Анализ стихотворения Настанет день исчезну я Бунина

Анализ стихотворения “Настанет день – исчезну я.”

Настанет день – исчезну я
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
ВОСПРИЯТИЕ:
Это стихотворение можно рассматривать как минимум с двух точек зрения:
Во-первых, можно сказать, что лирический герой грустит о том, что его скоро не станет,
А мир будет все также

Ольга Мещерская – характеристика литературного героя ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ – героиня рассказа И. А.Бунина “Легкое дыхание” (1916). Рассказ основан на материале газетной хроники: офицер застрелил гимназистку. В этом достаточно нерядовом происшествии Бунин уловил образ абсолютно естественной и.

Единство цикла рассказов “Темные аллеи” Книгу “Темные аллеи” принято называть “энциклопедией любви”. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих во всем многообразии проявлений. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие.

Тема любви в произведениях Бунина Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества.

Главная особенность произведений Ивана Алексеевича Бунина Ван Алексеевич Бунин тонкий лирик, способный передать любые оттенки душевного состояния. Почти все произведения его посвящены любви. Цикл Темные аллеи является как бы альбомом, в котором собраны скорее не рассказы.

“Любовь должна быть трагедией” по произведениям И. А. Бунина (“Грамматика любви”, “Солнечный удар”) Человеческое общество изменяется вместе с ходом истории. Под шорох календарных страниц происходят смены политического и социального строя, научные и технические революции, непрерывно развивается общество и человек. Однако существуют в мире.

Литературный отзыв по рассказу И. А. Бунина “Чистый понедельник” Иван Алексеевич Бунин – замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, а также стал первым в России Нобелевским лауреатом. Все рассказы, написанные с.

Анализ прозы и поэтики Ив. Бунина В. Брюсов, оценив раннюю пейзажную лирику Ив. Бунина, обронил несправедливое: “Совсем слабы все стихи, где Бунин порой хочет морализовать или, еще того хуже, философствовать”. И по сей день этот период.

И. Бунин. Тема любви В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, если можно так сказать, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих.

Смысл названия рассказа “Антоновские яблоки” Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский писатель, прославившийся и как писатель-прозаик, и как поэт, входивший в прекрасную плеяду поэтов “серебряного века”. Становление Бунина-прозаика на рубеже ХХ-ХХ веков проявлялось в расширении.

Анализ текстов: стихотворение “Вечер” и рассказ “Книга” Эти два текста И. А.Бунина очень близки между собой по теме, настроению и объединены общей мыслью о счастье, которое всегда рядом с нами, но которого мы, к сожалению, не замечаем.

Образ России в творчестве И. А. Бунина Образ России – один из центральных в прозаическом и поэтическом творчестве И. А. Бунина. Он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Эта.

Человек и окружающий его мир в рассказах Бунина “Деревня” и “Господин из Сан-Франциско” Иван Алексеевич Бунин, прекрасный писатель, последний русский классик, представитель уходящей дворянской культуры, в своих произведениях запечатлел жизнь России конца XIX – начала XX века. Бунину были особенно дороги те черты.

И старинная мечтательная жизнь встанет пе-ред тобою Обратимся к “Чистому понедельнику”, написанному 12 мая 1944 года, когда Иван Алексеевич Бунин находился в эмиграции. Именно там, за границей, уже в преклонном возрасте, он создал цикл “Темные аллеи”, куда.

Роль символики в произведениях И. А. Бунина Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. В детстве учился в гимназии, занимался живописью, но по обстоятельствам закончил всего четыре Класса. Позже великие писатели, чьим младшим современником.

Состоятельна ли человеческая претензия на господство? В своем рассказе “Господин.” И. А.Бунин критикует буржуазную действительность. Все потому, что у богатых людей нет определенной цели, к которой они стремятся, кроме как к обогащению. Роскошь – вот в.

МОТИВЫ ИСКУССТВЕННОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ И ЖИВОЙ ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО” Огонь, качаемый волной В просторе темном океана. Что мне до звездного тумана, До млечной бездны надо мной! И. А. Бунин Иван Алексеевич Бунин был страстно влюблен в жизнь, в многообразие.

Особенность творчества Бунина Бунинское же образное слово порой будто не знает над собой управляющего начала, свободно заявляя о своем художественном первородстве. Перечитайте, например, описание Капри в момент прибытия туда семьи американца и оцените.

Художественное своеобразие поэзии И. А. Бунина В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе.

“Жизнь Арсеньева” Я с захватом прочитала роман И. О. Бунина “Жизнь Арсеньева”, книгу, которую писатель создавал одиннадцать лет, я воспринимала как живой организм. Действительно, Бунин оставил следует на земле, так как жанр.

Судьба господина из Сан-Франциско В основе сюжета рассказа И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” – судьба главного героя – “господина из Сан-Франциско “. Он отправляется в путешествие в Старый Свет и неожиданно умирает на.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения “Настанет день – исчезну я.”

Урок литературы в 11-м классе “Анализ стихотворения И. А Бунина «Настанет день – исчезну я…»

Урок литературы в 11-м классе “Анализ стихотворения И. А Бунина «Настанет день – исчезну я…» Цели: совершенствование навыков анализа поэтического текста в аспекте его жанрового своеобразия; развитие навыков творческой работы в группах.

Настанет день – исчезну я,

А в этой комнате пустой

Все то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку –

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно,

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

10 августа 1916

Ход урока:

– Сегодня нам предстоит сделать анализ стихотворения Бунина «Настанет день – исчезну я» (10 августа 1917 г. ). Работа будет идти по двум направлениям: большая часть класса примет участие в устном анализе, четверо учеников, предпочитающих делиться мыслями в письменной форме, выполнят творческую работу на основе услышанного и выявленного самими на тему «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Бунина «Настанет день – исчезну я».

Понять стихотворение вам поможет небольшое сообщение.

