Анализ стихотворения Одиночество Бунина 11 класс

Анализ стихотворения «Одиночество» (И.А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 31.10.2019 · Обновлено 31.10.2019

Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал ощущение одиночества, оторванности от других. Невозможности быть с тем, к кому тянется душа. Это сильнейшее чувство часто становилось предметом творческого исследования русских писателей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения И.А. Бунина «Одиночество» по плану.

История создания

Стихотворение «Одиночество» написано в 1903 году и посвящено другу писателя – художнику Нилусу Петру Александровичу. Бунин называл своего друга поэтом живописи. В стихотворении отражены чувства сразу двух людей: самого поэта и его друга.

Во время написания стихотворения Иван Алексеевич был женат на красавице греческого происхождения, девушке очень молодой, только закончившей гимназию, – Анне Николаевне Цакни. Это был первый официальный брак Бунина, за плечами оставался искренний, но тяжёлый роман с Варварой Пащенко. Анна Николаевна обладала необыкновенной красотой, и Бунин сделал предложение буквально в первые дни их знакомства. Это сказалось на отношениях супругов. Не узнав друг друга до конца, они вскоре разочаровались в браке. И в письме к своему брату Иван Алексеевич писал:

«До такой степени не понимать ‹…› моего состояния, и не относиться ко мне помягче, до такой степени внутренно не уважать моей натуры, не ставить меня ни в грош, как это делает Анна Николаевна, — это одно непоправимо, а ведь мне жить с ней век.»

Анна не могла разделить интересов писателя, между ними часто возникали разногласия и недопонимание. Это отразилось в творчестве Бунина. Он чувствует себя одиноким в этом союзе. Человек, с которым он хотел прожить век, не может развеять его одиночество.

Ещё один примечательный факт из истории создания стихотворения – время года и место его написания. Вопреки тому осеннему, навевающему грусть пейзажу, который мы видим в нём, стихотворение написано летом в Константинополе. Этот контраст подчёркивает, что даже лето не смогло изгнать из души автора настроения поздней осени.

Одиночество в творчестве Бунина явилось отражением его внутреннего духовного одиночества. Сначала вызванного материальной неустроенностью, уходом первой возлюбленной, и неудачным браком, затем постоянными скитаниями, и, наконец, эмиграцией во Францию.

Жанр, направление, размер

  • Жанр стихотворения «Одиночество» – элегия, так как речь в нём идёт о глубоко личных печальных переживаниях и чувствах лирического героя. Однако это элегия с элементами послания. Герой обращается к ушедшей возлюбленной, как бы желая сообщить ей о своих чувствах.
  • Размер: «Одиночество» написано чередованием анапеста и амфибрахия. Анапест – трёхсложный размер с ударением на последнем слоге. Амфибрахий – трёхсложный размер, с ударением на втором слоге. Рифмовка использована как перекрёстная, так и параллельная. Рифма мужская, так как ударение всегда падает на последний слог в слове.
  • Тип рифмы интересен тем, что в каждом шестистишии в первых четырёх строках использована перекрёстная рифмовка, а последние две строки – всегда с параллельной рифмой. Такое построение соответствует ходу мыслей героя: последние две строки – это либо переход от описания к более личным переживаниям, либо переход к выводу, решению как в последнем шестистишии: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/ Хорошо бы собаку купить».

Композиция

Стихотворение «Одиночество» имеет необычную композицию: первая и третья строфы рисуют пейзаж, который созвучен внутреннему состоянию лирического героя. Вторая и четвёртая повествуют об отношениях главного героя и его возлюбленной, и чувствах, которые они испытывают.

Кульминационные строки соответствуют кульминации чувств героя, выраженной в окрике: «Воротись, я сроднился с тобой!». На протяжении всего стихотворения герой анализирует чувства, которые испытывал и испытывает к возлюбленной. Примечательно, что они даны в динамике.

Так, во второй строфе он говорит «стала казаться женой», а в последней – «сроднился». Герой понял, что эта женщина по-настоящему близка ему, только когда она покинула его. Это апогей чувства героя, и он выражает его в окрике с просьбой вернуться. Но сам же себя останавливает. Наивысшая точка пройдена, и теперь наступает спад – «Но для женщины прошлого нет…». Герой пережил сильное потрясение, осознал, что возлюбленная близка ему, но после этого напряжения, ему хочется почувствовать расслабление. И он убеждает самого себя, что природа женщины не позволит ей вернуться, даже если он действительно позовёт.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Одиночество», несомненно, символизирует творческого человека. Не важно, художник он или писатель (в стихотворении упоминается мольберт) – это человек с особым мировосприятием, тонко чувствующий. Стоит отметить, что Пётр Нилус был не только художником, но и писателем. У него есть несколько опубликованных статей и сборников. Поэтому Бунин, создавая своего героя, наделил его поэтической душой не только художника кисти, но и художника слова.

Таким образом, лирический герой «Одиночества» – человек мысли в большей степени, чем человек дела. Это доказывают и его рассуждения, и вывод, к которому он приходит. «Буду пить…», — то есть не бороться, а сдаться. Да и героиню он не пытается вернуть, но лишь ссылается на чувства всех женщин. Такой приём называется синекдоха, когда целое замещается частью. Не для конкретной женщины нет прошлого, а для абстрактной, как бы для всех сразу. И из этого делается вывод, что и для героини нет прошлого. Этого герою достаточно, он не в силах справиться с мыслями о возможном отказе, поэтому решает принять его сразу, заранее. Выносить приговор самому себе иногда легче, чем услышать его от других.

Что же до чувств самой героини, Бунин намекает нам, что она, по всей видимости, противоположность героя. Ей нужно действие. Это подтверждается строками: «Вчера ты была у меня, / Но тебе уж тоскливо со мной». Возлюбленная скучает в его обществе. Видимо, они разные люди, и героиня не в состоянии по-настоящему понять его. Одиночество героя возникает ещё в обществе той, что стала близка как жена, но он переосмыслит это позже. Также с опозданием герой поймёт и то, что, несмотря ни на что, эта женщина стала дорога ему.

Символична и природа, которая соответствует настроению героя. «Холодная пустыня воды» – знак опустошения и холода, который царит в душе главного героя. Образ следа, оставленного героиней, также очень символичен. Он расплылся, наполнился водой – время его не пощадило. То есть даже след «уходит» от героя. Он один напоминал о прошлой любви. И, конечно, образ собаки как существа, которое будет любить бескорыстно, просто так. Герой надеется, что, хотя бы любовь к собаке поможет ему избавиться от ощущения ужасающего одиночества, никому ненужности.

Темы и проблемы

  • В стихотворении «Одиночество» в первую очередь поднимается основная проблема одиночества человека. Как сказал К. Юнг, «одиночество – это невозможность говорить с людьми о том, что тебе кажется существенным». Но почему возникает эта невозможность? Почему другие люди не могут разделить с тобой то, что тебе кажется ценным? Часто это случается в союзе, который изначально был построен людьми, имеющими мало общего. Или теми, кто видел разницу в мировоззрении, но готов был мириться с этим, а позже осознал, что не справится.
  • Также очевидна основная тема любви — чувства, которое связывает воедино совсем разных людей. Герой – человек тонко чувствующий, ранимый, склонный к размышлениям в тишине и покое. Эта созерцательность помогает ему творить. А героиня не в силах разделить его тишину, не в силах понять. Она скучает. Такой подход не означает, что кто-то из героев прав больше, а кто-то меньше. Правы оба, но в обществе друг друга они чувствуют себя одиноко. Ведь одиночество часто возникает из-за ощущения что тебя не слышат, не понимают.

