Анализ стихотворения Метель Бунина

Стихотворение И.А. Бунина «Ночь»

Из опыта анализа поэтического текста на уроках в 11-м классе

П ри всём обилии в литературоведении различных вариантов анализа стихотворений всё же нет чётких его канонов. Цель анализа поэтического текста – понять замысел, идею автора, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретном стихотворении.

Утвердившийся в своё время традиционный подход к анализу поэтического текста требует от учащихся умения в самом начале анализа называть тему стихотворения и его идею, основываясь на собственных читательских ощущениях. И, сформулировав идею и тему, ребята начинают посредством анализа художественных средств доказывать ЭТУ идею, СВОЮ, возможно, и не совпадающую с идеей автора. Даже если и поможет им острое читательское чутьё абсолютно точно определить авторский замысел, то всё равно – зачем тогда весь дальнейший анализ текста? Ради чего? Ведь вслед за автором они уже сказали главное, то, ради чего и само стихотворение, и художественные особенности!

Знаниевый подход к изучению литературы не даёт возможности учащимся целостно воспринимать поэтический текст. Все составные части анализа стихотворения остаются для них скучными и зачастую непонятными тропами, фигурами, размерами… А главное – творческая деятельность здесь уже и не нужна, потому что нет места для интуиции, фантазии и вопроса: “Зачем автору понадобилось именно это средство, что он хотел этим сказать?”

Семилетняя работа с учениками по программе А.Г. Кутузова (с 5-го по 11-й класс) помогла мне ещё раз убедиться, что только деятельностный подход к изучению предмета может максимально развить у школьников необходимую компетентность. В рамках такого подхода у нас с ребятами выработался определённый алгоритм анализа стихотворения. Ученик, осваивающий такой алгоритм, начинает осознавать, что анализ поэтического текста – не цель, а увлекательный путь к постижению авторской истины. В индивидуальной и групповой деятельности открываются для него новые уровни авторского замысла, новые грани поэтического текста, богатые возможности художественных средств.

Самый главный вопрос, который я ставлю перед учениками, – ЗАЧЕМ? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства, именно такая композиция и именно такая система стихосложения? Какой глубинный смысл таится за каждым элементом стиха? Какая самая главная авторская мысль постепенно открывается нашему пониманию?

Поиск ответов на эти вопросы сначала лучше делать коллективно, вместе с учителем, затем – в группах или индивидуально. Групповая работа позволяет ребятам не только полно ответить на вопрос, но и научиться эффективно взаимодействовать в процессе общения. Группоцентрированный подход, используемый учителем, позволяет ученикам ощущать себя главными участниками учебного процесса, распределять деятельность и ответственность членов группы между собой, давая возможность всем в группе быть эффективными и успешными.

Каждая группа выполняет определённый объём задания, касающийся части анализа текста. Постепенно на доске выстраивается общая таблица, которую заполняют группы по мере готовности у них материала, выписывая из него в эту таблицу краткую информацию. В левую колонку таблицы помещается собственно анализируемый текст, а в правую – всё то, что определяет истинный, глубинный смысл произведения; причём чем ближе ученик подходит к истинному замыслу поэта, тем чаще будут повторяться фразы и предложения в правой колонке, и ученику легче будет определить идею автора. Частично группа может подготовиться дома, если задание слишком объёмно и необходимо поработать с источниками. Конечно, и состав групп, и задания постоянно меняются.

Работа каждой группы оценивается ребятами всех групп по критериям, определённым учителем и (или) учениками, критерии могут добавляться и усложняться по мере овладения учениками определёнными знаниями. Одним из важных критериев оценки выступления группы считаю критерий “единый текст”: приобретается навык соединения всей информации в логичный текст. А это одна из самых трудных задач в процессе работы над поэтическим текстом. Сочинение по теме «Анализ поэтического текста» – венец многолетней работы учителя и ученика, сплетённый из понимания, ощущений, интуиции и логики.

Приведу пример коллективной работы одиннадцатиклассников над анализом стихотворения И.А. Бунина «Ночь» (1901) и текст сочинения ученицы 11-го класса школы № 17 г. Дальнегорска Приморского края Ухановой Натальи.

Задания группам

1-я группа. Название стихотворения. Образ лирического героя.

2-я группа. Композиция стихотворения. Сюжет. Образная система.

3-я группа. Тропы и фигуры, используемые в тексте.

4-я группа. Историко-географический антураж. Ассоциации.

5-я группа. Метрика. Рифма.

6-я группа. Фоника. Интонация.

Литературное понятие и его роль в стихотворении

I. Название стихотворения

Ночь – 1. Часть суток от вечера до утра (по толковому словарю). 2. Самая таинственная часть суток, время загадок, тайн и любви.

Зачем? (Вывод)

Таинственность, неизвестность, угасание дня, время перед рождением нового.

II. Лирический герой ищет “сочетанья прекрасного и вечного”. Его глаза, как и “мирьяды глаз” других людей, следят за вечными звёздами. Вспоминает о ночи любви, “когда весь мир любил я для одной!”

Человек, познающий любовь, понимает, что она – часть вселенской любви. Истинная Любовь – это прикосновение к вечности.

III. Композиция стихотворения

Композиция стихотворения кольцевая; первая и последняя строфы обрамляют стихотворение.

В кульминационной строфе (5-я: “Вот снова ночь…”) свет “столпом стеклянным” пронизывает вечность.

Хронотоп стихотворения: от настоящего – к прошлому – и опять к настоящему; в центре прошлого – мгновение настоящего.

В кольце вечности всё повторяется, всё выходит на круги своя. И что-то в виде “светлой полосы” пронизывает вечность, как луч света; тот стержень, на котором держится мир.

Время не имеет чётких границ, оно переплетено: прошлое существует в нашей памяти в виде реальности. Но есть что-то, что всегда истинно, то есть настоящее.

Лирический сюжет стихотворения отражает поиски лирическим героем “прекрасного и вечного”.

“Мирьяды глаз” смотрели на царственные звёзды, пытаясь познать мир. Во все века влюблённые обращали свой взор к вечным звёздам. И всё то, что было когда-то центром цивилизации, исчезает, превращаясь в “пески среди молчанья”.

Лирический герой, рассуждая о бренности земного мира, понимает, что только любовь “связует нас с отжившими”, только она вечна и всегда жива.

Всё на земле преходяще, всё умирает, рождая новое. И только одно – любовь – живёт вечно, на ней держится Вселенная.

V. Образная система

Образ лирического героя гармонично сочетается с элементами образной системы стихотворения:

  • тихой, тайной ночью;
  • царственными звёздами, несущими тайную информацию;
  • зеркалом воды;
  • влюблёнными, наблюдающими за вечными звёздами.

Во все времена человек пытался понять смысл вселенской жизни, свою причастность к истине. Человек – это часть мироздания, но он одинок в своём познании любви.

Сравнения:

  • “Столпом стеклянным светит полоса”
  • “Как письмена, мерцают в тверди синей

Плеяды, Вега, Марс и Орион”

  • “Как ныне я, мирьяды глаз следили

Их древний путь”

  • Все… исчезли в ней, как след среди песков”

Звёзды – носители манящих тайн вечности.