II. Сообщение подготовленного ученика на тему «Тютчевские традиции в поэзии Бунина».

Если на рубеже веков для бунинской поэзии была наиболее характерна пейзажная лирика в ясных традициях Фета и А. К. Толстого, то в пору первой русской революции и последующих лет Бунин все больше обращается к лирике философской, продолжающей тютчевскую проблематику. Философская лирика теснит пейзажную, проникает в нее и преображает. Непременной принадлежность бунинских пейзажей становятся кладбища, погосты, могилы, напоминающие об исчезновении древнего рода и неизбежности собственной смерти. Поэт стремится заглянуть в пределы человеческой очевидности, переступить черту, которая сторожит «незрячий взор смерти». Ее карающая десница не щадит никого, ее загадка мучит воображение поэта.

Выход из пессимизма, по Бунину, – в слиянии с природой, в возвращении к ней и обновлении жизни. Ощущение всеобщности жизни, ее вечного круговорота «в мириадах незримых существ» продолжает в стихах Бунина 1910-х годов космическую, тютчевскую традицию. Земная жизнь, бытие природы и человека воспринимаются поэтом как часть великой мистерии, грандиозного действа, развертывающегося в просторах вселенной.

III. Анализ стихотворения (после выразительного чтения подготовленного ученика)

– К разряду какой лирики отнесете это стихотворение? Аргументируйте. (Философской, т. к. в нем поднимаются проблемы бытия, раскрывается тема смерти. )

– Определите жанр стихотворения. (Это элегия, т. к. стихотворение проникнуто грустными размышлениями о скоротечности жизни. )

– Как заявлена Буниным тема смерти? (Категорично первой строкой «настанет день – исчезну я», а также ключевыми словами «пустой» и «пустынный». )

– Какое место эти слова занимают в композиции стихотворения и что это дает? (Одно находится в начале стихотворения («пустой»), другое – в конце («пустынный»), т. е. обрамляют его, образуя кольцо, что усиливает мысль о неотвратимости, неминуемости конца. )

– Какие еще слова «привязывают» к себе паронимы «пустой» и «пустынный» на уровне фоники? («Настанет», «стол», «простор», «простой»; повторение неблагозвучных согласных «ст» подчеркивает драматизм переживаний лирического героя. )

– Можно ли утверждать, что пессимистическое настроение в стихотворении является доминирующим? (Нет, автор переосмысливает тему смерти, подводя к мысли о продолжении жизни и после ухода лирического героя. )

– Как эта мысль выражается? (Вторым рядом ключевых слов, лексическим повтором слова «будет». )

– Какие выразительные средства языка «работают» на создание оптимистического настроения? (Цветовые эпитеты: «цветная» (бабочка), «голубой» (потолок); метафоры: «бабочка в шелку», «неба дно»; анафора «и так же будет…» – все они говорят о вечном круговороте жизни, бесконечности мироздания. )

– Обратите внимание на синтаксис стихотворения. Почему именно такие синтаксические конструкции использовал автор? (Стихотворение состоит из двух сложных и одного простого осложненного предложения. Выбор объясняется тем, что оно содержит серьезные, философские размышления о вопросах бытия. )

– Определите размер стихотворения. Почему именно его выбрал Бунин? (Четырехстопный ямб дал возможность Бунину поразмышлять по поводу волнующих всех проблем жизни и смерти откровенно и ясно. )

– Какое воплощение в стихотворении нашли тютчевские традиции? (Лирический герой Бунина, созерцая природу, растворяется в ней, убеждается в ее незыблемости и обретает душевный покой. )

– Выразите свои впечатления о стихотворении.

IV. Выступление творческой группы с результатами коллективного анализа.

Стихотворение И. А. Бунина «Настанет день – исчезну я» принадлежит к разряду философской лирики. Оно раскрывает тему смерти, о чем совершенно категорично заявлено в первой строке.

В стихотворении два ряда ключевых слов. Первый ряд, подтверждающий тему, представлен паронимами «пустой» и «пустынный». Находясь в начале («пустой») и в конце («пустынный») стихотворения, они обрамляют его, создают своеобразное кольцо, выражая мысль о неотвратимости, неминуемости «ухода», что вызывает элегическую грусть.

Эта мысль усиливается и на уровне фоники. Сочетание неблагозвучных согласных «ст» (явление параномасии), четырежды повторяющихся в первой строфе («настанет», «пустой», «стол», «простой») и дважды в последней («простор», «пустынный»), подчеркивает сложность, драматизм переживаний лирического героя, связанных с сознанием неизбежности конца.

И тем не менее пессимистическое настроение здесь не является доминирующим. Автор философски переосмысливает тему смерти, выражая идею продолжения жизни и после его ухода. Эта мысль подтверждается вторым, более значимым рядом ключевых слов – повтором слова «будет». Вынесенное в центр трех строк, оно настойчиво заявляет о незыблемости мира, его полноте и красоте. Превалирование глаголов будущего времени, причем будущего сложного «будет залетать, порхать, шуршать и трепетать» [бабочка], «будет смотреть» [небо], «будет манить» [море], окончательно проясняет идею гармонии мира, вечного круговорота жизни.

Оптимистична и цветовая гамма стихотворения: «цветная» [бабочка] – символ красоты жизни, «голубой» [потолок], «ровная синева» – символы вечности, бесконечности мироздания.

Фиксирует внимание читателя на важной для автора мысли и анафора «И так же будет…». Повторы соединительного союза и (полисиндетон) не только придают стихотворению особую поэтическую энергию, но и раздвигают рамки пространства от комнаты, опустевшей без лирического героя, до бесконечности.

Все изобразительные средства лексики: эпитеты «древний и простой» (образ), «цветная» (бабочка), «пустынный» (простор) и метафоры «неба дно», «бабочка в шелку» создают образ мира, который так любим лирическим героем и который ему так трудно покинуть.

Синтаксис стихотворения представлен двумя сложными и одним простым осложненным предложением. И это объяснимо, так как перед нами стихотворение, содержащее сложные философские размышления о вопросах бытия, о скоротечности человеческой жизни.

Эмоциональное напряжение автора подчеркивается намеренным изменением знака во втором предложении: вместо уместной запятой, призванной разделять однородные сказуемые, поставлено тире («залетать – порхать, шуршать и трепетать»), говорящее о переизбытке чувств. Это же подтверждают инверсии: «настанет день», «исчезну я», «образ древний и простой», «простор пустынный».