Настроение стихотворения «Одиночество» пронизано грустью, ощущением тоски и одиночества. Подобно дороге, которую не видно в темноте поздней осенью, герой не может разглядеть своё будущее. Пока только дождь, мгла и ветер. Но надежда на возрождение остаётся: жизнь умерла только до Весны. Герой надеется на воскресение.

Смысл

Главная мысль стихотворения «Одиночество», вероятно, может быть сформулирована так: люди могут чувствовать себя одинокими, это чувство ужасно, но оно не должно лишать их шанса на возрождение.

Главный герой не стал по-настоящему возвращать героиню, возможно, потому, что в глубине души понимал – они действительно разные люди. Одиночество, которое он испытывает в данный момент, поглощает его душу, терзает его. С этим чувством сталкивается любой, оно абсолютно нормально. И всё же, оно не должно побеждать, в его отношениях победа одиночества над любовью неоспорима. Такова основная идея стихотворения «Одиночество»: герой одинок столько без нее, сколько с ней.

Да, герой отчаялся что-либо изменить, он собирается пить у камина, чтобы хоть ненадолго забыться. Но есть надежда, что он сможет пережить этот период и выйти из него возрождённым. Самого Бунина впоследствии судьба вознаградила вторым браком, в котором он обрёл счастье.

Средства выразительности

«Одиночество» – очень выразительное стихотворение, это достигается не только за счёт особого расположения частей и чёткой рифмы, но и за счёт изобразительных средств, то есть тропов.

Тропы в первой строфе:

  1. «Над холодной пустыней воды» – метафора.
  2. «Жизнь до весны умерла» –метафора, содержащая оксюморон: жизнь умирает.
  3. Также отмечается большое количество сонорных звуков, что создаёт ощущение монотонности: н, м, л, р – аллитерация.

Тропы второй строфы:

  1. «Ненастный день» – эпитет.
  2. Большое количество шипящих в строфе, можно предположить, что герою трудно даётся произнесение этих слов: «Что ж Прощай! Как-нибудь до весны / Проживу и один без жены».
  3. Слова «как-нибудь» подчёркивают тяжесть этого времени. До Весны возрождения души герою ещё нужно дожить.

Тропы третьей строфы:

  1. «Предвечерняя серая тьма» – эпитет.
  2. Тучи, идущие без конца, – символ безнадёжности.
  3. след, смываемый дождём, – символ потери возлюбленной.

Тропы четвёртой строфы:

Эта часть намерена лишена излишних украшений. Присутствует синекдоха – «Но для женщины прошлого нет». Динамика чувств разрешается кульминацией: «Воротись, я сроднился с тобой!», а конечное решение, с которым остаётся главный герой, передаётся с использованием аллитерации шипящих: ж, ш, щ, з.

«Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина

Одиночество – одна из ведущих проблем творчества И. Бунина. Она интересно интерпретирована в одноименном стихотворении, которое изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Одиночество» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одиночество.

История создания – произведение было написано в 1903 г. летом, когда поэт пребывал в Константинополе, посвящено Петру Нилусу.

Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.

Композиция – Монолог лирического героя, именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы, можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ и перекрестная АВАВ.

Метафоры«пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».

Эпитеты«холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».

История создания

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества.

Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы одиночества и разрыва отношений. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.

Начинается произведение пейзажем, который создает печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла» .

В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один – без жены…» .

Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.

В последней строфе А. Бунин демонстрирует свое знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.

В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.

Композиция

Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырех шестистиший.

Жанр произведения – элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер – трехстопный анапест. В тексте используется перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка. Рифмы – мужские.

Средства выразительности

Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма» .

Выразительности эмоциям лирического героя придает интонация. Автор использует оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Мрачное настроение передается и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

Стихотворение Бунина «Одиночество»: анализ по плану

Художественные средства

Уже с первых строк можно понять, что чувствует автор стихотворения. Это ощущение тягостности. Однако его главный герой все-таки надеется, что сможет еще быть счастливым, что выражается в повторяющейся фразе «до весны». Но все равно даже это «до весны» является для рассказчика тягостным. При анализе стихотворения «Одиночество» Бунина и средств выразительности, используемых поэтом, можно упомянуть и выражение «жизнь до весны умерла». Здесь также используется прием оксюморона — одновременного использования двух противоположных по смыслу слов.

Для создания печальной атмосферы Бунин пользуется и таким литературным приемом, как метафора. Например, в таких фразах, как «над холодной пустыней воды», «мне темно». «Пустыня» и «темнота» для поэта не выступают в традиционном своем смысле, а являются определениями его внутреннего состояния. В анализе стихотворения Бунина «Одиночество» необходимо подчеркнуть, что главный герой видит свое существование полностью безрадостным. Осознание того, что он еще вчера был счастлив, а сегодня его жизнь наполнена тоской, гнетет поэта. Его внутренний мир хоть и наполнен тоской, все же неоднозначен. Детали читатель «реконструирует» в процессе прочтения стихотворения.

Посвящение

В анализе стихотворения Бунина «Одиночество» необходимо упомянуть и тот факт, что его главный герой – это мастер, человек искусства. Он не знает остановки в своем творчестве. Изначально поэт посвящал это стихотворение своему другу, художнику П. Нилусу (именно поэтому в произведении есть упоминание о «мольберте», за которым «темно»). Возможно, художник в своей жизни переживал нечто, подобное описанному в стихотворении, что было известно самому Бунину. Анализ некоторых строк свидетельствует о том, что лирический герой произведения – это творческий, покинутый человек. Несмотря на то, что стихотворение Бунин посвятил своему другу, в произведении он передал и свои собственные чувства.

Вариант №3

Прежде, чем анализировать стихотворение «Одиночество», необходимо учесть несколько фактов из биографии поэта, которые позволяют говорить о том, что автор испытывал в своей жизни (в том числе, и во время написания данного произведения) те же чувства, что и лирический герой. В 1903 году после трудного для него расставания с Анной Цакни, И.А. Бунин отправляется в путешествие в Константинополь. Там, вдали от близких и родных, переживая личную драму, он и пишет стихотворение «Одиночество», которое, безусловно, проникнуто искренними чувствами и эмоциями поэта.

Как известный поэт-пейзажист поэт, стоя у мольберта, умело рисует мазками слов ненастную погоду – дождь, гонимые ветром облака, мглу и ощутимую пустоту. Ассоциативно становится понятно, что за окном осень, а серые краски печального времени года находят прямой отклик в душе лирического героя, испытывающего давящее чувство одиночества.

Последующие строфы в произведении описывают трогательный роман с женщиной, ставшей для автора родным человеком. Однако эти отношения неожиданно прерываются потому, что она разлюбила его и ушла. Поэт не осуждает ее выбор, принимает сегодняшний день таким, какой он есть с какой-то покорностью и усталой тоской.

Получается, роман оканчивается для героя глубоким одиночеством: у него остались только воспоминания, некоторое сожаление о прошлом и надежда дожить до весны. При этом, весна, скорее всего, является не просто указанием времени года, но и аллегорией нового этапа в жизни, возрождения, обновления… Тем самым смиренное желание лирического героя дождаться этой поры показывает читателю, что в сером мраке одиночества есть надежда на появление нового начала. Кроме того, финальная строка «Хорошо бы собаку купить» намекает на то, что автор все же желает избавиться от тягостного одиночества, пусть даже с помощью домашнего животного.

