Анализ стихотворения На пруде Бунина

Анализ стихотворения Бунина «На пруде»

В произведении, появившемся в 1887 г. и подвергнутом нескольким редакциям, начинающий поэт изображает погожее утро на водоеме, расположенном недалеко от деревни.

Стихотворение начинается с лаконичных определений обстоятельств лирического повествования: утренний час, спокойный пруд, стаи ласточек. Последний образ порождает аллюзии на строки Фета. Сходны и детали художественного пространства. В варианте Фета также появляется лирический герой, «праздный соглядатай» пейзажных картин.

Имеется и пруд — только не утренний, а вечерний.

Юный автор наполняет пространство звонким птичьим пением, а фетовская зарисовка остается беззвучной, постепенно переходя в философское обобщение.

Взгляд лирического героя Бунина перемещается, захватывая панораму зеленеющих лугов и леса, окружающих пруд. Во второй и третьей строфах дважды повторяется сравнение

Рифма «лес» — «небес» также позаимствована юным поэтом у мастера. Однако отличны пути развития лирического повествования: далее Фет переключается на изображение романтической пары, а его ученик углубляется в описание белых облаков и бесконечности светлой «глубины».

В финальных строках сосредоточенный бунинский созерцатель улавливает «тихий звон», который слышится с деревенских полей.

Поэтическое пространство «На пруде» наполнено заимствованными образами и приемами, порожденными ученическим, школьным желанием подражать учителю. Сближает с фетовскими традициями и размер стиха — трехстопный анапест, восходящий к знаменитому «На заре ты ее не буди…» Тем не менее проба пера удалась: многочисленные аллюзии не повлияли на самостоятельные интонации стихотворения. Пейзажная зарисовка, по-бунински подробная и яркая, заканчивается многообещающими мотивами глубины и света, которые позже получат серьезное философское осмысление.

Дайджест:

Анализ стихотворения Бунина «Горный лес» Точность — неизменное качество поэтики Бунина, поэтому художественное пространство его текстов наполнено конкретными географическими ориентирами — топонимами. Прообразом горного леса является гора Ликей, или Волчья, которая находится в центре греческого. .

Анализ стихотворения Бунина «Родник» Мастер русского поэтического пейзажа, Бунин изображает природу во всей полноте чувственного восприятия. В его лаконичных и точных зарисовках, выдающих внимательного и чуткого созерцателя, видны краски, слышатся звуки и ощущаются запахи. .

Анализ стихотворения Бунина «Седое небо надо мной…» «Седое небо…» отличается четким композиционным делением: первая часть произведения посвящена пейзажной зарисовке, вторая — размышлениям героя, в которых дается оценка очередному жизненному этапу. Поздняя осень, предстающая перед лирическим субъектом, безрадостна. .

Анализ стихотворения Бунина «Молодость» Произведение, написанное весной 1916 г., начинается с бытовой сценки из деревенской жизни: пастух выгоняет стадо, которое случайно забрело на опушку леса. Ключевым приемом, определяющим особенности художественного пространства, становится аллитерация. Свист. .

Анализ стихотворения Бунина «Сказка» В произведении моделируется картина заповедного уголка природы, наполненная радостью, светом и ликованием. Пейзажной зарисовке отведено центральное место во сне, навеянном воспоминаниями о далекой молодости героя. Каковы слагаемые сказочного пейзажа? Анализ. .

Анализ стихотворения Бунина «Храм солнца» Под этим произведением автор поставил не только дату — 6 мая 1907 г., но обозначил и место создания — Баальбек. Знаменитый и загадочный город-храм расположен недалеко от Бейрута, нынешней столицы. .

Анализ стихотворения Бунина «Мороз» В произведении, написанном летом 1903 г., изображен погожий зимний вечер. Спящая природа, обилие инея и блеска, серебристые и голубые оттенки — это доминанты морозного бунинского пейзажа. Над «хрустальным царством лесным». .

Анализ стихотворения Бунина «Осыпаются астры в садах…» Произведение 18-летнего поэта создано в духе традиций классической осенней лирики. Холодные туманы, лес с золотистой листвой, поредевшие аллеи и пустые нивы — все эти образы пришли из творчества Пушкина и. .

Анализ стихотворения Бунина «Северное море» С детства сроднившийся с картинами типичного среднерусского ландшафта, поэт впервые увидел море в 19-летнем возрасте, когда совершал первую поездку в Крым. Молодого автора поразила необъятная мощь водной стихии, оставляющая в. .

Анализ стихотворения Бунина «В горах» Произведение, датированное февралем 1916 г., принадлежит к небольшой группе стихотворений, в которых автор размышляет о природе и предназначении поэтического слова. Идейное содержание «В горах», заключенное в форму сонета, нельзя посчитать. .

Анализ стихотворения Бунина «Первый утренник, серебряный мороз!…» Тема природы — главная в бунинской лирике. В пейзажной поэзии нередко находила отражение жизненная философия Ивана Алексеевича. Природу писатель считал целительной и благотворной силой, способной многое подарить человеку — радость. .