Читайте также:  Анализ стихотворения На пруде Бунина

Бунин использовал самый распространенный из всех размеров русского стихосложения – четырехстопный ямб. Он дал возможность автору высказаться по поводу сложных, волнующих всех проблем откровенно, ясно и достаточно оптимистично.

1. Михайлов О. Поэзия И. А. Бунина. // И. А. Бунин. Собрание сочинений в 9-ти томах, М. , «Художественная литература», 1982;

2. Иван Бунин: Стихотворения. М. : Проф-Издат, 2011 г.

3. Иван Бунин: Стихотворения. Повести. Рассказы. М. : Дрофа, 2011 г.

Анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день — исчезну я…»

Это стихотворение можно рассматривать как минимум с двух точек зрения:

Во-первых, можно сказать, что лирический герой грустит о том, что его скоро не станет,

а мир будет всё также маняще – прекрасен.

С другой стороны, возможно, здесь высказан некоторый оптимизм в том, что смерть это совсем не конец, не катастрофа, и, что пусть человек и исчезнет, но опять же — лишь он, а много прекрасных вещей и весь Мир будет существовать, такой же вечный и неизменный.

Во-вторых, сам — собой напрашивается и третий вариант: — стихотворение представляет собой сложный синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, атализма и оптимизма, если хотите. Теперь попробуем разобраться во всём по-подробнее.

ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:

1. Идея: Всё движется к концу, но что-то остаётся.

Эмоция: Печаль и надежда.

2. Образы и мотивы:

Образы: Комната, стол, скамья, и образ (икона)

Бабочка, море, небо, простор.

Мотив: Мотив печали – круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив)

Не живая, пустая комната со стулом и т. п. и будет залетать бабочка – живое существо; такая же как залетает сейчас. Т. е всё, что сейчас перед глазами лирического героя всё повторится, всё ему до боли знакомое повторится, даже когда его уже не будет => надежда: Может быть и он, пройдя этот круговорот, повторится тоже?

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

1. Предметный состав:

неба дно стол бабочка

простор образ (икона)

Какие получились группы слов:

Первый столбец – описание природы.

Здесь особенно бросается в глаза словосочетание «неба дно» — этакая метафора ещё раз дающая понять, что всё конечно. ( по крайней мере она создаёт такой намёк ) И слово Море как противоположность, антитеза, противопоставление: НЕБО — МОРЕ — две стихии вроде похожие и в то же время абсолютно разные, стоит ли говорить, что море тоже имеет дно… далее после существительных море и небо идёт ещё такое существительное как ПРОСТОР – ещё одно объединяющее звено в абсолютно разных, повторюсь, стихиях. И опять же на этом противопоставлении, небо – море, невольно возникает уже знакомая ассоциация Жизнь – Смерть – лейтмотив всего стихотворения.

Второй столбец – самый большой, — от экстерьера мы переходим к интерьеру ( в самом стихотворении наоборот) к окружающей бытовой, урбанистической обстановке.

Это совершенно обычные вещи: Комната, стол, скамья, икона, потолок и… ОКНО — своеобразная связка, градация – начинающаяся с общего – комната – и переходящая постепенно через другие предметы интерьера к окну – через которое мы и переносимся в этот простор о коем говорилось выше, — простор моря и неба.

И, наконец, третий столбец – самый маленький, состоящий всего из двух слов, но самый, на мой взгляд, интересный и ёмкий. Эти два слова – местоимение «Я» и существительное «БАБОЧКА».

Всего два живых существа в окружении природы неживой. Эти слова, вычлененные из текста, кричат, говорят сами за себя составляя всю основу стиха – Я БАБОЧКА – и снова мы возвращаемся к Буддистским мотивам в творчестве Бунина, снова этот круговорот жизни и смерти:

… Всё так же залетает бабочка и после смерти того кто её видит сейчас, может уже не та, но такая же и так же. И снова приходит на ум идея возрождения – реинкарнации.

Это сравнение невидимое в тексте Я – БАБОЧКА так или иначе присутствует в стихотворении очень ярко определяя его основную мысль. (Кстати, такое сравнение очень часто встречается в трудах одного из основателей Даосизма).

2. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:

Древний и простой (образ)

Все прилагательные тематически представляют собой практически одно и то же.

Пустая комната – говорит о том, что человек уже исчез => лёгкая грусть.

Образ древний и простой – простые вещи – бабочка и икона существуют дольше,

Первая бесконечно возрождаясь, вторая просто в силу своей механической особенности и неприкосновенности (это я об иконе).

Голубой потолок под которым порхает бабочка – прямая аналогия с цветом неба – этакий мир в мире, вселенная во вселенной, личное небо, собственный внутренний мир. Далее «ровная синева» – на сей раз Моря. Ровная – значит в тихую погоду. От этой картины так и веет покоем и умиротворённостью. И вновь, не побоюсь повториться, возникает эта тема – покоя т. е смерти, и умиротворённости т. е надежды и озрождения.

И, наконец, «пустынный простор» — ещё одна тема данного стихотворения – тема одиночества. Недаром в стихотворении так много уделено места описанию интерьера и бытовой обстановки, а живых существ всего два, да и то соединённых с одной стороны во едино – Я БАБОЧКА – а с другой разделённых т. к исчезну я … а всё то же будет, когда лирический герой исчезнет.

3. Действия и состояния в художественном мире произведения:

Настанет день – исчезну я (противопоставление) снова отсылка к лейтмотиву стихотворения.

Всё то же будет: будет залетать (бабочка)

Бабочка описывается как любое другое живое существо и в то же время со всеми действиями присущими человеку:

Порхать – жить, веселиться, гулять, радоваться жизни.

Трепетать – переживать, любить, страдать.

Шуршать – работать, заниматься чем – либо, писать, в конце – концов!

Другими словами, в образе бабочки представлена нескончаемая череда жизненного цикла, рождения новых людей которые будут жить, и работать после.

Это что касается внешнего мира лирического героя. После чего следует переход к внутреннему.

Тому, что испытал и испытывает лирический герой в данный момент: Небо смотрит в окно, а простор моря манит его к себе.

Таков вырисовывающийся перед нами Художественный мир стихотворения Бунина.