Читайте также:  Анализ стихотворения Вечер Бунина 11 класс

Кратко по плану 11 класс

Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» по плану

Как и в работе над анализом любого другого произведения, школьник в своей работе должен придерживаться плана. В случае с подготовкой домашнего задания по стихотворению «Одиночество» он будет таким:

  1. Автор и заголовок стихотворения.
  2. История его создания. Можно упомянуть о том, что оно было впервые напечатано в 1904 году и посвящено другу поэта.
  3. О чем стихотворение. Поэт рассказывает об одиночестве после расставания. Любовь для поэта – всего лишь мимолетное счастье.
  4. Лирический герой – в данном случае одинокий художник. Он переживает свою боль без высоких фраз, его печаль скорее иронична.
  5. Художественные средства. Бунин использовал оксюморон, метафору, олицетворение, многосоюзие.
  6. Ритм стиха – трехстопный анапест.
  7. Личное мнение школьника.

Тема расставания в стихотворении

Если необходимо сделать анализ стихотворения Бунина «Одиночество» кратко, то можно ограничиться характеристикой главного персонажа, художественными средствами, используемыми поэтом, и основной идеей произведения. Главный герой стихотворения — это художник. Как известно, образ живописца в литературе всегда связан с неким страданием, невозможностью воплотить свои мечты в реальность. Душевные метания художника устремлены к тому, чего в действительности уже нет. Главный герой с болью в душе размышляет о расставании с женщиной.

Терзания лирического героя

С помощью разума он пытается преодолеть обрушившуюся на него пустоту бытия. Он не спешит сразу же обращаться к обыденной жизни, как будто ничего и не произошло. Для рассказчика важны все те детали, которые непосредственно связаны с его душевной потерей, к примеру, такие как «след под дождем у крыльца». В анализе стихотворения Бунина «Одиночество» также можно упомянуть и о том, что герой осознает бесплодность своих попыток вернуть возлюбленную. «Но для женщины прошлого нет», — говорит он, понимая, что полюбившая другого девушка уже к нему никогда не вернется.

Только одиночество теперь властвует в душе героя. Он не может никаким образом его ни преодолеть, ни позабыть о нем. Может сложиться впечатление, что главный герой полностью обречен. Однако это не совсем так. Он говорит:

«Как-нибудь до весны

Проживу и один – без жены…»

Стихотворение «Одиночество» Бунин Иван Алексеевич

И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой… Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены…

Сегодня идут без конца Те же тучи — гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой. Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Одиночество Среди людей, я средь — чужих… Мне в этом мире не до них, Как им, в борьбе и шуме дня, Нет в жизни дела до меня… В дороге дальней им,…
  2. Одиночество Я грущу в кабаке за околицей, И не радует душу вино, А метель серебристая колется Сквозь разбитое ветром окно. В полутемной избе низко стелется Сизым клубом махорки струя. — Ах!…
  3. А одиночество бывает сразу А одиночество бывает сразу — С последними прощальными гудками. Рассунуты скорей рукопожатья, Один толчок, назад поплыл перрон, Друзья бегут, заглядывают в окна, Но круто обрывается платформа… И ты один —…
  4. Одиночество Глядя в темные зрачки собаки, все ж боюсь поверить до конца, что она все понимает… враки, думаю я тускло у крыльца. И погладив лошадь возле речки, заглянув в огромные глаза,…
  5. Одиночество По обезлиственному саду Один бреду. Ни в чем намека на отраду Я не найду. Осенний грустный ветер стонет Среди ветвей. О, в чем же светлом скорбь потонет Души моей? Кто…
  6. Одиночество Весь мир во мне. Я весь заполнен им. Весь мир во мне. Я навсегда один. Я в мире, мир во мне, и я один. Весь мир во мне. Я весь…
  7. Одиночество Поздней ночью, один выходя из кинотеатра, надышавшись вволю заморским цветным пейзажем — уношу с собой только взгляд из немого кадра, прячу в память и сон драгоценную эту кражу. Поздней ночью,…
  8. Одиночество Живу позабытый, в безрадостной доле, Как ветер осенний скитаясь по воле. Один я, и нет ни семьи, ни друзей, Никто не узнает печали моей. Порою раздумье найдет на меня- И…
  9. Одиночество в любви Темнеет. В городе чужом Друг против друга мы сидим, В холодном сумраке ночном, Страдаем оба и молчим. И оба поняли давно, Как речь бессильна и мертва: Чем сердце бедное полно,…
  10. Одиночество Поверь мне:- люди не поймут Твоей души до дна. Как полон влагою сосуд,- Она тоской полна. Когда ты с другом плачешь,- знай: Сумеешь, может быть, Лишь две-три капли через край…
  11. Одиночество Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье — все готовы: Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И…
  12. Отголосок пятнадцатой прелюдии Шопена Посвящается Ольге Алексеевне Жемчужниковой Мне больно. Рвется стон из груди; Ручьями слезы льют невольно; И хочется, чтоб знали люди, Как на душе мне больно, больно. Мне больно. Боль невыносима… Кто…
  13. Одиночество Как стыдно одному ходить в кинотеатры без друга, без подруги, без жены, где так сеансы все коротковаты и так их ожидания длинны! Как стыдно — в нервной замкнутой войне с…
  14. Одиночество Я спал, и смыла пена белая Меня с родного корабля, И в черных водах, помертвелая, Открылась мне моя земля. Она полна конями быстрыми И красным золотом пещер, Но ночью вспыхивают…
  15. Весна Нам с тобой, нам с тобой кажется сейчас, Что весны, что весны не было до нас. И река не текла, и трава не росла, И любви никогда не было до…
  16. Гуманность Длинная, вялая собака Лежала на улице, около лужи, Под ней копошились, радостно пища, Бессмысленные, подслеповатые комочки. Я хотел пожалеть собаку, Прикрыть и согреть ее своим телом… Собака меня укусила за…
  17. Один Окна запотели. На дворе луна. И стоишь без цели у окна. Ветер. Никнет, споря, ряд седых берез. Много было горя… Много слез… И встает невольно скучный ряд годин. Сердцу больно,…
  18. Одиночество Враги умолкли — слава богу, Друзья ушли — счастливый путь. Осталась жизнь, но понемногу И с ней управлюсь как-нибудь. Затишье душу мне тревожит, Пою, чтоб слышать звук живой, А под…
  19. Птичка В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я…
  20. Одиночество Когда теряет равновесие Твое сознание усталое, Когда ступени этой лестницы Уходят из-под ног, Как палуба, Когда плюет на человечество Твое ночное одиночество,- Ты можешь Размышлять о вечности И сомневаться в…

Вы сейчас читаете стих Одиночество, поэта Бунин Иван Алексеевич

Лаконизм в стихотворении

Анализ художественных средств в стихотворении Бунина «Одиночество» показывает нам, что поэт использует не только метафору, оксюморон и многосоюзие, но и такой метод, как лаконизм. Например, в следующих строках:

«Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить».

Лаконизм впервые стал использоваться поэтами в начале XX века, когда полное смятение и душевные метания передаются при помощи одной равнодушной фразы, смысл которой не имеет отношения к предмету страданий поэта. Человек, который обречен на одиночество из-за ухода любимой, не торопится выплескивать свои переживания и эмоции. Выражение «затоплю камин» говорит о том, что главный герой хочет как-то разогнать мрак и тоску, которые овеяли его душу. Но фраза «буду пить» свидетельствует, что он прибегает к извечному способу избавления от страданий, попытке «утопить» их в вине.

Это говорит о том, что в его душе поселилось отчаяние, преодолеть которое не каждому под силу. Поэт пишет о том, что хотел бы купить собаку. Это также свидетельствует о душевной потребности в близком существе. Верный пес никогда не оставит своего хозяина, в отличие от женщины. Однако пока что он еще не совсем готов вернуться к нормальной жизни после своего потрясения. Ведь «купить собаку» — это уже означает начать существовать, предпринимая действия. Однако лирический герой добавляет частицу «бы», которая используется для выражения надежды на то, что его жизнь образуется.