Анализ стихотворения Бунина «Христос воскрес! Опять с зарею…» Композиционное решение, в котором весеннее обновление природы рассматривается в контексте православного праздника, реализовали предшественники Бунина — Майков и Плещеев. В десятых годах XX в. похожие мотивы возникают в стихотворениях Есенина. .

Анализ стихотворения Бунина «В цирке» Характерной чертой зрелой бунинской лирики становится интертекстуальность, и для понимания произведения 1916 г. следует обратиться к ахматовским мотивам, присутствующим в тексте стихотворения. Нельзя сказать, что при жизни Бунина и Ахматову. .

Анализ стихотворения Бунина «Поэт» Наследие русских классиков служит источником тематики и стилистики для шестнадцатилетнего юноши Бунина, побуждаемого желанием самостоятельного творчества. Философское осмысление роли поэта также становится объектом внимания начинающего автора. В раннем стихотворении главенствует. .

Анализ стихотворения Бунина «Затишье» Спокойствие и красота русской осени — такова тема произведения 1887 г., и юный автор постарался наполнить поэтическое полотно мельчайшими подробностями пейзажа. В первой строфе «Затишья» звучит узнаваемая фраза — «прощальная. .

Анализ стихотворения Бунина «Счастлив я, когда ты голубые…» Тема любви в бунинской трактовке сопряжена с печалью. Поэтизируя прекрасное чувство, приближающее человека к совершенству, автор с сожалением констатирует: любовь не приносит долгого счастья. Расставание влюбленных почти неизбежно, оно сулит. .

Анализ стихотворения Бунина «Песня» Автор, признававший ценность поэтической традиции, часто обращался к песенному жанру: нередким элементом, вошедшим в название стихотворений разных лет, становится слово «песня». Фольклорные истоки тематики и стиля, яркое музыкальное начало, исповедальные. .

Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан» Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над. .

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Ночь» Стихотворение «Ночь» написано в 1952 году, за год до смерти И. А. Бунина. В эти годы, живя в эмиграции, писатель переживал бедственное положение: давно закончилась Вторая мировая война, но были. .

Анализ стихотворения Бунина «Ковыль» Интертекстуальная связь между произведением, созданным в 1894 г., и «Словом о полку Игореве» задается эпиграфом. Последний представляет собой лирическое восклицание повествователя, полное горьких предчувствий и отчаяния. Бунин переносит особенности эмоционального. .

Анализ стихотворения Бунина «Шумели листья, облетая…» В произведении, созданном в 1901 г., картина осени лишена радости, спокойствия и великолепия красок. Обилие шума — характерная примета дисгармоничного художественного пространства Бунина. Обозначив тревожный «симптом» в первой строке, поэт. .

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы» «Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение. .

Анализ стихотворения Бунина «Настанет день — исчезну я…» Раннее поэтическое творчество Бунина отмечено преобладанием пейзажной лирики, написанной в традициях Афанасия Фета и Алексея Толстого. После первой русской революции Иван Алексеевич все чаще создает философские стихотворения, в которых явно. .

Анализ стихотворения Бунина «Старая яблоня» Иван Бунин вошел в мировую литературу как замечательный прозаик, тонкий и остроумный публицист, пейзажист и переводчик. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал со. .

Анализ стихотворения Бунина «Восход луны» Темой произведения, созданного в грозовую осень 1917 г., стала теплая летняя ночь. Лирического героя занимает живая жизнь природы в ее изменчивости, в игре звуков и света. Сосредоточенность на динамике пейзажа. .

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Родина» Природа родной страны вызывает у русских поэтов различные ассоциации, но ее многоликость и своеобразие побуждает лучших лириков России вновь и вновь обращаться к теме родины, родного края, создавать неповторимые художественные. .

Анализ стихотворения Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…» Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с розой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и образной формой передачи своих мыслей. .

Анализ стихотворения Бунина «Кошка» Заброшенный «обветшалый» дом, единственной посетительницей которого является дворовая кошка, становится объектом описания в произведении 1907 г. Сюжетность и повествовательность интонаций, проявившиеся в этом стихотворении, сближают его с жанром рассказа. Кошка. .

Анализ стихотворения Бунина «За все тебя, Господь, благодарю!…» Бунин был человеком, который многого не мог принять в окружающих его людях, обществе. Сохранилось немало свидетельств негативного отношения Ивана Андреевича к другим писателям, некоторым литературным явлениям, реформе орфографии, проведенной коммунистами. .

Анализ стихотворения «Еще майская ночь…» Фет А. А Стихотворение Фета «Еще майская ночь…» наполнено природными зарисовками майской ночи. Лирический герой восхищается тем, что ему выпала возможность «увидеть» негу ночи. Он благодарит за это родной полночный край. И хотя. .

Анализ стихотворения Бунина «Метель» Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба. .