Чтобы он приобрёл окончательный вид. Нужно посмотреть в заключении на три самые общие его характеристики: Как выражено в нём пространство, время и точка авторского (и читательского) зрения.

Точка авторского зрения уже достаточна ясна из всего сказанного, — она субъективна, мир представлен не внешне, а внутренне пережитым – «интериоризированным».

Это вообще характерно для творчества Бунина. Для примера можно взять любое его стихотворение. Да и вообще его творчество связано с импрессионизмом – описанием мимолётных чувств, идей в чистом виде, — без анализа этих чувств.

Пространство и время:

Пространство здесь выражено слабее, чем время, не смотря на явное преобладание описаний, а время включено в понятие будущего, того, что случится, всего этого движения и круговорота жизни – а это и есть главная тема стихотворения.

Тем не менее, пространство представлено весьма и весьма ярко: это и описание комнаты и всего что в ней, затем выход через окно на описание неба и воды (описание представлено сверху вниз) и пустынного простора. (описание пространства в ширину)

Время представлено с нарастающей подробностью. В первой строке противопоставлены друг другу прошлое (или настоящее) и будущее, а в последующих катренах будущее время всё развивается обрастая всё новыми подробностями, деталями и планами.

Таким образом будущее представлено в каждой строфе, как сквозная тема печали и надежды лирического героя.

Лексика: Неба дно – метафора создающая определенное впечатление конечности всего, даже неба и в то же время намёк на его бездонность.

Синтаксис: Ровная синева

Простор пустынный — эпитеты создающие общее впечатление монументальности и спокойствия.

1.Явления стиха: 4х стопный ямб

с перекрёстной рифмовкой в первых двух и параллельной в

Бунин Анализ стихотворения
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Интерпретация стихотворения Бунина “Настанет день – исчезну я. “

Скачать:

ВложениеРазмер
interpretatsiya_stikhotvoreniya_bunina.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 11 классе

Интерпретация стихотворения И. А Бунина «Настанет день – исчезну я…»

Пробудить интерес учащихся к поэтическому творчеству Бунина;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся; дать им возможность осознать процесс познания через интерпретацию лирического произведения.

  • Актуализация знаний по теме занятия;
  • совершенствование навыков анализа поэтического текста в аспекте его жанрового
  • закрепление и обобщение полученных знаний в ходе решения проблемы

путём индивидуального анализа жизненного опыта ученика и

психологических аргументов в ходе дискуссии.

  • умение высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать

свою точку зрения;

  • формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;
  • развитие навыков творческой работы в группах;
  • развитие личности ученика, его мировоззрения;
  • Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
  • Воспитание уважения к творческому наследию И.А.Бунина;
  • Формирование нравственных ценностей в ходе изучения поэтических произведений;
  • воспитание вежливости, внимательности, уважения к людям.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися, проблемный

вопрос, анализ стихотворения, устное рисование,

повторение литературоведческих терминов и тропов,

работа с учебником, авторское исполнение

Наглядность: портрет И.А.Бунина, фотографии, медиапроектор для показа

слайдов, рисунки детей, иллюстрации, альбом «И.А.Бунин»,

томики стихов поэта, ноутбук, книги для работы по теме.

  1. Михайлов О. Поэзия И.А. Бунина. // И.А. Бунин. Собрание

сочинений в 9-ти томах, М., «Художественная литература»,

  1. Иван Бунин: Стихотворения. М.: Проф-Издат, 2011 г.
  2. Иван Бунин: Стихотворения. Повести. Рассказы. М.: Дрофа,

I. Вступительное слово учителя

– Сегодня нам предстоит сделать анализ стихотворения Бунина «Настанет день – исчезну я» (10 августа 1917 г.). Работа будет идти по двум направлениям: большая часть класса примет участие в устном анализе, четверо учеников, предпочитающих делиться мыслями в письменной форме, выполнят творческую работу на основе услышанного и выявленного самими на тему «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Бунина «Настанет день – исчезну я».

Понять стихотворение вам поможет небольшое сообщение.

II. Сообщение подготовленного ученика на тему «Тютчевские традиции в поэзии Бунина».

Если на рубеже веков для бунинской поэзии была наиболее характерна пейзажная лирика в ясных традициях Фета и А.К.Толстого, то в пору первой русской революции и последующих лет Бунин все больше обращается к лирике философской, продолжающей тютчевскую проблематику. Философская лирика теснит пейзажную, проникает в нее и преображает. Непременной принадлежность бунинских пейзажей становятся кладбища, погосты, могилы, напоминающие об исчезновении древнего рода и неизбежности собственной смерти. Поэт стремится заглянуть в пределы человеческой очевидности, переступить черту, которая сторожит «незрячий взор смерти». Ее карающая десница не щадит никого, ее загадка мучит воображение поэта.

Выход из пессимизма, по Бунину, – в слиянии с природой, в возвращении к ней и обновлении жизни. Ощущение всеобщности жизни, ее вечного круговорота «в мириадах незримых существ» продолжает в стихах Бунина 1910-х годов космическую, тютчевскую традицию. Земная жизнь, бытие природы и человека воспринимаются поэтом как часть великой мистерии, грандиозного действа, развертывающегося в просторах вселенной.

III. Чтение стихотворения учителем.

Настанет день – исчезну я,

А в этой комнате пустой

Все то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку –

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно,

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

(10 августа 1916)

– Устное рисование стихотворения( рассказы учащихся по желанию).

IV. Анализ стихотворения.

– К разряду какой лирики отнесете это стихотворение? Аргументируйте. (Философской, т.к. в нем поднимаются проблемы бытия, раскрывается тема смерти.)

– Определите жанр стихотворения. (Это элегия, т.к. стихотворение проникнуто грустными размышлениями о скоротечности жизни.)

– Как заявлена Буниным тема смерти? (Категорично первой строкой «настанет день – исчезну я», а также ключевыми словами «пустой» и «пустынный».)

– Какое место эти слова занимают в композиции стихотворения и что это дает? (Одно находится в начале стихотворения («пустой»), другое – в конце («пустынный»), т.е. обрамляют его, образуя кольцо, что усиливает мысль о неотвратимости, неминуемости конца.)