В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы одиночества и разрыва отношений. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.

Начинается произведение пейзажем, который создает печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла».

Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе.

В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один – без жены…».

«На железной дороге» анализ стихотворения Блока по плану кратко – идея, жанр, тема

Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.

В последней строфе А. Бунин демонстрирует свое знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.

В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.

Концовка

В последней строфе этого стихотворения-исповеди внезапно на миг оживает последняя надежда поэта. Он пишет о том, что хотел крикнуть любимой: «Воротись!» Однако осознает, что прошлое для нее навсегда забыто, она больше не чувствует к нему любви. Полностью осознав свое одиночество, лирический герой с иронией планирует купить собаку. В стихотворении Бунин использовал и такой литературный прием, как градация. Накал переживаний происходит постепенно. Однако, достигая своей наивысшей точки, в последних строфах страсти стихают. Иван Бунин изображает тоску одиночества печально, однако лаконично.

«Но для женщины прошлого нет…»

В последней строфе монолога-признания вдруг оживает последняя надежда лирического героя на счастье и любовь. Он хочет крикнуть ей вслед: «Воротись!» Но вдруг понимает, что для нее прошлое забыто. И, полностью осознав свое одиночество, он уже не ждет долгожданной весны, а с горькой иронией говорит: «Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить». В этих словах, видимо, намек на то, что участью всех одиноких является привязанность к этому домашнему животному. В преданности собаки усомниться нельзя, чего не скажешь о женщине.

В стихотворении присутствует яркий пример градации. По мере повествования эмоциональный накал усиливается. Но, достигая своей кульминации в четвертой строфе, затихает в последних строках.

Печально, но лаконично и просто изобразил Иван Бунин одиночество. Анализ стихотворения, которому посвящена эта статья, дает возможность увидеть истинный дар поэта. Без возвышенных и громких фраз, используя довольно простой язык, Бунин создал трогательное поэтическое произведение, в котором смог передать самые тонкие оттенки печали, грусти, одиночества.

Размер

Также нужно указать в анализе стихотворения Бунина «Одиночество» и размер. Он является трехсложным, поэт использует трехстопный анапест, являющийся одним из наиболее элегических размеров всей русской поэзии. Он отлично передает ощущение тоски, уныния своей плавностью и неторопливостью. Однако стихотворение написано трехстопным анапестом не полностью.

В первых строчках всех строф и третьих строчках (кроме 4-й строфы) используется трехстопный амфибрахий, и это немного ломает ритм, демонстрируя читателю, что жизнь поэта не так монотонна, как это могло бы показаться поначалу. Анализ стихотворения Ивана Бунина «Одиночество» помогает учащимся лучше разобраться в тех возможностях различных стихотворных размеров, которые используют в своих творениях поэты серебряного века. Элегическое уныние хорошо передается при помощи ритма, используемого поэтом. Главный герой хочет успокоиться, однако время для того, чтобы его душевные раны затянулись, еще не настало.

Анализ стихотворения Бунина Одиночество

Это произведение было написано во время очередного заграничного путешествия Ивана Бунина – лето 1903 года он провел в пыльном и жарком Константинополе, вдали от друзей и близкий. Несмотря на то, что этот период творчества для него был одним из самых плодотворных, в душе Иван Бунин, как и герой его стихотворения, страдал от одиночества. Поэтому, посвящая данное произведение Петру Нилусу, автор словно бы соединил его и свою судьбы незримой нитью, подчеркнув, что быть одному – удел большинства творческих людей, которые при жизни остаются непонятыми даже теми, кого считают своими друзьями и возлюбленными.

Стоит отметить, что перед поездкой в Константинополь Иван Бунин пережил глубокую душевную трагедию, расставшись со своей супругой, Анной Цакни. Личная драма наложила глубокий отпечаток на его творчество, так как в этот период жизнь представлялась Бунину мрачной и бесцветной, а, главное, лишенной всякого смысла. Поэтому неудивительно, что от стихотворения «Одиночество», написанного в разгар лета, веет осенним холодом и безысходностью, оно выдержано в серых тонах, а в качестве живописного фона использованы ветер, дождь и мгла. Автор переносит сюжет этого произведения в промозглый осенний день, когда его герой остается на опустевшей даче, и ему «больно глядеть одному в предвечернюю серую мглу». Безрадостный пейзаж за окном, холод и сырость – лишь антураж, который лишь подчеркивает душевное смятение, тоску и опустошенность персонажа этого произведения. Постепенно, строчка за строчкой, автора рассказывает о личной трагедии своего героя, который расстается с любимой женщиной. Причина разрыва отношений весьма банальна – он попросту перестал быть интересен той, которую фактически считал своей женой. Однако иллюзии рассыпались в прах, и логическим завершением романа стало одиночество.

Впрочем, оно не пугает ни автора, ни его героя, которые уже давно смирились с подобным положением дел. Поэтому не было предпринято ни одной попытки удержать возлюбленную, и не было сказано ни единого упрека в ее адрес. Лишь грустная констатация свершившегося факта расставания, а также хрупкая надежда «как-нибудь дожить до весны», когда опустевший дачный поселок вновь наполнится голосами отдыхающих и проснется от зимней спячки.

Персонаж стихотворения «Одиночество» не намерен ускорять ход развития событий, он принимает свою судьбу с удивительной покорностью и некоторым безразличием. «Что ж! Камин затоплю, буду пить…», — таков ответ Бунина и героя его произведения миру и людям, столь жестоко поступившим с ними. Поэтому финальная строфа стихотворения о том, что неплохо было бы в такой ситуации завести собаку, является завуалированным намеком на то, что уж животное вряд ли предаст своего хозяина. Люди же, особенно женщины, не только легко предают, но и моментально забывают о тех, кого когда-то любили, так как прошлого для них, по мнению Ивана Бунина, попросту не существует. А окружающий мир соткан из сиюминутных желаний и ощущений, и в нем нет места настоящему и глубокому чувству.

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…

Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Анализ стихотворения Бунина Одиночество 2 вариант

Стихотворение «Одиночество» великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина начинается с описания пейзажа. Именно пейзажу он посвятил первые строки, подробно описав все, что его окружает. Вообще стоит сказать, что пейзаж всегда занимал особое место в лирике Бунина.

Читая первые строки, перед читателями всплывает мрачная и довольно таки грустная картина. В самой первой строчке можно увидеть многосоюзие. Читая самые первые строки можно увидеть мир глазами поэта.

Этим произведением Иван Алексеевич показывает безнадежность и грусть этого мира. Но, однако несмотря на то, что поэт думает «жизнь прошла», у него есть надежда, надежда на то, что все еще измениться.

Несчастный лирический герой пытается изменить свою жизнь. Все переживания очень ярко показаны. Поэт использовал различные литературные приемы, для того, чтобы как раз таки показать переживания героя. Здесь можно найти метафору, эпитеты, красочные прилагательные и так далее.

Читайте также:  Легкое дыхание – краткое содержание рассказа Бунина

В целом это очень сложное стихотворение, наполненное глубоким смыслом. Каждый читатель, который прочитает данное произведение, сможет ощутить все эмоции и чувства, которые испытывал автор в момент создания произведения.

Рифма использована перекрестная, она помогает сделать произведение мелодичным, не прерывистым и тяжелым.

По своему строению стихотворение довольно таки простое, так как если бы поэт сделал бы его сложным по строению, его было бы просто невозможно понять, и даже прочитать.