Анализ стихотворения «Белый лебедь» Бальмонт «Белый лебедь». Опираясь на традиции русской классической и мировой поэзии, в особенности на творчество А. А. Фета, К. Д. Бальмонт создает импрессионистическую лирику. Ярким примером такой лирики и является стихотворение. .

Анализ стихотворения Бунина «Два голоса» Поэзия Ивана Бунина в наше время не так известна широкой публике, как его прозаические произведения, в частности, рассказы о любви. При этом писатель успел выпустить около десятка стихотворных сборников. В. .

Анализ стихотворения «Какая грусть! Конец аллеи…» Фет А. А Стихотворение А. А. Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен, овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже видит любопытные детали: «Один лишь ворон против. .

Анализ стихотворения Бунина «Смерть» Вопросы о предстоящей смерти время от времени задает себе каждый человек. Однако поэты имеют обыкновение не только рассуждать на подобные темы мысленно, но и раскрывать их в своих произведениях. Как. .

Анализ стихотворения Бунина «Еще и холоден и сыр…» Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи воспоминания об удивительной красоте лесов и полей. .

Читайте также:  Натали - краткое содержание рассказа Бунина

Анализ стихотворения Бунина «Призраки» Тема жизни после смерти характерна для творчества многих поэтов, и Иван Бунин в этом отношении не является исключением. Обратиться к ней в стихах автора заставила личная трагедия — смерть ребенка. .

Анализ стихотворения Бунина «Зеркало» Порог между реальностью и вымыслом, книга воспоминаний, отражение души, знак беды или вызов судьбе — многослойный образ зеркала, созданный в литературе, уходит мистическими корнями в глубину веков. В стихотворении, написанном. .

Анализ стихотворения Бунина «Ночь» Стихотворение «Ночь», написанное в 1901 году, — великолепный образец философской лирики Бунина. В нем Иван Алексеевич рассуждает о бесконечности бытия и человеческой смертности. Размышления рождаются на фоне ночного пейзажа —. .

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег» Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала. .

Ясным утром на тихом пруду. Анализ стихотворения «На пруде» Бунина

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей,
Глубина – бесконечна, светла…
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.

Анализ стихотворения Бунина «На пруде»

В произведении, появившемся в 1887 г. и подвергнутом нескольким редакциям, начинающий поэт изображает погожее утро на водоеме, расположенном недалеко от деревни.

Стихотворение начинается с лаконичных определений обстоятельств лирического повествования: утренний час, спокойный пруд, стаи ласточек. Последний образ порождает аллюзии на строки Фета. Сходны и детали художественного пространства. В варианте Фета также появляется лирический герой, «праздный соглядатай» пейзажных картин. Имеется и пруд – только не утренний, а вечерний. В обоих поэтических текстах изображен стремительный полет ласточки над самой гладью воды, но есть и разница. Лирическому герою Фета поведение птицы кажется восхитительным, но опасным и дерзновенным. Бунинская трактовка звучит спокойнее, бесстрастно фиксируя картину, увиденную героем-созерцателем. Юный автор наполняет пространство звонким птичьим пением, а фетовская зарисовка остается беззвучной, постепенно переходя в философское обобщение.

Взгляд лирического героя Бунина перемещается, захватывая панораму зеленеющих лугов и леса, окружающих пруд. Во второй и третьей строфах дважды повторяется сравнение водной глади с зеркалом: в первом случае в ней видны берега, во втором – лес и небо. Фраза «опрокинулся лес», обозначающая отражение в воде, вновь отсылает читателя к лирике Фета: троп является цитатой из произведения «Над озером лебедь в тростник потянул». Рифма «лес» – «небес» также позаимствована юным поэтом у мастера. Однако отличны пути развития лирического повествования: далее переключается на изображение романтической пары, а его ученик углубляется в описание белых облаков и бесконечности светлой «глубины».

В финальных строках сосредоточенный бунинский созерцатель улавливает «тихий звон», который слышится с деревенских полей.

Поэтическое пространство «На пруде» наполнено заимствованными образами и приемами, порожденными ученическим, школьным желанием подражать учителю. Сближает с фетовскими традициями и размер стиха – трехстопный анапест, восходящий к знаменитому «На заре ты ее не буди…» Тем не менее проба пера удалась: многочисленные аллюзии не повлияли на самостоятельные интонации стихотворения. Пейзажная зарисовка, по-бунински подробная и яркая, заканчивается многообещающими мотивами глубины и света, которые позже получат серьезное философское осмысление.

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей,
Глубина — бесконечна, светла…
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.

Анализ стихотворения «На пруде» Бунина

Мастер пейзажа «с настроением», который умеет передать краски мира, уподобить людскую душу бездонному небу и мерцающим звёздам – таков Бунин – лирик.

Стихотворение «На пруде» было написано Буниным в 1887 году. У начинающего поэта была проба пера. Критики не замедлили подметить, что у стихотворения нет индивидуальности. Юный поэт просто занимается подражательством Фету, своему учителю. Так ли это?