Человек, чувствуя свою причастность к вечному, пытается разгадать его сущность.

Всё в мире преходяще.

Метафора:

  • “в зеркале воды”

Символ вечности; мироздание, глядящее в себя.

  • “их теченье над пустыней”
  • “море… сыплет… пыль”

Звёздные реки как реки жизни.

Всё в мире исчезает, превращаясь в пыль и песчинки, маленькие частички общего.

Метонимия:

  • “мирьяды глаз следили”

Во все века заворожённые взгляды людей следили за звёздами.

Эпитеты:

  • “царственных имён”
  • “…нежных и любивших,

И девушек, и юношей, и жён”

  • “над бледной сталью”
  • “ночи звёздной”
  • “туманной и обманчивой мечтой”

Эпитетов в тексте немного, но все они точные, чёткие, звучные, подчёркивающие основные признаки сущего.

Это мечта о любви.

Синтаксический параллелизм:

  • “Пусть я живу мечтою бесполезной,
  • “Ищу я в этом мире сочетанья
  • “Люблю её за счастие слияния

В одной любви с любовью всех времён!”

Смысл жизни для лирического героя – поиск “прекрасного и вечного” – любви.

Повторение:

  • “Ищу я в этом мире сочетанья
  • “Ищу я в этом мире сочетанья

(Начало и завершение стиха.)

Человек всегда находится в поиске того “прекрасного и вечного”, без чего жизнь не имеет смысла. Но даже познанная любовь остаётся для него тайной. Начало и завершение жизни – в познании любви.

VIII. Историко-географический антураж

  • “Их было много…

Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших

Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!”

  • “Над бледной сталью Понта

Евфрат и Нил – реки жизни.

Мемфис и Вавилон – древние столицы великих государств.

Звёзды всегда освещали великие земные дела. Творение рук человека – не вечно, вечно лишь то, что принадлежит вечности.

IX. Ассоциации – тот приём в данном стихотворении, на котором построен весь текст.

Поиски прекрасного и вечного – вижу ночь: пески и звёзды – глаза влюблённых всегда следили за звёздами в ночи – и снова ночь – была такая же ночь, ночь любви – вечная мечта о любви.

Зачем? (Вывод)

Смысл жизни – в любви, в счастье “слиянья // В одной любви с любовью всех времён!”

“Прекрасное и вечное” – это любовь.

Стихотворение написано чётким, торжественным пятистопным ямбом с пиррихием:

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.

Пятистопный ямб – пульс стихотворения; пиррихий выделяет важные в смысловом отношении слова: “сочетанья” – “прекрасного и вечного” – “над сумраком земли”.

Ритм звёздной вечности.

Пульс жизни: всплески любви и пропадающие и неясно выраженные черты бесконечности.

XI. Рифма

  • Все рифмы в тексте точные, усиливающиеся опорными согласными: Понта – горизонта; небеса – полоса.

Чёткий, равномерный ритм жизни.

  • В каждом стихе – сочетание женской и мужской рифм, как переплетение женского и мужского начал:

Постоянные и мгновенные моменты жизни.

Пульсация жизни – в чередовании мгновений на фоне таинственной Вечности.

  • Из 36 строк стихотворения только 12 закрытых рифм, остальные открытые.

Аллитерация: ш, ч, щ

ночь, молчанье, нежных и любивших, прозрачно-серебривших…

Загадочность, таинственность, “шелест” Бытия.

Ассонанс: преобладание звуков

  • [а] (“а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…” – М.Ломоносов)

Бесконечность, открытость мироздания.

  • [и] (звук сквозной, пронизывающий и пронзительный)

Искрящиеся мгновения жизни.

  • [о] (утверждающий, сильный) преобладает только в трёх строках:

1. [вот снова ноч’. Над бл’эднай’ стал’йу Понта] – (центральная строфа), возвращение к настоящему моменту.

2. [но й’эс’т’ адно, што в’эч’най красатой’у] – (7-я строфа), связь настоящего с прошлым.

3. [в адной’ л’убв’и с л’убов’й’у фс’эх вр’им’он] – последняя строфа, утверждающая главную мысль автора.

Только любовь, властительница ночи, вечная и прекрасная, способна соединить мгновения жизни в вечность.

Герой утверждает непреходящую силу любви.

XIII. Интонация

Интонация стихотворения лирическая, с повышением голоса во 2-й, 4-й, 8-й, 9-й строфах. Интонационный всплеск достигает максимальной высоты в последней строфе стихотворения.

Восклицательные предложения в этих строфах имеют важный философский смысл, каждое из этих предложений содержит слово “любовь” в различных его формах (“люблю”, “любивших”, “любил”), а в последнем – трижды повторенное – утверждение: “люблю”, “любви”, “с любовью”.

Любовь – то главное и единственное, в чём заключается смысл жизни человека!

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Ночь»

Наталья Уханова,
11-й класс, школа № 17,
г. Дальнегорск

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…

Может быть, именно в этом и заключается смысл жизни человека – искать гармонию жизни? Привычная фраза, не правда ли? Но не надоевшая. Вновь и вновь мы следуем за мыслью художника, пытаясь вместе с ним разобраться в тайнах мироздания.

Я подключаюсь к размышлениям Ивана Алексеевича Бунина о “прекрасном и вечном”. Поэт мастерски проводит параллель между прошлым и настоящим, выявляя черты вечности.

Много путей к разгадке идейного содержания стихотворения, название – только один из них. Ночь – часть суток от заката до восхода солнца, нет ничего таинственнее этого времени… За сменою ночи следует смена веков – так рождается вечность. Задумываясь о ночи, мы как бы входим в бесконечность, невольно начиная размышлять об этом неисчерпаемом пространстве, о Вселенной:

Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.

Я обнаружила у Бунина три стихотворения под названием «Ночь». Самое первое написано в 1895 году, когда одиночество пробуждает в нём мыслителя, и он с юных лет начинает размышлять о тайнах жизни и смерти. Второе, о котором идёт речь в моём сочинении, создано через шесть лет после первого. В это время Чехов и Горький уже предсказывали молодому Бунину большое будущее. “Глубина неба, даль полей говорили мне о чём-то ином, как бы существующем помимо их, вызывали мечту и тоску о чём-то мне недостающем, трогали непонятной любовью и нежностью…” Мотив неба, пространства и ночи пронизывает и третье, предсмертное стихотворение поэта.

Поискам сочетаний прекрасного и вечного помогает соответствующая пространственно-временная организация стиха: от настоящего к прошлому и опять к настоящему. Так человеческая мысль ведёт поиски гармонии, наблюдая за вечными звёздами, так “мирьяды глаз следили // Их древний путь”. Созданный в стихотворении «Ночь» (1901) хронотоп подчёркивает всё расширяющееся для лирического героя пространство, в котором теряются поиски “прекрасного и вечного”.

Ритм стихотворения, написанного пятистопным ямбом, – сильный, энергичный. В одной из своих статей В.Г. Белинский сравнил ритм ямбических строк с равномерно падающими ударами меча. Знаменитый классический пятистопный ямб с пиррихием – это пульс стихотворения, это ритм звёздной вечности.

Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имён!