– Какие еще слова «привязывают» к себе паронимы «пустой» и «пустынный» на уровне фоники? («На ст анет», « ст ол», «про ст ор», «про ст ой»; повторение неблагозвучных согласных « ст » подчеркивает драматизм переживаний лирического героя.)

– Можно ли утверждать, что пессимистическое настроение в стихотворении является доминирующим? (Нет, автор переосмысливает тему смерти, подводя к мысли о продолжении жизни и после ухода лирического героя.)

– Как эта мысль выражается? (Вторым рядом ключевых слов, лексическим повтором слова «будет».)

– Какие выразительные средства языка «работают» на создание оптимистического настроения? (Цветовые эпитеты: «цветная» (бабочка), «голубой» (потолок); метафоры: «бабочка в шелку», «неба дно»; анафора «и так же будет…» – все они говорят о вечном круговороте жизни, бесконечности мироздания.)

– Обратите внимание на синтаксис стихотворения. Почему именно такие синтаксические конструкции использовал автор?

(Стихотворение состоит из двух сложных и одного простого осложненного предложения.

Выбор объясняется тем, что оно содержит серьезные, философские размышления о вопросах бытия.)

– Определите размер стихотворения. Почему именно его выбрал Бунин? (Четырехстопный ямб дал возможность Бунину поразмышлять по поводу волнующих всех проблем жизни и смерти откровенно и ясно.)

– Какое воплощение в стихотворении нашли тютчевские традиции? (Лирический герой Бунина, созерцая природу, растворяется в ней, убеждается в ее незыблемости и обретает душевный покой.) – Выразите свои впечатления о стихотворении.

IV. Выступление творческой группы с результатами коллективного анализа

Стихотворение И.А.Бунина «Настанет день – исчезну я» принадлежит к разряду философской лирики. Оно раскрывает тему смерти, о чем совершенно категорично заявлено в первой строке.

В стихотворении два ряда ключевых слов. Первый ряд, подтверждающий тему, представлен паронимами «пустой» и «пустынный». Находясь в начале («пустой») и в конце («пустынный») стихотворения, они обрамляют его, создают своеобразное кольцо, выражая мысль о неотвратимости, неминуемости «ухода», что вызывает элегическую грусть.

Эта мысль усиливается и на уровне фоники. Сочетание неблагозвучных согласных «ст» (явление параномасии), четырежды повторяющихся в первой строфе («на ст анет», «пу ст ой», « ст ол», «про ст ой») и дважды в последней («про ст ор», «пу ст ынный»), подчеркивает сложность, драматизм переживаний лирического героя, связанных с сознанием неизбежности конца.

И тем не менее пессимистическое настроение здесь не является доминирующим. Автор философски переосмысливает тему смерти, выражая идею продолжения жизни и после его ухода. Эта мысль подтверждается вторым, более значимым рядом ключевых слов – повтором слова «будет». Вынесенное в центр трех строк, оно настойчиво заявляет о незыблемости мира, его полноте и красоте. Превалирование глаголов будущего времени, причем будущего сложного «будет залетать, порхать, шуршать и трепетать» [бабочка], «будет смотреть» [небо], «будет манить» [море], окончательно проясняет идею гармонии мира, вечного круговорота жизни.

Оптимистична и цветовая гамма стихотворения: «цветная» [бабочка] – символ красоты жизни, «голубой» [потолок], «ровная синева» – символы вечности, бесконечности мироздания.

Фиксирует внимание читателя на важной для автора мысли и анафора «И так же будет…». Повторы соединительного союза и (полисиндетон) не только придают стихотворению особую поэтическую энергию, но и раздвигают рамки пространства от комнаты, опустевшей без лирического героя, до бесконечности.

Все изобразительные средства лексики: эпитеты «древний и простой» (образ), «цветная» (бабочка), «пустынный» (простор) и метафоры «неба дно», «бабочка в шелку» создают образ мира, который так любим лирическим героем и который ему так трудно покинуть.

Синтаксис стихотворения представлен двумя сложными и одним простым осложненным предложением. И это объяснимо, так как перед нами стихотворение, содержащее сложные философские размышления о вопросах бытия, о скоротечности человеческой жизни. Эмоциональное напряжение автора подчеркивается намеренным изменением знака во втором предложении: вместо уместной запятой, призванной разделять однородные сказуемые, поставлено тире («залетать – порхать, шуршать и трепетать»), говорящее о переизбытке чувств.

Это же подтверждают инверсии: «настанет день», «исчезну я», «образ древний и простой», «простор пустынный». Бунин использовал самый распространенный из всех размеров русского стихосложения – четырехстопный ямб. Он дал возможность автору высказаться по поводу сложных, волнующих всех проблем откровенно, ясно и достаточно оптимистично.

V. Интерпретация стихотворения И.А.Бунина «Настанет день – исчезну я…» (автор – учитель литературы Дроздова Н.А.):

Жил великий прекрасный поэт на земле,

Иван Алексеевич Бунин.

Его мысли и чувства близки очень мне,

Соглашаться во многом с ним буду.

В своих строчка он пишет о вечной проблеме,

Быстротечности жизни на грешной земле.

А потом так красиво, как будто несмело

Признается, что рад земной красоте.

Вместе с ним я любуюсь и утренним солнцем,

Будто вижу, как падают медленно листья,

Будто с ним я дышу нерастраченным воздухом

И беседую тихо на старой скамье.

Он безвестным поэтам завещал свою тайну,

Мы услышим его через тысячи лет.

Будет жить о нем память, стихи его с нами.

Кто посмеет сказать, что его уже нет.

Да, поэт, словно песня, словно призрак чудесный,

Смерть не может его одолеть и забрать.

Если даже и стал он для всех бестелесным,

Его стих продолжает в наших душах звучать.

Посмотрите, какие прекрасные строки!

И логичность, и точность, и богатый язык!

Соблюдается все, но поэт и без нормы,

Скажет емко, красиво…и понятен весь смысл.

Знаю: время бежит. И пройдет много лет,

И не будет меня на этой земле.

Но я смерти скажу: нет и нет, снова нет,

Все равно будут помнить и обо мне.