Читая стихотворение, представляется умиротворённая картина деревенского утра: тихий пруд, ясное солнечное утро, пение птиц на лету, безветрие, небеса отражаются в пруду… Продолжать можно долго, и картина ничем не омрачит настроение, а наоборот только в каждой душе проснётся ностальгия по такому местечку. Да, у Фета есть и вечерний пруд и полет ласточек над водой. Но нет у него умиротворения, того спокойствия, в котором всё «живёт» у Бунина. «Облака там нежней и белей, глубина- бесконечна, светла…».

Традиционны у Ивана Бунина и средства художественной выразительности. Это присутствие эпитетов: «ясное утро», «тихий пруд», «нежные белые облака», «тихий звон». Продолжается описание красоты природы и с помощью метафор: «реют кругом», «опрокинулся лес», «уходит узор». И конечно же, сравнение водной глади с тонкой поверхностью зеркала: «И как в зеркале… опрокинулся лес».

«На пруде» написано трёхстопным анапестом, восходящему, по мнению критиков, к знаменитому . Тем не менее ничто не повлияло на индивидуальность стихотворения Бунина и на признание его самобытным поэтом.

Если глубоко вдуматься в смысл произведения, то непременно можно заметить одну его особенность. Со слов «и уходит узор облаков…» мысль поэта улетает далеко от деревенской красоты тихого ясного утра, от резвых ласточек. Тема стихотворения меняется от пейзажной лирики до философских раздумий о смысле жизни. Бунин размышляет о том, что где-то там, далеко, где нет его, есть другая жизнь. Она, конечно же, интересная светлая, лучше этой, которая у него здесь. Эти мысли никогда не покидали автора. За этой «другой» жизнью он много путешествовал по Европе, мечтал о Востоке. Нашёл ли он, что искал? Вопрос остаётся открытым. Да и кто в молодости не мечтает о большом и великом?

Всё-таки Бунин писал прекрасные стихи. Писал тогда, когда хотел сказать и было что сказать. В его стихотворениях есть нечто такое, что его отличает от других поэтов. Там живёт его душа.

Бунин – мастер пейзажных зарисовок, он умеет точно передать настроение природы. Его стихи-пейзажи разные по настроению, особенно прекрасны светлые картины природы, созданные поэтом, к таким относится и «На пруде». Читать стих «На пруде» Ивана Алексеевича Бунина так же приятно, как ощущать легкий теплый ветерок на щеках.

В центре пейзажа, созданного Буниным, пруд. Его автор сравнивает с зеркалом, такая ассоциация довольно банальная, однако чистая зеркальная поверхность водоема органично вписывается в объемную яркую панораму луга и леса. Еще один важный образ произведения – село, из которого слышится тихий звон. Текст стихотворения Бунина «На пруде» раскрашен яркими красками, преобладают среди них зеленый и синие цвета.

Стих учат на уроках литературы в старших классах. Во время его рассмотрения нужно обратить внимание и на философский аспект этого произведения. Прочитать текст онлайн или скачать его полностью можно по ссылке.

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей,
Глубина – бесконечна, светла…
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.

Анализ стихотворения И. Бунина

Что такое счастье? Когда человек счастлив? Какие моменты жизни наполнены подлинной радостью? Такие вопросы, наверное, не раз задавал себе каждый из нас. Только вот ответ найти порой бывает нелегко. Поэтому я обратилась за помощью к своим любимым поэтам – И. Бунину и Н. Заболоцкому.

Стихотворение И. Бунина «Нет солнца, но светлы пруды», конечно, и о природе, но пейзаж здесь ценен не сам по себе; главное, что созерцание природы может делать человека счастливым. Такую простую истину утверждает автор.

Всегда важны последние строки стихотворения, заключительная строфа. Следовательно, стихотворение не о чем ином, как о смысле жизни, о человеческом счастье.

Известно, что понять авторскую мысль помогает обращение к художественным деталям, внимание к каким-то второстепенным, на первый взгляд, элементам текста — вплоть до его синтаксических особенностей, звуковой организации и т. п. Я обращаю внимание на лексический повтор слова «весело», эпитет «простым» (счастьем простым дорожить), усиленный инверсией, эпитет «открытой» – непокрытой (прямое значение) и в то же время открытой миру, ветру, солнцу, простому счастью (зачем отгораживаться от него, выстраивать непреодолимые барьеры?). Небо, солнце, зреющий хлеб, играющие дети (они-то как раз открыты миру) – все то, над чем не властно время. Значит, счастье в умении понимать и ценить простые радости бытия, в умении признать ценность самой жизни, в умении взглянуть на мир глазами ребенка, это счастье вневременное, общечеловеческое.

Композиция внешняя, строфическая, – три пятистишия и два четверостишия – в данном случае совпадает с внутренней (2 образа, 2 центра – природа и человек, следовательно – 2 части), тем более что сам автор дает подсказку: пятистишия – о природе, четверостишия – о мыслях, чувствах лирического героя. Он восхищается и прудами, похожими на литые зеркала, и сверкающим ливнем, от которого не прячется, и солнечным лучом Да и вообще все стихотворение наполнено очаровательным светом, особым блеском. Мир Бунина светел даже тогда, когда нет солнца. Автор поэтизирует непреходящую ценность каждого мгновения жизни и в этом видит истинное счастье.