Пиррихий позволяет выделить в стихотворении важные в смысловом отношении слова, когда ожидается ударение: “сочетанья прекрасного”, “над сумраком земли”, “в глубине веков”… Пиррихий как бы поддерживает пропадающие и неясно выделенные черты бесконечности.

Чередование мужской и женской рифм тоже поддерживает пульсацию стиха: он то резок и энергичен (вдали – земли), то мягок и таинственен (сочетанья – молчанья). Это логично встраивается в перекрёстную рифму стихотворения, расширяя и уточняя мысль автора о соединении в жизни моментов постоянных и мгновенных.

Но есть одно, что вечной красотою
Связует нас с отжившими. Была
Такая ж ночь – и к тихому прибою
Со мной на берег девушка пришла.

Аллитерация, созданная с помощью согласных “ш”, “ч”, “щ”, рисует картину таинственности и загадочности Бытия. И вдруг, сквозь ночь – “столпом стеклянным светит полоса”. Это сравнение не является единственным в стихотворении, все они подчёркивают связь настоящего с прошлым: “как ныне я…”, “как письмена”. Инверсия вносит в текст завораживающую интонацию, она позволила выделить ставшие рефреном строки:

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…

То, что в стихотворении метафора “зеркало воды” находится в самом центре стиха, представляется мне очень символичным. Это символ вечности, отражающейся в настоящем, это мироздание, глядящее в себя.

Лексический строй стихотворения «Ночь» сопряжён с авторской мыслью загадочности существования. Песок пустыни – это не только зыбкая почва под ногами лирического героя, но и растворяющиеся черты былого. Всё непостоянно и вечно одновременно, всё исчезает, “как след среди песков”. Вглядываясь в “глубину веков”, лирический герой видит силуэты прошлого: “письмена”, “прибрежья, где бродили тавро-скифы”…

Их было много, нежных и любивших,
И девушек, и юношей, и жён,
Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших
Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!

Глаголы настоящего времени, преобладающие в первой части стихотворения (“ищу”, “мерцают”, “озаряет”, “светит”, “связует”), приближают прошлое к реальности, дают возможность лирическому герою прикоснуться к вечности и ощутить себя её частью. А воспоминания промелькнули – и исчезли, “как сон”. И пусть живёт он “мечтою бесполезной, туманной и обманчивой мечтой”. Всё же он, герой, лелеет свою мечту и любит её за “счастие слиянья // В одной любви с любовью всех времён!”

Любовь – это именно то, что является, по мнению Бунина, сочетанием “прекрасного и вечного”. Только она способна соединять души и сердца людей, “нежных и любивших”. Это она, властительница ночи, достойна вечного поклонения.

Анализ стихотворения Бунина «Метель»

Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба распорядилась иначе, и уже спустя 10 лет Бунин стал достаточно востребованным публицистом, а чуть позже — известным прозаиком.

Однако в память о периоде юношеского увлечения поэзией сохранились десятки стихов этого автора, немного наивные, романтичные и отличающиеся безупречным слогом.

К ним, в частности, относится стихотворение под названием

Уже с первых строчек автор переносит своих читателей в волшебный мир сказок и грез. «Ночью в полях, под напевы метели, дремлют, качаясь, березки и ели…», — этими фразами Бунин создает определенное настроение, и уже не вызывает

Если анализировать данное стихотворение, то видно, как благодаря нескольким точным метафорам спокойный и уснувший под толщей снега лес преображается и становится угрожающе-беспокойным. Виной всему обычная метель, которая обретает черты некой злодейки, способной сбить с пути случайного прохожего или же постучать в окна сельской избы, напугав засыпающего в колыбели младенца. «Мертвое поле, дорога степная! Вьюга тебя заметает ночная», — отмечает поэт, но при этом старается смягчить первое впечатление от коварной метели.

Ведь в простой сельской избушке тепло и уютно, а «в мерзлые стекла по лавкам струится» лунный свет, придавая окружающему миру особое очарование.

«Спят твои села под песни метели, дремлют в снегу одинокие ели…», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что Мороз именно в эти глухие часы совершает обход своих владений, оставляя на окнах узоры из инея и украшая ветки деревьев бесценным серебром, которое непременно растает с приходом красавицы-весны.

Дайджест:

Анализ стихотворения Бунина «Чужая» Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка — сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта, гречанка Анна Цакни, настолько болезненно. .

Читайте также:  Поздний час – краткое содержание рассказа Бунина

Анализ стихотворения Бунина «Деревенский нищий» Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в. .

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил. .

О судьбе передает повесть Метель А — С — Пушкина — Повесть Метель А — С — Пушкина:краткое содержание — Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о судьбе передает повесть «Метель» А. С. Пушкина. Повесть «Метель» А. С. Пушкина:краткое содержание. А. С. Пушкин в повести «Метель» рассказывает о роли обстоятельств, которые от. .

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег» Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала. .

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…» Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания — эти мотивы привлекают молодого автора как. .

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти» 1) Особенности жанра произведения. В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объему произведение — рассказ «Лапти». 2) Тематика и проблематика рассказа. .

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы» «Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение. .

Стихотворение И. А. Бунина «Ночь» Великий прозаик Бунин писал стихи всю свою жизнь, хотя и написал когда-то: «Поэзия темпа, в словах невыразима». Ему как раз удавалось выразить в словах малейшие оттенки человеческих чувств, всю свою. .

Анализ стихотворения Бунина «В цирке» Характерной чертой зрелой бунинской лирики становится интертекстуальность, и для понимания произведения 1916 г. следует обратиться к ахматовским мотивам, присутствующим в тексте стихотворения. Нельзя сказать, что при жизни Бунина и Ахматову. .

Анализ стихотворения Бунина «Поэт» Наследие русских классиков служит источником тематики и стилистики для шестнадцатилетнего юноши Бунина, побуждаемого желанием самостоятельного творчества. Философское осмысление роли поэта также становится объектом внимания начинающего автора. В раннем стихотворении главенствует. .

Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан» Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над. .

Краткое содержание Метель Повести Белкина в сокращении 1811 год. В одном из российских поместий проживал вместе с женой и дочерью Машей помещик Гаврила Гаврилович Р. Он был гостеприимным, и многие соседи пользовались его гостеприимством, некоторые из них. .

Краткий анализ творчества Бунина Творчество Бунина разделено событиями октябрьского переворота 1917 года и последовавшей в 1920 году эмиграцией писателя на два периода. В конце первого десятилетия XX века Бунин стал крупнейшей фигурой в литературе. .

Анализ стихотворения Цветаевой «В раю» Тема жизни после смерти красной линией проходит в творчестве Марины Цветаевой. Будучи подростком, поэтесса потеряла мать, и некоторое время верила в то, что непременно встретится с ней в том, другом. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Чаша жизни» Стихотворение «Чаша жизни», датированное 1831 годом, относится к ранней философской лирике Лермонтова. Впервые оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» уже после смерти поэта — в 1859-ом. В произведении Михаил. .

Анализ стихотворения Хлебникова «Она пошла, она запела…» Большинство поэтов в своих стиха пытаются создать те или иные образы, которые впоследствии вызывают самые разнообразные эмоции в душе читателя. Однако в отношении Велимира Хлебникова можно без преувеличений сказать, что. .