Зацвету я березкой в весеннем саду,

Летним дождичком в окна слегка постучусь.

И быть может, увижу в парке скамью,

Где бывал и поэт, в бытие улечу.

Меня радует все, что я вижу вокруг.

Ну и пусть все изменчиво и в природе, и в нас.

Я хочу, чтоб поэт был помощник и друг,

Чтобы, словно маяк, в добрый путь звал и вас.

VI. Домашнее задание :

1) выучить стих. «Настанет день – исчезну я…»» наизусть.

2) ответить на вопрос «Какая связь между поэзией и философией?»

3) выучить по желанию другие стихотворения И.А.Бунина.

4) желающим можно сделать иллюстрации к стихотворению.

Анализ стихотворения Бунина «Настанет день — исчезну я…»

Раннее поэтическое творчество Бунина отмечено преобладанием пейзажной лирики, написанной в традициях Афанасия Фета и Алексея Толстого. После первой русской революции Иван Алексеевич все чаще создает философские стихотворения, в которых явно слышны отголоски наследия Федора Тютчева. Важнейшей частью пейзажей, рисуемых Буниным, становятся погосты, могилы, кладбища, символизирующие не только приближение собственной смерти, но и исчезновение древних родов.

Поэт стремится заглянуть за грань. Его завораживают тайны смерти, не щадящей никого

Преемственную связь времен он переносит в мир духовный.

Стихотворение «Настанет день — исчезну я…», сочиненное в 1917 году, относится к философской лирике. В нем поднимаются бытийные проблемы, затрагивается тема смерти. Жанр произведения — элегия: Бунин предлагает читателям печальные размышления, касающиеся скоротечности человеческой жизни.

Нельзя сказать, что произведение Ивана Алексеевича — исключительно

На земле жизнь будет продолжаться. Благодаря подобным мыслям пессимизм отходит на второй план. Один человек умер — родился другой. Ему останется ровная синева моря.

В его открытое окно будет смотреть дно неба. Все в мире повторяется, все перерождается. Подспудно надеется на перерождение и лирический герой стихотворения «Настанет день — исчезну я…».

Тема смерти заявляется с первой строки произведения. Подчеркивается она двумя прилагательными — «пустой» и «пустынный» . Первое слово располагается в начале стихотворения, второе — в финале. Таким образом они образуют кольцо, что усиливает мысль о повторяемости всего в мире, о неотвратимости конца.

В итоге лирический герой стихотворения «Настанет день — исчезну я…» находит успокоение — ему не страшна смерть. Он не пытается избежать ее или оттянуть. Его ведет надежда, окрыляет осознание того, что мир продолжит свое существование.

Дайджест:

Анализ стихотворения Северянина «Весенний день» В 1913 году, благодаря московскому издательству «Граф», свет увидел сборник «Громокипящий кубок». Он принес молодому Северянину всероссийскую славу. Именно после его выхода поэт начал публично выступать со своими стихотворениями и. .

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…» Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания — эти мотивы привлекают молодого автора как. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом. » Н. А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Лирическое. .

Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…»; Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»; . Стихотворение написано в Ницце и посвящено воспоминаниям о последних ча­сах жизни Е. А. Денисьевой. Общая тональность произведения трагическая: звучит боль об утрате близкого. .

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель» Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят себя на мысли о собственной. .

Анализ стихотворения Бунина «Смерть» Вопросы о предстоящей смерти время от времени задает себе каждый человек. Однако поэты имеют обыкновение не только рассуждать на подобные темы мысленно, но и раскрывать их в своих произведениях. Как. .

Анализ стихотворения Твардовского «В тот день, когда окончилась война…» На момент начала Великой Отечественной войны Твардовскому было чуть больше тридцати лет. Писатель решил не отсиживаться в тылу, он отправился работать корреспондентом во фронтовые газеты, где публиковал лирику и очерки. .

Анализ стихотворения Блока «Как день, светла, но непонятна…» Любовь Александровна Андреева-Дельмас сыграла важную роль в жизни Блока. Оперная певица, обладавшая красивым голосом и яркой внешностью, очаровала поэта. Сильнейшее впечатление на Александра Александровича производил созданный ей образ Кармен в. .

Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан» Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над. .

Анализ стихотворения Бунина «Горный лес» Точность — неизменное качество поэтики Бунина, поэтому художественное пространство его текстов наполнено конкретными географическими ориентирами — топонимами. Прообразом горного леса является гора Ликей, или Волчья, которая находится в центре греческого. .

Анализ стихотворения Бунина «Поэт» Наследие русских классиков служит источником тематики и стилистики для шестнадцатилетнего юноши Бунина, побуждаемого желанием самостоятельного творчества. Философское осмысление роли поэта также становится объектом внимания начинающего автора. В раннем стихотворении главенствует. .

Анализ стихотворения Бунина «Счастлив я, когда ты голубые…» Тема любви в бунинской трактовке сопряжена с печалью. Поэтизируя прекрасное чувство, приближающее человека к совершенству, автор с сожалением констатирует: любовь не приносит долгого счастья. Расставание влюбленных почти неизбежно, оно сулит. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…» Марина Цветаева очень рано потеряла мать, смерть которой переживала очень болезненно. Со временем это чувство притупилось, а душевная рана зарубцевалась, однако начинающая поэтесса в своем творчестве очень часто обращалась к. .

Анализ стихотворения Бунина «Мороз» В произведении, написанном летом 1903 г., изображен погожий зимний вечер. Спящая природа, обилие инея и блеска, серебристые и голубые оттенки — это доминанты морозного бунинского пейзажа. Над «хрустальным царством лесным». .

Анализ стихотворения Тютчева «День и ночь» Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы. .

Анализ стихотворения Бунина «Старая яблоня» Иван Бунин вошел в мировую литературу как замечательный прозаик, тонкий и остроумный публицист, пейзажист и переводчик. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал со. .

Анализ стихотворения Бунина «В цирке» Характерной чертой зрелой бунинской лирики становится интертекстуальность, и для понимания произведения 1916 г. следует обратиться к ахматовским мотивам, присутствующим в тексте стихотворения. Нельзя сказать, что при жизни Бунина и Ахматову. .