Не менее интересно и стихотворение Н. Заболоцкого «Вечер на Оке». Оно привлекло мое внимание уже самим названием. Я поняла, что речь пойдет именно о красоте русской природы средней полосы России, столь близкой и родной мне, калужанке, чье детство связано с Окой. Особенно люблю я бывать там летними вечерами, ведь вечер – самое интересное время суток, когда природа отдыхает от дневных трудов, когда солнце, опускаясь за горизонт, делает мир особенно загадочным, когда на небе – целая палитра красок

Читайте также:  Анализ стихотворения Призраки Бунина

Во вступительной части стихотворения говорится о том, насколько красив и разнообразен наш пейзаж, вот только красота эта «открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна». Лексический повтор концентрирует внимание читателя на идее произведения: лишь тому природа подарит «подлинную радость» и счастье, кто способен понять её, почувствовать свое духовное родство с ней, став на какой-то момент не просто художником, а творцом: поэтом, скульптором, музыкантом, живописцем

Композиция астрофическая, но я бы выделила четыре смысловые части. За вводным предложением следует второе четверостишие, микротема которого – «утренняя природа». Волшебству, колдовским чарам пока ещё не пришло время: природа обременена «трудом лесов, заботами полей» (образ природы-труженицы создан здесь с помощью олицетворения). Она «смотрит с неохотой» на людей, которые в своих повседневных заботах, не замечают красоты окружающего мира, о чем и говорит эпитет «не очарованных» (не очарованных людей). За день нужно многое сделать, всюду успеть Что ж, это закономерно и неизбежно. Главное, суметь остановиться, отрешиться от всех проблем и забот, дать увлечь себя в мир сказки, снова стать ребенком, которого завораживают чудеса В третьей части (микротема – «преображение природы») речь идет о том, как оживает, возрождается в лучах заката природа. Метафора «обыденности плотная завеса», «грудь реки приникнет к небосводу», «из белых башен облачного мира сойдет огонь», олицетворение «вздохнут леса», сравнения «как будто под руками ювелира», «как бы сквозь прозрачное стекло», эпитеты «влажно и светло», оксюморон «в нежномогне» переносят читателя в особый мир, который имеет власть над тобой, манит и околдовывает В заключительной части автор подводит итог сказанному ранее:

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

Люди могут измениться вместе с миром: гипербола «горит весь мир», эпитеты «прозрачен и духовен», метафора «в живых чертах» показывают, что это уже совсем не та природа, которая была представлена нам в начале стихотворения, да ведь и люди «множество диковин», ликуя, распознают в чертах обновленного мира. Так вот оно, счастье!

Оба стихотворения – это не просто описание красоты природы, а философское размышление о смысле жизни, о счастье, о духовности, о любви.

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Слово»

Анализ философского смысла стихотворения

По смыслу содержания стихотворение Ивана Бунина «Слово» относится к философской лирике гражданско-патриотической направленности. Его тема — значение слова и речи для сохранения культуры высокого духа. Творение поэта делится на две части. Первая раскрывает значение слова в сохранении наследия прошлого. Вторая часть призывает беречь родную речь.

Поверхностный смысл текста автора довольно прост. От уже давно исчезнувших народов и цивилизаций осталось множество артефактов, захоронений и останков. Их культура уникальна и удивительна. Но они не передают нам мыслей и чувств людей, живших сотни и тысячи лет назад. Лишь дошедшие до наших дней легенды и записи в существенной мере доносят до нас то, чем в глубине своей души жили древние люди.

Но особенности используемых формулировок открывают более глубокий смысл произведения Бунина. «Лишь слову жизнь дана». «Дар бессмертный — речь». Эти фразы отсылают внимание читателя к знаменитой библейской цитате: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (От Иоанна, 1:1). Здесь делается акцент на высших духовных ценностях — Боге, смысле жизни, любви, культуре.

Написание слова «Письмена» с заглавной буквы и метафоры «древняя тьма», «мировой погост» дополнительно усиливают связь с Библией. Эти метафоры сравнимы со следующими цитатами.
«Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19).
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5).
Здесь подчёркивается, что отрицательным сторонам материального мира могут быть противопоставлены лишь духовные силы и ценности.

Такие сравнения не случайны. Именно речь, язык, слова, являются квинтэссенцией, или душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры. А сохранение положительного наследия родной культуры является источником гармонии с окружающим миром, с Природой, Богом.

Стихотворение «Слово» Бунин написал в особо трагическое для России время, в 1915 году. «Дни злобы и страданья», — возглашает Иван Алексеевич в своём стихотворении. Разгоралась Первая Мировая война. В России назревали предпосылки анархии и революции. В среде народа росли безверие, злоба, цинизм, прагматизм и жестокость. Именно от этой тьмы пытался предостеречь русский народ великий поэт. Перед лицом бед и испытаний он призывает сохранять традиционные духовные ценности.

