Азии, в Греции, в Оране, Алжире, Тунисе и на окраинах Сахары, в Индии, изъездил почти всю Европу, особенно Сицилию и Италию, был в Румынии и Сербии.

К Февральской и Октябрьской революциям 1917 года Иван Алексеевич Бунин отнесся крайне враждебно и воспринимал их как катастрофу. 21 мая 1918 года он уехал из Москвы в Одессу, а в феврале 1920 года эмигрировал сначала на Балканы, а затем во Францию. Во Франции первое время жил в Париже; с лета 1923 переехал в Приморские Альпы и приезжал в Париж только на некоторые зимние месяцы. Анализ стихотворения Бунина мать В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, тем более, что и сам писатель не обладал коммуникабельным характером. В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе. Официальная советская пресса объяснила решение Нобелевского комитета происками империализма.

В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле “Жаннет”, где и провели всю войну. Иван Алексеевич отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими окупантами и старался постоянно следить за событиями в России. В 1945 году Бунины вернулись в Париж. Иван Алексеевич неоднократно выражал желание возвратиться в Россию, “великодушной мерой” назвал в 1946 году указ советского правительства “О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи. “, но постановление Жданова о журналах “Звезда” и “Ленинград” (1946 год), растоптавшее Анну Ахматову и Михаила Зощенко, привело к тому, что Бунин навсегда отказался от намерения вернуться на Родину. Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи его не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. На его постели лежал роман Л.Н. Толстого “Воскресение”. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.

В 1927-1942 годы другом семьи Буниных была Галина Николаевна Кузнецова, ставшая глубокой поздней привязанностью Ивана Алексеевича и написавшая ряд мемуарных произведений (“Грасский дневник”, статья “Памяти Бунина”). В СССР первое собрание сочинений И.А. Бунина вышло только после его смерти – в 1956 году (пять томов в Библиотеке “Огонек”). Анализ стихотворения Бунина мать

Жизнь была бы намного счастливее, если бы мы рождались в возрасте 80 лет и постепенно достигали 18 лет.

Краткое содержание Бунин Легкое дыхание для читательского дневника

В начале рассказа описывается могила главной героини – Оли Мещерской.

Эта девочка была из богатой семьи и считала себя счастливым человеком.

Оля была настоящей красавицей и обладательницей стройных ног и осиной талии. Она не прилагала усилий, в отличие от своих подруг, все ей давалось просто. В танцах Оля была лучше всех. Много поклонников крутилось около нее. Поговаривали, что в нее безумно влюблен парень из гимназии Шеншин. Говорили, что Оля тоже его любит. Но из-за того, что девушка была слишком ветрена, парень даже хотел покончить жизнь самоубийством.

В свою последнюю зиму слишком веселым и беззаботным было поведение Оли. Начальница гимназии вызывала ее к себе и упрекнула за дорогие наряды и красивые прически. Она считала, что Оля еще не женщина, а всего лишь гимназистка и должна вести себя прилично и выглядеть скромнее. На ее слова девочка вежливо ответила, что она женщина. И что виновен в этом папин друг и брат начальницы Малютин.

Прошел месяц и девушку застрелил офицер. Следователю, офицер сказал, что Оля клялась быть его женой. А в день, когда он убил ее, она заявила, что просто издевалась над ним и дала прочитать дневник, в котором было написано о Малютине.

В дневнике подробно описывался день, в который Оля сблизилась с Малютиным.

Этот немолодой мужчина приехал к ним в дом, Оля была одна. Они гуляли по саду, затем зашли в дом. Девочка прилегла, делая вид что не здорова, Малютин подошел к ней и стал целовать ее. Оля написала, что почувствовала отвращение после случившегося к этому мужчине и ей будет тяжело это пережить.

В конце рассказа классная дама Оли Мещерской сидит около ее могилы и вспоминает моменты из Олиной жизни. Она припомнила, как Оля рассказывала своей подруге о том, что красота женщины заключается в легком дыхании. Оля была уверена, что у нее легкое дыхание.

Из рассказа можно сделать вывод, что не стоит быть слишком легкомысленными, следует считаться с чувствами окружающих людей.

Читать подробное краткое содержание рассказа Легкое дыхание Бунина

Первые строки произведения – описание могилы молодой девушки. Ясно, что появилась на кладбище она совсем недавно. Каждое последующее слово это подтверждает.