Анализ стихотворения Есенина «Сельский часослов» Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел. .

Анализ стихотворения Блока «Они читают стихи» В 1907 году Александр Блок публикует сборник под названием «Снежная маска», в который вошло стихотворение «Они читают стихи», написано оно было в один из самых сложных периодов жизни поэта, когда. .

Анализ стихотворения Северянина «Град» Между поэтами в начале 20 века принято было устраивать литературные дуэли. Выражались они в том, что один из авторов задавал тему и создавал стихотворение, а другой в рифмованной форме готовил. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» Михаил Лермонтов очень рано осознал, что его жизнь будет связана с литературой, хотя никогда не считал себя выдающимся поэтом. Тем не менее, в 1832 году, незадолго до своего 18-летия, он. .

Анализ стихотворения Никитина «Утро» Стихотворение «Утро», написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того — он считал его одним из самых удачных в собственном творчестве. В произведении описывается летнее утро в русской деревне. .

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» Русского поэта Николая Некрасова по праву считают певцом женской доли. В его творчестве можно найти множество произведений, посвященных русским женщинам — красавицам, умницам и отменным хозяйкам, которых, увы, не балует. .

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенин «Собаке Качалова» . Именно животное становится единственным другом лирического героя уже в поздний период творчества в стихотворении «Собаке Качалова». Данное произ­ведение начинается с обращения лирического героя к своему четвероногому другу. .

Анализ стихотворения: Учись у них — у дуба, у бере­зы А. Фет — стихотворение «Учись у них — у дуба, у бере­зы…». В своем стихотворении А. Фет использует символический пейзаж. Зима символизирует лютый холод в сердце лиричес­кого героя. Весна же. .

Анализ Стихотворения Лермонтова «Нищий» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нищий». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение было написано М. Ю. Лермонтовым в 1830 го­ду. В основе этого стихотворения лежит реальное событие, заме­ченное поэтом: он увидел, как молодежь. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Я с вызовом ношу его кольцо…» История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфронта полна загадок и мистических совпадений. Они познакомились во время отдыха в Коктебеле, и в первый же вечер молодой человек подарил юной поэтессе сердолик. .

Анализ стихотворения Рубцова «Далекое» Творческое наследие Рубцова неотделимо от Вологодчины, где он провел значительную часть детских и юношеских лет. Не раз в своих стихотворениях затрагивал поэт тему малой родины, много и проникновенно писал о. .

Анализ стихотворения Пушкина «Бесы» Осенью 1830 года Александр Пушкин приехал в Болдино, чтобы уладить все вопросы, связанные со вступлением в права владения имением и подготовиться к предстоящей свадьбе. Однако из-за того, что в Москве. .

Мастерство художественной детали в рассказах И. А. Бунина И. А. Бунин вошел в русскую литературу как писатель-реалист, даже традиционалист. Когда все увлекались новаторством, Бунин оставался верен заветам русской классики. Сам Бунин не любил, когда его относили к какому-либо. .

Анализ стихотворения САМОЙЛОВА «СЛОВА» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Д. САМОЙЛОВА «СЛОВА». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Слова» было написано Д. Самойловым в 1961 году. Мы можем отнести его к философской лирике. Ос­новная тема его — тема творчества. .

Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» Валерий Брюсов с юности увлекался символизмом, поэтому неудивительно, что его первые литературные эксперименты были связаны именно с этим направлением. Позже уверенность в том, что произведения с двойным смыслом представляют несомненную. .

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это. .

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…» Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической миссии. Значительная часть жизни поэта прошла за границей, где он. .

Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковский Послушайте! Стихотворение написано молодым Владимиром Маяковским в то счастливое время, когда наша страна еще не знала ужасов Первой мировой войны и революции. Поэт был увлечен футуризмом. Он с надеждой смотрел. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Приговор « Сталинские репрессии не обошли стороной семью Анны Ахматовой. Сперва был арестован и расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, а затем в 1938 году по ложному обвинению осудили сына, Льва Гумилева. .

Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса» Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных. .

Анализ стихотворения «Рабочий» Гумилев «Рабочий» . Размышляя о смысле человеческого суще­ствования, поэт пишет стихотворение «Рабочий», в котором фак­тически предсказывает свою насильственную смерть: Пуля, им отлитая, отыщет Грудь мою, она пришла за мной… Кровь ключом. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен. .

Анализ стихотворения Бродского «Рождественская звезда» Не секрет, что литературные произведения религиозной тематики в СССР были категорически запрещены. Тем не менее, многие поэты и писатели время от времени обращались к библейским сюжетам, оспаривая, тем самым, главный. .

Анализ стихотворения Бунина «Метель»

Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба распорядилась иначе, и уже спустя 10 лет Бунин стал достаточно востребованным публицистом, а чуть позже — известным прозаиком. Однако в память о периоде юношеского увлечения поэзией сохранились десятки стихов этого автора, немного наивные, романтичные и отличающиеся безупречным слогом.

К ним, в частности, относится стихотворение под названием

«Метель», навеянное сказками и преданиями. В этом нет ничего удивительного, ведь автором рифмованных строчек являлся 17-летний молодой человек, который совсем недавно покинул родительский дом, пытаясь доказать всему миру свою состоятельность. Через много лет он нашел черновик этого стихотворения в своих записях, внес в него некоторые коррективы, и в 1895 году оно было опубликовано.

Уже с первых строчек автор переносит своих читателей в волшебный мир сказок и грез. «Ночью в полях, под напевы метели, дремлют, качаясь, березки и ели…», — этими фразами Бунин создает определенное настроение, и уже не вызывает

удивления тот факт, что вскоре воображение рисует юноше картину шествия по лесу настоящего дедушки Мороза, который «бродит в туманном сиянье». Следует отметить, что Иван Бунин получил прекрасное домашнее образование и в подростковом возрасте уже в совершенстве овладел тонкостями литературного русского языка. Поэтому создавать поэтические образы для него было не только увлекательно, но и достаточно просто. Если анализировать данное стихотворение, то видно, как благодаря нескольким точным метафорам спокойный и уснувший под толщей снега лес преображается и становится угрожающе-беспокойным. Виной всему обычная метель, которая обретает черты некой злодейки, способной сбить с пути случайного прохожего или же постучать в окна сельской избы, напугав засыпающего в колыбели младенца. «Мертвое поле, дорога степная! Вьюга тебя заметает ночная», — отмечает поэт, но при этом старается смягчить первое впечатление от коварной метели. Ведь в простой сельской избушке тепло и уютно, а «в мерзлые стекла по лавкам струится» лунный свет, придавая окружающему миру особое очарование.

«Спят твои села под песни метели, дремлют в снегу одинокие ели…», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что Мороз именно в эти глухие часы совершает обход своих владений, оставляя на окнах узоры из инея и украшая ветки деревьев бесценным серебром, которое непременно растает с приходом красавицы-весны.

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения Пастернака «Метель» Природа занимала важнейшее место в творчестве Пастернака. Поэтический пейзаж он всегда стремился дополнить философией, зачастую обращаясь к экзистенциализму. Ключевая тема его лирики — благоговение перед.