Техническая характеристика стихотворения

Стихотворение Бунина «Слово» написано в классическом силлабо-тоническом стиле. В нём строго фиксируется расположение стихов (или стихотворных строк), их размер (то есть сочетание количества слогов и порядка ритмических ударений), а также порядок и тип рифмы.

Произведение имеет две строфы. Строфа — это отрывок стихотворения, законченный по своему логическому значению, по типу и расположению стихов и рифмы. Каждая строфа стихотворения «Слово» представлена четырьмя стихами. Это четвертная строфа (или четверостишие, катрен). Рифмовка (последовательность рифм в строфе) здесь — перекрёстная (или попеременная). То есть рифма идёт через одну строку.

Размер стиха определяется количеством слогов и порядком ритмических ударений. Речь идёт не о простых ударениях в словах, а о порядке расположения «сильных слогов», которые задают ритм выразительного чтения. Рассматриваемое произведение написано посредством чередования пятистопного и трёхстопного ямба. Понятие «ямб» говорит о падении ритмического ударения на каждый второй слог. Сколько в стихе ритмически ударных (или сильных) слогов, столько в нём стоп. В данном стихотворении в первой, третьей, пятой и седьмой строках имеется по одиннадцать слогов и по пять стоп. А в каждой второй строке присутствует шесть слогов, три стопы.

В этом произведении Иван Алексеевич использует точные и неточные рифмы. Но при этом вторые очень близки к точным. Чем больше количество и степень сходства похожих звуков, тем более точной считается рифма. В стихотворении Бунина «Слово» рифма между нечётными строками — «женская». Это значит, что в рифмующихся словах ритмическое ударение падает на предпоследний слог. А в каждой чётной строке рифма здесь — «мужская». То есть ударение идёт на последний слог.

273,Анализ стихотворения Бунина И, а, вечер

В литературном мире Иван Алексеевич Бунин известен своими невероятно лирическими поэтическими работами, характерными для раннего периода его творчества. Одним из таких примеров является стих «Помню – долгий зимний вечер», написанный поэтом в возрасте 17 лет. Предлагаем краткий анализ «Помню – долгий зимний вечер» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе в 5 классе.

Иван Бунин — Вечер: Стих

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Список стихотворений:

Иван Бунин — Вечер

Иван Бунин — Розы

Иван Бунин — Первый снег

Иван Бунин — Матери

Иван Бунин — Осень

Иван Бунин — Родине

Иван Бунин — Поэт

Иван Бунин — Последний шмель

Иван Бунин — Полевые цветы

Иван Бунин — Одиночество

Иван Бунин — Не видно птиц

Иван Бунин — Ночь

Иван Бунин — На пруде

Иван Бунин — Листопад

Иван Бунин — Крещенская ночь

Иван Бунин — За рекой луга зазеленели

Иван Бунин — Детство

Иван Бунин — Деревенский нищий

Иван Бунин — Высоко полный месяц стоит

Иван Бунин — Слово

Иван Бунин — Собака

Анализ стихотворений Бунина: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Анализ стихотворения Вечер Бунина

Иван Бунин, бесспорно, является одним из гениальнейших поэтов — пейзажистов. Удивительно чувственными и наполненными с точки зрения смыслов становились все его произведения. Не исключением из них является и данное стихотворение. Данный текст написан в 1909г. и являет собой пример пейзажно-философской лирики поэта. Темой данного стихотворения является счастье. Основная же идея заключена в том, что счастье доступно лишь тем, кто способен его разглядеть, и казалось б простых вещах.

Условно стихотворение можно разделить на четыре части, в каждой из которых лирический герой постепенно находит ответ на заданный себе же вопрос: « В чем заключено счастье?».

Лирический герой предстает перед нами в условиях деревенского пейзажа. Звуки и запахи сельской жизни врываются в распахнутое окно и, отвлекая героя от бумажной работы, погружают в философские размышления. В первой части текста как раз и возникает сам вопрос о счастье. И тут же поэт предполагает в чем оно может быть. В красоте сада или в сладкой чистоте вечернего воздуха. Во второй части наш мыслитель приходит к выводу, что не смотря на наши познания, мы ничего не замечаем и не знаем на самом деле. Бесспорно, здесь Бунин говорит о незнании нами простых истин, которые открываются далее по тексту. В открытое окно, которое олицетворяет целый необъятный мир, который доступен каждому из нас, вдруг влетает птичка и словно будит лирического героя от сна, призывает его своим писком присмотреться лучше к окружающей его реальности.

Читайте также:  Анализ стихотворения Летняя ночь Бунина

И словно избавившись от пелены жизненных хлопот, рабочей суеты, перед глазами героя открывается прекрасный небосвод, чистый от облаков. До него доносится еле различимый звук молотилки. Лирический герой видит, ощущает, осязает этот мир во всей его неповторимой прелести и понимает, что вот она истина, в которой и сокрыто счастье. В том, чтобы наслаждаться каждым прожитым днем, уметь ловить подобные сказочные моменты, чувствовать их, не забывать обо всем этом среди житейской суеты. Лирического героя переполняет чувство счастья, он говорит : «Все во мне!», словно он сумел вместить в себя все мироздание. А ведь так и есть, кто, как не поэт, человек духовно высокоорганизованный способен распознать голоса этого мира, а после передать нам – обывателям, через свое творчество.