Анализ стихотворения Тютчева «День вечереет, ночь близка…» Тютчев — певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну. .

Анализ стихотворения Бунина «Деревенский нищий» Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в. .

Анализ стихотворения Тютчева «Весь день она лежала в забытьи» Прочтем текст, расставляя смысловые акценты. Во вступлении главной целью является создание некоего настроения и изложение ситуации на момент начала событий. Для этого мы выбираем неспешный ритм повествования «от третьего лица». .

Анализ стихотворения Бунина «Не устану восхвалять вас, звезды!» Бунин-поэт — это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что создано смой природой. В лирических. .

Анализ стихотворения Бунина «Родина» Иван Бунин — один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на. .

Анализ стихотворения Бунина «Мать» Тема матери, возникшая на этапе зарождения художественного слова, в русской традиции ассоциируется не только с реалиями быта. Она существует в возвышенной версии, связанной с образом Богородицы-заступницы, и национальном варианте, отождествляясь. .

Анализ стихотворения Бунина «Родник» Мастер русского поэтического пейзажа, Бунин изображает природу во всей полноте чувственного восприятия. В его лаконичных и точных зарисовках, выдающих внимательного и чуткого созерцателя, видны краски, слышатся звуки и ощущаются запахи. .

Анализ стихотворения Лермонтова «1830. Майя. 16 число» Юношеская поэзия Лермонтова представляет собой своеобразную лирическую исповедь, личный дневник, посредством которого он делился интимными переживаниями, философскими рассуждениями, политическими взглядами. В этом деле Михаил Юрьевич следовал за зарубежными романтиками —. .

Структурный анализ лирического произведения «Весь день она лежала в забытьи» Выразительное чтение — одна из наиболее распространенных форм работы со стихотворным произведением; оно позволяет ученику проникнуть в образно — эмоциональную сферу переживаний автора, почувствовать особенности стиля и языка. Но ученик. .

Анализ стихотворения Бунина «Метель» Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба. .

Анализ стихотворения Бунина «Чужая» Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка — сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта, гречанка Анна Цакни, настолько болезненно. .

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег» Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала. .

Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан» Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, — первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и. .

Анализ стихотворения Фета «Смерти» Исследователи творчества Фета нередко называют его лирику жизнеутверждающей. В том или ином виде мысль эта встречается в высказываниях Бальмонта, Благого, Брюсова. Близкий друг поэта Страхов считал, что чтение его стихотворений. .

«Нет, не тебя так пылко я люблю…» Анализ стихотворения Начало стихотворения В первой строфе стихотворения мы встречаем отрицание: «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Но это отрицание одно­временно содержит утверждение: «я люблю». Вчитавшись в строфу, мы понимаем, что. .

Анализ стихотворения Толстого «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…» Своеобразной отправной точкой, из которой развивается лирическая ситуация в творениях Толстого, служит воспоминание. Оно часто связано с темой любви. В стихотворении » С тех пор как я один, с тех. .

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы» «Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение. .

Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова План История создания Тема стихотворения Лирический сюжет Настроение стихотворения Лирический герой и его своеобразие Художественно-выразительные средства, используемые автором Идея стихотворения История создания Анализ стихотворения Лермонтова «Желание» следует начать с истории. .

Анализ стихотворения Бунина «Слово» Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений. .

Анализ стихотворения Бунина «Полдень» В 1907 году Бунин много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья. .

Анализ Стихотворения Элегия Стихотворение Элегия. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение было написано А. С. Пушкиным в 1830 году. Жанр произведения обозначен в заглавии, стиль — романтичес­кий. Мы может отнести это стихотворение к философской ли­рике. .

Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы» В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для «денисьевского цикла», к которому относят и «Близнецов». .

Анализ стихотворения Бунина «Христос воскрес! Опять с зарею…» Композиционное решение, в котором весеннее обновление природы рассматривается в контексте православного праздника, реализовали предшественники Бунина — Майков и Плещеев. В десятых годах XX в. похожие мотивы возникают в стихотворениях Есенина. .

Урок литературы в 11-м классе “Анализ стихотворения И. А Бунина «Настанет день – исчезну я…»

Учитель русского языка и литературы

Первой квалификационной категории

МБОУ СОШ №199 г. Новосибирск

Урок литературы в 11-м классе

Анализ стихотворения И. А Бунина «Настанет день – исчезну я…»

Цели: совершенствование навыков анализа поэтического текста в аспекте его жанрового своеобразия; развитие навыков творческой работы в группах.

Настанет день – исчезну я,

А в этой комнате пустой

Все то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку –

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно,

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

10 августа 1916

I . Вступительное слово учителя

– Сегодня нам предстоит сделать анализ стихотворения Бунина «Настанет день – исчезну я» (10 августа 1917 г.). Работа будет идти по двум направлениям: большая часть класса примет участие в устном анализе, четверо учеников, предпочитающих делиться мыслями в письменной форме, выполнят творческую работу на основе услышанного и выявленного самими на тему «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Бунина «Настанет день – исчезну я».

Понять стихотворение вам поможет небольшое сообщение.

II . Сообщение подготовленного ученика на тему «Тютчевские традиции в поэзии Бунина».

Если на рубеже веков для бунинской поэзии была наиболее характерна пейзажная лирика в ясных традициях Фета и А.К.Толстого, то в пору первой русской революции и последующих лет Бунин все больше обращается к лирике философской, продолжающей тютчевскую проблематику. Философская лирика теснит пейзажную, проникает в нее и преображает. Непременной принадлежность бунинских пейзажей становятся кладбища, погосты, могилы, напоминающие об исчезновении древнего рода и неизбежности собственной смерти. Поэт стремится заглянуть в пределы человеческой очевидности, переступить черту, которая сторожит «незрячий взор смерти». Ее карающая десница не щадит никого, ее загадка мучит воображение поэта.

Выход из пессимизма, по Бунину, – в слиянии с природой, в возвращении к ней и обновлении жизни. Ощущение всеобщности жизни, ее вечного круговорота «в мириадах незримых существ» продолжает в стихах Бунина 1910-х годов космическую, тютчевскую традицию. Земная жизнь, бытие природы и человека воспринимаются поэтом как часть великой мистерии, грандиозного действа, развертывающегося в просторах вселенной.