Написано данное стихотворение было в 1903 году. Основной темой данного произведения является тема одиночества, которая нужно сказать была очень близкой для Ивана Алексеевича. Данное чувство автор испытывал несколько раз в своей жизни, и оно просто угнетало его, убивая изнутри.

3 вариант

Тема любви — центральная в творчестве И.А. Бунина. Сколько рассказов посвятил ей писатель! Достаточно назвать цикл «Тёмные аллеи», поражающий нас разнообразием сюжетов и образов. Своё отражение эта тема получила и в поэзии Бунина. Свежесть и молодая сила чувств, восторг и отчаянье страсти, мысль о неизменности и вечности любви — вот основные мотивы, звучащие во многих его стихотворениях.

«Одиночество» — один из шедевров его лирики. Почерк Бунина-поэта отличается чеканностью (чёткость стиху придают мужские клаузулы) и сдержанной холодной манерой выражения. Здесь Бунин выступает наследником классических традиций.

Названием стихотворения задан его основной мотив: после разрыва с любимой лирический герой ощущает одиночество. На лексическом уровне это подчёркивается употреблением слов и предложений с соответствующим значением: «пустыней», «опустели», «я на даче один», «проживу и один», «больно глядеть одному».

Мотиву одиночества сопутствуют мотивы грусти, печали. Такое настроение навевают слова «умерла», «тоскливо», «больно», «разлюбила», «чужой». Бесприютность, сиротливость героя после ухода любимой отражает пейзаж в стихотворении: «и ветер, и дождик, и мгла над холодной пустыней воды», «опустели сады», «вечер ненастного дня», «сегодня идут без конца те же тучи — гряда за грядой», «предвечернюю серую тьму». Темноту и холод лирический герой ощущает и в природе, и в душе: «мне темно за мольбертом», «дует в окно». У него возникает желание физического и душевного тепла: «Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить… ». В стихотворении противопоставляются реальность и желание, мечта, надежда.

Над холодной пустыней воды.

До весны опустели сады…

Душевное волнение лирического героя Бунина передает отсутствие чёткого ритма: на протяжении стихотворения амфибрахий и анапест сменяют друг друга. В осенний бесприютный день герой хочет вернуть прошлое: «Воротись! Я сроднился с тобой!». Но его призыв остаётся без ответа.

Любовь ушла… Для выражения этой мысли автору достаточно единственной, но ёмкой по своей выразительности детали: «Твой след под дождём у крыльца расплылся, налился водой». Как дождь размывает следы, так и воспоминание о вчерашнем чувстве сотрётся временем.

Мы ничего не узнаём о причинах случившейся размолвки: произошедшее между героем и героиней опущено. Дана только развязка любовной истории: «Что ж, прощай! Как-нибудь до весны проживу и один… без жены…». Хотя в основу произведения положен грустный мотив, это стихотворение, на мой взгляд, нельзя назвать абсолютно пессимистичным: в нём выражены не только горечь одиночества и боль утраты, но и надежда.

Действительно, осень несёт с собой умирание природы, разлуку. «Что ж!» — в этом восклицании (оно повторяется в стихотворении два раза) звучит смирение, покорность судьбе. Но жизнь умерла лишь «до весны». Чувство надежды передаётся лексическим повтором: «Здесь жизнь до весны умерла, до весны опустели сады», «Как-нибудь до весны проживу и один — без жены…». С весной, возрождением к герою придут новая любовь, новые встречи и мечты. За страданием последует счастье.

Предложения интернет-магазинов

Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина

История создания

Стихотворение «Одиночество» написано в 1903 году и посвящено другу писателя – художнику Нилусу Петру Александровичу. Бунин называл своего друга поэтом живописи. В стихотворении отражены чувства сразу двух людей: самого поэта и его друга.

Во время написания стихотворения Иван Алексеевич был женат на красавице греческого происхождения, девушке очень молодой, только закончившей гимназию, – Анне Николаевне Цакни. Это был первый официальный брак Бунина, за плечами оставался искренний, но тяжёлый роман с Варварой Пащенко. Анна Николаевна обладала необыкновенной красотой, и Бунин сделал предложение буквально в первые дни их знакомства. Это сказалось на отношениях супругов. Не узнав друг друга до конца, они вскоре разочаровались в браке. И в письме к своему брату Иван Алексеевич писал:

«До такой степени не понимать ‹…› моего состояния, и не относиться ко мне помягче, до такой степени внутренно не уважать моей натуры, не ставить меня ни в грош, как это делает Анна Николаевна, — это одно непоправимо, а ведь мне жить с ней век.»

Анна не могла разделить интересов писателя, между ними часто возникали разногласия и недопонимание. Это отразилось в творчестве Бунина. Он чувствует себя одиноким в этом союзе. Человек, с которым он хотел прожить век, не может развеять его одиночество.

Ещё один примечательный факт из истории создания стихотворения – время года и место его написания. Вопреки тому осеннему, навевающему грусть пейзажу, который мы видим в нём, стихотворение написано летом в Константинополе. Этот контраст подчёркивает, что даже лето не смогло изгнать из души автора настроения поздней осени.

Одиночество в творчестве Бунина явилось отражением его внутреннего духовного одиночества. Сначала вызванного материальной неустроенностью, уходом первой возлюбленной, и неудачным браком, затем постоянными скитаниями, и, наконец, эмиграцией во Францию.


Жанр, направление, размер

  • Жанр стихотворения «Одиночество» – элегия, так как речь в нём идёт о глубоко личных печальных переживаниях и чувствах лирического героя. Однако это элегия с элементами послания. Герой обращается к ушедшей возлюбленной, как бы желая сообщить ей о своих чувствах.
  • Размер: «Одиночество» написано чередованием анапеста и амфибрахия. Анапест – трёхсложный размер с ударением на последнем слоге. Амфибрахий – трёхсложный размер, с ударением на втором слоге. Рифмовка использована как перекрёстная, так и параллельная. Рифма мужская, так как ударение всегда падает на последний слог в слове.
  • Тип рифмы интересен тем, что в каждом шестистишии в первых четырёх строках использована перекрёстная рифмовка, а последние две строки – всегда с параллельной рифмой. Такое построение соответствует ходу мыслей героя: последние две строки – это либо переход от описания к более личным переживаниям, либо переход к выводу, решению как в последнем шестистишии: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/ Хорошо бы собаку купить».

Жанр, композиция и средства выразительности

Стихотворение написано в форме монолога лирического героя и состоит из нескольких частей. Сначала автор строк сравнивает одиночество с осенью, находя в природе много параллелей. Затем описано расставание с женщиной, а в концовке Бунин делает вывод о ситуации:

Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить.

Строки написаны в жанре элегии и имеют вкрапления послания. Размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрёстная (конца – грядой – крыльца – водой) и параллельная (пить – купить).

В тексте использованы метафоры (жизнь до весны умерла, пустыня воды и пр.), а также эпитеты (ненастный день, предвечерняя мгла и т д.), которые помогают передать внутренние ощущения автора.

Композиция

Стихотворение «Одиночество» имеет необычную композицию: первая и третья строфы рисуют пейзаж, который созвучен внутреннему состоянию лирического героя. Вторая и четвёртая повествуют об отношениях главного героя и его возлюбленной, и чувствах, которые они испытывают.

Кульминационные строки соответствуют кульминации чувств героя, выраженной в окрике: «Воротись, я сроднился с тобой!». На протяжении всего стихотворения герой анализирует чувства, которые испытывал и испытывает к возлюбленной. Примечательно, что они даны в динамике.