Вариант №3

Стихотворение И. А. Бунина «Вечер» увидело свет в 1909 году. Написано оно в жанре пейзажно-философская лирика. Это направление стало визитной карточкой автора. Его произведения всегда отражают чувства, испытываемые поэтом в момент написания.

Лирический герой «Вечера», как и сам И. А. Бунин очень устал и страдает от одиночества. Ему некому рассказать о своих чувствах, и свои переживания он может выразить только на белом листе бумаги.

Он погружен в размышления о счастье. В первых строчках герой размышляет о поисках счастья в глобальном смысле, при этом он говорит о том, что счастье заключено в красоте окружающего мира. Однако увидеть эту красоту может далеко не каждый. Погруженные в проблемы, люди не наблюдают за окружающим миром, отчего счастье им кажется мимолетным и недостижимым. Но автор никого в этом не упрекает, отмечая, что из-за работы, он не всегда может насладиться окружающей природой. Это подчеркивается при помощи противопоставления «О счастье всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду».

В последней строфе герой приходит к осознанию, что счастье скрыто в душе каждого из нас, и, чтобы найти его, не надо суетливо скитаться по миру. Достаточно лишь заглянуть в себя. Каждый прожитый момент является даром свыше, поэтому нужно просто наслаждаться жизнью.

Стихотворение включает в себя четыре строфы. Интересным является то, что первые строфы – четверостишья, а последние состоят лишь из трех строк. Автор использует пятистопный ямб с пиррихием и перекрестную рифмовку с чередованием мужской и женской рифм, характерную для большинства его стихов.

Несмотря на простоту речи, стихотворение наполнено множеством выразительных средств. Это эпитеты («бездонное небо», «усталый взгляд»,), метафоры («воздух, льющийся в окно»), сравнения. Беспокойность мыслей лирического героя подчеркивается чередованием инверсий с прямым порядком слов. С этой же целью автор задействует как длинные, так и короткие строки.

Кратко по плану

История создания

Иван Алексеевич с детства был увлечен поэзией, и с ранних лет увлеченно писал стихи. Уже к семнадцати годам одаренный юноша публиковал свои произведения в журналах, получая одобрение литературных критиков. Первые серьезные успехи настолько вдохновили молодого поэта, что он не сомневался, какой путь в жизни ему выбрать.

Повзрослев, Иван Алексеевич стал более сдержанным в проявлении чувств, однако ранний период его творчества завораживает удивительной лиричностью и сентиментальностью произведений.

Именно к таким произведениям относится и стих «Помню – долгий зимний вечер», написанный в 1887 году. Удивительно, что семнадцатилетний юноша коснулся темы детства. Возможно, толчком к написанию стихотворения стало душевное состояние автора, при котором вновь хочется почувствовать себя маленьким ребенком, надежно защищенным от житейских бурь материнской любовью.

Лингвистический анализ стихотворения И.А. Бунина «Оттепель»

Лингвистический анализ стихотворения И.А.Бунина «Оттепель».

Текст стихотворения Бунина Ивана Алексеевича «Оттепель».

Ещё и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Она повсюду разлита,-

В лазури неба, в птичьем пеньи,

В снегах и вешнем дуновеньи,-

Она везде, где красота,

И, упиваясь красотой,

Лишь в ней дыша полней и шире,

Я знаю,- всё живое в мире

Живёт в одной любви со мной.

Тема стихотворения И.А.Бунина отражена в его заглавии: оно об оттепели, о приближающейся весне. Это лирическое стихотворение, потому что автор не просто рисует картину, а выражает мысли и чувства, навеянные ею. В стихотворении отчётливо выделяются две части, гармонично уравновешивающие друг друга. В первых трех строфах изображается картина оттепели. Попробуем выявить основные детали этого пейзажа.

… Февраль. Холодный сырой воздух. Сад, над которым простёрлось ясное небо. Тает снег, в лужах – голубой отблеск. Деревья, кусты у балкона. Вместе с лирическим героем мы любуемся тонкой игрой света, наслаждаемся, слушая, «как снегири в кустах звенят». Как же удается поэту нарисовать эту простую, но полную прелести картину пробуждающейся природы?

Прежде всего – благодаря точному подбору слов. И.А.Бунин использует слова с конкретным лексическим содержанием, что особенно заметно на примере имен существительных, тем самым создается впечатление реальности происходящего. Краски февральской оттепели неяркие, робкие, поэтому прилагательных со значением цвета немного ( голубой, прозрачно-бледный). Сложное прилагательное необычно: оно передаёт тончайший, едва уловимый оттенок. Ощущение света, прозрачности усиливает эпитет «ясный взгляд» (имя прилагательное употребляется в третьем, переносном, значении: «спокойный, ничем не омрачённый»).