Девушку, что теперь покоится в этом гробу, звали Оля. Она была не только из благополучной семьи. Мещерская (такая фамилия у Оли) являлась самой обсуждаемой особой гимназии, в которой училась. Она имела все качества милой и идеальной девушки – красивую внешность, аккуратную прическу, была изящна и обладала движениями, что были свойственны лишь ей. Всегда в ней преобладала нарядность, сочетающаяся с ярким блеском глаз.

Все эти качества отличали Олю Мещерскую от своих сверстниц, она выглядела в разы старше и казалась статной даже тогда, когда не прилагала для этого усилий. Вместе с тем, со временем девушка приобрела ветреность, она начала позволять себе то, чего не стоило бы. Оля не слушала классную даму, носила дорогие гребни и туфельки, обретала всё больше поклонников. Со временем такое неприемлемое поведение привело к тому, что Мещерская часто бывала в кабинете начальницы гимназии. Как-то раз на очередное замечание директрисы о том, что Оля ведет себя не как девушка, а как женщина, она ответила, что действительно женщина, а виной всему – брат директрисы.

Этот разговор произошел в последнюю прожитую Олей зиму. В то время многие отмечали, что она переменилась и стала в разы веселей, чем была прежде. Она чувствовала себя самой счастливой, самой беззаботной в момент, когда ласковое зимнее солнце озаряло улицу, а она каталась на катке. К директору Олю пригласили в момент, когда та веселилась с первоклассницами во время большой перемены.

Мещерская умерла через месяц после беседы. Её убил тот самый брат директрисы – Алексей Михайлович, не вынеся её действия. Девушка, провожая его, допустила ошибку, добровольно позволив ему прочитать её дневник. С первых строк, даже не дочитав до конца, злость захватила разум Алексея и он позволил себе выстрелить в Олю. Девушка погибла.

Алексей не переставал заверять: Мещерская обещалась стать его женой, любить и жить с ним. Но то, что она дала ему прочесть, полностью меняло представление о ней в глазах его. Дневниковая запись гимназистки потрясли и разочаровали мужчину. Кроме того, в тот день на вокзале Оля напрямую заявила, что нет чувств любви к некрасивому офицеру-казаку. А страница содержала полное описание ненавистного отношения Мещерской к Алексею Михайловичу.

Дневниковая запись – день из жизни Оли, когда она осталась одна дома. В тот день девушка почувствовала себя живой: гуляла по полю, бывала в лесу, заснула в кабинете отца. Свободе, заполнившей её сердце, не было предела. В тот день приехал друг её отца – Алексей Михайлович. Не застав главы семейства дома, он долго клялся в любви молодой девушке. Запись заканчивается словами о том, как Алексей несколько раз поцеловал её и прерывается на сожалеющих словах и словах ненависти.

Возвращаясь к могиле, основным действующим лицом становится моложавая женщина с сединой. Она, изящно одетая, приходит на могилу к Оле и подолгу сидит, смотря на крест. Она смотрит на фотографию мертвой девушки и ей кажется, что столько желания жить плещется в них. Так, в неподвижных раздумьях, сидит женщина до тех пор, пока не озябнут ноги.

Это классная дама Мещерской. Женщина, которая часто вдохновлялась одной только идеей. Сейчас в её голове крутился момент, который ей удалось подслушать из разговора Оли с подругой. В том разговоре Оля описывает важные качества женщины и называет её идеал – легкое дыхание. Оля четко произносит: «Не правда ли, есть во мне легкое дыхание?».

Когда ноги замерзнут или начинает смеркаться, дама, вздохнув, уходит с кладбища.

Читать краткое содержание Легкое дыхание. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Бунин. Краткие содержания произведений

  • Антоновские яблоки
  • Братья
  • Господин из Сан-Франциско
  • Грамматика любви
  • Деревня
  • Жизнь Арсеньева
  • Кавказ
  • Косцы
  • Кукушка
  • Лапти
  • Легкое дыхание
  • Митина любовь
  • Натали
  • Окаянные дни
  • Подснежник
  • Поздний час
  • Сверчок
  • Сны Чанга
  • Солнечный удар
  • Степа
  • Суходол
  • Танька
  • Темные аллеи
  • Холодная осень
  • Цифры
  • Чистый понедельник

Картинка или рисунок Легкое дыхание

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

На солнце стояла большая собака по кличке Троп и перебирала ногами . Но вот на крыльце появилась бабушка с маленьким мальчикам Петя на руках . Ребенок повернулся ка псу и когда тот радостно открыл пасть, это напугало мальчугана и тот заплакал

Главный герой сидит вечером во дворе и ждёт маму. Всех детей родители уже забрали домой, поэтому он сидит в песочнице один. Он размышляет, почему мамы так долго нет и от этого еще больше хочет домой.