Так, во второй строфе он говорит «стала казаться женой», а в последней – «сроднился». Герой понял, что эта женщина по-настоящему близка ему, только когда она покинула его. Это апогей чувства героя, и он выражает его в окрике с просьбой вернуться. Но сам же себя останавливает. Наивысшая точка пройдена, и теперь наступает спад – «Но для женщины прошлого нет…». Герой пережил сильное потрясение, осознал, что возлюбленная близка ему, но после этого напряжения, ему хочется почувствовать расслабление. И он убеждает самого себя, что природа женщины не позволит ей вернуться, даже если он действительно позовёт.

Анализ стихотворения Бунина «Одиночество»

Данное стихотворение начинается с описания пейзажа. Перед глазами читателя всплывает мрачная картина. В начале первой строчки присутствует многосоюзие (И ветер, и дождик, и мгла), оно помогает читателю ощутить и холод и темноту. «Над холодной пустыней воды» еще больше усиливает это ощущение.
Читая первые строки, начинаешь понимать, как воспринимает этот мир автор. Безжизненность внешнего мира показана оксюмороном «жизнь умерла». но у героя стиха остается надежда, выражая это у в фразе «слово до весны», которая повторяется при переходе из третьей в четвертую строку. также эту фразу можно увидеть во второй строфе, но здесь она имеет другое значение, здесь говорится о чувствах героя стиха. Однако эта фраза все равно является тягостной для героя и выражает его безрадостное будущее существование.

В третьей строчке читатель представляет пейзаж, который уже отличается от пейзажа в первой строчке. Идет, как бы усугубление обстоятельств. Дождик из первого пейзажа превращается в дождь, а мгла становится серой тьмой. Чувства лирического героя также изменяются: если сначала герой испытывал холод и темноту, то сейчас мы видим, как герой переживает уже свою душевную боль.

Лирический герой становится несчастным. Все его переживания показаны показаны на протяжении всего стиха. И чем сильнее привязывается герой к своей любимой, тем дальше отдаляется она от него. Автор стиха показывает смену чувств героя при помощи специальных антонимов, а именно: стала казаться женой – стал чужой, сроднился – разлюбила.

В этом стихотворении герой пытается понять суть происходящего, но он не в силе его изменить, это показано в безличных предложениях — «мне больно», «мне темно», «мне крикнуть хотелось». Герой не в силе подчинить своему контролю над тем, что творится в его окружающем мире, точно так же, как и не имеет возможности изменить погоду. Герой, который осознал всю глубину своих чувств, уже не верит в возвращение любимой и поэтому уже не имеет желания в открытую выражать свои чувства:

Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!». Но для женщины прошлого нет: Разлюбила – и стал ей чужой.

В этом стихотворении читатель понимает, что счастье невозможно, что люди постоянно расстаются друг с другом, а изменить мы ничего не можем, поэтому и приходится мирится с одиночеством.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Одиночество», несомненно, символизирует творческого человека. Не важно, художник он или писатель (в стихотворении упоминается мольберт) – это человек с особым мировосприятием, тонко чувствующий. Стоит отметить, что Пётр Нилус был не только художником, но и писателем. У него есть несколько опубликованных статей и сборников. Поэтому Бунин, создавая своего героя, наделил его поэтической душой не только художника кисти, но и художника слова.

Таким образом, лирический герой «Одиночества» – человек мысли в большей степени, чем человек дела. Это доказывают и его рассуждения, и вывод, к которому он приходит. «Буду пить…», — то есть не бороться, а сдаться. Да и героиню он не пытается вернуть, но лишь ссылается на чувства всех женщин. Такой приём называется синекдоха, когда целое замещается частью. Не для конкретной женщины нет прошлого, а для абстрактной, как бы для всех сразу. И из этого делается вывод, что и для героини нет прошлого. Этого герою достаточно, он не в силах справиться с мыслями о возможном отказе, поэтому решает принять его сразу, заранее. Выносить приговор самому себе иногда легче, чем услышать его от других.

Что же до чувств самой героини, Бунин намекает нам, что она, по всей видимости, противоположность героя. Ей нужно действие. Это подтверждается строками: «Вчера ты была у меня, / Но тебе уж тоскливо со мной». Возлюбленная скучает в его обществе. Видимо, они разные люди, и героиня не в состоянии по-настоящему понять его. Одиночество героя возникает ещё в обществе той, что стала близка как жена, но он переосмыслит это позже. Также с опозданием герой поймёт и то, что, несмотря ни на что, эта женщина стала дорога ему.

Символична и природа, которая соответствует настроению героя. «Холодная пустыня воды» – знак опустошения и холода, который царит в душе главного героя. Образ следа, оставленного героиней, также очень символичен. Он расплылся, наполнился водой – время его не пощадило. То есть даже след «уходит» от героя. Он один напоминал о прошлой любви. И, конечно, образ собаки как существа, которое будет любить бескорыстно, просто так. Герой надеется, что, хотя бы любовь к собаке поможет ему избавиться от ощущения ужасающего одиночества, никому ненужности.

Текст

И ветер, и дождик, и мгла, Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой… Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены…

Сегодня идут без конца Те же тучи — гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой. Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить.

1903 год (Константинопль).

Темы и проблемы

  • В стихотворении «Одиночество» в первую очередь поднимается основная проблема одиночества человека. Как сказал К. Юнг, «одиночество – это невозможность говорить с людьми о том, что тебе кажется существенным». Но почему возникает эта невозможность? Почему другие люди не могут разделить с тобой то, что тебе кажется ценным? Часто это случается в союзе, который изначально был построен людьми, имеющими мало общего. Или теми, кто видел разницу в мировоззрении, но готов был мириться с этим, а позже осознал, что не справится.
  • Также очевидна основная тема любви — чувства, которое связывает воедино совсем разных людей. Герой – человек тонко чувствующий, ранимый, склонный к размышлениям в тишине и покое. Эта созерцательность помогает ему творить. А героиня не в силах разделить его тишину, не в силах понять. Она скучает. Такой подход не означает, что кто-то из героев прав больше, а кто-то меньше. Правы оба, но в обществе друг друга они чувствуют себя одиноко. Ведь одиночество часто возникает из-за ощущения что тебя не слышат, не понимают.

Настроение стихотворения «Одиночество» пронизано грустью, ощущением тоски и одиночества. Подобно дороге, которую не видно в темноте поздней осенью, герой не может разглядеть своё будущее. Пока только дождь, мгла и ветер. Но надежда на возрождение остаётся: жизнь умерла только до Весны. Герой надеется на воскресение.

Лаконизм в стихотворении

Анализ художественных средств в стихотворении Бунина «Одиночество» показывает нам, что поэт использует не только метафору, оксюморон и многосоюзие, но и такой метод, как лаконизм. Например, в следующих строках:

«Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить».

Лаконизм впервые стал использоваться поэтами в начале XX века, когда полное смятение и душевные метания передаются при помощи одной равнодушной фразы, смысл которой не имеет отношения к предмету страданий поэта. Человек, который обречен на одиночество из-за ухода любимой, не торопится выплескивать свои переживания и эмоции. Выражение «затоплю камин» говорит о том, что главный герой хочет как-то разогнать мрак и тоску, которые овеяли его душу. Но фраза «буду пить» свидетельствует, что он прибегает к извечному способу избавления от страданий, попытке «утопить» их в вине.

Это говорит о том, что в его душе поселилось отчаяние, преодолеть которое не каждому под силу. Поэт пишет о том, что хотел бы купить собаку. Это также свидетельствует о душевной потребности в близком существе. Верный пес никогда не оставит своего хозяина, в отличие от женщины. Однако пока что он еще не совсем готов вернуться к нормальной жизни после своего потрясения. Ведь «купить собаку» — это уже означает начать существовать, предпринимая действия. Однако лирический герой добавляет частицу «бы», которая используется для выражения надежды на то, что его жизнь образуется.