Основную нагрузку в этой части стихотворения несут метафоры и олицетворения ( смотрит небо, молодеет мир, ложится отблеск, слезится снег, сквозят деревья – « слегка замечаются», звенят снегири). Благодаря им, природа оживает, и мы понимаем, что лирический герой не созерцает картину оттепели, а любуется до упоения её неброской красотой.

Сквозным в этом стихотворении является образ неба, которое не только несёт на землю весну, обновление, но и олицетворяет вечность, непостижимую и таинственную. Нельзя не обратить внимание на образ «лоно небосклона» (слово лоно употреблено в переносном значении, в данном случае совмещает два толкования: устар. и высок. «то, что является приютом, убежищем» и трад.-поэт. «поверхность»). Сочетание сонорных согласных /л/ и /н/ создаёт сложное ощущение плавности, обволакивающей душу нежности и высокого, чистого звона. Так с образом неба в тему земного мира входит тема вечности, бытия.

Раскрытию авторского замысла способствует и синтаксис стихотворения. Первая строфа его представляет собой сложносочиненное предложение, состоящее из трёх частей, связанных противительным союзом НО и соединительным союзом И. если союз НО подчёркивает контраст (холод, сырость – ясный взгляд),который ещё более усиливается наречиями со значением времени ( ещё –уже ), то союз И вносит значение следствия: и молодеет божий мир. Вторая строфа – сложносочинённое предложение, части которого связаны противительным союзом А. Антитеза ( прозрачно-бледный – голубой, весна – стужа ) обнажает скрытый драматизм этой картины, движение во времени и пространстве. Картина оттепели приобретает законченный вид в третьей строфе, представляющей собой сложное предложение, состоящее из двух сложноподчинённых с придаточными изъяснительными. Эти сложноподчинённые предложения связаны соединительным союзом И, указывающим на одновременность действия ( сквозят деревья, снегири в кустах звенят) и состояний, переживаемых лирическим героем ( не налюбуюсь, сладко слушать ).

В этой строфе завершается тема оттепели и заявляет о себе тема духовного единения человека с миром природы.

Лирическая взволнованность передаётся с помощью отрицания ( не налюбуюсь ), эпитета сладко (в значении «необыкновенно приятно») и такой стилистической фигуры, как инверсия. Благодаря которой резко выделяются наречия со значением времени ( ещё, уже ) и глаголы ( смотрит, молодеет, слезится, ложится, сквозят ), оживляющие эту картину.

Таким образом, благодаря точному подбору слов, изобразительно-выразительных средств, синтаксических конструкций, стилистических фигур поэт создаёт лаконичный, но яркий образ – картину февральской оттепели, зарождающейся весны, в красках которой он увидел красоту земного мира, в звуках – услышал музыку мироздания, ощутил себя частицей этих миров.

Во второй части стихотворения раскрываются мысли и чувства лирического героя, которые не могут не поразить философской глубиной и гармонией. Четвёртая строфа начинается с резкого, взволнованного отрицания нет , усиленного дважды повторяющейся частицей не ( не пейзаж, не краски ) и параллельным построением предложений ( не пейзаж влечёт меня, не краски жадный взор подметит ). Понять это отрицание помогает противопоставление, выраженное союзом А. Оно открывает истину, глубинную сущность красоты божьего мира, освещённого любовью Творца и человека.

Заметно изменяется лексика: автор использует отвлечённые имена существительные ( красота, любовь, радость, бытие ), которые в этой части стихотворения являются ключевыми. Не случайно их ряд начинается и завершается словом любовь : с точки зрения Бунина, любовь – основа человеческой души, смысл жизни, бытия.

С помощью наречий со значением места ( повсюду, везде ), ряда однородных обстоятельств места ( в лазури неба, в птичьем пеньи, в снегах и вешнем дуновеньи ), метафоры разлита (слово употреблено в переносном значении: «распространить во все стороны, по всему пространству») создаётся образ мира, огромного, многообразного, бесконечного, возникает ощущение гармонии, полноты жизни.

В пятой строфе обретает законченность образ неба как воплощение вечной красоты. Он раскрывается с помощью метафоры лазурь неба (устар., высок.; лазурь обозначает «светло-синий цвет, синева»).

Метафоры светит любовь, разлита, упиваясь красотой (слово книжн., употреблено в переносном значении – «наслаждаться до упоения»), яркий эпитет жадный (взор) («неудержимый в стремлении удовлетворить желания») передают душевное состояние героя.

Шестая строфа завершает размышления лирического героя, поэтому не случайно начинается присоединительным союзом И. Утверждение красоты, любви, гармонического единства с миром выражают два ряда ключевых слов ( божий мир – пейзаж – бытие – мир; любовь – радость – бытие – красота – любовь ), слившихся для лирического героя в понятия «мир» и «любовь».

Ссылка на основную публикацию