III . Анализ стихотворения (после выразительного чтения подготовленного ученика)

– К разряду какой лирики отнесете это стихотворение? Аргументируйте. (Философской, т.к. в нем поднимаются проблемы бытия, раскрывается тема смерти.)

– Определите жанр стихотворения. (Это элегия, т.к. стихотворение проникнуто грустными размышлениями о скоротечности жизни.)

– Как заявлена Буниным тема смерти? (Категорично первой строкой «настанет день – исчезну я», а также ключевыми словами «пустой» и «пустынный».)

– Какое место эти слова занимают в композиции стихотворения и что это дает? (Одно находится в начале стихотворения («пустой»), другое – в конце («пустынный»), т.е. обрамляют его, образуя кольцо, что усиливает мысль о неотвратимости, неминуемости конца.)

– Какие еще слова «привязывают» к себе паронимы «пустой» и «пустынный» на уровне фоники? («На ст анет», « ст ол», «про ст ор», «про ст ой»; повторение неблагозвучных согласных « ст » подчеркивает драматизм переживаний лирического героя.)

– Можно ли утверждать, что пессимистическое настроение в стихотворении является доминирующим? (Нет, автор переосмысливает тему смерти, подводя к мысли о продолжении жизни и после ухода лирического героя.)

– Как эта мысль выражается? (Вторым рядом ключевых слов, лексическим повтором слова «будет».)

– Какие выразительные средства языка «работают» на создание оптимистического настроения? (Цветовые эпитеты: «цветная» (бабочка), «голубой» (потолок); метафоры: «бабочка в шелку», «неба дно»; анафора «и так же будет…» – все они говорят о вечном круговороте жизни, бесконечности мироздания.)

– Обратите внимание на синтаксис стихотворения. Почему именно такие синтаксические конструкции использовал автор? (Стихотворение состоит из двух сложных и одного простого осложненного предложения. Выбор объясняется тем, что оно содержит серьезные, философские размышления о вопросах бытия.)

– Определите размер стихотворения. Почему именно его выбрал Бунин? (Четырехстопный ямб дал возможность Бунину поразмышлять по поводу волнующих всех проблем жизни и смерти откровенно и ясно.)

– Какое воплощение в стихотворении нашли тютчевские традиции? (Лирический герой Бунина, созерцая природу, растворяется в ней, убеждается в ее незыблемости и обретает душевный покой.)

– Выразите свои впечатления о стихотворении.

IV . Выступление творческой группы с результатами коллективного анализа.

Стихотворение И.А.Бунина «Настанет день – исчезну я» принадлежит к разряду философской лирики. Оно раскрывает тему смерти, о чем совершенно категорично заявлено в первой строке.

В стихотворении два ряда ключевых слов. Первый ряд, подтверждающий тему, представлен паронимами «пустой» и «пустынный». Находясь в начале («пустой») и в конце («пустынный») стихотворения, они обрамляют его, создают своеобразное кольцо, выражая мысль о неотвратимости, неминуемости «ухода», что вызывает элегическую грусть.

Эта мысль усиливается и на уровне фоники. Сочетание неблагозвучных согласных «ст» (явление параномасии), четырежды повторяющихся в первой строфе («на ст анет», «пу ст ой», « ст ол», «про ст ой») и дважды в последней («про ст ор», «пу ст ынный»), подчеркивает сложность, драматизм переживаний лирического героя, связанных с сознанием неизбежности конца.

И тем не менее пессимистическое настроение здесь не является доминирующим. Автор философски переосмысливает тему смерти, выражая идею продолжения жизни и после его ухода. Эта мысль подтверждается вторым, более значимым рядом ключевых слов – повтором слова «будет». Вынесенное в центр трех строк, оно настойчиво заявляет о незыблемости мира, его полноте и красоте. Превалирование глаголов будущего времени, причем будущего сложного «будет залетать, порхать, шуршать и трепетать» [бабочка], «будет смотреть» [небо], «будет манить» [море], окончательно проясняет идею гармонии мира, вечного круговорота жизни.

Оптимистична и цветовая гамма стихотворения: «цветная» [бабочка] – символ красоты жизни, «голубой» [потолок], «ровная синева» – символы вечности, бесконечности мироздания.

Фиксирует внимание читателя на важной для автора мысли и анафора «И так же будет…». Повторы соединительного союза и (полисиндетон) не только придают стихотворению особую поэтическую энергию, но и раздвигают рамки пространства от комнаты, опустевшей без лирического героя, до бесконечности.

Все изобразительные средства лексики: эпитеты «древний и простой» (образ), «цветная» (бабочка), «пустынный» (простор) и метафоры «неба дно», «бабочка в шелку» создают образ мира, который так любим лирическим героем и который ему так трудно покинуть.

Синтаксис стихотворения представлен двумя сложными и одним простым осложненным предложением. И это объяснимо, так как перед нами стихотворение, содержащее сложные философские размышления о вопросах бытия, о скоротечности человеческой жизни.

Эмоциональное напряжение автора подчеркивается намеренным изменением знака во втором предложении: вместо уместной запятой, призванной разделять однородные сказуемые, поставлено тире («залетать – порхать, шуршать и трепетать»), говорящее о переизбытке чувств. Это же подтверждают инверсии: «настанет день», «исчезну я», «образ древний и простой», «простор пустынный».

Бунин использовал самый распространенный из всех размеров русского стихосложения – четырехстопный ямб. Он дал возможность автору высказаться по поводу сложных, волнующих всех проблем откровенно, ясно и достаточно оптимистично.

Михайлов О. Поэзия И.А. Бунина. // И.А. Бунин. Собрание сочинений в 9-ти томах, М., «Художественная литература», 1982;

Иван Бунин: Стихотворения. М.: Проф-Издат, 2011 г.

Иван Бунин: Стихотворения. Повести. Рассказы. М.: Дрофа, 2011 г.

Читайте также:  Анализ стихотворения Крещенская ночь Бунина 11 класс
Ссылка на основную публикацию