Что принесла метель героям повести А. С. Пушкина «Метель» А. С. Пушкин в коротких повестях, составляющих цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей. Случайный проезжий разрушил.

Мини сочинение: Метель Порывисто дует ветер, сметая с крыш снежную пыль, кружит в воздухе миллионы снежинок, воя ведьмой в печных трубах. Темно, пустынно на улицах. Только кое-где сквозь.

Сочинение о судьбе передает повесть Метель А — С — Пушкина — Повесть Метель А — С — Пушкина:краткое содержание — Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о судьбе передает повесть «Метель» А. С. Пушкина. Повесть «Метель» А. С. Пушкина:краткое содержание. А. С. Пушкин в повести «Метель» рассказывает.

Сочинение на тему: Метель глазами героев в повести Метель, Пушкин Метель глазами героев В повести «Метель» А. С. Пушкин уделяет большое внимание воле случая. Он уверен, что одна случайность может кардинально перевернуть жизнь человека и.

Анализ стихотворения Бунина «Сириус» В 1920 году Иван Бунин навсегда покидает Россию, охваченную революцией. Это решение далось литератору очень непросто, и перед тем, как отправиться в Париж, Бунин несколько.

Анализ стихотворения Бунина «На распутье» Получив домашнее образование, Иван Бунин мечтает связать свою жизнь с литературой. Против воли родителей он покидает родовое имение и устраивается на работу в орловскую типографию.

Анализ стихотворения Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» Романтик по натуре, Иван Бунин писал стихи на протяжении всей своей жизни, хотя особого успеха у читателей они не имели. Открыв однажды для себя Бунина-прозаика.

Анализ стихотворения Бунина «Высоко полный месяц стоит…» Далеко не все знают о том, что свой путь в литературу Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Впоследствии он нередко возвращался к.

Анализ стихотворения Бунина «Деревенский нищий» Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все.

Анализ стихотворения Бунина «Матери» Иван Бунин покинул родовое поместье в 17 лет, пытаясь таким образом не только отстоять собственные взгляды, но и доказать родителям, что он уже может позаботиться.

Анализ стихотворения Бунина «Вечер» Я не думаю, что на свете бывают люди, которые остаются равнодушными к различным стихотворениям. Какие-то произведения вызывают отклик в душе того или иного человека, какие-то.

Анализ стихотворения Бунина «Чужая» Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка — сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта.

Анализ стихотворения Бунина «Слово» Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его.

Анализ стихотворения Бунина «Родина» Иван Бунин — один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос.

Анализ стихотворения Бунина «Смерть» Вопросы о предстоящей смерти время от времени задает себе каждый человек. Однако поэты имеют обыкновение не только рассуждать на подобные темы мысленно, но и раскрывать.

Анализ стихотворения Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…» Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с розой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и.

Анализ стихотворения Бунина «Безнадежность» В лирике Бунина особое место занимают пейзажные стихотворения. По мнению Блока, «так знать и любить природу», как Иван Алексеевич, «мало кто умеет». Горький по степени.

Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь» Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и.

Анализ стихотворения Бунина «Старая яблоня» Иван Бунин вошел в мировую литературу как замечательный прозаик, тонкий и остроумный публицист, пейзажист и переводчик. Однако мало кто знает о том, что свой путь.

Анализ стихотворения Бунина «Айя-София» Айя-Софья — одно из названий знаменитого Софийского собора, символа расцвета Византии. Изначально он выступал в роли православного патриаршего собора, затем стал мечетью. В настоящее время.

Анализ стихотворения Бунина «Сумерки» В 1899 Иван Бунин женился на Анне Цакни и перебрался в Одессу. Этот брак был непродолжительным, однако поэт сохранил очень теплые чувства к своей супруге.

Анализ стихотворения Бунина «Еще и холоден и сыр…» Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи воспоминания об.

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Родина» Природа родной страны вызывает у русских поэтов различные ассоциации, но ее многоликость и своеобразие побуждает лучших лириков России вновь и вновь обращаться к теме родины.

Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер» Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался.

Метель в повести А. С. Пушкина А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека.

Анализ стихотворения Бунина «Леса в жемчужном инее…» Свою карьеру на литературном поприще Иван Бунин начал с работы в газете «Орловский вестник» простым корректором. Ради того, чтобы доказать родителям собственную состоятельность, он покинул.

Читайте также:  Бунин – Солнечный удар

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег» Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную.

Анализ стихотворения Бунина «Детство» До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по.

Анализ стихотворения Бунина «Не устану восхвалять вас, звезды!» Бунин-поэт — это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что.

Урок анализа лирического произведения (по выбору)

Анализ художественных особенностей лирики И. А. Бунина на примере стихотворений «Листопад», «Ночь и даль седая», «Морозное дыхание метели…» 7 класс

Цели: обучающая (предметный результат) – познакомить учащихся с особенностями художественного изображения картин природы в стихотворениях И. А. Бунина; развивать умение анализировать поэтический текст, находить в нём и комментировать изобразительно-выразительные средства (на данном занятии внимание будет уделяться звукописи, свету и цветописи как важным элементам пейзажной лирики Бунина);

Развивающая (метапредметный результат)– формировать у учащихся умение формулировать проблему, определять цель и алгоритм учебной деятельности /познавательные и регулятивные УУД/; организовать работу учащихся в группах, с целью развития коммуникативных универсальных умений;

Воспитывающая (личностный результат) – способствовать эстетическому развитию личности учеников, а также бережному отношению к родной природе.

Таблица «Результаты обучения»

ЗНАТЬУМЕТЬВЛАДЕТЬ
Базовый уровеньБиографию изучаемых писателей, основные теоретико-литературные понятия, выделять изобр.,выраз., средства языкаВыделять и осмыслять художественные средства, используемые в лирике, применять полученные знания к пониманию позиции автораНавыками анализа лирического произведения,
Повышенный уровеньПонимать образную природу литературы, роль изобразительно выразительных средств; развивать художественный вкусНавыками смыслового чтения

Вступительное слово учителя.Прочтение отрывка из стихот-я Ивана Алексеевича Бунина «Листопад» (для создания эмоционального фона):

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Итак, сейчас мной был прочитан отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Листопад». Стихотворение взято из одноименного лирического сборника, который И. Бунин посвятил Максиму Горькому.Оценивая книгу, Блок сказал о праве Бунина «на одно из главных мест среди современной поэзии». «Так знать и любить природу,- писал он, – как умеет Бунин,- мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты».Что же повлияло на формирование столь чуткого восприятия природы у поэта?Бунин писал в автобиографии: «. в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной». Впечатления детских лет отразились впоследствии в произведениях писателя.

Вопросы учащимся по первым двум частям стихотворения. Приведите примеры цветовых эпитетов в данных фрагментах. Сделайте выводы о цветописи в лирике Бунина.

Итак, вы прочитали отрывок, выделили все эпитеты. Какие цвета наиболее часто встречаются? Ответы: золотой, желтый, янтарный, багряный, лиловый. Также голубой, синий, есть глаголы темнеют, синеют.