Смысл

Главная мысль стихотворения «Одиночество», вероятно, может быть сформулирована так: люди могут чувствовать себя одинокими, это чувство ужасно, но оно не должно лишать их шанса на возрождение.

Главный герой не стал по-настоящему возвращать героиню, возможно, потому, что в глубине души понимал – они действительно разные люди. Одиночество, которое он испытывает в данный момент, поглощает его душу, терзает его. С этим чувством сталкивается любой, оно абсолютно нормально. И всё же, оно не должно побеждать, в его отношениях победа одиночества над любовью неоспорима. Такова основная идея стихотворения «Одиночество»: герой одинок столько без нее, сколько с ней.

Да, герой отчаялся что-либо изменить, он собирается пить у камина, чтобы хоть ненадолго забыться. Но есть надежда, что он сможет пережить этот период и выйти из него возрождённым. Самого Бунина впоследствии судьба вознаградила вторым браком, в котором он обрёл счастье.

Анализ стихотворения Первый снег Бунина

Стихотворение “Первый снег” принадлежит к раннему творчеству Бунина. Детство поэта прошло в сельской местности, красота которой часто наводила его на размышления. Полюбивший природу с раннего возраста юный поэт часто описывал её изящество в своих произведениях. В стихотворении “Первый снег” автор делает поэтическую зарисовку наступления зимы и делится своими немного грустными мыслями связанными с уходом теплых дней.

Читайте также:  Анализ стихотворения Няня Бунина

В произведении идёт описание природного явления, когда после ночной борьбы в свои права вступает зима и утром, проснувшись, все видят белую скатерть на полях. Появляется аромат морозной свежести и небо окрашивается в багряные оттенки. Все описание ведётся простой, лаконичной и доступной речью с помощью введения в действие лирического героя.

Структурная составляющая стихотворения представлена в трех частях, в каждой из которой содержится определённый смысл.

По ходу повествования чувствуется изменение в природе, с помощью эпитетов создается иллюзия того, будто эти явления происходят здесь и сейчас. Первые признаки зимы чувствуются уже с самого начала произведения. С помощью приёма образности в текст вводится беспокойный мотив.

Линия сюжета завершается в третьей части, где с помощью метафорической образности поэт прощается с осенью и вводит в свою картину зиму.

Лирический герой становится явным свидетелем смен времен года.

Своеобразием изображения является употребление слов из разговорной речи, засчет этого картины становятся ясными и понятными каждому читателю.

Автор применяет средства художественной выразительности в игре на цветовых оттенках белого с красным. Эта игра превосходит простоту речи и делает акцент на мировосприятии человека. Читатель ощущая себя на месте лирического героя также находится в предвкушении наступления зимы.

В строчках описания прихода зимы заметен оптимистический настрой героя, для него это время светлого и чистого праздника.

Во всей простоте стиха чувствуется рука мастера, который умеет говорить просто о самом сложном. Поэтическая зарисовка “Первый снег” вобрала в себя подлинные чувства любви к окружающей природе.

Анализ 2

Произведение относится к ранней пейзажной лирике поэта, имеющей в своей основе авторские философские размышления, воплощенные в зарисовке природных событий, и является одним из хрестоматийных стихотворений поэта.

Стихотворение описывает скорое приближение зимнего периода, когда воздух наполняется морозным ароматом и в небе появляются яркие пурпурные оттенки, передаваемые поэтом простой, доступной и легкой речью посредством введения в содержание образа лирического героя.

Структурная композиция произведения состоит из трех частей, каждая из которых несет собственную смысловую нагрузку.

Повествование передает движение природы, создавая при помощи предельно объективных эпитетов иллюзию происходящего в настоящее время. Ощущение первых признаков наступающей зимы чувствуется с первой строфы, постепенно добавляя тревожные мотивы в следующих строфах, используя прием образности.

Сюжетная линия стихотворения имеет свою развязку в третьей части, в которой посредством метафоры поэт демонстрирует прощание с осенней природой перед началом холодной зимы, описывая тоскливый мотив разлуки, перекликающийся с принятием в жизни любого изменения в природе, даже проявляющегося в зимнем сне.

Образ лирического героя представляется поэтом в виде сопричастности к живой природе, выражающейся в ощущении собственного я в природном представлении.

Отличительной особенностью стихотворения является применение поэтом близких к разговорной речи интонаций, которые наполняют поэтическую зарисовку понятными и простыми картинками.

В качестве средств художественной выразительности автором применяет сочетание оттенков цветовой гаммы в виде красного и белого цвета, которые преодолевают обычное описание и акцентируют внимание на мироощущении человека, который в образе лирического героя, наблюдая за природными изменениями, ждет приближение зимних холодов.

В тоже время зима для лирического героя воспринимается в качестве вечного праздника, света и чистоты, заключаемых в ностальгических воспоминаниях поэта, ассоциирующихся с детской беззаботностью и ощущением счастья, в которых чувствуется особое авторское неповторимое очарование первым пушистым снегом. Лирический герой не пугается приближающейся снежной бури и мечтает о скорейшем преображении окружающего мира, с грустью прощаясь с несравнимой осенней гармонией.

Анализ стихотворения Первый снег по плану

Первый снег

Возможно вам будет интересно

Произведение является отражением душевных переживаний поэта в период его беззаботной молодости, отличающейся бедностью и отсутствием творческих амбиций.

Произведение Вот оно, глупое счастье. публикуется в 1918 году. Стихотворение носит ностальгический характер. В нем поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он совершенно беззаботно проводил время

Стихотворение-обращение к, собственно, талисману с просьбой сохранить. В первой строфе представляет общая мольба сохранить в разных ситуациях: в печали, в опасности. И поэт признаётся, что дар этот он получил в дни печали. Скорее всего, на память.

Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.

Произведение создается в жанре лирической элегии и посвящается воспеванию волшебного природного явления в виде ночного времени суток.

Анализ стихотворения Бунина Первый снег

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег»

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег»

Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала будущему литератору поводы для размышлений. С детства Бунин любил гулять по окрестным лесам, и его природная наблюдательность впоследствии сослужила ему хорошую службу. Спустя определенное время детские воспоминания стали прекрасным материалом для написания очень красивых и волнующих стихов.

К раннему периоду творчества Ивана Бунина относится стихотворение «Первый снег», которое сегодня считается хрестоматийным и входит в школьную программу начальных классов. В этом нет ничего удивительного, так как написано оно очень простым и доступным языком. Вместе с тем, в произведении присутствует образность, которая позволяет живо представить приход зимы.

Она еще не вступила в свои права, однако по косвенным признакам автор безошибочно угадывает ее приближение. В воздухе уже пахнет морозом и «ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса», что указывает на предстоящее похолодание. Предположения поэта оправдываются, так как уже ночью начинается снежная буря. Однако она не пугает юного Бунина, который с нетерпением ждет подобных перемен и мечтает о том, чтобы весь мир преобразился.

Действительно, «с рассветом на село, на пруды, на сад пустынный первым снегом понесло». В этой простой фразе автор сумел уместить не только свои ожидания, но и показал, что деревья и пруды также готовы к приходу зимы. Пройдет несколько часов, и «белая скатерть» снега накроет оголенные поля, привнеся в природу ощущение света и праздника. Лишь запоздалая вереница гусей, с которой автор прощается в первый день зимы, указывает на то, что еще вчера мир был совсем другим. Однако поэта это нисколько не пугает, ведь преображение природы в этот период года так естественно и гармонично, что вызывает в душе лишь легкое чувство горечи из-за того, что время бежит так неумолимо и с каждым годом лишь убыстряет свой ход.