Книга «Остров Сахалин» была написана Чеховым в 1891-1893 годах во время его путешествия на остров в середине 1890-го года. Помимо личных наблюдений автора в содержание путевых заметок вошла и другая информация

Опера П.И. Чайковского «Чародейка» создана по одноименной трагедии известного драматурга И.В. Шпажинского. Композитор обратил внимание на реалистическое произведение на народно-бытовую тему и попросил

Эта работа является одной из самых популярных в ряде английских романов. В ней идет речь о жизни моряка из Йорка, который провел на необитаемом острове 28 лет, куда он попал в результате кораблекрушения.

Краткое содержание «Легкое дыхание»

Рассказ «Легкое дыхание» Бунин написал в 1916 году. В произведении автор затрагивает характерные для литературы этого периода темы любви и смерти. Несмотря на то что рассказ написан не по главам, повествование идет фрагментарно и состоит из нескольких частей, выстроенных не в хронологическом порядке.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Легкого дыхания», пройти тест на знание произведения.

Главные герои

Оля Мещерская – юная гимназистка, была убита казачьим офицером, так как сказала, что не любит его.

Начальница гимназии

Другие персонажи

Казачий офицер – застрелил Олю из-за несчастной любви, «некрасивый и плебейского вида».

Классная дама Оли Мещерской

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

«На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба». В крест вделан выпуклый фарфоровый медальон с фотографическим портретом гимназистки Оли Мещерской «с радостными, поразительно живыми глазами» .

Девочкой Оля не выделялась среди других гимназисток, она была «способна, но шаловлива и очень беспечна к наставлениям» классной дамы. Но затем девочка начала развиваться, «расцветать» . В 14 лет «у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди» и формы. «В пятнадцать она слыла уже красавицей». В отличие от своих чопорных подружек, Оля «не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос» . Без каких-либо усилий пришли к ней «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз» .

Оля лучше всех танцевала на балах, бегала на коньках, за ней больше всего ухаживали на балах и ее больше всех любили младшие классы. «Незаметно стала она девушкой» , и даже пошли толки о ее ветрености.

«Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии» . Однажды на большой перемене девушку позвала к себе начальница и сделала ей выговор. Женщина отметила, что Оля уже не девочка, но еще не женщина, поэтому ей не стоит носить «женскую прическу» , дорогие гребни и туфельки. «Не теряя простоты и спокойствия» , Мещерская ответила, что madame ошибается: она уже женщина, и виноват в этом друг и сосед папы, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин – «это случилось прошлым летом в деревне» .

«А через месяц после этого разговора» казачий офицер застрелил Олю «на платформе вокзала, среди большой толпы народа» . И ошеломившее начальницу признание Оли подтвердилось. «Офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой» , а на вокзале сказала, что не любит его и «дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине» .

«Десятого июля прошлого года» Оля писала в дневнике: «Все уехали в город, я осталась одна. Приехал Алексей Михайлович. Он остался, потому что был дождь. Он жалел, что не застал папу, был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что он давно влюблен в меня. Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет. За чаем мы сидели на стеклянной веранде, он курил, потом пересел ко мне, стал опять говорить какие-то любезности, потом рассматривать и целовать мою руку. Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок… Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого. »

Каждое воскресенье, после обедни, к могиле Оли Мещерской приходит маленькая женщина в трауре – классная дама девочки. Оля стала предметом «ее неотступных дум и чувств» . Сидя у могилы, женщина вспоминает бледное личико девочки в гробу и случайно подслушанный разговор: Мещерская рассказывала подруге о прочитанном в папиной книге, что главное в женщине – это «легкое дыхание» и что у нее, у Оли, оно есть.

«Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре» .

Заключение

В рассказе Бунин противопоставляет главной героине Оле Мещерской начальницу гимназии – как олицетворение правил, социальных норм, и классную даму – как олицетворение мечтаний, заменяющих реальность. Оля Мещерская являет собой совершенно иной женский образ – девочки, примерившей на себя роль взрослой дамы, соблазнительницы, которой не присущи ни страх перед правилами, ни чрезмерная мечтательность.

Рекомендуем не ограничиваться кратким пересказом «Легкого дыхания», а прочесть рассказ в полном варианте.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Читайте также:  Анализ стихотворения Чужая Бунина
Ссылка на основную публикацию