Слово учителя. Мы с вами наблюдаем, что наиболее часто встречаются цветовые эпитеты, обозначающие теплые, яркие цвета. С каким временем года ассоциируются у вас выше перечисленные цвета? (осень) Можно ли сказать, что автор отрицательно относится к этому времени года? Ответ: нет, у автора радостное восприятие этого времени года. Он дает красочные описания осеннему лесу (приводят примеры): лес, точно терем расписной, березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.

Слово учителя: все верно, даже цветовые эпитеты, обозначающие холодные цвета, вовсе не омрачают картину природы, а лишь придают ей яркости, блеска. Теперь мы с вами обратимся к другому стихотворению И. А. Бунина «Ночь и даль седая…». Следует выразительное прочтение его учащимся.

Слово учителя: как вы думаете, почему в данном стихотворении можно говорить не о цветописи, а о светописи? Попробуйте дать свое определение этого художественного приема.

Вы выделили «световые» эпитеты. Что вы можете сказать о роли света в данном стихотворении? Какие у вас впечатления возникают?

Перечитайте стихотворение «Ночь и даль седая…». С помощью каких деталей создается образ тишины? Обратите внимание на роль звукописи: как вы думаете, зачем автор использует этот художественный прием в стихотворении?

Слово учителя: на примере двух стихотворений Бунина мы увидели, что поэт очень щедр на цветовые, звуковые и световые описания. Но такое встречается не во всех его произведениях. Обратимся к следующему стихотворению поэта «Морозное дыхание метели…». Какую особенность вы здесь отметите? (встречается мало цветовых эпитетов, цвета лишь черный и белый. Сама картина довольно мрачная; небо низко и черно, обрывки туч порой темнеют в нем).

Морозное дыхание метели
Ещё свежо, но улеглась метель.
Белеет снега мшистая постель,
В сугробах стынут траурные ели.
Ночное небо низко и черно, —
Лишь в глубине, где Млечный Путь белеет,
Сквозит его таинственное дно
И холодом созвездий пламенеет.
Обрывки туч порой темнеют в нём…
Но стынет ночь. И низко над землею
Усталый вихрь шипящею змеёю
Скользит и жжёт своим сухим огнём.

Слово учителя:Бунин очень любит контрастное сочетание тёмного, сумрачного, чёрного и светлого, серебристого, белого, туманного, звёздного сияния. В данном стихотворении уже не та радостная картина, которую мы увидели в «Листопаде». Перед нами загадочное звездное небо, тьма, таинственный лес, снег и холодные созвездия. Какие мысли у вас вызывают звуковые описания в данном стихотворении?

Вывод: итак, сегодня мы проанализировали художественные особенности трех стихотворений Ивана Алексеевича Бунина. Мы уделили внимание цветовым, звуковым и световым эпитетам и на основе анализа можем прийти к выводу, что для пейзажной лирики Бунина очень характерно использование подобных художественных средств. Они показывают нам чуткое, яркое восприятие поэтом окружающей его природы. Перед нами встают то радостные и яркие, то мрачные, загадочные, холодные пейзажи.Поделитесь вашими впечатлениями от прочитанных на уроке стихотворениях.

Домашнее задание: выучить наизусть по выбору одно стихотворение И. А. Бунина на тему пейзажной лирики.

Список литературы:Литература. 7 класс. Методические рекомендации. Устинова Л., Бердышева Л./План-конструктор или технологическая урока по учебнику Б. Ланина «Литература», 7 класс (тема:«Пейзажная лирика русских поэтов» (технологическая карта изучения темы)./ Учебное пособие. История русской литературы. Серебряный век. авт., Бердникова О. А.

Урок анализа стихотворений Баратынского Е.А. «Весна, весна! Как воздух чист!» (6 класс)

Цели: обучающая (предметный результат) – познакомить учащихся с особенностями художественного изображения картин природы в стихотворениях Е. А. Баратынского; развивать умение анализировать поэтический текст, находить в нём и комментировать изобразительно-выразительные средства

Развивающая (метапредметный результат)– формировать у учащихся умение формулировать проблему, определять цель и алгоритм учебной деятельности /познавательные и регулятивные УУД/; организовать работу учащихся в группах, с целью развития коммуникативных универсальных умений;

Воспитывающая (личностный результат) – способствовать эстетическому развитию личности учеников, а также бережному отношению к родной природе.

Слово учителя:Ребята, наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе. Что означает слово пейзаж? (ответы учащихся)

– Пейзаж – (фр.) картина природы. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».

О чем же пойдет речь на нашем уроке?Как можно сформулировать тему нашего урока?

Ребята с помощью учителя формулируют тему урока. Пейзажная лирика Е. А. Баратынского

А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Вспомните, что такое эпиграф? (ответ учащихся:отражает главную мысль).

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)

Теперь мы познакомимся с краткой биографией Е. А. Баратынского (прочтение сообщения учащимся)

Евгений Абрамович Баратынскийродился в Тамбовской губернии, и там провёл раннее детство. Родители очень заботились о его образовании – в 5 лет он выучился русской грамоте, а в 6 хорошо говорил по-французски и по-итальянски. В 12 лет Баратынского отправили в Петербург в военное учебное заведение – Пажеский корпус.

Баратынский много читал, рано стал писать стихи.

В 18 лет Евгений поступил на военную службу в Петербурге, к этому времени у него уже было написано много стихов.

Его стихи стали появляться в печати, их хвалили, о них хорошо отзывались его друзья, среди которых были Пушкин, Дельвиг и многие другие поэты.

Пушкин любил стихи Баратынского и говорил, что он «принадлежит к числу отличных наших поэтов». Много стихотворений он посвятил русской природе, которую хорошо знал и любил с детских лет.

Давайте послушаем стихотворение. Вот как Евгений Абрамович Баратынский пишет о весне (выразительное прочтения стиха учащимся).

– Какова тема стихотворения?

– Какие приметы весны видит автор? – Какой литературный приём помогает сделать картину живой?

– Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?

– Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения?

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

Выводы делает один из учащихся (учитель корректирует ответ). Стихотворение Баратынского посвящено весне, поэт воспевает это время года. У стих-я особый, торжественный настрой, который придается не только восклицательными предложениями, но и олицетворениями, которые часто здесь встречаются (ласкаясь к солнечным лучам, летают облака). Ощущение движения и всеобщего пробуждения создается глаголами шумят, блестят, ревет, взвился).

Итоговое слово учителя:Стихотворение Евгения Баратынского необычно тем, что передаёт состояние души поэта, пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое (запись в тетрадях).

Д/зВыучить наизусть одно из стихотворений Е. А. Баратынского на выбор (пейзажная лирика)

Список литературы:Коровина, Журавлев: Литература. 6 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 2. ФГОС

Анализ стихотворения «Вечер» (И.А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.12.2019 · Обновлено 18.12.2019

В пейзажной лирике Иван Бунин создаёт удивительный мир, наполненный чёткостью рисунка, пластичностью, глубокими философскими раздумьями. Автор очень тонко передаёт атмосферу и удивительные моменты, описанные в произведениях. Исключением не является произведение Ивана Бунина «Вечер», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Это стихотворение было создано в 1909 году. Это время можно назвать расцветом карьеры поэты: он получил престижную пушкинскую премию, обрел любовь в союзе со второй женой, много путешествовал. Публика, наконец, признала, что перед ней предстал зрелый литератор, достойный уважения.