При этом Бунин с благодарностью воспринимает приход зимы, которая в его глазах имеет особое очарование. Она ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус ностальгии и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив, свободен от обязательств и избавлен от необходимости жить по законам взрослых.

Анализ стихотворения И. А. Бунина “Первый снег”

Ирина Сорокина Мыслитель (9122) 3 года назад

Алия Хисматова Мастер (2252) 3 года назад

Бунин повествует о прекрасной поре: яркой поднебесной осени, вспыхнувшей и неожиданно сменившейся бурным всплеском зимней прохлады, несравнимое очарование которой передаёт первый пушистый снег, словно тоже проснувшись и, прощаясь с вереницей, покрывая белым всё вокруг.

Александра Авдеева Знаток (263) 10 месяцев назад

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.

Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одно из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями. О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации.

О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.

Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования.

В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.

«Первый снег» И.Бунин

«Первый снег» Иван Бунин

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло…

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег»

Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала будущему литератору поводы для размышлений. С детства Бунин любил гулять по окрестным лесам, и его природная наблюдательность впоследствии сослужила ему хорошую службу. Спустя определенное время детские воспоминания стали прекрасным материалом для написания очень красивых и волнующих стихов.

К раннему периоду творчества Ивана Бунина относится стихотворение «Первый снег», которое сегодня считается хрестоматийным и входит в школьную программу начальных классов. В этом нет ничего удивительного, так как написано оно очень простым и доступным языком. Вместе с тем, в произведении присутствует образность, которая позволяет живо представить приход зимы.

Она еще не вступила в свои права, однако по косвенным признакам автор безошибочно угадывает ее приближение. В воздухе уже пахнет морозом и «ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса», что указывает на предстоящее похолодание. Предположения поэта оправдываются, так как уже ночью начинается снежная буря. Однако она не пугает юного Бунина, который с нетерпением ждет подобных перемен и мечтает о том, чтобы весь мир преобразился. Действительно, «с рассветом на село, на пруды, на сад пустынный первым снегом понесло». В этой простой фразе автор сумел уместить не только свои ожидания, но и показал, что деревья и пруды также готовы к приходу зимы. Пройдет несколько часов, и «белая скатерть» снега накроет оголенные поля, привнеся в природу ощущение света и праздника. Лишь запоздалая вереница гусей, с которой автор прощается в первый день зимы, указывает на то, что еще вчера мир был совсем другим. Однако поэта это нисколько не пугает, ведь преображение природы в этот период года так естественно и гармонично, что вызывает в душе лишь легкое чувство горечи из-за того, что время бежит так неумолимо и с каждым годом лишь убыстряет свой ход.

При этом Бунин с благодарностью воспринимает приход зимы, которая в его глазах имеет особое очарование. Она ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус ностальгии и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив, свободен от обязательств и избавлен от необходимости жить по законам взрослых.

«Первый снег», анализ стихотворения Бунина

Философская основа лирики И. А. Бунина — признание постоянной борьбы вечного и тленного, жизни и смерти. Бытие мыслилось поэтом как яркая вспышка, миг, принять который нужно всеми чувственными, эмоциональными способностями человека.

Зримая картина мира, меткая описательность, наводящая на раздумья, тонкими, ненавязчивыми штрихами сплетается в ткань стихотворения «Первый снег» .
Эта небольшая пейзажная зарисовка, передающая движение природной жизни, умело создает иллюзию, что действие происходит сейчас, в настоящем. Этому способствуют предельно объективные эпитеты .

Вслушиваясь и вглядываясь в поэтическую картину, разворачивающуюся в первой строфе стихотворения, нельзя не ощутить первые признаки зимы.
Вопреки ожиданиям вторая строфа исполнена немного тревожными нотками. В ней зима воинственно обозначает свое право на мир природы, подчиняя его себе. В символике зрительного ряда, прорисованного здесь, обязательно нужно выделить образ бури и пустынного сада.

Тревога природы перед новым статусом передается через градацию :

А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

Развязка лирического сюжета предстает в третьей строфе: метафорично звучат финальные строчки произведения:

Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Мотив разлуки сопряжен здесь с мотивом принятия жизни во всех ее проявлениях, неразделимости зимнего сна и стихии бытия.

Эстетически безупречно выстроен бунинский текст. Четырехстопный хорей необыкновенно точно и органично передает переломный момент от осенней грусти к зимнему спокойствию. Динамика природных явлений выражена через просторечный глагол «понесло» .

Лирический герой чувствует свою сопричастность всему живому, о чем свидетельствует местоимение «мы». Он ощущает себя частью природного представления.
Почти разговорные интонации не снижают содержание, а, наоборот, делают картину понятнее, наполняя ее неизбывным чувством любви ко всему живому.

Перемежение цветов: красного и белого — помогают поэту преодолеть простую описательность, показывая сопричастность природы мироощущению лирического героя.
В обманчивой простоте бунинского стиха скрыто подлинное мастерство автора, умеющего о сложном сказать просто. Поэтическая миниатюра «Первый снег» проникнута подлинными, настоящими чувствами любви к родной природе, неброской ее красоте.

«Первый снег», анализ стихотворения Бунина

Философская основа лирики И. А. Бунина — признание постоянной борьбы вечного и тленного, жизни и смерти. Бытие мыслилось поэтом как яркая вспышка, миг, принять который нужно всеми чувственными, эмоциональными способностями человека.

Зримая картина мира, меткая описательность, наводящая на раздумья, тонкими, ненавязчивыми штрихами сплетается в ткань стихотворения «Первый снег».
Эта небольшая пейзажная зарисовка, передающая движение природной жизни, умело создает иллюзию, что действие происходит сейчас, в настоящем. Этому способствуют предельно объективные эпитеты.

Вслушиваясь и вглядываясь в поэтическую картину, разворачивающуюся в первой строфе стихотворения, нельзя не ощутить первые признаки зимы.
Вопреки ожиданиям вторая строфа исполнена немного тревожными нотками. В ней зима воинственно обозначает свое право на мир природы, подчиняя его себе. В символике зрительного ряда, прорисованного здесь, обязательно нужно выделить образ бури и пустынного сада.

Тревога природы перед новым статусом передается через градацию:

А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

Развязка лирического сюжета предстает в третьей строфе: метафорично звучат финальные строчки произведения:

Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Мотив разлуки сопряжен здесь с мотивом принятия жизни во всех ее проявлениях, неразделимости зимнего сна и стихии бытия.

Эстетически безупречно выстроен бунинский текст. Четырехстопный хорей необыкновенно точно и органично передает переломный момент от осенней грусти к зимнему спокойствию. Динамика природных явлений выражена через просторечный глагол «понесло».

Лирический герой чувствует свою сопричастность всему живому, о чем свидетельствует местоимение «мы». Он ощущает себя частью природного представления.
Почти разговорные интонации не снижают содержание, а, наоборот, делают картину понятнее, наполняя ее неизбывным чувством любви ко всему живому.

Перемежение цветов: красного и белого — помогают поэту преодолеть простую описательность, показывая сопричастность природы мироощущению лирического героя.
В обманчивой простоте бунинского стиха скрыто подлинное мастерство автора, умеющего о сложном сказать просто. Поэтическая миниатюра «Первый снег» проникнута подлинными, настоящими чувствами любви к родной природе, неброской ее красоте.

Похожие статьи:

Слушать стихотворение аБунина Первый снег

Ссылка на основную публикацию