Как говорил Бунин: «…у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания». Стихотворение «Вечер» — это не только пейзажное изображение, а также сплетение философских взглядов самого поэта. Иван Алексеевич впоследствие был вынужден покинуть Россию, но до конца своих дней возобновлял в памяти воспоминания о родине, воссоздавал образ России. В стихотворении он вспоминает те моменты, когда был по-настоящему проникнут счастьем, но не осознавал этого. Ирония судьбы заключается в том, что сам автор был счастлив именно в 1909 году, а после познал много горя и лишений, будучи эмигрантом.

Жанр, направление, размер

Произведение «Вечер» можно отнести к жанру пейзажно-философской лирики. В стихотворении содержится элемент сюжета, с помощью которого читатель догадывается, что лирический герой стиха пребывает в своём владении, сидит в комнате, поглощен некой деятельностью и собственными мыслями… Неожиданно он поднимает взгляд и смотрит в окно. Размышления обретают абсолютно иной характер.

Направление творчества Бунина — символизм, однако к моменту написания этой работы автор уже слегка разочаровался в модернистках экспериментах и покинул издательство символистов. Он объяснял это тем, что пресытился игрой с «новыми сотоварищами в аргонавтов, в демонов, в магов». «Вечер» стал более классическим произведением, без вычурности и жеманства крайнего символизма.

Стихотворение написано ямбом, имеет перекрестную рифмовку

Композиция

Стоит отметить, что произведение имеет форму сонета. Структуру данного стиха можно поделить на три основные части, в каждой из которой герой размышляет о познании счастья.

  1. Первая часть повествует нам о том, что счастье находится «всюду», а люди этого не замечают.
  2. Во второй части стихотворения говорится, что «счастье только знающим дано». Кроме описания окружающей его природы, автор сливает воедино сущность человека и природы. Наиболее остро это ощущается в последней строке произведения.
  3. Последняя часть стиха, повествует о счастье, осенившем главного героя. Он словно растворяется в природе, а она — в его сердце.

Образы и символы

Лирический герой в стихотворении «Вечер» — это человек, размышляющий о счастье и ищущий его в мелочах. Он созерцает осень, в руках его книга, а во взгляде — упоение моментом. Он передает настроение спокойствия, тихой радости.

Образ осени в лирике Бунина на этот раз радует, а не печалит. Мы видим затихший сад за сараем, сияющее приглушенными осенними красками облако, ощущаем чистый воздух с легкой прохладой, слышим гул гумна. Эта атмосфера настраивает читателя на определенную тональность, но ее никак не назовешь тоской. В ней, скорее, очарование, вдохновение, упоение красотой.

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «Вечер» прослеживается определенная тематика:

  1. Основная тема — счастье. Автор дает описание теплого осеннего дня, показывает красоту природы, в которую герой вглядывается через открытое окно дома. Все это рождает в нем чувство истинного счастья. Он осознает, что люди часто не замечают его, хотя оно разлито в красоте природы, уединении с книгой, думах о высоком.
  2. Природа. Бунин описывает красоту осеннего сада, теплого света, сияющего облака. В них он находит лишний повод для радости жизни, ведь его окружает прелесть, таящая в себе наслаждение для человека, знающего и умеющего чувствовать.
  3. Внутренний мир. Часто человек ищет счастье внешнее, обусловленное обстоятельствами, однако истинная радость жизни всегда пребывает в нем самом. В нашей душе есть источник горя и наслаждения, не зависящий напрямую от того, что с нами происходит.
  4. Главную проблему произведения автор обозначает еще в первой части стихотворения – это проблема призрачности счастья. Мы не замечаем его и не способны ловить красоту мимолетных мгновений.
  5. Настроение стихотворения — светлая и спокойная радость от осознания того, что поиски счастья приводят человека в глубины его души, где всегда найдется сила для нового дня.

Смысл

Основная идея стихотворения «Вечер» может быть выражена во фразе «счастье таится в простых вещах». Стоит лишь переключиться от насущных дел и оглянуться вокруг, чтобы найти гармонию с миром и самим собой. «Все во мне» — говорит автор, и на этом заканчивается не только произведение, но и его поиск счастья.

Главная мысль «Вечера» интуитивно понятна каждому из нас, но иногда очень важно не только понять, но и почувствовать правду этих слов. Лирический герой прислушался к себе и нашел то, что искал — ощущение радости жизни. Тихий осенний вечер вдохновил его и настроил на нужный лад. Так и мы должны искать ключи от своего счастья в красоте, природе и размышлениях о прекрасном.

Любопытную характеристику произведению дал поэт Александр Блок:

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его — по преимуществу — мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний».

Средства художественной выразительности

В произведении Ивана Бунина «Вечер» применяются различные художественные средства — такие, как эпитеты, метафоры, повторы, анафора, звукопись.

  1. Эпитеты: «в бездонном небе», «чистый воздух, льющийся в окно», «усталый взгляд»;
  2. Метафоры: «легким белым краем встает, сияет облако»;
  3. Повторы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем, а счастье всюду»;
  4. Анафора: «сад осенний за сараем», «В бездонном небе легким белым краем», «Мы мало видим, знаем»;
  5. Звукопись: «пискнула и села на подоконник птичка», «Гул молотилки слышен на гумне…».

По словам Ю. Айхенвальда: «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое».

Анализ стихотворения Слово Бунина 7 класс

Произведение относится к философской лирике поэта, имеющей оттенки гражданственности и публицистики.

Основной темой стихотворения является важнейшая роль русского языка на жизненном пути человека, во вселенском пространстве, а также роль литератора, поэта, мастерски владеющего словом, которое может повлиять на изменения в обществе.

В стихотворении утверждается уникальное значение слова в качестве великого народного достояния, являющегося важным условием во все периоды развития общества. Поэт подчеркивает эту догму, сопоставляя слово и древнейшее наследие человечества в виде египетских гробниц и мумий, утративших свое значение, но имеющих форму звучащих письмен при этом форму слова автор называет жизненной необходимостью, как бесценный дар небес, которым наделен человек, этим отличающийся от животного мира.

Композиционная структура стихотворения позволяет называть его миниатюрой, поскольку оно состоит из двух катренов. В качестве стихотворного размера поэт использует сочетание четырехстопного и трехстопного ямбов с включением пиррихия и перекрестной рифмы в форме женской и мужской.

Нетипичная рифма является своеобразной особенностью произведения и создает отличительную звуковую ритмику, выраженную в виде рваного, отрывистого, четкого звучания.

Изобилие художественных средств выразительности в форме метафор, эпитетов, витиеватых строк и риторического обращения позволяет создать ощущение контраста атмосферы реальной действительности и духовного настроения. Кроме того, посредством применения аллюзии поэт отмечает священность и божественность слова, обращаясь к тексту Евангелия.

Читайте также:  Анализ стихотворения Слово Бунина 7 класс

Авторский замысел стихотворения заключается в убеждении поэта о необходимости донесения правильных мыслей посредством словесного отображения, которые имеют возможность улучшить общество и, соответственно, каждого человека в отдельности.

Поэте демонстрирует современникам и потомкам бессмертность и неповторимость русской речи, без которой народная культура не имеет никакого значения, а материальный достаток является лишь пеплом.

Стихотворение имеет мотив призывающего к сохранению русской культуры гимна и признается многими критиками как гражданский манифест, написанный поэтом в качестве творческого завещания будущих поколениям в виде величайшеих поэтических тезисов.

Анализ 2

По словам Евгения Евтушенко – русский поэт всегда больше, чем обычный поэт. И несмотря на то, что утверждение было выдвинуто только на пороге двадцатого века, но под определение жизни и судьбы подходят все русские поэты, которые стали великими и известными. Иван Бунин стал известен широкому кругу читателей, как прозаик, но при этом его стихотворения подчеркнули имеющийся у него талант и возможность переживать за тяжелые судьбы Родины.

Стихотворение «Слово» было составлено им с 1915 году, через пять лет он отправиться в эмиграцию, которая закончится только после его смерти. На момент того, как было написано стихотворение в России разразилась Первая Мировая война.

Несмотря на то, что основной является философская лирика, но в нем прослеживаются также и черты гражданской лирики. Автор раскрывает роль родного языка не только в жизни его соотечественников, но и на мировой арене. В данном стихотворении автор переживает за происходящее на территории России, он полностью обеспокоен, чувствуется напряжение, нервное переживание, которое он старается передать посредством стихотворной формы.

При этом он побуждает всех беречь родной язык и культуру, оставить ее в сохранности, чтобы она не была повреждена врагом. Автор чередует женскую и мужскую рифму, что создает в стихотворении собственное настроение, подчеркивает обеспокоенность за жизни людей, а самое главное за людскую речь.

Бунин понимает, что именно речь помогла сохранить исторические свидетельства с момента зарождения письменности. Он размышляет о том, как свидетельства об основных событиях передавались из поколения в поколение.

Автор не знает в чьих руках по завершению войны останется власть, но он точно уверен, что в конце останется русское слово, которое может сплотить народ, помочь ему восстановиться и найти правильные приоритеты. Именно к этому он подталкивает население, бороться за сохранение слова и внутренней культуры, находить смысл стремиться к объединению народа.

Иван Бунин смог точно передать настроения народа, он переживает и нервничает, старается бороться за смысл жизни и существования, поэтому ему необходимо сохранить слово и сделать его дальнейшим смыслом.

Анализ стихотворения Слово по плану

Слово

Возможно вам будет интересно

Тяжелый труд, труд на земле всегда был почитаем Есениным, как минимум, поэт видел в такой деятельности нечто подлинное и настоящее. Стихотворение Дед описывает будни простого рабочего человека, к таким простые сельские парни всегда обращаются дед

Федор Тютчев – человек, тонко чувствующий ту еле ощущаемую грань между прекрасным и всем бытовым в нашей жизни. Мир полон красоты – просто нужно уметь замечать все ее проявления в нашем крошечном мире.

Наверное, каждому известно о том, что Есенин женился три раза. Каждая из его женщин была не похожая на предыдущую. И все они оказались не очень удачными.

Произведение было создано в ранний период жизни и творчества поэта, в относительно благополучном для него 1911 году. Однако судя по всему, он и тогда предчувствовал свой трагический конец, был исполнен пессимизма.

Стихотворение Бунина «Слово»: анализ и история написания


Читать: Стихотворение И. А. Бунина»Слово»

Русский поэт – больше, чем поэт, по утверждению Евгения Евтушенко. Несмотря на то, что этот поэтический тезис был выдвинут в середине 20 века, под такое определение судьбы и предназначения русского поэта подходят все российские творцы. Особенно те, кого коснулась нелегкая доля непризнанности, вынужденного изгнания, эмиграции. Иван Бунин известен широкому кругу читателей прежде всего как прозаик, но хотя его поэтическое наследие не столь обширно (несколько поэтических сборников, отмеченных, впрочем высокими премиями в области литературы), все его стихотворения указывают на его пророческий дар и на глубокие переживания относительно «судеб Родины». Стихи Бунина имеют оттенки старомодности (отмечается тяготение к классической лирике Майкова, Фета, Полонского), он признанный мастер русской философско-пейзажной лирики.

Стихотворение «Слово» было написано в 1915 году, всего за 5 лет до того, как поэт отправится в пожизненную эмиграцию. Побудили его к этому творящиеся на Родине «окаянные дни» — революционные события, свержение самодержавия и притеснение интеллигенции, разруха и беспорядок в стране, несвобода для творчества. На момент написания стихотворения шла Первая мировая война.

Анализ стихотворения Бунина «Слово»

20 декабря 2009
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

Эпитеты и другие выразительные средства

В своём произведении творец использует авторские красноречивые эпитеты. Небо у него выглядит «мертвенно-свинцовым». Это помогает читателю понять всю пустоту души поэта и провести параллель между строками стиха.

«Молочно-синий» — ещё один авторский эпитет. Он используется для описания серого печального дня и придаёт стихотворению таинственности и сказочности.

Кроме авторских эпитетов, в стихотворении присутствует сравнение — «как чья-то кроткая печаль…». Это словосочетание даёт понять отношение лирического героя к пейзажу. С одной стороны, он восхищается, с другой — грустит на фоне уходящего зимнего дня.

Удачно используется в стихотворных строчках метафора «снежная пустыня», символизирующая опустошение души и природы. Чтобы усилить это ощущение, Иван Алексеевич использует гиперболу «нет конца лесам сосновым».

Наша группа

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком».

В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей:

…беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Обсуждение анализа стихотворения

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

Окаянные дни

В начале XIX века на международной арене сложилась тяжелая политическая ситуация – началась Первая мировая война. В России, где испокон веков проживало много немцев, война обострила также и национальную проблему. В Петроград был переименован Санкт-Петербург, из программ оркестров убирали музыку Баха, Брамса, Бетховена. Как немецкий обычай запретили елки. В начале 1915 года только в Москве разгромили около пятисот магазинов, домов и даже фабрик, принадлежавших людям с немецкими фамилиями. В страну пришли «окаянные дни». В это время и было написано стихотворение Бунина «Слово». Мог ли писатель предположить, что через пять лет он покинет Россию навсегда?

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Слово»

Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим. Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.

К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?

Рассуждая о теме вечности, Бунин о, указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Весна в вагоне»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы, идущие мимо меня»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Глаза»

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

«Слово» И.Бунин

Анализ стихотворения Бунина «Слово»

Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим. Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.

К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?

Рассуждая о теме вечности, Бунин о, указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.

Больше, чем поэт

Бунин – самый крупный представитель литературы, соединивший в себе и поэзию, и прозу. Русская литература, за исключением Лермонтова, не знает подобного идеального сочетания – свободной прозы с чеканными стихами. Бунин на высоте всех требований, которые можно применить к родному языку. Он не только «хранит», но и обновляет и освежает его. Без оценки словесного мастерства этого писателя невозможен правильный подход к его творчеству. Анализ стихотворения Бунина «Слово» показывает и подтверждает, что каждое из его произведений – это ценный вклад в литературу.

Ссылка на основную публикацию